Сценарий интегрированного мероприятия "праздник каши". Праздник каши сценарий

Гости собираются за столом. Звучит музыка.

Ведущий.
Собрав опять родню всю нашу,
Мы пригласили вас на «Кашу»,
Ведь в семье нашей прирост
Месяц, как уже подрос.
Праздник наш мы начинаем,
На весь мир оповещаем,
Что нет родителей счастливей!


(обращаясь к родителям новорожденной),


А вашей доченьки - красивей!
Пусть всеми любима будет она,
А счастье в награду даст ей судьба.
Пусть только лишь радость всегда доставляет
И поскорее большой вырастает!


Звучат аплодисменты гостей.


Ведущий.
Чтоб восторг родительский
На всех нам разделить,
Прошу гостей полнее Бокальчики налить.


Гости наполняют бокалы.


Дорожа этим мгновеньем,
Заявляем с умиленьем:
Кроха с каждым днем чудесней!
Выпьем все за это вместе!


Гости выпивают. Музыкальная пауза 2-3 минуты.


Ведущий.
Что ж, друзья, мы продолжаем,
Бокалы снова наполняем!


Гости наполняют бокалы.


Выпьем все без прибаутки
За родителей малютки!


Гости выпивают.


Ведущий.
Прелестью весеннего цветочка
Расцветет у вас наверняка
Долгожданная малютка-дочка,
Хоть она Дюймовочка пока.
Чтоб гостям увидеть вашу крошку,
Приоткроем лепестки немножко.


Ведущий, открывая лепестки живого или искусственного цветка, достает из середины пупсика-девочку маленького размера.


Ведущий.
Все еще у ней миниатюрно:
От макушки и до самых ног.
Каждый из игрушечных предметов
Ей служить бы долго еще смог.


Дорогие гости! Постарайтесь обнаружить на праздничном столе миниатюрные предметы для нашей Дюймовочки, которые легко распознать по прикрепленным запискам. С помощью их содержания мы узнаем назначение каждого предмета.


Гости, находя на столе миниатюрные предметы, зачитывают текст записки и передают все ведущему.


Скорлупка грецкого ореха
Нужна новорожденной для...


Все. Успеха!


Пусть бархатистая пыльца
Послужит пудрой для... (лица) .
А вот эти лепестки
Пусть украшают... (ноготки) .
В блюде, где чистая вода,
Пусть отражается ее... (красота) .
От искры этой небольшой
Пусть светла будет... (душой) .
В праздничный день для Дюймовочки
Этот лист будет вместо... (лодочки) .


Ведущий перемещает пупсика из цветка в «лодочку», которую опускает в блюдо с водой, украшенное плавающими свечами.


Ведущий.
По жизни движется пусть прямо
Эта маленькая дама!
А мы ее не подведем.
За эту даму дружно пьем!


Гости выпивают. Музыкальная пауза.


Ведущий.
Друзья! Вполне вероятно, что еще несколько дней назад новорожденная была всего в дюйм ростом. Но сегодня нам бы хотелось узнать ее настоящие размеры. Возможно, этот цветок может нам помочь.


Ведущий демонстрирует гостям цветок, из которого был взят пупсик. Этот цветок должен действительно соответствовать размерам новорожденной.


Ведущий.
Как вы считаете, размеру какой части тела нашей крошки соответствует сердцевина цветка (или бутон цветка)? (Голове)
Чему равен стебель? (Длине тела.) С чем можно сравнить длину листьев? (С ручками.)


Ведущий.
Вот наша Дюймовочка
Совсем уже не кнопочка,
А подобие цветка,
Который не расцвел пока.
Чтоб силу роста ему дать,
Словам сердечным
Нужно прозвучать.


Я прошу всех собравшихся обратить внимание на открытки в виде сердца. Ваша задача, дорогие гости, заполнить их сердечными пожеланиями нашей малютке и зачитать.


Звучит музыка. Гости заполняют открытки и по очереди зачитывают их.


Тост: За сердечные пожелания наших гостей!


Гости поддерживают тост. Музыкальная пауза.


Ведущий.
Все цветы берут начало
Из семян или корней...
Так что времечко настало
Тост поднять нам поскорей!


Гости наполняют бокалы.


За дедушек и бабушек
И всех наших пра-пра
Давно поднять бокалы
Пришла уже пора!


Гости поддерживают тост.


Ведущий.
С раннего детства многие знают,
Какие цветы их всегда окружают.
Не будем мы долго сегодня скрывать:
Девочку нашу Алиною звать.
Это имя, как картинка,
Будет крошку украшать,
И тогда наша Алинка
Будет только процветать.
Много лет пройдет отныне,
И когда-нибудь потом
Об известнейшей Алине
Говорить будут кругом.
Возможно, вырастет Алина
И будет прима-балерина.
А, может, станет и врачом...
Как знать хотелось бы о том!


Ведущий (обращаясь к родителям).

Поэтому, чтоб не гадать,
Билетик надо вам достать.


Родителям предлагаются карточки с названиями различных профессий. Например: стюардесса, фотомодель, банкир, жена президента и др. Они вытягивают одну из них с закрытыми глазами и зачитывают профессию.


Ведущий.
Кроха съест немало каши,
Чтоб сбылись мечты все ваши.
Так что долго не сидите,
Кашу вкусную варите.
Ну, а мы поможем вам,
Если выпьем по 100 грамм.


Звучит тост.


Вижу, папа уже рад
Тут же в руки взять ухват,
Подцепить им чугунок,
Дочке сделать кашу впрок.
Это дело одобряем,
Папу быстро испытаем.
Сноровку нужно проявить,
Чугуночек подхватить.


Папе новорожденной выдается ухват, чугунок. Он выполняет задание.


Ведущий.
Мама, чтоб вклад свой
Весомый внести,
Воды нам для каши
Должна принести.


Мама выполняет задание.

Сценарий «Праздник каши»
Подготовила: учитель начальных классов МБОУ ООШ № 35 г Калуги,
педагог дополнительного образования МБОУДОДЦДОД «Радуга» г Калуги
Покровская Наталья Борисовна
Задачи:





расширение знаний детей о правильном питании, направленных на сохранение и укрепление здоровья;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанных с питанием и здоровьем;
сформировать представление о связи рациона питания и образа жизни наших предков, о высоко калорийных и полезных
продуктах питания;
формировать у детей навыки приготовления вкусных, полезных, разнообразных каш, как обязательного компонента меню
школьника,
просвещение родителей в вопросах организации правильного питания детей младшего школьного возраста.
Класс оформляется как русская изба: на заднем плане русская печь: она сделана из фанеры так, что в нее можно ставить горшок.
Посередине деревянные столы и скамьи. На столе – горшки и миски с кашами, самовар.
За несколько дней до праздника участникам предлагается просмотреть различные книги про историю русской кухни, припомнить сказки,
а так же русские пословицы, поговорки, и скороговорки про кашу.
Родители и гости получили красочное приглашение на праздник.
Пословицы.
Хороша кашка, да мала чашка.
Гречневая каша ­ матушка наша, а хлебец ржаной ­отец наш родной.
Кашу маслом не испортишь.
Когда дрова горят, тогда и кашу варят.
Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.
Густая каша семьи не разгонит"
С ним каши не сваришь.
Заварил кашу, так не жалей масла
Ход праздника.
ВЕДУЩИЙ: слайд 1
У каши есть свой народный праздник, так и называется ­ Мирская каша.
И мы приглашаем вас, дорогие гости, отведать каши, сваренные в русских традициях!
Все вместе сварим кашу из топора, развлечемся в играх и конкурсах.
Каша ­ исконно русское блюдо. Цельное зерно несет в себе силу природную, силу земли­матушки. Злаки ­ это спрессованный свет
Солнца. В них сосредоточено все, что нужно нам для полноценной жизни. Потому так полезна каша.
Каша подавалась и в будни, и в праздники, участвовала почти во всех обрядах и ритуалах и просто давала силы.
Свадебный пир на Руси назывался кашею. «Заварил кашу - расхлебывай!»

Согласно старорусским традициям, во время свадебного церемониала жених с невестой обязательно готовили кашу. От этой традиции и
зародилась поговорка: «С ним (С ней) каши не сваришь». Часто каша на свадебном пиру была единственной едой для молодоженов.
Крестьянская ли то была свадьба или купеческая, царская или генеральская.
Каша артельная ­ та, что варится в большом котле, и из него едят все.
«Мало каши ел», ­ так говорили о нерасторопном работнике.
Каша служила символом перемирия: для заключения мира обязательно нужно было готовить «мирную» кашу.
А почему дети не хотят кушать кашу? Слайд 2­5

Песня «Варись кашка» ­ 2класс.
Есть легенда, что даже блины появились как густая каша, в которую переложили крупы.
В русской кухне каши издавна делились на 3 вида: кашицы (жидкие каши), размазни (или вязкие каши), крутые (рассыпчатые) .

И по сей день наши бабушки и мамы готовят сытный кулеш ­ непременное блюдо на столах работников, целый день проводящих в поле.
А Рождественская кутья во многих домах до сих пор является традиционным блюдом, подаваемым на стол в честь Рождества Христова.
А вы помните самые первые стихи про кашу, которые знает каждый ребенок?
«Сорока – белобока
Кашку варила,
Деток кормила…» (Ребята хором произносят продолжение стишка)
Как на Кашин День рожденья
Кашу принесли с вареньем.
Так наелись я и ты –
Разболелись животы.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы, ребята! А какую кашу вы любите больше всего? (Дети называют свою любимую кашу)
Угадайте загадки. Из чего варят кашу или что добавляют в кашу.
Черна, мала крошка
Соберут немножко
В воде поварят
Кто съест, похвалит. (гречневая)
Как во поле на кургане
Стоит курица с серьгами. (овёс)
В поле метёлкой,
В мешке жемчугом.
(пшеница)
Что всегда поверх каши?
(масло)
Меня одну не едят
И без меня не едят.
На воду упала – пропала.
(соль)
Я бел, как снег.
В чести у всех

И нравлюсь вам
Во вред зубам.
(сахар)
Белое, а не вода.
Сладкое, а не мёд.
От бурёнушки беру
И деточкам даю
(молоко)
Ученики читают стихи
Что на завтрак? Снова каша!
Ох, не любит её Маша.
Набиваешь полный рот,
А в живот всё не идёт.
Что же делать? Как же быть?
Без неё ведь не прожить:
Ловкость, силу придаёт.
Так что, отправляйся в рот!
Эта ложка мне для силы,
Эта, чтобы быть красивой,
Эта, чтобы умной быть...
Что ещё мне не забыть?
Ложку, чтобы не болела,
Чтобы делать всё умела.
Вроде я про всё сказала.
Да и каши стало мало.
Если ложечкой примять,
Съела всё, можно сказать.

ВЕДУЩИЙ: А вы ели когда – нибудь кашу из топора?
Инсценировка р.н.с. «Каша из топора
(Появляются Солдат и старуха)
ВЕДУЩИЙ: Пришел солдат с походу на квартиру и говорит хозяйке:









Здравствуй. Божья старушка! Дай мне чего – нибудь поесть.
Вон там на гвоздике повесь
А ль ты совсем глуха. что не чуешь?
Где хошь, там и заночуешь!
Глухая! Подавай на стол!
Да нечего,родимый!
Свари кашицу
Да не из чего!
Давай топор! Я из топора кашу сварю!
ВЕДУЩИЙ: Принесла баба топор. Солдат взял его, положил в горшок, налил воды и давай варить. Мешает ложкой, пробует…

Всем кашица взяла, только бы маленько крупы подсыпать!
(Старуха, вздыхая, достает крупу, дает Солдату.)
Ведущий: Солдат сыплет крупу, пробует.


Готова ли?
Совсем бы готова была, да только нужно маслом сдобрить.

(Старуха, поколебавшись, достает масло, подает Солдату.)
­ Ну, старуха, теперь подавай соли, хлеба да ложки тащи, будем кашицу есть
(Старуха и Солдат садятся за стол. Едят кашу из чугуна)
(Старуха, смакуя кашу):
­Служивый, а когда ж топор будем есть?
­Да вишь, не уварился он еще, потом доварю да позавтракаю..
(встает)
­Ну, будь здорова, хозяйка!
(Берет топор, кланяется Старухе, уходит.)
Старуха встает вслед за солдатом, провожает его, качая головой.
ВЕДУЩИЙ: Вот так­то солдат и кашки поел, и топор унес.
А как вы думаете, ребята, какую крупу мог варить Солдат вместе с топором?
Дети называют крупы, которые можно варить на воде и без сахара.
УЧИТЕЛЬ:
А вы знаете, что пшеницу, ячмень, овес человек использует в пищу более 9 тысяч лет. А вот рис и гречиху – всего 4 тыс. лет.
Самая же «молодая» в этом списке – кукуруза, всего 3 тыс. лет.
Пшенная каша.
Мы вдвоем с сестрою Клашей
Воевали с пшенной кашей:
В две руки мешали-пригорать мешали.
Отошли к окошку отдохнуть немножко­
Каша пригорела, каша угорела…
К нам стучатся, нам кричат:
«Почему в квартире чад?! Почему на кухне дым?
Объясняем толком им: «Каша угорела. Каша пригорела!»

Пшено это семена проса, очищенные от наружной оболочки.В России еще пару сотен лет назад пшенная каша была основным блюдом на
крестьянским столе. Первыми возделывать просо, из которого и получают пшено, начали в Древнем Китае. У жителей Поднебесной
«золотая крупа» служила сырьем для производства муки, кваса, варки пива, приготовления супов и сладких блюд.
А уж потом просо распространилось по всему миру. Особенно сильно желтая
кашка понравилась славянским народам, которые в силу сурового климата просто
не могли позволить себе выращивать теплолюбивые рис и кукурузу. Зернышки пшена богаты витаминами В1 (борется с усталостью,
раздражительностью и депрессией), В2 (поможет справиться с перхотью, распрощаться с угрями и сделает волосы густыми и сильными)
и В5 (избавляет от проблем с осанкой и стабилизирует кровяное давление). Все витамины группы В благотворно влияют на память,
улучшают работу мозга и повышают работоспособность.
Поэтому у любителей пшенки есть все шансы стать интеллектуалами.
Манная каша

Пшеница, превращенная в очень мелкую крупу, использовалась для изготовления манной каши.. Слово «манна»
старославянское и восходит к греческому слову таппа - пища. Она подавалась только детям и приготавливалась обычно на молоке.
Манная крупа легко усваивается и очень калорийна. Особенно она полезна на завтрак детям перед серьезными нагрузками (контрольной,
соревнованием). Манную кашу варят из манной крупы – манки. Манную крупу получают из пшеницы: когда зёрна очищают от оболочки
и
перемалывают, то наряду с мукой образуется крупка. Это и есть манка. Наша манная крупа названа так по имени
легендарной манны. Слово «манна» происходит от древнееврейского корня, означающего «дарить».
В Библии рассказывается, что во время странствования евреев по пустыне, когда наступил голод, внезапно с неба начала сыпаться
«манна небесная», которая и спасла истощенных людей. В той самой Аравийской пустыне, по которой блуждали еврейские народы,
уйдя из Египта, как и в других пустынях и сухих степях Юго­Западной Азии и
Северной Африки, распространен съедобный лишайник леканора. Созревая, корочки лишайника растрескиваются и свертываются в
шарики. Эти шарики похожи на манную крупу. Они очень легки и переносятся ветром на большие расстояния. Кочевники собирают
съедобный лишайник, толкут его и из полученной муки пекут хлеб. В манной каше отсутствует клетчатка, поэтому переваривается она
гораздо легче, чем другие каши. Именно поэтому она рекомендуется людям с больным желудком и кишечником. В манной каше 70
процентов крахмала, много белков и других минеральных веществ, калия и витаминов Е и В1 даже больше, чем в рисовой. Так как она
быстро готовится, то все полезные вещества сохраняются в ней.

Вышла Машенька на крылечко,
Поклонилась низехонько речке,
Трактористу и комбайнеру,
И веселому парню шоферу,
Жаркой печке, проворной трехтонке,
Шумной мельнице,рыжей буренке,
Обняла свою бабушку Маша:
«Всем спасибо, хорошая каша!!!»
Гречневая каша
«Черна, мала крошка,
Соберут немножко,
В воде поварят,
Кто съест-похвалит.
(гречневая каша)
Самой популярной К. у русских была гречневая (грешновая, гречишная, гречневая, грешна) и уже в XVII в. считалась национальным
русским кушаньем, хотя и появилась довольно поздно, в XV в. В ней содержится много растительных белков, жиров, углеводов. Там
есть фосфор, кальций, калий, железо, магний, витамины, которые так полезны для организма.
Слайд

Великий русский полководец Суворов любил гречневую кашу. Она не только вкусна, но и очень питательна. Поел немного, а уже сыт.
Особенно ценно это в походе, где каждый лишний килограмм давит на плечи. Поэтому в России гречневая каша издавна считалась
основой солдатской пищей. Да и в крестьян­ских семьях к ней было особо уважительное отношение. Не случайно в народе сложили
поговорку: «Гречневая каша - матушка наша»…
Слайд
Когда цветет гречиха, на поле не видно ни зелени, ни земли ­сплошной бело­розовый ковер из цветков. И от этого дивного ковра исходит
медовый аромат. Пройдет немного времени, и на месте цветков появятся мелкие трехгранные плоды­орешки. Если снять с них бурую
кожицу, это и будет та самая гречневая крупа, из которой варят кашу. В такой крупе много целебного вещества - рутина, который
лечит от разных болезней.
Слайд
Впервые гречиху стали выращивать в жаркой Индии четыре тысячи лет назад. Там ее называли «черной пшеницей» - за темный цвет
зернышек­семян. Из Индии гречиху завезли в Грецию, а уж оттуда в Россию. Поэтому у нас ее и окрестили гречихой, или гречкой. Из
всех круп гречневая выделяется своей питательностью, большим содержанием железа, калия, фосфора, меди, цинка.
Рисовая каша

Слайд
Среди круп рис занимает первое место по содержанию высококачественного крахмала ­ 77,3% и биологичес­ кой ценности белка. К тому
же в нем есть богатый набор витаминов –B1, В2 ,В6, РР, Е и участвующая в кроветворении фолиевая кислота, которая является
важным средством профилактики малокровия.
Слайд
Во время жатвы рисовое поле ничем особенно не отличается от прочих хлебных полей.
Слайд
Но побываешь здесь, когда рис еще зреет, и удивишься: «А где же поле?» Вместо него - бесконечные пруды, отделенные друг от друга
узкими ленточками земли.
Слайд
Ни пшеница, ни просо не могут жить в такой хляби. А рис может! Больше того,
любит так расти. Не зря на Востоке говорят: «Вода - душа риса».
Слайд
В старину рис в нашей стране не выращивали. Долгое время о нем вообще ничего не знали. Лишь при Иване Грозном русские купцы
впервые завезли диковинное зерно в Московию. Но как оно называется, не знали. Почему­то решили, что это
«сарацинское пшено» (сарацинами тогда на Руси Называли арабов), хотя рис привозили из Персии и Закавказья - из стран вовсе не
арабских.
Слайд
Семьдесят лет назад у нас в Приморье - на Дальнем Востоке начали выращивать свой рис. А потом крупные рисовые плантации
появились на юге - в Краснодарском крае. И сегодня мы в основном обеспечиваем себя собственным «сарацинским пшеном».
Как на наше удивленье,
Но одна нам всех милее3) Назовите автора сказки «Каша из топора» (Р. н. с.)
4)Чем угощала Лиса Журавля? (манной кашей)
5) ИЗ чего сварена каша, которой поп из сказки А,С, Пушкина кормил своего работника?
(Из полбы Полбой на Руси называли особый вид пшеницы­с ломким колосом, т.е. пшеничная каша)
6) Из чего варилась знаменитая «суворовская» каша?
Знаменитый рецепт суворовской каши родился во времена исторического перехода армии Суворова через Альпы. К концу подходили
запасы – оставалось чуть­чуть гороха, пшена, перловки. гречихи. Чем же накормить истощенных солдат? Суворов приказал все варить в
общем котле, добавив лука и масла. Оказалось очень вкусно и полезно, а такую кашу называют сейчас «суворовской»
7) Какой кашей кормили ежедневно римских гладиаторов? (ячменной, т.е. перловой.)
8) знаете ли вы откуда появилось понятие «однокашники»? (В старину ученики шли в школу с горшочком каши для обеда. Во время
перерыва кашу ели все вместе, т.е. однукашу ели.)
"А нет ли у тебя, хозяюшка, перекусить чего?..­Коли нет ничего,можно и из топора кашу сварить.."(русская народная сказка "Каша из
топора")."Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке."(русская народная сказка" Лиса и
журавль")
Скороговорки.
Маша ела кашу, мама мыла чашу.
Вкусная кашка у кошки в чашке.
Сладкая кашка для Пети и для Сашки.
Наша каша хороша ­из пшеницы и овса.
ВЕДУЩИЙ: Молодцы! А сейчас самое время устроить пир на весь мир! Да и самовары уже поспели!
Все гости садятся за столы, угощаются кашей, делятся рецептами.
ПРИЯТНОГО АППЕТИТА!
ЛИТЕРАТУРА.
1.
2.
Балинская И. Поваренок. Забавная кулинария: Книга для детей.. М, 1995.-с. 46­53.
Ковалев В,М, Могильный Н,П, Русская кухня: Традиции и обычаи.­ М., 1990.­с. 106­ 109.
3. Моя первая книга по кулинарии.-М. 1995.­с. 146­150.
4. М,М,Безруких, Т,А,Филиппова, А,Г, Макеева. Разговор о правильном питании. Методическое пособие для учителя.
«НЕСТЛЕ» «ОЛМА ­ ПРЕСС» М, 2006 с. 20­24. «Читаем, учимся, играем» № 7 ; 2005 г. Журнал­сборник сценариев для
библиотек и школ.

Свердловская область

Тавдинский городской округ

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1

Номинация

«Сценарий интегрированного музыкального мероприятия»

по здоровьесбережению

«Каша-пища наша!»

(фольклорный праздник)

Цуренко Марина Геннадьевна музыкальный руководитель

I категории

г. Тавда 2018г.

Пояснительная записка

В нашем детском саду №1 был разработан сценарий интегрированного музыкального мероприятия по здоровьесбережению: - «Каша-пища наша!»

и на основе этого реализован проект.

Дети и родители, педагоги и сотрудники нашего детского сада шили костюмы, рисовали рисунки, делали аппликации и деревянные ложки.

Учились варить кашу и находили разнообразные рецепты каш.

Читали сказки про кашу, пели песни, танцы и сочиняли частушки. Учили стихи, поговорки, заклички и играли в игры - потешки.

Итогом стал « Праздник каши».

Вводная часть:

Актуальность: Особое внимание надо уделить правильному питанию, ведь именно оно – одна из главных составляющих здорового образа жизни. У детей с самого раннего возраста формируется привычка к правильному питанию посредством организации питания в детском саду, правильно приготовленной пищи и сбалансированному меню. С самого раннего детства у ребенка формируются вкусовые пристрастия и привычки. В их формировании важнейшую роль играет семья. Без преувеличения можно сказать, что правильное питание – это залог хорошего самочувствия, работоспособности, активной деятельности, отличного настроения, важнейшее и непременное условие нашего здоровья и долголетия.

Проблема: Плохой аппетит у воспитанников детского сада. Дети по утрам плохо едят каши, некоторые отказываются от них. По утрам дети приходят в детский сад с конфетами, жевательными резинками, с различными сладостями. Плохой аппетит ведет к ослаблению иммунитета и частым заболеваниям.

Цель: Формирование знаний детей о здоровом питании, о пользе каши в рационе детского питания.

Задачи:

Дать представление о пользе каши и объяснить важность приёма каши;

Формировать у детей представление о завтраке, как об обязательном компоненте ежедневного меню и включении в него каши.

Познакомить с народными традициями, связанные с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах;

Дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш;

Научить правильно готовить кашу, прививать культуру питания и здоровый образ жизни.

Образовательные области: Познавательно - речевое развитие; игровая деятельность; физкультурное развитие; социально-коммуникативное развитие; художественно-эстетическое развитие.

Участники: Дети от 3-х до 6- лет, ведущая, медицинская сестра по питанию, Весна, повар, клоун, скоморохи, сорока – ворона, солдат, хозяйка, представители из Центра Национальных Культур, гости, родители, педагоги.

Атрибуты: Русская изба, русская народная утварь, народные костюмы, музыкальные инструменты (синтезатор, гармонь, пианино и детские музыкальные инструменты), спортивный инвентарь, оформление – картины с кашами, иллюстративный материал, крупы.

Технические средства: компьютер, проектор, телевизор.

Исследовали крупу и в сыром виде и узнали, что с ней происходит при нагревании (когда мы её варим).

Ожидаемый результат: У большей половины воспитанников детского сада формируются представления о пользе круп и каш для организма человека. Пополнение развивающей среды дидактическими средствами. Создание банка методических разработок по данной проблеме.

Основная часть: Ход музыкального мероприятия:

*****Дети выходят под музыку песни «Казаки»

***** Колокольный звон.

1 Скоморох .

Как у наших у ворот

Собирается народ,

Все-то с ложками

Да с поварёжками.

Ложки не простые

Ложки хохламские,

Вятские смоленские,

Ложки деревенские.

Ложки сосчитаем,

В ложки вам сыграем.

*****2-я младшая гр. «Танец с ложками»

2 Скоморох

Приходи народ

Разевай пошире рот.

Всем на празднике почёт

Вместе : Оба вот!

Громче песню, шире пляску

Начинаем братцы праздник!

Ведущая . Здравствуйте люди добрые! (поклон)

Сегодня у нас праздник.

А какой праздник давайте узнаем

Отгадайте – ка мою загадку.

Черна, мала крошка,

А угодья много в ней,

В воде поварят,

Ребята съедят. (Каша)

Слайд

Ведущий. Правильно, молодцы!

Что такое каша?

Ответ: Каша – это сваренная крупяная масса. Так, да не так.

Кашей на Руси называли - свадебный пир.

А знаете ли из чего из чего кашу варят?

Дети : Да

Ведущая, давайте проверим. 1 .Что поверх каши? (масло)

2 . Меня одну не едят,

И без меня не едят,

На воду упала и пропала (Соль)

3 . Я бел как снег,

В чести у всех

И нравилось вам

Но вред зубам. (Сахар)

4 . Белое, а не вода,

Сладкое, а не мёд.

От Бурёнушки беру и

Деточкам даю. (Молоко)

Ведущий . Молодцы!

А умеете ли вы кашу варить? Сейчас посмотрим.

*****1 младшая группа Потешка - игра «Сорока - ворона»

Слайд

Ведущая. Давайте сейчас все вместе будем варить кашу

Обратимся к нашей кастрюли.

Ну-ка, ну-ка,

Ну-ка, нули!

Не ворчи – ка ты кастрюля,

Не ворчи, не шипи,

Кашу сладкую вари.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

1реб. Приготовили мы кашу,

Станут от каши люди сильней и краше.

2 реб. В глубоко миске дадим кашу киске.

3 реб. И ещё каши немножко собаке положим в плошку.

***** ПЕСНЯ «МАННАЯ КАША»

Слайд

+++++Выходит манная каша.

Я каша манная, применяют меня с самого раннего возраста и до более зрелого. В манке содержится клетчатка, полезная для организма.

Ведущая.

Загадывает загадку.

Наш трактор сегодня

Работает, пашет.

Что вырастет в поле?

Ответ: - Овсяная каша.

+++++ОВСЯНАЯ КАША (выходит девочка)

Слайд

В овсянке много крахмала и белка. Она богата жирами и очень полезна для здоровья.

Овсяная каша - Эта каша особенно богата жирами. Её рекомендуют есть при нервном переутомлении, а также для укрепления здоровья детей.

Ведущая. Обращается к нашей кастрюли, заварим еще каши.

Скажем закличку

Ну-ка, ну-ка,

Ну-ка, нули!

Не ворчи – ка ты кастрюля,

Не ворчи, не шипи,

Кашу сладкую вари.

+++++Выходит перловая каша

Чаще используйте в питании перловку, она сытная и дешевая. Богата белками и крахмалом.

Слайд

Обращаются к кастрюле – варим дальше

Стихоторение Средняя группа

1Ребёнок . Я насыпал в миску риса

И залил её водой.

Рис поднялся, разварился,

дышит, пышит, как живой.

Из - под крышки пар клубиться крышка прыгает звеня,

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

Выходит рисовая каша.

Рисовая крупа - одна из лучших круп.

У народов Востока, Азии – это второй хлеб. Рисовая каша содержит белки и крахмал. Чтобы их сохранить нужно ее правильно варить, «По научному».

Не мешайте ложкой, а встряхивайте кастрюлю с кашей.

Слайд

Ведущая. К Кастрюле обращаются. Варим.

Выходит кукурузная каша.

Я очень полезная каша, хоть и название смешное. А привез кукурузу к нам в Россию знаменитый путешественник и великий мореплаватель Христофор Колумб, открывший Америку.

Слайд

Однажды его матросы увидели на полях Америки зеленые стебли с золотистыми початками. И взяли несколько мешков этого зерна с собой и дома посеяли золотые зерна. И выросла кукуруза. Это было давно, давно, почти 500 лет назад.

Слайд

Ведущая К Кастрюле варим еще.

Выходят 2 девочки гречневая каша.

Читают стихи про гречневую кашу.

Гречка богата железом, оно необходимо нашему организму.

Гречка родилась в южных краях. Например в Греции.

Слайд

Выходит пшенная каша.

Самое вкусное блюдо из всей нашей кухни.

Вы ее не встретите в меню в самых заморских ресторанах, зато в России - одна из самых любимых.

В старину кашу подавали по большим праздникам, на свадьбах, на пирах, на крестинах.

Слайд

Древняя летопись сообщает, что по случаю одной из побед русский полководец Александр Невский устроил «Большую кашу» в Великом Новгороде. То есть, созвал пир, навесь мир. Поэтому и артельное братство получило название «Каша». Позднее котел с кашей стал главным блюдом при всяческих коллективных работах (например, во время жатвы).

Слайд

Ведущая.*****К нам пришли гости из ДК им. Ленина «Центра Национальных культур» Представители русского, татарского и башкирского народа со своими национальными кашами.

*****ТАНЕЦ «Варись кашка»

Слайд

Ведущая. А вот ещё одна история, как варят кашу

*****Русская народная сказка « Как солдат кашу варил».

Слайд

Ведущий . Каждый народ имеет свой уклад жизни, свои обычаю, праздники, песни и сказки.

Ведущая. У нас сегодня праздник каши.

Да, вы наверное не знаете про нее ничего.

Дети. Знаем!

Ведущая. Давайте проверим.

***** -Стенка на стенку. 2 команды

Кто больше знает пословиц и поговорок.

Дети говорят поговорки.

1.поговорка - Тетушка Арина кашу варила, Ермолаева Аня

Егор да Борис из-за каши подрались.

2.Пословица. Молод - гложи кости,

А стар – ешь кашу.

3. Горе наше - что пуста у нас каша. Дима

4. Когда дрова горят - тогда и кашу варят. Ариша

5. Каша - пища наша. Лиза

6. Филат и каше рад. Владик

7. В семье и каша гуще. Дима

8. На чужую кашку у него рот на распашку. Ангелина

9. У кого в доме пусто, тот и варит каши густо. Катя

10. Добрый повар – стоит доктора.

Средняя гр.

11. Хороша кашка - да мала чашка.

12. Кашу маслом не испортишь. Яна

13. Щи да каша – пища наша.

14. Каша - мать наша.

15. Каши – не перемаслить.

Ведущая. А старину говорили: Каши с маслом наелся и мороз не страшен.

А вы дети знаете что-нибудь про это?

*****ПЕСНЯ «ВАЛЕНКИ» рус.нар. подготовительная

Матрена. Что означает поговорка – «Мало каши ел?»

А мы сейчас проверим.

Кто сильнее из ребят,

А ну беритесь за канат.

Тот кто перетянет,

Самым сильным станет.

*****ПЕРЕТЯГИВАНИЕ КАНАТА. (с гостями)

+++++Выбегает КЛОУН

Что за шум и гам?

Почему меня не позвали, я попраказничать хочу. И т.д.

Импровизация.

В старину говорили: - «Как потопаешь, так и полопаешь»

Ну - ка я посмотрю, какие вы быстрые. Шустрые, ловкие, тогда поверю, что кашу едите.

Проводит - 2 конкурса.

Частушки про кашу, собственного сочинения

(Сочинили дети и родители)

Мы не любим «марсы»

Мы не любим «Колу»

Кушаем мы кашу,

И будем мы здоровы.

Мама, дай мне срочно кашу -

Я здоровым быть хочу.

Сильным, смелый и отважный.

Не ходить совсем к врачу.

Били мы фашистов,

И Наполеона,

Потому - что кашу,

Кушаем вагонами.

Тихомиров Дима (подготовительная группа)

Дайте каши, дайте каши

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши,

И частушки вам споём.

Марсова Маша (средняя группа)

На столе дышится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить.

Лет до 100 мы будем жить.

Богданова Лиза (средняя группа)

Вместе с мамой варим кашу,

Утром каша – радость наша!

Гречневая, манная,

С маслицем, румяная!

Если хочешь сильным быть,

Должен кашу ты любить.

Знает мама, знаю я.

Каша – лучшая еда!

В каше есть белок клетчатка,

Кашу кушайте ребятки.

Съел тарелку с утреца -

И здоровый цвет лица.

Кашу ем перловую,

Ложкою столовою,

Витаминов в ней не мало,

А ещё есть минералы.

Ермолаева Анна (подготовительная группа)

Много тыквы народилось,

Я на это не ропщу.

Каша, пудинги, варенье-

Приходите – угощу!

Нас Ванюша удивил,

Вдруг он кашу попросил.

Только мама отвернулась –

Он ей кошку накормил.

Ваня знает хорошо,

Жить без каши нелегко.

На неё он налегает,

И здоровье укрепляет!

Для чего ж Ванюше ротик?

Чтобы сытый был животик.

Кашу Ваня ел бы сам,

Не поднял бы рос, по часам!

Ваня, Ванечка, Ванюша –

Непоседа – побегуша.

Никого не хочет слушать-

Кому он не хочет кушать.

Мама просит: «Кашу кушай,

Ненаглядный мой Ванюша»

Но Иван в ответ смеётся,

Всюду эхо раздаётся.

Смирнов Иван (средняя группа)

Каша гречка, каша наша,

И овсянка, ну и манка.

Любят кашу все на этом свете,

Коля, Саша, Лида, Маша,

Все мы любим кашу нашу.

Разбирай скорее чашки.

Пять минут и нету кашки.

Ели кашу будешь есть,

Вырастет коса до пят.

Будет просто загляденье,

Так гам мамы говорят.

Кто кашу ест у нас в саду,

Тот сильный смелый и большой.

Кушать кашу всем полезно,

И большим и маленьким.

Репины Катя и Наташа

Ярик кашу варит сам,

Думаешь он может?

Даже собственный гараж,

Он построить может.

Стоял Ярик у стола,

Ел он кашу из горшка.

Вдруг за кошкой кинулся,

А каша опрокинулась.

Поварёнок Ярослав,

Самый лучший в мире,

Потому - что эта каша,

Для здоровья хороша.

Чтобы зубы не болели,

Вместо пряников, конфет,

Ярослав наварит каши,

Вот, вам дети, ваш обед.

Боровиков Ярослав (средняя группа)

Варит кашу мамочка,

Я ей помогаю.

То крупу, то ложку дам,

Я уже большая.

Варить кашу научусь,

Я, конечно, тоже,

Но, а если ошибусь,

Мама мне поможет! Русских Лиза (подготовительная группа)

Повар угощает гостей кашей

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Список используемой литературы

Книги по питанию.

1. А. Э. Половков «Деревенская кухня» 1989г.

2. Н. И. Хайретдинова «Детское здоровое питание» Москва АТС 1998г.

3. Г. Т. Келейников «Будьте здоровы»

4. «Книга о вкусной и здоровой пище» 1969г.

5. А. И. Опарич «Основы рационального питания»

6. О.П. Молчанова «Лечебное питание»

7. М. О. Лукасик, М. О. Лифтиц, Л. В.Метлецкая «Статьи о пищевых продуктах»

8. Н. И. Хайретдинов Детское питание «О здоровой пище для ребенка» 1998г.

9. Сборник рецептурных блюд и кулинарных изделий 1982г.

10. А. М. Прохоров «Советский большой энциклопедический словарь» 1989г.

11. Д. В.Гращенков, Л. И. Николаева «Сборник технических нормативов для питания детей в дошкольных организациях»

Методички

12. «Дошкольное воспитание» «Праздник в детском саду» (загадки) 2014г.

13. И. Г. Смирнова Журнал музыкальный «Колокольчик» 2015г.,2016г.

14. О. Н. Арсеневская «Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду» 2013г.

15. Е. Ю. Дрожжина, М. Б. Снежкова «Обучение дошкольников современным танцам» 2014г. издательство ООО (центр педагогического образования)

16. Н. Г. Барсукова, Н. Б. Вершинина, В. М. Суворова, Н.Г. Фролова «Музыка в детском саду» издательство «Учитель» 2013г.

17. М. Ю. Картушина «Весенние детские праздники» издательство «Творческий центр Сфера» 2013г.

Музыкальный репертуар

18. М. Сергиевская «Русские народные частушки» 1955г.

19. «Частушки о каше» (собственного сочинения с родителями)

20. стихи Пекки Евгений, музыка Суэтов Сергей «Лесная песенка»

21. «Валенки» русская народная песня из сборника русских народных песен

Музыкальное оформление

22. Народная казачья песня «Казаки»

23. «Колокольный звон»

24. «Ой, Рассия, ты Рассия» русская народная песня

Сказки про кашу, стихи

25. Сказка – загадка «Волшебное зернышко»

26. Потешка «Сорока - белобока» русская народная потешка

27. Виктория Гейцель «Русские народные сказки малышам» литературно – художественное издание серия «Дюжина сказок».

28. Виктория Гетцель «Зарубежные сказки» литературно – художественное издание «Дюжина сказок» 2016г.

29. В. В. Гербова, Н. Н. Ильчца «Книга для чтения 2 – 4 года в детском саду и дома» 2016г.

30. «Братишки - сестрички» Для самых маленьких 3 года

Интернет - ресурс

31. Театр Песни "Талисман" Песня «Варись кашка»

32. Песня «Манная каша» Л. Абелян

33. «Танец с ложками»

34. И. О. Дунаевский «Полька»

«Праздник русской каши»

Цель : познакомить детей с народными традициями, связанными с зерновыми культурами, закрепить знания о крупах и злаковых культурах, дать исторические сведения о разнообразии способов и рецептов приготовления каш; воспитывать вкус ребенка, культуру питания, здоровый образ жизни через музыкальное и театральное творчество.

Материалы и оборудование: тарелки, ложки, скатерти, салфетки, кринка, чугунок,. Коллекция круп, а также зерен бобовых (бобы, фасоль, горох) в стеклянных баночках.

Предварительная подготовка:

сварить несколько разных видов каш из круп и бобовых культур (рисовую, пшенную, манную, гороховую и др.); отрепетировать: частушки на тему "Злаки и каши"; песни, частушки, пословицы, хоровод.

Ход праздника:

Праздник проводиться в «русской» комнате с печью

Ведущий (в народном сарафане) : Здравствуйте дорогие гости!

На Руси осенью и на послерождественские дни, после окончания поста, приходился грандиозный праздник – день каши. И мы, ребята, сегодня узнаем очень много интересного о каше. У наших предков каша была блюдом праздничным и далеко не простым. На любом гулянье, обряде каша занимала одно из главных мест. До наших дней дошло множество народные приметы о каше.

Много в поле кашки, быть сеногною.

Кашица в печи румянится, летом к дождю, зимой- к снегу.

Каша из горшка вылезет из печи- к худу, в печь -к добру.

Учитель. Одним из основных блюд наших дедов была каша. Крупу наши предки называли «засыпа». Отсюда и слово «засыпать». Дробленая крупа называлась «варгеня». Из нё можно было приготовить наскоро – «сварганить». А что сегодня означает выражение «сварганить»?

Приготовить, сделать что-то наскоро, быстро.

Выбор каш в русской кухне был очень широк. Их варили из ячменя, проса, овса. Сдабривали их маслом. Богатые люди – маковым, ореховым, бедные - льняным, конопляным.

Ведущий. Щи да каша – пища наша. Недаром так в народе говорится. Кашу с удовольствием едят русские люди: вкусная, сытная, полезная. Готовится без затей, особенно нужна для детей.

Ребята! Вы тоже в столовой часто едите кашу. Многие не хотят её есть, поступают, как эти 2 девочки:

Девочка-1. Каша, каша – не хочу, лучше сникерс проглочу!

Девочка-2. А меня зовут Алина, тоже каши не хочу!

Мне на завтрак мареладку, шоколадку я хочу!

Ведущий. Ах, вы глупые мои, неразумные мои! Кушайте кашу, кушайте! Да про неё послушайте!

Как появилась каша на нашем столе?

Праматерью хлеба величают её в народе. Рассказывают, сто варил как-то древний кулинар кашу, и ненароком насыпал крупы больше, чем положено. Ошибка обернулась лепешкой. Люди сначала огорчились на кашевара, а потом попробовали новое блюдо. Так народ рассказывает – из каши хлеб появился.

Отсюда и поговорка: «Каша-мать наша».

У русичей сушествовал обычай: при заключении мирного договора вместе с бывшими врагами готовили кашу и съедали в знак примирения. Отсюда и поговорка: «С ним каши не сваришь!»

Без каши не обходились на Руси Рождественские праздники, крестины, похороны и другие события в жизни народа.

Дети:

1. Сорока - белобока

кашу варила,

ребят созывала

про кашу слушать

да кашу кушать.

Маше каша не дается,

В рот из ложки не кладется,

А конфеты без хлопот

Сами так и лезут в рот.

Разве Маша виновата -

Каше места маловато.

2-й: Каша из гречки

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Митенька ел,

Кашу хвалил,

На всех разделил.

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лукошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке.

Учитель. (презентация) Сегодня, ребята, мы отправимся в дом русича, который жил 300 лет назад. В те времена даже 2-х этажные дома были большой редкостью. Их строили только самые богатые люди.

Итак, попробуем представить дом русича в древности.

Раньше говорили не «дом», а говорили «изба». Изба – теплая половина дома с печью. Название происходит от «истопить», «истопка». Нет нигде в мире уютней дома, чем наша русская изба, срубленная из сосновых бревен! Она и от стужи спасет, и теплом дерева согреет, и сосновым духом вылечит.

Как вы считаете, что нужно было установить в избе в первую очередь, с чего начинать? Пословица гласит: «Догадлив крестьянин – на печи избу поставил!» самой главной и необходимой в доме была печь. В старину даже была поговорка: «Плясать от печки». При суровых русских зимах обойтись без печи было невозможно. В ней готовили еду, пекли хлеб, сушили траву. На ней спали старики и дети. В печке можно было мыться.

Ведущий. Печь занимала почетное место в доме. Относиться к ней нужно было с уважением. Печка – деревенская кормилица. Как встанет поутру хозяйка. Так первым делом начинает растапливать печку, да ставить в неё чугунки. Первый – для щей, второй – для каши, а третий – для всякой надобности.

Весь день печка пыхтит, старается. Хлеб печет для всей семьи, калачи – для детишек маленьких. Вот такая славная печка была в русском доме!

Появляется Домовой: Сама-то печка-добрая. И пироги печет, и щи варит! А люди норовят все сами съесть, мне ничего не оставляют!

Учитель. Это что ещё за чудо?

Домовой: Это я, Домовой.

Ведущий. Рады тебя видеть в нашем доме! Мы много о тебе знаем, но встречаем впервые. Может, ты нам расскажешь о наших далеких предках?

Домовой: Я, конечно, могу много интересного вам рассказать. Но сначала хочу проверить, что вы знаете обо мне и о моих друзьях – домовых духах.

1-й ученик. Я знаю, что важнейшим духом, охранявшим дом славян, считался ты, уважаемый Домовой. Живешь ты под печкой. И чтобы ты был добрый, дают тебе краюшку хлеба, да миску молока.

2-й ученик. А я знаю, что ты добрый дух. Но как всякая нечисть, любишь иногда делать всякие пакости.

3-й ученик. Если ты, Домовой, живешь в ладу с хозяевами, то бережешь скотину, расчесываешь гриву лошадям, даже посуду иногда моешь! А, если ты сердишься, то путаешь гриву лошадям, крадешь молоко у коров.

Уважаемый Домовой, испокон веков тебя чтили на Руси, не представляли свой дом без тебя!

Ведущий. Деревянные фигурки бородатых людей – Чуров олицетворяли пращуров того или иного рода. До наших дней сохранилось выражение: «Чур меня!».

4-й ученик. Кроме Домового и Чуров охраняли семью Дворовой, Скотник, Кутный бог. Они были добрыми. Но был и злой дух – Банник. Для него резали черную курицу, чтобы задобрить.

Домовой. Молодцы, ребята! А я хочу вам рассказать, как выглядела русская изба.

По диагонали от печи находился Красный угол. Это самое святое место, в нем стояли иконы. Каждый вошедший в избу должен был перекреститься. Стол ставили в Красном углу. Вдоль стола стояли лавки и скамьи. А лавки и скамьи – это одно и то же? В чем разница?

5-й ученик. Лавки делали широкими, и крепили к стенам избы. На них можно было спать. А на скамьях сидели. Их можно было передвигать. А еще в домах были рундуки, сундуки – вот и вся мебель!

Домовой. Ой, какие вы молодцы! Как много знаете! Только мы, Домовые не только умные, но и веселые, танцевать любим! А ну, честной народ, выходи в хоровод! Давайте потанцуем!

Хоровод «Калина-малина»

Учитель: А вы знаете пословицы и поговорки о каше?

1-й ребенок: Гречневая каша - матушка наша, а хлебец ржаной - отец наш родной.

1-й ребенок: Щи да каша – пища наша! 1-й ребенок: Густая каша семьи не разгонит.

2-й ребенок: Русского мужика без каши не накормишь.

2-й ребенок: Нет щей – так каши больше лей!

3-й ребенок: Овсяная каша хвалилась, что с коровьим маслом родилась.

3-й ребенок: Кашу есть – зубов не надо!

4-й ребенок: Без каши и обед не в обед.

4-й ребенок: Горе наше, что без масла каша!

5-й ребенок: На чужую кашу надейся, а своя бы в печи была.

5-й ребенок: Кашу маслом не испортишь.

6-й ребенок: Каша - кормилица наша!

6-й ребенок: Хороша кашка, да мала чашка

7-й ребенок: Борщ без каши вдовец, каша без борща - вдова.

7-й ребенок: Кашу ешь, а ножом не режь!

Домовой. А я как кашу люблю! Век её ем, и все время хочу! А вы знаете, ребята, без чего вкусной каши не бывает? Угадайте мои загадки:

· Что всегда поверх каши лежит? (Масло).

· Не едят меня одну, и без меня ничего не едят! (Соль).

· Жидкое а не вода, белое, а не снег (Молоко.)

· Я бел, как снег, в чести у всех и нравлюсь вам во вред зубам. (Сахар).

Молодцы, ребята! Знаете, как кашу готовить! За это я с вами в игру сыграю!

Ведущий: Ай да молодцы, а сейчас я проверю, умеете ли вы по вкусу определять виды каш, выйдите три храбреца, удальца, смельчака.

Конкурс "Что за каша? "

Дети с завязанными глазами определяют название каши, после тоо как попробуют.

Учитель: Отгадайте загадки о злаках и о кашах, которые готовятся из этих злаков:

1. Не поле, а волнуется. (нива)

2.Черна, мала крошка, соберут немножко.

В воде варят, кто съест похвалит. (гречка)

3. Что две недели зеленеет,

две недели колосится,

две недели отцветает,

две недели наливает,

две недели подсыхает? (рожь)

4. Как на поле, на кургане стоит курочка с серьгами. (овес)

5. Мала малышка, золота кубышка. (просо)

6. Сто братьев собрались в одну избушку ночевать. (зерна в колосе)

7. Без рук, без ног, ползет на батог. (горох)

8. Эта каша витаминов полна, хоть на вид она черна (Гречневая).

Точно известно, что родом она с юга. А про все южное в древние времена говорили – греческое. Вот откуда название каши.

9. Её любят маленькие дети, самая вкусная на свете. (Манная)

10. Называют её кашей красоты. Полюби её и ты. (Овсяная)

11. Белые зернышки во рту тают, о Китае вспоминают. (Рисовая).

12. Разваренные крупинки сверкают, словно жемчуга (Перловая).

12. Эту кашу любил Петр-I. Перловая - потому что перл – по французски – жемчуг, а разваренная каша напоминает бусинки жемчуга.

13. Мелки зернышки напоминают солнышко. Желто в горшке – сытно в брюшке. (Пшенная)

Домовой: Я буду называть продукты. Если они подходят для каши, говорите –«Да», а не подходят – говорите «Нет».

ИГРА:

Сорока – белобока задумала кашу варить, чтобы деток накормить. На рынок пошла, и вот что взяла:

· Парное молоко … (да)

· Куриное яйцо… (нет)

· Крупа манная… (да)

· Капуста кочанная … (нет)

· Соленый огурец… (нет)

· Мясной холодец… (нет)

· Сахар да соль… (да)

· Белая фасоль… (нет)

· Масло топленое

· Рыбка соленая

· Лавровый лист

· Китайский рис

· Чернослив и изюм

· Шоколадный лукум

· Перец болгарский

· Соус татарский

· Клубничное варенье

· Бисквитное печенье

Молодцы, ребята! Вот такие продукты сочетаются с крупой!

Учитель: Дорогие наши гости, а ребята знают частушки о каше.

«Частушки про зерно и про кашу»

1-й ребенок: Дайте каши, дайте каши,

Дайте каши с молоком.

Наедимся вкусной каши

И частушки вам споем.

2-й ребенок: Приходи ко мне обедать,

Щей наваристых отведать.

Когда снова приглашу -

Перловой кашей угощу.

3-й ребенок: Ой, подружки, дело плохо,

Мой миленок заболел.

Аппетита он лишился -

Полведерка каши съел.

4-й ребенок: И плясал бы я и пел бы,

Только вовсе нету сил.

Полведерка каши съел бы,

Если б кто-нибудь сварил.

5-й ребенок: Ой, разросся наш горох

На широкой грядке.

Сварю кашу из него -

И будет все в порядке.

Все вместе: Для здоровья нашего

Кормят всех нас кашею,

Манную на молоке,

Кашу любят все!

Домовой: Молодцы, а теперь проверим вашу силу, много ли вы каши ели.

Конкурс «Перетягивание каната»

Дети делятся на две команды и соревнуются силой.

Ведущий: А любите ли дети поупражнять свой язычок скороговорками. повторяйте:

На столе каша, а на стуле Маша.

Маша ела кашу, мама мыла чашу.

Дали Паше кашу с простоквашей, не хотел он каши с простоквашей. Дайте мне обычной каши.

Наша каша хороша - из пшеницы и овса.

Ели мышки кашу из миски. Вымыли мышки миски для мишки.

Конкурс «Золушка»

Дети отделяют фасоль от гороха.

ГИМН КАШЕ. Читают учащиеся.

1. Если в беспорядке мысли ваши,

Если в голове у вас сумбур,

Говорят: В голове у вас – каша,

Только это, друзья, чересчур!

Ведь, согласитесь-ка, ребята,

Что поговорка не права.

Но разве каша виновата,

Что бестолкова голова?

2. Если все слова смешались ваши,

Если вашу речь нельзя понять,

Говорят, что во рту у вас каша,

Обвиняют беднягу опять.

Но, согласитесь-ка, ребята,

Что приговор несправедлив.

Да разве каша виновата,

Когда язык у нас ленив?

3. Если порвались ботинки ваши,

И в дыре нога уже видна.

Говорят - башмаки просят каши,

Значит, вновь виновата она!

Но, разве правильно, ребята,

Нам вымещать на каше злость.

Ведь в том не каша виновата,

Что плохо вбит в подошву гвоздь.

4. Не верьте в разные обманки

Нет ничего прекрасней манки!

Развеять эти мифы каждый будет рад.

Каша – это то, что на столе дымится

И испускает вкусный аромат!

Ведущий. На каше даже гадали. Если летом каша подрумянилась – к дождю, а зимой – к снегу. На Рождество ложку каши подбрасывали к потолку. Если много зерен прилипнет – богатый будет урожай! А если мало – плохой.

Учитель. Главным угощением каша была в день, когда крестят ребенка. Устраивали праздничный обед - крестины. В старину основными угощениями на крестинах были «бабьи каши» и «бабьи пироги». Каша символизировала продолжение рода, она варилась из нескольких видов крупы и была очень густой и сытной. За горшок каши родня вела шуточный торг, а после опустошения горшок разбивался на счастье малышу.

стоит стол, за столом гости (ученики), (в центре стоит кроватка, в ней кукла)

Крестная (девочка):

Собрались мы на крестины.

Ангелочка именины!

Наш малыш на радость нам

Был введен в священный храм.

Гости званые, садитесь,

Хорошенько угоститесь,

Ешьте-пейте не спеша

За здоровье малыша!

Крестная выносит на этот раз кашу и начинает раздавать.

Кладет ложку маме малыша:

Первой нашу кашу

Откушает мамаша!

Мамаша: Буду есть, поправляться,

Сил набираться!

Кладет ложку каши отцу и обильно посыпает солью, перцем или поливает горчицей:

Папаша: И Папаше ложечку!

Буду жевать понемножечку,

Кашка ядреная,

Кашка соленая!

Все: Будет папаша знать,

Как трудно деточек рожать!

Угощает братьев и сестер (любым ученикам):

По ложке братикам-сестричкам,

И большим, и невеличкам!

Чтобы с младшеньким играли,

Чтоб его не обижали!

Угощает бабушек и дедушек:

Бабушка и дедушка: Внук у нас отменный,

А возраст наш почтенный,

Нам кашки по полной чашке!

Угощает крестного:

Крёстный: Крестный съест в один присест!

В кашке маслице коровье,

Будет ребеночку здоровье!

Угощает других родственников:

Вам, тетушки-дядья,

На всех одна бадья!

Ешьте-доедайте,

Малышу расти желайте! (ставит на стол)

Домовой: Ну и удивили меня, даже традиции старинные знаете

Домовой: Я хочу открыть секрет

И полезный дать совет:

Если хворь с кем приключится,

Чаем можно полечиться!

Чай всех снадобий полезней

Помогает от болезней!

Чай в жару нас освежает,

А в морозы согревает.

И сонливость переборет,

И с усталостью поспорит!

Сокрушит любой недуг.

Чай - здоровью лучший друг!

Ученик 7. Чай появился на Руси намного позже. Его привезли из Монголии, потом – из Китая. Сначала он был очень дорог и недоступен для простого люда. А потом, когда чай подешевел, русский люд не представлял себе застолья без чаепития. Да с вареньицем! Да с пряниками! Да с конфетами и всякими сладостями!

песня "Сладкоежки".

Домовой: А теперь мне пора возвращаться к себе за печку, молодцы вы ребята, теперь я точно знаю, вы любите кашу и знаете о ней очень много, и я вам в подарок оставляю горшочек каши, которая вам прибавит здоровья и ума. Прощайте. (уходит)

Ученик 8: Нас вскормили кашей. Потому мы и выросли такими большими и умными, что хорошо кушали кашу в детстве- ложку за папу, ложку за маму. А если мало каши ели - кто же вам виноват? Учтите, наверстать это вовсе не поздно

Учитель. В конце трапезы подавали «сыто» - вареное пшено с медом, и гости понимали, что им пора уходить. Отсюда и поговорка – «Наесться досыта!»

Многие блюда тех далеких времен мы любим по сей день. Это и каши, и борщи, кисели и квасы. И много других блюд. Нет будущего у того народа, который не помнит своего прошлого. Так давайте помнить и чтить нашу историю и наши традиции!

Ученик 9:

Умный, сильный наш народ

Свою землю бережет,

А преданья станины

Забывать мы не должны

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Песня «Самовар».

Чаепитие.

Мануковская И.В. 2013 год

любовь коваленко
Сценарий «Праздник каши»

Цель : Закрепить знания детей о продуктах и способах приготовления каш.

Создавать детям праздничное настроение .

Ведущая : Здравствуйте, девчонки!

Здравствуйте, мальчишки!

Здравствуйте, взрослые и ребятишки!

Я рада снова видеть вас в нашем зале,

А поговорим мы сегодня о каше.

Дети во всем мире с утра едят кашу - манную, рисовую, овсяную, пшеничную, а некоторые каши не любят .

А вы любите кашу? (Да)

Наши предки, которые жили за много-много лет до нас, кашу всегда ели с медом и очень её любили. Каша считалась лакомством, как, например, сейчас шоколадные конфеты или мороженое.

1. Как у наших у ворот

Собирается народ.

Все то с ложками

Да с поварешками.

2. Прилетели гуленьки,

Стали гули говорить,

Чем Ванюшку накормить?

3. Один скажет – кашкою,

Другой – простоквашкою.

Третий скажет – молочком

И румяным пирожком.

4. Это вам не просто каша

На тарелочке лежит

Зачерпни её дружок,

Положи её в роток.

5. Я посыпал в миску риса

И залил его водой.

Рис поднялся, разварился,

Дышит – пышет, как живой.

6. Из- под крышки пар клубится,

Крышка прыгает звеня,

Приходите все учиться

Кашеварить у меня.

Звучит музыка.

Ведущая : Дети, к нам кто-то идет в гости на праздник . Как вы думаете, кто?

(Дети пытаются отгадать) .

Я сейчас загадаю вам загадку, и вы узнаете, кто идет к нам в гости.

«В городе Горжке Продают бабу в горшке» . (каша)

Правильно – это каша.

(Входит взрослый, исполняющий роль каши и исполняет песню «Манная каша» ).

Каша : А вы знаете, какие еще бывают каши ? (ответы детей)

Ведущая : Наши ребята знают даже пословицы и поговорки о кашах. Милая каша, хочешь послушать?

Пословицы, поговорки.

Без каши обед не в обед .

Горе наше – гречневая каша : есть не хочется, а оставить жаль.

Каша то густа, да чашка то пуста.

Кашу маслом не испортишь.

Гречневая каша – матушка наша.

Хороша кашка – да мала чашка.

Щи да каша – мать наша.

Воду жалеть – и каши не сварить .

Ведущая : Дети, а вы знаете, какие продукты нужны, чтобы сварить кашу? (ответы детей) . А вот сейчас я проверю : мы проведём игру-аттракцион.

«Принеси продукты для каши » .

(На одной стороне зала стоит стол, на нем продукты : мясо, сахар, вермишель, картошка, крупа, соль, молоко, морковь, вода)

Ведущая : Кто же варит кашу, вы знаете? (ответы детей) .

Танец «Добрые хозяюшки» .

Ведущая : У нас в гостях сегодня поварята и они исполнят

«Песенку поварят» .

(вокальная группа старшей группы)

Ведущая : Не хотим мы сладкого печенья,

Нам кашу помогите сварить.

Поваренок : Чтобы кашу сварить, надо крупу перебрать, вы поможете нам?

Игра «Переберём крупу» .

(Горох, фасоль, перловка смешаны в тарелочке. Дети должны перебрать и разложить в первую тарелочку – горох, во вторую – фасоль, в третью – перловку. Кто быстрее переберёт – победитель)

Ведущая : Крупу перебрали. Можете варить кашу.

Поваренок : Но для каши надо ещё молоко . Оно у вас есть?

Ведущая : Пока молочка нет, но сейчас малышки попросят его у коровушки-бурёнушки.

Песня «Коровушка-бурёнушка» .

(вокальная группа)

Ведущая : Крупу перебрали, молочко у коровки попросили. А сейчас весёлые поварята сварят кашу.

Танец «Маленькие поварята» .

Ведущая : Кастрюля – хитрюля

Нам кашки сварила.

Платочком накрыла

И ждёт не дождет,

Кто первым подойдет?

КОНКУРС : «НАКОРМИ ДРУГ ДРУГА КАШЕЙ»

Ведущая : Потихоньку, помаленьку, понемножку, не спеша ели кашу. Правда, каша хороша?

Каша : Я рада за вас ребята, хорошо вы справились с конкурсом. А понравилась вам каша? А у меня есть подружка – гороховая каша. Вы когда-нибудь ели такую кашу? (Да)

Ведущая : Дети не только любят гороховую кашу, но они знают и играют в интересную игру.

Игра «Баба сеяла горох» .

Ведущая : Наши дети каждое утро на завтрак кушают кашу, поэтому растут сильными.

Каша : Я сейчас посмотрю, как они справятся с моими заданиями.

Игры – аттракционы :

1. Перетяни канат

2. Силачи с гирями

3.«Бой петухов»

Каша : (хвалит детей)

Ведущая : Много танцев есть на свете

И везде их пляшут дети.

С балалайкой, цветами,

С бубенцами и флажками.

Раз, два, три, четыре, пять,

Всех их не переплясать.

Каша : Я приглашаю всех вас на танец «Потанцуйте, как я» .

Ну, что ж, ребята, мне понравилось быть у вас в гостях и я рада, что вы любите кашу, и в подарок я вам оставлю горшочек вкусной рисовой с изюмом каши .

Дети благодарят.

До свидания, дети, до свидания, взрослые.

Дети прощаются с кашей, каша уходит.

ПРИЛОЖЕНИЕ.

Песня «Манная каша» .

1. Молоко кипит в горшочке,

Соли надо бы, дружочки!

Соли надо – вот вам соль!

2. Молоко кипит в горшочке,

Масло надо бы, дружочки!

Масло надо – масло есть!

3. Молоко кипит в горшочке,

Сахар надо бы, дружочки!

Сахар надо – сахар есть!

4. Всё у нас кипит в порядке,

Манки надо, поварятки!

Манку мы уже несём.

5.– Всё сварилося в горшочке

Вкусна каша ли, дружочки?

Вкусно! Вкусно! Будем есть!

Песня «Коровушка-бурёнушка» .

(слова и музыка Литовко)

1. Коровушка-бурёнушка,

Гладкие бока,

Дай мальчикам и девочкам

Побольше молока.

Припев : теплого, парного,

вкусного такого.

2. Коровушка-буренушка,

Гладкие бока,

Дай маленькому котику

Немного молока.

Припев : теплого, парного,

вкусного такого.

Песенка поварят.

Слова Деникиной Музыка Никольского.

1. Мы в белых, белых колпаках,

В халатах белых, белых,

Ложки держим мы в руках,

Ловких и умелых.

2. Хотите суп, - мы сварим суп,

И тесто раскатаем

Печенье сладкое кому б

Напечь сегодня к чаю?

Танец : «Маленькие поварята» .

1. Выходит мальчик с кастрюлей, ставит перед собой на пол, весело подскоками обходит вокруг.

2. Выходят поварята с поварешками на плече и подходят к кастрюле. Удивленно смотрят в кастрюлю, покачивая головой. Имитируют – засыпают кашу, наливают молоко.

3. Мешают поварешками в кастрюле, пробуют на вкус.

4. Радостно пританцовывают вокруг кастрюли.

5. Два повара берут кастрюлю и несут. Остальные весело идут за ними пританцовывают.

Танец : «Добрые хозяюшки» .

1. Идут по кругу, останавливаются.

2. Зачерпывают водичку ведерком.

3. Ставят ведерки, танцуют.

4. Берут ведерки в руки, идут по кругу.

5. Идут и выливают водичку в бочок.

Игра : «Перебери крупу» .

На столе тарелочки. В одной крупа (горох, рис, другие пустые. Нужно крупу рассортировать по тарелочкам, кто быстрее переберет – победил!

Для малышей упрощенный вариант – перебирают фасоль и горох.

Конкурс : «Накорми друг друга кашей» .

За столом сидят два ребёнка, друг против друга, с завязанными глазами. Перед ними стоят тарелочки с кашей, в руках ложечки. Кто быстрее и аккуратнее накормит кашей.

Игра : «Бой петухов» .

Дети делятся на пары и встают друг от друга на расстоянии 3-5 шагов. Пары изображают дерущихся петухов : прыгая на одной ноге, они стараются толкнуть друг друга плечом. Тот, кто потерял равновесие и встал на землю двумя ногами, выходит из игры.

Дети, перед началом, договариваются, как они будут держать руки : на поясе, скрестив перед грудью или руками держать колено согнутой ноги.

Публикации по теме:

Рисование крупами - одно из самых необычных и интересных занятий для детей. Казалось бы, что в нем такого особенного? Каждый может выложить.

«В мамином сердце не гаснет любовь». Сценарий концертной программы Звучит музыка Ведущий: Я верю, что женщина – чудо земное! Какого на Млечном пути не сыскать, И если женщина - слово святое, То трижды.

Как привить любовь к чтению Консультация для родителей «Как приветь любовь к чтению» «Чтение – это один из истоков мышления и умственного развития». В. А. Сухомлинский.

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию «Горшок каши»в 1 младшей группе. Задачи:Формировать умение.



Публикации по теме