Отделение социальный приют детей и подростков. Деятельность детских социальных приютов на современном этапе

ПРИЮТ - социальное учреждение для временного проживания детей, оказавшихся в экстремальной жизненной ситуации. Детские социальные приюты создаются и ликвидируются исполнительными местными и распорядительными органами на основании «Примерного положения о детском социальном приюте».

Цель приюта - оказание социально-педагогической, психологической, медицинской, правовой помощи несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, требующей помощи специалистов. Максимальный срок пребывания детей в приюте - 6 месяцев. Примерная структура приюта: служба первичного приема, отдел диагностики социальной дезадаптации, служба реализации программ социальной реабилитации, отдел социально-правовой помощи. Приют может существовать как самостоятельное учреждение или входить в состав социально-педагогического центра. Структура приюта, являющегося самостоятельным учреждением, не входящим в комплекс приюта, - социально-педагогический центр, может ограничиться двумя структурными подразделениями: служба первичного приема и отдел социальной реабилитации и социально-правовой помощи.

В случае вхождения приюта в состав социально-педагогического центра структурное построение может быть таким: служба первичного приема, служба реализации программ социальной реабилитации. Служба первичного приема детского социального приюта состоит из карантинного отделения с отдельным входом, приемного и гигиенического отделения, помещений для проживания воспитанников. Штат службы - 4 - 10 патронажных сестер, прошедших специальную подготовку при социально-педагогическом центре. В штат карантинного отделения включены воспитатели, помощники воспитателя, медицинский работник. По истечении срока пребывания ребенка в карантинном отделении (1 месяц) и оказание ему соответствующей помощи ребенок отправляется в группу, где с ним работают психолог, социальный педагог, врач, дефектолог и другие специалисты. К концу пребывания ребенка в приюте должны быть определены мероприятия по дальнейшему его устройству (возвращение в семью, интернатное учреждение или др.) .

Существующие сейчас социальные приюты работают по Типовому положению и предназначены для временного проживания и социальной реабилитации детей и подростков 3-18 лет.

Социальные приюты - это образовательно-воспитательные учреждения, где детям и подросткам оказывается помощь по разрешению их жизненной проблемы. Их функции обеспечить безопасность ребенка, защитить его от жесткости и внешних угроз, снять остроту психического напряжения в отношениях с семьей, с педагогами, сверстниками. Работа приюта направлена на коррекцию и реабилитацию детей.

Особенность приютов состоит в том, что это учреждение временного пребывания. Поскольку программа реабилитации индивидуальна для каждого ребенка, сроки пребывания в приюте также индивидуальны. Ребенок сам может попросить убежища в приюте до решения его дальнейшей судьбы.

Контингент приюта составляют дошкольники и младшие школьники (90%), проживание которых в семье стало невозможным, например, из-за алкоголизма родителей, постоянных побоев, отсутствие элементарных условий для жизни. Одна из причин помещения детей в приют - сексуальное насилие(11%), насилие как над маленькими детьми (1,5 - 5 лет), так и над девочками 13 - 15 лет. 9% детей помещаются в приют из-за болезни матери, отсутствия родственников, смерти родителей, на время оформления опеки.

Детей в приют направляют сотрудники милиции (59%), социальные педагоги (26%), родственники(10%), и очень редко (6%) дети приходят в приют сами, это подростки которые вынуждены уйти из семьи.

Очень часто администрация приюта сталкивается с проблемой дальнейшего устройства детей, так как многих уже нельзя вернуть в семью, поскольку родители лишены родительских прав (35%), дети - круглые сироты (14%), родители - инвалиды (19%) или психически больные.

Обследование детей приюта дает достаточно тяжелую картину: 80% детей имеет психоневрологическую патологию, 42% - задержку психоречевого развития, преобладают заболевания органов дыхания. Только 2,2% детей здоровы.

Поскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.

Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.

Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.

Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.

У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.

Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.

Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.

При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.

Первый этап в работе с детьми - изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.

Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.

Он планирует:

· проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;

· обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;

· составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;

· наблюдение за ребенком в адаптационный период.

Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.

Выступление всех участников записываются в протокол, после чего идет обсуждение ситуации, разрабатывается программа реабилитации семьи. В ней назначаются задания для всех участников консилиума и сроки выполнения. Данную форму работы с неблагополучными семьями считают очень эффективной, так как присутствие на консилиуме представителей различных служб помогает родителям осознать сложность ситуации, в которой они оказались вместе со своими детьми; перед родителями ставятся конкретные условия и задачи, при выполнении и решении которых они смогут улучшить обстановку в семье и забрать своих детей из приюта.

После десятидневного наблюдения за ребенком в период адаптации проводится педагогический консилиум по составлению программы реабилитации. Социальный педагог приглашает на заседание заместителя директора СПЦ, психолога, медицинского работника, воспитателей, которые наблюдали ребенка в адаптационный период. Специалисты анализируют карту наблюдения за ребенком, оглашают результаты диагностики, после чего разрабатывают индивидуальную программу реабилитации.

Главными направлениями работы социального педагога по социальной реабилитации являются:

1. формирование у воспитанников приюта навыков социального взаимодействия;

2. работа с воспитанниками по профилактике девиантного поведения;

3. формирование умений и навыков действовать, оказавшись в трудной жизненной ситуации;

4. формирование навыков ответственного поведения;

5. работа с воспитанниками и их родителями по восстановлению утраченных контактов с семьей.

Через определенное время проводятся повторные консилиумы, чтобы отследить выполнение программ реабилитации семьи и ребенка. При необходимости в программу вносятся коррективы и изменения.

После выбытия из детского приюта программа по реабилитации несовершеннолетнего продолжается согласно рекомендациям, которые составляют специалисты, работающие с ребенком.

Одним из важнейших направлений работы социального педагога по социальной реабилитации воспитанников приюта является профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, правовое просвещение, которое включает в себя знакомство воспитанников с законодательством Республики Беларусь, в частности регулирования вопросов, затрагивающих интересы детей (Кодексом Республики Беларусь об административных правонарушениях, Уголовным кодексом Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О правах ребенка», Конвенцией о правах ребенка) .

Что интересно, в каждом районе (городе) работой с неблагополучными семьями занимается не менее 50 специалистов. К примеру, в Орше (помимо 19 работников приюта) это 27 социальных педагогов школ, 9,5 штатной единицы городского социально-педагогического центра, 3 - сектора опеки горисполкома, 4 - территориального центра обслуживания населения (всего - 62,5 штатной единицы).

Сегодня в Беларуси действует 140 приютов, на которые ежегодно расходуется более 20 миллиардов рублей из средств местных бюджетов. В среднем на содержание одного приюта государство затрачивает 180 миллионов рублей в год.

Таким образом, детский социальный приют является не только временным «убежищем» для проживания детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, но и учреждением, которое проводит целый комплекс мероприятий по реабилитации ребенка и его семьи.

Услуги

В настоящее время в «Доме доверия» работают следующие отделения:

1. Отделение психолого-педагогической помощи

2. Отделение дневного пребывания:

Для детей-инвалидов и детей с ограниченными умственными и физическими возможностями (плановая мощность - 5 человек)

- на базе «Дома доверия» (плановая мощность - 10 человек)

- на базе Рогачевского сельского поселения (плановая мощность - 20 человек)

3. Отделение диагностики и социальной реабилитации (стационарное отделение, плановая мощность - 16 человек.)

Инновационные проекты

1.Проект «Музыкально-эстетическое воспитание детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации».

Ежегодная премия Губернатора Московской области. Номинация «Шаг вперед». (Буянова Е.В., музыкальный руководитель)

2.Проект «Дорога в будущее»

Ежегодная премия Губернатора Московской области. Номинация «На равных». (Кострова Л.Ю., педагог-психолог)

Об организации

Приют начал свою деятельность в 1994 году согласно Постановлению Главы Дмитровского района от 11.02.1994 г. и утвержденному Положению о приютах.

Приют предназначен для круглосуточного пребывания детей и подростков в возрасте от 3 до 18 лет, нуждающихся в социальной помощи и реабилитации. В нашем учреждении проводится реабилитационная работа с детьми и их семьями по оказанию социальной, психологической, медицинской и реабилитационной помощи.

Приоритетным направлением нашей работы является возвращение ребенка в семью. У нас созданы все условия для социальной реабилитации детей и подростков. В нашем «Доме доверия» работают люди, которым не безразлична судьба ребенка, которые дадут ребенку душевное тепло, заботу, уют. Кроме крыши над головой дети получат пятиразовое питание, возможность обучения и активного отдыха, занятий спортом, медицинского обслуживания, педагогическую коррекцию и психологическую реабилитацию, словом всё то, что необходимо для возвращения в нормальную жизнь. За время работы «Дома доверия» здесь получили помощь и поддержку свыше 2000 детей.

Разработаны и внедрены комплексные целевые программы:

* «Социальная адаптация детей в социуме». Цель программы: повышение уровня социальной компетентности воспитанников.

* «Дорога в будущее». Цель: социальная адаптация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями и их дальнейшая интеграция в общество.

* «Мир, в котором я живу». Цель: профилактика детской безнадзорности.

Специалистами проводится реабилитационная работа с родителями воспитанников по восстановлению и гармонизации внутрисемейных связей через реализацию систем консультирования, информирования.

Введены новые формы работы с родителями: параллельные и совместные групповые занятия и консультации с детьми и родителями по программе «Коррекция детско-родительских отношений», направленные на активизацию внутренних ресурсов семьи, проработку личностных проблем, ориентацию их на принятие новых принципов жизни и ценностей, повышение их психологической и педагогической грамотности, проработку личностных проблем, корректировку отношения к ребенку развитие способности к пониманию переживаний, состояний и интересов ребенка, оптимизации детско-родительских отношений.

В рамках родительского клуба «За руку с семьей» проводятся тренинги личностного роста для родителей с использованием арт-технологий.

Воспитанники вместе с родителями вовлекаются в различные виды досуговой деятельности (спортивно-оздоровительная, художественно-эстетическая, трудовая, духовно-нравственная и др.). Проводятся совместные праздники, родительские дни, Дни здоровья, что помогает систематизировать работу по оказанию помощи родителям в формировании здорового образа жизни, в профилактике вредных привычек, предупреждении асоциального поведения. Это дает положительный результат. До 56 %детей возвращаются в кровные семьи.

В летний период организуются краткосрочные реабилитационные группы для детей, нуждающихся в социальном обслуживании.

В учреждении работает Правовой клуб «Хочу всё знать», в рамках которого проводятся индивидуальные беседы с воспитанниками на тему «Я и Закон», «Я живу в России», «Правовой статус», «Мои права и обязанности» и др.

С марта 2014 г. открыто новое отделение - психолого-педагогической помощи населению. Отделение создано с целью повышения психологической устойчивости и формирования психологической культуры населения города, в первую очередь в сферах межличностного, семейного и родительского общения; оказание помощи гражданам в создании благоприятной атмосферы взаимопонимания и взаимоуважения, благоприятного микроклимата в семье; ознакомление с особенностями психологии детского возраста; оказание помощи гражданам, испытывающим трудности в воспитании детей; помощь в психологической адаптации граждан к изменяющимся условиям жизни. Специалисты учреждения консультируют население по психолого-педагогическим вопросам; проводят диагностику несовершеннолетних и взрослого населения по определению детско-родительских отношений, профессиональной ориентации, психологических особенностей, развития психических процессов и т.д.

С 2012 г. на базе «Дома доверия» открыто отделение для детей - инвалидов и детей с ограниченными физическими и умственными возможностями, рассчитанное на 5 человек. Отделение создавалось для реабилитации (психолого-социальной, социально-педагогической, социально-медицинской, социально-бытовой) в условиях дневного пребывания несовершеннолетних с отклонениями в физическом и умственном развитии (не нуждающегося в специализированной медицинской помощи и организации условий индивидуального наблюдения за ребенком), а также обучения родителей. Дети с ограниченными физическими и умственными возможностями получают беспрепятственное общение со сверстниками и взрослыми. Дети-инвалиды вовлекаются в общие мероприятия учреждения. Им обеспечивается безбарьерная среда для социализации и интеграции в детское общество.

Учреждение

    Обеспечивает временное проживание несовершеннолетних;

    оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних по месту учебы, работы, жительства;

    содействует возвращению несовершеннолетних в семью;

    обеспечивает медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних;

    содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

    проводит консультационную, просветительскую работу с несовершеннолетними, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

    организует и проводит лечебно-профилактическую и противоэпидемическую работу с несовершеннолетними.

Постановление Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896
"Об утверждении примерных положений о специализированных учреждениях
для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации"

В соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Признать утратившим силу постановление Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1996 г. N 1092 "Об утверждении Примерного положения о специализированном учреждении для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 39, ст.4562).

Примерное положение
о социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних
(утв. постановлением

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Основными задачами центра являются профилактика безнадзорности и беспризорности, а также социальная реабилитация несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство центра.

8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

а) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

б) принимает участие в выявлении и устранении причин и условий, способствующих безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних;

в) оказывает помощь в восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

г) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации;

д) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на выход из трудной жизненной ситуации;

е) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

ж) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности;

з) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

и) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в центре;

к) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

л) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для оказания социальной помощи и (или) социальной реабилитации и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

V. Управление центром

Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.

Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования за счет средств его учредителя (учредителей).

Примерное положение
о социальном приюте для детей
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность социального приюта для детей (далее именуется - приют), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения приют разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Основной задачей приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

3. В своей деятельности приют руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

4. Приют осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

II. Организация деятельности приюта

5. Приют создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Допускается совместное учредительство приюта.

6. Приют является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Приют ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

7. Приют может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.детей может создаваться один приют.

8. В приюте могут быть образованы приемное отделение, социальная гостиница, семейная воспитательная группа, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, перевозки несовершеннолетних, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

9. В соответствии со своими задачами приют:

а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями осуществляет мероприятия по выявлению детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи;

б) обеспечивает временное проживание несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

в) оказывает социальную, психологическую и иную помощь несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействует возвращению несовершеннолетних в семьи;

д) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в приюте;

е) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

ж) уведомляет родителей несовершеннолетних (их законных представителей), органы опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в приюте;

з) на основании проверки целесообразности возвращения в семьи несовершеннолетних, самовольно ушедших из них, приглашает родителей (их законных представителей) для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних;

и) на основании проверки целесообразности возвращения несовершеннолетних в образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или другие детские учреждения вызывает представителей этих учреждений для решения вопроса о возвращении им несовершеннолетних, самовольно ушедших из указанных учреждений.

10. При приюте может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии приюта.

Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом приюта.

Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.

III. Условия приема и содержания несовершеннолетних

11. В приют круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, обратившиеся за помощью самостоятельно, по инициативе родителей (их законных представителей), направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.

12. Несовершеннолетние находятся в приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Не допускается содержание в приюте несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушения. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

14. Несовершеннолетние содержатся в приюте на полном государственном обеспечении.

IV. Кадровое обеспечение приюта

15. На работу в приют принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.

16. Отношения между работниками и администрацией приюта регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

17. Приют устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

V. Управление приютом

18. Приютом руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Назначение на работу директора приюта осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом приюта.

VI. Имущество и средства приюта

19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за приютом имущество в оперативном управлении.

Приют владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие имущества, закрепленного за приютом в оперативном управлении, допускается только в порядке и в случаях, установленных гражданским законодательством.

20. Финансирование приюта осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Финансирование приюта может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения. Привлечение приютом дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования приюта за счет средств его учредителя (учредителей).

21. Приют вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Оставшееся после ликвидации приюта имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Примерное положение
о центре помощи детям, оставшимся без попечения родителей
(утв. постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2000 г. N 896)

С изменениями и дополнениями от:

I. Общие положения

1. Настоящее Примерное положение регулирует деятельность центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей (далее именуется - центр), являющегося специализированным учреждением, создаваемым в системе социальных служб органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления. На основе настоящего Примерного положения центр разрабатывает свой устав, который утверждается в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

2. Основными задачами центра являются временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и содействие в их дальнейшем устройстве.

3. В своей деятельности центр руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области защиты прав и законных интересов ребенка, настоящим Примерным положением и своим уставом.

4. Центр осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел, общественными и другими организациями.

II. Организация деятельности центра

5. Центр создается, реорганизуется и ликвидируется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или по решению органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Допускается совместное учредительство центра.

6. Центр является юридическим лицом, владеет закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом, имеет расчетный и другие счета в кредитных организациях, смету, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

Центр ведет бухгалтерский учет и представляет информацию о своей деятельности в органы государственной статистики и налоговые органы, учредителю (учредителям) и иным лицам в соответствии с законодательством Российской Федерации и своим уставом.

7. Центр может создаваться из расчета одно учреждение на 5-10 тыс. детей, проживающих в городе (районе). При наличии в городе (районе) менее 5 тыс.детей может создаваться один центр.

8. В центре могут быть образованы приемное отделение, группа длительного пребывания, отделения диагностики и социальной реабилитации, социально-правовой помощи, а также иные подразделения, необходимые для реализации основных задач.

9. В соответствии со своими задачами центр:

а) совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и других организаций осуществляет мероприятия по выявлению детей, оставшихся без попечения родителей;

б) обеспечивает временное содержание несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

в) разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации несовершеннолетних, направленные на их дальнейшее устройство;

г) обеспечивает защиту прав и законных интересов несовершеннолетних;

д) содействует органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей;

е) организует медицинское обслуживание и обучение несовершеннолетних, находящихся в центре, содействует их профессиональной ориентации и получению ими специальности.

10. При центре может создаваться попечительский совет из представителей органов социальной защиты населения, образования, здравоохранения, внутренних дел, а также представителей организаций и лиц, заинтересованных в развитии центра.

Порядок создания и компетенция попечительского совета определяются уставом центра.

Члены попечительского совета осуществляют свои функции на безвозмездной основе.

III. Условия приема и содержания несовершеннолетних

11. В центр круглосуточно принимаются несовершеннолетние в возрасте от 3 до 18 лет, оставшиеся без попечения родителей, обратившиеся за помощью самостоятельно, направленные (поступившие) по другим основаниям в соответствии с законодательством Российской Федерации независимо от места жительства.

При поступлении ребенка в возрасте до 3 лет он направляется в соответствующее учреждение.

12. Несовершеннолетние находятся в центре в течение времени, необходимого для решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Не допускается содержание в центре несовершеннолетних, находящихся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, с явными признаками обострения психического заболевания, а также совершивших правонарушение. В случае поступления таких несовершеннолетних принимаются меры по направлению их в соответствующие учреждения согласно законодательству Российской Федерации.

14. Несовершеннолетние содержатся в центре на полном государственном обеспечении.

IV. Кадровое обеспечение центра

15. На работу в центр принимаются работники, имеющие специальное образование или специальную подготовку.

16. Отношения между работниками и администрацией центра регулируются законодательством Российской Федерации о труде.

17. Центр устанавливает заработную плату работников в зависимости от их квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

V. Управление центром

18. Центром руководит директор, назначаемый органом социальной защиты населения субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

Назначение на работу директора центра осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом центра.

VI. Имущество и средства центра

19. Собственник имущества или уполномоченный им орган в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, закрепляет за центром имущество в оперативном управлении.

Центр владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним в оперативном управлении имуществом в соответствии с назначением этого имущества, своими уставными целями и законодательством Российской Федерации.

Изъятие имущества, закрепленного за центром в оперативном управлении, допускается только в случаях и в порядке, установленных гражданским законодательством.

20. Финансирование центра осуществляется в установленном порядке за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Финансирование центра может осуществляться на основе нормативов, определяемых на одного воспитанника в зависимости от вида учреждения.

Привлечение центром дополнительных средств за счет добровольных пожертвований физических и юридических лиц и других источников в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой снижения финансирования центра за счет средств его учредителя (учредителей).

21. Центр вправе осуществлять предусмотренную уставом приносящую доход деятельность, соответствующую целям его создания, и распоряжаться этим доходом в соответствии с законодательством Российской Федерации.

22. Оставшееся после ликвидации центра имущество передается его собственнику, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.



Публикации по теме