Цветовые гармонии родственных цветов. Из уроков Романа (4) Родственно контрастные

  • 12 июль 2015

    Серей, я еще раз повторяю - выбирались наиболее подходящие фото. Мне не хотелось брать в качестве примера банальные мазки, как это используется в большинстве учебников. Если уж совсем придраться к картинкам, то постер далеко не прямоугольная схема. У нас сеть 3 цвета в сине-зеленом сегменте, а именно синий, голубой, зеленый, и 3 цвета в красно желтом, а именно желтый, оранжевый и розовый (это аналога, красного, но это красный с добавлением синего). Так что схема выглядит на много сложнее. Первый интерьер - я лично считаю, что пол - просто серый, а голубизна его банальный оптический эффект от избытка красно-оранжевого. С третьей картинкой - я согласна - там есть дополнительный цвет, но у нас схема тоже не ограничивается 4 цветами: у нас 4 родственных при чем доминирующих цвета красный, розовый (красный с примесью синего), фиолетовый и сине-фиолетовый. И есть элементы желтого, который является дополнительным только к фиолетовому цвету. Тут можно рассматривать как 2 варианта сочетания примененных в одном дизайне. А еще есть голубые блики света ламп, которые так же выпадают из этих закономерностей.
    Идеально-книжном чистом виде Родственное сочетание в интерьерах и рекламе не так часто, так как скучно. Я смотрела не одну сотню фото на эту тему и в основном везде есть хотя бы малюсенький - но элемент противоречивый (который уводит к более сложной схеме), где -то пятно дополнительного цвета на картине висящей в комнате, где-то подсветка и т.п. Иначе фото не смотрится.
    Возможно нужно было вынести цвета которые я считаю родственными отдельно - для более наглядной передачи моей идеи - этот момент постараюсь в ближайшее время учесть.

  • 30 июнь 2015

    Цветами пренебрегать нельзя, если ввели цвет, значит схему поменяли. Вы учите, а ученики рассматривают ваши картинки.
    В постере классическая "прямоугольная схема" сочетания состоит из двух пар. оранж, синий и зеленый, красный.
    Интерьер 1 "разбитое дополнение". Интерьер 2, 4 цвета: 3 родственных и 1 контрастный. Вы сами это все знаете. А вот кто пришел читать этого не знает.

  • 29 июнь 2015

    И в постере, и в интерьерах подбирались наиболее подходящие фото. В постере доминирующие цвета синий, голубой зеленый. Они как раз и являются родственными цветами. Из этого всего выпадает только желто-красный цвет выстрела и розовая полоса на заднем фоне, но они не являются доминирующими. В остальном полностью изображение соответствует.
    В интерьере спальни цвета оранжевые и красный - родственные, единственная сильна претензия может быть к цвету пола, но на мой взгляд он ахроматический темно-серый. Легкая синева, которой он отдает местами я думаю, что является не чем иным как оптическим цветовым эффектом.
    Последнее изображение интерьера - это переливы фиолетового, пурпурного и красного цветов в нескольких оттенках. Все они лежат на цветовом круге друг за другом. Из всего этого выбиваются только желтые элементы, но они не являются доминирующими. И добавлены как контрастные. В данном случае я считаю, что можно ими пренебречь, что бы увидеть основную тему - родственные цвета. К сожалению более точных картинок без каких-либо контрастных элементов мне в момент подбора фото с нужными параметрами не удалось. А те, что есть и так позволяют передать общий эффект для понимания данного сочетания.

Колористика - это увлекательнейшая наука, которая занимается изучением цветов, их сочетаний и воздействия на человека. Казалось бы, какая же это наука - рассматривать цвета? Однако изучению колористики уделяется огромное внимание в разных сферах: в дизайне интерьера, веб-дизайне, фотографии, дизайне одежды, парикмахерском искусстве, флористике, рекламе, маркетинге и даже психологии.

Что изучает колористика

Изучать природу цвета не так просто, как это может показаться на первый взгляд. Знатоки колористики могут часами рассказывать о том, что такое основные, дополнительные и составные цвета. Немало будет сказано о характеристиках, о о контрастах, цветовой гармонии, колорите, цветовом языке, о спектрах. Продолжать этот список можно бесконечно.

Колористика - наука весьма важная, так как правильно подобранное не только приятно для человеческого взора, но и мощно влияет на физиологические процессы и на психологическое состояние человека. Умело сочетая краски, можно вызвать нужные ассоциации, эмоции, сформировать определенный образ.

Цвета. Воздействие на человека

Работники рекламных агентств умело используют такую функцию колористики, как формирование определенного образа. Не без помощи психологов было выявлено, что преимущество определенных цветов в рекламе может вызвать у человека определенное чувство.

  • Так, к примеру, красный цвет отождествляется с сильными эмоциями, решительностью, опасностью. Этот цвет пробуждает желание.
  • Зеленый - одновременно расслабляющий и тонизирующий. Он символизирует чистоту, свежесть, природу, а также новое начало.
  • Оранжевый - цвет оптимистов.
  • Синий - цвет стабильности, спокойствия, минимализма.
  • Черный ассоциируется с роскошью и элегантностью. Недаром для многих товаров люкс-класса, например для автомобилей, часов или элитного алкоголя, используют рекламу в темных тонах.

Типы цветовых сочетаний

На данный момент колористика насчитывает 10 типов цветосочетаний:

  • Основные.
  • Сложные.
  • Составные.
  • Ахроматические.
  • Монохроматические.
  • Нейтральные.
  • Дополнительные.
  • Родственные.
  • Контрастные.

Один из самых распространенных способов сочетать цвета - это игра контрастов. Даже если вы не знаете о том, что такое контрастные цвета, вы точно сталкивались с этим явлением в жизни. Замечали ли вы, как гармонично на рождественской елке смотрятся красные ленты и игрушки? Все потому, что красный и зеленый цвета - контрастные. Так что же такое «контрастные цвета»?

Цветовой круг Иттена

Профессионалы пользуются специальными справочными материалами, позволяющими определить нужное сочетание цветов. Таблицы сочетания цветов исчисляются сотнями, и у каждой из них есть свои преимущества. Но чаще всего люди творческой направленности используют Иттена.

Йоханнес Иттен - настоящий эксперт в области колористики. Всю свою жизнь он посвятил изучению цвета. Эти знания Иттен подарил миру в виде пособия под названием «Искусство цвета», которое является «библией» для художников, дизайнеров и всех, чья деятельность связана с цветами и дизайном.

В цветовом круге находятся 12 оттенков трех основных синего и желтого. Контрастными цветами называют те, которые резко противоположны друг другу и находятся на противоположных сторонах круга.

Если обратиться к изображению круга Иттена, то сразу видно, что желтый составляет контрастную пару с фиолетовым, синий - с оранжевым, а контрастный цвет красному - зеленый.

Правильное сочетание

Часто контрастные сочетания цветов называют комплиментарными. Для чего используются такие сочетания?

Такое сочетание часто используют в живописи, когда необходимо что-то выделить или подчеркнуть какой-то объект картины. Если взглянуть вокруг, то можно заметить, что природа полна контрастов: алый пылающий мухомор на фоне изумрудной зелени манит своими красками; ярко-желтое солнце, пылающее на голубом небе; синие волны, ласкающие золотистый песочный берег.

Дизайнеры интерьера давно признали, что крайне эффектно смотрится именно комплиментарное помогут выбрать гармоничную цветовую пару, но необходимо запомнить несколько моментов, которые помогут «выжать максимум» из гаммы оттенков:

  • Контрастные цвета не должны находиться в равных пропорциях - это приведет к дисбалансу. Оптимальный вариант - использование одного цвета в качестве основного и дополнение его акцентами парного оттенка.
  • Еще один способ сочетать контрастные пары - использование разных оттенков двух цветов. Это обеспечит баланс цветовой гаммы.
  • Для того чтобы приглушить яркость комплиментарных цветов, "разбавьте" их белым или кремовым. Например, если комплект из и синей блузки выглядит слишком вызывающе, можно смягчить образ белыми аксессуарами.
  • Профессионалы рекомендуют использовать основной и дополняющий цвета в определенных пропорциях. Например, для пары красный-зеленый эта пропорция составит 1:1, оранжевый-синий - 1:2, желтый-фиолетовый - 1:3.

Данные правила будут полезны, если вы берете чистые спектральные цвета. С ними можно ознакомиться на картинке ниже.

Как использовать контрастные цвета

Если вы боитесь неправильно использовать контрасты, то запомните, что приглушенные цвета использовать проще, так как они меньше «перебивают» друг друга.

Главное правило сочетания контрастных цветов: чем интенсивнее цветовой тон, тем меньше должна быть площадь поверхности, на которой он используется.

Следуя этим правилам, можно создать максимально гармоничный образ, будь то одежда, букет, дизайн интерьера или веб-сайта. В противном случае появится дисгармония, негативное восприятие.

Цветовой круг - это очень сильный инструмент в умелых руках. Знание законов построения цветов позволит с лёгкостью манипулировать настроением цветовой палитры и создавать наиболее гармоничные композиции. Все правила строятся на основе первоначального вида цветового круга, поэтому к нему придётся возвращаться в процессе изучения темы.

Стоит отметить, что цветопередача мониторов далека от идеала, а при некоторых настройках различные оттенки могут сливаться и быть совершенно не различимы. По возможности нужно произвести калибровку монитора.

Независимо от настроек монитора можно изучить суть метода, но следует делать поправку на то, что на другом компьютере то, что вы ведите на своём будет выглядеть иначе.

Цветовой круг

Цветовые комбинации:

Ахроматические

Ахроматические цвета отсутствуют в спектре. В данной комбинации есть только белый, оттенки серого и чёрный цвет. В природе чистые ахроматические цвета практически не встречаются. В них всегда есть примеси других цветов.

Цвета ахроматические

В фотографии ахроматические цвета используются для передачи фактуры, объёма, матовости, блеска. Такие цвета используются в основном в интерьере и в портрете. При этом добавление одного цвета в монохромный сюжет создаст сильный акцент. Чаще всего используют красный цвет.

Основные цвета

Главными цветами являются красный, желтый, синий. Для получения любого цвета понадобятся только эти три цвета. Для передачи оттенков понадобятся ещё чёрный и жёлтый.

Основные цвета

Составные

Следующие цвета получаются благодаря смешиванию основных цветов попарно. Из них получаются зеленый, фиолетовый и оранжевый. Это видно на цветовом круге. К примеру, зелёный получается из жёлтого и синего.

Составные цвета

Сложные

Более сложные цвета получаются путём комбинирования составных цветов с расположенными рядом основными цветами. К примеру, оранжевый и жёлтый дадут жёлто-оранжевый. Можно получить шесть сложных цветов. Их видно на цветовом круге. Получить можно красно-оранжевый, желто-зеленый, сине-фиолетовый, сине-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый.

Благодаря затемнению или осветлению этих цветов можно получить всю цветовую палитру. Цветовой круг демонстрирует смешивание эталонных цветов в равной степени. Пользователь волен редактировать как яркость, так и степень смешивания цветов.

Типы взаимоотношения цветов открывают нам возможность практического применения цветового круга. Определённые комбинации цветов влияют на восприятие и передают определённое настроение. Цвета, расположенные рядом имеют другое восприятие, чем противоположно стоящие. Посмотрим на полный цветовой круг.

Контрастные

Контрастные цвета - это те, между которыми на цветовом круге располагается три промежуточных цвета. На цветовом круге всего шесть пар контрастных цветов.

Контрастные цвета создают очень жёсткий и навязчивый вид. Всю сцену на контрастах строить нежелательно. Они подойдут для создания небольших акцентов. Например, можно сделать общее освещение сцены в жёлтых тонах и вставить небольшие участки, акцентированные синим цветом. Это используется в интерьере, в одежде и при обработке снимков в Фотошопе.

Если контрастные цвета разбавить чёрным или белым, то можно активнее их использоваться в сцене. Бледные, кремовые контрастные цвета не будут сильно резать глаз, а значит их можно применять в большей степени.

Дополнительные

Дополнительными цветами называются те, которые находятся на цветовом круге друг напротив друга.

Пример дополнительных цветов:

Дополнительные цвета создают менее броский вид, чем контрастные, но они также очень навязчивы. Если дополнительные цвета разбавить, то можно получить очень приятную композицию.

Монохроматические

Монохроматические цвета являются комбинацией различной яркости и насыщенности одного цвета. Также иногда такие сочетания называют нюансными. Подобная комбинация цветов придаёт спокойствие и устойчивость композиции.

Родственные

Родственные цвета - это последовательность из трёх стоящих друг за другом цветов. Просто выбрав один цвет, добавляем к нему два соседних и получаем три родственных цвета. Подобная выборка может быть названа гармоничной. Цветовой круг предоставляет 12 комбинаций родственных цветов. Всегда все три цвета в комбинации будут смотреться хорошо. Восприятие будет зависеть только лишь от того, тёплые или холодные цвета выбраны.

Как и в предыдущих комбинациях эти цвета можно разбавлять монохроматическими цветами.

Нейтральные

Нейтральные цвета получаются путём использования двух, расположенных в пределах двух полос цветов при том, что один из них будет сглажен добавлением родственных или разбавлен белым или чёрным.

Пример нейтральных цветов:

Родственно-контрастные

Это цвета, которые располагаются на круге слева и справа от выбранного цвета, дополнительного ему на цветовом круге.

Сочетания родственно-контрастных цветов представляют, пожалуй, самый обширный вид цветовых гармоний. В системе цветовых кругов родственно-контрастные цвета располагаются в смежных четвертях. Это теплые желто-красные и желто-зеленые цвета, холодные сине-зеленые и сине-красные цвета, теплые желто-зеленые и холодные сине-зеленые цвета, теплые желто-красные и холодные сине-красные цвета. Всего, как нетрудно убедиться, мы имеем четыре группы родственно-контрастных цветов.

Рассмотрим несколько подробнее цвета первой группы - желто-красные и желто-зеленые. С одной стороны, они несут в себе признак родственности, поскольку и в тех, и в других имеется некоторое количество общего чистого желтого цвета: все они в какой-то мере желтоваты по сравнению с другими цветами. Одновременно с этим в желто-красных цветах в разных количествах присутствует чистый красный, а в группе желто-зеленых - чистый цвет, контрастный и дополнительный красному цвету. Таким образом, эти цвета в известной мере несут признак контрастности.

Гармонические сочетания родственно-контрастных цветов различных групп характеризуются повышенной цветовой активностью и сложностью.

Далеко не все сочетания родственно-контрастных цветов в одинаковой степени гармоничны. Особенной гармоничностью обладают сочетания цветов, которые располагаются в цветовом круге на концах вертикальных и горизонтальных хорд (на рис. 2 несколько таких хорд показаны пунктирными линиями). Это объясняется тем, что между такими парами родственно-контрастных цветов существует двойная связь: они состоят из одинакового количества объединяющего главного цвета и одинаковых количеств контрастирующих цветов.

Рис. 2.

Художественная практика свидетельствует о том, что родственно-контрастные цвета даже в чистом виде, без примесей к ним ахроматических цветов, гармонично соединяются один с другим при условии, когда количество объединяющего главного цвета и количество контрастирующих главных цветов в двух сочетаемых цветах одинаковы. Но художник чаще имеет дело с цветами более сложных оттенков, разбеленными или затемненными. Ощущение эмоциональной выразительности родственно-контрастных цветов, естественно, меняется в зависимости от того, из какого цветового круга выбраны цвета для сочетаний.

Простейшее гармоническое сочетание двух родственно-контрастных цветов значительно обогащается при добавлении к ним одного ахроматического цвета, особенно белого или черного. Аналогично приведенному другое решение, когда к сочетанию двух родственно-контрастных цветов добавляются цвета из теневых рядов этих цветов.

В последнем случае мы имеем один из видов гармонических сочетаний двух теневых рядов родственно-контрастных цветов. В целом эти гармонические сочетания подразделяют следующим образом:

два чистых родственно-контрастных цвета, которые дополняются цветами теневого ряда одного из сочетаемых цветов;

два чистых родственно-контрастных цвета, дополняемых цветами из обоих теневых рядов; один чистый и остальные из теневых рядов родственно-контрастных цветов.

При этом целесообразно чистый цвет окружить цветами теневого ряда данного цвета, а остальные брать из теневого ряда другого цвета и располагать их на некотором отдалении;

Все родственно-контрастные цвета или затемненные, или разбеленные (гармония приобретает более сдержанный колорит, поскольку полярные свойства цветов смягчены).

Подчеркнем: только три, минимум три цвета позволяют в полной мере судить о сочетаниях и отношениях цветов в орнаментальной композиции. В этой связи назовем некоторые другие гармонические связи 3-4 цветов.

Цветовая гармония может образовываться сочетанием цветов, расположенных в вершинах вписанного в цветовой круг равностороннего треугольника. У этого треугольника одна из сторон параллельна горизонтальному или вертикальному диаметру; в противостоящей указанной стороне вершине расположен главный цвет, контрастно-дополнительный тому главному цвету, который входит в состав пары родственно-контрастных цветов (рис. 3). В цветовом круге мы имеем четыре таких равносторонних треугольника, в системе пяти кругов - 20.

Рис. 3.

У каждой триады цветов два родственно-контрастных цвета уравновешены двойной связью объединяющих и контрастирующих главных цветов. Третий главный цвет лучше затемнить или разбелить.

Другой вид гармонических сочетаний трех цветов: два родственно-контрастных цвета и третий цвет - главный - объединяет первых два цвета. Для примера на рис. 4 показано несколько соответствующих треугольников.

Рис. 4.

Чтобы придать большую гармоничность сочетанию цветов данной триады, можно уменьшить количество чистого главного цвета его затемнением или высветлением.

Еще один вид гармонических триад образуют цвета, расположенные в вершинах прямоугольных треугольников, при условии, что два катета соединяют пары родственно-контрастных цветов (катеты параллельны горизонтальному и вертикальному диаметрам цветового круга). На рис. 5 показаны два таких прямоугольных треугольника. В каждом из них цвет, который расположен в вершине, противолежащей гипотенузе, является родственно-контрастным по отношению к двум другим цветам, а последние, в свою очередь, связаны между собой контрастными отношениями. Всего таких треугольников в одном цветовом круге можно построить четыре, в системе из пяти кругов - 20.

Рис. 5.

Сочетания четырех родственно-контрастных цветов образуют на базе прямоугольника, каждая из сторон которого связывает два родственно-контрастных цвета (рис. 6).

Рис. 6.

Наиболее тесные и активные связи возникают между цветами, когда прямоугольник заменяется квадратом. Цвета, расположенные по диагонали прямоугольника или квадрата, являются контрастно-дополнительными (другие пары цветов - родственно-контрастны).

Гармонические связи родственно-контрастных цветов из трех и четырех компонентов главного цветового круга на практике применяются сравнительно редко. Художники отдают предпочтение сочетаниям родственно-контрастных цветов из системы цветовых кругов. Во-первых, все рассмотренные выше виды гармонических сочетаний остаются в силе для любого затемненного или высветленного цветового круга. Во-вторых, любые три или четыре родственно-контрастных цвета могут быть сочетаемы с цветами теневых рядов любого из этих родственно-контрастных цветов.

Завершая этот параграф, отметим, что именно в сочетаниях родственно-контрастных цветов со всей полнотой и наглядностью проявляются два основных принципа построения цветовых гармоний: принцип одинаковости и тождественности цветов и принцип противопоставления цветовых тонов.

Здравствуйте! Сегодня мы постараемся разобраться как правильно подбирать и сочетать цвета при работе над разворотами фотокниг. В том числе, и при создании элементов для скрап-наборов.

В нашей повседневной жизни нам очень часто приходится сталкиваться с проблемой сочетания цветов. По большому счету, мы эту проблему решаем ежедневно: выбирая, какой комплект одежды надеть, как правильно нанести макияж, какие аксессуары подобрать, какие шторки повесить в спальню или какого цвета подушку положить на диван:). Это же касается и фотографий (на каком фоне лучше встать в зеленом платье), или оформления разворотов фотокниг (сочетание элементов в кластере, подбор подходящего к фотографиям фона и т.д.).

Для того чтобы достаточно грамотно сочетать цвета так, чтобы наш образ, фотографии и фотокниги смотрелись гармонично, очень полезно использовать ЦВЕТОВОЙ КРУГ. В этой статье мы рассмотрим основные правила чтения цветового круга.

Вот один из примеров цветового круга.

Как же им пользоваться?

Существует 3 основных цвета: красный, синий, жёлтый. При смешивании этих цветов в разных вариантах получаются вторичные цвета: зелёный (синий + жёлтый), оранжевый (жёлтый + красный) и фиолетовый (синий + красный). Все это помнят еще с детства.

Какие же цвета сочетаются друг с другом?

Два противоположных цвета на цветовом круге

А точнее, это вторичный цвет и тот основной цвет, который не содержится в составе этого вторичного.

Чтобы проще было запомнить, приведу такие примеры.

  • Зеленый (вторичный) = желтый (основной) +синий (основной)

Красного в составе нет, следовательно, зеленый и красный образуют контраст.

  • Оранжевый (вторичный) = желтый (основной) + красный (основной)

Синего в составе нет, поэтому оранжевый и синий образуют контраст.

  • Фиолетовый (вторичный) = красный (основной) + синий (основной)

Желтого в составе нет, а значит фиолетовый и желтый контрастны.

Итак, это пары противоположных цветов, сочетания которых высоко контрастны и дают очень интересный эффект.

— красный и зеленый;

— синий и оранжевый;

— желтый и фиолетовый.

Пример: красный и зеленый.

Пример: синий и оранжевый.

Пример: желтый и фиолетовый.

Три цвета на цветовом круге, которые образуют треугольник.

Пример: зеленый + фиолетовый + оранжевый. На этой страничке зелено-фиолетовый кластер на бледно-оранжевом фоне.


Два цвета родственных и один контрастный.

Пример: зеленый + розовый + желтый. Здесь (в бордюрах) зеленый и желтый родственные цвета, а розовый – контрастный, то есть стоит в цветовом круге напротив них.


Три цвета родственных и один контрастный.

Пример: желтый + оранжевый + красный + синий (контрастный)

Три родственных цвета.

Пример: Зеленый + синий + голубой цвета в кластере.

Также цвета делятся на теплые и холодные.

Теплые: красный, оранжевый, желтый.

Холодные: зеленый, синий, фиолетовый.

Дизайнеры и фотографы очень часто используют это разделение в своих работах, чтобы усилить восприятие пространства. Например, чтобы маленькая комната визуально выглядела больше, они используют холодные цвета. И наоборот, теплые цвета визуально уменьшают пространство.

Что касается фотографии, то более выгодно смотрятся фото, где на переднем плане выступают теплые цвета, а на заднем холодные. Если же наоборот, то картинка будет очень неприглядной.

Это, конечно же, касается и наших фотокниг. Прежде чем подбирать фон для разворота, необходимо определить, что же будет у нас на странице, какого цвета кластеры, рамочки, фотографии. Поэтому фон лучше всего подбирать в последнюю очередь.

Если мы хотим получить более контрастный разворот, то фон должен быть в холодных тонах, а остальные элементы – в теплых тонах контрастного цвета. Если нам хочется чего-то более спокойного, то лучше подбирать родственные цвета.

Пример: в кластерах превалирует теплый цвет (красный) + фон холодного цвета (синего) .

Пример более спокойного разворота, оформленного в родственных цветах (оттенки синего и зеленого)

Вопрос сочетания цветов очень интересный, в рамках марафона изучить досконально этот вопрос не представляется возможным. По этому вопросу написаны десятки книг и трудов. Мы лишь затронули верхушку этой интересной и очень нужной темы. Дальше вы можете продолжить изучение этого вопроса самостоятельно. Кроме прочтения книг, вам полезно будет заглянуть сюда))) Это ресурс Adobe Kuler, где вы можете не только найти огромное количество цветовых схем, но и создать свои.

Урок подготовлен командой сайта «Фотокниги для души». Исполнитель — Юлия.

В этот раз как такого задания вы не получите. Я бы советовала вам проанализировать данный материал, если для вас осталось что-то непонятным, найти еще материал в интернете. Уже в следующем уроке вы сможете применить эти знания на практике.

Участницы марафона и читатели сайта, не забывайте комментировать статьи, высказывать свое мнение, мысли и т.д. Нам интересно ваше мнение!

И не забывайте нажимать на соц. кнопочки, расположенные чуть ниже, если вам интересно участвовать в марафоне.



Публикации по теме