Игры с 4 месячным ребенком дома развивающие

Кроха растет, становится еще более любознательным, активным. Простенькими погремушками уже не удовлетворить его исследовательских возможностей. Малыш учится переворачиваться, хорошо держит голову, продолжает настойчиво изучать окружающие предметы, пытается сесть, требует все больше внимания. Какие развивающие игрушки теперь должны быть в его пользовании?

Если все идет хорошо, к окончанию трех месяцев малыш радует вас улыбкой, изучает свои ручки, подносит их близко к глазкам, шевелит пальчиками. Он уже различает крошки размером в 1 мм – острота его зрения увеличилась. Тянется к висящей игрушке, пытается ее схватить, но пока промахивается. Его способности активно прогрессируют. Лежа на животике, карапуз удерживает голову гораздо дольше, привыкает играть в этом положении. Поставив напротив зеркало, вы увидите, как он с удовольствием рассматривает себя.

Я познаю мир: взаимосвязь развития ребенка на этапе 4-6 месяцев с необходимыми игровыми атрибутами

Игры с малышом стали значительно интересней и содержательней. Он с улыбкой узнает свои игрушки, стал более активным, участвует в развлечениях со взрослыми, тянет все в рот, поскольку начинают прорезываться зубки. Если непоседу ненадолго взять под мышки, «поставить» на ноги, то он пытается «танцевать» на носочках – идет подготовка к умению стоять самостоятельно.

В пять месяцев малыш твердо упирается на ладони в положении лежа, активно переворачивается с боку на бок, со спины на живот. Пришло время, когда категорически нельзя оставлять его без присмотра на кровати, диване – повышается риск травматизма при падении с высоты. Уже пора перекладывать кроху в игровой манеж либо выпускать на пол, предварительно застелив небольшой участок одеяльцем, плотной подстилкой.

Предлагайте малышу усложненные варианты для самостоятельного времяпрепровождения. В период 4-6 месяцев он усваивает информацию о форме, цвете, размере окружающих вещей, следит за их изменением. Карапуз уже замечает пространственное отношение между предметами. Ему нравится забавляться с собственными ножками, подняв их вверх. Деток шести месяцев называют «Ваньки-встаньки», поскольку, схватив маму за пальцы, они пытаются сесть.

Возраст 4-6 месяцев:

  • соединяет руки по средней линии тела;
  • видит удаленные предметы;
  • внимательно следит за передвижениями взрослых по комнате;
  • прислушивается к источнику звука, доносящегося со стороны;
  • хорошо удерживает голову в положении лежа и вертикально на руках у взрослых;
  • с уверенностью трясет погремушкой;
  • хватает все, что в зоне досягаемости;
  • подражает взрослым (агукает, лепечет).

Не волнуйтесь, если ваш малыш не сидит в шесть месяцев. Эта дата условна. Для всех деток не может быть одинаковых нормативов. Но все же, если к пяти месяцам ребенок не прекращает плакать, услышав пение мамы, зазвучавшую мелодию, к шести – плохо переворачивается, неуверенно держит голову, когда его поднимают из положения лежа, к семи – не «пританцовывает», не пытается дотянуться до игрушки, то это повод показать его специалисту, чтобы исключить неврологические проблемы.

Развивающие игрушки для детей 4-6 месяцев

  1. Игрушки с зеркальной поверхностью. Всматриваясь в свое отражение, кроха совершенствует познавательные способности, зрение, получает от этого удовольствие.
  2. Тряпичный мяч с колокольчиком внутри. Благодаря мягкой текстуре его удобнее захватывать ладошкой, держать в руке, бросать. Манипуляции с мячиком улучшают координацию движений рук и глаз, стимулируют слух.
  3. Бусы. Развивают осязание, мелкую моторику. Поднесите бусы к малышу, пусть он сам к ним потянется, захватит. Потрясите ими, потяните на себя, проверьте, прочно ли кроха ухватился, разрешите ему в вашем присутствии перебирать пальчиками бусины, рассматривать их. Сделайте развивающие игрушки своими руками , например, слингобусы – прекрасный вариант в дороге или когда мама занята домашними хлопотами.
    Все игрушки, содержащие мелкие детали (погремушки, бусы и т. п.), усердно проверяйте на прочность. Попадание инородных тел в рот, нос ребенка чревато серьезными последствиями.
  4. Музыкальные инструменты (барабан, дудочка, ксилофон, погремушки). Благодаря подобным игровым атрибутам малыш учится находить, узнавать источник звука, расположенный в разных углах комнаты. Желательно использовать инструменты с разной частотой, громкостью звука, мелодичностью.
  5. Силиконовый прорезыватель для зубов. Кроха все время тянет что-то в рот, у него порой сильно чешутся десны – идет подготовка к появлению первых зубов. Поэтому игрушки, которые можно грызть, не останутся без внимания. Охладите прорезыватель в холодильнике, тогда неприятные ощущения зуда в деснах немного уменьшатся.
  6. Музыкальные заводные игрушки. Хорошо, если они двигаются, карапуз внимательно следит за перемещением, прислушивается к мелодии, в целом активно реагирует на развлечение.
  7. Игровой центр. Им может быть как мягкий коврик с дугами, так и пластиковая конструкция, располагающаяся над ребенком. Ближе к шести месяцам второй вариант предпочтительней, поскольку подвески на этом приспособлении находятся выше, чем на коврике, оно оснащено музыкальным сопровождением, разными «умными» деталями по бокам. Толкнув висящую фигурку, ребенок услышит мелодию, а попытки достать недосягаемую подвеску стимулируют мышцы пресса для умения вставать. Такая забава будет интересна до года.
  8. Сенсорные девайсы. Это могут быть кубики, зверюшки, пирамидки с большим количеством мелких тряпичных, клеенчатых, пластиковых деталей. Обычно внутри они наполнены маленькими шариками, имеют пищалку. Интересно ими тарахтеть, держа в ручке, настойчиво нажимать на звуковую кнопочку, прислушиваясь к издаваемому шуму. Крохе доставляет явное удовольствие рассматривать, перебирать крылышки, усики животных, трогать шершавые, гладкие, шуршащие стороны кубика.
Чтобы игрушки не надоедали, периодически прячьте их на 2-3 дня. Оставляйте для ежедневной потехи не более 5-6 штук, тогда ребенок будет всецело поглощен ими.

Фигуранты первой статьи цикла не уходят на второй план. Малыш уже развлекается ими самостоятельно, рассматривает, поэтому еще рано прятать:

  • мобиль;
  • погремушки, колокольчики;
  • тряпичные мешочки с разным содержимым;
  • неваляшку;
  • плюшевых животных, кубики с пищалками;
  • тряпичные браслеты с колокольчиками.

Эти детские развивающие игрушки пользуются повышенным вниманием карапуза. Его движения стали уверенней, игра приносит новые эмоции, знания, навыки. Проследите, чтобы мобиль висел на безопасном расстоянии, ведь малыш уже с легкостью может его ухватить, завалить на себя. Если погремушка стала слишком мала, то замените ее на вариант с другой ножкой шириной в палец взрослого человека. Важно, чтобы все атрибуты кроха брал правильно, располагая четыре пальчика с одной стороны и пятый (большой) – с другой.

– продолжение следует.

Разностороннее развитие невозможно без совершенствования приобретённых навыков. Чтобы закрепить двигательное или сенсорное умение необходимо регулярное повторение с помощью игр и упражнений.

Стимулирование умственного и физического развития необходимо. Особенно на чётвертом месяце жизни, когда двигательная активность крохи возрастает. Получение сенсорных навыков, эмоциональных привязанностей и двигательных умений - важнейшие этапы развития.

Чему учить ребёнка в 4 месяца?

Как правильно развивать ребёнка в 4 месяца? Развитие должно быть разносторонним. Поэтому развивающие занятия для детей 4 месяцев должны способствовать:

  • совершенствованию зрения и слуха малыша, обретению новых тактильных ощущений.
  • развитию уже сформировавшегося хватательного рефлекса.
  • укреплению мышц тела, рук и ног.
  • зарождению тесного эмоционального контакта с мамой, папой и другими близкими людьми.
  • освоению мира вокруг, приобретению впечатлений и эмоций.

Двигательные навыки требуют усовершенствования в способности переворачиваться. Малышу нужно показывать, как легко можно перевернуться со спины на живот и обратно. Поднятие и удерживание головы также навык, требующий закрепления.

Если ребёнок не стремится поднимать голову, нужно провоцировать его интерес яркими игрушками. Этот период должен сопровождаться регулярными тренировками мышц спины и шеи.

Малыша нужно приучать тренировать шею для устойчивого удержания головы. Умение ползать также требует последовательного освоения навыка. Четырёхнедельному крохе необходимо сгибать ноги, лёжа на животе. А если перед лицом младенца на некотором расстоянии расположить игрушку, это будет дополнительным стимулом к ползанию.

Какие игрушки нужны ребёнку в 4 месяца?

Упражнения для развития ребёнка в 4 месяца можно разделить на следующие группы:

  • музыкальные игры;
  • занятия с игрушками;
  • игры, сопровождающиеся двигательной активностью;
  • упражнения для тренировки внимания и памяти.

Развивающие игрушки для детей 4 месяца жизни должны быть безопасными. Ассортимент игрушек для грудничков подбирается, исходя из игр, в которых они будут задействованы. Ведь игрушка сама по себе в этом возрасте не становится объектом длительного интереса для ребёнка. Внимание ребёнка акцентируется на контакте с мамой и предложенных занятиях и играх.
Четырёхнедельный кроха должен ознакомиться со следующими играми и игрушками:

  • Игры с зеркалом. Поднесите малыша к зеркалу и покажите его отражение. Обозначьте и назовите части тела крохи. Начинать можно с лица, постепенно переходя на туловище.
  • Пальчиковые игры. Сорока- воровка, идёт коза рогатая - игры- потешки, которые нравятся детям.
  • Игры, побуждающие малыша подтянуться. Для этого используйте лёгкую, но достаточно привлекательную игрушку. Лучше, если это будет палка, за которую удобно схватиться. Предмет нужно расположить в поле видимости крохи, подождать, пока он ухватиться и медленно потянуть на себя. Ребёнок будет тянуться за игрушкой. Свободная рука мамы должна находиться за спиной крохи для страховки.
  • Игрушки, вызывающие звук при ударе рукой. Для этого потребуется любая музыкальная игрушка, при соприкосновении с которой появляется звук. Сначала нужно показать малышу, как и куда нужно ударить, чтобы появился звук. После кроха сам повторит движение.
  • Игрушки, издающие звук при перемещении в пространстве. Яркая погремушка привлечёт внимание новизной звука и заставит малыша снова и снова добиваться понравившегося эффекта.
  • Некоторые советы для успешного проведения развивающих занятий:
  • Ни в коем случае не оставляйте малыша наедине с игрушками и другими предметами.
  • Время больших игрушек ещё не настало, поэтому оставьте их на будущее. Сейчас большая игрушка может испугать ребёнка.
  • Ребёнок пробует всё на вкус, поэтому соблюдение гигиены необходимо. Игрушки нужно мыть после каждого занятия и убирать в закрытую коробку.
  • Время проведения занятий должно быть разумным. Ведь кроха быстро теряет интерес, когда устаёт или хочет кушать.

Малыш 4-7 месяцев от роду обычно уже активно стремится сидеть, либо уже сидит. Пусть даже просто на коленях у родителей, а не самостоятельно. В сидячем положении у ребенка освобождаются руки, он может видеть больше предметов вокруг и сам до них добраться. Поэтому игры становятся разнообразнее и активнее. Еще одна особенность, которая у некоторых сохраняется до 1-1,5 лет — «все в рот». Это надо учитывать при выборе игрушки. Чем же развлечь малыша? Вот перечень традиционных игрушек, которые можно предложить малышу. О прочих, безигрушечных занятиях для этого возраста читайте

Звучащие игрушки:

Погремушки. Их должно быть несколько, но и не миллион.Как правило, любимыми становятся самые простые, потому что их легко брать и трясти.

Если в 3-4 месяца ребенок учился брать погремушки в руки и извлекать звуки, сейчас он в состоянии устроить настоящий шумовой концерт, весело бряцая погремушками друг об друга, об себя или окружающие предметы, которые окажутся в зоне поражения. Поэтому я стараюсь давать погремушки, по-разному звучащие. По одной и в паре каждый раз разные звуки получаются. По-прежнему можно тренировать поиск источника звука вместе с погремушками, усложняя поиски (спрятав за спину ребенка, сбоку, чтобы надо было всем телом повернуться, чтобы увидеть, за ширмой или пеленкой под носом у малыша, чтобы догадался разрушить препятствие.

Ударные музыкальные инструменты. Те же погремушки, но имеющие «серьезный» вид и более интересный звук. Это могут быть:



Уже можно пробовать стучать палочками по обычному барабану и металлофону (с помощью мамы), да и п клавишам игрушечного пианино никто не помешает вам понажимать вместе. Если приобретаете пианино специально, лучше не брать «на вырост», а взят самое простое, т.к. к моменту более-менее осознанного музицирования все равно несколько клавиш или кнопок выйдут из строя. Если дома стоит настоящее пианино, можно попробовать и его, такую махину младенец вряд ли сможет расстроить.

Кубики Зайцева. Если у вас есть набор от старших детей либо куплен или сделан «очень заранее» (т.к. реальный интерес к буквам у ребенка появится еще не скоро), их уже можно использовать в качестве погремушек: они звенят, бренчат, грохочут. Специально покупать это пособие пока рано.

Игрушки со звуковыми модулями (мелодиями, звуками, голосами животных). Даже ужасно звучащие и противно пищащие на вкус взрослого китайские игрушки обычно завораживают детей, которые не против слушать их снова и снова. Поэтому, приобретая подобное, нужно думать о своих нервах. Даже «целых» 7-10 мелодий вам надоедят очень быстро, а ребенку – нет! Чаще всего подобные игрушки используются как отвлекалочки и успокои, когда надо ребенка поддерживать в бодром и веселом расположении духа. А весь развивающий смысл – в том, что ребенок сам заставляет игрушку звучать. Сделал действие — игрушка запела. Поэтому пары игрушек такого вида достаточно.

Если уж хочется что-то поющее-говорящее… могу посоветовать знаменитого говорящего хомяка-повторюшку . Конечно, это игрушка для детей постарше, которые могут уже что-то внятное ему сказать, чтобы он повторил. Но если есть старшие дети или у вас самих достаточно чувства юмора – хомяк может занять малыша надолго. Подарили нам его на новый год для старшей дочки Ирины, она болтает с ним, Паша смотрит, открыв рот – заняты оба!

Музыкальные мобили и карусели – для лежащих детей еще могут пригодиться. Однако чем старше ребенок, тем неинтереснее ему будет просто наблюдать за вращением фигурок. У нас один из мобилей имеет ручки на подвесках, поэтому и в полгода ловить движущиеся фигурки все еще весело.

Тактильные игрушки:

Все, что можно пощупать, потискать, засунуть в рот без последствий, получив разнообразные ощущения от разных материалов, фактур, даже температуры предмета. Для 4-7 месяцев это могут быть:

В качестве бонуса они могут быть снабжены пищалками, прорезывателями, грохоталками, бубенчиками, шуршалками. По опыту, удобнее всего небольшие игрушки, которые хранятся в отдельной коробке, из которой их удобно малышу давать по одной. Сенсорная коробка сохраняется . У нас дома все малышовые игрушки хранятся в трех коробках. В одной – различные текстильные, мягкие, в другой – пластмассовые грызунки и погремушки. А третья коробка как раз – сенсорная. Наиболее востребованными в этом возрасте становятся текстильные подушечки, их удобнее брать, чем лоскутки.

Кубики из разных материалов: щупать, разрушать башни и другие постройки мамы. Мы играем и мягкими кубиками из поролона, и пластмассовыми, и деревянными. Текстильные в рот проще засовывать, а при веселом разрушении башни совсем не опасны.

Я, как фанат деревянных игрушек, даю грызть и их. У нас они своего производства, неокрашенные ничем. Наш магазин деревянных игрушек В контакте

Мячики: маленькие и средние, резиновые и пластмассовые, большие надувные.

Сидящему малышу показываем, как катать мячик. Даже лежащий на животе малыш может ручкой мяч толкать и наблюдать, как он катится, затем многократно повторять это. Наш Паша в 5 мес. с пары толчков понял принцип катания и потом с удовольствием играл с сестренкой. Очень удобным оказался мяч-неваляшка: он катится и возвращается назад, не нужно по комнате за ним бегать.

Пирамидка. Уже сидящий малыш может разбирать ее, снимая кольца со штыря, играть с кольцами. использовать их как грызунки. В этом возрасте еще все равно, какая это пирамидка, а вот в следующем периоде, когда обычно учат нанизывать колечки, полезнее такая, у которой штырь имеет одинаковую толщину по всей длине, то есть ее можно собрать не только правильно, но и как угодно. А еще лучше чтобы все колечки были одного цвета.

Специальные грызунки . От очень многих мам слышала, что дети мусолят во рту что угодно, только не специально предназначенные для этого погрызушки из резины, с водичкой внутри и прочие. Тем не менее как игрушки для манипуляций (повертеть в руках, помахать, перебирать, перекладывать из ручки в руку) они вполне годятся.

Кукла. Познакомить малыша с куклой можно уже сейчас, показывать на ней части лица, тела, делать вместе с ней какие-то режимные моменты (есть, мыться), разговаривать с малышом от имени куклы, играть в прятки, показывать действия: кукла танцует, кукла села, кукла кушает, кукла здоровается и т.п.

Перчаточные и пальчиковые куклы – на маминой руке. Их движения гораздо разнообразнее, они выглядят более «живыми», поэтому все то же, что и с обычной куклой, можно начинать демонстрировать и с этими театральными игрушками.

Резиновые игрушки – для изображений действий, пряток, купания и «на погрызть».

Не теряют актуальности годами, потому что потом их будет озвучивать и от их имени играть уже сам малыш. Я сама играла в разные сценки с резиновыми игрушками до школы точно, и дочь сейчас в разгаре подобных игр пребывает в свои 3,5.

Неваляшка. Сидящему малышу еще удобнее и интереснее играть с ней, наблюдать за ее танцами.

Игрушки для ванной. Мои дети, как только начинали сидеть, в ванне плавать практически переставали, и дальше мы купаемся сидя. Раз свободны руки, можно их чем-то занять! Игрушками, например.

Наборы для ванной хороши и вне ее, обычно это яркие небольшие фигурки, которые удобно сжимать, грызть, бросать. Они могут служить очень долго для ролевых игр (фигурки животных, транспорта). К тому же иногда они снабжены брызгалками, что служит дополнительным развлечением при купании.

Книжки для купания – для самостоятельного листания.

Ребенок не сразу научается переворачивать страницы обычной книги, даже картонной. Оказалось очень удобным листать книжки для купания, странички у них дутые, легко листаются. Еще и пищат частенько, и картинки яркие! Не только в ванной пригодятся.

Пирамидка из стаканчиков, кукольная посуда. А также миски, чашки, разные емкости – все легкое, пластиковое. Все это интересно перебирать, засовывать внутрь ручки, а особенно – кидать и ронять! Это очень полезно, придется запастись терпением. Можно также показать, как вода переливается из одной емкости в другую, как крупа или песок пересыпаются. Дать чашечки и стаканчики в ванную поиграть.

Здесь перечислены разные традиционные игрушки для малышей. Чем еще развлечь ребенка 4-7 месяцев, какие еще игры можно использовать – в следующей статье.



Публикации по теме