Воспитание нравственных чувств у дошкольников через экологическое развитие. «Духовно-нравственное становление детей через экологическое воспитание»

Актуальность

При всём многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения достаточно едины в отношении необходимости формирования развития экологической культуры. рассматривает экологическую культуру личности в качестве системообразующего фактора, способствующего формированию в человеке подлинной интеллигентности и цивилизованности. В этой связи образованию необходимо утверждать ценности новой адекватной природе человеческой культуры. Стало быть, образование и культура становятся интегральным фокусом всей образовательной системы, определяя соответствующие требования и педагогические технологии на всех этапах обучения, начиная с дошкольного. В “Рекомендации парламентских слушаний “Проблемы экологического воспитания и образования в России” признано “Считать экологическое воспитание детей дошкольного возраста приоритетным звеном в системе непрерывного экологического воспитания, необходимым условием развития страны, развития и совершенствования обеспечения преемственности между всеми сферами социального становления личности (семья– детский сад–школа–вуз–производственная деятельность).

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных. Природа способствует умственному развитию детей, их логическому мышлению и речи.

Концептуальность

Дошкольный возраст и с точки зрения экологического образования является уникальной, самоценной специфической ступенью системы непрерывного экологического образования и должен рассматриваться (согласно концепции психологического возраста и концепции амплификации дошкольного детства) как особая ступень развития человека и формирования его мировоззрения.

Именно поэтому мной была поставлена цель: прививать детям экологически–нравственный целесообразный образ жизни.

Основой работы по нравственно–экологическому воспитанию дошкольников являются следующие принципы: - учет возрастных особенностей детей при отборе содержания, темы занятий, задач воспитания и обучения; --обеспечение эмоционально–психологического комфорта для детей; - уважение к личности каждого ребенка.

Наличие теоретической базы опыта

Определить верный путь по воспитанию экологической культуры помогли идеи, которые придавали огромное значение нравственно–экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию ребенка.

Большим вспомогательным материалом для работы по данной теме стала программа C. Н. Николаевой “ Юный эколог” а также «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией, и др.

Неоценимую помощь в работе оказали следующие методические пособия: – “Как приобщить ребенка к природе”;

- , “Экспериментальная деятельность” детей среднего и старшего дошкольного возраста; – “Детям о природе” ;

“Наш дом–природа” , “Воздух–невидимка”; – “Игровые экологические занятия с детьми”; –, “Прогулки в природу”; ­ – , “ Сказания о лекарственных растениях”; – “ Уголок природы в детском саду”; , “ Учим детей наблюдать и рассказывать: времена года.” ; –, “ Прогулки в детском саду” – “В союзе с природой”; –, “ Формирование экологической культуры дошкольников”; – “ От осени до лета”; – “ Воспитание основ экологической культуры в детском саду”; – “ Использование занимательного материала по экологическому воспитанию дошкольников”; –, “Дети, взрослые и мир вокруг”.

Приоритетами в работе по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников стало:

Наличие в группе живых объектов природы: разнообразных комнатных растений , аквариума;

Наличие материала для поисково-исследовательской деятельности; - разработанные экологические тропы как на территории детского сада, так и за её пределами;

Наличие на территории детского сада огорода, клумб.

Моя педагогическая идея – способствовать становлению у детей научно-познавательного, эмоционально - нравственного, практически-деятельного отношения к окружающей среде и к своему здоровью.

Были поставлены задачи: 1. Создать систему работы по нравственно-экологическому воспитанию. 2. Создать условия для самостоятельного изучения природы. 3. Формировать такие нравственные качества личности дошкольников как доброта, сострадание, внимательность, ответственность, заботливое и бережливое отношение к объектам природы.

4.Прививать трудовые природоведческие навыки.

5. Вести экологическое просвещение родителей чрез родительские уголки, участие в мероприятиях экологической направленности.

Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников были разработаны перспективные планы работы с детьми и родителями (см. приложение)

Оптимальность и эффективность средств

Работа по нравственно-экологическому воспитанию дошкольников ведется в соответствии с составленным мною долгосрочным проектом «Экология и дети».

Для его реализации в группе была создана соответствующая развивающая среда:

Экологический уголок, где сконцентрированы разные комнатные растения программные и внепрограммные, календарь природы, аквариум для наблюдения за рыбками и ухода за ними; - выделена полочка, где сосредоточен материал для опытов и наблюдений; - мини-библиотека содержащая книги экологической направленности.

При реализации проекта используются следующие формы работы с детьми:

- занятия кружка “ Юный эколог”, - циклы наблюдений за растениями, рыбками в уголке природы; - целевые прогулки, экскурсии, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, кукол и литературных персонажей; экологические занятия; игры экологического содержания; словесные обсуждения и проигрывание ситуаций; лаборатория юного эколога; спортивно-экологические праздники; инсценировки, театрализованные представления; чтение литературы природоведческого содержания; посещение “ Школы юннатов”; экскурсии в природу, где привлекались родители воспитанников; оформление гербария листьев деревьев, лекарственных трав;

Выставки поделок из природного и бросового материала.

Для родителей ежемесячно оформляется папка-передвижка в которой размещается материал, позволяющий родителям узнать о характерных природных особенностях идущего месяца, а также пословицах, поговорках, праздниках народного календаря данного месяца. Кроме этого для родителей оформлялись информационные газеты «Интересное о природе», «В мире природы», «Зимушка – зима». Среди полюбившихся форм можно выделить семинары-практикумы, родительские собрания, совместные досуги и развлечения, консультации, православный видеосалон, конкурсы, фотовыставки: “ Помощники”, “ Ребята и зверята”

Распространение опыта работы по нравственно-экологическому воспитанию происходило через: - педсоветы; - семинары-практикумы; - “Дни открытых дверей”; - “Дни творчества”; - открытые просмотры;

Методические объединения; - занятия “Школы передового опыта”;

Результативность опыта

Проделанная работа не могла не могла не отразиться на успехах детей. Проведенный мониторинг уровня развития дошкольников показал, что более 85 % имеют высокий и средний уровень усвоения программ.

Кроме этого отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них возникает познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети стараются помогать друг другу, жалеют своих друзей, любят делать приятное товарищам.

Эта работа помогла нам наладить контакт с семьями воспитанников, организовать работу по укреплению духовного, психического и физического здоровья семьи.

Возможность тиражирования

Проект по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников может быть распространен среди дошкольных образовательных учреждений. Имеется методическое обеспечение для реализации данного проекта:

Перспективное планирование работы с детьми и родителями; - план работы кружка “ Юный эколог”; - схема маршрута экологических троп как на территории детского сада, так и за её пределами, подобранный методический материал для изучения объектов, находящихся на тропах.

Методические копилки: деревья, цветы, птицы, звери нашего края; - “Почему их так называют?” - притчи, легенды, сказания о происхождении названий растений.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста

2 слайд

Описание слайда:

Кто не любит природы, тот не любит и человека, – тот плохой гражданин. Федор Достоевский

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы: «Всё хорошее в людях – из детства! Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем Удивиться, узнать, полюбить! Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли, как цветы, малыши, Чтоб для них экология стала, Не наукой, а частью души! » Актуальность введения экологического воспитания именно в таком возрасте (с 3 до 6 лет) заключается в том, что в этот период жизни, дети очень любознательные, добрые и отзывчивые. Так как у них еще не сформирована модель поведения и отношения к природе, и зная цели и задачи экологического воспитания, можно выработать у них правильное отношение ко всей природе.

4 слайд

Описание слайда:

Цель проекта: Формировать у детей экологические знания, бережное отношение к природе и всему окружающему. Задачи проекта:  Формировать у детей бережное, ответственное, эмоционально- доброжелательное отношение к миру природы, к живым существам, в процессе общения с ними.  Формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.  Развивать у детей воображение, речь, фантазию, мышление, умение анализировать, сравнивать и обобщать.  Охранять и укреплять здоровье детей.

5 слайд

Описание слайда:

Дошкольники - начальное звено системы непрерывного образования, значит, содержание их образования должно быть связано с содержанием экологического образования. Элементарные экологические знания, полученные детьми в младшем возрасте, помогут им в дальнейшем осваивать предметы экологической направленности;

6 слайд

Описание слайда:

Знания - не самоцель, они лишь помогают сформировать у детей определенное отношение к природе, экологически грамотное и безопасное поведение, активную жизненную позицию; У детей дошкольного возраста очень развит познавательный интерес, в частности к природе. Именно в этом возрасте они воспринимают мир в целом, что способствует формированию экологического мировоззрения. Очень важно поддерживать этот познавательный интерес;

7 слайд

Описание слайда:

Содержание должно отличаться научностью. Несмотря на возраст, дети должны получать в доступной форме научные представления об окружающем мире, в частности, о природе. Формирование научного мировоззрения особенно важно в наше время, когда в обществе широко распространено мифологизированное сознание, не научный подход к объяснению природных явлений; Содержание должно способствовать формированию у детей целостного восприятия окружающего мира, с одной стороны, и взаимосвязей частей этого целого - с другой;

8 слайд

Описание слайда:

Экологическое образование - часть общего образования, оно имеет межпредметный характер, способствует развитию мышления, речи, эрудиции, эмоциональной сферы, нравственному воспитанию, - то есть становлению личности в целом; Нормы экологически грамотного безопасного поведения: дети должны научится понимать и формировать самостоятельно на основе комплекса элементарных экологических знаний и осознания причинно - следственных связей в природе;

9 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое воспитание дошкольников» Ознакомление детей с природой Организация и проведение выставок, смотров, конкурсов Трудовая деятельность в природе Создание условий для работы по экологическому воспитанию, оборудование уголков природы в группах, оснащение предметами для ухода за растениями Наблюдение за живыми объектами и сезонными явлениями природы -целевые прогулки -экскурсии -работа с календарями природы, зарисовки Создание фонда методического и наглядно – иллюстративного материала, выставка книг природоведческого содержания, оформление материала по экологическому воспитанию для родителей Связь с воспитательно – образовательным процессом, экологические досуги, музыкальные праздники, викторины на экологическую тематику, конструирование из природного материала Экологическое воспитание дошкольников

10 слайд

Описание слайда:

Макет «Совместная деятельность воспитателя и детей» Диагностика экологической воспитанности детей Сюжетно-ролевые и д/игры Целевые прогулки в природу Наблюдение в уголке природы Работа с моделями Изобразительная деятельность по экологической тематике Просмотр фильмов о природе Опытная, экспериментальная, поисковая деятельность Создание книг-самоделок Чтение детской художественной литературы Экологические досуги и праздники Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций о природе Труд в мини-центре природы и на участке Беседы с детьми на экологические темы Работа с календарем природы Сбор коллекций семян, камней, ракушек Совместная деятельность воспитателя и детей

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Модель «Экологическое просвещение родителей» Познавательный блок Окружающая среда и здоровье ребенка Состояние окружающей среды в собственном микрорайоне, городе Пути решения этих проблем Развитие ребенка через знакомство с окружающим миром Методики ознакомления ребенка с окружающим миром Деятельностный блок Участие в природоохранных акциях совместно с детьми Участие в экологических праздниках, экскурсиях, походах Выращивание растений Чтение совместно с детьми литературы Нормативный блок Знание правил поведения во время отдыха на природе, правил экологической безопасности и норм поведения в экспериментальных ситуациях Выбор экологически безопасных участков для прогулок с детьми, занятий спортом, огородов, дач Ценностный блок Природа как универсальная ценность для человека Значение природы в жизни человека Здоровье ребенка и природа Человек – часть природы Формирование разумных потребностей

13 слайд

Описание слайда:

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Я, как педагог: Стараюсь ответственно подходить к организации природной среды в группе, внедряю в практику новые технологии, знаю методику экологического воспитания, веду экспериментальную работу с детьми, разрабатываю интегрированные занятия, занимаюсь экологическим просвещением родителей. Дошкольники: радуются встрече с природой по собственной инициативе наблюдают за живыми объектами видят разнообразие природного мира признают ценность жизни имеют представления о правилах поведения в природе сформировано начало экологической культуры Родители: участвуют в совместных акциях и приобщении детей к миру природы

через экологическое развитие

Замятина Валентина Васильевна, воспитатель МБДОУ детский сад №72 «Акварель» г.Старый Оскол Белгородской обл.

Каждый ребенок рождается добрым. И для доброй жизни. И то, что он постепенно теряет запас доброты, внимательности виноваты мы, взрослые. Моя задача не дать иссякнуть этому маленькому источнику тепла, мягкости, терпения и любви. Дети рано начинают чувствовать любовь и справедливость взрослых. Очень важно, чтобы гуманные чувства дети распространяли не только на себя, а еще и умели бы сострадать взрослым, своим сверстникам, и «братьям нашим меньшим» – животным, относиться к другому, как к самому себе, понимать и разделять огорчения и радости другого.

Опыт работы показывает, что некоторые дети не проявляют сочувствия, обижают слабых, смеются над несчастными. Что это? Детское недомыслие или уже испорченность? Доброта – понятие емкое и многогранное. Это – человечность и отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Проявить готовность, разделить невзгоды и радости других людей. И то, какой чувственный опыт получает ребенок в первые годы жизни – опыт доброты или жестокости – не может не сказаться на дальнейшем становлении личности.

В. А. Сухомлинский говорил, что «добрые чувства должны уходить своими корнями в детство… Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств ».

В последнее время очень остро стоит вопрос экологии . На протяжении веков люди брали у неё всё, что хотели, ничего и никого не жалея, не задумываясь о последствиях. Каждый человек должен понять, что природе сейчас плохо. И обязательно помочь ей, как другу, попавшему в беду.

Л.С. Выготский, В.А. Сухомлинский, Б.Т. Лихачев придавали огромное значение нравственно-экологическому воспитанию, способствующему всестороннему развитию личности ребёнка.

В настоящее время в России создано значительное количество программ, направленных на экологическое воспитание дошкольников, формирование их экологической культуры.

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 2013 год был объявлен Годом охраны окружающей среды (Указ от 10.08.2012г №1157). В течение всего 2013 года было проведено множество мероприятий, направленных на консолидацию и вовлечение широких кругов населения по решению вопросов окружающей среды и экологической культуры.

Сегодня ребенок получает экологические знания, в основном, из двух источников: из СМИ и в детском саду. Но этого недостаточно, чтобы понять природу, любить и ценить её. Любовь к природе не приходит сама собой. В ходе многих своих наблюдений я заметила, что дети старшего дошкольного возраста проявляют заботу и бережное отношение лишь к тем объектам природы, о которых имеют достаточно глубокие и разносторонние знания, а в других случаях их поведение безразличное и нередко отрицательное.

ФГОС определяет целевые ориентиры, как «возможные достижения ребенка» – не обязательные, но возможные и желательные достижения в его интеллектуальном и личностном развитии. Достижения в общении с природой сформулированы следующим образом: «Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы, склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, природном и социальном мире. Обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания».

Под эти формулировки и развертывается система экологического воспитания. Элементарное знание основ экологии является обязательным компонентом экологической культуры любого человека. Доказано, что формирование этого знания легче начинать в дошкольном детстве на конкретных примерах ближайшего к ребенку природного окружения.

Главной целью моей работы по этому направлению стало создание условий для формирования нравственных качеств личности, таких, как доброта, милосердие и внимательность у детей дошкольного возраста, создание условий для активной познавательной деятельности дошкольников и формирование бережного отношения к природе, а также экологическое просвещение родителей.

В своей работе я опиралась на программу С.Н. Николаевой «Юный эколог» , направленную на становление начал экологической культуры и экологического сознания. В программе представлено семь разделов и рекомендации к распределению материала по возрастам, которые позволяют осуществлять индивидуальный подход к детям, регулируя на каждом этапе объём и глубину решения поставленных задач, учитывала следующие принципы содержания: научность, доступность, системность, целостность, регионализм, преемственность и интеграцию.

Хочется остановиться на одном принципе – научность. Еще К.Д. Ушинский рекомендовал «не отвергать науки для детей», так как уже в дошкольном возрасте ребенок должен получать достоверную информацию. Опыт показывает, что большинство детей с большим интересом относятся к знаниям о природе, но зачастую, знания черпают из рекламы, мультфильмов, а они бывают неверными. Многие дети считают, что крот любит клубнику, еж питается яблоками, грибами и т.д. Ложных представлений у детей предостаточно: паук и червяк – это насекомые; грибы – это растения; белые медведи и пингвины живут в Арктике и т. д. Итак, неверная информация приводит к формированию у ребенка искаженных представлений об окружающем мире.

Следует отметить, что одним из важных элементов при создании предметно-развивающей среды является ее правильная организация и экологизация с учетом возрастных особенностей детей. Прежде всего отмечу, что природы в детском саду должно быть много, очень много! Эколого – развивающая среда должна быть обогащенной:

1. цветники (находятся на территории всего детского сада, где посажены разнообразные виды растений и цветов);

2. мини-лаборатория (база для исследовательской деятельности: оборудование и материалы для проведения опытов и экспериментов);

3. уголок природы , где сосредоточен видовой состав комнатных растений с учетом целей обучения и воспитания;

4. мини-огород (используется с целью выработки у детей навыков ухода за растениями; знакомства с культурными и дикими растениями; для наблюдений за условиями произрастания и ухаживают за посаженными цветами на клумбах);

5. уголок нетронутой природы (должен находиться за пределами детского участка, там произрастают различные дикорастущие травы и кустарники);

6. фруктовый сад;

7. птичий дом (скворечники);

8. экологическая тропа: это маршрут по территории детского сада, хорошо озелененного и имеющего интересные природные объекты и другое.

Каждое созданное в саду экологическое пространство имеет широкое значение для экологического образования воспитанников.

Работая над реализацией поставленных задач, я использовала различные формы работы: проектные методики, интегрированные занятия, экскурсии, индивидуальную работу, работу с родителями, занимательные досуги, развлечения, труд на участке.

Известно, что познание окружающего мира осуществляется через наглядные образы (картины, книги, телевизор, экскурсии и т. д.) и практическую деятельность. Все эти формы сопровождались речью (беседы, чтение, обсуждения, рассказ), т. е. параллельно с познавательной и в полном единстве с ней реализовывалась образовательная область «Речевое развитие». Выращивая и ухаживая за растениями, дети усваивают моральные и нравственные ценности, учатся правилам поведения в природе, познают труд.

Работу по экологическому воспитанию дошкольников проводила, начиная с младшего возраста. Дети этого возраста доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную со взрослым практическую деятельность, эмоционально реагируют на его добрый неторопливый тон, охотно повторяют за ним слова и действия.
Задача младшего дошкольного возраста – заложить первые ориентиры в мире природы, в мире растений и животных как живых существ, обеспечить понимание первоначальных связей в природе, понимание необходимости одного – двух условий для их жизни.

Ведущим фактором в интеллектуальном развитии ребенка этого возраста является конкретный образ предмета, действия с ним. Слова должны следовать за ними – тогда ситуация в целом становится понятной малышу, усваивается им. Отсюда следует, что ведущими видами деятельности в экологическом воспитании младших дошкольников являются неоднократно повторяющееся сенсорное обследование предметов, объектов природы и практическое манипулирование с ними. Все, что можно дать детям в руки, предлагалось им для обследования. Дети брали в руки натуральные овощи, фрукты, гладили и осматривали их, жмали, нюхали, пробовали на вкус, слушали, как они скрипят или шуршат, т.е. обследовали их всеми сенсорными способами.
Важную роль в познании малышами объектов природы играют практические моделирующие действия, когда воспитатель изображает руками форму, размер, высоту или длину объектов природы: «рисует» в воздухе круглый помидор, яблоко, длинную морковку, большой круглый арбуз или кочан капусты. Я просила детей руками сделать то же самое – движения и действия подкрепляют то, что видят глаза и что обозначено словом.
В этом возрасте детей знакомила с простыми и хорошо знакомыми образами сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка».
Технология экологического воспитания младших дошкольников включает следующие компоненты:
– разнообразные циклы наблюдений в повседневной жизни (за аквариумной рыбой, декоративной птицей, елью на участке в зимнее время, осенними цветущими растениями, весенними первоцветами;

– участие в подкормке зимующих птиц и наблюдения за ними;

-проращивание лука-репки в зимнее время и создание календаря его роста: наблюдения за растущим луком ведутся в течение 4-5 недель (один раз в неделю) воспитателем в присутствии детей и с их помощью делаются зарисовки;
– совместная деятельность воспитателя с детьми в уголке природы по уходу за комнатными растениями, аквариумом – дети приобщаются к трудовым операциям и пониманию их значения для живых существ;
– рассказывание и обыгрывание народных сказок, рассматривание иллюстраций в книгах;
– проведение экологических занятий один раз в две недели;
– проведение экологических досугов .

Со старшими дошкольниками были проведены разные социально значимые мероприятия: «Панорама добрых дел», в которую с декабря по апрель в индивидуальные строчки с фотографией ребенка вносятся все его добрые и хорошие дела, акция «Зеленая елочка – живая иголочка» , День Земли и другие. Все эти мероприятия формируют у детей начала экологической культуры, позволяют им правильно ориентироваться и взаимодействовать с ближайшим природным окружением.

Следует отметить, что красота живой природы – это экологический феномен: красивыми являются объекты, находящиеся в экологически полноценных условиях жизни, в которых они себя хорошо чувствуют, проявляют свою приспособленность, жизненную силу. Поэтому очень важно художественно-эстетическое развитие дошкольников. Все яркие моменты и впечатления от общения с природой дети отображали в своих рисунках.

Таким образом, формирование нравственных чувств осуществлялось через экологическое воспитание, которое было интегрировано во все образовательные области. Развивая познавательную активность, я старалась не давать готовых знаний, а стимулировать ребенка на их поиск путем создания различных проблемных ситуаций с использованием нравственного выбора.

Например, такая ситуация: до сих пор у родителей и детей сформированы понятия: чем меньше хищников, тем лучше. Волки опасны, их надо убивать; укус змеи смертелен, а зайцы безобидны, пусть живут. С экологической точки зрения целесообразно создать проблемную ситуацию на занятии: волков всех истребили, в лесу резко увеличилось количество зайцев. Почему-то стали гибнуть деревья. Как спасти лес? Здесь я использовала прием алгоритма пищевой цепочки: лесу необходимы волки, чтобы спастись от зайцев; волкам нужны зайцы, как пища, а для зайцев пищей служит лес. Вывод: в природе все взаимосвязано, необходимо биологическое равновесие. Важно, что в каждом случае велось обсуждение правил безопасности. С точки зрения безопасности, конечно, правильно говорить, что медуз трогать нельзя – они жгутся, но, при этом, нужно обязательно объяснить, что медуза так приспособилась к своей среде и имеет право защищаться.

При знакомстве с царством грибов педагоги ограничиваются изучением съедобных и ядовитых, что, конечно, важно с точки зрения, опять же, безопасности, но не отражают роли грибов в круговороте веществ (грибы участвуют в превращении старых пней, веток, листьев в перегной, в почву), их значении для животных.

Для формирования внимательности у детей старшего дошкольного возраста немалое значение имеет исследовательская или поисковая деятельность. Чтобы познать ребенку окружающий мир, ему необходимо его исследовать. В ходе поиска он уточняет, проясняет свои представления о нём. В качестве основного вида поисковой деятельности я организовывала особую детскую деятельность – экспериментирование, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста, начиная с младенчества. В ней ребенок становится своеобразным исследователем, самостоятельно воздействующим различными способами на окружающие его предметы и явления с целью их более полного познания и освоения. Например, на занятии «Свойства воды» у каждого ребенка на столе по три баночки с водой. Ребенок самостоятельно может исследовать объект неживой природы и обнаружить его свойства: цвет, вкус, запах, растворимость, прозрачность; сделать вывод, почему воду называют «волшебницей» и «путешественницей», наблюдая за превращением на морозе воды в лед, при нагревании – в пар. Наблюдая за опытом «Путешествие капельки воды» или «Мы сейчас сделаем дождь» , дети приходили к выводу, что вода совершает круговое путешествие.

Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Со старшими дошкольниками были проведены опыты по испарению воды при высокой и низкой температуре; превращение воды в лед, в пар; знакомство со свойствами воды, воздуха, почвы, глины, песка, металла, дерева, стекла; рост и развитие семян садовых цветов, отростков комнатных растений; семян овощей и клубней картофеля и т.д.

Основными составляющими процесса исследования являются выявление проблемы, формулировка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты и сделанные на их основе умозаключения.

Еще одна важная, на мой взгляд, форма работы – проектная поисковая деятельность, которая подводит детей к самостоятельным выводам о хозяйственной деятельности человека, о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов. Особенно был интересен детям проводимый мною проект «Мусор» , который заключался в том, что осенью дети под руководством педагога закапывают разные виды отходов в почву и отмечают их место ориентирами. Через год дети этой же группы проверяют, что из отходов превратилось в перегной, а что осталось в прежнем виде. Таким образом, дети делали выводы о круговороте веществ в природе и о природоохранном аспекте, который заключается в использовании вторично пластиковых коробочек, стаканчиков, трубочек, мензурок на опытах в лаборатории детского сада.

При организации познавательная и практическая деятельности я использовала наглядные методы, которые способствовали развитию внимательности, сосредоточенности. Одним из наглядных методов, который я использовала чаще всего были сравнительные наблюдения, представляющие особую ценность для развития мыслительной деятельности детей. Такие наблюдения давали ребенку возможность найти в объекте отличия, сходства, сделать соответствующие выводы, установить причинно-следственные связи. Например, сравнение строения березы и одуванчика, или внешнего вида вороны и воробья; планеты и звезды и т. д. Обучение, недостаточно опирающееся на наблюдения, ведет к образованию у ребенка формальных знаний, не имеющих под собой прочной, чувственной основы. Наиболее яркие наблюдения проводились в живом уголке, на экскурсиях.

Чтобы повысить эффективность организованной образовательной деятельности, я использовала игры и игровые приемы, такие, как «Путешествие на космическом корабле на Луну» или «Полет на ковре–самолете в Африку» , а при помощи цветика – семицветика мгновенно попадали в Антарктиду или в горы. Такие приемы дают возможность в игровой обстановке познать природу разных поясов Земли.

Одно из эффективных средств – познавательные задачи. Они помогают формировать такие нравственные качества личности ребенка: милосердие, доброту, чуткость, внимательность. Поставленные задачи на занятиях не только стимулировали детскую любознательность, но и способствовали проявлению беспокойства о состоянии природы, давали основы знаний и навыков, позволяющих понять сложность развития окружающего мира. Например, при изучении темы «Мир птиц» детям давалась задача: «Что произойдет в природе, если разорить гнезда птиц?» и другие.

Другой тип экологических задач – это загадки о растениях, животных, явлениях природы. Загадки становятся задачей, если задавать вопросы: зачем ежу иголки, зачем стрекозе огромные глаза, для чего зайцу быть зимой белым, почему медведь зимой спит.

Воспитание доброты, заботы, милосердия помогает чтение художественной литературы, например: произведения таких популярных писателей, как В. Снегирев, И. Сладков, В. Бианки и экологических сказок Н. Рыжовой.

Ничто так не обогащает эмоционально-чувственную сферу ребенка и способствует формированию бережного отношение к животным, заботу, как его деятельность в живом уголке. Здесь воспитывается гуманное отношение ко всему живому, милосердие, умение сопереживать, находить неблагополучие в среде живых объектов и найти способ устранять это неблагополучие, как у животных, так и у растений. Совершенно меняется отношение детей к природному объекту, когда они наблюдают и оценивают его состояние. Например, знакомя детей с необходимыми условиями для жизни растений, дети имели возможность наблюдать за растением в малоосвещённом месте. Естественно, на вопрос, нравится ли им растение, ответ был отрицательным. Дети, рассмотрев его внешний вид, заметили бледность и вялость листьев, сухую землю и смогли сделать самостоятельный вывод: растению здесь не хватает света, его срочно нужно полить. Следующий этап – ежедневный уход за растением, следствием чего был положительный результат: растение расцвело. В данном случае дети получили удовлетворение от оказанной помощи растению, прониклись к нему, как к живому существу, закрепили знания о необходимых условиях для жизни растений.

Еще одно значительное средство для реализации поставленных задач – это проведение экскурсий. Экскурсии – это, прежде всего, предварительная работа по какой – либо проблеме, это колоссальный материал для познания окружающего мира и воспитания доброты, милосердия и внимательности. Именно на экскурсиях развиваются нравственные качества ребенка, познавательный интерес, логическое мышление, расширяется кругозор, активизируется внимание. Например, осенью в сентябре проводились экскурсии в лес вместе с родителями, к водоему, на огород, по экологической тропинке. Любая изученная нами тема обобщалась и заканчивалась занимательным досугом, викториной, выставкой рисунков.

Реализация поставленных мною задач осуществлялась с помощью родителей. Вопросы по воспитанию нравственных качеств у дошкольников посредством экологического воспитания у детей выносились на обсуждение родителей в разной форме: консультации в папках-передвижках, родительские собрания, круглые столы, совместные экологические акции, праздники.

Таким образом, в результате осуществления экологизации различных видов деятельности ребенка, развивающей предметной среды, интегрированной организованной образовательной деятельности, экологического просвещения родителей была проведена работа, направленная на становление осознанно-правильного отношения детей к природе, развитие речи, а также их индивидуальных качеств:доброты, милосердия и заботы; умениевидеть неблагополучие в природе, сопереживать слабым существам.

Список использованной литературы:

1. А.И Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду» Пособие для работников дошкольных учреждений-М; ТЦ СФЕРА,2004-с.5-8.

2. С.Н. Николаева «Значение эколого – развивающей среды для образования и оздоровления детей в свете Федерального государственного образовательного стандарта», Дошкольное воспитание №5;2014г.

3. С.Н Николаева «Экологическое воспитание в рамках Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» \\Дошкольное воспитание, №6, 2014г.

4. В.А. Сухомлинский «Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания)». Педагогическое наследие.

5. К.Д. Ушинский «Полное собрание сочинений».

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в детском саду предполагает: -воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание); -формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие) ; -развитие эстетических чувств (умения увидеть и прочувствовать красоту природы, восхититься ею, желания сохранить её); -участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.



Основные направления экологического воспитания детей и образовательные области Физическое развитие Познавательно- речевое развитие Художественно- эстетическое развитие Социально- личностное развитие Физическая культура Здоровье Художественное творчество Коммуникация Музыка Чтение художественной литературы Познание Кругозор Социализация Труд Безопасность






ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ Старшая группа Ознакомление с живой и неживой природой Эмоционально- эстетическое развитие Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Экскурсии, прогулки, Наблюдения за объектами на экологической тропе Загадочные объявления Речевые логические задачи Загадочные объявления Речевые логические задачи Культурно- досуговая деятельность Образовательны е проекты Игровая деятельность Художественно- творческая деятельность Воспитатель Коптенко Т.А


















ПОРТФОЛИО воспитателя содержит: 1. Информационные и технологические карточки; 2. Дидактический и иллюстративный материал; 3. Календарно-перспективное планирование работы с детьми; 4. Практический материал для работы с детьми по ознакомлению с миром природы: Речевые игры Загадки Модели и схемы объектов живой и неживой природы Игры экологического содержания, игровые обучающие ситуации, игры-путешествия, экологические игры с правилами Описание объектов экологической тропы








26 .


В результате проделанной работы отмечаются положительные результаты: -сформированы начала экологической культуры у детей; -сформировано осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; -дети учатся практическим действиям по охране природы; -развиваются умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы. ПЕРСПЕКТИВА РАБОТЫ С ВОСПИТАННИКАМИ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ПО ЭКОЛОГИИ На уч.г. Реализация долгосрочного образовательного проекта «Люби и знай Коми край » Викторина с детьми и их родителями «Хочу всё знать» Организация и проведение акции «Зелёная ёлочка – живая иголочка»



"Детские годы, тот возраст, который мы считаем возрастом беззаботной радости, игры, сказки - это источники жизненного идеала. От того, что открылось ребёнку в окружающем мире в годы детства, что изумило его и заставило плакать, оттого зависит, каким будет наш воспитанник", - писал В.С.Сухомлинский.

Только мы, воспитатели, прививая любовь к родному краю, можем вырастить патриотов страны.

Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию, его нельзя определить несколькими словами. Это любовь к родным местам, гордость за свой народ, ощущение неразрывности с окружающим миром желание сохранить и преумножить богатство Родины.

В настоящее время, когда совершается много безнравственных поступков, дети стали более агрессивными и замкнутыми, родители уделяют мало внимания развитию эмоций и чувств детей. Эта проблема является одной самой серьезной и актуальной в современных условиях. Она требует большего такта и терпения, потому что во многих семьях вопросы патриотизма вызывают недоумение. Мне небезразлично, какими станут мои воспитанники в будущем. От того, как они ведут себя, такими они и будут, когда вырастут. Ведь слова, заложенные им в душу, пройдут с ними через всю жизнь и научат уважать законы природы, страны.

Поэтому я решила работать над проблемой: "Патриотическое воспитание через экологическое образование"

Поставила перед собой несколько задач:

  1. Научить ребенка любить свою Родину, беречь, и заботится о ней;
  2. Вызвать доброе и заботливое отношение к окружающему миру, людям, городу, любовь и привязанность к семье.
  3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, формировать нравственные чувства.
  4. Способствовать физическому развитию в процессе пребывания на воздухе.

Воспитание патриота - сложный процесс. Для решения этих задач использовала благоприятные условия: интересный и доступный материал, последовательная ориентация на образование, обеспечивающая формирование духовного мира ребенка, тесную связь с семьей.

Одним из проявлений патриотизма является любовь к природе, поэтому всю свою работу я провожу через экологическое образование, сущность которого заключается в сформированности человека с новым экологическим мышлением, способным осознать последствия своих действий по отношению к окружающей среде, умеющего жить в гармонии с природой. Именно природа играет важную роль в привитии любви к Родине.

Начиная работу по пробуждению любви к родному краю, я отбираю, систематизирую знания о ней, продумываю и рассказываю то, что характерно для нашего города, республики, показываю связь родного края со всей страной.

В целях желания детей больше узнать о природе родного края, составила и использую в работе конспекты занятий по временам года:

  • "Золотая осень" (Приложение №1)
  • "Путешествие в зиму" (Приложение №2)
  • "Прогулка с весной" (Приложение №3)
  • "Весна"

Во всех видах деятельности учу детей, не причинять зла и страдания живым существам, которые слабее их, рассказываю, как правильно о них заботиться. При общении с природой, взаимодействии с растениями и животными дети становятся добрее, проявляют интерес к природе, радуются всему увиденному, осваивают правила и нормы поведения в природе. Для этого оформила альбомы:

  • "Сохрани природу",
  • Экологический проект "Дерево",
  • "Лекарственные растения Татарстана",
  • "Птицы Красной книги",
  • "Экология и ты",
  • "Что мы заем о веществах".

Для воспитания чувств патриотизма, нравственных качеств, формирования представлений о природе, гуманного отношения ко всему живому мы используем разнообразные формы и методы: тематические занятия, беседы, наблюдения окружающего мира, уход за растениями, целевые прогулки, опытническую деятельность, экологические игры, чтение художественной литературы, рассматривание репродукций картин, слушанье музыки, разучивание стихов, песен, викторины, создание проблемных ситуаций.

У меня есть свой девиз: " Каждый день начинать с любовью, а заканчивать с миром".

Самым важным воздействием на детей являются наблюдение и целевая прогулка, впечатление от которых вызывает изумление и восхищение, проходят через детские сердца. Каждой прогулке придумываю своё название:

  • "В гости к старичку Лесовичку";
  • "Помощь рябинке";
  • "Путешествие с картой";
  • "Телеграмма от Домовенка Кузи";
  • "Встреча с Квакушей";
  • "Осень золотая в гости к нам пришла";
  • "Прогулка с лупой";
  • "Помоги природе";
  • "Найди сокровище";
  • "В лаборатории Капитоши";
  • "Мир вокруг сада";
  • "Загадки на грядке";
  • "Юные огородники";
  • "Весна пришла";
  • "Зимний денек";
  • "Встреча с удивительным";
  • "Собери приметы в лукошко";
  • "Жалобы растений";
  • "Компас - помощник";
  • "Растения - доктора детей";
  • "Волшебная клумба";

Вместе с нами гуляют сказочные герои: Квакуша, Каркуша, Баба-Ёжка, Домовенок Кузя, Мороз Иванович, Водяная капелька Капитоша, Девочка Почемучка.

Обычно перед прогулкой получаем письма, телеграммы, пользуемся схемами - путешествий, записками и т.п. Свою работу по знакомству с природными явлениями мы организуем на территории детского сада. Чтобы заинтересовать детей, я составила карту экологической тропинки, хозяином которой является кот Кеша. Проходя по тропинке, мы знакомимся с уголками сада, леса, огорода. Радует, что дети могут называть и показывать разные деревья, кустарники. Во время путешествий предлагаю детям прислониться к дереву спиной, щекой, обхватить его руками, потрогать, понюхать, погладить, спрашиваю, что они чувствуют, обращаю внимание на ствол, ветки, листья, почки, корни, выделяю время, чтобы с закрытыми глазами послушать тишину природы, пение птиц. Прошу рассказать о том, что они услышали: ветер, шум и шорох листьев, стук веточек, скрип деревьев, шагов, писк и пение птиц. У детей возникает много разных вопросов:

  • Как залечить ранку берёзке?
  • Как помочь букашке?
  • Почему нельзя трогать гнезда?
  • Зачем нужно убирать старые листья?

Воспитывая у детей сочувствие и сострадание к окружающей природе, я тем самым ненавязчиво учу любить окружающий мир, Родину, болеть всей душой за родной дом, семью, народ.

Систематически подчеркиваю, что человек - хозяин природы, что от его отношения к ней зависит, каким будет мир вокруг нас. Напоминаю детям, что в природе все взаимосвязано, поэтому надо сохранять все живое, чтобы не пришлось жить без растений, насекомых, птиц, животных. Закрепляю правила поведения в природе, чего нельзя делать, а что можно и нужно:

  • Не рвать много цветов, а любоваться ими, и сажать новые;
  • Не трогать муравейники, огородить забором;
  • Не разорять гнезда птиц,
  • Не бросать мусор, а убирать за собой;
  • Не расходовать зря воду, а беречь ее;
  • Оберегать животных, подкармливать их;
  • Беречь лекарственные растения, собирать их и сдавать в аптеку;
  • Не шуметь в лесу, а заботиться о тишине лесных жителей;

Особую роль отвожу опытнической работе. Наблюдаем, как вырастают ростки на картофеле, корешки отростков герани, прорастают семена огурцов, фасоли, пшеницы, как растёт рассада, как появляются всходы моркови, укропа, фасоли, тыквы, бобов. С интересом следим за жизнью цветков в темноте и на солнце, что случается с листьями, если их закрыть бумагой, с какой стороны проникает воздух в лист, смазанный вазелином, как рыхлят землю черви и др. А сколько радости и изумления доставляют длительные наблюдения за ростом лука, овса, гороха и т. д. Вот один из примеров. Я принесла в группу землю в овальной баночке, сверху насыпала опилки, положила проросшие зёрна пшеницы и завязала капроновой тряпочкой, придав форму ёжика, и оставила в природном уголке. Серёжа Б. первым заметил зелёную травку и закричал: "Смотрите, к нам ёжик приполз!". В другой раз дети наблюдали за жизнью пиявки, которая жила в банке с водой, завязанной марлей вместо крышки. Когда было тепло, она лежала на дне, свернувшись клубочком, а когда шёл дождь, всплывала наверх. Впечатления от своих наблюдений дети передавали в своих зарисовках.

На пути экологической тропы знакомимся с лекарственными растениями: мятой, мелиссой, ромашкой, встречаемся с альпийской горкой, где расположены большие камни и растут разные виды цветов, где дети наблюдают за жизнью насекомых. Особое внимание дети обращают на цветочную клумбу, которая радует многообразием цветов: ландышей, тюльпанов, пионов, гладиолусов, ирисов, ромашек, нарциссов, весёлых ребяток, и т. д.

С помощью дидактических игр у детей развиваю у детей наблюдательность, речь, внимание, и память, формирую мыслительную деятельность.

  1. Большое место в жизни занимают такие игры как:
  2. Вершки и корешки (что едят);
  3. Где что зреет (на огороде - овощи, на дереве - фрукты);
  4. Хорошо - плохо (идет дождь, на улице грязь, но хорошо, что можно по лужам побегать);
  5. Живая - неживая (живая - растения, насекомые: вода, воздух, камни, солнце, почва);
  6. Кто - где живет (место обитания);
  7. Узнай, какой зверь (знания животных, внешний вид, повадки);
  8. С какого дерева лист (назвать дерево);
  9. Детки с ветки (Назвать дерево);
  10. Назови травы (закрепить название мать-и-мачеха, ландыш, подорожник, крапива, ромашка);
  11. Посели животное (Место обитания лес, луг, вода, почва);
  12. Что было бы: (всегда была зима);
  13. Посади птичку на ветку (зимующие, перелетные);
  14. Собери грибы (съедобные в лукошко);
  15. Кем я стал (Прикрепить картинку на спину, дети описывают отгадывают);
  16. Чей, чья, чьи? (назвать части тела животных);
  17. Знаток комнатных растений (находить описанное растение и называть его);
  18. Наши дети постигли истину: "Где побывал человек, должна оставаться чистота". Для закрепления этих знаний оформила такие игры как:
  19. "Учим классифицировать"
  20. "Мир и человек"
  21. "Значение растений"
  22. "Что такое природа"

Закладывая основы гуманного отношения к природе, учу прогнозировать последствия своих поступков к природе и людям.

Интерес вызывает и создание газет:

  • "Экологический вестник";
  • "Природа и мы";
  • "Оглянись вокруг";
  • "Остановись, мгновение".

Дети нашей группы играют в "Экологическую полицию", которая формирует у них навыки экологического грамотного и безопасного поведения. Дети сами проверяют отношение друг друга к природе по следующим параметрам:

  • Как работают дежурные?
  • Выключен ли свет?
  • Закрыт ли кран?
  • Есть ли пищевые отходы?
  • Как сегодня ухаживали за цветами?
  • Чистый ли воздух в группе?
  • Как убирали участок?

Итоги подводятся в "Экологическом экране", где дети становятся не просто девочками и мальчиками, белочками или зайчиками.

Немаловажную роль в воспитании патриотизма играет и привитие трудолюбия. Дети выполняют роль дежурных по уголку природы, по занятию. Я обращаю внимание, чтобы трудовые поручения доводились до конца, чтобы дети несли ответственность за их выполнение. Это подтягивает детей, они испытывают гордость за то, что кому - то помогли.

Формирование нравственно-патриотических чувств проходит эффективно, потому что мы работаем в тесном контакте с семьей. Именно родители помогают нам закреплять знания о влиянии природы на человека, учат детей беречь природу. Родители приносят нам из дома животных, дети, рассматривая их, прикасаясь к ним, испытывают чувства радости, любопытства, переживания. Когда Никита Ш. принёс в группу черепаху, он рассказал, откуда она появилась, чем её кормит, как ухаживает. Он разрешил детям потрогать, погладить, покормить свою любимицу. Родители приносили для наблюдения ящерицу, морскую свинку, волнистого попугайчика. Такая связь с миром животных помогает расширить знания, получить множество впечатлений, формирует личность. Изучая природу вместе с детьми, учу понимать условия жизни на земле. Став взрослыми, они смогут влиять на тех, кто принимает решения для всей страны. Участвуя в жизни семьи, детского сада, города дети приобретают чувства собственного достоинства, понимают, что они тоже являются частичкой своей страны.

Мамы и папы понимают важность этого вопроса и стремятся помочь нам. Родители окапывают деревья, кустарники, приносят семена и корни цветов для посадки, ежегодно строят горки и снежные фигуры, позволяющие детям физически развиваться, а дети оказывают посильную помощь (подвозят снег, утрамбовывают его и т.д.) Дети совместно с родителями мастерят разнообразные кормушки, приносят в детский сад, развешивают их, подкармливают птичек зернышками, крупой, принесёнными из дома. Мы поощряем такие начинания, ведь так рождается гражданская ответственность защищать природу. Помощь родителей отражается в фотовыставках, в копилке добрых дел, в посылке благодарственных писем.

Воспитывая уважительных и любознательных детей, я воспитываю будущих патриотов Родины, народа, природы. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Для меня важно, чтобы детство каждого моего воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути, чтобы продолжала развиваться детская любознательность, чтобы каждый дошкольник стал развитой личностью, умеющей жить в гармонии с природой. Я считаю, что благодаря такой целенаправленной работе, наши дети уже в дошкольном возрасте чувствуют личную ответственность за родную землю.



Публикации по теме