Страстная суббота: что ни в коем случае нельзя делать. Запреты в великую субботу



Последняя неделя у Великого поста особенная, а Страстная суббота – вообще последний день. Это воспоминания, скорее, дань памяти погребению и последующему пребыванию внутри гробницы Иисуса Христа, вплоть до его чудесного Воскресения. Христиане держат долгий, 48-ми дневный пост ежегодно, выдерживая ограничения и в еде, и в повседневной жизни (частности, ограничения в увеселеньях).

  • Страстная суббота
  • Что можно (традиции, обычаи)

Страстная суббота

Еще известна как Великая суббота – шестой день от Страстной недели, ею заканчивается долгий, Великий пост. Ежегодно длится он 48 дней, сам состоит из нескольких, идущих следом постов. Их просто соединили, чтобы вышел монолит. Так удобнее, чем держать один пост, затем пару дней «выходных» и переходить к следующему. Суббота от Страстной седьмицы (последняя неделя как раз Великого поста) посвящена событиям погребения, затем пребывания тела умершего Иисуса Христа внутри гробницы.




Согласно большинству изложенных христианских конфессий, Спаситель даже спускался вниз, в Ад. Также, это день основных приготовлений перед Пасхой – великий праздник, символ Воскресения Христа, она празднуется ночью на воскресение.

В богослужениях от церквей сохранилось многое от раннехристианских богослужений, это характерно именно для служб в Страстную субботу. Например:




Великая суббота – собственно постная суббота, одновременно она канун грядущего Светлого Воскресения. Поэтому богослужения одновременно траурные и праздничные.

Согласно обычаям, для важнейших дней у поста литургия должна идти после завершения вечерни (так делают в Великий Четверг, т.е. навечерия у Рождества Христова, также Богоявления). Происходило крещение всех оглашенных, потому как в самом богослужении есть много от ветхозаветного чтения.

Все запреты у Страстной субботы

Нельзя разговляться, запретный промежуток 03.00 ночи (суббота) – утро (воскресенье);
Можно есть лишь сырое, запретна любая термически обработанная пища (даже минимальная обработка запрещена);
Запретны любые спиртные напитки (кроме красного вина тем, кто выдержал Великую пятницу наиболее строгий пост, сидел лишь на постном хлебе с водой);
Нельзя смеяться (по возможности), также танцевать, петь (запретны развлечения);
Воздержаться от возможной интимной близости со своим партнером, супругом;
Никакой рыбалки, также охоты;
Никакой уборки, нельзя гладить и даже стирать;
Нельзя мыться;
Нельзя работать в огороде или саду;
Нельзя заниматься никаким рукоделием;
Никаких строительных или ремонтных работ (вообще нельзя заниматься никакой физической работой).




Что можно (традиции, обычаи)

Наблюдать за изменениями погоды. День Страстной субботы перед поможет определить течение будущего лета. например, день теплый, ясный, лето будет соответственно теплым, солнечным.

Если выдержать без сна субботнюю ночь, то вполне реально привлечь себе счастье, причем долгое, на год. Считается, что счастье именно тогда ходит между людьми, важно его не проспать.
Суббота считается скорбным днем. Нельзя веселиться, шутить, смеяться. Кто не воспримет данный запрет серьезно, проведет год в слезах.

Не стоит выносить ничего, дарить, тем более дарить домашние вещи. Считается, что так человек добровольно раздает свое благополучие.

Для верующих Великая Суббота – и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В день Великой Субботы Церковь воспоминает .

В день Великой Субботы Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Его воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу в Великую Субботу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера – чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона Великой Субботы славят Христа, Своею смертью победившего .

После малого повечерия Великой Субботы с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы – во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз говорится, что эта суббота – самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Великая Суббота – это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием, Великий вход – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной Церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии Великой Субботы поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение .

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

Литургия Великой Субботы. Митрополит Антоний Сурожский:

Бывает, что после долгой, мучительной болезни умирает человек; и гроб его стоит в церкви, и, взирая на него, мы проникаемся таким чувством покоя и радости: прошли мучительные дни, прошло страдание, прошел предсмертный ужас, прошло постепенное удаление от ближних, когда час за часом человек чувствует, что он уходит и что остаются за ним на земле любимые.

А в смерти Христовой прошло и еще самое страшное – то мгновение Богооставленности, которое заставило Его в ужасе воскликнуть: Боже Мой, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил?..

Бывает, стоим мы у постели только что умершего человека, и в комнате чувствуется, будто воцарился уже не земной мир – мир вечный, тот мир, о котором Христос сказал, что Он оставляет Свой мир, такой мир, какого земля не дает…

И так мы стоим у гроба Господня. Прошли страшные страстные дни и часы; плотью, которой страдал Христос, Он теперь почил; душою, сияющей славой Божества, Он сошел во ад и тьму его рассеял, и положил конец той страшной богооставленности, которую смерть представляла собой до Его сошествия в ее недра. Действительно, мы находимся в тишине преблагословенной субботы, когда Господь почил от трудов Своих.

И вся Вселенная в трепете: ад погиб; мертвый – ни един во гробе; отделенность, безнадежная отделенность от Бога побеждена тем, что Сам Бог пришел в место последнего отлучения. Ангелы поклоняются Богу, восторжествовавшему над всем, что земля создала страшного: над грехом, над злом, над смертью, над разлукой с Богом…

И вот мы трепетно будем ждать того мгновения, когда сегодня ночью и до нас дойдет эта победоносная весть, когда мы услышим на земле то, что в преисподней гремело, то, что в небеса пожаром поднялось, услышим это мы и увидим сияние Воскресшего Христа…

Вот почему так тиха литургия этой Великой Субботы и почему, еще до того как мы воспоем, в свою очередь, «Христос воскресе», мы читаем Евангелие о Воскресении Христовом. Он одержал Свою победу, все сделано: остается только нам лицезреть чудо и вместе со всей тварью войти в это торжество, в эту радость, в это преображение мира… Слава Богу!

Слава Богу за Крест; слава Богу за смерть Христа, за Богооставленность Его; слава Богу за то, что смерть уже не конец, а только сон, успение… Слава Богу за то, что нет больше преград ни между людьми, ни между нами и Богом! Его Крестом, Его любовью, Его смертью, сошествием во ад и Воскресением и Вознесением, которого мы будем ждать с такой надеждой и радостью, и даром Святого Духа, Который живет и дышит в Церкви, все совершено – остается нам только принять то, что дано, и жить тем, что нам от Бога даровано! Аминь.

Великая Суббота - день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания.

Страстная неделя - шесть самых важных дней в году в жизни христианина. Каждый день - особая службы и особый смысл.

Великая Суббота

Еще кругом ночная мгла.
Еще так рано в мире,
Что звездам в небе нет числа,
И каждая, как день, светла,
И если бы земля могла,
Она бы Пасху проспала
Под чтение Псалтыри.

Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку.

Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак.

Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла - «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики.

И со Страстного четверга
Вплоть до Страстной субботы
Вода буравит берега
И вьет водовороты.
И лес раздет и непокрыт,
И на Страстях Христовых,
Как строй молящихся, стоит
Толпой стволов сосновых.

К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка - крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 17-я кафизма 118 псалма, традиционно читается при погребении…

Что ж, «На Страстной» - поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо. Тем не менее основная тональность стихотворения - это тональность Великой Субботы. Печального, тихого и прекрасного дня, когда Господь наш Иисус Христос телом Своим - во гробе, душою же - в глубинах ада, когда жива наша боль от голгофских потрясений Пятницы, но немыслимая, небесная надежда на

Воскресение, на утро нового невечернего дня Христова, уже светит нам сквозь печаль и тишину. Этой тональностью стихотворение

Пастернака напоминает нам библейские строки пророка Исаии: «Кричат мне с Сеира: сторож, сколько ночи? сторож, сколько ночи?

Сторож отвечает: приближается утро, но еще ночь» (Ис 21:11-12). Напоминает и то положение, которое занимает ныне, во времени и земной истории, Церковь воинствующая, Церковь земная, положение, о котором напоминал апостол Павел и которое должен осознавать всякий, считающий себя христианином: «уже» и «еще не», Царство Божие уже пришло к нам в силе, Воскресение уже дано нам - но мы все еще в процессе его достижения и чаяния, все еще сражаемся с грехом и смертью за свою свободу и вечную жизнь во Христе, потому с таким упованием и возглашаем: «Маранафа» - «Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Службы Великой Субботы сохранили ряд характерных черт раннехристианского Богослужения. Они имеют ряд литургических особенностей: Великая Суббота - канун Светлого Воскресения, в богослужении Великой Субботы прослеживаются как траурные, так и праздничные воскресные черты. По обычаю важнейших постных дней Литургия совершается после вечерни (как в Великий Четверг и навечерия Рождества Христова и Богоявления).

По традиции в течение многих веков именно в этот день совершалось крещение оглашенных, в связи с чем в богослужении присутствуют многочисленные ветхозаветные чтения: 15 паремий, 15 отрывков из книг Ветхого Завета (читать), от книги Бытия до пророчеств Даниила, читаемых на вечерне, говорят о страстях, смерти и воскресении Спасителя, сына Божия, и грядущей славе Церкви Новозаветной. А на Литургии вместо Херувимской поется древний гимн Иерусалимской церкви: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь верным.

Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким Началом и Властию, многоочитии Херувими и шестокрилатии Серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуиа, аллилуиа, аллилуиа».

О том, что после распятия и смерти Христос душою Своею сошел во ад, в Новом Завете почти ничего не сказано, кроме слов Самого Христа ученикам: Как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф 12:40), и некоторых упоминаний в посланиях апостольских, например: Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал (1 Пет 3:19-20).

Однако представление о том, что Господь в день субботний, сойдя душою во ад, проповедовал там весть о Царстве Божием и вывел души праведников на свободу, в рай, где до того пребывали только взятые живыми на небо пророки Илия и Енох, а также благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Христа, является одной из основ православного учения.

Это представление служит каноническим иконописным сюжетом Воскресения: валяются сорванные с петель створки адских врат, и Христос, в особом миндалевидном нимбе (мандорле), выводит Адама, Еву и других праведников из адских глубин. Наиболее полно сошествие во ад описано в апокрифическом «Евангелии от Никодима» (3 век). В России на его основе старообрядцами был составлен апокрифический сборник «Страсти Христовы».

В этом сборнике в отдельной главе «О воскресении Христове и о сошествии его во ад»рассказывается, что «Исус Христос сниде во ад, диявола гоня» и приводится рассказ с описанием битвы у ворот ада (сам ад символически описывается как некое одушевленное существо, соратник сатаны). Дьявол оказывается пойманным Христом, который «сведе и в преисподняя земли, во юдоль плачевную, и связа его узами железными и нерешимыми, и посла его во огонь неугасимый и червь неусыпающий».

Великая Суббота - день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Вот уже и вечер, в храме начинают читать Деяния Апостолов… И совсем скоро мы запоем: «Воскресение Твое, Христе Спасе, Ангели поют на небесех, и нас на земле сподоби чистым сердцем Тебе славити».

Но в полночь смолкнут тварь и плоть,
Заслышав слух весенний,
Что только-только распогодь,
Смерть можно будет побороть
Усильем Воскресенья.

Иллюстрация: Христос выводит праведников из ада. Фреска Андреа Бонаиути да Фиренце в церкви Санта-Мария-Новелла, Флоренция. 1365-1368 годы

Сергий Круглов, священник

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

Страстная суббота 2017, что нельзя делать

Подготовка к Светлому Христову Воскресению у православных заканчивается Страстной субботой. В 2017 году Страстная суббота — 15 апреля. Еще этот день верующие называют Великой субботой. После смерти на кресте Спаситель нисходит во ад и, сокрушив врата адовы, выводит из его глубин праведников.
Утром Страстной субботы во время богослужения в храмах освящаются продукты для празднования пасхи: крашеные яйца, пасхальные куличи. На церковной службе происходит благословение пяти хлебов и вина. Это делается в память того, что первые христиане оставались в храме на всю Страстную субботу до пасхальной утрени и, вкушая освященный хлеб, готовились к подвигу бдения в эту спасительную ночь.


Верующие готовятся к всенощной Страстной субботы и утренней литургии, где будет звучать радостная весть: «Христос воскресе!».

Страстная суббота: что нельзя делать

До этого времени в Страстную субботу 2017 нельзя есть мясной и молочной пищи, а также рыбу и яйца. Разрешается есть икру. Исключение из строгих правил поста делается для тех, кто не может соблюдать их по состоянию здоровья, беременных женщин и детей. Всем прочим послабление делается по благословению священника.
Однако главное в Великом посте не воздержание от определенной пищи, а забота о душе. В Великую субботу нельзя делать то, что было запрещено на все время поста: веселиться, заниматься сексом, петь и танцевать. Особое внимание нужно уделить тому, чтобы сохранить душевный покой, не раздражаясь, не ругаясь и не обижаясь на ближних.
Пасха и яйца являются древними символами праздника, освящаемая соль – символ истины и святости («Вы соль земли», — говорит Иисус своим ученикам). В пасхальную корзину, которую несут в храм для освящения, кладут фрукты и конфеты, которые после раздают детям, а также угощают ими стариков. При освящении или во время Великого повечерия зажигают свечу или лампаду из той же пасхальной корзины.


Приметы и обряды, связанные в настоящее время со Страстной субботой имеют давнее происхождение и восходят к языческим традициям, которые отражают древний календарь природы. В некоторых деревнях они сохранились и по сей день.
Многие приметы Страстной субботы связаны с культом возрождающегося после долгой зимы солнца. Если оно в этот и последующий день «играет», значит, год будет удачным и плодородным. С появлением светила (Христа) должны исчезнуть темные силы. В ночь Великой субботы молодежь в деревнях бегала с зажженными лучинами, ограждая поля от нечистой силы, а селение от пожаров на весь будущий год.
Воде, зачерпнутой в реке или роднике в Светлую ночь, приписывается такая же чудодейственная сила, как и крещенской. Поэтому девушки отправлялись за водой, но нужно было обязательно донести до дому полные ведра и при этом ни с кем не разговаривать.
Есть также приметы связанные с заклинаниями. При первом звоне колоколов в Пасхальную полночь, люди, осеняя себя крестным знамением, трижды приговаривали: «Христос воскрес, семье моей – здоровья, а дому — богатства, полю -урожая. Аминь».
Церковь считает приметы Страстной субботы суеверием, поскольку помощь Божья является не результатом магических обрядов, а дается людям по Его Благодати.

Страстная, или Великая суббота - народно-христианский праздник. Это последний день перед Пасхой. В 2019 году Страстная суббота приходится на 27 апреля. Православная Церковь в этот день вспоминает погребение и пребывание Иисуса Христа во гробе и Его сошествие в ад.

История праздника

В первый день после распятия и погребения Христа, с самого утра, к прокуратору Пилату пришли первосвященники в сопровождении фарисеев. Они попросили поставить у гроба Иисуса стражу, чтобы ученики не похитили тело и не сказали, что Он воскрес. Понтий разрешил выставить охранников, а на камень, который закрывал скалу, наложить печать.

Ученики положили тело Спасителя в новую пещеру в скале, где до того никого не хоронили. Стража подтвердила, что никто не мог ступить внутрь или выйти наружу. Это впоследствии послужило доказательством истинного чуда - воскресения Сына Божия.

На второй день пребывания во гробе Иисус спустился в ад и сокрушил его врата. Он принес во тьму преисподней свет евангельской проповеди и возвестил о победе добра над злом. Спаситель опустошил ад, забрал с собой Адама, Еву, всех праведников и привел их в райскую обитель. Сошествием в ад Иисус завершил Свои искупительные мучения за человечество.

Традиции и обряды праздника

В этот день в храмах утром совершается литургия Василия Великого. Вечером читаются Деяния святых апостолов. Перед полуночью проводится Полунощница, во время которой священники уносят Плащаницу в алтарь и кладут на престол. В полночь начинается утреня. Церковные служители меняют темную одежду, в которой ходили с понедельника Страстной недели, на светлую. Вечером в церквях начинают освящать пасхальные куличи, крашеные яйца, вино, мясо и другие праздничные угощения.

В Страстную субботу в Иерусалимском храме Воскресения происходит схождение Благодатного огня.

В этот день хозяйки красят и украшают яйца, готовят пасхальные блюда.

В этот праздник необходимо помириться с тем, с кем в ссоре, попросить прощения и простить обиду, покаяться и сознаться в своих грехах.

Что можно кушать в Страстную субботу

Страстная суббота приходится на последнюю неделю Великого поста. В этот день по церковному уставу разрешается сухоядение - невареная пища растительного происхождения: вода, хлеб, соль, сухофрукты, сырые овощи и фрукты, орехи, мед. Алкоголь принимать нельзя.

Что нельзя делать в Страстную субботу

Церковь запрещает в этот праздник убирать в доме, стирать, гладить, работать физически. Нельзя охотиться, рыбачить. Запрещается веселиться, петь, ругаться, ссориться. Следует воздержаться от секса. Нельзя отмечать день рождения, юбилей или свадьбу. Запрещается отдавать что-то из дома - так можно отдать здоровье, удачу и благополучие.

Приметы на Страстную субботу

  • Какая погода в этот день, таким и лето будет.
  • Чтобы быть здоровым и красивым, нужно в воду для умывания положить свяченое яйцо.
  • Бодрствование в ночь на Пасху ограждает от болезней, дарит богатый урожай, приносит удачу охотнику, а невесте сулит счастье в браке.
  • Если сыграть свадьбу в Страстную субботу, то пара будет вместе недолго.
  • Кто смеется в этот день - тот весь год плачет.


Публикации по теме