Почему ребенок вас не слышит? Что делать, если ребенок вас «не слышит».

Наш эксперт – врач-сурдолог поликлиники №3 УДП РФ Андрей Изосимов .

Эта история – реальная. Первого сентября в одной из обычных московских школ учительница, прежде чем начать урок, попросила учеников выслушать маму их одноклассника. Мама показала ребятам маленький предмет: «Это слуховой аппарат моего сына. Без него он не слышит. Вы можете аккуратно рассмотреть его, а я вам расскажу, как он работает». У ребят – неподдельный интерес к диковинке. И даже уважение к ее обладателю. Мальчик теперь не стесняется своего недуга. Он, еще недавно обреченный на изоляцию, получил возможность общения со сверстниками на равных. И все потому, что мама вовремя поняла, что у сына нелады со слухом, и сделала все, чтобы вернуть ребенка в мир звуков.

С первых дней

Вот они – долгожданные первые слова, которые произносит кроха: «Мама, папа, ляля…». Один карапуз быстро осваивает премудрости общения, другому малышу мир слов дается труднее. А один из тысячи новорожденных упорно молчит, и взрослые подчас и не догадываются, что виной тому – нарушение слуха, с которым ребенок появился на свет. Если родители с первых месяцев жизни малыша не предпримут решительных мер, то ребенок так никогда и не услышит человеческую речь, а значит, не научится говорить.

Как вовремя заподозрить, что у малыша проблемы со слухом?

Причин тугоухости немало. Малыш может плохо слышать:

● если он родился раньше срока и/или весил при рождении меньше 1,5 кг;

● если сразу после рождения ребенок самостоятельно не смог вздохнуть, получил внутричерепную травму во время родов;

● если во время беременности мама перенесла опасную инфекцию (краснуху, грипп, герпес, цитомегаловирус, токсоплазмоз);

● если маму во время беременности лечили ототоксическими препаратами (некоторыми антибиотиками, мочегонными средствами);

● если тугоухость – наследственный недуг в семье;

● при генетических отклонениях.

На что обратить внимание

Как же проверить слух младенца? Врачи пока не научились определять, слышит ли ребенок в утробе матери. Но методы, позволяющие практически сразу после рождения точно сказать, слышит ли младенец, существуют. В Cкандинавии, например, всех новорожденных обследуют на предмет снижения слуха методом регистрации отоакустической эмиссии. Это объективный метод диагностики, поэтому он может применяться для исследования слуха даже у самых маленьких. К сожалению, в нашей стране пока нет практики проверки слуха у всех новорожденных. Поэтому родителям самим надо быть внимательными и понаблюдать за крохой:

● Вздрагивает ли ребенок от громких звуков в первые 2–3 недели жизни?

● Реагирует ли в полтора-шесть месяцев криком или широким открытием глаз на резкие звуки?

● Гулит ли в два-четыре месяца? Переходит ли это гуление в лепет к 4–5 месяцам?

● Появляется ли у него новый (эмоциональный) лепет при появлении родителей?

● Появляются у ребенка в возрасте 8–10 месяцев какие-либо новые звуки?

Если после таких наблюдений родителей что-то настораживает, им следует показать малыша врачу.

Последствие болезней

В случае сомнений обратитесь к специалистам и с малышом постарше – его тоже подстерегают неприятности: слух может пострадать от болезни (менингита, энцефалита, тяжелых форм кори и свинки), частых отитов (причем воспаление среднего уха протекает порой без заметных симптомов), от лекарств, дающих осложнения на уши, от черепно-мозговых травм.

Свою лепту вносит и технический прогресс, испытывая наше ухо непомерными нагрузками. От чрезмерно громких и длительных звуков чувствительные слуховые клетки во внутреннем ухе погибают. Один только гул улицы, не прекращающийся ни днем, ни ночью, – это почти 90 децибел. Что уж говорить об оглушительном реве реактивного самолета (120 децибел), подземки, рок-концерта. Уши просят пощады. А мы не слышим их мольбы и добавляем еще и музыку, льющуюся из наушников вездесущего плеера…

Проведенное в Московской области обследование выявило снижение слуха более чем у половины второгодников! Дети превратились в отстающих просто потому, что их вовремя не обследовали.

Модель «мультяшная»

Как только доктор диагностировал поражение слуха и признал, что ни лечение, ни операция проблему не решат (а в 90% случаев это, увы, именно так), нужно без промедления обратиться к слухопротезисту. Он подберет ребенку качественный слуховой аппарат и настроит его точно в соответствии с индивидуальными особенностями потери слуха. Только тогда ребенок с проблемами слуха сможет слышать, научится говорить, будет нормально развиваться, а потом сможет и обучаться в обычной школе. Но торопитесь: слуховые аппараты ребенку надо подбирать как можно раньше, сразу же после установления диагноза (в идеале – до шестимесячного возраста).

Наиболее благоприятный период для овладения языком – от 7–12 месяцев до 3,5–4 лет. Чем позже – тем хуже результат, тем больше потребуется усилий родителей и сурдопедагогов, чтобы ребенок овладел речью. Если с коррекцией слуха протянуть до пяти лет, научить ребенка связно говорить будет практически невозможно.

Конечно, малышу нужен особый аппарат: максимально прочный и легкий, незаметный для окружающих, чтобы ребенок не стеснялся его носить. Или, напротив, яркий, цветной, украшенный мультяшными персонажами, чтобы стал предметом зависти ровесников. Именно такие модели предлагают детям фирмы, специализирующиеся на выпуске современной цифровой техники. Специалисты предъявляют к слуховому прибору свои требования: он должен быть мощным, с широким диапазоном частот, максимально точно отображать звук. Ведь чем лучше аппарат, тем быстрее и лучше ребенок научится слышать и говорить, тем ярче и полнозвучнее будет его жизнь.

Ты вышла из кабинета врача с листком в руках. На нем не просто буквы - там настоящий приговор. Ребенок не слышит... Диагноз окончательный.

Возможно, потом еще несколько недель (а то и месяцев) ты будешь ходить по кабинетам в надежде, что кто-нибудь из медицинских светил скажет: «Поздравляю, мои коллеги ошиблись!». Но этого не происходит. Один за другим доктора подтверждают: глухота .

Обида, тревога, растерянность... Это будет... А потом ты поймешь: да ведь все не так уж и страшно! Твоя кровиночка видит, чувствует, понимает. Он такой смышленый, но ему невдомек, что он чуть-чуть отличается от других детей. Однако, если вы хорошенько с ним поработаете, сотрется и эта граница.

Начнем с главного. Нет одинаково неслышащих детей.

Медики разделяют слуховую недостаточность на два вида: тугоухость и глухота .

При тугоухости малыш слышит очень слабо. Но его можно научить некоторому количеству слов. Произносить их он будет не так, как обычные ребятишки, но ведь будет!

Выделяют три степени тугоухости (по Л. В. Нейману):

Первая Кроха слышит достаточно громкую речь на расстоянии не более 1-2 метров. Ему несложно начать говорить.

Вторая Малыш слышит максимум в метре от собеседника. Разговаривать ему тяжелее.

Третья Ребенок слышит плохо, даже если произносить слова у самого его уха. Он практически не может общаться.

При глухоте самостоятельно овладеть речью абсолютно невозможно. К сожалению...

Но, оказывается, глухих деток тоже можно разделить на группы. По какому критерию? В зависимости от объема воспринимаемых частот.

Ребятишки с минимальными остатками слуха (I и II группы глухоты) могут воспринимать лишь очень громкие звуки на небольшом расстоянии (громкий крик, сигнал машины, удары в барабан).

Глухие дети с остатками слуха (III и IV группы) в состоянии воспринимать и различать на близком расстоянии значительно больше звуков (всяческие музыкальные инструменты, громкие голоса животных, звонок в дверь).

Своевременная диагностика

Очень важно как можно раньше (пока речь не развита) выявить у ребенка патологию слуха.

Внимание! Для этого нужно вовремя проходить профилактический осмотр у отоларинголога. Обязательно обращаться к врачу, если появились сомнения относительно сына или дочки.

Доктор обследует малыша и при необходимости направит в специализированный медицинский центр, где будет проведена тщательная диагностика.

Чтобы приблизительно оценить, слышит младенец или нет, можно использовать «гороховый метод». Для этого пластмассовую коробочку нужно наполнить на 1/3 крупой и потарахтеть ею у уха ребенка. Срочно обратись к лору, если у крохи отсутствует реакция на звук емкости:

  • с горохом - в 3 месяца;
  • с гречкой - в 4-5 месяцев;
  • с манкой - в 6 месяцев и старше.

Если медики обнаружили, что у малютки все же есть проблемы со слухом, важно не затягивать с лечением.

Скажем сразу: чудодейственных процедур и волшебных таблеток, которые бы смогли подарить ребенку слух, в нынешней медицине не существует. Но это не значит, что ему нельзя помочь.

Зачастую единственной возможностью компенсировать потерю слуха у крохи является протезирование современным слуховым аппаратом. Это сложное техническое устройство, которое необходимо приобретать и настраивать исключительно индивидуально. Правильно подобранный, он позволит малышу окунуться в мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценно развиваться.

Вживить такой прибор в ушко крохи нужно как можно быстрее. Но зачастую останавливает сумма, которую приходится платить за аппарат и операцию. Да, это недешево. Некоторые семьи добиваются помощи от государства, хотя большинству остается надеяться лишь на поддержку благотворителей.

А ведь терять время никак нельзя! Врачи настоятельно рекомендуют сделать операцию до того, как ребенку исполнится 3 года. Тогда он сможет научиться правильно говорить и воспринимать чужую речь.

Из мира глухих - в мир слышащих

Мама и папа, станет ли ваш малыш счастливым, сможет ли он адаптироваться в мире, зависит только от вас. Родительский оптимизм - это маяк позитива в судьбе ребенка: «Если родные верят в меня, значит, я смогу!» И он сможет, уж не сомневайтесь!

Ведь патология слуха - это более тяжелое функциональное нарушение, чем может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку. Даже если он научится хорошо говорить, сей способ общения никогда не помешает. Это точно!

Помните, как только врач установит диагноз, сразу же приступайте к занятиям с малюткой. Чем раньше начнете, тем лучше будет результат. Существует великое множество методик.

Заниматься с крохой можете вы сами, но непременно под руководством специалистов.

Итак, малыш понемногу начал говорить, хотя его речь часто напоминает иностранную. С аппаратом ему гораздо легче понимать окружающих людей, наверняка он делает успехи, а возможно, умеет уже читать и писать. Но хочется узнать: как он проводит досуг? С кем общается, дружит?

Дело в том, что иные взрослые слишком озабочены образовательной стороной жизни карапуза (это можно понять), но не задумываются о его месте в социуме.

Тебе неловко от реакции окружающих на невнятную речь малыша и ты стараешься избегать встреч с незнакомыми людьми? Зря! Очень важно, чтобы родители не скрывали глухоты. Разве ваш кроха болеет заразным недугом или может причинить вред другим деткам? Отнюдь...

Старайся создать пространство доброжелательного отношения к своему ребенку. Не только родственники, но и знакомые должны знать, что вы занимаетесь с малышом, учите его говорить, слушать, понимать речь других.

И они вам помогут. Правда!

Держим ухо востро

Начиная воспитывать и обучать ребенка с нарушением слуха, родители должны сделать самый ответственный выбор: выбор методики обучения. На сегодняшний день их существует множество. О них нетрудно узнать на всевозможных интернет-сайтах, в специализированных садиках, на приеме у хорошего логопеда, дефектолога.

Для того чтобы сделать выбор, маме и папе необходимо ответить на ряд вопросов: каким они хотят видеть своего ребенка в будущем, как они будут общаться с ним, каких друзей желают видеть рядом с малышом, в какой школе он будет учиться, какую профессию сможет выбрать, где будет работать, как станет жить без них? Но самый главный вопрос, на который они должны ответить, - это сколько душевных, физических и материальных сил готовы потратить на воспитание и обучение своих слабослышащих сыночка или доченьки.

Многие обыватели считают, что тугоухость – удел стариков. А на самом деле нарушение слуха может присутствовать и в раннем детском возрасте.

Тугоухость у детей и новорожденных – это не приговор, современная медицина умеет решать эту проблему, пусть и не полностью, но максимально возможное лечение обеспечивается.

Интересный факт – тугоухость в детском возрасте могут распознать и родители ребенка, для этого понадобится лишь внимательное отношение к собственному отпрыску и минимальный набор знаний в области развития детского организма.

Определение степени тугоухости и ее лечение

По данным Всемирной Организации Здравоохранения тугоухость является серьезной проблемой современного общества – на планете каждый 10 человек имеет снижение слуха. Что касается детского возраста, то и здесь цифры пугают – 1 новорожденный из 100 страдает тугоухостью врожденной этиологии, к трехлетнему возрасту 3% детей начинают хуже слышать, а к 5 годам этот процент возрастает до 15.

Если ребенок плохо слышит, то у него страдают многие функции и в первую очередь речь. Малыш поздно начинает произносить какие-то звуки, а если и начинает разговаривать, то его речь непонятна окружающим (звуки «смазаны», исковерканы, буквы «проглатываются») либо обозначение предметов не соответствует действительности.

Очень важно при имеющихся нарушениях слуха у детей провести определенные процедуры, чтобы обеспечить нормальное развитие ребенка. Главным в таком случае является не только лечение, но и определение причины, которая спровоцировала снижение слуха. Что предпримет врач:

  1. Установка причины тугоухости.
  2. При имеющейся возможности провести ряд лечебных мероприятий, чтобы избавиться от причины тугоухости.
  3. Своевременно и грамотно подобрать слуховой аппарат.
  4. Проводить комплексные занятия, которые будут улучшать общее развитие ребенка, несмотря на имеющуюся тугоухость.

Снижение слуха в детском возрасте: возможные причины

Вообще, в медицине рассматривается несколько факторов, приведших к тугоухости в детском возрасте или у новорожденных. И врачам важно точно определить провоцирующий фактор как можно раньше – во многих случаях слух ребенка удается восстановить практически на 100%.

Что провоцирует снижение слуха у ребенка:

  • инфекционные заболевания – грипп, корь, осложнениями которых являются патологические изменения во внутреннем ухе (в частности, поражению подвергается слуховой нерв);
  • патологии среднего уха воспалительного характера – чаще всего к рассматриваемому состоянию приводит отит, протекающий в острой или хронической форме;
  • прободения барабанной перепонки – дети слишком часто засовывают различные предметы в уши (это могут быть спички, пуговицы, мелкие детали от конструктора и так далее), что приводит к разрыву барабанной перепонке, образованию на ней рубцов и грубых сращений.

Отдельно стоит упомянуть тугоухость у новорожденных детей – ее диагностируют непосредственно в роддоме. Такой тип рассматриваемого патологического состояния может развиться у малыша в том случае, если мама во время беременности переболела опасными инфекциями – к таковым относятся грипп, токсоплазмоз, краснуха, герпес.

Как правило, протекает в тяжелой форме, но по статистике именно это нарушение слуха в детском возрасте встречается крайне редко.

Нейросенсорная тугоухость у детей может появиться после перенесенного гриппа (особенно если лечение сводилось к несанкционированному приему антибиотиков), на фоне травмы головы. Но как правило, подобное снижение слуха наблюдается уже в более старшем детском возрасте, поэтому ребенок сам может указать на появившуюся проблему.

Чаще всего снижается слух с годами, родители и врачи, как правило, не распознают тугоухость на ранней стадии развития и поэтому диагноз ставится не сразу, а лечение начинается с опозданием.

Детская тугоухость кондуктивного типа

Обычно причиной развития такого вида нарушения слуха является воспалительный процесс, протекающий в среднем ухе – отит, протекающий в хронической форме. Тугоухость такой степени может развиться на фоне серной пробки – это самая безобидная причина снижения слуха у ребенка, потому устраняется одним посещением ЛОР-врача. В кабинете специалиста серная пробка удаляется путем промывания, слух восстанавливается практически сразу.

Симптомы тугоухости нейросенсорного типа

В этом случае отмечается патологическое поражение слухового анализатора нервной системы. Часто тугоухость у новорожденных диагностируется на фоне гидроцефалии, при родовой травме или перинатальной патологии.

Рассматриваемый вид тугоухости в детском возрасте может протекать в разной тяжести:

  • Симптомы первой степени – малыш абсолютно не слышит тихие звуки, а обычную разговорную речь взрослых ребенок не сможет различить в шумной обстановке. В обычных условиях ребенок с 1 степенью нейросенсорной тугоухости слышит разговорную речь с расстояния 6 метров, а шепот – с 1-3 метров. При развитии рассматриваемой степени тугоухости у ребенка обязательно будут присутствовать нарушения речи, малыш постоянно переспрашивает взрослых.
  • Симптомы второй степени – ребенок не различает средние и тихие звуки. При обследовании врач выявит, что обычную разговорную речь малыш услышит только с четырехметрового расстояния, а шепот – только при условии произношения звуков возле самого уха. Ребенок достаточно плохо разговаривает, его ответы на вопросы взрослых заключаются в словах «да/ нет/ не знаю».
  • Симптомы третей степени – ребенок абсолютно не слышит шепот, а обычную разговорную речь различает только с метрового расстояния. Малыш с третьей степенью нейросенсорной тугоухости начинает разговаривать очень поздно и непонятно. Он редко реагирует на обращенную к нему речь, только если ему не прокричать что-то возле уха.
  • Четвертой степени – ребенок практически ничего не слышит, его речь не развивается абсолютно. Такое состояние граничит с полноценной глухотой.

Пути решения проблемы

В некоторых случаях, если причиной рассматриваемого состояния являются не патологические поражения слухового отдела нервной системы, врачи назначают детям комплексное лечение. Оно подразумевает:

  • введение лекарственных препаратов – назначают сосудистые средства, ноотропы, витамины группы В, мочегонные травы (снижение внутричерепного давления), но в строго индивидуальном порядке;
  • проводят курсы рефлексотерапии микротокового характера – активизируются речевые зоны головного мозга, улучшается кровоснабжение улитки внутреннего уха, нормализуется тонус сосудов головного мозга;
  • специализированные занятия с логопедом, который не только «ставит» речь малыша, но и исправляет дефекты в произношении отдельных звуков, посещение курса лечения у психолога – это поможет улучшить развитие ребенка, даст ему шанс нормально разговаривать и понимать обращенную к нему речь, стать обучаемым и социально адаптированным.

Для комфортного существования человек одарён пятью чувствами - зрение, слух, осязание, обоняние и вкус. Но именно зрение и слух всё же относят к важнейшим функциям организма, так как без этих навыков качество жизни человека сильно ухудшается, и познавать мир в полной степени становится практически невозможно. Ребёнок, появляясь на свет, ещё не умеет выражать свои чувства и эмоции, поэтому слух крайне важен для малыша. Ведь развитие речи напрямую связано со слухом. Но, к сожалению, бывает так, что ребёнок не слышит. В таком случае очень важно вовремя выявить нарушение слуха у ребёнка и попытаться в кратчайшие сроки устранить причину. Если же нарушение функций слуха решить невозможно, важно помочь крохе познать мир иными путями.

В медицине существует два определения проблем со слухом - это тугоухость и глухота.

Тугоухость - это определённая степень понижение слуха. Восприятие речи затруднено, но в основном оно возможно. Как правило, человек слышит громкую речь или близко стоящего человека. Обычно при таком диагнозе хорошо помогает слуховой аппарат.

Глухота - это снижение слуха или грубо говоря полное его отсутствие. Человек практически не реагирует на звуки (редко может услышать сильно громкий звук) и не воспринимает речь других людей. В данной ситуации слуховые аппараты бессильны.

Заболевания, связанные с проблемами слуха, разделяются на следующие группы:

1. Врожденное.

2. Наследственное.

3. Приобретенное.

Причины, почему ребёнок стал плохо слышать?

Ребёнок на самом деле может плохо слышать по следующим причинам:

  • хронические и острые воспалительные процессы слухового аппарата.
  • перенесённые инфекционные заболевания у будущей мамы ( , токсоплазмоз, грипп в первые 3 месяца беременности);
  • осложнения инфекционных заболеваний (менингита, энцефалита, );
  • применение определённых медикаментов и антибиотиков;
  • асфиксия новорожденного или родовая травма;
  • черепно-мозговые травмы;
  • недоношенность;
  • наличие наследственных заболеваний;

Проблемы со слухом могут возникнуть у ребёнка в любом возрасте по различным причинам. Существуют сенсоневральные и кондуктивные и нарушения.

Проблема, связанная с внешним и средним ухом, заключающаяся со сложностью передачи звуков, это кондуктивное нарушение. При этом внутреннее ухо функционирует правильно. Такие нарушения излечимы.

Типичные кондуктивные нарушения слуха у детей

1. Сера. Детские ушки маленькие и ушной проход в них соответственно совсем узкий. Ушная сера собирается в этом проходе, образовывая серную пробку. Эта пробка блокирует доступ звука к барабанной перепонке. Всё лечение данной проблемы заключается в промывании ушка. Но не делайте эту процедуру самостоятельно, здесь вам поможет только врач отоларинголог.

2. Инородное тело. Детки очень любят экспериментировать с мелкими деталями или остатками пищи, запихивая их в носик или ушко, блокируя тем самым доступ звука к барабанным перепонкам. Извлечь такую детальку из уха поможет только врач.

3. Вода. Все малыши любят банные процедуры. Плескаться и играть в водичке одно удовольствие, но иногда такие процедуры заканчиваются такой неприятностью как потеря слуха. Вода, если осталась в ухе, вызывает воспаление слухового прохода.

Последние новости



Публикации по теме