Размашистый почерк характер. Каким же образом почерк может рассказать о человеке? Графология для начинающих

Любопытное открытие недавно сделали западные физиологи – оказалось, что пациенты, лишившиеся по разным причинам рук, с помощью рта или пальцев ног стараются выводить буквы точно так же, как писали раньше. Выходит, пишем мы головой, а рука всего лишь выполняет указания, поступающие из мозга.

Именно поэтому почерк является своеобразным зеркалом своего хозяина, он может раскрыть особенности его характера и темперамента. Этот факт доказал и биолог В. Прейер, который проводил эксперименты над почерком с помощью гипноза.

Он внушал человеку, что тот хитрый или скрытный, и в то же время заставлял его писать под диктовку. В результате почерки в каждом случае получались разные и содержали особенности, интерпретируемые графологами как признаки скрытности или хитрости.

Наука или лженаука?

Изучение почерка имеет глубокие исторические корни. Император Нерон в одном из своих писем упомянул: «Я боюсь этого человека, потому что его почерк показывает, что у него предательская натура». А римский историк Светоний, характеризуя скупость императора Августа, отмечал, что он «писал слова, ставя буквы тесно одна к другой, и приписывал ещё под строками». Эти характеристики можно считать первыми дошедшими до нас фрагментами графологических исследований. Однако в эпоху Cредневековья все накопленные знания были утеряны.

Вторым рождением графологии считают 1622 год, когда вышла в свет книга итальянца К. Бальдо «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал», которая произвела фурор среди читающей публики, а новое учение обрело в Европе массу последователей.

Правда, после того как Людовик XV получил характеристику своего почерка, он велел изгнать из Франции всех графологов. Ему не понравилась правда, которую они изложили о нём.

Спустя несколько веков история повторилась, но уже в другой стране – Советском Союзе. Академик Владимир Бехтерев, увлекавшийся графологией, рассказал в кулуарах съезда психиатров и невропатологов о результатах экспертизы письма Сталина, в которой были слова: «Это почерк агрессивной личности с манией преследования».

После этого случая академик погиб при невыясненных обстоятельствах, а графологию в стране объявили лженаукой.

Как написать письмо

Впрочем, графологию нельзя однозначно назвать наукой. Скорее, это нечто среднее между наукой и искусством. С одной стороны, она опирается на теоретическую базу – знание психологических наук, свои закономерности, графологические таблицы, в которых собраны признаки почерков и их характеристики.

А с другой стороны, анализ почерка невозможен без участия живого специалиста, чей профессионализм больше опирается на личный опыт и интуицию. Считается, что именно поэтому нельзя создать компьютерную программу, которая дала бы качественную характеристику письма.

В Америке и во многих европейских странах на психологических факультетах, у нас же в стране почерковедение проходят разве что в юридических вузах, но при этом криминалистов не учат копаться в психологической сути автора письма. Как правило, российские графологи (в основном, это бывшие психологи или врачи) увлекаются изучением почерка сначала на уровне хобби, а потом занимаются этим делом профессионально. По образцу почерка они могут не только определить черты характера и дать описание личности, но и помочь в подборе персонала, определить, соответствует ли человек той или иной работе и руководящей роли, дать по почерку любовный прогноз и рассказать, насколько подходят друг другу мужчина и женщина.

Сам себе графолог

Для того чтобы по письму или автографу описать человека, необходимо знать систему признаков почерка, каждый из которых может иметь несколько значений. Например, нельзя сказать, что если человек выводит идеальные каллиграфические буковки, значит, он педант, а если пишет неразборчиво – значит, он растяпа. Всё намного сложнее. Во всех перипетиях письма способен разобраться только опытный графолог. Однако существуют упрощённые методы, которые позволяют каждому из нас попробовать себя в роли графолога.

Ровный почерк. Свидетельствует о силе воли пишущего человека, его хладнокровии и спокойствии. Дрожащий почерк, наоборот, наблюдается у людей, эмоционально неустойчивых или злоупотребляющих алкоголем. Замечено, что тот, кто пишет буквы то грубо, то красиво, возможно, и в жизни ведёт себя неодинаково.

Наклон букв. Французские графологи XX века наклон букв связывали с поведением человека в обществе: «Когда кто-нибудь желает показать пренебрежение, равнодушие к другому, он держит себя прямо. Напротив, радушие подаётся всем корпусом вперёд. К малышу невольно протягиваются руки, когда он подбегает к вам, но есть люди, к ребёнку не протягивающие руки, это те, которые пишут стоячими буквами».

Современные графологи почти солидарны со своими предшественниками. По их мнению, если человек пишет буквы с небольшим (20–30 градусов) наклоном вправо, считается, что ему присуще открыто выражать свои чувства. Чуть больший наклон (около 50–60 градусов) свидетельствует о любвеобильной натуре и сильном стремлении к общению. Когда человек пишет со значительным наклоном влево, это значит, что в стрессовых ситуациях от него можно ждать совершенно неожиданных и очень бурных эмоций. Если буквы преимущественно вертикальные – для личности характерен баланс рациональности и эмоциональности. Для такого человека свойственен анализ ситуации и взвешенное принятие решений.

Расположение строк. Если строка до конца страницы сохраняет горизонтальное положение, значит, автор письма уравновешенный человек, который не расстраивается из-за мелких неприятностей на работе или в быту. Строка, уходящая вверх, – признак оптимизма. Спускающаяся вниз – пессимизма и скептицизма. Если строчка неровная, вихляет то вверх, то вниз, значит, человек с переменчивым настроением и низкой адаптивностью. Он не может в полной мере справиться с работой, требующей тщательного соблюдения установленных правил и внимания.

Округлость букв. Ярко выраженная округлость букв может говорить о том, что человек с данным типом почерка готов к сотрудничеству, легко идёт на компромиссы. Угловатые буквы – их автор предрасположен к состязательности и соперничеству.

Величина букв. Мелкие буквы – это сдержанный, неагрессивный человек. «Тесный» мелкий почерк, трудный для чтения, говорит о том, что перед нами человек исключительно скрытный, иногда скупой. Крупные буквы – показатель экспансивности, а в некоторых случаях даже агрессивности.

Тайна подписи

Особое место в графологии занимает анализ подписи. Автограф мы старательно придумываем, моделируем, изобретаем. Поэтому считается, что в письме человек таков, каков он есть, а в подписи ещё и таков, каким хочет быть. Это ключ к прогнозированию будущих изменений в личности и характере человека, а значит, и его судьбе. Подпись, как и написанный человеком текст, графологи исследуют по множеству параметров, которых около полусотни. Это длина автографа, закруглённость и острота букв, их слитность, различные украшения, расстояние между буквами, сила давления при написании, подчёркивания, точки, «хвостики» и прочее.

Скажем, направление конца подписи может рассказать об отношении человека к жизни: оптимистичном или пессимистичном.

Если «хвост» автографа уходит вниз, значит, человек больше подвержен пессимизму, что довольно существенно подавляет его творческую активность. У таких людей или отсутствует вера в будущее, или она очень слабая. Когда конец подписи направлен прямо, это свидетельствует о сбалансированности проявлений оптимизма и пессимизма.

Если же хвостик подписи уходит вверх, значит, в характере человека преобладает оптимизм, он полон энергии и стремится достичь поставленной цели. Если у него в жизни и бывают разочарования, то он успешно преодолевает их и возрождается с новыми идеями и силами. Часто это тип личности с творческим уклоном.

Давно известно, что существует определенная связь между почерком человека и его характером: при письме движения руки управляются мозгом, а потому несут на себе отпечаток психических процессов, протекающих в нем. Чтобы узнать характер человека нужно проанализировать его почерк!

Область знаний, изучающая законы зависимости между почерком и характером человека называется графологией . Графологический анализ базируется на том, что почерк формируется мозгом в большой степени, чем навыками моторики пальцев. В процессе письма рука является лишь инструментом мозга, определяется подсознательными процессами.

Что определяет графологическая экспертиза?

Анализ почерка проводится на основании целого ряда параметров: важно и направление строки (со сдвигом влево, вправо, вверх-вниз), и особенности написания букв, и наклон, и степень сжатости почерка, расстояние между строками, расположение на листе и много чего другого. Из совокупности этих и многих других параметров рождается индивидуальная характеристика человека по его почерку.

Графологическая экспертиза широко используется в современной практике отбора кадров. Например, в США при подборе новых работников им дают заполнить анкету, причем в рукописном виде. В ней много простых вопросов, не требующих особого обдумывания, чтобы человек отвечал спокойно и расслаблено. Анализ почерка может прояснить для работодателя некоторые особенности личности, что для компаний и правительственных учреждений является более простым, дешевым, а главное, верным способом отбора, чем традиционные психологические тесты.

Основные признаки почерка, которые анализирует графологическая экспертиза:

  • Размер букв : (очень маленькие, маленькие, средние, крупные).
  • Наклон букв : (левый наклон, легкий наклон влево, правый наклон, резкий наклон вправо).
  • Направление почерка : (строчки ползут вверх, строчки прямые, строчки ползут вниз).
  • Размашистость и сила нажима : (легкая, средняя, сильная, очень сильная).
  • Характер написания слов : (склонность к соединению букв и слов, склонность к отдалению букв друг от друга, смешанный стиль).
  • Общая оценка : (почерк старательный, буквы выведены аккуратно; почерк неровный, некоторые слова читаются с трудом; почерк небрежный, неразборчивый, буквы написаны кое-как).

Заполняя такую анкету при приеме на работу, не следует пытаться изменить свой собственный почерк – опытный специалист это сразу заметит по целому ряду признаков и сделает отметку о том, что претендент на должность что-то пытается скрыть. Красота самого почерка в этом случае не имеет никакого значения.

Как получить образцы почерка?

Чтобы попытаться самостоятельно определить характер человека по почерку требуется получить хотя бы несколько предложений, написанных им собственноручно.
Это не простая задача в наше время. Сейчас люди не пишут друг другу письма. Даже заметки для себя делают с помощью смартфона. Придется что-то придумать:

  • Просто попросить человека написать несколько фраз. Это легко, но малоинформативно. В таких ситуациях люди пишут не так, как делают заметки для себя, а стараются писать разборчиво и красиво.
  • Предложить заполнить анкету или заявку. Это тоже не трудно осуществить, но кто же пишет официальный документ неряшливо и неразборчиво?
  • Попросить что-то записать под диктовку – рецепт блюда, список покупок или перечень дел на завтра.

Легче всего получить образцы почерка студентов – конспекты и шпаргалки по-прежнему актуальны, а также офисных работников – деловые заметки, контакты и т.п. Такие записи лучше всего помогают определить характер по почерку – они делаются для себя и в обстановке, когда человек сосредоточен на делах, а на начертание букв не обращает ни малейшего внимания.

Чем больше объем текста, тем лучше. Писать лучше карандашом или перьевой ручкой – так легче оценивать нажим. Лучше всего иметь несколько экземпляров текста, написанных человеком в разное время.

Основные этапы анализа

Нажим

Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Такие люди, как правило, очень общительны и привлекают своей целеустремленностью и оптимизмом.

Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Это мечтатели, сконцентрированные в первую очередь на своем внутреннем мире. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.

Нажим не всегда удается определить, особенно если текст написан шариковой ручкой. Но если заметки сделаны в блокноте или тетради можно посмотреть на обратную сторону бумаги или следующую страницу блокнота и оценить рельефность.

Наклон

Небольшой наклон вправо – наиболее распространенный наклон почерка, присущий людям спокойным, уравновешенным, хорошо адаптированным в свою социальную среду. Они всегда открыты к общению, но и не прочь побыть какое-то время наедине с собой. Склонны к переменам настроения.

Сильный наклон вправо свидетельствует о целеустремленности и настойчивости. Такие люди, как правило, максималисты и стремятся быть первыми во всем, поэтому если решаются на что-то, то на условии, что получают или все, или ничего. Влюбчивы и очень ревнивы.

Небольшой наклон влево чаще всего встречается у индивидуалистов: собственные интересы они всегда ставят выше групповых. Такие люди отличаются критическим складом ума, умеют увидеть проблему со всех сторон и найти оригинальное решение задачи.

Сильный наклон влево. Обладатели такого почерка самодостаточны и независимы, они всегда имеют собственную точку зрения на любую проблему. Иногда они не задумываются над самой проблемой, а просто противопоставляют свое мнение общепринятому. Часто такой почерк просто-напросто указывает, что человек левша, но научен в детстве писать правой рукой.

Если почерк вертикальный (или большая часть букв вертикальна, но есть отклонения в ту или иную сторону), то это говорит о внутренней гармонии, балансе рациональности и эмоциональности одновременно. Люди с таким почерком тщательно анализируют ситуацию и только после этого принимают решения. Они четко видят свои цели и следуют к ним по мере возможности.

Если почерк в основном вертикальный, но встречаются слова и части текста с небольшим наклоном вправо или влево, то это может говорить о непостоянстве характера и отсутствии четких принципов, а также о том, что этот человек умеет смотреть на вещи и события с разных сторон, искать обходные пути и находить компромиссы.

Размер почерка говорит об общительности человека.

Например, обладатели крупного почерка (более 3 мм) открыты, эмоциональны и легко находят общий язык с людьми. По натуре они лидеры и душа любой компании. Могут любого убедить в своей правоте.

Мелкий почерк (меньше 3 мм) говорит о том, что его обладатель – человек сдержанный, расчетливый, скрытный и замкнутый. Ему можно доверять ответственную работу, так как он умеет полностью концентрироваться на деле.

Широкий почерк – широкая душа! Так пишут люди творческие и талантливые. Узкие буквы – признак рациональности и бережливости.

Если буквы в предложении разного размера, то это может указывать на определенные психоэмоциональные проблемы. Например, буквы «д», «з», «у» у большинства людей имеют одинаковые нижние петли, но в некоторых случаях настолько отличаются по размеру или начертанию, что кажется, что они принадлежат разным почеркам.

Очертания

Округлые буквы указывают на дружелюбность и отзывчивость, а также способность идти на компромиссы. В некоторых случаях такие буквы говорят об инфантильности, неспособности принять самостоятельное решение.

Угловатый почерк характерен для активных и энергичных людей. Человек с таким почерком стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, как и что нужно делать. Иногда это признак агрессивности.

Расположение строк

У натур оптимистичных к концу строка поднимается, у пессимистов – наоборот, опускается. Прямые строки обычно бывают у людей спокойных и рассудительных, уравновешенных. Неровные строки говорят о частой смене настроения или неуравновешенности человека.

Примеры графологического анализа почерка с фотографиями

Любой специалист-графолог скажет: эти замечание нельзя считать полноценной характеристикой личности. Настоящий графологический анализ – это скрупулезное исследование того, как, под каким углом, с каким нажимом человек пишет. При этом желательно, чтобы был пример написания всех букв алфавита. И несколько текстов, написанных в разной обстановке. Только в этом случае специалист даст полноценную и развернутую оценку.

Однако, попытаться определить характер человека по его почерку не только можно, но и нужно, чтобы лучше понять его особенности, увидеть положительные и отрицательные черты, а в некоторых случая защитить себя от обмана.

Рисунок 1

Характеристика: Целеустремленный, последовательный, человек. Больше доверяет логике и расчету, чем чувствам и интуиции. Не боится высказать свое мнение в любой ситуации. (По начертанию букв, наклону вправо)

Рисунок 2

Характеристика: Последовательный, открытый, стабильный человек. Осторожный, любит обдумать ситуацию, прежде чем принять решение. (По стилистической выдержанности почерка, по наклону букв)

Рисунок 3

Характеристика: Эмоциональный, харизматичный, творческий человек, не боится перемен и не любит оглядываться назад. (По темпу, размаху письма)

Рисунок 4

Характеристика: Открытая, театральная, неординарная личность. (По выдержанности почерка, по наклону почерка и отдельных букв)

Рисунок 5

Характеристика: Внутренняя конфликтность, скрупулезность, обязательность. (По нажиму почерка, по соотношению буквенных элементов)

Рисунок 6

Характеристика: Упрямство, склонность везде и во всем противоречить, но, в то же время осторожность, умение вовремя уклониться от прямого конфликта с руководителем. Хитрость и способность (по наклону влево).

Рисунок 7

Характеристика: Индивидуализм и эгоистичность, строптивое неприятие авторитетов, импульсивность. Всегда находится кто-то или что-то как повод для недовольства. (комплексная оценка наклона букв и нажима)

Рисунок 8

Характеристика: Упрямый, последовательный и уверенный в себе человек, всегда идет своей дорогой, не особо прислушиваясь к мнению окружающих (по вертикальному наклону почерка, нажиму, связности букв)

Рисунок 9

Характеристика: Авантюрист, конфликтный и лукавый человек. Хитрый и расчетливый, но умеет скрывать это. (По неравномерному расположению букв, нажиму, расположению на листе)

Рисунок 10

Характеристика: Гармоничный, открытый, понятный себе и другим человек. Не умеет скрывать свои чувства, живет «здесь и сейчас». (Равное расстояние между строчками, связность букв, разборчивость почерка)

Характеристика: Чрезвычайно скрытный, осторожный и расчетливый человек. Упрямый, находится во власти стереотипов и не меняет своего мнения. Придирчив к деталям и подробностям. (Раздельность букв. Четкая организация текста на листе. Неровность строчек)

Рисунок 14

Характеристика: Эмоциональный человек, но старающийся контролировать любые проявления своих эмоций, а также все свои слова и действия. Сдержан. Вопреки тому, что не показывает этого - он все же весьма самолюбив и любит почтение и признание. Часто упрям. (Угловатость. Узость формы. Частичная связанность. Особая резкость в заглавных и прописных «б». Ползущие вверх буквы «н». «Подъем» второго абзаца).

Рисунок 15

Характеристика: Экстраверт, стремится к общению. Любит чувствовать себя победителем. Не любит церемониться, приступает сразу к делу. Испытывает перепады настроения, плохо ориентируется в бытовых ситуациях, упускает мелочи. (Отсутствие расстояний между строками и словами, неровность хода строк, непостоянность размеров, пробелов, формы, колебание наклона).

Рисунок 16

Характеристика: Индивидуалист и всячески подчеркивает это, обладает большим самомнением, чувством превосходства. Крайне чувствителен к вопросам своего статуса, авторитета и достатка. Толстокож и нечувствителен к другим. (Левый наклон, сильный нажим, неровность строчек, средняя зона букв тянется и занимает место в верхней (см. «н», «р», «ь»). Одновременно - укороченные отростки «р» и треугольные петли «у» и «д». Раздельность букв)

Рисунок 17

Характеристика: Энергичный, активный, иногда агрессивный и напористый человек. Обычно легкий на подъем и быстрый в принятии решения, не любит признавать ошибок. (Колебания формы, наклона, размеров, расстояний, резкая угловатость.)

Определение понятия почерк ("манера письма"). Почерк - это фиксируемая в рукописи характерная для каждого пишущего и основанная на его письменно-двигательном навыке система движений, с помощью которой выполняются условные графические знаки.

На формирование почерка огромное влияние оказывают различные факторы как субъективного, так и объективного плана. Субъективные присущи конкретной личности пишущего, а объективные зависят от внешних условий, в которых протекает процесс письма.

Графологический анализ рукописных текстов обычно проводится в рамках криминалистического исследования документов (лингвистическая экспертиза), при отборе кандидатов на определенные должности, а также является инструментом для самоанализа и/или выявления особенностей характера интересующих вас личностей.

Тест "Почерк, подпись, стиль письма и характер человека, его тип личности". Графологический анализ при приеме на работу (подборе сотрудников):

Инструкция.

Необходимо получить образец почерка (2-3 строчки), который будет анализироваться, написанный в спокойной обстановке на чистом нелинованном листе бумаги.

Анализ манеры письма предполагает внимательный разбор, анализ и последовательную фиксацию ответов (в виде таблицы, см ниже). По каждому пункту отмечается наличие (+) или отсутствие (-) того или иного признака.

Тестовый материал.

(расшифровка терминов, используемых в тестовом материале приведена в ключе)

I . Характеристика выработанности почерка

  1. высокая,
  2. средняя,
  3. низкая.

II . Структура почерка

  1. абсолютная высота соответствует ширине букв;
  2. расстояние между буквами и строками значительное;
  3. ширина и высота букв в процессе написания не меняются;
  4. высота строк и межстрочных интервалов значительна.

III . Темп почерка

  1. однообразное написание букв;
  2. буквы и целые слова сочетаются без отрыва пишущего прибора от бумаги;
  3. упрощенная конструкция букв;
  4. острое начало и окончание штрихов;
  5. усложнены конструкции букв;
  6. тупые начала и окончания штрихов букв.

IV . Координация письма

  1. угловатость овалов;
  2. несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окончания штрихов букв.

V . Устойчивость почерка

  1. формы;
  2. размеры;
  3. письменные знаки;
  4. особенности размещения текста на бумаге.

VI . Степень выработанности почерка

  1. тенденция к выпрямлению движений;
  2. тенденция к сокращению протяженности выпрямленных движений;
  3. сокращение объема движений, приводящих к исчезновению мелких деталей, отдельных элементов и целых букв;
  4. мелкие и точные движения при выполнении элементов букв в целом;
  5. увеличение протяженности, количества движений.

VII . Структура движений

  1. прямолинейная угловатая форма движений;
  2. округлая форма движений;
  3. петлевая форма движений;
  4. дуговая форма движений;
  5. правоокружность движений;
  6. левоокружность движений;
  7. положение отдельных осей букв указывает на прямой почерк;
  8. положение отдельных осей букв указывает на пра-вонаклонный почерк;
  9. положение отдельных осей букв указывает на левонаклонный почерк;
  10. неустойчивый почерк;
  11. малая связанность почерка;
  12. средняя связанность почерка;
  13. большая связанность почерка;
  14. высота букв малая;
  15. высота букв средняя;
  16. высота букв большая;
  17. наличие интервалов между строками и словами;
  18. интервалы большие;
  19. средние;
  20. малые;
  21. направление и форма линий письма меняются;
  22. направление линий письма – вверх от левого края к правому;
  23. направление линий письма вниз от левого края к правому;
  24. почерк идет прямо, стабильно.

После заполнения таблицы необходимо систематизировать результаты, то есть выписать код полученных ответов. После нужно наложить «шаблон» психологических типов и сделать вывод. При наложении кода типа на сформировавшийся код необходимо искать больше соответствия. Максимальное несоответствие между типами (разница между количеством «+» одного и другого) составляет семь единиц.

Характеристика типов личности должна лечь в основу описания психологического портрета исследуемого. Заключительный вывод делают дифференцированно.

Коды типов

Тип личности

Тип личности

Тип личности

Ключ к тесту.

Психологическое исследование почерка складывается из следующих этапов:

  • подготовка к исследованию;
  • выявление характерологических признаков;
  • их систематизация в группы признаков;
  • оценка аналитических данных и вывод.

Подготовка к исследованию включает получение знаний по психологии и типологии личности, изучение и уяснение нижеприведенного теоретического материала по совокупности признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица.

Общая психодиагностика личности сводится к анализу общего вида манеры письма. При этом необходимо выделить тот или иной признак почерка и найти соответствующее ему качество личности.

Анализ полей

  • Маленькие поля слева. Бережливость, склонность к семейной жизни, педантизм
  • Широкие поля слева. Деятельность, отсутствие мелочности
  • Очень широкие поля слева. Щедрость, хвастовство, расточительность, желание и стремление быть оригинальным, стремление к роскоши, блеску; фамильная гордость, простые привычки и манеры
  • Левый край постепенно расширяется. Щедрость, расточительство, стремление к бережливости, накопительству
  • Левый край сужается. Эгоизм, бережливость, доходящая до скупости, самообладание
  • Отсутствие полей. Большое желание проявить себя, максимализм; неприятие зла, воля к моральной чистоте; стремление развернуться в своей деятельности, использовать все для достижения своей цели, все оборачивать в свою пользу

Анализ строк

  • Прямые. Спокойствие, уверенность, сила воли, умеренность, рассудительность, доверчивость, сильно развитое чувство долга; планомерное продвижение; заблаговременная подготовка, систематическая работа, самоконтроль и целеустремленность; решительность, устойчивость мнений, ответственность за поступки, эмоции и решения
  • Восходящие кверху. Честолюбие, тщеславие, храбрость, решительность, сознание собственной силы, деятельность, доверчивость, искренность, самоуверенность, оптимизм; высокие запросы, завышенная самооценка; подвижный тип; быстрота установления контактов; инициативность в образовании отношений в сфере своих интересов, широта данного круга; личность творческая, самовлюбленность, гордость, упрямство, склонность к рефлексии, инициативность, требовательность к другим
  • Идущие книзу. Отсутствие честолюбия, решительности, храбрости, инициативы; апатия, пессимизм, недоверие к себе, сентиментальность, чуткость, конформность, обидчивость.
  • Волнообразные. Хитрость, ловкость, ложь, изворотливость, такт, коммерческие наклонности, отсутствие совести, непрямолинейность
  • Вначале восходят, а потом спускаются. Ненастойчивость, непостоянство, нетерпение; человек сразу берется за несколько дел, но не всегда их оканчивает, во многих делах испытывает разочарование и отсутствие успеха; весь мир – в будущем; азарт, увлечение новыми начинаниями
  • Сначала опускаются, а потом поднимаются. Самоуверенность; неохотно берется за дело, но начав, доводит до конца, несмотря на первоначальные сомнения, а потому достигает успеха; конкретность, практика, полезные дела, стремление добиться своего
  • Начало каждого слова стоит ниже окончания предыдущего. Деятельность, неуверенность, сильно развитое чувство долга, комплексы; логичность поступков
  • Начало каждого слова стоит выше окончания предыдущего. Осторожность, честолюбие, стойкость, выдержка, уверенность, рассудительность; холодный рассудок; анатичность, логика, объективность, непредвзятость, сдержанность
  • Слова, связанные по слогам. Торопливость, но отсутствие опрометчивости; воля, преодоление трудностей, сила и красота; если хочет, то добьется; логично ведет борьбу, решительность
  • Заполнение строки до конца с сжатием и суживанием букв. Потребность высказываться, делиться чувствами; бессозна-ельный страх быть непонятым и не получить сочувствия

Анализ наклона букв

  • Почти лежащий. Невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность, увлекающаяся натура
  • Косой. Сердечность, участие, логичность мышления, добросовестность, порядок, качество, равенство, справедливость; есть система знаний, логика знаний, волевое внедрение разумного
  • Крутой отвесный. Сила воли и характера, самообладание, нравственность, сдержанность, холодность, уравновешенность, внимание к внешнему блеску
  • Наклон влево. Неестественность, чопорность, хитрость, деспотизм, скрытность, недоверие, боязнь собственных чувств
  • Наклон в разные стороны. Капризность, неуравновешенность, нерешительность, внутренний разлад, борьба чувства и разума, противоречивость, самовлюбленность
  • Отвесный на конце слова. Осторожность, сдержанность, любовь к правде, настойчивость, умеренность в выражении чувств, критическое отношение к своим поступкам, волевое внедрение разумного
  • К концу слова более короткий. Сила воли, самообладание, развитое чувство долга, чувство справедливости, ответственность и исполнительность
  • Почерк беспокойный, постоянно изменяющийся в величине букв, направленности и наклоне. Инициативность, нервозность, внутреннее беспокойство
  • Наклон вправо. Чувствительность, творческая натура, хорошая работоспособность, сопереживание людям, симпатии и антипатии, любовь и ненависть, неравнодушие, сердечность с близкими, эмоциональное богатство, открытость, порыв любви, гнева, молчаливое переживание, добро и зло, скрытый мир чувств, вера, надежда, любовь, привязанность к близким, неприятие зла, воля к моральной чистоте

Анализ величины и ширины почерка

  • Мелкий. Наблюдательность, хладнокровие, спокойствие, скрытность, остроумие, заботливость, устойчивость мнений, принципиальность, исполнительность
  • Круглый . Гордость, самолюбие, предприимчивость, деятельность, решительность, стремление к господству
  • Буквы, поднимающиеся над строчкой. Идеализм, нежность
  • Буквы, опускающиеся ниже строчки. Коммерческие наклонности, материализм, практический ум, тщеславие, суетность
  • Выходящие выше и ниже строчки. Тщеславие, фантазия, предусмотрительность, предприимчивость, организаторские способности, распорядительность
  • Узкий. Сдержанность, скрытность, мелочность, скупость, исполнительность, жестокость, стремление к точности, боязнь потери состояния и денег
  • Буквы последнего слова сжаты на конце, чтобы не переносить слова. Расточительность
  • Широкий. Ум, энергия, деятельность, беззаботность, беспечность, общительность, непринужденность, легкая привязчивость, щедрость, расточительность
  • Анализ нажима и беглости почерка
  • Очень толстый, с сильным нажимом. Усидчивость, строгий взгляд на жизнь, прилежание, неповоротливость
  • Сплывающийся пятнами. Прагматизм, бесхарактерность, чувствительность, обжорство, излишества, уступчивость
  • Без нажима. Бесхарактерность, нерешительность, бессилие, уступчивость и желание быть непонятым
  • Соединительные черты одинаковой толщины с основными. Стойкость, развитое чувство долга, правильный трезвый взгляд на жизнь; стремление доискаться причин и оснований
  • Беглый и размашистый. Предприимчивость, деятельность, любознательность, ловкость, веселый характер, отчасти фантазия
  • Каллиграфически правильный. Невозмутимое спокойствие, решительность, честность и светская ловкость, верный расчет в делах, деятельность
  • Дрожащий, угловатый. Нервность, трусость, неуверенность, нерешительность, обидчивость, беспричинная печаль
  • Круглый на окончании коротких низких, сокращенных и маленьких букв. Бесхарактерность, уступчивость, желание добра, отзывчивость, вкус, фантазия
  • Сильный угловатый. Эгоизм, стойкость, упрямство, резкость, деятельность
  • Беглый и сухой. Сдержанность, ум, отчасти фантазия
  • Очень витиеватый. Тщеславие, любовь к внешнему блеску, неудовлетворенность
  • Разборчивый., воспринимается без затруднений. Предусмотрительность, ум, благоразумие, самостоятельность, спокойствие, решительность и уверенность в делах, успех
  • Неразборчивый и неправильный. Нервность, беззаботность, деятельность, сумасбродство
  • Меняющийся. Ум, склонность к сравнениям и уподоблениям
  • Наклонный с правильным нажимом. Бесхарактерность, чувствительность, увлекающаяся натура
  • Причудливый. Оригинальность, юмор, капризность, прихотливый вкус,
  • Нестандартизованный. Склонность к сумасбродным поступкам и безумию
  • Косой с толстым нажимом, неровный и угловатый. Изобретательность, стойкость, решительность, деятельность, успех
  • Большой, тонкий, беглый и неровный. Человек минуты
  • Очень наклонный и возвышающийся. Сильное увлечение предприятиями
  • Наклонный, почти лежащий. Обидчивость
  • Мелкий и узкий. Сдержанность, заботливость, бережливость, обходительность
  • Очень угловатый. Стойкость, упрямство, эгоизм, себялюбие, своенравие, черствость, холодность
  • Сильно неразборчивый. Непроницаемость, загадочность, невозмутимый характер, с трудом выходящий из себя
  • Красивый. Бесхарактерность, мало развитая самостоятельность
  • Каллиграфический. Подверженность чужому влиянию
  • Некрасивый и неразборчивый. Самостоятельность
  • Неровный, растрепанный. Безмятежная свобода от обстоятельств; реальная жизнь, а не догма; случайная удача, работа по вдохновению, приспособление к меняющемуся миру, скептическое предвидение, эмоциональное предчувствие
  • Широкий, размашистый, с правой стороны свешивающийся. Отсутствие логики, чувства
  • «Неуверенные» строчки. Неровность, беспокойство, недоверие к себе, раздражительность, обидчивость
  • Сильный нажим букв. Строгий взгляд на жизнь; энергия, власть чувства, влияние на людей, консерватизм, нетворческая натура
  • Точная психодиагностика личности по характерологическим признакам почерка

Признаки делятся на общие и частные. Под общими признаками следует понимать отображенную в рукописи (письме) информацию об общих свойствах письменно-двигательного навыка, проявляющегося не в отдельных движениях, а в целостной системе письменных движений.Частные признаки характеризуют отдельные стороны письменно-двигательного навыка, проявляющегося при выполнении отдельных букв и сочетаний.

В точной психодиагностике личности по характерологическим признакам почерка следует руководствоваться общими и частными признаками. В числе последних различают характеристики выработанности почерка: а) высокую; б) среднюю; в) низкую структуру почерка; пространственную ориентацию движений. При этом характеристики могут быть:

  • абсолютными (высота и ширина букв, расстояние между словами и строками);
  • относительными (соотношение ширины и высоты букв, высоты строк и межстрочных интервалов).

Особенно важным характерологическим признаком в психодиагностике личности по почерку является степень его выработанность, то есть уровень овладения техникой письма. Выработанность почерка проявляется в способности пишущего выполнить текст быстрыми, координированными и устойчивыми движениями. Этот почерк характеризуется вариантностью, обеспечивающей его приспособление к изменяющимся условиям письма.

О быстром темпе письма свидетельствуют:

  • написание букв;
  • сочетание букв и целых слов без отрыва пишущего прибора от бумаги;
  • упрощения в конструкциях букв;
  • острые начала и окончания штрихов.

На медленное письмо указывают:

  • частые отрывы пишущего прибора от бумаги;
  • усложненные конструкции букв;
  • тупые начала и окончания штрихов.

Под координацией понимается пространственная точность движений, проявляющаяся в правильном выполнении букв, их сочетаний и слов.

На низкую координацию указывают:

  • извилистость и изломы прямых штрихов;
  • угловатость овалов;
  • несоразмерность отдельных элементов, неточные начала и окончания штрихов и букв.

Показателем устойчивости почерка является повторяемость форм, размеров письменных знаков, особенностей размещения текста на бумаге, в том числе при различных условиях письма.

Почерки одной и той же степени выраженности могут различаться по строению. Если письменные знаки рукописи в основном соответствуют официальным прописям, почерк считается простым. Если же они отклоняются от официальных прописей, то, в зависимости от характера этих отклонений, почерк может быть либо усложненным, либо упрощенным. Последний формируется в результате преобладающего стремления пишущего к быстрому письму. Он характеризуется тенденцией к выпрямлению движений, сокращениям их протяженности, объема движений, приводящих к исчезновению мелких деталей, отдельных элементов.

Для усложненного почерка , мало приспособленного для быстрого письма, характерны: мелкие и точные движения при выполнении деталей и букв, их элементов и букв в целом, увеличение протяженности, количества движений.

Структура движений при письме рассматривается с точки зрения их формы, направления, протяженности, количества, последовательности, непрерывности, усилий.

Преобладающая в почерке форма движений может быть прямолинейно-угловатой, округлой, петлевой, дуговой.

По преобладающему направлению движений дугообразные почерки разделяются на правоокружные и левоокружные. Положение продольных осей букв указывает на прямой, правонаклонный, левонаклонный либо неустойчивый почерк.

По количеству букв , выполненных непрерывным движением, различают малую связанность почерка, среднюю и большую. В первом случае непрерывно выполняется до трех, во втором – до шести и в третьем – свыше шести букв.

В зависимости от высоты различают малые (если высота буквы не превышает 2 мм), средние (до 4 мм), большие (более 4 мм) буквы.

Разгон почерка выражает соотношение протяженности движений по горизонтали и вертикали при выполнении букв. Он будет считаться малым, если ширина букв менее половины их высоты или равна ей, и большим (а почерк размашистым), если ширина букв более их высоты. Промежуточные показатели характеризуют средний по разгону почерк.

К общим признакам пространственной ориентации (топографическим признакам) относятся привычные для данного лица особенности размещения на бумаге текста и его частей: наличие, размер, форма полей; размеры абзацных отступов и красных строк; интервалы между строками и словами; размещение заголовков, обращений, дат; направление и форма линии письма.

По сравнению с общими, частные признаки почерка более устойчивы. В частных признаках в большей мере проявляются индивидуальные особенности письменно-двигательного навыка, по характерологическим особенностям которого мы будем судить о наличии у данного лица тех или иных психологических свойств и качеств. В числе частных признаков почерка различают следующие характеристики движений при выполнении отдельных букв и их сочетаний:

  • форму движений (петлевая, угловая, извилистая);
  • направление движений (правоокружное, левоокружное, приводящее, отводящее);
  • протяженность движений в начальных, строчных, внестрочных, соединительных и заключительных штрихах;
  • непрерывность движений;
  • количество движений;
  • последовательность движений;
  • размещение движений.

Интерпретация теста.

Дифференциально-диагностические признаки типов личности

Сфера деятельности

Тип личности

Познавательная сфера деятельности

Источник информации

Находит внутри себя, генерирует мысли (необязательно содержательно)

Находит в общении с другими людьми

Находит в практических действиях и результатах

Тип решения возникающих проблем

В письменных источниках

В общении с другими людьми

В организации своих мыслей и собеседников для решения своей проблемы

Особенности мышления

Преобладают строгая логика и доказательность

Отсутствие строгой логики: опора зачастую на мнение других

Строгая логика, ориентация на мнение других

Особенности принятия решений

Довольно трудно переубедить, изменить уже выработанную идею или мысль

Собственная мыслительная концепция изменяется в пользу благополучия группы

Принятое решение отстаивает до конца, даже если оно неверное

Эмоциональная сфера деятельности

Эмоциональная потребность; динамичность и прогрессивность переживаний; внутреннее или внешнее проявление переживаний

Уединение в тяжелую минуту: непредсказуемость, неровность, скрытность, сдержанность

Общение с людьми в тяжелую минуту: ровность и предсказуемость, выразительность, открытость

Деятельность в тяжелую минуту: средняя степень ровности и прогнозируемости, несдержанность

Поведенческая сфера деятельности

ходьба

Угловатость, неуклюжесть, вялость

Плавность

Энергичность

поза

Угловатость, вычурность

Плавность

Энергичность

жестикуляция

Отсутствие, сдержанность

Расслабленность

Уверенность в осанке

мимика

Слабость, бедность, высокий контроль

Соответствие внутренним переживаниям

Выразительность, артистичность

Речь

Замедленность, слабая выразительность, избегание шума

Легкость, мягкость

Резкость, четкость

Приятно

Планирование событий своей жизни заранее

Свобода от обязательств

Поведение по воле случая

Внимание

Внимателен, собран

Может задуматься о чем-то и не видеть, что вокруг происходит

Для успешной работы необходимо

Четкая организация собственного труда

Опыт работы

Хорошие отношения, эмоциональный тонус тех, с кем вместе необходимо работать

Начиная новую, неизвестную работу

Изучает инструкцию

Приступает сразу же к работе

Может начать слишком много работ и потом с трудом их закончить

Прерывать работу

Не любит на середине

Может на середине или в конце

Может на середине или в конце

В себе ценит

Характер, волю, упорство

Интеллект

Воображение, способности

Взаимоотношения чувства и разума

Разум ставит выше чувства

Разум и чувства играют значительную роль,

Чувство выше разума

При попадании в новую компанию

Осторожное привыкание

Наблюдение, включение

Сразу включение

Труднее переживать и исправлять ошибки

В области отношений с людьми

В обращении с техникой, документами

В центре внимания большой компании чувствует себя

Тяжело, возникает желание уйти в тень

Хорошо, желание быть таким же, как и все

Легко, непринужденно, желает выделиться

Анализ стиля письма (смысловая составляющая).

Психодиагностика личности по характерологическим признакам письма.

Совокупность признаков, характеризующих письменно-речевой навык каждого лица, можно разбить на две большие группы: признаки речи и почерка.

Признаки письменной речи характеризуют смысловую сторону письма как разновидность речи. Признаки почерка характеризуют двигательно-начертательную сторону письменной речи, которая оценивается с точки зрения грамматики, лексики и стиля изложения.

При изучении стиля обращают внимание на последовательность, беспорядочность и лаконичность изложения; использование тех или иных синтаксических средств (использование простых, сложных, определительных или обстоятельных предложений, а также оборотов, слов, обращений; определение порядка слов в предложениях).

Люди имеют разный словарный запас и по-разному им пользуются. Каждому человеку свойственны специфические выражения, которые не употребляются другими. Анализируя особенности словарного запаса в письме, можно предположить те или иные особенности личности человека. В словарном запасе могут преобладать: 1) архаизмы; 2) неологизмы; 3) варваризмы; 4) диалектизмы; 5) профессионализмы; 6) жаргоны вульгарные;7) криминальный жаргон, патохарактерологические слова.

Приверженность к использованию слов из данной группы (например, патохарактерологических слов «сесть на иглу», «ловить глюки») будет указывать на социально-психологические особенности личности (в данном случае делаем вывод, что этот человек склонен к аддиктивному поведению).

Смысловая и двигательная стороны письменной речи находятся в неразрывном единстве. Это выражается в следующей зависимости:

определенному уровню грамотности соответствует определенный уровень координации движений;

особенности психического состояния влияют на двигательную сторону речи и отображаются в смысловой ее стороне;

Содержание письма является одним из основных источников информации об особенности личности исследуемого. Анализируя содержание письма, мы пытаемся установить, в каком состоянии человек его писал, зачем, кому, что хотел в нем передать, какие чувства испытывает к адресату и насколько они глубоки, каков круг вопросов и проблем, волнующих данного человека, и что, по его мнению, должно волновать других.

На основе анализа содержания письма можно сформулировать достаточно точную характеристику личности. Однако эффективен этот метод лишь при глубоком изучении письма исследуемого, объективности оценки по всем признакам, предложенной нами системы анализа.

Изучив внимательно письмо, определите, отвечает ли оно на представленные ниже утверждения, отмечая по каждому пункту наличие или отсутствие того или иного признака.

I. Грамматические ошибки:

1) общий уровень грамотности человека высокий; 2) хороший; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) очень низкий.

II. Словарный запас:

1) высокий; 2) хороший; 3) средний; 4) ниже среднего; 5) очень низкий.

III. В словарном запасе есть:

1) архаизмы; 2) неологизмы; 3) варваризмы; 4) диалектизмы; 5) профессионализмы; 6) жаргоны вульгарные; 7) диленквентный жаргон; 8) криминальный жаргон; 9) патохарактерологические слова.

IV. Стиль написания: 1) все последовательно изложено; 2) беспорядочное изложение; 3) лаконичное; употребляется много простых (4), обстоятельных (5), определительных (6) предложений; 7) оборотов, слов и обращений; 8) порядок слов и предложений определен.

V. Зависимость смысловой и двигательной сторон: 1) высокому уровню знаний соответствует высокая координация движений; 2) хорошему уровню знаний соответствует хорошая координация движений; 3) среднему уровню грамотности соответствует средняя координация движений; 4) нижнесреднему уровню – нижнесредняя координация.

VI. Характеристика выработанности почерка: 1) высокая; 2) средняя; 3) низкая.

IX. Оценивая ситуацию,

XI. Описывая положение дел, ситуацию в письме, автор делает это: 1) эмоционально; 2) образно; 3) синтетически; 4) содержательно.

XIII. Смысл письма полностью не ясен, не сформулирован.

XIV. Смысл письма противоречив.

XV. Смысл письма творческий.

XVI. Смысл письма: 1) оптимистичен; 2) пессимистичен.

XVII. В письме встречается много: 1) добрых слов о ком-то; 2) слов чуткости о ком-то; 3) признаний честности кого-то, подчеркиваний этого; 4) застенчивых выражений, признаний; 5) честолюбивых высказываний; 6) самовлюбленных высказываний; 7) подчеркиваний своей гордости; 8) подчеркиваний своего упрямства; 9) подчеркивание своей воли; 10) требований к себе; 11) другим людям; 12) утверждений постановки собственных целей; 13) высказываний собственной решимости на что-то; 14) много «Я»; 15) высказываний о стесненности, малой свободе и невыносимом контроле; 16) желаний что-то исполнить; 17) утверждений своих принципов; 18) прямолинейных суждений; 19) обращений к долгу.

XVIII. В письме представлено: 1) описание стрессовых ситуаций; 2) неуверенности; 3) тревожность; 4) привязанность к близким; 5) привязанность к животным; 6) чувство прекрасного, возвышенного; 7) описание жизнелюбия; 8) изменения настроения; 9) сопереживания.

XIX. Автор письма показывает: 1) оценку себя; 2) пессимизм; 3) силу воли; 4) управление собой; 5) нерешительность; 6) неинициативность; 7) неуверенность в себе; 8) неустойчивость; 9) недисциплинированность личную; 10) недисциплинированность общую; 11) несистемность работы; 12) недоведение дела до конца; 13) несклонность к своей специальности; 14) негативное отношение к науке; 15) к своим обязанностям; 16) к своим начальникам; 17) к сослуживцам: 18) необщительность; 19) обидчивость; 20) что имеет много друзей; 21) одного друга; 22) признание себя побежденным; 23) высокомерие; 24) циничность; 25) неискренность; 26) впечатления, что «вышел из себя»; 27) что не сдержался; 28) неудовлетворенность собой; 29) жизнью.

Анализ подписи и его характеристика.

На что обращают внимание специалисты и на чем основываются выводы о характере человека при анализе различного вида подписей:

Направление. При расшифровке подписи обращают внимание на то, куда направлен её конец. Если конец направлен вверх, то человек по жизни оптимист, полон энергии, он с легкостью преодолевает трудности. Часто такие подписи имеют творческие личности. Если конец подписи направлен прямо, то личность сбалансирована и гармонична. При опущенном конце в подписи можно говорить о пессимизме, слабости веры и воли.

Длина. Анализ длины подписи может многое рассказать о характере человека. Длинная подпись говорит о любви к обстоятельности. Человек, как правило, усидчив и трудолюбив. Но есть и негативный момент – склонность придираться и поныть. Короткая подпись присуща людям с хорошей реакцией, способным быстро вникать в проблему и решать её. Но таким личностям иногда не хватает усидчивости и упорства.

Начало и конец подписи. Нужно мысленно поделить подпись пополам. Начало подписи характеризует, как человек подходит к делу, а вторая - как он их заканчивает. По сути, первая часть отвечает за интеллектуальный потенциал, а вторая – за практическое выполнение. Таким образом, расшифровка подписи позволяет отнести человека к теоретикам или к практикам. Если в первой части подписи много крупных букв, а вторая выражена слабо, что перед нами - чистый теоретик. Если крупными символами изобилует вторая часть, то человек больше любит решать практические задачи.

Размер букв. Многое о характере по подписи может рассказать величина букв. Если заглавная буква в подписи ярко выражена по отношению к другим буквам, то человек капризен и требователен. Чем больше заглавная буква приближается по размеру к остальным буквам подписи, тем скромнее человек. Вообще мелкие буквы говорят об экономности и конкретности их автора. Крупные же о наивности и доверчивости. Такие люди любят независимость и свободу действий.

Острота букв. Чем мягче характер человека, тем более округлые буквы свойственные его почерку. Вспыльчивые и даже агрессивные люди пишут угловатые знаки. Также углы в буквах говорят о критическом уме и упрямстве. Характер по подписи анализирую даже, исходя из того, какие буквы в какой части подписи преобладают: если в начале они округлые, а потом острые, то человек начинает строить отношения мягко, а заканчивает более жестко.

Связь между буквами. Если в подписи все буквы хорошо соединены между собой, то их автор – человек последовательный, с хорошим логическим мышлением, но несколько консервативный в своих взглядах. Умеренное количество разрывов говорит о гибком мышлении. Если буквы практически не соединены между собой, то человек непредсказуем в своих поступках, мечтателен и очень любит обращать на себя внимание окружающих.

Украшения. Существую виды подписей, которые изрядно украшены и приукрашены различными элементами: завитушками, петлями, ленточками. Такая черта говорит о любви человека многое приукрасить и в жизни. Авторы таких подписей очень любят хвалиться и преувеличивать свои достоинства. Но подобные элементы можно встретить и у творческих людей, обладающих большой фантазией.

Размах написания. Чем размашистее подпись, тем глобальнее мыслит её обладатель. Такие подписи имеют крупные руководители и общественные деятели. Компактная подпись присуща личностям, ориентированным на исполнительскую работу.

Расстояние между буквами. Чем больше расстояние между буквами в подписи, тем щедрее её обладатель. Огромные промежутки выдадут транжиру. Соответственно, чем плотнее прилегают буквы, тем экономнее и даже скупее автор.

Нажим. При расшифровке подписи обращают внимание на нажим. Сильный нажим имеют экстраверты, слабый- интроверты. Последние более сосредоточены на собственном мире и меньше участвуют в общественной жизни. Слишком сильный, ярко выраженный нажим характеризует человека, как любителя чувственных наслаждений и материального благополучия.

Подчеркивания и хвосты. Часто в подписи можно увидеть всякого рода подчеркивания. Если человек подчеркивает подпись снизу, то он самолюбив и обеспокоен мнением окружающих о себе. Если линия накрывает подпись сверху, то автор слишком горд и тщеславен. Хвосты в подписи говорят о нетерпимости человека к критике и советам. Иногда хвост перечеркивает всю подпись – это признак недовольства человека собой, его самокритичности.

Вертикальные линии. Некоторые виды подписей содержат в себе элементы, напоминающие вертикальные линии. Если такие элементы расположены в начале подписи, то её автор имеет очень слабую фантазию и творческое начало. Вертикальные элементы в середине расскажут о неторопливости в выполнении поставленных задач, такие люди долго раскачиваются. Вертикаль в конце подписи – проблемы с завершением начатых дел.

Петли. О характере человека по подписи расскажут петли. Скрытный человек обводит свою подпись большой петлей. Такие люди не любят подчиняться и всегда себе на уме.

Точка в подписи. Наличие точки в подписи говорит о дисциплинированности личности. Точка в начале показывает, что человек хорошо готовиться к любому делу, в конце – завершает его при любых условиях.

Иностранные буквы в подписи. Если человек использует в подписи иностранные буквы, то он или поклонник всего иностранного, или желает прослыть оригиналом, или слишком независим.

Наклон. Прямая подпись, без ярко выраженного наклона говорит о самообладании автора. Наклон вправо – показатель гармонии и баланса, ярко выраженный наклон влево говорит о своенравности, упрямстве и неискренности обладателя.

Наличие нескольких подписей . Если один и тот же человек имеет несколько видов подписей, и они сильно отличаются друг от друга, то автор ведет избирательную политику: одним он показывает себя с одной стороны, другим – совершенно с другой. Зачастую мнение окружающих о таком человек диаметрально расходятся.

Цифры в подписи. Наличие цифр в подписи говорит о том, что человек очень недоверчив и мнителен.

Анализ почерка при подборе сотрудников.

Учитывая возможности графологии, естественно, что этот инструмент широко применяется при подборе кандидатов на должности. В Европе и США графологическую экспертизу проходят практически все кандидаты на финансовые должности. И если графолог выносит вердикт, что человек имеет ярко выраженную склонность к обману, то кандидату, скорее всего, откажут.

В качестве примера рассмотрим несколько должностей и анализ почерка претендентов:

Директор компании. Человек, претендующий на данную должность, обязан обладать инициативностью, творчеством, способностью к синтезу и анализу, ответственностью, авторитетом и т.д. Данным характеристикам соответствует следующий тип почерка: текст должен хорошо читаться, широкие буквы (зачастую высота меньше, чем ширина), разный размер у написанных букв, правильное соотношение между углами и закруглениями, строка прямая или чуть поднимается вверх.

Топ менеджер. Данная личность должна быть выдержанной, коммуникабельной, с высоким самоконтролем, дипломатичностью. Соответственно анализ почерка следующий: аккуратное написание с декоративными элементами, буквы наклонены вправо, буквы среднего размера и немного округлены.

Руководитель по связям с общественностью (руководитель PR отдела ). Человек должен обладать хладнокровием, креативностью, смелостью, высоким интеллектом. Соответственно, графологический анализ почерка соответствует следующему описанию: темп письма быстрый, линии строк прямые или приподняты вверх, нет украшающих элементов, буквы между собой четко связаны, почерк широкий. Подпись такого человека обычно заканчивается горизонтальным штрихом.

Финансист. Финансовый работник должен иметь способность быстро концентрироваться, иметь живой ум и устойчивость к психическим и физическим нагрузкам, отличную память. Анализ почерка: буквы крупные, сам почерк плавный и округлый, расстояние между отдельными словами большое, почерк хорошо читается, нажим выше среднего.

Инженер. Кандидат на данную должность обязан обладать живым умом и хорошими навыками, быстрой реакцией и предприимчивостью. Почерк инженера имеет округлые буквы неодинакового размера с элементами угловатости, расстояние между словами большое, буквы широко поставлены.

Хозяйственный работник. Человек должен иметь сообразительность, здравый смысл, уметь наводить порядок в делах. Соответственно почерк у такого кандидата аккуратный, темп письма быстрый, наличие дополнительный элементов в виде петель.

Неформальный вариант теста для диагностики по почерку:

Выберите наиболее подходящий к образцу письма вариант ответа.

1. Размеры букв.
Не больше 2 - 3 миллиметров. 3 балла
4 - 5 миллиметров. 7 баллов
6 - 7 миллиметров. 17 баллов
Более 7 миллиметров. 20 баллов

2. Наклон букв.
Сильный влево. 2 балла
Очень легкий влево. 5 баллов
Без наклона. 10 баллов
Очень легкий вправо. 6 баллов
Сильный вправо. 14 баллов

3. Очертания букв.
Округлые. 9 баллов
Трудно определить. 10 баллов
Угловатые. 19 баллов

4. Расположение строки относительно верхнего края бумаги.
Расположена параллельно верхнему краю. 12 баллов
Строка смещается вверх. 16 баллов
Строка смещается вниз. 1 балл

5. Сила нажима на карандаш.
Легкая. 8 баллов
Средняя. 15 баллов
Сильная. 21 балл

6.Характер написания букв.
Слитное написание букв. 11 баллов
Раздельное написание букв. 18 баллов

7. Общая оценка написания букв.
Все слова легко читаются, почерк аккуратный. 13 баллов
Почерк аккуратный, но некоторые слова читаются с трудом. 9 баллов
Почерк неразборчивый. 4 балла

Подсчитайте ваши баллы. Чтобы добиться большей точности, проведите тестирование несколько раз в день. После этого суммируйте все баллы и разделите на количество тестирований.

от 38 до 51 баллов
Люди, обладающие подобным почерком, болезненно воспринимают неудачи. Нередко попадают под чужое влияние. У таких людей наблюдается повышенная склонность к принятию спиртных напитков, к наркозависимости. К этой же группе относятся фанаты компьютерных игр и футбольные болельщики.

от 52 до 63 баллов
Люди из этой группы, как правило, не обладают выраженной силой воли, они робкие, часто растерянные в критических ситуациях. По многим вопросам проявляют пассивность. Они еще не успели осознать себя как личность. Уходят в свои мечты, которые редко воплощаются в жизнь.

от 64 до 75 баллов
Подобные люди скромны, обладают мягким характером, уважают мнение окружающих. Вследствие их природной доверчивости их легко обмануть искушенному человеку. Такие люди легко внушаемы. Заниженная самооценка приводит к тому, что они часто подстраиваются под других людей, забывая про собственное Я. В критических ситуациях пытаются бороться, но часто пасуют перед хамством. К этой группе также относятся цветоводы, голубятники, уличные торговцы мелким товаром.

от 76 до 87 баллов
Люди, обладающие подобным почерком, чистосердечны, открыты, прямолинейны. Всегда отстаивают свою точку зрения, но с терпимостью относятся и к чужой. Считают предательство - худшей чертой человека и никогда его не прощают. Зато с друзьями преданы, пойдут ради них в огонь и в воду. Способны на поступок ради высшей цели. Такие почерки были выявлены у работников правоохранительных органов, служащих страховых компаний и, как ни странно, у киноактеров.

от 88 до 98 баллов
Наиболее распространенная категория. Люди этой группы порядочны, не способны на обман, обладают уравновешенным характером, выдержкой. В критических ситуациях отважны, настроены на победу. У них в голове всегда много планов, не многим из которых, правда, суждено осуществится. Сообразительны, ко всему относятся с юмором. Это люди, выросшие в крепких семьях со здоровой семейной атмосферой.

от 99 до 109 баллов
Люди этой группы - независимы в суждениях и поступках. У них на все есть собственное мнение. Они обладают цепким умом и хорошей памятью. В некоторых ситуациях способны вести себя вздорно. Любят все прекрасное, нередко сами посвящают себя творчеству. Такой почерк бывает у журналистов, музыкантов, руководящих работников, менеджеров.

от 110 до 121 баллов
Подобные люди властны, требуют подчинения собственным желаниям и капризам. Любую критику в свой адрес воспринимают как посягательство на права собственности и не прощают. С дисциплиной здесь тоже проблемы, они часто дают людям понять, что уже делают вам одолжение просто общаясь с вами. В эту группу также попали вышибалы ночных баров и швейцары периферийных гостиниц.

Доброго времени суток, дорогие читатели. Сегодня мы поговорим о том, как узнать характер по почерку. Вы выясните, как по написанному тексту понять, что собой представляет личность. Вам станет известно, какие критерии учитываются при анализе написанных предложений. Выясните, как определить темперамент, личностные качества, внешность и род занятий человека по его почерку. Вы узнаете, о чем может говорить подпись.

Методики и характеристики

Графологический анализ позволяет узнать о человеке многое, даже то, о чем он и сам не задумывался. А это способствует определенным изменениям, корректировке личности. Если человек излишне эмоциональный об этом легко узнать по тому, как он пишет. Например, буквы в словах наклонены направо, пишутся с маленьким нажатием. Это указывает на подверженность фобиям. Возникновение любых переживаний способно выбить из равновесия.

Необходимо знать, что при письме можно определить черты характера, которые свойственны человеку долгое время, в частности с детства. Если человек находится в постоянном страхе, то его почерк будет дерганным, непонятным, неровным, указывающим на слабость характера. Если личность зациклена на своих фобиях, замкнута в себе, то написание будет сжатым, буквы при этом располагаются рядом друг с другом. Если же между ними большие расстояния, то страхи у человека отсутствуют.

Определяя характер личности, большое внимание уделяют тексту. Душевные страхи свойственны владельцу мелкого почерка. Такая личность боится общения людей, ей присущ замкнутый образ жизни, не исключено . Если же почерк крупный, то человек уверен в себе, он способен высказать свою точку зрения, заставляет прислушиваться к его мнению других людей.

Если уделить особое внимание разбору письма, то осознаешь, что графология не является лженаукой. Человек способен самостоятельно проанализировать свой почерк. Даже если выявится, что у него имеются не очень хорошие черты характера — это поспособствует возможности критически оценить себя, откорректировать свой характер.

Давайте детальнее разберем, что говорит почерк о характере испытуемого по первой методике.

  1. На что указывает наклон? Данный критерий указывает на отношение к людям, также на уровень эмоциональности хозяина почерка. При вертикальном расположении букв наблюдается спокойный характер и завышенная самооценка . Если слегка наклонены вправо — добродушная личность, мягкого склада характера. Присутствует сильный наклон вправо, то перед Вами порывистая натура, которая постоянно находится в напряженном состоянии. Буквы наклонены влево – эгоистичная особа . Слегка повернуты в левую сторону – обидчивая, злопамятная личность.
  2. Рассмотрим нажим. Данный критерий указывает на эмоции, которые преобладают у человека. Сильное надавливание указывает на взрывной характер, постоянные переживания, слабое — на слабовольность, подверженность чужому влиянию.
  3. Виды почерка. Небрежный — наблюдается у реалистов, имеющих порой вспыльчивый характер. Такие особы быстро прощают обиды, увлекаются творчеством, скептики по своей натуре . Если имеет место грубый, небрежный почерк, то его обладатель — общительный и щедрый человек, но ему редко везет в жизни, присутствует нервозность. Мелкий почерк, который сложно разобрать, характерен для стеснительных людей, которым сложно преодолевать трудности. Такие особы обладают логическим мышлением, имеют таланты, они часто необщительны, замкнуты в себе. Крупный почерк встречается у уверенных людей, лидеров. При этом им характерна доверчивость.
  4. Расстояние между символами. Когда литеры находятся рядом друг с другом, они указывают на прямолинейную личность с хорошей интуицией. Компактное письмо указывает на наличие независимого характера. Если в тексте мало мест с разрывами между буквами, то это указывает на наличие душевной гармонии . Если же присутствует много разрывов между знаками, то личность мечтательная, любит привлекать к себе внимание. Если это расстояние совершенно незначительное, то перед Вами дружелюбная особа, если разрывы большие — человек испытывает страх перед новыми знакомствами.
  5. Угловатость почерка указывает на критичный склад ума, желание соревноваться, доказывая свою значимость. Если буквы округлые, то перед Вами гостеприимная личность, которая обладает изумительным вкусом, как правило, добивается своих целей, при этом достаточно эгоистичная.
  6. Наличие завитушек. Если они присутствуют снизу на буквах и достаточно маленького размера, то перед Вами особа, которая быстро приспосабливается к изменениям, не любит вранья в отношениях. Если завиток присутствует только на одном знаке, имеет место любовь к семье, сильное сближение с родственниками. Если завитушки снизу и широкие — это характеризует личность, как целеустремленную, направленную на общение и материальное благополучие. Если завитушка находится снизу, но достаточно больших размеров, это указывает на ленивую личность, не имеющую никаких увлечений. Если большая завитушка и снизу и сверху, то человек достаточно свободолюбивый.
  7. Наличие каллиграфического почерка указывает на аккуратную, чувствительную особу, которая является хорошим семьянином. Однако, при этом может присутствовать и неуверенность в собственных силах, и потребность в слушателе.
  8. Заостренный почерк указывает на сочетание с интеллектом, при этом присутствует равнодушие к людям.
  9. Большая размашистость почерка указывает на гордого человека, который хочет быть на первом месте. При этом он может являться и романтиком, быстро забывать обиды.
  10. Печатный почерк указывает на заниженную самооценку, болезненное восприятие критики.
  11. Изменчивый — на переменчивость настроения.

Вторая методика является объективной для испытуемых в возрасте от 25 до 45 лет — это период с наиболее стабильными психофизическими характеристиками личности. Для диагностики исследуют не один, а несколько листков с почерком. Дело в том, что на первой странице особа, как правило, пишет скованно, на дальнейших – расслабляется, почерк становится естественнее. Самыми информативными являются последние страницы.

  1. Внешний вид листа. Если хозяин жадный, то листы будут грязными засаленными. Если добрый, педантичный , то чистыми.
  2. Осмотр полей. Узкие указывают на бережливость, слишком сжатые — на скупость, широкие — на открытость, чересчур просторные — на высокомерие, желание быть богатым.
  3. Размер букв. Необходимо учитывать, что по мере старения у одного и того же человека размер литер будет увеличиваться, так как ухудшается зрение. Если рассматривать общие характеристики, то мелкие буквы будут указывать на замкнутость характера, средние — на норму, а крупные — на лидерские качества и общительность.
  4. Характеристика заглавной буквы. Если она как-то выделяется, то автор не уверен в собственных силах, слишком подвержен чужому влиянию, старается привлекать к себе внимание. Если заглавная буква маленькая, то имеет место внутренняя скованность.
  5. Нажим. Интенсивность надавливания указывает на наличие переживаний у испытуемого, чем сильнее, тем их больше.
  6. Строки. Волнистые указывают на изменчивость настроения, лживость в поступках; ровные — на трезвый взгляд на жизнь, здравое оценивание собственных возможностей. Если при написании строчка поднимается вверх, то перед Вами оптимист , если съезжает вниз, то обладатель заниженной самооценки.
  7. Подпись:
  • обычная — указывает на уверенность;
  • с подчеркиванием — на изворотливость;
  • завитушки — проницательность;
  • наличие рамки – робость, подверженность фобиям;
  • перечеркнутая — взрывной характер.

Внешность и род занятий по почерку

Оказывается, держа в руках лист бумаги с написанным текстом, можно определить то, как именно выглядит его обладатель.

  1. На низкий рост указывают вытянутые буквы, которые кажутся размашистыми. На высокий — нерастянутые литеры, которые пишутся на одном уровне. На средний рост — сжатость литер на начале строчки, в конце они становятся реже, при этом последние буквы могут спускаться ниже строки.
  2. На стройность указывают мелко написанные знаки, удлиненные литеры. На полноту — неравномерный нажим у одной или же символ вовсе не окончен.
  3. У светловолосых людей присутствует неразборчивость письма, некрупные символы. У брюнетов — старательное выведение элементов, строки могут подниматься вверх.

По тому, как написан текст также можно выявить предполагаемый род занятий.

  1. У бизнесменов, как правило, почерк неаккуратный, у аптекарей — неровный.
  2. Для людей, связанных с филологическими науками — скачущий и отрывистый.
  3. У профессоров и личностей, занимающихся умственным трудом, присутствует множество штрихов.
  4. Для философов и поэтов характерен опускающийся почерк.
  5. Инженерам и математикам свойственно простое написание букв без наклона.
  6. Творческим личностям — волнистый почерк.

Определение личных качеств

Характер человека по почерку можно определить, зная, какие черты, как проявляются.

  1. Вспыльчивость. Буквы и строки будут подниматься вверх, крючки в буквах опускаются ниже строк.
  2. Ум. Присутствуют декоративные элементы. Практически отсутствует наклон, расстояние между словами одинаковое, средний размер букв.
  3. Уравновешенность. Строки ровные, почерк красивый, сначала может казаться неразборчивым.
  4. Чувствительность. Литеры незаконченные, но не все, нажим будет неравномерным, бледность букв, небольшой наклон.
  5. Глупость. Присутствуют непонятные крючки между словами, расстояние будет различаться, нажим наблюдается неравномерный, заглавные буквы не похожи на остальные, оригинальные, письмо выглядит пафосным.
  6. Хладнокровие. Написание строк будет неровным. Однако, последнее слово обязательно окажется на своем месте. При этом буквы будут аккуратными с расстояние между словами различное.
  7. Жестокость. У некоторых букв присутствует подчеркивание, они выглядят жирными, грубыми, старательно прописанными.

Подпись

Иногда сложно анализировать почерк, также бывают неоднозначные результаты. В таких ситуациях при исследованиях лучше заниматься анализом подписи испытуемого.

  1. Чем она проще, тем увереннее в себе испытуемый.
  2. Присутствие закорючек, петель указывает на наблюдательность и хитрость.
  3. Наличие разнообразных элементов — на неординарность.
  4. Завитки и штрихи указывают на находчивость, изобретательность, наличие живого воображения.
  5. Зачеркнутая подпись — на импульсивность характера.
  6. Подчеркивание подписи указывает на предприимчивость. При этом, если черта идет к началу, то имеет место эгоистичная личность, которая не умеет никому доверять.
  7. Подпись, которая находится в центре круга, указывает на застенчивость характера.
  8. Совпадение первой буквы с фамилией обладателя подписи указывает на здоровую оценку собственных возможностей, скромность характера.
  9. Если первая литера подписи сильно выделяется — это показатель честолюбия и самовлюбленности, невозможность сконцентрироваться.
  10. Волны и зигзаги — на веселый нрав.
  11. Подпись, которая стремится вверх, указывает на оптимизм.
  12. Горизонтальность — на рассудительность и уверенность.
  13. Спускающаяся вниз — на замкнутость.
  14. Точка, заканчивающая подпись, указывает на дисциплинированность.

Характерные примеры

Вы уже знаете, как определить характер по почерку, предлагаю Вашему вниманию образцы текстов, написанных разными людьми.

Пример №1. Почерк характерный для молодых женщин, заметно упрямство, капризность, сосредоченность на субъективных чувствах, способность к манипуляции.

Пример №2. Почерк демонстрирует способность идти на компромисс.

Пример №3. Принадлежит внимательной особе, которая осознает свои действия. Присутствует хорошая организованность и ясность мышления.

Пример №4. Почерк уверенного в себе, энергичного человека.

Пример №5. Принадлежит личности, которая не прислушивается к чужому мнению, упрямая и уверенная в себе.

В эпоху информационных технологий и электронной почты, рукотворные записи практически не встречаются в быту. Даже банальные списки перед походом в магазин мы скорее внесем в заметки мобильного телефона, чем напишем на клочке бумаги. Компьютерная эра начисто стерла понятие о том, что почерк и характер человека по-прежнему тесно связаны между собой.

Определяем сущность человека по его рукописи

Хотите узнать, что за персона находится перед вами? Попросите человека написать пару строк от руки, и проанализируйте характер написания. Зная некоторые интересные детали, вы сможете безошибочно определить, что представляет собой ваш новый знакомый.

На самом деле, даже банальный нажим на ручку или карандаш может свидетельствовать о темпераменте пишущего. И если вы вовремя распознаете ведущие черты его характера, вы будете точно знать, как правильно вести себя с этим человеком.

Итак, предположим, к вам в руки попала запись от руки, сделанная весьма интересной для вас личностью. Главное, чтобы в письме было хотя бы несколько строк (иначе анализировать будет тяжело), и ею не являлась поздравительная открытка (обычно их стараются подписывать нарочито красиво и каллиграфично). Поздравляем! Вы имеете ценный экземпляр, по которому можно легко и безошибочно определить черты характера автора, проведя самостоятельную «мини-экспертизу» .

Как правильно определить характер человека по почерку? Следует учесть все нюансы визуальной стилистики письма.

Тип характера по наклону


  • Легкий наклон влево сигнализирует о том, что его автор склонен ставить свои интересы во главу угла, и не особенно опирается по жизни на общественное мнение. Вы также можете иметь дело со строгим критиканом, который не упустить возможности подтрунить над вами из-за малейшей оплошности с вашей стороны;
  • Сильный наклон влево характерен для того, чьей реальной жизненной установкой является бородатая шутка «существует два мнения: мое и неправильное» ;
  • Легкий наклон вправо встречается повсеместно, и практически ни о чем не говорит. Возможно, только о том, что его автор был прилежным учеником в начальной школе. А если учесть, что большинство черт своего характера мы переносим из детства во взрослую жизнь, быть может, этот человек и по сей день является ответственным и исполнительным;
  • Сильный наклон вправо говорит о том, что перед вами – крайне целеустремленная и настойчивая в решении собственных задач личность. Если так пишет ваш мужчина, скорее всего, он очень влюбчив, страстен и ревнив в «делах сердечных» ;
  • Почерк без наклона (прямой и вертикальный) указывает на то, что перед вами – редкий упрямец. Он не склонен принимать импульсивных решений, обладает острым аналитическим складом ума, стремится полностью разобраться в деталях ситуации, прежде чем вынесет из нее какие-либо выводы. Это также говорит о том, что человек крайне предусмотрителен и осторожен в любых своих действиях и поступках.

Тип характера по ширине полей


  • Узкие поля, оставленные слева, говорят о том, что перед вами – довольно жадная и мелочная персона. Порой эти качества могут граничить у нее со скупостью. Если же поля умеренно узкие, вероятно, человек просто является бережливым и довольно консервативным в тратах;
  • Широкие поля, напротив, говорят о «широкой душе» своего автора. Однако это не всегда является поводом для восхищения. Чем шире поля, тем больше личность склонна к настоящему пафосу, сибаритству и стремлению похвастаться. В целом же, этот знак весьма хорош – уж в отсутствии щедрости вы этого человека явно не сможете упрекнуть. Возможно, для него также характерно постоянное стремление окружить «себя любимого» роскошью.

Тип характера по направлению строк


  • Прямые строки говорят о том, что их писал достаточно прямолинейный, честный и спокойный человек. Он обладает адекватной самооценкой и склонен к продуктивным рассуждениям. Он также вполне реально оценивает свои возможности и постоянно сопоставляет желаемое действительному;
  • Строки, бегущие вверх, говорят о том, что их начертал либо неисправимый оптимист, либо тот, кто обладает абсолютно неадекватным, крайне завышенным самомнением;
  • Строки, ползущие вниз, в противовес предыдущему пункту, принадлежат человеку, который не видит ничего хорошего ни в настоящем, ни в будущем. Он также может быть замкнут на фоне заниженной самооценки (притом без объективных причин);
  • «Пляшущие» , волнообразные строки указывают на персону строптивую, наблюдательную, хитрую, склонную к авантюризму. Этот человек может часто обманывать других, но зачастую его ложь является беззлобной, и ее скорее можно отнести к фантазиям. Кривые строки также указывают на того, чье настроение постоянно меняется.

Анализируем нажим

Пример характера по почерку также можно определить, обратив внимание на нажим. Однако его не стоит брать в учет, если строки начертаны обычной шариковой ручкой.

Нажим есть смысл анализировать, если вы видите слова, написанные пером:


  1. Легкий нажим типичен для творческих, романтичных особ, мечтателей, скорее интровертов, нежели экстравертов. В качестве годного примера можно взглянуть на рукописи великого русского поэта – Александра Сергеевича Пушкина;
  2. Сильный нажим говорит о том, что перед вами – человек крайне энергичный, трудолюбивый и целеустремленный. У него может быть очень много друзей, и он легко заводит новые связи. Эта персона является скорее экстравертивной, нежели интровертивной. Но здесь важно учитывать один важный нюанс – если человек пишет с чувством, и его искренне увлекает тема письма, нажим практически всегда будет сильным, и это ни о чем особенном не говорит.

Еще один нюанс определения характера по почерку – анализ связанности букв

  • Все буквы связаны – перед вами прямолинейный человек с развитым логическим мышлением. Скорее всего, он умеет конструктивно критиковать и аргументировать свою точку зрения на любой счет. Он достаточно предприимчив, и вполне может достичь в жизни определенного успеха;
  • Буквы связаны по 3-4, остальные разорваны – такой почерк является характерным для уравновешенных и стойких людей. Окружающие часто восхищаются их мужеством, бесконфликтностью и внутренней силой. Они нередко выступают в роли миротворцев в определенных дебатах и дискуссиях;
  • Каждая буква отдельно – такие люди склонны к образному мышлению, у них хорошо развита интуиция и творческая жилка. Они часто остаются наедине со своими мыслями, любят фантазировать и мечтать. Некоторые индивидуумы такого личностного типа увлекаются мистикой и философией. Для них характерна тонкая душевная организация и богатый внутренний мир.

Высота и размер букв не является определяющим фактором, но, если автор послания находится в достаточно молодом возрасте (25-45 лет), этот аспект почерка также может рассказать о нем нечто потаенное и интересное. Учтите, что буквы могут укрупняться, если человек пишет что-то важное.



Публикации по теме