Польза от пазлов. Пазлы для взрослых (почему взрослые собирают пазлы)

Знаете, чем можно занять засидевшихся гостей? Когда уже все съедено, весь чай выпит и все старые фотографии рассмотрены, а гости все еще не уходят, предложите им…собрать пазл! Ведь это не только интересно и занимательно, но еще и очень полезно дял мозга.

Собирание пазлов отлично развивает логическое мышление , внимание, память, воображение, мелкую моторику руки и учит правильно воспринимать связь между частью и целым. В общем, по своему благотворному влиянию вещь просто незаменимая. Можно сказать, сродни лекарству для мозга. Только цветное и многоразового использования.

Особенно полезно собирать пазлы в детском возрасте. Правда, поклонниками этой чудо-картинки становятся люди абсолютно разных возрастов, что является ещё одним её замечательным свойством.

Кстати, история глаголет, что первые пазлы появились ещё в XVIII столетии. Всё началось с того, что некий изобретатель для лучшего усвоения учениками пройденного материала по географии наклеил географическую карту на деревянную доску и разрезал её на множество маленьких кусочков неправильной формы. Так что первым известным истории пазлом стало такое вот оригинальное учебное пособие по географии. Чуть позже мозаика стала одним из видов развлечения аристократии.

На сегодняшний день существует огромное количество модификаций пазлов: они бывают плоские и объёмные, мягкие и твёрдые, состоящие из 20, 1000 и даже 24000 частей. Такие будешь собирать не один день, да что там день – не одну неделю!

Сложность пазла определяется главным образом числом элементов – чем оно выше, тем пазл больше и сложнее. Хотя большое значение играет и рисунок мозаики – чем разнообразнее цветовая гамма, тем проще оказывается сбор пазла. На маленьких мозаиках, состоящих из 100-200 частей, чаще всего изображены кадры из мультфильмов и любимые детские персонажи. На больших пазлах (1000 и более частей) обычно встречаются картины известных художников, пейзажи, сцены из Библии и старинные географические карты.

Из трёхмерных пазлов вы сможете собрать игрушки, и даже корабли или величественные замки, которые станут достойным украшением вашей квартиры. А плоские мозаики вы можете наклеить на картон или фанеру и повесить на стену – картины не только разнообразят вашу комнату, но и станут предметом вашей гордости: представьте только, что вы самостоятельно соберёте пазл из 10000 частей! По-моему, это достойный повод.

Вы не поверите, но одно только собирание пазлов помогает организму сжигать в среднем 90 калорий в час. Ведь для передачи сигналов нейроны нашего мозга вырабатывают вещества под названием «нейротрансмиттеры», а для их производства нейроны поглощают глюкозу и кислород. Таким образом, мозговая активность способствует сжиганию калорий. А значит, можно забыть об изнуряющей диете и провести с пользой часик-другой за разгадыванием занимательной головоломки.

К тому же теперь пазлы можно не покупать. Вы можете воспользоваться одним из многочисленных сайтов интернета, предлагающих множество пазлов и других головоломок. Тренируйте мозг пазлами, а пазлы собирайте кусочками!

Правильно подобранные пазлы могут стать источником удовольствия и развивающей игры. Однако если задать ребенку слишком сложное задание, это может вызвать скуку. Об этом стоит помнить при выборе пазлов. Ниже приводим несколько советов, как лучше всего адаптировать игру к умениям и уровню развития ребенка.

На уровень сложности, прежде всего, влияют следующие факторы:

· количество элементов

· размеры элементов

· степень подробности картинки и цветовая дифференциация

· опыт ребенка в складывании пазлов

· качество изготовления (толщина картона, стойкость к деформации элементов, точность резки)

· другие характеристики, которые могут помочь при складывании (контуры картины, формы элементов и т.п.)

На сегодняшний день нет единого мнения о том, когда ребенок может начинать собирать пазлы, однако, на большинстве коробок с пазлами написано, что они рекомендованы для детей «от трех лет». Действительно, пазлы, состоящие из достаточно мелких деталей, ни в коем случае нельзя давать крохам, поскольку они могут случайно их проглотить. Но это совершенно не означает, что самым маленьким детишкам вредно или бесполезно играть в пазлы.

Польза детских пазлов в том, что они обладают развивающими способностями, которые проявляются в виде игры. Складывая картинку, ребенок развивает мелкую моторику рук и начинает лучше координировать свои движения. Развивая подобные навыки, ребенок в дальнейшем сможет легко освоить письмо и речь.

Пазлы отлично влияют на развитие логического мышления. Кроме всего вышеперечисленного, пазлы также развивают пространственное мышление, внимание, память. Чтобы в конце игры получилась картинка, ребенок всегда воспроизводит ее в памяти и, соответственно, подбирает все детали и располагает их в нужных местах.

С помощью пазлов ребенок учится быть более самостоятельным. Ведь он старается сам сложить интересную картинку, что придает ему уверенности в себе и в своих действиях.

Пазлы - это отличная развивающая игрушка, с одной стороны, а, с другой стороны, это отличный способ совместного семейного времяпрепровождения с вашим ребенком. Однако не стоит думать, что малыш будет самостоятельно собирать свой первый пазл. Во всех развивающих занятиях присутствие взрослых необходимо. Именно близкие взрослые могут вызвать интерес у своих малышей к новым интересным занятиям и игрушкам. Если вы начнете сами собирать мозаику, то малыш, наблюдая за вами, заинтересуется этим процессом и начнет вам помогать. При этом всегда нужно помнить, что игра с пазлами будет различаться в каждом возрасте. Рассмотрим основные периоды игр с пазлами и их специфику.

От 12 месяцев до 18 месяцев.

Дети могут уже самостоятельно собирать простейшие пазлы - разрезные картинки, состоящие из двух-трех частей. В процессе игры ребенок знакомится с изображением разных предметов, которые ему предстоит собрать. Это способствует развитию пространственной ориентации и логическому мышлению. Начинать лучше с картинок, разрезанных по прямым линиям. Лучше всего ближе к году познакомить малыша с самыми простыми разрезными картинками, на которых изображен один крупный предмет и поделен на две части. Сначала картинки нужно просто рассматривать и «обсуждать»: где бабочка? Как бабочка крылышками машет? Где мишка? Как мишка рычит? Где у мишки глазик? И так далее. Вовлекайте малыша в активное рассматривание картинок, стимулируйте звукоподражание, поощряйте к подражательным действиям.

После многократного рассматривания, когда малыш будет легко узнавать картинки, хорошо их запомнит, можно перейти ко второму - основному этапу занятий с пазлами. Возмите две картинки так, чтобы правая и левая половинки не совпадали, например, слева половинка бабочки, а с права - половинка другой картинки. Обратите внимание малыша, что картинки перепутались и попросите «наладить» картинки. Предложите, например, сделать бабочку и начните поочередно прикладывать вторые половинки картинок. Каждый раз спрашивайте малыша: получилась бабочка или нет? И сами же отвечайте, что нет, бабочка не получилась. В начале второго года малыш уже способен сам собирать картинки. Разрезные картинки вы можете купить или сделать самостоятельно.

Со временем можно усложнять задания, предлагая малышу картинки, состоящие из большего числа деталей (4, 6). После этого можно переходить к фигурным пазлам (разрезанным не по прямой линии). Желательно, чтобы детали жестко фиксировались при правильной сборке и картинка не могла случайно сломаться, если ребенок заденет ее. Если пазл вкладывается в специальные рамки, то малышу будет намного легче.

Целью этой игры для самых маленький является уяснение понятий части и целого, отработка механических навыков (положить нужную деталь на нужное место) и усидчивости.

От 18 месяцев до 36 месяцев .

В этом возрасте малышу можно предлагать как небольшие бумажные пазлы, так и доски-вкладыши. Ребенок учится соотносить форму фигурки и отверстие вкладыша, что значительно обогащает его знания о пространственном соотношении, о взаимосвязи фигуры и ее контура. В это время активно развивается мелкая моторика пальцев и рук. В это же время можно предложить ребенку пазлы-кубики. В три года подойдут пазлы, обладающие крупными элементами, которыми легко манипулировать. Важно тщательно подобрать тему пазлов, в соответствии с интересами ребенка. В этом возрасте ребенок любит складывать хорошо знакомые предметы и персонажи, с которыми он встречался раньше (популярные сказки, животные, машины и т.п.). Для начала подойдут пазлы из 4, 5, 6 и 7 элементов. Игру следует начинать с картинки с наименьшим количеством элементов, чтобы после достижения успеха, сложить следующую - немного труднее.

Для малышей в возрасте 3 лет, которые уже приобрели некоторый опыт, можно предлажить пазлы из 8, 12, 16 и 20 элементов. Если с раннего детства ребенок занимается сборкой пазлов, то к 3 годам малыш будет уже способен собрать пазл из 24 элементов.

От 4 лет до 8 лет .

Дети активно конструируют в игре, самостоятельно создают какие-то фигуры или вещи, строят что-то по просьбе взрослых без наличного образца. Тем самым они познают внутреннюю логику и связи предметов, что способствует формированию и развитию образного мышления. Накапливая опыт, полученный в процессе складывания первых пазлов, ребенок начинает самостоятельно справляться с манипулированием и соединением элементов. Невзирая на то, что ребенок все еще часто пользуется методом проб и ошибок, можно перейти к головоломкам, содержащим большее количество элементов или более сложные иллюстрации. Для четырехлетних малышей подойдут головоломки с крупными элементами. Затем предлагайте пазлы вкоторых размер элементов немного меньше. Детям на пятом году жизни советуем выбирать пазлы на 60 элементов.

У шестилетних детей настолько развиты способности, что они умеют определять элементы по месту их предназначения. Кроме того, они справляются с их сортировкой. Они умеют вырабатывать собственные методы (стратегии) складывания - по цвету или по объекту на картинке. Дети этой возрастной группы ищут игры, которые будут для них достаточно сложными. В зависимости от прежнего опыта с пазлами, восьмилетние дети могут справиться с пазлами в количестве от 260, вплоть до 500 элементов.

От 10 лет .

Через пазлы и головоломки дети учатся решать новые творческие задачи, алгоритм которых не задан заранее, а зачастую неизвестен.

Предлагаемое количество элементов и степень сложности нужно подбирать, в зависимости от индивидуальных способностей ребенка. Нельзя забывать об этом.

Пазлы детям: в чем их польза

На прилавках детских магазинов ты видела большое количество пазлов и составных картинок. Эту игрушку можно отнести к развивающим играм. Ребенок должен решить своеобразную головоломку: собрать изображение из отдельных частичек.

Чем полезен пазл?

Пазл – это образовательная игра, которая развивает усидчивость, аккуратность, терпение и внимательность. Когда малыш собирает картинку, он узнает, как устанавливаются связи между частицей и целым. Ребенок развивает логику, мышление, мелкую моторику рук. Для того, чтобы у ребенка получилось собрать сложный пазл, у него должно быть хорошо развито воображение. Он должен уметь переворачивать картинку в уме, находить нужный фрагмент.

Развивающая игра

Польза пазлов для детей состоит в том, что они: Развивающая игра

  • Развивают мелкую моторику рук и координацию движений. Пазл состоит из очень мелких деталей. Ребенку приходится соотносить части предметов. Он должен уметь удерживать маленькие частицы картинки в руках и правильно их вставлять. Движения ребенка становятся точными, а затем и осмысленными. Развитая таким образом ориентация в пространстве и точная координация рук даст возможность ребенку быстро овладеть письмом. У него не будет проблем с речью и почерком.
  • Тренируют способность увидеть задание с разных сторон, принимать сложные решения.
  • Развивает логическое мышление. Чтобы собрать пазл, ребенок должен одновременно учесть: форму элементов, общее изображение, последовательность, в которой нужно собирать части, конечный результат работы. Это первые навыки выработки стратегии решения любой задачи.
  • Развивает воображение.
  • Развивает пространственное мышление.
  • Развивает фантазию.
  • Развивает внимание.
  • Развивает память. Ребенок образно представляет то, что должно получиться. Во время сборки пазла он постоянно удерживает этот образ в своей памяти.
  • Учит самостоятельно принимать решения, искать ответ без помощи взрослых. Полная свобода действий помогает поверить ребенка в свои силы, развивает самостоятельность. В будущем ребенку будет легче принимать решения самостоятельно.

Первые пазлы

Первые пазлыПервые пазлы твоего малыша должны быть очень простыми. Состоять из 2-4 деталей. Легко будет справиться малышу и с пазлами, которые имеют крепление в виде рамки. Потом эту картинку можно повесить на стенку. Важно начинать с простого, чтобы ребенок понял сам принцип игры. У него должно получиться, и дальше он не будет бояться складывать более сложные пазлы.

Детский пазл должен состоять из деталей, которые хорошо состыковываться. Рисунок должен быть очень крупным и ярким. Дальше нужно усложнять малышу задачу. Если ребенок будет регулярно складывать эти головоломки, то к 3 годам сможет собрать пазл из 24 элементов. Увеличив количество деталей, ты увеличиваешь и сложность рисунка. Для детей до трех лет подойдет яркие, знакомые им предметы на рисунке. Если твой кроха легко с ними справляется, можно купить картинку с простым сюжетом, например, из мультика. Пазл – очень полезная развивающая детская игра. С их помощью ребенок научится логически мыслить. Он станет аккуратным, усидчивым и терпеливым. Веселой вам игры!

Известно, что пазлы являются одним из лучших способов обучить ребенка и воспитать у него определенные качества, но кто сказал, что они совсем бесполезны для взрослых? Пазлы – это не только развлечение, но и отличный способ саморазвития, поэтому взрослые охотно охватывают этот вид досуга, стремясь и получить удовольствие от кропотливой и тщательной работы, и развить определенные навыки.

Самое главное достоинство работы с пазлом – он служит в качестве отличного «антидепрессанта», позволяющего быстро и эффективно избавиться от стресса. Монотонная работа по подбору элементов, кропотливое сравнение различных кусочков и постоянное использование воображения способны эффективно переключить внимание и отвлечь любого от текущих проблем. Более того, человек, сконцентрировавшийся на сборе картинки, учится аккуратности и логическому мышлению, вот почему многие взрослые намеренно покупают крупные пазлы () для того, чтобы заставить себя стать терпеливее.

Еще одно достоинство этой увлекательной игры – развитие пространственного мышления. Это необходимо прежде всего студентам и школьникам, которые проходят геометрию, а также взрослым, работающим в отраслях, где эти знания могут пригодиться (например, в строительстве или архитектурной сфере). Кусочки пазла нужно не только подставлять в картинку, но и мысленно представлять их в разных ракурсах, и это служит великолепной тренировкой.

Другая причина, по которой взрослые охотно покупают пазлы, - развитие собственных талантов. Многие люди стремятся иметь хобби, но не каждый может делать что-то своими руками или отличается творческим подходом к вещам. Однако при сборке пазла не нужно что-то придумывать или изобретать – требуется лишь внимание, спокойствие и серьезное отношение, и можно у себя дома выстроить настоящие пирамиды из картонных кусочков, Эйфелеву башню из пластиковых фрагментов или даже целый глобус с указанием стран и городов. Для этих целей служат специальные , которые только недавно стали по-настоящему модными, и которые мало пригодны для детей в силу сложности их сборки. Результат не заставит себя долго ждать: такая красота отлично впишется в любой интерьер и может стать также великолепным подарком, который будет для одариваемого особенно ценным, ведь «собиратель» пазла вложил в свое детище всю душу.



Наконец, еще одна причина, которая заставляет взрослых собирать пазлы, - отличный способ провести время с семьей или друзьями. Общие усилия по собиранию сложной и строптивой картинки объединяют даже больше, чем подвижные игры, и каждый, кто уже понял, насколько заразительны пазлы, ни за что не откажется от них впредь. Это действительно прекрасный способ развлечься и обрести душевный комфорт на долгое время, ведь не зря же говорят, что умение интуитивно чувствовать, какой фрагмент вам нужен именно сейчас, сродни талантам гения, знающего, какая деталь в это самое мгновение способна изменить мир.

В каждой семье, заботящейся о развитии детей, зайдя в детскую комнату, можно увидеть на столе, полках или стеллажах одну, несколько, а то и множество разноцветных коробочек с надписями "Puzzle ". Несомненно, каждый из нас знает, что это такое. Пазл - развивающая игра-головоломка, суть которой состоит в том, чтобы из множества разрозненных деталей собрать целую картинку. Отличительная особенность пазлов - наличие специальных соединительных "замков" на элементах, не позволяющих уже собранной части изображения "рассыпаться".

Мало кто знает историю возникновения этой увлекательной настольной игры. Пазлы пришли к нам из Англии (слово "puzzle" и переводится как "головоломка"). Однажды, в 18 веке, учитель географии в одной из английских школ решил сделать свои уроки интересными и запоминающимися для детей, внести в занятия игровой элемент. Для этого он изготовил из дерева карту мира и распилил её на отдельные детали в соответствии с границами стран.

Ученики должны были соединять фрагменты, сопоставляя их друг с другом. Таким образом обучение проходило в ненавязчивой игровой форме. Уже позже, в 19 веке, пазлы стали использоваться не только в качестве дидактического материала в школах, но и как самостоятельная игра, а в начале 20 века увлечение пазлами охватило все взрослое население Европы.

Пазлы популярны до сих пор, огромное количество людей увлекаются складыванием картинок из сотен и тысяч деталей. Но в нашей статье мы поведем речь о пазлах именно как о развивающей игрушке для детей /.

Чем полезны пазлы?

Можно выделить по пунктам основные сферы, в развитии которых участвуют пазлы.

  1. Логика. Подбирая детали, ребенок учится сопоставлять фрагменты нанесенного на них изображения, подбирать элементы таким образом, чтобы они прилегали друг к другу плотно и без зазоров. Собирая картинку, ребенку приходится размышлять, почему именно этот элемент он соединяет с другим.
  2. Память. Складывая картинку раз за разом и совершенствуя свое мастерство, ребенок тренирует свою визуальную память. Понаблюдайте, как ребенок составляет уже давно знакомый ему пазл: из кучки разрозненных кусочков он безошибочно выделяет соседние элементы, потому что уже наизусть знает их местоположение в общей картине.
  3. Внимательность. Порой ребенок никак не может найти нужную деталь, он рассеянно скользит взглядом по кучке фрагментов, просматривая её несколько раз. Но чем чаще он упражняется в составлении пазлов, тем больше развивает у себя навык "выхватывать" взглядом нужную деталь.
  4. Образное мышление. Маленький ребенок при составлении пазла сравнивает между собой только соседние детали. Став постарше, и при помощи родителей, он учится из разрозненных деталей выделять целое. Родитель, собирая вместе с ребенком пазл, должен обращать внимание ребенка на то, что в результате получается не только набор подходящих друг другу по форме и цвету элементов, но и изображение, картинка.
  5. Мелкая моторика и глазомер. Запечатлейте в памяти тот момент, когда вы впервые предложили своему ребенку пазл. Какие бы крупные ни были детали, на первых порах манипулирование ими будет представлять для ребенка некоторые трудности, элементы пазла будут скользить и то и дела выпадать из детских пальчиков. Также посмотрите, как ваш малыш впервые соединяет детали. Он ставит их под углом, криво, косо, и даже вставляя в "замок", словно бы не понимает того, что фрагмент для идеального сцепления должен лежать ровно. Так и хочется взять деталь и помочь ребенку поставить её правильно. Не стоит! Достаточно нескольких тренировок для того, чтобы пальчики обрели ловкость.
  6. Терпение и усидчивость. Пазл, как любую головоломку /igrushki/golovolomki/, невозможно взять "наскоком". Для того, чтобы сложить "трудную" картинку, требуется время. Именно желание самому во что бы то ни стало справиться с задачей заставляет ребенка проводить за столом достаточно длительное время (в зависимости от возраста от десяти минут до часа и более).
Как любая настольная игра , пазлы обладают релаксационным эффектом, ведь для того, чтобы собрать картинку, нужно сосредоточиться. Многие мамы не без оснований утверждают, что складывание пазлов обладает не менее умиротворяющим действием, чем рисование и лепка, поэтому идеально подходит для того, чтобы успокоить расшалившегося ребенка.

Выбираем первый пазл.

Очень хорошо начинать со специальных книжек-пазлов . Как правило, в таких книжках на одной стороне разворота напечатан текст для чтения, а другая сторона предназначена для составления пазла. Чтобы облегчить процесс сбора головоломки, в странице вырублена специальная рамочка, в пределах которой и будет собираться детский пазл . Ещё одна, характерная для таких книжек деталь - наличие в рамке подложки - изображения, идентичного собираемому, что делает занятие ещё проще. Это очень важно, так как если сбор первого пазла окажется для ребенка слишком сложным, он может надолго потерять к нему интерес.

Когда ребенок начнет собирать пазл в рамке без вашей помощи, пора усложнить задание и купить обычный пазл. Однако же, здесь тоже есть свои нюансы. Главный принцип - величина деталей и их количество должны соответствовать возрасту. Чем младше ребенок, тем крупнее должны быть детали и тем их меньше должно быть. Опять же, как только вы видите, что сбор пазла определенной величины и с определенным количеством деталей уже не представляет для ребенка труда, предложите ему пазл с большим количеством деталей и более мелкими элементами.

На сложность сборки также влияет и сама картинка, которую следует собирать. Для новичков лучше выбирать картинки не однотонные, а контрастные, с четкими переходами цветов. Ребенку гораздо проще будет собрать, к примеру, картинку с изображением желтого солнца, голубых облаков и зеленых деревьев (что позволит рассортировать детали по цвету), чем изображение моря, в котором все детали окажутся подтонами одного цвета, что затруднит процесс. Так же гораздо проще собирать пазл, если на одной детали попадается отдельный объект или его часть, например, мордочка собачки, нежели наоборот, составлять эту самую мордочку из множества деталей.

Как узнать, когда идти дальше?

Необходимо внимательно следить за успехами ребенка. Умение собирать пазлы складывается из нескольких условных этапов. Вначале вы собираете пазл практически сами, комментируя свои действия, затем предлагаете ребенку самому вложить в практически собранную картину несколько элементов, и так по нарастающей. Затем ребенок уже собирает сам, ваша помощь заключается в том, чтобы словесно подсказать малышу в моменты его затруднения. И вот наступает момент, когда он собирает картинку уже без вашей помощи, с каждым разом увеличивая скорость сборки.

Тут важно не проглядеть момент, когда складывание головоломки становится для ребенка до того легким занятием, что начинает вызывать отторжение и скуку. Тогда наступает пора предложить ему более сложный пазл, например пазл на 1000 элементов , потому что деятельность ребенка устроена таким образом, что ему интересно только то, с чем он справляется с трудом, или справляется, но не всегда, ведь преодоление сложностей - одна из составляющих его развития.

Однако, не стоит бить тревогу, если ребенок вновь и вновь берет в руки пазл, сборка которого для него настолько привычна и легка, что доведена до автоматизма. Это не навсегда. Просто в какие-то моменты ребенку требуется осознание уверенности в себе, а достигнуть этого проще всего делая то, что ему по плечу.

Выбираем фирму-производителя.

Именитых фирм-производителей пазлов можно пересчитать по пальцам. К их числу можно отнести немецкие фирмы Ravensburger (Равенсбургер) и Heye (Хейе), польскую Castorland (Касторлэнд), английскую Gibsons (Гибсонс), российские Astrel (Астрель) и Step Puzzle (Степ Пазл).

Огромной популярностью пользуются также пазлы испанской фирмы Educa (Эдука), основанной в 1967 году. Фирме принадлежит самый большой в мире пазл, состоящий из 24000 деталей, под названием "Life" ("Жизнь").

Пазлы этой фирмы - самые настоящие произведения искусства, чего стоит одна только серия Gothic от Victoria Frances . Но красивы не только изображения, но и качество самих деталей, в меру глянцевых (а значит не сильно бликующих), отлично сцепляющихся между собой.

Также в наборы пазлов от Educa входит специальный клей , которым можно скрепить полученную картинку, "увековечив" изображение.

Ещё один плюс в пользу фирмы Educa - её постпродажный сервис. Как утверждает производитель, если вы потеряли, сломали деталь, её вам испортил ребенок или ваше домашнее животное, Эдука вышлет вам недостающую деталь совершенно бесплатно в любую точку мира. Информация об этом расположена на официальном сайте производителя . В России не так много Интернет-магазинов, представляющих продукцию данной фирмы, поэтому мы с гордостью можем вам сообщить, что на нашем сайте вы найдете большой выбор пазлов именно данного производителя. Удачных покупок!

Пазлы Educa Вы можете купить в Интернет-магазине Ученый Кот www.сайт



Публикации по теме