Чувашская национальная вышивка Самым массовым видом декоративно-прикладного искусства у чувашей была вышивка. Чувашская национальная вышивка

Хвала тебе, Чувашия, мой дом!
И имя, и язык твой - сердцу свято.
Дубравами и хмелем, и трудом,
И песнями, и вышивкой богата.
Жива в узорах древних нити сила,
Связавшая народы в их судьбе, -
Ты будешь жить во мне, моя Россия,
Пока живет Чувашия в тебе. (Лидия Кубашина)
Моя родина – Чувашия. Ее образно называют краем ста тысяч песен и ста тысяч вышивок. Я хочу познакомить вас с чувашской национальной вышивкой. Фрагмент вышивки я выполнила в технике квиллинг.

Распечатала цветную фотографию, наложила на нее кальку и стала заполнять деталями рисунок.

Работа почти готова, около 300 деталей пришлось мне накрутить. А сколько стежков пришлось сделать неизвестной вышивальщице, чтобы выполнить этот узор!

Вот он какой! Этому фрагменту обрядового (свадебного) покрывала более двух веков! Нитки выцвели, потерлись, ткань истлела от времени, но тем не менее узоры поражают взгляд изяществом и красотой, ювелирностью исполнения.

Чувашские мастерицы знали большое количество швов и отлично владели техникой. А учились вышивать с пяти-шестилетнего возраста. К 12-14 годам девушки, освоив секреты мастерства, многообразие техники, становились прекрасными вышивальщицами. Каждый узор таил в себе символы, которые оберегали человека от болезней, несчастий. На этих фотографиях нагрудные вышивки-обереги.

Чудесной вышивкой украшалась одежда, особенно свадебная. Это набедренные украшения, пояса.

Вот некоторые из символов.

На Заливе - самом красивом месте нашего города- есть памятник с чувашскими символами. Гости столицы с любопытством разглядывают их, потом спешат купить салфеточки с этими узорами, пытаясь угадать, что же зашифровала вышивальщица в своем изделии.

Художники и мастера бережно сохраняют, творчески используют и развивают старинное искусство чувашской вышивки. Фирма художественных промыслов «Паха тере» (что в переводе на русский язык означает"чудесный, качественный узор"), производит изделия с ручной и машинной национальной вышивкой: мужскую и женскую национальную одежду (блузы, платья, фартуки, головные повязки, косоворотки, шупары и др.), плоскостные изделия (дорожки, занавески, жениховые платки, настольники, скатерти, полотенца).







Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в. Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П. С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак (Adonis vernalis), простую полынь, с примесью дрока (Genifta tinctoria), для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха (Carduus hete rophyllus). Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена (Rubiа tinctorum). После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей (Origanиm) и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки


Характерные черты чувашской вышивки Характерные черты чувашской вышивки - это богатство и разнообразие узоров, оригинальная расцветка, высокая техника исполнения и тонкое чувство ритма. Чувашки разных этнографических групп применяли свои, местные приемы вышивок и выработали своеобразные типы швов, которых насчитывается до 26 (роспись, косой стежок, гладь, тамбур и т.д.). Применялась как односторонняя, так и двусторонняя вышивка.


Косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) Наиболее часто употреблялись такие типы швов, как роспись, косой стежок, гладь, тамбур. Роспись (йĕпкĕн) - мелкие стежки, вытянутые в одну линию - прямую или ломаную. Роспись Роспись являлась двусторонним швом. Она применялась при вышивании масмаков, сурпанов, наплечной вышивки хулçи, окаймлении узоров нагрудной вышивки на женской рубашке анатенчикĕскĕ и поясного наряда сарă и т. д. Косой стежок (хантăс) Косой стежок (хантăс) представлял собой косые полоски, вышитые параллельно друг другу. Он использовался при оформлении кĕскĕ, вышивке поясных подвесок, масмаков. Тамбурный шов Тамбурный шов применялся в расшивке фартуков, верхней одежды, для окаймления масмаков, сарă, хулçи, концов сурпана. Швы Чувашской вышивки Культурное наследие Чувашии.


Особенностью композиционного строя чувашского орнамента является сочетание геометрических узоров с растительными и животными мотивами. Излюбленные цвета - приглушенный красный, мареновый в сочетании с зелеными и оранжевыми (реже - синими и коричневыми) цветами.



В вышивке верховых - строгая гамма цветов в орнаменте, филигранные мелкие швы и узоры; у анатри - крупные многоцветные рисунки, сочетающиеся с мелкими стилизованными узорами. Огромный опыт народных мастериц, передаваемый из поколения в поколение, создал очень высокую технику исполнения чувашской вышивки.



В чувашской семье девочку уже с 5-6 лет учили рукоделию. К годам многие из них осваивали секреты мастерства, технику вышивки. Свои наряды для праздников и хороводов девушки вышивали скромно, все умение они вкладывали в вышивку свадебной одежды. Вышитые девушкой наряды служили е й почти всю жизнь



Вышивка является одним из основных видов чувашского народного орнаментального искусства. Современная чувашская вышивка, ее орнаментика, техника, цветовая гамма генетически связаны с художественной культурой чувашского народа в прошлом.

Для анализа старинной чувашской вышивки в распоряжении исследователя имеются образцы, относящиеся к 19 и началу 20 вв. Лишь незначительное количество орнаментированных предметов, хранящихся в музейных собраниях, датируется 18 в. Однако даже эти сравнительно поздние образцы указывают на их давнее происхождение и раннее знакомство чуваш с искусством орнаментации тканей.

Обработка животного и растительного волокна была известна чувашской женщине издавна. Старинная одежда была домотканой, богато украшенной вышивкой. П.С. Паллас во второй половине 18 в. так писал об одежде чувашских женщин: «Одеяние у них так же, как у мордвинок, из толстого холста; вышито пестрою, наипаче синею, красною и черною шерстью и сделано малым чем отменно».

Вышивка исполнялась на домотканом, чаще конопляном холсте шерстяными нитками и нитями из растительного волокна своего прядения. Кроме того и в 18, и 19 вв. значительное распространение имела вышивка шелками. На базарах и бродячими торговцами тогда продавался шелк сырец, который пряли, а затем красили сами чувашки. Красили в старину только нитки для вышивания, сам же холст, из которого шили одежду, оставался белым. Пестрядинная одежда низовых чуваш появляется в употреблении значительно позже, в конце 18 в., и получает особенно широкое распространение, начиная с середины 19 в.

Для крашения пряжи использовались различные растительные красители. Весной и летом женщины выкапывали корни и собирали пучки трав, нужных для крашения. П.С. Паллас пишет, что при крашении для получения желтого цвета чуваши употребляли заячий мак, простую полынь, с примесью дрока, для зеленого цвета - листья разнолистного чертополоха. Наиболее распространенным красителем, дававший красный цвет, была марена. После сушки ее толкли в ступах или мололи на жерновах, затем, подлив воды, ставили в горячую печь. На другой день прибавляли воды и долго кипятили. Для крепости краски клали золу. В отваре марены красили шерсть до четырех раз, просушивая после каждого раза. Кроме марены, пользовались еще душицей и собранными весной молодыми листьями яблони; цветочные головки душицы и листья яблони толкли, затем прибавляли обваренного солода и подливали воды, в раствор клали еще дрожжи. Паллас отмечает, что полученные растительные краски давали хороший цвет и многие не линяли после стирки.

Навыки в окрашивании пряжи в дальнейшем развивались и совершенствовались. С появлением полихромной вышивки (19 начало 20 вв.) потребовалось большее количество красителей. Старая чувашская вышивка чрезвычайно разнообразна. Различные виды ее применялись при орнаментации отдельных частей одежды.

Основной принадлежностью старинной чувашской одежды являлась (холщовая рубаха), грудь, подол, рукава, спина которой богато орнаментировались. С вышивки рубахи, в первую очередь женской рубахи, как наиболее красочно и богато украшенной орнаментом, и следует начать описание чувашской национальной вышивки.

Наиболее архаичные образцы женских орнаментированных рубах, сохранившихся в нескольких экземплярах датируются серединой и концом 18 в.

Михайлова Мария, уч-ца 4А класса

Знаете ли Вы такой народ, …

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Вы когда – нибудь задумывались о том, чем занимались наши предки в свободное время? Может, у них и не было свободного времени. Ведь то, о чем я узнала и хочу вам сейчас рассказать, было для наших бабушек и дедушек работой. А хочу я вам сейчас рассказать о том, что наши предки занимались резьбой по дереву (украшение окон, домашней утвари, мебели), керамикой (посуда), вышивали, ткали, украшали наряды бисером и монетами.

Меня больше привлекает вышивка. Бабушка в деревне украсила вышитыми узорами наволочки, покрывала. Есть и картины. Ей нравится вышивать гладью. Другая бабушка вышивает лентами. Красиво получается.

Мы с мамой изучаем чувашскую вышивку. Мне нравится перебирать цветные нитки и представлять себе красивые узоры.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Х1Х научно – практическая конференция учащихся МОУ «Гимназия №46»

Секция «Чувашский язык»

«Чувашская вышивка»

Чебоксары 2011 г.

  1. Введение.
  2. История чувашской вышивки.
  3. Мое увлечение.
  4. Заключение.

Введение.

Знаете ли Вы такой народ, …

У которого сто тысяч песен

И сто тысяч вышивок цветет?

Вы когда – нибудь задумывались о том, чем занимались наши предки в свободное время? Может, у них и не было свободного времени. Ведь то, о чем я узнала и хочу вам сейчас рассказать, было для наших бабушек и дедушек работой. А хочу я вам сейчас рассказать о том, что наши предки занимались резьбой по дереву (украшение окон, домашней утвари, мебели), керамикой (посуда), вышивали, ткали, украшали наряды бисером и монетами.

Меня больше привлекает вышивка. Бабушка в деревне украсила вышитыми узорами наволочки, покрывала. Есть и картины. Ей нравится вышивать гладью. Другая бабушка вышивает лентами. Красиво получается.

Мы с мамой изучаем чувашскую вышивку. Мне нравится перебирать цветные нитки и представлять себе красивые узоры.

Моя любимая подушка.

История чувашской вышивки.

Народная вышивка известна по всему миру. До сих пор старинные вышитые узоры восхищают своей красотой. Даже не верится, что вся эта красота сделана руками простых крестьян.

Мне бабушка рассказала, что она научилась вышивать со своей старшей сестрой в 5 лет у своей мамы и тети. Я также узнала, что девочек с малолетства готовили к замужеству и к свадьбе они должны были приготовить рубахи для родственников со стороны жениха.

Холст (ткань) чувашские женщины делали сами изо льна. Это было основным занятием после полевых работ. Ни одна крестьянская семья не обходилась без этого. В середине Х1Х века писали о чувашах: «Ткут весьма крепкого качества полотно изо льна и конопли высшего достоинства».

Потом холст белили.

Что меня очень удивило, что для крашения холста, пряжи использовали только растительные краски. Красители давали хороший цвет и не линяли после стирки.

Вот, например, марена красильная дает красный цвет разной насыщенности. Яблоня лесная - темно – малиновый цвет. Хочешь получить желтый цвет – больше собери листьев липы. Хвоя ели дает зеленый цвет. Ягоды черемухи красят в красный цвет. Чтобы натуральный краситель не линял, использовали закрепители: уксус, березовую золу, рассол квашеной капусты и т. д. Мы дома попробовали покрасить белые нитки зеленкой и получили нитки темно-зеленого цвета. Цвет зависит от насыщенности раствора.

В старину вышивальщица создавала узор, осмысливая окружающий мир. В национальной чувашской вышивке используются растительно – геометрические орнаменты, изображения животных, символы мироздания.

В основе вышивания древних мастериц лежали три цвета: красный, черный и белый. Красный цвет говорит о стремлении народа к яркой, прекрасной, счастливой жизни. Белый цвет считался символом чистоты, правдивости, мудрости.

Вышивка сегодня сохранилась как вид народного творчества.

Мое увлечение.

У меня появилось желание вышивать. Для этого мне потребуется ткань (в старину это был холст. Сейчас есть специальный материал – канва), иглы вышивальные с большим ушком, пяльцы, ножницы, наперсток (чтобы не уколоть палец), тетрадь в клетку, краски. Для вышивания у меня есть специальные нитки – мулине. Пяльцы удерживают ткань в натянутом состоянии и сохраняют вышитый узор от стягивания. Пяльцы состоят из двух обручей, входящих один в другой.

В работе надо соблюдать свои правила. Во-первых, руки всегда должны быть чистые. Во-вторых, надо работать при хорошем освещении. Еще не надо забывать проветривать комнату. В четвертых, вышивать надо сидя прямо. В пятых, надо быть осторожно с иглой и ножницами.

Я думаю, что только терпеливый и усидчивый человек может стать хорошим мастером.

Я изучила некоторые узоры и решила вышить для куклы чувашский национальный костюм. Она одета в сарафан с накидкой, головной убор – масмак. В этом наряде можно ходить на праздники, выступать на концертах.

Заключение.

Вершиной творчества можно назвать чувашскую национальную вышивку. Сколько изделий украшено ею, сколько узоров было придумано вышивальщицами. Недаром наш край называют «…краем ста тысяч вышивок».

Чтобы вышивка продолжала жить и дальше, надо молодым возродить ее. Может быть, в наших бабушкиных сундуках еще можно обнаружить интересные узоры. Можно также создавать и свои узоры, которые украсят одежды, украсят и создадут уют в нашем доме. Может быть, и на праздники люди будут выходить в национальной одежде, богато украшенной вышивкой.

Одежда свахи (вид сзади)

Из других свадебных предметов богато орнаментировались свадебные платки, платок жениха, покрывало на посуду с пивом, свадебные полотенца - плясовой платок и покрывало невесты. В течение всего свадебного обряда невеста находилась под покрывалом. Снималось оно только по приезде в дом жениха. Это покрывало представляло собой большое прямоугольное полотнище (примерно 150 Х 120 см) тонкого белого холста, сшитое из трех полос. Углы его украшались вышивкой квадратной композиции со вписанным в него узором, которые соединялись узкими вышитыми полосками, идущими параллельно краю. Вышивка двусторонняя. Края обшивались узкой шелковой тесьмой. Еще сложнее и богаче была вышивка свадебных платков. Платки жениха входили в число свадебных подарков, которые должна была заготовить невеста. По форме платки эти бывают двух родов. Первый - это четырехугольный кусок холста размером около 30 Х 50 см, вышитый разноцветными шелками и шерстью и обшитым по краю шелковой тесьмой и бахромой. Он прикреплялся к правой руке жениха. Платки второго рода представляют прямоугольник из белого холста, один угол которого загнут и закреплен. Этот платок обычно углом подвешивался жениху на спину. Вышивка на платках первого типа обычно двусторонняя. Орнамент чрезвычайно многообразен. В некоторых случаях он идет широкой полосой по краю, образуя рамку, внутри которой по углам также имеются узоры в виде квадратов или треугольников. Иногда вышивкой заполняется почти все поле платка, образуя лишь небольшой просвет посредине. Вышивка на платках второго типа по характеру орнамента аналогична первому, однако чаще всего она односторонняя, а узор вышивки на загнутом углу часто отличен от узора другого угла.



Публикации по теме