Что должны уметь дети в 9 месяцев. Развитие ребёнка в девять месяцев

Как узнать, правильно ли развивается малыш? Что должны уметь дети в 9 месяцев? Эти вопросы волнуют родителей, имеющих детей грудничкового возраста. Чтобы быть спокойным за своего ребенка, важно знать, какого уровня физического и психического развития он может достигнуть к 9 месяцам, сопоставив наблюдения со среднестатистическими показателями. При этом родителям нужно иметь в виду, что в поведении мальчиков и девочек появляются отличия, так как первые становятся более энергичными и активными, у вторых больше проявляется эмоциональность.

Некоторые различия в восприятии мира мальчbками и девочками могут проявиться уже сейчас - так, малышки нередко отличаются повышенной эмоциональностью

Физические показатели и навыки

При правильном физическом развитии ребенка его вес к 9 месяцам ориентировочно увеличивается на 300-400 грамм. Рост соответственно ‒ на 1-2 сантиметра. Малыш к этому периоду должен весить примерно 8600 - 9000 грамм при росте 70-75 сантиметров (точные нормы представлены в центильных таблицах).

Важным возрастным показателем является наличие 4-6 зубов у большинства детей, что вносит разнообразие в питание грудничков. В рацион можно вводить зерновые, кисломолочные продукты, мясо, пюре, соки из овощей и фруктов.

Движения, которыми старательно овладевает кроха, становятся намного разнообразнее. Главным достижением двигательных навыков является стремление малыша самостоятельно садиться и вставать, держась за опору. Но, несмотря на это, большинство детей предпочитают двигаться на четвереньках или ползать. Такое передвижение помогает им при знакомстве с окружающими предметами.

Не нужно форсировать события, всеми силами стараясь научить малыша ходить. Лучше пусть обучение будет мягким - возможно, малышу пока что доставляет большое удовольствие ползать, поэтому он сам не настроен на резкие перемены.

Зная эту особенность ребенка, родители не должны оставлять его без присмотра. Ведь движения девятимесячных детей становятся более ловкими, энергичными, они способны карабкаться на препятствия, обползать их, залезать в шкафы, на спинки диванов, из-за чего могут быть падения, ушибы.

Сводная таблица с навыками

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать у меня, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Ваш вопрос:

Ваш вопрос направлен эксперту. Запомните эту страницу в соцсетях, чтобы следить за ответами эксперта в комментариях:


- В 9 месяцев я уже очень многое могу!
Сфера развития Что происходит?
Двигательная активность Двигается от одного объекта у другому, немного придерживаясь за них руками. Также направляется к взрослому - смотрит и идет медленным приставным или чередующимся шагом, держась за опору. Уверено сидит около 15 минут. Хорошо ползает. Подражает действиям другого ребенка.
Действия с предметами Подолгу играет сам: манипулирует игрушками разнообразными способами (катает машинки, открывает, вынимает предметы из коробки и т.д.)
Навыки Пьет из чашки (сам пока не держит ее). Если родители приучали к горшку, может уже уверенно на нем сидеть.
Эмоции Всему учится у взрослых и всячески привлекает их к своей деятельности. Испытывает самые разные эмоции: интерес, радость, удивление, страх, гнев, печаль, отвращение и др.
Понимание речи Может выполнять поручения взрослых: «Покажи, как летает птица», «Помаши ручкой», «Покажи привет/пока» и др. Понимает запреты и указания типа «сядь», «подойди сюда», «встань», «обними маму». Знает свое имя и отличает его от других.
Самостоятельная речь Говорит самые разные слоги и начинает говорить простые слова (рекомендуем прочитать: ). Это автономная речь - т.е. носит указательный ситуативный характер, она понятно только близким.
Интеллект Умеет предугадывать события. После 8-ми месяцев может вспомнить какой-то предмет (см. также: ). Пока что ребенок на все смотрит только с точки зрения себя, т.е. не может дифференцировать предметы - все они «крутятся» относительно него. Так проявляется детский эгоцентризм.

Формирование мелкой моторики

Не менее важным достижением крохи является укрепление мелкой моторики. Специалистами давно доказано влияние хорошо развитой моторики на развитие мозга. К 9 месяцам ребенок научается брать мелкие предметы пальчиками, интересуется игрушками, разными по форме, размеру и материалу - для правильного воспитания надо позаботиться об обновлении и расширении игрового материала.


Сенсорные коробки с крупами или бобами - отличный вариант развития мелкой моторики 9-месячного малыша

К имеющимся игрушкам хорошо добавить предметы:

  • развивающие мелкую моторику: пирамидки, вкладыши, матрешки;
  • формирующие двигательную активность: мячи, кубики, каталки, фигурки животных, машинки.

Чтобы помочь крохе разрабатывать пальчики, руку, родители могут выучить потешки и играть с ним в интересные пальчиковые игры. Например, в такие, как классические: «Ладушки», «Сорока», «Пальчик, где ты был?» с перебиранием пальчиков, чему малыши очень радуются и охотно повторяют движения за взрослым.

Полноценному физическому развитию ребенка согласно средним нормам поможет правильное соблюдение режима дня. Родителям полезно знать, что период бодрствования грудничка составляет ежедневно до 3 часов и даже больше. Время для сна ‒ до 15 часов, количество периодов сна днем до 2 раз. В день проводится 5 кормлений, перерывы между которыми доходят до 4,5 часа.

Развитие психики ребенка

В период 9 месяцев интенсивно идет нервно-психическое развитие малыша. Каждый день важен для крохи, так как добавляются новые успехи и достижения, что делает его более эмоциональным, интересным в общении, игре.

Главным достижением становится появление осмысленных слогов. К 10 месяцам дети не только произносят определенные звуки, но уже начинают обозначать ими конкретные предметы или действия, например, слоги «ма-ма», «да-да-да», «ба-ба-ба», «дай».

  • Кроха легко учится выполнять несложные действия при кормлении, одевании, игре по просьбе взрослого: например, «дай игрушку», «открой ротик», «возьми в ручку».
  • Дети понимают много слов, обращенных к ним. При вопросе взрослого пальчиком показывают предметы в картинках, поэтому их знакомят с книжками.

Но, несмотря на разнообразие игрушек, ребенок предпочитает играть с бытовыми предметами, бумагой, посудой . Ничего здесь страшного нет, такие действия помогают развивать познавательную активность. Просто нужно сделать так, чтобы предметы окружения были безопасными и чистыми. Существуют даже специальные игры на кухне, которые позволяют родителям за повседневными делами играть вместе с малышом.

Важно, что грудничок в этом возрасте очень эмоционально воспринимает настроение окружающих людей . Так, малыш смеется, когда все вокруг веселятся, и грустит, когда взрослый не в настроении. Родителям надо знать, что у крохи появляется любимая игрушка, которая становится важной для него. Игрушка помогает ему улучшить настроение, нужна для засыпания, утешает при заболевании.

Формирование социальных навыков

Большие изменения происходят в социальном поведении детей. Родители с удивлением узнают, что после закрепления навыков сидения и ползания, малыши 9-месяцев становятся довольно самостоятельными. Часто это отражается на поведении детей - отстаивая свою первую самостоятельность, они могут капризничать, отказываться выполнять просьбы взрослых.


Дитя становится все более самостотельным, и несмотря на капризы, малыш активно повторяет движения взрослых, обожает проводить с ними время

Здесь взрослым важно правильно повести себя - с одной стороны проявить разумную твердость, учить малыша слову «нет», а с другой, не подавлять его стремления к самостоятельности. Для этого можно предложить крохе проявлять полезную самостоятельность : за едой предлагать ложку, пить из чашки, мыть ручки, помогать надевать и снимать одежду, обувь.

Малыши 9 месяцев активно стремятся к общению с взрослыми и знакомыми детьми, с удовольствием участвуют в совместных играх. В такие игры хорошо включать музыку, песенки с движениями, поощряя действия детей.

У детей к 10-месячному возрасту должны быть сформированы следующие действия: (рекомендуем прочитать: )

  • может сидеть самостоятельно;
  • из положения сидя подниматься, стоять, держась за опору;
  • выполнять просьбы взрослых;
  • действовать с кольцами пирамидки, кубиками, захватывать рукой мячик, бросать его;
  • выговаривать части слов, слоги, означающие знакомые предметы или действия;
  • по просьбе взрослого показать, где носик, ушки, другие части тела;
  • может узнавать на картинках знакомые предметы, фигуры животных;
  • эмоционально показывать отношение к происходящим событиям.

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Роль родителя очень трудная и ответственная.

Казалось бы, за 9 месяцев вы уже сумели привыкнуть к тому, что ваша жизнь вращается вокруг маленького сокровища, смогли научиться его понимать, но все равно ежедневно беспокоитесь о том, чтобы ваш ребенок получал лучший уход, достаточно любви и внимания.

Развитие ребенка в 9 месяцев имеет ряд особенностей, о которых следует знать родителям.

Физиологическое развитие ребенка в 9 месяцев

Еще за месяц своей жизни малыш немного подрос, вытянулся вверх, на полсантиметра увеличились объемы его головы и грудной клетки.

Как изменились физиологические параметры девятимесячного ребенка, вы можете узнать из этой таблицы:

Большинство детей к 9 месяцам уже обзаводятся 6–8 зубами. К уже имеющимся зубам добавляются боковые и центральные резцы (сначала они появляются на нижней челюсти, затем – на верхней).

Растущие зубы могут вызвать физическое недомогание младенца (болевые ощущения, повышение температуры), ухудшить его сон и аппетит, сделать ребенка нервным и капризным.

Вы увидите, что малыш пытается снять болезненные ощущения и ускорить процесс прорезывания зубов, засовывая в рот все предметы.

Не препятствуйте этому, просто замените неподходящий, по вашему мнению, предмет на резиновую игрушку или специальное силиконовое охлаждающее кольцо.

Психологическое развитие ребенка 9 месяцев


Эмоции ребенка в 9 месяцев очень богатые.

Он охотно демонстрирует вам радость, счастье, грусть, страх.

Он учится получать желаемое при помощи капризов или плача, поэтому не стоит позволять манипулировать собой.

Малыш в этом возрасте не переносит одиночества и требует, чтобы мама, папа и другие близкие ему люди проводили с ним как можно больше времени.

Мама остается главным человеком в его жизни, с ней устанавливается особая эмоциональная связь, которую нужно сохранять, поэтому не стоит спешить выходить на работу из декрета.

Пройдет еще много времени, пока ваш ребенок будет спокойно чувствовать себя в присутствии незнакомых людей.

Пока же он настороженно относится к новым лицам и не хочет проводить время у них на руках.

Отнеситесь с пониманием к его желаниям, как только малыш подрастет, станет спокойнее себя чувствовать в присутствии незнакомцев.

Что должен уметь ребенок 9 месяцев, чтобы не сомневаться в его нормальном развитии?

Чтобы быть уверенным в нормальном развитии своего малыша, следует знать, что умеет ребенок 9 месяцев.

Большинство детей в этом возрасте обладают следующими умениями и навыками:

Поскольку малыш растет и стремительно набирает вес, то материнского молока или разведенной сухой смеси ему уже недостаточно для насыщения.

Они должны составлять не более 1/3 от его суточного рациона.

Смело пополняйте меню малыша:

  • пюре, соками из фруктов и овощей;
  • кисломолочными продуктами;
  • молочными кашами;
  • вареным желтком;
  • мясными и рыбными пюре;
  • хлебом и печеньем;
  • растительным и сливочным маслом;
  • свежими фруктами, такими, как банан, яблоко.

Поскольку у девятимесячного ребенка во рту уже есть зубики, то не следует оставлять их без работы, перебивая любое блюдо в однородное жиденькое пюре.

Оставляйте небольшие кусочки, которые ребенок мог бы прожевать. Хлеб и печенье не всегда нужно размачивать, иногда давайте малышу погрызть его.

Можно также позволять младенцу «почесать растущие зубики» о банан (шкурку только снимайте 🙂) или целое яблоко.

В 9 месяцев можно переводить ребенка на полноценные трехразовые приемы пищи (завтрак, обед и ужин) с дополнительными приемами пищи в течение дня (второй завтрак, полдник) и легкими перекусами (печенье, овощное/фруктовое пюре, творожок).


Девятимесячный малыш по-прежнему проводи не менее чем 12 часов, а то – и 2/3 суток во сне.

Его ночной сон длиться 10–12 часов.

А вот дневные периоды активности увеличиваются.

Некоторые мамы жалуются, что они не могут уложить своего ребенка спать днем не только в третий раз, но и – во второй. Если днем ваш малыш ложится спать лишь один раз, то постарайтесь не шуметь в это время, чтобы дитя хорошо выспалось и не капризничало.

А вот потакать младенцу, который вообще не хочет укладываться днем, не стоит, девятимесячные дети нуждаются в послеобеденном сне.

О чем еще нужно знать родителям о развитии девятимесячного малыша?

Об этом в видеосюжете:

Развитие ребенка в 9 месяцев при помощи игр и простых упражнений

Поскольку девятимесячный ребенок требует повышенного внимания, то этим следует пользоваться, и в периоды его бодрствования пытаться научить его чему-то новому, почитать младенцу стишки или сказочки, попеть ему песенки, рассказать что-то интересное (но не длинное), развлечь при помощи полезных развивающих игр.

Вот способы проводить время с пользой для малыша:

    Многие родители, смеясь, говорят, что их ребятишки в 9 месяцев напоминают попугайчиков, потому что повторяют все, что слышат.

    Воспользуйтесь этим, чтобы научить малыша говорить отдельные слова, имитировать звуки, произносимые животными или неживыми предметами.

  1. Девятимесячный ребенок способен разминать пальчиками пластилин, поэтому можно лепить вместе с ним, что-то простое.
  2. Прививайте ему любовь к книгам, рассматривая вместе картинки и объясняя ребенку, что там нарисовано.

    Пока ребенку следует покупать книги с твердыми листами, чтобы он не мог их порвать.

    Чтобы удовлетворить желание младенца рвать бумагу, давайте ему старые газеты и журналы.

  3. Стройте что-то вместе из кубиков, собирайте пирамидки, наипростейшие мозаики.
  4. Учите его пересыпать мелкие предметы: камушки, орешки, фасоль, песок, причем не только ручками, но и при помощи лопатки, например.

Развитие ребенка 9 месяцев , конечно, имеет некоторые особенности, но все же не так сильно отличается от того, что вы знали о восьми- или семимесячных малышах.

Полезная статья? Не пропустите новые!
Введите e-mail и получайте новые статьи на почту

Если родители новорожденного ребенка очень любят говорить о ежемесячной прибавке и сравнивать вес своих детей, то мамы и папы 9-ти месячных малышей предпочитают хвастаться новыми навыками своих непосед. Причем многие при этом сильно преувеличивают их достижения, из-за чего другие родители начинают сомневаться, а не отстают ли в развитии их собственные дети, ведь в 9 месяцев они не умеют самостоятельно пить из чашки, не просятся на горшок и не ходят? Опытные родители и педиатры советуют обращать меньше внимание на такие разговоры и не сравнивать своего малыша ни с кем другим, достаточно знать, что должен уметь ребенок в 9 месяцев и соотносить темпы его развития со среднестатистическими нормами. Также не стоит забывать, что примерно с 8-9-го месяца у детей появляются первые гендерные различия – девочки быстрее развиваются эмоционально, а мальчики, обычно, крепче и энергичнее.

Физическое развитие малыша

В 9 месяцев малыш уже достаточно развит физически, обычно в этом возрасте ежемесячный прирост веса и роста составляет примерно 300-400 гр и 1-2 см соответственно. К 9 месяцам большинство детей обзаводятся 4-6 зубами и охотно едят «взрослую» пищу – каши, кисломолочные продукты, творог, мясо, овощные и фруктовые пюре и соки. Физическое развитие малыша во втором полугодии жизни может сильно варьировать, умения и навыки ребенка зависят от множества факторов – от состояния его здоровья, лишнего или, наоборот, недостающего веса, доношенности и, конечно, от того сколько времени и сил уделяют родители его развитию.

Самым главным навыком и основным показателем развития в этом возрасте считается умение ребенка сидеть самостоятельно и стоять, держась за опору.

Большинство детей в 9 месяцев активно ползают, самостоятельно сидят или даже ходят, придерживаясь за кроватку или манеж.

Многие дети начинают самостоятельно вставать или даже ходить, но большинство предпочитает изучать мир на четвереньках или ползком . Дети в этом возрасте необыкновенно энергичны и постоянно находятся в движении – они могут неожиданно быстро преодолевать расстояния, забираться на верхние полки шкафов или на спинки диванов и падать оттуда. Родителям нужно постоянно быть настороже – чувство страха и инстинкт самосохранения у малышей отсутствует напрочь, они еще не умеют оценить глубину и высоту предметов, а вот любопытство и энергия у них бьет через край. Ни в коем случае нельзя оставлять ребенка одного в комнате или отходить, когда он сидит на кровати или диване – девятимесячные дети могут залезть на подоконник, опрокинуть, потянув, на себя шкаф, вырвать электрические провода или просто подползти и радостно упасть с края кроватки или дивана.

Продолжает развиваться и мелкая моторика малыша – он уже умеет манипулировать двумя ручками, любит разбирать игрушки, мять лист бумаги или пластилин, открывать и закрывать коробочки, складывать пирамидку или играть с матрешкой.

Очень важно в этом возрасте уделять внимание физическому развитию ребенка – давать ему возможность больше двигаться и изучать окружающий мир. Оптимально для ребенка 9–ти месяцев – это постоянно находится в движении, в кроватке или манеже он должен находиться только во время сна.

Нервно-психическое развитие

В 9 месяцев малыш не перестает ежедневно радовать своих родителей – каждый день он учится чему-то новому, становится все более эмоциональным и интересным. К концу девятого месяца дети уже не просто произносят звуки и слоги, но и начинают вполне осмыслено «говорить», обозначая какими-то слогами и звукосочетаниями конкретные предметы или действия.

Дети в этом возрасте очень любят различные потешки и пальчиковые игры , с восторгом повторяя за взрослыми их действия. Обычно к 9 месяцу малыши становятся несколько самостоятельнее, давая маме возможность отдохнуть и посидеть спокойно, пока они сами играют с игрушками или бытовыми предметами. Очень часто, несмотря на обилие игрушек, малыши предпочитают играть с окружающими предметами – посудой, книгами, пультиками от телевизора или обувью. Родителям не стоит пытаться ограничивать познавательную активность ребенка, просто все предметы должны быть достаточно безопасными и чистыми, например, нет ничего страшного в том, чтобы дать малышу пластиковые контейнеры с крышками, ложки или чистую обувь.

Научившись сидеть и начиная ходить, дети чувствуют себя более самостоятельными, и их родители могут столкнуться с первыми попытками карапуза отстоять свою независимость. Они могут начать капризничать, требовать конкретную игрушку или отказываться возвращаться домой с прогулки, испытывая нервы своих родителей на прочность. Очень важно родителям суметь найти «золотую середину» — с одной стороны проявлять разумную твердость и дать малышу понять о значении слова «нет», а с другой стороны – не задавить в нем стремлении быть самостоятельным.

Дети в 9 месяцев уже понимают большинство обращаемых к ним слов и выражений, они могут показать предметы на картинках или узнают их по телевизору. В этом возрасте уже можно знакомить ребенка с такими игрушками, как кубики, крупная мозаика или книжки с выпуклыми картинками.

Мальчик или девочка?

Родители малышей разного пола в 9 месяцев уже могут заметить первые различия в развитии детей.

Девочки обычно быстрее учатся разговаривать, легче усваивают новые навыки, лучше слушают родителей и не так активны физически. Хотя все это очень относительно, но мамы девочек чаще сталкиваются с такими проблемами, как чрезмерная «привязчивость» малышек, их нежелание ни на минуту оставаться одним, но зато они более управляемы, прислушиваются к словам и эмоциям родителей и охотно повторяют все за мамой.

Мальчики в этом возрасте становятся чрезмерно активны, они почти не воспринимают обращения взрослых и их попытки немного «утихомирить» их. Мамы девятимесячных «джентльменов» ни на минуту не могут расслабиться – их дети успевают за 1 минуту открыть и закрыть все шкафы, вывалить все игрушки, залезть на стол, упасть с него и тут же залезть снова. При этом развитие мелкой моторики и разговорной активности идет несколько медленнее, ведь на это у них просто не остается времени. Также мальчики упорнее в своих желаниях и тяжелее поддаются убеждениям, хотя при этом, обычно, более спокойны и уравновешены, чем девочки.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев

В 9 месяцев ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно садиться и сидеть без поддержки;
  • Вставать и стоять, держась за опору;
  • Выполнять просьбы родителей вроде: «дай ручку», «покажи ножку», «покажи, где мячик» и так далее;
  • Уметь нанизывать кольца пирамидки, ставить кубик один на другой, брать в руку мячик и кидать его;
  • Издавать разнообразные звуки, произносить слоги и звукосочетания, обозначающие разные предметы или действия;
  • Показывать части тела и знать, где находятся носик, глазки, ушки;
  • Узнавать на картинках игрушки, животных, предметы обихода;
  • Ярко проявлять свое отношения к разным событиям – малыш радуется и смеется, собираясь гулять или при виде родителей, и начинает плакать или кричать, когда ему пытаются постричь ногти или почистить носик.

Родители 9-ти месячного малыша не должны беспокоиться, если их ребенок не умеет ходить или говорить, стоит проконсультироваться с врачом, если навыки вашего ребенка отстают на 1-2 месяцев от тех, что должны быть в этом возрасте. В 9 месяцев поводом для беспокойства может стать неумение садиться самостоятельно, нежелание активно двигаться и отсутствие интереса к ярким картинкам и разбирающимся игрушкам.

1 год и 9 месяцев — это тот возраст, когда ребенок превращается в нечто подобное «вечному двигателю». Человек еще маленький, но в нем столько активной и познавательной энергии, что родителям остается только удивляться, откуда это все берется, почему не заканчивается и как такое вообще возможно?

Примерно в этом возрасте малыш начинает мыслить более широко, и делает первые попытки анализировать происходящее. Поэтому родители часто могут сталкиваться с новым применением или с новым объяснением давно привычных предметов или явлений.

Физическое развитие ребенка 1 год и 9 месяцев

В год и девять кроха уже способен самостоятельно справиться с массой вещей.

  • Прежде всего, это касается перемещения в пространстве . Он уже уверенно держится на ножках. Ему постоянно хочется куда-то бежать, потому что впереди масса ужасно интересного и неизведанного.
  • В этом возрасте малыш с достаточной легкостью может справиться с задачей, связанной с перешагиванием невысоких препятствий. Он самостоятельно может себя поднять на небольшую высоту, например, на невысокую скамью в спортивной комнате. С легкостью и радостью «елозит» вверх и вниз по домашним поверхностям типа стульев дивана, кровати, кресла и т. д. С огромной радостью и практически неизмеримой скоростью малыш перемещается из пункта А в пункт Б бегом. С нескрываемым удовольствием берется «помогать» родителям выполнять их повседневные обязанности, скажем, подмести или помыть пол, сполоснуть под краном посуду.
  • Что касается бытовых вопросов, то в «год и девять» малыш умеет самостоятельно орудовать ложкой в своей и нередко чужой тарелке. При этом он вполне справляется с задачей не только зачерпнуть пищу любой консистенции, но и донести ее до своего рта, практически без потерь.
  • Умеет самостоятельно надевать несложные предметы гардероба , например, маечку и трусики. С раздеванием дела обстоят гораздо лучше — малыш с радостью стаскивает с себя то, что не требует дополнительных усилий на развязывание или расстегивание.
  • В год и 9 месяцев ребенок с уверенностью пользуется горшком, и даже способен сообщить родителям о том, что хочет на него усесться, что называется, по нужде.
  • В этом возрасте ребенок точно знает места хранения книг и игрушек , с радостью может участвовать в уборке своих вещей, складывая их по местам.

Словарный запас и развитие речи малыша в 1 год 9 месяцев

Речь малыша в этот период развивается семимильными шагами. Практически каждый день можно услышать от ребенка какие-то новые словечки. Правда, иногда дети произносят их просто потому, что услышали и запомнили, но смысл нового слова им не всегда понятен.

Поэтому сейчас — то самое время, когда за собственной речью взрослые должны следить особенно тщательно, чтобы ненароком не пополнить словарный запас ребенка ненужными фразами и выражениями.

Кстати говоря, многие дети в год и девять уже активно оперируют словами так, что способны составлять простые предложения, состоящие из нескольких слов. Но это не обязательная характеристика этого возраста. Если малыша все еще трудно понимать или он не особо словоохотлив, то это тоже норма. И, даже несмотря на то, что речь ребенка скудна и трудно разборчива, в год и девять дети прекрасно понимают то, что им говорят!

Но не забывайте о том, что каждый ребенок индивидуален — что умеет один, не всегда умеет другой малыш такого же возраста.

Психическое развитие ребенка в 1 год и 9 месяцев

Здоровый малыш в возрасте 1 год и 9 месяцев большую часть времени пребывает в хорошем и радостном настроении. Хотя эмоциональное настроение становится все более понятным. Так, можно определить — расстроен ли малыш в случае какой-то своей маленькой неудачи или нет, удовлетворен ли он полученным результатом своей деятельности, обижен ли чем-то и т. д.

Даже те детки, которые, по большому счету, еще и не могут толком разговаривать, в возрасте «один и девять» способны тем или иным образом выразить и свои мысли, и свои эмоции.

Интеллектуальное развитие малыша в возрасте год и 9

Интеллектуальное развитие малыша в этом возрасте буквально поражает своим прогрессом.

Обычно к этому возрасту дети немало могут делать.

  • Различать геометрические формы и отличать друг от друга шар, круг, кирпичик, кубик, призму, треугольник, безошибочно подбирать отверстие необходимой формы в игрушках-сортерах.
  • Без труда определять размерные показатели и отличать маленькое от большого, большое от среднего, выбирать самое маленькое или самое большое из предложенных вариантов и т. д.
  • Различать цвета , с легкостью находить похожие цвета и некоторые их оттенки.
  • Рисовать прямые и закругленные линии, геометрические фигуры . Ребенок уже может объяснить, что нарисовал или хотел нарисовать.
  • Узнавать животных и имитировать их «речь».
  • Узнавать знакомых взрослых на фото, в видеороликах и пр.

В возрасте 1 и 9 уже можно научить малыша полностью произносить свои имя, а также разучить с ним имена родителей, бабушек и дедушек, ближайших родственников.

К тому же, возраст 1 год и 9 месяцев — это еще и прекрасное время для начала развития логического мышления у малыша. Для этого и существуют простые логические игры для самых маленьких.

Игры и игрушки ребенка в 1 год 9 месяцев

Помимо простейших логических игр типа пазлов, состоящих из небольшого количества элементов, или игрушек-сортеров, детям в возрасте год и девять нужно уделять много времени для физических игр и упражнений. Им просто необходимо выплескивать свою энергию , поэтому нужно бегать, прыгать, залезать вверх и слазить вниз, кидать и пинать мячи, плескаться в ванной перед сном и делать зарядку по утрам.

Более спокойные варианты игр — это накормить любимую игрушку и уложить ее спать, затолкать машинку в гараж, не забыв предварительно развести все игрушки по их домам, строить домики и замки из кубиков и конструкторов. Поскольку с координацией движения дела обстоят гораздо лучше, то уже можно чаще предлагать малышу порисовать в альбоме , ведь в этом возрасте малыши учатся различать границы. Потому рисование на альбомном листе — это прекрасная возможность потренироваться на предмет того, чтобы не выходить за обозначенные пределы.

И, конечно же, просто необходимо давать возможность крохе самому себя занять (разумеется, под неусыпным контролем со стороны взрослого). Свобода в игре — это лучшее средство для развития фантазии и воображения.

Уход за малышом в 1 год 9 месяцев и его питание

Несмотря на то, что многие вещи малыш стремится делать самостоятельно, контроль и поддержка родителей все равно нужны.

Так, необходимо следить за ежедневными водными процедурами — умывание и чистка зубов с утра, купание по вечерам, мойка рук проделывается столько раз за день, сколько это необходимо.

Вопрос с самостоятельными походами на горшок тоже нельзя пускать на самотек.

Некоторые дети в этом возрасте уже активно и достаточно успешно пользуются горшком, а некоторые даже не знакомы с таким бытовым предметом. И если родители по каким-то причинам не стали обучать ребенка пользоваться горшком в более раннем возрасте, то 1 год и 9 месяцев — самое время начать делать это.

Вопрос о необходимости соблюдения режима дня даже не должен подниматься. Режим дня малышу необходим! Единственное, что можно изменить в ежедневном режиме, так это сократить количество дневных снов до одного, если физически малыш готов к этому.

Точно так же, как и в случае с режимом дня, не должен подвергаться сомнению вопрос о пребывании ребенка на улице. Чем больше, тем лучше!

И чем активнее и подвижнее будет прогулка, тем больше пользы она принесет крохе и взрослому, сопровождающему малыша.

Что касается питания, то в «год и девять», как правило, дети едят все «со взрослого стола», за исключением продуктов, вызывающих аллергию. Но следить за детским рационом, все же требуется . Необходимо приучать кроху к приему пищи 3-4 раза в день. В меню должны присутствовать первые и вторые блюда, крупы, овощи, рыба, мясо, фрукты и т. д. При этом вредную пищу, вроде сосисок, колбасы, фабричных полуфабрикатов, фастфуда, рекомендуется свести к минимуму или вовсе исключить из детского рациона.

Что должен уметь ребенок в 9 месяцев? Чтобы увидеть объективную картину «достижений» грудничка в этом возрасте, необходимо проводить наблюдения при трех важных условиях: здоровый малыш, настроенный на общение, спокойная мама и благополучная атмосфера в доме.

В Институте социальной педиатрии в Мюнхене в 1997 году была разработана «Мюнхенская функциональная диагностика развития» (МФДР), которая описывает моторные навыки, формирование общих движений и реакций, восприятие взаимосвязей, развитие и понимание речи, социальную адаптацию у детей первого, второго и третьего года жизни. На сегодняшний день МФДР считается наиболее объективной оценкой психомоторного развития детей до 3 лет. Ею активно пользуются медики, психологи и родители. Если какие-то навыки в 9 месяцев не наблюдаются, не стоит бить тревогу. Ведь в книге приводятся усредненные цифры. Важно учитывать индивидуальные особенности развития. А если малыш родился маловесным или недоношенным, он развивается по иной схеме.

Двигательная активность малыша в 9 месяцев

Какие моторные навыки ребенка в 9 месяцев закрепляются? Какие новые движения осваивает малыш в этом возрасте?

Все движения грудничка становятся более точными и ловкими. Он уже умеет пить из чашки, сам берет кусочек печенья и кладет его в рот, пробует одеваться, правда, весьма необычным способом.

Второе полугодие жизни - травмоопасный период. В 9 месяцев юный «Шерлок Холмс» способен разыскать много новых и любопытных вещей в доме. Когда ребенок начинает ползать и перемещается на пол, необходимо просканировать пространство и создать безопасные условия: убрать острые, тяжелые предметы, косметику, бытовую химию, лекарства. Шкафы с ценным содержимым закрыть на крючки и обязательно поставить заглушки на розетки. Также не стоит оставлять на виду у крохи документы и важные бумаги.

Общение и восприятие мира

Что делает ребенок в 9 месяцев при виде родного человека? Радостно реагирует. Конечно, в этом возрасте уже нет «комплекса оживления», который можно было наблюдать в первые месяцы жизни. Теперь первая реакция младенца - улыбка и оживленный лепет.

  • Как происходит общение. В 9 месяцев, как и ранее, происходит разграничение людей на «своих» и «чужих». Незнакомцы вызывают у малышей опасения, иногда испуг, плач. Такая реакция говорит о том, что у ребенка уже в таком раннем возрасте формируются личностные границы и чувство личной безопасности. Очень важны в этот период развития мамины эмоции, их проявление. В 9 месяцев кроха может выразить протест, возмутиться, обидеться. Но также охотно выполняет просьбы, например, подает предмет, который просит мама. Он реагирует на «нельзя», похвалу и поощрения. В этом возрасте общение происходит в игровой форме. Дети любят играть в прятки, слушать колыбельные, детские песенки, считалки, потешки.
  • Копирование и подражание. Взрослые могут заметить, как грудничок старается копировать и повторять все движения, которые видит. Можно провести такой эксперимент. Взять игрушку и специально бросить ее на пол. Грудничок возьмет ту же игрушку, намеренно разожмет пальцы и уронит ее. Такое действие ребенок может повторить неоднократно. Также малыш активно усваивает жесты и мимику. Он уже может разводить руками, махать «пока», кивать и крутить головой, указывать пальцем на предмет, обижаться и поджимать губу.
  • Слуховые и зрительные реакции. В этом возрасте слух крохи настолько усовершенствуется, что он начинает слышать очень тихие звуки. Самый любопытный звук - шуршание. Грудничок может длительное время рвать бумагу и шуршать ею. В 9 месяцев малыш умеет различать все цвета спектра, у него хорошо развито пространственное восприятие предметов, ближнее и дальнее зрение.
  • Осмысление причинно-следственных связей и понимание поставленных задач. Можно выполнить такое упражнение. Перед ребенком поставить небольшую пустую коробку и показать ему (сказать), что в коробке ничего нет. Затем бросить туда небольшой предмет (например, яркий кубик) и показать коробку, чтобы грудничок увидел в ней предмет. Малыш опускает руку в коробку и достает предмет. Также в этом возрасте он уже различает, что находится внутри, а что снаружи.


Речевое развитие

В 9 месяцев дети умеют произносить большинство звуков родной речи. Гласные: «а», «о», «у», «ы», «и», «э». Согласные: «б/п», «в/ф», «м/н», «г/х/к», «д/т», «з/с», «й», «р» (гортанный). Интересно, что дети любой национальности сначала осваивают губные, затем переднеязычные согласные. Какие речевые навыки развиваются и закрепляются в этом возрасте?

  • Пассивный словарный запас малыша обогащается с каждым днем.
  • Ребенок знает уже много новых слов и понимает их значение.
  • Если у него спросить, где мама, папа (брат, сестра, близкий человек, домашнее животное), он безошибочно укажет.
  • Реагирует на свое имя.
  • Произносит закрытые, открытые, двойные, одинарные слоги, а также их различные комбинации.
  • Если раньше лепет был бессмысленным, теперь слоги приобретают значение.

Лепетная речь младенца становится мелодичной (модулированный лепет). Это значит, что грудничок умело копирует интонации родной речи, которую слышит от взрослых, ставит ударения в слогах, произносит их с разной силой, делает паузы.

Что может ребенок в 9 месяцев? Оказывается, много действий малыш этого возраста совершает самостоятельно: садится, ползает, пробует вставать с опорой, берет мелкие предметы кончиками пальцев, умело разрывает бумагу, осмысленно произносит отдельные слоги, знает свое имя, имена близких, названия частей тела и понимает смысл многих слов.

Распечатать



Публикации по теме