Колядки начинаются. Коляда - праздник славян, обряды и традиции: как славяне отмечали рождение нового Солнца

Каждый человек, имеющий отношение к христианской вере, с нетерпением ждет наступления Рождества и Нового года. Эти праздники считаются главными в году не только в России, но и во многих других странах мира. С одной стороны, нас ждут новогодние каникулы, незабываемые эмоции и море вкусной еды, а с другой – великий христианский праздник.

Рождество на Руси издревле сопровождалось всенародными гуляниями, плясками, весельем и, конечно, ряжеными от мала до велика: наряжались и взрослые, и молодежь, и дети. В ход шло все, что было в доме:

  • Рога животных;
  • Шкуры;
  • Ткани;
  • Игрушки;
  • Маски.

Ряженые ходили по улицам, пели песни и танцевали, а в каждом доме они были дорогими гостями, которых с нетерпением ждали. Появление в доме колядующих считалось добрым знаком, который должен был принести удачу в новом году. Веселую коляду одаривали подарками, завлекая в дом большую удачу и благополучие.

Само слово «коляда» ассоциируется у большинства именно с русскими традициями, но аналоги таких гуляний можно обнаружить далеко за пределами России. Итак, что же такое колядки?

Коляда – что за праздник?

Колядками называют праздничные песни с добрыми пожеланиями тем, для кого они звучат. Само название колядок следует от названия праздника – коляда. Много веков назад у славян насчитывалось огромное количество праздников, некоторые из которых со временем «соединились» в один. К таким можно причислить и праздник коляды, который ранее, по разным данным, считался Сочельником или периодом времени от Рождества Христова до Крещения.

Славянские обрядовые песни, ныне именующиеся колядками, несут глубокий смысл, который в настоящее время сведен к минимальному значению. Раньше ряженые мастерили костюмы, пели песни и заглядывали в каждый дом, чтобы стать символом благополучия в новом году, восхваляя жителей дома и получая за это вознаграждение.

Сейчас дети наряжаются в современные костюмы, которые им покупают родители, при этом довольно в редких случаях некоторые мастерят их своими руками. Юные колядующие отправляются петь песни и читать стихи, чтобы получить сладости и деньги. К сожалению, среди нынешнего поколения все реже встречаются желающие провести время таким способом.

Надо признать, что некоторые и вовсе не желают открывать дверь ряженым. Со стороны христианского праздника такое поведение может навлечь на хозяев дома неудачи и потери.

Когда колядовать и как выбрать песню


Многие праздничные песни пришли к современному виду через многие столетия, а некоторые были написаны относительно недавно. Каждая песня наполнена добром и хорошими пожеланиями. Наверняка, многие помнят из детства хоть несколько строк рождественских колядок.

«Рождество Христово –
Ангел прилетел.
Он летел по небу,
Людям песню пел:
«Вы, люди, ликуйте,
Днесь торжествуйте…»

«Коляда, коляда,
Отворяйте ворота!
Открывайте сундучки,
Доставайте пятачки…»

Подобные песенки еще долго звучат в головах всех, кто их слышал и пел, даря приятные теплые воспоминания. Когда же правильно колядовать?

Многие называют все праздничные новогодние и рождественские песни колядками, а походы развлекать людей зовут одним глаголом – колядовать. На самом деле эти песни называются по-разному, а время их пения делится на три периода.

Колядовать начинают в Сочельник – вечером 6 января. Это время веселых радостных песен, хождения по знакомым, соседям и всем домам, встречающимся на пути. Колядующих одаривают подарками, чаще – сладостями и деньгами.

На следующий день, утром 7 января, уже рождествуют. В это время поют рождественские песни и поздравляют друг друга с долгожданным наступлением праздника.

И последний вариант новогодних гуляний – вечером 13 января принято щедровать. Здесь уместны такие строки песен как «Сею, вею, посеваю, с Новым годом поздравляю…». Раньше «сеять и посевать» ходили к близким знакомым, родственникам и крестным.

Выбор песен и стихов для коляды обширен, поэтому остановиться легче на тех, которые проще запоминаются. Именно поэтому у большинства ряженых совпадают песни, так как самые популярные легко запоминаются и исполняются. А некоторые колядки так известны, что хозяева сами подпевают ряженым.

☞ Видео сюжет

Праздник коляды на Руси: как гуляли и отмечали

Если обратиться к истории, можно увидеть, что в Древней Руси были весьма популярны праздники, сопровождающиеся массовыми народными гуляниями, песнями, плясками и пирами. Праздник коляды можно отнести к этой категории.

Вечер 6 января считался особым днем, так как это Сочельник – вечер перед Рождеством Христовым. В этот день молодые люди рядились в костюмы, которые мастерили в домашних условиях из всего, что под руку попадется. Самыми популярными образами были:

  • Животные: коза, медведь, корова, журавль;
  • Нечисть: ведьмы, черти;
  • Мифические существа;
  • Несвойственные людям образы: девушки рядились в мужиков, парни – в баб.

Веселой толпой ряженые отправлялись на променад: вели себя шумно, весело, громко, привлекая внимание. Какое-то время группы могли бесчинствовать, приставать к прохожим и даже что-то украсть. Но такое поведение сошло на нет, и спустя время колядующие стали просто петь песни и читать стихи для всех жителей домов, в которые заглядывали.

По одной из версий считается, что колядующие проверяли готовность жителей дома к Рождеству.

Ряженые заходили в дом, где их ждали, потому как не заметить приближение оравы было нельзя. В основном такие масштабные гуляния были популярны в небольших деревнях, поэтому в каждом доме с нетерпением ждали прихода ряженых. Колядующие пели песни, хвалили хозяев, желали благополучия и удачи в новом году, а хозяева, в свою очередь, щедро одаривали гостей. Это могли быть мелкие подарки, небольшие деньги, но чаще всего – угощения.

Гуляния всегда сопровождались весельем, шумом и плясками.

☞ Видео сюжет

С приближением Нового года и Рождества каждый ждет какого-то чуда и волшебства, и одно из них можно сделать самостоятельно. Колядки – отличная возможность познакомить детей с древними традициями, устроить настоящий праздник. Чтобы этот день запомнился не только детям, но и каждому, в чей дом постучит коляда, стоит придерживаться нескольких советов.

  1. Кого сейчас удивит девочка в костюме феи или принцессы? А мальчик в образе человека-паука или пирата? Правильно, такие костюмы стали обыденностью, а телевизионные герои никак не вяжутся с атмосферой Рождества. Поэтому подходите к колядкам с другой стороны. Нарядите детей в традиционные русские образы: казак, девушка с русой косой и в кокошнике, а отдельного добровольца можно сделать козой или коровой. Такие образы запомнятся ряженым надолго, а люди будут приятно удивлены.
  2. Чтобы эффект от появления в дверях коляды усилился, песни и стихи выучите наизусть. Забавные ребятишки, поющие песни о благополучии, принесут море положительных эмоций.
  3. Несмотря на современную редкость коляды, подготовьтесь к ее приходу. Можно запастись мелкими купюрами для ряженых, тарелку со сладостями, напечь пирожков или печенья. Дети обрадуются любому угощению. А если дождаться ряженых не удалось, всегда можно съесть лакомства самим. Лучше подготовиться, чем в суматохе пытаться найти дары для колядующих.
  4. Главный совет в этот светлый праздник – ни в коем случае не прогонять коляду. Издавна принято считать, что ряженые приносят благополучие и удачу.

В настоящее время колядки приобрели иной вид, отличный от первоначального. Некоторые и вовсе понятия не имеют о такой традиции, наивно полагая, что Рождественские гуляния можно отождествить с католическим Хэллоуином. Хоть эти обряды и похожи, но суть у них разная: колядки призваны принести благополучие в дом людям, а хэллоуинские гуляния предлагают напугать жильцов, чтобы те взамен на свою жизнь отдали сладости.

Изобилие песен и стихов, предназначенных для исполнения в роли колядок, говорит о том, что праздник все еще имеет популярность, но она постоянно снижается. Многие ни разу в жизни не сталкивались с ряжеными: не рядились сами, а к ним никогда не заглядывали колядующие.

Однако, колядки были и остаются отличным праздником, который позволяет примерить на себя новый образ, повеселиться, порадовать людей и получить за это вознаграждение в виде угощений и денег. В наступающем году обязательно пробуйте что-то новое, наряжайте детей и пойте песни, веселитесь и запоминайте эти эмоции!

Ох, какое же это необычайно веселое время зима. Каких только потех и интересных занятий нам не предлагает матушка природа. Это игры в снежки, коньки с лыжами, катание с горок на санках и любимые всем посиделки по вечерам в кругу своей семьи или друзей за «вкусным» столом. Но, помимо этого всем крещеным миром отмечается светлый и радостный праздник Рождества Христова, сопровождающийся, как правило, торжественной церковной службой. Здесь также есть обильное застолье, шумные веселые игры и конкурсы, участие в которых принимают люди всех возрастов. Но самым главным и светлым праздником, без которого не обойдется ни один другой, являются рождественские колядки.

На сегодняшний день тексты рождественских колядок подразделяются на два типа. К первому относятся рождественские колядки, прославляющие праздник и все его действующие лица. Ко второму относятся рождественские колядки, содержащие в себе поздравления с праздником и выспрашивание у хозяев сладостей и угощений.

Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Пение колядок на Рождество относится к одной из рождественских традиций. Ранее это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.
Прежде колядки, как правило, пели 21 декабря. Этот день является днем зимнего солнцестояния (праздником Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. В народных колядках прослеживается переплетение языческих и христианских мотивов. Особая роль отводится авторским церковным колядкам. Часть из них имеет иностранное происхождение.

Говоря простыми словами, эта традиция, согласно которой дети разных возрастов переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам, поют несложные песенки и получают за это в качестве награды сладости. Праздник этот проходит строго с 7-18 января, один раз в году. Ребятишки стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. В колядках явно выражается пожелание хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. Если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними.

С давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать сладостями, приглашать за стол, так как они являлись неотъемлемой частью Рождественских праздников.

Обряд колядования все также популярен в народе, несмотря на то, что он успел утратить свой первоначальный смысл.
Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхвалялись все члены семьи, к которой приходили колядники. Ряженые колядники ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что они получали от них монеты и сладости. Сладости и угощения оставлялись себе, а деньги передавались в церковь.

Коза являлась одним из символов Коляды. Выбирали веселого молодого парня, который переодевался в костюм козы, после чего он танцевал перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих. Согласно поверью, Коза была символом плодородия, богатого урожая, и оберегала дом от злых сил.

Чем веселее и интереснее проходил обряд, тем лучше был наступающий год. Именно поэтому веселая компания колядующих собиралась вместе за столом с богатым угощением, молодые люди водили хороводы, пели, танцевали и восхваляли праздник.

Как уже было сказано выше, данная традиция сохранилась и до наших дней. Поэтому современным детям было не лишне знать колядки. Обряд колядования сопровождается музыкой, танцами, играми. Это очень весело. Только представьте, как это было красиво, если бы наши дети пели бы эти добрые песни.

Ниже приведена подборка колядок на случай, если кто-либо решить возродить эту добрую и светлую традицию.

Коляда, коляда,
Накануне Рождества!
Тетенька добренька,
Пирожка-то сдобненька
Не режь, не ломай,
Поскорее подавай,
Двоим, троим,
Давно стоим,
Да не выстоим!
Печка-то топиться,
Пирожка-то хочется!
***

Маленький хлопчик
Сел на снопчик.
В дудочку играет,
Колядку потешает.
Щедрик-Петрик,
Дай вареник,
Ложечку кашки,
Кольцо колбаски.
Этого мало,
Дай кусок сала.
Выноси скорей,
Не морозь детей.

***
Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать:
Либо из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!
Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,
В избушку ребят
И в подпечку котят!

***
Господин, господа,
Господинова жена,
Двери отворите
И нас одарите!
Пирогом, калачом
Или чем-нибудь еще!

АнапаМама.ру

Празднование Колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза

Праздник начинался с появлением первой звезды

Рождественская дореволюционная открытка

Коляда́ (также Каляда, Коледа , чеш. Štědrý večer , словацк. Kračun , польск. Święto Godowe , в.-луж. Hody ) - традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов , связанный с зимним солнцестоянием , позднее приуроченный к Рождеству и Святкам . Неотъемлемыми атрибутами праздника являлись переодевания (ряженье с использованием шкур, масок и рогов), колядование , колядные песни , одаривание колядовщиков, молодёжные игры, гадания .

Этимология

Слово «Каляда» представляет собой раннее (в конце праславянской эпохи) заимствование из латыни, где календами (лат. calendae ; от calo «взывать») именуются первые дни каждого месяца, непосредственно или через греческое посредство (καλάνδαι ). Показательно в этом отношении польск. kolęda с носовым гласным - наследником латинского «н». Соответствующие слова балтийских языков являются заимствованиями из славянских .

Русские традиции

По народному поверью, только дважды в год, 25 декабря (7 января) и 10 (23) мая , Мать - сыра земля могла разверзнуться за ложь, за ложную клятву или за лжесвидетельство.

Начинался праздник чинно - ужином в родимом дому. Женщина, уважаемая глава семьи (Большуха), пекла круглый хлеб: деревянной лопаткой она выдавливала в тесте бороздки в виде косого креста и потом ставила хлеб на под в русскую печь . Вся семья собиралась за столом. Стол застилался скатертью , под которую клали солому или сено («Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сена»). На столе рождественская кутья да каша . Обязательно на блюде пирог и, кренделя, и ещё пекли к празднику фигурки животных из пшеничного теста - коровок, овечек, козочек, петушков да курочек и человечков-пастушков. Ими украшали столы, окна избы (между рам), их посылали в подарки родным, соседям, знакомым и детям, ими одаривали колядовщиков. Вот вся семья чинно сидит за столом. Говорят лишь старшие, вспоминают год (хорошее и плохое в нём), а младшие слушают, хотя им не терпится поскорее на улицу - колядовать ! По окончании трапезы часть оставшейся кутьи дети разносили дедушкам и бабушкам, а также по домам бедняков, чтобы и они могли отпраздновать Рождество . Ни еду, ни скатерть не убирали до утра, полагая, что к столу придут души покойных родителей, чтобы тоже поесть.

День «на воробьиный скок» прибыл и начинает разгораться зимнее солнце. Коляда в славянской мифологии - воплощение новогоднего цикла. Одной из характернейших черт святок (как и масленицы) является ряжение, одевание тулупов шерстью вверх, ношение звериных масок и шумные карнавальные пляски в домах и на улицах. Рядятся в медведя, коня, быка, козу, гуся, журавля. Сами колядовщики (ряженые) должны быть неузнанными. Во время появления ряженых разыгрывались сценки, а иногда и целые представления. Разыгрывали шуточные похороны и венчание, рекрутский набор, ярмарку, кузницу и рыбную ловлю, «водили» козу , кобылу, тура (быка) .

Вот как это происходило, например, в Вологодской губернии: «...в битком набитую избу ввалились ряженые. Здесь есть и седой как лунь старик с клоком кудели вместо бороды, с батогом в руках; цыган с неизменной принадлежностью своего промысла – кнутом; цыганка с ребёнком-чучелом в руках; нищие, девушки-парни, парни-девушки. Вся эта толпа кричит, смеётся, пляшет. Вот седой старик начинает свои повествования. Цыган заводит речь о лошадях. Цыганка начинает гадать судьбу девушек. Нищие просят милостыню» [Неуступов А. Д., 1913]. Пляски ряженых отличались от тех парных или коллективных плясок, которые исполнялись на праздниках. Вслед за ряжеными парни и девушки изображали «странные движения», «прыжки и гарцевание», «удивительные и приотчетливые движения ногами», «всевозможные вихляния, верчения и кувыркания». Всё сопровождалось звоном, шумом, грохотом, треском, лязгом печных заслонок, железных вёдер, ложек, палок, сковородок и т. п. Святочные развлечения были насыщены эротикой, сексуальной символикой, а также соответствующей жестикуляцией и нецензурной лексикой, что в обычное время было категорически запрещено нравственным кодексом.

Украинские традиции

В украинских колядках языческий элемент проявляется в запевах с Авсеня , с восхода солнца, и, быть может, всего сильнее в колядовании с козой. Под козой здесь, вероятно, подразумевается какое-то мифическое существо. Обход с козой представляет остаток верования, оставившего многочисленные следы и в Западной Европе и состоявшего, по толкованию Маннгардта, в том, что душа нивы (сеножати и растения вообще) есть козло- или козообразное существо (как и Фавн, Сильван), преследуемое жнецами и скрывающееся в последний не сжатый сноп. С течением времени в обряд с козой могли проникнуть и др. элементы, не имеющие отношения к древнему язычеству. В самих песнях отчасти проявляется разграничение элементов христианского и языческого. Рождественские песни в узком смысле называются колядками, они приютились под сень церкви, поются в Румынии на лад священных песен, на Украине членами церковных братств - черта́, напоминающая колядные общества средневековой Европы (см. Каланды). К чествованию же языческого новолетия, прикрывшегося именами христианских святых - Василия (1 января) и Мелании (31 декабря), приурочены другие песни, которые называются щедровками (укр. щедрівками ) и представляют свой особый размер, стиль, определенный древней обрядностью, гаданиями о «щедром», богатом годе. Вне пределов Белоруссии и Украины термин «щедровка» известен на юге России, в приграничных с Украиной регионах. Кое-где различаются и самые исполнители обряда, смотря по его языческому или христианскому источнику.

Белорусские традиции

Колядовать начинали вечером накануне Рождества: на обеденный стол клали сено и деньги, которые лежали до Щедреца - 1 (14) января , чтобы то и другое в будущем году не переводилось. В этот день постились до вечера, и только с первой звездой садились за стол, на котором среди других постных блюд должны обязательно быть кутья и взвар (своеобразный компот). В вечер же перед новым годом кутья подавалась с сытою - водой, подслащённой мёдом. Еда была обильной, мясной: блины с верещакой , жареная колбаса и пр. Взвар обычно делался из сушёных яблок и груш.

В первый день Рождества ходили в гости в семьи своих крестников - носили им подарки. Вечером молодежь, а часто и дети ходили по хатам, распевая колядки. Все это со смехом, с шутками. Надевали вывернутый кожух, козью маску - и такую «козу» водили, прося у хозяев, «чтобы нашей козе да подарили решето овса, поверх колбаса, решето гречки на варенички». Дареную еду складывали в мешок. Кроме «козы» водили «медведя», «кобылку». На Полесье ходили колядовать со звездой из прутьев, надев её на шест. Звезду обтягивали белой материей, в середине горела свеча. Так делалось в память о звезде, которая зажглась во время рождения Христа .

Колядующих везде встречали радушно, это было залогом того, что будущий год станет удачлив. Белорусских колядок много, найдется отдельно и для хозяина, и для хозяйки, и для детей.

Пришли святки-колядки
На липовых саночках.
Саночки поломалися,
Рубашечки помаралися,
А колядки потерялися…

Бегла свинка от Максимка,
Да сгубила коляду,
А ты, хлопчик,
Не гуляй, не гуляй,
А колядки собирай, собирай…

Отражены коляды и в поговорках. «На коляды ночью трещит, а днем плющит». «Пришли колядки - блины да оладки». «Колядки - хозяйские порядки».

Не дуй, не вей, метелица.
Коляда!
Не завевай дороженек,
Коляда!
Я к мамке иду, веночки вью.
Коляда.
От мамки пойду, венок разовью.
Коляда!
Цветок упадет, слеза проплывет.
Коляда!
А где венок - там ручеек.
Коляда!

На коляды показывали кукольные представления театра-батлейки.

На Щедрец выбирали самую пригожую девушку - щодру , украшали её венком, лентами, и во главе с ней ходили по селу, девушки пели щедровки - те же колядки, но обращенные к хозяевам, величального характера, с припевом-рефреном «щедрый вечер, добрый вечер».

Хозяева не скупились: одаривали деньгами, пирогами, домашней колбасой (ведь к этому времени и кабан был заколот). Верилось, что будущий год воздаст сторицей.

Коляда в других странах

Так, в Болгарии Колядой называют Рождество. Ходят под Рождество, славя Христа - коледа́ри , под Новый год (Васильев вечер) - василичáри ; на Украине колядуют члены церковных братств, иногда со старостой во главе, испросив благословение священника, захватив церковный колокольчик и имея в виду выколядованное обратить на какую-нибудь благочестивую цель, щедруют же преимущественно дети, редко молодые женщины и парни; в Румынии под Рождество один состав певцов (юноши и отцы семейств, люди от 18 до 45 лет), под Новый год - другой (дети и юноши от 7 до 18 лет).

Бытовые и языческие корни Коляды

Наряду с языческими и христианскими мотивами, видную роль играют в колядках мотивы бытовые, находящиеся в неразрывной связи с основной целью колядок - «дим звеселити», - прямо выраженной в самых песнях, в послесловиях или поколядях. Русские колядки совершенно чужды любовного элемента, встречающегося в румынских рождественских песнях. Имея своей задачей славление лица, которому они поются, выражение ему пожелания всяких благ, русские колядки отличаются серьёзностью и задушевностью. Содержание этих пожеланий видоизменяется, смотря по полу, возрасту и состоянию тех членов хозяйской семьи, к которым обращаются колядовщики: хозяину сулится семейное счастье и довольство, девушкам - счастливый брак. Это желанное, колядка в эпической обработке представляет осуществившимся: хозяин живёт в довольстве и счастлив семьей, молодец - любовью и т. д. Колядки, воспевающие идеал брани, сулящие славу воинских подвигов, должны быть отнесены к числу наиболее древних. Во многих колядках сохранились черты древнего дружинного и княжеского века. П. В. Владимиров указывает многие черты, общие колядкам и былинам (например, запевы и заключения). Отразилась в колядках и позднейшая эпоха борьбы с поляками. Кое-что имеет и книжный источник (например «Ключ разумения», Иоанникия Голятовского). Ср. «Киевская Старина» 1889, № 1 и 1891, № 12.

Лучшие колядки сохранились в староруси, в Галиции у карпатских русинов . Большую стойкость обнаружили святочные обряды, во многом отмеченные чертами языческой древности, напоминающими как о чествовании новорождённого солнца, так и о культе предков.

Как праздник в честь рождения солнца, Коляда сопровождается в некоторых местах России разведением костров (у сербов и хорватов сжигают бревно-бадняк ; у скандинавов julblock ; у французов caligneau , la souche de Noël ; в Англии ylelog ; осетины всю ночь под Новый год поддерживают огни), и к ней повсеместно приурочено много пожеланий урожая. Такое значение имеют переговоры за караваем хлеба (см. Корочун), обрядовое посыпание хлебного зерна , разнообразные гадания , мимическое подражание паханию, которое у галицких русинов развилось в целую игру, справляемую парубка́ми в день св. Мелании . Благосклонное внимание богов, с языческой точки зрения, обуславливалось надлежащим их угощением, жертвоприношениями; отсюда обрядовое употребление хлеба, каши, но особенно свиньи. В новороссии печётся ещё козулька , имеющая вид или козла на четырёх ножках (Владимирская губерния), или др. животных, или птицы (Олонецкая губерния); козюльку берегут из года в год, чтобы скотинка ходила летом домой и плодилась, а также, чтобы её любил дворовый хозяин (см. Домовой). Последнее поверье приводит нас к культу предков, который рельефно выступает в рождественской обрядности Украины и Беларуси. В «свят вечир» (канун Рождества) вечерний ужин, состоящий в Лубенском уезде , главным образом, из кутьи (ячневая, изредка пшеничная) и узвара (отвар сушёных плодов), имеет семейный и в частности поминальный характер: кутью оставляют на ночь для умерших родственников; по народному верованию, на стене бывают видны смутные отражения маленьких, как куклы, людей, спускающихся к столу.

Наибольшей архаичностью отличается празднование святок у белорусов, вообще не отличающееся от украинской обрядности. Любопытнейшую особенность белорусских святок составляют игрища, которые имеют отношение к гаданью о суженом, но отчасти напоминают и игрища «межю селы» (летопис.); наиболее замечательна женитьба цярэшки - игра с вакхическим характером, изображающая свадьбу нескольких пар.

История изучения коляды

Изучение коляды начато было в 1830-х годах Снегирёвым с мифологической точки зрения, которая со всеми своими крайностями выразилась в трудах О. Ф. Миллера и Афанасьева. Применение светил небесных к домохозяину и его семье О. Ф. Миллер объяснял древним верованием славян в существование самостоятельной семьи небесной, златоверхие теремы - символизацией небесных пространств, освещенных солнцем, быстрое развитие младенца Христа - исполински развивающимися силами природы и т. д. В позднейшем и наиболее обширном труде А. А. Потебни («Объяснения малорусских и сродных песен», т. II, Варшава, 1887) мифологическая сторона колядок и щедровок сильно ограничена и многому дано объяснение с точки зрения бытового и литературного заимствования. В 1874 г появился 1-й том «Исторических песен малорусского народа с объяснениями», Вл. Б. Антоновича и М. Драгоманова (Киев), где многочисленные К. и щедривки внесены в отдел исторических песен века дружинного и княжеских; исходя из представления о колядках, как о древнейших славословиях героям и князьям, издатели пытались открыть в отдельных песнях воспоминания о том или другом лице летописи. Костомаров, в обширной рецензии на этот сборник («Вестник Европы» 1874 г, № 12), признал, что общие черты древнего дружинного и княжеского быта вошли в К. не по воспоминаниям об отдельных исторических лицах, а потому, что черты эти были вообще присущи нравам народа, складу его жизни, условиям его общественного строя, его нравственным воззрениям и поэтическому вкусу. Наконец, с точки зрения теории заимствования поверий, обрядов и песен взглянул на колядки А. Н. Веселовский («Разыскания в области русского духовного стиха», VII, 1883), который, отводя широкое место греко-римским влияниям, высказал предположение, что «вместе с проповедью христианства могли переселяться не только церковные, но и народные обряды, удержавшиеся случайно под сенью церкви и прикрытием христианского святого, а с обрядом переселялись и сопровождавшие его песни - оригиналы наших щедривок, как тем же путем могли заходить и оригиналы рождественских песен». Особенно много доказательств представил А. Н. Веселовский в подтверждение мысли, что внешняя обрядность, и прежде всего маски и ряженье, представляет наследие римского обихода, которое переносилось с места на место сначала греко-римскими мимами, а затем их последователями и подражателями, всякого рода шпильманами, глумцами и скоморохами.

Колядки

Святочные народные песни Колядки широко распространены у украинцев, в меньшей мере у белорусов, у русских встречаются реже и то большей частью на севере в виде так называемого «виноградья », то есть в виде величальных песен с традиционным припевом: «виноградье, красно-зелено мое» (колядки у русских по-видимому вытеснены вследствие особо сильной борьбы с ними церкви и правительства). Соответствия восточно-славянским колядкам встречаются в фольклоре всех других славянских да и многих других европейских народов. Особенно близки и по сюжетам и по форме к славянским колядкам: румынские, называемые colinda , ср.-чешское и словацкое название песен - koleda , словинское kolednica, coleda , сербское - koleda, kolenda , албанское - kolĕndŭ . Считается что, перечисленные названия песен восходят к названию греко-римского праздника нового года - calendae. Название новолетия у многих народов было перенесено на праздник рождения христианского бога (болгарское - колада, коляда, коленде , французское - tsalenda, chalendes, charandes , провансальское - calendas ) или на канун этого праздника (русское, украинское, белорусское - коляда ). Подробное сличение новогодних и святочных празднеств новоевропейских народов с праздниками греко-римскими обнаруживает не только сходство названий, но и совпадение отдельных моментов обрядов, увеселений и пр. Разбираясь в сложном комплексе святочных обрядов и песен новоевропейских, в частности восточно-славянских, этнографы и фольклористы вскрывают элементы, восходящие у многих народов к явлениям традиционной аграрной магии и местных культов, элементы, заимствованные из греко-римской культуры как в эпоху дохристианскую, так и позднее, в причудливом сочетании «языческого» и христианского.

Поговорки и приметы

Пришла Коляда накануне Рождества. Солнце поворачивает на лето, а зима - на мороз. Как ни зноби мороз, а праздничек весёлый теплее печки пригреет. На святой рубаха хоть плохонька, да беленька; к рождеству хоть сурова, да нова. Лапти плести (в этот день) - родится (ребёнок) кривой; шить на рождество - уродится слепой. На рождество Христово метель - пчёлы хорошо роиться будут. На рождество опока (иней) - урожай на хлеб; небо звездисто - урожай на горох. Если на рождество путь хорош - к урожаю гречи. Пять раз в году солнце играет: на Рождество, Богоявленье , Благовещение , Светлое воскресение , Иоанново рождение . Тёмные святки - молочные коровы; светлые святки - ноские куры. «Коляда приехала на сивых конях, а коням трэба сина (сена)» (белорус.) (так объясняют обычай класть сено под скатерть на праздничном столе) . «Коляда вельми варовитая» (полесье). Колядовщиков на порог сажают, чтобы куры неслись. На коляды ночью трещит, а днём плющит. Пришли колядки - блины да оладки. Колядки - хозяйские порядки.

См. также

  • Perchten (нем.)

Примечания

Литература

  • Многочисленные малорусские и белорусские колядки и щедривки напечатаны в сборниках Чубинского, Кольберга, Шейна;
  • варианты и новые песни в «Киевской Старине» 1871 г, № 1 и 1890 г, № 12;
  • в ст. Хр. Ящуржинского, «Колядки религиозно-апокрифического содержания» («Киевская старина », 1895 г, № 2)
  • В. Милорадовича, «Рождественские святки в северной части Лубенского уезда» («Полтавские Губернские Ведомости», 1893 г, № 42, 43 и 44 и отд.).
  • Великорусские колядки сравнительно редки; замечательно большая колядка из Олонецкой губернии изд. Колосовым в «Сборнике русского языка и словесности» (т. XVII, СПб., 1887);
  • др. издания указаны в ст. Владимирова: «Введение в историю русской словесности» («Ж. М. Н. Пр.», 1895 г, № 4),
  • к чему прибавить тексты, напечатанные в губернских ведомостях:
    • владимирских 1867 г, № 29 и 1870 г, № 23;
    • новгородских 1873 г, № 34
    • олонецких 1879 г, № 36.
  • Ср. ещё Н. Сумцов, «Научное изучение колядок и щедривок» («Киевская Старина», 1886 г, № 2 и отд.),
  • его же, «Культурные переживания» (Киев, 1890);
  • Хр. Ящуржинский, «Белорусские колядки» («Киевская Старина», 1889 г, № 2);
  • Хаханов А. С. , «Празднование Нового года у грузин» («Этнографическое обозрение », 1890 г, кн. III).

Внешние ссылки

  • Колядование // Российский Этнографический Музей
  • Украинские народные колядки (укр.)

Колядки это святочные песни. Их поют верующие на рождество, прославляя Христа и желая хозяевам счастья, добра, здоровья, богатого урожая. За это их благодарят обрядовыми угощениями (конфеты, пироги, мелкие деньги) .

Вообще толкование слова «колядка» имеет несколько вариантов. Одно из них исходит ещё от древних римлян от слова «календа» - название первого дня месяца, а колядка это пожелание хорошего урожая, прекрасного здоровья, финансового достатка. Ещё одно значение слова "коляда" - это имя всесильной богини Коляды.

День зимнего солнцестояния 25 декабря в старые времена назывался праздником Коляды, по легенде в этот день змей Коротун поедал солнце, но богиня Коляда рожала новое. Язычники прогоняли Коротуна, чтобы защитить маленькое солнце, а потом извещали людей об этом, проходя по дворам с изображением солнца. При появлении звезды на небе, колядовщики обходили дворы, вызывали хозяина и его семью и пели величальные песни о солнце, о луне, которые потом стали называть колядками.

В некоторых случаях это слово значило подаяния, подарки, жертвуемые духовенству на пропитание. При праздновании Нового года у славянских племен, это слово тоже имело свое значение. У словаков "коледовать" означало благославлять, у сербов, чехов и болгар – «ходите по коледе" - поздравление, для задунайских славян подарок к Новому году назывался «колядою», а у поляков взаимное поздравление и обмен подарками к Новому году называлось «календа».

Известно также, что древние славяне поклонялись Коляде - богу мира, который делал всё для обеспечения мирной жизни народов.

С появлением христианства колядки немного видоизменились. Цель колядок – прославлять рождество Христово, поздравлять людей с праздником, желать им добра, счастья и благополучия.

Период между церковными праздниками рождеством и крещением называется святками. На Руси в святки всегда гадали. Кто-то относился к гаданиям как к игре, а кто-то воспринимал серьезно, полагая, что шутить при этом нельзя.

Как же проходят рождественские колядки? На Руси, как правило, колядовать собирались небольшими группами, переодевшись в различные костюмы, начиная от вывернутого тулупа и заканчивая какой-либо нечистью или животным.

Компании были разные из детей и взрослой молодежи, озорные, веселые они шли по дворам, вызывали хозяина, просили разрешения поколядовать, получив разрешение, пели колядки. Обряд сопровождался играми, танцами, музыкой.

Колядки прославляли праздник рождества Христова, поздравляли с этим праздником хозяев и желали всей семье здоровья, счастья, достатка, богатого урожая. Иногда они ходили с самодельной звездой на шесте, она как символ Вифлеемской звезды, приведшей волхвов к родившемуся Христу. Колядовщики рассчитывали за песни получить награду, а слушающие их имели возможность быть щедрыми и благодарными.

Колядки сами по себе и раньше и сейчас очень простые и легко запоминаются, но при этом интересные, веселые, они дарят радость исполнителям и слушателям. Для верующего человека это крик души, через который он выражает свою радость о рождении Христа и веру в Христа. Колядующие создают атмосферу праздника и веселья.

При колядовании важен запас задора и юмора, в наше время можно веселой компанией в разных костюмах отправиться куда-нибудь на площадь с елкой или каток и это произведет фурор. Сейчас праздничные рождественские представления организуются в некоторых общественных местах (например: торговых центрах) с участием артистов.

Популярны праздники коляды в детских садах и школах, они позволяют знакомить детей со славянскими традициями в занятной и веселой форме.

Важно не забывать обычаи и традиции своего народа, а они у каждого народа особенные и неповторимые. Любой народ имеет право на свои праздники, песни, сказки, танцы, любимые блюда.

Из истории празднования коляды. Святки на Руси начинались с 25 декабря по старому стилю. Весело было всем. Дети с утра начинали славить (колядовать) . Они переходили из дома в дом с вертепом и звездой. Вертеп – это ящик в два этажа, наверху которого показывалась смерть Ирода, а внизу Иродиадины пляски. Внутри него горели свечи и показывалось представление из испеченных фигурок. Звезда была из бумаги, раскрашенная краской и со свечой. Рождественские калядки поощрялись деньгами, пирогами.

Взрослые начинали славить(колядовать) в полдень. Принимали участие все сословия. Вот так описывают, как славили цари: сначала с барабанным боем появлялись два барабанщика, потом на санях прибывал царь со всей своей свитой. Входили в дом, пели, поздравляли хозяина. Хозяин с поклоном преподносил царю деньги в подарок и угощал всех остальных. Правила были строгие. Кто славил, тех записывали, кто не участвовал, наказывали плетьми.

Есть исторические данные, что Иван Грозный с опричниками наряжался, как скоморох, а за отказ надеть личину казнил князя Репнина. ПетрI также любил принимать участие в святочных игрищах. В те времена и в царских теремах бывали святочные игры, царевны святочничали вместе с боярынями.

Не принять христославов было нельзя, это было грешно для домочадцев и принималось как оскорбление для христославов.

На Рождественские праздники было принято совершать благочестивые дела. Цари уменьшали подати, прощали и выпускали преступников, освобождали народ от недоимок. Пастыри в эти дни призывали совершать богоугодные дела.

Святки, этот период времени, который имеет еще дохристианское происхождение. Он посвящался возрождению солнца и представляет собой смесь обрядов язычников с обрядами православия.

Рождественские праздники сразу навевают детские воспоминания, а весь мир замирает в ожидании чуда. На колядки можно поехать в деревню к бабушкам и дедушкам и собраться за праздничным столом с родными и друзьями. Ведь отмечать Рождество принято в близком, семейном кругу, садясь за стол с появлением первой звезды. Наши прародители верили, что именно эта звезда освещала путь волхвам, идущим к Иисусу.

Смеркается. И мы начинаем вглядываться в сгущающиеся сумерки сквозь украшенное морозным узором окно, ожидая первой звезды. Снег ровным полотном укрыл землю, природа погрузилась в глубокий сон — и вокруг нереальная тишина.

Но вот в небе засияла первая звезда и мы с радостью понимаем — праздник начинается! Все собираются за столом, в центре которого кутья. Прежде чем приступить к ужину, незамужние девушки с ложкой кутьи выходят во двор гадать. В какой стороне залает собака — там и суженый живет.

Но самое интересное начинается после застолья — наступает рождественская ночь. В эту ночь полагается не спать, иначе можно проспать свое счастье. Да и как тут заснешь, когда на улице слышны смех и песни!

Это начинаются рождественские колядки. Обычай колядования имеет свою давнюю историю, уходящую корнями в арийские времена. Важная рождественская традиция песени-колядки. Раньше это был языческий обычай, который после принятия христианства превратился в прославление Иисуса Христа.

Небо и земля

Небо и земля, небо и земля
Ныне торжествуют.
Ангелы, люди, Ангелы, люди
Весело ликуют.


Ангелы поют, славу воздают.

Чудо,чудо возвещают.

Во Вифлееме, во Вифлееме,
Радость наступила!
Чистая Дева, чистая Дева,
Сына породила!

Христос родился, Бог воплотился,
Ангелы поют, славу воздают.
Пастухи играют, Пастыря встречают,
Чудо,чудо возвещают.

Торжествуйте, веселитесь

Торжествуйте, веселитесь
Люди добрые со мной,
И с восторгом облекитесь
В ризу радости святой.

Ныне Бог явился в мире -
Бог богов и Царь царей.
Не в короне, не в порфире
Сей Небесный Иерей.

Он родился не в палатах
И не в убранных домах.
Там не видно было злата,
Где лежал Он в пеленах.

Невместимый Он вместился
В тесных яслях, как бедняк.
Для чего же Он родился?
Для чего же бедно так?

Для того, чтоб нас избавить
От диавольских сетей
Возвеличить и прославить
Нас любовию своей

Вечно будем Бога славить
За такой день торжества!
Разрешите Вас поздравить
С Днём Христова Рождества!
Много лета вам желаем,
Много, много, много лет.

Коляда, коляда

Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
Кто не даст пирога,
Тому сивая кобыла
Да оборвана могила!

Раньше петь колядки было принято 21 декабря — в день зимнего солнцестояния (праздник Коляды). После того, как на Руси было принято христианство, обряд колядования присоединили к празднованию Рождества Христова. Сегодня в народных колядках сосуществуют и языческие, и христианские мотивы. Особая роль отводится авторским церковным колядкам.

Традиции колядования

Дети разных возрастов и молодые люди переодеваются в самодельные костюмы, ходят по домам и поют несложные песенки, за что в качестве награды получают вкусности. Праздник проходит строго один раз в году. Колядующие стучатся в каждую дверь и поют хозяевам веселые песни, в которых рассказывается о рождении Христа и воспевается тепло домашнего очага. Песни-колядки желают хозяевам радости, добра и здоровья, а также богатого урожая. А если хозяева негостеприимны, то их высмеивают, укоряют и шутят над ними, ведь с давних времен колядующих было принято встречать с большой радостью и щедро одаривать вкусностями, приглашать за стол. Колядующие — неотъемлемая часть Рождественских праздников.

Сегодня обряд колядования также популярен в народе, несмотря на то, что успел утратить свой первоначальный смысл. Помимо рождения Иисуса Христа в рождественских колядках восхваляются все члены семьи, к которой приходили колядующие. Ряженые ходят по домам, распевая хозяевам колядки, за что получают угощение, а иногда - деньги. По традиции сладости и угощения оставляются себе, а деньги передаются в храм.

Коза главный символ Рождественских колядок. Колядующие выбирают веселого молодого парня, которого переодевают в костюм козы. Весь вечер он танцует перед хозяевами дома и перед всей толпой колядующих, даря радость и счастье на весь следующий год тому, до кого дотронется. Согласно поверью, Коза символом плодородия, богатого урожая, и оберегает дом от злых сил.



Публикации по теме