Загадка к слову экология. "экологические загадки для детей"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа№4 с углубленным изучением английского языка» г. Новый Уренгой ЯНАО

«Экологические загадки»

Шевченко Татьяна Валериевна

Учитель начальных классов

г. Новый Уренгой

2016 год

Материал адресован учителям начальных классов для создания индивидуальной или школьной картотеки банка олимпиадных заданий по предмету, для проведения внеклассной работы.

Полезный потенциал: овладение знаниями через поисковую деятельность, воспитание целеустремленности, пытливости ума, развитие коммуникативных способностей.

Роли: участники творческих групп, организатор.

Оборудование и атрибуты: листы и фломастеры для записи информации, материалы для исследования, доска, оформленная для проведения творческого отчета групп.

Механизм реализации. Главным источником получения информации служат книги (учебники или дополнительная литература). Задача творческих групп – собрать нужные сведения, зафиксировать и представить добытые знания. Цели работы могут быть разные: систематизировать материал, создать банк данных, исследовать новую информацию. Организатор (учитель или подготовленный ученик) определяет задания для отдельных групп, оказывает необходимую помощь. Внутри группы задание конкретизируется, распределяются поручения, планируется работа. Итог работы творческой группы – карта, на которой зафиксированы главные факты, у доски один из участников делает сообщение, где представляет материалы поиска. Нередко итоговый отчет становится прологом к новой творческой работе (ученики заинтересовываются фактами, хотят больше узнать, выказывают готовность изучить материал по теме подробнее).

Из опыта работы. Ученики начальной школы легко осваивают этот прием работы и с удовольствием включаются в процесс. При регулярном использовании Банка вопросов на уроках окружающего мира, этот этап занимает немного времени и привлекает к изучению материала всех учащихся.

Задачи педагога:

    Создать ситуацию успеха в детском коллективе.

    Использовать индивидуально-личностный подход в технологии развитии критического мышления ученика.

    Применять современные методы и приёмы обучения.

Задачи ученика:

    Думать критически.

    Аргументировать свою позицию в группе, учитывая точки зрения других.

    Определять целесообразность выдвинутых идей, точек зрения и пр.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ.

«В природе не существует полезных

и вредных птиц, полезных и вредных насекомых.

Там все служит друг другу и взаимно приспособлено».

Г.Морозов

1) Как называется наука, которая изучает животных? (Зоология )

2) Соберите слово. Животный мир природы А У Ф А Н (ФАУНА )

3) Заполните таблицу.

Разнообразие животных

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Как пере-двигаются

Ответ:

Рыбы

Земно-водные

Пресмы-кающиеся

Птицы

Насе-

комые

Млеко-питающие

Особен-ности

Голая кожа

Перья, клюв

6 ног, 3 части тела

Кормят детенышей молоком

Как пере-двигаются

Плавают, прыгают

Летают, ползают

Бегают, плавают, летают

4) Ответьте на вопросы. Расскажите о значении животных для человека.

    Назови продукты питания животного происхождения. От каких животных получают эти продукты?

    Каких животных использует для выполнения различных работ?

    Из шерсти каких животных изготавливают ткани?

    Какие животные дают ценные лекарства?

    Какие животные помогают делать научные открытия?

    Какие животные нужны человеку для общения?

5) О каких животных или явлениях в их жизни идет речь?

Впишите правильные ответы в правую колонку. Воспользуйтесь словами подсказками.

Слова-подсказки:

сотрудничество, спячка, пение, обучение, речь, насекомые, травоядные, ночные, млекопитающие, хищники

Животные, охотящиеся и поедающие других животных

Животные, вскармливающие своих детенышей молоком

Животные, выходящие из своих убежищ по ночам

Животные, питающиеся растениями

Самая многочисленная группа животных

Способ общения, которым владеет только человек

Передача взрослыми животными своего опыта и знаний потомству

Способ, которым некоторые птицы весной сообщают о том, что территория уже занята

Состояние, подобное сну, в которое некоторые животные впадают зимой (а некоторые пустынные виды летом)

Отношения между различными животными, которые приносят им взаимную выгоду

6) Кто охраняет лесную полянку от вредных мух? (Стрекоза )

7) Кто трижды родится, прежде чем стать взрослым?

Ответ. Многие насекомые. Например: бабочка. Стадии её развития следующие: яйцо, гусеница, куколка, взрослая бабочка.

8)Зайчиха приносит приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка?

Ответ. Зайчата первого выводка – «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата – «колосовики» и «травники»; осенние – «листопадники».

9) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на 3-4 суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь?

Ответ . На теле зайчонка нет никаких потовых желез – они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.

10) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего?

11) Что из перечисленного наносит вред животным? Подчеркните ответ.

Заповедники, загрязнения вод, почвы, воздуха, подкормка птиц, неумеренная охота. Осушение болот, уничтожение растений, высоковольтные линии связи, факелы из газа при добыче нефти, автомобильные дороги, истребление животных, вырубка лесов.

12) Вы уже знаете, что существуют лекарственные растения. А известно ли вам, что есть и лекарственные животные?

    Какой животный жир спасает зимой кожу от обморожения?

    Какие лекарства даёт человеку пчела?

    Почти все дети считают рыбий жир очень невкусным, но врачи утверждают, что он очень полезен. Почему?

    От приступов радикулита помогает лечебная одежда. Из шерсти каких животных её изготавливают?

Ответ . Гусиный, барсучий жир.

Мед, пыльца, прополис, маточное молочко

Рыбий жиру содержит витамин Д. Он важен для правильного развития костей и зубов младенцев.

Из шерсти собак.

13 )Напишите названия животных, которые имеют указанные приспособления к жизни в лесу.

Приспособления

Названия животных

С наступлением холодов впадают в оцепенение

Зимний сон

Зимняя спячка

Миграция и кочёвка из-за недостатка корма

Селятся в дуплах старых деревьев

Хорошо лазают по деревьям

Могут передвигаться под снегом

К зиме меняют окраску

Запасают корм на зиму

Ответ . Цепенеют: ящерицы, змеи, черепахи, насекомые. Сон: медведь, барсук, бурундук. Спячка: еж, сурок, летучие мыши. Меняют окраску: зайцы, белки, горностаи. Делают запас: белки, бурундуки, мыши. Миграция: снегири, свиристели, сойки. Лазают по деревьям: белки, рыси, соболь. Передвигаются под снегом мыши, куропатки, рябчики, тетерева, глухари. Селятся в дуплах: совы, филины, белки.

14) Многие животные организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например:

Дружат пчёлки и цветок,

Дружат лист и мотылёк,

Дружат реки и леса,

Продолжи это стихотворение другими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ и природы, например…

15) Ответьте на вопросы.

    Люди нередко меняются своими квартирами, переезжая с этажа на этаж, из дома в дом. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? Докажи свое мнение.

    Белка живёт на дереве, а крот под землей. Представь себе, что белка захотела бы поменяться своей квартирой с кротом. Смогли бы они это сделать?

    При санитарной рубке леса вырубили старые дуплистые деревья. Лес стал чахнуть. Почему?

(Дупла в стволах деревьев служат «домом» для пчёл, дятлов, сов)

16) Чтобы птицам выжить зимой, им необходимо забота человека. Помогите птицам. Заполните таблицу.

Название птиц

Чем питаются в природе

Какой корм вы положили бы в кормушку?

3. Чечётка

5.Снегирь

6.Поползень

Ответ. В природе:

Синица, чечетка – почками деревьев, кустарников. Дятел, поползень - личинками насекомых, семенами сосны, ели. Снегирь – плодами рябины. Клест - семенами ели.

Чем можно подкормить:

Синицу – салом. Синицу, дятла, поползня, клеста – семенами растений. Снегиря – семенами растений, сушеными плодами рябины.

17) Приведите примеры одомашнивания животных разных видов групп.

Ответ.

Млекопитающие:корова, коза, лошадь, собака, кошка, верблюд, осел, мул, вол.

Птицы: утки, гуси, куры, цесарки, индюки.

Насекомые: пчела.

Рыбы: зеркальный карп.

18)Назовите группы, к которым относятся перечисленные животные и отметьте «лишнее» животное в группе.

ЛИСИЦА БАБОЧКА СИНИЦА ОКУНЬ

КОШКА КУЗНЕЧИК ВОРОБЕЙ КАРАСЬ

ЗАЯЦ ПАУК СОЛОВЕЙ ЩУКА

ВОЛК МУРАВЕЙ ЖАБА ЗМЕЯ

_________ ___________ __________ __________

19) Назовите по перечисленным признакам группы животных. Запишите в карточки соответствующие номера признаков:

1. Имеют 3 пары ног.

2. Тело покрыто шерстью.

3. Имеют крылья и клюв.

4. Тело разделено на 3 части: голову, грудь, брюшко.

5. Вскармливают детёнышей молоком.

6. Имеют 2 пары ног.

7. Тело покрыто перьями.

Млекопитающие

Насекомые


20) Недавно Незнайку укусила пчела, на месте укуса появился волдырь, который ужасно болел. Пилюлькин сделал ему компресс, и всё прошло. Но Незнайка очень разозлился и сказал: «Что же это за такие противные и вредные насекомые – пчёлы! Лучше бы их совсем не было!»

Как вы думаете, прав ли Незнайка? И что было бы, если исчезли пчелы?

21) Как муравьи через ручьи и канавы перебираются?

Ответ. Муравьи делают живой мост, сцепившись друг с другом ножками и челюстями, по которому переходят остальные муравьи.

22) Запишите перечисленные растения и животные в четыре группы.

Волк, олень, заяц, чайка, воробей.

Росянка, медведь, песец, белка.

Гадюка, суслик, ворона, овца.

Кабан, ласточка, ястреб, куница, жаба, выхухоль, соболь.

Растительноядные

Насекомоядные

Всеядные

Ответ.

Растительноядные: белка, суслик, лось, олень, заяц, овца, воробей.

Хищные: куница, соболь, волк, лиса, ёж, жаба, гадюка, песец, ястреб, чайка.

Всеядные: барсук, медведь, кабан, ворона.

Насекомоядные: росянка, стриж, иволга, кукушка, ласточка, выхухоль.

23)Распределите животных на две группы. Подчеркните синим цветом названия тех животных, которые откладывают яйца, красным – если это животное рождает живых детенышей.

Пингвин, лошадь, мышь, крокодил, скворец, дельфин, белка, медведь, дятел, сова, черепаха, собака, змея, кукушка, лиса.

24) Прочитайте рассказ-загадку.

На зеленом лугу они прыгают и веселятся.

Оттолкнутся пружинистыми ножками и падают.

Хоть куда упади не страшно: везде листики, травинки – мягкие перинки:

Прыг-скок, прыг-скок. (Кузнечики )

25) Живут они на болотах, в старых прудах, по берегам лесных рек. Они не строят себе домик: лето проводят в воде и на кочках, а на зиму глубоко зарываются в ил. (Лягушка )

26) Узнайте птицу.

а) У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов )

б) Какая птица называется также как танец? (Чечетка )

в) Какая птица «носит фамилию» известного русского писателя? (Гоголь)

г) «Меня называют «смотритель леса». Я просыпаюсь очень рано и начинаю свистеть, как будто всех будить ото сна. Живу я на дереве, в дупле. Всю жизнь я на ногах, бегаю туда-сюда по дереву, мне и крылья-то нужны только для того, чтобы перелететь с одного дерева на другое. Люблю орехи, липовые орешки, крылатки клена, осенью прячу корм под кору, чтобы зимой не голодать. А окраска у меня не очень заметная. Кто же я?» (Поползень )

27) Допишите предложение.

Синяя птица существует:

а) только в сказках, как символ счастья;

б) в жизни (по-настоящему);

в) и в сказках, и в жизни.

Ответ. И в сказках, и в жизни – водится в Азии.

28) Найдите ошибки. Зачеркните названия тех животных, которые не являются представителями следующих групп.

А. Это насекомые: пчела, стрекоза, муравей, бабочка, паук, божья коровка.

Б. Это земноводные: лягушка, жужелица, тритон, жаба, жерлянка, саламандра.

В. Это пресмыкающиеся: крокодил, ящерица, кенгуру, морская черепаха, гадюка, веретеница (безногая ящерица).

Г. Это рыбы: щука, окунь, сом, дельфин, ерш, карась, морской конёк.

Д. Это звери: лев, снежный барс, варан, обезьяна, коала, кенгуру, тюлень.

Е. Это птицы: колибри, перепел, страус, пингвин, поползень, сверчок, иволга.

Ответ . Паук, жужелица, кенгуру, дельфин, варан, сверчок.

29) Найдите ошибки.

Жили две бабочки-подружки. Неразлучными подружками они были – вместе прыгали с цветка на цветок, любили гулять под дождем, а ближе к осени они, как перелетные птицы, отправлялись на юг. Но вот однажды одна из них заболела подружка решила принести ей муху, чтобы та подкрепилась ею и выздоровела.

Ответ. Бабочки не прыгают, а летают, не любят летать под дождем, не все бабочки перелетают на юг, бабочки не питаются мухами.

30) Приведите примеры взаимосвязей в природе.

Животные Растения

Ответ.

1. Животные питаются растениями.

2. Животные строят гнезда на деревьях, в траве.

3.Животные дышат кислородом, растения выделяют кислород. Животные выделяют углекислый газ при дыхании, растения им питаются.

4. Насекомые опыляют растения..

5. Животные распространяют растения.

Литература.

Е.И.Ромашкова. Познавательная деятельность учащихся. – М.: ТЦ СФЕРА, 2005 г.

Большая книга животных. – М.:ОЛМА-ПРЕСС,2003. – 240с.:ил.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе» В 2 ч.Ч1./ М.Ю.Демидова, С.В.Иванов и др. под ред. Г.С.Ковалевой; О.Б.Логиновой. – 2 изд.- М.: Просвещение, 2010.- 215с.

Все, что нас окружает, составляет огромную систему, которая работает круглосуточно, каждую секунду. И мы не перестаем удивлятся некоторым явлениям, и как дети радостно реагируем на радугу, на звездопад или на солнечное затмение. Чтобы понимать, как что работает, следует ознакомиться с некоторыми фактами. Именно поэтому мы составили для Вас список самых простых и интересных загадок, которые в простой и доступной форме объясняют некоторые природные явления.

Загадайте ребенку смешные и интересные загадки про природу и природные явления и Вы увидите, как он легко заинтересуется и начнет проявлять интерес к любому явлению, который его окружает. Наши загадки легко развивают кругозор, внимательность и поднимают настроение.

По тёмному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает. (Звёзды)

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… ()

Ветерок-пастушок затрубил в свой рожок.
Собрались овечки у небесной речки.
(Облака)

Как над речкой, над рекой
Появился вдруг цветной
Чудо мостик подвесной.
(Радуга)

Серебристый занавес
с неба вдруг спустился.
Серебристый занавес
каплями пролился.
Уронила занавес
тучка, представляешь?
Что за чудный занавес?
Может, угадаешь? (Дождь)

По городу дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик своё потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)

Это что за невидимка
Хлопает в саду калиткой,
На столе листает книжку,
Шорохом пугает мышку,
Сорвал с бабушки косынку,
Покачал в коляске Димку,
Поиграл листвой, поверьте!
Ну, конечно, это… (Ветер)

Петух - будильник во дворе.
Всех будит рано на... (заре).
Привет он звонкий солнцу шлёт
И кукарекает не зря.
Алеет краем... (небосвод):
Его благодарит... (заря).

В небе чистом от дождя
Светит яркая дуга.
всегда
Семицветка - ... (радуга).

Совы селятся в лесах.
Звёзды светят в... (небесах).

Висит в небе высоко,
Светит ярко, далеко.
Всех увидит, обогреет,
Темноту везде рассеет,
Прыгнет зайчиком в оконце.
Догадались? Это... (солнце).

Этот шар бывает разным:
Утром вверх он поднимается,
Днём он - золотой и яркий,
К ночи снова опускается.
Он осветит всё на свете,
Зайчиком вбежит в оконце.
Летом ярко - жарко светит
Огненное наше... (солнце).

Ночь спустилась на землю,
Темноту привела.
Светят звёзды на небе,
Да мерцает... (луна).

Только ночью в небе светит
То, как серп, а то - кругла,
Наша близкая соседка
Золотистая... (луна).

Ветра нет. Тишина. Одинокий покой.
Грустный вечер кончается и уходит с... (зарёй).

Когда совсем уж поздно,
Нам светят в небе... (звёзды).

Свет у Луны холодный.
Так холодны и... (звёзды).

Осень, осень, грустные деньки,
Льют без перерыва серые... (дожди).

Строитель строит дом.
В грозу грохочет... (гром).

Дождь в окно моё стучится,
Ввысь вонзаются тополя.
Дождь спешит с землёй проститься,
Напоив до отвала... (поля).

И качается лихо
У деревьев листва,
Но по - прежнему тихо
Стоят... (небеса).

Голова тяжела,
Подниматься не хочется.
До чего коротка
Эта звёздная... (ночка)!

Золотая дорожка
По воде пролегла,
Будто фея немножко Своих чар навела.
Это солнышко с неба
Отразилось в реке,
Это лучики... (света)
Засверкали в... (воде).

Набежали тучи злые,
Хлынул дождь, как из ведра,
Капли падают большие,
В лужах пенится... (вода).

Наш аквариум большой
До краёв налит... (водой).

На море в тихую погоду
Больших не встретишь волн нигде.
Подует ветер на свободе,
Запляшут волны по... (воде).

В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света,
А зовут объект… (Комета)

Ты весь мир обогреваешь
Ты усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
И зовут тебя все...
Ответ: солнце

Раскаленная стрела
Дуб свалила у села (молния)

В окно влезает,
Всё светом заливает.
Не прогонишь ни прутом,
Ни плетью, ни шестом.
Поре прийдёт - Он сам уйдёт. (Солнечный луч)

Загадывайте ребенку наши интересные и увлекательные загадки про природу и прородные явления и следите за тем, как он становится более внимательным и заинтересованным. Поднимите ему настроение и окунитесь в этот сказочный и волшебный мир загадок про природу и наслаждайтесь вместе красотой окружающего мира.

  1. ← Предыдущая Загадки про арбуз
  2. Вы прочитали:

Экологическая викторина "Берегите Землю, берегите!"

Автор : Затульная Зоя Ивановна, учитель начальных классов МБОУ "Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н. Гайдаша" с. Анновка Корочанского района
Описание : предлагаю авторскую разработку сценария развлечения для детей начальной школы. Материал может быть полезен учителям начальных классов, педагогам дополнительного образованиия. В ходе мероприятия дети закрепляют знания о природе, учатся беречь природу.
Цели: Расширять и углублять экологическую культуру детей; создать условия, побуждающие детей с вниманием и заботой относиться к природе, ко всему живому; привлечение к природоохранной работе.
Оборудование: плакаты, рисунки, фонограмма музыки, презентация, сказка «Репка», глобус, костюмы для сценки «Репка», отходы (консервные банки, бутылки и т.д.)

ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент
Класс разбивается на 2 команды. У каждой команды название, эмблема.
Учитель держит в руках глобус.

2. Основная часть.
Как яблоко на блюдце,
У нас Земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё исчерпать до дна.
Не мудрено добраться
До скрытых тайников.
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
Учащиеся читают стихи.
1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он как живой;
И шепчут мне материки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят родники:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
3. Грустит глубокая река,
свои теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
4. Остановил олень свой бег,
Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги:
«Ты сбереги нас, сбереги!»
5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
Показ презентации
Учитель: – Посмотрите вокруг: какой прекрасный, удивительный мир нас окружает – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, животные, птицы. Это природа. Наша жизнь неотъемлема от неё. Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. У писателя Паустовского К.Г. есть такие слова: “И если мне хочется иногда жить до ста двадцати лет, то только потому, что мало одной жизни, чтобы испытать до конца всё очарование и всю исцеляющую силу нашей русской природы. Любовь к родной природе – один из вернейших признаков любви к своей стране”.
Человек издавна восхищался твореньями, которые создала матушка природа: удивительными растениями и животными. Мы с вами знаем, что жизнь всех людей неразрывно связана с природой: из окружающей среды люди получают кислород, продукты питания, сырье для промышленности, лекарство и многое другое. Но, к сожалению, человек не всегда задумывается о бережном отношении к природе.

1.На нашем шаре на земном,
Где мы родились и живем,
Где в травах летняя роса
И голубые небеса,
Где море, горы, степи, лес –
Полно таинственных чудес.
- По лесу бродит серый волк,
И ландыш тоненький цветет,
В степи ковыль, как нежный шелк,
Расчесывает ветерок.
Гремит на скалах водопад,
И брызги радугой летят.
А в синем море синий кит –
Большой, как дом, на волнах спит.
2. Не разрушайте этот мир,
Девчонки и мальчишки,
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжке.
- Чтоб был в источниках нарзан,
С полянки – земляника,
Будь осторожен, как Тарзан,
Дружи с природой дикой!
- Ты тоже часть ее чудес,
И для тебя темнеет лес,
И речка светлая течет,
И все весною зацветет.
И надо постараться
Нам с этим не расстаться!
Итак, наша игра начинается!

Сейчас мы проведем викторину «Берегите землю, берегите». Соревноваться будем командами, победившая команда получит медаль «Знатоки окружающего мира».
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут,
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету –
Ведь другой, похожей, нету!

1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
Команды по очереди отвечают на вопросы.
1. Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
2. Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
3. Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
4. Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
5. Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
6. У кого на сучке кладовая? (У белки).
7. Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
8. Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
9. Есть на речках лесорубы
В серебристо-бурых шубах
Из деревьев, веток, глины
Строят прочные плотины. (Бобры).
10. Скачет зверюшка:
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка).
11. Над рекою он в полёте,
Этот чудо-самолётик.
Над водой парит он гладкой,
На цветке его посадка. (Стрекоза).
12. На спине я дом ношу,
Но гостей не приглашу:
В костяном моём дому
Место только одному. (Черепаха).
13. Лежит верёвка,
Шипит плутовка,
Брать её опасно –
Укусит. Ясно? (Змея).
14. Волны к берегу несут
Парашют – не парашют
Не плывёт он, не ныряет,
Только тронешь – обжигает. (Медуза).
2-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».
Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
1 команда
1. Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
2. Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
3. Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
4. Осина, липа, дуб, ель. Так как …
2 команда
5. Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
6. Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
7. Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
8. Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …

3-й конкурс. Игра «Собери шишки».
(На поле разбросаны шишки. Выходят по одному члену от команды).
– Кто больше соберёт шишек. (Повторить несколько раз).

Учащиеся читают стихи.
1. Всё – от старой сосны у забора
До большого тёмного бора
И от озера до пруда –
Окружающая среда.
А ещё и медведь, и лось,
И котёнок Васька небось?
Даже муха – вот это да! –
Окружающая среда.
Я люблю на озере тишь,
И в пруду отраженья крыш,
Рвать чернику люблю в лесу,
Барсука люблю и лису...
Я люблю тебя навсегда,
Окружающая среда!

2. В природе столько красоты –
Вглядись, и ты поймешь,
Зачем росистые кусты
Окутывает дрожь.
Куда, журча, ручей бежит,
Прозрачнее стекла,
О чем под вечер, в поле ржи,
Поют перепела...
Пусть станет сердцу твоему
Понятна птичья речь –
И ты научишься тому,
Как это все беречь.

4-й конкурс. «Собери слово».
В словах перепутаны буквы, поменяй их местами, так, что бы получились слова.
5 -й конкурс. «Собери пословицу».
Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.
(«Был бы лес, соловьи прилетят.»).
Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.
А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.
Загадки
1. Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена. (Береза).
2. Прямо в небо рвутся, ввысь;
Ты внимательно всмотрись:
Не березы, не осинки,
Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
3. Вот бочонок с шапочкой,
С дерева упал.
Год прошел – и деревцем
Маленьким он стал. (Желудь).
4. Ветви над рекой склонила,
В реку смотрится уныло. (Ива).
5. Осень тихая настанет,
Дивным дерево то станет:
Листья – звезды яркие,
Золотые, жаркие. (Клен).
6. Летом знойным зацветет –
Сразу пчел к себе зовет.
Круглые листочки,
Светлые цветочки.
Вкусен, сладок их нектар...
Кто-то дерево узнал? (Липа).
7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег стоит, трещат морозы,
Ну а ягоды вкусней. (Рябина).
6-й конкурс. «Забавные зверюшки».
Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
1. Журавль и цапля.
2. Лев и собачка.
3. Ворона и лисица.
4. Три медведя.
Учитель: Ребята, теперь, прежде чем мы с вами будем проводить следующий конкурс, давайте посмотрим сценку «Репка»
Ведущий: Посадил дед репку. А когда ее сажают? (Дети отвечают: весной)
Дед: Сколько времени прошло, а она не растет. Бабка, иди помоги!
Бабка: Да, мала наша кормилица! Пойду водички принесу из речки, полью. (Приносит воду красного цвета)
Дед: Что-то водичка странная. Где ты ее взяла?
Бабка: В нашей речке. Наверно, надо внучку позвать, посоветоваться. Внучка, иди сюда. Смотри, какая водичка красивая.
Внучка: Бабушка, где ты эту воду взяла?
Бабка: В нашей речке.
Внучка: Что, ты! Что, ты! Такой водой нельзя пользоваться. Репка сразу погибнет. Это завод выливает использованную воду. Пойду принесу воду из родника. (Приносит воду из родника, поливает, все садятся около репки и ждут)
Дед, бабка, внучка вздыхают: Не растет!
Внучка: Жучка, иди помогай!
Жучка: Надо землю взрыхлить! (Жучка лапами рыхлит землю, выбрасывает консервные банки, бутылки)
Жучка: Наверно, туристы отдыхали около нашего огорода. Кошка, иди домой, помогай! (Жучка и кошка рыхлят землю и выбрасывают разный мусор)
Кошка: Ух, устала! Ну и туристы. Отдохнули и все вокруг замусорили. (Жучка и кошка садятся рядом с дедом, бабкой, внучкой)
Все: Расти, репка, большая-пребольшая. Теперь и вода чистая и земля рыхлая. (Репка начинает расти)
Мышка: А что меня не зовете? Репка выросла?
Все (хором): Да!
Ведущий: Дедка за репку, бабка за дедку,
Внучка за бабку, Жучка за внучку,
Кошка за Жучку, мышка за кошку,
Тянут, потянут – и вытянули репку.

7-й конкурс. «Рассортируйте мусор»
С помощью стрелочки перенеси картинки предметов в квадраты с надписью.
8-й конкурс. «Лесные правила»
Вы должны хором отвечать «да» и хлопать в ладоши.
Если в лес пришел гулять,
Свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй.
Только чур не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь,
Даже очень громко петь!
Испугаются зверушки,
Убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай, (да)
И почаще вспоминай:
Мусор с травки убирать! (да)
Зря цветы не надо рвать! (да)
Из рогатки не стрелять, (да)
Ты пришел не убивать!
Бабочки пускай летают,
Ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, (да)
Топать, хлопать, палкой бить. (да)
Ты в лесу всего лишь гость.
Здесь хозяин – дуб и лось.
Их покой побереги,
Ведь они нам не враги.
Пока жюри полдводят итоги, выступают учащиеся.
1. Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птица – с небом,
Как поле – с плугом,
Как ветер – с морем,
Трава – с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
Давайте будем
К тому стремиться,
Чтоб нас любили
И зверь, и птица.
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным
Своим друзьям!
2. Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
3. Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!
Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

3. Подведение итогов. Награждение победителей. Вручаются медали «Знатоки окружающего мира»

Экологическая викторина для школьников 3-4 и 5-7 классов.(Загадки о растениях и животных)

Экологическая викторина для школьников

В викторине загадки и вопросы о растениях и животных.Можно использовать воспитателям во внеклассных мероприятиях для школьников с 3-го по 7-е классы, а также учителям биологии.
Цель викторины : расширение кругозора детей, сравнительный анализ знаний о растениях и животных разных школьников.
1. Какие полезные растения вы знаете? (картофель, подсолнечник, сахарный тросник, хлопок, кукуруза, яблоня, груша, слива и т.д.)
2. Из каких растений изготавливают масло?(подсолнечник,лен,кукуруза,оливковое ит.д.)
3. Какая трава самая горькая?(полынь)
4. На листе какого водного растения можно плавать, как на плоту?(виктория-регия)
5. Самое крупное цветковое растение.(раффлезия)
6. Какое дерево дает лучшую древесину для изготовления музыкальных инструментов?(ель)
7. Какое дерево в России цветет позже всех?(липа)
8. Мех какого пушного зверя в России самый ценный?(соболь)
9. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей?(пингвин)
10. Какие животные спят с открытыми глазами?(рыбы,змеи)
11. Какая рыба называется именем человека?(карп)
12. Какая обезьяна самая большая?(горилла)
13. У какого млекопитающего самая толстая кожа?(носорог)
14. Животное, которое называют кораблем пустыни?(верблюд)
15. Самая крупная из современных птиц, быстро бегает, но не летает.(страус)
16. У кого уши на ногах?(кузнечик)
17. Сколько ног у паука?(8)
18. Деревенский будильник.(петух)
19. Где живут и чем питаются ежи?(в леу,строят гнезда,мыши,насекомые,грибы,яблоки....)
20. Почему муравья называют силачом?(поднимает груз в 11 раз превышающий свой вес)
21. Какие сладости дарит нам лес?(земляника,черника,брусника,малина,смородина...)
22. Какие растения останавливают кровь?(подорожник...)
23. Какие дикорастущие растения - заменители овощей вы знаете?(картофель,одуванчик,крапива,щавель,головки клевера,корни лопуха,кислица обыкнов...)
24. Какие фрукты и овощи богаты витаминами?(лимон,апельсин,яблоки,капуста,марковка...)
25. Название какого итальянского города, если его прочесть наоборот, превращается в рыбу?(Милан)
26. Как можно укрепить свое здоровье?(закалятья,заниматься спортом,правильно питаться,пить воду....)
27. Из древесины какого дерева изготавливают спички? (осина)
28. Вроде сосен, вроде ёлок, а зимует без иголок? (лиственница)
29. Какая рыба без чешуи? (сом)
30. Какая самая высокая трава на земле? (бамбук)
31. Какие ноги у жирафа длиннее передние или задние? (одинаковые)
32. Каких зверей называют косолапый, сохатый, серый? (медведь, лось, волк)
33. Чему равна половина суток? (12 часов)
34. Естественный спутник Земли. (Луна)
35. Какое из морских обитателей самое умное? (дельфин)
36. Копытное, но не лошадь; длинноух, но не заяц; сер, но не волк. (осел)

Загадки о растениях.

1.Русская красавица
Всем нам очень нравится
Бела она, стройна
Одежда зелена (берёза)

2. Прямо в небо рвутся, ввысь
Ты внимательно всмотрись
Не берёзы, не осинки
Нет листочков, есть хвоинки (ели, сосны)

3. Вот бочонок с шапочкой
С дерева упал.
Год прошёл – и деревцем
Маленьким он стал. (желудь, дуб)

4. Осень тихая настанет
Дивным дерево то станет
Листья – звезды яркие
Золотые, жаркие. (клен)

5. Летом знойным зацветает –
Сразу пчёл к себе зовет
Светлых цветочков вкусен нектар
Кто ж это дерево узнал? (липа)

6. Не береза, не сосна
В тишине стоит она
Но лишь ветер пробежит
Вся листва на ней дрожит. (осина)

7. Что за дерево такое
Угощает снегирей?
Снег лежит, трещат морозы
Ну а ягоды вкусней. (рябина)

8. Что за дерево растет?
Снег в июне нам несет
Этот снег не тает
В воздухе летает. (тополь)

9. Дерево чудесное,
Листья интересные
Веерочки, веерки
Белой свечкою цветки. (каштан)

10. С синевою неба дружат эти милые цветы
Маленькие, нежные, прямо у воды
Их увидишь, не забудешь
Ну а знаешь ли их ты? (незабудки)

11. Видел я такой цветок
Золотистый ободок
Долго он в траве сидел
Стал седым и улетел. (одуванчик)

12. Нам запах свежести лесной
Приносит позднею весной
Цветок душистый, нежный
Из кисти белоснежной (ландыш)

13. В саду есть петушок
Лиловый гребешок
Цветок сиреневого цвета
Такая есть еще конфета (ирис)

14. И матушка родная
И мачеха злая
Бок о бок живут
Через стеночку. (мать и мачеха)

15. Хороша трава-
Красная голова
И медку подарит
И чайку заварит. (Иван чай)

16. Травка та растет на склонах
Запах крепок и душист
А её цветок и лист нам с тобой идет на чай
Что за травка отгадай. (душица)



Публикации по теме