Причины и борьба с детским алкоголизмом. Причины и профилактика детского алкоголизма

Детский алкоголизм - психологическая и физиологическая сложная зависимость, пагубно сказывается на здоровье растущего организма, и опасность полной деградации заметно возрастает. Независимо от такого фактора, как социальный, в борьбе с этой проблемой нет эффективных средств. Взгляды общества на алкоголь во многом основаны на том, что его присутствие неизбежно, в нем пытаются увидеть плюсы, и подобное отношение на негативное явление сказывается на детской психике и восприятии.

Дети, которые постоянно употребляют спиртное, быстро приобретают соответствующую зависимость. Для этого им достаточно напиться 3-4 раза за один месяц. Происходят негативные изменения:

Замедляется функция роста.
Личность деградирует.
Быстро возникает зависимость от алкоголя.
В психике происходят нарушения.
Разрушаются внутренние органы.
Половое развитие идет неправильно или замедляется.

В детском организме все эти процессы происходят намного быстрее, чем у взрослых или подростков. Дети превращаются в алкоголиков очень стремительно. Такая вредная привычка, как алкоголизм, является разновидностью токсикомании.

Детский алкоголизм


Статистика показывает: процесс алкоголизации в 75 % случаев развивается до 20 лет. 46 % случаев включают подростковый возраст. Рост заболевания в России особо охватывает подростковый возраст. Результаты статистики и опросов показали: 56% тех, кто учится в 8-10 классах, пробовали вредные напитки, а у большинства школьников 12-13 лет уже есть опыт употребления и даже - приобретения этого продукта.

Всего 6% всего количества старшеклассников устояли перед соблазном, остальные же пьют вредный напиток с регулярностью разного рода. Порядка 30% молодых людей делают это еженедельно. Это – достаточно удручающие показатели, они говорят о том, что опасность выработки зависимости все время возрастает.

Диагноз принято устанавливать по нескольким параметрам. Среди них:

При приеме алкоголя пропадает рвотная реакция.
Отсутствие контроля за объемами выпитого.
Ретроградная амнезия в частичной форме.
Развитие абстинентного синдрома.
Пьянство запойного типа.

Одновременно катастрофически понижается уровень среднего возраста несовершеннолетних, злоупотребляющих алкогольными напитками. Теперь он достиг 14 - 11 лет. Среди них преобладают пивные алкоголики.

Причины детского алкоголизма

Причины детского алкоголизма во многом основаны на психологии. Детская разновидность включает следующие из них:

Недостаток внимания со стороны взрослых и родителей;
излишнее давление со стороны родителей;
попытка таким образом отстраниться от проблем;
наличие поблизости соответствующего примера, такого, как пьющие родители;
попытка самоутвердиться, ошибочное мнение, что это делает ребенка взрослым;
плохое влияние компании;
излишек свободного времени.

Проблемы, указанные выше, касаются подросткового и детского алкоголизма. У большинства этой категории привычка к алкоголю появляется буквально в утробе матерей, если женщина позволяет себе спиртное. Алкоголь обладает способностью оказываться в крови плода, проникая туда через плаценту. Развивается опасность фатального алкогольного синдрома. Проявляются сопутствующие признаки, среди которых - аномалии челюстно-лицевой области:

Удлиненная форма лица,
скуловая дуга с гипоплазией,
низкий лоб,
недоразвитие костей подбородка,
неправильная нижняя челюсть,
деформированная грудная клетка, недостаточная длина стоп, слабое разгибание локтевых суставов, ненормальное расположение пальцев, тазобедренные суставы недоразвиты,
косоглазие, узкая форма глазных щелей, верхнее веко опущено,
часто затылок уплотняется, голова растет маленькая,
излишне маленький нос, с седловидным типом, с укороченной спинкой носа,
верхняя губа укорочена, «заячья губа», патологическое строение неба – т.н. «волчья пасть»,
масса тела новорожденного низкая,
физическое развитие идет неправильно,
рост задерживается, или, напротив, оказывается излишне высоким,
нервная система развивается неправильно, диагностируют микроцефалию (недоразвитие мозга),
«spina bifida»,
пороки сердца, нарушения генитально-анального значения, в половых органов и суставах.

У появления вредной привычки много причин и факторов риска. Считается, что социальный статус мало влияет на пристрастия пагубного значения. Но в бедных семьях, в условиях нижнего уровня жизни, подобные привычки появляются стихийно, кажутся одним из признаков принадлежности к самым нищим слоям общества. При высоком достатке риск не менее велик. Немного лучше дела обстоят при хорошей генетике, хотя и в этом случае существует такая опасность. Желательно показывать ребенку жизнь с хорошей стороны, избегая плохих компаний, застолий в семейном кругу, нотаций. Также не имеет смысла зачитывать ребенку правила, которые взрослые не соблюдают – в этом случае, не помогут никакие аргументы.

Наследственность – достаточно сложная наука. Генетика оперирует фактом: генов, бесповоротно определяющий склонность к пьянству, не существует. За это отвечает большая группа факторов. Всегда есть возможность привить ребенку привычку на все иметь свое мнение, судить о ситуации адекватно.

Последствия детского алкоголизма

Последствия детского алкоголизма отличаются бесповоротностью, поскольку здоровье никогда не станет стандартным. Среди опасных перспектив:

Расстройства ЖКТ – их появление обуславливает неумение детей закусывать. Они обычно выпивают тайком, употребляя за один раз очень большие порции. Это несет опасность гастрита, воспаления пищевода. Резко развиваются заболевания печени, поджелудочной железы;
проявляются болезни сердечно-сосудистой системы, диагностируют тахикардию, варикозное расширение вен, также повышается артериальное давление, возникает аритмия, миокардиодистрофия и проч.;
иммунитет заметно понижается;
постоянное состояние авитаминоза;
ожно сказать, о самом опасном и необратимом последствии детского алкоголизма – нарушении функций головного мозга, а также в ЦНС с затормаживанием общего развития, уровней интеллекта, памяти, упадка логического и абстрактного видов мышления. Личность необратимо деградирует, развиваются неизлечимые психические отклонения.

Профилактика детского алкоголизма

Профилактика детского алкоголизма необходима в полном объеме. Алкоголизм является очень опасной разновидностью наркомании. Она включает в себя совокупность вредных привычек, база которых - злоупотребление алкоголем. В результате заметно ухудшается здоровье, образ жизни человека снижается. Разрушается функционирование организма. Патогенных последствий очень много.

Необходимо предупреждать болезни, начиная с мер профилактики. Профилактика детского алкоголизма включает и такие факторы защиты:

Благополучная семья;
материальный достаток;
обучение принятию общественных норм;
регулярное медицинское обследование;
обитание в благополучном районе;
достаточный уровень самооценки;
выработка должных положительных качеств характера.

Профилактика детского алкоголизма заключается в устранении факторов риска и усилении факторов защиты.

Рано диагностированный алкоголизм у ребенка может быстро излечиться, при соответствующих мерах. Важно вовремя позаботиться о грамотной профилактике, предоставить детям возможность находить подходящее хобби – походами в секции, учебой и др. Со стороны потребуется добиться исключения спиртного из продажи, дать понять, что можно жить и без этого продукта. При сознательном отказе взрослых от алкоголя детский алкоголизм придет в упадок и перестанет предоставлять опасность.

Алкогольная зависимость – серьёзное заболевание и острая проблема социального характера. Наиболее страшная её форма – это алкоголизм, развивающийся у детей. В раннем возрасте организм работает недостаточно эффективно, направляя ресурсы на окончательное формирование органов и систем. Токсические влияния нарушают этот процесс, приводя к тяжелым расстройствам.

Статистика алкоголизма среди детей

Сегодня детский алкоголизм в России – острая проблема социально-медицинского характера, которая с каждым годом всё более усугубляется. Средний возраст, в котором пробуют спиртное впервые, составляет 10-11 лет.

Согласно последним данным около 500 тысяч детей младше 14 лет страдают серьёзной зависимостью от алкоголя. Примерно 80% школьников младшего и среднего возраста хоть единожды пробовали спиртное. Среди тех, кому от 13 до 16 лет, две трети употребляют алкоголь более или менее регулярно. На учете в детских комнатах полиции (за распитие спиртного) состоят более 15 тысяч человек.

Нужно понимать, что эти ужасающие цифры – данные официальной статистики, которые можно смело увеличивать в 1,5-2 раза, чтобы получить реальный масштаб проблемы.

Причины

Причин, из-за которых дети пробуют, а затем начинают регулярно принимать алкоголь, очень много. Они могут иметь психологические и социальные корни, крыться в физиологии. Часто причиной того, что ребенок начинает пить становятся взрослые, в первую очередь родители, члены семьи.

Если взрослые употребляют алкоголь на глазах у собственных детей, то формируют у них неправильное представление: в алкоголе нет ничего опасного и страшного. С такой установкой ребенок не видит ничего плохого в том, чтобы попробовать спиртное.

Самой страшной причиной развития зависимости от алкоголя у детей является наследственность. Если родители пьяны в момент зачатия, мать пьёт в период беременности, то ребенок начинает приобщаться к алкоголю уже в утробе и рождается зависимым от него.

Если после рождения такой ребенок остается в семье алкоголиков, то шансы повторить судьбу родителей увеличиваются. Если же, как это достаточно часто случается, его у неблагонадежных родителей изымают органы опеки, вероятность развития алкоголизма всё равно остается высокой вследствие генетической предрасположенности.

Психика ребенка по сравнению со взрослыми нестабильна, он более эмоционально воспринимает все происходящее.

Если в семье напряженная обстановка, психологический дискомфорт, то ему находиться в такой ситуации тяжелее всех, и родители должны это понимать. Все конфликты, ссоры, холодность между членами семьи воспринимаются им близко к сердцу. В таких случаях дети ищут спасения в алкоголе, пытаются за счет употребления спиртного стать «взрослее» или приобрести авторитет в компании. Ребенок пытается таким образом устранить последствия своих эмоциональных травм или же привлечь внимание взрослых к своему душевному состоянию.

Кроме того, несмотря на все теоретические разговоры о вреде алкоголя (если таковые с ребенком ведутся), дети просто не осознают опасности. Психология ребенка такова, что он считает: плохие вещи случаются с кем угодно, но уж с ним-то ничего подобного не произойдет. Поэтому употребление алкоголя рассматривается как новый необычный опыт.


Причины развития алкоголизма в детском возрасте

Причиной раннего развития зависимости также могут стать черепно-мозговые травмы, органические поражения головного мозга, инфекционные заболевания (менингит, энцефалит). Такие заболевания в равной степени отражаются на физиологии и психическом состоянии, поэтому могут спровоцировать ранний алкоголизм.

Для подростков крайне важным является установление социальных связей. Если коллектив сверстников его не принимает, это переносится очень тяжело.

Причиной употребления алкоголя может стать желание установить авторитет, доказать свою значимость и право занимать место в группе.

Как правило, алкогольная зависимость в детском возрасте возникает под влиянием одновременного действия нескольких факторов. Это может быть любопытство, попытки почувствовать себя взрослым, напряжение в семье или коллективе сверстников. В некоторых случаях употребление спиртного – это форма протеста против гиперопеки взрослых, желание доказать свою «взрослость» и выйти из-под контроля.

Действие этанола на организм и психику детей

Главная опасность употребления спиртного детьми – это очень быстрое формирование зависимости. Достаточно принимать алкоголь раз или два в месяц, чтобы сформировалась устойчивая патологическая тяга.

Кроме того, на неокрепший организм спиртное оказывает значительно более серьёзное разрушающее воздействие, чем на взрослый. Ферменты, необходимые для обезвреживания этанола, вырабатываются с меньшей скоростью, поэтому интоксикация протекает острее. Это приводит к опасным последствиям.

От интоксикации этанолом страдают все органы и системы, причём в большей мере, чем у взрослых. Разрушается печень, головной мозг, нарушается деятельность сердца, сосудов, органов репродукции.

При достаточной концентрации этанола в крови его молекулы преодолевают гематоэнцефалический барьер, оказывая негативное влияние на церебральные клетки. Они массово отмирают, в результате нарушается функционирование различных мозговых центров, снижаются когнитивные функции.

Симптомами воздействия алкоголя на неокрепшую нервную систему ребенка являются:

  • ухудшение памяти;
  • снижение концентрации внимания;
  • ослабление функций восприятия;
  • снижение интеллекта;
  • ограничение способности к образному и логическому мышлению.

По мере развития алкогольной зависимости страдают центры управления организмом. Постоянное токсическое воздействие разрушает мозг, в результате могут развиться нарушения речи, зрения, слуха, ухудшиться координация движений.

Вследствие ухудшения функций печени сбивается метаболизм, развиваются различные заболевания. Начинаются гепатиты, холецистит, панкреатит, гастриты. Нарушается пищеварение из-за повреждений органов желудочно-кишечного тракта, изменения кислотности среды желудка.

Разрушаются эндокринная и репродуктивная системы. У детей с алкогольной зависимостью наблюдаются задержки полового развития, неправильное формирование органов репродукции. Гормональный фон также нарушается вследствие некорректного функционирования эндокринных органов.

Последствия

Вероятность отравления спиртным у ребенка намного выше, чем у взрослого, так как он не умеет контролировать количество потребляемого алкоголя. Если произошло отравление этанолом, необходима срочная медицинская помощь.

Последствия употребления спиртного в детском возрасте могут быть страшными. Если этанол воздействует на организм ребенка 6-7 лет, это может привести к значительному отставанию в развитии, психической и физиологической неполноценности. При регулярной интоксикации организм перестает развиваться, начинает деградировать. Результатом становится олигофрения или имбецильность.

Дети с алкогольной зависимостью утрачивают или вовсе не успевают приобрести цели в жизни, и у них нет воли и стремления к их достижению. Кроме того, алкоголику не удается получить образование из-за того, что когнитивные функции значительно нарушены. Они не способны воспринимать и запоминать информацию, приобретать навыки. Они существенно отстают в интеллектуальном и физическом развитии.

Помимо физиологических и психических последствий детский алкоголизм чреват социальными проблемами. Пьяные дети совершают преступления, иногда серьёзные, вступают в сексуальные контакты, предпринимают суицидальные попытки.

Лечение

Лечение ребенка, у которого наблюдаются признаки алкогольной зависимости, следует начинать, не откладывая. Если алкоголизм уже сформировался, стал очевидным, значит, проблема стоит серьезная. Уговоры, внушения, наказания в таких случаях не помогут, необходимо понимать, что ребенок болен, и ему требуется квалифицированная медицинская помощь.

Заметив тревожные проявления в поведении и состоянии ребенка, необходимо обратиться к наркологу. Также потребуется помощь психолога или психотерапевта. Однако все эти врачи утверждают, что терапия не принесет нужного результата, если у родителей нет постоянного эмоционального контакта с ребенком, а в семье присутствует негативный психологический климат.

Отец и мать должны понимать проблемы своего ребенка, вникать, беседовать. Приучать к таким отношениям нужно с раннего детства, он должен доверять, прислушиваться и быть уверен, что его выслушают и поймут.

Родители должны знать и контролировать, чем занимаются их дети, с кем они общаются. В противном случае, уберечь от алкогольной зависимости и вылечить её, если она всё-таки возникла, почти невозможно.

Если ребенок не находит понимания в семье, он легко может очутиться в плохой компании, где научится выпивать, курить, а то и употреблять наркотики. Особенно, если у него есть свободные деньги. Многие родители «откупаются» от детей, чтобы те не мешали им решать «взрослые» проблемы, не путались под ногами. Чтобы предотвратить развитие пагубных пристрастий, отец и мать должны знать с кем и как ребенок проводит время, на что он тратит деньги. Прекратить выдачу средств на карманные расходы следует сразу же, если замечен хоть один тревожный симптом.


Все действия нужно обязательно согласовать с ребенком!

Лечение больных алкоголизмом детей наиболее эффективно, если оно проводится в условиях стационара. Они находятся под присмотром медиков, кроме того, отсутствует возможность достать алкоголь. По окончании терапии в клинике следует обеспечить благоприятные условия, рациональное питание, следить за режимом.

Если пьянство началось в компании одноклассников, то нужно подумать о смене школы. В некоторых случаях дети выпивают во дворе, тогда можно размышлять и о переезде. Это, конечно, непросто и хлопотно, однако здоровье ребенка дороже.

Чтобы отвлечь его от тяги к спиртного, помимо школьных занятий, нужно определить его в какую-нибудь спортивную секцию или кружок по интересам. Предварительно необходимо провести с ним беседу, чтобы понять, чего он хочет, узнать его потребности.

Профилактика

Профилактические меры против детского алкоголизма должны приниматься на всех уровнях. Государство со своей стороны ведет работу в этом направлении: запрещена продажа спиртного лицам, не достигшим 18-летнего возраста, введен запрет на все виды рекламы алкоголя (включая пиво).

Профилактическая работа против алкоголизма должна вестись и в учебных заведениях. Детям необходимо читать лекции, объяснять, чем грозит употребление спиртного. Педагоги должны уделять внимание каждому ребенку, вникать в его проблемы.

Однако наиболее эффективная профилактика алкоголизма среди детей может быть проведена только в семье. Именно там ребенок получает первые знания о мире, под влиянием родителей начинается формирование представлений о том, «что такое хорошо, и что такое плохо». Родители должны и своим примером доказывать, что пить не стоит, и объяснять, что можно, а чего делать ни в коем случае нельзя. При этом отвечать на вопросы и грамотно аргументировать.

Также отец и мать должны контролировать круг общения своего ребенка, обеспечить ему благоприятную социальную среду. Нужно уделять внимание выбору учебного заведения и места проживания, чтобы не допустить попадания в плохую компанию.

Ваш нарколог объясняет: чем опасен алкоголь для детского организма?

Для выяснения действия алкоголя на молодой организм ученые проводили эксперименты с участием лабораторных мышей. С раннего детского возраста животным давали небольшие количества алкоголя, подмешивая его в еду или воду. Спустя короткое время грызуны становились в прямом смысле алкоголиками: отказывались от чистой воды, требуя очередной дозы алкоголя. Если его не поступало, они вели себя неадекватно, носились по клетке, дрались и просовывали мордочки сквозь прутья клетки, требуя у людей заветное зелье.

Помимо поведенческих реакций исследовались физиологические функции организма мышей-алкоголиков. Отмечались множественные нарушения в работе органов и систем, низкий уровень иммунитета, задержка полового и физического развития.

На основании подобных экспериментов были сделаны выводы о резко негативном действии алкоголя на детский организм.

Употребление спиртного в раннем возрасте недопустимо ни в каких дозах, и родители должны это знать.

Распитие алкогольных напитков в детстве влечет целый ряд негативных последствий, не только медицинского, но и социального характера. В состоянии опьянения ребенок может совершить серьёзное правонарушение, а в самых вопиющих случаях – попасть в колонию для несовершеннолетних. Под влиянием алкоголя дети вступают в незащищенные половые контакты, заражаются инфекциями и беременеют. Это отражается на всей дальнейшей жизни. Поэтому на борьбу с детским алкоголизмом должны быть направлены все доступные средства.

Похититель рассудка – так отзывались об алкоголе с древних времен!!!

Алкоголизм формируется постепенно на фоне достаточно продолжительного злоупотребления спиртными напитками, всегда сопровождается многообразными социальными последствиями, неблагоприятными как для самого больного, так и для общества.

Причины детского алкоголизма

Поводы приобщения детей к алкоголю разнообразны, но в основном первое знакомство с алкоголем у детей, как правило случайное, но в последнее время с ростом семей, где оба родителя пьют, стали катастрофически расти случаи когда именно родители начинают приучать ребенка к алкоголю.

В семьях умеренно пьющих, родители своим поведением показывают ребенку пример и, как правило, мальчики из любопытства впервые пробуют алкоголь.
В более взрослом возрасте ребенку уже не удобно отказать в компании сверстников или подростков, тут появляются такие поводы, как «неудобно было отстать от ребят», «друзья уговорили», «для храбрости».

Но чаще именно родители своим примером показывают ребенку или даже могут налить маленькую рюмочку в честь дня рождения. Таким вот образом и снимается психологический барьер и ребенок приходит к выводу, что и с ребятами можно будет принять алкоголь.

Алкоголь и дети

У здорово ребенка нет влечения к алкоголю, наоборот все дети скажут, что алкоголь – это невкусная гадость, но видя, как родители с удовольствием пьют пиво или вино, делают вывод, что это на самом деле, что-то такое интересное. К употреблению алкоголя детей толкает любопытство.

Влияние алкоголя на организм детей

Алкоголь, попадая в организм детей, быстро разносится по всему телу и быстро концентрируется в головном мозге, нужно заметить, что концентрация алкоголя в головном мозге гораздо выше, чем в крови.
Даже не большие дозы алкоголя у детей вызывают бурную реакцию и тяжелейшие симптомы отравления. Если дети начинают регулярно употреблять алкоголь (3-4 раза в месяц) то очень быстро начинают страдать органы. Печень не может справиться с алкоголем и начинает перерождаться. Страдают все органы ребенка от влияния алкоголя - это нервная система, желудочно-кишечный тракт, почки, глаза, сердце, щитовидная железа, поджелудочная железа и т.д.

В результате у пристрастившихся детей к алкоголю может возникнуть сахарный диабет, а в подростковом возрасте и проблемы с половой функцией.
Влияние алкоголя на организм ребенка особенно опасно еще и тем, что организм ребенка высокочувствителен к токсическим веществам (алкоголю). Опьянение у детей развивается настолько быстро, что часто врачи не успевают спасти ребенка. Врачи констатируют, что случаи алкогольного отравления детей не так уж и редки.

Случай влияния алкоголя на организм ребенка:

Мальчик 9 лет был с взрослыми на рыбалке. Во время обеда ему дали 1/3 стакана водки, которую он выпил в два приема под одобрительные возгласы взрослых. После того, как уха была съедена, а водка выпита, взрослые снова отправились к реке, а мальчик остался у костра. Вскоре он потерял сознание и в таком состоянии был доставлен в ближайшую больницу. У него наблюдалось угнетение жизненно важных функций: сердечной деятельности, дыхания, обмена веществ. Не приходя в сознание, ребенок через 2 часа умер!

Что должны знать родители ребенка об алкоголе?

Ученые проводили эксперимент о влиянии алкоголя, но мало кто знает о нем.
Мышат с детства начинали приучать к алкоголю (вину), начинали с малых доз, которые подмешивали к воде. Постепенно дошло до того, что мышата отказывались пить воду без вина, они воротили мордочку от чистой воды и предпочитали воду с вином. Постепенно дошло до того, что когда решили чуть повзрослевших мышат отучить от вина, перестав им давать алкоголь, те вели себя как настоящие алкоголики, а именно мечутся по клетки и дерутся между собой, жадно выглядывают из-за решеток клетки, двигая нервно носиком в предвкушении алкоголя. Некоторые мышата после периода возбуждения распластывались по клетке прямо, как пьяница во время похмельного синдрома.
Ученые заметили, что под влиянием алкоголя у мышат возникают нарушения в половой сфере, алкоголь влияет и на сперму, в которой все больше появляется не дееспособных сперматозоидов. Так же отмечалось недоразвитие половых органов даже при незначительном употреблении алкоголя.

Ребенок употребляет алкоголь не порционно, а в большом объеме и залпом, что, чаще всего, продиктовано компанией и соревновательным эффектом. Если обратиться к статистическим данным, то можно увидеть, что взрослый алкоголизм формируется в течение 5-10 лет. В то время как у детей этот процесс происходит с молниеносной скоростью . На формирование заболевания уходит от 1 года до 3 лет . В данной статье мы выясним все, что только можно знать про привычку употреблять горячительные напитки маленькими людьми, узнаем, какие последствия для организма это несет, как определить привычку и что делать родителям в таких сложных ситуациях.

Обычно такой тип привычки диагностируется у детей, достигших возраста 10-14 лет . Тем не менее существует множество случаев и более раннего алкоголизма. Некоторые медики фиксируют зависимость даже у детей от 3 лет , но это исключительно запущенные случаи попустительства родителей. В любом случае, такие факты обрисовывают весьма печальную картину будущего нашей нации и заставляют задуматься об истоках данной проблемы.

Чаще всего причиной детского алкоголизма выступают сами родители, а точнее их образ жизни и влияние на ребенка. Представьте картину: праздничный стол, родные и друзья вместе отмечают какой-нибудь праздник. На столе стоят бутылки с шампанским, вином, водкой, пивом и проч. Ваш сын или дочь замечает, что взрослые пьют алкогольные напитки, а затем становятся веселыми. В его сознании спиртное выступает в качестве некой волшебной палочки , устраняющей все невзгоды. В добавок к этому, некоторые взрослые сами дают детям спиртные напитки, считая, что малое количество не повредит их здоровью. Тем не менее даже малый объем выпитого может вызвать зависимость. Детям начинает казаться, что выпиваемое взрослыми безвредно и помогает людям стать радостными и расслабленными.

Обман психики ребенка ! Кроме того, алкоголизм часто сопровождается с желанием выглядеть «круто» в глазах своих товарищей. Многие принимают спиртное только ради того, чтобы быть в хороших отношениях с той или иной группой подростков, влиться в их сообщество.

Одной из самых тяжелых форм рассматриваемого нами заболевания является детский врожденный алкоголизм. Данная форма появляется из-за приема спиртных средств в период зачатия и беременности мамой будущего чада.

Зачастую детская алкозависимость развивается в связи с перенесенными заболеваниями , такими как:

  • Травмы мозга.
  • Органические поражения ЦНС .
  • Различные нейроинфекции .

В таких случаях привычка может протекать в более интенсивном темпе. Происходит потеря контроля над количеством выпитого спиртного. Ребенок привыкает к алкоголю и не может воздерживаться от его употребления. В то же время причинами могут стать такие психологические травмы, как:

  • ранняя потеря матери ;
  • полное отсутствие надзора со стороны взрослых;
  • конфликты , возникающие в семье;
  • социальная запущенность .

Причина детского алкоголизма может быть, как одна, так и несколько, в зависимости от окружающей среды и происходящих в ней событий. Отдельные причины накладываются друг на друга, образуя общую серьезную проблему. Детской психике не всегда удается выстоять перед проблемами взрослого мира, в спиртном ребенок может увидеть средство расслабления и ухода от трудностей.

Столкнулись с проблемой алкоголизма?

Какой способ лечения Вас интересует?

Бесплатно Платно

ПЛАТНЫЙ способ лечения


Алкобарьер

1980 руб. 1 руб.

Заказать

Отправьте заявку и через несколько минут с вами свяжется менеджер, который проконсультирует и примет заказ. Не выключайте телефон!

Спасибо за ваш заказ!

в ближайшее время с вами свяжутся

Как было отмечено выше, детская привычка развивается быстрее, чем взрослая, причем на порядок. Но все же стоит отметить постепенность (поэтапность) развития заболевания. Врачи-наркологи обычно выделяют пять этапов развития детской алкогольной зависимости.

В её формировании отмечают следующие базовые этапы :

  1. Привыкание к пиву, вину, водке, и т.д.
  2. Употребление с заметной регулярностью .
  3. Формирование психической зависимости.
  4. Абстинентный синдром.
  5. Формирование деменции .

На первой стадии происходит адаптация и привыкание к алкоголю, что обычно не занимает много времени. Отмечается, что привыкание ребенка к спиртным напиткам происходит за промежуток времени от 3 месяцев до полугода . Если первая стадия не прерывается никем из родных и близких, то он начнет проявлять интерес к более крепким напиткам, а также увеличивать дозу принимаемого спиртного. Употребление становится регулярным и систематическим.

Совет психолога! Родителям нужно быть крайне внимательными к своему чаду. Следует следить за его новыми увлечениями и кругом друзей. Важно не просто слушать ребёнка, но и слышать его. Порой многие его психологические проблемы можно решить правильно подобранными словами, советом. Так, ваш ребенок поймет, что многие проблемы можно решить другим путем, а алкоголь – не лучший способ справиться со стрессом и проблемами.

Очевидным признаком на втором этапе является изменение поведения ребенка. Родители скорее всего заметят негативные перемены в своем чаде. Болезнь все еще можно побороть, если аргументированно объяснить о вреде спиртного, а также исключить его дальнейшие попытки употребления спиртных напитков. Формирование психической зависимости начинается примерно через год употребления алкоголя. Наблюдается увеличение переносимости этанола организмом вашего сына или дочери в 3-4 раза, а также неконтролируемость поведения.

Говоря о переходе данного заболевания в хроническую стадию, следует упомянуть абстинентный синдром. Данный синдром характеризуется вегето-соматическими нарушениями в организме детей. Ребенок теряет контроль над своими действиями, неразборчив в выборе напитков, а также принимаемых доз. Отмечается, что дети на данном этапе часто уходят в запои , и шанс отучить от пива, вина, водки и т.д. простыми наставлениями сводится к нулю. Самым рациональным поведением со стороны родителей будет обращение к специалисту-наркологу.

Дети бывают очень скрытными , особенно это касается подростков. Даже родителям в некоторых случаях затруднительно распознать алкогольную зависимость своего ребенка, хотя именно они лучше всего знают свое дитя. Важно отметить, что существует целый ряд признаков, которые указывают на присутствие спиртных напитков в жизни маленького человека. Ими могут руководствоваться те, кто все же начинает подозревать перемены в поведении и внешнем виде своего чада.

К таким признакам относятся следующие:

  1. Отклонения в поведении ребенка . Сын или дочь становится более скрытным, нервным. Возможно резкое ухудшение оценок, хулиганство, жалобы со стороны преподавательского состава, а также прогулы школы.
  2. Физические признаки алкоголизма. Такими признаками являются: частая тошнота, непонятная речь, медлительность, ухудшение координации, запах спирта, а также перегара.
  3. Ухудшение когнитивных функций . Проявляется ухудшение памяти и концентрации внимания. Именно из-за данных признаков он не может усвоить школьную программу, происходит снижение его успеваемости и интереса к учебе и хобби.

В случае если у вашего ребенка проявляются признаки, указанные в первом пункте, не стоит сразу бить тревогу. Возможно он не страдает привычкой выпивать, а просто переживает психологическую перестройку в связи с переходным возрастом. Дети в возрасте от 12 до 16 часто становятся более вспыльчивыми и неуравновешенными, что, как говорят психологи, вполне естественно. Определив отклонения в поведении ребенка, важно понаблюдать за ним, проводить с ним больше времени и не делать поспешных выводов.

Совет психолога ! Часто родители «рубят с плеча», если замечают, что их ребенок курит или выпивает, совершенно при этом не задумываясь, насколько сильно резкие наказания могут ударить по психике. Человек, сам по себе, очень тонкая и ранимая натура, а дети, к тому же, ещё и не сформировавшиеся личности. Будьте осторожны в своих действиях и наказаниях.

Кстати, у нас есть специальный функционал, который поможет выяснить стадию детского алкоголизма, при условии, что вы знаете несколько ключевых параметров. После расчета, функционал покажет, насколько серьезна проблема и даст несколько рекомендаций в виде лекарств, которыми можно побороть зависимость.

Калькулятор зависимости

М Ж

Ваша зависимость

Тип зависимости:

Никакой опасности для организма нет, привычка выпивать характерна многим людям, но в указанных количествах и при указанных параметрах пациента – никакого вреда организму не наносит. Многие люди по праздникам и после рабочего дня снимают стресс алкоголем, но не являются зависимыми от него.

Пациент видит в алкоголе некий выход из сложных ситуаций и прибегает к градусным напиткам все чаще. Эта стадия опасна тем, что при любой тяжелой ситуации в жизни, данная стадия может плавно перейти в следующую, которая гораздо опаснее для здоровья.

На данной стадии зависимый человек уже не может обходиться без алкоголя, но твердо уверен, что способен в любой момент бросить, но только не сегодня. Уже здесь могут начаться осложнения с печенью и другие сложности с органами и самочувствием.

Из этой стадии способны вывести специальное лечение и небольшой курс реабилитации, плюс поддержка родственников. Данная стадия может спровоцировать очень серьезные проблемы с печенью и прочими органами, что приведет к болезням до конца жизни.

Данная стадия не является безвыходной, но требуется крайне серьезный подход к лечению и длительный период реабилитации, с регулярными лечебными процедурами, множеством препаратов и, часто, дорогостоящее лечение.

Срок лечения от зависимости:

Хотите ускорить лечение?

Лечение или как избавиться от проблемы?

Согласно мнению ряда медиков, алкогольная зависимость, наблюдаемая у детей, не поддается лечению . Они считают, что ребенка можно отгородить от спиртного, но вылечить те соматические изменения организма, которые вызвал алкоголь, просто невозможно. Конечно, это мнение спорно и вызывает множество сомнений, тем более, что есть многочисленные подтверждения обратного.

Очень часто при правильном лечении ребенок все же отказывается от спиртного и возвращается к привычному ходу жизни. Например, на первом этапе алкогольной зависимости родителям достаточно общаться с сыном или дочерью, раскрывающими все негативные последствия спиртного. На чадо не нужно давить, он должен сам осознать свою ошибку и принять правильное решение.

Совет врача-нарколога. Родители не всегда могут уследить за своими детьми. Если всё-таки ваше чадо подверглось влиянию вредной привычки, медлить нельзя. Важно сразу же принимать такие меры, как: беседы на соответствующие темы, контроль окружения, исключение алкоголя из его жизни, обращение к специалисту, использование специальных лекарственных средств.

В случае, если алкогольная зависимость уже сформировалась, очень важно не промедлить и обратиться к врачу . Обычно ребенку назначают стационарное лечение, которое проводится лишь с позволения родителей или законных опекунов. Проводится детокс-терапия , позволяющая восстановить ход поддерживающих жизнь функций организма.

План

1. Причины и последствия детского алкоголизма.

2.Особенности детского алкоголизма.

3.Уровни вовлечённости детей в употреблении спиртного.

4. Проблема алкоголизма.

Введение

Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, выдвинули целый ряд проблем, одной из которых является проблема воспитания трудного ребенка. Актуальность ее заключается в том, что с каждым годом отмечается рост детской преступности, наркомании, алкоголизма, прослеживается тенденция к увеличению числа детей с девиантным поведением. Причины отклонений в поведении ребенка возникают как результат политической, социально-экономической, экологической нестабильности общества и неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за поведением, чрезмерной занятости родителей, эпидемий разводов.

На фоне быстрого распространения наркомании в России ослабло внимание к проблеме массовой алкоголизации населения. Между тем, практически по всем параметрам – уровню потребления алкоголя, заболеваемости, смертности, преступности на почве алкогольного опьянения, степени подверженности алкоголизации подростковой и женской части населения, оно достигло уровня, серьёзно подрывающего духовно-нравственные основы жизнедеятельности общества.

Исследования, проведённые среди подростков-школьников, выявили, что основную роль в приобщении к алкоголю сыграли существующие традиции и обычаи. 57,7 % мальчиков и 73,4 % девочек впервые познакомились со спиртными напитками дома в дни праздников и семейных торжеств. На развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста выявлено также влияние сверстников. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12–16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %. Причём, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет, то у ребёнка формирование хронического алкоголизма происходит в 3–4 раза быстрее.

1.Причины и последствия детского алкоголизма .

К проблеме детского алкоголизма обращались разные ученые: медики, психологи которые выделяли причины алкоголизма у детей, а также его последствия.

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно

происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и

младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста.

Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период – раннее детство, в котором алкоголизация детей носит

неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период – дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две – педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих

предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов.

Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период – подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений – важнейшее условие нравственного развития ребенка.

Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1)конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным.

2)десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными.

Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы

чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков

– усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные

последствия.

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом

времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В специальной литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее

предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной

самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны

родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

2.Особенности детского алкоголизма.

О детском алкоголизме говорят в том случае, когда его признаки впервые

появляются до достижения ребенком возраста 18 лет.

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Это объясняется анатомо-

физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в

подростковом возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость

центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего

происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что

принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как

правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одновременно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится

нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они

начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для

них странным состоянием. Поэтому характерно стремление к полному опьянению –

только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связанно с их отклоняющимся поведением.

В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль.

Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные преступления.

3.Уровни вовлеченности детей в употребление спиртных напитков.

Опираясь на исследования ученных, выделили семь уровней вовлеченности

старшеклассников в процесс алкоголизации.

Нулевой уровень характеризует несовершеннолетних, которые никогда не

употребляли алкоголя благодаря личной установке на полную трезвость.

Начальный уровень характеризуется единичными или очень редкими случаями употребления спиртных напитков.

Уровень эпизодического употребления алкоголя характеризуется знакомством с различными напитками, содержащими алкоголь.

Уровень высокого риска отличается тем, что расширяется число поводов

выпивок, обычно более двух раз в месяц.

Уровень выраженной психической зависимости от алкоголя. Алкогольное

опьянение превращается в наиболее желанное психическое состояние и используется подростками как регулятор поведения и настроения.

Уровень физической зависимости от алкоголя. Формируется повышенная

переносимость спиртного, появляется синдром похмелья, не контролируется

количество приема алкоголя.

Уровень алкогольного распада личности характеризуется развитием запойного пьянства, снижением переносимости спиртных напитков, психической зависимостью от алкоголя, которая во многом перекрыта тяжелой физической зависимостью. В этом случае также необходимо срочное стационарное лечение.

Проблема алкоголизма

Ф. Углов пишет о работах известного учёного Б. И. Исакова, которые показывают, что повреждающее действие алкоголя на генетический аппарат женщин наиболее сильный. Отказ от спиртных напитков в течение 4 лет приводит к восстановлению репродуктивной функции мужчины, восстановления детородных органов женщины не происходит. Повреждение генетического кода (при алкоголизме в нескольких поколениях) приводит к рождению детей с нарушением сознания, которое проявляется в агрессивности, интеллектуальной ослабленности, физических нарушениях, нарушениях поведения. Причём семьи даже "умеренно употребляющие" алкоголь расплачиваются ограниченностью своих детей и внуков.

В проблеме семейного алкоголизма выделяют два направления: первое – более частая приверженность к алкоголю детей хронических алкоголиков; второе – появление детей с умственными и телесными дефектами вследствие алкоголизма родителей.

К основным проблемам, оказывающим негативное влияние на воспитании, относятся конфликты между супругами и ближайшими родственниками; противоречивость педагогических позиций; чрезмерная занятость родителей, влекущая за собой замену неспешного доброжелательного общения с детьми на контролирующую функцию, подавляющую личность и эксплуатирующую её как предмет реализации родительских амбиций; чрезмерная опека, тревожность, недоверие к возможностям и силам ребёнка, которые провоцируют формирование аналогичных параметров в его личности; феномен единственного ребёнка, лишённого возможности переживать свои детские эмоции среди детей; смена жизненных стереотипов, переезд, длительный отрыв от значимых взрослых, круглосуточное пребывание в детских учреждениях; заброшенность детей в силу асоциального образа жизни родителей, либо в силу предпочтения ими собственных проблем, связанных с карьерой, конфликтами, здоровьем, выживанием.

Выявлено влияние сверстников на развитие склонности к алкоголизму у детей младшего подросткового возраста. Среди мотивов употребления алкоголя подростки 12-16 лет называют: самоутверждение – 56,9 %, символическое участие (давление со стороны подростков того же возраста) – 31,1 %, снятие психического напряжения – 12 %.

Существует проблема влияния типа акцентуации характера подростка на бытовое пьянство и алкоголизм. Об этой зависимости пишут В. Д. Завьялов, А. Е. Личко и др. В частности, А. Е. Личко отмечает, что злоупотребление спиртным имеет место у 45 % обследованных представителей неустойчивого типа, у 35 % - эпилептоидного, у 28 % - истероидных, у 25 % - гипертимного и гипертимно - неустойчивого типов. Лишь единицы шизоидов предпочитают лёгкое опьянение. А.Е. Личко даёт достаточно подробную характеристику своеобразия способов и форм вхождения подростков с конкретными акцентуациями характера в бытовое пьянство и алкоголизм. Из сказанного следует, что подростков с акцентуациями надо считать группой риска по отношению к пьянству и алкоголизму. За ними необходимо постоянно наблюдать, чтобы быстро выявить начало девиантного поведения.

Профилактическая работа должна содержать три направления:

1) санологическое (лечение, профилактика, коррекция хронических и острых заболеваний, поддержание здоровых условий жизнедеятельности;

2) психовалеологическое (формирование здорового образа жизни, активная мотивация на здоровье, диагностика показателей психического и физического здоровья, выявление и устранение "факторов риска", сохранение и увеличение резервов здоровья в связи с различными режимами обучения);

3) психолого-педагогическое – решающее с использованием санологического и валеологического подходов проблему социальной адаптации подростков, включая показатели успешности обучения, профилактику и коррекцию девиантного.

К основным способам профилактики алкоголизма среди детей младшего подросткового возраста относятся:

· превентивное образование родителей в форме лекций, бесед;

· формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

· определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

· издание специальной литературы для подростков о вреде алкоголя.

При организации профилактической работы необходимо учитывать:

o характерные особенности социализации детей и молодёжи в современных условиях;

o наличие и функциональную состоятельность институтов социализации, содержание их деятельности;

o специфику социума, в котором будет проводиться такая работа.

Социально - педагогическая профилактика в семье включает:

v создание благоприятных условий для развития ребёнка и, следовательно,- исключение неблагоприятных (попустительства, гиперопеки, подавления и дискриминации и т. д.);

v укрепление самооценки ребёнка и формирование у него осознанного отношения к здоровью;

v укрепление его личной способности к преодолению кризисных ситуаций, конфликтов, трудностей;

v помощь в организации деятельности и отдыха;

v укрепление функций поддержки ребёнка в семье, его защищённости.

Наиболее эффективными формами профилактики алкоголизма представляются следующие:

§ санитарное просвещение родителей (с приглашением врачей - наркологов или школьного врача);

§ пропаганда на родительских собраниях здорового образа жизни;

§ оценка социальной сущности и природы употребления алкоголя в общении с детьми на уроках и классных часах;

§ ориентация учащихся на трезвый образ жизни как идеал;-

борьба с любым потреблением спиртного.

Дети младшего подросткового возраста испытывают затруднения в общении со сверстниками. Они отмечают, что друзья не понимают их внутреннего мира, у них нет общих интересов. Иногда дети ни к кому не могут обратиться за помощью в трудную минуту. Некоторые считают, что учителя несправедливо ставят им оценки, ругают за плохое поведение. Таким образом, дети нуждаются в доверительных беседах с родителями, товарищами, учителями.

Одним из ярко выраженных факторов риска в возникновении алкогольной зависимости является неадекватная самооценка детей младшего подросткового возраста, обычно она занижена: 29,63 % учащихся имеют заниженную самооценку, 55,56 % - адекватную, 14,81 % - завышенную.

1) родители недооценивают опасность развития алкоголизма, в качестве самой распространённой причины отмечают социально-бытовые условия и считают, что его можно эффективно профилактировать с помощью СМИ;

2) дети младшего школьного возраста нуждаются в формировании адекватной самооценки.

1. Необходимо проводить профилактическую работу среди детей младшего подросткового возраста в школе.

2. После выявления детей, относящихся к "группе риска" (развития алкоголизма), проводить индивидуальную профилактическую работу.

3. Необходимо разработать комплексную программу, целью которой будет оздоровление населения города, в рамках общероссийской программы "Здоровье города, здоровье сообщества".

4. При выборе конкретной антиалкогольной программы необходимо учитывать возраст, пол, культурное развитие и социально-экономический статус подростка.

5. Использовать технологии, обращённые к личности подростка, группам сверстников.

6. Социальным педагогам обучать учителей ведению профилактической работы.

7. Проводить воспитательную работу среди населения, направленную на повышение его культурного уровня, нравственного сознания и формирование антиалкогольного мнения.

8. Формировать установку на трезвость у подрастающего поколения.

9. Противоалкогольное обучение в школе необходимо начинать с первого класса, так как именно в этом возрасте целесообразно вырабатывать установки в отношении алкоголя.

Заключение

Самое важное в воспитании – это духовно пробудить ребёнка, воспитать личность, перед которой были бы бессильны все соблазны и искушения современного сатанизма. Библиотекам желательно целенаправленно проводить мероприятия, посвященные проблемам борьбы с пороками, распространёнными в молодёжной среде. Определяя практические задачи духовно-нравственного воспитания, следует ориентироваться на те аспекты этой сферы, которые выделяет обслуживаемое библиотекой образовательное учреждение. При планировании работы предпочтение стоит отдавать формам и методам, помогающим ученикам самим формировать духовно-нравственные установки, собственные оценки и убеждения.

В системе образования всё чаще начинают рассматривать как особый современный инструмент духовно-нравственного воспитания новые информационные технологии. Они позволяют не просто отыскать материалы по теме и изучить их, но на их базе создавать свои творческие продукты:

– текстовые (рефераты, обзоры, сочинения, доклады и сообщения, творческие работы), визуальные (таблицы, в т.ч. синхронные, рисунки-картины, коллажи с использованием фото и изоматериалов),

– аудитивные (записи своих выступлений, сообщений и докладов, декламации и пения, музыкально-поэтические композиции и др.),

– мультимедийные (видеофильмы, мультфильмы, игровые программы).

Вместе с тем, нам надо помнить, что сегодня посредством как традиционных, так и новых носителей информации, в том числе и попадающих и в фонды библиотек, ведётся сознательное распространение чуждой нам субкультуры (культуры наркозависимых, криминальной и гей-культуры и пр.). Так, например, через Интернет можно получить самую разную информацию, в том числе и угрожающую нравственному и физическому здоровью людей.

Список используемой литературы:

    Мудрик А.В., Введение в социальную педагогику. М., 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, Программа курса, М. – Воронеж, 1997 г.

    Мудрик А.В., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Социальная педагогика // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    История социальной педагогики // под ред. М.А. Галагузовой, М., Владос, 2000 г.

    Василькова Ю.В., Василькова Т.А., Социальная педагогика, М., Академия, 1999 г.

    Шептенко П.А., Г.А. Воронина, Методика и технология работы социального педагога, М., Академия, 2001 г.

    Андреева И.Н., Антология по истории и теории социальной педагогики, М., Академия, 2000 г.

    Ю.Н. Галагузова и др., Социальная педагогика, (практика), М., Владос, 2001 г.

10.Енижеева Д.Д., Пограничные состояния у детей и подростков., М., Академия, 1998 г.



Публикации по теме