Сущность и содержание национального воспитания. Психология и педагогикаосновы педагогики

РОЛЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

На сегодняшний день национальное воспитание молодежи является актуальным вопросом. В целях стабилизации экономики страны, повышения патриотических чувств возникает необходимость в национальном воспитании. Для реализации данного вопроса мы должны правильно расставить акценты в духовном становлении нового поколения. Актуальность воспитания молодежи очевидна, при этом необходимо учитывать и предыдущий опыт, сохраняя национальные обычаи, такие как человечность, уважение к старшим и младшим, гостеприимность, справедливость, ум и величественность нации, искусство речи, соприкосновение своих национальных ценностей с другими, огромное культурное, духовное и нравственное наследие.

В процессе обретения независимости страны, ее социально-экономического развития, роста национального сознания возникает важность использования в воспитании молодежи практики всечеловеческих ценностей, вобравший в себя многовековую историю. Несомненно, на сегодняшний день есть свои особенности внедрения в образование национального воспитания. Лишь пропустив национальные ценности, культуру, историю, обычаи сквозь призму сегодняшнего дня, приходит более полное понимание других народов, что повышает научную значимость предмета.

К процессу национального воспитания молодежи нужно подходить более гибко, пробуждая у нее чувство любви к своей родине, заинтересовать подрастающее поколение в изучении культуры, традиций и национальных особенностей, постигая качества, присущие символичной нации, одновременно повышается и интерес к национальным особенностям других наций.

В ХХІ веке с требованием времени образование, сознание человека стоят на очень высоком уровне, потому что рыночная экономика не терпит простоты, лености, безотчетности. Мы, благодаря богатствам нашей земли, должны содействовать процветанию родины, поиску новых путей развития, внедрению новых технологий. Только когда все поставленные перед нами задачи будут выполнены, мы сможем почувствовать себя счастливыми. В этой связи каждый должен задуматься над такими вопросами, которые поднял в своей речи Глава государства Н.А.Назарбаев: «Каждый гражданин независимой страны, задумываясь о прошлом и будущем Казахстана должен задать себе вопрос, «Кто мы были вчера?» «Кто мы сегодня?» «Кем будем завтра? Это значит каждый гражданин должен понимать, что история его страны, его народа не хуже других. Это значит что каждый гражданин должен путем глубоко мышления через исторические недра стремиться быть достойным приемником необъятной земли, оставленным нашими предками».

Как уточняют наши ученые «одним из приоритетных направлений нынешнего образования является педагогическое действие направленное на личность. В то же время, это воспитание образованной и квалифицированной молодежи, которая может жить в этой динамично развивающейся стране, обществе», . На сегодняшний день основное педагогическое направление, это дать молодежи такие знания, которые она сможет использовать в своей жизненной практике.

История развития и этапы формирования воспитательной практики народа испытали многое. Несмотря на время, хотя они и были подвержены общественным противоречиям, национальные воспитательные черты до сегодняшнего дня не потеряли свою ценность, необходимость в быту, наоборот стали базисом в воссоздании наших национальных особенностей. Необходимо внедрить особенности национального воспитания совместно с семейным воспитанием и организациями образования, которые явятся единственным решением в таких общественных бедствий, которые ранее были чужды казахскому народу, как-то молодежь, отправляющая родителей в дом престарелых, брошенные дети, алкогольная зависимость, употребление наркотиков, привлечение в религиозные секты, тяжкие преступления, проституция. Все эти причины, заполонившие наше общество, стали причиной того, что в очагах образования не преподавался такой предмет, как национальное воспитание. Не секрет, что с распадом союза, оглядывающуюся назад национальную историю постиг рост этих чуждых явлений, перечисленных выше. Особый рост приходится на период кризиса, после отсоединения от великой империи как Советский союз и получения независимости государства. В труде доктора философских наук М.Молдабекова сказано: «В Казахстане, получившей свободу, заново возрождаются социально-культурные начинания, у народа видна национально-просветительская гармония». Изучение человеческих ценностей в воспитании казахского народа, раскрытие национальных особенностей, умение дать знание в условиях глобализации, дать молодежи представление о мировой культуре и национальной значимости, все это является правильным направлением для устранения негативных влияний.

В связи с вышесказанным, необходимо в самое ближайшее время обосновать новый предмет «Национальное воспитание» с научной точки зрения и поднять вопрос о его внедрении на национальный уровень, что явится главным приоритетом в формировании будущего поколения, твердо стоящим на ногах.

На сегодняшний день проводится большая работа по современной систематизации, изучении и аналитике предмета «Национальное воспитание» с научной точки зрения, собраны и обработаны мысли, идеи средневековых деятелей, сочинения наших казахских просветителей, прославлявших язык, религию, культуру, обычаи и быт нашей нации, песни наших акынов, воспитательные игры, высказывания великих биев, слава батыров защищавших родину.

Словом, предмет «Национальное воспитание» – это предмет изучающий уважение языка личности, почитание религии, формирование сущности, адаптированность национальным обычаям, обучающий использовать сегодняшние достижения в определенной ситуации.

Цель предмета «Национальное воспитание» – воспитание полноправной личности, у которого развито чувство национального самосознания, который может внести свой вклад в формирование национальных интересов, связать национальные и общечеловеческие ценности. Если определить научно педагогические основы национального воспитания в народной педагогике, то тогда совершенствуется национальное самосознание молодежи, всесторонне развивается личностные качества, в связи с этим появляется возможность ознакомить школьников с мировыми ценностями совместно с их национальными особенностями.

Задачи предмета «Национальное воспитание»:

ознакомление подрастающего поколения с основными значениями, знаниями, идеями миропознаниями и методами казахского национального воспитания;

формирование в подрастающем поколении языка, истории, религии, национальной традиции, национальной культуры, обычаев, чувства самопознание, гордости, характера, миропознания;

изучение навыков необходимых в социально-психологическом, экономическо-правовом аспекте, развитие логического мышления на основе казахских национальных ценностей, правильно и грамотно разговаривать, умение держать себя в обществе, формирование конкурентоспособной компетентности;

быть осмотрительным относительно негативных действий, совмещать душевную и телесную красоту, постоянно совершенствоваться;

адаптирование к грамотному и правильному использованию ресурсов общества и природы в пользу человека, обобщая национальные ценности с общечеловеческими ценностями;

достижение межнационального согласия, пропагандируя представителям других наций глубину и важность воспитания казахского народа.

Основные содержательные аспекты предмета «Национального воспитания» основываются на категориях национального сознания, национального языка, национальной культуры, национальной сущности, национальной традиции и обычаев, на основных базисах национального воспитания. Предмет «Национального воспитания» несомненно, повысит качество образования, учитывая полное обеспечение направлений в традиционном классическом педагогическом воспитании.

В качестве проблемы, на которую нужно обратить особое внимание, является определение тем связанных с воспитанием. В качестве примера предлагаем некоторые из них: национальные игры, пословицы, крылатые слова казахского народа, значение воспитания, родственные отношения, понятие значимости рода до седьмого колена, воспитание девочки, воспитание мальчика, воспитание невестки, воспитание юноши, роль национального воспитания в регулировании отношений между членами семьи, традиции и обычаи свойственные казахскому народу, человеческие ценности казахского народа, значимость религии в преподавании национального воспитания.

Сегодня много говорится о важности социально-личностного роста молодежи, значимости национального воспитания в связи с возрастными особенностями, здорового образа жизни, воспитания человечности, а также поднимается вопрос о негативных действиях в среде молодежи (табакокурение, наркомания, проституция, алкоголизм, хулиганство, преступления) и о влиянии религии на социальное становление молодежи. Поэтому в рамках предмета «Национальное воспитание», избавившись от вышеназванных негативных проявлений, повысив воспитательную роль религии в формировании подрастающего поколения, мы придадим воспитательную окраску существующему образовательному процессу.

Национальное воспитание играет важную роль в обеспечение благосостояние народа, в развитии экономики, в упрочнении независимости Республики Казахстан и признании другими странами авторитета нашей перспективной, стремительно-развивающейся республики.

Использованная литература:

1. Ерғалиева Г.А. «Рухани-адамгершілік құндылықтар негізінде студенттердің өзін-өзі тәрбиеленуінің педагогикалық шарттары». –Атырау, 2006. – 149б.

2. «Ұлттық тәрбие» журналы – ҚазҰПУ баспасы – 132 б.

Интернационализация и национализация воспитания. Теории национального воспитания: теория многокультурного образования, культурологический и аксиологический подходы. Роль традиций в национальном воспитании.

Одной из основных тенденций развития образования в современном мире является интеграция стран в разработке его различных проблем, в том числе и проблем, связанных с определением целей, содержания воспитания. Можно выделить два направления в решении обозначенных вопросов: интернационализация и национализация воспитания. Открытость границ, установление тесных межгосударственных связей во всех областях жизни приводят к межнациональному обмену традициями, достижениями культуры и т.д. В то же время активно разрабатываются концепции национального воспитания, вызванные стремлением больших и малых народов сохранить национальную систему воспитания в качестве передачи уникального этнокультурного наследия от поколения к поколению.

На необходимость учета национального фактора при организации воспитания обращали общественные деятели и педагоги прошлого. По мнению Ф. Дистервега, нельзя решать вопросы воспитания вне конкретной обстановки. При воспитании, отмечал он, следует принимать во внимание условия, место и время, всю современную культуру, в особенности страны, являющейся родиной ученика. В России данный аспект воспитания в ХIХ веке К. Д. Ушинский предлагал решать на основе принципа народности. В народности он видел то начало, на которое должно непременно опираться разумно организованное воспитание. Каждый народ, утверждал К. Д. Ушинский, отличается от других народов своеобразием исторически сложившихся черт своего характера, языка и др. Поэтому всякую попытку представить систему воспитания одинаково для всех стран и народов он отвергал как несостоятельную и вредную. В советский период интенсивно разрабатывались такие направления воспитательной работы, как патриотическое и интернациональное воспитание. Акцент при этом делался не на своеобразные национальные характеристики, которые зачастую игнорировались, а на принципиальное единство всех народов, населявших нашу страну.

В настоящее время в педагогической науке существует несколько концепций учета национального фактора в процессе воспитания: теория многокультурного образования (Г. Д. Дмитриев), культурологический подход (В. С. Библер, Е. В. Бондаревская), аксиологический подход (А. В. Петровский, Е. Н. Шиянов).

Так, например, в рамках теории многокультурного образования рассматриваются проблемы организации взаимодействия в учебно-воспитательных коллективах, где есть представители разных этнических групп, педагогически целесообразного разрешения конфликтов, возникающих в таких коллективах на национальной почве, использования культуры отдельных учащихся для взаимного культурного обогащения, учета этнопсихологических и этнокультурных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания; подготовки педагога, умеющего создать в классе атмосферу терпимости и доброжелательности, организовать воспитательную работу с представителями разных этнических групп. Данная теория направлена на формирование толерантности , т.е. терпимого отношения к представителям иной расы, национальности, вероисповедания, социальной группы.

Основными понятиями культурологического подхода являются культуросообразная среда, диалог культур. Главным средством воспитания становится создание особой среды, наиболее благоприятной для самореализации человека как представителя определенной национальной культуры. Ее создание исключает замкнутость в рамках конкретной культуры, а предполагает широкое взаимодействие с другими культурами и их представителями. Формы, методы и приемы воспитания должны отвечать народным традициям, особенностям национальной культуры.

Центральным понятием аксиологического подхода является ценности. При организации воспитательной работы с учетом национальной специфики предлагается следующая иерархия ценностей: общечеловеческие ценности – общенациональные ценности – местные ценности – традиционные ценности воспитательного учреждения – личные ценности.

Все концепции связаны между собой и направлены на формирование человека, обладающего мировой и национальной культурой.

Этнопсихологические и этнокультурные особенности воспитания определяют своеобразие форм и способов воспитательных воздействий, их сочетание; продолжительность воспитательных воздействий; соотношение коллективной, групповой и индивидуальной работы; характер предъявления педагогических требований и др.

Особенно велика роль в организации воспитания национальных традиций. Традиции – это исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности и представления. В различных формах проявления национальной культуры представителей многочисленных народов нашей страны присутствуют элементы возрождающихся сейчас религиозных отношений, традиционных для этих народов. При организации воспитательных мероприятий широко применяются религиозная символика и культовые атрибуты, используются методы и приемы религиозного воспитания. Такой подход к организации воспитания имеет как положительные, так и отрицательные стороны.

Вопросы и задания:

    Дайте определение понятиям «культура межнационального общения», «интернациональное воспитание», «патриотическое воспитание», «толерантность».

    В чем заключается смысл принципа народности в воспитании?

    Почему проблема учета национального фактора в процессе воспитания в настоящее время стоит особенно остро в нашей стране, конкретном регионе?

    В чем сущность наиболее распространенных подходов к анализу и решению данной проблемы?

    Охарактеризуйте особенности организации воспитания на примере одного из этносов.

Современное человечество представляет собой огромное множество различных исторически сложившихся общностей - наций, народностей, этнических групп. Только на территории России, по данным ученых-этнологов, их насчитывается более трехсот. Каждая нация и народность отличается единством языка и культуры, имеет свои особенности в образе жизни, в образовании и воспитании.
В настоящее время в условиях общемировых процессов интернационализации и глобализации, политических и социальноэкономических реформ в России формируется новая воспитательно-образовательная ситуация, для которой характерно усиление этнизации содержания образования и воспитания, учет национальных особенностей культуры народов, проживающих на территории нашей страны.
Национальное своеобразие воспитания проявляется у каждого народа как свое отличительное, самобытное (культура, язык, обычаи, традиции). Это своеобразие мы видим также в поведении людей, умении разговаривать и обсуждать какие-либо проблемы, выстраивать взаимоотношения и налаживать сотрудничество. По сути - это культура межнационального общения, где признание, понимание, принятие особенностей каждого человека и народа в целом реализуются во взаимодействии, в информационной, коммуникативной сферах деятельности человека и передаче опыта и культурного наследия от поколения к поколению.
Культура создается сообща. Любой народ гордится своими памятниками, фольклором, своей музыкой и литературой, своими изобретениями. Более того, если такой гордости нет, это признак какого-то серьезного национального неблагополучия. Гордиться народу следует и своим большим и небольшим вкладом в культуру человечества. Ибо во всяком культурном вкладе любого народа есть нечто свое неповторимое, а потому и особенно ценное.
Культура - это та сфера человеческой деятельности, которая испокон веков объединяла людей, консолидировала народы, позволяла лучше понять друг друга. Ее идеи универсальны. Для них не существует ни государственных, ни расовых, ни религиозных границ. Многообразие современной социальной жизни проявляется в признании наличия сходных культурологических и этнических позиций у представителей разных стран и народов. Формируется более новая, более совершенная культура взаимоотношений, позволяющая использовать весь многообразный опыт мирового сообщества. Сегодня все заметнее проявляются в сознании людей элементы гуманных отношений, требующие, чтобы эти отношения носили не только межличностный, но и социальный характер, удовлетворяя интересы наций, народов, государств.
Одной из примечательных особенностей современного духовного развития является глубоко прочувствованная многими людьми связь с каждым человеком и со всеми людьми, живущими на земле. Совершается интенсивный взаимный человеческий прорыв друг к другу, растет культурное взаимопонимание, ведущее к взаимооткрытию. Несмотря на расхождение политических культур, на различие миро-воззрений, имеются реальные возможности для их взаимопроникновения и взаимодействия. Возможен новый подход к культурным контактам, создаются реальные возможности для широкого творче-ского обмена между народами и нациями, способствующего обогащению общечеловеческими ценностями. Такой обмен возможен и полезен на уровне государств, городов, образовательных и социокультурных учреждений, общественных объединений.
Обмен культурными ценностями имеет два аспекта: с одной стороны, он помогает постичь духовную самобытность и ценности того или иного народа, а с другой - активно стимулирует восприятие культуры другим народом, по-своему переосмысливающим ее при создании собственной национальной культуры. Культурные связистали необычайно актуальными. Хотя обмен духовными ценностями существовал всегда, в современных условиях он превратился в глобальное общение, охватившее многие ре-гионы. Смысл этого процесса состоит в том, что происходит широкое усвоение общечеловеческих ценностей на основе взаимопонимания, взаимодоверия, взаимодействия, причем речь идет не о формальном заимствовании, не о подражательстве, а о творческом усвоении разнообразных культурных идей.
Обмен духовными ценностями протекает при условии сохранности национальных особенностей. Его цель - ориентируясь на неповторимый облик каждой национальной культуры, обогащать ее. Опасны процессы, направленные на стирание национальных красок. Сближение культур неизбежно влияет на обогащение и развитие национальной самобытности. Подобное взаимодействие совершенно не ущемляет национальных интересов и национальных культур.
Культурное мировое сообщество все глубже воспринимает идею диалога, опираясь на гуманистическое мышление. Его нравственная ценность как раз и состоит в том, что он помогает объективно воспринимать окружающее разнообразие людей, народов, культур и понимать, что другой человек вполне может быть иным, а народы могут быть разными, отличаться друг от друга. Понимание этого наблюдается в культурной сфере, в со-вместной деятельности на основе диалога. Развитию умения общаться, мыслить глобально, понимать человека другой культуры учит воспитательная система <школа диалога культур >, предло-женная Ю.С.Кургановым.
Сегодня известно такое понятие, как межкультурная грамотность (понимание культуры других народов). Это осознание различий в идеях, обычаях, культурных традициях, присущих разным народам, способность увидеть общее и различное между разнообразными культурами и взглянуть на традиции собственного общества глазами других народов. В воспитательно-образовательном процессе под общекультурной грамотностью подразумевается общее понимание учащимися определяющих характеристик культур мира, проникновение в сущность их сходств и различий, знание и эмпатическое восприятие разнообразных культур, осозна-ние ценности и неповторимости каждой из них. Следовательно, перед педагогом стоит задача формирования межкультурно ориентированной личности, способной к пониманию культуры другого народа и позитивному к ней отношению, осмыслению ее сквозь призму собственной культуры. Учитель при этом выступает в качестве образца, демонстрируя рациональное и открытое мышление, но не отказываясь от собственной позиции.

По сути - это современный интернационализм, когда мы уме-ем воспринимать культуру других, не ущемляя ее достоинств, не нанося вреда людям, несущим эту культуру. С другой стороны, это возможность продемонстрировать культуру своего народа, знать свои отличительные особенности, традиции, обычаи, фольклор, народные промыслы, гордиться этим своеобразием. Следователь-но, интернационализм - это этническое социально-психологи-ческое образование, выражающееся в уважении к человеку любой национальной общности, расположенности к содружеству с людьми любой нации и желании блага представителям всех этнических групп. Интернационализм - международная солидарность людей различных наций и рас, основа их взаимопонимания, вза-имного доверия, взаимопроникновения культур, ценностей, зна-ний и технологий; он противоположен национализму.
Человек должен научиться жить в условиях множественности культур. И дело здесь не просто в умении уважать другие точки зрения. Сформировать свою точку зрения невозможно, не воспроизводя в ней иные способы понимания. Как утверждают ученые, истина не рождается и не находится в голове отдельного челове-ка, она рождается между людьми, совместно ищущими истину в процессе их диалогического общения. Общение людей не просто универсальное, биологическое и социальное явление, оно имеет национальную окраску, специфический этикет, который может показаться странным для человека другой национальности.
Общечеловеческие и национальные ценности находятся в не-разрывном единстве, дополняют и обогащают друг друга, поэто-му народное воспитание рассматривается как ценность общечело-веческого и национального характера. Народность должна быть ведущим принципом воспитания, ведь кто не принадлежит своему отечеству, тот не принадлежит человечеству. На помощь воспита-телям приходит этнопедагогика. Этнопедагогикаисследует закономерности и особенности народного, этнического воспитания. Она пользуется методами и источниками педагогики, но вместе с тем для нее чрезвычайно актуально применение этнографических, археологических, этнопсихологических и социологических методов.
Ориентация на общечеловеческие ценности, мировую и национальную культуры предполагает исследование педагогиче-ской культуры народных масс, выработанной тысячелетним опытом человечества и бытующей в народе до наших дней. На вопро-сы воспитания в духе народности, использования опыта народа, его воспитательного потенциала обращали внимание многие ученые в разные времена.
Я.А. Коменский приложил много усилий для объединения народов Европы вокруг идей гуманизма и демократии. Он утверждал, что учителя детей народа должны быть подлинно народными, их внимание должны привлекать национальные особенности учащихся, вопросы становления культурных общностей, общности исторических судеб людей, живущих на одной территории, К.Д. Ушинский указывал на особенности русского национального характера. Он писал, что школа должна действовать в на-правлении развития <нравственности характера>, изучения родного языка. В своей работе <О народности в общественном воспи-тании> он отмечал, что воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа. В работе с детьми нужно стремиться давать учащимся как можно больше общечело-веческого, но через национальное.
Созвучны высказыванию К.Д.Ушинского слова В.Г.Белинского, который говорил, что даже тогда, когда прогресс одного народа совершается через заимствование культуры у другого народа, он достигается национально. Когда же народ поддается напору чуждых ему идей и обычаев, не имея в себе силы перерабатывать их самодеятельностью собственной национальности в собствен-ную сущность, тогда народ гибнет политически.

Народная педагогика была предметом особого внимания А.С. Макаренко, который подчеркивал ее житейскую мудрость, <обыкновенный здравый смысл>, влияние на подрастающее поколение. Сегодня она живет в народной мудрости пословиц, тра-дициях и обычаях, особенностях языка разных народов. Народная педагогика создается творцами из народа, подчас не имеющими профессиональной подготовки, представляя собой мифы, легенды, эпос, сказания, песни, танцы, сказки, основанные на тради-циях данной местности.
В.А.Сухомлинский из всех средств воспитания наиболее значимым считал родное слово (<язык - духовное богатство наро-да>). Принцип народности и патриотизма в воспитании у Сухомлинского реализовывался через пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины и через организацию эмоцио-нально-ценностной конкретной практической деятельности.
Духовное богатство народа тесно связано с народной педагогикой, нравственными проповедями, духовными заповедями религии. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляется через труд, добротворческую созидательную деятельность и через приобщение молодежи к своей истории и произведениям народного творчества: музыкально-танцевального, художественно-прикладного. Народные праздники, ритуалы, эпос, легенды, сказки, пословицы и поговорки, в которых воплощена народная мудрость, содержат мо-рально-этические назидания, наставления, отражают бесценный педагогический опыт, направленный на приобщение к богатствам национальной, а через них мировой культуры, приобщение к общенациональным ценностям, следование нравственным законам жизни.
Все это связано с так называемым менталитетом. Менталитет - относительно целостная совокупность мыслей, верований, создающих картину мира и скрепляющих единство культурной традиции или какой-либо общности. История показывает, что педагогические идеи и концепции, учитывающие менталитет, всегда более органично вписываются в образовательную практику, так как отражают идеальный образ человека - представителя определенного народа. Менталитет является частью традиции, совокупностью сознательных и бессознательных установок, сопряженных с этнической традицией. В основе менталитета этноса ле-жит идея, составляющая духовный идеал, который цементирует народ в нечто единое, цельное, пронизывающее всю систему ценностных ориентаций. Менталитет фиксирует устойчивую на-строенность внутреннего мира человека, объединяет его в социальные группы и исторические общности. Природное и культурное, рациональное и эмоциональное, сознательное и бессознательное, индивидуальное и общественное - все это пересекается на уровне ментальности, растворяясь в ее структурах. Характерны-ми особенностями национальных ценностей образования следует признать глубокие исторические корни в народной педагогике; органическую связь с духовными и материальными национальными ценностями; их способность обновляться и обогащаться в про-цессе исторического развития, сохраняя в то же время преемственность с народными традициями.
Национальная образовательная и воспитательная системы в России всегда строились на основе особой ментальности. Эта особенность носит национально ориентированный характер, который проявляется в том, что человек думает и как он поступает. Национальная система воспитания определяется национальным менталитетом, демонстрирующим свои ценности миру в целом, другому народу, другому человеку. Проблема национальных ценностей в образовании, региональное своеобразие воспитания должны рассматриваться на основе общечеловеческих, философских, гуманистических подходов. С точки зрения ученых, национальное воспитание и образование являются органической частью развития общества. Национальные ценности только тогда становятся ценностями образования, когда они не допускают противопоставления одного ребенка другому, когда они учат каждого из них понимать национальные чувства другого, видеть величие и историческую значимость вклада каждого народа в культуру и духовное развитие человечества. Школа способна не только решить проблему использования национальных ценностей как средства объединения детей на уровне человеческого эмоционально-насыщенного общения, но и раскрыть перед каждым из них возможности внесения своего вклада в укрепление и обогащение этих ценностей. Благодаря образованию и воспитанию каждый ребенок может понять, как можно научиться использовать то, что до тебя идля тебя наработано, открыто, достигнуто, решено, и то, что ты лично можешь для себя, для своего народа, для своей страны сделать.
Осознанная любовь к своему народу не соединима с ненавистью к другим. Любя и понимая свой народ, свою семью, человек будет больше любить и понимать другие народы, другие семьи и других людей. Если в человеке доминирует общая настроенность к восприятию чужих культур, то она неизбежно приводит его к ясному осознанию ценности своей собственной культуры.
В октябре 1995г. странами ООН была провозглашена Декларация принципов терпимости, в статье 1 терпимостьрассматривается как уважение, принятие и правильное понимание богатого много-образия культуры нашего мира, форм самоуважения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, откры-тость общения и свобода мыслей, совести и убеждений. Терпимость - это единство в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, и правовая потребность. Терпимость - это то, что делает возможным достижение мира. Терпимость - это прежде всего активное отношение к жизни, формируемое на осно-ве признания прав и основных свобод человека. К сожалению, в современном обществе часто проявляются крайние формы нетер-пимости: дискриминация, расизм, агрессивный национализм, апартеид, геноцид, религиозный фанатизм, этническая чистка.

Воспитательная работа в образовательных учреждениях должна способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях, как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями. Путь к взаимопониманию проходит не только через знания, представле-ния, но и через чувства, стремление видеть прекрасное в инона-циональном, инорелигиозном.
У детей следует развивать понимание того, что каждый человек, будь то мусульманин или христианин, выходит за пределы рамок определенной религии, под влиянием которой он форми-ровался. В свою очередь общечеловеческая культура богаче и раз-нообразнее любой религиозной и национальной культуры, а гар-монии между ними можно достичь при наличии высокой культу-ры межнационального и межрелигиозного общения. Отсюда понятие веротерпимость- это терпимость к чужой религии, признание ее права на существование. Воспитание веротерпимости является составной частью воспитания культуры межнациональ-ного общения и направлено на формирование уважения религи-озных взглядов другого человека.
Наиболее активное усвоение, <присвоение> образцов деятель-ности и поведения, социальных норм происходит вместе с социализацией личности в подростковом возрасте. Вместе с тем в это время дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении, сопоставлении образцов нравственно-этического поведения и реального поведения сверстников. И в этом отноше-нии народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося самосознания и поведения растущего человека. Знание культуры своего этносоциума способствует зарождению интереса к традициям и культуре других народов, что является основой развития этнокультурных взаимодействий.
Национальные ценности образования и воспитания органично включаются в общечеловеческие педагогические ценности и на-оборот. Национальные ценности образования и воспитания, как и общечеловеческие не статичны, а историчны, т.е. находятся в по-стоянном развитии и изменении под влиянием перемен в дви-жении определенной общественной формы, социально-экономи-ческих и культурных условий данной страны. Все наиболее значимые достижения духовной культуры, литературы и искусства, на-уки и техники, материального производства той или иной страны посредством отражения их в содержании школьного и вузовского образования приобретают значение его национальных ценностей и активно влияют на формирование гражданственности и патрио-тизма подрастающих поколений. Одним из решающих условий та-кого функционирования национальных ценностей образования следует признать их четкую гуманистическую направленность и демократическую сущность (связь с народными истоками) и пол-ное, решительное размежевание с любыми проявлениями нацио-нализма и шовинизма.
Культура межнационального общения невозможна без сфор-мированности у субъектов воспитательного процесса такого каче-ства личности, как толерантность, представляющая проявление отношений человека к другим людям, это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность - это часть культуры человека XXI века. Ее можно рассматривать с точки зрения философии, психологии, медицины. Толерантность - это ценность социокультурной системы, она является внутренним стержнем всего бытия человека. Толерантность - это и принцип, руководящая идея, основное положение во взаимодействии людей. Рассматри-ваемое понятие можно определить как норму в жизнедеятель-ности общества, основанного на согласии, сотрудничестве, взаи-мопонимании и взаимоуважении. Основными признаками толе-рантного общества являются: общественные отношения, общественный порядок, политические процессы, отношение к мень-шинствам, культурные традиции, отношение к религии, средства массовой информации, язык.
Самый высокий уровень проявления толерантности личности - наличие толерантности как идеала, совершенного образца в решении любых вопросов, касающихся общения людей.

США: Права с пеленок!

Даже самые занятые и поглощенные работой американские родители считают своей непременной обязанностью уделять как можно больше времени своим детям. Есть даже такое понятие, как family day, − это, как правило, один из выходных, полностью посвященный семье. Детей начиная с грудного возраста родители берут с собой всюду − в Америке все для этого приспособлено.

Американская семья − живое воплощение демократии. Американский ребенок является полноправным членом семьи, имеет в ней такое же право голоса, как и остальные, по всем вопросам. Поэтому, в отличие от своих зарубежных сверстников, маленькие американцы чуть ли не с пеленок привыкают самостоятельно решать, что есть, во что одеваться и чем скрасить свой досуг.

Бабушкам-дедушкам детей в Америке оставлять не принято. Считается, что дети − это проблема родителей, и, раз уж семья решилась иметь малышей, пусть и занимается ими полностью. Родители чаще всего нанимают бебиситтера. Подавляющее большинство представителей этой профессии в США − иммигранты без специального образования, согласные работать за очень небольшое по американским стандартам вознаграждение.

В большинстве случаев в качестве наказания для непослушных малышей в США практикуется лишение развлечений, сладостей, игрушек и прочих удовольствий. Однако 69% американцев сегодня признаются, что по-прежнему время от времени «шлепают своих детей по попе или дают им подзатыльники», если те плохо себя ведут. И это несмотря на то, что жалобы малышей в садике, школе или просто соседям на рукоприкладство со стороны мамы или папы могут привести к серьезному разбирательству.

Франция: Ранняя социализация

Французы прежде всего стараются воспитать из своих детей будущих примерных семьянинов и законопослушных граждан. Создать общественную единицу для них гораздо важнее, чем поощрять самовыражение. Тем не менее это не означает, что французские родители менее заботливые и любящие, просто они верят в то, что для ребенка важно быть воспитанным, что ему нужно внушать определенные представления, рассказывать о ценностях французского общества.

Французские родители не считают нужным прерывать какое-либо свое занятие, чтобы выслушивать ребенка или баловать его. Французские мамы и папы не стесняются делать своим детям замечания по поводу глупости, плохого вкуса, плохих манер, неуместного поведения и небрежности в одежде.

Маленькие французы учатся правильно выбирать время для беседы и быть изобретательными, чтобы привлечь к себе внимание

Домашнее воспитание во Франции популярностью не пользуется. Француженки предпочитают работать. Кроме того, большинство французских матерей уверены, что ранняя социализация пойдет малышу только на пользу. Ведь в яслях или детском саду малыш начинает за компанию с друзьями играть, читать, рисовать. Кроме того, он рано понимает, что такое дисциплина и как важно быть дисциплинированным и, что не менее важно, самостоятельным. Французские дети быстро учатся обращаться со столовыми приборами, самостоятельно одеваться и раздеваться, пользоваться туалетом без помощи взрослых и т. д.

Бабушки и дедушки принимают мало участия в воспитании внуков − привлекать их к этому во Франции не принято. А вот что касается системы наказаний, то во Франции дать ребенку ремнем по «мягкому месту» не считается чем-то зазорным. Опрос, проведенный еще в 2007 году специалистами организации «Европейский союз семьи» (Europaische Familienunion, UFE), выявил, что 9 из 10 французских родителей прибегают к физическим наказаниям своих детей. 95% опрошенных признались в том, что им самим в детстве доставалось от родителей, а около 65% даже уверены, что физическое наказание было оправданным.

Великобритания: Чисто английское воспитание

Типичный англичанин обладает строгим характером. С раннего возраста ребенка приучают к самостоятельности, лишая его всяческой опеки. Английская семья меньше, чем любая другая европейская, и уж тем более русская, ограждает ребенка от внешнего мира. Ребенка воспитывают так, чтобы он чувствовал себя в компании своих сверстников и наставников в такой же степени дома, как в собственной семье.

Сегодня полный или частичный запрет на телесные наказания детей введен в Швеции, Австрии, Хорватии, Дании, Финляндии, Германии, Исландии, Латвии, Норвегии, Румынии, Украине и на Кипре. А вот в России, США, Франции такие запреты по-прежнему отсутствуют.

Даже детские слезы считаются у англичан неприемлемым воздействием на окружающих. Упал малыш с велосипеда − никто не будет его поднимать или тревожиться о разбитой коленке. Ребенок должен самостоятельно подняться на ноги и, главное, ехать дальше! А ведь ему всего 3 года!

Что касается системы наказаний, то в Великобритании с 1860 года действует «Билль о детях». Согласно поправкам к нему, привнесенным в ноябре 2004 года, за рукоприкладство, в результате которого «возникают синяки, царапины или покраснения на коже», родителям могут дать до пяти лет тюрьмы.

Германия: Границы дозволенного

В Германии нет авторитарного и подавляющего воспитания, но есть правила и традиции. С малых лет детей приучают к порядку, пунктуальности и обязательности. Их приучают все делать самим: упал − вставай, разлил чай − вытирай. В своей комнате дети могут делать все, что хотят, − это их территория, но в самой квартире нужно вести себя прилично, нельзя трогать вещи родителей без разрешения. Детям сразу дается понять, что у каждого человека есть свои интересы и желания.

Там, где родители работают, как правило, нанимают няню, а мамы могут делать карьеру и зарабатывать на оплату помощников по ведению хозяйства и воспитанию детей. Либо отдавать детей в детские учреждения, причем о месте надо позаботиться заранее − многие мамы встают на очередь сразу после выхода из роддома. В детском саду маленькие немцы обычно много играют в игры, которые учат их самостоятельно мыслить и принимать решения.

С 2000 года права детей в Германии защищены законом, любое насилие взрослых по отношению к ним преследуется юридически. В пункте 2 статьи 1631 Гражданского кодекса Германии так и записано: «Дети имеют право на воспитание без насилия. Телесные наказания, душевный вред и прочие действия, унижающие человеческое достоинство, запрещены».

Италия: Рай для детей

Италия − настоящий рай для детей! Маленькие итальянцы растут в атмосфере вседозволенности и бессистемности. Им разрешено все. Итальянцы везде берут с собой малышей, поэтому их всегда видно и слышно, за исключением времени с двух до пяти дня, когда они спят после обеда. Дело в том, что итальянские дети привыкли отдыхать перед вечерней прогулкой, когда (как только чуть спадет жара) их родители лениво выползают на опустевшие улицы − других посмотреть и себя показать. Итальянцы удивительно терпимы к детям, даже самым неугомонным.

Что бы ребенок ни вытворял, пусть он хоть на голове стоит, никто ему (а также его родителям) и слова не скажет, потому что все прекрасно понимают, что он ведет себя действительно как ребенок. А те, кому мешает его поведение, скорее сами отойдут чуть в сторону, лишь мило улыбнувшись его выходкам, чем потревожат кого-либо из родителей.

В Италии родители везде берут малышей с собой, поэтому их всегда видно и слышно. Согласно исследованию, проведенному группой туристических операторов Франции, США и Испании под руководством итальянского психолога Массимо Чиконья, итальянские дети – самые невоспитанные в Европе.

Многие итальянцы отдают трехлетних детишек в детские сады (scuola materna), где в течение трех лет их готовят к школе. Дети учатся в группах по 15−30 человек по методу знаменитого во всем мире педагога Марии Монтессори. Каждое утро ребенок сам выбирает себе занятие, которое в этот момент ему по душе. Например, сегодня малыш хочет поливать цветы, в другой день − подметать пол, в третий − рассматривать книги. Ребенок также сам решает, будет ли он что-то делать один или вместе с другими. Постепенно у детей формируется чувство собственного достоинства, независимости и уверенности в себе, поскольку всеми этими простыми для взрослых умениями они овладевают совершенно самостоятельно.

В Италии, в отличие от многих других европейских стран, принято часто оставлять детей с родственниками, в особенности с бабушками и дедушками. В случае, когда ребенка нужно наказать (ведь, несмотря на вседозволенность, маленьким итальянцам тоже иногда попадает от родителей), 71% итальянских родителей в данном случае наиболее эффективным считают введение ограничений, 32% предпочитают отругать своих детей, а 21% заставляют их делать то, что им не нравится. Тем не менее в экстремальных ситуациях 53% родителей в Италии признаются, что прибегают к физическому наказанию, среди них до 63% − это родители маленьких детей и до 40% − родители подростков.

Китай: Дети Поднебесной

Китайские традиции, связанные с рождением и воспитанием детей, сильно отличаются от европейских.

После рождения в течение месяца мама и ребенок особо опекаются. Считается, что молодой маме не следует часто вставать с постели, нужно поменьше двигаться, не стричь волосы, не есть определенные продукты, не пить зеленый чай, поскольку все они имеют холодную природу. Весь уход за ребенком и работа по дому ложатся на плечи родственников женского пола.

Здесь, принято отдавать детей в ясли с раннего возраста (иногда даже с трех месяцев), где они живут по правилам коллектива в полном соответствии с принятыми нормами.

Жесткий режим дает и свои положительные плоды: малыши рано начинают ходить на горшок, спят и едят строго по расписанию, растут послушными, в жестких рамках раз и навсегда установленных правил.

С самого раннего возраста воспитатели и родители усердно занимаются развитием малышей, и в этом китайцы близки россиянам. Обучающие игры и специальные программы, помноженные на усидчивость и послушание китайцев, способны дать грандиозные результаты!

Япония: И Бог, и раб, и друг

Маленьким детям в Японии разрешают все, но в 5−6 лет ребенок попадает в очень жесткую систему правил и ограничений, которые четко предписывают, как надо поступать в той или иной ситуации.

С раннего детства японские дети очень свободны в выборе своих желаний. Ребенок в Японии почти никогда не плачет. Конечно, ведь все его желания тут же удовлетворяются: до 2 лет мама носит его привязанным за спиной, спит он около нее, и грудь ему мать дает в любое время. Даже когда малыш начинает ходить, его почти не спускают с рук. Рядом с ним всегда мать, бабушка, сестры, и от них он слышит только предостережения: «опасно», «грязно», «плохо». Эти три слова прочно оседают в его подсознании.

С нашей точки зрения, российский ребенок идеален, если он послушен и дисциплинирован, а в Японии, получается, детей неимоверно балуют, им не дают повода плакать! Им почти ничего не запрещают до школьного возраста! Японцы умудряются совершенно не реагировать на плохое поведение детей, словно бы не замечая его. Воспитание ребенка здесь похоже на угрозу отчуждения: «Если ты будешь себя вести неподобающим образом, все станут над тобой смеяться, все отвернутся от тебя». И такая боязнь быть отвергнутым, униженным, отлученным от семьи с ранних лет западает в душу малыша. А поскольку образ жизни и даже уклад японского дома таков, что человек почти все время живет на глазах у других, эта угроза действует серьезно.

Период «вседозволенности» у малыша продолжается всего до 5 лет. До этого возраста японцы обращаются с ребенком «как с королем», с 5 до 12 лет − «как с рабом», а после 12 − «как с равным».

Считается, что 12-летний ребенок является уже достаточно взрослым, для того чтобы четко осознавать свои обязанности и беспрекословно подчиняться правилам. В этом заключается парадокс японского воспитания: из ребенка, которому в детстве разрешали все, вырастает дисциплинированный и законопослушный гражданин.

Россия: А как у нас?

В современном российском воспитании трудно найти общую, внутренне непротиворечивую идею, во имя которой бы это воспитание осуществлялось.

Процесс воспитания детей разных стран дает разные результаты. В Нигерии среди двухлетних малышей 90% умеют умываться, 75% могут делать покупки, а 39% – мыть свою тарелку. В США считается, что к двум годам ребенок должен катать машинку на колесиках

«В Советском Союзе, например, такая идея была − воспитать нормативного члена коммунистического общества, привить ему чувство коллективизма и трудолюбие. Сейчас педагоги сомневаются в необходимости даже тех качеств, которые воспитывают как бы по инерции, и маленькие дети, а уж тем более подростки, эту внутреннюю противоречивость позиции педагогов чувствуют, − рассказывает клинический психолог Анастасия Чембарисова. − Так, например, воспитательница ругает нагло ведущего себя ребенка при других детях, а за чашечкой чая, в окружении своих коллег, выражает ему же свое поощрение: «Не будет по головам ходить − ничего в жизни не добьется».

И воспитательная позиция родителей часто тоже оказывается внутренне противоречивой, зажатой необходимостью вроде как взаимоисключающего и очень наболевшего выбора: развивать нравственность или умение обеспечить себя и адаптироваться уже в капиталистическом обществе.

Расстановка приоритетов

По данным опроса Института социологии РАН, большинство российских родителей самым важным на сегодняшний день в процессе воспитания считают обучение детей трудолюбию, упорству, физическому развитию. Ну а когда программа-максимум выполнена, нужно, по мнению мам и пап, воспитывать в ребенке самостоятельность и независимость, развивать его интеллект, воспитывать уважение к окружающим, вежливость и т. д. По мнению россиян, только мамы и папы в состоянии сделать так, чтобы ребенок вырос трудолюбивым (81% опрошенных), ответственным (72%), с хорошими манерами (63%) и терпимым по отношению к другим людям (60%). Чуть менее 50% считают, что родители должны научить детей бережливости, 39% полагают, что важнее настойчивость и решительность, а 34% участников опроса воспитывают в детях независимость. В конце списка качеств, взращенных дома, стоят послушание (28%), бескорыстие (17%), воображение (15%) и религиозность (14%).

«Бабушкино» воспитание

Согласно опросам социологов, 32% пожилых женщин в России оказывают регулярную помощь в воспитании внуков и еще около 40% время от времени принимают участие в этом процессе.

«Доверие собственных детей старшему поколению отчасти можно объяснить тем, что передача детей бабушкам сложилась исторически, − говорит Анастасия Чембарисова. − До XXI века очень многие семьи жили вместе, занимались хозяйством. Молодым родителям приходилось выполнять больший объем работ, и за детьми приглядывали либо старшие дети, либо бабушки. В советское время было социально неодобряемо отказать в помощи с внуками во имя каких-то личных интересов, которым по определению нужно было меркнуть перед общественными. Значимо и то, что срок декретного отпуска был невелик. Многие мамы просто не успевали в полной мере реализовать свой материнский инстинкт и затем наверстывали и продолжают наверстывать упущенное с внуками».

В то же время сегодняшние российские бабушки тоже довольно активны, порой еще много работают. Да и современные мамы редко надолго остаются в декрете. Поэтому европейский подход с садами и няньками становится все более актуальным и для нас.

Бить или не бить?

Почти половине российских родителей (45%) случалось наказывать своих детей. Людям среднего возраста (36−50 лет) чаще остальных приходилось наказывать своего ребенка (примерно 57%). Те, кто помоложе (18−35 лет), немного отличаются от поколения своих родителей: 43% людей этого возраста уже начали воспитывать детей, прибегая к различного рода наказаниям. Наиболее гуманными выглядят пожилые люди: лишь треть из них когда-то наказывали своих детей. Из всех ответивших чаще наказывают детей женщины (64%).

ДОКЛАД НА ТЕМУ:

«НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ».

Каждый народ в историческом процессе создает свою национальную культуру, аккумулирующую вековую мудрость, духовные и нравственные ценности. И очень важно, чтобы эти созданные и накопленные богатства не оставались в прошлом, а постоянно питали новые подрастающие поколения.

Иметь родную нацию есть поистине счастье, а утратить с нею связь, есть великое горе.

Национальное обезличение великая беда и опасность в жизни человека.… С ним необходимо бороться настойчиво и вдохновенно. И вести эту борьбу необходимо с детства.

При рассмотрении вопроса о национальном воспитании необходимо затронуть такие понятия как: терпимость и толерантность.

Толерантность – это терпимое, уважительное отношение к людям, признание права каждого человека и индивидуальное поведение в рамках законов, принятых обществом. Культура и философия толерантности базируются на признании за каждым человеком права иметь собственные взгляды, принципы, отношение к происходящему, свои национальные и религиозные воззрения, своё отношение к культуре и моде, к людям и окружающему миру.

Педагогическая толерантность требует соблюдения некоторых основных принципов:

– все работники образовательного учреждения и родители в общении с детьми должны проявлять к ним доброжелательность, терпение, уважение;

– педагоги должны относиться к детям с одинаковым уважением, не возвышая одних за счёт унижения других;

–похвала должна способствовать развитию ребёнка, стимулировать получение знаний и умений, а не быть кнутом в руках педагога;

– процесс обучения невозможен без продуктивного позитивного общения, в ходе которого закладываются нормы и правила поведения, формируется отношение к людям и к жизни.

Терпимость означает уважение, принятие и правильное понимание богатого разнообразия культур нашего мира, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений.

Проявление терпимости, которое созвучно уважению прав человека, не означает терпимого отношения к социальной несправедливости, отказа от своих или уступки чужим убеждениям. Оно означает, что каждый свободен придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Оно означает признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, положению, речи, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность. Это также означает, что взгляды одного человека не могут быть навязаны другим.

Воспитание является наиболее эффективным средством предупреждения нетерпимости. Воспитание в духе терпимости начинается с обучения людей тому, в чем заключаются их общие права и свободы, дабы обеспечить осуществление этих прав и укрепить стремление к защите прав других.

Сколь важны условия, когда дети могут свободно выражать свои чувства, потребности, переживания, об этом знают все практики. Ведь постоянное подавление протеста, чувств, постоянное непротивление отрицательным воздействиям – агрессивному поведению сверстников, неуважительному отношению взрослых, терпеливое переживание физического дискомфорта снижают чувствительность и порой даже саморазрушают личность. Отсюда понятно, почему в современном общественном сознании получило широкое распространение понятие толерантности, т.е. терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям.

Вопрос о национальном воспитании детей в детском саду имеет серьезнейшее значение. Надо сказать, что впечатления детства глубоко влияют на все дальнейшее формирование человека, на организацию его поведения.

Национальное воспитание обязательно должно сочетаться с воспитанием у детей чувства национальной гордости, а также уважением к другим народам родной страны. В соответствии с этим можно наметить основные направления, по которым строиться работа по национальному воспитанию в детском саду. Прежде всего, это воспитание у дошкольников дружелюбного отношения к людям других национальностей. Выделение этого направления приобретает особую важность, потому что состав большинства детских садов многонационален. Национальное воспитание предлагает также обязательное ознакомление ребенка с трудом, бытом, искусством народа той республики в которой он живет.

Т.о. патриотическое и интернациональное воспитание органически связаны между собой и являются одними из компонентов национального воспитания. При планировании педагогического процесса необходимо предусматривать оба эти направления и в соответствии с возрастом отбирать содержание и средства воспитания.

Существует несколько алгоритмов национального воспитания:

  1. Изучение родного языка и родной культуры
  2. Изучение других языков и культур
  3. Формирование толерантного сознания детей на основе диалога культур.
  1. Изучение детей с традициями семьи
  2. Изучение местности (деревня, село, город)
  3. Изучение с республикой
  4. изучение страны
  5. изучение мира (всей планеты)

Большая работа должна вестись с родителями детей, так как истоки национального воспитания закладываются с первых дней рождения ребенка.

«Язык вмещает в себе таинственным и сосредоточенным образом всю душу, все прошлое, весь духовный уклад и все творческие замыслы народа. Все это ребенок должен получить вместе с молоком матери», чтобы пробуждение его личности, формирование сознания и самосознания совершилось на родном языке».

«Ребенок, должен слышать песню еще в колыбели. Пение несет ему первый душевный вздох и первый духовный стон. Песня научит его первому одухотворению, песня даст ему ощущение душевного счастья. Песня глубока как человеческое страдание; искренна, как молитва, сладостна, как любовь и утешение».

Было бы очень хорошо, если бы в семьях происходило чтение вслух «классиков разных народов, по очереди всеми членами семьи хотя бы понемногу…» Существенны и ненавязчивые «семейные беседы о преимуществах родного языка – о его богатстве, благозвучии, выразительности, творческой неисчерпаемости, точности и т.д.» Разумеется, все это возможно при условии, что сами родители достаточно образованы и культурны, и их словарный запас отличается от словаря известного персонажа романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» людоедки Эллочки. К сожалению, зачастую и взрослые обладают убогим словарным багажом: за вычетом нецензурной лексики в их речи насчитывается всего несколько слов: «типа», «короче», «ну, этот…», «блин», «круто», «гламурный», с помощью которых они, естественно, выражают очень несложные мысли. А ведь они – родители. Чего же мы хотим от детей?!

Для родителей были подготовлены доклады и консультации на темы: «Роль семьи в воспитании детей», «Воспитание ребенка средствами родного языка и народного творчества», «Семья как система. Эмоциональное благополучие семьи», «Красота и богатство великого и могучего языка».

Начиная с младшей группы, необходимо сплачивать детей в процессе их повседневного общения со сверстниками и взрослыми. На занятиях и особенно в повседневной жизни необходимо предусматривать планомерность всех направлений национального воспитания, начиная с воспитания и уважения к матери, близким людям с привития интереса к родному краю, родной культуре, желание участвовать в радостных событиях, торжествах семьи, детского сада, общественной жизни.

А совместные прогулки по улицам родного края, экскурсии в природу, игры, чтение сказок разных народов – все это порождает у детей желание побольше узнать о быте, культуре других народов.

Для воспитания дружелюбного отношения к детям других национальностей необходимо предусмотреть организацию различных видов деятельности, использование методов чтения детской литературы и произведение устного народного творчества, рассматривание иллюстрации и бесед по ним, проведение национальных праздников, наблюдение за красотой родной природы, трудом взрослых с целью воспитания уважения их к труду. Интернациональное воспитание детей любого возраста не может быть совершенно одинаково подхода, успех во многом зависит от мастерства воспитателя, творческого его подхода, а также материальных возможностей детских учреждений.

Целесообразно при закреплении материала использовать серии настольно-печатных игр, акцентируя внимание детей на отдельные эпизоды, детали, поступки. Устное народное творчество, национальная кукла, народная игрушка выступают как эффективные средства интернационального воспитания и всестороннего развития младших дошкольников в том случае, если постоянно и систематически включаются в педагогический процесс, что служит важной ступенькою дальнейшего развития.

Дошкольники лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки.

Национальное воспитание неполно без национальной сказки. «Сказка будит и пленяет мечту ребенка. Она дает ему первое чувство героического; она учит его мужеству и верности; она учит его созерцать сложность мира, отличие «правды и лжи». В сказках выкристаллизовался многовековой опыт народной мудрости, требующий разгадки и расшифровки. Поэтому полноценная сказка (различных народов) не только учит думать, мыслить, делать выбор между добром и злом, поступать по совести. Она неприметно оказывает очень важное положительное действие на подсознание ребенка. Сказка выполняет очень важную воспитательную миссию. Поэтому она должна быть родной.

Не следует ставить перед детьми цель запоминания национальной принадлежности того или иного фольклорного материала.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств как народная сказка и декоративно-прикладное искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстрации к сказкам. В рисунках видны особенности национальных черт: строение глаз, лица, одежды, элементов узора. Изготовленные сотрудниками куклы в национальных костюмах, помогают лучше рассмотреть особенности одежды того или иного народа. В играх используются расписная орнаментом посуда: тарелки, чашки, пиалы, кухонные доски.) Воспитателями проводились занятия на тему: «Эх,лапти мои, лапти, лапти липовые», «Традиции русских и татарских народов», «Одежда наших предков».

Одним из эффективных средств интернационального воспитания считается игра. Она способствует воспитанию определенного отношения ко всему окружающему, к явлениям общественной жизни. Игра, как никак другой вид деятельности насыщена социальным содержанием. Ребенок искренне, непосредственно выражает свои мысли, чувства, симпатию к людям разных национальностей. («Тимербай», «Буш урын»…)

Таким образом формируются дружеские чувства к другим национальностям, появляется интерес к языку, культуре другой национальности через ознакомление с родным краем.

Все, о чем мы здесь говорили, возможно лишь при соединении усилий семьи, детских садов и школы. Но что не может или не умеет сделать современная семья, то должны возместить дошкольные учреждения и школа. Только общими силами можно вести правильное национальное воспитание наших детей.)




Публикации по теме