Психологические основы воспитания. Московский государственный университет печати

Предпосылки воспитания.

В настоящей главе внимание будет сосредоточено главным образом на самом ребенке, который живет в неполной семье. Очень интересно посмотреть на мир его глазами. Вероятно, этот подход дает возможность Несколько отступить от привычных взглядов, предрассудков и объективно увидеть мелкие и крупные проблемы, которые мешают порой воспитанию ребенка в неполной семье. Конечно, намного приятнее рассказать только о положительных примерах, о том, как неполная семья успешно решает все свои проблемы, не встречаясь ни с какими трудностями. Такие семьи, безусловно, существуют, кстати, их не так уже мало, как можно предположить на первый взгляд. Если останавливать внимание только на них, это значит забыть о трудностях, которые возникают во многих неполных семьях. Лучше всего вовремя увидеть опасность, основательно ее проанализировать, чтобы навсегда избежать.

В этой главе будет рассказано о трудных и сложных жизненных ситуациях. Если родители хорошо понимают ребенка и себя, знают свои цели и желания, то можно считать, что они находятся примерно на верном пути к решению воспитательных задач. Одно из основных правил психологии гласит: понимать- значит помогать! Мало к какой жизненной ситуации это положение относится так точно, как в воспитанию ребенка, особенно в сложных условиях.

Воспитание - это очень сложный процесс, в котором взаимно влияют друг на друга и те, кто воспитывает, и те, кого воспитывают. Основа воспитания - это не только педагогическое искусство или какая-то особая премудрость. Основа воспитания - это взаимное доверие, симпатия, любовь воспитателя и воспитуемого. Известно, что самые лучшие предпосылки для воспитания создаются там, где все члены семьи взаимосвязаны благотворными узами любви и уважения. В такой атмосфере ребенку хорошо и весело жить, его личность формируется с самого раннего детства на здоровой и гармоничной основе. Но полнота семьи сама по себе, конечно не может быть залогом воспитательных успехов, так же как «Неполнота» семьи совсем не означает, что в ней обязательно должна присутствовать масса трудностей. Дети в полной семье, так же как и дети, свое детство прожившие только с матерью или бабушкой, развиваются по одним и тем же биологическим и психологическим закономерностям, на них распространяются те же нормы воспитания. Общепризнанная разница заключается в одном: на одной стороне более благоприятные условия, чем на другой. И то это относительно. Дело в том, что на этой другой стороне прибавляются некоторые своеобразные трудности, вызывающие порой опасность, на которую необходимо обращать внимание.

Жизнь ребенка только с матерью или только с отцом не развивает в нем какие-то новые специфические качества, которые нельзя наш и у других детей. Жизнь с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства. Будут ли эти обстоятельства использованы правильно или неверно, принесут или они хорошие или плохие результаты -это зависит от целого ряда факторов. На этих факторах надо остановиться несколько подробнее.

Известно, что воспитание начинается намного раньше, чем у ребенка появляется так называемый разум и родители могут наставлять его, давать ему мудрые советы, приводить достойные похвал примеры из жизни. Воспитание начинается с первых дней жизни человека и в дальнейшем уже никогда его не покидает. Изменяются только формы воспитания. Однако человек никогда не бывает так безупречен, чтобы он не мог совершенствоваться с помощью воспитания. Для того чтобы ребенок хорошо физически и психически развивался, ему недостаточно только теплой одежды, покоя, безопасности, хорошей пищи и медицинского обслуживания.

Наряду с биологическими потребностями ребенку очень важны потребности психические, которые также, должны удовлетворяться в той определенной мере, которая необходима для того чтобы ребенок чувствовал себя действительно хорошо. Трудно окончательно сказать, сколько таких основных психических потребностей существует. Однако те, о которых известно, действительно, жизненно необходимы. Желательно, чтобы воспитание в каждой семье удовлетворяло эти потребности, независимо от полнот или неполного состава ее членов.

Первая и самая основная потребность. Живая природа избегает покоя, а многочисленные опыты показывают, что основным условием развития является контакт живого организма с окружающей средой, то есть активность, деятельность. Таким образом, ребенок должен быть постоянно обеспечен раздражителями окружающей среды в соответствующем количестве, качестве и изменчивости, чтобы его нервная система была нормально настроена» и могла функционировать в полной мере. В семьях, где по каким либо причинам ребенок «лишен раздражителей» к активности (или они ограничены в ранний период его развития), возникает опасность, чго ребенок позже не сможет справиться с требованиями окружающей среды. Родителям следует помнить: начиная с первых месяцев жизни, следует относиться к ребенку как к личности, равноправному тлену общества.

Другой круг основных потребностей ребенка касается обучения. Для хорошего развития такого существа, каким является ребенок, совсем недостаточно недифференцированного раздражения. Важно, чтобы раздражители, которые действуют на малыша, имели бы для него смысл. Они должны быть ему понятны. Это значит, что мир, в котором ребенок живет дома, должен иметь определенный смысл и порядок. Ребенок постепенно «открывает этот мир, учится его понимать, различать хорошее и плохое, понимать, что можно, чего нельзя делать, а главное он все время учится познавать. Поэтому малышу прежде всего нужны такие раздражители, которые несут ему радость, возбуждение, удовлетворение, особенно тогда, когда он сделает что-то доброе. Первым учителем для ребенка, как правило, является, мать, а потом - остальные члены семьи. Затем будет детское общество, школа, много других людей -квалифицированных и неквалифицированных. Но больше всего он научится от тех людей, которых будет любить, уважать, к которым будет хорошо относиться.

Если рядом с ребенком нет человека, который мог бы с самого раннего детства «оценивать» его первые успехи в жизни, кто мог бы радоваться его первой улыбке, первым шагам, первым словам, кто мог бы всем его «изобретениям и открытиям» давать определенный смысл, то этому ребенку будет очень трудно не только физически, но и морально. Он будет по сравнению со своими сверстниками меньше знать и уметь. Он будет ограничен в самой важной способности- способности учиться.

Следующая важная потребность - это потребность в жизненной уверенности. Самой лучшей основой для развития жизненной уверенности являются взаимоотношения ребенка и взрослого. Основанные на чувствах доверия, уважения и любви. Постепенно у ребенка создается первое представление о «доме», закладываются основы эмоциональной жизни, которые в дальнейшем будут помогать ребенку в его отношениях к людям и вещам. Закладываются основы таких позиций, как сочувствие (сопереживание), радость за других, сознание справедливости, удовлетворения от совместной работы с другими людьми, солидарность, преданность, самоотверженность и т.д. Несомненно, что характер ребенка в своей эволюции будет отшлифовываться, обогащаться, переделываться и развиваться, но именно в самом раннем детстве решается вопрос: сможет ли он принимать и дарить любовь. Недостаточное воспитание этих человеческих чувств имеет в основном два последствия: во-первых, делает ущербным самого человека, во-вторых, окружающие люди очень серьезно страдают от проявления такого личностного недостатка

Одна из обязательных потребностей человека-это определение своего места в жизни, осознание своей личностной значимости, собственного «я».

Человек стремиться проявить свою волю быть самим собой, добивается того, чтобы другие люди понимали его, считались с ним, любили и уважали его. И ребенок испытывает ту же потребность. Он счастлив от впервые сказанного «нет», так как этим отрицанием он «демонстрирует» свою волю. В этом «нет» присутствует также сознание собственного достоинства, о котором он напомнит несколько позже, энергично заявив: Я сам! Порой перехватывает дыхание, насколько точно дети перенимают словесные обороты, жестикуляцию, хорошие и дурные манеры своих родителей и других близких людей. Точно так же он входит и ь мир своей деятельности, перенимая, в первую очередь от родителей, отношение к труду, деньгам, материальным и культурным ценностям. Поэтому перед каждым воспитателем встает очень важный вопрос: как добиться, того, чтобы у ребенка было достаточно возможностей для познания жизни во всем богатстве личных и общественных отношений? И второй очень важный вопрос, вытекающий из первого: как воспитывать ребенка, чтобы в процессе познания жизни шло осознание им своей индивидуальности? Несомненно, что в нормальной семье для этого имеются наилучшие условия.

Когда же родной дом становится местом разрешения бесконечных семейных проблем, то у ребенка пропадают и уверенность и уравновешенность. Постепенно он начинает вносить неуверенность и в свои отношения с людьми вне дома, что не дает ему возможности хорошо зарекомендовать себя, а некоторые взрослые уже спешат приписать ему роль «возбудителя спокойствия». Многие психологические исследования показывают: среди ребят, у которых возникаю! трудности во взаимоотношениях с одноклассниками и товарищами, большинство детей разведенных родителей.

В дошкольном возрасте дети вместе играют. В школе они работают, сотрудничают, соревнуются, дружат. Школа-это дом, в котором дети получают знания, но это еще и общественное учреждение, в котором они живут совместной социальной жизнью, где они переживают много счастливых моментов(мгновений), радостей и увлечений, встречаются с неудачами и огорчениями. После школы ребенок продолжает образование или поступает на работу его общественный круг снова меняется и значительно расширяется. У него появляется большой шггерес к противоположному полу, происходит сближение между юношами и девушками, начинается поиск жизненного партнера Настает время, когда дитя окончательно перестает быть ребенком, хотя навсегда он остается ребенком для родителей. Повзрослевший человек берег на себя ряд общественных обязанностей и среди них одну из важнейпшх-ответственность за другого человека которого он полюбит, вступит с ним в супружеский союз и будег иметь дегей. В конце концов все стремления направлены на то, чтобы человек был счастлив. А хорошее супружество, благополучная семья - одно из главных условий достижений человеческого счастья (безусловно, не единственное). Для нашего общества очень важно, чтобы молодое поколение росло и воспитывалось на крепком, здоровом фундаменте. Ребенка воспитывает одна мать.

Говорить ли ребенку всю правду о неудаче в личной жизни? По этому вопросу существует мною разнообразных мнений. Одни советуют посвящать ребенка в возникшую ситуацию, другие - сохранять тайну. Ребенок остается без одного из родителей по разным причинам. Самое печальное и грустное положение - смерть одного из родителей. В этой ситуации очень уместна народная мудрость; «О мертвых говорят только хорошее». Взрослые члены семьи рассказывают ребенку об умершем родителе все самое лучшее из его жизни, возможно иногда идеализируя человека Например, отец умер, ребенок его не помнит, но он гордиться им как самым замечательным человеком на свете. В таких случаях сохраняются взаимоотношения семьи и всех родственников, потому что бабушка с дедушкой, тети, двоюродные братья и сестры по отцовской линии могут оставаться частью семейного круга. Родственные связи таких семей не нарушаются, как это чаще всего бывает после развода родителей и ухода одною из них из семьи. Семейные отношения с родственниками и друзьями умершего родителя будут продолжаться и впредь, когда овдовевший отец или мать вновь вступят в брак, так как общественное мнение принимает вторичный брак после вдовства как само собой разумеющееся явление. В такой семье чаще всего не возникают трения, которые неблагоприятно влияют,а порой нарушают развитие осиротевшею ребенка. Спокойная атмосфера новой семьи создают самые подходящие условия для правдивой положительной информации, сообщаемой ребенку об умершем родителе.

Ситуация во время развода родителей и после него гораздо сложнее. В семье, где постоянно царит напряжение, бесконечно повторяются конфликты, ребенок чувствует себя вдвойне несчастным. Развод в таких условиях необходимое решение. Но родителям надо учитывать, что независимо от взаимоотношений, развод для ребенка - это сильнейшее потрясение, последствия которого могут проявиться немедленно или значительно позже, в подростковом и юношеском возрасте. При разводе большую роль играют возраст ребенка, сознательность и выдержка взрослых. Матери и отцу необходимо с самою начала занять ясную и четкую позицию по отношению к случившемуся, так как нельзя сохранить в секрете от ребенка свои нарушенные отношения. Неизбежно наступит день, когда ребенок заинтересуется обстоятельствами конфликта. Возможно, кто-то из родных или знакомых расскажет ему о ситуации в его семье, и тогда необходимы будут объяснения, а оправдания при этом почти всегда бывают очень тяжелыми. Обычно у ребенка они вызывают ощущение неискренности и возбуждают подозрения. Наиболее простой является ситуация, когда развод родителей происходит в период раннего детского возраста ребенка. Он быстро отвыкает от ушедшего родителя. Развитие, воспитание, дознание и открытие мира в новых условиях помогают малышу быстрее забыть старые привязанности и привыкнуть к новым условиям жизни. После развода и полного разрыва семейных отношений самое простое и в то же время самое правильное поведение родителей сводится к тому, чтобы даже маленькому ребенку сказать доступную для него правду: «Папа или мама переезжает, жить у нас больше не будет, но станет приходить к нам в гости», и т.п. Маленький ребенок обычно такими объяснениями бывает удовлетворен и не ищет до поры до времени причин размолвки родителей. Он постепенно привыкает к мысли о том, что в дальнейшем будет жить только с одним из членов бывшей семьи, и вскоре примиряется с этими условиями жизни.

В интересах совсем маленького ребенка развод супругов должен пройти как можно спокойнее и быстрее. Но еще спокойнее развод должен пройти между супругами, имеющими детей в подростковом возрасте. Ребенок в этот переходный период своего развития чрезмерно чувствителен, легко поддается различным влияниям, очень впечатлителен, быстро реагирует на радостные или горестные события.

Если отношения родителей до развода были настолько сложными, что подросток не мог в них разобраться, то очень важно, чтобы в процессе развода все для него прояснилось. Ребенок должен ясно видеть, что его ждет, что он может ждать от матери или отца, будет ли он в будущем встречаться с ушедшим родителем. Подросток должен знать, как будет складываться в дальнейшем его отношения, с бабушкой и дедушкой, своим уехавшим отцом, будет ли он его видеть, при каких обстоятельствах. Это будет происходить и т.п. Если ребенку об этом расскажет человек, которому он верит и которого любит, сообщит ему все факты без истерики и напрасных драматических сцен, то подросток отнесется к ним более спокойно и разумно. Родителям необходимо соблюдать главное условие: о семейном конфликте надо рассказать подростку так, чтобы он ето правильно понял.

Умалчивание и полуправда очень опасны. Лучше сказать ребенку истину как о разводе, так и о его последствиях. Если ребенку правду не скажут родители, то о случившемся ему сообщит кто-либо другой, возможно не имея при этом искренних намерений. Многолетний опыт свидетельствует о том, что ребенок постепенно привыкает к своему положению если знает правду с самого начала, то есть с того времени, когда он в состоянии понимать. Это происходит примерно в трехлетнем возрасте.

Некоторые мамы ошибаются, когда думают, что отсутствие отца совершенно устраняет из воспитания отцовскую роль как таковую. Необходимо всем одиноким матерям честно и самокритично признать, что отсутствие отца не может так или иначе не воздействовать на воспитание, не может специфически не окрашивать взаимоотношения с ребенком. В семейном воспитании детей без отца могут быть выделены три типа отношений.

Первый тип - тенденция матери никогда не упоминать об отце и строить воспитание так, как будто его никогда не было. Такой стиль можно считать целесообразным лишь в ситуации, когда ребенок действительно не знал отца и мать приняла решение о рождении ребенка и его будущем воспитании самостоятельно. Однако и в такой ситуации маме следует дать отдельные разъяснения ребенку, когда он будет способен их понять. Если же дети знали отца, помнят его, строить воспитание, делая вид, что его просто нет и не было, вряд ли разумно.

Второй тип поведения характеризуется попытками матери обесценить отца. В этом случае мать старается изгладить из детских воспоминаний даже самые, незначительные положительные впечатления об отце. Мать всеми силами стремиться убедить ребенка, что отец был плохим человеком, поэтому семья счала неполной. Каким бы не было истинное положение вещей, подобную воспигательную позицию следует считать при всех условиях неблагоприятной. Если ребенок не знал отца или не помнит его, то негативное отношение к нему матери он может истолковать как несправедливое. Более того, по мере взросления детей в такой семье вместо того, чтобы больше уважать и ценить мать, они начинают смотреть на нее критически, и возможно, переносить на отношение к ней свои обиды за отсутствие отца. Часто все то негативное, о чем упоминала магь по отношению к отца, дети начинают замечать» фиксировать в самой матери. Так возникают глубокие внутренние конфликты, так нарушается контакт между ребенком и матерью, который особенно необходим неполной семье.

Третий тип воспитания без отца, наиболее разумный и благоприятный, связан с созданием у детей представления об отце как об обычном человеке, у которого имеются определенные достоинства, но были и недостатки, слабости. Это о самая грудная позиция для матери, но самая приемлемая для воспитания ребенка. Она требует от матери необыкновенной выдержки, самоконтроля, умения подавлять свои непосредственные эмоции, может быть, преодолеть горечь. От пережитой несправедливости и обиды. Если мать последовательно и сознательно, реализует такую позицию в отношениях с ребенком, это позволяет в значительной степени преодолеть основные трудности воспитания, связанные с отсутствием отца

Подобная ситуация не только не вызовет осложнений, но и создаст правильный эмоциональный фундамент для воспитания. Ребенок сможет спокойно и благоразумно воспринимать материнский авторитет независимо от сложившихся семейных обстоятельств.

Очень часто в полных и благополучных семьях мы встречаемся с позицией, когда родители помогают, что жертвуют своей собственной жизнью ради детей. Тем более много оснований для формирования подобной позиции в неполной семье. Очень часто одинокие матери все общение с детьми строят на внушении чувства благодарности, создании культа самопожертвования, забывая, что нельзя требовать благодарность и за появление на свет, за любовь и заботу, которые являются естественным родительским долгом. Матери необходимо постоянно помнить, что иметь ребенка, заботиться о нем, наблюдать, как он постепенно развивается и взрослеет, как формируется его личность, - огромное человеческое счастье. Женщина - мать! Эти слова звучат гордо, именно гордо, а не жертвенно. Только материнство независимо от того, пришло оно в полной семье или же женщина выполняет эту задачу одна, дает возможность любой женщине познать полную чашу человеческого счастья. Для некоторых одиноких матерей наиболее сильным переживанием становится испуг, растерянность, или кажется, что они чего-то ребенку недодают. Иногда такое ощущение возникает от обостренного одиночеством чувства повышенной родительской ответственности или от излишней привязанности к «тому единственному, что у нее есть». Ребенок воспитываегся в агмосфере повышенной родительской тревожности, в чувстве родительской вины. Такое отношение может вызвать трудности и у ребенка, так как для полноценного воспитания детям необходимо внушение чувства жизненной уверенности и чувства безопасности. Весьма распространенная ошибка одиноких матерей - попытка заполнить ребенком всю свою жизнь Для одинокой женщины необходимо особенно серьезно и беспристрастно отдавать себе отчет в том, что рано или поздно ее ребенок должен будет пойти своим путем, найти свое место среди других людей, создать собственную семью. Если же мать пыталась заполнить свою жизнь только выполнением своей материнской роли, если ей удалось настолько сильно привязать к себе ребенка, что у него не хватает сил и смелости идти своей дорогой, то это может означать только одно: мать, испортила жизнь своему ребенку. Принося в жертву себя, она заставила ребенка принести свою жизнь в жертву матера Открытые, честные, доброжелательные контакты и отношения одинокой матери с другими людьми создают радостную атмосферу в ее доме, способствуют разностороннему воспитанию ребенка, помогают созданию истинно гармоничного союза, превращают неполную семью в полную. Не навсегда женщина остается одинокой!

Таким образом неполная семья - это семья, состоящая из одного родителя и одного или нескольких несовершеннолетних детей. В неполной семье все функции ложатся на основного родителя, то есть на того, с кем проживает ребенок А воспитание детей в неполной семье - это такое же обычное воспитание, только оно осуществляется в более сложных условиях.

В педагогической психологии имеется ряд проблем, теоретическое и практическое значение которых оправдывает выделение и существование этой области знаний.

Одной из важнейших в развитии детей является проблема сензитивных периодов в жизни ребенка. Суть проблемы состоит в том, что:

    во-первых, не известны все сензитивные периоды развития интеллекта и личности ребенка, их начало, деятельность и конец;

    во-вторых, в жизни каждого ребенка они индивидуально своеобразны наступают в разное время и протекают по-разному. Трудности возникают и с определением психологических качеств ребенка, которые могут формироваться и развиваться в данном сензитивном периоде.

Вторая проблема касается связи, существующей между сознательно организуемым педагогическим воздействием на ребенка и его психологическим развитием . Ведет ли обучение и воспитание за собой развитие ребенка или нет? Всякое ли обучение является развивающим (развивает)? Как связаны между собой биологическое созревание организма, обучение и развитие ребенка? Это лишь некоторые вопросы, входящие в состав данной проблемы.

Третья проблема касается общего и возрастного сочетания обучения и воспитания . Известно, что каждый возраст ребенка открывает свои возможности для интеллектуального и личностного роста. Одинаковы ли они для всех детей, как оптимально использовать эти возможности? Как соединить в педагогическом процессе воспитательные и обучающие воздействия, чтобы они стимулировали развитие?

Следующей является проблема системного характера развития ребенка и комплексности педагогических воздействий . Суть ее заключается в том, чтобы представить развитие ребенка как прогрессивное преобразование множества его когнитивных и личностных свойств, каждое из которых можно развивать отдельно, но развитие каждого сказывается на становлении множества других свойств и в свою очередь зависит от них.

Другой проблемой является проблема связи созревания и обучения , задатков и способностей, генотипической и средовой обусловленности развития психологических характеристик и поведения ребенка. В обобщенной форме она представляется в виде вопроса о том, как генотип и среда раздельно и совместно воздействуют на психологическое и поведенческое развитие ребенка.

Шестой является проблема психологической готовности детей к сознательному воспитанию и обучению . Решая ее, нужно определить, что означает психологическая готовность к обучению и воспитанию, в каком смысле слова следует эту готовность понимать:

    в смысле наличия у ребенка задатков или развития способностей к воспитанию и обучению;

    в смысле личного уровня развития;

    в смысле достижения определенной ступени интеллектуальной и личностной зрелости.

Важна и проблема педагогической запущенности ребенка (под которой подразумевается его не способность к усвоению педагогических воздействий и ускоренному развитию, вызванную устранимыми причинами, в частности тем, что на более ранних этапах своего развития ребенка плохо обучали и воспитывали).

Восьмой проблемой является обеспечение индивидуализации обучения . Под ней понимается необходимость научно обоснованного разделения детей по группам в соответствии с имеющимися у них способностями и задатками, а так же применения к каждому ребенку методов обучения и воспитания, которые лучше всего подходят к его индивидуальным особенностям.

Последняя из нашего списка - это проблема социальной адаптации и реабилитации . Здесь речь идет о приспособлении детей, которые оказались социально изолированными и неготовыми к нормальной жизни среди людей, к обучению и взаимодействию с ними на личностном и деловом уровнях. Например, дети много болевшие, из детских домов, интернатов и других закрытых учебных заведений. Социальная реабилитация - это восстановление нарушенных социальных связей и психики таких детей, чтобы они могли успешно учиться и развиваться как все нормальные дети в общении и взаимодействии с окружающими людьми.

Решение перечисленных психолого-педагогических проблем требует от учителя высокой профессиональной квалификации, немалую часть которой составляют психологические знания, умения и навыки.

Широкий подход к пониманию проблематики психологии воспитания позволяет выделить три крупных проблемы психологии воспитания. Одной из важнейших проблем психологии воспитания является проблема механизмов формирования нравственной сферы личности и механизмов воздействия на этот процесс. В настоящее время установлено, что физическое развитие современного ребенка по основным показателям (рост, вес, объем грудной клетки) значительно обгоняет физическое развитие детей тех же возрастов 100, 50 и даже 20 лет тому назад. Это объясняется значительными изменениями всего образа жизни подрастающего поколения в современном обществе (Б.Г. Ананьев). Раньше происходит и физическое взросление, в частности половое созревание юношей и девушек. Значительно изменились условия умственного развития ребенка: увеличился объем информации, воспринимаемой ребенком, и сроки ее получения.

И. Винер пишет, что гигантские объемы сигналов и информации принимаются и перерабатываются лишь половиной мозга, т.е. левым полушарием современного человека, в то время как миллиарды корковых клеток правого полушария не принимают участия в его титаническом умственном труде. Мышление людей все более вербализируется и оперирует многоканальными знаковыми системами, что свидетельствует об одностороннем использовании ресурсов головного мозга, особенно ресурсов левого полушария (С.Д. Хоружий).

Особого внимания заслуживает вопрос о нравственном развитии подрастающего поколения. Анализ образа жизни и наблюдения за поведением детей разного возраста не позволяет предположить наличие быстрого формирования их социальной и моральной зрелости. Это объясняется следующими причинами: 1) удлинившимся периодом несамостоятельности подростков, юношей и девушек; 2) их материальной зависимостью от родителей; 3) пролонгированным сроком получения общего и профессионального образования.

Все это создает особую социальную ситуацию развития современных детей и молодежи, которая формирует у них и особую жизненную позицию, не способствующую более раннему личностному и моральному становлению и развитию. У современных детей существует значительная диспропорция в физическом, умственном и нравственном развитии, которая требует особого внимания к их моральному воспитанию и к обеспечению условий для более быстрого и полноценного формирования нравственных убеждений и моральной устойчивости личности.

Нравственное формирование предполагает последовательное усвоение образцов, представленных в нравственных нормах, принципах, идеалах в соответствующем поведении конкретных людей, персонажей и художественных литературных произведений. Наиболее высоким уровнем нравственного развития, к которому стремится воспитание, является способность человека ориентироваться не на внешние, а на внутренние нормы поведения. Однако вопрос о том, что собой представляют эти внутренние ориентиры и как они формируются, остается до сих пор малоизученным. Есть две точки зрения в решении этих вопросов: первая рассматривает формирование нравственности (так же как и все психическое развитие в онтогенезе) как результат интериоризации внешне заданных форм мышления и поведения и превращение их во внутренние психические процессы; вторая рассматривает формирование нравственности как последовательное закономерное превращение первоэлементов нравственного развития в более совершенные формы (Л.И. Божович). Эти более совершенные нравственные системы представляют собой единство моральных знаний и морального опыта.

Следующей важной проблемой является проблема организации системы воздействий па процесс формирования личности на каждом возрастном этапе ее развития. Как показано в исследованиях Д.Б. Эльконина, смена систем «ребенок - общественный взрослый» и «ребенок - общественный предмет» является механизмом перехода ребенка с одного возрастного периода на другой. В русле этих систем он развивается как личность, а изменение соотношения между ними создает основу для расширения его самостоятельных действий и подготавливает переход на более высокий уровень его психического развития.

Еще одной значимой проблемой является проблема формирования качеств личности, ее направленности и деятельности. В решении этой проблемы психология воспитания основывается на положении о значении социальной ситуации развития на формирование личности ребенка и формирование гуманистической направленности его личности. Организация деятельности, при которой результат действий каждого ребенка является необходимым звеном в достижении общего результата, неизбежно вызывает у детей чувство солидарности, ответственности и формирует общественное мнение. Являясь творцом общественного мнения, ребенок подчиняется ему более охотно, чем в том случае, если оно навязывается извне. Так, воспитание гуманистической направленности личности может осуществляться при условии правильной организации социума, в противном случае оно может стать средством широкого формирования отрицательных качеств личности целых поколений.

В отечественной психологии личность, ее формирование рассматриваются в тесной связи с деятельностью. Изучение деятельности неизбежно ведет к изучению ее побудителей- мотивов. Различные по содержанию, устойчивости, степени осознанности и произвольности, они составляют взаимосвязанную систему, являющуюся психологической основой формирования личности.

Психологическая цель воспитания и заключается, с одной стороны, в формировании мотивационной сферы, а с другой - форм поведения, в которых потребности личности могут реализоваться оптимально как для ребенка, так и для общества.

На сегодняшний день очерчен следующий круг проблем, изучаемых в рамках психологии воспитания:

  • 1) выявления механизмов, закономерностей процесса усвоения нравственных норм и принципов, формирования мировоззрения, убеждений, ценностных установок в условиях учебной и воспитательной деятельности субъектов образования;
  • 2) соотношение и разграничение воспитания, обучения и социализации;
  • 3) зависимость формирования различных свойств личности от возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;
  • 4) структурирования детских и юношеских коллективов и их роли в формировании личности ребенка;
  • 5) формирования мотивационной сферы ребенка, ее направленности и нравственных установок;
  • 6) условий и последствий социальных и эмоциональных деприваций.

Их реализация основывается на следующих принципах воспитания: 1) аксиологическом, формирующем иерархию социально-культурных ценностей воспитанника; 2) субъект- ности, инициирующем свободу самовыражения, осмысленный выбор ребенком жизненно важных решений; 3) другодоми- нантности, выстраивающем позицию принятия ребенка как данности и уважения истории его персональной жизнедеятельности.

Не каждая полная семья может гарантировать хорошее воспитание. Дети, которые растут в полной семье наряду с детьми, прожившими свое детство только с матерью или бабушкой, развиваются по одинаковым биологическим и психологическим закономерностям, на детей распространяются одни и те же нормы воспитания. Общепризнанной разницей является то, что на одной стороне более благоприятные условия для воспитания и формирования личности ребенка, чем на другой.

Жизнь ребенка с одним из родителей вносит в воспитание кое-какие специфические обстоятельства.

Возможность дать своему ребенку необходимое нравственное, духовное и физическое воспитание имеет большинство одиноких матерей. К счастью, редки случаи, когда ребенок предоставлен самому себе, живя в атмосфере душевной бедности. Но если такое случается, то это является следствием серьезного нарушения психической деятельности родителя, который воспитывает ребенка.

В неполной семье возможно возникновения с самого начала следующей трудности. Рассмотрим вариант, когда с ребенком осталась мать. Не вызывает сомнений, что одинокая мать более занята, чем мать в полной семье. Возможно ли, что одинокая мать в большей степени занята личными проблемами? Такая мама меньше занимается со своим ребенком, в некоторых случаях и вовсе перестает заботиться о нем. Также возможны и противоположные случаи. Некоторые матери, находясь в испуге от того, что они недостаточно заботятся о ребенке, от обостренного сознания своей ответственности за ребенка или от слишком сильной привязанности к «тому единственному, что у нее осталось», перенасыщают своего ребенка впечатлениями, всячески стараясь ускорить его развитие. Следует помнить, что избыток впечатлений так же вреден, как и их недостаток.

Также опасность кроется и в том, что процесс воспитания односторонний, отсутствует разнообразие, недостает обращения к индивидуальности ребенка.

Чаще всего неполная семья мало отличается от полной семьи, если это касается реализации потребностей ребенка в приобретении жизненного опыта. В ситуации, когда ребенок воспитывается только одним родителем, ему не угрожает лишение потребности совершать открытия, познавать окружающий мир, играть, познавать законы окружающей среды. Обычно первое социальное обучение происходит в самом узком семейном круге, соответственно при нормальных условиях мать может сама с этим справиться.

В неполной семье есть еще ряд проблем. Одна из них также связана с самим ребенком. Как показали психологические исследования, хорошо в эмоциональном плане развиваются в неполных семьях такие дети, матери которых готовы находчиво отвечать на расспросы детей, комментировать их поступки, проявлять интерес к открытиям своего ребенка.

Ограниченные возможности знакомства и общения с разными общественными ролями в неполной семье более касаются девочек, потому что мальчики, особенно в школьном возрасте, благодаря своим спортивным, естественнонаучным или техническим интересам, как правило, находят нужное количество мужских примеров, соответственно отсутствие отца у них сглаживается в определенной мере, как считают некоторые психологи.

Следует отметить, что воспитание ребенка в условиях неполной семьи - это абсолютно обычное, нормальное воспитание. Особенностью такого воспитания является то, что оно осуществляется в более трудных условиях. Поэтому весьма разумно поступает родитель, который воспитывает ребенка один, когда осмысливает, понимает ситуацию, ища правильные пути для определения возможных препятствий, чтобы избегать опасности. Необходимо осознавать, что сам воспитывающий родитель является источником многих трудностей, соответственно он и должен их ликвидировать.

Добрые, честные, открытые многогранные отношения с людьми способны создать радостную и приятную атмосферу дома, способствуя лучшему развитию ребенка, помогая превращению неполной семьи в полную.

Психические заболевания, связанные с воспитанием в неполной семье.

В некоторых случаях непомерные нагрузки, при этом не только умственные, но и эмоциональные, не выдерживает детская психика, у ребенка возникают тики, неврозы, заикания, навязчивые страхи, нарушения сна. К неблагоприятным условиям, при которых это возникают, относятся хронические стрессы в семье. Если родители постоянно выясняют отношения в присутствии детей, унижая друг друга, ребенок чувствует себя брошенным, несчастным, нелюбимым и отверженным. Ребенок получает глубокую психическую травму и в том случае, если семья распалась.

Если у ребенка появился невроз, проявляющийся в навязчивых движениях и страхе, заикании и тиках, это обозначает, что ребенок не справляется с нагрузкой, ему не хватает родительской любви и понимания.

Если невротические явления не отражаются на личности ребенка, не влияют на его отношения со сверстниками и характер, то ситуация поправима. Но следует сказать, что дети с неустойчивой психикой довольно скоро быстро жизненную ориентацию, они как будто затормаживаются в развитии, а их поведение становится неконтролируемым. В этом случае можно предположить возможность серьезной психической патологии. Но такое состояние не всегда можно отличить от глубокого невроза. Это должен сделать специалист.

От чего ребенка должна уберегать мать? Если требования чрезмерные, не соответствуют возможностям ребенка, то они порождают страх перед занятиями, но самое главное, страх матери, которая поругает и накажет. Для ребенка материнский гнев является самым тяжелым испытанием, потому что делает его отверженным. А это является первым шагом к психическому заболеванию. Слишком хрупкая нервная система ребенка, особенно в период кризиса, может не выдержать такого воспитания. Поэтому нужно беречь ребенка, так как знания и умения нужны здоровому человеку. Родителям нужно помнить, что теперь только от них зависит здоровое развитие ребенка. (Ист. №2)

Негативные последствия воспитания детей в неполной семье.

В результате воспитания детей в условиях неполной семьи проблематичным становится обращение с проявлениями агрессивности. В случае, если ребенок боится своей собственной агрессии и ярости, то и во взрослом возрасте он будет бояться проявить гнев или раздражение по поводу несправедливости или пережитых неудач, то есть он так и не сможет активно защищать свои интересы.

Еще одним негативным последствием воспитания младшего школьника в неполной семье является формирования у ребенка чувства собственной неполноценности. Это чувство появляется тогда, когда ребенок считает себя брошенным, недостаточно любимым, потому что он был недостаточно важен, чтобы родители смогли принести ему в жертву свои личные разногласия. Вместе с ушедшим из дома родителем ребенок теряет важную часть своей личности.

Бывшие дети разводов в большинстве случаев имеют стремление к счастливому браку, давая себе общение не повторять ошибок своих родителей. Однако на пути к исполнению этих стремлений стоят большие помехи, и они часто терпят неудачи прежде всего потому, что им незнакома модель функционирующего партнерства

Ребенок, который воспитывался в неполной семье, обладает менее выраженным или отрицательным опытом подготовки к жизни в семье. Вероятность распада брака у тех, кто вырос в неполных семьях, гораздо выше в сравнении с теми, кто воспитывался в полных семьях. Неполная семья может оказывать негативное влияние на учебную успеваемость детей, их нравственный облик, активность, жизненную позицию в будущем, подготовку к семейной жизни.

Уместно сказать, что порой неполная семья более полезна для ребенка, чем неполноценная, хотя и полная (например, когда в семье отец-пьяница). Здесь очень важно очертить границы, когда полная семья перестает быть полезной для ребенка: когда имеет место насилие со стороны отца к членам семьи. Но нередко и то, когда, разрывая отношения с отцом, матери не задумываются о том, что жизнь станет очень сложной без него. В результате этого процесс воспитания оказывается нарушенным, и те трудности, которые испытывает неполная семья, оказываются гораздо более серьезными, чем те, которые испытывала полная семья.

Издержки воспитания в неполной семье связаны, прежде всего, с воздействием негативных экономических факторов. Преобладающее количество неполных семей имеют характеристики «зависящих от пособий» и «бедных». Неполные семьи имеют серьезные материальные проблемы, потому что такие семьи в целом в большей степени зависимы от социальной поддержки государства.

Следует также сказать о том, что все неблагоприятные факторы, которые сказываются на родителях, такие как материальные проблемы, плохое жилье, частая смена места жительства, плохое физическое и психическое здоровье неблагоприятно сказываются и на ребенке.

Таким образом, мы приходим к выводу о том, что издержки воспитания в неполной семье являются, в первую очередь, следствием ограниченных материальных ресурсов и низкого социального статуса такой семьи и лишь косвенно связаны с отсутствием в ней второго супруга. (Ист. №12)



Публикации по теме