Как называется национальный костюм казахов. Казахский национальный костюм

Казахская национальная одежда

Из истории одежды. Исследование материальной культуры каждого народа включает и изучение предметов одежды. События, изменения в жизни народа находят свои отражения и в такой сфере быта, как одежда - зеркало обычаев и культурных традиций казахского народа. Изучая одежду, ее изменения в процессе времени и ее совершенствование можно воссоздать интересные картины из истории жизни наших предков. Фольклор казахского народа донес до нас такие выражения, связанные с предметами одежды и быта: «Девушка, одетая в каркату», «Женщина в касабе» (вид женской одежды). Иногда казахи, чтобы сказать о своем старшинстве. Говорят: «Я раньше тебя состарил несколько иткойлек (рубашек-распашонок)». Или «Кто надел кебенек - вернется, кого завернули в кебин (саван) - не вернется никогда». Если вы читали казахские народные эпосы. Слышали легенды о батырах, то встречались со словами: «на голове батыра была дулыга (шлем), за спиной жыга (колчан), на туловище сауыт (кольчуга), вокруг туловища - бельдык» (пояс). Слова каркара, кабаса, иткойлек, дулыга, сауыт, жыга, бельдык,кебенек,кебин указывают на предметы, окружавшие казахов со дня рождения и до последнего вздоха. С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. По трудам Геродота можно узнать, что древние племена, проживавшие на нынешней территории Казахстана, были кочевниками. Кочевые саки занимались скотоводством. Вместе со скотом они зимовали на зимовках, а летом откочевывали на жайляу. Большинство скота составляли лошади. Лошади для них были «крыльями», способствовали победам над врагом в войнах. В мирное время их молоко, из которого делали кумыс, было целительным напитком, шкуры - одеждой, мясо - пищей. Наши предки в древние времена изготавливали для себя одежду из шкур скота. Шапка (тымак), шуба, штаны из меха были самыми удобными предметами одежды, и как нельзя лучше соответствовали образу жизни кочевого народа и переменчивым погодным условиям. Но говорить, что одежду они шили только из конских шкур, было бы неверно. Этим мы только обеднили бы их «портновское» ремесло. Кочевники - дети природы. Они постоянно занимались охотой. Значит, наши предки для изготовления одежды использовали и шкуры диких зверей. Это объясняет и то, что в искусстве казахов есть такие строки: «Где ты время, когда из шкуры черного булана (булан - дикий конь) шили сапоги?» О древнем тюркском кагане, о его свите китайский историк Сюань- Цзян писал так: «… их лошади статные. На кагане был голубой шелковый халат. На голове чалма, длиной более одного чьеана (3,2 м), с кисточками за спиной. Вместе с ним более 20 человек свиты в халатах из парчи, с заплетенными косичками. Остальные воины в одежде из кож, в легких головных уборах. В руках они держали флаги луки, а также секиры». Можно предположить, что в древности каганы (руководители войск) одевались в богатую одежду, сшитую из китайского шелка. А рядовые воины одевались в традиционную одежду, сшитую из кож. По утверждению ученых. Среди древних тюрков было много танцоров, музыкантов, барабанщиков, мастеров игры на национальных музыкальных инструментах. Они даже показывали свое искусство и во дворе китайского императора - богдыхана. Известно, что люди искусства всегда одевались в яркую, красиво сшитую, изысканную одежду.

Одежда кочевников. Кочевой образ жизни наших предков вынуждал их постоянно защищать свои земли от набегов. В таких условиях, когда больше времени проходило «в седле коня и на горбу верблюда» одежда должна была быть удобной, приспособленной для такой жизни. Надо было быть всегда всеоружии, на коне встречать врага, на горбу верблюда перевозить юрту, имущество, семью с детьми. Поэтому в одежде воинов больших изменений не произошло. Головной убор древнего тюрка мало чем отличался от тымака казаха начала ХХ века. Значит, военно-походная жизнь древних казахов мало чем отличалась от жизни воинов начала ХХ века, поэтому и одежда не претерпела коренных изменений. Конечно, нельзя утверждать, что раньше и хан и простой кочевник одевались одинаково. Возьмем, к примеру, одежду «Золотого человека», найденного при раскопках в местности Есик, близ Алматы. Это захоронение молодого знатного воина, видимо, сына предводителя большого племени. Об это пишет украинская поэтесса Мария Влад в своем труде «Тайна Кипчакской степи» о том, как было найдено погребение тюркского принца, завернутого в византийский шелк, в золотом халате на плечах, подпоясного серебряным поясом, в серебряных и золотых латах, с золотой цепью, с дорогими перстнями на пальцах, державшего в правой руке золотую булаву. Поскольку и в середине века жизненный уклад кипчаков не претерпел значительных изменений, бытовые изделия, предметы материальной культуры оставались в основном прежними, это относится и к одежде. Воинская одежда древнего защитника, дошедшая до нас по описаниям устного народного творчества, состояла из дулыги, жыга, аксауыта, бельдыка - все эти шлемы, латы, кольчуги и пояса сохранились в доспехах казахского воина и до начала ХХ века. Большинство воинских доспехов изготавливаливались из металла. Не у всех была возможность приобретать киреуке - кольчугу. Ее заменяли кокрекше - подкладкой из кошмы. Твердой кожи и конского волоса. В песнях Шалкииза (XV-XVI вв.) встречаются такие слова «На нем был кожаный полушубок без рукавов. Который нельзя разорвать». Мирная одежда кочевника мало чем отличалась от боевой. При кочевке мужчины, хоть и не брали с собой все виды вооружения. Но соилы (дубины) держали при себе: могли напасть враги, воры, встретиться дикие звери. Жизнь в кочевьях - это наполовину воинская жизнь. Правда, в торжественных случаях, на тоях одежда была другая, понаряднее.

Разница между одеждой женщин и мужчин

Если одежда мужчин-кочевников в основном не менялась, то наряды девушек, молодых женщин со временем подвергались некоторым изменениям. Правда, есть сведения, что в военное время кипчаки одевались по-мужски, садились на коней с оружием в руках, и сражались с врагами. Вели трудную походную жизнь. У казахов девичья и женская одежда отличается друг от друга. Девушки надевали приталенные платья с бахромой по двойному полу. Камзолы окаймлялись вышивками, застегивались металлическими застежками или подпоясывались серебряным поясом. На голову надевали тюбетейку - такия, украшенную перьями филина. Тюбитейка с перьями означала, что девушка вступила в пору выданья замуж. Женщины средних лет надевали на голову кимешек - головной убор, закрывающий полностью голову, открыто было только лицо. Поверх платья они надевали камзол, на ноги - ичиги - сапожки с галошами. С возрастом казашки одевались все проще. Головные уборы были лишены украшений. Мужчины одевались одинаково, без особых отличий друг от друга. Хотя одежда тоже имела возрастные отличия. Одежда юношей была наряднее. Они обычно носили шелковые рубашки с прямым воротником или без него, бархатный бешпент, брюки и сапоги из сыромятной кожи. Поверх всего надевали чекмень или чапан из верблюжьей шерсти. На голове они носили тюбетейку, борик - шапку, окаймленную мехом пушного зверя. С возрастом одежда у мужчин тоже становилась скромнее и попроще.

Названия одежды. Много наименований имеют головные уборы. Это борик, каркара (вид круглой остроконечной шапки), саукеле - высокий женский головной убор, касаба. Саукеле - красивый головной убор, имеющий очень древние корни. Его считали даже олицетворением прекрасной женщины. У мужчин и у женщин одежда для праздников и торжеств и для повседневной жизни имела отличия.

Для украшения праздничной одежды использовались драгоценные камни, она также украшалась вышивкой золотыми нитками. Повседневная одежда была удобной для работы, сшитой из простого материала. С возрастом одежда человека становилась все более проще, скромнее. Если кто-то умирал в семье, женщины снимали с платьев украшения, мужчины подпоясывались черным поясом. В некоторых местностях опирались на палку. Одежда - национальное богатство. По одежде можно узнать об обычаях. Традициях, Эстетических вкусах казахского народа, о культурно-историческом развитии наших предков. И она у казахов была разнообразной и богатой.

Древняя одежда

Я задумался, уйдя в другое столетие,

На голове моей красивый тымак меховой,

И увидел на себе стеганую шубу.

Со шнурами. Свисающими вниз.

Штаны и рубашку из белого материала,

Из таволги соструганы палочки,

Украшенную материалами других цветов,

Чтобы снизу закреплять ими тымак!

Абай Кунанбаев.

Казахская одежда

Из верхней одежды наиболее древняя- кебенек (в Жетысу - кебентай). Его шьют из белой. Серой или черной кошмы вопросом наружу с разрезом сзади, чтобы удобно было садиться на лошадь. Иногда кроили вместе с брюками. Он был похож на чапан. Но с большим воротником, и конюхи надевали его поверх зимней одежды, чтобы защититься от мороза, вьюги. холодного дождя и снега. Вот почему казахов существует поговорка «Тот. Кто надел кебенек - вернется. Кого завернули в кебин (саван) - не вернется никогда». У казахов особое значение придавалось головному убору. Это можно заметить в традициях, дошедших до наших дней. Когда особо почетному гостю дарят коня, чапан и головной убор. Головной убор мужчин был связан с тем материалом, который был под рукой. Он был четырехгранным, куполообразным, утепленным, с подкладом из шерсти, с бархатным, шелковым или меховым верхом. Исходя из того, из какого меха животного они изготавливали, они назывались: соболиный, лисий и т.д. В народе широко были распространены борики из шкурки ягненка (мерлушки), лисьи тымаки, малахаи - теплые головные уборы с наушниками и утепленным затылочным низом сзади, и ушаинки европейского типа. Мужчины обычно носили сапоги, одинаковые для обеих ног. Это, чтобы не тратить время на поиск правого и левого сапога. Сапоги европейского типа для разных ног у казахов появились только в прошлом веке. Одежда молодых во время свадьбы отличалась красотой, пышностью, яркими красками. Особенно красивыми были нагрудный жилет, бешпент, чапан, надеваемый один на другой, окаймленный золотыми линиями. На невесту надевали бархатное платье, расшитый золотыми нитями камзол, а на голову саукеле - высокий, красочный, хотя неудобный в повседневной жизни головной убор, но являющийся верхом эстетического совершенства, пояс обшивался золотыми нитями, на концах сплетенных волос висели шолпы - подвески с золотыми украшениями, на руках красовались браслеты и кольца. На ногах были сапоги из мягкой и легкой кожи. В народном костюме казахов отражены древние традиции, связанные с этническими, социальными и экономическими условиями. Основным материалом для одежды у казахов были хлопчатобумажные и шерстяные ткани, кожа, тонкий войлок. Из мехов, шкур и кожи шили шубы, тулупы, головные уборы, нарядную верхнюю одежду. Молодые девушки носили платья, украшенные золотыми оборками. Замужние женщины - туникообразные платья с безрукавками. Шапаны и шубы - предметы женской одежды - шили из замши, бархата и мехов. Женская одежда и головные уборы украшались вышивкой и орнаментом, узорной тесьмой т.д. Мужская одежда - камзолы, халаты, шаровары - в основном украшались вышивкой или нашивками. В покрое торжественной, нарядной и повседневной одежды казахов не было особого различия. Но она отличалась качеством материала и степенью украшенности. Одежду шили для торжественных случаев из дорогих материалов, украшали бисером, вышивкой, самоцветами; головные уборы были более высокими; обувь была на каблуке, с изогнутыми носками, из хорошего материала. Обшивалась сафьяном, тесьмой, золотыми нитками. Одежда в поясе перехватывалась ремнем, украшенным позолотой. Серебром, самоцветными камнями. В дополнение к наряду подбирались браслеты, кольца, серьги, кулоны, украшения для кос. Если для повседневной одежды брались грубые ткани - бязь, лен, ситец. Кожа домашней обработки, то для нарядной одежды использовались дорогие ткани: бархат, шелк, тафта велюр и ценные меха соболя, бобра, куницы, шкуры оленя, лося, коня и т.д. У казахов всегда особо почитался головной убор. Среди головных уборов особого внимания заслуживает саукеле. Саукеле - это традиционный, очень древний головной убор невесты. Археологи при раскопках находили при раскопках средневековых курганов головные уборы, похожие на саукеле. Для свадебного торжества специально шили головной убор для невесты, который состоял из каркаса для закрепления надлобника, боковиков, затыльника высотой 20 - 30 см, подбитого ценным мехом, и собственно саукеле, который надевался поверх каркаса. Саукеле шили из тонкого войлока, покрытого желтым или красным бархатом. Верхнюю часть украшали вышивкой серебряными нитями, бисером, по краям донышка - бахромой. Украшали короной из драгоценных камней и самоцветов, по бокам подвешивались украшения из бус, жемчуга, бирюзы. К саукеле обязательно прикладывали фату, которая закрывала лицо и фигуру невесты, придавая ее облику нежность и изящество. Во время беташара - обряда открывания лица невесты - фату приподнимали. Казахский национальный костюм дошел до нас в наиболее типичном виде. Как и всякий народный костюм, он совершенствовался под влиянием окружающей среды. Условий кочевой жизни в степях с их ветрами, летним зноем и зимними морозами. Но диктует свои условия, и сейчас только по праздникам вы можете и видеть людей в национальных одеждах. Очень красив свадебный наряд невесты с высоким головным убором - саукеле. Мужчины и дети часто носят особый вид головного убора - такия. Почетного гостя, мужчину, по традиции одаривают халатом (шапан) и шляпой из белого войлока (калпак). Национальная одежда - исторический источник. Чтобы сохранить ее как реликвию для будущих поколений, надо бережно относиться к ней. Почтительное и уважительное отношение к национальной одежде - признак мудрости народа, его заботы о будущем, о восстановлении национальной самобытности.

Поскольку я сейчас живу в Казахстане. то хочу рассказать о казахском наряде девушек и женщин.
Когда я была маленькая. то я часто приезжала к своей бабуле в Алма-Ату. В "рамках помощи" местному обществу поляков мне даже приходилось танцевать на различных летних мероприятиях казахский девичий танец Камажай.

Мне очень нравилось казахское платье! Во-первых оно было белым, а значить каким-то сказочным, во-вторых на нем было множество оборок, а втретьих такие дополнения как красный камзол и шапочка с перьями делали наряд полностью неотразимым!
Тогда я уже знала. что для большинства танцевальных номеров используют стилизованный наряд невесты.


Вообще, самым главным в наряде невесты был головной убор - саукеле.

Саукеле делался "не по правилам", то есть без «наушников» и «назатыльника». Оно должно быть очень высокое. Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор, имевший твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивали глазетом или обвертывали фольгой, украшали привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов.


Это реконструкции старинных саукеле (причем это калмыкские наряды, а не казахские)

Казахские саукеле очень быстро начали видоизменяться.

В настоящее время распространена вот такая стилизованная модель.


С саукеле ещё и надевалась желек – гладкая прозрачная белая вуаль, которая прикреплялась к макушке и которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар».


Платье-койлек невесты был белым. Его история довольно интересна. Сначала койлек был разновидностью белья (под кафтан, чапан и т.п.). Но постепенно под койлек начали носить нижние рубашки без рукавов (иш койлек), которые шили из легкой белой ткани без рукавов, с узкими плечами и широким вырезом горловины, реже с маленьким вырезом под горло и разрезом спереди, который завязывался тесемками. Рубашку-платье шили из разных тканей: для повседневной носки – из дешевых, праздничную – из дорогих. Платье выполнялось из цельного куска ткани сложенного пополам. От подмышек до линии низа оно сшивалось по боковым срезам. Иногда в них вшивали треугольные клинья. Рукава также выполнялись из прямоугольного куска ткани, сложенного пополам. Их делали прямыми, широкими. Платье имело глухой ворот, отложной или стоячий воротник и прямой разрез спереди, закрывающийся к рукавам, и к низу пришивали два-три ряда оборок. К концу XIX века возник новый покрой этого платья, постепенно вытеснивший старый. Платье стали делать отрезным по линии талии. Лиф шили по-прежнему туникообразным, в ширину одного полотнища, и к нему пришивали прямую, очень широкую юбку, собранную в сборку или заложенную в складки. Горловина оформлялась стоячим воротником с разрезом, который иногда обшивали планкой и делали застежку на три-четыре пуговицы с прорезными петлями. В начале ХХ века в покрое платьев казашек появились новшества, характерные и для остальных видов одежды: скошенное плечо, выкроиная пройма, манжет, на который собирался низ рукава, выточки или складки на спине и плечах, делавшие лиф более облегающим фигуру, юбка из косых расширяющихся клиньев.



Очень красиво и гармонично с платьем сочетался камзол, легкая распашная одежда, сшитая по фигуре с расширяющимися книзу полами.



Камзолом иногда называли безрукавную одежду, а с рукавами – бешметом.


Известны и другие названия. Камзолы шили из бархата и других ярких тканей, на одинарной подкладке из ткани или шерсти. Молодые девушки носили камзолы более ярких цветов, чем женщины среднего или пожилого возраста. Праздничные камзолы отличались украшением, богатой вышивкой, позументом.

Казахский народный костюм имеет довольно длинную историю, которая берет свое начало в конце XV начале XVI веков - времени, когда сформировались основные культурные ценности казахов и их образ жизни.

История национального казахского костюма

Традиционный казахский наряд претерпевал множество изменений, и в каждом случае влияние оказывали какие-то другие народы. До 2 века до н.э. предки казахов носили одежду из меха и кожи. Но затем на смену звериному стилю пришел полихромный. Стали использоваться другие ткани кроме кожи и меха – это сукно, войлок и импортные материалы: шелк, парча и бархат. Главной особенностью этого стиля является наличие декоративных элементов и украшений в нарядах. На формирование народного костюма казахов в дальнейшем оказали большое влияние татары, русские, тюрки и среднеазиаты. Женский народный казахский костюм стал более привлекательным, платье в поясе было приталенным, а юбка стала расклешенной с оборками. Появился отложной воротник.

К концу XIX века казахский народ уже шил одежду в основном их хлопчатобумажной ткани, а зажиточные люди позволяли себе и более изысканные материалы.

Описание казахского национального костюма

Костюм женщин определялся в соответствии с возрастом. В основном женская одежда состоит из платья-рубашки, называемой «кейлек». Молодые девушки носили легкие платья с оборками и воланами – «косетек». Оборками украшался не только низ платья, но и рукава. Для повседневного использования применяли дешевые ткани, для праздников – дорогие. Поверх платья обязательно надевался распашной камзол, который в поясе был приталенным, а книзу расширялся. Камзолы были как с рукавами, так и без них и имели характерный казахский орнамент в виде вышивки золотыми нитками. Также камзол мог быть украшен бисером, каймой, нашивкой с люрексом. Молодые девушки носили яркие камзолы, взрослые – темных цветов. Также важным элементом наряда были штаны «дамбал», которые надевались под платье. В прохладную погоду женщины могли надевать шапан – прямой халат с длинными рукавами, который одевался поверх платья.

Каждая девушка должна была носить шапочку «такия». Украшался головной убор разными дорогими бусинами, жемчужинами, бисером, золотыми нитками, а также на шапке имелся хохолок из перьев совы, который служил в качестве .

Костюм женщины практически ничем не отличался от девичьего за исключением головного убора. На свадьбу надевался конический колпак из ткани, достигавший высоты в 25 сантиметров, поверх которого надевался «саукеле» достигавший высоты в 70 см. После свадьбы женщина должна была носить белый платок – «суламу» или «кимешек».

В казахском национальном костюме отражены древние традиции казахов, связаные с их этнической историей, экономическими, социальными и климатическими условиями.

Казахи ценили шкуры куланов, сайги и тигров, а также темные меха - енота, выхухоля, соболя, куницы и белые - горностая и хорьков. Самыми дорогими мехами были меха соболя и куницы, остальные ценились дешевле. Из шкур шили шубы. Общее название шубы у казахов - тон. Шубы из меха пушных зверей назывались "ишик". Меховая шуба, крытая высокосортным шелком, была одним из самых дорогих предметов в приданом невесты. Она называлась "бас тон". Казахи знали технику изготовления шуб из лебяжьего пуха, пуха гагар и цапель. Шубы из меха покрывались сукном, шелком, парчой итд. и различались по названию ткани или по ее цвету. Только знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром, - кок тон.

Шили шубы и из шкур домашних животных.

Делали шубы и из козьих шкур. Из них выщипывали длинные волосы, оставляя подшерсток. Шуба из таких шкур называлась кылка жаргак. Из козьих шкур казахи выделывали замшу и шили из нее халаты, легкие плащи и штаны. Халаты и шаровары украшались вышивкой шелком. При вышивании мелких узоров на казахском национальном костюме мастерицы пользовались специальными прямоугольными или круглыми пяльцами в зависимости от очертания орнаментального рисунка или формы вышиваемого изделия. Вышивали иглами и шилом с крючком (для тамбурной вышивки) такие элементы казахского национального костюма, как женские и мужские головные уборы - желек, кимешек, саукеле, тельпек, такию, оборки женского платья, а также нагрудные украшения - омырауша, алка, замшевые плащи, халаты, шаровары.

При изготовлении различных элементов казахского национального костюма широко была распостранена вышивка гладью. Гладью вышивали кимешеки, суконные мужские штаны. С большим мастерством вышивали тамбуром - петлей в петлю.В вышивке тамбуром и гладью использовались геометрические и растительные узоры, иногда контурные изображения человека и животных, иногда целые сюжеты.

Войлок один из традиционных материалов верхней одежды в казахском национальном костюме.

Кроме овечьей шерсти в одежде казахов широко использовалась верблюжья. Старинным видом одежды является шекпен - скатанный из верблюжьей шерсти широкий и сравнительно длинный плащ для защиты от дождя, бурана, любой непогоды. Шекпены делали из неокрашенной шерсти (желтые, белые) и окрашенной в синий, пурпурный и другие цвета. Парадные шекпены, как правило, были из окрашенной шерсти, их швы обшивались галуном.

Халат - шапан - основной и древний вид одежды казахов, один из составных элементов казахского национального костюма. Шапан носили и мужчины и женщины. Халаты шили не только из замши, но и из привозных шелковых, шерстяных и хлопчатобумажных тканей.

Разнообразны мужские и женские головные уборы казахов. Некоторые мужские головные уборы делали из войлока. Из них наиболее традиционный и старинный - калпак, представляющий собой островерхий войлочный головной убор.

У казахов высокая шляпа из белого войлока называется ак калпак. Такая же шляпа с загнутыми вверх широкими полями называется аир калпак. Парадные белые шляпы ак калпак вышивали белым шелком, обшивали серебряным галуном по тулье и украшали по краю шнуровым швом. Разновидностью калпака является тельпек.

Следующий головной убор, элемент казахского национального костюма, - это разновидность весеннего и осеннего мужского головного убора - шапка -борык. Борык - древнейшее слово, происходит от слова "боры" - волк. Волк, как известно, древний тотем тюркских племен. По форме шапка борык бывает круглая с высоким конусообразным верхом или из нескольких клиньев с усеченным верхом, всегда оторочена мехом выдры, соболя, мерлушки.

Шапки типа борык носили и девушки, только у них они были украшены подвесками и пучком перьев филина, цапли или павлина. Казахи такую шапку называют камшат борык- бобровая шапка.

Тюбетейка - такия - головной убор, один из элементов казахского национального костюма. Тюбетейка представляет собой легкую летнюю шапочку из бархата, парчи или глазета. В старину их обшивали по краю мехом бобра, выдры, белки, украшали серебряной и золотой тесьмой.

Из женских головных уборов казахов - наиболее оригинальный и самобытный - свадебный, известный под названием саукеле. Саукеле - один из древних головных уборов, бытовавших у казахов до самого конца девятнадцатого века. Саукеле - высокий конусообразный головной убор, украшенный серебрянными и золотыми монетами, жемчугом и кораллами. Длина - полтора аршина. Свадебный головной убор носят только в первое время после замужества, около года, а потом снимают и надевают только на больших праздниках, и то в продолжении четырех или пяти лет.

Саукеле являлся самым дорогим элементом свадебного казахского национального костюма невесты. Дорогие саукеле оценивались в 1000 рублей или в сто отборных коней. Они имели металлические ажурные навершия, диадему (иногда ее делали из золота со вставками самоцветов или с нитками жемчуга, кораллов), височные подвески и украшения подбородка. Каркас саукеле покрывали тканью и пришивали на нее накладные металлические бляхи различной конфигурации, в гнезда которых вставлялись драгоценные и полудрагоценные камни. Бляхи были крупные и мелкие. Мелкие крепились между крупными. Сверху саукеле покрывалось шелковым или бархатным платками. Затылочная часть одного старинного саукеле украшена скульптурным изображением головы рыбы - символ благоденствия. Лобная часть оторочена мехом. От затылка по спине спускались широкая лента из дорогой ткани, обшитая бахромой из золотых нитей.

В изготовлении саукеле принимали участие наиболее искусные мастера, в частности, закройщик, вышивальщицы - мастерицы по изготовлению шелковых поясков и платков. Узоры на платках и лентах вышивались ирисом, то есть толстыми скрученными разноцветными нитками. Центр и края платков отделывались жгутовой вышивкой и шитьем сетками. Золотые, серебрянные и бронзовые подвески и накладные бляхи для саукеле делали ювелиры, применявшие литье, чеканку, штамповку, филигрань. Обычно мастер работал над саукеле целый год.

После рождения детей молодая женщина переходит к третьему виду головного убора - кимешеку. Его обычно носят в возрасте 25-45 лет. Он шьется из белой ткани, часто вышивается гладью.

Неотъемлемой частью казахского национального костюма, мужского и женского, были пояса из кожи, бархата, шелка, шерсти - белдик. при изготовлении поясов для парадной одежды заказчики не скупились на дорогие материалы, мастера не жалели времени и вкладывали в работу все свое умение.

Особенно красивы были мужские пояса с подвесками: кошельком, пороховницей, кресалом, трутом, футляром для ножа. Иногда подвески имели только декоративное назначение. И функциональныеи декоративные подвески назывались окшантай.

пояса из кожи украшались узорным тиснением, фигурными металлическими накладками со вставками полудрагоценных камней, резными пластинками из кости. Такие наборные пояса - древний элемент одежды. Их казахское название - кисе.

Пояса делали не только из кожи, но из шелка и бархата и носили их взрослые мужчины. У юношей пояса не были наборными, не имели подвесок. Пряжки и накладки на ремень имели сердцевидную форму, делались в виде стилизованых фигур птиц, оленей, волчьей головы, рогов барана итд.

С ними сходны женские пояса, правда они более широкие и нарядные. В основном женские пояса были из шелка. пояса из шелка с декоративной вязкой называются кур белдик.

Так же назывались пояса, вытканные из верблюжьей шерсти и козьего пуха. Для женских поясов использовался и бархат. Пояса из бархата и шелка, расшитые жемчугом, с пряжками назывались камар бельбеу. Делали также мягкие кушаки - кур.

Как мужские, так и женские пояса украшались металлическими прямоугольниками, треугольниками, сердцевидными и роговидными накладками,а также накладками в виде балясин со вставками бирюзы, агата, сердолика. Для вставки использовался и нефрит. Казахи считали, что одежда, украшенная нефритом, предохраняет человека от молнии.

В комплект казахского национального костюма входит обувь: сапоги, башмаки. Среди мужчин бытовали легкие сапоги для верховой езды ичиги - маси, украшенные накладками серебряныеми бляшками. Женские сапоги шили из красной или зеленой юфти, вышивали шелком. Женщины носили сапоги - кибис, унизанные мелкими фигурными серебряными бляшками с узором.

Обзор материала

Отзыв о исследовательской работе ученицы 2 «а» класса Ахмет Д. «Роль и значение национальной одежды для казахского народа»

Одежда оберегает человека от воздействия окружающей среды, различных природных факторов, удовлетворяя потребности человека, в то же время несет эстетическую нагрузку, изменяя и украшая человеческую внешность.

Исследовательская работа показывает одежду как предмет материальной культуры и раскрывает ее богатое историко – культурное наследие, отражая историческое развитие общества, изменения климатических условий, национальные и этнокультурные особенности, а также эстетические представления народа о мире. Работа знакомит с традициями, обрядами и уровнем жизни народа. Проводит грань в возрастной категории, социальной и этнической принадлежности человека. Она в достаточном мере раскрывает виды и значение одежды, показывает неповторимость, своеобразие и отличия пошива казахских костюмов. Проводимая тонкая параллель между бытом казахов и природой ведет к тому, что казахский народ был очень близок к природе и вел кочевой образ жизни.

Проект указал одежду как глубокий национальный колорит, показал на не утраченность ею ценности и красоты, на применение и поныне, а так же выявил проблему - не смотря на то что, некоторые изделия приобрели новый вид, новые формы, тем не менее нынешнее поколение не задается вопросом о роли и значении национальной одежды для своего народа и владеет лишь малой частью информации по теме исследования.

Проведенное анкетирование и ее результаты раскрыли полную работу исследователя по теме. Исследовательскую работу «Роль и значение национальной одежды для казахского народа», выполненную ученицей 2 «а» класса Ахмет Д. можно назвать всесторонней и раскрытой.

ВВЕДЕНИЕ

Одежда необходима была для тепла, но все же для казахов её изготовление хранит интересные тайны. Из глубины веков тянется национальная мода казахской одежды, вплетаясь в современный мир моды. Сейчас наблюдается тенденция западного стиля. Молодые люди все больше и больше подвержены той моде, которая в свою очередь разрушает казахские стереотипы. Так появилась идея создания данного проекта.

Цель данной работы: изучение роли национальной одежды для казахского народа

Предмет исследования: национальная одежда казахов

Задачи исследования:

Изучить литературу по теме исследования;

Исследовать историю казахской национальной одежды;

Выяснить какие материалы использовались для изготовления казахской национальной одежды;

Определить назначение казахской национальной одежды.

Из поставленных задач определилась гипотеза: если знать историю значения национальной одежды, то можно определить ее значение

Методы исследования: анализ литературы, анкетирование, практическая работа.

Этапы исследования

1. Изучение и анализ литературы;

2. Составление письменной и практической работы по теме исследования;

3. Подведение итогов исследования;

Новизна заключается в раскрытии значения национальной одежды для казахского народа.

Практическая значимость: полученные результаты можно использовать на уроках ручного труда, кружков, истории и при проведении выставок.

I. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1.1 История казахской национальной одежды

На протяжении веков казахская национальная одежда отличалась простотой и рациональностью. Для нее были характерны общность форм для всех слоев населения, но с определенной социальной и возрастной регламентацией. Нарядность одежде придавали отделка мехом, вышивкой, украшения. Традиционными материалами для нее были кожа, мех, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Одежду шили и из привозных материалов – шелка, парчи, бархата, являвшихся своеобразным мерилом обеспеченности ее обладателей. Широко использовались также и хлопчатобумажные ткани.

В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения .

С эпохи древней Тюрки до сегодняшних дней предметы одежды казахов вместе с их названиями претерпели огромные изменения. Как человек, прошедший многие стадии развития, так и его одежда видоизменялась, совершенствовалась, улучшалась, ибо со дня рождения человек начинает носить одежду. Таким образом, и в человеческой одежде присутствует история, и на ней время оставляет свои следы. Кочевые саки занимались скотоводством. Вместе со скотом они зимовали на зимовках, а летом откочевывали на жайляу. Большинство скота составляли лошади. Но говорить, что одежду они шили только из конских шкур, было бы неверно.

Художественные национальные традиции, воплощенные в одежде находят свое место и в современной жизни. Народная одежда постоянно является объектом внимания художников-модельеров, конструкторов. Современная одежда, созданная по национальным мотивам, всегда оригинальна и неповторима .

1.2 Материал для изготовления одежды

Древнейшими традиционными материалами для изготовления одежды у казахов были шкуры, кожа, шерсть домашних животных, тонкий войлок, сукно, которые казахи изготовляли сами. Использовали в основном овчину, реже шкуру коз и жеребят. Для бедных слоев населения была характерна одежда из шкур сайгаков, головные уборы из меха лисицы, выдры и других пушных зверей Большое место среди материалов для казахской одежды занимала шерсть домашних животных. Ее использовали в качестве утепляющей подкладки для верхнего платья (халатов, бешпентов) и головных уборов. Многие виды одежды шили из войлока. Для его изготовления шла преимущественно белая шерсть, особенно ценным считался тонкий пух с шеи овец.

Казахи издавна умели изготовлять и грубое сукно из верблюжьей или бараньей шерсти. Лучшая ткань получалась из шерсти молодых верблюдов. Сукно из овечьей шерсти употребляли для одежды неимущие люди. Использовалось оно и там, где мало разводилось верблюдов.
Из меха и шкуры животных шили шубы, нагольные тулупы, головные уборы, безрукавки, зимние шаровары и нарядную верхнюю одежду. Снятую с животного шкуру просушивали, затем смазывали кислым молоком «айраном», смешанным с отрубями или мукой, а иногда просто заваренными отрубями. Зимой айран заменяли разведенным в воде казахским сыром «куртом». Затем шкуру свертывали мездрой внутрь, а через три-четыре дня промывали ее и укладывали в сильно соленую воду. После очередной просушки мездру соскабливали специальным ножом, кожу разминали вручную, и она приобретала белый цвет. Для придания коже большей белизны ее поливали разведенным в воде мелом. Выделанная кожа использовалась в одежде в сочетании с тканями.

Для изготовления нагольных тулупов и шаровар кожу подвергали дублению и окраске с помощью различных красителей. Например, желтую окраску получали путем использования измельченного корня таранового растения, сваренного в кипятке, или корня ревеня, листьев и наплывов дикой яблони; красный - из корня растения уйран бояу, оранжевый - из сушеных корок граната .

Широкое распространение в казахской одежде получили китайские бумажные ткани, попадавшие на территорию Казахстана в виде подарков, военной добычи, в обмен на продукты кочевого хозяйства. Шелковые материи покупали в основном феодалы, так как только знатные богатые люди имели право носить шелковую одежду. Наиболее распространенными были шелка красного и желтого цветов .

1.3 Функции казахской традиционной одежды

В казахской национальной одежде сохранились древние традиции, связанные с этноисторическими, экономическими и социальными особенностями. Она подразделяется на: бас киiм – головные уборы, иыктык киiм – одежда, одеваемая на плечи, белдiк киiм – одежда, носимая на бедрах, на поясе, аяк киiм – обувь.

Одежда подразделяется в соответствии с особенностями использования на повседневную и нарядную, а также по сезонам: зимняя, демисезонная и летняя. В соответствии с возрастными и половыми особенностями одежда подразделяется на: одежду для младенцев (распашонка, чепчик), детскую одежду (шапка, рубашка, штаны, сапоги, чапан), юношескую одежду (тюбетейка, рубашка, сапоги, штаны), девичью одежду (платье с воланами, жакетка, тюбетейка), одежду невесты (саукеле, фата), одежду жениха, молодого парня, женщины среднего возраста, женщины пожилого возраста (кимешек, жаулык – национальные женские головные уборы, камзол, ичиги, безрукавка), одежду для пожилых людей (чапан, бешмет, дамбалы, ичиги, ватные штаны, белая рубаха) .

Женская традиционная одежда

Комплекс одежды казахских женщин состоял из следующих компонентов: штаны, верхняя распашная плечевая одежда типа камзолов и халатов. Женщины носили не распашную рубаху «койлек», более длинную, чем у мужчин. Молодые женщины и девушки предпочитали красные или пестрые ткани. В 18 - начале 19 века в одежде преобладали красный и синий цвета. С распространением торговли стали шить платья из российских ситцев и других хлопчатобумажных тканей.

Ворот у женских рубах был глухой, его обшивали отложным, а с середины 19 века стоячим воротником. Спереди - прямой, довольно длинный разрез с застежкой у горла. Чтобы не было видно обнаженного тела, девушки носили поверх платья нагрудник. Наиболее обычная форма – Рис. 1 – «Женский халат «шапан»

треугольник ткани с пришитыми сверху тесемками или узеньким стоячим воротником с застежкой сзади, иногда со срезанными и закругленными нижними углами.

К концу 19 века появился новый покрой платья. Оно состояло из лифа в ширину одного полотнища, сохранившего прежнюю туникообразную форму, к нему пришивали очень широкую юбку в сборку или складку по шву. Покрой этот распространился с севера. В это же время появились девичьи платья, на отрезные юбки которых нашивали две-три оборки, а подол завершался широким воланом. Оборочками иногда украшали и концы узких рукавов.

Праздничные платья молодых женщин и девушек украшали вышивками и аппликацией из яркой ткани по краям подола, рукавов, ворота.

Поверх платья женщины носили камзолы без рукавов и с открытым воротом. Чтобы украсить камзол молодые женщины обшивали открытый ворот широкой полоской ткани контрастного цвета, отделывали вышивкой, позументом, серебром по краям полочек и подолу, а также пришивали металлические посеребренные пряжки-застежки или серебряные пуговицы.

Женские халаты «шапан» - самая обычная одежда, которую носили многие представители небогатых семей, и иной верхней одежды они не имели. Главное отличие женского халата от мужского состояло в том, что для женского шапана подбирали более яркие расцветки тканей. Украшали праздничные халаты очень скромно - каймой из ткани другого цвета, которая одновременно служила и для долговременной сохранности шапана. Это объясняется и тем, что со второй половины 19 века шили нарядные камзолы.

Особенно красивым был свадебный наряд невесты - обязательная до начала 20 века часть приданого девушки. Его шили из дорогой ткани (сукна, бархата, атласа), чаще красного цвета с очень длинными ложными рукавами, зашитыми внизу, украшали вышивкой и различными украшениями .

Мужской казахский костюм

Мужчины носили нательные рубахи двух типов, нижние и верхние штаны, легкую верхнюю одежду и более широкую верхнюю одежду типа халатов из различных материалов. Обязательной частью костюма были кожаные пояса и матерчатые кушаки.

Верхние штаны шалбар в 18 веке шили из верблюжьей домотканной материи и кожи. Их расшивали шелковыми узорами растительного орнамента, концы нередко обшивали красивой тесьмой, галуном, оторачивали мехом. Кожаные нарядные шалбар носили навыпуск.

Поверх рубахи мужчины надевали легкую распашную одежду - камзол средней длины. Камзолы шили из однотонных, темных тканей, реже пользовались полосатые или пестрые ткани. Они имели матерчатую подкладку, нередко утепленную тонким слоем шерсти.

Верхняя выходная одежда казахов различалась главным образом по материалу: халаты шили из ткани, плащи - из домотканного сукна и войлока, зимнюю одежду - из меха.

Одним из главных предметов одежды казаха был шапан - просторный длинный халат. Шапан шили из разнообразных тканей, Рис. 2 «Мужской халат «Шапан» легких и плотных, различных расцветок, но преимущественно однотонных или более темных. Внутри его утепляли слоем шерсти или ваты. Парадный шапан шили из бархата, украшали аппликацией, кистями, а также вышивкой золотом. Такой халат был частью гардероба богатых казахов. Тон - нагольный тулуп был обычным предметом одежды казахов в зимнее время. Шили его из дубленых овчин шерстью внутрь, зажиточные казахи - из шкур четырех - пятимесячных ягнят. На тон уходило 5-6 шкур взрослой овцы.

Очень были распространены в казахском костюме кожаные ремни. Одним из таких ремней был кисе. К длинному кисе прикреплялись особые подвески-сумочки для запаса пороха и пуль, ножны и табакерка. Нередко сам пояс и подвески украшались медными посеребренными, реже серебряными бляхами .

Мода тех времён делала различия в одежде, а мода на головные уборы диктовалась необходимостью, суровыми природными условиями.

Казахские головные уборы

Отношение к головным уборам у предков было особенным. Сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, - такого казахи себе никогда не позволяли. Напротив, головной убор снимали бережно и старались положить или повесить на возвышении. Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу. Считалось, что иначе может пострадать здоровье и благополучие владельца.
Также, собственный головной убор казахи и сегодня не дарят, и не позволяют надевать чужим. Это равнозначно тому, чтобы добровольно отречься от своего счастья и оголить голову для бед. В подарок преподносят только новую, ненадеванную шапку.

Головные уборы казашек, как и у женщин многих народов, являлись еще и своего рода указателем их семейного положения.

Мурак - роскошный головной убор, которые надевали только ханы.

Саукеле - головной убор невесты, делается не по правилам, без так называемых «наушников» и «назатыльника». Оно должно быть очень высокое. Когда невеста входила в юрту к будущему мужу и кланялась, необходимо было, чтобы кончик саукеле касался очага. Саукеле носили только в первое время после замужества - около года, а потом снимали и надевали более простой, практичный и удобный головной убор, имевший твердый каркас в форме усеченного конуса, который обшивали глазетом или обвертывали фольгой, украшали привесками из золотых и серебряных бляшек со вставками самоцветов. В конусообразной шапке казахской невесты (саукеле) при желании можно уловить сходство с убранством саков, живших в этих степях более 2000 лет назад.

Рис. 3 – «Женский головной убор «Саукеле»

Ценность саукеле, убранного шелками, отороченного мехами и украшенного драгоценными камнями, в XIX веке сравнивалась с ценностью 25 лошадей. И даже более. Не случайно саукеле передавались по наследству, а в случае, если женщина умирала бездетной, возвращались в ее род .

Желек – гладкая прозрачная белая вуаль, которая прикреплялась к макушке и которой обычно прикрывали лицо невесты или закутывали ее полностью во время исполнения ритуальной свадебной песни «Беташар».

Тюрбан или чалма - с появлением первенца полагался особый головной убор, состоявший из нижней части, одеваемой непосредственно на голову, и верхней в форме тюрбана или чалмы. Обе части обязательно делали из белой ткани.

С конца XIX века молодые женщины заменили тюрбан крепдешиновыми и шелковыми шалями и платками.

Кимешек - женщины носили от 25 до 45 лет.

Кимешек шили из белой ткани. Рис. 4 – «Головные уборы: тюбетейка и бока»

Он плотно облегал голову и закрывал шею, грудь, плечи и спину. Лицевую сторону кимешека обычно украшали вышивка гладью, серебряные бляшки, кораллы. Вышивали его и по краям выреза. Самым нарядным был кимешек, впервые надеваемый молодой женщиной. Первый кимешек девушке-невесте шили еще в доме родителей, и нередко на него перешивали все украшения с ее девичьего нагрудника. Кимешеки представлены, очень широко. По ним можно определить возраст женщины - молодая или пожилая, местность, где она проживала, род, к которому она принадлежала.

Такия - маленькая шапочка, круглая тюбетейка с узорной строчкой на околышке, которую шили из яркой ткани и обязательно украшали вышивкой или различными нашивками из бус, кораллов, бисера, серебра.

Шошак борик - из бархата, парчи и меха норки, девичий головной убор конца XIX века - Кулакшын - из войлока, украшенный кораллами и медными бляшками, и борики, которые носили дети, девушки и акыны. Считалось, что они самые уязвимые, так как их социальный статус нестабилен. А раз уязвимы - нужна защита. Так на макушках детских, девичьих и головных уборах певцов-сапов появились ую - султанчики из перьев филина, служившие оберегом.

Борик - круглая шапка с меховой опушкой, отделанная бархатом. Девичий борик отличался от мужского тем, что меховой околыш был всегда снаружи, а не отворачивался. Разновидности этой шапки - борик-жанатай из шкуры ягненка.

Тымак из овчины - и детский из лисьего меха. В степных условиях при суровой непогоде тымаки (треухи) идеальны и незаменимы. Тымак состоит из тульи и четырех больших «лопастей», скроенных из войлока и покрытых тканью. Наушные и затылочная «лопасти» обшивались пушистым мехом, широкие поля спускались на шею и плечи.

Айыркалпак, мурак - сшитые из бархата, преимущественно бордового цвета, на войлочной основе, и расшитые золотой канителью растительными узорами. Их надевали поверх конусообразной, отороченной дорогим мехом, шапки.

Калпак - летом носили шляпу из тонкого белого войлока - конусообразный головной убор с узкой высокой тульей, закругленной или остроконечной макушкой, которую сшивали из двух одинаковых половин.

Тюбетейка - универсальный головной убор, который носили и женщины, и дети. Тюбетейку не снимали даже за обеденным дастарханом. Тюбетейки детей и юношей расшивали шелком, золотыми и серебряными нитями, размещали на куполе с четырех сторон узоры - «шугла» (луч), «гуль» (цветок).

Бока - это высокий конусообразный женский головной убор. Название «бокка» происходит от монгольского bogtac.

Народная одежда казахов отражает древние традиции, связанные с их этнической историей, социальными, климатическими условиями. Одежда богатых отличалась от одежды простых людей. Так, например, только знатные люди носили шубу, крытую синим сукном и отороченную бобром - кок тон. Одежда необходима была для тепла. Делались шубы из козьих шкур. Из них выщипывали длинный волос, оставляя подшерсток. Шуба из таких шкур называлась кылка жаргак. Из овчины изготовляли малахаи самых разных форм. Для головных уборов Рис. 5 – «Одежда знатных людей» в ход шла тонкая кошма, сверху вышивался орнамент или узор. Мода на такую мужскую шапку не проходит до сих пор. И называется она - аккалпак. Из козьих шкур казахи выделывали замшу и шили из неё тонкие халаты, лёгкие плащи и штаны. Одежда казахов из выделанной козьей шерсти мягкая, не портится от дождя. Халаты из козьих шкур называются жаргак. Издревле казахи красиво наряжали девушек и женщин. Молодые девушки надевали платья с воланами, бешметы, камзолы, носили красивые ремешки. На голове носили кепеши с уки, ноги обували в ичиги, узорчатые башмачки. Девушки на выданье носили красивые головные уборы – борик, узорчатые белые платки. В особенности очень красиво наряжали девушек – невест. В 1915 году Г.Андреев в своем произведении «Киргизский мост» так описал одежду невесты: «Самая лучшая одежда на невесте. На шелковом воздушном платье, поверх бархатного камзола, надет синий шелковый пиджак – бешмет, на плечи накинут парчовый чапан . На косах висят красивые звенящие серебряные украшения, на голову надето сделанное из серебряных тенге украшение, головной убор украшен уки. Девушку – невесту одевали в одежду из дорогих тканей. Головной убор девушки – саукеле , украшали драгоценными камнями, бусами. Позже, когда невеста прибывала в аул жениха, на ее голову надевали «жаулык ». Головные уборы хорошо защищали от пыли, солнца, дождя и снега .

При рождении на ребенка надевали распашонку (ит койлек ), на голову чепчик (сылау такия ), после 40 дней надевают рубашку (адам жейде ), позже маленький бешмет, чапан и маленькие штаны. Этнограф Х.Аргымбаев писал, что на плечи бешмета ребенка, в скрыты от глаз места, под ворот рубашки, в подмышки зашивали амулет - тумар . Считалось, что оберегает от сглаз. На головной убор ребенка прикрепляли в качестве украшения перья совы – уки. На ноги обували сшитые из мягкой кожи маленькие ичиги. Детскую одежду украшали в соответствии с возрастом ребенка. Одежду украшали различными узорами, нашивали красивый бисер и бусинки.

Старцы, пожилые люди носили чапан , меховые шубы, бешметы, широкие шаровары, белые рубахи, дамбалы (нижнее белье), кожаные сапоги, ичиги , калоши. Одежда мужчин включала бешмет , выкроенный из шкуры кулана, подобранную к нему по цвету телогрейку, жакет, кожаные брюки, все это считалось образцом скромной повседневной одежды.

При пошиве одежды учитывался возраст человека. Рис. 6 «Ичиги» Одежду на человека старшего возраста кроили широкого покроя с меньшим количеством узоров. Одежду же парней и девушек шили красивее.

На пошив казахской национальной одежды оказала влияние манера шитья одежды соседних народов: русских, таджиков, киргизов, туркменов. Данный процесс привел к заимствованию некоторых головных уборов (платков, шалей, шапки-ушанки).

Казахи шили одежду так, чтобы она не причиняла неудобств. Учитывались погодные условия. Для народа, носившего такую одежду, был не страшен сильный мороз или зной, ветер или засуха, так как вещи были прочными, удобными, практичными и красивыми.

Наряду с домоткаными, изготовляемыми на примитивных горизонтальных станках, еще в древности в обиход казахов-кочевников вошли привозные хлопчатобумажные, шелковые и шерстяные ткани. Основным потребителем привозных тканей была феодальная знать. Остальная масса казахов довольствовалась меховыми, кожаными, самодельными шерстяными изделиями.

Рис. 7 – «Тумар»

По мере сближения с Россией русские товары, в том числе и ткани, стали вытеснять среднеазиатские, фабричные материалы заменяли ткани домашнего производства, что было связано с общим процессом разрушения натурального хозяйства.

В конце Х1Х – начале ХХ в. казахи в основном шили одежду из хлопчатобумажных тканей фабричного производства: ситца, бязи, кумача, коленкора, миткаля. Богатые покупали бархат, шелка, атлас, парчу, тонкие сукна. Использовались и среднеазиатские ткани ремесленного производства: мата, бязи, полушелковые ткани (адрас, бекасаб, падшаи и др.) .

Заключение

Национальная одежда казахов вобрала в себя все лучшее, что смогли создать искусство и талант народных умельцев на протяжении веков. В ней нашли отражение образ жизни народа, уровень его производства, эстетические идеалы, отчетливо прослеживается влияние тех этнических компонентов, из которых исторически сложился казахский народ. Безусловно, на традиционный костюм казахов большое влияние оказал, прежде всего, кочевой образ жизни. Народные «дизайнеры» создавали одежду такой, чтобы она была удобна для езды на коне, согревала в зимнее время года и не была жаркой и тяжелой летом.

Большое влияние на формирование казахского костюма оказали соседние народы, с которыми казахи находились в тесной взаимосвязи. В нем можно найти особые черты, присущие, к примеру, национальной одежде русских, татар, каракалпаков, алтайцев, киргиз, узбеков и туркмен.

В отличие от традиционной одежды некоторых других народов, казахский костюм прост в композиции, целесообразен и отличается строгой нарядностью благодаря отделке мехом, вышивке, инкрустации. В нем невозможно найти изобилия в украшениях и слепящей пестроты красок, которые присущи, скажем, туркменам. Даже парадная одежда казашек не вызывает у чуждого казахской культуре человека ощущения переполненности. Безусловно, украшения играют некоторую роль в создании образа, но не главную. При этом также следует отметить, что всевозможные украшения появились в казахском костюме не потому, что кочевники стремились к красоте (в их жизненных условиях заниматься украшательством времени было не так много - постоянно кочевать с места на место вместе со стадами, со всей семьей, домашним скарбом в поисках пастбищ было делом нелегким), а для того, чтобы по ним можно было определить положение человека в обществе, его принадлежность к определенной социальной группе степного населения.

С развитием общества некоторые изделия прикладного искусства приобрели новый вид, новые формы, тем не менее, все они имеют глубоко национальный колорит, не утратили своей ценности и красоты, применяются и поныне.

Приложения

Приложения:

Скачать материал

Публикации по теме