Дети без попечения родителей. Какие льготы положены детям-сиротам

Основанное на положениях ст.121 Семейного кодекса законодательное определение терминов «дети-сироты» и «дети, оставшиеся без попечения родителей» дано Законом «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей - сирот, оставшихся без попечения родителей». Установлено, что дети-сироты - это лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи со следующими обстоятельствами: отсутствием таковых или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях; объявлением их умершими; отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или защиты их прав и интересов; отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных заведений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Отсутствие родителей должно быть подтверждено соответствующими документами:

свидетельство об их смерти.

решение суда о лишении родительских прав, отобрании ребенка, признании безвестно отсутствующими, объявлении умершими, признании их недееспособными.

приговор суда об осуждении родителей.

медицинский документ о длительной болезни родителей, препятствующий выполнению ими своих обязанностей.

документ, подтверждающий то, что ребенок был подкинут.

материалы о розыске родителей и другие.

Эти документы являются юридическим основанием для предоставления лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, материального обеспечения и льгот.

В тех случаях, когда имеется документ, подтверждающий лишение ребенка родительского попечения только в отношении одного родителя, а другой родитель длительное время не принимает участия в содержании и воспитании ребенка, и последний был устроен на воспитание и содержание в детское интернатное учреждение или под опеку (попечительство), то эти дети относятся к числу детей, фактически оставшихся без попечения родителей.

Развитие цивилизованного общества определяется не только его экономическим и социально-культурным уровнем, но и отношением к обездоленным детям. Новая эпоха - эпоха гласности, демократии - создает основу для изменения отношения к различным аспектам данной проблемы. Несмотря на то, что раньше мы догадывались о неблагополучии в сфере семейных отношений, все же истинные размеры катастрофы оказались неожиданными. Согласно статистическим данным, более 1 млн. детей бывшего Советского Союза воспитываются государством в детских домах и интернатских учреждениях, причем более всего - в России. Сиротство такого масштаба знали лишь в страшные годы войны и голода. Обращает внимание и тот факт, что изменился качественный состав детей-сирот. Если раньше это были дети, родители которых погибли на фронте, то сегодня подавляющее большинство детей, воспитывающихся в домах ребенка, детских домах, интернатах, имеют одного или обоих родителей, т.е. являются социальными сиротами при живых родителях. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько само человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо с возникновением классового общества ответвляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, когда родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.

Анализ социальных причин сиротства показывает, что 3% детей, поступающих в дома ребенка, относятся к категории «подкидышей», около 60% родителей отказываются от ребенка в роддоме, мотивируя свое нежелание его воспитывать отсутствием необходимых условий. 60% матерей, чьи дети поступают в дома ребенка, квалифицируются как матери одиночки. Определенная часть матерей ссылается на недостаточную психологическую зрелость и отсутствие материнских чувств. Около 30% детей поступают в дома ребенка от родителей - алкоголиков.

Сейчас в России более 700 000 детей - сирот (из них 95% социальные сироты, т.е. родители их живы, но лишены родительских прав либо сами отказались от ребенка). Причинами отказа от детей и помещения их в государственные учреждения являются: неполная семья, недостаточная материальная обеспеченность и плохие жилищные условия, алкоголизм матери или обоих родителей. Лишь небольшая часть детей была оставлена родителями из-за нарушения у новорожденного того или иного физического дефекта, с диагнозом известных форм умственной отсталости с неблагоприятным прогнозом, или с незначительными врожденными пороками развития. Есть и категория матерей, о которых необходимо говорить особо - это матери - подростки, пытающиеся любыми способами избавиться от нежелательной беременности, в том числе с помощью вредных для здоровья будущего ребенка препаратов. В результате появляются на свет дети, которые не нужны своим родителям и воспитываются в учреждениях для сирот.

Такие реалии современной российской жизни как экономический кризис, безработица, обнищание широких слоев населения, проживание за чертой бедности, повсеместное ослабление семейных устоев, утрата старшим и младшим поколениями моральных и семейных ценностей, пьянство и алкоголизм, наркомания, распространение среди детей и взрослых психических заболеваний, бесспорно, сформировали благоприятную почву для многих негативных социальных явлений и социального сиротства в частности.

За последние годы число детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приняло устрашающие размеры. Безразличие к ребенку в семье стало не столь редким явлением, о чем свидетельствует рост случаев лишения родителей родительских прав. Игнорирование самых насущных потребностей ребенка в таких семьях нередко сопровождается жестоким обращением с ними. По данным исследований, каждый второй ребенок, попавший в приют, подвергался телесным наказаниям. Дети убегают от жестокого с ними обращения, от сексуального насилия со стороны близких либо знакомых матери или отца, от издевательского отношения к их личности, от гиперопеки со стороны родителей, приобретающей форму тяжелой семейной тирании. Количество детей, по собственной воле ушедших из семьи, растет. За последнее время оно увеличилось на 15%. Углубленное психологическое обследование воспитанников одного из приютов позволило установить, что сексуальному насилию подверглись 21% приютских детей, причем, только 1/3 имело место изнасилование посторонним лицом. В остальных случаях дети стали жертвами внутрисемейного сексуального

насилия со стороны кровных родственников или фактических воспитателей. Жертвами инцеста становятся как маленькие дети (1,5 - 5лет), так и девушки 13-17 лет. В ряде случаев сексуальные посягательства со стороны родителей продолжались в течение нескольких месяцев, и даже лет.

Выталкивает детей на улицу не только семья. Достигло критических масштабов отчисление из общеобразовательных школ не только подростков, но и 7-8- летних учащихся; отмечается резкое увеличение числа 14-15-летних подростков, покинувших учреждения общего и профессионального образования и не начавших работать, сокращение приема в профучилища (отчего ежегодно до 1 млн. подростков, достигших трудоспособного возраста, не имеют профессии), неконкурентоспособность на рынке труда подростков 14-18 лет, которые почему-либо продолжать учебу не могут или не хотят, и т.п. В результате среди категории подростков, попавших в поле зрения комиссии по делам несовершеннолетних, 22% нигде не работают и не учатся. А по информации Генеральной прокуратуры нигде не учатся и не работают более 2 млн. несовершеннолетних в возрасте 14-15 лет.

За последние 5 лет продолжает сокращаться число детей, оставшихся без попечения родителей. В 2009 году их было 115,6 тыс., что на 8,7 тыс. меньше, чем в 2008 году, и на 11,4 тыс. меньше, чем в 2007 году. Свыше 40% из них составляют дети, чьи родители лишены родительских прав.

В 2009 г. у родителей, лишенных родительских прав, было в целом отобрано 56,4 тыс.детей, что на 6,2% больше, чем в 2008г. и на 21,1% больше, чем в 2007 г. В то же время, численность детей, отобранных у родителей, лишенных родительских прав, в 2009 г. сократилась по сравнению с предыдущим годом на 15,9%, составив 3,4 тыс. человек, что даже меньше (на 2,4%), чем было в 2007 г.

В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, представляемые государством (статья 20 Конвенции о правах ребенка). В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном, так и на региональном уровне, направленных на формирование и реализацию государственной политики по отношению к детям, оставшимся без попечения родителей, и обеспечивающих их социальную защищенность, профессиональную подготовку, трудоустройство и полноценную интеграцию в обществе.

Большинство детей, оставшихся без попечения родителей в течение 2009 г., были переданы под опеку или усыновление. Их численность в 2009г. составила 77,8%, или 60,8% от общего числа детей, оставшихся без родительского попечения.

  • 28,2% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, были устроены в дома ребенка, детские дома, школы-интернаты для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения социальной защиты населения и иные учреждения на полное государственное обеспечение. Доля таких детей сокращается: в 2009 г. она составила 29,4%, в 2008 г.-30,7%. Несколько уменьшилась и абсолютная их численность, составив в 2009 г.36,1 тыс. против 36,2 в 2008 г.
  • 1,7% детей, оставшихся в 2009 г. без попечения родителей, приняты в учебные заведения среднего и высшего профессионального образования и другие образовательные учреждения на полное государственное обеспечение.

В целях улучшения положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принято постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по улучшению положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 14 мая 2001 г. № 374. Указанным документом увеличено ежегодное пособие, выплачиваемое детям в период обучения для приобретения учебной литературы и письменных принадлежностей; установлены нормы материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и распространены на детей, передаваемых в приемные семьи и детские дома семейного типа. Субъектам Российской Федерации рекомендовано предусматривать в бюджетах средства на льготный и бесплатный проезд указанных категорий детей, а также средства на компенсацию питания, обеспечение одеждой и т.п. детей, направленных в негосударственные учреждения образования и социальной защиты; принять меры по поддержке образовательных учреждений для детей-сирот и специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.

Ребенок может потерять самых близких людей из-за их преждевременного ухода их из жизни.

Однако с ростом благосостояния общества увеличивается число детей, лишенных семейного тепла при здравствующих родителях.

В чем бы ни заключался корень зла, ребенок не окажется один на один с проблемой. Вопросы его развития берет на себя государство.

Рассмотрим, каких детей причисляют к оставшимся без попечения родителей , отличается ли этот статус от сиротства, и на какую поддержку сможет рассчитывать маленький человек.

Особенности статуса

С точки зрения закона понятия сиротства и отсутствия родительского попечения различаются:

Распространены ситуации социального сиротства , когда родители осознанно снимают с себя всю ответственность за ребенка. Эти люди могут быть социально и экономически не состоятельны или вполне успешны в жизни, но всегда ребенок для них помеха. И тогда родители:

  • отказываются забирать детей из медицинских или образовательных учреждений, оформляя официальный отказ. Это может произойти сразу после рождения малыша или спустя некоторое время;
  • попросту «забывают» о детях, находящихся в таких учреждениях без юридического сложения с себя родительских обязанностей.

Еще одна категория причин , когда дети остаются без родительского внимания, связана с деградацией личности матери\отца из-за пристрастия к алкоголю и психоактивным веществам, асоциальным образом жизни. Причем, в этой ситуации родители иногда по-своему привязаны к ребенку, в редкие минуты просветления проявляя посильную заботу о чаде. Но это исключение из хода событий. Обычно же нахождение в родной семье является эмоциональной травмой и попросту опасно для малыша.

Иногда, чтобы устранить терминологическую путаницу, в категорию детей, оставшихся без попечения, относят и несовершеннолетних сирот. Но мы в дальнейшем будем говорить именно о социальном сиротстве.

Законодательное регулирование вопроса

Нерадивые матери и отцы порицаемы. Но и государство не оказывается в стороне, предоставляя детям в сложной жизненной ситуации поддержку.

Ее принципы регулируют :

  • Семейный Кодекс РФ;
  • ФЗ № 159 от 21.12.96 «О дополнительных гарантиях детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей»;
  • ФЗ № 44 от 16.04.01 «О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей».

При возникновении перечисленных ситуаций, судьбу несовершеннолетнего уполномочены решать органы опеки и попечительства . Сотрудники попечительского ведомства брошенного ребенка, контролируют поднадзорные семьи, условия проживания и воспитания несовершеннолетних в социальных учреждениях

Как оформить данный статус

Оснований для признания ребенка утратившим опеку гораздо больше, чем всем известное лишение родителей их прав.

Но в любом случае органы опеки обязаны принять решение о постоянном устройстве проживания и воспитания несовершеннолетнего в течение одного месяца с момента обнаружения такого основания.

Для чего это нужно

Важно понимать, что данный статус должен присваиваться официально . И сделать это нужно непременно:

  • во-первых, для получения претендентом мер социальной поддержки и льгот. Это весьма продолжительный период времени вплоть до исполнения ребенку 18 лет. Были случаи, когда достигший совершеннолетия человек, фактически оставшийся без родителей, не мог получить только потому, что в свое время органы опеки не оформили должным образом его статус.
  • Во-вторых, официальный статус оградит вторичного сироту от материальных претензий в будущем несостоявшихся родителей. Жизнь полна примеров, когда престарелый алкоголик вспоминает о звании родителя после того, как взрослое чадо добивается существенных успехов, и за его счет можно неплохо нажиться.

Как присвоить статус

Государством предусмотрен особый алгоритм по оформлению статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Сделать это несколько сложнее, нежели признать его сиротой.

Здесь придется доказать прекращение правовой зависимости ребенка от родителей (или связи с ними). Эта функция возложена на судебные органы.

Инициатору процедуры нужно представить на заседание документы :

  • решения о заключении под стражу, лишении свободы, а также подтверждения из учреждений УИН об отбывании уголовного наказания;
  • подтверждения об изначальном отсутствии родителей – с прочерками в соответствующих графах, заявления об отказе от ребенка, бумаги о приеме в социальное учреждение найденышей и подкидышей;
  • предварительное решение суда о лишении матери и/или отца родительских прав;
  • справки, выписки и другие подтверждения тяжкого заболевания родителя с ограничением его физической и/или правовой дееспособности от учреждений здравоохранения.

При необходимости могут предоставляться и другие, допустимые законом, доказательства. К примеру, показания свидетелей и очевидцев, аудио и видео материалы.

Но кто может выступить как инициатор присвоения несовершеннолетнему статуса оказавшегося без родительского внимания и содержания:

  • Конечно же, государственные органы опеки и попечительства;
  • Родственники, а также сотрудники образовательных, медицинских и социальных учреждений;
  • При достижении 14-летнего возраста сам ребенок может ходатайствовать (письменно) перед опекой о собственном изъятии из семьи, ограничении в правах родителей и т. д. Однако о судебном рассмотрении вопроса решение принимает госорган.

Со дня получения сообщения о ненадлежащих условиях жизни несовершеннолетнего, органы опеки обязаны в течение 3-х суток проверить место жительства ребенка.

Действия госорганов

Далее опека выясняет факт отсутствия попечительства родителей или родственников и, если ситуация находит подтверждение:

  • принимаются меры по защите прав и интересов (изъятие из семьи, временное размещение в социальной гостинице, детском приюте и т. д.);
  • информация направляется в орган исполнительной власти субъекта для размещения данных в региональном банке данных детей-сирот.

Вместе с этим решается вопрос о постоянном устройстве ребенка, информация о нем размещается в федеральный банк данных детей, оказавшихся без родительского попечения (ФЗ 44).

Исполнительная власть на местах в течение месяца со дня представления данных в региональный банк должна принять меры к устройству несовершеннолетнего в семью граждан на территории своего субъекта. Если подходящий вариант отсутствует, к проблеме подключаются федеральные структуры власти. Они устраивают ребенка на попечение семей из других регионов России.

Действия опекунов, сотрудников соц. учреждений

После назначения статуса эти лица обращаются в МФЦ или ПФР для оформления конкретных , пенсий, а также открытия личного счета ребенка в банке.

При себе нужно иметь пакет документов:

  • паспорт гражданина РФ, для сотрудника учреждения – доверенность на представительство интересов ребенка и организации;
  • свидетельство о рождении опекаемого;
  • документы, подтверждающие льготный статус.

Точный перечень бумаг зависит от конкретных обстоятельств социального/биологического сиротства.

Государственная поддержка данной категории граждан

Пенсия по потере кормильца

Положено только в случае смерти родителей или же признания их умершими/безвестно отсутствующими по суду.

Выплачивается вплоть до достижения ребенком совершеннолетия, при продолжении обучения на очном отделении – до 23 лет.

Образовательные льготы

Выделяется натуральная помощь и пособия на приобретение школьных принадлежностей, учебных пособий, подготовку к школе. в столовой бесплатно.

Также безвозмездны, однако дорогу придется оплатить.

Все дополнительные курсы предоставляются на бесплатной основе. При поступлении в ВУЗы, ССУЗы, колледжи на дневные отделения студенты без родителей продолжают получать назначенные социальные пособия и выплаты.

Если студент получает стипендию, то стандартная сумма повышается на 50%, ежегодно выплачиваются «подъемные» в троекратном размере.

Обеспечение жильем

По завершению обучения в интернате совершеннолетний ребенок претендует на собственные квадратные метры жилой площади.

Но только при соответствии условиям :

  • у него нет социального жилья или недвижимости в собственности (к примеру, оставшейся после родителей);
  • родственники не владеют «лишней» квадратурой, на которой смогут прописать ребенка;
  • если имеющееся жилье не отвечает санитарным и прочим нормам.

«Коммуналка» и ЖКХ

Условие для льгот таково: обучение в школе или профессиональном заведении на очном отделении, а также наличие жилого помещения.

В этом случае они освобождены от коммунальных платежей и за проживание. Жилье собственное? Тогда скидка 100%. Если ребенок живет в квартире опекуна, льгота распространяется на норму площади опекаемого.

Медицина

В учреждениях государственного медицинского обслуживания дети, оставшиеся без попечения родителей, могут рассчитывать на бесплатную помощь . При наличии показаний полагаются льготные путевки в санатории, лекарственное обеспечение. Когда присутствует инвалидность, то список преференций шире в зависимости от группы и заболевания.

Часть помощи полагается из федерального бюджета. Но в последние несколько лет заметна тенденция к перераспределению большей части помощи на региональный уровень. В субъектах действуют собственные программы поддержки данной категории льготников. Узнать о полном спектре мер помощи можно в МФЦ, пенсионных отделениях и органах СЗН.

Социальная помощь

Государство гарантирует им повышенную правовую защиту , которая охватывают основные аспекты жизни:

  • жилищные вопросы;
  • получение образования различных ступеней;
  • трудовые гарантии;
  • медицинское обслуживание.

Правительство всячески поощряет семейную опеку над детьми без родителей, установив единовременные и ежемесячные пособия, натуральные льготы еще и опекунам.

Но нажиться на опекунстве не выйдет: надзорные органы контролируют качество опеки и «ведут» ребенка практически до совершеннолетия.

О правах рассматриваемой категории граждан рассказано в следующем видеосюжете:

Дети, которые в связи с жизненными обстоятельствами остались без родительского внимания и заботы, должны быть обеспечены защитой государственных органов. Их определяют в приемные семьи либо в специализированные учреждения, где за ними будет осуществляться надзор и уход. Кроме того, несовершеннолетние в данном случае не считаются сиротами, а только детьми, которые остались без родительского попечения, потому что законные представители ограничены или лишены прав, не исполняют свои обязанности. Сиротой можно назвать только того ребенка, который потерял и отца, и мать, потому что они умерли.

Определение

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который остался без заботы, внимания и материального обеспечения последних, в связи с тем, что они были лишены или ограничены в правах на него, уклоняются от воспитания, длительно отсутствуют, не забирают его из образовательного учреждения.

Вопросами по устройству таких детей в приемные или патронатные семьи либо в специализированные учреждения занимаются государственные социальные службы. Они должны выявлять таких несовершеннолетних, вести их учет, а также осуществлять контроль за их дальнейшей жизнью, питанием и развитием, если последние были переданы для воспитания другим людям.

Устройство

Сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в специализированные учреждения для того, чтобы они могли нормально питаться, развиваться и получать образование.

Существует несколько форм для устройства несовершеннолетних:

  • опека или попечительство;
  • усыновление, удочерение;
  • патронатная или приемная семья.

В случае если такие возможности определения детей отсутствуют, то они должны быть переданы в специальные учреждения. Последние могут быть следующих видов:

  • детские дома;
  • интернаты;
  • социально-реабилитационные центры и приюты.

Ст. 155 кодекса о семейных отношениях говорит о том, что перечень таких учреждений может быть также дополнен иными некоммерческими организациями, которые будут осуществлять свои главные функции в виде надзора за такими несовершеннолетними.

В данном случае помощь детям, оставшимся без попечения родителей, обеспечивается государством в лице специальных социальных служб, которые занимаются их устройством в приемные и патронатные семьи, а также в специализированные интернаты и временные приюты.

Сроки

Органы опеки вправе определить несовершеннолетних в указанные учреждения для постоянного или временного проживания.

В том случае, когда ребенок помещен в детский дом на неустановленный период, то все обязанности по уходу, питанию и его содержанию ложатся на данную организацию.

Если же несовершеннолетнего определили в интернат временно, то за законными представителями, опекунами, попечителями сохраняются все права. При этом у данных лиц обязательно должны быть уважительные причины (тяжелое заболевание, длительная командировка), в связи с которыми они не могут должным образом следить и ухаживать за детьми.

В независимости от того, временно или постоянно ребенок будет находиться в специализированном учреждении, органы опеки составляют соответствующий акт при его передаче в указанную организацию.

Главные обязанности

На органы опеки возложены следующие функции:

  • обеспечение устройства несовершеннолетнего в специализированную организацию, где он будет получать образование, находиться под присмотром и на полном содержании;
  • осуществление контроля за деятельностью учреждения, где проживают маленькие граждане.

До того момента, пока ребенок не станет совершеннолетним, он будет находиться под их пристальным вниманием и надзором.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, полностью ложится на органы опеки, которые таким образом выполняют свои главные функции.

Помощь

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний гражданин, который вправе получать питание, образование и жилье от государства, потому что он лишился заботы родных и близких людей. Подобную помощь детям оказывают государственные органы, которые их передают в специализированные приюты и интернаты. Для этого и существуют социальные службы. Кроме того, каждый неравнодушный человек может помочь детям, обратившись для этого в специализированное учреждение.

Данные

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который находится в банке учета детей, которые нуждаются в помощи и защите. Для того чтобы получить какую-либо информацию о несовершеннолетних либо при желании их взять для воспитания в семью, необходимо обратиться к региональному оператору. На сайте банка есть анкеты малышей, вместе с фотографиями и краткими сведениями.

Данные о детях, оставшихся без попечения родителей, существуют для учета специализированными органами, которые осуществляют контроль за ними, а также для реализации прав граждан, желающих взять ребенка для воспитания в семью или усыновить.

Формы

Ребенок, оставшийся без попечения родителей, - это несовершеннолетний, который нуждается в заботе и помощи государства. В данном случае его определением в интернат или приют будут заниматься специализированные органы.

Существует несколько форм устройства несовершеннолетних, лишившихся поддержки близких людей:

  • усыновление или удочерение, которое производится после оформления всех необходимых документов, представляет собой принятие ребенка на правах кровного родства, после чего от него уже невозможно отказаться;
  • опека - устанавливается над малышом до 14 лет, после этого возраста возможно только попечительство; подразумевают под собой проживание несовершеннолетнего с людьми в их доме под постоянным контролем социальных служб;
  • приемная семья - малолетние передаются гражданам после оформления договора; заменяет нахождение последних в специальной организации.

Поддержка государства

Права детей, оставшихся без попечения родителей, ни в коем случае не должны быть нарушены. Поэтому существует государственная поддержка, направленная на их защиту. Дети в данном случае имеют следующие права:

  • на образование;
  • на медицинское обслуживание;
  • на получение жилья;
  • на осуществление трудовой деятельности.

Защита детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется с помощью государственных органов опеки, благодаря которым ребенок сможет обрести новую и крепкую семью, которая лучше прежней сможет позаботиться о нем и его будущем.

Труд

Несовершеннолетние граждане, лишенные родительского попечения, при обращении в службу занятости должны быть поставлены на учет в качестве безработных с назначением пособия, которое будет соответствовать уровню средней зарплаты региона. При этом данные лица имеют право пройти профессиональную подготовку с назначением стипендии. Кроме того, если при трудоустройстве работодатель нарушит их права, то он будет нести ответственность в соответствии с действующим законодательством.

Медицинское обслуживание

Детям, оставшимся без родительского попечения, и сиротам гарантируется бесплатная помощь в случае их болезни. Кроме того, они имеют право на лечение за пределами РФ при наличии достаточных медицинских показаний после обследования, которое будет проведено за счет денег из федерального бюджета. Также указанные несовершеннолетние граждане направляются в оздоровительные лагеря на безвозмездной основе.

Получение жилья

Дети, которые остались без попечения родителей, и сироты должны находиться в специализированных учреждениях, в которых за ними будет осуществляться надзор и контроль со стороны органов опеки. После достижения указанными лицами 18 лет, они имеют право на предоставление им благоустроенного жилья. Кроме того, оно должно быть в состоянии, пригодном для проживания. Возможность получения жилья сохраняется за данными лицами даже после исполнения последним 23 лет.

Судебная защита

В том случае, если нарушаются права детей, оставшихся без родительского попечения, и сирот, то их законные представители и прокурор вправе обратиться в вышестоящие инстанции для восстановления социальной справедливости. При этом данные граждане могут обратиться в суд, который находится по их месту жительства.

Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется профессиональными юристами на безвозмездной основе, потому что такое правило установлено законодательством РФ.

Прокурор при обращении в судебный орган всегда исходит из того, что граждане из тех детей, которые лишились родителей, в силу своего трудного материального положения не могут самостоятельно сделать этого. Кроме того, они нуждаются в защите государства.

Организации

Виды учреждений для детей, которые лишились родительского попечения, достаточно сильно отличаются друг от друга, и каждое имеет свое назначение.

К организациям, где содержатся несовершеннолетние, относятся:

  • образовательные, где они обучаются и воспитываются;
  • социального обслуживания, в случае наличия у ребенка выраженных умственных и физических недостатков;
  • системы охраны здоровья.

Учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда могут обеспечить им полноценное образование и развитие, поэтому органы опеки всегда стараются найти для каждого такого малыша хорошую семью.

Данные организации существуют нескольких видов:

  • социальный приют предназначен для временного пребывания;
  • дом ребенка, куда помещаются малолетние до трех лет, в том случае если их оставили после рождения, для помощи матерям-одиночкам;
  • школа-интернат, где несовершеннолетние проживают и учатся;
  • детский дом - специализируется как учреждение для ребят различного возраста.

Кроме того, не сильно впечатляют темпы устройства маленьких граждан в семьи. Поэтому число детей, оставшихся без попечения родителей, становится все больше. Также не каждого ребенка можно взять для воспитания в семью в связи с различными медицинскими показаниями, иногда ему лучше будет находиться под контролем специалистов коррекционного учреждения.

В прошлом году правительством были утверждены определенные меры помощи для несовершеннолетних, оставшихся без опеки родителей. В целом, Семейный кодекс РФ является основополагающим документом, который защищает таких граждан и предоставляет им ряд привилегий и льгот.

Дети-сироты вправе получить жилье, где они проживали с родителями, даже если после их гибели или смерти воспитание несовершеннолетних будут осуществлять иные лица. Кроме этого права, законодательно зафиксировано еще несколько видов льгот, положенных таким детям. В статье будут рассмотрены вопросы, касающиеся того, какие льготы детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, полагаются в РФ в текущем году.

Для начала стоит разобраться, кто из детей официально считается сиротой и на каком основании. Согласно действующим законодательным актам, ребенок считается сиротой при таких обстоятельствах:

  • в случае гибели или смерти родителей;
  • если родители ребенка официально считаются пропавшими без вести;
  • когда мать и отец малыша состоят в розыске или находятся в заключении;
  • в связи с наличием у родителей заболеваний, принадлежащих к группе неизлечимых, а также при отсутствии у официального представителя несовершеннолетнего возможности выполнять свои обязанности по его содержанию и воспитанию

Каждый из указанных случаев является основанием для признания ребенка сиротой. После вынесения такого решения до исполнения 14 лет над ним устанавливается надзор в виде опеки родственника или другого лица. Несовершеннолетние граждане могут пользоваться определенными видами льгот и привилегий до и после исполнения им 18 лет.

Какие виды помощь предусмотрены для детей–сирот

По закону, таким детям полагается пенсионное пособие до исполнения им 18 лет. Трудовая пенсия предоставляется, если родители ребенка имели определенный трудовой стаж, а социальная полагается во всех остальных ситуациях и выплачивается в виде фиксированной суммы. Данные выплаты рассматриваются как пособие на содержание ребенка.

Учащиеся в высших и средних учебных заведениях могут рассчитывать на полное обеспечение до момента окончания учебного процесса. Дополнительно такие студенты могут посещать на бесплатной основе любые из действующих подготовительных курсов. После зачисления все виды выплат и натуральных льгот продолжают действовать. Ребенок получает все необходимые для проживания вещи и финансовые средства.

Студенты получают доплату к стипендии — от 50%. Каждый год ребенку полагается выплата, равная размеру 3 стипендий. Средства можно использоваться на покупку учебников.
Кроме указанных мер поддержки, дети-сироты вправе обращаться за медобслуживанием в безвозмездном порядке и получать льготные путевки для поездки в санаторий, при условии, что проезд к ним будет компенсирован.

Порядок оформления материальной помощи

Предоставлением финансовой поддержки занимаются органы соцзащиты населения, однако многое зависит от того, какой пакет документов будет представлен для рассмотрения. Например, если речь идет о получении материальной помощи по потере кормильца, то потребуется подготовить такие документы:

  1. Паспорт лица, выполняющего функции законного представителя несовершеннолетнего гражданина.
  2. Акт о рождении ребенка.
  3. Реквизиты банка для перечисления денежных выплат.
  4. Документ, который позволяет считать ребенка сиротой официально.
После подачи заявления и пакета документации уполномоченный орган выносит положительное решение, и в дальнейшем деньги зачисляются на указанную карту.

Следует несколько слов сказать, что предоставляемые льготы носят преимущественно целевой характер. Дети-сироты могут использовать выделяемые субсидии и пособия на:

  • оплату образовательных услуг или учебных пособий;
  • оплату жилого помещения и коммунальных платежей, связи;
  • ремонт в жилище, где живет малыш;
  • приобретение необходимых вещей, предметов обихода.

Как правило, размеры пособий различаются, но в среднем суммы составляют 1000-2500 рублей. Для детей-сирот, имеющих группу инвалидности, размер выплат увеличивается.

Региональные и федеральные программы

Дети-сироты вправе получить помощь в натуральном виде на федеральном уровне, а также на региональном. Вторая группа льгот для каждого субъекта федерации устанавливается индивидуально и зависит от наполненности регионального бюджета. В качестве федеральных видов помощи, помимо тех, о которых уже было сказано, можно выделить следующие:

  • бесплатное горячее питание в учебных заведениях;
  • поступление в вузы вне очереди;
  • получение содействия в вопросах последующего трудоустройства;
  • возможность сохранения стипендии при оформлении академического отпуска по болезни.

На региональном уровне такие лица могут пользоваться следующими мерами соцподдержки:

  • в Ростове предоставляются бесплатные проездные билеты;
  • в Санкт-Петербурге выплачивается разовая материальная помощь в размере 20 тыс. рублей;
  • в Уфе детям-сиротам предоставляются квартиры по договору соцнайма;
  • московские власти предоставляют льготы при оплате услуг ЖКХ;
  • руководство Новосибирской области выделяет 60 тыс. рублей на проведение ремонта жилого помещения.
Чтобы получить точную информацию о том, какие виды помощи полагаются детям-сиротам от лица государства, стоит обратиться в органы соцзащиты на территории региона проживания ребенка.

Заключение

Малыш, оставшийся без опеки родителей в результате их гибели или смерти, может воспользоваться помощью от государства, которая предоставляется в натуральном виде и как финансовые выплаты. Порядок назначения пособий и дополнительных привилегий регламентируется действующим законодательством.



Публикации по теме

  • Леди гага в платье из мяса Леди гага в платье из мяса

    Футуристичное платье Гаги напоминает то ли об орбитах далеких планет, то ли о космическом вихре. Очевидно одно: Жанна Агузарова нервно...

  • Игла Игла "Ухошип" для плетения

    Браслеты из натуральных материалов всегда будут актуальными. Эти универсальные аксессуары способны добавить изюминку и дополнить образ как...