Что делать, если у ребенка О-образные ноги? Кривые ножки у годовалого ребенка, причины и лечение.

Такое явление, как Х-образные ноги у ребенка, считается патологией, которая встречается достаточно часто. Причины такой деформации могут появиться в период внутриутробного развития, но могут возникнуть и на этапе начала самостоятельных перемещений. Конечно, она не повлияет на здоровье человека, но наличие такого заметного внешнего дефекта способно создать множество житейских проблем. Проблема характерна для ребенка 2 лет, и именно в этом возрасте (можно и раньше) стоит приступить к активному лечению, пока костная и мышечная система еще находится на стадии развития. В раннем возрасте исправить дефект можно путем консервативного лечения.

Сущность патологии

Понятие Х-образные ноги у детей () подразумевает патологическую деформацию, когда у стоящего прямо ребенка со сведенными вместе ногами в коленях образуется промежуток между пятками не менее 50 мм. В этом случае форма ног (от подошвы до бедра) напоминает классические песочные часы. Данная деформация может иметь врожденную или приобретенную природу, причем чаще фиксируется последний механизм. Наиболее заметен дефект ног у детей в возрасте до 2-3 лет. По мере взросления кривизна, как правило, сглаживается или исчезает совсем.

У взрослых людей считается нормальным угол отклонения голени до 6 — 7° у мужчин и до 8 — 9° у женщин. При наличии большего смещения можно вести речь о том, что у человека ноги Х-образной формы с патологической деформацией.

Почему икс-образная форма считается патологией, требующей лечения? Такая кривизна ног ведет к нарушению распределения нагрузки от собственного веса на суставные элементы больших берцовых костей, перегрузке коленных суставов, в результате чего развивается гонартроз уже в молодые годы. Неправильное расположение конечностей вызывает хроническое мышечное перенапряжение при ходьбе или стоянии. Оно вызывает соответствующую осанку и провоцирует . Наконец, дефект очень заметен визуально, что приводит к психологическим проблемам, а порой и неврологическим отклонениям.

Следует отметить также возможность проявления так называемой ложной деформации. Внешне у ребенка наблюдается вальгусная деформация, но она не связана с нарушением костной ткани. Искривление происходит за счет определенных особенностей размещения мягких тканей. Лечение такого дефекта не проводится, и он постепенно самоустраняется.

Этиология явления

Врожденное Х-образное искривление ног у ребенка обусловлено аномальным процессом окостенения внешнего мыщелка бедренной кости. Дефектная ножка у ребенка заметна сразу после рождения: у нормального новорожденного ребенка должна фиксироваться О-образная форма ног. Практически всегда врожденная разновидность дефекта обнаруживается параллельно с деформацией шейки бедра и плоскостопием.

Более распространенной разновидностью аномалии считается приобретенная икс — деформация. Искривляться ножки у младенца начинают при попытках самостоятельного вставания и перемещения. В этом случае появляются значительные нагрузки на суставы, а они и их костные элементы еще очень слабы. Особо опасно в этом отношении излишне раннее начало хождения, без надлежащей координации со стороны родителей. Инстинктивно малыш широко расставляет ножки для сохранения равновесия, что и создает избыточную нагрузку на неокрепшие суставы.

Усугубляющим фактором может стать чрезмерная масса тела ребенка. Если вес его в норме, то больший риск появления Х-образной формы возникает у слабых, худеньких детей. У них, как правило, наблюдается более слабый мышечно–связочный аппарат, что и обуславливает деформацию. Надо отметить, что у девочек приобретенная Х-образная кривизна появляется чаще, чем у мальчиков. Это связано с физиологией строения таза, причем искривление более значительно при наличии укороченной бедренной кости при широком тазе.

Причиной патологической деформации могут стать и некоторые болезни. Наиболее типично такое проявление при . Кроме того, ослабление костной структуры происходит при почечных заболеваниях, нарушающих кальциевый обмен, и других болезнях, ведущих к выведению кальция из костной ткани.

Обычно рассматриваемое искривление подразумевает патологию в обеих конечностях, т.е. двухстороннюю деформацию. Однако в редких случаях отмечается односторонняя аномалия, которая касается искривления только одной ноги у ребенка. Этиология таких дефектов связана с переломами внутри сустава мыщелков большой берцовой и бедренной кости, участков метафизов компрессионного типа и бедра и голени диафизарного характера с угловым смещением. Данная разновидность деформации может порождаться и врожденными факторами:

  • дисплазия тазобедренного сустава и ;
  • гипоплазия большой берцовой кости;
  • неправильное формирование коленного сустава;
  • опухолевые образования в хрящевой и костной ткани.

Клинические проявления патологии

Вальгусное искривление заметно визуально, что облегчает диагностирование. У ребенка вырабатывается неловкая, неуверенная походка. Могут тревожить небольшие болевые ощущения в ногах, судороги в мышцах. Малыш быстро утомляется при перемещении. Если обнаруживаются признаки патологии, то необходимо проконтролировать динамику изменения дефекта. При обнаружении тенденции к уменьшению искривления лечебный процесс не следует излишне активизировать.

Продолжительное наличие устойчивой Х-деформации способно вызвать серьезные нарушения. В частности, могут возникнуть аномальные изменения в , и даже позвоночном столбе. В коленном суставе происходит постепенное растяжение коллатеральных связок, что ведет к его неустойчивости и боковой деформации. Рентгенография указывает на неравномерность суставной щели, скошенность наружных костных мыщелок. Врожденная патология на рентгеновском снимке проявляется в виде расплывчатого контура окостеневшего участка внешних мыщелков.

На ступнях ребенка с Х-образными ногами формируется плоскостопие, что усугубляет общую картину, добавляя проблемы с хождением. Своды ступни уплощаются, что подтверждается результатами плантографии и индексом Фридланда. При неравномерном поражении конечностей (одна нога искривлена сильнее другой), тело ребенка отклоняется от вертикальной оси, что нарушает осанку и провоцирует сколиоз.

Принципы лечения

В случае, когда деформация не имеет выраженного характера, специальное лечение не проводится, но наблюдение у детского ортопеда рекомендуется осуществлять. При выраженном патологическом искривлении ног необходима консервативная терапия. Она включает массаж, физические , ношение ортопедической обуви, физиотерапевтические процедуры. Если патология имеет значительное отклонение от нормы, то врач может установить специальные приспособления (ортезы, лонгеты).

Важная роль отводится лечебному массажу, который следует доверить специалисту. Перед ним ставится задача укрепления мышц бедер и голени на внутреннем участке, а также мышечное расслабление с внешней стороны. Полезно стимулирование мышечной системы поясницы, ягодиц, спины. Начинаются сеансы массажа с процедур продолжительностью 12 — 15 минут с постепенным доведением до 30 — 35 минут.

  • область поясницы массируется движениями от позвоночного столба в стороны и вниз;
  • ягодичная зона обрабатывается круговыми движениями;
  • бедра по задней поверхности поглаживаются в направлении от подколенной ямки наружу и вверх;
  • задняя область голени — движения идут от голеностопа до колена;
  • колено снаружи массируется циркулярно;
  • на ступню оказывается воздействие по тыльному участку, начиная с пальцев и двигаясь к голеностопу.

Дополнительно применяются такие виды массажа, как разминание, растирание, пощипывание, похлопывание. Важно, чтобы процедура не вызывала болезненных ощущений у ребенка.

Лечебная гимнастика

Лечение деформации с помощью определенных физических упражнений дает заметный положительный эффект при регулярности проведения занятий и правильном выборе ЛФК. Рекомендуются для ребенка такие простые упражнения, напоминающие игры:

  1. Турецкий султан: принятие позы «лотоса», т.е. сидение на корточках с разведенными коленями и сведенными вместе ступнями.
  2. Гусиные лапки: сгибание и разгибание голеностопного сустава. Можно проводить одновременно на обеих конечностях или поочередно.
  3. Велосипед: в положении лежа на спине осуществляются круговые движения ногами.
  4. Мишка: хождение с переваливанием из стороны в сторону. Нагрузка распределяется на внешнюю поверхность ступни.
  5. Обезьяна: захват мелких предметов пальцами ног.
  6. Цапля: перемещение, стоя на носках.
  7. Лошадка: имитация движения на лошадке, садясь на родительское колено.
  8. Акробат: хождение по нарисованной линии, ставя ступни как можно ближе друг к другу.

Другие лечебные мероприятия

Физиотерапевтическое лечение назначается при значительных устойчивых деформациях. Наиболее часто применяется электростимуляция путем приложения электрических импульсов регулируемой продолжительности. Такая процедура активизирует мышечную деятельность, улучшает кровоснабжение конечностей.

Диетотерапия также является элементом комплексного лечения патологии. Для укрепления костных тканей необходим кальций и фосфор. Эти микроэлементы и необходимо доставлять с продуктами питания. Из продуктов, богатых кальцием, можно отметить следующие: молочная продукция, рыба и морепродукты, яйца. Большое количество фосфора присутствует в мясе, орехах, бобовых культурах. Витамин D обеспечивает эффективное использование указанных микроэлементов.

Деформация в виде Х-образного искривления ног обнаруживается у малышей в возрасте 2-3 года очень часто. Во многих случаях такой дефект устраняется самостоятельно, но данную патологию необходимо контролировать. Если деформацию ног патологического характера не устранить в раннем детском возрасте, то у взрослого человека это выльется в большие проблемы, связанные с различными суставными патологиями.

Неуверенно стоящий ребёнок в возрасте 6-18 месяцев, как правило, имеет О-образную (варусную) форму ног.

С началом прямохождения в попытках удержать равновесие ребёнок начинает широко расставлять ноги. При этом колени, как правило, смещаются кнутри, к средней линии тела, и постепенно к 2,5-3 годам жизни может возникнуть Х-образная (вaлгусная) форма ног.

По этому поводу один из патриархов русской ортопедии М. О. Фридланд писал, что ребёнок, начинающий ходить, «должен пройти сложную школу эквилибристики». При весьма малой опорной поверхности стоп и высоком расположении центра тяжести тела ребёнок должен, прежде всего, научиться сохранять равновесие при стоянии и передвижениях.

Своды стопы

С ростом ребёнка соответствующим образом меняется позиционная установка стоп, форма и индивидуальные изгибы сводов стоп. Установка стоп претерпевает естественные физиологические изменения и к 8-9 годам стопы должны занять нейтральную позицию, когда средняя линия пяточной кости лежит близко (+5°) к вертикальной оси голени и всей нижней конечности.

В 60-ых годах сотрудники Ленинградского института протезирования во главе с профессором С. Ф. Годуновым провели подробнейшее исследование «созревания» сводов стоп детей ясельного и детсадовского возраста. Всего были изучены 4881 ребёнок от 2 до 18 лет.

Результаты показали, что у 97,6 % детей 2-летнего возраста имеются плоские стопы, причём у 72 % из них плоскостопие III степени. С возрастом количество плоских стоп резко снижалось, достигая минимальных цифр к 9 годам. В этом возрасте продольное плоскостопие I и II степени было установлено только у 4,3 %, III степени — у 0,8 % обследованных детей.

Судя по результатам этого и других многочисленных исследований, к 7-9 годам своды стопы, форма ног и осанка должны постепенно выравниваться и приобретать очертания, характерные для взрослого человека.

На подростковый возраст и период интенсивных эндокринных перестроек приходится следующий период повышенной уязвимости. В этот период скелетно-мышечная система детей наиболее склонна к деформациям. Пол, возраст, генетические особенности и особенно средовые факторы могут существенно влиять на дальнейшее формирование осанки, формы ног и сводов стопы.

Так естественное, возрастное выравнивание формы ног происходит далеко не всегда. Например, девочки от природы более гибки, пластичны (гипермобильны), но если эта гибкость чрезмерна, а мышечно-связочный «корсет» тела отстаёт в развитии, Х-образная форма ног и избыточный прогиб (гиперлордоз) поясницы остаются надолго, может быть, на всю жизнь.

В эмбриональном периоде с 1-й по 8-ю неделю гестации происходят следующие изменения:

  • 3-я неделя - появление выростов нижних конечностей;
  • 6-я неделя - появление изгиба стопы и подошвенной поверхности;
  • 7-я неделя - параллельная установка осей нижних конечностей;
  • 8-я неделя - поворот стоп друг к другу своей подошвенной поверхностью.
  • В фетальном периоде, начиная с 9-й недели, происходят следующие изменения:
  • 9-я неделя - появление голеностопных суставов;
  • 10-я неделя - разворот бедер и голеней вокруг продольной оси;
  • 11-я неделя - супинация заднего отдела стопы;
  • 12-я неделя - супинация таранной кости;
  • 28-я неделя - расширение и смещение в латеральном направлении таранной кости и ротация костей голени;
  • 29-я неделя - увеличение ширины пяточной кости в заднем отделе;
  • 36-я неделя - поворот стоп вокруг оси. Во внутриутробном периоде существует следующий порядок оссификации костей:
  • 9-я неделя - 5-я плюсневая;
  • 11-я неделя - дистальная фаланга 1-го пальца;
  • 12-я неделя - проксимальные и дистальные фаланги всех пальцев;
  • 17-я неделя - средняя фаланга 2-го пальца;
  • 18-я неделя - средняя фаланга 3-го и 4-го пальцев; 21-я неделя - средняя фаланга 5 пальца; между 22-й и 25-й неделями - начало оссификации пяточной кости;
  • между 25-й и 31-й неделями - начало оссификации таранной кости;
  • после 37-й недели - начало оссификации кубовидной кости.

Процесс оссификации протекает эксцентрично по отношению к хрящевому зачатку кости. Окостенение таранной кости начинается в ее шейке и продолжается в проксимальном направлении. Оссификация пяточной кости начинается в дистальной части и продолжается проксимально к области фасеток. Окостенение кубовидной кости происходит из ее центральной части и распространяется равномерно во все стороны. Оссификация ладьевидной кости начинается в центральной части, а затем переходит на ее дистальную часть.

В фетальном периоде происходит ряд изменений формы костей и соотношений между костями. Большеберцовый-во-пяточный угол в возрасте 12 недель составляет 36° и у новорождённого он уменьшается до 22°. Угол шейки таранной кости имеет большой разброс на протяжении внутриутробного развития: от 30 до-65°. У новорожденного он составляет 22°. Супинация стопы и поворот стоп подошвенной поверхностью друг к другу сильнее всего выражены на 7-м месяце, после чего супинация уменьшается к моменту рождения. Разгибание стопы к тылу в голеностопном суставе возрастает на фоне ротации костей нижней конечности вокруг продольной оси и увеличения сгибания в коленном и тазобедренном суставах. Антеверсия бедра у новорожденного колеблется в пределах Эв-40°. Торсия костей голени начинается во внутриутробном периоде с 5-го месяца. К моменту родов угол наружной тор-сии составляет 15-209. Торсия пяточной кости уменьшается на протяжении всего внутриутробного периода. У новорожденного она составляет 22°. Положение переднего отдела стопы относительно заднего ровное. У новорожденного ось стопы, проведенная через центр пятки, проходит между 2-м и 3-м пальцами. Во внутриутробном состоянии длина стопы самая большая по отношению к длине нижней конечности. У новорожденного длина стопы достигает 7,5 см.

Свод стопы ребенка

Стопа ребенка является универсальной опорной структурой, строение и функция которой соответствуют задачам опоры и движения на данном этапе развития организма. Для стопы первохода, совершающего первые шаги, характерным является низкий свод, обширный слой подкожной жировой клетчатки, избыточная подвижность суставов, вальгус заднего отдела стопы, большая эверсия пятки. В норме в стопе имеются 3 свода, расположенные в двух плоскостях. В сагиттальной плоскости есть наружный и внутренний продольные своды. В состав наружного свода входит пяточная, кубовидная, 4-я и 5-я плюсневые кости. В состав внутреннего свода входят пяточная, таранная, ладьевидная, 1-я, 2-я и 3-я клиновидные, 1-я, 2-я и 3-я плюсневые кости. Вершиной внутреннего свода считают либо таранно-ладьевидный сустав, либо бугристость ладьевидной кости. Высота свода представляет собой расстояние от поверхности опоры до вершины свода. Во фронтальной плоскости поперечный свод стопы ребенка расположен на уровне предплюсны. Клиновидные кости в среднем отделе имеют более широкую тыльную часть и более узкую подошвенную часть, благодаря чему, сложенные вместе, они образуют дугообразную фигуру свода стопы. Кости, составляющие свод, находятся под действием активных мышечных сил. Задняя большеберцовая мышца осуществляет супинацию стопы. Передняя большеберцовая мышца осуществляет тракцию среднего отдела стопы кверху. У новорожденного свод стопы отсутствует. На первом году жизни свод стопы низкий, что связано с отсутствием вертикальной нагрузки на ноги и небольшой активностью мышц дистального отдела конечности. До 2 лет пяточная кость расположена относительно горизонтально. По мере роста происходит подъем переднего отдела пяточной кости над горизонтальной плоскостью и увеличение высоты костного свода. Свод стопы формируется в годовалом возрасте, когда становится заметным сужение отпечатка стопы в ее среднем отделе. По сравнению с более старшим возрастом он остается низким, что, по классификации Стахели, является возрастным физиологическим плоскостопием.

Физиологическое, или инфантильное, плоскостопие представляет собой сочетание низкого костного свода, вальгуса заднего отдела стопы, который в возрасте от 3 месяцев до 3 лет колеблемся в пределах 5-10°. Физиологическое плоскостопие является нормальным состоянием для маленьких детей. Это этап в развитии детского организма, который проходит с ростом и заканчивается в 3-4 года. Сочетание низкого свода и вальгуса соответствует особенностям анатомии и функции конечности, которые имеются у маленького ребенка:

  • максимальная конгруэнтность подтаранного сустава;
  • адаптация к физиологическим изменениям в вышележащих отделах конечности, компенсация возрастного варуса и вальгуса голени и коленного сустава;
  • облегчение переката через поперечную ось переднего отдела стопы и ограничение переката через косую ось;
  • увеличение нагрузки на медиальный край стопы и большой палец, роль которого возрастает по мере взросления;
  • увеличение площади опоры и придание телу устойчивости при ходьбе;
  • соответствие большой ширине шага у первохода;
  • облегчение переноса веса тела с одной ноги на другую во фронтальной плоскости;
  • плавность прислоения и отталкивания стопы при ходьбе в период опоры.

У маленького ребенка при низком костном своде стопы имеется обилие мягких тканей на подошвенной поверхности стопы. У новорожденного толщина жирового слоя под пяточным бугром колеблется в пределах от 3 до 8 мм, в среднем составляя 4 мм. В раннем детском возрасте подкожная жировая клетчатка на подошвенной поверхности имеет большую толщину. Основная масса жира расположена по медиальному краю стопы под внутренним костным сводом и под пяточной костью. Жировая масса имеет ячеистое строение и пронизана густой сетью фиброзных волокон, идущих от пяточного бугра к подошвенной фасции, в основном по внутреннему краю стопы. Объем жировой клетчатки коррелирует с весом тела. Большой объем подкожного жира сохраняется до 3-летнего возраста, после чего начинает постепенно уменьшаться и снижается до минимума в возрасте 7-10 лет. Избыток мягких тканей имеет значение для ходьбы ребенка. Во-первых, подкожная жировая клетчатка увеличивает площадь опоры стопы, обеспечивает нагрузку на внутренний край стопы в соответствии с вальгусом пятки и большой шириной шага. Во-вторых, мягкие ткани выполняют роль амортизатора при ходьбе. В фазу переднего толчка реакции опоры происходит компрессия и смещение мягких тканей под пяточной костью, что обеспечивает уменьшение ударной нагрузки на конечность и способствует торможению движения. В фазу заднего толчка большая подвижность мягких тканей соответствует относительно пассивному отрыву стопы от опоры.

По мере роста происходит увеличение высоты свода стопы, что связано с ростом костей и увеличением силы мышц стопы и голени, которые осуществляют тракцию костей стопы. Самое значительное увеличение свода имеет место в возрасте от 3 до 6 лет и, менее выраженное, от 7 до 10 лет. По данным С. Ф. Годунова, окончательное формирование стопы происходит в возрасте 7-9 лет, а по мнению М. Пфайффер - в-10 лет. На фоне увеличения высоты костного свода происходит уменьшение вальгуса заднего отдела стопы с 5-10° в возрасте 3 лет до 3-8° в 4 года, до 1-6° в 5 лет, до 0-5° в 6 лет, до 0-2° в 7 лет; по данным М. Пфайффер с 6,4° в 3 года до 4,5° в 6 лет. С возрастом физиологическое увеличение высоты свода, уменьшение вальгуса заднего отдела стопы и уменьшение объема жировой клетчатки являются причиной уменьшения частоты плоскостопия: с 98% в 2 года до 4,3% в 9 лет; с 70% в 3-4 года до 40% в 5-8 лет; с 57% в 2-3 года до 40% в 5-6 лет; с 54% в 3 года до 24% в 6 лет; с 14% в 6 лет до 9% в 7 лет.

Максимальная высота продольного свода по внутреннему краю стопы имеется на расстоянии 40% длины от края пятки и приходится приблизительно на середину ладьевидной кости. Максимальная высота продольного свода по наружному краю стопы соответствует пяточно-кубовидному сочленению. Наиболее высокая часть свода приходится по линии таранно-ладьевидного и пяточно-кубовидного суставов. Локализация самой высокой точки свода изменяется с возрастом. По мере развития темпы роста переднего отдела стопы опережают темпы роста заднего отдела, что приводит к удлинению переднего отдела и смешению вершины свода по стопе спереди назад, особенно заметное у подростков. Отношение длины переднего отдела к длине заднего отдела в возрасте 10 лет составляет 73% и 27%, в возрасте 11-16 лет - 76% и 24%, и у взрослого - 80% и 20%. Изменение соотношения длины переднего и заднего отделов стопы отражается на ходьбе. В раннем Детском возрасте относительно большая длина заднего рычага стопы способствует быстрому подошвенному сгибанию и прислоению всей стопы к опоре во время переднего толчка, что придает устойчивость ходьбе. С удлинением переднего отдела стопы увеличивается длина рычага, который осуществляет отталкивание от опоры, что сопровождается повышением массы и силы задней группы мышц голени. В результате перераспределения длины переднего и заднего отделов стопы происходит увеличение сгибательного момента голеностопного сустава и рост эффективности ходьбы.

Форма продольного свода удерживается благодаря действию пассивного и активного стабилизаторов. Основным пассивным стабилизатором являются таранно-ладьевидная, пяточно-кубовидная и пяточно-ладьевидная связки, а также подошвенный апоневроз. У детей пяточно-ладьевидная связка имеет меньшее значение, чем у взрослых. Поперечный свод стабилизируют связки межклиновидных суставов. Основным активным стабилизатором, удерживающим продольные и поперечный своды, является задняя большеберцовая мышца, которая прикрепляется к бугристости ладьевидной кости. Она осуществляет инверсию стопы в подтаранном суставе, приведение переднего отдела и супинацию всей стопы. При сокращении мышцы кости стопы образуют дугу свода. По мере формирования стопы происходит уменьшение объема мягких тканей на подошве и возрастание роли костного свода в функции стопы. Костный свод начинает амортизировать реакцию опоры ноги и распределять нагрузку по костям стопы. Во время ходьбы и стояния свод выполняет рессорную функцию, что вызывает изменение его высоты. Под действием веса тела медиальный продольный свод опускается на 3,5 мм, что составляет 1/3 его высоты, а при уменьшении нагрузки происходит подъем свода.

У ребенка оценку состояния сводов стопы начинают с определения силы мышц голени, которые поддерживают свод. Исследуют все движения в голеностопном и подтаранном суставах. Отмечают степень сопротивления движениям, силу отдельных мышечных групп и баланс мышц, которые двигают стопой. Делают максимально возможную пассивную пронацию стопы в состоянии разгибания. При сочетании низкого свода с вальгусом среднего отдела ладьевидная кость и головка таранной кости выступают в медиальном направлении до контура внутренней лодыжки. Определяют степень натяжения подошвенной фасции. В норме на подошвенной поверхности стопы наблюдают натяжение подошвенного апоневроза, который контурируется под кожей. При плоскостопии во время движений в плюснефаланговых суставах стопы не происходит натяжения подошвенной фасции, не наблюдается увеличения углубления свода стопы и подошвенный апоневроз остается в расслабленном, вялом состоянии. Ребенка обследуют на зеркальном плантографе. В норме в положении стоя видна опора на наружный край стопы, отсутствие опоры на под сводную часть стопы и углубление свода при подъеме на носки. При плоскостопии имеется опора на под сводную часть стопы, а также отсутствие изменений высоты свода, когда ребенок встает на носки. Вальгус заднего отдела стопы определяют во фронтальной плоскости по величине угла между вертикальной осью голени и осью пятки в положении ребенка стоя. В литературе описана разная величина нормального угла вальгуса заднего отдела стопы у ребенка от 4° до 15°.

Степень плоскостопия определяют по отпечатку подошвенной поверхности стопы, который получают с помощью зеркального или чернильного плантографа, плантоскопа с видеокамерой, сенсорного педографа и т. д. Отпечаток стопы оценивают визуальцым методом, обсчитывают с помощью ручных способов и программных средств.

Визуальная классификация плоскостопия на зеркальном плантографе по Пфайфферу:

  • нормальная стопа - свод понижен, но различим;
  • плоскостопие средней степени - свод стопы отсутствует;
  • выраженное плоскостопие - мягкие ткани на подошвенной поверхности стопы выступают из-под свода вовнутрь.

У детей младшего возраста расчет состояния свода затруднен в связи с наличием толстого слоя подкожной жировой клетчатки. У детей в возрасте до 2-3 лет применяют расчет степени плоскостопия по Деннису.

Проводят две касательные к наружному и внутреннему краям отпечатка, расстояние между касательными разделяют центральной линией на две равные части.

Качественная классификация плоскостопия по Деннису:

  • 1-я степень - отпечаток среднего отдела стопы не заходит за центральную линию;
  • 2-я степень - ширина отпечатков среднего и переднего отделов стопы одинакова;
  • 3-я степень - отпечаток среднего отдела стопы шире, чем переднего.

В более старшем возрасте применяют метод расчета по перпендикуляру к касательной. Касательную разделяют на две равные части и в ее центре восстанавливают перпендикуляр, который проходит через

среднюю часть отпечатка. Перпендикуляр от касательной до наружного края отпечатка разделяют на три равных отрезка и определяют соотношение отрезков с внутренним краем отпечатка. В возрасте до 3 лет граница внутреннего края отпечатка расположена в середине центрального отрезка. С возрастом граница смещается по направлению к наружному краю стопы.

Для определения степени плоскостопия используют количественные параметры обсчета отпечатка стопы.

Индекс ширины стопы . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину переднего отдела стопы в области плюснефаланговых суставов. Уплощение 1-й степени - 0,5; 2-й степени - 1,0; 3-й степени - больше 1,0.

Индекс соответствия . Частное от деления ширины в области плюснефаланговых суставов на длину стопы, умноженное на 100.

Возрастной коэффициент плоскостопия . Частное от деления ширины отпечатка в подсводной части на ширину в пяточной части. Коэффициент в возрасте до 6 месяцев составляет 1,3, а затем снижается и в возрасте 4 лет достигает 0,75.

Рефлексы со стопы ребенка

Стопа является обширным рецептивным полем. Раздражение нервов на подошвенной поверхности стопы вызывает рефлекторную реакцию мышц ноги, которая влияет на положение тела в пространстве.

Для младенческого возраста характерны примитивные рефлексы. Это автоматические моторные ответы, интегрированные на уровне спинного мозга и обусловленные недостаточной миелинизацией НС. Во время роста и развития примитивные рефлексу сохраняются до определенного времени. Их наличие у взрослого является признаком патологии. Наиболее распространенным клиническим тестом для исследования примитивных реакций со стопы является рефлекс Бабинского. Рефлекс считается положительным, если при штриховом раздражении кожи подошвенной поверхности стопы в наружном отделе от пятки к пальцам происходит либо изолированное разгибание 1-го пальца, либо одновременное разгибание большого пальца и разведение 2-го, 3-го, 4-го, 5-го пальцев во все стороны. Реакяцю рассматривают либо как общий защитный укорачивающий рефлекс, либо как составную часть процесса локомоции, обеспечивающую перекат стопы. Симптом Россолимо представляет собой сгибание стопы при ударе по подошвенной поверхности ногтевой фаланги пальцев. Симптом Бехтерева-Мари-Фуа, или тройного укорочения, заключается в сгибании в тазобедренном, коленном суставах и разгибании в голеностопном суставе при пассивном сгибании пальцев стопы, Для примитивных симптомов характерна большая вариативность. При вызывании у новорожденного подошвенного ответа он носит разгибательный характер от 74% до 90%, сомнительный характер от 7% до 17% и сгибательный характер от 3% до 9%. Подошвенный ответ у новорожденного чаще носит симметричный и реже асимметричный характер, что снижает его клиническую ценность. На фоне уменьшения частоты разгибательного ответа и увеличения частоты сгибательного ответа соотношение симметричных и асимметричных ответов на протяжении роста приблизительно одинаково.

На протяжении первого года жизни происходит уменьшение частоты разгибательного подошвенного ответа.

По мере роста и созревания НС разгибательный ответ у нормального ребенка превращается в сгибательный. Трансформация подошвенного ответа в большинстве случаев происходит в возрасте 6 месяцев. У 9-месячного ребенка подошвенный ответ носит сгибательный характер в 69%, и у 11-месячных - в 86% случаев. По данным литературы, сроки полного исчезновения рефлекса Бабинского колеблются в пределах от 4 месяцев до 2 лет. В возрасте старше 3 лет положительный симптом Бабинского рассматривают как признак патологии.

У младенца имеются постуральные тонические рефлексы с кожных покровов стопы. Это дистантно расположенные триггерные механизмы. Опора на стопу запускает каскад рефлексов в виде координированного действия нескольких мышц, направленных -йа поддержание вертикального положения тела. Скорость и интенсивность рефлекторной реакции зависят от зрелости НС, плотности контакта стопы с опорой, степени растяжения мышц и связок нижней конечности. Основными тоническими рефлексами со стопы в порядке продолжительности их существования по мере роста являются разгибательный, эверсионный, инверсионный и хватательный.Разгибательный рефлекс возникает при раздражении кожи в центре пяточной области.

  1. Эверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 5-го плюснефалангового сустава и 5-го пальца.
  2. Инверсионный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 1-го плюснефалангового сустава и большого пальца.
  3. Хватательный рефлекс возникает при раздражении кожи в области 2-3-го плюснефаланговых суставов.

Любых родителей с самого рождения малыша беспокоит состояние его ножек, не кривые ли они будут, все ли в порядке со стопами, и будет ли малыш хорошо ходить? Если родителям кажется, что со стопами малыша не все в порядке, они начинают сильно беспокоиться, ведь от здоровья стопы во многом зависит и здоровье всего скелета, особенно позвоночника, красота осанки и возможность активно двигаться. Часто родители сравнивают походку и ножки малышей со взрослыми, и им кажется, что у ребенка проблемы с стопами и походкой, а иногда наоборот, родители предпочитают не замечать, что ребенок ходит как-то не правильно, списывая это на возрастные особенности и формирование ноги. Как же правильно, где грань между нормой и патологией при оценке походки, постановке стоп и решении вопроса о деформациях стопы? Сегодня мы с вами поговорим о такой проблеме, как плоско-вальгусные стопы у малышей.

Что же такое плоско-вальгусные стопы?

Вальгусной деформацией стопы называют такое ее состояние, когда ножка как бы завалена внутрь, и если туго сжать и выпрямить колени ребенка, между внутренними поверхностями лодыжек возникает расстояние более четырех-пяти сантиметров. При таком положении ног пальцы стопы и пятка отклоняются в сторону внешнего края стопы, а внутренний свод стопы как бы заваливается вовнутрь. В результате вальгусной деформации стопы ноги приобретают икс-образную форму, колени резко сходятся между собой внутренними краями. Если же вальгусные деформации стопы сопровождаются еще и снижением высоты свода стопы, тогда идет речь уже о плоско-вальгусной деформации стоп у малышей. Именно подобные аномалии развития стоп и встречаются в детской ортопедии и травматологии.

По данным статистики, практически каждый второй из детей младше пяти лет, который попадает на прием к ортопеду и имеет отклонения в развитии стоп, имеет диагноз плоско-вальгусной деформации стопы. При этом нарушения сопровождаются следующими проявлениями – происходит уплощение продольного свода ножки малыша, формируется вальгусное положение в заднем отделе, при этом передний отдел стопы принимает абдукционно-пронационное положение. Проще говоря, стопа становится плоской, стопа заваливается внутрь, при этом пальцы ноги отклоняются в сторону, что и дает специфический вид ногам и походке малыша. Максимально часто подобная аномалия возникает в дошкольном или же в младшем школьном возрасте, хотя иногда диагноз ставится и неправомочно, когда проблемы и не.

Чем так важен вид стопы?

Особая форма стопы у человека была сформирована веками эволюции именно для того, чтобы поддерживать его в вертикальном положении, при этом распределив нагрузку на тело, учитывая что вес головы человека в сравнении со всеми другими живыми существами значительно больше. Кости стопы многочисленны, они соединяются между собой межкостными и очень прочными связками, что образует достаточно эластичный и подвижный свод стопы, роль которого – поддержание максимально возможной амортизации при осуществлении движений – бега, прыжков, ходьбы. Стопы выполняют роль биологических пружин, не давая телу сильно сотрясаться. Выпуклый свод стопы имеет ориентацию сразу в двух направлениях – в продольном и в поперечном. За счет этого нормальная стопа взрослого человека имеет три точки опоры на стопе – в области головки первой кости плюсны (под большим пальцем), в области пятки и в области пятой кости плюсны (под мизинцем).

У детей свод стопы при рождении не похож на взрослый, у них стопы плоские, без сводов и выпуклостей, и когда ребенок делает свои первые шаги, его стопы еще достаточно уплощены, поэтому и походка ребенка неуверенная и баланс держать сложно. В период первых шагов на стопы малыша ложится достаточно большая нагрузка, что в дальнейшем позволяет ребенку учиться ходить и формировать нормальный свод стопы. Родителям стоит помнить, что не нужно паниковать от того, что походка ребенка в первые годы его жизни неидеальна – его стопа еще растет и формируется, и делать выводов о том, что «у нас плоскостопие», или «у нас косолапость» - нельзя. Это некорректно с точки зрения возрастной анатомии. Уверенная походка и правильный свод стопы будет формироваться у ребенка постепенно, не нужно сразу ставить на ребенке крест в плане дальнейших его возможностей или бежать в магазин за коррекционной обувью.

Обычно жалобы родителей на то, что с ножками ребенка что-то не так, возникают с первых же попыток ребенка ходить. Но в этом возрасте нужно четко различать такое явление как физиологическое уплощение зоны свода стопы, особенно если это малыш до трех лет, развитие уже собственно плоско-вальгусного скашивания стопы, которое потребует уже наблюдения и коррекции со стороны врача-ортопеда. До возраста примерно трех лет на области стоп ребенка имеются особые жировые подушечки, и поэтому, если смотреть на стопу малыша, ее сводов будет не сильно видно. Свод стопы будет контурироваться, если попросить малыша встать на носочки. Костные ткани в области стопы будут формироваться у ребенка примерно до пяти-шести лет, и поэтому только в этом возрасте возникает смысл разговора о том, есть или нет у ребенка деформация стопы, особенно ее плоско-вальгусная форма.

Однако, стоит заметить, что существуют врожденные аномалии стоп с сильным плоско-вальгусным отклонением, и тогда диагноз вальгусных стоп ставится еще с роддома, имеется вертикальный таран, аномалия внутриутробного развития стопы. Но эти аномалии стопы видны невооруженным глазом и они имеются сразу изначально. Чем же плохи плоско-вальгусные стопы кроме непосредственно косметического дефекта? Прежде всего, они приводят к негативному влиянию на позвоночник и его искривлению, постоянным болям в области ног и формированию раннего остеохондроза и артрозов в пораженных суставах. Это существенно ограничивает качество жизни таких детей и выбор ими в дальнейшем профессии.

Причины подобной аномалии стоп

Вальгусная форма деформации стоп может быть у ребенка врожденного и приобретенного характера. При врожденной форме обычно ведущими факторами становятся неблагоприятные факторы, влияющие на развитие формы и взаиморасположения костей в топе, и тогда деформации стоп вальгусного типа могут быть диагностированы или сразу при рождении, или в первые же месяцы жизни малыша. Наиболее тяжелыми и относящимися к истинно врожденным формам можно считать стопу «вертикальный таран» и «стопу-качалку». Приобретение формы вальгусной стопы в детском возрасте связывают с несовершенством связочного и сухожильного аппарата, отклонениями в формировании опорно-двигательного аппарата малыша. Обычно эти отклонения начинают выявляться у детей не ранее года, когда дети делают попытки самостоятельного хождения без опоры.

Вальгусные деформации стоп обычно формируются у детей ослабленных, имеющих диффузную мышечную гипотонию. Причинами такой гипотонии могут становиться недоношенность малыша или перенесенная внутриутробная гипотрофия, гипоксия, а также это может быть результатом врожденной слабости соединительных тканей, при частых заболеваниях в раннем возрасте, особенно если это были ОРВИ, пневмонии и бронхиты. Особенную роль в ослаблении костно-мышечного и связочного аппарата отводят такому заболеванию детей, как рахит. Также нарушение в динамических и статических отношениях мышц и связок возникает при таких патологиях нервно-мышечной передачи как полинейропатия, детский церебральный паралич, полиомиелит и миодистрофия. Вальгусные деформации стопы у малышей в раннем возрасте могут быть результатом избыточного веса и ожирения, что приводит к патологическим нагрузкам на стопу из-за веса тела.

В некоторых случаях вальгусные деформации в области стопы у малышей могут быть результатами травм мышц, связок или костей в области голени и стопы, длительного обездвиживания ноги гипсом или повязкой. Еще реже подобные вальгусные деформации возникают у детей при дисплазии и врожденном вывихе бедра. А еще – и на это нужно обращать внимание всем родителям, причинами вальгусной деформации стоп у малышей могут быть раннее начало хождения, когда родители ставят детей на ножки чуть ли не в 5-6 месяцев и водят их за ручки, имитируя то что ребенок якобы хочет ходить! Также могут повлиять на формирование вальгусной стопы слишком мягкая и плохо фиксирующая ножку некачественная обувь для первых шагов.

Если мышечный тонус у ребенка ослаблен, а его при этом еще и ставят на ножки и заставляют ходить, под тяжестью собственного веса своды стопы уплощаются и слабые связки сильно растягиваются, стопа запоминает такое патологическое положение, ослабляются связки области большеберцовых мышц, ослабляются связки в области пальчиков на стопе. И после таких форсированных нагрузок стопа уже не может формироваться правильно. Подумайте об этом, перед тем как ставить ребенка на ноги и водить его за ручки и якобы «ходить». При вальгусной деформации стопа у детей смещается вовнутрь, к голеностопному суставу, при этом пятка и пальцы разворачиваются кнаружи.

В силу своей неопытности, усталости или обычного профессионального выгорания врачи иногда не замечают симптомов, которые могли бы говорить об определенной болезни ребенка. Другое дело - родители. Они всегда обращают внимание на незначительные мелочи, которые могут вызывать у них волнения по поводу здоровья малыша. Поэтому если родители заметили, что у их чада неестественная походка, то им следует знать, как определить у ребенка плоскостопие.

Плоскостопие - это …

Плоскостопием называют характерную деформацию стоп, которая может быть врожденной или приобретенной. Изменение формы стопы затрагивает поперечные и продольные ее своды - они опускаются.

Это заболевание достаточно распространенное. Причем многие, жалуясь на боли в спине, суставах, мышцах, могут о нем даже и не подозревать. Поэтому для родителей очень важно обладать знаниями о том, как определить у ребенка плоскостопие.

Виды плоскостопия

По характеру деформации стопы плоскостопие делится на первоначальное, поперечное и продольное. Причем если у человека, например, поперечное плоскостопие, то это совсем не означает, что со временем он не обретет продольное. Все виды плоскостопия хорошо уживаются между собой.

Из названия можно сделать абсолютно логичный вывод, что поперечное плоскостопие характеризуется опущением поперечного свода стопы, а продольное - продольного. Продольное плоскостопие, в свою очередь, может влиять на размер ноги. Поэтому если у человека сменился привычный 39-й размер обуви на 40-й, то это может стать поводом для обращения к специалисту. Это касается взрослого человека. А вот с тем, как определить у ребенка плоскостопие, дела обстоят немного сложнее.

По происхождению эту болезнь можно разделить на: врожденную и приобретенную. Обзавестись плоскостопием можно четырьмя способами:

  1. Переболев полиомиелитом. Побочное действие данной болезни - паралич мышц голени и стопы, который может стать причиной паралитического плоскостопия.
  2. Сломав кости стопы или лодыжки - причина травматического плоскостопия.
  3. Переболев рахитом в Рахит негативно влияет на правильность формирования костной системы ребенка, поэтому он может стать основополагающим фактором для возникновения рахитического плоскостопия.
  4. Приобретая неудобную обувь или туфли на высоких каблуках. Основная масса больных статическим плоскостопием - это женщины. Поскольку они чаще всего жертвуют удобством и комфортом ради красоты.

Врожденное плоскостопие встречается крайне редко - всего в 3% случаев.

Степени развития заболевания

Степень деформации стопы может определить только специалист. Но наличие заболевания родители могут самостоятельно заметить уже на ранней стадии плоскостопия.

В поперечном плоскостопии, как и в продольном, существуют три степени развития болезни. Первая степень характеризуется слабовыраженными симптомами и визуально практически не заметна. Причиной обращения к врачу может стать быстрая утомляемость ног, отечность, изменение походки и прочие симптомы характерные для данного заболевания. Степень развития болезни может ухудшаться, если не принимать никаких мер по ее устранению. Поэтому для того, чтобы избежать серьезных последствий, нужно обратиться к врачу при первых же симптомах.

На что влияет плоскостопие?

Хоть плоскостопие само по себе кажется достаточно безобидной болезнью, оно может принести больному массу неприятностей. Когда болеет ребенок, ситуация обстоит гораздо хуже. Малыша нельзя просто спросить о симптомах и беспокойствах, поэтому родители не знают, как определить плоскостопие у ребенка 1 год и можно ли это сделать вообще?

Плоскостопие влияет на скорость износа опорно-двигательного аппарата. Поэтому чем раньше будет дан старт, тем быстрее больного настигнут проблемы в будущем. Помимо этого оно способствует искривлению позвоночника, и как следствие, возникновению болей в спине.

Больных плоскостопием чаще всего выдает их характерная для данного заболевания походка. Из-за неправильного распределения нагрузки на стопы, у человека могут возникать болевые ощущения в мышцах, связках, суставах. Наличие плоскостопия так же влияет на образование так называемой косточки, которая с возрастом будет приносить еще больше проблем в повседневной жизни.

Причины плоскостопия у детей

Поскольку плоскостопие, как врожденная патология встречается крайне редко, родители должны тщательно следить за теми факторами, которые могут повлиять на его возникновение. Причиной развития плоскостопия у ребенка может стать:

  • лишний вес;
  • неудобная, тесная обувь;
  • недостаток витамина D и, как следствие, рахит;
  • малая подвижность;
  • неправильное распределение нагрузки на стопы;
  • травмы стопы и голени.

Чтобы избежать развития данного заболевания нужно принимать профилактические действия, которые не требует особых навыков. Костная ткань, мышцы и связки маленьких детей требуют времени, чтобы хорошенько окрепнуть. В данном случае роль родителей заключается в создании благоприятных для этого условиях.

В каком возрасте определяют плоскостопие у детей?

Плоскостопие является достаточно распространенным заболеванием среди детей младшего возраста. Особенно явно проявляются признаки этой болезни в 2-3 года. Поэтому и родители очень часто задаются вопросом, как определить плоскостопие у ребенка 2 лет?

На самом деле проявление симптомов плоскостопия у детей в таком возрасте, не должны вызывать у родителей особого опасения. Дело в том, что ребенок при рождении еще не имеет костной ткани. Преимущественно его скелет состоит из хрящей. И только со временем эти хрящи начинают крепнуть, насыщаясь кальцием, фтором, фосфором и т.д.

В 2-3 года процесс формирования костной системы еще находится на промежуточной стадии. Свой более или менее законченный вид костная ткань принимает только в 5-6 лет, именно тогда можно поставить ребенку верный диагноз. Поэтому искать ответ на вопрос, как определить плоскостопие у ребенка 3 лет, имеет смысл только тогда, когда плоскостопие сопровождается плоско-вальгусной деформацией стопы.

Плоскостопие у детей: как определить?

Фото, размещенные в сети, с изображением детских ножек вряд ли помогут вам самостоятельно поставить верный диагноз. Поэтому если вы подозреваете, что у вашего ребенка плоскостопие, обратите внимание на два внешних симптома этого заболевания:

  • неправильная походка;
  • характер износа обуви.

Как определить есть ли плоскостопие у ребенка по походке? Первое, что должно вызвать настороженность у родителей - косолапость. Под «косолапостью» понимают такой характер походки, при котором носки стопы при ходьбе развернуты наружу. Это происходит вследствие того, что мышцы стоп ребенка при ходьбе находятся в расслабленном состоянии и не могут поддерживать ее правильном положении.

Так же стоит обратить внимание на то, как изнашивается обувь ребенка. Если все ботинки при носке деформируются, в частности, их внутренняя сторона, это свидетельствует о неправильном положении стопы при ходьбе.

Когда родители не спешат обращаться за консультацией к специалисту, можно воспользоваться народным методом по определению плоскостопия. Для этого нужно намазать стопу ребенка жирным кремом и поставить отпечаток ноги на белый лист бумаги. Если выемка на отпечатке недостаточно большая или ее нет совсем, то это уже является серьезным поводом для обращения к квалифицированному врачу.

Какой врач определяет плоскостопие у детей?

Многие родители ищут информацию о том, как определить у ребенка плоскостопие, просто потому, что не знают к какому врачу нужно обратиться за консультацией. Диагноз плоскостопие может поставить только врач-ортопед.

При постановке на учет в детскую поликлинику участковый педиатр должен подробно расписать график посещения врача-ортопеда в первый год жизни ребенка. Как правило, визит назначают на 1,3,6 и 12 месяц малыша. После того, как ребенок научится ходить, врачи рекомендуют посещать ортопеда 1 раз в год.

Лечение

В зависимости от происхождения заболевания определяется и способ его лечения. Если ребенок попал в те самые 3%, у которых плоскостопия является врожденной болезнью, то для изменения формы стопы будут использоваться гипсовые повязки. Каждая пара повязок накладывается на срок не более 10 дней с их последующей заменой. Если ребенок родился с тяжелой формой плоскостопия, то патологию придется исправлять хирургическим путем.

При приобретенной форме плоскостопия применяются другие способы лечения, которые включают в себя:

  • массаж;
  • физиопроцедуры;
  • лечебную физкультуру;

Диагноз о приобретенном плоскостопии можно поставить только после достижения ребенком 5 лет, поэтому лечебные процедуры раньше этого срока не проводят. Если вы хотите уберечь ребенка от этого заболевания, то лучше всего принимать для этого профилактические меры.

Ортопедическая обувь

Когда врач-ортопед все-таки выносит вердикт о том, что у ребенка имеется деформация стопы, он в обязательном порядке должен выписать назначение на использование специальной ортопедической обуви.

Многие родители приобретают такую обувь без предписания врача только потому, что считают ее более безопасной для ребенка. Но это не так. по большому счету является медицинским приспособлением для лечения плоскостопия. Но ответить на вопрос, как определить плоскостопие у ребенка, год рождения которого говорит о том, что его стопа находиться еще на стадии формирования, нельзя. А как можно лечить болезнь, которой по факту у ребенка нет? Никак. Поэтому врачи-ортопеды сходятся во мнении, что ортопедическая обувь ребенку до трех лет абсолютно не нужна.

Питание при плоскостопии

Конечно же, специальная диета не поможет избавиться от плоскостопия, однако специалисты все же разработали ежедневный рацион человека с данным заболеванием. Эта разработка направлена на повышение эффективности лечебных мероприятий для скорейшего выздоровления пациента.

Для лучшей пищей является материнское молоко. Когда ребенок уже начинает употреблять в пищу «взрослую» еду, очень важно следить за тем, чтобы она была богата витаминами и минеральными веществами. В частности кальцием, фосфором, коллагеном и витамином Д. Больше всего этих веществ содержится в молочных продуктах (кальций), рыбе (фосфор, витамин Д) и холодце (коллаген).

Профилактика плоскостопия у детей

Чтобы не задаваться вопросом, как определить плоскостопие у годовалого ребенка, достаточно соблюдать ряд простейших правил, которые полностью исключат вероятность возникновения данного заболевания.

Самым важным фактором в правильном формировании стопы у ребенка является грамотно подобранная обувь. Эстетика в данном случае должна уходить на задний план. В первую очередь обувь у малыша должна быть подходящего размера. Не нужно покупать ребенку обувь «на вырост» или донашивать почти новые ботинки за старшими братьями или сестрами, так как это может стать причиной неправильного распределения нагрузки на стопу. А это как мы с вами помним, одна из причин возникновения плоскостопия.

Если у ребенка нет медицинских показаний, по которым ему необходимо как можно чаще носить обувь, то старайтесь чтобы малыш большую часть своего времени передвигался босиком. Особенно это касается детей в возрасте от 1 до 3-х лет. Если в годовалом возрасте родители еще не придают особого значения правильности походки ребенка, то в 2 года они начинают присматриваться к ней более внимательно. Поэтому вопрос, как определить плоскостопие у ребенка 2 лет, возникает гораздо чаще других.

В естественных условиях стопа ребенка формируется наиболее правильно. Поверхность, по которой ходит малыш, должна обладать разной текстурой - гладкой, рельефной, шершавой и прочей. В летнее время года можно гулять с ребенком босиком по травке или рельефной почве, а зимой можно воспользоваться специальными ковриками.



Публикации по теме