Влияние телевизора и компьютера на здоровье и психику детей. Советы по уменьшению влияния телевизора на детей

Современная жизнь невозможна без телевидения, в жизни семьи и ребенка фильмы и передачи, транслируемые по центральным и кабельным каналам, играют огромную роль. Но всегда ли просмотр телевизора полезен ребенку, особенно в дошкольном возрасте? Не пытаются ли родители, выкраивая для себя толику личного времени, переложить на масс-медиа воспитательные функции?

Телевидение выступает самым влиятельным средством коммуникации, участвующим в социальных изменениях, свидетелями которых мы являемся, но пройдут годы, прежде чем мы узнаем о его реальном воздействии на общество.

Во многих странах телевидение «идеологически ангажировано» и нацелено на продажу чего-либо. У него специфическая моральная ориентация, которая ставит родителей в очень сложное положение: к их принципам воспитания не проявляется уважение, к тому же телевидение встает на пути свободного выбора того, что они хотят смотреть. Так чего же от просмотра телевизора больше – пользы или вреда?

Родителям о влиянии телевидения на развитие детей

Дети учатся, когда обращают внимание на что-либо, потому что есть воля, которая решает, стоит ли ситуация, в которой они находятся, этого усилия. В действительности они «обращают внимание» в школе или детском саду менее 50 % времени, проведенного там. Дома процент, в зависимости от более или менее прямого присутствия их родителей, падает до 27 %. Но когда они смотрят телевизор, уровень внимания составляет приблизительно 95 %. Это показывает, что подходящего времени для обучения перед телевизором больше, чем в школе или семейном кругу. Эти статистические данные действительны для детей до 10 лет.

Два фактора изменяют эти цифры для старших детей:

  • они предпочитают проводить время со своими друзьями или на улице;
  • более высокие требования в школе: необходима большая концентрация внимания в классе и усилия для выполнения домашней работы, а это означает, что для телевидения остается меньше времени.

На каком уровне воспитания детей работает телевидение? Нет сомнения в ответе - в сфере воли. Оно стремится изменить желания людей.

Программ, посвященных единственной теме, например физике, истории или некоторым видам спорта, относительно немного, их прямая цель - представить зрелище.

С другой стороны, нам усердно навязывают нормы поведения и постоянно рассказывают об образе жизни, отношению к определенным ситуациям, хорошем или плохом поведении - все это действия воли перед лицом различных обстоятельств. И это поддерживается большинством программ. 80 % содержания новостей и программ о текущих событиях связано с поведением людей.

Что касается этических или моральных задач программ, тут не нужно далеко ходить, чтобы обнаружить, что ТВ-индустрия преследует в основном финансовые и политические цели. Секс и удовольствие привлекательны, а уровень вседозволенности соответствует моральным и этическим ценностям людей, создающих телевизионные продукты. О каком же положительном влиянии телевидения на детей может идти речь в этом случае?

Проблема для родителей может быть решена в том случае, когда есть достаточно хороших каналов, чтобы иметь возможность выбирать с большей свободой.

Родители маленьких детей должны понимать, что если телевидение показывает нечто относящееся к сфере повседневности, оно предлагает образцы для подражания, сообщает через экран о том, что приемлемо, а что нет; и чем чаще эти сообщения повторяются, тем больше людей следует за ними - хорошо это или плохо.

У взрослых имеются критерии отбора, которые предупреждают их о том, что подходит, а что нет; они знают, что приемлемо и что следовало бы отклонить. Ребенок обычно не обладает этой проницательностью, и все, что он воспринимает, легко становится его собственным стандартом поведения. Размышляя о роли телевизора в жизни семьи, не забывайте, что ребенок постоянно принимает сообщения, оказывающие на них влияние, с того момента, как начинает учиться говорить.

Влияние телевидения на дошкольников: плюсы и минусы

Дети учатся за счет повторения и при наличии образца, который они могут копировать. Приблизительно до 12 лет дети сильно привязаны к тому, что повторяется, и это результат, казалось бы, естественного стремления учиться. Например, они зачарованы рекламными объявлениями, нетерпеливо ожидают их появления, знают их наизусть, вплоть до мельчайших деталей.

Говоря о влиянии просмотра телевизора на ребенка, плюсах и минусах всевозможных телепередач, нужно четко осознавать, что есть моменты, когда эффект повторения провоцируется подсознанием, которое продолжает напоминать о конкретном образе. Это повторяется чаще, чем необходимо, и таким образом впечатывается в сознание. Подобное явление возникает после сюжетов, которые произвели на нас впечатление непристойностью или жестокостью, или по каким-то причинам потрясли либо удивили нас. Одно является бесспорным: после того, как мы выключили телевизор, неважно, читаем ли мы что-то или лежим в кровати, этот сюжет всплывает снова и снова, и мы по-прежнему думаем о нем.

Будучи взрослыми, мы отклоняем что-то, что считаем нравственно недопустимым, но подсознание настойчиво возвращает образ, и отказаться от него нелегко.

Представьте, что в этой же ситуации происходит с ребенком, сила воли которого еще недостаточно развита и сильна, чтобы отклонить нравственно нежелательное, или чья совершенная чистота не предупреждает его, что ему не следует так поступать. Если телевидение в жизни ребенка займет слишком большое место, он станет вновь и вновь переживать увиденную сцену, пока она не будет навсегда запечатлена в его памяти, как и другая подобная информация. Это подсознательное обучение будет часто влиять на поведение ребенка в дальнейшем.

Стоит отметить и положительное влияние телевидения на дошкольников, ведь это прекрасный инструмент для передачи знаний и ценностей; и если они позитивны и соответствуют нормам морали, то телевидение - отличное средство воспитания.

Хорошо иметь оптимистический взгляд. Телевидение, используемое должным образом, может быть полезным.

Конечно, нельзя переложить процесс воспитания исключительно на телевизор, но жизненно важно вовлекать людей, имеющих здравые моральные принципы, в производство и продвижение программ хорошего качества и даже в создание новых телевизионных каналов.

При этом важно тщательно выбирать телевизионные программы и видеосюжеты для семейного просмотра, а также учить детей выборочно и умеренно использовать телевидение, так чтобы извлекать из них выгоду, а не вырабатывать привычку тратить на них время. Телевизор в жизни ребенка – это современные реалии, но он не должен выступать в роли главного воспитателя.

Статья прочитана 857 раз(a).

Введение

Несомненно, СМИ играют огромную роль в жизни людей - это и источник информации, и средство общения.

Однако в последнее время общественность и ученые все больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (и в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь осуществляет телевидение. Телевизор становится для ребенка или подростка основным источником информации.

Информация, распространяемая СМИ, чаще всего заключается в рассказах о банкирах, рэкетирах, киллерах, топ моделях. Самые популярные передачи - передачи развлекательно-игрового характера. Они не приучают размышлять, тонко чувствовать, пробуждают низменное, разрушительное, животное начало в человеке, а не высокое, нравственное, духовное. Анализ современного информационного пространства показал, что большинство коммерческих каналов показывают исключительно боевики и эротику вперемежку с рекламой. На этом и воспитываются сейчас дети.

Влияние телевидения на детей

В условиях сложных социально-экономических процессов, происходящих в обществе в последние 15 - 20 лет, заметно уменьшились воспитательные функции семьи и школы. Общение с детьми уходит у родителей на второй план. Отсюда - возросшее влияние средств массовой информации на процесс социализации и формирования мировоззрения подрастающего поколения. СМИ, нередко заменяя родителей, дают результаты, которые не всегда легко удается предусмотреть или исправить.

Например, специалисты подсчитали, что дошкольники смотрят телевизор в среднем по четыре часа в день. За все школьные годы молодые люди проводят у экрана 15 тысяч часов, а на уроках около 11 тысяч часов, то есть значительно меньше времени, чем перед экранами телевизоров. За это время они видят примерно 13 тысяч случаев насильственной смерти.

Телевизор рассказывает или показывает ребенку больше “сообщений”, чем родители, друзья или учителя и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше чем родным и близким. А современное отечественное телевидение для привлечения внимания широкой публики и получение больших прибылей от рекламы склонно транслировать насильственные или эротические сюжеты, пробуждая самые низкие инстинкты человека.

Если взрослый еще может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то дети, из-за отсутствия у них полного сознания границ реальности, все события, которые происходят перед их глазами, воспринимают как настоящие. Убийство и насилие не вызывают у них чувства страха или отвращения, потому что в результате привыкания к таким телевизионным передачам увиденное на экране становится для детей не только реальным, но и естественным. Ребенок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели -- ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный -- закон для тебя не писан. В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем - насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для наследования. Данные социологического исследования канд. псих. наук О.Ю. Дроздова (Ин-т психологии им. Г.С.Костюка АПН Украины) показывают что 58% молодежи стремится копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.

Особенно опасно показывать фильмы со сценами насилия или разврата и агрессивные мультфильмы маленьким детям. Например, когда двохлетним детям показали «Том и Джерри», то после мультфильма они начали драться маленькими табуреточками, которые были в комнате, копируя героев. А некоторые дети могут взять молоток или нож, как герои этих мультиков и ударить другого ребенка или даже взрослого. Четырехлетний ребенок начал бить кулачками своих родных после просмотра «Матрицы», так как он увидел, что хороший Нео долгое время бился с плохими «дядями». Исследователи выяснили, что дети, которые осуществили преступление, покалечив других детей во время игры, вообще не понимают, что такое боль живого существа и сопереживание, так как они не могут поставить себя на место того ребенка, которому они нанесли ущерб, так как родители их этому не научили, а мультфильмы наоборот показывали, как «прикольно» наносить боль другому существу или человеку, как это показано в «Том и Джерри».

К сожалению значительная часть зарубежных мультфильмов наполнены агрессивными или аморальными сценами: разнообразные покемоны и киборги, которые постоянно уничтожают друг друга.

Поэтому подобные мультфильмы детям нельзя показывать ни в коем случае, а у нас они транслируются ежедневно, есть даже специальные каналы, большей частью наполненные подобной продукцией.

Результаты можно наблюдать в реальной жизни.

Барселона. Трое подростков решили повторить трюк, который они увидели по телевидению и поздно вечером натянули через улицу пластиковый шнур и наблюдали как он перерезал горло мотоциклисту.

Лондон. Двое шестилетних мальчика полностью разрушили дом своих соседей, чтобы повторить телепередачу и заслужить премию. В детский передачи предлагалось самым оригинальным способом разрушить построенный в телестудии дом.

Осло. Группа 5-6 летних детей игралась в черепашки - ниндзя и насмерть забила одну из девочек.

Валенсия. 20-летний юноша, переодевшись черепашкой -ниндзя залез в соседний дом и зарезал супругов и их дочь.

И таких случаев становится все больше, так как ради зрелищности и наживы телекомпании часто пренебрегают моральными нормами и переходят разрешенные границы. В США был такой случай. Утром 1 мая 1998 года большинство американских телекомпаний прервали трансляцию детских передач и в прямом эфире начали показывать самоубийство на улице Лос Анжелеса мужчины, который узнал что он болен СПИДом. И большинство детей были вынуждено смотреть как этот мужчина бегал с ружьем, угрожая другим, а потом выстрелил себе в голову, залив собственной кровью часть улицы. Телекомпании позже попросили извинения у родителей, но ситуации это не меняет и последствия мы уже наблюдаем сегодня, когда почти ежемесячно передают новости, что тот или иной школьник или студент застрелил своих одноклассников или учителей или просто незнакомых людей, так как им поставили плохую оценку или обидели и они таким образом разплачиваются за оскорбление.

В наше время тяжело найти семью, у которой нет телевизора. Скорее в доме можно обнаружить не один, а два или три телевизора. Для взрослых телевидение – это нормальное повседневное явление. Мы смотрим фильмы, новости, различные телепередачи. Часто телевизор просто работает фоном, пока мы ужинаем или делаем работу по дому.

А как же телевизор влияет на детей? Можно ли детям смотреть телевизор? Сколько часов ребенок может смотреть телевизор, не нарушая психику? Чем занять ребенка кроме мультиков? В статье “Влияние телевизора на детей ” вы найдете ответы на интересующие вас вопросы.

Можно ли смотреть детям телевизор?

  • малыши до 2-х лет . Деткам до двух лет не стоит вообще смотреть и слушать телевизор. Даже, если вы считаете, что ребенок его не смотрит. Ваш ребенок его слышит и впитывает как губка каждое слово, увиденное изображение, услышанный звук…

Многие мамы сажают детей за просмотр мультика, чтобы быстрее покормить или заняться своими делами. Но в итоге от этого больше вреда, чем пользы.

Ребенок должен постоянно активно двигаться, осваивать новые предметы, рисовать, лепить, строить, переливать. Во время просмотра телевизора ребенок пассивен, он не развивается.

  • дети от 2-ух до 3-х лет. Разрешается смотреть телевизор не более 15 минут в день. Внимательно выбирайте материал, который будет смотреть ваш малыш. Избегайте просмотра мультиков без звуков, так как это может негативно отразиться на развитии речи ребенка. Если вы включаете телевизор, оставайтесь вместе с ребенком и комментируйте увиденное на экране. Ребенок должен правильно воспринимать и усваивать информацию, показанную по телевизору.

В период до 3-х лет активно идет процесс развития речи, памяти, внимания и интеллекта. Телевизор влияет на психическое состояние ребенка. Происходит быстрая смена картинок, неокрепший мозг не успевает перерабатывать такой поток информации. Ребенок находится в перевозбужденном состоянии и, как следствие, появляется плохой сон, страхи и капризы.

  • дети от 3-х до 6-ти лет . Разрешается смотреть телевизор не более 40 минут в день, желательно с перерывами. В этом возрасте ребенок познает мир через экран телевизора. Выбирайте, какую информацию усвоит в это время ваш ребенок.Следите за тем, какие мультики он смотрит, лучше всего записать хорошие мультики, развивающие программы и передачи. В этот период активно развивается творческое мышление. А если ребенок смотрит на готовое изображение, его воображение перестает работать.
  • -дети с 7-ми лет . Разрешается смотреть телевизор до 90 минут в день с перерывами. Обязательно следует контролировать ребенка, смотреть, сколько времени он проводит у телевизора. Ведь у него может появиться зависимость. Старайтесь не оставлять ребенка одного, найдите для него альтернативные занятия.

Требования к просмотру телевизора

  • смотреть только в сидячем положении
  • размер экрана должен быть от 21 дюйма. При увеличении экрана должно увеличиваться и расстояние до него
  • смотреть телевизор с расстояния не менее двух метров
  • смотреть телевизор только при включенном свете в комнате

Последствия просмотра телевизора у детей, рано начавших его смотреть и проводящих много времени перед ним:

  • Постоянно работающий телевизор оказывает отрицательное влияние на психическое и физическое здоровье ребенка. Физическое развитие замедляется, так как ребенок сидит и смотрит в одну и ту же точку. Дети по природе очень активны и любознательны и после неподвижного сидения наступает период перевозбуждения, агрессии и капризов.
  • У детей ухудшается зрение. Причем ухудшение происходит постепенно.
  • Замедляется работа мозга. Ребенок перестает творчески мыслить и придумывать новые идеи. За него это делает телевизор.
  • Уменьшается объем памяти и снижается уровень наглядно-образного мышления. Дети перестают интересоваться предметами и событиями, позже начинают читать, их речь очень проста.
  • Нарушено развитие воли и желание добиться поставленной задачи, так как ребенок не совершает никаких активных действий.


Советы по уменьшению влияния телевизора на детей :

  • Следует ограничить время, проведенное за просмотром телевизора. Например, 2 мультика в день. Однако не запрещать, а договариваться и предлагать альтернативу – чтение, рисование, прогулка, лепка. Дети очень любят помогать взрослым. Воспользуйтесь этим.
  • Телевизор должен стоять в таком месте, чтобы он привлекал минимум внимания.
  • Создайте определенные правила и соблюдайте их. Во время еды телевизор смотреть нельзя.

Важно, чтобы наши дети выросли умными, любознательными и активными. Конечно, смотреть телевизор можно, но стоит это делать в разумных пределах.

А сколько времени проводят у телевизора ваши дети? Какие передачи они смотрят?

Всем привет!

Сегодня мы затронем такую интересную тему, как . Вообще-то этот вопрос довольно спорный, ведь некоторые родители считают, что телевизор вреден для малышей, а некоторые наоборот убеждены, что он способствует развитию ребенка, позволяет изучить окружающий мир и хорошо отвлекает кроху, занимая его внимание, когда это так им нужно.

Давайте попробуем разобраться, кто же прав. И начнем со стереотипов.

1. Телевизор люди смотрят годами, он не вреден.

Никто не поспорит, что частый просмотр программ, фильмов, мультфильмов, особенно сериалов, вызывает своего рода зависимость. Кроме того, постоянные просмотры телевизора формируют инфантильность. Если человек с раннего детства регулярно смотрит телевизор, он не сможет научиться в жизни самостоятельно принимать решения и нести ответственность.

Телевидение приучает малышей воспринимать мир далеким от реальности. Оно не развивает полезные навыки в детях, зато стимулирует выработку импульсивности, неорганизованности, очень часто убивает мотивацию.

Детям от трех до шести лет можно смотреть телевизор 40 минут, час в день. Причем с перерывами. Снова же нужно следить за материалом, который просматривает малыш.

Детям с семи лет разрешается смотреть телевизор 1,5 часа в день, с перерывами.

Подводя небольшой итог, хочется отметить, что телевизор ребенку можно смотреть дозировано, и только определенное время. Кроме того, это должно происходить под присмотром и в присутствии родителей, чтобы из проведенного за ним времени можно было изъять хоть какую-то пользу.

Мы рассмотрели, в чем состоит негативное влияние телевизора на ребенка, а напоследок полезные советы родителям.

Отечественный подросток в среднем проводит возле телевизора 3-5 часов в сутки .”
Наверняка не меньше половины этого времени также со смартфоном и в компьтерных играх. Считаем: 4+2 получится четверть суток. Восемь часов - на сон, значит из 16 часов бодрствования подросток почти 40% времени не занимается собственным развитием. Не читает, не играет со сверстниками на спортплощадках или во дворах, не помогает по дому, не посещает кружки и т.д.

Т.е. за 5 лет подросткового возраста ребёнок в течение 2-х лет не только не развивается, но и впитывает в себя всю безнравственную гадость, мутным потоком льющуюся практически с любого телеканала.

Мда, цифры впечатляют и сильно огорчают. Тем более, что непонятна позиция родителей: ну как вообще можно в доме включать телевизор? Зачем??? Неужели там сегодня есть что смотреть? Фильм? Смотрите в Интернете. И новости там же. Раз уж у вас дети...

*

Влияние телевидения на детей

В последнее время общественность и учёные всё больше отмечают усиление отрицательного влияния на детей средств массовой информации (и в первую очередь Интернета и телевидения). Особенно мощное влияние на молодежь осуществляет телевидение. Телевизор становится для ребёнка или подростка основным источником информации.

По данным исследователей (И.Черезова, Д.Салюк), отечественный подросток в среднем проводит возле телевизора 3-5 часов в сутки .

Для сравнения: польский подросток смотрит телевизор 2-4 часа в день. В США телевизору дети посвящают больше времени, чем обучению. В Швеции ученики в течение 10 лет обучения проводят 18 тысяч часов перед телевизором.

Телевизор рассказывает или показывает ребёнку больше «сообщений», чем родители, друзья или учителя, и довольно часто дети доверяют этим сообщениям не меньше, а иногда даже больше, чем родным и близким. А современное отечественное телевидение для привлечения внимания широкой публики и получение больших прибылей от рекламы склонно транслировать насильственные или эротические сюжеты, пробуждая самые низкие инстинкты человека.

Если взрослый ещё может критически оценивать всю эту телепродукцию и отделять виртуальную реальность от действительности, то ребёнок часто эти телевизионные схемы воспринимает как план для подражания в реальной жизни, и у него постепенно формируется криминальный стиль мышления. Если тебя обидели — ты должен дать сдачи и уничтожить обидчика, если ты понимаешь, что не можешь достичь того, к чему стремишься законными методами, то не страшно в чем-то переступить границу; если ты богатый и сильный — закон для тебя не писан.

В результате имеем привыкание к этим сценам, формирование представлений, что основной путь решения большинства проблем - насильственный, и формирование весьма странных идеалов или образцов для следования (положительный герой боевика, в среднем, стреляет или убивает в несколько раз больше людей, чем герой отрицательный - вспомните Рембо, Красная жара и т.д.).

Данные социологического исследования кандидата психологических наук О.Ю. Дроздова показывают, что 58% молодёжи стремятся копировать поведение телегероев, большей частью из иностранных фильмов, а 37,3% молодежи вообще готовы совершить противоправные действия, копируя телегероев.

Особенно опасно маленьким детям показывать фильмы со сценами насилия или разврата, а также . Эти дети не могут ещё критически оценивать увиденное и стараются его реализовать в жизни.

Например, когда двухлетним детям показали «Том и Джерри», то после мультфильма они начали драться маленькими табуреточками, которые были в комнате, копируя героев. А некоторые дети могут взять молоток или нож, как герои этих мультиков и ударить другого ребенка или даже взрослого.

К сожалению, значительная часть зарубежных мультфильмов наполнены агрессивными или аморальными сценами. Вспомним разнообразных покемонов и киборгов, которые постоянно уничтожают друг друга. Как положительный пример можно вспомнить добрые советские мультфильмы: «Снегурочка», «Аленький цветочек», «Карлсон», «Леопольд», «Казаки» и прочие, которые вызывают положительные эмоции и воспитывают стремление к дружбе, взаимопомощи, щедрости, доброте, милосердию, любви.

А некоторые, даже в целом добродушные американские мультфильмы, например «Шрек» , имеют сцены, которые воспитывают жестокость.Меня, да и многих моих знакомых, шокировала сцена, когда Шрек, чтобы понравиться Фионе, надувает лягушку. Что же тогда дети будут делать, чтобы понравиться друг другу.

Исследователи выяснили, что дети, которые осуществили преступление, покалечив других детей во время игры, вообще не понимают, что такое боль живого существа и сопереживание, так как они не могут поставить себя на место того ребенка, которому они нанесли ущерб, так как родители их этому не научили, а мультфильмы наоборот показывали, как «прикольно» наносить боль другому существу или человеку, как это показано в «Том и Джерри».

Поэтому подобные мультфильмы детям нельзя показывать ни в коем случае, а у нас они транслируются ежедневно, есть даже специальные каналы, большей частью наполненные подобной продукцией. И какими вырастают дети, которые смотрят такие фильмы.

Вспомним случай с несколькими старшеклассниками ужгородской школы, которые били и всячески унижали нескольких своих одноклассников и младших детей. Хулиганы выкручивали детям руки, использовали отдельные «приёмы» армейской дедовщины, голову одной жертвы засовывали в унитаз школьного туалета, на одном мальчике имитировали половой акт.

Но они ещё и сняли всё это на видео, да ещё и запустили в Интернет видеоролик под названием «Лох - это судьба», чтобы все видели, какие они крутые. Многих поразил также тот факт, что один из старшеклассников показывал отснятое видео своей маме, которая… лишь весело смеялась, смотря, как «прикалывается» её сын.

Я думаю, что через некоторое время она будет горько плакать, пожиная плоды своего воспитания, но будет уже поздно. Вспомним также популярный среди подростков сериал «Беверли Хилз» с его вседозволенностью, которая трактуется как независимость, едва не ежедневной сменой партнеров и ежевечерними попойками, как типом культурного досуга.

Результаты мы уже наблюдаем в реальной жизни .


Научи хорошему




Публикации по теме