Если у вас не было духовного кризиса. Все плохо, инадо уходить

У вас есть проблема? У нас есть её решение. Но оно может показаться прозаичным и даже горьким: добро пожаловать в реальный мир.

Дано: Катя, 28 лет, в отношениях с Максимом два года, из которых у них не было секса целых 12 месяцев.

«Мой партнёр очень много работает, и он довольно напряжён. Конечно, моя уверенность в себе снижается, я начала даже набирать вес. Все мои друзья говорят, что я сумасшедшая и что мне нужно немедленно разойтись с ним, но я не хочу этого.

Вначале Максим обвинял меня в том, что я не умею правильно заниматься сексом, и я считала, что проблема во мне. Но как надо «правильно», он мне не показал и не рассказал. Теперь же он говорит о том, что любит не членом, а мозгом, и мне нужно найти «волшебную кнопку» в его голове. И как мне это сделать? Как взломать его мозг?

Меня бесит, что он сказывается усталым или говорит, что хочет спать, когда видит, что я хочу секса. Такое чувство, что он издевается надо мной!».

Да, с этим парнем надо серьёзно поработать: он ведёт себя, как сущий ребёнок. Говорит, что устал, когда вы хотите секса? Так же ведут себя дети, когда их заставляют заправлять постель или убирать разбросанные игрушки.

Что значит его «я люблю мозгом»? Вы что, должны разгадывать судоку в неглиже или играть в «Тетрис» во время прелюдии? Выкрикивать теоремы во время фрикций? Называть его Эйнштейном или Илоном Маском? Вероятно, он реально не хочет с вами секса и пытается от вас отвязаться вот таким некрасивым способом.

Решить проблему можно, пожалуй, только одним способом: прямо скажите ему, что вам нужно заниматься сексом обязательно, столько-то раз в неделю или месяц. Заставьте его объяснить, что значит, по его мнению, «правильный» секс.

Возможно, этот парень асексуал или ставит свою сексуальность под вопрос, а вы страдаете. Попробуйте найти себе кого-то более темпераментного, кто согласится заниматься сексом чаще, чем раз в год.

Воздержание от секса опасно и для мужчины, и для женщины. Для первого – проблемами в физическом плане, для второй – в психическом. Но мужчины так устроены, что идут удовлетворять свои потребности к нелюбимым женщинам, если с любимыми у них секс отсутствует. А женщины терпят: без любви они, как правило, не могут, и если даже решаются на интрижки, потом часто корят себя за эти поступки.

Если секса в паре нет, но отношения разрывать не хочется и на сторону идти – тоже не вариант, тут совет простой: обратитесь к сексологу или, если не хотите впутывать третьего лишнего, откровенно поговорите. Разговор, если оба его участника настроены слушать и слышать, тоже считается терапией. Попробуйте рассказать о своих претензиях к партнёру, выслушайте его претензии, выскажите свои пожелания, попробуйте прийти к соглашению. Возможно, понадобится не один разговор, чтобы оживить вашу интимную жизнь, но результат того стоит. Ведь секс – не главное в отношениях, но без него оба партнёра не могут жить полноценной жизнью.

Слёзы…ядерная вода,не разлагаемые земные соли,разъедающие всё внутри. Такие горячие и настоящие.Не надо бы. Вы когда-нибудь теряли?Родных?Родителей, детей? Теряя себя мы становимся беспутными странниками, маятниками судьбы. Страшно терять веру. Люди в войну, обречённые, не надеющиеся ни на что, бросались на иконы, прятали их в подвалах, дабы никто не отнял. Иногда вера-это Cпасение. Я потеряла свою.
Когда не веришь, что и у тебя всё может быть по-другому, и твою боль или радость разделит тот, кому ты по-настоящему дорог, приходиться проживать чужие жизни, угадывать чужие желания. И не бояться терять то, что так рвутся отвоевать другие.Это и место под солнцем, и любовь, и свободу и истину...Раскалённые до бела, слепо ненавидящие друг друга, двуногие, прямоходящие –мы, не прочь перегрызть горло ближнему, прикрываясь верой, как грязной простынёй. Честнее было бы стоять на четвереньках. Но даже волки никогда не кусают друг друга за щиколотки.
Иногда вера-это Война. С кровью и жертвами с пулями в сердце. Я не нападаю, потому что у меня нет веры. И я больше ничего не хочу терять. Не хочу войны. Но если вдруг позовёт и заплачет родная,одна стоящая среди пыльных обломков надежд, и это будет моя дочь, я назову её именем..Вера, чтобы ей ничего не пришлось терять. И тогда это будет моя истина. Это будет моя война...

Февраль2009

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Больше всего отдуховного кризиса страдают те, укого нет критического мышления икто воспринимает веру слишком буквально. Такие люди имеют все шансы дойти достадии воинствующего невротического атеизма. Только что человек целиком посвящал себя религии, атеперь стойже страстью борется сней. Почему, несмотря наэто, кризис веры всеже полезен, наРождественских чтениях рассказала психолог Наталия Скуратовская.

Кризис: никаких гарантий

Духовный кризис- это тяжело ибольно, нобез него никак нельзя. Все, что внас есть, будь тонаша личность, отношения сдругими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.

Кризис- это возможность закороткое время получить качественный скачок ирадикальные изменения, которые дают шанс перейти наболее высокую ступень развития.

Впрочем, это недает никаких гарантий, ведь вкаждом кризисе вместо шанса пережить иподняться есть опасность зависнуть впереживаниях или провалиться вбездну отчаяния.

Вкризисе часть нас умирает

Кризис полезен. Во-первых , тем, что это самый быстрый ипростой способ разрушить установки ипривычки , ограничивающие наше развитие. Вкризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало иотжило.

Во-вторых , кризис повышает нашу осознанность . Онподталкивает квыбору новой жизненной стратегии. Многие люди струдом делают выборы, откладывая решения напотом либо вообще перекладывая ответственность. Нобывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.

В-третьих , кризис невозникает просто так . Ему предшествует скрытый идолгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо неосознавать, либо незамечать, скрывать отсебя иотокружающих. Вкакой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится инет даже доверия кземле под ногами, мыпонимаем, что ничему вэтой жизни нельзя доверять.

Ивсе, вочто мыверили, вдруг кажется нам неправдой. Нопосле периода растерянности, страдания иотчаяния мыобнаруживаем, что конфликт, который привел нас ккризису, впроцессе переживания разрешился. Это похоже нагрозу, после которой воздух становится чист исвеж.

Мыперестаем понимать смысл жизни

Кризисов бывает много иразных: возрастные, личностные, духовные.

Особенность духовного кризиса состоит втом, что онпосягает наоснову нашего бытия. Вдуховном кризисе мыутрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это незначит, что мыпонимали смысл жизни раньше, атеперь нет. Новспокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели исмысла, которые вмоменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они иоказываются.

Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание отшелухи имусора, отпредрассудков, отчужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, ионперестал нас вдохновлять.

Вдуховном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мычувствуем повреждение процесса духовного поиска идуховной жизни. Возникает ощущение, будто мышли ивдруг дорога исчезла. Вышли напорог, апорога нет. Ноименно это ощущение помогает нам собраться ибыть бдительнее, трезво взглянуть нетолько насамих себя, ноинаокружающую реальность.

Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.

Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (аочевидно, что какие-то духовные кризисы переживают иэзотерики, илюди снеопределенным представлением овысшей силе) состоит втом, что предыдущий религиозный опыт водночасье обесценивается. Это приводит котказу откакихбы тонибыло религиозных практик, аиногда кихпереосмыслению.

Как только мытеряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.

Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество ибессмысленность.

Тот ужас, который всовокупности создается, ужас, скоторым мысталкиваемся лицом клицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.

Что делают снами наши страхи

Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным ислучайным. Непонятно: толи мыесть, толи нас уже нет.

Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мывсегда стремимся кней- тоже страх. Нопочему? Дапотому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира иясная структура. Большую часть жизни мы, если мыверующие люди, живем сощущением, что Господь мудро создал этот мир иПромысл Божий онас так или иначе ведет нас.

Понимаемли мыили непонимаем его, но, как минимум, вэтом мире мыотвечаем незавсе. Главное, мыявляемся частью некоего более великого плана. Нокогда мычувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мыбудто идем как поканату над пропастью. Все, что снами случится, зависит отнас, нопри этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.

Одиночество вэкзистенциальном смысле- это чувство собственной изоляции. Мыодинокими рождаемся иодинокими уходим изэтого мира. Вобычные минуты нашей жизни этот страх мызакрываем вконтактах, впривязанностях, впринадлежности кчему-то большему.

Вкризисные моменты нашего существования мычувствуем, что насамом деле между нами иужасом бытия- пустота. Когда нет Бога, мыоказываемся наедине сбездной.

Наконец, если мытеряем прежний духовный смысл, томычувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность вцелях исмысле составляет основу человеческого существования.

Иллюзии иихкрушение- причины

Самой распространенной причиной является крушение иллюзий осебе. Часто мывоспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим всебе возможности, дарования.

Унас всегда есть притязания иопределенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Какбы тонибыло, ноиллюзии осебе всегда накапливаются. Вмоменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мыоказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.

Второй причиной является крушение иллюзий оБоге.

Нередко образ Бога искажен нами. Мывродебы верующие люди, новкакой-то момент может возникнуть вопрос инедоумение: « Агдеже тосамое мое Богообщение? Где тасамая любовь Божия, окоторой все рассказывают? Выходит, что ядвадцать лет молюсь впустоту? Яже ничего неслышал. Мне оттуда неотвечают. Ивообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»

Бывает наоборот: « Тридцать лет ябоялся Бога, новот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почемуже Онменя неостанавливает инепоправляет?» Нередко втакие моменты человек понимает, что поклонялся неБогу, аидолу, которого выдумал исамже поставил наместо Бога. Это страшное переживание, новдуховном смысле именно оно бывает полезно.

Наконец, третья причина- крушение иллюзий оЦеркви. Ожидание, что мыпридем внекое прекрасное место, где все друг друга любят итам практически рай, обычно разбивается оцерковные реалии. Исэтим переживанием тоже приходится справляться.

Есть идругая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь иповлекшие засобой духовный кризис. Инапервом месте здесь стоит смерть близких.

Смерть- это всегда момент переосмысления исобственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, вочто они верили, надеялись имолились, все ихнадежды обратились впрах. Все, что было прежде, обесценивается. Также как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость иуязвимость ипонять, что жизнь устроена совсем нетак, как думаешь, инадо что-то менять.

Когда человек теряет дело жизни, когда сним происходят разные неприятности, связанные сего профессиональным признанием, когда рушится то, начем была основана его профессиональная самоидентификация- это тоже приводит ккризису. Сэтим что-то надо делать. Ноединственное, что реально сделать можно- понять, как жить по-другому , иосмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.

Изменение материального уровня как вменьшую, так ивбольшую сторону, внезапное обнищание, как ивнезапное богатство, вравной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.

Вравной степени причиной кризиса могут стать отношения сдругими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие восновных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мысосредоточили начем-то одном, аэто несработало.

Все плохо, инадо уходить

Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Оннапоминает историю про лягушку вкипятке. Лягушку положили вхолодную воду имедленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так инезаметив момента, когда надо было выпрыгивать.

Если говорить оправославной среде, топричиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мынаблюдаем, что практика несоответствует учению. Ожидали одно, аполучилидругое. Ноэто становится уже непросто разочарованием вЦеркви как внекоем земном институте или богочеловеческом организме.

Это превращается вконкретную обиду нато, что иэто плохо, ивообще надо уходить. Однако причины здесь бывают нетолько внешними, ноивнутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или занего это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. Вкакой-то момент становится ясно, что все или многое вэтом было ошибкой.

Внаибольшей опасности находятся люди снекритичным мышлением ибуквализмом веры. Кпримеру, если человек буквально верил вШестоднев, то, столкнувшись субедительными доказательствами эволюционных теорий, онтеряет веру совсем.

Чем жестче иригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары поней.

Часто говорится, мол, если учеловека имеет место духовный кризис, значит, унего есть нераскаянные грехи. Ноеще чаще именно тем человеком, который вкризисе это отвергает, все воспринимается попринципу « сам виноват» . Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас отприскорбных вдуховном смысле обстоятельств.

Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние созначимыми для нас людьми или противоречие между семьей иверой, работой исемьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно втупик.

Если увас небыло духовных кризисов, есть плохая новость

Внутренние противоречия обычно нарастают, номыизо всех сил стараемся этого незамечать. Ихотя умом незамечаем, сердцем чувствуем иинтуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мывсегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Ночем дольше мыего оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса- этап разрушения мировоззрения ипредставления осебе.

Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно нанего. Вэтот период мыосознаем, что нам ничего неудалось, амир имывнем небудем прежними. Мычувствуем, что потеряли веру, аесли непотеряли, то, как минимум, ниосебе, ниоБоге, ниобэтой жизни ничего незнаем. Мыголые инашатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется,- это выбираться изэтого состояния.

Втакие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно втакие моменты мыеще ненастолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.

Никакое страдание непродолжается вечно. Вкакой-то момент наступает пауза имыпостепенно привыкаем кситуации полной неопределенности вдуховном смысле. Понимая, что раз старые модели неработают, ановые несложились инесозданы, тонам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти изэтого кризиса.

Именно вэтот момент помаксимуму включается критическое мышление. Втакие моменты мыспособны намолитвенное усилие ипризываем помощь Божию.

Основная задача этого периода (переоценки ценностей)- поставить правильные вопросы перед собой. Ипусть унас небудет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти кпереосмыслению ценностей исозиданию.

Когда изобломков нашего прежнего мировоззрения ипыли, вкоторую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мывидим свет вконце тоннеля, выход изтупика, тогда мыпонимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения непроисходят мгновенно, ноизменения втакие периоды уже наметились.

Безусловно, автоматически этот процесс непроисходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть накаждой изэтих стадий. Иесли кто-то думает, что унего нет инебыло никаких духовных кризисов, тоуменя плохая новость.

Скорее всего, это значит, что вымного лет пребываете всостоянии нарастания внутренних противоречий исопротивления изменениям.

Изтрудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мыеетеряем, и, лишь пройдя трудный путь иобретя смирение, мыеевозвращаем. Укого-то уходит наэто вся жизнь.

Побольшому счету это иесть описание типичного духовного кризиса.

Этот цикл всвоей жизни мыможем повторять неоднократно. Вкакой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, апотом опять еепотеряли, едва расслабившись. Нокогда учеловека есть опыт, ему хотябы нестрашно, ведь онзнает, что разрушение мировоззрения неявляется необратимым. Кризис- это период переформатирования собственной личности иизбавления отвсего лишнего.

Как помочь человеку

Мынеодни вэтом мире. Даже если выостро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы увсех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым вэтот момент.

Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека вкризисном состоянии. Все, что мыможем дать человеку- это немножко ресурса справиться сэкзистенциальной угрозой, тоесть сделать так, чтобы оннечувствовал себя одиноким ипотерянным. Принятие всегда стоит напервом месте. При этом слова вэтот момент могут пониматься человеком трудно.

Второе- это поддержать человека рефлексией , помочь выбраться изсостояния полного краха кпопыткам нащупать выход изтупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, ноделать это неназидательно, амаксимально недирективно. Любое давление втакие моменты вгоняет человека вновые кризисы. Можно предлагать свои идеи иварианты, нотолько неговорите: « Уменя такое было, ятоже сомневался… »

Необесценивайте чужие страдания , мысли иинтуицию. Вынеможете знать, насколько для него важно то, что онимеет. Когда мынаходимся вдуховном кризисе, нам хочется забиться испрятаться, ипереждать это состояние. Нонезабывайте, что вынасвете неодни. Неотказывайтесь отпомощи иподдержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти всебе силы обратиться запомощью.

Чтобы помешать, достаточно начать осуждать

Чтобы помешать выйти изкризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить оего бездуховности или « Сам виноват» , « Это тебе погрехам» . Вредно навязывать единственно верное мнение.

Неважно, отказалсяли человек отодного мнения или отдругого, ноименно всостоянии кризиса оннаиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Ончувствует это буквально кожей. Аощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться клюбым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ отобщения, отчуждение, мол, когда сосвоими сомнениями разберешься, тогда иприходи, амне стобой тяжело разговаривать- это толкание водиночество.

Три пути выхода

Переосмысление ценностей иформирование нового мировоззрения имеет три пути.

Во-первых , иэто хороший вариант- если кризис связан сверой, томыможем переосмыслить традицию исвои убеждения, избавиться отнаносного, лишнего исуеверного, отпредрассудков исомнительных, пусть даже распространенных мнений итем укрепить свою веру. Мысами можем прийти кболее глубокой иискренней вере.

Второй путь- путь расцерковления. Человек приходит котказу отрелигиозной практики, неотказываясь отверы. Например, онначинает переосмысливать иискать альтернативные пути.

Наконец, третий путь- полное разочарование ипотеря веры. Вмягком варианте это утверждение: « Яагностик идумать обэтом нехочу» . Вжестком варианте- поведение вдухе воинствующего невротического атеизма. Вэтом случае человек скакой страстью посвящал себя религии, стойже страстью посвящает себя борьбе срелигией, делая это годами.

Кризис- всегда возможность роста

Сложившаяся церковная традиция построена надействиях, препятствующих выходу изкризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если онначинает интересоваться чем-то , что несоответствует церковному пониманию, топервое, что встречает- это осуждение, попытки перевоспитать идаже анафематствование.

Нолюди, которые действуют втакой парадигме, подталкивают тех, кто оказался вкризисе, ксамому жесткому варианту выхода изнего. Особенно остро это происходит втех случаях, когда критическое мышление учеловека небыло сформировано. Более того, они подталкивают самих себя кеще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.

Важно понимать, что ниодно наше состояние, пока мыживы, неявляется окончательным.

Иутех, кто попал вкризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти кболее глубокой вере. Кризис- это всегда возможность ииспытание, данное нам для роста.

Больше всего от духовного кризиса страдают те, у кого нет критического мышления и кто воспринимает веру слишком буквально. Такие люди имеют все шансы дойти до стадии воинствующего невротического атеизма. Только что человек целиком посвящал себя религии, а теперь с той же страстью борется с ней. Почему, несмотря на это, кризис веры все же полезен, на Рождественских чтениях рассказала психолог Наталия Скуратовская.

Кризис: никаких гарантий

Духовный кризис – это тяжело и больно, но без него никак нельзя. Все, что в нас есть, будь то наша личность, отношения с другими людьми или наше мировоззрение, все развивается при помощи кризисов.

Кризис – это возможность за короткое время получить качественный скачок и радикальные изменения, которые дают шанс перейти на более высокую ступень развития.

Впрочем, это не дает никаких гарантий, ведь в каждом кризисе вместо шанса пережить и подняться есть опасность зависнуть в переживаниях или провалиться в бездну отчаяния.

В кризисе часть нас умирает

Кризис полезен. Во-первых, тем, что это самый быстрый и простой способ разрушить установки и привычки, ограничивающие наше развитие. В кризисе какая-то часть нас умирает. Впрочем, умирает именно то, что уже обветшало и отжило.

Во-вторых, кризис повышает нашу осознанность. Он подталкивает к выбору новой жизненной стратегии. Многие люди с трудом делают выборы, откладывая решения на потом либо вообще перекладывая ответственность. Но бывают ситуации, когда уклониться никак нельзя.

В-третьих, кризис не возникает просто так. Ему предшествует скрытый и долгий период нарастания внутренних конфликтов, которые человек старается либо не осознавать, либо не замечать, скрывать от себя и от окружающих. В какой-то момент, когда конфликт становится невыносим, когда кажется, что все рушится и нет даже доверия к земле под ногами, мы понимаем, что ничему в этой жизни нельзя доверять.

И все, во что мы верили, вдруг кажется нам неправдой. Но после периода растерянности, страдания и отчаяния мы обнаруживаем, что конфликт, который привел нас к кризису, в процессе переживания разрешился. Это похоже на грозу, после которой воздух становится чист и свеж.

Мы перестаем понимать смысл жизни

Кризисов бывает много и разных: возрастные, личностные, духовные.

Особенность духовного кризиса состоит в том, что он посягает на основу нашего бытия. В духовном кризисе мы утрачиваем свою мировоззренческую основу, перестаем понимать смысл жизни. Это не значит, что мы понимали смысл жизни раньше, а теперь нет. Но в спокойные периоды нашей жизни обычно присутствует ощущение цели и смысла, которые в моменты духовных кризисов кажутся нам уже неправдой. Иногда неправдой они и оказываются.

Проявление отчаяния помогает очистить наше понимание от шелухи и мусора, от предрассудков, от чужих или даже собственных нелепых мнений, которые затмили наш собственный смысл, и он перестал нас вдохновлять.

В духовном кризисе приостанавливается наша духовная жизнь. Мы чувствуем повреждение процесса духовного поиска и духовной жизни. Возникает ощущение, будто мы шли и вдруг дорога исчезла. Вышли на порог, а порога нет. Но именно это ощущение помогает нам собраться и быть бдительнее, трезво взглянуть не только на самих себя, но и на окружающую реальность.

Эта приостановка полезна, чтобы исправить свои пути.

Особенность духовного кризиса верующего человека, христианина (а очевидно, что какие-то духовные кризисы переживают и эзотерики, и люди с неопределенным представлением о высшей силе) состоит в том, что предыдущий религиозный опыт в одночасье обесценивается. Это приводит к отказу от каких бы то ни было религиозных практик, а иногда к их переосмыслению.

Как только мы теряем почву под ногами, как только наше мировоззрение рухнуло, из-под него вырывается экзистенциальная тревога.

Нас всегда подкарауливают четыре самых сильных страха нашего существования: смерть, свобода, одиночество и бессмысленность.

Тот ужас, который в совокупности создается, ужас, с которым мы сталкиваемся лицом к лицу, побуждает нас быстро искать новые смыслы.

Что делают с нами наши страхи

Смерть всегда оспаривает наше желание быть. Иррациональный страх небытия подрывает основу существования, делая его ненадежным и случайным. Не понятно: то ли мы есть, то ли нас уже нет.

Свобода, которая кажется такой замечательной, ведь мы всегда стремимся к ней – тоже страх. Но почему? Да потому, что всем нам необходима хоть какая-то предсказуемость мира и ясная структура. Большую часть жизни мы, если мы верующие люди, живем с ощущением, что Господь мудро создал этот мир и Промысл Божий о нас так или иначе ведет нас.

Понимаем ли мы или не понимаем его, но, как минимум, в этом мире мы отвечаем не за все. Главное, мы являемся частью некоего более великого плана. Но когда мы чувствуем экзистенциальный страх свободы, возникает ощущение зыбкости всего, мы будто идем как по канату над пропастью. Все, что с нами случится, зависит от нас, но при этом мера ответственности может оказаться для нас непосильной.

Одиночество в экзистенциальном смысле – это чувство собственной изоляции. Мы одинокими рождаемся и одинокими уходим из этого мира. В обычные минуты нашей жизни этот страх мы закрываем в контактах, в привязанностях, в принадлежности к чему-то большему.

В кризисные моменты нашего существования мы чувствуем, что на самом деле между нами и ужасом бытия – пустота. Когда нет Бога, мы оказываемся наедине с бездной.

Наконец, если мы теряем прежний духовный смысл, то мы чувствуем полную пустоту жизни, потому что потребность в целях и смысле составляет основу человеческого существования.

Иллюзии и их крушение – причины

Самой распространенной причиной является крушение иллюзий о себе. Часто мы воспринимаем самих себя мифологически, считаем себя кем-то или видим в себе возможности, дарования.

У нас всегда есть притязания и определенное ощущение собственной ценности, более-менее адекватное или неадекватное. Как бы то ни было, но иллюзии о себе всегда накапливаются. В моменты кризисов этот ворох представлений разваливается. Мы оказываемся вынуждены собирать себя заново, постепенно себя заново осознавать.

Второй причиной является крушение иллюзий о Боге.

Нередко образ Бога искажен нами. Мы вроде бы верующие люди, но в какой-то момент может возникнуть вопрос и недоумение: «А где же то самое мое Богообщение? Где та самая любовь Божия, о которой все рассказывают? Выходит, что я двадцать лет молюсь в пустоту? Я же ничего не слышал. Мне оттуда не отвечают. И вообще неизвестно еще, есть Бог или нет?!»

Бывает наоборот: «Тридцать лет я боялся Бога, но вот понимаю, что один мой поступок ужаснее другого. Так почему же Он меня не останавливает и не поправляет?» Нередко в такие моменты человек понимает, что поклонялся не Богу, а идолу, которого выдумал и сам же поставил на место Бога. Это страшное переживание, но в духовном смысле именно оно бывает полезно.

Наконец, третья причина – крушение иллюзий о Церкви. Ожидание, что мы придем в некое прекрасное место, где все друг друга любят и там практически рай, обычно разбивается о церковные реалии. И с этим переживанием тоже приходится справляться.

Есть и другая группа причин. Как правило, это события, существенно изменившие нашу жизнь и повлекшие за собой духовный кризис. И на первом месте здесь стоит смерть близких.

Смерть – это всегда момент переосмысления и собственной жизни тоже. Часто, особенно когда смерть близких внезапна, при трагических обстоятельствах, когда умирают дети, люди чувствуют, что все, во что они верили, надеялись и молились, все их надежды обратились в прах. Все, что было прежде, обесценивается. Так же как собственная тяжелая или неизлечимая болезнь, внезапная инвалидность заставляет человека чувствовать собственную хрупкость и уязвимость и понять, что жизнь устроена совсем не так, как думаешь, и надо что-то менять.

Когда человек теряет дело жизни, когда с ним происходят разные неприятности, связанные с его профессиональным признанием, когда рушится то, на чем была основана его профессиональная самоидентификация – это тоже приводит к кризису. С этим что-то надо делать. Но единственное, что реально сделать можно – понять, как жить по-другому, и осмыслить произошедшие трагические события, обретя новый смысл.

Изменение материального уровня как в меньшую, так и в большую сторону, внезапное обнищание, как и внезапное богатство, в равной степени разрушительны для духовной жизни. Они ставят нас перед угрозой духовного кризиса.

В равной степени причиной кризиса могут стать отношения с другими людьми: предательство, серьезные обиды, ситуации, когда наше доверие обмануто жесточайшим образом. Ведь это ставит под сомнение вообще наше доверие в основных аспектах нашего бытия. Особенно тяжело, если наше упование мы сосредоточили на чем-то одном, а это не сработало.

Все плохо, и надо уходить

Важно понимать, что кризис подкрадывается постепенно. Он напоминает историю про лягушку в кипятке. Лягушку положили в холодную воду и медленно-медленно нагревали, пока она сварилась, так и не заметив момента, когда надо было выпрыгивать.

Если говорить о православной среде, то причиной духовного кризиса становятся разного рода негативные явления церковной жизни. Например, мы наблюдаем, что практика не соответствует учению. Ожидали одно, а получили другое. Но это становится уже не просто разочарованием в Церкви как в некоем земном институте или богочеловеческом организме.

Это превращается в конкретную обиду на то, что и это плохо, и вообще надо уходить. Однако причины здесь бывают не только внешними, но и внутренними. Например, ложное понимание духовной жизни. Это ситуация, когда человек сам выстроил себе некое авторское православие или за него это сделала группа товарищей под руководством духовного учителя. В какой-то момент становится ясно, что все или многое в этом было ошибкой.

В наибольшей опасности находятся люди с некритичным мышлением и буквализмом веры. К примеру, если человек буквально верил в Шестоднев, то, столкнувшись с убедительными доказательствами эволюционных теорий, он теряет веру совсем.

Чем жестче и ригиднее система наших убеждений, тем разрушительнее любые удары по ней.

Часто говорится, мол, если у человека имеет место духовный кризис, значит, у него есть нераскаянные грехи. Но еще чаще именно тем человеком, который в кризисе это отвергает, все воспринимается по принципу «сам виноват». Здесь важно понимать, что именно критическое мышление защищает нас от прискорбных в духовном смысле обстоятельств.

Наконец, системные конфликты, конфликты отношений, понятий, любое противостояние со значимыми для нас людьми или противоречие между семьей и верой, работой и семьей, затяжные противоречия загоняют нас постепенно в тупик.

Если у вас не было духовных кризисов, есть плохая новость

Внутренние противоречия обычно нарастают, но мы изо всех сил стараемся этого не замечать. И хотя умом не замечаем, сердцем чувствуем и интуитивно понимаем, что зашатались основы нашего существования. Однако мы всегда сопротивляемся этим изменениям. Часто момент кризиса оттягивается нами насколько это возможно. Но чем дольше мы его оттягиваем, тем жестче второй этап кризиса – этап разрушения мировоззрения и представления о себе.

Второй этап всегда болезненней. Максимальные страдания приходятся именно на него. В этот период мы осознаем, что нам ничего не удалось, а мир и мы в нем не будем прежними. Мы чувствуем, что потеряли веру, а если не потеряли, то, как минимум, ни о себе, ни о Боге, ни об этой жизни ничего не знаем. Мы голые и на шатающейся под ногами земле. Единственное, что требуется, – это выбираться из этого состояния.

В такие моменты всегда присутствует много страха, страдания, растерянности, утраты смысла, однако именно в такие моменты мы еще не настолько приняли это состояние, чтобы начать искать новый смысл. Это впереди.

Никакое страдание не продолжается вечно. В какой-то момент наступает пауза и мы постепенно привыкаем к ситуации полной неопределенности в духовном смысле. Понимая, что раз старые модели не работают, а новые не сложились и не созданы, то нам надо приложить волевое усилие, чтобы выйти из этого кризиса.

Именно в этот момент по максимуму включается критическое мышление. В такие моменты мы способны на молитвенное усилие и призываем помощь Божию.

Основная задача этого периода (переоценки ценностей) – поставить правильные вопросы перед собой. И пусть у нас не будет правильных ответов, важно, чтобы вопросы были правильные, потому что именно это позволит перейти к переосмыслению ценностей и созиданию.

Когда из обломков нашего прежнего мировоззрения и пыли, в которую оно превратилось, выкристаллизовывается новое понимание, когда мы видим свет в конце тоннеля, выход из тупика, тогда мы понимаем то, как нам надо менять наш образ действий. Понятно, что изменения не происходят мгновенно, но изменения в такие периоды уже наметились.

Безусловно, автоматически этот процесс не происходит. При патологическом переживании духовного кризиса можно зависнуть на каждой из этих стадий. И если кто-то думает, что у него нет и не было никаких духовных кризисов, то у меня плохая новость.

Скорее всего, это значит, что вы много лет пребываете в состоянии нарастания внутренних противоречий и сопротивления изменениям.

Из трудов святых отцов известны три этапа духовной жизни: сначала благодать нам дается, потом мы ее теряем, и, лишь пройдя трудный путь и обретя смирение, мы ее возвращаем. У кого-то уходит на это вся жизнь.

По большому счету это и есть описание типичного духовного кризиса.

Этот цикл в своей жизни мы можем повторять неоднократно. В какой-то момент чувствовать, что вернули эту благодать, а потом опять ее потеряли, едва расслабившись. Но когда у человека есть опыт, ему хотя бы не страшно, ведь он знает, что разрушение мировоззрения не является необратимым. Кризис – это период переформатирования собственной личности и избавления от всего лишнего.

Как помочь человеку

Мы не одни в этом мире. Даже если вы остро чувствуете экзистенциальное одиночество, высока вероятность, что рядом есть близкие, собратья, пастыри. Редко бывает, чтобы у всех этих людей совпало состояние кризиса, наверняка кто-то чувствует себя более устойчивым в этот момент.

Именно эмоциональная устойчивость помогает поддержать человека в кризисном состоянии. Все, что мы можем дать человеку – это немножко ресурса справиться с экзистенциальной угрозой, то есть сделать так, чтобы он не чувствовал себя одиноким и потерянным. Принятие всегда стоит на первом месте. При этом слова в этот момент могут пониматься человеком трудно.

Второе – это поддержать человека рефлексией, помочь выбраться из состояния полного краха к попыткам нащупать выход из тупика. Важно выслушивать, беседовать, делиться опытом, но делать это не назидательно, а максимально не директивно. Любое давление в такие моменты вгоняет человека в новые кризисы. Можно предлагать свои идеи и варианты, но только не говорите: «У меня такое было, я тоже сомневался…»

Не обесценивайте чужие страдания, мысли и интуицию. Вы не можете знать, насколько для него важно то, что он имеет. Когда мы находимся в духовном кризисе, нам хочется забиться и спрятаться, и переждать это состояние. Но не забывайте, что вы на свете не одни. Не отказывайтесь от помощи и поддержки тех, кто рядом. Иногда нужно найти в себе силы обратиться за помощью.

Чтобы помешать, достаточно начать осуждать

Чтобы помешать выйти из кризиса, достаточно начать человека осуждать, говорить о его бездуховности или «Сам виноват», «Это тебе по грехам». Вредно навязывать единственно верное мнение.

Неважно, отказался ли человек от одного мнения или от другого, но именно в состоянии кризиса он наиболее остро понимает, что все мнения субъективны. Он чувствует это буквально кожей. А ощущение нестабильности заставляет очень критически прислушиваться к любым безапелляционно высказываемым мнениям.

Отказ от общения, отчуждение, мол, когда со своими сомнениями разберешься, тогда и приходи, а мне с тобой тяжело разговаривать – это толкание в одиночество.

Три пути выхода

Переосмысление ценностей и формирование нового мировоззрения имеет три пути.

Во-первых, и это хороший вариант – если кризис связан с верой, то мы можем переосмыслить традицию и свои убеждения, избавиться от наносного, лишнего и суеверного, от предрассудков и сомнительных, пусть даже распространенных мнений и тем укрепить свою веру. Мы сами можем прийти к более глубокой и искренней вере.

Второй путь – путь расцерковления. Человек приходит к отказу от религиозной практики, не отказываясь от веры. Например, он начинает переосмысливать и искать альтернативные пути.

Наконец, третий путь – полное разочарование и потеря веры. В мягком варианте это утверждение: «Я агностик и думать об этом не хочу». В жестком варианте – поведение в духе воинствующего невротического атеизма. В этом случае человек с какой страстью посвящал себя религии, с той же страстью посвящает себя борьбе с религией, делая это годами.

Кризис – всегда возможность роста

Сложившаяся церковная традиция построена на действиях, препятствующих выходу из кризиса. Человек, который открыто высказывает свои сомнения или альтернативные идеи, если он начинает интересоваться чем-то, что не соответствует церковному пониманию, то первое, что встречает – это осуждение, попытки перевоспитать и даже анафематствование.

Но люди, которые действуют в такой парадигме, подталкивают тех, кто оказался в кризисе, к самому жесткому варианту выхода из него. Особенно остро это происходит в тех случаях, когда критическое мышление у человека не было сформировано. Более того, они подталкивают самих себя к еще более жесткому сопротивлению изменениям, фактически препятствуя собственному осознанию кризиса.

Важно понимать, что ни одно наше состояние, пока мы живы, не является окончательным.

И у тех, кто попал в кризис, пусть через мучения, всегда есть шанс прийти к более глубокой вере. Кризис – это всегда возможность и испытание, данное нам для роста.

ВСЕЛЕННАЯ ВАШ ДРУГ
И ОНА НЕ МОЖЕТ ПРИЧИНИТЬ ВАМ ВРЕД

Что такое проблема? Проблема – это когда что-то не происходит по-вашему. Мир не крутится так, как вы хотите, это проблема. Что-то идет не так, как бы вы хотели, или происходят нечто, что вы не можете контролировать, поэтому считаете, что у вас проблема. Но если посмотреть на всех на этой Земле, обычно проблема одного человека не является проблемой для другого человека.

Откуда появляются эти проблемы? Нам рассказали, что такое хорошо и что такое плохо, поэтому, если у нас нет хорошего, которое, как мы думаем, должно быть, мы имеем проблему. Но, в действительности, нет ничего ни хорошего, ни плохого, мышление делает это таковым. Поэтому, если вы избавитесь от своего ума, у вас не будет никаких проблем. Главный аспект учения – уничтожить ум и эго. Когда ум и эго трансцендированы, какая-то таинственная сила берет все на себя, и заботится о вас лучше, чем вы бы могли сами. Но сначала ум и эго должны уйти.

Для большинства сложно это сделать, потому что нас научили использовать свой ум. Ум – это все, и большинство из вас считает, что если не использовать свой ум, то будешь прозябать жизнью растения.

Наоборот, что такой ваш ум? Это всего лишь собрание мыслей о прошлом и будущем. Обычно вы беспокоитесь о прошлом и боитесь будущего, поскольку ваш ум поднимает нечто не только из вашей жизни, но и из опытов прошлых жизней, самскары, склонности, которые у вас есть.

Если вы начнете осознавать, что «я не деятель», где тогда проблема? Начнем с того, что вселенная – ваш друг, и она не может причинить вам вред. Основой всего является любовь. Следовательно, если вы развиваете сознание любви, проблем не будет, поскольку любовь позаботится обо всем. Любовь – это то же, что и абсолютное Осознавание, чистая Разумность. Любовь – это то же, что и Парабрахман. Опять-таки, это основа всего существования.Поэтому, если у вас есть достаточно любви, проблем нет.

Проблемы возникают только тогда, когда вы думаете, что вы человек, вы думаете, что вы деятель, иначе говоря, когда вы считаете, что если я не сделаю что-то, произойдет что-то ужасное. Но, опять-таки, что-то ужасное – это всего лишь предвзятая идея, а не истина. Что-то ужасное – это что-то, чем вам промыли мозги, чтобы вы в это верили. Вы верите, что вы должны жить определенным образом, и если у вас не получается жить так, это ужасно. У вас есть определенное имущество, определенные вещи, которые вам нравятся. Ужасно, если вы не сделаете это. Когда вы начинаете понимать, что означает «я не деятель», то освобождаетесь от всех проблем.

Что значит: «Я не деятель»? (и именно это вы должны думать каждый раз, когда считаете, что у вас появилась проблема). Начнем с того, что сначала вы осознаете, что все, я имею в виду, все, было предопределено раньше, до того, как вы пришли на эту Землю. Все было спланировано для вас. Даже тот день, когда вы оставите тело. Все предопределено. Если вы принимаете это и чувствуете это, где тогда проблемы? Что самое худшее может произойти с вами? Если вы по-настоящему проанализируете это, все не так уж плохо. Кажется, что плохо, но это не так. Помните, как работает кажимость. Это как змея и веревка. Человек выходит из своей ванной в темноте и наступает на веревку, и он думает, что это змея, и ужасно пугается. Затем он обнаруживает, что это всего лишь веревка, страх уходит, и человек больше никогда не боится этой проблемы.

Например, если я иду домой этим вечером и нахожу кого-то, кто ограбил мой дом, воры обчистили весь дом, проблема ли это? Это все было предопределено. Это было определено до того, как я пришел на эту Землю в моем теле. Я не буду реагировать негативно. Я вообще не буду реагировать. Потому что я чувствую, что я - Вселенная, и все в порядке. Ошибок не бывает. Поэтому я благословлю вора, ничего страшного вообще. Если я перехожу улицу, и машина проезжает на красный свет и сбивает меня, это не вина водителя. Все это было предопределено. Так зачем мне тогда сердиться? Суть в том, что все, все, что произошло с вами, было предопределено. Нет ничего неправильного.

Теперь, как вам справляться со всем этим? Первая концепция, которую нужно осознать, в том, что: «Я не деятель». Когда вы осознаете, что вы не делатель, это означает, что ваше тело проходит через опыт, а не вы. Следующее, что вы делаете, вы задаете себе вопрос: «Кто проживает этот опыт? К кому это приходит? Это приходит ко мне. Я чувствую себя в депрессии. Я чувствую себя обиженным. Я чувствую себя не в своей тарелке. Я чувствую, что меня ограбили или сбили машиной. Я злой, я в бешенстве. Кто этот «я»? Как «я» может быть столькими вещами: злостью, бешенством, в депрессии, обиженным, не в своей тарелке?» Таким образом, вы держитесь чувства «я». Вы держитесь за это чувство и отслеживаете его до источника. Источником «я» всегда является Сознание, или абсолютное Осознавание, когда вы отслеживаете его до его источника. Но сейчас, единственный способ, как вы можете отследить его до его источника, это забыть о вашей проблеме, поскольку вы не можете сделать эти две вещи одновременно.

Итак, вы должны полностью отвернуться от вашей проблемы, как будто ее не существует, и держаться за «я». Держитесь за «я», которое думает, что у него есть проблема. Как только вы начнете держаться за «я», проблема начнет исчезать сама по себе, и вы начнете смеяться, точно. Поскольку это совершенно невозможно, чтобы у вашего истинного Я была проблема. Поскольку ваше истинное Я вездесущее, Оно абсолютное. Ваше истинное Я – это пустота, нирвана, чистая разумность. Ваше истинное Я вездесущее, оно присутствует везде в одно и то же время. Когда вы поймете, кто вы, ничего никогда не будет вас больше беспокоить.

Из сатсанга Роберта Адамса



Публикации по теме