Этика педагога в общении с родителями обучающихся. Правила общения педагогов с родителями

Раткевич Татьяна Ивановна
воспитатель
ГБОУ школа №242

Типичное общение педагога с родителями характеризуется непониманием и взаимными претензиями. Чаще всего это монолог педагога, состоящий из жалоб на ребенка или отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя, возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же ребенка. Контакт между воспитателем и родителями возможен тогда, когда и те и другие осознают, что у них общая цель - хорошее воспитание и образование детей, которую можно достичь только общими усилиями. Для этого педагогу необходимо показать родителям, что он любит детей такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их судьбой, как и родители. Основным средством установления контакта с родителями для воспитателя является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям. Поэтому воспитателю необходимо руководствоваться следующими правилами взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы педагога с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе педагога, так как это может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категоричных «должны», «обязаны» - исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагогов и родителей - взаимное уважение. Тогда и формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение, единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в том, что они развивают и у педагогов, и у родителей чувство ответственности, требовательности, гражданского долга.
Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Но по роду своей деятельности педагог должен касаться интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший воспитатель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности педагога. Индивидуальное общение. При общении с родителями педагог должен так строить беседу, чтобы родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями воспитатель должен хорошо продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически. Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе педагога;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе педагога должны учитываться постановка психологической цели. - Что я хочу от родителей? (Вылить свое раздражение на ребенка? Наказать ребенка руками родителей? Показать родителям их педагогическую несостоятельность?) При всех указанных вариантах не стоит вызывать родителей, т. к. такие психологические цели свидетельствуют о профессиональной беспомощности педагога и отрицательно повлияют на общение воспитателя и семьи.
· Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги! · Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в сторону. · Четко определите тему и придерживайтесь ее. · И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл: они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом, поэтому информация должна подаваться дозированно, последовательно и четко.

МОУ « Медновская» СОШ

Особое место в педагогической деятельности учителей занимает
общение с родителями учащихся.
Для успешного общения учителя с родителями своих учеников ему
важно обладать разносторонней информацией об особенностях домашней
жизни учеников (например, полная или неполная семья), о характере
взаимоотношений в семье, об отношении родителей к успехам или неудачам
своих детей в школе, кружке, спортивной секции.
Типичное общение учителя с родителями характеризуется непониманием
и взаимными претензиями.
Чаще всего это монолог учителя, состоящий из жалоб на ребенка или
отчитывающий родителя за него. Отрицательные чувства родителя,
возникающие от подобного «общения», не способствуют возникновению
желания сотрудничать со школой в деле обучения и воспитания его же
ребенка.
Контакт между учителем и родителями возможен тогда, когда и те и
другие осознают, что у них общая цель – хорошее воспитание и образование
детей, которую можно достичь только общими усилиями.
Для этого учителю необходимо показать родителям, что он любит детей
такими, какие они есть, со всеми плюсами и минусами, а также обеспокоен их
судьбой, как и родители.
Основным средством установления контакта с родителями для учителя
является он сам, вернее, его педагогический имидж, включающий в себя
профессиональные знания, умения их преподносить и любовь к детям.
Поэтому учителю необходимо руководствоваться следующими правилами
взаимодействия и способами установления контактов с семьей.
Первое правило. В основе работы классного руководителя с семьей
должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и
повышение авторитета родителей.
Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе
классного руководителя, так как это может быть источником обид,
раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после
категоричных «должны», «обязаны» – исчезает. Единственно правильная
норма взаимоотношений учителей и родителей – взаимное уважение. Тогда и
формой контроля становится обмен опытом, совет и совместное обсуждение,
единое решение, удовлетворяющее обе стороны. Ценность таких отношений в
том, что они развивают и у учителей, и у родителей чувство ответственности,
требовательности, гражданского долга.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям
родителей. Повышение уровня их педагогической культуры и
активности в воспитании.
Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и
начинания учебного заведения. Даже те родители, которые не имеют
педагогической подготовки и высшего образования, с глубоким пониманием и
ответственностью относятся к воспитанию детей.
Третье правило. Педагогический такт, недопустимость
неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Классный руководитель
– лицо официальное. Но по роду своей деятельности он должен касаться
интимных сторон жизни семьи, нередко он становится вольным или
невольным свидетелем отношений, скрываемых от чужих. Хороший классный
руководитель в семье не чужой. В поисках помощи родители ему доверяют
сокровенное, советуются. Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями
ни были родители, учитель должен быть всегда тактичным,
доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение
добра, помощи родителям в воспитании.
Четвертое правило. Жизнеутверждающий настрой в решении проблем
воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные
стороны семейного воспитания. Ориентация на успешное развитие
личности. Формирование характера воспитанника не обходится без
трудностей, противоречий и неожиданностей. Их надо воспринимать как
проявление закономерностей развития, тогда сложности, противоречия,
неожиданные результаты не вызовут негативных эмоций и растерянности
педагога.
Индивидуальное общение.
При общении с родителями учитель должен так строить беседу, чтобы
родители убедились, что они имеют дело с профессионалом, любящим и
умеющим учить и воспитывать детей.
Поэтому при подготовке к беседе с родителями учитель должен хорошо
продумать:
1) цель;
2) содержание беседы;
3) манеры поведения, стиль речи, одежды, прически.
Каждая деталь должна способствовать созданию образа настоящего
специалиста.
Может быть два варианта такого общения:
1) по инициативе учителя;
2) по инициативе родителей.
При проведении беседы с родителями по инициативе учителя должны
учитываться:

сообщение, но и то, что он хочет услышать от родителя, поэтому ему
необходимо сформулировать свои вопросы к родителям ученика и дать
возможность высказаться им.
Проведение диалога. Начало разговора должно содержать положительную
информацию о ребенке, причем это не оценочные суждения: «У Вас хороший
мальчик, но…» (дальше идет отрицательная информация на 10 минут), а
сообщение о конкретных фактах, характеризующих ребенка с положительной
стороны. Такое начало свидетельствует о педагоге как о наблюдательном и
доброжелательном, т. е. профессионале.
Факты о поведении или успеваемости ученика, вызывающие беспокойство у
педагога, должны подаваться очень корректно, без оценочных суждений,
начинающих на «не»: «Он у Вас непослушный, неорганизованный,
невоспитанный и т. д.».
Также не следует после положительной информации об ученике продолжать
рассказ о негативных фактах через союз «но»: «Ваш сын аккуратный,
опрятный, но неорганизованный». Переходить к нелицеприятным фактам
лучше всего в форме обращения за советом: «Я еще не очень хорошо знаю
Петю, не могли бы Вы мне помочь разобраться (далее идет описание факта)»
или «Я не могу понять…», «Меня беспокоит…», «Я хочу понять, что стоит за
этим…».
При сообщении негативных фактов рекомендуется делать акцент не на них, а
на пути преодоления нежелательных проявлений.
Учитель должен постоянно подчеркивать общую цель его и родителей
относительно будущего ребенка, поэтому не следует употреблять выражение
«Ваш сын», т. е. противопоставлять себя и родителей.
Рекомендуется чаще говорить «мы», «вместе», обращаться по имени–отчеству
к родителю как можно чаще.
Самым главным в беседе является высказывание родителя, поскольку именно
оно делает разговор беседой, диалогом.
От учителя требуется умение слушать. После того как учитель закончит свое
сообщение вопросом к родителю относительно данной проблемы, он,
используя приемы активного слушания, может узнать много важного и
необходимого об учащемся и его семье. Для этого педагогу нужно всем своим
видом показать, что он внимательно слушает родителя.
Свое участие в диалоге учитель может выразить через отражение чувств по
поводу рассказа родителя: «Я рад тому, что у нас единые взгляды на…»,
«Меня удивило…», «Я огорчена…» и т. д. Выполнение этого условия
предотвращает возникновение конфликта при разнице во мнениях и
способствует взаимопониманию сторон.
Конкретные советы должны даваться учителем только в том случае, если
родитель просит у него совета.
Они будут эффективны тогда, когда будут конкретны по содержанию,
доступны в выполнении, просты по форме изложения.

Завершение диалога. Учителю рекомендуется подвести итог беседы на
основе приема рефлексивного слушания­«резюмирования»: «Если теперь
подытожить сказанное Вами, то…» и наметить пути дальнейшего
сотрудничества, договориться о цели, месте и времени будущей встречи.
Беседа с родителями должна заканчиваться церемонией прощания.
Прощаясь с родителем, учителю следует, обращаясь к нему по имени–
отчеству, поблагодарить за беседу, высказать свое удовлетворение ею,
проводить родителя и сказать слова прощания доброжелательно и с улыбкой.

При проведении беседы учителем по инициативе родителей необходимо:
1. Установление согласия на контакт. (Участники диалога обговаривают
время его протекания.)
Представьте ситуацию: Визит мамы стал неожиданным для Вас. У Вас нет
времени с ней разговаривать. Как Вы поступите?
Проявив максимум внимания и предупредительности к маме, учителю вместо
избежания диалога следует сообщить ей, что он не знал о ее приходе и
запланировал очень важное дело, которое нельзя отложить, и располагает
временем в… минут, если маму это устраивает, то можно поговорить, если
нет, то он выслушает ее в любое удобное ей время.
Таким образом учитель дает понять о своем желании диалога, несмотря на
неблагополучные обстоятельства.
1. Выслушайте родителя. Дайте родителю «выпустить пар». Помните, что на
самом деле агрессия направлена не на вас, а на образ, сложившийся у
родителей. Следует мысленно отделить себя от этого образа и, наблюдая за
беседой как бы со стороны, стараться понять, что же кроется за агрессией,
что волнует родителя? Важно не отвечать агрессией на агрессию, т. к. иначе
ситуация может стать неуправляемой.
 Следите за своей позой!
Выражение учителем сочувствия, понимания переживаний родителей: «Я
вижу, Вы обеспокоены успеваемостью (имя ребенка) «Постараюсь понять
Вас…», «Давайте вместе разберемся» – придадут беседе конструктивный
характер, что поможет выяснить истинную причину обращения к учителю.
Учителю не следует упускать того, что родитель приходит с определенными
фактами. Задача учителя состоит в том, чтобы определить степень
обоснованности этих фактов.
Доказать несостоятельность этих фактов можно только с помощью
убедительных аргументов. Умение учителя использовать объективные,

хорошо обоснованные аргументы повышает его компетентность в глазах
родителей.
Необходимо ответить на все вопросы родителя. Это способствует переводу
беседы на деловой уровень общения и выяснению всех остальных «болевых
точек» родителя в области обучения его ребенка.
Закончить беседу следует также по инициативе учителя.
При проведении родительского собрания
Почти всегда цель родительского собрания – информирование родителей.
Следовательно, педагог выступает на собрании в роли информатора.
Казалось бы, роль для педагога привычная. Но это только на первый взгляд.
Учить и информировать – задачи совершенно разные и предполагают
применение различных методов.
Очень часто педагог, сам того не замечая, совершает подмену: вместо того,
чтобы передавать информацию взрослым людям в той форме, в которой им
было бы удобно ее воспринимать, он начинает воздействовать с помощью
информации, то есть учить родителей. А это мало кому из взрослых людей
нравится.
В результате информация не только не принимается и не осмысливается, но
еще и порождает, независимо от своего содержания, сопротивление
слушателей.
Как же сделать так, чтобы вас услышали? Несколько советов.
Начало разговора.
 Главное требование – начало разговора должно быть кратким,
эффектным и четким по содержанию.
 Хорошо продумайте и запишите на листок бумаги первые 2–3
предложения вашей речи. Они должны прозвучать максимально
спокойно и четко даже на фоне вашего вполне понятного волнения.
 Если это ваша первая встреча – правильно представьтесь. Коротко, но,
подчеркнув те стороны вашего статуса и роли в отношении детей,
которые составят основу вашего авторитета и значимости в глазах
родителей.
 Никогда не начинайте с извинений, даже в том случае, если начало
встречи затянулось, возникли накладки и какие­то недоразумения.
Можно просто констатировать, что встреча началась несколько не так,
как планировалось.
Почему не следует извиняться? Извинения немедленно поставят вас в
позицию «снизу» и уменьшат субъективную значимость вашей информации в
глазах слушателей.

 Важно начать разговор в тишине. Найдите способ привлечь к себе
внимание. Желательно это сделать так, чтобы выбранный вами способ не
напоминал урок.
 Начните разговор с изложения самой логики встречи, ее основных
этапов: «Сначала мы с вами…», «Затем мы рассмотрим…», «В конце
разговора нам с вами предстоит…».
 Обозначьте место вопросов и реплик родителей в ходе встречи.
Например, вы можете сказать, что вопросы задавать лучше сразу, по
ходу изложения информации. Или наоборот, попросите родителей
сначала полностью выслушать вас, а затем задать вопросы.
Можете сказать, что на все вопросы, которые будут заданы в ходе вашего
монолога, вы ответите потом, а пока будете фиксировать их для себя на доске
или листе бумаги.
Изложение информации. Как и где стоять во время своего монолога?
 Если класс небольшой или слушателей немного, лучше сидеть в общем
кругу или сбоку от собственного стола.
Ни в коем случае не за столом! Это такое коварное место – учительский
стол! Он молниеносно оживляет в самом педагоге и его слушателях (а все они
бывшие ученики) вполне конкретные ассоциации и поведенческие стереотипы.
Если класс большой, придется стоять. Опять­таки – рядом со столом, время
от времени несколько перемещаясь. Пространство у доски позволяет
управлять вниманием слушателей. Если вы говорите
очень важные вещи, выдвиньтесь немного вперед, к самым партам или рядам
стульев. При подведении итогов, давайте слушателям немного обдумать и
осмыслить, отойдите к доске. Соотнесите голос с размерами помещения.
Необходимо использовать навыки риторики, которые вы применяете на уроке:
– повторение последних слов,
– модулирование акцентов при помощи голоса.
 Следите за паузами: они должны быть!
Помните, что вы имеете дело не с гиперативными детьми, которых страшно на
две секунды отпустить в свободное общение, а со взрослыми людьми. Они
умеют думать. А думать лучше всего в паузах.
 Следите за невербальной информацией, которую вы вольно или невольно
транслируете при помощи своих жестов, позы и мимики.
При волнении трудно управлять мимикой, и все же она должна
соответствовать содержанию передаваемой информации и изменяться в такт
ей.
Позы и жесты желательно применять преимущественно открытые,
доброжелательные: движения рук при жестикуляции – от себя, а не на себя, и
многое другое, что вам хорошо известно.
 Не забудьте в конце разговора вернуться к его началу и подвести итоги!

 Не позволяйте себе в ходе разговора отвлекаться на детали и уходить в
сторону.
 Четко определите тему и придерживайтесь ее.
И последнее. Родители должны убедиться, что такие встречи имеют смысл:
они проходят оперативно и заканчиваются определенным результатом,
поэтому информация должна подаваться дозировано, последовательно и
четко.
Педагог­психолог: С.А.Лебедева.

Одной из современных проблем дошкольного образования является общение педагога с родителями. Профессия воспитателя ДОУ крайне важна, ведь он должен объяснять в процессе общения ребенку его положение в обществе, помогать и поддерживать при необходимости, обозначить моральные нормы. В какой-то степени педагог даже помогает поддержать отношения в семье.

Существуют различные формы общения воспитателя с ребенком и его родителями в ДОУ. При этом могут периодически возникать типичные трудности, которые необходимо устранять. Разумеется, у взрослых людей есть свой набор черт характера, бывает плохое и хорошее настроение, проблемы в различных сферах жизни, непонимание принципов этики. Но они должны соблюдать определенные правила общения во благо ребенка и для сохранения между собой ровной атмосферы.

Большая миссия

Эффективное общение педагога с родителями должно носить положительный характер, отвечать законам этики. Если воспитатель ДОУ позволяет себе в отношении них требовательный тон или, не дай Бог, крики, то это его открывает далеко не с самой лучше стороны. Вполне можно поговорить спокойно, объяснить сложившуюся ситуацию, подсказать типичные пути решения трудностей или серьезных проблем воспитанников, если они есть. Приветливым, доброжелательным должен быть педагог и в общении с детьми, и с другими членами семьи. Зачастую деток забирают бабушки, тети, сестры, знакомые – обязательно убедитесь, что человеку можно доверять, посмотрите на реакцию ребенка на забирающего его человека.

Компетентность педагога действительно крайне важна, ведь в его обязанности входит:

  • налаживание общения с членами семьи каждого своего воспитанника и обучающегося, если речь идет о подготовительной группе;
  • оказание всевозможной поддержки, проведение типичных консультаций по воспитанию ребенка;
  • инициатива в объединении усилий воспитателя и родителей для того, чтобы ребенок обрел все навыки, необходимые ему для поступления в школу и дальнейшей жизни;

Не обойтись в данной профессии без чисто человеческого понимания. Важно уметь подстраиваться под настроение другого человека, где-то приободрить, где-то посочувствовать. Общение — главный инструмент в отношениях с людьми.

Если планируется проведение каких-либо семинаров с родителями воспитанников ДОУ, то педагоги должны тщательно подготовиться к мероприятию, разместить информацию на . Необходимо продумать стиль своего общения, подобрать типичную информацию, которая будет интересна и полезна взрослым. Помните, что у родителей нет педагогического образования — они могут не понимать психологию своей дочери или сына, поэтому важно доходчиво объяснить им различные особенности их ребенка. Это в будущем поможет контролировать дисциплину и устанавливать правил в распорядке дня для уже обучающихся в младших классах.

Общение педагога с родителями: памятка воспитателям ДОУ

Существует несколько простых правил, которым стоит следовать при общении с родителями:

  1. Не осуждайте. Часто педагоги совершают ошибку, обвиняя родителей в том, что они самостоятельно не воспитывают своих детей. Поверьте, если семья благополучная, то они стараются уделять малышу максимум своего времени. Другое дело — если имеются проблемы. Общение педагога с родителями должно сводиться к получению максимального понимания при минимизации ненужных советов и взаимных упреков. Первым делом определите форму общения, пусть она будет индивидуальная с каждым родителем в ДОУ.
  2. Высказывания в духе «Я бы на вашем месте…» крайне редко приводят к установлению доброжелательных отношений между родителями и педагогами. От них лучше вовсе воздержаться.
  3. Не пытайтесь выведать у взрослых то, что не касается их педагогического процесса внутри семьи. Это не этично и не корректно. Трудности в семье могут случаться в силу разных причин. Если только вы замечаете на ребенке регулярные следы побоев, он сам вам жалуется, у него нетипичный гардероб в холодное время года, то можно пообщаться с родителями или обратиться к органам опеки с тревожным сигналом.
  4. Разумеется, нельзя выносить все проблемы и трудности из стен ДОУ. Исключение составляют вышеупомянутые случаи, когда необходимо обращение в полицию или органы опеки. Помните, от этого зависит будущее и здоровье ваших воспитанников.
  5. Поверьте, конфликта можно избежать, если захотеть этого. Все мы люди — неужели не найдем общий язык? Старайтесь быть терпимее, сдержаннее, этичнее, менее эмоциональными, ведь вы носите высокий статус педагога ДОУ — на вас в каком-то смысле лежит ответственность за психологическое состояние воспитанников, а также обучающихся в подготовительных кружках. Используйте свои человеческие качества как главный аргумент в общении.

Постарайтесь держать себя в руках даже в самых сложных ситуациях и самых больших трудностях. Люди бывают разные, порой родителям приходится решать не только проблему своего ребенка, но и конфликтные ситуации, возникающие с его сверстниками, на работе, в личной жизни, в обществе или даже политике. В данной ситуации вы становитесь посредником, несете определенную ответственность — от правильного общения зависит очень многое. Терпения вам и сил, уважаемые педагоги!

Общение воспитателя с родителями воспитанников

Консультация для педагогов

Современный детский сад помогает благополучной семье и в чем-то заменяет ребенку семью проблематичную. Он обучает и консультирует родителей, передает традиции и воспитывает человека будущего. С этой точки зрения дошкольное образование имеет для общества гораздо большее значение, чем просто место, где учат и развивают детей.

Работа с семьей – это кропотливый труд. Нужно учитывать современный подход в работе с семьей. Главная тенденция – обучать родителей самостоятельному решению жизненных задач. И это требует от педагогов определенных усилий. И воспитатель, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем.

Основные задачи взаимодействия воспитателя с родителями являются:

  • установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединить усилия для развития и воспитания детей;
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей;
  • поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.

Принципами взаимодействия с родителями являются:

  • Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

  • Индивидуальный подход

Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

  • Сотрудничество, а не наставничество

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

  • Готовимся серьезно

Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе - качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное родительское собрание или семинар могут негативно повлиять на положительный имидж учреждения в целом.

  • Динамичность

Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Уважаемые педагоги, помните:

  1. Не выносите суждений. Воспитателю необходимо избегать суждений типа «Вы слишком мало уделяете времени воспитанию сына (дочери)», так как эти фразы (даже если они абсолютно справедливы) чаще всего порождают протест со стороны родителей.
  2. Не поучайте. Не подсказывать решения. Нельзя навязывать собеседнику свою собственную точку зрения и «учить жизни» родителей, так как фразы «На Вашем месте я бы…» и им подобные ущемляют самолюбие собеседника и не способствуют процессу общения.
  3. Не ставьте «диагноз». Необходимо помнить, что все фразы воспитателя должны быть корректны. Категоричные высказывания - «Ваш ребенок не умеет себя вести», «Вам нужно обратиться по поводу отклонений в поведении вашего сына (дочери) к психологу» всегда настораживают родителей и настраивают против вас.
  4. Не выпытывайте. Нельзя задавать родителям вопросы, не касающиеся педагогического процесса, так как излишнее любопытство разрушает взаимопонимание между семьей и детским садом.
  5. Не разглашайте «тайну». Воспитатель обязан сохранять в тайне сведения о семье, доверенные ему родителями, если те не желают, чтобы эти сведения стали достоянием гласности.
  6. Не провоцируйте конфликты. Воспитатель избежит конфликтных ситуаций в общении с родителями, если будет соблюдать все вышеперечисленные правила общения с родителями.

Желаем удачи во взаимодействии с родителями!

Позиции педагога и родителей в подходе к ребенку всегда будут иметь различия, объективные и неизбежные по своей сущности. Совместить эти по­зиции во благо ребенка, найти контакт с родителями - главная задача педаго­га. Отношения в системе «учитель - ученик - родитель» должны строго соот­ветствовать нормам педагогической этики. Многие родители нередко «ви­дят» учителя глазами своего ребенка. И даже незначительные нарушения учителем этики во взаимоотношениях с учеником, малейшая несправедли­вость в оценке его учебного труда или нравственного поступка школьника не проходят бесследно, затрудняют контакт учителя и семьи. Установление до­верия между учителем и родителем чрезвычайно важный и нелегкий шаг, так как исследования показывают, что большинство родителей учеников «груп­пы риска» сами плохо учились в школе и, как результат этого, относятся к


учителю со страхом, недоверием и чаще идут на конфликты. Именно с этой категорией родителей особенно необходимо соблюдение норм педагогиче­ской этики в силу их негативного настроя по отношению к школе.

В общении педагога с родителями учащихся есть свои особенности.

1. Педагог часто сталкивается с ситуацией, когда любовь родителя к ре­
бенку делает его взгляды на поступки и требования учителей крайне субъек­
тивными (свойственно переплетение чувств: любовь, нежность к ребенку, с
одной стороны, гнев, недовольство поведением, оценками - с другой). Любая
негативная реакция со стороны учителя по отношению к ребенку может вы­
зывать у такого родителя раздражение, неудовольствие. Слишком щедрая
похвала в адрес ребенка - чувство смятения: «неужели так идеален, но я-то
знаю, что это не так?» Следствие - недоверие педагогу, игнорирование его
требований.

Вывод: поиск золотой середины - достоинства и недостатки должны быть подмечены и сказаны в тактичной форме, без преувеличения, искренне.

2. Сформированная у большинства родителей стереотипная установка:
раз учитель приглашает в школу, то только с целью сообщить о плохом по­
ведении ребенка, о плохой успеваемости и т. д. Родитель заранее настроен на
неприятный разговор.



Вывод: снять отрицательную установку, чаще общаться с родителями (продумать примерный график встреч) без какого-либо повода.

3. Следует учитывать, что стандартный сценарий проведения родитель­
ского собрания (оценки, успеваемость в целом, сбор денег на ремонт кабине­
та), где минимум информации и отсутствие подлинного педагогического об­
щения, мало привлекает родителей.

Вывод: поиск новых нетрадиционных форм общения - тематические ро­дительские собрания, родительские конференции и др.

Возможно выделить ряд причин, которые могут негативно отражаться на отношениях педагога с семьей ученика:

Этическая неподготовленность учителя или родителей к пе­дагогическому взаимодействию,

Разные уровни общей и педагогической культуры,

Отсутствие единых нравственных позиций на воспитание ребенка.

Разногласия, возникающие между родителями и учителями, могут проис­ходить из-за излишне делового характера взаимоотношений, который роди­тели принимают за снисходительность и ненужное покровительство.

Большинство родителей (87%) на первый план выдвигают отношения равного партнерства, взаимоуважения между родителями и учителями. Фор­мы сотрудничества родителей со школой многочисленны и разнообразны: совместные родительско-учительские конференции, еженедельные заседания родительского комитета, создание родительского клуба, совместные факуль­тативные занятия (ученик - родитель - педагог) «Протяни руку - взаимопо­мощь в учебном процессе» и др.

В общении с родителями недопустимо:


Использовать нравоучительно-назидательный тон,

Сравнивать данного ребенка с другими учащимися,

Делать акцент только на отрицательные стороны личности ребенка,

Обвинять во всех недостатках воспитания только родителей. Деловые взаимоотношения между учителем и родителями учащихся не

возникают сами собой. Они всегда результат сознательной, целенаправлен­ной деятельности педагога. Разносторонние формы контакта педагога с ро­дителями - показатель нравственной педагогической культуры учителя.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Как Вы оцениваете в этой ситуации действия родителя и директора шко­
лы? А как поступили бы Вы на месте родителя, директора школы?

«Шестикласснику Николаю дали общественное поручение: вместе с ребятами своего класса подготовить праздничное представление для первоклассников к Новому году. Он так хорошо справился с поручением, что привел в восхищение педагогов. Директор школы решил объявить благодарность родителям за хорошее воспитание сына и с этой целью пригласил отца в школу. Но он почему-то не пришел. А назавтра позвонил по телефону, извинился и сказал: «Я был занят срочной работой. Но Вы не беспокойтесь, я его уже выпорол. Я сразу понял, что он что-то натворил».

2. Какие нормы педагогического такта нарушил педагог при общении с ро­
дителем ученика? (При затруднении ответа см. приложение № 3).

«До круглой отличницы моя дочь не дотягивала, но и троечницей никогда не была. А тут полный разлад с историей... Надо идти в школу -узнать, что я могу сделать, чтобы пробудить у дочки интерес к истории...

Учительница нехотя отрывается от оживленного разговора с коллегой и, едва узнав причину моего визита, переходит в наступление. За пятнадцать минут энергичного вы­яснения отношений я узнаю следующее: 1. За что моей дочери поставлены двойки, учи­тельница не помнит, потому что нет журнала, но, уже, конечно, все полностью спра­ведливо. 2. По другим предметам она может учиться хорошо и прекрасно, но по истории пятерки не будет иметь никогда, потому что не умеет рассказывать, и я должен был быть благодарен, если ей «натянут» четверку. 3. Лично я в этой ситуации ничем помочь не могу, разве что не ходить понапрасну в школу.

Похоже, в чем-то дочка оказалась права: меня же еще и отругали».

3. Педагогический такт как компонент нравственной культуры

преподавателя

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ТАКТ. Такт в буквальном смысле - «прикосно­вение». Исследователи проблемы педагогического такта по-разному тракту­ют это понятие:

Иногда такт отождествляют с качествами воспитанности, и тогда данное понятие приравнивается к понятию вежливости,

Тактичность - это выражение отношения учителя к делу обучения и вос­питания,

Педагогический такт - это специфический инструмент влияния, тре­бующий наличия профессиональных педагогических качеств: мастерства, творческого потенциала, нравственных чувств.


Сущность данного понятия с психологической позиции наиболее полно определил К.Д. Ушинский, хотя и не дал четкого определения понятия. Педа­гогический такт «не что иное, как более или менее темное и полусознатель­ное собрание воспоминаний разных психических актов, пережитых нами са­мими».

В современной педагогической литературе сегодня существуют разнооб­разные трактовки данного понятия. Приведем лишь некоторые из них. Педа­гогический такт - это:

«поведение учителя, организованное как нравственно целесообразная мера взаимодействия педагога с детьми и воздействия на них» ,

«одна из основных педагогических способностей и важная составная часть педагогического мастерства педагога» ,

«форма поведения, когда человек идет на моральный компромисс, но во имя высоких нравственных целей. Это смягчение, сознательное ослабление одного нравственного требования во имя верности другим» ,

«мера педагогически целесообразного воздействия учителя на учащих­ся, умение устанавливать продуктивный стиль общения» ,

«особое чувство оптимума, мера того, что делает педагог» ,

«способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство ме­ры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов .

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным ре­гуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.

Основными элементами педагогического такта являются:

Требовательность и уважительность к воспитаннику,

Умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему,

Деловой тон общения,

Внимательность, чуткость педагога. Профессиональный такт проявляется

Во внешнем облике педагога,

В умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитан­ников,

В умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в слож­ной ситуации,

В сочетании разумной требовательности с чутким отношением к уча­щимся,

В хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей уча­щихся,

В самокритичной оценке своего труда.

Тактичный педагог приходит вовремя на работу, деловые встречи; свое­временно возвращает то, что одалживал у коллег, учащихся, их родителей; не


повторяет слухов, непроверенных фактов, тем более, если они могут нанести ущерб окружающим.

Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.

Основа такта - выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличи­тельная черта тактичного педагога - высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Понятие «такт» включает много компонентов, но все они так или иначе связаны с заботой о маленьком человеке, с вниматель­ным и чутким отношением к нему. Педагогический такт предполагает гиб­кость поведения учителя - тактику, что обусловлено разноплановыми ролями педагогической деятельности учителя. На уроке - четкость, корректность, строгость, если класс не готов к уроку. Во внеклассной работе - непринуж­денность, задушевность, которые особенно необходимы в индивидуальной беседе, походе, экскурсии. О значимости такта в педагогической работе ис­следователь Н.В. Жутикова заметила: «...там, где гибкость педагогической тактики заменяется резким окриком или многословием раздражения и гнев­ливостью, происходит подмена профессиональной педагогической деятель­ности выражением педагогической несостоятельности. Это как если бы врач вместо оказания помощи больному избил бы его. Так появляются «тупицы» -живые воплощения педагогической запущенности, а вернее, вышеупомяну­той подмены, ее последствий».

Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и про­явления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причи­нам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Следует также отметить, что, используя такие методы стимулирования, как наказание и поощрение, учитель особо должен быть тактичным по отно­шению к каждому ученику. Бестактно, например, применять поощрение в тех случаях, когда преподавателя не поддерживает коллектив или когда ученики считают, что эта похвала их соклассником не заслужена. При применении наказания очень важно как можно больше проявлять уважения и одновре­менно требовательности к воспитаннику. Недопустимо возмущаться про­ступком ученика, а тем более срывать зло, оскорблять ребенка.

ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ

1. Сравните данные выше определения педагогического такта. Какое из них с Вашей точки зрения наиболее глубоко и точно отражает суть данного понятия? Сформулируйте свое определение педагогического такта.

2. Имеются ли у человека какие-либо задатки и свойства нервной системы, которые влияют на формирование педагогического такта, есть ли в них что-либо, что обуславливает большую или меньшую чувствительность и тон­кость, безудержность или спокойствие, уравновешенность натуры учителя, некую предрасположенность к тактичности? Аргументируйте свой ответ


(при затруднении в ответе обратитесь к пособию: Елканов С. Б. Основы про­фессионального самовоспитания будущего учителя. М., 1989. С. 140).

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Раскройте следующие понятия: «культура», «культура профессио­нального общения учителя».

2. Как Вы понимаете сущность профессионально-педагогического об­щения? По каким показателям определяется профессиональная культура об­щения педагога?

3. Расскажите о проблемах общения педагога с родителями учеников. Что недопустимо в общении с родителями? Какие причины могут негативно повлиять на отношения педагога с семьей ученика?

4. Перечислите основные черты, характеризующие тактичного педагога. Как и где проявляется педагогический такт в профессиональной дея­тельности педагога?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

1. * Подготовьте сообщение на тему: «Советы начинающему педагогу в организации продуктивного общения с учащимися» (при подготовке ис­пользуйте статью: Щуркова Н. Общение учителя с детьми // Воспитание школьников. 1995. № 1. С. 2-8).

2. * Подготовьте сообщение на тему: «Опыт педагогов-новаторов в рабо­те с родителями учащихся» (при подготовке используйте следующую литера­туру: Шаталов В. Ф. Психологические контакты. М., 1992. Гл.: Работа с ро­дителями. С. 64-68; Амонашвили Ш. А. Как живете, дети? М., 1991. Гл.: Кого я воспитываю. С. 152-173).

3. Приготовьте этическую беседу для учащихся на тему: «Тактичное по­ведение человека в обществе» (при подготовке сообщения используйте ста­тью: Шемшурина А. Этическая грамматика в 8 классе (такт - это разум серд­ца) // Воспитание школьников. 1997. № 1. С. 6-10; Мудрик А. В, Общение школьников // Новое в жизни, науке, технике. М.: Знание, 1987. Сер. № 11. Педагогика и психология. Гл.: Общение и нормы поведения. С. 26-43).

4. Ответьте на вопрос теста: «Сформирован ли у Вас педагогический такт?» (см. приложение № 3). Если Вы набрали по условиям теста менее 24 баллов, то продумайте методику самовоспитания тех качеств, которые на данный момент у Вас отсутствуют.

5. Вспомните какие-либо педагогические ситуации из своей школьной жизни, где педагог (родитель) должен быть особенно деликатным (дружба, любовь, чувство страха, болезнь ребенка и др.) Проанализируйте в этих си­туациях поведение взрослого и воспитанника.

ЛИТЕРАТУРА

2, 20, 26, 30, 31, 36, 38, 65, 68, 75, 89, 91, 95, 96, 106, 109, 113, 121



Публикации по теме