Связь между матерью и ребенком - что это значит. Связь матери и ребенка

Концепция связи была предложена докторами М. Клаусом и Дж. Кеннеллом в их классической книге "Узы, соединяющие мать и дитя". Эти ученые утверждают, что у людей, как и у животных, сразу после рождения существует некоторый "период повышенной чувствительности восприятия", во время которого матери и новорожденные запрограммированы на контакт друг с другом и на заботу друг о друге. Сравнивая пары мать - дитя, которые сразу после появления ребенка были неразлучны, с теми, которые не контактировали, они сделали вывод, что позднее первые оказывались более привязанными друг к другу.

Когда эта идея проникла в родовые палаты, к ней отнеслись неоднозначно. Родители и педиатры восприняли ее с энтузиазмом - большей частью потому, что в ней был смысл. Исследователи поведенческих реакций скептически отнеслись к тому, что первые часы, проведенные матерью и ребенком вместе, могут иметь долговременный эффект.

Мы тщательно изучали концепцию связи. Мы изучали работы других исследователей и сами проводили наблюдения и пришли к выводам, которые, как мы надеемся, вполне обоснованы.

Связь матери и новорожденного

Эмоциональная близость по существу есть продолжение отношений, которые начали складываться во время беременности, она укреплялась от постоянного осознания растущей внутри матери новой жизни. Физические и химические изменения, происходящие в вашем теле, напоминают вам о присутствии ребенка. Рождение цементирует связь, превращает ее в реальность. Теперь вы можете видеть и беседовать с маленьким человечком, который раньше был только "выпуклостью", чьи движения вы ощущали внутри себя, чье сердцебиение слышали с помощью медицинских приборов. Эмоциональная близость трансформирует вашу животворную любовь к существу внутри вас в заботливую любовь к существу вне вас. Когда ребенок был внутри, вы отдавали ему свою кровь; когда он снаружи, вы отдаете ему молоко, ваши глаза, ваши руки, ваш голос - всю себя.

Эмоциональная близость матери и новорожденного объединяет их снова. Изучение связи матери и ребенка явилось катализатором ориентированной на семью организации родовспоможения в больницах. Новорожденных перевели из детских комнат в палаты к матерям. Матерям вновь вернули их главенствующую роль в уходе за новорожденными.

Неразрывная связь матери и ребенка не возникает сразу и навсегда. Хотя нет достаточных оснований, чтобы утверждать, что отлучение матери от ребенка в момент его появления на свет негативно влияет на дальнейшие отношения родителей и детей, мы считаем, что возникновение эмоциональной близости в этот период биологически обостренной чувствительности восприятия обеспечивает хороший старт для формирования дальнейших взаимоотношений. Но нельзя думать, что эти начальные отношения раз и навсегда цементируют взаимосвязь родителей и ребенка. Переоценка начального периода вызывает чувство безнадежности у матерей, которые из-за осложненных родов были временно разлучены с малышами. Распространение такого неправильного понимания роли начального периода для складывания дальнейших отношений вызвало эпидемию меланхолии у матерей, которым делали кесарево сечение, и у матерей недоношенных детей, переведенных в палаты интенсивной терапии.

Что можно сказать о детях, которые в силу разных причин (например, преждевременных родов или кесарева сечения) оказались временно разлученными с матерями? Можно ли восполнить ущерб, вызванный потерей периода раннего контакта? Без всякого сомнения, можно, особенно если не поддаваться унынию. Концепция создания эмоциональной близости в абсолютно критический период, сейчас или никогда, ошибочна. Рождение, младенчество, детство - существует много периодов, в течение которых укрепляется контакт матери и ребенка. Если следовать нашему методу сближения, создающему неразрывные связи между матерью и ребенком, то после их воссоединения потеря столь значимого периода ранних контактов постепенно компенсируется. Мы знаем родителей, усыновивших детей недельного возраста, которые после первого контакта с ними проявляли такие глубокие чувства, такую заботу, которые ничуть не уступали чувствам биологических родителей в момент рождения ребенка.

Новорожденные и отцы

Большинство исследований относились к связи матери и ребенка, тогда как об отцах в них только упоминалось с должным почтением. В последние годы отцы также стали объектом пристального внимания и даже заслужили специальный термин для обозначения отношения с младенцем в момент рождения - "всепоглощающее внимание". Мы привыкли говорить о помощи, оказываемой отцами, теперь мы говорим о всепоглощающем внимании, означающем высшую степень вовлеченности в родительские обязанности и радости. Этот новый термин означает не только то, что отец делает для ребенка (держит его на руках, успокаивает), но и то, что ребенок делает для отца. Близкий контакт с ребенком после рождения развивает в отце тонкость чувств.

Считается, что отцы, когда им поручают детей, не столько нянчат их, сколько сторожат. Они на вторых ролях, помогают матери, пока она возится с ребенком. Это не совсем так. У них свой подход к ребенку, и ребенок нуждается в них.

Изучение поведения отцов показывает, что, когда им дают возможность активно участвовать в уходе за новорожденными, они становятся такими же заботливыми няньками, как и матери. Они могут быть немного менее расторопны, медленнее раскрываются, чем матери, но способны на глубокую привязанность к совсем крошечным детям.

Связь с ребенком после кесарева сечения

Кесарево сечение - хирургическая операция, но это прежде всего роды, не стоит об этом забывать. Если необходимо кесарево сечение, это не означает потерю связи с ребенком; просто она немного сдвигается во времени и изменяются роли. Отцам в настоящее время позволено присутствовать при родах путем кесарева сечения, и приятно видеть отца с новорожденным во время таких родов. Здесь открываются возможности, помогающие установить ранний контакт с малышом.

Советы матери. При использовании местной анестезии, так называемой эпидуральной анестезии, вы утрачиваете чувствительность от пупка до кончиков пальцев. В отличие от общей анестезии, которая погружает вас в сон на время родов, эпидуральная анестезия дает возможность не спать во время хирургической процедуры и, несмотря на операцию, радоваться появлению ребенка. Время контакта с новорожденным будет ограничено, так как вы еще очень слабы. Вы сможете подержать малыша только одной рукой, так как другая будет занята капельницей. Лишь несколько минут вы проведете с ребенком щека к щеке, рассматривая друг друга. Важно, что вы почувствовали друг друга сразу же после рождения ребенка. Хотя после кесарева сечения контакт с малышом налаживается по-другому, он все же состоялся. (О том, как наладить кормление грудью после кесарева сечения.

Советы отцу. Во время операции вы сможете сидеть у края стола и держать жену за руку. В момент рождения вы сможете заглянуть за стерильные простыни и увидеть, как извлекают вашего ребенка. Малыша немедленно поместят в специальный подогреваемый бокс, отсосут околоплодные воды, если нужно, дадут кислород и убедятся, что все системы работают нормально. После того как все необходимое для него будет сделано (что обычно отнимает намного больше времени, чем при нормальных родах), вы или врач подносите ребенка к матери, чтобы она могла немного побыть с ним и почувствовать его близость. Когда операция будет закончена и вашу жену перевезут в послеоперационную палату, вы с ребенком сможете пройти в детскую и заняться с ним. Подержите ребенка, побаюкайте, поговорите с ним, спойте песенку. Если ребенок нуждается в специальной помощи, вы сможете посидеть неподалеку от изолятора - вас позовут, когда будет можно. Вы сможете потрогать своего ребенка, малыш услышит ваш голос. Вы обнаружите, что он будет реагировать на ваш голос, который все время слышал в утробе матери. Я заметил, что отцам, которые имеют возможность коснуться новорожденного руками и понянчиться с ним сразу после рождения, легче наладить связь с ребенком позднее.

В свою бытность главным врачом отделения новорожденных университетской больницы и главным врачом отделения новорожденных в местной больнице в Сан-Клементе (штат Калифорния) я неоднократно присутствовал при кесаревых сечениях и лично сопровождал многих отцов (одни шли охотно, другие - не очень) из операционной в палату для новорожденных. Вот история с Джимом и его ребенком. Я познакомился с Джимом и его женой Мэри в дородовой период, и Мэри поделилась со мной, что ее муж равнодушно относится к ее беременности и не хочет присутствовать при родах. Она не сомневалась, что он будет одним из тех отцов, которые начинают интересоваться своим ребенком не раньше, чем когда тот подрастет настолько, что сможет бросать футбольный мяч. Джим считал, что роды - чисто женское дело, а он может подождать в приемной. Когда выяснилось, что Мэри нужно делать кесарево сечение, я убедил Джима, что он должен находиться в операционной и присутствовать при рождении ребенка. После того как малыш появился на свет и все его системы заработали нормально, я завернул его в два теплых одеяльца и проследил, чтобы то время, пока завершалась операция, Мэри, Джим и их старшая дочка, Тиффани, пообщались с новорожденным. Затем я попросил Джима пройти со мной в палату для новорожденных. Меня совсем не удивило, что его первоначальное нежелание принимать участие в родах полностью испарилось. Джим все еще был под впечатлением операции, но охотно последовал за мной.

В палате я сказал Джиму: "Я должен присутствовать при других родах. Нужно, чтобы кто-нибудь побыл с ребенком, потому что дыхание у новорожденных лучше налаживается, когда их поглаживают и разговаривают с ними". Я подсказал Джиму, что он должен делать - прикоснуться к малышу, погладить спинку, помурлыкать песенку, т.е. отнестись с той любовью и заботой, на какие он способен. Он огляделся, как бы убеждаясь, что никто из приятелей его не видит, и согласился на эти "женские" штучки. Я вернулся через полчаса - Джим напевал песенку и поглаживал ребенка, словно они наконец нашли друг друга. Я сказал ему, что такое начало много значит для будущего. На следующий день, когда я делал обход и подошел к Мэри, она воскликнула: "Боже, что случилось с моим мужем? Он не отходит от ребенка. Он просто прилип к нему. Он бы кормил его грудью, если бы мог. Я никогда не думала, что этот здоровенный парень может быть таким нежным".

Еще несколько советов

Попросите отложить обычную обработку. Зачастую сестра, принимающая роды, сразу после рождения ребенка начинает заниматься им - делает укол витамина К, вводит в глаза обеззараживающее средство и только затем передает матери. Попросите сестру отложить эти процедуры примерно на час, чтобы малыш мог насладиться первыми материнскими ласками. После обеззараживания глаз ребенок временно хуже видит или закрывает глаза. Ребенку важны первые впечатления от матери, нужно, чтобы он видел ее.

Оставайтесь вместе. Попросите врача и сестру положить ребенка на ваши живот и грудь сразу после рождения или после перерезания пуповины и отсасывания околоплодных вод, если с вами и с ним все в порядке.

Пусть ребенок сосет грудь сразу после рождения. Большинство детей просто лижут сосок, но есть и такие, которые сразу начинают жадно сосать. Как уже говорилось, такое стимулирование соска вызывает выработку гормона окситоцина, который способствует сокращению матки и уменьшению послеродового кровотечения. Стимулируется также выработка пролактина, который ускоряет появление молока.

Прикасайтесь к ребенку. Вам приятно чувствовать, что малышу хорошо лежать так, как он устроился: животик к животику, щечка к груди; поласкайте все его тельце. Мы заметили, что матери и отцы по-разному проявляли свою нежность. Молодые мамы обычно ласкали все тельце ребенка, осторожно касаясь его кончиками пальцев. Отцы чаще клали свою ладонь на головку ребенка, как бы показывая готовность защитить этот росточек жизни, который они породили. Поглаживание тельца, помимо удовольствия, приносит малышу пользу. Кожа очень богата нервными окончаниями. Когда ребенок начинает дышать воздухом, сначала он дышит нерегулярно, поглаживание стимулирует нервные окончания, делает дыхание более ритмичным - вот такое это лекарство, родительские прикосновения.

Смотрите на новорожденного. Новорожденный лучше всего видит на расстоянии от 8 до 10 дюймов (от 20 до 25 см). Удивительно, но это соответствует расстоянию от соска до глаз матери во время кормления. Подержите малыша перед собой, поддерживая его головку так, чтобы ваши глаза встретились. Получите удовольствие от такого визуального контакта в течение короткого времени, пока ребенок после рождения спокойно внимает всему (затем он крепко засыпает). Глядя в глаза ребенка, вы испытываете прилив материнских чувств.

Говорите с новорожденным. В течение первых часов и дней после рождения между мамой и ребенком начинается свой особый разговор. Исследования показали, что при звуках голоса матери ребенок успокаивается и начинает ритмичнее дышать.

Считается, что связь между матерью и новорожденным ребенком устанавливается в послеродовой период. Отделение новорожденного от матери сразу после родов затрудняет и затягивает установление психических связей между ними.

Но связь между матерью и ребенком может установиться и спустя неделю в домашней обстановке. Поэтому матери обычно не замечают разницы во взаимоотношениях со своими детьми, с одним из которых была возможность установить такой контакт, а с другим - нет. Часто даже с усыновленными детьми устанавливается эмоциональный контакт. В связи с этим группа ученых пришла к выводу, что до второй половины первого года жизни ребенка физический контакт не влияет на формирование эмоциональной связи с ребенком. По их мнению, физическая близость ребенка и матери в первые же часы после родов не гарантирует мгновенного появления эмоциональной близости.
Появление чувства не столь быстро и очевидно, как послеродовые изменения в организме матери. И не всегда в первые же секунды после родов вспыхивает безграничная материнская любовь.

На самом деле эмоциональная связь между матерью и ребенком формируется гораздо раньше, еще на эмбриональной стадии. Многие женщины обращаются к своему животу уже как к живому существу: гладят его, легонько похлопывают, особенно когда он уже заметно округляется, а ребенок начинает ощутимо двигаться. Зная пол ребенка, могут обратиться к нему по имени: «Ну-ну, Олечка, не толкайся», «Петечка, дай мне возможность заняться уборкой»; а если не захотели определения пола, то обращаются к нему просто на «ты»: «А теперь ложимся спать. Давай, укладывайся» или «Пойдем-ка погуляем. Tы как, готов?»

Для этих матерей не существует проблемы принятия или непринятия ребенка.
Они уже давно его приняли, еще до рождения. И то, что он наконец родился, - величайшее счастье.
Очень многие матери говорят, что когда впервые увидели своего ребенка, то ощутили, что теперь они не одиноки. Что теперь у них есть смысл жизни. Другие матери, которые не хотели наступления беременности и подчинились необходимости или дали себя уговорить, утверждали, что полюбили ребенка в первый же день, как только поняли, какой он крошечный и беззащитный, и сами не ожидали от себя такого проявления чувств.

И тем не менее бывают матери образованные, начитанные, готовящиеся к беременности и не испытывающие потом к ребенку теплых чувств. Заботиться о нем они могут, а любить - нет. Но они не закрыты для этого чувства, и оно рано или поздно их все равно настигнет. Иногда рождение второго ребенка способно все расставить по своим местам.
В настоящее время во многих больницах вместо полной изоляции, практиковавшейся ранее, матерям после родов разрешают держать детей при себе и ухаживать за ними.
На первый взгляд это прекрасная идея. Но не все матери могут ухаживать день и ночь за новорожденным: некоторые настолько измучены, что постоянный контакт с ребенком в первые дни после родов им просто не по силам.

Не старайтесь ухаживать за ребенком против своего желания. Чувствуя себя мученицей, мать может всю вину за приносимые ею жертвы взвалить на ребенка, который ждет от нее заботы и ласки. Выходом из такой ситуации может быть передача ребенка на время перерывов между ночными кормлениями больничной няне. Благодаря этому и мать и ребенок смогут нормально отдохнуть, а когда придет утро, у них будет больше возможностей лучше узнать друг друга.

Многие матери, родившие с помощью кесарева сечения, не имеющие возможности находиться со своим ребенком после родов и знающие о теории раннего возникновения привязанности, сильно беспокоятся о возможности потери эмоциональной связи с ребенком. Некоторые матери пытаются всеми средствами и при любой возможности оказаться рядом со своим ребенком, даже когда новорожденный находится в отделении интенсивной терапии.

Реакция женщины на своего ребенка в минуты первой встречи зависит от многих факторов:
длительности и тяжести родов;
введения матери во время родов наркотических препаратов;
предшествующего опыта;
степени желания или нежелания рождения ребенка;
взаимоотношений с мужем;
состояния здоровья матери;
характера матери.

Отношение каждой матери к новорожденному ребенку строго индивидуально. Например, в случае первых родов часто первые ощущения женщины являются скорее чувством облегчения, а не любви, особенно если роды были трудными. Это вполне нормально. Поэтому мать воспринимает плачущего новорожденного как чужого и незнакомого, не похожего на сложившийся в сознании образ. Только через неделю-две у матери появятся к ребенку первые нежные чувства.
Но в случае возникших и не проходящих негативных чувств к ребенку, таких как злость и антипатия, вам стоит обратиться к опытным специалистам.

Грудное вскармливание обеспечивает возможность гармоничного развития, которое определяется не только составом женского молока, но и контактом между матерью и ребенком (визуальным, тактильным, вербальным), являющимся важной составляющей процесса грудного вскармливания. Именно поэтому грудное вскармливание является продолжением связи между матерью и ребенком, установившейся во время беременности и прерванной в процессе родов. Сформированный в процессе вскармливания грудью контакт между матерью и ребенком оказывает влияние на развитие материнско-детских отношений в дальнейшие возрастные периоды.

Связь матери и ребенка начинает формироваться еще во внутриутробный период: на 3-5 месяце гестации появляется амниотрофное питание . В третьем триместре беременности неродившиеся младенцы пьют от 15 до 40 мл амниотической жидкости в час . Именно амниотрофное питание является механизмом адаптации к постнатальному лактотрофному питанию. Запах околоплодной жидкости сходен с запахом секрета желез ареолы материнской груди, что позволяет ребенку узнавать свою биологическую мать .

После рождения ребенка связь мать-плод, осуществляемая через пуповину, обрывается, что обозначается в настоящее время в психологии термином «кризис рождения». Этот кризис связан с тем, что после рождения и перевязывания пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать . Ребенок попадает в среду, отличающуюся от среды обитания во внутриутробный период. Меняется все: привычная водная среда — на воздушную, которая отличается температурой, влажностью, освещенностью, концентрацией свободного кислорода, микробной и антигенной нагрузкой, наличием прямого сенсорного воздействия. На ребенка действует сила тяжести. Непривычно интенсивными становятся тактильные, зрительные, слуховые ощущения. Ощущение тепла матери, ее запаха, голоса, биения сердца связывает новорожденного с прежней внутриутробной жизнью и делает рождение не травмирующим . Постнатальным эквивалентом плаценты является грудное вскармливание .

Имеются данные, что от того, сколько времени проводит ребенок в контакте с матерью после родов и в первые дни жизни, а также от качества этого контакта зависит частота его плача в первые два года, привязанность к матери и некоторые психологические проблемы в старшем возрасте . Следует подчеркнуть, что телесный контакт присущ только млекопитающим. В последние годы большое внимание психологи и педиатры уделяют контакту «кожа к коже» . Нахождение ребенка рядом с матерью помогает ему регулировать температуру собственного тела, метаболические процессы, уровень ферментов и гормонов, частоту сердечных сокращений и дыхательных движений.

Полагают, что тесная связь c матерью начинает формироваться с первых минут, с первого взгляда. Это положение о важности бондинга (связывания) впервые высказано педиатрами Marshall Klaus и John Kennell . Эти исследователи указывают, что плач ребенка увеличивает приток крови к груди матери. Разделение матерей и младенцев Д. Чемберлен рассматривает как эмоциональное испытание.

Согласно новым перинатальным технологиям по поддержке грудного вскармливания первый контакт матери и ребенка должен быть не менее 30 минут. При этом ребенка не следует сразу прикладывать к соску матери. Ребенка следует выложить на живот матери, после этого у него проявляется поисковый рефлекс: новорожденный находит сосок, начинает сосать и дает старт лактации .

Считается, что именно первый час жизни ребенка имеет решающее значение для фенотипической реализации материнского чувства и полноценной, длительной лактации. Это связано с тем, что состояние наибольшей активности головного мозга новорожденного приходится на вторые полчаса жизни. Состояние матери после родов, характеризуемое как стрессовое по интенсивности эмоций, однако переживаемое как эйфория, высокий уровень возбуждения ребенка являются физиологической основой возникновения между матерью и новорожденным сильной эмоциональной связи. Чрезвычайно важным для ребенка является также восприятие биологической матери, которое дает старт чувству привязанности к матери, что оказывает несомненное влияние на гармоничное развитие ребенка . Грудное вскармливание имеет большое значение для психического развития ребенка, поскольку оно является формой общения матери и ребенка. Это одна из отличительных черт грудного вскармливания.

Несмотря на все неоспоримые преимущества грудного вскармливания, к шести месяцам на грудном вскармливании находится, в среднем по России, чуть более половины детей. По нашим данным 4% детей с рождения начинают получать искусственные смеси . Имеют также место случаи, когда младенцы при сохраненной лактации отказываются от груди матери; в этих случаях прибегают к вскармливанию сцеженным молоком из бутылочки. Однако грудное вскармливание является формой общения матери и ребенка , и это одно из принципиальных отличий вскармливания из бутылочки (даже если это сцеженное грудное молоко). При вскармливании младенца сцеженным грудным молоком из бутылочки ребенок получает все необходимые пищевые вещества и защитные факторы, но может лишиться возможности общения с матерью во время кормления, если сцеженным молоком кормит ребенка бабушка, папа, няня, а не мама.

Техника установления контакта с ребенком при вскармливании сцеженным женским молоком

Что же делать, если мать хочет кормить грудью, но грудное вскармливание либо не состоялось, либо состоялось, но не той продолжительности, как бы этого хотелось матери, либо имеет место бутылочное вскармливание сцеженным женским молоком? Нередко у этих матерей развивается «чувство вины» перед ребенком, т. к., по их мнению, будет потеряна связь с малышом. Врачи должны убедить мать, что она не виновата в сложившейся ситуации, а любовь, общение с ребенком способны сохранить контакт с ним. Следует изменить технику вскармливания ребенка. В исследованиях было показано, что частота кормлений новорожденных, вскармливаемых по требованию, к концу первого месяца составляла в среднем 8,0 ± 2,7 раза в сутки. Средняя продолжительность кормления грудью в период новорожденности может составлять 30-40 минут и более, затем сокращается до 15-20 минут на втором-третьем месяце жизни ребенка, а время кормления ребенка из бутылочки нередко бывает менее 10 мин. Таким образом, при грудном вскармливании ребенок имеет возможность общаться с мамой только во время дневных кормлений около 7-8 часов в период новорожденности и около трех часов в первые месяцы жизни, а при искусственном вскармливании — немногим более часа.

Традиционно техника вскармливания из бутылочки состоит в том, что ребенок берется на руки и ему дают бутылку с соской или же кормят ребенка, не вынимая его из кроватки. Как показывают наблюдения, очень часто кормление ребенка из бутылочки мать поручает няне, бабушке, отцу. Так решается поставленная задача — накормить ребенка. Но вскармливание ребенка первого года жизни имеет не только нутритивное значение. Это было уже отмечено как общение матери и ребенка. Следует отметить, что среди аксессуаров для грудного вскармливания уже в 80?е годы ХХ века было предложено специальное приспособление (SNS (Supplementary Nutrition System) — дополнительная система кормления, разработанная швейцарской компанией Medela для докорма ребенка сцеженным женским молоком или заменителями женского молока .

Это приспособление представляет собой градуированную емкость для смеси/сцеженного молока и мягкие капилляры. В комплект входят капилляры трех различных размеров.

Один из капилляров дается ребенку во время кормления грудью. Ребенок сосет из груди матери и получает докорм либо смесью, либо сцеженным женским молоком. Поильник оснащен шейным шнурком с регулируемой длиной, что позволяет контролировать поток молока, располагая бутылочку выше или ниже сосков. Дополнительная система может использоваться не только в случае недостатка молока, но и в период становления или восстановления лактации, при кормлении незрелых детей со слабым сосательным рефлексом или даже при кормлении приемных детей.

К сожалению, этот способ докорма редко используется из-за отсутствия информации, как у кормящих матерей, так и у медицинских работников.

В последние годы общепризнанным является докорм детей сцеженным грудным молоком с помощью ложки. Мягкие ложечки SoftCup для докорма используются как альтернатива бутылочке с соской . Мягкая нижняя ложкообразная часть обеспечивает лучшее дозирование, чем при использовании кружечки или поильника, — ложечка заполняется автоматически при сжатии резервуара. В начале кормления малышу не нужно втягивать воздух, так как между бутылочкой и наконечником расположен мембранный клапан, который также не допускает проливания молока.

Этот способ является профилактикой отказа ребенка от груди и наиболее подходящим для докорма сцеженным грудным молоком или смесью. Приспособление с успехом используется также при кормлении недоношенных детей, детей с различными расстройствами сосания, с челюстно-лицевыми (расщелины верхней губы и мягкого неба) патологиями.

Техника установления контакта с ребенком при искусственном вскармливании

Если мать кормит ребенка смесью, задача педиатра состоит в том, чтобы обучить мать технике искусственного вскармливания. Это позволит компенсировать возможный дефицит внимания матери. Какова же должна быть техника вскармливания из бутылочки? Вскармливание ребенка из бутылочки необходимо проводить матери. Для кормления мать берет ребенка на руки. При этом ей следует поглаживать ребенка. Руки ребенка должны быть свободными, чтобы он мог прикасаться к матери. Очень важен контакт «глаза в глаза». После кормления, если ребенок не заснул, его следует подержать на руках, разговаривать с ним. Время контакта матери и ребенка при таком подходе будет составлять не менее 20-30 минут. Такой способ вскармливания особенно показан матерям, которые очень хотели кормить ребенка, но по независящим от нее причинам вынуждены были перевести его на искусственное вскармливание. «Чувство вины» у матерей может быть снято посредством общения с ребенком и использованием кормления для общения с ним.

Таким образом, грудное вскармливание имеет не только нутритивное значение, не только способствует гармоничному развитию ребенка, но, что очень важно, является продолжением контакта между матерью и ребенком, истоком которого является внутри-утробный период. Контакт, сформированный в период грудного вскармливания, несомненно, оказывает влияние на формирование родительских отношений в последующие возрастные периоды и является предметом исследования психологов.

Литература

  1. Воронцов И. М. Питание беременных и кормящих женщин // Вопросы детской диетологии. 2004, т. 2, № 1, с. 11-13.
  2. Демин В. Ф., Ключников С. О., Мухина Ю. Г. Лекции по педиатрии. Т. 7. Диетология и нутрициология. М., 2007. 396 с.
  3. Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997. С. 110-168.
  4. Фатеева Е. М., Коваленко Н. П. Перинатальная психология как новое направление исследований в системе поддержки грудного вскармливания // Вопросы детской диетологии. 2005, т. 3, № 6, с. 52-57.
  5. Гаппаров М. М., Левачев М. М. Питание детей первого года жизни: взгляд нутрициолога // Вопросы питания. 2001, № 4, с. 23-27.
  6. Антропология. М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. 272 с.
  7. Филиппова Г. Г. Психология материнства. М.: Институт психотерапии, 2002. 239 с.
  8. Воронцов И. М., Фатеева Е. М., Хазенсон Л. Б. Естественное вскармливание детей. СПб: ППМИ, 1993. 200 с.
  9. Moore E., Anderson G., Bergman N. Early skin-to-skin contact for mothers and their healthy newborn infants // Cochrane Database Syst. Rev. 2007. V. 18, № 3. CD003519.
  10. Чемберлен Д. Разум вашего ребенка. М.: Независимая фирма «Класс», 2005. 224 с.
  11. Фатеева Е. М. Первые капли молозива сразу после родов — залог здоровья ребенка и успешной лактации // Вопросы детской диетологии. 2007, т. 5, № 2, с. 47-50.
  12. Конь И. Я., Гмошинская М. В.. Боровик Т. Э., Булатова Е. М., Джумангазиев А. А. и др. Результаты мультицентрового исследования особенностей вскармливания детей в основных регионах Российской Федерации. Сообщение 1. Распространенность грудного вскармливания и факторы, влияющие на продолжительность лактации // Вопросы детской диетологии. 2006, т. 4, № 2, с. 5-8.
  13. Винникот Д. В. Маленькие дети и их матери (пер. с англ.). М.: Класс, 1998. 80 с.
  14. Diaz S. et al. Breast-feeding duration and growth of fully breast-fed infants in a poor urban Chilean population // American journal of clinical nutrition. 1995. Vol. 62. P. 371-376.
  15. Jelliffe D. B., Jelliffe E. F. P. Human milk in the modern World: psychological, nutritional and economic significance. Oxford. 1978. 560 р.

М. В. Гмошинская, доктор медицинских наук

НИИ питания РАМН, Москва

Еще в период вынашивания женщиной ребеночка их связывает тоненькая, но в тоже время очень прочная невидимая нить. Эту связь называют эмоциональная связь матери и ребенка. И чем дольше длится беременность, и становится старше еще не родившийся малыш, тем эта связь становится крепче и крепче. Ну а после того, как малыш появится на свет и почувствует мамочкины объятия, тепло ее рук и заботу, то эта взаимная связь и привязанность малыша и матери усиливается в разы. Эта связь нужна ребеночку для того, чтобы он мог правильно развивать свои способности, выражать свои эмоции, познавать окружающий его мир и непременно взрослеть.

Эмоции и развитие ребенка

Процесс познания малышом окружающего мира происходит в несколько этапов. Первый этап - это время от момента его рождения и приблизительно до двухмесячного возраста. Эмоциональная связь матери и ребенка на данном этапе укрепляется при помощи обычных прикосновений. Это происходит в то время, когда мамочка своего малыша качает на руках, купает его, кормит и ухаживает. Маленький кроха шевелится, машет ножками и ручками, постоянно меняет позы. Таким образом, посредством эмоций происходит становление физического состояния малыша, укрепляются мышцы его тела. В этот период происходит интенсивное развитие вкусовых рецепторов и обоняния малыша, которые являются на данном этапе самыми сильными двигателями прогресса в развитии ребеночка. Ведь самым главным в этом возрасте для новорожденного – это материнское молоко и ее знакомый запах.

Затем, когда малышу исполнится два месяца от рождения, начнется следующий этап его развития. В этом возрасте малыши для познания всего нового и интересного для них уже активно начинают использовать слух и зрение. Они поворачивают голову в сторону издаваемых звуков и пытаются сосредоточиться на предметах, расположенных вблизи них и на лице своей мамочки.

До шестимесячного возраста выражение боли, радости, и некоторых желаний у малышей происходит исключительно через проявление определенных эмоций. По детскому агуканию, улыбке, движению рук многие мамочки запросто понимают эмоциональное настроение и желания своего малыша. Эти реакции получили название – «комплекс оживления». Чем чаще и больше мамочка общается со своим малышом, прикасаясь к нему, тем отчетливее и ярче проявляются его эмоции.

В полугодовалом возрасте общение ребенка приобретает уже другую форму. Малыши в этом возрасте уже четко узнают свою мамочку и тянутся к ней, требуя внимания. Дети, как первооткрыватели, пытаются копировать мимику и все жесты своей мамы. Эмоциональная связь матери и ребенка в этот период особенно отчетлива. Если у мамочки хорошее настроение, то и малыш всем доволен. Мамочка начинает нервничать, и малыш начинает горько плакать. Чем старше становится ребенок, тем больше эмоций он проявляет к своей маме – целует ее, обнимает, не может с ней расстаться на долгое время. Такие реакции детей называют «поведение привязанности».

Чем крепче связь, тем сильнее эмоции

Необходимо понаблюдать за своим малышом. Его эмоциональное поведение сможет многое рассказать – доволен ли он всем, сыт ли, правильно ли вы за ним ухаживаете, а может он, даже чем-либо огорчен. Часто случается, что эмоциональная связь детей и их матерей проходит посредством взглядов. Ученые уже давно доказали, что контакт взглядов учит малышей концентрировать свое внимание.

Когда мамочка прикасается к своему малышу, он делает попытки что-то ей рассказать, издавая при этом всевозможные звуки, выражающие его эмоциональное состояние. Чаще улыбайтесь своим детям и они вырастут открытыми и эмоциональными.

Статьи по теме: Воспитание детей



Публикации по теме