Проект Тема: «Взаимодействие с родителями. Проект
Проект взаимодействия с родителями ДОУ «Путешествие в страну добрых отношений»
Проект взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников социально – личностной направленности.
Актуальность проекта
Социальное развитие в дошкольном детстве направлено на становление у ребенка соответствующей его возрасту социальной компетентности как базисной ценности детской личности. Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. Привлечение родителей к решению проблемных задач семейного воспитания побуждает их к анализу воспитательных приемов, поиску более подходящего способа родительского поведения, упражняет в логичности и доказательности педагогических рассуждений, развивает у них чувство педагогического такта. Анализ родителями детского поведения помогает им увидеть свой педагогический опыт со стороны, предоставляет возможность размышлять над мотивами поступков ребенка, учит понимать их с точки зрения его психических и возрастных потребностей. Однако существует ряд проблем, которые не позволяют обеспечить атмосферу доброжелательности и комфортности в общении между родителем и ребенком, а именно:
- особенность современной семьи связана с сокращением свободного времени у родителей, перегрузкой на работе – все это приводит к ухудшению их физического и психического состояния, повышенной раздражительности, утомляемости, стрессам;
- материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Детей отмечает эмоциональная, волевая, духовная незрелость;
- свои эмоции родители привычно выплескивают на детей, при этом в вину ребенку ставят как внешние проблемы, так и домашние неурядицы. Ребенок попадает в ситуацию полной зависимости от настроения, эмоций и реакции родителей, что сказывается на его психическом здоровье.
Исходя из выше сказанного, разработан проект взаимодействия с родителями социально - личностной направленности «Путешествие в страну добрых отношений».
Цель: Повышение компетентности родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
Задачи:
- установить сотрудничество между образовательным учреждением и семьей;
- активизировать воспитательные умения родителей и направить их на конструктивные партнерские взаимоотношения с ребенком;
- ориентировать родителей на возрождение нравственно-этических норм и традиций семейного уклада.
Участники проекта: специалисты ДОУ, педагоги, родители, дети
Сроки реализации: в течение года
Место реализации: 663153, Красноярский край, город Ачинск, 24 квартал, строение 13, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 47».
Вид проекта: практико - ориентированный
Ресурсы обеспечения проекта:
Организационные:
Деятельность участников проекта регулируется в соответствии с основной общеобразовательной программой дошкольного образования МБДОУ «Д/с № 47», годовым планом и планом реализации проекта.
Информационные:
- научно-методическая, художественная литература;
- средства массовой информации;
- ресурс Интернета.
Кадровое обеспечение:
- администрация ДОУ;
- воспитатели;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог – психолог.
Финансовое обеспечение:
- бюджет Учреждения;
- благотворительные средства родителей.
Материально-техническое обеспечение:
- мультимедийный проектор,
- экран,
- ноутбук,
- музыкальный центр.
Ожидаемый результат:
1. Создание системы комплексной работы с родителями.
2. Психолого – педагогическое просвещение родителей по вопросам социально - личностного развития детей.
3. Обобщение опыта семейного воспитания.
Принципы взаимодействия воспитателя с родителями:
- умение создавать доброжелательную атмосферу, располагающую к диалогу;
- внимание к проблемам родителей, их субъективным переживаниям;
- способность к оказанию психологической помощи;
- ориентация на стимулирование самообразования родителей;
- способность видеть малейшие достижения и вселять уверенность в успехе;
- положительный настрой на беседу с родителями по любой проблеме;
- проявление педагогического такта и морально-этических норм при работе с родителями;
- искренне желать помочь в сложной педагогической ситуации;
- недопустимость сравнения провинившегося ребенка с другими. При рассмотрении конфликтной ситуации разбор самой ситуации, а не личностных качеств ребенка и его родителей.
Формы работы с родителями:
- анкетирование;
- консультации;
- просмотр непосредственно образовательной деятельности;
- беседы;
- родительское собрание;
- практикум;
- информационный лист, памятки, рекомендации;
- совместные мероприятия: праздники, развлечения, конкурсы;
- день открытых дверей;
- презентация семьи.
Этапы реализации проекта:
1 этап – исследовательский- «Знаете ли вы своего ребенка?" - анкетирование;
- «Мой ребенок и его индивидуальные особенности»- анкета – очерк;
- «Взаимоотношения в семье" - тест – опрос;
- «Семейные традиции и нормы» - анкетирование;
- «Телефон доверия» - акция.
2 этап – подготовительный
- обработка полученной информации;
- подбор наглядной агитации;
- изучение методической литературы;
- разработка плана совместных мероприятий.
3 этап – практический
Информационный блок:
- «Пять рецептов избавления от гнева» - памятка;
- «Культура общения – это?» - информационный лист;
- «Личный пример – лучший способ привить хорошие манеры ребенку» - памятка;
- «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания» - консультация;
- «Как знакомить детей с нормами поведения» - консультация;
- «Посеешь привычку…» - информационный лист;
- «Игра – школа нравственного поведения» - консультация;
- Индивидуальные консультации по запросам родителей.
Практический блок:
- «Обсуждаем проблемные ситуации»-практикум (сентябрь);
- «Нравственный закон внутри нас» - родительское собрание (октябрь);
- «Дружба живет среди нас» - день открытых дверей, просмотр непосредственно-образовательной деятельности
(ноябрь);
- «Праздник в нашем доме» - творческая мастерская (декабрь);
- «Поговорим о вежливости» - круглый стол (январь);
- «Молодецкие игры» - спортивные соревнования с участием пап (февраль);
- «Наши мамы всегда на все руки мастера» - кулинарный поединок (март);
- «Семья года» - конкурс - презентация (апрель):выставка семейных фотографий;выставка совместных работ; заполнение семейного (генеалогического) древа;рассказ о традициях семьи;игры, конкурсы, выступления.
- Оценка эффективности деятельности (май).
4 этап – заключительный
- оценка эффективности реализации проекта.
Изучение удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения:
- метод анкетного опроса
- беседы с родителями.
Повышение уровня активности, психолого-педагогической культуры родителей:
- учет участия родителей в различных мероприятиях;
- наблюдения;
- беседы.
Определение уровня деятельности педагога с родителями.
- использование листов самооценки.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 53»
г. Майкоп
«Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников»
г. Майкоп 2014г.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта: «Новые подходы к организации взаимодействия с семьями воспитанников».
Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный, коллективный.
Цель проекта: повышение активности родителей через приобщение к участию в жизни детского сада и использование актуальных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи проекта:
Приобщать родителей к участию в жизни детского сада.
Установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников;
Создать творческую атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки через подготовку, организацию и проведение совместных мероприятий для всех участников проекта;
Развивать социально-личностную сферу дошкольников, посредством совместной творческой деятельности детей и родителей.
Объединить усилия для развития и воспитания детей;
Активизировать воспитательные возможности родителей;
Повысить педагогическую культуру родителей.
Участники проекта: педагоги ДОУ, воспитанники и их родители.
Сроки реализации проекта : 2013-2014 год.
Предполагаемый результат:
создание положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами;
развитие креативных способностей детей и родителей в совместной творческой деятельности;
появление в семье общих интересов, увлечений, как для взрослых, так и для детей;
повышение уровня педагогической компетентности родителей;
увеличение доли участия родителей в проведении совместных мероприятий.
Идея проекта:
Проект нацелен на изменение самой философии взаимодействия детского сада и семьи: с одной стороны, ДОУ становится учреждением комплексной поддержки и содействия развития родительской компетентности, с другой стороны, сотрудничество между родителями и дошкольным учреждением рассматривается как обязательное условие обеспечения полноценного развития ребенка. В процессе реализации проекта происходит переход от понятия “работа с родителями” к понятию “взаимодействие”; идет поиск совместного языка контакта и взаимопонимания, признание сильных и слабых сторон друг друга. В связи с этим и возникла идея создания проекта, основу которого составили совместные мероприятия в ДОУ.
Новизна проекта заключается в использовании новых подходов к организации взаимодействия с семьями воспитанников, позволяющих формировать позитивное отношение родителей к детскому саду, помогающие преодолевать родительское сопротивление и активизировать взаимоотношения родитель-ребенок.
Этапы работы:
I. Подготовительный этап (сентябрь 2013г.)
Педагогическая деятельность:
Анкетирование родителей на предмет социального заказа;
Планирование и разработка плана совместных мероприятий;
Составление сценариев мероприятий;
Разработка положения о конкурсе.
Взаимодействие с родителями:
Обсуждение сценариев;
Обсуждение общих вопросов на родительском собрании и в индивидуальных беседах, связанных с организацией мероприятий;
Работа с детьми:
Чтение художественных произведений;
Заучивание стихов и текстов;
Разучивание песен и танцев;
Рассматривание иллюстраций;
Предварительная работа в соответствии с тематиками мероприятий;
В ходе основного этапа реализации проекта в ДОУ проводятся различные мероприятия с привлечением родителей.
Педагогическая деятельность:
Оформление коллективных пригласительных открыток на мероприятия;
Создание условий для успешной реализации мероприятий;
Обеспечение сотрудничества родителей и педагогов ДОУ;
Взаимодействие с родителями:
Выбор жюри;
Участие родителей в подготовке и проведении мероприятий:
в оформлении групп;
в изготовлении костюмов для детей и реквизитов.
Фото и видео съемка мероприятий;
Практическая деятельность совместно с детьми.
Работа с детьми:
Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп»;
Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки»;
Утренник «Осенняя ярмарка»;
Утренник «Новогодние приключения»;
Развлечение «День защитника Отечества»;
Праздник-развлечение «Широкая масленица»;
Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам»;
Развлечение «В царстве Нептуна».
III. Заключительный этап (май)
Подготовка к презентации.
Презентация проекта на общем родительском собрании ДОУ (педагоги-родители).
Анкетирование на предмет уточнения уровня удовлетворенности взаимодействием семьи и ДОУ.
Подведение итогов работы над проектом, определение перспектив.
Риски:
Трудность привлечения родителей к участию в мероприятиях ДОУ, особенно из проблемных семей.
Участие одних и тех же семей в мероприятиях ДОУ.
Критерии эффективности:
Рост посещаемости родителями мероприятий.
Согласованность действий педагогов и родителей.
Соответствие действий участников проекта целям и задачам проекта.
Заинтересованность родителей.
Преобразующий характер проекта.
Положительное общественное мнение родителей о работе ДОУ.
Продукты проектной деятельности:
Фото и видео материалы.
Новые разработки, сценарии мероприятий.
Проектная папка.
Декорации, костюмы.
Актуальность.
Семья и детский сад являются важными институтами социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребёнка необходимо их взаимодействие, построенное на принципе взаимопроникновения двух социальных институтов, а не принципе параллельности. Педагогическая практика и данные научных исследований показывают, что многие семьи испытывают трудности в воспитании детей, которые объясняются личностными проблемами родителей: усталостью, психическими и физическими перенапряжениями, тревогой в связи со снижением безопасности жизни, ростом чувства одиночества в неполных семьях, отсутствием понимания, трудностями организации семейной жизни на фоне кризисов, происходящих в обществе; ухудшением состояния психического и физического здоровья детей. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии: они не владеют в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, поэтому осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Педагогам детского сада, в свою очередь, сложно налаживать отношения с родителями, так как многие семьи являются закрытыми и неохотно посвящают посторонних во все тайны жизнедеятельности, взаимоотношений и ценностей.
Все это не приносит желаемых результатов. Поэтому назрела необходимость обновления важного направления деятельности дошкольного образовательного учреждения – взаимодействие педагога с родителями воспитанников.
Термин «взаимодействие» (по мнению Т.А. Марковой) рассматривается как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания на основе единого понимания. В основе взаимодействия лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнёров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учётом индивидуальных возможностей и способностей. Педагогу дошкольного учреждения важно понимать, что сотрудничество предполагает взаимные действия, взаимопонимание, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние.
В современных условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта педагогическим работникам дошкольного образования и семьям воспитанников важно понимать, что основной идеей их взаимодействия является установление партнёрских отношений, которые позволят объединить усилия для воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, активизировать воспитательные умения родителей, подготовить их к восприятию нового опыта.
По мнению специалистов, родители являются основными социальными заказчиками услуг дошкольной образовательной организации, следовательно, деятельность педагогов должна основываться на интересах и запросах семьи. В связи с этим современным дошкольным образовательным учреждениям необходимо ориентироваться на поиск новых форм и методов работы, которые позволяли бы учесть актуальные потребности родителей, способствовали формированию активной родительской позиции. Необходимо менять существующую традиционную практику работы с родителями воспитанников, при которой семье демонстрировалась внешняя система ценностей, без учета структуры семьи ее традиций и опыта. При взаимодействии социальных институтов (семья и детский сад) важно учитывать дифференцированный подход к каждой семье, социальный статус, микроклимат семьи, а также родительские запросы и степень заинтересованности родителей в воспитании своих детей.
Задача детского сада признать родителей полноценными участниками образовательных отношений и оказать семье педагогическую помощь, заинтересовать, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка, раскрытии его возможностей и способностей.
Вся работа с родителями воспитанников предполагает доброжелательный стиль общения педагогов с родителями, корректное обращение. Ежедневное проявление интереса, доброжелательное взаимодействие располагает к себе и значит больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
Исходя из требований настоящего времени создание единого пространства развития ребенка в семье и ДОУ, признание и становление родителей полноценными участниками образовательного процесса должно стать главной целью современного дошкольного учреждения. Достижение высокого качества в развитии, удовлетворение интересов родителей и детей, создание этого единого пространства возможно только при условии разработки системы взаимодействия ДОУ и семьи, основанной на партнёрстве.
В условиях реализации ФГОС дошкольного образования сотрудничество предполагает более активное участие семьи в процессе взаимодействия.
В процессе работы с семьей в ДОУ решаются задачи, связанные с возрождением традиций семейного воспитания, вовлечение родителей, детей и педагогов в объединения по интересам и увлечениям, организации семейного досуга. Ориентация ФГОС на гуманизацию дошкольного образования исключает стереотипы традиционного педагогического мировоззрения, где главным ориентиром было проведение занятий, формирование знаний, умений и навыков, которые педагог «навязывал» ребёнку, а ребёнок должен был их продемонстрировать, «отчитаться» в том числе и перед родителями. Сущность гуманизации образовательного процесса состоит в создании таких форм, методов и средств организации образовательного процесса, которые обеспечат бережное развитие и саморазвитие индивидуальности ребёнка - его познавательных процессов, личностных и духовных качеств в активном взаимодействии со взрослыми, в том числе и с наиболее значимыми для ребенка взрослыми – его родителями. Включенность родителей в процесс подготовки и проживания ключевых событий детсадовской жизни на основе партнерства, соучастия и сотворчества – важная задача реализации Стандарта.
Разработка ФГОС дошкольного образования выявила противоречие, сложившееся в образовательной практике между «традицией» в проведении праздников, развлечений, др. досуговых мероприятий и требованиями времени, которые предъявляются к организации образовательного процесса в дошкольных учреждениях, где приоритет отдаётся инициативе ребёнка, его свободе в реализации себя через учет его интересов, способностей и потребностей, проявление творчества.
Праздники - важная составляющая образовательного процесса, оказывающая исключительное влияние на становление культуры ребёнка, его успешной социализации. Праздник - это явление, которое признаётся важным в общественном сознании вследствие его значения для судьбы страны и духовной жизни человека. В основе праздника лежат события, закреплённые идеологией или традицией. Исследователи (Г.М. Науменко, А.А. Некрылова, О.П. Радынова и др). отмечают двойственное значение праздника: сам, являясь частью культуры, он влияет на её развитие, а также вбирает в себя ценности, наполненные культурой. Культура праздника, считает известный специалист по детской игровой культуре С.А. Шмаков, слагается из разных культур: культуры слова, движения, игры, моды, костюма, этикета, обычая, ритуала. Праздник - узловое событие в жизни дошкольной образовательной организации. Он ценен своим переживанием. Причём таким переживанием, которое можно разделить: со своими родителями, а родителям со своим ребёнком, с родителями других детей, с воспитателями, с другими детьми.
Поэтому ключевой составляющей организации и проведения праздника является установка на активное участие всех (взрослых и детей). Естественное, свободное, не заорганизованное участие в праздничном действе родителей радует детей, и доставляет большое удовлетворение родителям: они знакомятся с развитием детей, проникаются общим делом, заряжаются весельем и радостью. Происходит становление детско-взрослого сообщества. Атмосферу праздника, его смысл необходимо сделать предметом проживания ребенком, его прочувствования совместно с родными и далее, дома.
Основная идея заключается в пробуждении желания у взрослого и ребёнка узнавать и открывать самого себя в процессе взаимодействия во время праздников, развлечений и других совместных мероприятий, становлении и обогащении собственной картины мира, умении воспринимать основную идею события.
Поэтому возник вопрос, как сформировать у родителей навыки осознанного включения в единый совместный с педагогами процесс воспитания и образования ребенка, сделать их в соответствии с Законом РФ «Об образовании» не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
Описание проекта
Направления работы ДОУ по вовлечению родителей в совместную деятельность.
I. Информационно – аналитическое направление.
С целью изучения семьи, выяснения образовательных потребностей родителей, установления контакта с её членами, для согласования воспитательных воздействий на ребенка работа педагогического состава начинается с анкетирования «Давайте познакомимся». Получив реальную картину, на основе собранных данных, происходит анализ особенностей структуры родственных связей каждого ребенка, специфика семьи и семейного воспитания дошкольника, вырабатывается тактика общения с каждым родителем. Это помогло лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи, учесть ее индивидуальные особенности. Целью информационно – аналитической и диагностической деятельности является создание системы изучения, анализа и прогнозирования дальнейшей деятельности с семьями воспитанников в детском саду для реализации потребностей родителей в получении образовательных и оздоровительных услуг; стратегии развития учреждения.
II. Познавательное направление.
Целью этого направления является повышение педагогической культуры родителей, а также повышение профессионализма педагогических кадров. Познавательное направление – это обогащение родителей знаниями в вопросах воспитания детей дошкольного возраста. Для этого в детском саду обеспечивается педагогическое сопровождение семьи необходимой информацией, сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства. Работа по реализации образовательной программы должна вестись совместно со всеми специалистами ДОУ (педагог – психолог, воспитатель, музыкальный руководитель, медицинская сестра).
Кадры | Родители | Дети |
Просветительская деятельность: Вопросы возрастных психологических и индивидуальных особенностей детей; Вопросы воспитания детей дошкольного возраста; Формы, методы, содержание работы с семьей в современных условиях. Организационно-педагогическая деятельность: Формы: консультации, педагогические советы, тренинги, самообразование, семинары, творческие группы и др. | Ознакомление родителей вновь принятых детей с нормативно-правовыми документами ДОУ. Просветительская деятельность через наглядную информацию: информационные стенды; 3. Просветительская деятельность через обучающую деятельность:
4 . Ознакомление родителей с правилами безопасности детей во время проведения летне-зимнего отдыха. | Социально-нравственное и познавательное развитие:
|
При планировании и организации взаимодействия с семьями воспитанников педагоги используют преимущественно формы работы, предполагающие активное участие родителей:
Родительские собрания;
Консультации;
- выставки детских творческих работ, изготовленных на НОД, а также вместе с родителями;
- Дни добрых дел (подготовка участка к летнему сезону, группы к новому учебному году, ремонт помещения и оборудования, «Поделись своей добротой»);
- Дни открытых дверей;
- участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов;
- оформление фотовыставок;
- совместное создание предметно – развивающей среды;
- беседы с детьми и родителями («Как правильно одеваться», «Правила чистки зубов», «Режим дня в выходные дни»);
Родительский уголок.
Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. Форма работы через родительские уголки является традиционной, в нём мы помещаем практический материал, дающий возможность понять, чем занимается ребенок в детском саду, конкретные игры, в которые можно поиграть, советы, задания, а также режим дня группы, расписание НОД, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей. Материалы родительского уголка можно разделить по содержанию на две части:
материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок
дня, объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье (в
них отражается текущая работа по воспитанию и развитию детей).
Главное - содержание родительского уголка должно быть кратким, ясным, разборчивым, чтобы у родителей возникло желание обратиться к его содержанию. Ещё очень важно не только наполнить уголок самой свежей и полезной информацией, но и сделать его красочным и привлекающим внимание.
III. Организационно-методическая деятельность.
В целях повышения уровня воспитательно-образовательной деятельности родителей необходимо способствовать развитию их творческой инициативы, создавать в саду все условия для организации единого пространства развития и воспитания ребенка, делать родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Кадры | Родители | Дети |
1. Организация культурно-массовых мероприятий. 2. Разработка критериев оценки конкурсов, оформление наградного материала. | Вовлечение родителей в педагогический процесс: совместное проведение праздников планирование и совместная работа на родительских собраниях; помощь в организации досуговой деятельности; совместная деятельность с детьми (игры, экскурсии, конкурсы, досуги); участие в творческих конкурсах и выставках детско-родительских работ («Осенний калейдоскоп», «В нашем во садочке выросли цветочки»); привлечение родителей к работе по благоустройству прогулочных площадок (высадка цветов, кустарников, деревьев; | Вовлечение детей в творческий процесс: участие в культурно-массовых мероприятиях; участие в выставках детско- родительских творческих работ (рисунки, поделки); совместное участие с родителями в подготовке и проведении совместных мероприятий в ДОУ |
Для формирования сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив как единое целое, как большую сплоченную семью, жизнь которой интересна, если организована совместная деятельность педагогов, родителей и детей. Это способствует установлению взаимопонимания между родителями и детьми, созданию комфортных условий в семье.
На наш взгляд, это самая эффективная форма работы с родителями. Организовывая одновременно с детьми и родителями праздники, совместные развлечения и досуги, мы решаем поставленные задачи сообща, чтобы прийти к согласию, не ущемляя интересов друг друга, и объединяем усилия для достижения положительных результатов.
Оригинальность досуговых мероприятий заключается в том, что их подготовка проводится совместно с творческой группой родителей, детей и воспитателей. Родители здесь выступают как активные участники. Основная цель таких мероприятий – укрепление детско-родительских отношений. При подготовке мероприятий каждый родитель проводит большую индивидуальную работу со своим ребёнком: разучивает с детьми стихи, читает сказки, готовит сказочные костюмы и атрибуты для инсценировок, участвует в оформлении групп. Такие мероприятия замечательны еще и тем, что они вызывают интерес родителей, способствуют их сплочению, приобретению опыта партнерских отношений. Проведенное с детьми время на совместных досугах помогает межличностному общению и взаимопониманию.
Сплочению педагогов, детей и родителей также способствовали конкурсы детско-родительских поделок, а также оформление фотовыставки «В нашем во садочке выросли цветочки». Участие семей в таких мероприятиях не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. Чтобы привлечь родителей к участию в конкурсах, выставках, заранее вывешивается яркое сообщение. Они не остаются равнодушными: готовят вместе с детьми интересные поделки, собирают рисунки, фотографии, готовят вместе с детьми интересные поделки. Мы были рады помочь и, конечно, поощрить их за совместную работу. Это, своего рода, стимул для родителей.
Таким образом, учитывая интересы родителей и используя в своей работе методы активизации родительского потенциала, помогающие установить партнерские взаимоотношения в вопросах воспитания и развития детей, можно сделать вывод, что осознанное включение родителей в единый, совместный с педагогом процесс воспитания и развития детей позволяет значительно повысить его эффективность.
Нами были подготовлены и проведены в такой форме совместные мероприятия:
Мероприятия | Сроки | Участники |
|
Конкурс на лучшую поделку «Осенний калейдоскоп» | Совместная творческая работа родителей и детей | ||
Утренник «Осенины» | Родители, дети, воспитатели |
||
Утренник «Казачьему роду нету переводу!» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Утренник «Новогодние приключения» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Развлечение «День защитника Отечества» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Праздник-развлечение «Широкая масленица» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Праздник- развлечение «Любимым бабушкам и мамам» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
|
Фотовыставка «В нашем во садочке выросли цветочки» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, старший воспитатель, воспитатели |
|
Развлечение «В царстве Нептуна» | Совместная работа по подготовке и проведению мероприятия | Родители, дети, воспитатели |
Результативность проекта
Результатом работы по проекту являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей, посещающих родительские собрания, повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ.
Уровень участия родителей в мероприятиях ДОУ в 2012 - 2013г.
Уровень участия родителей в мероприятиях ДОУ в 2013 - 2014г.
Повышение степени удовлетворенности родителей работой ДОУ:
Таким образом, анализ анкет показывает, что степень удовлетворенности родителей воспитанников работой ДОУ выросла на 13%. Мы наблюдаем заинтересованность взрослых в жизни ребенка, активизацию их родительского потенциала. Критерием эффективности использования различных форм и методов в работе с родителями является искреннее проявление их интереса к жизни группы, к занятиям детей, активное участие в родительских собраниях. Родители научились выражать восхищение результатами и продуктами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка. Изменился характер взаимодействия педагогов с родителями, многие из них стали активными участниками всех дел детского сада и незаменимыми помощниками воспитателей. Сталкиваясь с проблемами в воспитании детей, родители все чаще обращаются за квалифицированной помощью к педагогам ДОУ. Все это является достаточно высоким показателем эффективности организации взаимодействия с семьями воспитанников в ДОУ.
Список литературы:
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. – М.: Сфера, 2009.
Дуброва В.П. Теоретико-методические аспекты взаимодействия детского сада и семьи: Учебное пособие. Минск,1997.
Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.
Куликова Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Учебное пособие. – М.: Академия, 1999.
Москалюк О.В., Погонцева Л.В. Педагогика взаимопонимания: занятия с родителями. – Волгоград: Учитель, 2011.
От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
Пастухова И.О. Создание единого пространства развития ребенка: Взаимодействие ДОУ и семьи. – М.: Сфера, 2007.
Прохорова Г.А. Взаимодействие с родителями в детском саду. Практическое пособие. – М.: АЙРИС-пресс, 2009.
Тимофеева М.В. Система сопровождения родителей: модель организации клуба «Молодая семья», план-программа, занятия. – Волгоград: Учитель, 2009.
Журнал «Дошкольная педагогика»/ Сентябрь /2012.
Наташа Парунова
Проект «Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду»
ТИП ПРОЕКТА
По доминирующей в проекте деятельности : воспитательно-образовательный.
По числу участников проекта : педагоги, специалисты дополнительного образования, специалисты разных профессий, родители , дети.
По времени проведения : долгосрочный.
По характеру контактов : в рамках ДОУ, родители , дети, микросоциум.
АКТУАЛЬНОСТЬ
На сегодня взаимодействие ДОУ с родителями является важной составной частью в работе по преодолению трудностей в развитии и воспитании дошкольников. Только в тесном сотрудничестве, на взаимопонимании педагогов и родителей можно добиться высоких результатов.
Возникновение опыта связано с тем, что появились противоречия в работе педагогов с родителями . По наблюдениям педагогов и общению с родителями сложились следующие выводы : одни родители требуют и открыто заявляют, что воспитанием и обучением детей должен заниматься детский сад , а они хотят видеть по окончании детского сада результат . Т. е. полностью подготовленного к школе ребенка. Другие пассивно наблюдают за работой детского сада , третьи хотят принимать участие в воспитательно-образовательном процессе, но у них нет на это времени, и только некоторые заинтересованы в активном взаимодействии с детским садом . Педагоги были недовольны тем, что на мероприятиях информационного характера родителей увидишь не часто , больше родителей привлекают мероприятия развлекательные, будь это Новый год или 8 марта, выпускной. Посещение родителями групповых собраний было совсем незначительным.
Проблема взаимодействия детского сада с семьёй всегда была актуальной и трудной. Актуальной, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое, а трудное, потому что все родители разные , к ним, как и к детям, нужен особый подход. Работая с родителями , мы помогаем им увидеть отличие мира от мира взрослых, преодолеть авторитарно отношение к ребёнку, относиться к нему, как равному к себе и понимать, что недопустимо сравнивать его с другими детьми.
ПРОБЛЕМА
Неучастие родителей в жизни своего чада , банальное отсутствие како-го-либо представления о том, каким должен быть ""успешный" родитель - и возникает определенная проблема в отношениях ребенка и его семьи.
Помочь родителям стать активным участником воспитания собственного ребенка призван психолого-педагогический проект "Нетрадиционные формы работы с родителями » МДОАУ № 17.
ЦЕЛИ ПРОЕКТА
Оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между родителями и ребенком в семье ;
Психолого-педагогическая помощь родителям воспитанников МДОАУ в осознании своей роли, значения и возможностей в воспитании здорового и успешного ребенка, овладении эффективными способами и приемами установления отношений оптимистического сотрудничества с матерями и детьми в семье.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Установление контакта с родителями для близкого знакомства с особенностями семейного воспитания и активизация их в жизни ДОУ.
Апробирование новых нетрадиционных форм работы с семьёй , как фактора позитивного развития ребёнка.
Помочь родителям устранить недопонимание эмоционально- потребностей сферы ребёнка через совместную игровую творческую познавательную деятельность.
Знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;
Сотрудничество детского сада с родителями воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду .
ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С родителями ВОСПИТАННИКОВ
1. Информационно - аналитические
Анкетирование;
Тестирование;
Метод написания родителями мини – сочинения «Мой ребенок» .
2. Наглядно-информационные формы
Сайт ДОУ и педагогов;
Выпуск семейных стенгазет;
Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей ;
Фотовыставки;
Семейные презентации;
Нетрадиционные дни открытых дверей .
3. Познавательные.
Нетрадиционные родительские собрания ;
Информационно -практические занятия «Школа родителей ";
Маршруты выходного дня или экскурсии;
Совместная работа по тематическому плану проектам ;
Круглый стол.
4. Досуговые.
Совместные праздники, досуги, развлечения;
Совместные спартакиады;
Семейный театр;
Участие родителей в конкурсах , выставках
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ
1. Изучение научной и методической литературы по теме проекта .
2. Анкетирование родителей .
3. Календарно-тематические планы в рамках проекта .
4. Разработка методических материалов для реализации проекта .
II ЭТАП - ОСНОВНОЙ ТЕКУЩИЙ
1. Разработка конспектов мероприятий и их проведение.
2. Реализация планов взаимодействия участников проекта .
III ЭТАП - ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Анализ проделанной работы . (Родительское собрание )
2. Презентация лучшего опыта семейного воспитания.
3. Фотосессия, интервьюирование родителей , публикации в СМИ.
СДЕРЖИВАЮЩИЕ СИЛЫ
Повышенный уровень тревожности, связанный с отсутствием практического опыта в воспитании детей дошкольного возраста, отсутствие у родителей коммуникативных навыков.
УСТРАНЕНИЕ РИСКОВ
Развитие коммуникативных навыков, снижение уровня тревожности.
СТОРОННИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
5. Администрация.
6. Общественность.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА
2. Педагоги.
3. Специалисты.
4. Родители .
РЕСУРСЫ ПРОЕКТА
1. Человеческие (дети, педагоги, специалисты, родители ) .
2. Материальные (оборудование, пособия, канцелярские товары, ТСО) .
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Апробировав проект , мы ждем определенных результатов :
У родителей – должны сформироваться доверительные , партнерские отношения с детьми и педагогами;
Активизироваться деятельность родителей в жизни ребенка в дошкольном учреждении;
Участие в различных акциях, открывающих детям любящих, творческих, добрых родителей .
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2011 -2012 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Основы семейного права»
Родители
Педагог – психолог
Юрист – консультант по семейному праву
2 Конкурс поделок «Дары природы» Воспитатель
родители
3 Тренинг «Давайте познакомимся!» Педагог – психолог
родители
4 Родительское собрание «Мастер класс» Родители
5 Анкетирование «Какой я родитель ?» Родители
Педагог – психолог
6 Семейный театр Воспитатель
родители
7 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
8 Семинар – практикум «Знаю ли я своего ребенка?»
Педагог – психолог
Врач – невролог
Учитель – логопед
Инструктор по физической культуре
9 «Зов джунглей» Воспитатель
родители
10 Конкурс рисунков «Моя семья» Физкультурный работник , воспитатели, родители
11 Родительское собрание «Копилка семейных советов» Воспитатель
родители
12 Опрос «Чем интересен детский сад » Воспитатель
родители
13 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровье малышей» Воспитатель
родители
14 Мультимедийная презентация «Мы с папой любим спорт» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2012 -2013 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Родитель , ребенок, детский сад » Воспитатель
родители
2 Семинар – практикум «Давай поговорим!» Учитель СОШ
Юрист, врач.
Специалисты разных профилей
3 Анкетирование «Семейное воспитание» Педагог-психолог родители
4 Конкурс рисунков «Как мы отдыхали летом» Воспитатель
родители
5 «Веселые старты» Физкультурный работник , воспитатели, родители
6 Мини – сочинение «Мой ребенок» Воспитатель
родители
7 Фотовыставка «Моя дружная семья» Воспитатель
родители
8 Опрос «Воспитатель глазами родителей » Воспитатель
родители
9 Выпуск семейной стенгазеты «Здоровые дети в здоровой семье» » Воспитатель
родители
10 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Тренер спортшколы
Экскурсовод
11 Семинар – практикум «Мастер класс» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Эстетическое воспитание» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Как я воспитываю своего сына (дочку) » Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок из одноразовой посуды» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2013 -2014 уч. год
участников
1. Родительское собрание «Педагогическая лаборатория» Воспитатель
родители
2 Конкурс рисунков «Берегите природу» Воспитатель
родители
3 «Мама, папа, я спортивная семья» Физкультурный работник
4 Анкетирование «Хорошо ли я знаю своего ребенка» Педагог-психолог родители
5 Семинар – практикум «Если ребенок плохо говорит» Воспитатель
родители
6 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник , воспитатели, родители , экскурсовод
7 Творческий конкурс «Эскиз участка детского сада » Воспитатель
родители
8 Фотовыставка «Как мы отмечаем семейные праздники» Воспитатель
родители
9 Опрос «Вас устраивает меню в детском саду » Воспитатель
родители
10 Мини сочинение «Наши семейные ценности» Воспитатель
родители
11 Выпуск семейной стенгазеты «Путешествие в Олимпию» » Воспитатель
родители
12 Семинар – практикум «Умные игры» Воспитатель
родители
13 Спартакиада Воспитатель
родители
14 Родительское собрание «Ток – шоу здоровая семья» Воспитатель
родители
15 Мультимедийная презентация «Где бывали? Что видали?» Воспитатель
родители
16 Конкурс поделок «Ёлочка красавица» Воспитатель
родители
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2014 -2015 уч. год
участников
1. Семинар – практикум «Чем занять ребенка дома» Воспитатель
родители
2 Спортивные игры» (шашки, шахматы, спортивные игры - соревнования) Физкультурный работник , воспитатели, родители
3 Анкетирование «Интересы семьи» Педагог-психолог родители
4 Родительское собрание «Развиваем самостоятельность» Воспитатель
родители
5 «Если дома не сидится» (походы, экскурсии) Физкультурный работник
Экскурсовод
6 Выпуск семейной стенгазеты «Новогодняя открытка» Воспитатель
родители
7 Презентация «Моя семья» Воспитатель
родители
8 Конкурс рисунков «День победы» Воспитатель
родители
9 Фотоконкурс «Масленица» Воспитатель
родители
10 Опрос «Чтобы вы хотели увидеть нового в детском саду » Воспитатель
родители
11 Семинар – практикум «Ролевая игра в воспитании ребенка» Воспитатель
родители
12 Родительское собрание «Кнут и рпяник» Воспитатель
родители
13 Мультимедийная презентация «Моя профессия» Воспитатель
родители
14 Конкурс поделок «Пасхальное яйцо» Воспитатель
Суть инициативы
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо их взаимодействие. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь. В начале пути рядом с беззащитным, доверчивым малышом находятся самые главные люди из его окружения – его семья. Нам кажется, что родители наших детей более грамотны и образованы в педагогическом плане, чем их предшественники; более благополучны в материальном и финансовом плане; более уверены в себе, четче определяют свои запросы в отношении уровня и качества образованности своего ребенка. Поэтому построить систему взаимодействия с современными родителями непросто. И мы начали эту работу с глубокого изучения семьи, ее запросов, требований, претензий, взглядов на воспитание и развитие ребенка. Не вызывает сомнения важность взаимодействия воспитателей и родителей. В процессе воспитания детей возникают различные проблемы нравственного, духовного, эмоционального, речевого, физического развития, которые эффективнее решать всем вместе.
1.Расширить педагогические знания и умения родителей; откорректировать трудности в семейных отношениях.
2.Воспитать здорового, развитого ребенка, которого любят и о котором заботятся.
а/ Реализовывать дифференцированный подход к семьям различного типа, индивидуальный – к каждой конкретной семье.
б/ Воспитывать в детях уважительное отношение ко всем членам семьи.
в/ Осуществлять совместную общественно-значимую деятельность и досуг родителей и детей.
г/ Создавать психологически комфортную обстановку для детей, членов их семей, атмосферу доброжелательности, сотрудничества, ситуации успеха.
д/ Использовать различные формы сотрудничества с родителями, вовлекать их в совместную с детьми деятельность, направленную на повышение их авторитета.
Обоснование значимости
Мы уверены, в душе воспитателей должно быть место для родителей детей. Мы должны уметь понимать, что они - самые лучшие, других нет, ребенок получил от них жизнь – драгоценный дар. В результате общения ребенка с близкими взрослыми, он приобретает опыт действий, суждений, оценки, что проявляется в его поведении. Большое значение имеют положительные примеры отца и матери как образцы для подражания, а также родительское слово – как метод педагогического воздействия. Анкетирование и наблюдения за стилем общения детей и родителей показали, что для родителей представляют интерес такие проблемы, как воспитание послушания у детей, культуры поведения, проблемы детской игры, родителей волнуют страхи и агрессивное поведение детей, вопросы раннего обучения. Почти в каждой семье стоит проблема: чем занять ребенка? Мы считаем, что проблема воспитания и развития детей, работа не одного дня, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего дошкольного учреждения и семьи на длительный период пребывания ребенка в детском саду.
Поэтому каждый учебный год мы начинали со встречи, на которой освещали закономерности развития ребенка, учили родителей рационально организовывать деятельность детей, а также видеть и оценивать себя как педагога. Мероприятия планировали в зависимости от приоритетного направления деятельности ДОУ и потребностей родителей. Подключали родителей к проведению различных мероприятий. Приглашали для консультаций специалистов: врачей, психолога, музыкального руководителя и др. Главное, что эти встречи проходили в неформальной обстановке. Мы старались не увлекаться теорией вопроса, а преподносили материал в доступной убедительной форме, опираясь на имеющийся у родителей опыт.
Ожидаемый результат
1.У родителей повысится педагогическая культура, появится возможность увидеть своего ребенка в условиях, отличных от домашних, что приведет к пересмотру родителями своих методов и приемов воспитания.
2. Как в группе, так и в семье появится благоприятная предметно – развивающая среда для детей.
3.Станет регулярным участие родителей в совместной с детьми творческой деятельности.
Пути реализации
Традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия всех участников проекта
Состав участников
Дети, родители, воспитатели
Срок реализации проекта
Вид проекта
Ролево-игровой
Исходные теоретические положения
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации детей. Для того чтобы их взаимодействие было эффективным, необходимо понять: какая она – современная семья? Все семьи разнообразны по своему составу, национальным, образовательным и культурным особенностям, жизненным ценностям и бытовому укладу.
Современная семья – это еще и разные формы совместного проживания людей. Мы не пытаемся передать всем единую систему воспитания детей, а стараемся поддержать то лучшее, что уже делает или готова делать каждая семья для своего ребенка. Мы провели анализ состава семей своей группы и выявили, что разница в возрасте родителей довольно значительна: от23 до 43 лет. Поэтому пришлось учитывать эту особенность при работе над проектом: с одной стороны помогать молоды формировать взаимоотношения с детьми, с другой – учитывать уже сложившиеся стереотипы у родителей в возрасте. Также обнаружилось, что материальный и социальный статус родителей неоднороден. Мы столкнулись с проблемой, когда родители неохотно выполняли наши просьбы и поручения, отмахивались, что им некогда заниматься с ребенком, а ведь это очень важно для малыша.
Родителям был предложен ряд анкет по выявлению запросов родителей в отношении уровня образованности ребенка, потребностей родителей в дополнительных образовательных услугах, по выявлению удовлетворенности со стороны родителей условиями воспитания и обучения в ДОУ, а также потребностей родителей в повышении объема и уровня педагогических знаний.
Анализ собранных анкетных данных позволил нам построить собственную систему взаимодействия с родителями и детьми. Отбор форм работы с семьей преследовал своей целью более полное и активное включение родителей в образовательный процесс. Такой подход помогает организовать адресную помощь родителям, осуществлять дифференцированное и индивидуальное взаимодействие с семьями воспитанников.
Распределение деятельности
План совместной работы с семьей на учебный год
№ | Формы работы | Задачи | Сроки | Ответственные |
1 | Выставка “Умелые руки” | Пополнить развивающую среду в группе | Январь | Родители Воспитатели |
2 | Семейный досуг “Какой хороший папа” | Воспитывать любовь и уважение к папе. Содействовать оптимизации детско-родительских отношений. | Февраль | Воспитатели |
3 | Визитка семьи: фото, герб, девиз, любимые кулинарные рецепты | Привлекать родителей к совместной деятельности в семье | Февраль | Родители |
4 | Праздник “Мамин день” | Воспитывать любовь и доброе отношение к маме | Март | Воспитатели Родители |
5 | Встреча со специалистами “Теплый дом” | Помогать родителям поддерживать и развивать творческие способности у детей | Апрель | Воспитатели Муз.рук-ль Инструктор ИЗО |
6 | Детско-родительская гостиная “Я, семья, род, народ” | Воспитывать патриотизм и толерантность | Апрель | Воспитатели |
7 | Выставка “У мамы руки золотые” | Выявить лучших мастериц, пополнить развивающую среду в группе | Май | Мамы Воспитатели |
8 | Международный день семьи. Семейный час “Смотрясь в семью, как в зеркало” | Предложить родителям подумать, чего они хотели бы не только для своего ребенка, но и для себя | Май | Родительский комитет Воспитатели |
9 | Экологический субботник “Огород” и благоустройство участка | Привлекать родителей к благоустройству экологической зоны “Огород” и группового участка | Май - июнь | Воспитатели Родители |
10 | День защиты детей. День добрых дел “В гостях у сказки” | Вызвать живой интерес к сказке, порадовать детей, создать хорошее настроение | Июнь | Родительский комитет |
11 | Выставка комнатных растений “Цветоград” | Пополнить уголок природы. Развивать эстетические чувства | Июль | Родители |
12 | Книжка – ширма “Телевидение входит в жизнь малыша” | Помогать родителям в правильном выборе телепередач, мультфильмов | Август | Старший воспитатель Психолог |
13 | Выставка композиций из цветов, овощей и природного материала “Это нам подарило лето” | Привлечь родителей к участию в жизни ДОУ | Сентябрь | Родители |
14 | Выпуск газеты “Неразлучные друзья – взрослые и дети” | Отразить в газете наиболее яркие события, происходящие в группе | Сентябрь | Воспитатели Родительский |
15 | Альбом – эстафета “Чем занять ребенка в выходной день” | Повысить педагогические знания родителей | Сентябрь | Родители Воспитатели |
16 | Консультация “Чем и как занять ребенка дома” | Заинтересовать родителей данной проблемой | Октябрь | Воспитатели |
17 | Беседа “Если хочешь быть здоров” | Содействовать здоровому образу жизни в семье воспитанников | Октябрь | Врач Ст. медсестра |
18 | День матери. Ток – шоу “Искусство – любить детей” | Помочь родителям в воспитании детей | Ноябрь | Воспитатели Психолог |
19 | Всемирный День ребенка. Беседа “Что важно знать о ребенке, чтобы понимать его” | Привлекать родителей к обмену мнениями по актуальным для них вопросам | Ноябрь | Воспитатели Родители Ст. воспитат. |
20 | Конкурс “Семья года” | Выявить победителя конкурса “Семья года” | Декабрь | Воспитатели Работники библиотеки |
21 | Новогодний праздник | Доставить детям радость и удовольствие | Декабрь | Воспитатели Родители |
Средства контроля и обеспечение достоверности реализации проекта
Мониторинг;
Мероприятия (групповые и общесадовские);
Анализ родительских анкет;
Праздники и развлечения;
Протокола родительских собраний и консультаций.
Методические разработки
Для реализации данного проекта использовались методические разработки различных авторов из журналов “Дошкольное воспитание”, “Дошкольное образование”, “Обруч”.
Методы и технологии
Анкетирование, опрос, беседы, наблюдения;
Детско-родительские гостиные;
Методы ТРИЗ;
Методы психофизического сопряжения;
Интеграция;
Театрализованная деятельность;
Метод КТД.
Необходимые условия реализации проекта
1.Интерес детей и родителей.
2.Наличие необходимой литературы.
3.Интеграция со специалистами и другими работниками детского сада.
Предложения по возможному распространению проекта
В ходе работы над проектом мы пришли к выводу, что подобная работа с семьей объединяет общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями; способствует формированию более тесного контакта с родителями. Это оказывает согласованное воспитательное воздействие на ребенка.
Мы очень надеемся, что проводимая нами работа, поможет во взаимодействии с семьей, в развитии и воспитании ребенка, даст толчок к появлению новых форм совместной деятельности детского сада и родителей воспитанников. Итогом нашего проекта стало создание на базе нашего детского сада районного клуба “Молодая семья”. Это перспективная форма работы с родителями, позволяющая учесть актуальные потребности семей, способствующая формированию активной жизненной позиции всех участников процесса, укреплению института семьи, передаче опыта в воспитании детей.
ПРОЕКТ
«Творческое взаимодействие с родителями в ДОУ»
ТВОРЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ
СОДЕРЖАНИЕВведение
3-4 стр.
1.Цель и задачи проекта.
5 стр.
II. Предполагаемый результат.
6 стр.
III. Ресурсы.
6 стр.
IV . Описание проекта. План реализации.
7- 12 стр.
V. Литература.
13 стр.
VI. Приложение.
14-16 стр.
Введение
Актуальность проблемы взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе развития общества очевидна. Всем хорошо известно, что семья и детский сад составляют для ребенка на определенном этапе основную воспитательно-образовательную микросреду - образовательное пространство. И семья, и дошкольное учреждение по-своему передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.
Путь к диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла разбалансированность процессов воспитания в семье и ДОУ.
Нестабильность общества, социальная напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные функции семьи на второе и третье места.
Недооценка ресурсов семьи, неумение ими грамотно «распорядиться» сдерживает переход как общественного, так и семейного воспитания из одного качественного состояния в другое.
Только эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.
Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями "сотрудничество" и "взаимодействие".
Сотрудничество - это общение "на равных", где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. В "Словаре русского языка" С. Ожегова значение слова "взаимодействие" объясняется так: 1) взаимная связь двух явлений; 2) взаимная поддержка.
Перейти к новым формам отношений родителей и педагогов невозможно в рамках закрытого детского сада: он должен стать открытой системой. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая "открытость внутрь" и "открытость наружу".
Придать дошкольному учреждению "открытость внутрь" значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гумманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями.
Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.
"Открытость детского сада наружу" означает, что детский сад открыт влияниям микросоциума, своего микрорайона, готов сотрудничать с расположенными на его территории социальными институтами, как-то: общеобразовательная школа, музыкальная школа, спортивный комплекс, библиотека и др.
Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом.
Изучив современнее подходы к взаимодействию ДОУ и семьи, учитывая ограниченный объем ресурсов, особенности социума ограниченные возможности использования внешних ресурсов: объектов культуры, Интернет-ресурсов, уровень образования родителей мы пришли к выводу: оптимальным средством по вовлечению семьи в единый образовательный процесс является метод проектов.
ЦЕЛЬ: Разработать систему деятельности по внедрению метода проектов в
практику взаимодействия семьи и ДОУ.
Задачи:
1. Повысить уровень профессиональных компетенций педагогов по реализации грамотного (дифференцированного) взаимодействия с семьей посредством проектной деятельности.
2. Разработать модель организационно-педагогических условий по использованию метода проектов в образовательном пространстве ДОУ.
3. Обеспечить функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ на основе проектной деятельности.
4.Изучить уровень эффективности созданных условий, обеспечивающих вовлечение родителей в образовательное пространство ДОУ и познакомить с ним коллег.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
♦ Положительная динамика уровня компетентности педагогов и родителей по вопросам взаимодействия и воспитания детей.
♦ Увеличение охвата родителей разнообразными формами сотрудничества.
♦ Функционирование и развитие детско-взрослого сообщества ДОУ.
♦ Разработка методической продукции по вопросам взаимодействия ДОУ с семьями разных категорий в условиях малого города или сельской местности.
РЕСУРСЫ:
Кадровый потенциалПрограммно-методическое обеспечение
Родительское сообщество
Социальные связи
ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
Чтобы детский сад стал реальной, а не декларируемой открытой системой, родители и педагоги должны строить свои отношения на психологии доверия. Родители должны быть уверены в хорошем отношении педагога к ребенку. Поэтому педагогу необходимо вырабатывать у себя "добрый взгляд" на ребенка: видеть в его развитии, личности, прежде всего положительные черты, создавать условия для их проявления, упрочения, привлекать к ним внимание родителей. Доверие же родителей к педагогу основывается на уважении к опыту, знаниям, компетентности педагога в вопросах воспитания, но, главное, на доверии к нему в силу его личностных качеств (заботливость, внимание к людям, доброта, чуткость).
Сотрудничество детского сада и семьи предполагает, что обе стороны имеют, что сказать друг другу относительно конкретного ребенка, тенденций его развития. Отсюда - поворот к взаимодействию с каждой семьей.
Есть еще одна линия воздействия на семью - через ребенка. Если жизнь в детском саду интересная, содержательная, ребенку эмоционально комфортно, он обязательно поделится своими впечатлениями с домочадцами. Например, в группе ведется подготовка к пасхальной неделе, дети готовят угощения, подарки, придумывают сценки, рифмованные поздравления-пожелания и т.д. При этом обязательно кто-то из родителей расспросит педагога о предстоящих развлечениях, предложит свою помощь.
Сегодня педагоги дошкольного учреждения должны выступать не только как воспитатели детей, но и как партнёры родителей по воспитанию малышей. В связи с этим особенно актуальной становится проблема вовлечения родителей в планирование и организацию развивающего обучения, в процесс оценивания и прогнозирования развития своего ребёнка.
Основная цель взаимодействия ДОУ с семьей на основе проекта -установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.
План реализации проекта
«Метод проектов как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях города» на 2010-2013 год
ЭтапНаименование мероприятий
Сроки реализации
Ответственные
I . Организационно-диагностический.
Цель: сбор информации и создание системы мониторинга оценки качества взаимодействия (анкетирования, тестирования, программ наблюдения) для всех участников педагогического процесса (администрации, воспитателей, родителей).
1.1.
Обновление нормативно-правовой базы функционирования МДОУ разработка положения о творческой группе детского сада.
2010г.
Заведующая МДОУ
1.2.
Разработка анкет для родителей и педагогов по вопросам организации взаимодействия.
2010 г.
Педагог -психолог, социальный педагог.
1.3.
Анализ и самоанализ содержания деятельности педагогов в рамках реализации «Программы воспитания и обучения в д/с» (под ред. Комаровой, Гербовой, Васильевой) по организации взаимодействия с родителями
2010 г.
Зам. заведующей по УВР. Воспитатели всех возрастных групп.
П. Методическое обеспечение.
Цель: стимулирование и повышение педагогического мастерства и творчества воспитателя, систематизация и обобщение целенаправленной работы методической службы ДОУ по взаимодействию с родителями посредством метода проектов.
Ознакомление педагогов с особенностями и возможностями использования метода проектов
2010г.
Зам. заведующей по УВР.
Оформление информационного стенда «Метод проектов - инструкция по применению».
2010г.
Творческая группа
Консультация «Основные показатели развития уровня взаимодействия семьи и ДОУ».
2010г.
Педагог - психолог
Тренинг «Проектный метод -результативная технология развития коммуникативных навыков всех участников педпроцесса»
2010-2011г.г.
Творческая группа Воспитатели сред., ст. и подг. возрастных групп
Семинар-практикум «Организация проектной деятельности в разновозрастной группе».
2011г.
Зам. заведующей по УВР Воспитатели
Проведение консультаций по запросам воспитателей.
2010-2013
Творческая группа
Разработка групповых проектов
2011г.
Презентация групповых проектов
2011г.
Воспитатели всех возрастных групп
Выставка - конкурс материалов семейных проектов (планы, схемы, результаты взаимодействия).
2011г.
Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп
2.10
Семинар «Метод проектов как фактор сохранения традиций» (сентябрьские встречи, поздравления семей с рождением ребенка, день семьи, день рождения группы и т.
2012г.
Творческая группа. Родители.
2.11
Общесадовый проект «Наш любимый детский сад».
2012г.
Все педагоги. Родители
2.12
Оформление материалов по организации проектной деятельности (проекты, конспекты занятий, фотографии, рисунки, высказывания родителей, детей и
др)
2012-2013г.
Зам. заведующей поУВР
Воспитатели всех возрастных групп
2.13
2012-2013г.
Все педагоги. Родители
2.14
2013
Все педагоги и родители
III . Взаимодействие с семьей.
Цель: Развитие педагогического сотрудничества с родителями воспитанников. Включение семьи в образовательное пространство ДОУ.
Анкетирование родителей (уровень удовлетворенности взаимодействием с ДОУ)
2010г.
Воспитатели всех возрастных групп
Консультация «Совершенствование взаимодействия педагога и родителей, как фактор психологического комфорта ребенка в семье и д/с».
2010 г.
Зам. заведующей по УВР Воспитатели всех возрастных групп. Родители
Семинар-практикум «Особенности взаимодействия взрослого и ребёнка в совместной деятельности»
2010
Педагог-психолог
Участие родителей различных профессий в игровых проектах в детском саду.
2010-2012 г.
Воспитатели всех возрастных групп. Родители
Презентация семейных проектов
2011
Воспитатели всех возрастных групп Родители
Конкурс «Семья года» по активному участию семьи жизни д/с
2012 г.
Зав. ДОУ Родители
Участие в общесадовом проекте «Наш любимый д/с»
2012г.
Все педагоги. Родители
Круглый стол «Метод проектов, как средство повышения качества взаимодействия ДОУ и семьи в условиях малого города »
2012-2013г.
Все педагоги. Родители
3.10.
Совет педагогов и родителей «Взаимодействие с родителями. Итоги и перспективы»
2013
Все педагоги и родители
IV . Взаимодействие с общественными организациями.
Школа, библиотека: Организация и проведение совместных проектов
2011-2013
Институт повышения квалификации работников образования:
проведение семинарских занятий на базе детского сада для педагогических работников ДОУ;
организация работы творческой группы по проблемам взаимодействия с семьей
2012-2013г.
Городской (районный) методический кабинет:
ГМО воспитателей МДОУ