Семейный праздник «Моя родословная. Урок праздник-игра "моя родословная"

В семейном кругу мы с вами растем,

В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты выходишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ - родительский дом.

Ведущий: Дорогие наши мамы и папы, бабушки и дедушки, мальчики и девочки, уважаемые гости! Всех нас объединяет одно слово «семья». Сегодня мы с вами посвящаем этот праздник семье, своим корням - родословной.

Что такое «родословная»? Это перечень поколений одного рода. Род - ряд поколений, происходящий от одного предка. Предок - это древний предшественник по роду.

А можете ли вы назвать имя своей прабабушки или прадедушки? Знаете ли вы, откуда они родом?

Никто из нас не свалился с луны. Все мы - ветви и листья огромного и переплетенного общечеловеческого дерева. В народе не уважают «Иванов, не помнящих родства».

У каждого человека по два родителя - мама и папа, а вот бабушек и дедушек уже вдвое больше - четверо, прабабушек и прадедушек еще вдвое больше - восемь. И так далее. Вот сколько у нас предков. И именно сегодня мы увидим, как наши дети совместно с родителями составляли свою родословную - шежере.

Итак, начинаем! Праздник семьи - праздник родословной!

Ученики 3-го класса исполняют песню «День семьи». (Песня на мелодию «Ветер с моря дул».)

1. Ветер с моря шел, ветер с моря шел,
День семьи пришел, день семьи пришел.
И сказать не грех, и сказать не грех:
Он собрал нас всех, он собрал нас всех!

Припев:

Этот день семьи, этот день семьи
Будем отмечать, будем отмечать.
Мам и пап своих, мам и пап своих
Будем поздравлять, будем поздравлять!

2. Мы сейчас споем, мы сейчас споем,
Поздравление, поздравление.
Мы всех любим вас, мы всех любим вас,
Без сомнения, без сомнения.

Припев:

Мы желаем всем, мы желаем всем
Вам терпения, вам терпения.
Ведь мы - часть семьи, ведь мы - часть семьи,
Продолжение, продолжение.

Ведущий: Слово для защиты своих родословных предоставляется ученикам 4-го класса.

(Классными руководителями выбираются самые лучшие работы и защищают 2-3 ученика.)

Почитать родителей, значит: в детстве их слушать, в молодости - с ними советоваться, в зрелом возрасте - о них заботиться. Бывает, по одному человеку обо всей семье судят. Нужно дорожить доброй молвой о своей семье. Сейчас ученики 3-го класса расскажут стихотворения о семье.

Любили тебя без особых причин:
За то, что ты внук,
За то, что ты сын,
За то, что малыш,
За то, что растешь,
За то, что на маму и папу похож…
И эта любовь до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.

Там, где дружная семья,
От счастья кружится голова!
Там, где дружная семья,
Лица светятся улыбкой,
Словно звездочки горят.

Там, где дружная семья
Спорятся отлично все дела.
Там, где дружная семья,
Удач тропинка пролегла.

И в этот праздник счастья всех нас
Мы поздравляем прямо сейчас,
Пусть крепкой будет наша семья -
Иначе на свете жить нельзя!

Семья - поистине высокое творенье.
Она заслон надежный и причал.
Она дает призванье и рожденье.
Семья для всех - основа всех начал.

Ведущий: А сейчас, уважаемые члены нашей большой семьи, мы проверим, как хорошо вы знаете пословицы о семье, о доме. Я говорю начало пословицы, а вы должны закончить пословицу.

Дома и стены… (помогают)

Не нужен клад, когда в семье… (лад)

Нет милее дружка, чем… (родная матушка)

Яблоко от яблони… (недалеко падает)

Живы родители - почитай,… (умерли - поминай)

В гостях хорошо, а… (дома лучше)

Ведущий: Молодцы! А сейчас для защиты своих родословных слово дается 3-му классу.

Выступают 3 ученика из 3-го класса. Песня на мелодию «Где-то на белом свете» (исполняет 2-й класс).

Где- то на белом свете
Наша семья живет.
Горя и бед не знает,
Дружною слывет.

Вместе читаем книжки,
Вместе в кино идем.
В праздник поем и пляшем,
В будни дела найдем.

Припев:

Ла-ла-ла-ла-ла-ла-ла,
Дружная у нас семья.

Ведущий: В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово «ПОНИМАНИЕ».

А сейчас ученики 4-го класса покажут сценку «Мир в семье всего дороже».

Жили - были дед и баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка - невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое.
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще бесценно.
На семейный на совет
Собрал внучку с Бабкой Дед.

Дед:

Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?
Может скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?

Бабка:

Что ты, дед? Побойся бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.

Внучка:

Может, купим мне духи?
Удивятся женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!

Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.

Дед: Ты балда!

Бабка: А ты дурак!

Начался такой скандал -
Свет такого не видал.
Только Курочка молчит.
Около стола стоит.

Курочка:

Ну никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.

Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила
Вдребезги его разбила!
Плачет внучка, плачет бабка…
Что наделала ты, Ряба?
Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.

Дед:

Нету денег, ну и что же?!
Мир в семье всего дороже!

Ведущий: А сейчас со своими родословными выступят ученики 2-го класса.

Глядя на свои родословные, понимаешь, что в родственниках разобраться нелегко. Но нужно, чтобы сохранять основу крепости каждого дома. Наш конкурс - «Родственные связи». Представьте, к вам пришли следующие гости. Кто они вам?

Брат жены. (Шурин.)

Брат мужа. (Деверь.)

Сестра мужа. (Золовка.)

Брат отца или матери. (Дядя.)

Сестра отца или матери. (Тетя.)

Муж дочери или сестры. (Зять.)

Представьте, что мы с вами семья. И чтобы в нашей семье, в нашем доме было хорошо, мы по бревнышку будем поднимать дом и крыть крышу.

На доске получается из «бревен» домик:

Тепло
Забота
Любовь
Доброта
Уважение
Понимание

Мы построили дом, в котором тепло. Соберите в ладони свое тепло. Почувствуйте это тепло. Поделитесь своим теплом друг с другом.

Ученик:

Я вам желаю от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтоб в дом не стучалась беда,
Чтоб грустить не пришлось никогда.

Желаю счастья и добра,
Желаю теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.

Ведущий: Пусть ваши лица устают только от улыбок! Пусть все дети будут послушными! Пусть ваш семейный очаг всегда светится счастьем и любовью!

А сейчас все вместе исполним песню «Пусть всегда будет солнце».

Использованная литература

1. Лободина Н. В., Савинова С.В., Агапова Н.Б., Жукова С.Б., Суханосова Н.А. Внеклассные мероприятия в начальной школе - Волгоград, 2006.
2. Варанкина Л.И. Моя родословная // Педсовет: Журнал. №3. 2004.
3. Колотова А.Н. Наша дружная семья // Педсовет: Журнал. №5. 2008.

2017г.
Цели:
 воспитание чувств гордости за свою семью, уважения к родителям;
 воспитывать уважение к труду взрослых;
 развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям, родословной;
 формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;
 сплочение классного коллектива, коллектива учащихся и родителей, сплочение
семей;
 изучение семей учащихся;
 формирование представлений детей об исследовательской деятельности.
Подготовительная работа:
 родительское собрание на тему «Уроки семейной любви».
 сочинения учащихся на темы: «Моя семья», «Традиции моей семьи», «Имена,
которыми я горжусь».
 составление и оформление генеалогического древа своей семьи;
 конкурс рисунков «Моя семья»;
 выпуск газеты «Узнай меня!»;
 подбор пословиц и поговорок о семье;
 составление ребусов о семье;
 поиск старых вещей, документов, фото, хранящихся в семьях;
Оборудование: аудиотехника и фонограмма песни «Родительский дом» (из
репертуара Л. Лещенко); гербы древних родов; сок «Моя семья».
1.Организационный момент
(На доске ребусы о семье, составленные детьми)
Ход классного часа
­Давайте разгадаем ребусы, которые составили ребята.
­На какую они тему?

(Семья)
Всё начинается с семьи…
Призывный крик ребёнка в колыбели
И мудрой старости докучливые стрелы…
Всё начинается с семьи…
Умение прощать, любить и ненавидеть,
Уменье сострадать и сложность в жизни видеть…
Всё начинается с семьи…
Перенести печаль и боль утрат,
Опять вставать, идти и ошибаться.
И так всю жизнь!
Но только не сдаваться!
Всё начинается с семьи…
Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб о нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!
­Сегодня мы поговорим о семье, рассмотрим генеалогические древа ваших семей.
­Вы расскажете о своих предках, чем они занимались, о традициях и обычаях своей
семьи, от кого и какие черты характера вы унаследовали, кем вы гордитесь и т.д.
2.Моя родословная

Никто из нас не свалился с Луны. Все мы ­ ветви и листья огромного и переплетенного

общечеловеческого дерева.
­Человек рождается. Растет. Задумывается: «Кто я? Откуда мои корни?».

Каждому человеку очень важно знать свою родословную. Всех, кто жил до нас
называют предками, а тех, кто будет жить после нас – потомками.
­ Что такое родословная? (Перечень поколений одного рода.)
­ Что такое род? (Ряд поколений, происходящих от одного предка.)
­ Кто такой предок? (Древний родственник по роду.)
Дети отвечают.
­Вместе с родителями вы составили свое родословное дерево.
­Выполняя эту работу, вы узнали много нового и интересного о своей семье, родных,
предках.
­При оформлении генеалогического древа проявили творчество, фантазию.
­Давайте посмотрим выставку ваших работ.
Славная вещь – родословное дерево. Но если присмотреться к нему, то можно
заметить одну несообразность. Выходит, что из ребёнка вырастают мама с папой, а из
них – бабуши и дедушки. Странная получается картина. Как же исправить эту
странность? Очень просто. Перевернём рисунок вверх ногами. Тогда дерево
превратиться в корень – в большой разветвленный корень, из которого и вырос ребёнок.
И недаром, когда хотят похвалить человека, говорят: « У него крепкие корни». Значит,
такой человек родился в хорошей дружной семье, и семья его воспитала.
Дам вам совет: не выбрасывайте эти работы, храните их для своих будущих
детей, для своей семьи, пополняйте родословное дерево, узнавайте о своих
родственниках, передавайте документы из поколения в поколение, пусть это станет
вашей доброй семейной традицией.
Много интересного можно узнать о своих дальних предках, но все же каждому из
вас дороже и ближе те родственники, которые сейчас живут вместе с вами, те, кого вы
называете своей семьёй. Семья – это группа родственников, живущих вместе. Сколько
же их, этих родственников? Давайте считать.
Кто живет в большой квартире?
Четверо мужчин.
Живет в квартире дедушка,
И папа, и прадедушка,
И Миха, папин сын.
Ещё красавица живет
С родными неразлучно.
Один из них её зовет
Своей любимой внучкой,
Дочкой дорогой
Зовёт её другой,
А третий – милой Машей
И хозяйкой нашей!
И называет мамой
Мужчина младший самый.
­ А сколько человек живёт в вашей семье?
Я хотела бы убедиться, что вы знаете своих родственников и то, кто кому кем
приходится.
­ Лера, кто тебе Оля? (сестра)

­ Дима, кто ты для мамы? (сын)
­ Денис, кто тебя называет сыном? (мама, папа)
У меня такая мама –
Все завидуют, я знаю!
Ты зайди сегодня в гости –
Мама нынче выходная...
Позовет к столу нас мама,
Скажет нам: садитесь, дети!
Там с тобою мы увидим,
Что всего вкусней на свете.
Там пирог разлегся важно,
Он с румяными щеками,
Брови сахаром сверкают
Под изюмными глазами.
Мы запьем пирог чудесный
Свежим чаем золотистым,
А потом мы всю посуду
Перемоем чисто­чисто.
Так мне хочется на маму
Быть во всем, во всем похожей!
И моя подруга шепчет:
"И мне тоже, и мне тоже!"
Наши папочки не хуже:
Могут кашу, щи сварить.
И для дома все, что нужно,
Могут быстро смастерить.
Наши папы ­ мастера,
Машинисты, доктора...
Одним словом ­ удальцы!
Наши папы ­ молодцы!
­ У Нины Ивановны есть внучка. Кто она? (бабушка)
­ Лиза, у папы есть мама. Кто она тебе? (бабушка)
Я с бабушкой своею
Дружу давным­давно.
Она во всех затеях
Со мною заодно.
Я с ней не знаю скуки,
Мне все приятно в ней,
А бабушкины руки
Люблю всего сильней.
А у бабушки моей ­ волосы седые,
А у бабушки моей ­ руки золотые.
И в заботах целый день рук не покладает:
То на спицах вяжет шарф, то носки латает.
Ни одной минуты нет у нее свободной.
Я без дела не сижу, помогаю тоже,
Потому что на нее быть хочу похожей.

Основа основ – родительский дом.
5.Семейные реликвии
­Человек живет, пользуется какими­либо вещами, которые ему дороги, связаны с
каким­либо событием в его жизни. И вот уже человека нет, а вещь остается. Мы
продолжаем ее хранить, как память о близких людях. Это – история семьи, история
народа, история Отечества.
(Рассказы детей о семейных реликвиях)
6. Семейный альбом
А сейчас попутешествуем по семейным альбомам. В каждой семье сохранились
старые фотографии и сегодня мы их видим. Что же вы можете рассказать о тех, кто на
них изображён?
Рассказы о фотографиях.
­Много интересного узнали мы о ваших родственниках.
7.Конкурс рисунков детей о семье.
8.Вспомним детство
­Мы подготовили газету «Узнай меня!», в которой разместили фотографии ребят в
раннем детстве.
­Узнали ли вы своих одноклассников?
9. Наша классная семья
Мы с вами говорили о ваших семьях, но есть ещё одна семья, которая появляется
у вас тогда, когда вы приходите в школу – это ваша классная семья. Мы с вами тоже
имеем своё имя – название, свои традиции, маму.
А ещё моя семья­
Класс! Ведь это ясно же!
А учительница наша­
Наша « мама классная»!
Мы замечаем не всегда,
Как много нам забот
И терпеливого труда
Учитель отдает.
Помните об этой семье и никогда её не подводите.
Давайте все впишем свои имена одной нашей семьи в родословное дерево нашего
класса
Частушки
Шире улица раздайся

Мы по ней сейчас идём
И семейные частушки
Про себя мы пропоём
Мама с папой и сестрёнка
Вот и вся моя родня,
Ох, спасибо, дорогие.
Что вы есть все у меня…
­ Кто в семье послушный самый?
Нам скажите прямо.
­ Ну, конечно, вам ответим.
Это ­ наша мама.
­ Мама смотрит так сердито,
Ведь я ем без аппетита.
Будто вот от этой каши
Всё зависит счастье наше.
У меня семья большая
Мама, папа, брат и я.
Мы друг друга уважаем
Прямо скажем – мы друзья.
Папа может на белазе
Уголь целый день возить.
А придя с работы, дома
Телевизор починить
Мама вяжет руковички
Я плету ей две косы.
Мы с ней буд­то бы сестрички,
Как две капельки росы.

Баба Зина – чемпион
В кулинарном спорте
Всех сразил «наполеон»
Сто слоев ведь в торте
Деда очень уважаю,
Смело вам могу сказать!
Очень трудные задачи
Будем вместе мы решать
Про себя мы рассказали
Наши семьи просто класс!

Мы счастливые ребята
Посмотрите­ка на нас
Семейные конкурсы
1. Конкурс «Кто это?»
Вопросы:
1. Брат жены. (Шурин.)
2. Брат мужа. (Деверь.)
3. Сестра мужа. (Золовка.)
4. Сестра жены. (Свояченица.)
5. Мать жены. (Теща.)
6. Отец жены. (Тесть.)
7. Мать мужа. (Свекровь.)
8. Отец мужа. (Свекор.)
9. Дочь брата или сестры. (Племянница.)
10. Брат отца или матери. (Дядя.)
11. Сестра отца или матери. (Тетя.)
12. Жены двух братьев. (Свояченицы.)
13. Мужья двух сестер. (Свояки.)
14. Матери жены и мужа. (Сватьи.)
2. Конкурс художников.
Дети рисуют на доске по заданию.
Нарисуйте круг большой,
Сверху маленький такой,
На макушке ушка два ­
Это будет голова.
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов
Ты красивей всех котов!
­ Вы убедились, какие ваши дети прекрасные художники.
3. Конкурс «Музыкальный».
Угадать – о чем или о ком поется в песне и пропеть всем вместе 1 куплет.
1. Если с ним ты вышел в петь. (Друг).
2. Она все лежит да на солнышко глядит. (Черепаха.)
3. Представьте себе: зелененький он был. (Кузнечик.)
4. Он ничего не проходил, ему ничего не задавали. (Антошка.)
5. Они бегут неуклюже. (Пешеходы.)
6. Он бежит, качается. (Голубой вагон.)
7. Рисунок мальчишки. (Солнечный круг.)
8. С нею весело шагать по просторам. (Песня.)
9. От нее станет всем теплей. (Улыбк
4. Конкурс «Пословицы».

(а у матери ­ сердце).
(как земля людей).
(чем родная матушка).
При солнышке тепло… (а при матери добро).
Мать кормит детей…
Нет лучше дружка…
У, детины заболеет пальчик …
Дом вести... (не бородой трясти).
Не красна изба углами... (красна пирогами).
В гостях хорошо... (а дома лучше).
Объясните значение пословиц:
Вся семья вместе, так и душа на месте.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Согласную семью и горе не берет.
Дружная семья и землю превращает в золото
Учитель: Дружба, мир и покой в семье всего дороже. Как говорит пословица «Не
надобен и клад, коли в семье лад»
Сценка «Мир в семье всего дороже».
Дейcтвyющие лицa: Автор, Дед, Бабка, Внучка, Курочка Ряба.
Автор.
Жили­были Дед и Баба.
Жили, не тужили.
Сухарь чаем запивали,
Один раз в месяц колбасу жевали.
И все ладно бы, да Курочка­невеличка
Взяла и снесла яичко.
Яичко не простое,
Яичко золотое.
А теперь по нашим ценам
И вообще оно бесценно.
На семейный, на совет:
Собрал Внучку с Бабкой Дед.
Дед. Так и так. Такое дело.
Что с яичком этим делать?

Может, скушать? Иль продать?
Иль на доллары сменять?
Может, чтоб упали стены,
Центр музыкальный купим современный?
Бабка. Что ты, дед?! Побойся Бога!
Музыка не стоит много!
Лучше купим телевизор,
Пылесос или транзистор
Иль возьмем телегу мыла,
Чтобы в доме чисто было.
Внучка. Может, купим мне духи?
Обалдеют женихи!
Иль французскую помаду?
Я ей тоже буду рада!
Автор. Начался тут сыр да бор
И житейский шумный спор.
То не се, да то не так.
Дед. Ты балда!
Бабка. А ты дурак!
Автор. Начался такой скандал ­
Свет такого не видал!
Только Курочка молчит,
Около стола стоит.
Курочка. Ну, никак не ожидала
Стать причиною скандала.
Чтобы это прекратить,
Надо мне яйцо разбить.
Автор. Подошла она тихонько
И, крылом взмахнув легонько,
Яичко на пол уронила,
Вдребезги его разбила!
Плачет Внучка, плачет Баба...
Внучка и Бабка.
Что наделала ты, Ряба?
Автор. Дед не плакал, как ни странно,
Вывернул с дырой карманы.
Дед. Нету денег, ну и что же?!
(Вместе) ­ Мир в семье всего дороже!
Учитель. ­ Да, мир и дружба в семье всего дороже.
Ведущий. Спасибо всем, кто пришел сегодня к нам. Доброго здоровья и успехов во
всех начинаниях нашим любимым мамам, папам, бабушкам и дедушкам.
В праздник наш, такой желанный,
Что же вам еще сказать?
Разрешите всем сейчас нам
Вам здоровья пожелать!

Не болейте! Не старейте!
Не сердитесь никогда!
Вот такими молодыми
Оставайтесь навсегда!
Мы вам желаем от души,
Чтобы были дела хороши,
Чтобы в дом не стучалась беда,
Чтоб грусть не пришла никогда.
Желаем счастья и добра,
Желаем теплых, светлых дней,
Здоровья, что всего важней.
10.Подведение итогов классного часа
­Многие ваши интересы, навыки и таланты перешли к вам по наследству от членов
вашей семьи, даже тех, которых вы никогда не видели.
­Когда­нибудь и вы станете родителями, бабушками дедушками, и ваши потомки
будут оглядываться на вашу жизнь, стремясь узнать, какими вы были.
­Мы гордимся членами наших семей, которые при жизни делали добро другим
людям.
­Я вам желаю прожить так, чтобы ваши потомки гордились вами.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!

Это мероприятие можно посвятить празднику День России.

Сценарий в начальной школе «Моя родословная»

(Звучит фрагмент песни «С чего начинается Родина» (муз. В. Баснера, сл. М. Матусовского).)

Учитель. Какое чувство вызвала у вас песня? О чем в ней говорится? Что объединяет людей, живущих в нашем городе, области, стране?

(Ответы детей.)

В песне говорится не только о большой Родине, но и о малой - о том месте, где человек родился, пошел в школу, где его друзья. Родина начинается с отчего дома.

(Работа с понятиями «отчий дом», «Отечество», «Отчизна». У этих слов один корень. Учитель предлагает школьникам отыскать однокоренные слова к слову «Отечество».)

Как мы знаем, в древних летописях авторы описывали происходившие в то время события. Причем не только крупные и относящиеся к государству в целом, но и события из жизни русских князей. Так, в «Повести временных лет» рассказывается о князе Рюрике и его сыне Игоре, о князе Олеге, княгине Ольге, о семье князя Ярослава Мудрого и др. Однако свою историю имеют не только княжеские семьи, ее имеет любая семья. Иначе она называется родословной. Родословная включает в себя общих предков семьи и их современных потомков. Каждый человек имеет фамилию, имя, отчество. А как на Руси возникали имена и фамилии?

(Ученики предполагают, как образованы имена и фамилии: от прозвищ, названий зверей, места рождения, названий рек, профессий, занятий.)

Фамилия переходит от старших к младшим. У каждой современной семьи есть своя история, своя родословная. Известна ли вам родословная вашей семьи?

(Составление схемы родословной.)

Мы составили общую схему родословной любой семьи. Дома с помощью родителей вы постараетесь продолжить ее. А сейчас, имея эту схему, выполните несколько заданий.

1. Напишите фамилии, имена и отчества своих родителей, бабушек и дедушек.

2. Отметьте на схеме звездочкой тех родственников, фотографии которых хранятся у вас дома.

3. Напишите, с кем лично вы знакомы из этих людей.

(Дети выполняют задание.)

Родина и родословная тесно связаны между собой. В начале занятия мы говорили, что есть большая и малая Родина. Вспомните, что это значит?

(Высказывания детей.)

Малая родина - это место, где мы родились и выросли. Это могут быть и маленькое село с речкой, и многолюдный город. И в это понятие входят люди - те, кто жил здесь до нас и живет сейчас. Каждый край имеет свой климат, свой животный и растительный мир, города и села, леса, поля и реки. У каждого своя малая родина. Как называется наша с вами малая родина? Откуда произошло это название?

(Ответы детей.)

Составьте ряд предложений, характеризующих наш родной край. Все малые родины объединяются в одну большую, которая носит гордое название - Россия. Об этом хорошо сказано в песне.

(Звучит песня «Россия - родина моя!» (муз. В. Мурадели, сл. В. Харитонова).)

О России, о Родине не только написаны песни, но есть много пословиц и поговорок. Вот некоторые из них: «Родная сторона - мать, а чужая - мачеха», «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило». А вы какие знаете пословицы и поговорки?

(Ответы детей.)

Давайте посмотрим на карту современной России.

(Учащиеся с учителем делают вывод о том, что Россия - очень большая страна, омывается теплыми и холодными морями и океанами, в ней разные климатические зоны. Вместе с учителем дети показывают границу России и называют государства, с которыми она граничит, моря, которые ее омывают.)

А теперь предлагаю вам разгадать кроссворд.

1. Добавление к личному имени, переходящее к нам от родителей. (Фамилия.)

2. Перечень поколений семьи, ее история. (Родословная.)

3. В Древней Руси: регулярная запись событий, происходивших в стране. (Летопись.)

4. Наука, изучающая прошлое с помощью предметов и документов, найденных при раскопках. (Археология.)

5. Место рождения, Отечество. (Родина.)

6. Наша страна. (Россия.)

7. Личное название человека, данное ему при рождении. (Имя.)

Молодцы! Как видим, в выделенных клетках получилось слово «история», это слово имеет отношение ко всему, о чем шла речь в кроссворде. А теперь игровое задание. Мы говорили с вами о фамилиях, о том, как они образуются. А теперь я пущу по рядам чистые листы. Каждый ученик должен вписать фамилию, которая образована от названия профессии. Повторяться нельзя. Какой ряд быстрее закончит, тот и выиграл. Начали! (Кузнецов, Садовников, Сапожников, Трубочистов, Рыбаков, Мельников и др.)

(Дети выполняют задание.)

А теперь перейдем от фамилий к именам. Кто больше напишет имен на букву «а»? (Андрей, Артур, Антон, Анастасия, Анна и др.)

(Итог мероприятия: подготовка детьми своих родословных с выставкой в классе.)


Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Дюртюлинская детская художественная школа
Праздник родословной «Шежере байрам»
План-конспект мероприятия
Петрова Т.М.
Преподаватель детской художественной школы
Дюртюли – 2016
Около центральной стены зала стоят вырезанное из картона большое дерево, юрта и два дерева с изображением родословных двух детей. Недалеко располагается - макет соцветия курая.
Ведущий:
Славься земля серединная,
Золотая, роскошная, дивная.
Так природа сама захотела,
Чтоб земля здесь о радости пела,
Над волнами чтоб чайки носились,
А в лесах чтобы звери водились,
Чтобы недра богатыми были,
Чтобы здесь все мы счастливо жили...
Назову эту землю торжественно,
Она гордо звучит и естественно,
Средь созвездия блестящих стран,
Имя это – Башкортостан!
(Под музыку в зал входят дети, встают полукругом)
Дети:
1. У матери России
Есть много дочерей
Но нет средь них красивей
Башкирии моей.
2. Здесь гордо горы высятся
Леса простор степной
Озёра, реки ширятся
Хрустальною волной.
3. Щедра земля Урала
Богатств её не счесть
Есть в недрах нефть и уголь
Есть золото и медь.
4. Как не любить твои просторы
Как не любить твои луга
Урала яркие узоры
Долины, горы и поля.
5. О Башкирии поём
Как мы славно здесь живём
Вся она цветущий сад
Говорим мы ей –
Все хором: РЭХМЭТ!Песня на выбор (желательно о Родине)
Дети:
1. Расцветай, Республика,
Мой Башкортостан,
Нет тебя прекраснее
Средь далеких стран.
2. Гордый, независимый
Мой прекрасный край,
Жемчужина России,
А вернее – рай.
3. Юная, но сильная,
Родина моя,
Пусть всегда обильными
Будут закрома.
4. На Урале сказочном
Пусть цветут сады,
Всем желаем радости,
Никому – беды.
Танец на выбор (современные движения с элем. баш. нар. танца)
Ведущий:
Кем был твой прадед, кем твой дед?
О чём они мечтали?
Каким был скромный их обед?
Что в будни надевали?
Каким был род занятий их?
К чему они стремились?
Что вызвало бы дружный смех?
И как они женились?
Какие испытанья им
Достались на веку?
Как до Парижа дед дошёл
В башкирском том полку?
И, если всё узнаешь ты,
Изучишь древний род, -
Полюбишь Родину свою,
Полюбишь свой народ!
Тихо звучит аудиозапись мелодии, исполняемой на курае.
Входит дедушка Хамит (ученик в национальном башкирском костюме) и начинает «сажать» в центре зала родословное дерево (сухую ветку, на котором закреплены листочки (из бумаги) с именами). К нему подходит ученик(1).
Уч.1.: Здравствуй, дедушка Хамит, тебе помочь?
Дедушка Хамит: Помоги, внучок, помоги.
Уч.1.: Дедушка, какое дерево у тебя интересное, необычное.
Дедушка Хамит: Это моё шежере.
Уч.1.: А что это такое?
Дедушка Хамит: Шежере – это моя родословная. Раньше люди очень хорошо знали свою родословную, до седьмого поколения. Некоторые запоминали имена своих родственников и долго держали в памяти, а некоторые записывали. Такая запись называется родословной – шежере. Я «сажаю» это дерево, чтобы мои внуки и внуки внуков помнили свои корни. А вы, ребята, знаете своё шежере?
Дети: Да!
(К дедушке подходит другой ученик(2).Уч.2.: Меня зовут … … … . Я хочу познакомить вас с моим шежере.
(Затем к дедушке подходит ученик (3).Уч.3.: Меня зовут … … … . Познакомьтесь с моей родословной.
Вед.: Дедушка Хамит, другие ребята тоже приготовили свои шежере.
(Он обращает внимание на стены, где оформлены – шежере других детей).
Дедушка Хамит (восхищённо). Да, ребята, чем больше у вас родственников, братишек да сестрёнок, тем больше крона у деревьев.
Вед.: Спасибо тебе, дедушка Хамит, за добрые слова.
Дедушка Хамит, наши дети очень любят гостей и всегда к их приходу очень готовятся. Вот посмотри, что они для тебя приготовили.
Песня на выбор
Дедушка Хамит: Время-то как быстро идёт! Пора мне домой за хозяйством присмотреть – оно у меня большое.
Вед.: Подожди, дедушка Хамит, может ты нам поможешь своим советом. Посмотри на наш «курай», он стоит грустным? А ведь на празднике всё должно быть ярким, весёлым.
Дедушка Хамит: Наверное, он хочет увидеть какие вы дружные, веселые, заботливые. У меня как раз для вас есть сундучок, а в нём – задания. Справитесь с ними – расцветёт ваш курай, оживёт, запоёт.
(Отдает сундучок ведущему, прощается и уходит)
(Вед. достаёт из сундучка записку с 1-ым заданием.)
Дети вспоминают пословицы о семье.
- Дом отца соломенный, да дворцом кажется.
- Возле солнца – тепло, возле матери – благостно.
- Корень дерева сквозь землю проходит, корень людей через весь мир тянется.
- Шестерых братьев, что объединятся, даже волки боятся.
- Родич без родича не проживёт.
- Глядя на старшего брата, младший силу обретает; глядя на старшую сестру, младшая подрастает.
- Отец для ребёнка – колчан золотой, мать – золотые стрелы.
Вед.: Дорогие родители, как вы понимаете смысл этих пословиц?
(Родители объясняют смысл нескольких пословиц.)
(Вед. достаёт из сундучка 1-ый кружок из яркой цветной бумаги, один из детей прикрепляет его к макету соцветия курая.
Затем Вед. достаёт записку со 2-ым заданием объявляет, что с ним справятся только наши родители: «Седьмое колено». Вед. задает вопросы, а родители, должны вспомнить и правильно ответить.)
Вопросы:
Брат жены (Шурин)
Брат мужа (Деверь)
Сестра мужа (Золовка)
Сестра жены (Свояченица)
Мать жены (Теща)
Отец жены (Тесть)
Отец мужа (Свекор)
Мать мужа (Свекровь)
Дочь брата или сестры (Племянница)
Брат отца или матери (Дядя)
Жены двух братьев (между собой) (Свояченицы)
Мужья двух сестер (Свояки)
Матери жены и мужа (Сватьи)
(Вед. вручает одному из детей 2-ой кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.
Вед. достаёт из сундучка записку с третьим заданием.
Вед. (читает записку): Что-то пляска не видна?
Нет, не правда, вот она!
Ученик: Ну-ка музыку давайте
Веселее начинайте
Праздник в школе ведь у нас
Мы попляшем вам сейчас.
Татарский танец (или любой)
(По окончании Вед. вручает одному из детей 3-ий кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: (Достаёт из сундучка записку с четвертым заданием). У меня и для гостей есть задание. Я знаю, что все любят танцевать. Исполните-ка, дорогие родители, необычный танец.
Взрослые исполняют танец (свободный танец)
Вед.: Молодцы, гости, не подвели! Вот ещё с одним заданием справились.
(Вручает ребенку 4-ый кружок из цветной бумаги.Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Пятое задание: Я вижу, что все мы – одна большая, дружная семья. Споём вместе хорошую песню.
Дети вместе с родителями исполняют любую песню (подготовить)
(Вед. вручает 5 кружок из цветной бумаги.
Ребенок прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Шестое задание: из поколения в поколение мужчины были защитниками Родины, опорой семьи.
(Вбегает батыр (юноша) с плёткой, приплясывает)
Батыр: Есть у вас смелый джигит?
Уч.1.: Есть!
Мне не надо, мне не надо
Ни подарка, ни награды.
Мне бы только стать джигитом,
Настоящим, знаменитым.
Батыр: Эй, джигиты, запрягайте лошадей.
Танец «Джигиты» (Исполняют мальчики)
Вед. (к родителям): Хороши ваши джигиты!
(Вед. вручает одному из мальчиков 6-ой кружок из цветной бумаги.
Тот прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед.: Седьмое задание: да и девочки-красавицы наши тоже хороши! Женщина издавна считалась хранительницей домашнего очага. У хорошей хозяйки всё ладится, и гостеприимна она, и доброжелательна.
Проводится игра «Гостеприимная хозяйка» (накрыть на стол)
Вед.: А ещё наши девочки такие рукодельницы. Сами посмотрите. (Работы по ДПИ учениц)
Вед. вручает одной из девочек 7-ой кружок из цветной бумаги.
Та прикрепляет его к макету соцветия курая.)Вед. (обращает внимание детей на соцветие курая): Посмотрите, ребята, наш цветок курая расцвёл, стал нарядным.
Уч.2.: Когда я слушаю курай,
То радость льётся через край.
Неприхотлив и невелик
Курая песенный родник.
Вед.: Большое создаётся малым:
Из жёлудя поднялся дуб,
С бревна начался крепкий сруб,
А родничок – реки начало,
С одной сосны начался бор,
С кирпичика пошёл дворец,
С ворсистой ниточки – ковёр.
Вот так придумал наш Творец!
Дом к дому – улица,
Из улиц растут селенья, города.
Всё это ты, Башкирия родная,
Мой край, любимый навсегда!
Уч.1.: Ну-ка шире, шире круг,
Выходи смелее, друг!
Хоровод мы поведем
Всех друзей своих зовём
Дети водят хоровод «Дружба»
(«Башкортостан – венец Урала» У.Идельбаева).
Вед.: Дорогие ребята, дерево, у которого крепкие корни, ветер не валит. Если мы будем знать историю своей родины и своего рода, нам не страшны никакие невзгоды.
Звучит песня «Родительский дом». Дети выходят из зала.
Конец!



Публикации по теме