План-конспект занятия (старшая группа) на тему: Путешествие в зимний лес. Конспект занятия "путешествие в зимний лес"

Дроздова Наталья Анатольевна

МБДОУ "Центр развития ребенка - детский сад № 21"

Г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область

Воспитатель

Конспект НОД по познавательному и художественно-эстетическому развитию «Путешествие в зимний лес» (Подготовительная группа)

Программное содержание:

Цель : Расширять представления детей о «Зиме», уточнить признаки зимы.

Задачи:

  1. 1. Развивать временную ориентацию.
  2. 2. Тренировать детей в составлении сложных предложений.
  3. 3. Развивать логическое мышление, внимание, память.
  4. 4. Обогащать словарь детей.
  5. 5. Воспитывать любовь к природе, доброту, желание помочь ближнему.

Предварительная работа

  1. 1. Наблюдение на прогулках за явлениями в природе.
  2. 2. Беседа «Зимующие птицы».
  3. 3. Разучивание с детьми загадок и стихотворений о зиме.
  4. 4. Рисование на темы: «Зимний лес», «Снеговик»

Воспитатель:

- Давайте, ребята поздороваемся друг с другом. Сейчас я повернусь к тому, кто справа от меня, назову его по имени и скажу, что я рада его видеть: он повернется к своему соседу справа и сделает то же самое (Аня, я рада тебя видеть)

А теперь давайте все повернемся к нашим гостям и поздороваемся с ними. «Здравствуйте, мы рады вас видеть!»

Воспитатель:

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Давайте его прочитаем.

«Здравствуйте, ребята! Я, хозяин волшебной тропинки Старичок - лесовичок. Приглашаю вас в гости в зимний лес и предлагаю вам отгадать загадки - задания. В конце путешествия вас ждёт сюрприз! Желаю вам удачи и успехов!»

Воспитатель:

Ребята, вы любите путешествовать?

Воспитатель:

Сегодня мы с вами отправимся в зимний лес. Хотите?

Для наших друзей, лесных зверей, я приготовила угощение, вдруг мы там их встретим. А сейчас возьмитесь за руки:

Поднялись, опустились

В зимнем лесу очутились.

Давайте погуляем по лесу.

Воспитатель:

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали (ходьба друг за другом),

Вот березка стоит, на ребят она глядит (ходьба на носках, руки вверх),

Через сугробы мы шагаем, выше ноги поднимаем (ходьба с высоким подниманием колен),

Дети в сугробе тропку протоптали (ходьба приставным шагом вправо, влево),

Я зимы не боюсь, очень быстро пробегусь (бег в колонне друг за другом),

Мы на лыжи дружно встали, и быстрее побежали (имитация ходьбы на лыжах),

По дороге зимней, гладкой побежали, как лошадки (бег с высоким подниманием бедра),

Вот мы шли, шли, шли - далеко в лес забрели (ходьба друг за другом). Воспитатель приглашает детей встать в небольшой круг.

Воспитатель:

Для того чтобы больше узнать о жизни леса зимой мне поможет волшебный «снежок». Я буду бросать « снежок», и задавать вопросы, а вы - отвечать, хорошо подумав.

Настоящие ли шубы и шапки зима одела на деревья?

Зачем зима это делает?

Все ли деревья в лесу стоят голые?

Какие деревья зимой зелёные?

Какие животные живут в лесу?

Это дикие или домашние животные?

Как нужно вести себя в лесу?

Воспитатель:

Я вижу, вы много знаете о лесе, о зиме, животных.

Воспитатель:

- Ребята здесь чей- то дом, интересно кто же здесь живёт? Отгадайте:

Кто же в шубе меховой

Спит холодною зимой.

Он большой, но вот беда

Лапу он сосёт всегда (медведь)

Кто это?

Что любит, есть медведь? (жёлуди, орехи, корни, клубни и стебли трав.)

Почему медведя называют косолапым? (при ходьбе у него носки смотрят внутрь, а пятки наружу)

Что медведь делает зимой?

Как зовут детёнышей медведицы?

Ребята, медведь зимой крепко спит в своей берлоге. Давайте оставим ему угощение и тихо - тихо пойдем дальше, чтобы не разбудить его.

На носочки дружно встали

И тихонько зашагали (ходьба на носочках).

Ребята, под берёзкой кто-то сидит. Кто же это?

Длинное ухо, комочек пуха,

Прыгает ловко, грызёт морковку? (заяц)

Что любит, есть заяц? (траву, морковку, капусту)

Как заяц готовится к зиме?

Для чего он меняет шубку?

Почему зайца называют трусишкой? (врагов у зайца много: и лиса, и волк, и рысь)

Как заяц бегает? (он быстро бегает и путает следы)

Скажите, чем питается заяц зимой? (тонкие веточки, кору, сухую траву)

Всё про зайчика рассказали - давайте его угостим. Артём, найди у меня в корзинке любимую еду зайчика. Давайте оставим морковку на пеньке и пойдем дальше.

Воспитатель:

Путь у нас длинный, давайте сделаем привал и немножко отдохнём. Садитесь за столы.

У вас на столе лежат карточки. Вам нужно собрать картинку и вы узнаете, кто живёт в вашем домике.

Кто живёт в твоем домике?

Как называется домик лисы?

Как называется дом медведя?

Где живёт заяц?

Где домик белки?

Воспитатель:

Что это? (на снегу разбросаны ореховые скорлупки)

Как вы думаете, кто их набросал? (белка)

Но белочки не видно, где ж она? (спряталась в дупле, на дереве)

Кто знает, как белка готовиться к зиме?

Куда прячет белка свои припасы? (в дупло).

Какого цвета у неё шубка летом? А зимой?

(меняет рыжую шубку, на тёплую серую; готовит запасы: сушит грибы, ягоды, собирает шишки, делает тёплую постель из листьев)

Как вы думаете, легко ли живётся белке зимой? (холодно, голодно, запасы кончаются)

Давайте оставим белочке угощение - орехи.

Посмотрите, чей это хвост торчит из-за ёлки? (лисий, хвост лисы)

Давайте, вспомним добрые, ласковые, интересные слова о лисе.

(лисонька, лисичка, рыжая, плутовка, хитренькая, кумушка, сестричка, пушистая, рыженькая)

Давайте присядем с вами на полянке и отдохнём.

Воспитатель:

Тише послушайте. Слышите, кто-то в лесу разговаривает? (запись голоса птиц). Кто это? (птицы)

Воспитатель:

А какие птицы зимуют в наших краях, вы знаете? Давайте посмотрим.

Слайды с изображением зимующих птиц (голуби, вороны, синицы, воробьи, снегири).

Воспитатель:

А вызнаете, что они говорят? Жалуются на то, как им тяжело живётся в наших краях зимой. А почему им тяжело жить?

Воспитатель:

Правильно. Зимы у нас суровые, птицам холодно, но ещё больше они боятся голода. В городе птицам помогают люди, а как? Чем питаются птицы? (зерна, ягоды, крошки хлеба)

Чем же мы можем помочь птицам, чтобы они не голодали?

Я предлагаю вам сделать любимое угощение для снегирей.

Дети делают поделку «Ветка рябины» с использованием техники аппликации из салфеток методом скручивания.

А сейчас мы отнесём наши работы на кормушку (слайд с изображением снегирей на ветке рябины)

Воспитатель:

Вот мы и выручили наших птиц, они вам говорят спасибо. А теперь нам пора возвращаться из нашего путешествия.

(Музыкальное сопровождение для перемещения)

Воспитатель:

Ребята, где мы с вами побывали? (в зимнем лесу).

Понравилось вам в лесу?

Кого мы там повстречали?

Ребята посмотрите, а вот письмо и подарок от Старичка - лесовичка.

«Спасибо, вам ребята за то что, вы так много знаете про диких животных, соблюдаете лесные правила и не забываете подкармливать зверей и птиц. Жду вас в следующий раз. А для вас я приготовил подарок»

Ребята, (тряся коробочку) а как вы думаете, что лежит в коробочке? Что же это может быть? (Цель: развитие эмпатии). Да это же конфеты! Но они не простые. Как только вы их съедите, вы превратитесь в волшебников и сможете пожелать всем людям что-то хорошее, от чего они смогут стать радостными и счастливыми. Давайте подумаем, что можно пожелать нашим гостям?

Пусть они никогда не болеют,

Пусть все хорошо живут,

Пусть все будут счастливыми.

И я хочу пожелать вам, чтобы вы росли здоровыми, сильными, слушались своих родителей.

Подведение итога:

Воспитатель :

Что вам особенно понравилось в нашем путешествии? В чем вы испытывали затруднения?

Скажите, что нового вы сегодня узнали? Что было самым интересным?

Нина Мазур
Интегрированное занятие «Путешествие в зимний лес»

Образовательная область : «речевое развитие, художественная литература, коммуникация, двигательная деятельность, социализация, художественно- эстетическое развитие, исследовательская деятельность.

Группа : общеобразовательной направленности для детей от 4до 5 лет.

Воспитатель : Мазур Нина Дмитриевна

Первой квалификационной категории.

Тема : «Путешествие в зимний лес »

Место проведения : группа №10

Цель : Расширять представления детей о признаках и приметах зимы, об особенностях диких животных в зимнее время года .

Задачи :

Образовательные :

1. Вспомнить и закрепить знания детей о жизни животных в зимнем лесу .

2. Расширять знания детей о времени года зима.

3. Совершенствовать умения внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя.

4. Закрепить умение проводить исследовательскую деятельность, работать в группе.

5. Словарь : Учить подбирать определения к заданным словам.

Развивающие :

1. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи.

2. Развивать познавательный интерес детей , внимание и память.

3. развивать интерес к выполнению заданий.

4. Развивать творческое воображение у детей.

Воспитательные :

1. Воспитывать интерес к повадкам зверей .

2. Воспитывать у детей любовь к животным.

3. Воспитывать речевое общение детей друг с другом и воспитателем.

4. Воспитывать желание беречь живую природу и воспитывать любовь к окружающему миру.

здоровьесберегающие :

1. Создание эмоционального комфорта и психологической безопасности.

Принципы воспитания : 1. Формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

2. Создание положительного эмоционального подъёма.

3. Воспитание через взаимодействие.

4. Воспитание через творчество.

Принципы обучения : 1. Обучение детей добру и заботе об окружающем их мире. 2. Умение создать проблему или проблемную ситуацию и научиться правильно выйти из неё.

Методы воспитания : 1. Игра, поручения, ситуация свободного выбора.

2. Художественное слово, исследование, просмотр презентации»Дикие животные», создание ситуации успеха, игровые ситуации.

Методы обучения :1. Словесные, наглядные, практические, игровые, творческие, художественное слово : загадки, мимика, жесты.

2. Метод взаимной проверки, временная работа в группах, создание ситуации совместных переживаний.

Форма организации : Путешествие в лес . Дидактические средства : картинки о зиме, о диких животных, атрибуты : презентация на тему : , письмо, схема-карта передвижения по лесу. Материал для занятия творчеством : кисти №8, №5. Краски : гуашь, акварель, цветные карандаши, альбомный лист бумаги.

Связь с другими образовательными областями : речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, чтение художественной литературы, социализация, музыка, художественное творчество.

Предварительная работа : Беседа с детьми о жизни диких животных родного края, рассматривание картин с изображением диких животных. Дидактические игры : «Чей детеныш?» , «Подбери словечко» , «Чей хвост, чья голова?» , отгадывание загадок о диких животных, чтение русских народных сказок о диких животных.

Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и весёлые глаза. Я хочу подарить, вам свою улыбку, подарите свою улыбку соседу слева, справа, а сейчас улыбнитесь мне. Вы любите путешествовать (ответы детей) .

Воспитатель : А, вы, знаете, нам с вами пришло письмо. Хотите посмотреть, что в нем? (ответы детей) .

Воспитатель открывает конверт и достает письмо. В нем задания для детей.

Воспитатель : Читает письмо. Показывает детям задания.

Воспитатель : Нас приглашает в свой зимний лес лисичка . Вот прислала нам маршрут как до леса добраться.

Воспитатель : Вы хотите совершить путешествие в зимний лес ? А как вы думаете, почему лисичка называет его зимним лесом ? (ответы детей) .

Воспитатель : А какие приметы зимы, вы знаете? Что бывает зимой? (ответы детей)

Воспитатель : Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

(холодная, снежная, морозная, метельная, вьюжная, красивая, сверкающая) .

Воспитатель : Посмотрите, пожалуйста, нам лисичка принесла вот здесь что-то.

Как вы думаете, что это?

Дети : снег

Воспитатель : Какой снег зимой?

Дети : белый, пушистый, серебристый, скрипучий, липкий, холодный.

Воспитатель : Когда идём по снегу, что с ним происходит?

Дети : Скрипит.

Воспитатель : Почему скрипит?

Дети : много снежинок и они скрипят, когда на них ступают.

Воспитатель : А как вы думаете из чего состоит снег? (из воды)

Воспитатель : А кто расскажет нам, стихотворение, про снег?

Дети читают стихотворение

Воспитатель : Мы с вами оставим снег в группе, а сами отправимся в путешествие , а когда вернемся, то посмотрим, что будет с нашим снегом.

Согласны? (ответы детей)

Воспитатель : Дети нам пора в гости к лисичке в зимний лес . Но в лесу холодно, нам нужно одеться.

Дети имитируют одевание и называют по порядку название одежды, которую они надевают для путешествия .

Воспитатель : Дети, а в лесу снега много на чем мы поедем в лес? Выбирайте, на чем удобнее, на лыжах или на санках.

Дети : на лыжах

Воспитатель : надеваем лыжи и идем в лес.

Физкультминутка : Ходьба на лыжах.

Звучит музыка, под музыку дети идут как бы на лыжах.

Воспитатель : Вот мы и пришли в зимний лес . Посмотрите на красивые деревья в лесу, они покрыты все снегом.

Воспитатель : Что происходит с деревьями зимой?

Дети : Они отдыхают, спят, укрывшись снегом.

Воспитатель : Покажите где здесь березка, елка, сосна, осина. ?

Дети показывают и называют.

Воспитатель : Дети, а в лесу живут звери, но какие вы угадайте и читает загадку : Сердитый недотрога живет в глуши лесной;

Очень много, а нитки ни одной.» (Ёж)

Воспитатель : А теперь Витя найди, пожалуйста, ёжика, покажи нам.

Ребёнок рассказывает про ежа.

Воспитатель : читает следующую загадку : Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый – краса!

А зовут её? Лиса.

Воспитатель : Найдет нам лисичку Лиза. Ребенок находит картинку лисы и рассказывает о ней.

Воспитатель : Читает загадку :Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу. (белка)

Воспитатель : Миша найди нам белочку. Ребенок рассказывает про белку.

Воспитатель : А кто знает загадку про медведя и загадает нам.

Загадывают загадку про медведя. Рита найди нам медведя и расскажи.

Ребенок рассказывает про медведя. Воспитатель : про зайчика знаете загадку?

Дети загадывают загадку про зайчика. Воспитатель : Саша покажи нам зайчика.

Ребенок рассказывает про зайчика.

Воспитатель : Дети, по сколько лап у каждого из этих зверей (по четыре)

А что есть на лапах у зверей? (Когти)

Воспитатель : Каких зверей мы с вами еще не назвали?

(лось, олень) . Найдите их и покажите нам. Воспитатель : Вы знаете, я, что-то забыла, а у лося лапы или ноги?

Дети : ноги и у них копыта на ногах.

Воспитатель : А как вы думаете, дети, какие это животные?

Ответы детей : дикие.

Воспитатель : А почему вы так думаете, что они дикие?

Ответы детей : они живут в лесу, сами добывают себе пищу и готовят себе жильё. У лисы есть нора, у медведя берлога, ёжик спит под корягами, зайчик забирается в снег или под кустиками.

Воспитатель : А сейчас мы немного передохнем и продолжим своё путешествие .

Воспитатель показывает презентацию на тему : «Дикие животные и их детеныши» .

Воспитатель : показ слайдов.

Воспитатель : Вы знаете, вот здесь в письмо, лежит какая- то схема движения. Лисичка нам нарисовала маршрут. Что мы должны идти по дорожке и найти жилище животного, где оно спит всю зиму. А какое животное мы узнаем, когда пройдем по данной схеме. Давайте будем думать и вместе искать. Ой, смотрите, здесь нам положили следы этого зверя.

Интересно , чьи это следы?

Дети отгадывают и называют : Медведя.

Воспитатель : Мы сейчас с вами проверим, мишка там спит или ёжик.

Выстраиваемся от входной двери в группу и идем налево, и затем идем прямо, выкладывая следы на каждый шаг ребенка. Доходим до двери спальной комнаты и ищем животного, которое спряталось в берлоге.

Дети рады, что дошли правильно и называют животное. Это медведь и следы медведя.

Воспитатель : лисичка еще одно задание нам придумала.

Посмотрите, вот это чьи следы?

Ответы детей : Заячьи. Воспитатель : Теперь нам нужно встать снова у входной двери в группу и пойти направо и идти прямо по дорожке до окна. Там мы увидим, кто же прячется в своей норке. Дети также на каждый шаг выкладывают следы зайца и доходят до окна. В кустике спрятался зайчика.

Воспитатель : Вот мы выполнили все задания лисички и нам пора возвращаться в нашу любимую группу. Звучит музыка и дети, имитируя ходьбу на лыжах, возвращаются на место, откуда начали своё путешествие .

Воспитатель : Дети, а вам понравилось путешествовать .

Ответы детей.

Воспитатель : Мне тоже понравилось, а какие интересные задания придумала нам лисичка. Вы хотите еще отправиться путешествовать в лес .

Дети : Да

Воспитатель : В лесу очень красиво и интересно . На следующем занятии мы снова узнаем что- то новое и интересное . А сейчас посмотрим, что стало с нашим снегом, который прислала лисичка.

Ответы детей : растаял, получилась вода.

Итог : Снег состоит из разных снежинок, а когда тепло они превращаются в воду. А сейчас холодно поэтому капельки воды превращаются в разные формы снежинок. Подарить вырезанные снежинки детям.

Конспект занятия в старшей-подготовительной группе «Путешествие в зимний лес».

Выполнила: Бурмистрова Н.В.

Цель: обобщение и систематизация знаний о диких животных, птицах родного края.

1.Формировать основы экологической культуры. Продолжать знакомить с правилами поведения в природе.

2. Развивать память, мышление, любознательность.

3.Воспитывать активность, инициативность, самостоятельность, бережного отношения к природе в игровой деятельности.

Оборудование и материалы:

Ноутбук, мультимедийный проектор, проекционный экран, музыка, иллюстрации с изображением диких животных, следы животных, картины зимнего леса Шишкина, Левитана, Сурикова, ёлка, дидактические игры «Лесные животные», «волшебная корзина».

Помещение для проведения мероприятия:

Музыкальный зал.

ИКТ-приложение к занятию:

Компьютерная презентация, к образовательному мероприятию созданная с помощью программного обеспечения MS Power Point “Зимний лес».

Предварительная работа:

Загадывание загадок. Просмотр DVD- фильма о диких животных, зимующих и перелетных птицах. Рассматривание иллюстраций в альбомах «Животный мир». Чтение художественных произведений о животных и птицах авторов Е.Чарушина и В.Бианки.. Разучивание подвижных игр: «Вот под елочкой вороны», «Хитрая лиса» «Перелет птиц». Дидактическая игра «Зоологическое лото», беседы по картинам Шишкина, Левитана, Сурикова.

Словарная работа: мышкует, кладки, добыча.

Образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Ход занятия

Дети под музыку входят в зал, их встречает Зимушка-Зима:

Здравствуйте ребята вот и пришло время нашей встречи

Дел у меня немало-

Я белым покрывалом всю землю одеваю,

В лёд реки укрываю,

Белю дома, поля,

А зовут меня …. (зима)

Молодцы ребята, правильно Зима, не забыли вы меня и я очень этому рада.

Каким покрывалом я всю землю укрываю?(снежным покрывалом)

Вот и сегодня я пришла не с пустыми руками , а принесла вам комочек снега. (В прозрачной тарелке комочек снега)

- А что такое снег? (когда много снежинок собирается вместе)

Потрогайте какой он? (холодный, твёрдый)

Как вы думаете, что случиться со снегом, если мы оставим его в помещение? (он растает)

Правильно ли вы ответили, мы узнаем чуть позже.

Ребята, давайте с вами вместе расскажем какая я могу быть, для этого я буду начинать предложение, а вы будете его заканчивать.

Зима может быть…. (холодной, суровой, снежной)

Мороз может быть…. (сильным, трескучим)

Снег может быть…. (белым, пушистым, мягким)

Ветер может быть…. (сильным, ледяным, колючим)

Вспомните как русские художники-живописцы изображали Зиму на своих полотнах. Посмотрите на экран.

Что изображено на этой картине? (зима)

А как вы догадались, что здесь зима?(деревья в снегу)

Ребята, а какой день изображён солнечный или пасмурный?(изображен солнечный день)

А почему вы так решили? (потому что на снегу видны тени от деревьев)

Да, ребята. Стоит зимний лес запорошенный снегом, ни следка, ни каких животных или птиц.

А кто изобразил так красиво зимний лес? (этот зимний лес написал художник-пейзажист Шишкин)

Молодцы, посмотрите на следующее изображение зимнего леса.

Кто его написал? (этот лес написал художник Васнецов)

Какой он увидел зиму в лесу?(большие сугробы, ясная погода, видны следы от саней на снегу)

Молодцы ребята, как красива природа зимой.

А вы согласны со мной отправиться в зимний лес?(да)

Но для этого вам нужно одеться потеплее.

(имитация одевания)

Теперь мы ботинки, сапожки возьмем

И шапки оденем, и в куртки нырнем!

Осталось нам только замки застегнуть.

И можем все вместе отправиться в путь!

А сейчас мои помощницы-снежинки закружат нас в снежном хороводе и мы окажемся в зимнем лесу, только смотрите внимательно на снежинки, вам нужно будет повторять их движения. (звучит музыка снежинок, выбегают снежинки образуют малый круг, дети и Зима делают большой круг)

Белые снежинки (бег по кругу, взмахи руками)

по ветру кружатся, кружатся, кружатся(кружатся вокруг себя)

И на землю тихо, падают, ложатся(взмахи руками, присели)

(музыка закончилась, снежинки убежали)

Застыл зимний заснеженный лес. Кажется, никто не живет в лесу. Тишина. Но это не так, и если хорошо приглядеться, на снегу можно увидеть расписные узоры разных следов. А если есть следы , значит, их кто-то оставил. Кто умеет разбираться в следах, сразу определит, какие животные здесь были. Мы с вами тоже отправимся по следам и посмотрим, кто их оставил и как зимуют животные и птицы в лесу.

-А вот и первые следы! Чьи они?

(Дети вместе с воспитателем двигаются по следам до куста)

Всех боится он в лесу:

Волка, филина, лису.

Бегает от них, спасаясь,

С длинными ушами…

(Заяц)

(Появляется слайд с изображением зайца.)

Ребята, как вы думаете, легко ли зайцу зимой в лесу? (нет не легко)

А почему? (нечего кушать, не где спрятаться, поэтому заяц одел белую шубку, чтоб его на белом снегу не было видно)

Правильно, ребята чтобы никто зимой не заметил зайца, он меняет шубу и становиться белым. А чем питаются зайцы зимой?(Зимой зайцы едят кору деревьев.)

Ребята, почему зайца называют ещё трусливым? (потому, что он всего бояться)

Правильно,но трусость спасает его. Проскачет вперед, испугается чего-нибудь – и со всего размаха прыгнет в сторону и поскачет прочь, опять шум услышит испугается и опять поскачет в другую сторону. Вот так заяц и путает свои следы.

Ребята, давайте попробуем попрыгать как зайцы и запутать свои следы, чтобы никто нас не нашел.

(Дети прыгают по музыку с продвижением вперед)

- А вот еще чьи- то следы. Кто их оставил?

Кто на ветке шишки грыз и бросал вниз?

Кто по веткам ловко скачет и взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы.

(белка)

(Появляется слайд с изображением белки.)

-Правильно ребята, посмотрите на белку. А кто из вас знает, как белка зимует?

(белка не боится зимы. Делает запасы на зиму. И в сильнее морозы спит в своём дупле)

Осень подарила ей новую шубку , которая ей помогает ей зимовать. А когда наступают морозы, белка, свернувшись клубком, в своём дупле может спать долго.

Весь лес в снегу, спрятались под снегом травы, семена, плоды, корни растений, нет в лесу орехов и шишек, грибов и плодов, но белка не бояться остаться голодной, она с осени сделала себе запасы и пользуется ими.

По глубокому снегу тяжело идти, вы устали. Давайте с вами отдохнём. Присядьте на пеньки.

Кто ещё в лесу живёт? (волк)

Ребята, мы с вами знаем, что заяц спит под кустом, белка живёт в дупле.

А где живет волк? (у волка есть логово)

Давайте мы с вами для животных подберем дома.

Я буду показывать картинку с изображением животного, а вы по одному будете брать картинку с изображением домика животного (нора, берлога, дупло, гнездо) , и мы «поселим» животное в его домик. Кто хочет попробовать?

Ребята подойдите ко мне. , кто живет.

Посмотрите там в дали какой-то холм виднеется, давайте тихонько подойдём к нему.

Что это за сугроб в лесу? Из – под сугроба идет пар. Все кусты около сугроба покрыты инеем; мягким, пушистым. Кто догадался, что это за сугроб? (Это берлога, где спит медведь)

Правильно, это берлога медведя. Медведь лёг спать до самой весны.

И чем сильнее морозы, тем крепче спит медведь. А какие еще животные спят зимой?(ёжики, суслики, еноты, барсуки, сурки)

А почему они спать лежаться? (им есть нечего)

Давайте тихонечко обойдём стороной берлогу. Только ступать нужно очень осторожно, чтобы не разбудить медведя.

-Вот следующие следы. Я знаю чьи они, а вы догадались?

Хитрая плутовка, рыжая головка,

Хвост пушистый- краса!

А зовут ее …

(лиса)

Правильно, это лиса, посмотрите на неё. А как проводит зиму лиса?( Лиса очень умное, хитрое животное. Лиса, так же как и волк всю зиму рыщет по лесу в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки)

А где лиса живёт? (в норе)

А вы знаете, что в сильный мороз лиса прикрывает нос своим пушистым хвостом, чтобы он не замерз.

И у нас с вами мороз крепчает. Потрогайте свои щёки, нос. Давайте мы с вами погреемся. Встаньте в круг, закройте глаза. Сейчас, до кого я дотронусь, тот будет хитрой лисой, а все остальные будут мышками. Около ёлки будет нора и кого лиса поймает, тот будет отходить к норе.(2 раз)

-Сколько мышей поймала лиса?

Ну что, вы согрелись?(да)

Ой, а здесь еще чьи-то следы. Как вы думаете, кому они принадлежат.

Снег копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко.

(лось).

Правильно, это лось. (звук лося)

-Посмотрите где-то далеко за деревьями ходит лось. Это большое и сильное животное , какие у него красивые рога. А как зимуют лоси?

(лоси не делают запасов и им приходиться тяжело зимой, они раскапывают под снегом сухую траву, объедают тонкие ветки с кустарников и деревьев.)

Посмотрите сколько веток поломало ветром, как много их лежит на земле. Как называются эти ветки? (эти ветки называются валежником) Присядьте на валежник.

-давайте мы с вами вспомним, кто из животных, чем питается?

У меня есть волшебная корзина в которой много разной пищи, давайте мы с вами попробуем отгадать, кто и чем любит лакомиться. (7 детей)

(Ход игры: в корзинке находятся: мед, орехи, грибы, веточка дерева с корой, ягоды, шишка.)

Давай оставим всю пищу у пенёчка, а звери когда будут пробегать мимо сами выберут чем им полакомиться.

Трудно зверям и птицам зимой в лесу. А кто из вас знает, как можно помочь животным? (животных можно покормить)

Правильно, люди подкармливают голодных животных: раскладывают сено для лосей, шишки и желуди для белок, развешивают кормушки для птиц.

Ребята, кто живет в лесу? (звери и птицы)

Трудно живется птицам в зимнем лесу. Старается они в холодные и лютые морозы поближе к жилью человека прилететь , подкормиться.

Давайте подойдём к нашей ёлке. Закройте глаза. Сейчас мы с вами превратились в ворон.

Все вместе: Вот под елочкой зеленой (встали).

Скачут весело вороны (прыгают).

Целый день они кричали, (повороты туловища вправо-влево).

Спать ребятам не давали (наклоны туловища вправо-влево).

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! (Хлопки над головой в ладоши).

Только к ночи умолкают (садятся на корточки, руки под щеку).

Закройте глаза, вы превратились обратно в детей.

Ребята, как называются птицы которые остаются зимовать у нас в лесу?(птицы которые остаются зимовать у нас в лесу называются зимующие)

Я буду называть зимующих птиц, но если вдруг ошибусь, то вы должны хлопать в ладоши.

Зимовали птицы: голуби, синицы, мухи, снегири.

Дети хлопают –

Что не правильно? (мухи)

- А мухи это кто? (насекомые)

- Зимовали птицы: голуби, синицы, дятлы, вороны, галки, макароны.

Дети хлопают.

- Зимовали птицы: голуби, куницы…

Дети хлопают. Игра продолжается.

Зимовали птицы:

Голуби синицы,

Галки, снегири,

Сойки, глухари,

Совы и клесты,

Все вы молодцы.
- Вот и закончилось наше путешествие. Где мы с вами сегодня побывали?(сегодня мы побывали в зимнем лесу)

Что мы видели в зимнем лесу?(в зимнем лесу мы видели следы зверей)

Следы каких животных вы видели?(мы видели следы белки, лисы, лося, зайца)

Сегодня мне было очень приятно с вами гулять по лесу, но пора возвращаться в детский сад. Подойдите ко мне поближе, закройте глаза

Я вас всех заворожу,

В снежном танце закружу,

Пронесу через поля,

Пронесу через леса,

И закончу чудеса.

Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Давайте разденемся.

Шапки сняли,

Куртки сняли.

И разули сапоги.

Ребята, а вы помните, что мы оставили в детском саду?(да, мы оставили комочек снега)

Правильно. Посмотрите, что же произошло с ним за время нашего путешествия?(комочек снега растаял)

Во что он превратился? (он превратился в воду)

Правильно ребята снег в тепле тает и превращается в воду.

Вот и пора уходить, пойдемте я вас провожу в группу.

Программное содержание

Образовательные задачи: способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, деревьях; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; закрепить все знания о характерных признаках зимы; учить детей воспринимать поэтический образ зимы средствами художественной и музыкальной выразительности; создать у детей эмоциональный настрой;

Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; память, внимание, наблюдательность, воображение, эстетическое восприятие природы; воспитывать любовь и уважение к красоте природы, животному миру. Развивать умение слушать друг друга. Совершенствовать двигательные навыки и умения.

Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа

  • Чтение стихов о зиме;
  • -Рассматривание иллюстраций, репродукций (Д. Александров «Зимняя сказка» и др.);
  • Дидактические игры «Природа и настроение», «Какое время года», «Зимний узор»;
  • Прослушивание П.И. Чайковского «Времена года»

Методические приемы

Рассказ, чтение стихотворения, загадывание загадок, поговорки, игровая мотивация, беседа, показ и объяснение,физминутка, дидактические игры, музыкальное сопровождение.

Словарь: активизировать в речи детей прилагательные; учить подбирать определения к словам снег, зима, лёд.

Интеграция:

Познание;

Коммуникация;

Физическая культура;

Здоровье;

Использование современных технологий

Компьютерная презентация «Русская зима»

Музыкальный материал:

«Февраль» из цикла «Времена года» (музыка П.И.Чайковского)

Музыка зимы;

В: Здравствуйте дорогие друзья. Как я рада вас сегодня видеть в детском саду после новогодних каникул! У меня с самого утра прекрасное настроение. А знаете почему? Я проснулась и увидела за окном прекрасную зимнюю погоду. А вы что увидели, когда шли в детский сад?

Д: На улице лежит снег.

В: Да, ребята, много снега. Мы всегда радуемся снегу как дети, так и взрослые, ведь для Кубани снег редкость. А сегодня всё окутано снегом. Снегом покрыты дома и улицы, все деревья в снегу. А что вы знаете о зиме? Ответьте мне:

Д/И «Зима какая?»

Зимой снег белый или синий?

Лед твердый или мягкий?

Снег капает или идет?

Зимой бывает снегопад или листопад?

Лед скользкий или шершавый?

Зимой мороз или жара?

Снеговика лепят или строят?

На коньках катаются или качаются?

Зимой одеваются тепло или легко?

Вы знаете, что бывает зимой, молодцы

В:: Природа зимой так красива, что многие поэты в своих

стихах создавали образ зимы. Давайте вместе с вами

посмотрим как красив лес в снежную зиму.

Компьютерная презентация «Русская зима» в

сопровождении

музыкальной композиции «Февраль» из цикла «Времена года»

(музыка П.И. Чайковского)

В: Видите,как красив лес в снежную зиму? Хотите попасть туда? Так

давайте это сделаем прямо сейчас!

(Ритмическая гимнастика сопровождаемая речью:)

Обуваем ножки в новые сапожки,

Шапку на головку и завяжем ловко,

На руки перчатки, в добрый путь ребятки!

Шагают наши ножки по ровненькой дорожке

А потом прыг-скок и попали мы в лесок!

А вот и лес. Ребята, посмотрите как много снега вокруг. Какие сугробы.

.:Мы пойдем, высоко поднимая ноги

Как хорошо в зимнем лесу!

(Звучит музыка зимнего леса)

В:. Давайте вспомним, что в лесу шуметь нельзя, чтобы не спугнуть животных, живущих в лесу.

Ой, посмотрите, кто там сидит под кустом?

Шубку он свою меняет

Зимой в белой он гуляет

Его белый цвет спасает от бед?

В: Правильно, молодцы. Давайте вместе с вами покажем, как зайка прыгает, перепрыгивая через высокие сугробы!

(Дети выполняют прыжки на двух ногах, с продвижением вперёд)

В: Умницы, как хорошо вы показали зайчиков! А кто там промелькнул между кустами?

Ой и хитрая плутовка,

Хвост пушистый,

Мех золотистый. В лесу живёт,

зайчиков ловит.

Д: Лисица.

В: Правильно, а теперь покажем, как ходит лисичка, хвостиком виляет, следы свои заметает.

(Дети изображают лису)

Давайте попросим лисичку, чтобы не обижала зайцев.

Ой, ребята, посмотрите, какой большой сугроб. Как вы думаете. Что это?

Д: Это берлога медведя.

В: Да, ребята, вы правы. Давайте тихонечко пройдём мимо, чтобы не побеспокоить его. Пусть спит до самой весны.

Продолжаем наше путешествие по лесу. Наклоняемся низко под веточками, которые стали тяжёлыми от снега

Ой, кто там ещё за зверёк:

На дубу у них дупло,

В нём и сухо и тепло,

Он в нём щёлкает орехи

Хоть и маленький зверёк,

Запасает точно в срок.

В: Правильно, молодцы! Вы правильно узнали всех животных. Не замёрзли в зимнем лесу? Дайте с вами сейчас поиграем.

Физкультурная минутка.

Морозы детям не беда,
Не страшны им холода.
Ходим в шубах и ушанках
И катаемся на санках.
А потом на лыжи встанем
И с горы кататься станем.
Вот так!

Воспитатель: Ребята вот и подошла к концу наше путешествие по лесу, я предлагаю вернуться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова и снова окажемся снова в детском саду: «Раз, два, три вокруг себя повернись в детском саду снова окажись.»

В: Ну вот мы и дома! Как у нас тепло и уютно. Давайте разденемся. Что мы с вами надели, когда собирались в зимний лес?

Д: Шапку, сапожки, перчатки.

В: Да, ребята, вы всё правильно вспомнили. А скажите мне, кого мы встретили в лесу? Что мы о них узнали? Что звери делают зимой в лесу?

(Ответы детей)

В: А сейчас мы вместе с вами пойдём на прогулку и полюбуемся ещё раз красотой зимней природы.

(Уход детей на прогулку)

Беседа с детьми младшего школьного возраста с выраженной интеллектуальной недостаточностью "Путешествие в зимний лес" с применением мультимедийной презентации.


Цели: Коррекционно-образовательные цели: Закрепление представлений о диких животных и их детенышах. Уточнение и расширение словаря по теме «Дикие животные».
Коррекционно-развивающие задачи: Развивать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы. Учить отгадывать загадки;
Развивать артикуляционную моторику, мимическую мускулатуру, мелкую моторику. Развивать зрительное, речеслуховое, слуховое, тактильное восприятие, творческое воображение. Развивать логическое мышление.
Коррекционно-воспитательные задачи: Прививать любовь к диким животным. Воспитывать умение слушать друг друга. Создание положительных эмоций.
Предшествующая работа:
Наблюдения за сезонными изменениями в природе зимой, беседы о характерных признаках зимы, чтение стихов о зиме, загадок о животных, рассматривание иллюстраций.
Оборудование:карандаши, альбомные листы, магнитофонная запись,шарики СУ-ДЖОК, мультимедийный проектор, экран, раскраски с животными, карандаши.

Ход занятия:

I.Орг.момент
Дети стают полукругом.
- Ребята, сегодня к нам пришли замечательные гости, давайте поздороваемся с ними. Здравствуйте!
- Ну а теперь поздороваемся друг с другом.
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся! (Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой) .
Воспитатель: - Дети, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в зимнюю сказку. Но сначала, отгадайте загадку.
(воспитатель читает загадку)
Раскрыли снежные объятия,
Деревья все одеты в платья.
Стоит холодная погода.
Какое это время года?
Дети: Зима.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы правильно отгадали. Посмотрите на экран – как красиво. (Изображен падающий снег).

Снег идёт.
Под белой ватой
Скрылись улицы, дома.
Рады снегу все ребята –
Снова к нам пришла зима.
Воспитатель. Посмотрите, ребята - всё кругом белым- бело. Что это падает?

1. Дыхательная гимнастика. «Снежинки»
Ой летят, летят снежинки -
Белоснежные пушинки.
Это зимушка-зима
Рукавами повела.
Все снежинки закружила
И на землю опустила.
Релаксация «Зимний лес»: (Запись "Голоса леса")
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в волшебный сказочный зимний лес, на волшебную полянку. Закрыли глаза, расслабились. Мы идем по узенькой заячьей тропинке друг за другом. Легкий ветерок качает верхушки деревьев, а с них – то слева, то справа хлопьями падает мягкий пушистый снег. Нам дышится легко, глубоко и спокойно. По волшебной тропинке мы выходим на красивую полянку. Вокруг на полянке сказочной красоты кусты и пенечки, все накрытые шапками белого снега. Потяните руки вверх, вдохните и откройте глаза на счет «три». И вот мы оказались в зимним лесу.
(Изображен зимний лес).


II. Введение в беседу:
1. Мимические упражнения:

Лисенок высматривает мышку.
Прищуривать глаза по очереди.
2. Упражнения для мышц шеи:
Медведь отмахивается от пчел. Круговые повороты головы.
3. Упражнения для губ:
Сердитый волк.
Нижнюю губу прикусить верхними зубами.
Ежик фыркает.
Вибрация губ.
4. Упражнения для языка:
Белочка собирает грибы. Грибы на короткой и длинной ножках.
Открывать и закрывать рот, не опуская язык.
Белочка цокает.

Щелкать языком, изменяя форму рта. Издать высокие и низкие щелчки, обращая внимание на изменения звука.
Мишка слизывает мед.
Облизать сначала только верхнюю губу (язык «чашечкой»), затем облизать верхнюю и нижнюю губы.

5. Отгадывание загадок:
- Ребята, кто же это встречает нас в лесу?


Это Старичок-Лесовичок, он будет нам помогать в нашем путешествии. (Спросить у детей, кто такой Лесовичок, и почему его так назвали?)
- Старичок-Лесовичок приготовил вам загадки! Если вы их правильно отгадаете, то на экране появится отгадка!

Загадки о диких животных:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берёз,
А зимою спит в берлоге
От мороза, пряча нос.
(Медведь)


Это медведь, большой, бурый. Шерсть густая, лохматая. Хвостик маленький. Медведь с виду неуклюжий, но легко лазает по деревьям и быстро бегает. Называют косолапым. Медведь на зиму строит себе берлогу из веточек, поваленных деревьев, мха. Медведь - всеядное животное. Он любит есть мед, ягоды, рыбу, муравьев, корешки. Если с осени медведь мало накопил жира, то просыпается зимой и ходит по лесу голодный. За это медведя прозвали шатуном. Зимой у медведицы появляются медвежата.
Рыжая плутовка
Спряталась под ёлкой.
Зайца ждёт хитрюга та.
Как зовут её?..
(лиса)


Это лиса. Шерсть рыжая, пушистая. У лисы длинный хвост. Лиса живет в норе, весной у лисы появляются лисята. Лиса – хищное животное. В основном, охотится на мышей, сусликов, реже на зайцев. Лиса хитро ловит ежей. Она катит ежа к воде, он расправляет в воде свои колючки и плывет к берегу. Тут – то лиса его и поджидает. Детеныш лисы – лисенок.

Серый, страшный и зубастый
Произвел переполох.
Все зверята разбежались.
Напугал зверят тех…
(волк)


Это волк – большой, серый. У волка острые зубы. Живут волки в логове, чтобы вырастить волчат. Волчата появляются весной. Волки живут стаей. Стая – это волчья семья. Волк - хищный зверь. Охотятся волки почти всегда за больными и слабыми животными. Охотятся волки ночью.
По тропинке в лесу,
Я большое яблоко несу,
На иголки я похож,
Звать меня конечно
(ёж).


Это ежик. Тело покрыто иголками, которые спасают от врагов. Может сворачиваться в клубок. Ножки маленькие, но бегает ежик быстро. На зиму ежик сгребает листья и спит в них до самой весны. Питается еж ящерицами, жучками, личинками, грибами. Детеныш ежика – ежонок.

Шубка тёплая, как грелка,
Хвостик мягкий, как пушок,
Я - старательная...
(Белка)


Это белка, маленький зверек. Летом белка рыжая, а зимой серая. Ушки у нее с кисточками. У белки острые коготки. Это помогает ей быстро забираться на дерево. Пушистый хвост служит белке парашютом. Белка – грызун. Она питается орехами, ягодами, грибами, шишками. Белка живет в дупле, утепляет свое гнездо пухом. Зимой белка почти все время спит и мало выглядывает из дупла. Белка запасливая хозяйка. Она заготавливает на зиму орехи, сушит грибы на ветках деревьев. Весной у белки появляются бельчата.
Что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы -
Уши больше головы?
(Заяц)


Это заяц. Заяц зимой – белый, а летом – серый. Это помогает ему прятаться от хищников. Еще от врагов зайца спасают длинные, быстрые лапы. Заяц в гору бежит бегом, а с горы кувырком. Живет заяц летом под кустиком, а зимой выкапывает норку в снегу. Весной у зайчихи появляются зайчата.
Заяц– грызун. Питается заяц травой, листьями, корой кустарников, грибами, корешками. Зимой грызет кору деревьев. Может забраться в огород и полакомиться морковкой и капустной кочерыжкой.

III. Беседа:
1. Обобщение.

- Молодцы ребята, вы хорошо отгадываете загадки. А каких вы знаете животных, которые живут в лесу? (лиса, волк, белка, еж, заяц, медведь).
Воспитатель показывает всех диких животных.


Как можно назвать одним словом этих животных? (Дикие животные.)
-А почему их так называют? (Потому, что все эти звери живут в лесу, сами ищут себе корм и строят жилище).
- Давайте немного расскажем нашим гостям о диких животных.

IV. Дидактические игры:
1. Дидактическая игра «Где зимуют дикие животные? »
Теперь давайте посмотрим: Кто где зимует?
- Где зимует лиса? (в норе)


- А где зимует белка? (в дупле)


- Где зимует волк? (в логове)


- Куда спрятался зайчик? (под куст)


- Где спит еж? (в норке)


- Где зимует медведь? (в берлоге)


2.Динамическая пауза «Солнышко лучистое».
(Дети повторяют движения за воспитателем).

3. Дидактическая игра «Угадай, кто спрятался?
Ребята, посмотрите, кто там спрятался за елкой?
(дети угадывают по хвосту кто, спрятался)
Пример: чей виден хвост, кто спрятался за елку?
-Лиса, заяц, волк и медведь.





4. Дидактическая игра «У кого какой малыш? »
Ребята, а давайте мы с вами поиграем в игру. Для этого вам нужно вспомнить детенышей диких животных.
Скажите, а как зовут детеныша лисы? (лисенок)
У волчицы? (волчонок)
У медведицы? (медвежонок)
У зайчихи? (зайчонок)
У белки? (бельчонок)
У ежихи? (ежонок)



- Молодцы!

5. Су-джок терапия.
Пальчиковая гимнастика
Перед тем, как начать работу, давайте согреем наши пальчики
На поляне, на лужайке /катать шарик между ладонями/
Целый день скакали зайки. /прыгать по ладошке шаром/
И катались по траве, /катать вперед – назад/
От хвоста и к голове.
Долго зайцы так скакали, /прыгать по ладошке шаром/
Но напрыгались, устали. /положить шарик на ладошку/
Мимо змеи проползали, /вести по ладошке/
«С добрым утром!» - им сказали.
Стала гладить и ласкать
Всех зайчат зайчиха-мать. /гладить шаром каждый палец/

V. Творческое задание «Дикие животные». (музыкальный фон) .
Рисование на тему «Дикие животные».
Детям раздаются альбомные листы с заданиями: раскрасить животное.



Публикации по теме