Первые счетные устройства. НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе: «Путешествие в прошлое предмета: счетное устройство»

На занятии дети узнали, что первыми счетами для человека были его пальцы на руках и ногах. На смену им пришли камешки, палочки, ракушки. Рассмотрели русские счеты, которые появились первыми, а также китайские и японские.

Фадей рассказал и показал, как пользоваться счетами.

Андрюшина загадка была о калькуляторе.

Дети рассмотрели части компьютера: системный блок, монитор, клавиатуру, мышку. А Тимофей продемонстрировал переносной мини-компьютер – планшет.

Провели физкультминутку и соревнование между подгруппами на вычисление различными счетными устройствами.

Конспект занятия по окружающему миру

в подготовительной к школе группе

«Путешествие в прошлое счётных устройств» 23.01.2017г.

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего – то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека).

Образовательные задачи:

– познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

– развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

– активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

– воспитывать любознательность

– воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: Телевизор, компьютер, мультимедийная презентация «Музей истории вычислительной техники», картинки с изображением счётных устройств, счёты, калькулятор, камешки, веревочки, счетные палочки.

Предварительная работа:

– знакомство с понятием «счетное устройство»

– знакомство со счетами, принцип вычисления на них

– знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем

– знакомство с компьютером, его устройством

– беседа «Компьютер в жизни человека»

– рисование на тему «Мой компьютер».

Ход занятия:

I. Вводная часть.

– Ребята, вы были когда-нибудь в музее?

– А что вы там видели? (картины, скульптуры, и т.д.)

– Сегодня я приглашаю вас в необычный музей. В нём вместо картин и скульптур собраны счётные устройства: машины, приборы. Хотите узнать, как люди считали раньше?

– Чтобы попасть в музей, надо отгадать загадку:

Машина отлично задачу решила.

Мигала, гудела, старалась, спешила.

Рисует, играет, учит меня.

Какое же имя имеет она? (машина времени)

– Садитесь поудобнее, закрывайте глаза и считаем до 10. Пуск!

II. Основная часть.

– Вот мы и попали в музей истории вычислительной техники (Слайд №1)

– Вспомним правила поведения в музее.

– Давайте подойдём к первому экспонату. Что же мы здесь видим? (Слайд №2)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем-то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №3) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Люди сначала использовали подушечки на пальцах, затем считали на пальцах рук. А иногда использовали и пальцы ног. У многих народов пальцы рук долго служили инструментом для счёта. (Слайд №4)

– Да, пальцевый счёт оказался неудобным, потому что нельзя было посчитать до 20-30 и более.

– Следующим шагом в развитии счёта стало использование палочек, камешков, бусин. Индейцы племени Майя придумали свой способ счёта – на узелках (верёвках) – узелковые счёты. (Слайд №5)

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №6) «Абак» – слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще очень долгое время.

По десятку на шесточке

Сели умные кружочки

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук. (Счёты)

– Рассмотрите их внимательно. Счёты – это обычная рамка с перекладинами, на которые нанизаны костяшки. Каждая костяшка – цифра.

Первые счёты с «косточками» на веревочках появились в России. (Слайд №7).

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись. В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №8), который позволил считать быстрее и притом большие числа.

А на смену арифмометру появилась другая счётная машина. Вы, наверное, её знаете.

Что-то бабушкины счёты

Брать с собою неохота

Лучше я возьму ребята,

В школу новый…(калькулятор)

Изобретатели создают в XX веке калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

– А теперь подойдём к следующему экспонату. Отгадав загадку, вы узнаете, какое счётное устройство было следующим:

Он рисует, он считает,

Проектирует заводы,

Даже в космосе летает,

И даёт прогноз погоды.

Миллионы вычислений

Может сделать за минуту.

Догадайся что за гений?

Ну, конечно же…(компьютер).

Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Первый компьютер был изобретён ещё в 17 веке французским учёным Блез Паскалем.

– Что можно делать с помощью компьютера?

– Чем компьютер отличается от калькулятора?

– Сейчас мы вспомним, какие части есть у компьютера. (Системный блок и монитор.)

– Каким устройством нужно воспользоваться, чтобы ввести программу в память компьютера? (клавиатура).

– С помощью какого устройства мы можем легко перемещать стрелку на экране? (мышка).

– Какое устройство поможет нам вывести информацию на бумагу? (принтер).

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – смартфон, нетбук, ноутбук, планшет.

– Давайте нашему другу компьютеру расскажем стихотворение.

Компьютер-друг детей и взрослых,

Он создан был давно.

Пришёл из Франции далёкой

Огромный и простой.

Но шли года, века, эпохи,

Компьютер стал другим.

Он вычитает, прибавляет,

Рисует, с нами говорит!

Передаёт, хранит, стирает,

Играет, учит, развивает.

Всем этим занимается глава-

Микропроцессор-голова!

Отсюда следует, друзья,

Компьютер нужен для труда,

Обогащения ума,

С ним просто весело всегда.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

– пальцы

– узелки

– калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

– Как люди считали сначала и что использовали?

– Какие счеты появились потом?

– Что люди используют теперь?

– Людям, каких профессий нужны счетные устройства?

– И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки:

1. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

2. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

3. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

4. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

5. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

6. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система).

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Кировского района Санкт-Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

по окружающему миру,

область «Познавательное развитие»

Тема:

«Путешествие в прошлое счётных устройств»

Составил:

Воспитатель

Валиева Елена Александровна

Программное содержание: формирование элементарных представлений детей об исследовательской деятельности человека и её результатах (любое исследование приводит к появлению чего - то нового, необходимого для развития общества, для облегчения труда человека) .

Образовательные задачи:

Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком (подача материала производится с опорой на имеющий опыт дошкольников)

Развивающие задачи:

Развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира

Активизировать познавательную деятельность детей

Воспитательные задачи:

Воспитывать любознательность

Воспитывать умение работать сообща, в подгруппах

Материалы и оборудование: картинки, рисунки счетных устройств, камешки, веревочки, счетные палочки, счеты, калькуляторы, ноутбук.

Предварительная работа:

Знакомство с понятием «счетное устройство»

Знакомство со счетами, принцип вычисления на них

Знакомство с калькулятором, принципом простейшего вычисления на нем

Знакомство с компьютером, его устройством (компьютер – ЭВМ – электронная вычислительная машина)

Отгадывание загадок

Беседа «Компьютер в жизни человека»

Рисование на тему: «Мой компьютер»

Все виды счетных устройств показываются воспитателем на медиапроекторе.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Организационный момент. Введение в тему. Постановка цели занятия

Младший воспитатель, сидя за столом, производит вычисления на калькуляторе.

Чем Вы занимаетесь, Альбина Фёдоровна? Что делаете? (считаю)

Мальчики и девочки, а на чем считает Альбина Фёдоровна? (считает на калькуляторе)

Что это за предмет такой? (это счетное устройство)

Для чего он нужен? (калькулятор нужен для облегчения счета)

А на чем и как считали люди раньше, вы знаете? Хотите узнать?

Знаю, что вы любите путешествовать. Сегодня я предлагаю вам отправиться в прошлое счетного устройства.

II. Основная часть.

1. Рассказ воспитателя об истории возникновения счетных устройств.

Присаживайтесь поудобнее и слушайте.

Счетные устройства использовались людьми ещё в древности для выполнения денежных расчетов (сегодня они используются во всех сферах человеческой деятельности)

История счетных устройств уходит далеко в прошлое. Накопление запасов, дележ добычи, торговля – все это было связано со счетом, с вычислениями. Нужно было на чем – то считать. Для подсчетов люди стали использовать собственные пальцы. (Слайд №2) Пальцы и были самым первым счетным устройством. Когда для счета перестало хватать пальцев на руках. Люди стали использовать каменные палочки, узелки. (Слайд №3)

Первый помощник человека в счете появился очень давно (в V в. До н. э.) в Греции и Египте, и назывался абак. (Слайд №4) «Абак» - слово греческое, переводится как «счетная доска». Это была обычная доска с полосками, вдоль которых складывались камешки. Потом абак изменился, на нем появились металлические прутья с косточками. Существовала целая наука о счете при помощи этого счетного устройства. Этим счетным устройством пользовались еще долгое время, много – много веков и столетий (даже в Западной Европе) .

С развитием торговли, расчеты стали более сложными, люди (ученые) решили переложить этот труд на плечи машин. И в XVII столетии стали появляться первые механические счетные машины. Французский математик Блэз Паскаль изобрел первое счетное устройство - счетчик – регистратор (Слайд №5, затем немецкий физик и математик Лейбниц создал ступенчатый вычислитель. Эта счетная машина умела складывать, вычитать, умножать, делить.

После появлялись еще счетные машины, которые постепенно усложнялись.

В XIX веке петербургский инженер Однер создал арифмометр (Слайд №6, который позволил считать быстрее и притом большие числа.

Немного позднее было создано другое счетное устройство – табулятор (первая электромеханическая счетная машина) (Слайд №7) .

Наряду с механическими счетными устройствами люди начинают выполнять вычисления на русских счетах (массовое счетное устройство) (Слайд №8). До сей поры люди иногда используют это счетное устройство для вычислений.

Изобретатели создают в XX веке и калькулятор (Слайд №9) (римское calculi – камешки (вычислять, который работает сначала от розетки, затем от батареек.

Считать с каждым годом приходится все больше, сложнее. У людей возникает желание упростить систему расчетов. Появляется компьютер (англ. Computer – считаю) – машина для приема, переработки, сохранения и выдачи информации в электронном виде. (Слайд №10)

Устройство, которое можно назвать первым компьютером, изобрел английский математик Чарльз Беббидж, но построить этот прибор ему не удалось. Первый автоматический компьютер IBM в 1944 году (в прошлом веке, весил 35 тонн и занимал несколько комнат.

Постепенно ученые – изобретатели усовершенствовали компьютер, и в конце XX века (в 1981г.) появились первые компьютеры – персональные, для частного, домашнего использования.

(Слайд №11) Современные компьютеры состоят из системного блока и внешних устройств: монитора, клавиатуры, мыши; к ним добавляются такие устройства, как принтер, сканер, акустическая система (колонки, джойстики).

Изобрели и переносные микрокомпьютеры – ноутбуки, карманные компьютеры – планшеты.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Во время проведения физминутки предложить одному из детей с помощью счетных палочек посчитать количество действий, выполняемых детьми.

2. Практическая часть

Предложить детям разделиться на подгруппы и произвести вычисления с помощью различных счетных устройств:

Пальцы

Узелки

Камни

Счеты

Калькулятор

Примеры для вычисления даются детям на карточках.

После выполнения вычислений, дети проводят взаимопроверку.

III. Заключительная часть.

Рефлексия.

О чем сегодня шла речь на занятии? (слушали рассказ о счетных устройствах, об их происхождении)

Какое было самое первое счетное устройство? (пальцы)

Какие счетные устройства вы еще запомнили?

С помощью какого счетного устройства производят вычисления сейчас?

Назовите самое современное счетное устройство.

Перечислите основные и дополнительные части компьютера.

И в заключении я предлагаю вам отгадать загадки об устройстве компьютера. (см. Приложение 1)

Приложение 1.

1. По десятку на листочке

Сели умные кружочки.

И считают громко вслух,

Только слышно: стук да стук!

(счеты)

3. Что за чудо – агрегат,

Может делать все подряд –

Самым лучшим другом стать.

(компьютер)

4. На столе стоит сундук,

В сундуке окошко.

Можно видеть чудеса,

Если знать немножко

(монитор)

5. На доске по строчечке

Разместились кнопочки.

Догадайтесь, мальчики

Как здесь тыкать пальчиком?

(клавиатура)

6. По ковру зверек бежит,

То замрет, то закружит,

Коврика не покидает,

Что за зверь, кто угадает?

(компьютерная мышь)

7. То – то радость, то – то смех,

На бумаге без огрех,

Из какой коробки лезет,

Текст на удивленье всех?

(принтер)

8. Если что – то отключить,

То компьютер замолчит,

Тугоухий, как медведь –

Ничего не сможет петь.

(колонки, акустическая система)

Санкт – Петербург 2016


Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Слайд 3

Описание слайда:

Почему бы не Америка? Почему бы не Америка? Оказывается, до Колумба в Америке жили высокоразвитые цивилизации! Откуда же они взялись, возникает вопрос. «Откуда, откуда… От верблюда!» ― могут сказать некоторые. Ну уж нет! Такого обращения никто не потерпит! Вот, представьте себе, что первыми, к примеру, Майя нашли европу, а не Испания Америку. Если бы они так сказали бы о нас, Вам бы понравилось? Да, да, вам, кто хотят последовать этому примеру! "От верблюда"! Кошмар! Да, да, да… Однако и с Полинезией - очень странная история. Но, может быть, так и есть - как считал Тур Хейердал - Америка и Полинезия?… Очень может быть! Может, исследовать? И решено - да!

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Переселение Майя Переселение Майя Что произошло? Пока что еще никто не дал на этот вопрос ответа. А жаль! Однако, все-таки Майя переселились. Представляете, чтобы в один день все жители целого государства разом покинули свои дома, дворцы, города? Вот именно! Сейчас почти каждый скажет, что это невозможно. Может быть, их выгнал голод, может ― война. Мы этого не знаем, это загадка для нас. Падение цивилизации А была замечательная цивилизация! Высокоразвитая! Например, в математике, календаре, астрономии они даже превзошли нас! Но Испании оказалось легче огнем и мечом униччтожить "варваров".

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Воспитатель: Бакушкина Светлана Александровна МАДОУ ЦРР-д/с№18 города Кропоткин, Краснодарского края.

Образовательная область: познавательное развитие.

Вид деятельности: непосредственно-образовательная

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель: развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

Программное содержание

Образовательные задачи: познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком.

Развивающие: развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира, логическое мышление.

Воспитательные: воспитывать уважение к человеку труда.

Предварительная работа:

Словарная работа: узелковые счеты, Абак, ячейка, счеты, калькулятор, компьютер, компьютерные игры, компьютерные программ, математические знаки, сложение, вычитание, умножение, деление.

Материалы и оборудование: макеты счетных, устройств, карточки-схемы (с изображением счетных устройств, д/и , набор математических задач, набор компьютерных игр, набор предметных картинок, д/и «Что было, что будет» .

Ход деятельности: (воспитатель с детьми сидит за столом)

Воспитатель: Ой, ребята! Что это за конверт и кто его принес?

Кто-то бросил мне в оконце,
Посмотрите письмецо,
Может это лучик солнца
Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На оконце заманил?

Читает письмо: Детям группы «Полянка» детский сад №18. Это письмо для нас. Ребята, нам приглашают, совершить увлекательное путешествие в волшебную страну «Математических исчислений» . В этом путешествии мы узнаем о том, как возник математический счет и какую вычислительную технику придумали люди, чтобы усовершенствовать его. А чтобы отправиться в путешествие, нам необходимо выполнить следующее задание.

(проводится д/и «Узнай предмет, соединяя точки» )

Воспитатель: Молодцы! С заданием мы справились. Посмотрите в конверте есть что-то еще.

(достает из конверта золотой ключик, звучит голос, фонограмма)

Он откроет тайны дверь, отправляйтесь поскорей.

Воспитатель: Так вот же волшебный замок, который мы можем открыть нашим золотым ключиком.

(звучит музыка, открывается замок, ширма, за ширмой стоит Незнайка)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я вас приветствую в стране математических исчислений. Я здесь самый главный, все знаю, все умею. Вот, например, недавно научился считать на пальцах до 10. Хотите посчитаю (считает) .

Незнайка: Эх, это я быстро. Раз-два и готово. (начинает считать, ему не хватает пальцев, считает и на ногах, на хватает опять, задумывается)

Воспитатель: Ну, Незнайка, что же ты остановился?

(выходит Знайка)

Знайка: Незнайка, что здесь происходит? Здравствуйте, ребята, вы наверное из Д/с №18, я вас давно жду.

Незнайка: Да это же наш великий Знайка, он в нашей стране самый умный. Знайка ребята мне предложили посчитать до 50, а пальцев у меня не хватает.

Знайка: Это очень просто! В нашем музее счетных устройств, находятся разные предметы, с помощью которых считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног, как наш Незнайка. Это были первые счеты. Можно еще для счета использовать различный природный материал: камешки, кости и т. д. Затем быт человека развивался, стал усовершенствоваться счетный материал. Использовались узелки на веревке, и назывались они «узелковые счеты» . Широко использовались семена сельскохозяйственных культур.

(задание детям: решить задачу с помощью узелковых счет)

Задача: Три пушистых кошечки
Улеглись в лукошечке
Тут одна к ним прибежала
Сколько вместе кошек стало?

Дети: четыре. (завязывают четыре узелка на веревочке)

Знайка: Молодцы! Умеете пользоваться «узелковыми счетами» .

Знайка: А это деревянная счетная доска – Абак. Она разделена на ячейки, в которые выкладывались мелкие предметы в количестве 10 штук (косточки, бабы, горох) затем их пересчитывали.

Незнайка: Интересно, что же это такое? (берет счеты) . А я у ребят спрошу. Вы знаете, что это такое?

Дети: Это счеты!

Незнайка: А для чего они нужны?

Знайка: А мы сейчас проверим умеете ли вы считать на счетах?

(Знайка дает карточку-задание, задача в стихах, ребенок выходит выполнять)

Задача: Сколько маленьких утят,
Плавать и нырять хотят?
Три уплыли далеко,
Два нырнули глубоко?

Дети: пять (отсчитывают пять косточек на счетах)

Знайка: И с этим задание вы хорошо справились! Но, чтобы считать большие числа, на этих счетах человеку требовалось много времени. И поэтому он изобрел счетную машинку. Эту счетную машину вы наверное знаете (показывает) . Как она называется?

Дети: Калькулятор.

Знайка: А что можно делать на калькуляторе?

Дети: На калькуляторе можно выполнять различные действия: складывать, отнимать, делить, умножать, решать сложные примеры и задачи. На кнопках калькулятора написаны математические знаки (показывают + -: * =) и цифры (от 0 до 9) Незнайка играет с калькулятором.

Знайка: А теперь подойдем к последнему экспонату. Как вы думаете что это?

Дети: Компьютер.

Знайка: Что можно делать с помощью компьютера?

Знайка: Чем компьютер отличается от калькулятора?

Знайка: Предлагаю вам познакомиться с работой компьютера.

(дети играют в обучающую игру «Найди предмет» )

Знайка: Ребята, и ты Незнайка теперь вы знаете, как люди считали раньше и какую вычислительную технику используют сейчас. В нашем цветочном городе есть необычные сладости, в форме счетных предметов. Мы с Незнайкой приготовили сладкий сюрприз. (Дети получают сладости, ширма закрывается)

Воспитатель: Вот и закончилось наше увлекательное путешествие в страну математических исчислений. А чтобы вы запомнили историю математического счета, я предлагаю вам игру «Что было, что будет»

(детям предлагается набор предметных картинок, дается задание разместить их в домики соответственно времени их создания человеком)

Надо все предметы эти,
В нужный домик поселить:
В первый мы отправим вещи,
Что давно уже живут,

Тех, что созданы недавно

Во втором домишке ждут.

Воспитатель: Молодцы! С игрой справились и теперь можно попробовать необычные сладости.

Программное содержание. Познакомить детей с историей счетных устройств, с процессом их преобразования человеком; развивать ретроспективный взгляд на предметы рукотворного мира; активизировать познавательную деятельность.

Материал. Макеты счетных устройств; карточки, на которых изображены счетные устройства.

Ход занятия

Воспитатель сообщает детям: «Сегодня мы с вами посетим не совсем обычный музей. В нем вместо картин и скульптур собраны счетные устройства: машины и приборы».

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята. Чем вы тут занимаетесь? А я все знаю, все умею. Вот, например, научился вчера считать на пальцах до десяти. Хотите посчитаю? (Считает.)

Воспитатель. Молодец, Незнайка. До десяти считать умеешь, а наши ребята считают и до двадцати. А ты сможешь посчитать до двадцати?

Незнайка. Это я быстро, раз-два – и готово. (Начинает считать, не хватает пальцев, раздумывает.)

Воспитатель. Ну, Незнайка, что же ты остановился? Может, тебе этот предмет поможет? (Достает счеты.)

Незнайка (радуется). Поможет! Поможет! А как он мне поможет? (Вертит счеты в руках.) Интересно, что это такое? (Шепотом.) А я у ребят спрошу. Ребята, вы знаете, что это за предмет? (Это счеты.) А для чего они нужны и как помогут мне? (Они необходимы для того, чтобы что-то считать.)

Незнайка. Это я понимаю. Ну а как на них считать?

Выходит ребенок (по желанию) и показывает, как считают на счетах.

Незнайка. Так интересно, а я и не знал!

Воспитатель. Эх, Незнайка, ничего ты не знаешь, а только хвастаешь. А хочешь знать, как люди считали раньше? Тогда пойдем с нами в музей счетных устройств, в котором находятся разные предметы, с помощью которых люди считали в древности. Давным-давно люди считали на пальцах рук и ног. Это были первые счеты. Но они были неудобными, потому что нельзя было посчитать больше, чем до двадцати, как не смог это сделать Незнайка. И тогда человек изобрел другие счеты. А какие – мы сейчас увидим. Пройдем к первому экспонату. Это костяные счеты. Как вы думаете, на них можно было считать? (Ответы детей.) А это узелковые счеты. Как ими пользовались? (Ответы детей.) Посмотрите, это деревянная счетная доска – абак. Она разделена на полоски. На полоски выкладывали бобы, косточки, горох и пересчитывали. Но чтобы считать большие цифры на этих счетах, человеку требовалось много времени. И поэтому изобрели счетную машину. Пройдем к следующему экспонату. Эту счетную машину вы, наверное, знаете. Как она называется? (Калькулятор.) Как им пользуются? (Ответы детей.) А теперь пройдем к последнему экспонату. Как вы думаете, что это? (Компьютер.) Что можно делать с помощью компьютера? Чем компьютер отличается от калькулятора? (Ответы детей.) Незнайка, теперь ты знаешь как люди считали раньше и как считают теперь.

Незнайка. Подождите, я что-то забыл… На чем люди считали сначала, а на чем потом?

Воспитатель. Ребята, давайте поможем Незнайке. Как люди считали сначала, что использовали? Какие счеты появились потом? Из чего они были сделаны? Что люди используют для расчетов теперь? Представителям каких профессий необходимы счетные приборы? (Ответы детей.)

Проводится игра «Что было – что будет». Дети раскладывают картинки с изображением счетных приборов в нужном порядке (по хронологии их создания).

Педагог проверяет правильность выполнения задания.

Незнайка прощается: «До свидания, ребята! Вы меня многому научили. Спасибо!»



Публикации по теме