Лекция на тему "проблемное поведение подростка". Проблемное поведение в детстве

Доктор Стефани Петерсон — поведенческий аналитик (BCBA-D), профессор факультета психологии Университета Западного Мичигана (США), член кафедры прикладного анализа поведения. Специализируется на различных аспектах процесса усиления, роли коммуникации при проблемном поведении, поведенческих технологиях в коррекционном образовании, дистанционном обучении специалистов в области аутизма, практиках инклюзивного школьного образования.

В первую очередь, я хочу подчеркнуть, что я собираюсь говорить про «обычные» поведенческие проблемы, с которыми сталкиваются родители. Эти советы полезны и детям с тяжелыми поведенческими нарушениями, но, если у ребенка серьезное проблемное поведение, например, самоагрессия, ему, скорее всего, понадобятся и другие методы коррекции, а не только те простые правила, о которых мы будем сейчас говорить.

Первое, что должны понять родители, это то, что поведение ребенка во многом зависит от их собственного поведения. То, что говорят и делают родители — это почва как для желательного, так и для нежелательного поведения. Когда желательное или нежелательное поведение происходит, немедленная реакция родителей определит, станет ли это поведение происходить чаще или реже в будущем. И это отличные новости для родителей!

Очень часто родители говорят: «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него аутизм», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него отцовский характер», «Мой ребенок так себя ведет, потому что у него синдром Дауна» и так далее. У всех нас есть склонность объяснять поведение какими-то внутренними причинами, с которыми мы ничего не можем поделать. Однако в реальности очень многие, не все, но очень многие виды человеческого поведения в значительной степени контролируются факторами внешней среды. Так что в большинстве случаев можно изменить поведение, если изменить контекст, в котором оно происходит. Поэтому эти новости отличные!

Итак, есть несколько стратегий, с помощью которых родители могут изменить контекст поведения, и могут создать «условия успеха» для ребенка.

1. Отслеживайте хорошее поведение

Родителям нужно внимательно следить за ребенком и стараться «поймать» его за тем, что он сделал хорошо. Слишком уж просто родителям, когда ребенок хорошо себя ведет, просто сказать себе: «Отлично, ребенок хорошо играет, я могу переключиться на свои дела». Например, мама идет в другую комнату разбираться со стиркой или готовить обед, потому что все тихо и спокойно. Поэтому получается, что когда происходит желательное поведение, на него никто не обращает внимания.

Так что первое, что я рекомендую родителям — это специально выискивать хорошие виды поведения у ребенка, и убедиться, что когда ребенок ведет себя хорошо, вы как-то это отмечаете, хотя бы просто говорите: «Какой ты молодец!» Хвалите ребенка за хорошее поведение, обращайте на него внимание. Убедитесь, что когда ребенок ведет себя хорошо, он что-то за это получает, что такое поведение выгодно для него.

В противном случае, очень часто получается, что когда ребенок ведет себя хорошо, его все игнорируют, но когда он начинает баловаться и делать что-то неправильное, родители тут же подбегают к нему: «Что ты делаешь? Просила же не баловаться! Мне ужин надо готовить! Почему ты не можешь просто поиграть с братиком?» И получается, что для того, чтобы получить родительское внимание, заставить маму вернуться в комнату, ребенку нужно опять вести себя плохо. И это ловушка, угодить в которую проще простого.

Поэтому важно развивать у себя такую привычку — осознавать, как сейчас ведет себя ребенок, «отлавливать» его хорошее поведение, обращать на него внимание и как можно чаще хвалить или иначе его поощрять.

2. В случае проблемного поведения подумайте о его причинах

Если нежелательное поведение все-таки происходит, подумайте, что именно получает ребенок в результате. Обязательно есть что-то, что делает это поведение выгодным для ребенка. Это может быть ваше внимание, как в ранее приведенном примере. Это может быть специфическая реакция взрослого или другого ребенка, которую он хочет вызвать. Может быть, у него забрали игрушку и он скандалит, потому что хочет получить игрушку обратно? Или он кричит, потому что вы попросили его сделать то, что он не хочет делать? Попробуйте определить, что он пытается получить таким образом.

Если же вам это удалось, то, по возможности, старайтесь сделать так, чтобы это поведение не приводило к нужным ребенку последствиям. Например, если ребенок скандалит, чтобы получить игрушку, убедитесь, что он эту игрушку не получит. Вместо этого подождите, пока поведение не прекратится. Когда ребенок успокоился, подскажите ему более уместное поведение, например, он может сказать: «Дай машинку, пожалуйста». Проследите, что ребенок получит игрушку только в ответ на социально приемлемое поведение, не в ответ на крики.

Я понимаю, что это не всегда возможно, но все же постарайтесь. И если у вас получится, вы увидите, что ребенок переходит на желательное поведение, потому что оно работает, а от проблемного поведения больше нет никакой пользы.

3. Специально планируйте ситуации, в которых ребенок сможет потренироваться в желательном поведении

Очень часто, особенно если у ребенка есть особенности развития, родители начинают «предугадывать» его желания и потребности. Например: «О, за обедом он обязательно захочет выпить сока. Нужно поставить сок на стол. Ой, а сок у него почти закончился, нужно налить еще, а то он заплачет». Возможно, у ребенка нет хороших речевых навыков, поэтому мама или бабушка думают, что помогают, ведь ребенок сам не может попросить сок. Проблема в том, что когда вы предугадываете желания ребенка, и ему не приходится ничего просить, вы не даете ребенку возможности потренироваться в хорошем поведении.

Я призываю постараться как можно чаще создавать ситуации, в которых ребенок сможет проявлять желательные навыки. Подсказывайте ему, учите его. В каких-то ситуациях можно подсказать ребенку использовать уже имеющийся навык, в других нужно учить ребенка новому. Например, в примере с соком, если у ребенка проблемы с речью, то нужно определить другие способы, с помощью которых ребенок может попросить то, что ему нужно. В США мы часто используем американский жестовый язык, и ребенок может научиться показывать жест «пить», например, это очень простой жест. И в следующий раз, когда у ребенка закончился сок, я могу взять пачку сока и подсказать ребенку сделать жест «пить». Я могу показать ребенку, что он должен сделать. Если ребенок все равно не сделает нужный жест, я могу взять его руку и помочь ему, потом я скажу: «Да, сок!» и налью ему сок. И теперь я научила ребенка, что делать, я предоставила ему инструмент для контроля над внешним миром.

4. Сделайте свои ожидания предельно конкретными и понятными

Еще одна очень важная стратегия — делить каждую задачу ребенка на маленькие и четкие шаги. Есть пара ошибок, которые я очень часто наблюдаю у родителей, и одна из таких ошибок — неясные и абстрактные требования.

Например, если я говорю своей дочери: «Уберись в своей комнате», для меня эта фраза может значить одно, а для нее нечто совершенно другое. Мои критерии чистой комнаты, и ее критерии совсем не обязательно будут совпадать. Иногда для нее это значит: «Собрать все вещи, которые валяются в комнате, запихнуть их в шкаф и закрыть дверь». И мне может показаться, что комната выглядит неплохо, но только до того момента, когда я открою шкаф, и на меня вывалится куча вещей.

Более конкретная инструкция, в данном случае, прозвучит примерно так: «Собери всю одежду, которая валяется в комнате, повесь ее в шкаф на вешалки или сложи и убери в ящик для белья». Таким образом, мои ожидания становятся гораздо более понятными.

Другой момент, на который важно обратить внимание — задачу нужно делить на простые и конкретные шаги, с каждым из которых можно легко справиться. Так что я могу сказать: «Подними вот эту одежду и повесь ее в шкаф». После того, как это будет сделано, я, в первую очередь, должна буду похвалить ее (мы помним — важно акцентировать хорошее поведение): «Просто замечательно, огромное тебе спасибо!» Потом я могу сказать: «Часть работы сделана, теперь давай поднимем вот эту одежду и уберем ее в ящик» или «Давай сложим вот эти игрушки в контейнер».

Если я буду говорить конкретно, буду делить задачу на небольшие части, то вероятность того, что мои требования будут выполнены, значительно повысится. И я могу хвалить ее после каждого шага, «ловить» ее за хорошим поведением.

Есть очень много научных исследований, которые показывают, что формулировка ваших требований имеет огромное значение. Так что если я скажу: «Прекрати бегать!», я вряд ли добьюсь желаемого. Но если я скажу: «Иди рядом со мной», то вероятность, что меня послушают, будет гораздо выше. Мы называем такие просьбы «что делать», в отличие от просьб «чего не делать».

Так что важно сделать свои инструкции конкретными, избегать частицы «не», делить задачи на простые шаги и регулярно хвалить за их выполнение.

5. Создайте для ребенка расписание, где любимые и нелюбимые занятия будут чередоваться

Если у вас будет распорядок дня, когда желательные для ребенка занятия будут естественным образом следовать за не очень желательными, это может значительно улучшить его поведение. Например, моя дочь убирается в комнате, и она знает, что после этого мы пойдем в продуктовый магазин, что ей очень нравится, потому что там я разрешаю ей выбрать что-нибудь вкусное. В этом случае я с легкостью могу использовать магазин в качестве награды за уборку комнаты.

Я могу сказать: «Пора убираться в комнате, собери вещи и повесь их в шкаф». После того, как она это сделает, я могу сказать: «Прекрасно! Отличная работа! Теперь сложи эти вещи в ящик, а когда закончишь, мы пойдем в магазин, купим что-нибудь вкусненькое». Теперь я увеличила ее мотивацию довести до конца трудную задачу, которую я перед ней поставила.

Так что если я внимательно проанализирую распорядок дня, то я смогу изменить его так, чтобы предпочитаемые ребенком события шли после каких-то сложных задач. Таким образом, ее мотивация выполнить поставленные задачи станет выше, и вероятность успеха тоже повысится.

Такая стратегия называется принцип Премака, но очень часто мы называем ее «бабушкино правило», потому что бабушка может сказать: «Сначала съешь овощи, потом будет десерт». То же самое и здесь.
И после магазина я могу сказать: «Нам пора домой, надо еще сделать то-то и то-то». И это тоже может быть задача, которая ей не нравится. Поэтому я добавлю: «А когда ты закончишь с этим, мы поиграем». Так что я могу анализировать, что я хочу поручить дочери, и не заставлять ее делать все это с утра, лучше растянуть дела во времени, включая что-то приятное между ними.

6. Никогда не забывайте, что вы здесь взрослый

Думаю, у вас в России нет такой присказки, но у нас есть такой детский стишок: «Я резина, а ты клей, что ни скажешь, от меня отскочит, к тебе прилепится». Идея в том, что дети будут плохо себя вести, обязательно будут. Они будут ругаться, будут пытаться вывести вас из себя. Их действия будут вызывать у вас страх, беспокойство и злость, они будут вас расстраивать. Мне очень часто приходится напоминать себе: «Эй, это я здесь взрослая». Если мой ребенок меня обзывает, я не должна быть второй маленькой девочкой и расстраиваться из-за этого.

Моя дочь еще ребенок, она учится, она неизбежно будет совершать ошибки, но я уже взрослая, и я не должна принимать ее ошибки на свой счет. Я делаю глубокий вдох и говорю себе: «Я здесь взрослая, я не буду воспринимать это как личные нападки. Я спокойна, я совершенно спокойна. Я могу с этим справиться».

Потому что если вы будете остро реагировать на поведение ребенка, вы можете только усилить проблему. Поэтому иногда очень важно сделать шаг назад, глубоко вдохнуть и напомнить себе, что вы не идеальны, и вы тоже будете совершать ошибки, и даже если вам нужен перерыв, то ничего страшного, вы сможете разобраться с этим, когда успокоитесь, не нужно чувствовать себя виноватыми.

И наконец, важно помнить о том, что каждый случай проблемного поведения не просто расстраивает нас, он учит нас чему-то полезному. Когда ребенок плохо себя повел, вы можете сказать: «Ага! Этот момент может меня чему-то научить».

Ребенок не пытается расстроить и «довести» вас. Ребенок пытается сообщить вам о какой-то проблеме, которая требует решения. Ребенок пытается показать, что она не знает, как это делается, или чего я от нее хочу. Или ребенок показывает, что она не хочет этого делать. Так что моя задача как родителя, либо научить ее это делать, либо гарантировать, что она получит что-то в результате, так что в следующий раз она будет мотивирована выполнить это задание.

Так что да, иногда нужно отойти в сторону подумать: «Хорошо, о чем говорит это поведение? Какому навыку мне нужно учить ребенка?» Это не значит, что у меня плохой ребенок, это не значит, что я плохая мать, это просто момент, который сообщает о проблеме, требующей решения. И мы оба можем использовать этот момент, чтобы научиться чему-то новому.

И очень важно разделять то, что мы, как родители, можем контролировать, а что нам неподвластно. Я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка инвалидность, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка аутизм, я не могу изменить тот факт, что у моего ребенка отцовский характер. Все эти причины, которыми люди пытаются объяснить поведение, мы не в силах изменить. Но мы можем повлиять на те переменные, которые находятся в окружающем мире, и которые влияют на поведение гораздо больше, чем нам кажется.

Надеемся, информация на нашем сайте окажется полезной или интересной для вас. Вы можете поддержать людей с аутизмом в России и внести свой вклад в работу Фонда, нажав на

Проблемное поведение подростка

Подростковый период является периодом изменений, преобразований в жизни ребенка. Многие дети в этом возрасте разительно меняются. Ласковые, спокойные, послушные вдруг превращаются в неуправляемых и грубых. Грубость, непослушание сильнее всего ранят и обижают родителей. Враждебность, замкнутость подростков пугают и настораживают. Но прежде чем бороться со злом, давайте разберемся в причинах его возникновения. Проблем у переходного возраста много: неуверенность в себе, тревожность, сомнения в собственной значимости для родителей, друзей.

За любым проблемным поведением школьника стоят определенные мотивы. Причем, одно и то же поведение может быть вызвано разными мотивами. Например, агрессивное поведение может быть вызвано и стремлением к лидерству, и компенсацией повышенной тревожности. И воспитательные методы в каждом случае будут индивидуальны. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить мотивы поведения, проблемы ребенка. Мы сможем помочь ребенку, если он чувствует и понимает, что педагоги и родители понимают его проблемы и принимают его таким, какой он есть.

Причины вызывающего поведения подростков:

    Детям не хватает внимания взрослых , которые вечно заняты. «Отстань!», «НЕ лезь!», «Не приставай!», «Надоел!» - часто слышит подросток. Семья не обеспечивает психологического комфорта, любви, поддержки, и подростки стремятся к лидерству среди своих сверстников.

    Высокий уровень тревожности. В семье не правильно оценивают возможности ребенка: либо занижают возможности и способности. («Ничего хорошего из тебя не получится! Ты не сможешь справиться с этим заданием!»). Либо завышают, когда родители ожидают очень высоких результатов, показывают повышенную обеспокоенность проблемами успеваемости, а подросток не может соответствовать родительским ожиданиям.

    Многим подросткам трудно совладать со своим холерическим темпераментом. Такие дети нарушают дисциплину несознательно.

    Отсутствие душевной близости с родителями гонит подростка из дома во двор, заставляет искать понимания с другими подростками или взрослыми.

Одним из новообразований этого периода можно назвать чувство взрослости. Это означает, что во время самого этого периода, у ребенка нет чуткого ощущения "кто он?". Ему еще предстоит в этом разобраться. Он уже чувствует себя "не ребенком", но еще и не взрослым. И этот фактор является одним из тех, что заставляют подростка вступать в конфликты со взрослыми, так как он (подросток) стремится попробовать быть взрослым. Именно попробовать сам, ему недостаточно того, что он видит вокруг себя.

Социальная сфера. Ребенку необходимо занять определенное место в своей референтной группе. Влияние семьи постепенно заменяется влиянием группы сверстников, где дети приобретают новые формы поведения и получают определенный статус. Именно в этот период родители, обижаются на своих детей, думая, что те совсем отходят от них , ощущая себя безразличными для своих детей. Это не совсем верно. Ребенку важен взрослый, ему важно его признание, понимание, поддержка, однако взрослеющему человеку важно еще понять, по каким нормам живут люди во взрослом мире. Поэтому некоторые начинают курить, особенно, если в семье есть курящий родитель, некоторые пробуют алкогольные напитки, "пропадают" где-то допоздна. Они тем самым воспроизводят модель поведения взрослого человека. Но своим поведением дети изучают и вашу реакцию. Им важно знать, как вы поведете себя в той или иной ситуации, чтобы сделать для себя вывод – хочет он быть похожим на вас или нет. Это и есть путь становления индивидуальности . Давайте потренируемся!

Типичная фраза

Как необходимо говорить

«Ты должен учиться!»

«Я уверена, что ты можешь хорошо учиться»

«Ты должен думать о будущем!»

«Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию планируешь выбрать?»

«Ты должен уважать старших!»

«Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека»

«Ты должен слушаться учителей и родителей!»

«Конечно, ты можешь иметь собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушиваться»

«Ты опять врешь!»

«Мне жаль, что я опять выслушиваю неправду», «Мне не нравиться, когда меня обманывают, постарайся больше так не делать»

Попробуйте самостоятельно предложить фразы, более мягкие и позитивные, сохраняя общий смысл высказывания.

«Мы в твои годы жили гораздо хуже!»

«Ты должен ценить заботу старших!»

«Сколько можно бездельничать! Ты должен, наконец, заняться учебой!»

«Ты постоянно срываешь уроки! Ты должен сидеть спокойно и внимательно слушать!»

При общении с подростком применяйте 5 приемов, которые позволят установить контакт с ребенком и лучше его понять.

Прием 1. Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют «отраженным выслушиванием». Он состоит из трех частей.

Демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами «да», «угу», вопросами «а что потом?», «и что же?» и т.д.)

Позволяйте ребенку выражать его собственные чувства.

Докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его суть).

Прием 2. Внимательно следите за лицом ребенка и его «языком тела». Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и прочее). Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное.

Прием 3. Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.

Прием 4. Выбирай правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов. Выбирайте верный тон и не отвечайте саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.

Прием 5. Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: «Вот это да!», «Да ну, не может быть!» и т.п.

Памятка для родителей

    Дайте свободу. Свыкнитесь с мыслью, что ваш ребенок уже вырос и более удерживать его возле себя не удастся, а непослушание – это стремление выйти из-под вашей опеки.

    Никаких нотаций . Больше всего подростка раздражают нудные родительские нравоучения. Измените стиль общения, перейдите на спокойный вежливый тон и откажитесь от категоричных оценок и суждений. Поймите: ребенок имеет право на собственный взгляд, собственные ошибки и собственные выводы.

    Идите на компромисс. Все равно ничего не удастся доказать с помощью скандала: здесь не бывает победителей.

    Уступает тот, кто умнее. Чтобы скандал прекратился, кто-то первый должен замолчать. Взрослому это сделать проще, чем ребенку с неустойчивой психикой.

    Не надо обижать. Прекращая ссору, не стремитесь сделать ребенку больно с помощью язвительных замечаний или хлопанья дверьми. Умению достойно выходить из трудных ситуаций ребенок учится у вас.

    Будьте тверды и последовательны. Несмотря на вашу готовность к компромиссу, подросток должен знать, что родительский авторитет незыблем.

«Проблемное поведение детей и подростков: как реагировать и что делать?»

Цель: Научить родителей дифференцировать ошибочные цели поведения детей и подростков и определить стратегии позитивного реагирования, содействовать созданию эмоционально благоприятной атмосферы в замещающей семье для успешного воспитания и развития ребенка посредством обучения родителей способам конструктивного общения с ним.

Задачи:

  • повысить педагогическую и психологическую компетентность замещающих родителей;
  • помочь замещающим родителям научиться общаться с ребенком, адекватно оценивая уровень его развития, достижения и проблемы;
  • научить замещающих родителей определять адекватные пути взаимодействия с ребенком путем установления оптимальной дистанции и пространства общения;
  • способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком.

Ход заседания Клуба:

Мотивационный этап.

Вступление:

Наверное, нет такой семьи, в которой не возникают трудности с воспитанием детей, и самая распространенная трудность - это плохое поведение ребенка. На непослушание, упрямство, грубость, лживость, драчливость жалуются семьи, имеющие как малышей так и подростков, Можно предположить, что эти проблемы не миновали и нас с вами.

1. Упражнение “Мое имя и качество”.

Цель: познакомить участников друг с другом, расширить их представления друг о друге, подчеркнуть индивидуальность каждого, создать эмоциональный настрой на дальнейшую работу.

Время: 5 минут.

Материалы: мячик.

Поэтому первый вопрос к вам:

Какое поведение Ваших детей чаще всего беспокоит Вас?

Вывод: 1. Основная идея - необходимо воспринять плохое поведение как информацию, послание, которую отправляет нам ребенок.

Что мой ребенок хочет мне сказать своим поведением? – вот первая реакция эффективного родителя на негативный поступок ребенка.

2. Поведение ребенка подростка может быть плохим, но намерения, которые лежат в основе поведения, позитивные, положительные.

3. Совершая плохое поведение ребенок ошибается в выборе форм поведения

Выбор формы поведения всегда подчиняется трем законам:

а). Дети выбирают определенное поведение в определенных обстоятельствах.

б). Любое поведение ребенка подчинено цели – чувствовать себя принадлежащим к обществу, к социальной жизни.

в). Нарушая дисциплину ребенок понимает, что поступает плохо. Но может не понимать, что выбирает при этом ошибочную цель.

2. Упражнение “Кукла”.

Цель: помочь замещающим родителям осознать те ненужные запреты, которые они навязывают ребенку.

Время: 15 минут.

Материалы: кукла, ленточки темного цвета.

Родители по очереди начинают говорить: нельзя бегать, нельзя кричать, нельзя прыгать, не маши руками, не показывай пальцем и т.д. В это время психолог перевязывает ленточками кукле ноги, руки и т.д.

Анализ: посмотрите, что случилось с нашей куклой. Она перевязана с ног до головы. Так мы “связываем” наших детей, требуя от них выполнения наших инструкций. Какие эмоции и чувства у вас возникают по этому поводу?

Практический этап.

3. Упражнение:

Разберем ситуации с плохим поведением ребенка.

Ситуация 1 . У вас важный телефонный звонок и вы сосредоточены на разговоре. Ваш ребенок пристает к вам с просьбами и вопросами: где лежат его карандаши и краски, куда можно налить воды для рисования, хорошо ли получилось, что поправить и т.д.

Вы время от времени отвечаете ему, но все это мешает телефонному разговору.

Вопросы:

  • Какая реакция у взрослого может быть?
  • Что чувствует взрослый в этот момент?
  • Что ребенок хочет сказать взрослому своим поведением?
  • Как поступит эффективный родитель.

Ситуация 2. Уже довольно поздно, но Ваш ребенок непременно хочет пойти гулять с друзьями.

Вы считаете, что это время никак не подходит для прогулки и категорически отказываете ему.

Ему ничего не остается, как уйти в свою комнату. Вскоре оттуда раздается громкая музыка в стиле РОК. Вы просите его выключить музыку, так как время позднее, но в ответ музыка становится оглушительной, через 5 минут препирательства Вы готовы вывернуть пробки…

Вопросы:

  • Что говорит своим поступком ребенок родителю?
  • Что чувствует родитель, когда ребенок поступает таким образом?
  • Какой путь в таком случае будет эффективным?

Ситуация 3. Мама Маши обратила внимание на то, что в последнее время девочка стала пассивной, она все больше отходит от семейных дел. Если мама просила ее что-либо сделать по дому, то оно принималась хныкать, жаловаться: « Я не умею, я могу разбить, сломать…».Она откладывала любое самое простое дело, не приступала к приготовлению уроков, пока мама не начинала вместе с ней разбирать задания. В классе она тоже была пассивной, что сказалось на ее оценках.

Вопросы:

  • Что чувствует родитель в такой ситуации?
  • Что своим поведением говорит ребенок родителю?
  • Как надо поступать, чтобы быть эффективным родителем?

4. Упражнение “Ассоциации”.

Цель: принятие индивидуальности ребенка.

Время: 10 минут.

Материалы: листочки с незаконченными фразами.

Если вы и ваш ребенок цветы, то какие …

Если вы и ваш ребенок животные, то какие …

Если вы и ваш ребенок цвета, то какие …

Если вы и ваш ребенок настроение, то какое …

Если вы и ваш ребенок музыка, то какая …

Если вы и ваш ребенок погода, то какая …

Если вы и ваш ребенок запах, то какой …

Если вы и ваш ребенок одежда, то какая …

Если вы и ваш ребенок мебель, то какая …

Если вы и ваш ребенок люди, то какие …

Анализ: легко или трудно было придумать ассоциацию?

5. Упражнение “Радость общения с ребенком”.

Цель: создание позитивной установки на общение с ребенком.

Время: 10 минут.

Материалы: мягкая игрушка.

Анализ: трудно ли было продолжить фразу и произнести ее вслух?

Заключительный этап:

Ведущий:

Стратегия и тактика экстренного вмешательства в ситуации конфронтации.

  • Правило 1. Научитесь акцентировать внимание на поступках (поведении), а не на личности ребенка.
  • Правило 2. Контролируйте свои негативные эмоции.
  • Правило 3. Не усиливайте напряжения ситуации.
  • Правило 4. Обсудите поступок позже.
  • Правило 5. Позвольте ребенку «сохранить лицо».
  • Правило 6. Демонстрируйте модели неагрессивного поведения.

Рефлексия:

  1. Что для Вас было полезным?
  2. В чем Вы испытывали трудности?
  3. Ваши вопросы по этой теме.

Спасибо за работу!

Всем нам приходится сталкивается с ситуациями, когда кто-то из сотрудников (подчиненные, непосредственные руководители, участники переговоров или совещаний, публичных выступлений) начинают вести себя таким образом и совершать поступки, противоречащие нормам и правилам, сложившимся в коллективе или принятым в бизнес-сообществе, демонстрируя таким образом проблемное поведение. Для того чтобы разобраться в том, как взаимодействовать с такими сотрудниками следует, прежде всего, определить кто такие – «проблемные сотрудники» и почему они так себя ведут.

Консультанты в области управления выделяют разные виды проблемных сотрудников :

Ленивые (делают гораздо меньше, чем могли бы);
злые (в отношениях с людьми ведут себя раздражительно, порой вызывающе);
беспомощные (так стремятся избежать неудачи, что обязательно ее терпят);
эмоциональные (слишком чувствительные);
аморальные (ради собственного удовольствия используют людей и системы, нанося им ущерб);
занимающие оборонительную позицию (воздвигают барьеры при малейшем намеке на перемены);
ожесточенные (помнят старые обиды);
уклоняющиеся (активно избегают выставлять напоказ свои дела);
бесчувственные (равнодушны к окружающим);
недалекие (делают неверные или ограниченные умозаключения);
самоуверенные (часто считают себя непогрешимыми);
запуганные (ограничивают свои потенциальные возможности).

В процессе исследования этого вопроса мной был проведен собственный опрос руководителей и рядовых сотрудников в самых разных сферах бизнеса. Вот несколько вариантов ответа на вопрос: кто такой для вас проблемный сотрудник :

Юрий, зам директора : для меня нет проблемных сотрудников, есть хороший или плохой сотрудник. Плохой это тот, который не выполняет поставленные перед ним задачи;
Александр, директор департамента продаж : проблемный сотрудник для меня – это тот, которым я не могу эффективно управлять. Еще хуже, если он, наряду с собственной плохой работой, негативно влияет на других;
Дмитрий, директор по маркетингу : это сотрудник, которого трудно уволить;
Анна, начальник отдела : это сплетник, скандалист и прочее;
Сергей, директор малого предприятия : это сотрудник, который не понимает тех задач, которые на него возлагаются и при этом утверждает, что все понял.
Лариса, медицинский работник : это сотрудник, который качественно выполняет свою работу, не нарушает трудовую дисциплину, но при этом проявляет принципиальную позицию по отношению к другим членам коллектива, которые, позволяют себе опаздывать, плохо работать и т.д. Таких принципиальных в коллективе не любят и считают их проблемными.

Как видим, большинство руководителей оценивают сотрудников с позиции результатов их труда. Очень часто в ответах указывалось на то, что проблемными являются сотрудники, которые не качественно выполняют свою работу и мешают остальным. Однако ответ Ларисы, которая не является и никогда не была руководителем, свидетельствует, что проблемным может быть и тот, кто качественно выполняет свою работу, но при этом и другим не дает халтурить. Таких сотрудников можно отнести к категории «возмутителей спокойствия». К ним относится выражение из старой юморески Геннадия Хазанова про попугая в зоопарке: «я и здесь молчать не буду!»

На самом деле видов и типов проблемных сотрудников очень много. Условно по характеру поведения в коллективе я бы достаточно условно объединила их в четыре группы :

  1. Активные («звезды», «всезнайки», «возмутители спокойствия», «бунтари», «хулиганы», «манипуляторы»);
  2. Пассивные («пофигисты», «недоросли», «балласт»);
  3. Приспосабливающиеся («лгуны», «халтурщики», «саботажники», «нытики», «негативщики», «хамы», «циники»);
  4. Изгои («тихони», «белые вороны»).

Понятно, что эта классификация далеко не полная и объединение наиболее распространенных типов сотрудников в группы достаточно условное. Каждый из нас может назвать еще множество ролей и форм поведения проблемного сотрудника.

Кроме того, в разных ситуациях сотрудник может вести себя по-разному. При этом обычно у сотрудников есть несколько устойчивых моделей поведения, взаимосвязанных между собой. Например, «халтурщик» может играть роль «недоросли», вызывая желание неопытного руководителя помочь ему решить тот или иной вопрос, в котором он «якобы» не разбирается. В действительность, таким образом, сотрудник просто затягивает выполнение работы, которую по каким-либо причинам не хочет сейчас выполнять (например, руководствуясь принципом: не торопить выполнять это задание, иначе быстренько дадут другое). По сути, он использует манипулятивные техники и перекладывает на руководителя и членов коллектива своих «обезьян» (ответственность за решение своих производственных задач).

Также на то, как человек будет реагировать, например, на конфликтную ситуацию, во многом влияет его темперамент . Известно, что легче вовлечь в конфликт холерика, а флегматика, гораздо сложнее вывести из себя. Кроме того, на поведении сотрудника отражается его профессиональный опыт и знания («звездить» ничего не имея за душой все-таки сложно, а быть «нытиком» вполне реально). Кроме того, на трудовое поведение человека оказывает влияние его окружение, как на работе, так и вне ее.

В целом можно выделить две группы сотрудников , поведение которых может негативным образом сказываться на результатах работы коллектива (отдела, службы или предприятия в целом): сложные сотрудники (в большинстве ситуаций их поведение может существенно отличаться от поведения большинства членов коллектива) и сотрудники, демонстрирующие проблемное поведение в зависимости от каких-либо обстоятельств , как в самой организации, так и за ее пределами. То есть сотрудники, отнесенные ко второй категории, также будут для менеджмента предприятия или членов ее коллектива сложными сотрудниками, но только на некоторый период - до тех пор, пока не будет изменена ситуация, ставшая причиной негативного изменения поведения сотрудника.

Однозначно сказать, какой из представленных типов проблемных сотрудников является наиболее неприятным и сложным трудно, хотя в этом направлении проводятся постоянные социологические исследования. Например, по данным опроса компании Citrix Survey, 51% служащих считают, что «нытик» один из самых неприятных сотрудников в коллективе.

Очевидно, что оценка проблемности сотрудника зависит от множества факторов и прежде всего связанных с особенностями того, кто оценивает сотрудника («а судьи кто?»).
Возвращаясь к результатам моего опроса, хотелось бы отметить, что очень часто при ответах на вышеуказанные вопросы, респонденты среди причин проблемного поведения всех трех категорий сотрудников (подчиненный, руководитель и слушатель или участник совещания) называли схожие черты, выделяя те или иные наиболее важные для себя характеристики.

В качестве примера, рассмотрим ответы на все три вопроса Марины, заместителя директора аудиторской компании:
проблемный сотрудник - это неуправляемый, неорганизованный, слабый в профессиональном плане, с повышенной эмоциональной возбудимостью, не имеющий карьерных амбиций (основная цель – задержаться на предприятии), не нацеленный на самообразование, не соответствующий корпоративному духу организации, равнодушный к вопросам повышения имиджа предприятия, индифферентный к успехам предприятия, «громко» требующий повышения заработной платы, демонстрируя высокую значимость материальных аспектов, не прилагая при этом существенных усилий по обеспечению высокого качества своей работы;
проблемный руководитель – не владеющий информацией о жизненной ситуации своих подчиненных, не организованный, без четкой гражданской и профессиональной позиции, не желающий нести ответственность за свои решения, не собранный, не опрятный, не аккуратный, деспотичный, императивный (не допускающий выбора, требующий безусловного подчинения, исполнения), не ориентирующийся на мнение сотрудников в плане продвижения предприятия в целом и отдельных его направлений деятельности или услуг, не имеющий убежденности в стратегии предприятия, излишне бюрократичный.
проблемный участник совещания – амбициозный, с завышенной самооценкой, не воспитанный, социально не адаптированный, с повышенным эмоциональным фоном (слишком громко говорит), императивный, не допускающий дискуссии, считающий единственно правильным только свое мнение, не обосновано доминирующий над остальными участниками встречи.

Если посмотреть внимательно на столь широкий перечень характеристик проблемных сотрудников, данный Мариной, то за ними видны ее жизненные принципы и правила поведения в коллективе. Совершенно очевидно, что для нее важными жизненными целями являются: построение карьеры и самообразование. В отношении предприятия, на котором работает, она придерживается принципов ориентации на корпоративные цели и соответствие корпоративному духу, заботы об имидже предприятия. Кроме того, предпочитает в общении с коллегами ровный тон, интересуется не только их производственными проблемами, но и личными, внимательно относится к их мнению и учитывает его в своих решениях.

Вот и получается, что каждый из нас, относя тех или иных сотрудников к категории проблемных, прежде всего, ориентируется на свои собственные установки: «что такое хорошо, а что такое плохо». Глядясь в сотрудника, «как в зеркало», мы хотим видеть в нем единомышленника, того, кто не только разделяет наши жизненные ценности, но и всеми своими действиями их проявляет.
В этом состоит одна из распространенных ошибок в управлении и вообще в коммуникациях. Следует почаще вспоминать распространенный афоризм: всех людей объединяет только одно – то, что все они разные.

Недавно мне пожаловалась Ольга, начальник отдела продаж крупной компании, занимающейся оптовыми и розничными продажами: «не знаю, что и делать с одной своей сотрудницей. Она всегда честно рассказывает потенциальным клиентам о недостатках некоторых наших продуктов или особенностях их поставки. И хотя при этом ей все равно удается выполнить план продаж, тем не менее, меня не устраивает ее поведение. Неужели нельзя немного приврать и приукрасить наши услуги?»

Совершенно очевидно, что среди ценностей этого руководителя, есть такая, которую образно можно представить в виде выражения: не обманешь, не проживешь. И хотя реальные действия ее подчиненной говорили о том, что можно прожить (выполнить план продаж) и без обмана, тем не менее, Ольгу постоянно раздражает такое поведение сотрудницы. В результате она начала выискивать и актуализировать какие-то несущественные недостатки в работе подчиненной, которая так ее раздражала.
Результат поведения этого руководителя просчитать не трудно – предприятие потеряет ценного сотрудника, всеми своими действиями формировавшего его имидж, для которого во взаимоотношениях с клиентами важна честность и открытость, что в перспективе способствует формированию долгосрочной лояльности клиентов.

Если вернуться к ответам Марины, то по ним видно, что к числу "неприятных" качеств сотрудника, которые отметила Марина, относятся повышенная эмоциональная возбудимость или эмоциональный фон, не опрятность, не аккуратность, слишком громкая речь и другие.
Совершенно очевидно, что эти качества сотрудника напрямую не связаны с его производственной результативностью, но они важны для обеспечения рабочего комфорта моей собеседницы. И это вполне объяснимо - каждый хочет иметь рядом с собой коллег и подчиненных, с которыми приятно работать. Однако собственник бизнеса должен все-таки понимать и контролировать критически важные параметры отбора кандидатов (профессиональные качества или громкая речь). Если только по принципу - мне с ним удобно, то будет страдать результативность предприятия в целом.

В настоящее время на рынке есть компании, у которых в штате или по договору имеются экстрасенсы, астрологи и другие специалисты около научных течений. Например, я знаю компанию, в которой по фотографии кандидата проводится анализ его ауры и дается оценка совместимости с другими членами коллектива и конкретного отдела. Не осуждаю таких руководителей, так как в управлении нет правильных или не правильных решений, а есть те, которые дают результат и те, которые необходимого результата не дают. И если для его достижения нужны какие-то действия или ритуалы, не наносящие вреда сотрудникам, то почему бы не применить их.

В завершении статьи хотелось бы сделать два основных совета или, вернее, рекомендации по работе с проблемными сотрудниками :

Определите, к какой категории проблемных сотрудников он относится: к сложным, т.е. он периодически является источником проблем, или же к сотрудникам, временно продемонстрировавшим проблемное поведение.

Надеюсь, что ответы на эти вопросы помогут вам не только понять особенности разных типов проблемных сотрудников, с которыми вы взаимодействуете, но и понять, каким образом можно выстраивать собственные модели взаимодействия с такими людьми.

Формирование и развитие способностей может изменять проблемное поведение.
М.Перре, У.Бауман в книге "Клиническая психология и психотерапия" считают, что: проблемное поведение (R) интегрировано в тригерные условия (ситуации) (S) и последствия (С), которые регулируют поведение. Действие раздражителей модифицируются через систему саморегуляции индивида; имеются ввиду внутренние стандарты, ожидания, физиологические процессы и т.д. Факт взаимодействия этих уровней, причем постоянно усиливающегося, объясняется в системной модели аспектом обратной связи, или антиципации. В проблемной ситуации человеку необходимо в первую очередь овладеть техникой контроля стимулов, контроля последствий, а также научения по модели. Вторую важную группу образуют: самоконтроль, рационально-эмоциональная терапия, методы решения проблем, а так же тренинг самоинструктирования и тренинг сопротивляемости стрессу.
Методы поведенческой терапии
Техники контроля стимулов:
* Систематическая десенсибилизация (in stnsu, in vivo)
* Градуированное гашение
* Экпозиционирование и предотвращение реакции
* Тренинг преодолении страха
* Методы "наводнения"
* Парадоксальное вмешательство
Техники контроля последствий:
* Подкрепление ситуативной реакции
* Оперантное угашение
* Управление ситуацией
* Жетонная система
* Методы наказания
* Прерывание: значимость ответной реакции
Техники научения моделей:
* Научение по модели in vivo
* Скрытое научение по модели
* Предъявление символической модели
Техники самоконтроля
* Самонаблюдение
* Контроль стимулов
* Контроль случайностей
* Составление договоров
Когнитивные способы
* Скрытое обусловливание
* Когнитивная терапия (по Беку)
* Рационально-эмоциональная терапия
* Тренинг в решении проблем
* Тренинг самоинструктурирования
* Тренинг сопротивления стрессу
* Стратегии реатрибуции.
Техники контроля стимулов - это группа техник с помощью которых клиент обучается стратегии преодоления проблемных ситуаций для их разрешения. Классический пример контроля стимулов представляют так называемые методы конфронтации при поведении избегания, обусловленном тревогой. Если проблема клиента состоит в том, что на основании ожидаемого страха он больше не может переносить определенные ситуации, то задача психолога - побудить клиента к конфронтации с внушаемой страх ситуацией для угашания и преодоления страха. Проблема клиента остается такой стабильной потому, что вследствие полного избегания у него не возникает ощущения безопасности и поэтому угашения не происходит. В результате ухода от якобы опасной ситуации избегание дополнительно негативно подкрепляется. Поэтому у клиента существует субъективно внушаемый страх ситуации и психологу вместе с клиентом необходимо "эмоционально преработать" и снизить тревогу или страх на несколько уровней, а это приведёт к усилению веры в собственную способность преодоления ("самоэффетивность": Banddura, 1977).
При контроле со стороны или самоконтроле такую ситуацию можно реализовать либо с постепенно нарастающей интенсивностью страха в воображении (десенсибилизация in sensu) или в реальности (десенсибилизации in vivo), а также без нарастания интенсивности и реально (эспозиционная терапия), интенсивно и в воображении (имплозия) или в реальности ("наводнение"). Клиенту необходимо взять проведение лечения на себя (самоконтроль и самоуправление).
Методы лечения страха
* Поэтапная конфронтация с раздражителем - (десенсибилизация in sensu (в представлении); десенсибилизация in vivo (в реальности).
* Постепенная десенсибилизация - экспозиционирование в реальности.
* Интенсивная конфронтация с раздражителем - имплозия в представлении - "наводнение" в реальности.
Десенсибилизация (в клинической психологии) (лат. de - приставка, обозначающая отделение + sensibilis - чувствительный) - психотерапевтическая методика, используется в поведенческой терапии для уменьшения тревоги по отношению к некоторым пугающим объектам или ситуациям.
Клиент воспроизводит все более устрашающие зрительные образы, негативные эмоциональные переживания на фоне мышечной релаксации, расслабления). Правильное применение образов (мысленной картины того, что в данный момент недоступно непосредственному восприятию) может помочь выработать уверенность в себе, развить выносливость и энергичность, избавиться от мешающих привычек, др. С помощью образов можно совершить то, что в данный момент физически невозможно. Механизмы визуализации рассматриваются в контексте теоретических моделей гипноза, трансперсональной психологии, др.
(Н.Д.Творогова).
Имплозия (внутренний взрыв) в представлении. Перлз выделяет четыре основных психических уровня: поверхностный слой - игры (условные социальные роли), имплозивный уровень или уровень "внутреннего (имплозивного) взрыва" (ведущий к субъективному переживанию тупика и безысходности), эксплозивный уровень или уровень "внешнего (эксплозивного) взрыва" и четвёртый уровень - глубинный уровень аутентичности. Имплозивный уровень связан с внутренним парализующим напряжением от двух противоречащих друг другу сил.
"Наводнение" в реальности.« Наводнение» - термин, используемый в поведенческой психотерапии для обозначения реального столкновения пациента с ситуациями или объектами, вызывающими страх. В основе любого технического приема, использующего погружение, лежит механизм угашения страха путем реального тестирования ситуаций, переоценки их значения и своих возможностей, коррекции неадекватных ожиданий.
Литература:
1. Клиническая психология и психотерапия" под ред М.Перре, У.Баумана. Спб.:Питер,2012.

Адекватное и неадекватное поведение
Материал http://www.psychologos.ru/articles/view/adekvatno...
Адекватное поведение - соответствующее требованиям ситуации и ожиданиям людей. Как разновидность социального поведения, адекватное поведение внутри себя делится на:
конформное поведение
ответственное поведение
помогающее поведение
правильное поведение.
синтонное поведение
Ось "адекватное - неадекватное" и "к желаемой человеком цели - в сторону" дает удобную типологию.
Разновидности неадекватного поведения:
виктимное поведение
девиантное поведение
делинквентное поведение
демонстративное поведение
конфликтное поведение
ошибочное поведение
Демонстративное поведение
Демонстративное поведение - выразительные действия и поступки, в которых прослеживается целенаправленное желание привлечь внимание к себе.
Демонстративное поведение, пока оно не выходит за некоторые разумные рамки, удобное средство для решения самых разных жизненных задач. Демонстративное поведение нередко присуще лидерам по харизматичному типу и большинству женщин. Можно считать, что в той или иной мере демонстративное поведение лежит в сути женского поведения, поскольку одна из главных задач женщины - это привлечение к себе внимания. Разумная мера демонстративного поведения для женщины - это норма
Неадекватное демонстративное поведение
Демонстративное поведение бывает в рамках нормы, бывает - за рамки нормы выходит, становится неадекватным.
Демонстративное поведение, даже неадекватное, не всегда связано с психологическими проблемами личности.
Например, что касается демонстративного поведения Маньки Облигации, то ее поведение с какими-либо психологическими проблемами, по-видимому, не связано, и есть лишь выражение ее личностного типа и особенностей воспитания, воспитания на образцах социальных низов.
А вот демонстративность героини Джулии Робертс в фильме "Красотка" - от смущения и немного месть за то, что на нее окружающие смотрят с осуждением. Эта демонстративность - от ситуативных психологических проблем, это проблемное поведение.

Ошибочное поведение

Ошибочное поведение - неадекватное поведение, направленное в сторону от желаемой человеком цели.
Вариант - реализующее мои цели, но цели мелкие, поверхностные, достижение которых отдаляет достижение моих же, но более серьезных целей.
Если в ситуации критики я сделаю тупое лицо, они от меня отстанут. Но если в результате я привыкаю тупить и не слушать тех, кто дает мне обратную связь, я в будущем совершаю еще больше ошибок.
Противоположно ошибочному - правильное поведение: адекватное поведение, направленное к желаемой человеку цели. Промежуточные варианты - конформное и нестандартное поведение.
Разновидностью ошибочного поведения является проблемное поведение - ошибочное поведение, вызванное психологическими проблемами человека.
Причины ошибочного поведения
За ошибочным (конфликтным, неадекватным, неэффективным) поведением психологически здорового человека (и ребенка) обычно стоят следующие причины: случайность, физические проблемы, некомпетентность (отсутствие нужных знаний и умений) и невоспитанность, отсутствие нужных привычек.
Ошибочное поведение, идущее из детства
Достаточно типовая ситуация, когда в детстве ребенок нашел достаточно удачный для того возраста способ решения какой-то жизненной задачи, от повторения этого способ закрепился, а во взрослом возрасте это воспроизводится, хотя стало уже неадекватным.

Как реагировать на замечания и критику
Автор: Н.И. Козлов
Все зависит от того, кто, зачем и как делает замечания или критикует. Критика бывает справедливой, несправедливой и мутной: когда неясно, что в критике обосновано, а что нет.
Несправедливую критику по возможности лучше пропускать мимо, даже не обсуждая. "Собаки лают, караван идет". Делайте свое дело наилучшим образом, и не тратьте время на препирательства с теми, кто критикуем вас не по делу, не разбираясь, или занимаясь просто сведением счетов.
С мутной критикой, когда замечания формулируются неясно, нечетко и где разумное перепутано с глупым и обидным, разбираться сложно. В таких случаях нежелательно вступать в разборы и препирательства, лучше подумать над происшедшим самому (самой) или хотя бы перенести разговор на другое время и в другие обстоятельства, где можно поговорить более разумно и не торопясь.
Справедливая критика бывает больна, но относиться к ней нужно с вниманием и благодарностью. Нам сложно увидеть свои недостатки так же ярко и выпукло, как видят их люди, которые общаются с нами на работе, дома, в дружеской неформальной обстановке. Справедливая критика подсказывает нам, где мы и в чем неправы, дает возможность поправить ситуацию, сделать дело лучше.
Поддерживайте справедливую критику в свою сторону: реагируйте на нее позитивно. Если критика справедлива, лучше согласиться с нею сразу и в категоричной форме. Если вы свои ошибки признаете быстро и решительно, обычно это обезоруживает собеседника.
Редко, но это может и не произойти. Некоторым людям кажется важным, чтобы виновный пострадал и попереживал подольше, и быстрое признание своей вины им покажется слишком легким. Они успокаиваются только тогда, когда будут свидетелем длящихся душевных мучений. Объяснять им, что они не правы, не всегда реально, и проще бывает продемонстрировать им то, что они так ждут.
Справеделивая критика больна сама по себе, справедливая критика в обидной форме больна вдвойне. Как реагировать на такое?
Если это замечание от шефа или старших - в любом случае начните с того, что сделайте так, как вам сказано. Если отношения с ними хорошие, после всего можно попросить делать вам замечания в более приемлемой для вас форме. Часто бывает очень полезно сформулировать прямым текстом, как вас можно критиковать, чтобы вы воспринимали это нормально. А если отношения у вас проблемные, то вместо того, чтобы обижаться на неприятную для вас форму критики в вашу сторону, задумайтесь в главном: можно ли отношения изменить? Или - что предпринять еще, чтобы изменить ситуацию в целом?



Публикации по теме

  • Идеальный вес на ваш рост Идеальный вес на ваш рост

    Считается, что идеальный вес – это тот, который вы имели в 18 лет. Желательно сохранять его всю жизнь. Но если вы за прошедшие 15–20 и...

  • Как поставить ирокез или шипы свободы Как поставить ирокез или шипы свободы

    Желание удивить окружающих своим оригинальным внешним видом считается уже вполне обычным явлением среди современных людей. Однако мало кто...