Пропорции для художников. Зачем изучать пропорции

Пропорции тела человека разнообразны и зависят от возраста, пола, типа сложения. Так, различают три формы телосложения: длинное и узкое, характеризующееся узким тазом и длинными конечностями; короткое и широкое, с широким и длинным туловищем и короткими ногами; среднее между первым и вторым. Пропорции женской фигуры отличаются от пропорций мужской. Ребенок, юноша, подросток значительно отличаются в пропорциях от взрослого человека.
Изучение всех особенностей строения тела при создании скульптуры имеет для художника первостепенное значение. Рассматривая конкретную модель, следует уяснить соотношение отдельных частей тела, их пропорции. У разных людей они значительно различаются, что составляет индивидуальность каждого человека. Уловить ее – задача скульптора. Успех в этом зависит от знаний законов анатомии; умения видеть и переносить увиденное в материал. Начинающему резчику по дереву, как уже было сказано, без рисования и лепки, учебных и эскизных набросков в пластилине и глине высоких результатов добиться сложно. Советую почаще рассматривать свое тело и лицо. Это поможет в изучении анатомии, научит находить костные и мышечные выступы, подскажет законы изменения форм тела в различных позах. Обращайте внимание и на своих родных, знакомых, вглядывайтесь в прохожих на улице, в пассажирском транспорте.
Изучение фигур и лиц должно превратиться в привычку. Пусть улица, различные общественные места станут для вас постоянной выставкой, экспозицией огромного музея. Неплохо, если у вас с собой всегда будет небольшой блокнот или листы чистой бумаги с картонной обложкой и карандаш. Интересные, характерные лица, их черты зарисовывайте, не теряя времени, иначе они забудутся, и таких вы больше не встретите. Но хочу предупредить, что вглядываться и рассматривать надо незаметно, чтобы не смущать тех, на кого смотрите, – не все любят, когда их в упор пронизывают взглядом. Постарайтесь не вспугнуть человека, чтобы он не изменил свое естественное состояние. Если что-то интересное увидели на улице, но не смогли зарисовать, сделайте это дома, по памяти, польза будет двойная: вы сохраните интересный образ и потренируете свою зрительную память. Объем данной книги не дает возможности подробно остановиться на этих вопросах. Мы с вами рассмотрим обзорно основные данные типичных пропорций тела, воспользовавшись уже разработанными схемами. Думаю, для начала знакомства они будут полезны, говорю это, опираясь на собственный опыт.
Основа строения тела человека – его скелет. От него во многом зависят внешние данные индивидуума. Это его архитектура, которая несет на себе внутренние органы, мышечную систему, дополняющие общую форму. В скелете различают череп, кости туловища (позвоночник с грудной клеткой) и конечности. У черепа подвижна только одна кость – нижняя челюсть. Вдоль спины тянется позвоночник, состоящий из отдельных костей – позвонков. Между ними расположены хрящевые прокладки, придающие значительную подвижность телу. Ребра прикреплены одним концом к позвоночнику, другим – к грудной кости, образуя грудную клетку. В верхней части ее на ключицах и лопатках крепятся верхние конечности – руки. В нижней части позвоночника прикреплены тазовые кости. От них отходят нижние конечности – ноги. Руки и ноги состоят из трех крупных костей и нескольких мелких в кистях и стопах. Соединяющие суставы обеспечивают достаточную подвижность конечностей.
Особенности строения скелета человека играют основополагающую роль в пропорциях тела. Создавая статую, резчик должен хорошо представлять анатомическое строение тела. Рекомендую обратиться к специальной литературе, выпущенной в достаточном количестве. Заслуживает внимания «Пластическая анатомия и изображение человека на ее основе» М.Ц. Рабиновича (издательство «Изобразительное искусство», 1985).

Чтобы легче определить соотношение частей тела, художники избирают единицу длины, так называемый модуль.

Рис. 7.1. Пропорции человеческого тела, модуль – голова (по Рихеру)

С давних времен для этого служила какая-либо часть тела (голова или нос, кисть или средний палец руки, стопа и т. д.), с помощью которой устанавливали соотношение между частями и целым. Для определения общей высоты человека чаще применяется голова. В среднем ее величина постоянна – около 22 см. Для художников по сей день это основной модуль, равняющийся восьмой части роста взрослого человека. Для низкорослых такое отношение достигает 7–7,5. Отсюда чем выше рост, тем меньшая его доля приходится на размер головы.
Если и мы за основной модуль примем размер головы, то ее длина укладывается в расстояние от подбородка до межсосковой линии, от межсосковой линии до пупка, от пупка до лобка (рис. 7.1). Размеру одной головы также равняется длина кисти с запястьем и высота ягодиц, расстояние между сосками груди. Двум размерам головы равняется ширина плеч, расстояние от конца среднего пальца до локтевого отростка, от нижнего края коленной чашечки до подошвы. Трем размерам головы соответствует расстояние от подмышечной впадины вытянутой руки до конца среднего пальца. Четырем размерам головы равна нога от паховой складки до подошвы. Рассмотрите внимательно и запомните остальные пропорциональные соотношения.

Строение головы и лица

Изучая форму головы, мы различаем костные выступы. Наиболее выраженных насчитывается двадцать. Из них тринадцать на черепной коробке и семь на лицевой части. Основные из них: два надбровных (левый и правый), два лобных, два височных, носовой, венечный, подбородочный, два скуловых, два нижнечелюстных и затылочный.
Различают четыре основных типа лица (рис. 7.2, а):
1) прямоугольное: височно-теменные, скуловые и нижнечелюстные высшие точки расположены примерно на одной вертикальной линии;
2) ромбовидное: вертикальная линия касается только скуловых выступов;
3) трапециевидное, меньшей стороной вниз: вертикальная линия касается только височно-теменных выступов;
4) трапециевидное, большей стороной вниз: вертикальная линия касается только наружных нижнечелюстных выступов.
В каждом случае могут быть варианты, приближенные к основным типам, определить их довольно сложно из-за прически. В профиль формы головы различаются по лицевому углу. Если провести две линии, одну – между центральными выступами надбровных дуг и местом соединения носа с верхней губой, а вторую – от этой точки к мочке уха, образуется угол, который и называют лицевым. Их насчитывается три (рис. 7.2, б):
1) прямой, при этом первая линия вертикальна;
2) острый, при этом первая линия наклонена верхним концом в сторону лба;
3) тупой, при этом первая линия наклонена нижним концом в сторону подбородка.

Рис. 7.2. Форма головы (а ) и лицевой угол (б )

При создании портрета следует учитывать возрастные особенности, а также принадлежность портретируемого к мужскому или женскому полу.
Например, голова 8–10-летнего ребенка отличается крупной черепной коробкой, малоразвитой лицевой частью.

Рис. 7.3. Основные формы головы и анатомические точки их построения

Мало заметны скулы и надбровные дуги. Нижняя часть лица – щеки и подбородок – округлена. Формы обобщены без резких границ. У подростка в 14–16 лет соотношение между черепной коробкой и лицом изменяется. Обозначаются костные выступы, заметно вырастает череп. Утончается подкожный жир. Проявляются группы жевательных и височных мышц.
У юноши в 18–20 лет рост черепных костей обычно прекращается. Изменение внешней формы лица происходит за счет формирования мышц лица, и это значительно отличает юношу от предыдущего возрастного этапа. Формируется носогубная складка. Увеличивается густота волос. У молодого человека форма головы приобретает четкость. Хорошо видны костные выступы и группы мышц. Голове взрослого человека (30–35 лет) свойственно утолщение подкожно-жирового слоя. Это приводит к укрупнению всех форм лица.
На голове пожилого заметно увеличены мягкие покровы, отчего на лице имеются морщины и глубокие складки. Выделяются костные выступы и мышечные группы, опускается верхнее веко, волосы редеют. На лице старого человека атрофированы мышечные ткани: кожа отвисает и образуется множество складок и морщин. Отчетливо обозначены костные выступы, заметны места прикрепления мышц, видны вены и артерии. Нос обостряется, хорошо просматриваются очертания черепа. В совсем преклонном возрасте кожа лица иссушается, покрывается сплошными морщинами. Сточившиеся или выпавшие зубы сближают подбородок с носом. Опускаются веки глаз и нижняя губа, в лице отражается полная немощь. Характер возрастных изменений в зависимости от конкретного строения лица может быть выражен более или менее ярко. На это скульптор должен обратить особое внимание.

Строение частей лица

При построении портрета скульпторы разделяют голову с лицевой стороны по вертикали на четыре части, каждая из которых в среднем равна длине носа: от подбородка до носа, нос, от переносицы до линии начала волос и от начала волос до темени, то есть высшей точки головы. Длина глазной щели, образуемой веками, расстояние между глазами, ширина носа по ноздрям, как правило, равны между собой. Они соответствуют половине длины носа. Длина рта на одну треть больше длины глазной щели.
Рассмотрим основные части лица и их особенности.

Нос
Формы и размеры носа у разных людей разнообразны и зависят от костной основы черепа, хрящевого продолжения и мышечных подкожных слоев этой области. Сокращение последних отражает то или иное психологическое состояние человека, на что следует обратить внимание при передаче настроения портретируемого. Посмотрите на различные конфигурации носа (рис. 7.4). Носы подразделяют на четыре основных типа: прямой, горбатый (орлиный), мягкий курносый и вздернутый, который с возрастом меняет свою форму. У ребенка нос небольшой. В старости костная и хрящевые части выступают заметнее.

Рис. 7.4. Формы носа

Рот
Его составляют (рис. 7.5) две кожные складки, формирующие губы, у основания которых расположена круглая мышца рта. Верхняя губа заметно отличается от нижней формой. У разных людей она различна. Выделяют четыре типа губ: тонкие, толстые, средние и вздутые. В середине верхней губы имеется бугорок, называемый хоботком. С двух сторон к нему примыкают также небольшие выпуклости. К углам рта верхняя губа становится площе и заворачивается внутрь. В центре нижней губы расположена небольшая выемка, по бокам ее – выпуклости, которые оканчиваются почти в углах рта. Губы окаймлены невысоким ободком, который является и границей их окраски. В зависимости от настроения человека губы меняют форму. Мы видим внутреннее состояние человека, его чувства. Художник должен уловить эти тонкие изменения и, если необходимо, отразить в портрете. Такой портрет больше расскажет внимательному зрителю и передаст правду характера портретируемого.

Рис. 7.5. Строение рта. 1 - носогубная борозда; 2 - «фильтр»; 3 - бугорок верхней губы; 4 - угол рта; 5 - подбородочногубная борозда

Глаза
При первом рассмотрении мы видим основные внешние детали глаза. К ним относятся глазное яблоко, радужная оболочка, зрачок, веки, ресницы, «слезное озеро», бровь (рис. 7.6).
Сверху и снизу глаз обрамлен верхним и нижним веками. Между ними образуется пространство, называемое глазной щелью. При открытом глазе она миндалевидной формы, при закрытом имеет формы выпуклой книзу дуги. Верхнее веко больше и подвижнее нижнего. Боковой край века острый, внутренний закругленный, он образует «слезное озеро». Художнику необходимо помнить, что глазное яблоко может двигаться независимо от век, которые, в свою очередь, смыкаются и раскрываются также независимо от зрачков.
Работающему над портретом необходимо внимательно изучить устройство глаза, его изменения при взгляде в сторону, вниз, вверх.

Рис. 7.6. Внешнее строение глаза: 1 - наружный угол; 2 - радужная оболочка; 3 - зрачок; 4 - белковая оболочка; 5 - внутренний угол; 6 – бровь, 7 - складка, покрывающая верхнее веко; 8 - верхнее веко; 9 - нижнее веко

Способы изображения глаза в скульптуре могут быть различны. Иногда на глазном яблоке зрачок не обозначают (как в античных бюстах). Радужную оболочку формируют выпукло или вогнуто с небольшим или значительным углублением. От глубины зависит теневая точка. Чтобы глаз был более живой, создают световой блик, оставляя кусочек материала с какой-либо стороны углубления зрачка. Он должен контрастно выделяться на фоне более темных радужной оболочки и зрачка, создавая на расстоянии эффект блеска глаз, отражение падающего света.
Говорят, глаза – зеркало души. Посмотрев в лицо, мы в первую очередь смотрим в глаза, которые нам о многом говорят. Зрителя в портретах также сначала привлекают глаза. В них он ищет ответы на вопросы, пытается понять, какая душа отражена, что хотел сказать произведением художник, как он относится к тому, кого воссоздал в скульптуре.

Уши
Это хрящевые пластинки сложной формы, покрытые кожной складкой, которые располагаются позади щек по бокам лицевой части головы. По своему устройству ухо, как слуховой аппарат, сложно, но нас больше интересует внешнее строение и разнообразие. Мы видим и отражаем пластически внешнюю надстройку – ушную раковину (рис. 7.7). На ней различают завиток и противозавиток, козелок и противокозелок, полость ушной раковины. В верхней части завитка небольшое утолщение – бугорок. Внутри козелка раковина переходит в отверстие внутреннего слухового прохода. Нижняя часть ушной раковины не заполнена хрящом. Здесь расположена мочка. Она может быть отделенной или приросшей к щеке. Уши по форме очень разнообразны. У каждого человека они имеют свои характерные особенности. При всем различии их подразделяют на большие и малые, длинные и короткие, узкие и широкие, приплюснутые и выступающие. Уши, как правило, неподвижны, но нередко обращают на себя внимание, если не скрыты прической. Придают неповторимую форму построению головы и характерность лицу. Учитывайте это и не забывайте передавать в портрете.

Рис. 7.7. Внешнее строение уха: 1 - полость ушной раковины; 2 - противозавиток; 3 - завиток; 4 - бугорок; 5 - козелок; 6 - противокозелок; 7 - мочка

Брови, усы и борода

У каждого человека они индивидуальны, но основные законы построения схожи, что необходимо учитывать в создании портрета.
Бровь – продолговатый участок волос, располагающийся над глазницей поверх надбровных бугров черепа. Брови разнообразны по форме: короткие, длинные, узкие, широкие, редкие, густые, прямые, дугообразные. Состоят из трех частей: головки, тела и хвоста, которые воспроизводят общей массой.
У мужчин чаще густые, у женщин – тонкие. Придают лицу выразительность, особенно глазам. Очень подвижны как вместе, так и по отдельности.
Усы также с каждой стороны состоят из трех масс: под ноздрями, между ноздрями и углами рта, над углами рта и дальше. Изображать их следует без заметного разделения масс.
Борода. Состоит из девяти масс: по одной от ушей, по одной от щек и начала подбородка, две массы на уровне подбородка, одна меньшего размера над ними (под центром нижней губы) и последние две массы под нижней челюстью.
Такой разбор строения лица далеко не полон, но дает начинающему художнику первоначальный ориентир при создании портретных работ.

Чтобы правильно нарисовать человека , пусть во весь рост или только наполовину, стоячим, сидячим или в движении, в первую очередь необходимо знать пропорции различных его частей. В случае, когда художник рисует человека без знаний и определений размеров, рисунок заранее обречён на неудачу. Каждый раз, когда вы садитесь за работу над вашим изображением — в первую очередь необходимо вымерить все пропорции и размеры. Далее, в этом уроке по рисованию человека , я научу вас как это правильно сделать:

Пропорции мужского тела:

Под понятие тела человека входит такие его составляющие, как голова, торс и конечности - руки и ноги. Для измерения пропорций тела художники применяют высоту головы. Когда вы определились с размером высоты головы, вы можете на основе дальнейших расчётов измерить все остальные параметры. Одним словом пропорции тела человека измеряются количеством голов, которые помещаются в торсе, руках или ногах.

1. Полный рост человека (включая голову) равен высоте его головы, умноженной в 7,5 раз.

2. Длина мужской руки равна высоте головы, умноженной в 3,25 раза.

3. Длина мужской ноги равна высоте головы, умноженной в 3,5 раз.

4. Длина мужского торса равна высоте головы, умноженной в 3 раза.

Теперь, что касается ширины тела мужчины. Здесь тоже есть свои размеры, отталкивающиеся всё от той же высоты головы.

1. Ширина мужских плеч равна высоте 2 головы.

2. Ширина мужской талии равна высоте 1,25 головы.

3. Ширина мужских бёдер равна высоте 1,5 головы.

Пропорции женского тела:

Женские пропорции измеряются так же, как и мужские, с помощью высоты головы, только, естественно, с другими цифровыми значениями. Не стоит забывать и о стиле рисования женщины. В отличие от рисунка мужчины, линии здесь более плавные, более нежные и светлые. Всем известно, что в разные времена существовала различная мода на женскую красоту, но в наше время считается эталоном высокая, стройная и длинноногая модель. В связи с этим и пропорции женского тела подогнаны под этот типаж.

Пропорции высоты или длины элементов тела женщины практически такие же, как у мужчины, за исключением двух.

1. Полный рост высокой, современной женщины равен высоте её головы, умноженной в 8.5 раз.

2. Длина ног увеличивается на одну высоту головы, т.е. умноженной в 4.5 раза.

Теперь, что касается ширины женского тела:

1. Ширина женских плеч равна 1,5 высоте её головы.

2. Ширина женской талии равна высоте 1 головы.

3. Ширина женских бёдер равна высоте 1,5 её головы.

Подошёл к концу очередной урок по рисованию . На этот раз мы разобрали пропорции человеческого тела, так что теперь, при рисовании человека у вас не должно возникнуть особых проблем. Следите за новостями сайта, подписывайтесь на обновления, что бы быть в курсе последних уроков.

Данный метод ни в коем случае не является лучшим и тем более быстрым, но с точки зрения большинства художников он является правильным. Он медленно, но верно помагает нарисовать карандашом поэтапно человека.
В конце статьи можно посмотреть видео о том,
Данный способ рисования направлен на стимуляцию воображения и формирование представления о человеческом теле в трехмерном пространстве, хорошо подходит для начинающих и для людей усидчивых и терпеливых.
Почти все начинающие рисовальщики начинают рисунок человеческой фигуры с головы, допуская тем самым грубую ошибку. И бывают весьма удивлены, когда в результате оказывается, что для ступней ног на бумаге совсем не осталось места - данный метод избавит вас от такой неприятной ситуации.

Рассмотрим идеальные пропорции тела человека:

Так голова у людей высокого роста укладывается по длине тела 8 раз , у людей среднего роста – 7,5 раз , у людей низкого роста – 6-7 раз .
Голова укладывается в длину туловища 2,5 раза , в длину ног – 3-4 раза .
Протянутая вдоль туловища рука должна касаться середины бедра .
Ширина плеч у взрослого мужчины обычно равна двум длинам головы и больше ширины бедер.
Длина бедра соответствует длине голени со стопой , а голень - двум длинам стопы .
Женская фигура в отличие от мужской имеет более низкий средний рост и более короткие конечности.
Ширина бедер у женщины обычно больше ширины плеч.
Голова женщины относительно и абсолютно меньше чем у мужчины.

Схематическое изображение человека:

Песенку из мультфильма "Осьминожки": "Палка, палка, огуречик, получился человечек..." знает каждый ребенок!
И не стоит недооценивать эту фразу.
Схематические человечки отображаю очень важную характеристику - пропорции частей тела. И чтобы избежать логического разлада в наших палочкообразных человечках, необходимо соблюдать так называемый «художественный канон».
А теперь давайте повнимательнее присмотримся к нашим схематическим человечкам :

Схематический Человечек №1
Такого человечка хотя бы раз в жизни рисовал каждый.
Это так называемый базовый человечек.
Но с ним мало что можно сделать.
Разве что попрактиковаться в соблюдении пропорций головы, торса, рук и ног.



Схематический Человечек №2

Здесь дополнительно вырисовываются пропорции предплечья, бедра, голени и ступни.


Схематический человечек №3

Совершенный палочкообразный человечек!
Уверен, вы едва ли видели, чтобы какой-либо ребенок рисовал человечка именно так.
Плечи и таз этой фигуры уже имеют определенную ширину.

Задание:
Для того чтобы понять насколько точно в своих работах вы соблюдаете пропорции – нарисуйте несколько схематических человечков.
Таким образом, просто и быстро, не отвлекаясь на детали (одежду, волосы и т.п.), вы сможете оценить то, насколько хорошо вы знаете пропорции человеческого тела.
Кроме того, вы сразу сможете определить: поместится ли фигура на листе.

Думаю, теперь вы понимаете насколько важно освоить пропорции. И какую немаловажную роль в будущей картине играют схематические человечки.

Поза человека:

Пора оживить и заставить нашего героя что-нибудь делать. Так прежде чем начинать работу над персонажем, с помощью схематических рисунков вы можете перепробовать множество поз и выбрать одну.
Ниже представлены некоторые примеры схематических человечков в действии.

На рисунке – человек идущий.
Обратите внимание на движение тазобедренных суставов. Как правило, плечи движутся в противоположном направлении.

Человек лежит на боку с опорой на одну руку. Таким образом, грудная клетка «висит» на плече и позвоночник, прогибаясь, рисует изогнутую линию.

Для того чтобы нарисовать человеческое тело необходимо знать особенности его строения.

Скелет является основой

голова
грудная клетка
позвоночник
таз

суставы
руки
кисти
ноги
стопы

Обратите внимание на изгиб позвоночника
(чтобы его было лучше видно, не будем рисовать руку).

Скелет можно рисовать в упрощенном виде:

Имея представления об особенностях строения скелета, переходим к мышцам и/или жиру , как повезет…).
Для отображения частей тела мы будем использовать всевозможные формы: цилиндры, эллипсы и т.п.

Вот теперь Вы наглядно можете оценить

Весь процесс от наброска (создания схематического человечка) до объемной прорисовки на основе схематического рисунка :














Также данный способ поможет вам в работе с деталями. Например, в прорисовке кистей рук и ступней:

Вот и всё!
Главная идея этого урока – для рисунка важна правильная основа.
А для достижения этой цели необходимо отбросить все лишнее и представить в схематическом виде.
И схематические человечки помогут вам в этом!
Основное преимущество этого способа заключается в том, что вы легко и быстро можете примерить множество поз для вашего героя.
Выбрать наиболее подходящую позу и уже на первом этапе определиться с композицией.
Данная статья подходит для тех, кто желает узнать как нарисовать человека в полный рост или вообще как нарисовать карандашом поэтапно
Спасибо за внимание.

Тело человека способно совершать самые разнообразные движения: передвигаться шагом, бегать, прыгать, производить какую-то работу.

При всех этих движениях происходят изменения внешней формы тела. Изменения формы происходят даже без каких-либо заметных движений фигуры. Живой человек не может долго оставаться без движения. Мышцы, находясь в статическом напряжении, устают гораздо сильнее, поэтому человек, оставаясь в какой-либо позе, постоянно ее слегка меняет.

В этом заключается сложность рисунка с фигуры натурщика по сравнению с рисунком гипсов. Здесь необходимо хорошо знать форму. Никакое тщательное механическое срисовывание не дает изображению настоящей пластической связи – изображение получается вялым, безжизненным.

Поэтому, прежде чем приступить к работе над рисунком живой обнаженной модели, необходимо изучить всё то, что образует формы живого организма и от чего зависят закономерность его движений и статика. Изучить не только снаружи, визуально, а изучить скелет, соединения костей между собой, мышцы тела.

Такое изучение дает знание того, что требуется изобразить. Тогда мы будем изображать то, что знаем, будем не копировать модель, а пользоваться ею.

Рисование фигуры лучше начинать с рисования стоящей фигуры без сложного движения. Прежде чем начать рисунок фигуры, необходимо осмотреть ее с разных точек зрения для того, чтобы ясно представить положение тела в пространстве. Для лучшего понимания конструкции тела натурщика необходимо вжиться в эту позу, повторить ее собственным телом. Только после этого можно приступить к определению композиции листа, центра тяжести, площади опоры, движения фигуры и т.д.

В качестве иллюстрации можно ознакомиться с современным методом построения фигуры человека, который предлагает Р.П. Куриляк, преподающий пластическую анатомию в Санкт-Пе­тербургской художественно-промышленной академии В.И. Мухи­ной (рис. 24-33).

Проводим вертикаль и делим ее пополам. Отмечаем одну восьмую вертикали сверху, что составляет размер головы. Если мы рисуем фигуру с опорой на одну ногу, то наша вертикаль совпадает с тремя точками: яремной ямкой (вырезкой), лобковой костью (лонным сращением), внутренней лодыжкой (большеберцовой костью) и пяткой. На вертикали от пятки отмечаем высоту подъема до голеностопного сустава, что по пропорции равно почти половине высоты головы.

Дальнейший ход нашего размышления следующий: мы определяем направление плечевого и тазового поясов, их степень наклона в противоположные стороны; линия плечевого пояса пройдет через яремную ямку с наклоном в сторону, а линия тазового пояса пройдет через лонное сращение от большого вертела опорной ноги с наклоном в сторону свободной ноги.

Определяем ширину плечевого и тазового поясов, которая в дальнейшем слегка изменится и уточнится. А пока ширину тазового пояса по отношению к высоте всей фигуры определяем в одну шестую, ширину плечевого пояса – в одну пятую высоты всей фигуры.

Если соединить след от пятки опорной ноги с точкой большого вертела легкой линией, то получится почти осевая линия всего объема, правда, в дальнейшем претерпевающая большие изменения и дополнения. На плечевом поясе над опорной ногой край его соединяем с краем таза пояса над свободной ногой.

Весь ход нашего размышления с карандашом в руке происходит весьма бегло и быстро, слегка касаясь бумаги, не пережимая его и не черня.

Одна из главных задач для рисующего – это определить линию «большого движения». Она изображается дугообразной линией, идущей от яремной ямки по направлению к лобковой кости и дальше от лонного сращения в противоположном направлении дуги на пятку опорной ноги. Если голова наклонена в сторону опорной ноги, то дугообразную линию, идущую от лонного сращения до яремной ямки, можно продолжить на теменное возвышение головы.

Теперь пришло время наметить руки в том движении, в котором находится модель. Можно уже провести контур опорной ноги, охват больших объемов голени коленного сустава, показать пластический переход от противоположной стороны грудной клетки в сторону опорной ноги на ее силуэт с выходом на коленный сустав и с охватом голени икроножной части.

Намечаем свободную ногу, ее осевую ступню, а также уточняем положение таза, его осевые, согласовываем нахождение коленной чашечки опорной ноги с коленным суставом свободной.

Свободную конечность определяем большими объемами по ее основным пластическим направлениям: от подвздошной кости (верхней ее ости) с выходом на внутреннюю часть свободной ноги, что почти совпадает с направлением портняжной мышцы; охватив контурно край бедра (эпифиз бедренной кости), продолжаем дугообразную линию на внешнюю сторону голени и далее на уровне голеностопного сустава выводим линию на внутренний мыщелок большеберцовой кости с овальным охватом в сечении всей голени на этом уровне.

С внутренней стороны свободной ноги от лобковой кости, контурно охватив бедро дугообразной линией, направляем ее, пере­секаясь с портняжной, и выходим на внешнюю сторону бедра, совпадая дугой с внешней мышцей бедра (квадрицепсом), и через край верхней коленной чашечки ведем дугообразную линию на внутренний край голени свободной ноги, подчеркивая икронож­ную мышцу. Теперь, если внимательно посмотреть на нашу схему, в ней явно прочтем S-образные, дугообразные, «змееобразные» линии в любопытном соотношении между длинными и короткими отрезками этой самой S-образной. Все соотношения будут соответствовать принципу золотого сечения, что, по сути, является принципом гармонии. В этом легко убедиться, если проделать по диагонали замер любой из S-образных линий наших объемов. Этот принцип состоит в том, что отношение общего к большей части должно непременно равняться отношению большей части к меньшей.

Прежде всего хочется предупредить, что если мы говорим о золотом сечении, о логике и прагматизме, то это лишь значит одно – подобные знаки и понимание должны присутствовать на уровне «забытого», то есть ненавязчивого, но сознательного рисования, которое является одним из основных способов овладения рисунком.

В рисунке уже четко просматривается контур всей фигуры: опорная нога как основной естественный стержень этой постановки приобретает четкость в силуэте и отдельными объемами, как-то: бедро, голень, стопа. Бедро, в частности, может быть проявлено ясностью четырехглавого мускула, голень – внешним характером передней большебедренной мышцы и длинной малоберцовой мышцы; внутренняя сторона голени прорисовывается прежде всего, трехглавыми мышцами икры. Следует также отметить, что в данном рисунке детально уже вырисовывается весь объем коленного сустава. Уже хорошо и ясно видна грудная клетка, намечается большая грудная мышца с правой стороны модели у плеча, широкая мышца спины вместе с частью лопатки, дающая четкий контур левой стороны модели. Поскольку левая рука относительно передней плоскости ближе всего для рисующего, то и внимание ей мы уделяем больше как в тоне, так и в прорисовке; особенность локтевого сустава – трехглавая мышца плеча. Более мягко в тоне, но довольно внимательно и с полным «уважением» мы относимся к правой стороне модели, и уже на этом этапе рисования мы уточняем (проявляем) плечо и предплечье, намечая и кисть. Особенно четко прорисовывается коленный сустав свободной ноги.

Следующий этап связан с уточнением пространственно-конст­руктивного восприятия фигуры на листе и уточнением фрагментов: стопа свободной ноги, контур бедра с внутренней стороны намеча­ются с учетом падающих теней. Словом, этот этап рисунка может быть на грани завершения. На нем мы решаем плановость, передние и боковые площадки строения как всей фигуры в целом, так и отдельных ее частей.

Завершение в любом деле – это условность, потому что завершать можно до бесконечности. И это верно, но в данном случае мы говорим о таком завершении, когда то, что мы рисовали, дает нам ясную картину предмета или человека.

На завершающем этапе следует помнить и о графической культуре, то есть о таком исполнении, при котором объект должен красиво читаться зрителем.

В конце наших рассуждений необходимо подчеркнуть, что обучение рисованию начинается с простейших подготовительных упражнений, с последовательного и постепенного зрительного овладения знаниями и навыками художественного мастерства в изобразительном искусстве. Надо всегда помнить, что перед рисующим поставлена задача показать трехмерный объем формы на двухмерной плоскости листа. И это можно сделать либо тоном – в полную силу соотнося свет и тень, – либо линией и тоном, не перегружая рисунок.

После знакомства с формами человеческого тела в рисунках стоящей фигуры можно перейти к рисованию натуры в действии. Только работая над фигурой человека в движении, находящейся в каком-либо ракурсе, мы глубже понимаем взаимосвязь между внешней формой и внутренним движением. Мы понимаем, как изменяется внешняя поза тела от положения скелета, от работы тех или иных мышц. Большую помощь в таких рисунках окажет знание анатомии, хорошее понимание конструкции тела и знание основных пропорций фигуры, проще говоря, те знания, о которых мы говорили выше.

Для овладения рисунком фигуры в движении очень полезно делать небольшие зарисовки и наброски тела в том или ином положении, анализируя его с конструктивной точки зрения (рис. 34). В таких зарисовках большое внимание уделяется не столько внешнему анализу позы, сколько внутреннему движению конструктивно важных частей тела: позвоночного столба, грудной клетки, таза, плечевого пояса, конечности. Такой разбор позы упростит задачу изображения фигуры в ракурсе, поскольку даст нам представление о положении осей в пространстве. А еще замечательный педагог Чистяков считал, что для верного изображения формы необходимо начинать рисунок с нахождения внутренних осей, на которые следует наращивать форму. Чувствовать внутренние оси, точнее, направленность движения масс – совершенно необходимо в течение всей работы над рисунком, так как именно оси позволяют создавать на плоскости правильное решение объема. Без выявления внутренних осей и проверки по ним изображения рисуемая форма неизбежно теряет ту пластическую основу, отсутствие которой превращает любое построение в передачу внешней поверхности.

Очень полезно для проверки степени овладения изображением фигуры делать рисунки по памяти, а затем и по воображению.

Чтобы легче ориентироваться в таких рисунках, можно предложить ознакомиться с методом рисования человека как изображением сочетания простых геометрических тел. Еще художник Возро­ждения Дюрер предлагал смотреть на форму человеческого тела упрощеннее, сводя ее к целому ряду простейших геометрических тел. Эти отдельные тела, имеющие грубое сходство с частями человека, он предлагал изучать, рисуя их в таких движениях и ракурсах, какие только можно наблюдать в человеческом теле. Эту идею развивал и Ш. Холлоши (рис. 35). Он членил фигуру на ряд основных форм. Так, шея, трактуемая как цилиндр, поддерживала усеченную плоскостями голову, вставлялась в цилиндр торса, который опирался на таз, изображаемый как сочетание куба и усеченной призмы и т.д. Все эти формы изображались по отношению к средней ли­нии фигуры, служившей в работе основой построения объема тела.

Рассмотрим такой подход к изображению на примере построения стоящей фигуры. Рисунок начинаем с композиции фигуры и определения ее общей формы. Очень обобщенно намечаем размер фигуры в листе и конструкцию позы (рис. 36). После этого определяем положение центра тяжести, площади опоры и основных осей фигуры. Намечаем на основе геометрических тел основные массы тела (рис. 37). По окончании такого анализа форм переходим к конкретизации деталей фигуры, строя их на основе геометрических форм (рис. 38).


Кто не помнит знаменитую работу Леонардо да Винчи, где художественная схема ярко иллюстрирует пропорциональность человеческого тела. Гармонично сконструированное, оно невероятно красиво выглядит. Но и нам самим стоит разобраться, как рисовать человека. Стоит научиться передавать эту гармонию пропорций тела человека. Как? Сейчас я постараюсь показать, какие открытия в рисовании фигуры человека я для себя сделала.

Мне в помощь придет некое пособие по тому, как рисовать тело человека, набор для творчества из необходимых каждому художнику, как профессионалу, так и начинающему, например, дошкольнику, предметов: бумага, карандаши, линейка и ластик. На выручку мне придет и мой сынок, которому 7 лет . Мы с моим малышом решили, что у нас модель человека – это мужчина в джинсах и футболке. Его фотография была найдена нами на одном из сайтов.

Но сразу хочу отметить, что данная пошаговая инструкция предполагает, что те, кто будет следовать этим урокам рисования, легко смогут повторить любой этап. И даже ребенку это сделать будет несложно .

Все исполнение рисунка человека распределяем на несколько этапов:

  • Вспомогательная работа;
  • Детализация картинки;
  • «Оживляем» рисунок фигуры человека.
Так мы сможем нарисовать человека поэтапно карандашом. Поехали!

Вспомогательная работа

Прежде всего, делаем схематический набросок, учитывая пропорции человека.

Как правильно рисовать наброски людей? Для этого нужно начать с малого. Делаем изображение овала. Это будет голова. Измеряем ее размер. У меня она получилась в длину 2 см. Пропорции человека таковы, что нужно отмерить всего 7 таких длин, чтобы получилось изобразить человека среднего роста.


Вот схематичный набросок силуэта. Сложно в этом увидеть рисунок человека. Но именно так мы поймем, как нарисовать человека в полный рост.


Теперь нас ждет исключительно пошаговая работа.

Шея.

Шея человека может быть разной. Но я пошла по среднестатистическим показателям. Шея обычно не шире головы, и в то же время не слишком тонкая, около половины ширины головы.

Не забываем, что это рисунок карандашом для начинающих и в нем могут быть какие-либо неточности. Практикуясь, можно достичь хороших успехов и даже понять, как научить ребенка рисовать человека, сколько бы ему не было лет.

Плечи.

Для рисования плечевой линии важно учитывать факт, что в среднем у мужчины они такой же длины, как и голова. И еще один момент. Рисуем плечи с небольшим наклоном вниз (см. рисунок выше).

Талия.

Как рисовать фигуру человека? Следующий момент – как «найти» и нарисовать у нашего человека талию. В этом поможет разметка. Если у меня голова 2 см, то талию я определю ниже пятого см, приблизительно 5,2-5,3. ставлю точку и от нее провожу горизонтальную линию, которая будет больше ширины головы, но меньше размаха плеч. Соединяю эту линию с линией плеча.

Туловище.

Четвертая отметка (сверху вниз) будет точкой нижней части туловища. Обычно она шире талии, но не должна быть шире плеч. Проводим горизонтальную линию. Соединяем ее края с талией.

Ноги.

Рисунок человека следует дополнить «изготовлением» ног. Как просто это сделать? Поделим на несколько шагов этот этап:

Руки.

Приближаемся к завершающему этапу и дополняем рисунок человека еще одной немаловажной деталью – руки. И снова делим этот шаг изображения человека карандашом поэтапно:
В общем и целом мы разобрались в том, как нарисовать фигуру. Но это еще не все. Теперь модель нуждается в проработки отдельных деталей.

Детализация картинки

Наш нарисованный карандашом человек нуждается в том, чтобы у него «появилось» лицо. И потому каждый элемент мы изображаем на картинке. А это и уши, и прическа, и глаза, нос и брови.


Мы смогли нарисовать фигуру человека. Но это была только схема. Теперь каждую деталь одежды его прорабатываем отдельно. Делаем складки на одежде, и даже некоторые заметные швы отмечаем.


Стираем все вспомогательные линии. И теперь видим, что это более напоминает человеческий облик, чем до сих пор была картинка робота «на шарнирах».

«Оживляем» нашу модель

Мы поняли, как нарисовать тело. А теперь мы это тело оденем. На фото, что мы выбрали, как модель, мужчина в джинсах и майке. Все это показываем на нашем изображении.


Не забываем про эффект светотени, так как это делает работу более объемной.


Если до сих пор некоторые моменты деткам было сложно объяснить, то с этапом раскрашивания справится даже тот ребенок, которому год –два.


Мы с ребенком постарались и у нас получился довольно таки симпатичный мужчина. Возможно, в будущем мы сможем научиться изображать девушку и ребенка. Главное – начало. Успехов вам в дальнейшей практике!

А ниже смотрите еще несколько вариантов.



Публикации по теме