Гениальность есть что то общее. Гениальные люди в современном мире

На протяжении долгой истории существования человечества на земле время от времени встречались индивиды, выделявшиеся среди остальных своими уникальными способностями.

Они двигали прогресс вперед, делая удивительные открытия в медицине, физике, химии, биологии, математике и других науках. Глядя на известных ученых и испытывая восхищение, обычные люди не раз задавались вопросом: как стать гением?

Слово «гений» произошло от латинского genus, что означает «род». Первоначально так называли духов — покровителей человека, защищающих его от всех невзгод с самого рождения. Позднее появилось современное значение слова гений – высшая способность человека к творческой научной или художественной деятельности. Кант считал, что гениальность есть талант изобретать то, чему нельзя научиться и научить.

Само по себе явление гениальности настолько загадочное, что определить причины его возникновения не удается до сих пор. Научные исследования показали, что как такового «гена гениальности», скорее всего, не существует, а есть определенный набор генетических программ, отвечающих за суперинтеллект. По наследству данная особенность также не передается, поэтому искусственное «выведение» гениев еще долго будет оставаться заветной мечтой человечества.

Как отличить от обычного человека

На земле живет много талантливых людей, не меньше и одаренных, а вот гениев совсем немного. Так по каким критериям можно отличить гения от обычного человека? Многолетние психологические исследования, проведенные британскими учеными, помогли выделить основные признаки гениальности.

Неординарность, нестандартность мышления, способность взглянуть на проблему с другой точки зрения – отличительная особенность гениев. Исследования психологов показали: если дать одну и ту же задачу обычному человеку и «умнику», гений найдет уникальный способ решения, не свойственный простому обывателю. Интеллект и креативность у таких людей обычно значительно выше среднестатистической планки.

Живое воображение позволяет гению буквально погружаться в мир своих идей, продумывать детали и различные варианты необычных концепций, изобретений. Способность к высокой степени концентрации дает возможность не отвлекаться на внешний мир, а быть сосредоточенным на одной-единственной цели днем и ночью. Например, гениальный химик Менделеев настолько увлекся идеей систематизации химических элементов, что просто увидел свою периодическую таблицу во сне.

Адекватная самооценка и высокий уровень энергии – важный признак нестандартного ума. Многие открытия, сделанные «умниками», настолько удивительны, что меняют представления человека о самых обычных вещах. Обществу проще отвергнуть и подавить гения, чем принять и осознать его правоту. Важно, насколько человек способен добиваться цели, на какие жертвы готов пойти ради результата. Так, Чарльз Дарвин, выдвинув идею о происхождении человека, столкнулся с целой волной негодования.

Оригинальность поведения. Многие видели знаменитый фотоснимок Эйнштейна с высунутым языком. Так вот, чудаковатость тоже является признаком гениальности. Ранее психологи даже пытались объяснить гениальность помешательством ума, но, как выяснилось позднее, теория оказалась несостоятельной.

Необычайная чувствительность и ранимость. Возможно, гениев рождается гораздо больше, но только не все они могут реализовать себя. Критика, насмешки очень тяжело переживаются такими людьми, поэтому для них крайне важна поддержка близкого человека. Семьи, создаваемые гениями, крайне необычны – это прежде всего союз умов, а потом уже плоти.

Как из обычного ребенка вырастить «умника»

Многие из нас мечтают о сверхспособностях, и если у взрослого человека практически нет шансов внезапно поумнеть, то ребенок при наличии таланта вполне может стать гением. Как развить в ребенке этот дар? Психологи предлагают обратить внимание на несколько моментов:

  • Любознательность ребенка, готовность к усвоению и осознанному применению новых знаний, умений, навыков.
  • Нестандартность мышления при решении самых обычных житейских проблем.
  • Разносторонность интересов – ребенка могут привлекать знания, к которым сверстники безразличны.
  • Целеустремленность – иногда дети уже в раннем возрасте решают, кем они хотят стать, и идут к своей цели шаг за шагом.
  • Признаки наличия таланта или одаренности обычно выявляются с помощью тестирования.

Становиться ли гением или остаться просто талантливым, зависит не только от природы, но и от желания самого ребенка. На этот последний, но немаловажный фактор могут повлиять родители. По данным многолетних исследований, проведенных британскими учеными, наибольших успехов достигали дети, чьи родители в воспитании использовали следующие приемы:

  • Вовлекали ребенка в разговор, аргументировали свои доводы, не требовали безусловного подчинения.
  • Поощряли игры – как интеллектуальные, так и физические.
  • Много читали и не использовали для обучения телевизионные передачи.
  • Рассказывали о мире, объясняли смысл явлений, устройство окружающих ребенка вещей.
  • Занимались с ребенком музыкой, пением.

Применение витаминов и других полезных пищевых добавок может сыграть немаловажную роль в развитии ребенка. Недавно медики провели исследование среди недоношенных малышей и пришли к удивительному выводу. К пяти годам дети, регулярно получавшие рыбий жир, лецитин, ноотропные препараты, достигли лучших результатов в обучении по сравнению со сверстниками, которым витамины не давали. Автор: Екатерина Волкова

Гениальность - (лат. genius - дух) - высший уровень развития у человека каких-либо способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей области или сфере деятельности.

Гениальность - предельно допустимая демонстрация творческого потенциала личности. Гениальность традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Гениальность - культурное явление человеческой природы.

Наивысшая – в отличие от таланта – степень проявления творческих возможностей личности.

ПРИМЕР. «Гениальность - это высшая степень, какой может достигать человеческая способность. В мысли, рожденной вдохновением гения, есть что-то непомерное, экстраординарное - этим и отличаются его творения. Но когда он не одержим вдохновением, он может быть лишь более или менее умным, более или менее образованным человеком».

Серж Воронофф, От кретина к гению, СПб, «Европейский Дом», 2008 г., с. 20.

В настоящее время феномен гениальности ещё подробно не изучен …

Известны различные точки зрения:

  • по мнению Платона, гениальность - плод божественного наития;
  • Чезаре Ломброзо постулировал связь между гениальностью и психическими расстройствами;
  • в психоанализе гениальность определяется как врождённое умение сублимировать свои глубинные сексуальные комплексы;
  • бихевиоризм определяет гениальность в терминах поведения: гений замечает, воспринимает, созерцает, ощущает, мыслит, говорит, действует, создает, сочиняет, выражает, творит, сравнивает, разделяет, соединяет, рассуждает, угадывает, передает, думает так, как будто все это ему диктует или внушает некий дух, невидимое существо высшего рода; если же он делает все это так, как будто он сам существо высшего рода, то он есть гений;
  • гештальт-психология определяет гениальность как способность к инсайту, умение видеть общее в частном;
  • когнитивная психология тесно переплетается с гуманистическим направлением и определяет гениальность как способность обладать устойчивой целью при весьма широком выборе путей её достижения. Гуманисты вводят понятие «Я-концепции» и центральным предметом изучения ставят самоактуализацию;
  • с точки зрения модной «квантовой психологии», гений - тот, кому в результате некоего внутреннего процесса удалось пробиться к седьмому нейрологическому контуру (называемому неопределенным термином «интуиция») и вернуться назад к третьему уже со способностью нарисовать новую семантическую карту - построить новую модель реальности;
  • аналитическая психология, во главе с Карлом Юнгом, отстаивает мнение, что «… художественное произведение возникает в условиях, сходных с условиями возникновения невроза». Швейцарский психиатр Эуген Блейлер выдвинул несколько постулатов:

    «а) Гениальность есть такое же уклонение от нормы, как и все остальные; само собою понятно, что она встречается гораздо реже остальных нежелательных уклонений...

    Б) Тенденция к отклонению обыкновенно касается всего организма... Поэтому мы при аберрации в стороны гениальности находим сравнительно часто и другие аномалии, уже большею частью отрицательного свойства (чувствительность, нервозность и т.д.).

    В) Существует кроме того связь между гениальностью и душевной ненормальностью. Поэты и музыканты должны обладать более тонкими чувствами, что в повседневной жизни является помехой и доходит чуть ли не до степени болезни».

    По материалам журнала «Твой потенциал», 2007 г., N 5, с. 50-51.

Гениальность (от лат. genius - дух) - высшая степень проявления творчества. Реализуется в создании тех или иных произведений, имеющих важное значение для развития общества. Для личности - гения характерны такие черты, как творческая продуктивность, владение определенной методологией, готовность к преодолению стереотипов и конвенциональных установлений.

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Википедия

Гениальность - высшая одаренность; то же, что гений.Толковый словарь Ушакова. Д.Н.

Гениальность - наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального… … Современная энциклопедия
*

ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Исторические воззрения на природу гениальности определялись общим пониманием творческого процесса. От античности идет взгляд на гениальность как на род иррационального вдохновения, "озарения" свыше (Платон, неоплатонизм и др.). С эпохи Возрождения получил распространение культ гения как творческой индивидуальности, достигший апогея в эпоху романтизма. В 19-20 вв. развиваются психологические, а также социологические исследования различных аспектов гениальности и творчества.… Большой Энциклопедический словарь

Гениальность - (этим. см. гений). Высшие природные способности, дающие возможность творить что-либо, выходящее из ряда обыкновенного. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. (Чудинов А.Н., 1910. … Словарь иностранных слов русского языка)

Гениальность - ГЕНИАЛЬНЫЙ, ая, ое; лен, льна. Обладающий гением (в 1 знач.), свойственный гению. Г. поэт. Гениальное произведение. Просто, как всё гениальное (о том, чему нашлось лёгкое и простое объяснение; шутл.).(Толковый словарь Ожегова.)

Гениальность - наивысшая степень проявления творч. сил человека. Термин «Г.» употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности. Предполагая врождённую способность к продуктивной… … Философская энциклопедия

Гениальность

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

М. лат. незримый, бесплотный дух, добрый или злой; дух-покровитель человека, добрый и злой.

Самобытный, творческий дар в человеке; высший творческий ум; созидательная способность; высокий природный дар, дарования; самобытность изобретательного ума.

Человек этих свойств или качеств. Гениальный, исполненный гения; самобытный, творческий, самодарный. Гениальность ж. качество, свойство гениального. Толковый словарь Даля

Гениальность - практическое воплощение повышенного уровня творческого потенциала личности относительно других личностей. Традиционно выражается в новых и уникальных творениях, с опозданием признаваемых «шедеврами». Иногда гениальность объясняют новым и неожиданным методологическим подходом к творческому процессу.

Другие значения термина:

* «Гений - это художник, который своим творчеством закрывает одну поэтическую эпоху и открывает другую.» (И. Кант)
* Гениальность - культурное явление человеческой природы.
* «Гений есть терпение мысли, сосредоточенной в известном направлении» - И. Ньютон.
* Гений - это «природная интеллектуальная сила необычайно высокого типа, исключительная способность к творчеству, требующему выражения, оригинального мышления, изобретения или открытия». (Оксфордский словарь английского языка)
* Согласно Большой советской энциклопедии, «Термин „гениальность“ употребляется как для обозначения способности человека к творчеству, так и для оценки результатов его деятельности, предполагая врожденную способность к продуктивной деятельности в той или иной области. Гений, в отличие от таланта, представляет собой не просто высшую степень одаренности, а связан с созданием качественно новых творений. Деятельность гения реализуется в определенном историческом контексте жизни человеческого общества, из которого гений черпает материал для своего творчества».
* «Исходной и завершающей особенностью гения является любовь к истине и стремление к ней.» (Гете)
* «Сутью гения является способность видеть общее в частном» и беспрестанно влекущее вперед изучение фактов, чувство подлинно важного." (Шопенгауэр)
* Гений - «вера в собственную мысль, в то, что важное для вас и вашего сердца важно и для всего человечества». (Эмерсон)
* «Если оценивать продуктивность объективно, а именно, как превращение налично существующего в ценность, как превращение временного в вечное, то гениальность идентична наивысшей продуктивности, а гений - продуктивен непрерывно, потому что именно творчество является его сущностью, именно превращение слова вдело». (Е. Люка)
* Гениальность - «акт обогащения интеллектуального мира каким-то новым элементом». (Вордсворт)
* «Это способность в период созревания идеи к полному игнорированию всего, не относящегося к поднятой проблеме» (Рамон-и-Кахаль)

Как правило, гений творит значительно продуктивнее и быстрее своих ровесников, достигающих официального признания в той же самой сфере занятий. Со времён эпохи Возрождения укоренилось общее представление о гениальности как особом роде вдохновения, побуждающего к новаторству в ремесле. С тех пор существует мнение, что гениальность требует универсальных интересов незаурядной личности.

Однако существует колоссальный разрыв между гениями потенциальными, генетическими, и гениями признанными, реализовавшими свой потенциал:

Частота зарождения, исходя из реализации в исторически обозримые периоды (в оптимально развивающихся прослойках) определяется цифрой порядка 1:1000. Частота потенциальных гениев, развившихся настолько, чтобы так или иначе обратить на себя внимание в качестве потенциальных талантов, вероятно, исчисляется цифрами порядка 1:100000. Частота же гениев, реализовавшихся до уровня признания их творений и деяний гениальными, вероятно, даже в век почти поголовного среднего и очень часто высшего образования исчисляется величиной 1:10 000 000, что предполагает наличие в середине XX века приблизительно сотни гениев на миллиард жителей цивилизованных и не страдающих от всеподавляющей нужды стран. «Генетика гениальности», В. П. Эфроимсон

При бесспорном влиянии личности учителя на будущего гения признаётся, что самообучение и самовоспитание всегда были структурообразующим элементом гениальной личности. Европейский культ гениальности сопровождался становлением философии буржуазной индивидуальности, достигшей кульминации в период романтизма.

В XX веке феномен гениальности становится предметом множества социологических и физиологических исследований. Наиболее известны проявления гениальности в научном и художественном творчестве. В большинстве случаев гениальность музыкантов (прежде всего, исполнителей) основана на врождённых и приобретённых свойствах организма, недоступных другим представителям данной сферы деятельности.

В современный период при умалении фактора универсализма атрибутом гениальности признаётся способность исключительной личности воспринимать, отслеживать и обрабатывать огромное количество информации. Повсеместно обязательным рабочим навыком современного гения обнаруживается способность отличать полезное сообщение от информационного мусора. Несмотря на имеющийся прогресс в педагогике и генетике, современная наука не владеет методами воспроизводства гениальности как трудового навыка или воспроизводимой характеристики субъекта.

* Н. В. Гончаренко. Гений в искусстве и науке. (Москва, 1991)
* В. П. Эфроимсон. Гениальность Эфроимсон В. П. Генетика гениальности. М., 2002.

Развитие способностей проходит нелинейно, выделяют три уровня их развития: одаренность, талант, гениальность.

Человек, способный к различным видам деятельности и общения, обладает общей одаренностью, то есть единством общих способностей, обусловливающим широкий диапазон интеллектуальных возможностей, высокий уровень освоения деятельности и своеобразие общения.

Определение. Одаренность - высокий уровень выраженности способностей, обеспечивающий возможность успешного выполнения деятельности.

Таким образом, одаренность составляет первый уровень развития способностей, которым обладают многие дети в начале развития благодаря своим индивидуально-психологическим особенностям и задаткам.

Следующий уровень выраженности способностей характеризуется понятием ``талант"".

Определение. Талант - это сочетание способностей, дающее человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнять какую-либо сложную деятельность.

Талант проявляется в конкретной деятельности и, как правило, возникает и развивается у той доли одаренных детей, которые начинают активно обучаться и заниматься деятельностью, способствующей раскрытию их таланта. Если в таланте задатки соединяются со склонностями, то у ребенка возникает побуждение продолжать заниматься деятельностью, в которой он успешен. Однако этого может и не произойти и тогда талант оказывается невостребованным социальной ситуацией или самим человеком; при дальнейшем же развитии таланта возникает высший уровень проявления способностей - гениальность.

Определение. Гениальность - высший уровень развития способностей, создающий возможность достижения личностью таких результатов, которые открывают новую эпоху в жизни общества, в развитии науки и культуры.

Талантливые люди часто встречаются в различных сферах деятельности, они с успехом реализуют себя, а вот гениальность - исключительная редкость, это нашло выражение в высказывании «гении рождаются раз в сто лет».

Таким образом, в процессе развития и совершенствования способностей лишь единицы людей достигают высшей точки их развития, поэтому одна из задач дифференциальной психологии - как можно раньше выявлять одаренных детей, чтобы продолжить их специальное обучение и воспитание с целью дальнейшего развития способностей.

Творческий уровень в свою очередь делится на следующие уровни:

    одаренность;

  • гениальность.

Одаренность это качественно своеобразное сочетание способностей, дающих человеку возможность успешно заниматься одним или несколькими видами деятельности.

Термин «Одаренность» многозначен. Одаренность может быть общая и специальная. Общую иногда называют умственной. Диапазон специальных одаренностей достаточно велик.

Когда говорят про одаренность, чаще всего имеют в виду детей, поскольку говорить об имеющихся возможностях применительно к деятельности взрослого человека несколько поздновато, пора превращать их в талант.

Талант это высокий уровень развития способностей, прежде всего специальных в их совокупности, позволяющий создавать в деятельности человека оригинальные результаты, отличающиеся принципиальной новизной.

Большинство талантливых людей обладали несколькими высоко развитыми способностями. Лермонтов и Пушкин рисовали, химик Бородин писал музыку и т.д.

Гениальность это высший уровень развития способностей, который позволил личности достичь таких результатов творческой деятельности, которые составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры, имеют историческое значение и создают новые направления в науке, искусстве, технике.

Гениям характерна работа в большом количестве направлений, где они и создают свои произведения (Леонардо да Винчи, М.В.Ломоносов).

Для гения характерно:

1)работа в разных направлениях науки и искусства и создание абсолютно новых открытий и произведений искусства;

2)высокая производительность труда (продуктивность их колоссальна);

3)обширные знания научного и творческого наследия, т.е. гений схватывает, выделяет суть из всего того, что было открыто до них;

4)гений всегда творчески перерабатывает основные идеи, концепции предыдущих поколений и при необходимости очень жестко отбрасывает устаревшие идеи и концепции. Он всегда может доказать свою точку зрения, объяснить почему отбрасывает. Непризнанные гении не могут убедить народ в своей правоте, не признают никаких авторитетов и часто отрицают без знания глубины вопроса.

5)результаты творчества гения должны помогать прогрессу человечества (чтобы откинуть «злого гения»). Но этот признак не обязателен.

Развитие способностей.

Все теории способностей можно свести к трем группам:

1.Наследуемость способностей. Уже в генном аппарате передается тот или иной уровень или область способностей. (Гальтон)

2.Приобретенность способностей. Зависимость возникновения способностей и степень ее развития от способа обучения.

3.Соотношение природного и приобретенного. Способности формируются и развиваются в деятельности.

Любые задатки, прежде чем развиться в способности должны пройти большой путь развития. В процессе развития способностей можно выделить ряд этапов:

1.Происходит подготовка анатомо-физиологической основы будущих способностей.

2.Идет становление задатков небиологического плана.

3.Складывается и достигает соответствующего уровня нужная способность.

Все эти процессы могут протекать параллельно, в той или иной степени накладываясь друг на друга.

Рубинштейн С.Л. говорил, что развитие способностей совершается по спирали : реализующиеся возможности, которые представляют способности одного уровня, открывают возможности для дальнейшего развития способностей более высокого уровня.

Развитие способностей находятся в прямой зависимости от конкретных приемов, методик, направленных на формирование соответствующих навыков, умений и передаче знаний. Наиболее эффективным путем развития способностей является развитие личности ребенка, его потребностей, интересов, уровней притязаний и т.д., т.е. воздействие на целостную личность ребенка. Необходимо учитывать сензетивные периоды, благоприятствующие становлению тех или иных способностей. Большинство способностей начинают свое развитие в дошкольном возрасте.

Требования, предъявляемые к деятельности, развивающей способности: а) творческий характер деятельности, б) оптимальный уровень ее трудности для исполнителя, в) должная мотивация и г)обеспечение положительного эмоционального настроя в ходе и по окончании выполнения деятельности.

Для того чтобы быть признанным гением, человек должен показать необычный уровень развития талантов, ценящихся в рамках его культуры. Так как привлечь к себе внимание могут только особые индивиды, то и достижения их настолько уникальны, что благодаря этому такие люди составляют отдельную группу внутри человечества в целом. Однако с разработкой более объективных методов наблюдения и усовершенствованием тестовых методик появилась возможность выявлять и не столь выдающихся индивидуумов, которые являются переходным этапом между среднестатистическим человеком и обладателем особого дара. Распространенное представление о гении как об отдельном «виде», судя по всему, возникло точно так же, как и похожее мнение о слабоумных, и точно такими же методами оно постепенно разрушается.

Любопытно сопоставление гения и выдающегося человека. Многие авторы разделяли эти два понятия только на том основании, что гениальность называли обладанием «всем тем, что необходимо» для достижения популярности в нашем обществе, а выдающийся человек считается гением априори. В соответствии с этой точкой зрения видов гениальности может быть столько же, сколько и способов достичь успеха в каждом конкретном обществе. Успешный, например, финансист может быть представлен к почетной университетской степени за свой «финансовый гений», а генерал-победоносец - за свой «полководческий гений». Общество зачастую создает новые виды гениальности для того, чтобы рационализировать условия признания выдающихся людей.

Практически любая теория, касающаяся природы гениальности, может получить подтверждение, если термин «гениальность» будет ограничен произвольно выбранными строгими рамками. Самое широкое и наиболее объективное определение гениальности предполагает, что гений - это человек, который в любой области деятельности способен показать результаты, значительно превышающие средние показатели. Однако в это определение неизбежно входит социальная оценка. Гениальность определяется с точки зрения специфических социальных критериев и культурной системы ценностей. В нашем обществе именно абстрактные и лингвистические способности принято считать «высшими» умственными процессами. Точно так же при помощи определенных способов достижения успеха человек может добиться признания себя гениальным намного быстрее, чем двигаясь другими путями. Так, академическая и научная , литература, музыка и искусство находятся в большем почете, чем, скажем, катание на роликах или кулинария.

Уточним, что только совершенно феноменальные достижения в этих последних видах деятельности могут быть признаны гениальностью, да и то под влиянием моды. Роллер - акробат, завоевавший мировую славу, или знаменитый шеф-повар с полным правом могут получить титул гения и заслужить много большее признание, чем посредственный деятель науки или художник. Но для того чтобы их гениальность была признана, их достижения должны быть несоизмеримо более значительными, чем во втором случае. Но даже когда таких людей называют гениальными, возникает ощущение, что делается это исключительно из вежливости, и само слово безоговорочно заключается в кавычки. Таким образом, становится очевидным, что для того чтобы иметь практический смысл, любое определение гениальности должно включать в себя выборку значимых талантов, созданных в рамках данной культурной группы. Изучение человека, вырванного из контекста времени и пространства, где он жил, имеет слабое отношение к реальности.

Теории, посвященные природе гениальности

Гениям во все времена приписывали огромный спектр отличительных особенностей: от божественного вдохновения и сверхчеловеческой «искры» до физических дефектов и безумия. Все эти разнообразные теории могут быть разделены по принципу лежащего в их основе предположения. Их четыре, и соответственно могут быть выделены четыре вида теорий: патологические, психоаналитические, качественные и количественные. Основные отличительные положения каждого вида теорий мы собираемся предложить вашему ниже.

Патологические теории. В патологических теориях" гениальность была связана с безумием, «расовой дегенерацией» и даже слабоумием. Такие теории рождались уже в Древней Греции и Древнем Риме. Аристотель обращал внимание на тот факт, насколько часто у знаменитых личностей наблюдалась болезненная психическая симптоматика, а Платон выделил два вида бреда, один из которых представлял собой самое обычное безумие, а другой являлся «духовным возвышением», рождающим поэтов, изобретателей и пророков. То, что в Риме было известно под названием furor poeticus и amabilis insania, имело отношение к тому же феномену. Одним из тех, кто отстаивал такую точку зрения, был Демокрит. А Сенека навел Дридена на мысль, получившую выражение в его известном высказывании о том, что великий ум и безумие идут рука об руку. Ламартин говорил о том, что «maladie mentale qu"on apelle genie» (слабый разум порождает гениев). В 1836 году литературный мир был шокирован заявлением Лелю о том, что физиологические показатели, отмеченные при жизни Сократа, являются неоспоримым свидетельством того, что «отец философии» систематически впадал в состояние транса, был подвержен приступам столбняка, искажения восприятия и галлюцинациям, что в совокупности составляло полную картину того, чему Лелю дал название «сенсорного или перцептивного безумия». Десятью годами позднее Лелю пришел к выводу, что это относится и к Паскалю, особенно отмечая тот факт, что Паскаля посещали видения религиозного содержания и . Эта ранняя работа Лелю послужила стимулом для дальнейшей разработки теорий гениальности и безумия, а также для появления огромного числа попыток сходного анализа патологических черт выдающихся людей.

Психоаналитические теории. Так же как и более современные патологические теории, психоаналитические представления о гениальности ставят акцент скорее на мотивационных, чем на интеллектуальных характеристиках. Отмечая необходимость наличия высокого уровня развития умственных способностей, некоторые психологи называют этот аспект гениальности «психологической загадкой» (28) и концентрируют внимание на мотивационных факторах. Другие заняли еще более экстремальную позицию, утверждая, что гений совсем не отличается по уровню развития способностей от обычного человека, отличаясь от него только тем, какое применение он находит своим способностям под воздействием сильной мотивации. Среди психоаналитических концепций, которые чаще других обращались к объяснению гениальности, можно назвать теории сублимации, компенсации и « процессов» в творчестве.

Под сублимацией подразумевается, что художественные или научные достижения играют роль заменителя, выхода нереализованных потребностей, чаще сексуального характера. Напрашивается самый распространенный пример - поэт, сочиняющий любовную лирику, когда его личная жизнь не ладится. Но во многих специфических случаях, которые психоаналитики пытались объяснить действием этого механизма, подобные рассуждения казались довольно натянутыми и надуманными. Компенсация реальных или умозрительных недостатков также была предложена в качестве универсального ключа ко всем достижениям гениев. Лучшая иллюстрация - это примеры великих ораторов, которые, подобно Демосфену, развили свой талант с целью компенсировать привычное заикание или другой подобный дефект речи. Также существует предположение, что Бетховен создал лучшие свои произведения после того, как у него начались серьезные проблемы со слухом, а сам дефект слуха у него, возможно, был еще в раннем возрасте. И будто бы по этой причине его интересы были связаны со слуховыми переживаниями с самых ранних лет, когда он начал интенсивно заниматься музыкой, а в результате добился выдающихся результатов в музыке. Как и сублимация, компенсация, возможно, может помочь нам понять мотивацию некоторых гениев, но не может применяться для объяснения всех без исключения случаев.

Некоторые деятели искусства, особенно художники, позаботились о том, чтобы оставить нам описания собственных творческих переживаний. Некоторые упоминали трансоподобные состояния и автоматическое, бесконтрольное возникновение творческих идей. Это психоаналитики сочли доказательством собственной теории значимости «бессознательных процессов», а также роли, которая принадлежит этим процессам в творческой деятельности. Разумеется, людей, составивших подобные интроспективные описания, несравненно меньше, чем общее количество достигших высот в искусстве, науке и других областях деятельности. Люди искусства по характеру своей профессии склонны более драматизировать собственные переживания, чем другие"творцы. По контрасту с этим драматизированным объяснением результаты проведенного Россманом опроса 710 активных и преуспевающих американских изобретателей выглядят рассудительней. Этот опрос, результаты которого были дополнены информацией, полученной от руководителей исследований и поверенных по патентам, касался как характеристик самих изобретателей, так и процесса изобретения. Это исследование никоим образом не подтвердило популярные представления.

Теории качественного превосходства. В соответствии с этой доктриной гениальный человек представляет собой отдельный вид людей, отличающийся от всего остального человечества своими способностями. Такие взгляды отличаются от патологической и психоаналитической теорий тем, что они безоговорочно признают гениального человека более развитым, чем обычные люди. В этой концепции нет места каким бы то ни было недостаткам. Достижения гениев в соответствии с этой теорией являются результатом процесса или состояния, которое совершенно недоступно обыкновенным людям. Фраза «искра гения» является свидетельством общераспространенного влияния этой точки зрения.

Теории количественного превосходства. Убеждение, заключающееся в том, что гениальность связана с количественным превосходством, обусловливает определение гениальности как верхнего предела распределения способностей. «Особые дарования» и «творческие способности» гениев присущи всему человечеству, пусть и в меньшей степени. Гениальность определяется с точки зрения реального, измеряемого поведения, а не как нечто неизведанное. Точнее, достижения гениев оказываются отнесены не на счет какого-либо единичного таланта, а приписываются некой благоприятной комбинации разнообразных мотивационных, интеллектуальных и средовых факторов. Более того, социальные последствия превышения некоторых критических показателей в сплошном распределении могут быть весьма значительны. Таким образом, появляется вероятность того, что количественные различия человеческих черт могут привести к различным с качественной точки зрения результатам.

Как и патологическая теория, этот подход имеет долгую историю. В древнем мире гениальность часто относилась на счет божественного вдохновения. Греки говорили о «демоне», принадлежащем человеку, которому приписывалось обладание магическими силами, а также власть над вдохновением для творческой деятельности. К тем, кто так говорил о гениях, относятся и Сократ, и Платон.

Методы изучения гениальности

Психологические исследования в области природы и развития гениальности основывались на двух фундаментальных подходах, а именно: изучение достигших известности взрослых и изучение одаренных детей. Среди специфических методик можно выделить: биографический анализ, изучение случаев, статистическое исследование, историометрия, анализ итогов теста на определение коэффициента интеллекта и лонгитюдное исследование. Несмотря на то что все исследователи могут комбинировать два и больше специфических методов, и многие именно так и поступают, для ясности изложения мы рассмотрим каждый из них в отдельности.

Биографический метод предполагает тщательное изучение всего доступного печатного материала, посвященного данному человеку, с целью понять источник и характер его гениальности. Исследование ограничено одним человеком, специально выбранным среди великих людей древности. Этот метод нашел широкое применение в психоаналитической практике, а также стал популярным среди апологетов патологической теории гениальности. Литература по этому методу исчисляется тысячами публикаций. Особый интерес с точки зрения источника материала для исследования представляют собой собственноручно написанные автобиографии выдающихся людей. Самыми грандиозными примерами могут послужить «Жизнь Бенве-нутто Челлини, изложенная им самим» и более современная «Экс-вундеркинд: мое детство и молодость», написанная Норбертом Винером. В последней книге вы можете найти подробное и тонкое описание переживания автора как ребенка-вундеркинда, из которого впоследствии вырос один из ведущих ученых и математиков двадцатого века.

Метод изучения случаев заключается в интенсивном тестировании, интервьюировании и наблюдении за отдельными живущими личностями. Так как привлечь взрослых к подобному исследованию довольно сложно, этот метод был впервые применен для изучения одаренных детей. Несколько исследований такого рода, испытуемыми в которых выступали дети-вундеркинды, в том числе и несколько подростков-писателей, было проведено психологами в двадцатых-тридцатых годах нашего столетия. Только в последние несколько лет данный подход начал применяться для исследования выдающихся взрослых.

Метод статистического исследования, как и биографический, основывается на анализе печатной информации, но от этого последнего метода он отличается некоторыми базовыми аспектами. Статистическое исследование гениальности направлено скорее на то, чтобы выявить общие тенденции многочисленной группы, чем на исчерпывающий анализ единичного случая. Вся доступная информация о выдающихся людях черпается из энциклопедий, биографических справочников «Кто есть кто» и тому подобных источников. Этот материал в некоторых случаях получает подтверждение на основе биографических источников. Но в большинстве случаев используются указанные вначале источники, что объясняется большей объективностью, достоверностью и стандартизированностью данных. Следует отметить, что данный метод в качестве критерия гениальности применяет уровень известности.

Историометрический метод привлекает к исследованию весь исторический материал, где речь идет о человеке или группе людей. Данные добываются из разнообразных источников, в том числе: биографий, справочников и оригинальных документов, писем и дневников. Исследователи стараются найти максимально много общей информации, особенно связанной с детскими достижениями и достоинствами великих людей. Затем этот материал оценивается на основе более-менее постоянных стандартов тем, чтобы дать оценку индивидуальных черт человека. Этот метод применял в своей работе, посвященной нравственной и умственной наследственности в королевских семьях, Вудс, также к нему обращался Йодер. Термен впоследствии предложил способ адаптирования историометрии, который предусматривает, что задокументированные достижения будут оцениваться по возрастным нормам тестов на определение уровня умственного развития и коэффициента . Например, применяя этот метод, Термен установил, что коэффициент интеллекта был в детстве равен приблизительно 200.

Изучение результатов тестов на определение коэффициента умственного развития включает в себя непосредственное исследование многочисленных групп детей с высоким уровнем интеллектуального развития с применением соответствующих тестов. Испытуемые изначально отбираются по результатам тестирования коэффициента интеллекта, и впоследствии анализ проводится при помощи стандартизированных интеллектуальных, образовательных и личностных методик.

Относительно свежей разработкой является лонгитюдное исследование, которое предполагает наблюдение за группой детей, изначально отобранных по высокому значению коэффициента интеллекта в подростковом и взрослом возрасте.

Периодически можно услышать о гениальности того или иного человека. Иногда это бывает преувеличением, но порой соответствует истине. Есть ли какие-то критерии, которые определяют, что такое гениальность? Как распознать, что перед нами настоящий гений? Можно ли развить это качество, либо гениями становятся только от рождения? Вообще, гениальность – это хорошо или плохо? Возможно, ее значение для общества сильно преувеличено? Легко ли живется таким людям? Бывают ли гениальные дети или это качество развивается только у взрослых людей? Поищем ответы на эти вопросы.

Что такое гениальность?

Гениальность - это высшая степень проявления творческого или интеллектуального потенциала. В отличие от таланта, гениальность узконаправлена и развивается, в основном, только в одном из направлений. Очень часто срабатывает компенсаторный эффект. По принципу, если где-то очень много, значит в чем-то другом – мало. Гении бывают неприспособленными к реальной жизни людьми. Если поставить на чаши весов талант и гениальность, то лучше все-таки выбрать первое. Лучше быть разносторонне развитой личностью.

С другой стороны, гении мыслят совершенно не так, как принято в обществе, потому то, что могло бы огорчить обычного человека, не вызовет у них негативных эмоций. Они будут настолько увлечены успехом в своей сфере, что могут не замечать что-либо другое. Получая моральное удовлетворение от того, что они смогли создать очередные гениальные изобретения, они даже не задумаются, почему так сложно найти общий язык с простыми людьми, особенно с представителями противоположного пола.

Талант и гениальность – это разные степени развития потенциала человека. Оба эти качества закладываются еще на генетическом уровне. Талант – в виде задатков или способностей, а гениальность – как единственная стратегия развития.

Как показывает история, если для развития таланта требуются определенные условия, то гениями становятся где угодно. То есть, талантливым человек будет благодаря кому-то или чему-то. Гением же он станет вопреки всему. Но вот с какого возраста это произойдет, предугадать не возможно.

Кто они, гениальные дети?

Многие родители хвалят своего ребенка за хорошие оценки, называя его «ты наш маленький гений». Если бы они задумались над сказанным, то взяли бы свои слова назад. Гениальные дети очень часто вырастают в неудачливых взрослых, с регулярной депрессией, целой армией «тараканов» в голове.

Гениальность – это сложное бремя даже для взрослого, не говоря уже о психике ребенка. Ведь такие люди, кроме сверхчеловеческих способностей, очень часто с очень ранимой натурой.

В детском возрасте намного сложнее справиться со «звездной болезнью», и уж тем более сложнее пережить внезапное «падение». Гениальные дети –это большое испытание для их семей, поскольку менее гениальным родителям бывает сложно понять своих вундеркиндов. А непонимание в семье откладывает свой отпечаток на всю жизнь. Хотя, встречаются счастливые истории, которые вдохновляют.

Как распознать гения?

Четких критериев, показывающих гениальность, не существует, но все-таки можно говорить об определенных закономерностях, присущих таким людям. Гении с уникальным восприятием мира, своеобразным отношением к привычным вещам. Они могут даже не заметить то, что на бытовом уровне выведет из равновесия другого человека. Но что-то необычное заставит их впасть в настоящую депрессию.

Например, гениальные дети совершенно не расстроятся, если им не купят какую-то игрушку, зато надолго потеряют смысл жизни, узнав, что опровергнута теория Эйнштейна.

Основные признаки гениальности:

  • Всестороннее рассмотрение любого вопроса и глубина мысли;
  • Визуализация мышления;
  • Склонность к постоянному экспериментированию;
  • Сочетание несочетаемого;
  • Умение видеть аналогии и метафоры;
  • Развитая интуиция;
  • Специфическое чувство юмора;
  • Не останавливаются в тупиковой ситуации, всегда ищут выход.

Но сразу оговоримся, что это распространяется только на выбранную деятельность. В обычной жизни такие люди могут не замечать очевидного. Поэтому, корректно выделить несколько видов гениальности.

Виды гениальности

Чтобы проще было распознать гениальность, следует понимать, какие формы она может принимать:

  • Практическая – «золотые руки», умение мастерить, чинить, конструировать, создавать что-то новое;
  • Научно-академическая – «светлый ум», успехи в учебе, научно-исследовательской деятельности;
  • Бытовая – редкий вид гениальности, помогающий ориентироваться в жизни;
  • Спортивно-физическая – высокий уровень силы, координации, баланса, ловкости, гибкости, выносливости;
  • Творческая – развитая фантазия и умение ее воплощать, реализация в творческом процессе;
  • Эмоциональная – умение понимать других, чувствовать и сочувствовать, развитая эмпатия;
  • Предпринимательская – самый интересный для многих вид гениальности, позволяющий буквально притягивать к себе деньги.

Также имеют место две разновидности гениальности, связанные с масштабами ее воплощения. В первом случае, речь идет о людях, которые очень быстро переключаются от одного поиска на другой, все время оставаясь открытыми для чего-то нового. Во втором случае, жизнь гения тесно связана с одним трудом, который он будет оттачивать и совершенствовать до последних своих дней.

Можно ли развить гениальность?

Вопрос развития гениальности у себя или своего ребенка вызывает сомнения, но все-таки, если кому-то это нужно, рассмотрим, как это сделать. Хоть гениальность и закладывается генетически, но отрицать роль окружения в ее развитии тоже не стоит. Главное, делать это добровольно, без насилия над личностью. Ведь гениальные дети должны появляться по своему выбору, а не прихоти родителей. Иначе можно сломать ребенку жизнь и отобрать будущее.

Хорошие способы развить гениальность – усиленное совершенствование в своем направлении, постоянный выход из зоны комфорта и общение с другими талантливыми коллегами «по цеху». Приемы простые, но очень эффективные.

Сложно сказать, что такое гениальность. Для одних она становится даром, а для других проклятием. Особенно, если речь идет о вундеркиндах. Поэтому гениальные дети вызывают противоположные эмоции, от восторга до чувства жалости. Но, порой, выбор делается за человека, и гениальность становится чьим-то предназначением не завися от его истинных желаний. Хорошо это или плохо? Кто знает. Если звезды зажигают, значит – это кому-нибудь нужно.



Публикации по теме