Свадебная информация, обряды, традиции, игры. Магические обряды, приметы и ритуалы на свадьбу

Свадьба – это один из важных, красочных и запоминающихся в жизни человека обрядов. Сегодня он происходит по обоюдному согласию молодых и отличается от того, участниками которого были наши прабабушки и прадедушки. Ведь постепенно все меняется, и со временем изменения претерпевают и обряды, передающиеся из поколения в поколение.

Современная свадьба

Свадьбу можно сравнить с пьесой, состоящей из разного количества актов, действующими лицами, которыми будут жених с невестой, родители, свидетели, тамада и, конечно же, приглашённые гости.

По классическим канонам пьеса начинается с завязки, а свадьба – со знакомства. Так, старинный обряд сватовства переродился в знакомство жениха и невесты с родителями друг друга, а затем и родителей между собой.

В первом акте молодые вводят родителей в курс дела. Сообщают о намерении заключить брак.

Современное сватовство проходит в один этап. Будущий жених просит руки и сердца девушки у её родителей. Получив благословение, молодые направляются в ЗАГС подавать заявление.

Во втором акте молодые отправляются в ЗАГС. К походу требуется подготовиться. Заранее определиться с фамилией, которую молодые будут носить после регистрации. Определиться с датой бракосочетания. При выборе даты кто-то использует народные приметы. Например, в мае свадьбу не рекомендуют праздновать – будете всю жизнь маяться.

После подачи заявления можно замутить вечеринку или званый ужин. Таким образом, это событие сродни официальной помолвке. Теперь гордо можно называться женихом и невестой. Обычно этот обряд сопровождается встречей семей, которым в ближайшее время предстоит породниться.

За широким торжественным столом сидят молодые. Справа от невесты садятся родители жениха, а слева от жениха – родители невесты. Невеста одета в светлое нарядное платье, а жених в строгий костюм. О помолвке объявляет отец невесты. После чего жених надевает обручальное кольцо невесте, а она благодарит его ценным подарком, который всегда будем при нём, например, перстень.

Помолвочное кольцо снимается в день свадьбы до встречи с женихом. В будущем его можно передать по наследству, если брак удачен.

Затем наступает самый ответственный, самый сложный период для всех участников предстоящего мероприятия. И третий акт будет посвящен подготовке к свадьбе. Большая часть забот ложится на семью невесты.

В четвёртом акте нашей пьесы наступает долгожданное событие - день свадьбы. Традиционно свадьба длится два дня. В последнее время молодые предпочитают сэкономить и отмечают её один день.

Утро начинается с преображения. Парень и девушка предстанут в новых образах. Всё внимание со стороны друзей и родственников направлено только на жениха и невесту. Они помогают им собраться. Нарядить свадебный кортеж. На протяжении всего времени ведётся видео и фотосъёмка.

Первая встреча жениха и невесты состоится только после того, как жених и его свита преодолеют все испытания, предложенные стороной невесты. Это обычно называется выкупом. Завершается он пиршеством в виде шампанского и конфет.

Счастливые молодые и гости садятся в кортеж и едут в ЗАГС, где происходит торжественная регистрация брака. После этого все направляются к месту проведения банкета.

По дороге свадебный кортеж делает остановки для проведения фотосессии.

Как правило, современные свадебные пьесы заканчиваются фейерверком.

Свадебные обряды и традиции

Традиционный участник свадьбы – большой круглый каравай. Он олицетворяет зажиточную, богатую жизнь. Украшают его колосьями ржи, цветами. Перед застольем новоиспеченных жениха с невестою встречает мать жениха и предлагает им «хлеб с солью». Тот из молодых, кто откусит больший кусок, и будет в семье хозяином.

Неукоснительным атрибутом невесты является фата. Она символизирует непорочность, молодость. С головы невесты снятие фаты производит либо мать жениха, либо мать невесты, и даже может это сделать сам жених. После чего её голову повязывают платком, символизирующим переход в другую жизнь, семейную.

Существует множество видов свадеб, а значит, в каждом есть свои обычаи и обряды. Но вся их суть сводится к одному – чтобы жизнь у молодых сложилась счастливо.

Видео по теме статьи

Народные обряды издавна сопровождали на Руси самые значимые события в жизни человека. Их свято почитали, бережно передавая из поколения в поколение. Многие старинные обычаи сохранились до наших дней. Редкое бракосочетание обходится без традиционных обрядов. Они придают первому семейному празднику молодых особую торжественность, делают его ярким и запоминающимся. Обряды на свадьбе не только символично объединяют судьбы влюбленных, но и незримой нитью связывают многие поколения их семей.

Традиционные предсвадебные обычаи

Свадебные обряды в России начинаются задолго до радостного события. Самые распространенные обычаи, предшествующие бракосочетанию:

  • сватовство;
  • смотрины;
  • девичник;
  • мальчишник.

Давно прошли времена, когда родители выбирали подходящую пару для своих детей. Современные влюбленные обычно самостоятельно принимают решение создать семью, а сватовство подразумевает торжественное предложение руки и сердца в присутствии отца и матери невесты.

И все-таки, отдавая должное традициям, многие устраивают сватовство по всем правилам. Это увлекательный и красивый обряд, который проводят в доме невесты. Получив согласие и благословение ее родителей, начинают подготовку к свадьбе.

Ответный визит в дом жениха - смотрины, в старину наносили с целью осмотреть хозяйство, оценить достаток семьи и убедиться, что невеста после свадьбы попадет в хорошие условия.

Современные смотрины имеют скорее символическое значение. Придя в дом будущих родственников, родители невесты знакомятся с ними поближе и еще раз подтверждают свое согласие на брак. На смотринах начинают обсуждать и вопросы подготовки к предстоящему празднику.

Незадолго до свадьбы традиционно проводят и девичник. Невеста собирает подруг, прощается с прежней незамужней жизнью. Девушки обмениваются небольшими подарками, от души веселятся и развлекаются.

Мальчишник - подобный праздник для друзей будущего новобрачного. Провести интересную вечеринку в узком кругу близких друзей или отпраздновать событие с размахом - каждый решает сам, исходя из своих предпочтений и возможностей.

к оглавлению

Проведение обрядов в день бракосочетания

Для того чтобы долгожданное торжество прошло красиво, к свадебным обрядам желательно подготовиться заранее. Если на бракосочетание приглашен тамада, то он предложит готовые сценарии их проведения и посоветует, какие свадебные атрибуты необходимо приобрести. Выбранные церемонии, за исключением православного венчания, несложно организовать и самостоятельно.

Традиционные обряды на свадьбе в России:

  • выкуп невесты;
  • православное венчание;
  • благословение с хлебом-солью;
  • одаривание молодоженов;
  • породнение семей;
  • снятие свадебной фаты;
  • передача семейного очага.
к оглавлению

Перед заключением брака проводится последний предсвадебный обряд - выкуп невесты.

Если в прошлые времена девушку выкупали в буквальном смысле слова, одаривая ее родителей деньгами и другими материальными ценностями в знак того, что будущий муж в состоянии содержать жену, то современный обряд проводится в упрощенной и зачастую шутливой форме.

Свидетельница и подруги невесты устраивают для жениха ряд «препятствий» в виде различных конкурсов, которые он должен преодолеть, чтобы вручить суженой свадебный букет. Демонстрируя свою сообразительность, выдержку, чувство юмора, парень получает право забрать любимую и стать ее мужем. Жених и свидетель готовят небольшие подарки для девушек: шампанское, сладости и забавные сувениры. Иногда невесту выкупают и за деньги.

Веселый обычай развлечет гостей и виновников предстоящего торжества, поднимет настроение и послужит удачным началом радостного дня. Стоит рассчитать заранее время, необходимое для проведения обряда выкупа невесты, чтобы не опоздать к регистрации брака или венчанию.

к оглавлению

Обряд православного венчания

Многие молодые пары не только заключают брак официально, но и желают дать клятву любви и верности перед Богом, получив церковное благословение. В таком случае ритуал венчания в храме - самый главный и значимый обряд свадебного торжества.

Решение важно принимать осознанно. Венчание требует определенной духовной подготовки: будущим новобрачным нужно побеседовать со священником, исповедаться, причаститься и выдержать недолгий пост. Таинство церковного благословения новой семьи приглашают разделить только самых родных и близких людей.

Для торжественного ритуала приобретают две свадебные свечи, белый рушник под ноги молодоженам, обручальные кольца и венчальные иконы Спасителя и Божьей Матери. Следует учесть, что в России церковь венчает только тех молодоженов, которые зарегистрировали брак официально.

к оглавлению

Благословение с хлебом-солью

На свадьбе обряд с караваем традиционно проводят в доме жениха. Родители встречают счастливых новобрачных у входа с иконой и хлебом-солью на вышитом рушнике и благословляют. По дороге гости осыпают молодых супругов лепестками роз, а под ноги им бросают монеты и зерна пшеницы или риса - символы семейного счастья, достатка и плодородия.

Обряд хлеб-соль на свадьбе нередко организуют у ресторана или кафе перед началом праздничного банкета. Торжественный обычай означает принятие невестки в дом родителей мужа. По традиции жених с невестой должны без помощи рук одновременно откусить от каравая. Считается, что тот, чей кусочек окажется больше, будет главенствовать в семье.

Иногда свадебным караваем угощают гостей. Но чаще его прячет мать жениха, чтобы после свадьбы отнести в храм и оставить на столе для пожертвований. По некоторым поверьям, это гарантирует согласие и благополучие в семье молодоженов.

Для проведения обряда покупают или выпекают нарядный сдобный каравай. Также готовят вышитый рушник и икону для благословения молодых. В центр праздничного хлеба помещают небольшую солонку с солью.

к оглавлению

Дарение подарков гостями

После родительского благословения жених на руках вносит невесту в банкетный зал. Перед началом свадебного застолья гости вручают молодым супругам подарки. При этом не принято произносить длинные поздравительные речи, чтобы не утомлять молодоженов и других присутствующих. Однако несколько искренних душевных слов, напутствующих новобрачных в совместную жизнь, удачно дополнят обряд дарения подарков на свадьбе.

Если на торжество приглашено внушительное количество гостей, и обряд одаривания молодоженов рискует затянуться надолго, то его проводят в несколько этапов: вначале молодых поздравляют родители и самые близкие родственники, а после первой части свадебного застолья наступает очередь друзей, соседей и коллег по работе.

Свидетели и тамада следят, чтобы все подарки были собраны в одном месте, а цветы помещены в вазы или другие емкости с водой. Для денежных презентов можно подготовить заранее нарядный сундучок или яркую коробку с прорезью.

Удачная идея - предложить присутствующим написать поздравительные слова для новобрачных в специально подготовленном альбоме. Можно также положить на отдельный стол белую скатерть, которую друзья и родные молодоженов с удовольствием распишут душевными пожеланиями добра, счастья, достатка и благополучия.

к оглавлению

Породнение семей новобрачных

На свадьбе обряд для родителей молодоженов проводят во второй части праздничного застолья. В торжественный день объединяются не только сердца влюбленных, но и становятся родственными их семьи.

Обряд породнения на свадьбе можно начать с красивой церемонии. Для этого готовят фигурную бутылку, декорированную кружевом или яркими лентами, небольшую воронку и крупную соль двух цветов. Соль заранее окрашивают неразбавленной гуашью и высушивают.

После торжественных слов ведущего свадьбы об объединении двух семей и добрых пожеланий разноцветную соль из двух фужеров молодожены ссыпают в одну бутылку. Церемония символизирует слияние судеб новобрачных в одну и породнение их семей.

Затем целуются (или просто обнимаются) зять с тещей и тестем, невестка со свекровью и свекром и родители жениха и невесты между собой. После обряда новые родственники по очереди танцуют друг с другом.

к оглавлению

Снятие фаты невесты

Современный обряд снятия фаты на свадьбе проводят иначе. На стоящий в центре зала стул кладут подушку и усаживают невесту. Это символически означает, что теперь у невестки есть собственное уютное место в доме жениха. Свекровь снимает с новобрачной фату и с добрыми пожеланиями повязывает ей на голову нарядную шаль либо платок.

Затем невеста по очереди танцует со всеми незамужними подругами, поднимая фату над их головами. Примерять фату невесты другим девушкам нельзя. По народным поверьям, это - к нескорому замужеству. В некоторых сценариях подруги не танцуют с невестой, а под красивую музыку проходят под фатой, которую молодая жена держит в руках. Танец может быть и другим: новобрачные поднимают фату за венок, а подружки танцуют вокруг.

Иногда фату снимает мать невесты либо жених, а платок надевает свекровь. Свадебный головной убор хранят в доме молодой семьи. Он послужит надежным оберегом для будущей дочери супругов.

к оглавлению

Передача домашнего очага

Один из самых трогательных и зрелищных обычаев на свадьбе - обряд передачи семейного очага. Он проводится в самом конце торжества и помогает красиво его завершить. Мама новобрачной зажигает большую свечу и бережно передает ее дочери как частичку домашнего тепла, уюта и счастья, которые отныне должны царить и в доме молодой семьи.

Иногда обряд со свечами на свадьбе проходит иначе: от двух небольших свечей, которые держат в руках мамы невесты и жениха, молодожены зажигают символический огонь своей семьи. Очень красиво обряд выглядит в полутемном зале. Под нежную музыку молодожены медленно кружатся в последнем свадебном танце, завершая праздник и прощаясь с гостями.

Свадебная свеча - символ тепла и благополучия родительского дома

Пролетит год, и молодые супруги проведут обряд завязывания узелков на ситцевой свадьбе - первой семейной годовщине. Через двадцать пять лет они с нежностью одарят друг друга серебром. Прожив в согласии полвека, с любовью и благодарностью вновь обменяются золотыми кольцами. Но самыми дорогими навсегда останутся воспоминания об удивительном свадебном торжестве.

Вступая в брак, все мы хотим отметить это событие так, чтобы оно запомнилось на всю жизнь. Сегодня заметно увеличился интерес к традиционному свадебному обряду. В этот торжественный день люди стараются соблюсти все свадебные традиции, которые передаются из поколения в поколение.

Древнее название свадьбы «свиятьба» означает связывание (свиятие). Свияты (сваты) проводили обряд связывания, после которого можно было женщине и мужчине из разных родов сожительствовать вместе. В дальнейшем обряд связывания стал сопровождаться различными свадебными обрядами. Русский свадебный обряд появился в 18-19 веке, это один из самых главных семейных обрядов, состоящий из огромного числа элементов. Среди них можно отметить обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Свадебные обряды являлись символом перехода девушки из отцовского рода в мужний род, под покровительство духов мужнего рода. Данный переход расценивался как смерть в своем роде и рождение в роду мужа. Например, один из свадебных обрядов вытие (ритуальный плач) сравнивается с причитаниями по покойнику. На девичнике хождение в баню сравнивается с омытием покойного. Когда невесту в церковь ведут под руки, это является символом безжизненности, отсутствия сил, а из церкви молодая жена выходит уже сама. Традиция вносить невесту в дом жениха на руках преследует цель обмануть домового, чтобы он принял девушку как новорожденного, который появился в доме, а не вошел в него.

Русский свадебный обряд в разных регионах России различается. Например, на севере обряд сопровождается только причетами, а на юге – полностью состоит из весёлых песен, причеты там играют более формальную роль. В некоторых региональных традициях присутствуют дохристианские истоки, а также элементы магии. Свадебный обряд представляется в виде строго организованной системы.

Несмотря на некоторые различия, общий порядок свадебного обряда остается неизменным и включает в себя следующие элементы.

Сватовство.
Сватовство является свадебным обрядом, который предполагает предложение жениха руки и сердца своей возлюбленной в присутствии ее родителей. В данном обряде, как правило, участвует сам будущий жених. Однако он может также посылать к родителям будущей невесты сватов. Чаще всего в роли сватов выступают родители жениха, близкие родственники, крёстные родители. Исключение составляют друзья, они могут присутствовать при сватовстве в редких случаях. Перед непосредственно сватовством родители жениха и невесты предварительно договаривались об этом.

Заходя в родительский дом невесты, сват осуществлял определенные обрядовые действия. Например, в Симбирской губернии сват должен был садиться под матицу, а в Вологодской губернии – погреметь печной заслонкой и т.п. Бывало так, что сват мог говорить о цели своего визита на неком обрядовом языке, а родители невесты отвечали ему в той же манере. Объяснялось это необходимостью уберечь свадебный обряд от воздействия нечистой силы. По традиции родители невесты обязаны отказать свату на первый раз, даже в случае их одобрения, сват же в данном случае обязан их уговаривать. После обряда сватовства родители будущей невесты давали ответ. Как правило, желание девушки в расчет не принималось. Ее согласие было лишь формальностью. В редких случаях сватовство проходило вообще без девушки.

На сватовство будущий жених должен надеть костюм, а также принести с собой два букета цветов. Один из них он должен подарить матери девушки (будущей теще), а второй – своей будущей невесте. Жених признается родителям девушки в своей любви к ней и просит у них ее руки. В случае родительского согласия отец невесты вкладывает правую руку дочери в руку жениха.

В наше время, как правило, совмещают сватовство с каким-либо семейным праздником, либо выходными. Естественные хлопоты вокруг стола позволяют будущим родственникам познакомиться поближе. В случае, когда родители жениха по каким-либо причинам отсутствовали на сватовстве, будущие молодожены должны посетить их, где сын представит родителям свою возлюбленную, а она дарит цветы будущей свекрови. После сватовства молодые назначают дату помолвки и ее объявления.

Смотрины.
Смотрины также являются обязательной частью свадебного обряда, при которых жених, его родители, сваты оценивают достоинства и недостатки будущей жены. Как правило, смотрины проводились перед рукобитьем, после сватовства. Кроме того, смотрины предполагают еще и осмотр родителями девушки хозяйства жениха, особое место при этом занимало наличие скота, хлеба, посуды и одежды. Если родителей что-то не устраивало, они могли отказать жениху. В противном случае, родителями невесты назначалась дата гласного сватовства - рукобитья.

В ходе обряда рукобитье окончательно договаривались по поводу свадьбы (дата, расходы, количество подарков, кладка (форма материального обеспечения невесты со стороны родственников жениха), приданное и т.д.). Как правило, рукобитье осуществлялось по прошествии 2-3 дней после сватовства. Во время рукобитья также распределялись свадебные чины. Итогом рукобитья являлось битье друг друга по рукам (при этом надевали холщевые рукавицы) отцами жениха и невесты. Данный обычай символизировал обязательность выполнения достигнутого договора. Обряд рукобитья свидетельствовал о том, что невеста просватана, в этом случае отменить свадьбу мог только исключительный случай (например, побег невесты).

Позднее обряды рукобития и сватовства присоединились к смотринам.

Вытие.
Вытие означал ритуальный плач, который осуществлялся на стороне невесты. Вытие символизировало прощание невесты с родителями и подругами. Голову невесты покрывали подобием фаты так, что на ничего не могла видеть и сопровождали ее. Как девушку отпускали – она падала.

Девичник.
Девичник осуществлялся, как правило, перед свадьбой или в дни от рукобитья до свадьбы. На девичник у невесты собирались ее подруги и под свадебные песни помогали ей шить для жениха и его родственников подарки. Невеста в это время должна была «плакать, выть, голосить». Это означало, прощание с девичьей жизнью, ожидание тяжелого труда после замужества.

Другим важным моментом на девичнике являлось расплетание девичьей косы, которое осуществляли подруги невесты. Оно означало окончание прежней жизни девушки.

Другим не менее важным элементом свадебного обряда являлось ритуальное омовение невесты в бане. Как правило, делалось это накануне свадьбы или утром в день свадьбы. В баню невеста ходила с подружками, при этом пелись специальные песни и причеты, а иногда осуществлялись некоторые обрядовые действия, имеющие магическую силу. Например, в Вологодской области было принято невесте ходить в баню со знахаркой, которая собрала ее пот в специальный пузырек, а на свадьбе подливала его жениху в алкоголь.

В наше время девичник все еще принято отмечать, только делают это дома или в уютных кафе с подружками. Но могут быть и другие варианты проведения девичника, все зависит от фантазии подруг невесты.

Приданое.
Невеста должна была подготовить к свадьбе большое приданное. В этом ей помогали подружки. Период приготовления приданного называли неделей. В приданое в основном входили вещи, сделаны невестой своими руками: постель (перина, подушка, одеяло) и подарки жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Первый день свадьбы.
Первый день свадьбы характеризуется приездом жениха, поездкой к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Дружка.
Дружка (или дружко) всегда был самым главным участником и руководителем свадебного обряда. Чаще всего именно дружка по ритуальному обычаю ругают, а он должен достойно ответить на такие шутки в его сторону. Жених в торжественный день практически не говорит никаких обрядовых слов. В качестве дружка выступает брат или близкий друг жениха. Его отличительной особенностью являлось повязанное через плечо вышитое полотенце. В традициях некоторых регионов могло присутствовать два, а то и три дружка, однако один из них все равно будет главным.

Приезд жениха.
По традициям некоторых регионов утром в день свадьбы дружка посещает дом невесты, чтобы узнать, готова ли невеста к приезду жениха. Невеста к визиту дружка уже должна быть в свадебной одежде и сидеть в красном углу. В свадебный «поезд» входили жених с дружкой, друзьями и родственниками (поезжане). По мере движения свадебного поезда пелись специальные «поезжанские» песни.

Выкуп.
После приезда жениха проходил еще один свадебный обряд – выкуп. Чтобы добраться до невесты, жених должен заплатить выкуп за ворота, дверь и т.п. При проведении данного обряда большое внимание уделяется магическим действиям, например, подметанию дороги, чтобы уберечь молодых от порчи, которая может быть наведена на брошенный под ноги предмет, камень и т.п. В разных традициях дорога, которую должны подметать, разная. Выкуп невесты сохранился и в наши дни. Выкупать невесту разрешается у подружек и у родителей. Бывало так, что жениха обманывали, выводя к нему невесту с закрытым лицом. Вместо настоящей невесты выводили другую девушку или даже пожилую женщину. В такой ситуации жениху приходилось выкупать невесту заново, либо искать ее.

Венчание.
Перед отъездом жениха и невесты в церковь родители невесты благословляли их иконой и хлебом. Перед обрядом венчания невесте расплетали косу, а после него ей заплетали две «бабьих» косы, при этом тщательно закрывая волосы головным убором (повойником). Иногда это осуществляли на свадебном гулянии, а у старообрядцев - между обручением и венчанием, либо перед обручением.

Приезд в дом жениха.
После венчания невесту везут в дом жениха, где его родители благословляют их союз. Во многих традициях по приезду жениха и невесту сажали на шубу, которая являлась оберегом. Хлеб являлся обязательным элементом обряда благословения. Как правило, хлеб находился рядом с иконой. Во многих традициях хлеб должны откусить и жених, и невеста.

Свадебный пир.
Как правило, за едой с шутками и песнями праздновалась свадьба. По традициям родители невесты не должны присутствовать за свадебным столом в первый день, поэтому существовал такой обычай «звать гордых». Это задание поручалось ряженым гостям со стороны мужа и жены. Шумной толпой они приходили в дом родителей невесты и приглашали их за свадебный стол. После таинства венчания заканчиваются причитания невесты, и начинается радостная и весёлая часть обряда. После этого молодожены отправляются за подарками в дом невесты, после чего едут в дом жениха, где уже все готово для свадебного пира. Свадебный пир все время сопровождается величавыми песнями для жениха, невесты, родителей и дружка. Второй день празднуют в доме родителей невесты. Если пир продолжается три дня, то третий день снова празднуют в доме жениха.

«Укладывание» и «бужение» молодых.
«Укладывание молодых» осуществляла сваха, либо постельница готовила брачное ложе, за которое жених должен был дать выкуп. Утром сваха, свекровь или дружка «будили» молодых. Как правило, после «бужения» гостям демонстрировали простынь или рубашку невесты с пятнами крови, что свидетельствовало о ее чести. По другим обычаям «честь» невесты демонстрировал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог. Если невеста оказывалась не девственницей, её родителей высмеивали, могли замазать ворота дегтем и т. д.

Второй день свадьбы.
Самым распространенным обрядом на второй день свадьбы является поиск невесты «поиски ярочки». Суть данного обряда состоит в том, что невеста (ярочка) прячется где-то в доме, а жених (пастух) или его родственники ее ищут.


является одним из важнейших семейных обрядов.

Свадебный обряд состоит из множества элементов, среди них: обрядовые песни, причеты, обязательные обрядовые действия невесты, дружки и других участников.

Русский свадебный обряд очень разнится в разных регионах. Так, на севере России «музыкальная» часть состоит почти полностью из причетов, а на юге - почти полностью из весёлых песен, роль причета там более формальна. При этом всегда обряд представляет собой не произвольный набор песен и обрядовых действий, а систему, очень стройно организованную

Временем формирования свадебного обряда принято считать XIII - XIV век. При этом в некоторых региональных традициях в структуре и некоторых деталях обряда ощущаются дохристианские истоки, присутствуют элементы магии.

При всей вариативности обряда его общая структура остаётся неизменной, включающей следующие основные составляющие:

Сватовство
- Смотрины
- Рукобитие
- Вытие
- Девичник / Мальчишник
- Выкуп
- После этого следует таинство венчания
- Гуляние
- Свадебный пир

Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. Такой переход был сродни смерти в своём и рождению в другом роду. Например, вытие - это то же, что и причитание по покойнику. На девичнике поход в баню - омытие мёртвого. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорождённого члена семьи, который в дом не входил, а в доме оказался. Когда невесту сватали, то одевали в красный сарафан и говорили: «У вас товар - у нас купец».

Сватовство

Сватали обычно родственники жениха - отец, брат и т. д., реже - мать, хотя сватом мог быть и не родственник. Сватовству предшествовала определённая договорённость родителей жениха и невесты.

Сват, зайдя в дом невесты, совершал некоторые обрядовые действия, определяющие его роль. Например, в Симбирской губернии сват садится под матицу, в Вологодской должен был погреметь печной заслонкой и т. д.

Часто сват не прямо говорил о цели своего прихода, а произносил некоторый обрядовый текст. В такой же манере отвечали ему родители невесты. Это делалось для того, чтобы уберечь обряд от действий нечистой силы. Текст мог быть таким:

- У вас есть цветочек, а у нас есть садочек. Вот нельзя ли нам этот цветочек пересадить в наш садочек?
- Молодой гусачок ищет себе гусочку. Не затаилась ли в вашем доме гусочка?
- Есть у нас гусочка, но она ещё молоденька.

Родители невесты должны были в первый раз обязательно отказаться, даже если рады свадьбе. Сват же должен был их уговаривать.

После сватовства родители давали свату ответ. Согласие девушки не требовалось (если его и спрашивали, оно было формальностью), иногда даже сватовство могло проходить в отсутствие девушки.

Смотрины

Через несколько дней после сватовства родители невесты (либо родные, если невеста - сирота) приходили в дом жениха смотреть его хозяйство. Эта часть свадьбы была более «утилитарной», чем все другие, и не предполагала специальных обрядов.

От жениха требовали гарантий достатка будущей жены. Поэтому её родители осматривали хозяйство очень внимательно. Основными требованиями к хозяйству было обилие скотины и хлеба, одежды, посуды.

Нередко после осмотра хозяйства родители невесты отказывали жениху.

Рукобитие

Если после осмотра хозяйства жениха родители невесты не отказывали ему, назначался день публичного оглашения решения о свадьбе. В разных традициях этот обряд назывался по-разному («своды», «сговор», «запой», «пропой» - от слова «петь», «заручины», «запоруки» - от слов «ударить по рукам», «просватанье», «своды» и многие другие названия), но в любой традиции именно с этого дня начиналась собственно свадьба. После публичного оглашения только исключительные обстоятельства могли расстроить свадьбу (такие, как побег невесты).

Обычно «сговор» проводится примерно через две недели после сватовства.

«Сговор» происходил в доме невесты. На него обычно собиралось большинство жителей деревни, так как день «сговора» был определён после осмотра хозяйства жениха, а за несколько дней до самого «сговора» эта новость распространялась по всей деревне.

На «сговоре» предполагалось угощение для гостей. Родители жениха и невесты должны были договориться о дне свадьбы, о том, кто будет дружкой и т. д.

На севере этот обряд называется обычно «запоруки», «заручины». При этом обряде присутствуют жених и сват.

На севере обряд запоручивания невесты был одним из самых драматичных из всех обрядов свадебного цикла. Даже если невеста была рада замужеству, ей полагалось причитать. Кроме того, невеста совершала ряд обрядовых действий. Так, она должна была затушить свечу перед иконами. Иногда невеста пряталась, убегала из дома. Когда её пытались вести к отцу, она вырывалась. Подруги невесты должны были ловить её и вести к отцу.

После этого совершалось ключевое действие всего дня - «завешивание» невесты. Отец закрывал лицо невесте платком. После этого невеста переставала вырываться. Место «завешивания» разнится (в разных местах избы или вне избы).

Вытие. Подготовка к свадебному дню

Следующий период в некоторых традициях назывался «неделей» (хотя не обязательно он длился именно неделю, иногда - до двух недель). В это время готовилось приданое. В северных традициях невеста постоянно причитала. В южных - каждый вечер в дом невесты приходил жених с друзьями (это называлось «посиделки», «вечорки» и т. д.), пели и плясали.

На «неделе» жених должен был приехать с подарками. В северной традиции все действия на «неделе» сопровождаются причетами невесты, в том числе и приезд жениха.

Приданое

Невеста с помощью подруг должна была приготовить к свадьбе большое количество приданого. В основном в приданое шли вещи, сделанные невестой собственными руками ранее.

В приданое обычно входила постель (перина, подушка, одеяло) и дары жениху и родне: рубахи, платки, пояса, узорные полотенца.

Обряды накануне свадебного дня

Накануне и утром свадебного дня невеста должна была совершить ряд обрядовых действий. Их набор не фиксирован (например, в некоторых регионах невеста должна была посетить кладбище), но есть обязательные обряды, присущие большинству региональных традиций.

Баня

Хождение невесты в баню - непременный атрибут большинства региональных традиций. Этот обряд мог происходить как накануне свадебного дня, так в сам свадебный день утром.

Обычно невеста ходила в баню не одна, с подругами или с родителями.

Хождение в баню сопровождалось как специальными причетами и песнями, так и рядом обрядовых действий, некоторым из которых придавалось магическое значение. Так, в Вологодской области с невестой в баню ходила знахарка, которая собирала её пот в специальный пузырёк, а на свадебном пиру его подливали в пиво жениху.

Девичник

Девичником называется встреча невесты и подруг перед свадьбой. Это была последняя их встреча перед свадьбой, поэтому происходило ритуальное прощание невесты с подругами.

На девичнике происходил второй ключевой момент всего свадебного обряда (после «завешивания») - расплетание девичьей косы. Косу расплетали подруги невесты. Расплетание косы символизирует окончание прежней жизни девушки. Во многих традициях расплетание косы сопровождается «прощаньем с красной красотой». «Красная красота» - лента или ленты, вплетённые в косу девушки.

Девичник сопровождается причетами и специальными песнями. Часто причет невесты звучит одновременно с песней, которую поют подружки. При этом имеет место противопоставление причета песне - причет звучит очень драматично, в то время как сопровождает его весёлая песня подруг.

В первый день свадьбы обычно происходит следующее: приезд жениха, отъезд к венцу, перевоз приданого, приезд молодых в дом жениха, благословение, свадебный пир.

Однако в некоторых северных традициях сильно влияние более архаичной, очевидно, дохристианской схемы обряда. Так, в Вологодской области схема обряда такова: утром первого дня баня и встреча подруг, потом - приезд жениха, «вывод перед столы» (вывод невесты к гостям и жениху), угощение гостей. При этом основным является «вывод перед столы», так как здесь совершается ряд магических действий, невеста наряднее всего одета. На ночь все остаются в доме невесты, а жениху и невесте полагается ночевать в одной комнате. Это значит, что собственно свадьба уже совершилась. На следующий день происходит венчание и пир у жениха.

Дружка

Дружка (или дружко) - один из главнейших участников обряда. Хотя все участники обряда замечательно знают его (так как это не спектакль, а именно обряд), дружка в определённой мере руководит обрядовыми действиями.

Дружка должен отлично знать обряд, например, в какой момент нужно произносить свадебные приговоры и т. п. Часто дружку ритуально хулят и ругают, и он должен уметь достойно ответить на подобные шутки в свой адрес. Жених же - почти пассивная фигура, он в свадебный день не говорит обрядовых слов.

Обычно дружка - родственник жениха (брат) или близкий друг. Его атрибут - вышитое полотенце (или два полотенца), повязанное через плечо.

В некоторых традициях может быть не один дружка, а два или даже три. Но всё равно один из них главенствует над другими.

Приезд жениха. Выкуп свадебный

В некоторых традициях утром свадебного дня дружка должен посетить дом невесты и проверить, готова ли она к приезду жениха. Невеста к приезду дружки должна быть уже в свадебной одежде и сидеть в красном углу.

Жених с дружкой, друзьями и родственниками составляет свадебный поезд. Во время того, как поезд движется к дому невесты, его участники (поезжане) пели специальные «поезжанские» песни.

Приезд жениха сопровождался одним или несколькими выкупами. В большинстве региональных традиций это выкуп входа в дом. Выкупаться могут ворота, дверь и т. п. Выкупать может как сам жених, так и дружка.

Элементы магических действий в этой части обряда особенно важны. Распространено подметание дороги. Это делается для того, чтобы под ноги молодым не бросили предмет, на который могла быть наведена порча (волосы, камень и др.). Конкретная дорога, которая должна быть подметена, разнится в разных традициях. Это может быть и дорога перед домом невесты, по которой поедет поезд жениха, может быть пол комнаты, по которому молодые пойдут перед отъездом к венцу, дорога к дому жениха после венца и т. д.

Существенная деталь обряда, сохранившаяся и в городских условиях - непосредственный выкуп невесты. Выкупать невесту могут или у подружек, или у родителей.

Иногда имел место ритуальный обман жениха. Невесту выводили к нему, закрытую платком. В первый раз могли вывести не настоящую невесту, а другую женщину или даже старуху. В таком случае жених либо должен был идти искать невесту, или выкупать её ещё раз.

Венчание

Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Иногда это происходило уже на свадебном пиру, но у старообрядцев две косы заплетали и повойник надевали либо между и , либо даже перед обручением.

Приезд в дом жениха

После венца жених везёт невесту в свой дом. Здесь их должны благословить родители. Здесь также имеет место сочетание христианских элементов с языческими. Во многих традициях жениха и невесту сажали на шубу. Шкура животного выполняет функцию оберега. Обязателен в обряде благословения в том или ином виде хлеб. Обычно он во время благословения находится рядом с иконой. В некоторых традициях хлеб положено откусить и жениху, и невесте. Этому хлебу также приписывалось магическое действие. В некоторых регионах его потом скармливали корове, чтобы она давала больше приплода.

Свадебный пир

После венчания невеста никогда не причитает. С этого момента начинается радостная и весёлая часть обряда. Далее молодые отправляются за подарками в дом невесты.

Затем жених привозит невесту к себе в дом. Там уже должно быть готово обильное угощение для гостей. Начинается свадебный пир.

Во время пира поют величальные песни. Кроме жениха и невесты, величали родителей и дружку.

Пир мог длиться два или три дня. На второй день обязательно перемещение всех в дом невесты, пир продолжается там. Если пируют три дня, на третий снова возвращаются к жениху.

«Укладывание» и «бужение» молодых

Вечером (или ночью) осуществлялось «укладывание молодых» - сваха или постельница готовила брачную постель, которую жених должен был выкупить. Пир в это время часто продолжался. На следующее утро (иногда - спустя лишь несколько часов) дружка, сваха или свекровь «будили» молодых. Часто после «бужения» гостям демонстрировали «честь» невесты - рубашку или простыню со следами крови. В других местах о «чести» невесты свидетельствовал жених, отъедая с середины или с краю яичницу, блин или пирог, или отвечая на ритуальные вопросы вроде «Лёд ломал или грязь топтал?». Если невеста оказывалась «нечестной», её родителей могли подвергнуть осмеянию, повесить на шею хомут, замазать ворота дёгтем и т. д.

На второй день свадьбы невеста обычно выполняла некоторые обрядовые действия. Один из самых распространённых обрядов - «поиски ярочки».

Этот обряд заключается в том, что «ярочка» (то есть овечка, невеста) прячется где-нибудь в доме, а «пастух» (один из её родственников или все гости) должен её найти.

Распространено было также хождение «молодухи» за водой с двумя веслами на коромысле, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями.

Важным является приезд жениха к тёще. Этот обряд имеет множество различных названий в разных регионах («хлибины», «яишня» и др.). Заключается он в том, что тёща давала жениху приготовленную еду (блины, яичницу и др.). Тарелка накрывалась платком. Зять должен был выкупить её, положив на платок (или завернув в него) деньги.

Свадебные приметы, традиции и обычаи

Свадьба относится к наиболее важным событиям в жизни не только невесты и жениха, но и их семей, родственников и близких друзей, которые приглашены на это знаменательное событие. Разумеется оно окружено рекордным количеством суеверий, некоторые из которых пришли к нам из глубины веков и насчитывают не одно тысячелетие своей истории, а другие рождаются прямо на наших глазах, но всё же прочно занимают место в сознании тех, кому еще предстоит сыграть этот удивительный обряд.

Если ретроспективно анализировать с древних времен до настоящего времени брачно-семейные отношения на Руси, можно заметить, что они подверглись существенным изменениям. Однако основой их по-прежнему остаются отношения между мужем и женой, которые после свадьбы отделяются от родителей и начинают жить «своим домом», что опять-таки восходит ко временам позднего каменного века, неолитического общества, когда наблюдался распад общинных отношений и единицей общества уже считалась семья, жившая отдельно.

Вот только некоторые приметы, связанные со свадебной поездкой. Еще с тех времен, когда основным средством передвижения была лошадь, пошел обычай ехать в разных каретах (телегах, повозках) как жениху, так и невесте. В наше время, разумеется, для этих целей используются машины, но все равно смысл остался неизменным — жених и невеста добираются до загса в разных автомобилях, причем невеста едет со своими подругами, а жених — со своими друзьями.

Еще до того как невеста окажется в свадебной машине, жених, согласно опять-таки существующему обычаю, несет ее на руках до самой машины, хотя в последнее время этот ритуал соблюдается всё реже и реже, преимущественно в Западной Европе и Соединенных Штатах. Согласно тем же обычаям путь до машин жениху и невесте устилают лепестками роз, чтобы совместная жизнь у них была такой же яркой, красивой и романтичной как лепестки этих цветков.

Откуда же пришел к нам обычай украшать свадебные машины лентами и цветами и что он означает? Родом из Западной Европы, этот обычай представляет собой несколько измененную, очень древнюю традицию так называемых «невестиных бантов», получившую в нынешнем виде наибольшее распространение в XVII-XIX веках. Красавица-невеста отправлялась в церковь на венчание в сопровождении нескольких мальчиков, которые несли веточки цветущего розмарина, считавшегося цветком невесты, и узенькие полоски ленты, так называемые «невестины банты», которые завязывались на руках и считались гарантией счастливой семейной жизни. В начале XX века этот обычай стал постепенно забываться, но практика украшать предметы, относящиеся к свадьбе, осталась, правда сами банты перекочевали сначала на свадебные экипажи, а затем и на автомобили.

На Руси издавна существовала традиция устраивать свадебные сговоры и справлять свадьбы с праздника Покрова (14 октября) до Кузьмина дня (14 ноября). Вымаливая себе «вторую половину», девушки и парни в эти дни вспоминали все известные любовные заговоры, которые на Покров имеют особую силу. Считалось, что обряд свадьбы непосредственно связан с поклонением огню как животворящему началу и Солнцу — как образу небесного огня, пробуждающего землю. В последний день девичества невеста плакала у пылающего очага. Входя в дом мужа, невеста направлялась прежде всего к очагу, специально разжигаемому в этот день.

С днем свадьбы связаны и многие другие обряды и поверья. Хотя этот праздник и считался радостным и торжественным, невеста с момента появления свахи в доме до самого венчания в церкви, по обычаю, должна была не переставая плакать и сокрушаться о своей судьбе, выказывая тем самым почтение к родителям и благодарность за годы жизни, проведенные под отчим кровом. В день сватовства назначается день следующей встречи, когда жених должен явиться за ответом. Окончательный сговор и назначение дня свадьбы отмечали застольем в доме невесты. По старинной традиции, невесту символически «пропивали»: сваты и родители невесты пили за договор о будущей свадьбе, в залог нерушимости которого жених перед уходом брал у невесты платок и кольцо.

А вот как воспринимали обычай бить посуду на свадьбе наши предки. Первый бокал с шампанским молодожены разбивают на счастье. Обычай бить посуду на счастье во время свадьбы можно назвать интернациональным. На второй день свадьбы в русских деревнях начинали бить глиняные горшки. К тому же разбившийся горшок считался доказательством целомудренности невесты, а вот если горшок оставался целым, туго приходилось бедной девушке. Ведь разубедить окружающих, что она честная, было очень сложно. Да и вообще считалось: чем больше осколков, тем больше счастья.

Кое-где в Европе существовал обычай, по которому родители невесты после венчания выбрасывали из верхнего окна дома блюдо с пирогами. Хорошим знаком считалось, если блюдо разбивалось на большое количество осколков.

Обычай разбивать посуду на счастье существовал не только в России. Так, в Йоркшире (Англия) до сих пор существует традиция разбивать блюдо. Само блюдо дают в руки жениху, на нем находятся кусочки свадебной лепешки. Жених должен через голову невесты бросить это блюдо на дорогу. В это время детишки должны проворно расхватать кусочки пирога. В том случае если блюдо не раскололось на мелкие кусочки, дружок жениха должен растоптать его ногой. Чем больше насчитывалось разбитых кусочков блюда, тем больше счастья, как предполагалось, можно было ожидать у молодых.

Отец и мать невесты встречают молодых хлебом-солью, ведут к столу и усаживают на шубу, вывернутую шерстью вверх. Считается, что это приносит богатство и достаток в дом. Во время всего пира новобрачные не должны пить и есть, а дружок и подружка жениха и невесты следят за тем, чтобы молодые сидели, тесно прижавшись друг к другу («так, что кошка между ними не пробежит»). Гости пируют до позднего вечера, бьют посуду на счастье, славят молодых. Традиционный возглас «Горько!» связан с обычаем подносить каждому из гостей стопку водки, выпив которую, он должен подтвердить, что это была действительно водка, крикнув: «Горько!

А вот и некоторые приметы, связанные с обрядами бракосочетания и свадебными торжествами.

Свадебные приметы

■ Когда молодожены садятся за свадебный стол, необходимо, чтобы они сидели на одной скамье — тогда семья будет крепкой и слаженной, иначе брак может оказаться неудачным.

■ Новобрачных за столом, по древним обычаям, надо посадить на шубу, вывернутую вверх шерстью, чтобы жили богато и с достатком.

■ Жених и невеста всегда должны находиться рядом друг с другом и не позволять, чтобы между ними кто-нибудь вставал, иначе разойдутся. Человек, который появлялся между ними, являлся провозвестником несчастья в семейной жизни. А кроме того считалось, что тот, кто станет между молодоженами, и будет причиной их расставания.

■ Не пригласить всех родственников — к выяснению отношений. В принципе к этой примете можно отнестись с известной долей юмора и не принимать ее всерьез, но задуматься над ней на досуге всё же не помешает.

■ Та девушка, которая поймает букет, брошенный невестой, следующая выйдет замуж, причем в следующем году. Особенно эта примета популярна в последние десятилетия, под влиянием американских фильмов.

■ Подруги не должны мыть посуду после свадьбы, а то быть ссоре с молодоженами.

■ Много гостей на свадьбе — к хлопотам. К этой примете тоже можно отнестись как к шуточной, фольклорной. Вероятно она исходит от пословицы «Бедному жениться — ночь коротка».

■ Хорошее угощение на свадьбе — к частым гостям в доме.

■ Жених и невеста не должны фотографироваться порознь на свадьбе — иначе они расстанутся.

■ Монеты, положенные во время свадьбы в рюмки жениху и невесте, нужно хранить дома под скатертью, тогда семья будет жить богато.

■ Если, возвращаясь из загса, первой в дом заходит невеста — она будет руководить в семье, если жених — он будет хозяином.

■ Если на свадьбе связать лентой две бутылки шампанского и не пить их, а оставить — молодожены обязательно отпразднуют годовщину свадьбы и рождение первого ребенка.

■ Если во время свадьбы с невесты упало украшение — дурное предзнаменование.

■ Если дарят столовые принадлежности (особенно с ножами), отдайте монетку — иначе быть раздорам.

■ Жених не должен видеть свадебного платья до дня свадьбы и не должен накануне свадьбы видеться с невестой.

■ Неудача поджидает невесту, если до свадьбы она увидит себя в зеркале в полном свадебном наряде.

■ Если у невесты на свадьбе порвалось платье, то свекровь будет злая.

■ Дождь или снег в день свадьбы — к счастью.

Существует множество примет, касающихся венчальных свечей. Вот например, считается, что тот из молодоженов, у которого венчальная свеча догорит раньше, умрет первым, а если она выпадает из рук, то это уж совсем считалось не к добру. Также не предвещало ничего хорошего неровное горение венчальной свечи, которая таким образом «волновалась» о старших в доме.

Если в день свадьбы шел дождь, то это считалось отличным предзнаменованием, но плохо если свадьбу играли зимой и разыгрывалась метель — согласно приметам, из молодой семьи выдувалось всё богатство.

Если после обряда венчания свадебный кортеж поехал по другой дороге, то это считалось отличным предзнаменованием, так как теперь муж и жена будут жить новой жизнью и не вернутся к прежней.

А что можно было предпринять, если девушка не хотела выходить замуж за того, кого ей прочили в мужья? Предприимчивые сваты старались во что бы то ни стало завладеть старой обувью и веником девушки, так как в этом случае она все равно должна была выйти замуж, даже помимо своего желания, за нелюбимого человека.

Некоторые приметы, связанные с проведением обряда венчания, насчитывают несколько столетий, и в нынешнем веке их также стараются соблюдать, свято веря в их действенность.

■ Перед венчанием невеста должна чуть-чуть поплакать — брак будет счастливым. Лучше всего, если эти слезы будут от напутственных слов родителей, а не из-за каких-то накладок или проблем.

■ Когда невеста отправляется в церковь/загс, мать передает дочери семейную реликвию: кольцо, крестик, брошь, браслет и пр., чтобы эта вещь находилась с ней при венчании, оберегая ее.

■ Венчальные свечи жених и невеста должны задуть одновременно — к долгой совместной жизни.

■ После венчания молодые должны посмотреться в одно зеркало — к удаче, к дружной и счастливой жизни.

Сейчас модно брать кредиты на проведение свадебных торжеств, да это и понятно — все-таки отличный повод повеселиться с размахом, да и запоминается это событие у одних надолго, а у других — и на всю жизнь. В общем, хочется, чтобы торжества прошли на самом лучшем уровне, вот и приходится деньги одалживать, брать кредиты... А вот в старину это считалось дурным признаком, так как по поверьям, семья, справившая свадьбу на одолженные деньги, всю жизнь будет отдавать долги и не иметь своих собственных денег.

Перед тем как сесть за свадебный стол, молодые должны разбить тарелку и вместе переступить через осколки, чтобы не ссориться в браке.

Свадебный торт разрезает невеста, жених поддерживает нож. Кусок торта с основным рисунком жених кладет на тарелку своей суженой, следующий кусок невеста преподносит жениху, а потом уже — гостям. Эта примета к взаимному согласию и помощи друг другу.

Если три года подряд в годовщину бракосочетания свадебной скатертью застилать стол, то молодые вместе проживут до старости.

Ну и конечно же, редкая свадьба даже в наше время обходится без традиционного свадебного каравая, о котором тоже сложено немало поверий и суеверий. Символ семейного счастья — свадебный каравай выпекают несколько женщин под руководством крестной матери жениха или невесты. Никогда не приглашают участвовать в этом ритуале вдов, разведенных или бездетных женщин: считалось, что их несчастливая судьба может повлиять на будущее молодой семьи.

В общем, примет о свадьбах существует великое множество, не все из них предвещают добро, но ведь и не все из них обязательно сбываются. Если верить в силу любви и не обращать внимание на мелкие неурядицы во время свадьбы, то ничего плохого и не случится. Главное — всегда верить в доброе и на всё смотреть с юмором.

В последнее время наблюдается увеличение интереса к африканской культуре и традициям. Некоторые фирмы, специализирующиеся на организации свадеб, даже предлагают услуги проведения свадьбы в африканском стиле. Экзотично, не правда ли? Но пожалуй стоит заранее узнать о некоторых приметах и обычаях свадьбы в Африке. Их — множество, и мы предлагаем вам некоторые из них.

Для начала важно, чтобы перед предстоящей свадьбой в дом, где будут жить молодые, вползла змея, — это считается хорошим предзнаменованием, знаком благосостояния и счастья в семейной жизни. Хозяйка дома в этом случае предлагает змее миску с парным молоком и просит остаться. И уж совсем отличным знаком считается, если змея попробовала угощение, — быть счастью в доме.

Также существует достаточно распространенный запрет на внутриплеменные любовные взаимоотношения; согласно поверьям многих племен, это несет беду и несчастья всему племени и разумеется тем мужчине и женщине, которые вопреки традициям полюбили друг друга.

Во время проведения самой свадебной церемонии хозяева дома, в котором разыгрывается это действо, читают заклинания и молитвы о благополучии дома, призывают духов предков быть благосклонными к ним, а также просят о достатке, благополучии и здоровье для всех. Примечательно, что аналогично традициям европейской церемониальной магии, африканцы в конце каждой молитвы-заклинания произносят хором «Да будет так».

Обычай перепрыгивать на свадьбе через метлу распространен не только на свадьбах древних и современных язычников, это непременный атрибут свадебных церемоний многих африканских племен. Жених с невестой во время свадьбы должны перепрыгнуть через метлу, что символизирует начало создания собственного домашнего очага.



Публикации по теме