Интегрированное занятие «Знакомство с праздником Масленица. Конспект занятия на тему: «Масленица» в старшей группе

Образовательная область: «Познание»

Интеграция с другими областями: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Музыкальное развитие», «Коммуникация».

Программное содержание:

1. Обучающие задачи:

Продолжать расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.

Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы. Рассказать о символе Масленицы.

Дать представление о значении каждого дня Масленицы.

2. Развивающие задачи:

Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.

Развивать координацию речи с движением.

Развивать мелкую моторику, учить снимать мышечное напряжение.

- Развивать внимание , любознательность.

3. Воспитательные задачи:

Воспитывать уважительное отношение к народным традициям Руси.

Вызвать эмоциональный отклик и положительные эмоции в процессах: чтения стихотворения, прослушивание песни и рассматривании слайдов на тему Масленица.

4. Речевые задачи:

Пополнять и активизировать словарный запас детей словами «зять», «тёща», «трапеза», «символ», «седмица». Учить детей использовать в речи пословицы и заклички.

Оборудование: Магнитофон, мольберт, 2 кисти, 2 набора гуаши, 2 листа размером с мольберт с нарисованным желтым кругом в центре.

Демонстрационный материал: иллюстрации и рисунки к празднику Масленица, изображение картин «Масленица» художника Б.Кустодиева. Аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

Предварительная работа: Рассматривание книг с иллюстрациями русских народных гуляний. Чтение русских народных сказок, потешек.

Беседы с детьми о русских народных праздниках, о традициях, которые были в старину и до сих пор существуют в нашей жизни.

1.Работа с демонстрационным материалом - иллюстрации на тему «Масленица».

Ребята, что вы видите на иллюстрациях?

(Обобщаю ответы детей)

На иллюстрациях вы увидели, что народ веселиться, играет, угощается блинами. Почему же всем так весело? Какой же это праздник?

Я вам сейчас попробую помочь, послушайте стихотворение:

Прослушать стихотворение на тему: «Масленица»

Этот праздник к нам идет

Раннею весною,

Сколько радостей несет

Он всегда с собою!

Ледяные горы ждут,

И снежок сверкает,

Санки с горок вниз бегут,

Смех не умолкает.

Дома аромат блинов

Праздничный, чудесный,

На блины друзей зовем,

Будем есть их вместе.

Шумно весело пройдет

Сырная Седьмица,

А за ней Великий пост,

Время чтоб молиться.

2. Масленица - это праздник, который еще называется как масленичная (сырная) неделя. Называлась Масленица - широкая, весёлая, «барыня-масленица», «госпожа масленица». Это был один из самых любимых в народе праздников.

Во время масленичной недели пекли круглые, желтые, масляные блинчики, отсюда и название – Масленица. Всю неделю нужно было кушать блины, потому что блины – это символ Масленицы, так как напоминают солнышко, которое с приходом весны начинает все чаще появляться на небе и пригревать землю-матушку.

Давайте сравним блин и солнышко, какое сходство вы найдете? (ответы детей).

Обобщаю ответы детей: - Правильно, и солнышко и блинчик круглые, желто-золотистого цвета.

Подвижная игра «Солнышко».

Нам для игры потребуется два больших листа, мольберты 2 штуки, на каждом листе нарисован большой желтый круг и гуашь желтого цвета. Дети делятся на две команды. Каждая команда становится напротив своего будущего рисунка, в нескольких метрах от листов, после чего каждый ее участник поочередно подбегает и рисует лучик солнышку. Выигрывает та команда, которая быстрее всего дорисует солнышко. Должно быть столько лучиков, сколько ребят в команде.

Вот и закончилась игра. И один из смыслов праздника Масленицы в том, что все имеет конец: конец зимы, конец года - и одновременно - все возрождается к новому движению. Так и после долгой, холодной и суровой зимы приходит какое время года? (Теплая, греющая, звенящая Весна).

Масленичную неделю называли еще, «Седмица», как вы думаете почему? (Потому что длилась она одну недельку, всего 7 дней). Все люди отдыхали, праздновали Масленицу. У всех людей, а особенно детей, сил и задора хватало на всё, была всеобщая радость и веселье. Каждый день Масленицы имел свое значение и назывался по-особенному, а еще были правила поведения на этой неделе.

Понедельник - «встреча»- закликание Весны.

В этот день из соломы сооружали чучело, надевали на него женскую одежду, насаживали это чучело на шест и с пением возили на санях по деревне. Пелись радостные веселые песни.

Вторник - «заигрыш».

В этот день начинались развлечения: катания на санях, гуляния взрослых и детей, представления с театрализованной деятельностью. Сооружались крупных размеров балаганы, так назывались сцены, на которых устраивали представления различные гости: скоморохи, Петрушки и другие актеры. Люди наряжались в маски, одевали яркие, праздничные одежды. Большими группами катались по деревням, многие ездили у лошадиных упряжках с гармонями и бубнами. Народ очень любил кататься с гор, которые специально готовили к Масленице.

Среда - «лакомка», сладкоежка», «разгул».

Именно в этот день начинали активно печь, и есть блины. Во всех домах вкусно пахло блинами и другими яствами. В каждой семье старались накрыть стол с вкусной трапезой. Около базаров и на площадях появлялись маленькие театры, торговые палатки-лотки. В них продавались горячие напитки, орехи, медовые и мятные пряники.

Четверг - «разгуляй-четверток», «широкий».

На этот день приходилась середина игр и веселья. Устраивались кулачные бои, со своими строгими правилами.1) нельзя бить лежачего (пословица - «лежачего не бьют»), 2)нельзя вдвоем и больше, нападать на одного («двое дерутся - третий не лезь»), 3)нельзя бить ниже пояса. За нарушение этих правил грозило наказание. В этот день колядовали, то сесть ходили по дворам, поздравляли соседей, водили хороводы и плясали, пели частушки (объясняю, что частушка-это народная мини-песенка или четверостишие шутливого содержания):

Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На горах катаемся,

Блинами объедаемся!

и произносили заклички (заклички - это обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям.)

Едет Масленица дорогая,

Наша гостьюшка годовая,

Да на саночках расписных,

Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,

Оставайся семь годков.

А мы с вами знаем закличку для солнышка, давайте произнесем ее:

Солнышко покажись.

Красное, снарядись!

Поскорей, не робей,

Нас ребят обогрей!

Обсудить с детьми смысл закличек.

Пятница - «тёщины вечера» или «вечорки» - масленичные бои.

Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары. А тех, кто недавно поженились (молодожены), особенно поздравляли, и веселились вместе с ними. В этот день зять едет к теще на блины(зять-это муж дочери, а теща- это мама жены).

Суббота - «проводы».

В этот день вспоминали умерших близких, провожали зиму и сжигали соломенное чучело.

Воскресенье - «прощённый день» или целовальник.

Блинами провожали Масленицу, чтобы год был урожайный, плодородный. А еще обычай этого дня таков, надо было друг у друга просить прощения, особенно, если люди до этого были в ссоре, произносилось: «Прости меня, пожалуйста». Второй отвечал: «Бог тебя простит». Обида была забыта. Люди обнимались и целовались.

3. Ребята, а вы любите блины?

Давайте и мы напечем много вкусных и золотистых блинов:

Пальчиковая гимнастика:

Мама нам печет блины,

очень вкусные они.

Встали мы сегодня рано

и едим их со сметаной

(попеременно касаться стола ладонью и тыльной стороной кисти)

Стала Маша гостей собирать (хлопайте в ладоши)

И Иван приди (загибаем поочередно пальчики правой руки, начиная с большого)

И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка,

Ну, пожалуйста! (указательным пальцем левой руки поглаживаем мизинец правой руки).

Стала Маша гостей угощать (похлопать в ладоши).

И Ивану блин (загибаем поочередно пальчики левой руки, начиная с большого),

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек! (большим пальцем правой руки покачиваем мизинец левой руки).

Стала Маша

Гостей провожать (хлопаем в ладоши).

Прощай Иван! (по очереди машем пальчиками обеих рук, начиная с больших).

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

Прощай Митрошечка!

Вот сколько нового вы сегодня узнали о русском народном празднике Масленица. А теперь будем провожать нашу Масленицу. Включить аудиозапись с песней «Масленица», из сборника «Обрядовые песни масляничной недели» в исполнении этнографических коллективов.

МАСЛЕНИЦА

ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ЦЕЛЬ : Продолжать знакомить детей с народными праздниками и традициями. Углублять и расширять знания детей об устном народном творчестве. Развивать интерес к народным традициям, желание больше узнать о них. Продолжать учить составлять описательные рассказы о природе. Закрепить знания о днях недели.

СЛОВАРЬ : скоморох, поводырь, гулянье, традиция.

ОБОРУДОВАНИЕ : чучело Масленицы, карточки с названиями дней недели и их значением в масленичную неделю, иллюстрации о зиме, копии картин В. Антонова «Федоскино», Т. Назаренко «Зимние гулянья», запись народной музыки, канат, призы.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

1. Разучивание стихотворений о Масленице.

2. Чтение произведений о зиме и Масленице (сказок, поговорок, стихов).

3. Рассматривание иллюстраций о зиме, народных гуляньях, праздниках.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ РАЗМИНКА

Назови зимние месяцы. Сколько месяцев в году? Какое время года для тебя любимое?

Какое сейчас время года? Из чего сделан снег? Назови зимние праздники.

Кто красивее всех? Какого цвета ночь? Назови части суток. Что такое праздник?

2. РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ О МАСЛЕНИЦЕ

Воспитатель : Сегодня мы вспомнили с вами о праздниках. И я расскажу вам ещё об одном - последнем зимнем празднике Масленице.

Масленица - самый любимый народный зимний праздник. Обычно он бывает в конце февраля - начале марта. Он возвещает всем об окончании зимы и приходе весны. Народ отмечает этот праздник шутками, играми, плясками, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами (символом солнца). Поэтому Масленицу называли широкой, удалой, весёлой, чесной. Живёт Масленица одну неделю. Сколько это дней? Да, целых семь дней, и каждый день в масленичную неделю имеет своё название и своё значение. Давайте сначала вспомним, как называются обычные дни недели.

Ответы детей.

3. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери масленичную неделю»

Воспитатель : Я предлагаю вам игру, которая поможет узнать, как называются дни масленичной недели. Посмотрите, на ковре разложены карточки, На одних написаны названия обычных дней недели, которые мы только что назвали, а на других - названия дней недели Масленицы. Наша задача: сначала разобрать их по группам, а потом найти соответствующие дни.

Воспитатель предлагает одной группе детей выбрать карточки с днями недели (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье) и разложить их последовательно. Вторая группа детей отбирает карточки с названиями: встреча, заигрыш, лакомка, разгул, Тёщины вечера, посиделки, прощеное воскресенье.

Воспитатель предлагает прочесть названия масленичных дней недели и попробовать их соотнести с обычными названиями и обосновать свой ответ. Затем воспитатель объясняет детям значение этих дней.

Понедельник - встреча.

Вторник - заигрыш (день игр и развлечений).

Среда - лакомка (все лакомятся сладостями).

Четверг - разгул (самый весёлый день).

Пятница - тёщины вечера (папы идут в гости на блины к бабушкам - маминым мамам).

Суббота - посиделки (родственники собираются вместе на обед, ужин и общаются).

Воскресенье - прощеное воскресенье, проводы Масленицы (все должны простить друг другу обиды, признать свои ошибки, помириться друг с другом).

4. ВСТРЕЧА С МАСЛЕНИЦЕЙ

Воспитатель: какой сегодня день недели? (Четверг.) А по масленичному? (Разгул). Значит будем сегодня веселиться, играть. Рассаживайтесь, детвора, ехать к Масленице пора!

Едет Масленица дорогая, наша гостьюшка годовая

На санчатах расписных, на кониках вороных.

Воспитатель вносит чучело Масленицы и устанавливает его на возвышении.

Воспитатель: С Масленицей принято здороваться да и в гости её приглашать. Ну-ка, ребята, поприветствуйте нашу гостью.

ДЕТИ:

Душа ты, наша Масленица, перепелиные косточки,

Соломенное твоё тельце, сладкая твоя речь, приходи к нам в гости.

Авдотья Ивановна, приезжай ко мне в гости душою потешиться.

Умом насладиться, речью повеселиться.

Акулина Ивановна, красная краса, русская коса,

Приезжай к нам в гости на широкий двор,

На горках покататься и блинами полакомиться.

5. ЧТЕНИЕ СТИХОВ ДЕТЬМИ

Воспитатель: Принимай, Масленица, приглашение, да начинай своё веселье. А вы, ребята, потешьте нас словом творческим.

Дети читают стихи:

1- ребёнок: Наша Масленица годовая, она гостьюшка дорогая!

Она пешая к нам не ходит, всё на конях разъезжает,

Чтобы кони были вороные, а слуги - молодые!

2- ребёнок: Наша Масленица! Ты не в среду пришла и не в пятницу.

Ты пришла в воскресенье, всю неделю веселье!

Ты пришла с добром, сыром, маслом и яйцом!

3- ребенок: Широкая Масленица! Мы тобою хвалимся!

На горках катаемся, блинами объедаемся!

4- ребёнок: Масленица - блиноедка накормила всех людей!

Заиграла, заплясала, сразу стало веселей!

6. СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ ПО ПРЕДСТАВЛЕНИЮ

Воспитатель: Да, много развлечений дарит нам зима. А на Масленицу всегда устраивали народные гулянья, водили хороводы, играли, веселились. Давайте попробуем представить, услышать, увидеть то, что происходило на этом празднике.

Под народную музыку дети подходят к иллюстративному материалу, внимательно его рассматривают.

Воспитатель : Итак, расскажите всем нам, кто что увидел, услышал на празднике Масленица.

Составление рассказов детьми.

7. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА « По голому столбу»

Воспитатель : Весёлые затеи дарила людям Масленица. Вот одна игра называлась «По голубому столбу». На длинный гладкий столб, залитый водой и замёрзший, подвешивали разные призы. Тот смельчак, который смог залезть на столб и достать приз, забирал его себе. Но не всем это удавалось. А нам удастся? Начинаем соревнование!

Дети залезают по канату, на котором привязаны призы.

8. БЕСЕДА С ДЕТЬМИ

Воспитатель: На Масленицу по улицам ходили скоморохи. Кто это такие?

Ответы детей. (Например, это весёлые люди, которые веселили, смешили людей; люди, похожие на клоунов; острословы и акробаты; бродячие комедианты. И так далее.)

Воспитатель: Скоморохи пели любимые песни, предлагали людям разные игры. Ходил поводырь с медведем и веселил чесной народ. А ещё скоморохи продавали блины - обязательное угощение, лакомство на Масленицу. Скоморохи зазывали людей: «Как на масленичной неделе из трубы блины летели. А вы их уже ели?». Ребята, а дома вы уже ели блины? Если нет, попросите своих мам и бабушек испечь вкусные блины. А знаете ли вы, из чего их пекут?

Ответы детей.

9. РАЗМИНКА ДЛЯ ГЛАЗ

На доске расположены карточки с названиями дней недели. Детям предлагается переводить взгляд с одного дня недели на другой, названный воспитателем.

10. ИГРА НА ВНИМАНИЕ «Чего на свете не бывает?»

Воспитатель: Вот и нам скоморохи предложили игру, называется она «Чего на свете не бывает?».Рассмотрите внимательно картину и назовите, чего не бывает зимой (На картине допущены неточности).

Ответы детей.

Воспитатель: Вот и наш праздник подходит к концу. Но давайте вспомним, как называется последний день праздника Масленицы? Что нужно делать в этот день? Не забудьте всё это проделать, когда наступит воскресенье. По народной традиции чучело Масленицы сжигают. Тепло от её костра приближает приход весны, тепла, света. Давайте поиграем ещё в одну игру, в которую играли люди на Масленицу. Игра называется «Перепрыгни через костёр».

11. ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Перепрыгни через костёр»

Дети по очереди перепрыгивают через импровизированный «костёр», стараясь не коснуться «языков пламени».

ИТОГ ЗАНЯТИЯ.

Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия » Масленица», который позволяет познакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом, дать представление о значении каждого дня Масленицы.
Задачи:
— познакомить детей с традициями русского народа — праздником Масленица,
— активизировать активный словарь,

— развивать слуховое внимание, логическое мышление,
— воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.

Материал: кукла- чучело Авдотья, аудиозаписи русских народных мелодий, репродукции картин русских художников, презентация Масленица.


ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель : Ребята! Отгадайте загадку!

Всю неделю отдыхают,

Всех блинами угощают!

Холод, зиму провожают,

А весну с теплом встречают!

Воспитатель : Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?

Воспитатель: Правильно, этот праздник называется Масленица, и сегодня мы с вами поговорим об этом празднике, о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.

Сюрпризный момент: Ой ребята к нам кто-то идет, (звучит музыка из русских народных песен про масленицу)

Героиня А.Н. : Здравствуйте ребята, я пришла к вам в гости, рассказать вам о своем празднике-Масленица. А зовут меня Авдотьюшка Никифоровна. Хотите послушать мою историю?
Дети : да
Героиня А.Н: Масленица - один из самых любимых в народе праздников, рождение которого уходит в глубокую древность. Празднуют в конце февраля, начале марта.

Масленица имела другое название - проводы зимы. А проводы зимы и встреча весны - всегда праздник. Длится Масленица целую неделю, и все это время хозяйки пекут блины и оладьи, которые так напоминают солнце, приглашают гостей и потчуют их.

Героиня А.Н: Ребята, а вы знаете, что же является символом весны, солнца в этом празднике? Нет? Тогда отгадайте!

Желтый, круглый, ароматный

И на вкус такой приятный

И с вареньем, и с медком,

Со сгущенным молочком!

Героиня А.Н: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!

Героиня А.Н: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица!

Героиня А.Н: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник) Поиграем в игру «Что за чем, и перед чем? »

Игра: «Что за чем, и перед чем? »

Героиня А.Н: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)

Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг).

Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!

Физ. минутка Исполняется русская народная песня «Блины»

Включение презентации про празднование «Масленицы»


Понедельник - Встреча.

Масленица начинается в понедельник, который называется встреча. В этот день встречают Масленицу, строят снежные горы. Делали куклу –чучело - Масленицу, наряжали ее, усаживали в сани и везли на горку. Встречали ее песнями. Первыми были дети. Начиная с этого дня, дети каждый день катались с гор.

Вторник - Заигрыш.

В этот день начинались игры и потехи, устраивались девичьи качели, поездки на лошадях., строили снежные и ледяные крепости, скоморохи пели свои частушки, состязания устраивались.

Среда - Лакомка.
Чем лакомились на Масленницу- отгадайте?

Что на сковородку наливают да вчетверо сгибают? (Блин)

Героиня А.Н: Молодцы!
В народе говорили: «Без блинов- не Масленица». Дети ходили на Масленицу из избы в избу, поздравляли с праздником и пели, угощали друг друга.

Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!

Дети отгадывают загадки:

1. Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)

2. Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)

3. Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)

4. Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)

5. «Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом» (Колос)

Героиня А.Н: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)

Четверг - широкий, Разгуляй-Четверток.

В этот день было больше всего развлечений, самый веселый день, гуляли с утра до вечера. Устраивали конские бега, кулачные бои и борьбу. Катались на конях по деревне. Ряженые веселили народ. Все угощались блинами. Возили чучело на колесе, пели частушки, плясали, водили хороводы. В этот день начинали колядовать.

Героиня А.Н: Давайте и мы с вами попляшем, хоровод заведем ! (звучит хороводная песня)

Пятница и суббота

Ходили в гости. Для гостей готовили угощения. Какое? (Ответы детей)

В субботу сжигают чучело Масленицы и окончательно прощаются с зимой. Пепел развеивают по полю, чтобы был хороший урожай.


Воскресенье - прощенный день или проводы.

В прощенное воскресенье ходили друг к другу мириться и просили прощения, если обидели раньше. Говорили: «Прости меня, пожалуйста». «Бог тебя простит», - отвечали на это. Так заканчивалась Масленица.

Включение русской народной песни «Прощание с Масленицой»
Героиня А.Н: Давайте немного поиграем, у нас ведь Масленица!

Игра с мячом: «Назови ласково»

Героиня А.Н: Я произношу разные слова, назовите эти предметы ласково. (блин – блинок, блинчик; пирог – пирожок, крендель – кренделек, мёд – медок и т. д)

Героиня А.Н: Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось?

Дети: да.

Героиня А.Н: а теперь приглашаю вас на чаепитие с главным блюдом блинами.

Вопросы воспитателя:

Почему праздник назывался масленицей?

Что еще готовили хозяйки?

Как по-другому называли праздник масленицу?

Как люди праздновали этот праздник? (Рассказы 2-3 детей)

Конспект занятия для детей 5 - 7 лет. Госпожа Масленица.


Николаева Ольга Ивановна, воспитатель
Место работы: МАДОУ ЦРР д/с №121 г. Калининград
Описание материала: Представляю Вашему вниманию конспект занятия "Госпожа Масленица", который позволяет познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица, развивает речь, воспитывает интерес и уважение к традициям русского народа.
Цель: формирование представлений детей о традициях празднования русским народом Масленицы.
Задачи:
- познакомить детей с традициями русского народа - праздником Масленица,
- развивать речь,
- заучивать заклички, поговорки,
- воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа.
Материал: иллюстрации, картинки о проведении праздника, поговорки, заклички.
Словарная работа: праздник Масленица, проводы зимы, чучело, поговорки, заклички.

Ход занятия:

Воспитатель переодевшись бабушкой, приглашает детей в группу.
Воспитатель: Рано мой петушок встал и всем о весне прокричал. А я думаю, не рано? Зима - царица еще правит в наших краях, уступит ли она черед весне - красне? Как вы думаете?
Дети: Уступит
Воспитатель: Давайте в окошко мы посмотрим и приметы весны поищем. (Солнце ослепительное, проталин чернота, сосульки, которые звенят капелью, чириканье веселое воробьев.)
Можно использовать аудиозапись (журчание ручьев, капель и т.п.)
Воспитатель: Всему приходит свое время. И сколько зиме не лютовать, все равно придет весенняя пора. Ребятки, давайте - ка поаукаем весну, чтобы скорее к нам пришла. Я научу вас.
(Дети повторяют за воспитателем)
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!
Приходи, весна! Приходи, красна!
Давай, солнышко - колоколнышко,
Приноси урожай в наш любимый край!
Ау, Ау, аукаем, весну приаукаем!

Воспитатель: Чтобы не гневалась зима, по - хорошему ушла и в срок положенный, русский народ устраивал ей веселые пышные проводы - Масленицу. Масленица - это праздник встречи весны и солнца. Длится праздник целую неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день особенный!
Понедельник - день встречи Масленицы. Пекут маленький блин и дают детям. Блин на солнышке грели и приговаривали такие слова: "Уходи, зима сопливая, приходи, лето красное, с сохою, с бороною, с колосочками".
Вторник - "Заигрыш". В этот день строили крепости, горки, качели вешали, мастерили чучело Масленицы.


- Издревле люди в деревнях к празднику сооружали соломенное чучело Масленицы, и по улицам торжественно его катали на санях. Нужно и нам позаботиться, все как положено сделать.
Хотите мне помочь?
Дети: Да!
На столике лежит девичий наряд- платок, сарафан, ленты, лапти, салома.
Воспитатель: Ребята, вам знакомы эти предметы? Что мы о них знаем?
Дети: ответы
Воспитатель: Как вы считаете, кому могут они пригодиться?
Дети: ответы
Воспитатель: Оказывается, в старину в этот наряд наряжали Масленицу.
Дети рассматривают иллюстрацию "Кукла Масленица". Далее вместе с воспитателем делают куклу Масленицу и ее наряжают.


Воспитатель: Вот наша боярыня Масленица и готова! Послушайте, что люди на Руси ей говорили:"Душа ль ты моя, госпожа Масленица, сахарные уста твои, сладкая твоя речь! Приезжай ко мне в гости на широкий двор, на горках покататься, в блинах поваляться, душой потешиться, умом повеселиться, речью насладиться!"
Воспитатель: Ребята, давайте вместе ее позовем.
Дети повторяют закличку.
Воспитатель: Среда - "Лакомка". Раз в день обязательно вся семья ела блины: или на завтрак, обед, в ужин.


Четверг - "Широкая Масленица". Еда вся - блинная. Разноцветные пекли блины: с морковкой - оранжевые, из гречневой муки, со свеклой - красные, зеленые - с сушеной крапивой.


Пятница - "Тещины вечерки". Вся семья на блины к бабушке шла.
Суббота - "Золовкины посиделки". - к тетям и дядям шли на блины.
Воскресенье - "Прощенное воскресенье". В этот день люди друг у друга просят прощения за те обиды, которые причинили.
В старину люди,когда у них просили прощения, отвечали: "Бог простит".
Мы с вами тоже скоро праздновать будем Масленицу.
Как вы думаете, как мы с вами будем веселиться?
дети: ответы
Воспитатель: водить мы будем хороводы, брать крепость, сжигать чучело и угощаться блинами. А когда придет прощенное воскресенье- будем прощение просить за обиды у своих близких. Вот какие чудесные наши русские традиции.
Весна дарит новые хороводы нам. Ребятки, давайте мы один из них заведем - "Веснянку".
Дети с воспитателем исполняют хоровод "Веснянка".
Воспитатель: Ребята, как понимаете вы поговорку "Без труда - не выловишь и рыбку из пруда"?
Дети: ответы
Воспитатель: Конечно, чтобы веселиться, праздновать нужно потрудиться: сшить праздничные наряды, приготовить угощение - сделать все необходимое!

Мои дорогие! С Масленицей вас поздравляю, рассказать всем не забудьте, что Масленица сегодня началась. А сейчас собирайтесь, пойдем веселиться, с гор кататься.

Конспект для ДОУ на тему «Масленица». Подготовительная к школе группа

Программное содержание:
Закрепить знания детей о Масленице.
Расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
Планируемые результаты: проявляет интерес к обрядовому празднику Масленица, уважение к традициям русского народа; имеет навыки заучивания закличек, стихов, поговорок.
Материал: презентация.

Ход занятия:

Этот праздник - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним – сметана и варенье
И конечно же, икра!
Ребята, как вы думаете, о каком празднике говорится в этой загадке?
(Ответы детей)
Какие праздники мы отмечаем зимой?
(ответы детей)
Бывает ещё один праздник, Масленица – проводы зимы.
С давних времен Масленица – самый веселый предвесенний праздник. Отмечают его, в конце зимы и празднуют целую неделю. Все веселятся, радуются, что прошла зима и наступает весна. Празднование совершалось строго по расписанному распорядку.
(запустить показ презентации)
Начинается Понедельник «встреча»
Девушки и парни делали соломенное чучело – Масленицу – и ходили с ним по деревне, распевая такую песню:
Едет масленица дорогая,
Наша гостьюшка годовая,
Да на саночках расписных,
Да на кониках вороных,

Живет масленица семь деньков,
Оставайся семь годков.
Второй день – вторник –«заигрыш»
В этот день начинали собираться для игр и потех: устраивали девичьи качели, поездки на лошадях, катания с ледяных гор, воздвигали снежные городки.
Игра: у Маланьи (Водящий стоит в центре).
Все поют песенку:
«У Маланьи, у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь дочерей, семь сыновей,
Все без бровей (закрываем брови ладошками).

С такими глазами (здесь и далее Маланья смешно изображает глаза, огромные уши, длинный нос и т.д., а все игроки за ней повторяют эти движения),
С такими ушами, с такими носами,
С такими усами, с такой головой,
С такой бородой…
Ничего не ели, целый день сидели,
На нее (на него) глядели,
Делали вот так… (ведущий делает движение, а все повторяют)»
Третий день Масленицы – среда «лакомка»
В этот день лакомились блинами. Блин является символом Масленой недели. В народе много поговорок о блинах сложено:
- Блин не клин, брюха не расколет
- Блин не сноп – на вилы не наколешь
- Блинцы, блинчики, блины, как колеса у Весны
- Блины и поцелуи счета не любят
- Боится Масленица горькой редьки да пареной репы
- Душа моя масленица, перепелиные твои косточки, бумажное твое тело,
- И самый хладнокровный человек любит горячие блины
- Ищет где сорок лет масленица и по три года мелкие праздники
- Как на масляной неделе в потолок блины летели
- Масленица идет, блин да мед несет
- Масленица объедуха, деньгам приберуха
- Масленница семь дней гуляет
- Мы думали, масленица семь недель, а она только семь денечков
- На Масленой повеселись, да блинком угостись.
А на что он похож? (На солнце). Круглая форма и золотистый цвет блинов считался символом солнца. Его ждали после долгой зимы с нетерпением.
Четверг – слыл разгульными назывался «широкая Масленица»
В этот день гуляли, пели песни, плясали, водили хороводы.
Пятница и субботы – были гостевыми днями их посвящались хождению по родне. У родных тоже объедались блинами, пирогами и другими кушаньями.
Воскресенье – седьмой и последний день Масленицы – «проводы зимы»
Чучело сделанное из соломы, выносили на улицу и сжигали. Так вот прощались с Масленицей.
Подведение итогов: - Скажите, ребята, как вы поняли, что это за праздник Масленица?(Ответы детей)
Когда приходит Масленица? (Ответы детей)
Как люди празднуют его? (Ответы детей)
Поздравляю вас с Масленицей, расскажите всем, что на этой неделе проходит такой замечательный народный праздник.

Презентация на тему: Масленица



Публикации по теме