Виды огранок ювелирных камней. Виды огранки драгоценных и полудрагоценных камней Огранка ювелирных камней

Драгоценности люди любили всегда, а вот обрабатывать самые твердые из них научились только в недалеком прошлом. В этой статье мы рассмотрим все основные методы огранки, применявшиеся с времен далекого прошлого, до наших дней.

Вы будете смеяться, но даже самые громадные и царей древности не идут ни в какое сравнение с любым образчиком из современного ювелирного магазина. Дело в том, что драгоценные камни в древности либо носили чаще всего в необработанном виде, или слегка подшлифовывали и полировали их природные грани. Разумеется, о блеске и сиянии таких драгоценностей говорить не приходилось.

Огранка камня типа «Кабошон»

Огранка кабошон и бусина

Драгоценные камни (особенно твердые, такие как рубины, изумруды и алмазы) сохраняли очертания, близкие к формам найденных природных кристаллов. Начиная со времен Древнего Рима и до расцвета Средневековья, единственной формой полноценной огранки драгоценных камней был и оставался кабошон («кабош» — шляпка гвоздя), то есть уплощенная полусфера без граней. Впрочем, огранке кабошон подходили только мягкие камни – полудрагоценные или даже поделочные. В наше время кабошон – типичный выбор для недорогих брошей.

Выбор ювелиров древности был не велик — бусины или кабошоны.

Распространена (с теми же ограничениями) была и «полная версия» кабошона – бусина (да, это тоже вид огранки). Бусы и браслеты из небольших обработанных камешков удобнее и практичнее в быту, к тому же в отверстие бусины можно добавить краски и усилить природный цвет и насыщенность. Излюбленный прием гранильщиков – что во времена древности, что в наши с вами.

Фасетная огранка — бриллиантовая и ступенчатая

Настоящая революция в деле огранки драгоценных камней произошла в XVII в. с появлением инструментов и технологий, позволяющих применять т.н. фасетную шлифовку и огранку, при которой на камень наносят множество мелких плоских граней. С одной стороны, это позволяет подчеркнуть цвет, усилить блеск камня, а с другой – скрыть мелкие дефекты. Конечно камень после шлифовки изрядно теряет в весе (иногда до 50%), однако взамен он приобретает необычную игру света на гранях и изрядно вырастает в цене.

Части ограненного камня на примере бриллианта

Фасетная огранка применяется в основном для прозрачных камней. Большинство разновидностей фасетных огранок относится к двум формам - бриллиантовой и ступенчатой . Наряду с собственно огранкой применяется и гладкая шлифовка, которая может быть, как плоской, так и округлой или сводчатой (выпуклой). При использовании смешанной шлифовки (огранке) совмещены сразу оба приема: верхняя часть гладкая, нижняя - фасетированная или наоборот.

Полная бриллиантовая огранка насчитывает не менее 32 фасет и площадку в верхней части и не менее 24 фасет в нижней части. Она разработана специально для алмаза, поэтому ее называют еще и алмазной огранкой . Само название «бриллиант » справедливо только ограненного таким образом алмаза, в названиях всех других камней и самоцветов, обработанных методом бриллиантовой огранки, должно указываться их минералогическое обозначение (например, бриллиант).

Огранка «восьмеркой» имеет, кроме площадки, по 8 фасет в верхней и нижней частях. Применяется для самых мелких алмазов, у которых полная огранка либо невозможна, либо нерентабельна. На один карат (200 мг) приходится по 300, а подчас по 500 штук таких «восьмерок».

Огранка «роза» -фасетная огранка без площадки и нижней части. Различают до 7 ее вариантов в зависимости от числа и расположения фасет (голландская, полуголландская, крестовая, бриолет и т.п.). Используется «роза» редко, так как дает мало преломлений света и соответственно слабое сияние.

Огранка типа «роза»

Ступенчатая огранка (огранка «лесенкой») - простой вид фасетной огранки, используемый для цветных драгоценных камней. Большинство фасет имеет параллельные ребра, крутизна фасет в направлении к рундисту (ободку, разделяющему верхнюю и нижнюю части камня) возрастает. Количество фасет в нижней части обычно больше чем в верхней. При этом виде огранки подчеркивается внутренняя окраска камня.

Огранка клиньями (клиньевая)-разновидность ступенчатой огранки. Каждая фасета разделена на четыре клина.

Цейлонская огранка дает возможность полнее сохранить массу камня. С этой целью на него наносят множество мелких фасет. Эта огранка не всегда симметрична и поэтому ограненный так камень часто подвергают переогранке.

Изумрудная огранка -ступенчатая огранка при восьмиугольной форме камня. Используется главным образом для изумруда.

Таблитчатая огранка - простой вид ступенчатой огранки. Для увеличения площадки (таблички) верхнюю часть камня делают плоской. Применяется для мужских перстней, в особенности перстней-печаток.

Кабошон - основной вид гладкой шлифовки. Верхней части камня придается выпуклая форма, нижней-плоская или слабовыпуклая. У темных камней в нижней части вытачивают полость, чтобы высветлить цветовой тон. Так полируют все звездчатые камни, опалы, камни с переливчатостью (эффектом «кошачьего глаза»), лунный камень, бирюзу и большинство вставок из нефрита, жадеита, хризопраза.

На Востоке используется также огранка могольского типа - две параллельные плоскости (обычно по спайности кристалла), а между ними один или два ряда фасет.

Формы огранки камней

При одном и том же типе шлифовки камням могут быть приданы весьма разнообразные формы: шар, овал, конус, антик (квадрат или прямоугольник с закругленными углами), треугольник, каре (квадрат), шестиугольник, багет (вытянутый прямоугольник), трапеция, французская огранка (общий контур и площадка квадратные, фасеты треугольные), груша или капля грушевидная, челночок или маркиз (заостренный эллипс), подвесок (удлиненно-каплевидная), бриолет (грушевидная с перекрещивающимися лентами фасет), маслина (узкая бочковидная).

Примеры фантазийной огранки драгоценных камней

Известны также много фантазийных форм (сердце, герб и т.п.).

Методы огранки совершенствуются по сей день, и, хотя классические формы всегда остаются в цене, время от времени появляются новые, подчеркивающие те или иные достоинства камней. К примеру сравнительно недавние виды огранки для кварца и топаза - «Снежинка», «Рассвет», «Яркая звезда», а также «Пульсар», придающих бархатистое или даже пульсирующее сияние камням.

В этой статье:

Виды огранки драгоценных камней различны, некоторые из них появились сравнительно недавно, другие уже стали частью истории. Ювелиры на протяжении многих веков обрабатывают кристаллы, считая, что огранка важный элемент, который способен повлиять на стоимость украшений. В действительности так и есть, после обработки самоцвет может начать сиять новыми красками или же полностью утратит природную привлекательность.

Разновидности

Одной из первых появилась огранка в форме розы, придворный ювелир немного поработал над камнем, чтобы угодить привередливому монарху. Результат работы настолько поразил господина, что тот щедро отблагодарил мастера. Сегодня розу используют редко, причина в том, что такой вид обработки считается устаревшим. Его применяют лишь тогда, когда нужно сохранить первоначальный вес камня. Роза имеет несколько граней и часто выступает в качестве одного из этапов огранки.

Виды огранки камней

Огранка кушон известна мастерам довольно давно. Большинство бриллиантов времен Барокко было обработано именно таким образом. Иногда подобный вид обработки носит название антик. Кушон применяется тогда, когда нужно сохранить вес камня.

Огранка ювелирных камней в форме круга встречается чаще всего, ее считают классикой жанра. Бриллианты имеют форму круга и 57 граней. Подобный вид обработки отличается сложностью, ювелир работает над минералом, в результате чего он значительно теряет в весе. Зато становится более крепким и устойчивым к царапинам и повреждениям.

Камни в форме круга могут украшать кольца, браслеты, кулоны и ожерелья. Форма считается идеальной, но требует от мастера определенных навыков. Чтобы превратить алмаз в бриллиант круглой формы, используют специальные пилы. Такие самоцветы сверкают на солнце ярче других. Подобная форма обработки была известна еще в XVII веке, но тогда она была далека от совершенства.

В 1960 годах XX века появилась новая разновидность огранки. Теперь ювелиры стали придавать самоцвету форму овала. Он идеально подходит камням, которые отличаются крупным размером. Ограненные таким способом самоцветы используются ювелирами охотно, если кристалл вставлен в кольцо, то он визуально сделает пальцы длиннее. А кулон в форме овала превратит любую шею в лебединую.

Огранка триллион используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Спасибо за изобретение подобного вида обработки стоит сказать мастерам из Амстердама. Сегодня триллион фантастически популярен, дело в том, что он отличается свободным нравом. Имеет форму треугольника с клиньями, при этом количество граней может меняться. Тут все зависит от предпочтений ювелира и характеристик минерала.

Квадратная огранка отличается ровными гранями и их равным количеством. Квадратом могут быть огранены те минералы, которые не нуждаются в сложной обработке, нередко таким способом гранят фантазийные бриллианты. Квадрат хорошо смотрится в обществе других минералов, а может выступать в качестве единственного украшения, тогда его располагают в центре изделия.

Работа огранщика связана с большими сложностями, и разновидностей обработки довольно много. Но существуют некоторые формы огранки, которые требуют пристального внимания:

  1. Маркиз.
  2. Багет.
  3. Груша.
  4. Октагон.
  5. Сердце.
  6. Пятигранник.
  7. Шестигранник.
  8. Восьмигранник.
  9. Кабошон.

Свое название маркиз огранка получила в честь фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Она отличалась любовью к ювелирным украшениям и поразительной улыбкой. Говорят, что блики камня, обработанного таким образом, напоминают улыбку маркизы. Острые грани самоцвета отражают свет солнца и заставляют кристалл блистать.

Коварный багет выдаст все дефекты камня, при этом они будут заметны, даже невооруженным глазом. Лупа или микроскоп тут не понадобятся, достаточно будет просто взглянуть на минерал. Самоцвет в огранке багет будет иметь контур прямоугольника. Покупая в салоне украшения с кристаллами, обработанными в этом стиле, стоит уделить особое внимание их качеству.

Груша или капля относится к классическим формам обработки. Ограночная капля обязательно должна иметь площадку. Груша универсальна, подходит как крупным самоцветам, так и мелким. Кристаллы такой формы могут быть использованы для изготовления серег, кулонов, подвесок и других украшений.

Октагон подчеркивает красоту минерала и его чистоту, является одной из разновидностей ступенчатой огранки. Помогает защитить хрупкий самоцвет от повреждений и сколов.

Огранка камней

Сердце встречается редко и отличается сложностью в исполнении. Такой тип обработки используется в исключительных случаях, для изготовления украшений под заказ. Придавая камню форму сердца, мастер должен создать четкий контур. В процессе работы расходы будут внушительными, по этой причине не так уж и много бриллиантов, изумрудов и рубинов, которые имеют подобную форму.

Пятигранник - это геометрическая фигура с соответствующим количеством граней. Камни, которым придают такую форму, отличаются размером. В большинстве случаев речь идет о тех самоцветах, которые особой ценностью не обладают.

Шестигранник хорош тем, что грани минерала отражаются друг от друга. В результате создается причудливый узор. Таким способом обрабатывают только те кристаллы, которые имеют крупный размер и выступают в качестве центральной вставки.

Восьмигранник - это разновидность фантазийной огранки. Такие способы обработки позволяют придать камню цвет, сделать его красивым и блестящим. Если работа проведена правильно, то из минерала получится шедевр. Так гранят только крупного размера самоцветы.

Кабошон в переводе с французского означает «шляпка гвоздя». Такой тип огранки известен ювелирам очень давно, он отличается минимализмом. Мастеру удается сохранить вес камня, на его поверхности создается ровная площадка.

Фацетная огранка и ее виды

Фацетная, или фасетная, огранка имеет несколько разновидностей, она подходит кристаллам прозрачного или полупрозрачного оттенка. Используется для обработки драгоценных и полудрагоценных камней. Особенностью этого вида огранки ювелиры считают нанесение на поверхность самоцвета плоских граней.

В современном ювелирном искусстве чаще всего применяется:

  • Клиньевая: используется для обработки алмазов, турмалинов, топазов и рубинов. Таким способом гранят еще горный хрусталь. Классикой такого вида огранки считается маркиз. Самоцвет, обработанный таким способом, отличается тем, что от его поверхности максимально отражается свет.
  • Ступенчатая: подходит для огранки гранатов, рубинов, сапфиров и изумрудов. Такой тип обработки делает светлые камни выше, а темные меньше. Работа мастера направлена на поддержание красоты минерала.
  • Смешанная: требует от ювелира особых навыков, относится к фантазийной. По этой причине стоимость работы будет довольно высока, обработка способна подчеркнуть цвет и красоту камня, а также заставит его сверкать под лучами солнца и при искусственном освещении.

Разновидности огранки камней бывают разными, работа мастера влияет на стоимость украшений и в некоторых случаях способна превратить малопримечательный минерал в настоящий шедевр.

Фантазийная огранка имеет как минусы, так и плюсы, от ювелира понадобится виртуозно владеть квадрантом и обладать неплохой фантазией. Впрочем, некоторые эксперты утверждают, что нет ничего лучше, чем классика. По этой причине многие бриллианты имеют круглую форму. Считается, что такие камни сияют ярче, поскольку обработка помогает им раскрыть все свои прелести.

Начиная работать с каждым образцом, специалист стремится добиться идеальной игры света. Важно произвести тщательную шлифовку материала, сделав это так, чтобы количество потерянной массы было как можно меньше. В результате этих манипуляций должна раскрыться не только форма, но и цвет. Так, приняв во внимание различные нюансы и выбрав вид огранки, можно добиться того, что камень отлично подойдет для украшения.

Чтобы лучше понять, что такое огранка драгоценных камней и виды, существующие на данный момент, нужно разобраться в используемых профессионалами терминах, используемых для наименования различных элементов камня:

  • Рундист – это место, где «соединяются» верх и низ камня. Именно на этой разделительной линии обычно располагается крепление в украшении.
  • Корона – это эффектная верхняя часть.
  • Павильон – нижняя часть, располагающаяся ниже рундиста.
  • Калетта – самая нижняя точка камня.
  • Площадка – самая большая плоская грань, расположенная сверху. Другое ее название – таблица или лицевой торец.

Раскрыть красоту самоцвета (особенно прозрачных и полупрозрачных) можно с помощью метода, который называется фацетная огранка (или фасетная огранка). Она, в свою очередь, подразделяется на ступенчатую и бриллиантовую. Используя различные приемы, основанные на этих видах шлифовки, камням придается самая разная форма (шар, конус, антик, трапеция и многие другие).

Техники обработки камней

Data-lazy-type="image" data-src="https://karatto.ru/wp-content/uploads/2017/10/kaboshon-1.jpg" alt="кабошоны" width="280" height="204"> Самым древним способом придать камню красивую форму была шлифовка. От кристалла отсекались ненужные фрагменты и мастера добивались идеально гладкой блестящей поверхности. Эта техника получила название «кабошон». Чаще всего этот способ сейчас используется для придания красивой формы минералам, которые совсем не пропускают свет, или являются полупрозрачными. Плоский с одной стороны и выпуклый с другой, кабошон дает возможность свету отражаться от поверхности. Наиболее выгодно этому виду огранки подходят «звездчатые» камни или образцы с эффектом «кошачьего глаза».

Для прозрачных же кристаллов лучше всего подходит фасетная огранка. Ювелиры, которые используют эту технику, наносят на самоцвет грани, или фасеты, благодаря которым лучи света, попадая на поверхность камня, преломляются, и он начинает сиять.

Схемы огранок для прозрачных или полупрозрачных самоцветов могут быть различными, основными же видами считаются следующие:

  1. Клиньевая обработка, при которой достигаются лучшие показатели по отражению света. Чаще всего ее используют, чтобы придать роскошную форму алмазам, цирконам, рубинам, изумрудам, топазам и горному хрусталю.
  2. Фасеточная обработка помогает подчеркнуть внутреннюю красоту кристалла. Такая ее разновидность, как ступенчатая огранка, лучше всего подходит для сапфиров, рубинов, гиацинтов, изумрудов. В зависимости от цвета может изменяться и высота камня: высота огранки светлых кристаллов выше, чем темных.
  3. Смешанный вид объединяет в себе два предыдущих, другое его название – фантазийный. Обработанные таким образом драгоценности производят огромное впечатление, но стоимость их значительно выше.

Есть еще один термин, который используется в ювелирной промышленности, – это русская огранка. Он появился, когда алмазы, обработанные на российских заводах, стали известны на Западе. Известно, что любому мастеру хочется добиться идеальных пропорций, как можно больше сохраняя вес кристалла. Но русская огранка подразумевает то, что на первом месте стоит форма и симметрия бриллианта, поэтому все лишнее, мешающее созданию бриллианта высочайшего качества, должно быть безжалостно срезано. По такому же принципу выделяют тип огранки «А», когда на первом месте стоит качество, и коммерческий тип — когда важно сохранить вес исходного сырья.

Русская огранка имеет ряд отличительных особенностей, благодаря которым камни, обработанные таким методом, ценятся намного дороже. Благодаря совершенной обработке даже при сильном увеличении невозможно заметить никаких царапин и следов полировки. Этот метод теперь используют по всему миру.

Основные виды обработки драгоценных камней

Круглая

Круглая огранка была разработана еще в начале ХХ века. Именно тогда появились специальные инструменты, позволяющие придавать форму самому твердому минералу, – алмазу. Классической для бриллианта считается круглая форма из 57 граней, что позволяет в полной мере раскрыть красоту и сияние кристалла. Если нужно обработать совсем небольшие образцы, то можно нанести 33 или даже 17 граней. Однако при данном методе нельзя избежать больших потерь сырья, ведь приходиться отсекать до половины от исходной массы.

Овал

Огранка «Овал» стала активно применяться с начала второй половины ХХ века. Вытянутая форма и 57 клиновидных граней позволяют драгоценному камню красиво блестеть и переливаться. Камни овальной формы идеально подходят для изящных колец, зрительно удлиняя пальцы и делая их утонченнее.

Маркиз

Формы огранки «Маркиз» овальные, удлиненные и заостренные на концах. Одним это напоминает таинственную улыбку маркизы де Помпадур, другим (не таким романтичным) – обычную лодочку. Все 55 граней переливаются и отлично смотрятся в изысканных кольцах, кулонах, серьгах.

Груша

Огранка «Груша» предполагает нанесение 55-56 граней, схожих с овальной и «Маркиз». Суженный конец камня в виде капли обычно закрепляется в оправе. Лучше всего «груша» смотрится в колье, добавляя утонченности даме и делая ее шею более длинной.

Принцесса

Оригинальная «Принцесса» представляет собой кристаллы прямоугольной или квадратной формы, которые чаще всего имеют 49, 65 или 68 граней. Ее стали применять уже в конце семидесятых годов ХХ века и в основном использовали для обручальных колец. При создании украшений было важно защитить оправой прямые углы камня.

Изумруд

Оригинально и очень эффектно выглядит такая ступенчатая огранка, как огранка «Изумруд». Обычно ее применяют для обработки крупных камней, которые отличаются отменной прозрачностью. Прямоугольный камушек со скошенными уголками прекрасно смотрится в самых разных украшениях. И если «Изумруд» не может похвастаться ярким блеском, то красивые вспышки света, отражающиеся от его поверхности, выглядят завораживающе.

Сердце

Необычайно романтично смотрится огранка «Сердце». Технология, в результате которой получается сердечко, схожа с «Грушей». Но это более сложный, трудоемкий и дорогостоящий способ. Чтобы соблюсти идеальные пропорции, красоту граней и необходимую прочность, длина и ширина камня должны иметь соотношение 1: 1.

Триллион

Огранка «Триллион» была придумана в Голландии сравнительно недавно. В восьмидесятые годы ХХ века драгоценным камням стали придавать форму треугольника с равными сторонами. Количество граней может быть самым разным, как и их форма. Здесь основную роль играет вдохновение ювелира и исходный материал.

Ашер

Метод «Ашер» очень похож на «Изумруд», однако имеет больше уровней. Он был очень популярен в тридцатых годах прошлого столетия, но не утратил своей актуальности и сейчас. В зависимости от размера исходника, количество граней может быть и 25, и 49, и 72, и так далее.

Радиант

Огранка «Радиант» совмещает в себе признаки «Изумруда» и «Принцессы». Такая обработка дает возможность очень хорошо показать цвет кристалла, его прозрачность и блеск. Однако этот роскошный восьмигранник, который чаще всего получается из крупных заготовок, больше подходит для использования в мужских кольцах.

Багет

«Багет» — это ступенчатая разновидность, которая отличается прямоугольной формой. Такая обработка камня делает заметными даже невооруженным глазом любые дефекты, которые могут быть внутри кристалла. Но вместе с тем она придает камню очень благородный достойный вид.

Октагон

Огранка «Октагон» также относится к ступенчатому восьмигранному типу обработки. Используя ее, камень оказывается защищенным от различных повреждений и поражает своей чистотой, играя и переливаясь на свету.

Огранка «Кушон» (или антик) используется в тех случаях, когда от ювелира требуется сохранить вес исходного минерала. Так было принято обрабатывать бриллианты в XVII – XVIII веках, когда в Европе был наиболее популярен стиль барокко.

Бриолет

Фигурная огранка «Бриолет» тоже является одним из старинных способов обработки алмазов, которые отличаются крупным размером и вытянутой формой. Кристалл покрывается большим количеством треугольных граней (обычно 56), что позволяет ему блестеть и искриться очень ярко.

Квадрат

Красиво и оригинально в различных украшениях, особенно в браслетах, смотрятся камни, которые подверглись ступенчатой шлифовке «Квадрат». Основное отличие этого вида от других – это одинаковая длина и ширина самоцвета.

Профессиональные ювелиры, следуя вдохновению, не останавливаются на достигнутом и продолжают разрабатывать новые эффектные способы обработки драгоценных камней. А пройдя обучение и обзаведясь специальным станком для резки и шлифовки, в принципе, каждый может и в домашних условиях создавать настоящие шедевры.

Один из наиболее важных факторов, которые нужно учитывать покупая драгоценный камень или готовое ювелирное изделие с ним, это огранка. Процесс, при котором грубый, малопривлекательный минерал превращается в драгоценный камень. Огранщик заставляет камень приобретать определенную форму, раскрывать свой блеск и цвет, позволяя ему сиять в ювелирных украшениях. Такой эффект достигается только посредством качественной и точной работы ювелира.

Почему огранка так важна?

Только при правильной огранке максимально раскрывается красота камня, и наоборот, небрежная работа огранщика может испортить камень, сделать его “мертвым”, он не будет отражать свет.

Как правило, существует два типа огранки - коммерческая и точная. Основная задача в первом случае заключается в том, чтобы сохранить как можно больше вес камня, а второй тип следует за точными пропорциями, идеальными углами и т.д. Когда драгоценный камень огранен до правильных пропорций, он способен лучше обрабатывать свет, создавая более интенсивный цвет и яркость, и выглядет более привлекательно. По существу, драгоценный камень действует как зеркало для света.

Цель огранки драгоценных камней заключается в том, чтобы отразить как можно больше света. Если кристалл не был правильно огранен, результатом будет “безжизненный” камень, поскольку свет будет вытекать из павильона (нижней части камня) вместо того, чтобы отражать его обратно через корону (верх камня).

Значения огранки можно отследить на примере бриллиантов - свою красоту и популярность алмаз приобрел только в 17 веке, когда научились огранять минерал.

Сегодня существуют стандарты огранки для бриллиантов, собственно, цена камня зависит от точности работы мастера, т.е. класса огранки.

Существует градация класса огранки:

  • Превосходная огранка (Excellent)
  • Очень хорошая (Very Good)
  • Хорошая (Good)
  • Удовлетворительная (Fair)
  • Плохая (Poor)

Каждый класс указывает на качество, соблюдение пропорций и симметрии. При этом разница в цене между камнем с превосходной огранкой и камнем, например, с удовлетворительной, может отличаться в 1,5 раза и больше. Или камень имеющий больший вес, но в силу неудачной огранки может стоить дешевле и выглядеть как обычное стекло, а кристалл меньший по весу, но ограненный с хорошим соблюдением пропорций всегда будет высоко цениться. Кроме этого, неудачная огранка может привести к потере камня - его расколе, или создать на нем брак, камень может стать хрупким.

Для алмазов существует мировой эталон огранки, при котором бриллиант максимально раскрывает свое уникальное свойство - отражать свет. Метод созданный математиком с русскими корнями, Марселем Толковским - это круглые бриллианты с 57 гранями, позже такой вид огранки стали называть “Русская огранка” или “бриллианты Толковского”. В отличие от бриллиантов, цветные драгоценные камни обладают переменными оптическими свойствами и не имеют единого идеала огранки.

Виды огранки ювелирных камней

Кабошон

Кабошон - название происходит от старого французского слова «caboche», что значит - голова. Огранка кабошон - это полированный драгоценный камень с плоским или слегка закругленным дном и выпуклой или округлой куполообразной вершиной.

Традиционный кабошон - овальный, но такая огранка также может быть использована в другой форме, включая треугольники и прямоугольники. Кабошон один из самых древних форм обработки камня, тогда минерал полировали, так как не было технической возможности сделать точную огранку.

Большое количество ювелирных украшений, находящихся в собственности королевской семьи Великобритании, имеют вставки с камнями-кабошонами.

Круг

Круглую огранку часто называют бриллиантовой, так как она была специально разработана для алмазов, но сегодня многие драгоценные камни ограняются в этой форме.

Круг максимально раскрывает естественную красоту камня, он оптически наиболее эффективен.

Круглый минерал может похвастаться максимальной светоотдачей, что для конечного потребителя означает большую привлекательность готового ювелирного изделия.

Овал

Овал - от латинского слово «vum», означающее «яйцо». Стандартное число граней драгоценного камня с в такой огранке составляет 69. Для правильного овала отношение длины к ширине должно составлять примерно 2:1, хотя эта пропорция немного меняется в зависимости от оптических свойств различных типов драгоценных камней.

Качественная огранка овал позволяет камню быть, практически, таким же ярким, как и при идеальной круглой форме.

Капля или бриолет

Бриолет - популярная форма драгоценного камня, особенно выигрышно смотриться в серьгах или подвесках. Капля ограняется по всей площади, это означает, что камень покрывается многочисленными маленькими площадками. Благодаря этому бриолеты имеют свой особенный шарм и способны отражать свет в любом направлении.

У этой формы нет плоской вершины. В связи с этим, бриолет является одним из самых сложных для исполнения видом огранки драгоценных камней. Считается, что эта форма произошла из Индии примерно 800 лет назад и была привезена во Францию, где сразу стала любимой среди дворян до конца 17 века.

Маркиз

Камни с огранкой маркиз характеризуются удлиненной овальной формой с заостренными концами. Существует красивая легенда, что такая форма огранки возникла в 18 веке, когда король Франции Людовик поручил придворным ювелирам создать бриллиант, отражающий улыбку его дамы сердца.

Название камня происходит от ассоциации с королевской властью. Форму маркиз также, называют наветтской огранкой, дело в том, что от французского navette - означает маленький корабль. И действительно, есть некоторое сходство с формой судна. Драгоценный камень в огранке маркиз - идеальная форма для женского пальчиков, так как заостренные концы визуально делают их более изящными и стройными.

Грушевидная форма

Грушевидный драгоценный камень доступен в самых разных вариациях, хотя идеальная форма достигается благодаря соблюдением пропорций, когда длина в полтора раза больше ширины.

Огранка груша особенно хорошо подходит для цветных драгоценных камней, так как она максимально раскрывает естественный цвет кристалла.

Поскольку в постах о ювелирных камнях постоянно мелькают различные виды огранок, мне показалось разумным, посвятить этому пост.
Обработка, которой подвергаются все самоцветы, называется огранкой, и состоит в отсекании от камня ненужных частиц и придания ему определенной формы с неким количеством граней (или фасет, фасок). Именно благодаря огранке окраска, блеск, эффекты двуцветности или люминесценции выявляются в полной мере, а дефекты, замутнения, трещины наоборот исчезают или становятся совсем незаметными. Форма огранки не выбирается наобум - для каждого вида минералов существуют наиболее выгодные в декоративном смысле виды огранки, которые «отвечают» за то, чтоб лучи света, вошедшие в тело камня, не прошли насквозь, а как бы «вернулись», преломляясь на гранях и радуя глаз причудливым блеском; тот же алмаз в неограненном виде представляет собой лишь мутноватый кристалл, похожий на дешевое стекло…

Самым первым видом огранки, какой узнало человечество, стал кабошон - в древности обработка самоцветов была достаточно примитивной, и от камня просто отсекали все лишнее, придавая ему округлую форму, сходную с «головой». Кабошоны не вышли из моды и сегодня, но в наше время так гранят только непрозрачные и полупрозрачные полудрагоценные камни (например, бирюзу, малахит, розовый кварц, чароит), потому что проникнуть внутрь самоцвета свет не сможет, и наилучший вариант - заставить его отражаться от самой поверхности. Некоторые особые эффекты - звездчатость, иризация, опалесценция, - лучше всего видны, когда камень огранен кабошоном, так что кажется, будто на рубине или сапфире (они чаще всего обладают астеризмом) переливается шестилучевая звезда. Наиболее распространены простые кабошоны, с плоским основанием и выпуклой верхней поверхностью. Кроме того, бывают двойные кабошоны, где нижняя грань также немного выгибается в противоположную от верхней сторону, и выпукло-вогнутые кабошоны, в которых нижнее основание изогнуто в ту же сторону, что и верхняя плоскость, делая камень подобием линзы.

Не следует путать кабошоны с геммами - пластинами полудрагоценных камней, на которых был вырезан определенный объемный сюжет. Когда картинка выпуклая и словно выступает из поверхности камня, то изделие называется камея; заглубленное внутрь камня изображение зовется интальо. Глиптика обычно применяется к многослойным цветным самоцветам - халцедонам, яшмам, агатам.

Император Август, древнеримская камея
Древняя инталия

Прозрачные Виды огранки самоцветы вне зависимости от ценности принято гранить различным количеством граней геометрически правильной формы, наносящихся в определенной пропорции. Впервые этот вид огранки был открыт ювелирами Древней Индии, где драгоценные камни являлись основной ценностью, и любовь к ним была огромна. Тогда куски камня вне зависимости от размеров покрывались большим количеством мелких граней, часто несимметрично расположенных - это был прообраз фасеточной огранки, где форма минерала образовывалась из множества плоских многоугольников.

Позже появились более совершенные виды фасеточной огранки - одной из самых интересных, но сегодня не используемых, была роза, т.е. огранка, состоящая из плоского нижнего основания наподобие основания кабошона, и ограненной верхней части, на которой все грани «сходились» к центру. Было несколько разновидностей розы - голландская с 24 гранями, по очертаниям близкая к кругу, полуголландская и антверпенская с очертаниями шестигранника, и кресто-роза, на поверхности которой путем сочетания граней выступал крест.

Ступенчатая или полирная огранка, которую раньше называли «таблица», представляет собой обычно достаточно крупный камень с верхней плоской и широкой площадкой, от которой вниз ступенчато и параллельно друг другу спускаются вытянутые грани.

Ее разновидность - клиньевая огранка, во всем аналогичная предыдущей, но с дополнительным нанесением клиновидных граней - каждая вытянутая фаска дробится с помощью одного или двух соединенных вершинами треугольных «клиньев».

Бриллиантовая огранка была изобретена в 17-м веке в Голландии для полного раскрытия красоты одноименного камня и придания ему характерного радужного блеска. Она состоит из двух многогранных пирамид, сложенных основаниями - нижняя полная, верхняя усеченная, с многоугольной таблицей наверху. Минимальное число граней этого вида огранки - 17 (для самых мелких камней); общепринятое - от 57 (24 фасеты в нижней части, 33 в верхней); крупные и ценные камни могут получить вплоть до 240 и более граней…

Наиболее популярные виды огранки - это бриллиантовая и ступенчатая, а также их гибрид - смешанная огранка, взявшая черты обоих видов обработки самоцветов. К смешанным относится знаменитая огранка «бриолет», применяющаяся к продолговатым, нестандартной формы камням, которым придают вид ограненной «капли».

И последняя в списке, но отнюдь не последняя по красоте - фантазийная огранка, которая включает в себя элементы комбинированной с добавлением клиньев и других разнообразных форм фасет. «Фантазийным» способом изготавливают вставки необычных очертаний - сердца, капли, звезды, цветка, челнока, герба и т.п.



Публикации по теме