Фазы развития семьи. Основные понятия семьи и семейных отношений


Семья – это в первую очередь социальная система, находящаяся в постоянном взаимообмене с окружающей средой. Функционирование семьи подчиняется двум основным взаимодополняющим законам – закону гомеостаза (направленности на сохранение постоянства и стабильности) и закону развития. Закон развития означает, что семья, как и любая система, может быть охарактеризована в историческом аспекте в терминах генезиса, развития и ликвидации (прекращения существования). Поэтому можно говорить о жизненном цикле семьи и определенной периодичности и последовательности стадий ее трансформации от возникновения до прекращения жизнедеятельности.

Жизненный цикл семьи – это история жизни семьи, ее протяженность во времени, собственная динамика; жизнь семьи, отражающая повторяемость, регулярность семейных событий.

Семейные события – наиболее значимые для жизни семьи события, существенно влияющие на изменение семейной структуры. Совокупности семейных событий образуют основные этапы семейного цикла.

Как известно, молодые люди, только вступившие в брак, и супруги, прожившие вместе не одно десятилетие, по-разному относятся друг к другу, сталкиваются с различными проблемами и трудностями, что не может не сказаться на семейной атмосфере.

Жизненный цикл развития семьи определяется объективными событиями (рождение, смерть) и осуществляется в контексте возрастных изменений всех членов семьи. Возрастно-психологические изменения, касающиеся личности каждого члена семьи, коренным образом преобразуют жизнь последней: изменяются система потребностей и мотивов личности, способы ее поведения и деятельности, социальный статус членов семьи, а следовательно, стиль общения и характер функционирования семьи в целом.

Признание существования этих различий привело к необходимости определения основных стадий жизненного цикла семьи. Важность такой периодизации во многом определяется тем, что для каждой стадии жизненного цикла характерны типичные проблемы развития, знание которых поможет супругам, с одной стороны, подготовиться к их появлению и разрешению, а с другой – разработать систему рекомендаций специалистов по оказанию социальной и психологической помощи семье.

Существуют различные классификации этапов жизненного цикла семьи. При этом чаще всего исходят из специфики задач, которые должна решать семья как группа на каждом этапе для своего дальнейшего успешного функционирования. В большинстве случаев такая периодизация основана на изменении места детей в семейной структуре. Подобный подход характерен как для отечественных, так и зарубежных ученых.

В частности, Э. Дюваль в жизненном цикле были выделены 8 стадий на основе такого критерия, как репродуктивная и воспитательная функции семьи (наличие или отсутствие детей в семье и их возраст).

Первая стадия. Формирующаяся семья (0–5 лет), детей нет.

Вторая стадия. Детородящая семья, возраст старшего ребенка до 3-х лет.

Третья стадия. Семья с детьми-дошкольниками, старшему ребенку 3–6 лет.

Четвертая стадия. Семья с детьми-школьниками, старшему ребенку 6-13 лет.

Пятая стадия. Семья с детьми-подростками, старшему ребенку 13–21 год.

Шестая стадия. Семья, «отправляющая» детей в жизнь.

Седьмая стадия. Супруги зрелого возраста.

Восьмая стадия. Стареющая семья.

Основные этапы (стадии) жизненного цикла семьи и их психологическое содержание

Рассмотрим подробно основные этапы жизни семьи.

1. Период добрачного ухаживания. Главными задачами данного этапа являются достижение частичной психологической и материальной независимости от генетической (родительской) семьи, приобретение опыта общения с другим полом, выбор брачного партнера, приобретение опыта эмоционального и делового взаимодействия с ним.

Для некоторых этот период чрезмерно затягивается. Молодые люди могут избегать вступления в брак по причинам, которые кроются внутри их родительской семьи. Но точно так же они могут стремиться к преждевременному браку, пытаясь освободиться от сковывающих их отношений с родителями. Многие не могут заключить брак с любимым человеком из-за финансово-экономических трудностей (отсутствие достойно оплачиваемой работы, несмотря на наличие профессионального образования, проблема собственного жилья и др.).

2. Заключение брака и фаза без детей. На этой стадии супружеская пара должна установить, что изменилось в их социальном статусе, и определить внешние и внутренние границы семьи: кто из знакомых мужа или жены будет «допущен» в семью и как часто; насколько разрешено пребывание супругов вне семьи без партнера; насколько допустимо вмешательство в брак со стороны родителей супругов (на этой стадии очень важно, как новая семья воспримет невестку или зятя).

Вообще, в этот период молодой супружеской паре надо провести огромное количество переговоров и установить множество соглашений по самым разным вопросам (от ценностей до привычек). Могут возникнуть социальные, эмоциональные, сексуальные и другие проблемы.

Во-первых, следует принять изменения в интенсивности чувств, установить психологическую и пространственную дистанции с генетическими семьями, приобрести опыт взаимодействия в решении вопросов организации повседневного быта семьи, принять и провести первичное согласование супружеских (семейных) социальных ролей.

Во-вторых, предстоит решить вопрос о материальном обеспечении и финансовой поддержке семьи: кто будет зарабатывать деньги, к какому слою общества семья будет относиться.

В-третьих, необходимо создать интимность во взаимоотношениях, которая может сопровождаться появлением сексуальных проблем вследствие неопытности, разницы в воспитании, уровне желаний и т. д. На этой стадии необходимо также учитывать вопросы карьеры каждого из супругов, обсудить возможность рождения первого ребенка и решить, сколько детей планируется в семье. Может оказаться, что кто-то из супругов бесплоден, и тогда появятся новые вопросы: брать или не брать приемного ребенка на воспитание, либо стоит развестись и попытаться создать другую семью.

В условиях современной российской действительности многие молодожены не сразу решаются на рождение первого ребенка; все чаще встречаются случаи, когда пары не регистрируются, предпочитая юридическому оформлению отношений так называемый гражданский брак. Это тоже порождает свои проблемы во взаимоотношениях.

3. Молодая семья с маленькими детьми. Для данного этапа свойственно разделение ролей, связанных с отцовством и материнством, их согласование, материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, недостаточной возможности побыть в одиночестве и т. д.

Иногда супружеская пара не готова к появлению детей, и рождение нежеланного ребенка может осложнить проблемы его воспитания. Кроме того, люди, считавшие свой брак пробной попыткой, обнаруживают, что теперь расстаться им будет гораздо труднее.

Встречаются случаи, когда рождение ребенка рассматривается матерью как способ восполнения дефицита любви к самой себе. Во время беременности мать может быть счастлива фантазией о приобретении существа, которое будет ее любить. Крах мечты наступает после родов в связи с необходимостью много «отдавать» самой. Послеродовая депрессия иногда рассматривается как реакция на безвозвратную утрату своего собственного детства.

Принципиально важную особенность данной стадии жизненного цикла семьи составляет переход супругов к началу реализации родительской функции. Формирование родительской позиции – процесс во многих отношениях переломный, кризисный для обоих родителей, в значительной мере предопределяющий судьбу развития детей в семье, характер детско-родительских отношений и развитие личности самого родителя.

Родительская роль принципиально отличается от супружеской тем, что при формировании супружеского союза оба партнера вольны прекратить супружеские отношения и расторгнуть брак, в то время как родитель – «пожизненно» выполняемая личностью роль и отменить ее невозможно. Даже в так называемых «отказных» случаях, когда родители отказываются от своего права и обязанности воспитывать ребенка, оставляя его в роддоме или детском доме, мать и отец сохраняют ответственность за свой нравственный выбор, оставаясь родителями, пусть даже только биологическими.

Ряд важных вопросов на этой стадии связан с тем, кто будет ухаживать за ребенком. Появляются новые роли матери и отца; их родители становятся бабушками и дедушками (прабабушками и прадедушками). Происходит своеобразный возрастной сдвиг: стареющим родителям приходится видеть в своих детях уже взрослых людей. Для многих это сложный переход. То, что не было проработано между двумя супругами, должно быть проработано в присутствии третьего человека: например, кто-то из родителей (чаще всего мать) вынужден оставаться дома и ухаживать за ребенком, в то время как другой (преимущественно отец) старается сохранить связи с внешним миром.

Происходит сужение зоны общения жены. Материальное снабжение ложится на мужа, поэтому он «освобождает» себя от ухода за ребенком. На этой почве могут возникать конфликты из-за перегруженности жены домашними заботами и стремлением мужа «отдохнуть» за пределами семьи. Довольно важной проблемой этого периода может стать проблема самореализации матери, деятельность которой ограничена лишь семьей. У нее могут возникнуть чувства неудовлетворенности и зависти по отношению к активной жизни мужа. Брак может начать разрушаться по мере того, как у жены будут возрастать требования относительно помощи по уходу за ребенком, а у мужа будет возникать чувство, что жена и ребенок мешают его работе и карьере.

Применительно к молодой российской семье в одних из них возникает потребность отделиться от старшего поколения (разменять или снять квартиру и т. д.), в других, наоборот, все заботы переносятся на бабушек и дедушек (молодожены как бы и не становятся родителями).

Когда ребенок повзрослеет, мать может вернуться на работу. В этой связи появляется новая проблема: как быть с ребенком – искать няню или определять его в дошкольное учреждение.

С особыми проблемами сталкиваются матери-одиночки – дети начинают задавать вопрос об отце. Кроме того, во всех семьях может появиться проблема единства требований к ребенку и контроля его поведения: бабушка балует, мать во всем потворствует, а отец устанавливает слишком много правил и запретов; ребенок это чувствует и манипулирует ими. Наряду с этим в семье встает вопрос подготовки ребенка к школе, а выбор соответствующего образовательного заведения также может привести к появлению разногласий между взрослыми членами семьи.

4. Семья с детьми-школьниками (семья среднего возраста). Время поступления ребенка в школу часто сопровождается наступлением кризиса в семье. Конфликт между родителями становится более явным, так как продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения. Они впервые переживают тот факт, что ребенок когда-то вырастет и покинет дом, а они останутся наедине друг с другом.

Возможны некоторые проблемы, связанные со школьной жизнью ребенка, – решается вопрос об интеллектуальной полноценности отстающего в учебе сына или дочери (тогда придется перевести ребенка в специальную школу или организовать индивидуальное обучение на дому); могут быть проблемы с отклонениями в поведении.

На этой стадии родители решают вопрос всестороннего развития ребенка (одновременные занятия спортом, музыкой, иностранным языком) или выбора занятия по интересам и склонностям. Наряду с этим приучают ребенка (подростка) к домашним обязанностям, их распределению, совмещению с учебой. Возможен перевод в другую школу (либо в связи с переездом, либо для углубленного изучения какого-либо учебного предмета). Даже при достижении детьми подросткового возраста родители по-прежнему опекают их, не доверяя им самостоятельно принимать решения и не обращая внимания на то, что подростки ищут свободы и стремятся к самореализации.

В этот период родители все еще много времени и сил уделяют собственной карьере, поэтому духовному и душевному миру ребенка уделяется мало внимания. Иногда ради интересов ребенка родители жертвуют своими собственными (в том числе профессиональными). Тогда в более позднем возрасте родители могут высказать обвинение ребенку в том, что он помешал их карьере. Пожилые родители склонны перекладывать на ребенка свои проблемы, их жизненный пессимизм может передаваться и подростку.

В некоторых семьях возникает проблема потери авторитета родителей (родители все время ограждали ребенка от «правды жизни», а при столкновении с действительностью подросток понял, что его учили не тому). Еще одна важная проблема – несоответствие надежд, прогнозов родителей реальному, выросшему ребенку. Подростки выходят из-под контроля, проявляют активный интерес к занятиям вне школы и семьи. На этом фоне у супругов могут появиться проблемы с их собственными родителями, которые, старея, начинают все чаще испытывать недомогание и требуют ухода. На среднее поколение, таким образом, обрушивается большое давление и сверху и снизу, что может значительно усугублять внутрисемейные отношения, приобретающие характер затяжного кризиса.

Основная психологическая характеристика семьи на данной стадии жизненного цикла – совпадение или значительное пересечение кризисных возрастных стадий каждого поколения семейной системы. Старшее поколение прародителей сталкивается с необходимостью прекращения активной производственной и социальной деятельности (выход на пенсию) и перестройки образа жизни в связи с возникновением проблем утраты физических сил и возможностей.

Среднее поколение супругов-родителей вступает в кризис середины жизни, требующий переосмысления жизненного пути и подведения итогов. Наконец, младшее поколение – подростки – заявляет права на признание их нового статуса – статуса взрослого, что с необходимостью приводит к перестройке системы детско-родительских отношений.



Каждая семья проходит несколько этапов развития. Каждый из них приятен и сложен по-своему. Рассмотрим ступени развития семьи подробнее.

Что такое семья? Еще до сих пор можно найти такое определение как «ячейка общества». И оно имеет смысл. Это малая социальная группа, члены которой объединены общим бытом, кровным родством или супружескими, родственными связями. Психологи делают акцент на личные взаимоотношения, воспитание детей. Важно заметить, что члены семьи связаны не только правовыми отношениями, но и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья — это система. То есть изменения у одного человека ведут к изменениям у другого. Поэтому члены семьи взаимосвязаны еще и на эмоциональном и психологическом уровне.

Когда мы говорим о семье, то подразумеваем следующие признаки.

  1. Союз двух людей. И здесь обычно существуют расхождения, считается ли семьей гражданский брак, когда отношения не подтверждены нормами закона. В психологии однозначного ответа на этот вопрос не существует.
  2. Общность быта, ведение домашнего хозяйства. Поэтому встает вопрос, считается ли семьей «гостевой брак».
  3. Приобретение материальных ценностей. Здесь речь идет о приобретении вещей для совместного использования.
  4. Психологическое и моральное единство. В семье люди, чаще всего, имеют похожие представления, взгляды, убеждения. Наличие близких и интимных отношений.
  5. Рождение и воспитание детей. На сегодняшний день такой мотив вступления в брак считается самым популярным.

Каждая семья проживает определенные стадии развития. Ранее я рассказывала . Предлагаю рассмотреть классическую модель ступеней, которые проходит каждая семья.

«Конфетно-букетный» период

Зарождение семьи. Люди ухаживают, встречаются, испытывают друг к другу влюбленность. Наслаждаются временем вместе. Еще такой этап называют периодом «розовых очков». Закономерно каждый из партнеров пытается показать друг другу свои лучшие стороны. Данный период может длиться любое количество времени. Здесь позже происходит и так называемая «притирка». Когда примерно через 3-6 месяцев (зависит от интенсивности общения) партнеры начинают видеть недостатки друг друга. Именно сейчас многое зависит от взаимных чувств и химии организма. Выдержат ли мужчина и женщина недостатки друг другу? Как известно, у каждого есть сильные и слабые стороны. И, если отрицательные качества допустимы, тогда партнеры выходят на новый уровень отношений.



Рекомендация на данном этапе: оценить качества партнера. И можно двигаться дальше только лишь в том случае, если действительно отношения с мужчиной/женщиной приносят удовлетворение и радость. «Вот сейчас мы поженимся/родим ребенка и все изменится» — не жизнеспособная надежда. Важно понять, что человек может измениться только в том случае, если сам этого захочет. А может и не измениться. Поэтому все обещания стать спокойнее, бросить курить, начать больше зарабатывать ближе к свадьбе часто оказываются не жизнеспособными. Рассматривайте партнера реально, если планируете с ним совместную жизнь.

Совместная жизнь без детей

На данном этапе люди планируют жить вместе. Выбирают гостевой брак или узаконивание отношений. Если люди решают пожениться, тогда этот шаг действительно может стать серьезным. А эйфория первого года совместной жизни может смениться кризисом первого года. Отношения супругов становятся более ответственными. Необходимо разделить проблемы, быть вместе, когда этого не хочется. Жизнь меняется. Здесь тоже происходит притирка — как вести быт, что покупать, где и как питаться... Чем более похожи представления у партнеров, тем легче пройдет кризис.

Рекомендация на данном этапе: лучше заранее сесть и прописать, проговорить ваши представления о том, как вести быт, где жить, какие семейные правила установить. Безусловно, кризиса не избежать, но пережить его более легко возможно.

Семья с маленьким ребенком

Кризис в отношениях связан с тем, что партнеры теперь осваивают новые роли «мама» и «папа». В семье появляется новый человек, к которому приковано все внимание семьи. Очень важно заметить, что муж и жена могут отстраниться друг от друга. В этот период важно помнить о том, чтобы продолжать поддерживать партнерские отношения. По возможности бывать вдвоем. Помнить о том, что может быть снижение сексуальной активности в паре. Это связано с гормональным фоном женщины. Некоторые мамы могут не хотеть секса до года. Также сексуальный интерес может спадать из-за усталости, связанной с уходом за младенцем. Не всегда молодые родители могут сориентироваться в новой роли, на ее освоение необходимо время. Здесь могут появиться и новые конфликты с родителями, со свекровью и с тещей по вопросам воспитания детей. И сами супруги могут начать конфликтовать из-за взглядов на развитие ребенка.

Главная рекомендация на данном этапе: более спокойно относиться к противоречиям, учиться договариваться. И помнить, что, если вопрос не является принципиальным, иногда можно уступить. Важно выстраивать здоровые границы с родственниками, помня, кто действительно является родителем ребенка. Прислушиваться к советам смысл есть, но все же решающее слово остается за мамой и папой.

Зрелая семья

В этот период у супругов могут появиться еще дети. Меняется структура семьи, решение совместных проблем, связанных с карьерой, бытом, материальной и духовной составляющей. Важно, что в этот период происходит с партнерами. Они взрослеют психологически, поддерживают друг друга или же наоборот, склонны к обвинениям друг друга и закрытости. От того, как проходит взросление семьи и данный кризис, будет зависеть дальнейшее развитие взаимоотношений — станут они более стабильными и зрелыми либо семья закончит свое существование. Бывает, что отношения остаются формальными — ведение совместного быта есть, но нет душевной близости, интимной жизни, общих целей.

Главная рекомендация на данном этапе: лучше слышать друг друга. Вспоминать, с чего все начиналось. Проводить больше времени друг с другом наедине, постараться освежить отношения и привнести в них что-то новое. Брать паузы, прощать. Чаще всего в этот кризис пары приходят к психологу. Бывает, что помощь специалиста необходима.

Семья со взрослыми детьми

На этом этапе дети взрослеют и готовятся к уходу из семьи в самостоятельную жизнь. И здесь очень важным выступает то, насколько у партнеров сохранились отношения как у мужчины и женщины. Обычно, если муж и жена живут ради детей, такой брак держится только на совместном воспитании. Родители подсознательно заинтересованы в том, что дети не взрослели и оставались инфантильными, нуждались в родителях. Тогда можно продолжать оставаться супругами, не замечать проблемы своих собственных отношений. К слову, иногда в семьях появляются дети именно по причины сохранения брака. Это происходит не всегда очень осознанно. Бывает, что супруги заводят детей, думая, что это спасет положение. Но ребенок — это всегда лишь продолжение отношений, а не причина.

Главная рекомендация на данном этапе: в ажно честно взглянуть на свои отношения и разобраться, часто с помощью специалиста, хочется ли продолжать их дальше. Либо заканчивать что есть и начинать отношения с начала — такое тоже встречается. Чаще всего такие отношения распадаются. Но никогда не поздно менять и меняться. Поэтому, как ни странно, ради детей не стоит сохранять брак, это вредит им и их самостоятельной жизни. А вот разобраться, что действительно происходит в отношениях, будет полезным для всех.

Семья без детей

Да, снова супруги превращаются в семью без детей. Стадия «опустевшего гнезда». В этом случае у мужчины и женщины начинается новое испытание или кризис — проверка, что действительно осталось от отношений. Было ли в них что-то, кроме детей? Есть ли основания для того, чтобы оставаться вместе и далее? Если женщина была сильно сконцентрирована на детях, не занималась реализацией себя, тогда она может начать сильно грустить и переживать кризис в своей личной жизни, что также скажется на отношениях. Если, как я писала в предыдущем пункте, семья держалась только «ради детей», такой союз может распасться. Супруги живут как соседи.

Выход на пенсию

Эта стадия редко сопровождается разводами. Супругам нужно расставить все по полочкам и решить, . Люди уже прошли вместе долгий путь, есть много общего. Но часто тут супруги могут разъехаться по разным комнатам. Уменьшить количество точек соприкосновения. Отдалиться друг от друга.

Главная рекомендация на данном этапе: найти больше общих занятий. Внуки, поездки,друзья, выходы в театр или в кино. Часто отношения супругов на пенсии сильно связаны с тем, как прошли предыдущие годы. Какими личностными качествами обладают муж и жена. Насколько значимыми были события их жизни, стоит поискать и вспомнить, что сближало все эти годы, что приносило радость. Какие совместные дела делают счастливыми.

Конечно, важно понимать, что все стадии довольно условны. Первые дети могут появиться и после 10 лет совместной жизни. Поэтому сложно выделять какие-то возрастные ограничения. Важен возраст вступления в брак, срок до появления первого ребенка, количество детей. Но в любой семье встречаются переломные моменты — кризисы. Они неизбежны. Связаны они с логичными изменениями в отношениях партнеров. «Притирка», «первый ребенок», «опустевшее гнездо» — все эти изменения являются для семьи поводом для пересмотра взглядов, для сближения, проявления терпения. Любой кризис можно преодолеть самостоятельно или с помощью специалиста, если между людьми есть взаимопонимание и желание продолжать отношения.

Становление личности человека

Как ты уже знаешь, социальная сущность человека, его личность формируется в процессе социализации, то есть вхождения в состав общества на правах полноправного члена. При этом у человека безусловно сохраняются его индивидуальные черты, влияющие на его личностное развитие.

Сам процесс формирования личности начинается ещё в детском возрасте и состоит из трёх основных фаз, или стадий, этапов.

Ещё в младенческом возрасте, при непосредственном общении со взрослыми, ребёнок начинает делать первые шаги в своём личностном развитии.

Постепенно он усваивает те нормы и правила, которые действуют в группе, в которой он находится. Он начинает подражать членам этой группы, овладевая формами деятельности, характерными для них. Ребёнок приспосабливается к новым для него людям, условиям и обстоятельствам. Так проходит первый этап становления личности - адаптация.

Адаптация (от позднелат. adaptatio - приспособление) - это процесс психологической включаемости индивида в систему социально-деятельностных отношений.

Индивид стремится в некоторой степени становиться таким же, как и все остальные люди.

С возрастом, постепенно осознавая свою индивидуальность, подросток пытается найти возможность проявить её в ходе взаимодействия с другими людьми. В этот период его перестаёт устраивать то, что он «как все», и он активно стремится к персонализации, то есть к выделению себя среди остальных. Для индивида в этом состоянии крайне важно, чтобы общество заметило, оценило и признало именно его индивидуальность, непохожесть на остальных. Это второй этап развития личности - индивидуализация.

Индивидуализация (от лат. individuum - неделимое) - это процесс выделения человека из общества как относительно самостоятельного субъекта.

Третий этап - самый длительный и охватывает большую часть жизни человека. Он определяет не только развитие индивида, но и развитие того общества, в котором он находится. Человек развивается и совершенствуется как личность, согласовывая свою индивидуальность с запросами общества, и проявляет её на пользу обществу. Этот этап называется интеграцией.

Интеграция (от лат. integratio - восстановление, восполнение) - процесс упрочения имеющихся и создание новых связей человека с социумом, обеспечивающий его включённость в основные сферы жизнедеятельности.

Все эти этапы или фазы становления личности человека очень важны для его успешной жизнедеятельности в обществе. К сожалению, иногда успешное и своевременное прохождение этих фаз бывает осложнено. В этом случае между человеком и обществом может возникнуть недопонимание или даже конфликт. Это называется дезинтеграцией.

Дезинтеграция (от лат. de(s) - отмена, устранение \(+\) integratio - восстановление) - нарушение единства или слаженности взаимодействия человека и общества.

В этом случае человек либо не воспринимается обществом, либо же сам старается изолироваться от людей, свести контакты с ними к минимуму. Формирование его личности приостанавливается или даже поворачивается вспять. В этом случае можно говорить о его деградации.

Деградация (от лат. degradatio - снижение) - обратное развитие личности, ослабление активности человека, его работоспособности и психической уравновешенности.

Иными словами, личность человека претерпевает весьма печальные изменения: пропадают его умения, понижается умственная работоспособность, уходят светлые, позитивные чувства.

Агенты социализации

Сам процесс социализации, о котором ты уже знаешь, невозможен без деятельности самого человека. Однако и без ответной деятельности общества он тоже не состоится. На становление личности человека влияет очень много факторов. Эти факторы называются агентами социализации.

Агенты социализации - это отдельные люди, группы или организации, которые влияют на освоение индивидом социальных ролей, участвуя в его личностном становлении.

Этапы жизни семьи.

Семейные отношения не даны сразу. Семья – не статичное образование, она развивается. Существуют различные подходы к периодизации этапов развития семьи. Обычно периодизация строится на значимых событиях в жизни членов семьи (вступление в брак, рождение ребёнка, поступление ребёнка в ДОУ, в школу, подростковый возраст ребёнка, уход ребёнка из дома, инволюционные изменения в жизни супругов, появление внуков, уход из жизни одного из супругов). Чаще всего она строится на критерии изменения положения детей в семейной структуре. Это не случайно. Функция рождения и воспитания детей является одной из самых важных функций семьи. Но семейные отношения – это не только отношения родителей и детей. Поэтому периодизацию развития семьи обоснованнее было бы проводить по совокупности различных отношений, связанных с семьёй и их значимости. Навайтис предлагает выделение этапов связать со статистикой кризисов семьи, которые отражают появление новых эмоциональных задач, задач деятельности, изменение структуры семьи. Это нормативные стрессоры, трудности, с которыми сталкиваются большинство семей. Развитие семьи обусловлено также изменениями потребностей личности во времени. Они ещё недостаточно изучены. Существуют определённые интервалы времени, в которые наиболее успешно решаются задачи отдельных этапов. П: слишком короткое (менее 6 мес.) и слишком длинное (более 3 лет) добрачное общение может приводить к нестабильности семьи. Добрачная беременность и откладывание рождения ребёнка более 5 лет также. Семьи, живущие в различных социально-экономических условиях схожи по многим параметрам своего развития.

По принципу выделения особенностей эмоционального развития и задач деятельности выделяют следующие этапы развития семьи.

    Добрачное общение. Необходимо достигнуть частичной психологической и материальной независимости от генетической семьи, приобрести опыт общения с другим полом, выбрать брачного партнёра, приобрести опыт эмоционального и делового общения с ним.

    Брак. Принятие супружеских социальных ролей. Включение отношений в паре в более широкий контекст отношений, уже существующих у каждого из супругов.

    Медовый месяц. Принятие изменений в интенсивности чувств, установление психологической и пространственной дистанции с генетическими семьями, приобретение опыта взаимодействия при организации каждодневного быта семьи, создание интимности, первичное согласование семейных ролей.

    Этап молодой семьи. Начинается с решения вопроса о рождении ребёнка, заканчивается возвращением жены к профессиональной деятельности или началом посещения ребёнком дошкольного учреждения. Разделение ролей, связанных с материнством и отцовством, их согласование. Материальное обеспечение новых условий жизни семьи, приспособление к большим физическим и психическим нагрузкам, ограничению общей активности супругов за пределами семьи, к недостаточной возможности побыть в одиночестве. Важно формирование родительской идентичности, которая подразумевает альтруистическую установку, готовность жертвовать. У семьи с маленьким ребёнком существуют особые риски. Супруги могут не выдержать двойной идентичности: родительской и партнёрской.

    Зрелая семья. Семья, выполняющая все свои функции. Создание новой структуры отношений. Семья пополняется новыми личностями. Изменяются роли родителей. Возможности удовлетворять потребности ребёнка в опеке, в безопасности должны дополняться способностями воспитывать, организовывать социальные связи ребёнка. Заканчивается, когда дети достигают частичной независимости от родительской семьи. Психологическое влияние детей и родителей друг на друга приходит к равновесию, все члены семьи условно автономны.

    Семья людей старшего возраста. Возобновляются супружеские отношения. Придаётся новое содержание семейным функциям (П: воспитательная функция выражается в воспитании внуков). Хорошо, если не всё отдано детям.

Задачи, не решённые на определённом этапе, должны решиться на последующих. Если этого не происходит, семья не способна их выполнить

Сысенко В.А. предложил периодизацию семьи. Молодые браки: совсем молодые браки (0-4года), молодые браки (5-9лет)…….

Стадии жизненного цикла семьи (Беквар и Беквар)

Ситуации, порождающие эмоциональные проблемы

Критические задачи стадии

1. Не вступивший в брак взрослый

Принятие отделения от родителей

1) отделение от родительской семьи;

2) развитие отношений со сверстниками;

3) начало карьеры;

2. Новобрачные

Выполнение брачного обязательства

1) формирование брачной системы;

2)создание психологического пространства для супруга в семье и среди друзей;

3) решение вопросов, связанных с карьерой;

3. Рождение детей

Принятие новых членов в семью

1) подготовка семьи к созданию психологического пространства для ребёнка;

2) принятие роли родителей;

3) формирование психологического пространства для дедушки и бабушки;

4. Дошкольный возраст детей

Принятие новой личности

1) адаптация семьи к потребностям конкретного ребёнка;

2) совладание с недостатком энергии и уединённости;

3) окончание периода существования «парой»

5. Дети школьного возраста

Установление детьми отношений вне семьи

1) расширение взаимодействий между семьёй и обществом

2) поощрение успехов детей в образовании;

3) возрастание активности и нехватка времени;

6. Дети-тинейджеры

Увеличение гибкости семейных границ с целью большей независимости

1) перемещение баланса в отношениях между родителями и детьми;

2) переключение на карьерные и семейные проблемы, соответствующие среднему возрасту;

3) увеличение количества проблем, связанных со старшим поколениеи

7. Семья как «стартовая площадка»

Принятие уходов из семьи и возвращения в семью

1) «уход» взрослых детей на работу, учёбу, вступление в брак;

2) поддержание благоприятной семейной основы;

3) принятие вернувшихся (по каким-либо причинам) взрослых детей

8. Взрослый средних лет

Смирение с уходом детей из семьи и жизнь вдвоём

1) восстановление брачных отношений;

2) принятие в семью супругов детей и внуков;

3) забота о престарелых родителях.

9. Выход на пенсию

Принятие выхода на пенсию и старости

1) поддержание индивидуального и супружеского функционирования;

2) поддержка среднего поколения;

3) переживание смерти родителей и супругов;

4) возвращение к нуклеарной семье

Семейные кризисы

Семейная система существует в определённом равновесии благодаря семейным связям. Это равновесие подвижное. Изменения, которые неизбежно происходят внутри семьи и в окружающем семью мире, приводят к изменению системы семейных отношений. Эти изменения могут быть такими масштабными, что приводят к семейным кризисам.

Семейный кризис – это состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящим к фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения. (Олифович, Зинкевич –Куземкина, Велента).

Кризис может приводить к двум возможным линиям развития семьи:

    Деструктивная линия – нарушение семейных отношений, опасность их распада.

    Конструктивная – переход семьи на новый уровень функционирования.

Существует несколько подходов к описанию семейных кризисов:

    Основан на исследовании жизненного цикла семьи. Кризисы рассматриваются как нормативные явления. Они возникают в период перехода от одной стадии развития семьи к другой при возникновении препятствий. В основе нормативных кризисов часто лежит индивидуальный нормативный кризис одного или нескольких членов семьи. Кризисы в отдельных подсистемах могут оказывать влияние на протекание нормативных семейных кризисов.

    Основан на анализе жизненного пути семьи, событий в её жизни, влияющих на стабильность семейной системы. Они могут возникать независимо от этапов жизни семьи.

    Основан на специальных исследованиях кризисных ситуаций в семье. Выделено два критических периода супружеских отношений, которые продолжаются около года:

Между 3 и 7 годами супружеской жизни. Связан с уходом из отношений романтики, новизны в отношениях, обнаружением разных взглядов на важные стороны жизни, несоответствием поведения партнёра в повседневной жизни его поведению в период ухаживания. Это приводит к появлению отрицательных эмоций, напряжённости в отношениях. Данный кризис по мнению Н.В.Самоукиной связан с изменением образа супруга, в основном с понижением его статуса в глазах другого.

Между 17 и 25 годами супружеской жизни. Менее глубок, чем первый. При неблагоприятных условиях может растягиваться на несколько лет. Связан с приближением периода инволюции, возникновением эмоциональной неустойчивости, ухудшением здоровья, появлением страхов (старения, болезней, одиночества, бедности, измен партнёра), уходом детей, появлением эмоциональной зависимости от партнёра. Самоукина: кризис вызывается психологической усталостью друг от друга, стремлением к новизне в отношениях и образе жизни. Облегчают протекание кризиса относительная самостоятельность супругов, обоюдный поиск способов обновления отношений.

Основные характеристики семейных кризисов:

      Обострение ситуативных противоречий в семье.

      Расстройство всей системы и всех происходящих в ней процессов.

      Нарастание неустойчивости в семейной системе.

      Генерализация кризиса (распространение не все аспекты семейных отношений)

Кризис проявляется на всех уровнях семейной системы:

    На индивидуальном уровне: эмоциональный дискомфорт, снижение коммуникативной эффективности, удовлетворённости браком, переживание непонятости, невозможности изменения ситуации, экстернальность локуса контроля, закрытость для нового опыта, появление сверхценных идей.

    На микросистемном уровне: нарушение сплочённости (разобщённость – симбиоз), деформация внутренних и внешних границ семьи (размытость – жёсткость), нарушение гибкости семьи (хаотичность – ригидность), изменение ролевой структуры семьи (появление дисфункциональных, патологических ролей, жёсткое и неравномерное распределение ролей), нарушение иерархии, появление конфликтов, негативных эмоций, критики, нарушение коммуникации, общая неудовлетворённость отношениями, расхождений во взглядах, молчаливый протест, регресс (возвращение к ранним моделям функционирования семьи), противоречивость притязаний и ожиданий членов семьи, разрушение старых ценностей и норм, несформированность новых, нарушение правил, традиций.

    На макросистемном уровне: актуализация семейного мифа, архаичного поведения, эффективного в прошлом, но неадекватного в современной ситуации, нарушение внутренних и внешних границ расширенной семьи, нарушение иерархии, ролевой структуры, традиций расширенной семьи, неэффективность старых и несформированность новых семейных правил.

    На мегасистемном уровне: социальная изоляция семьи, социальная дезадаптация семьи, конфликты с социальным окружением.

В ситуации кризиса снижается способность семьи удовлетворять актуальные потребности её членов, что приводит к появлению у кого-либо из них симптома. В семейном консультировании носителя симптома называют «идентифицированным пациентом». Чаще всего это ребёнок. Симптом позволяет поддерживать сложившиеся взаимоотношения, которым угрожает кризис. Характеристики симптоматического поведения:

1. сильное влияние на других членов семьи;

2. непроизвольность, невозможность контроля со стороны носителя;

3. закрепление симптома окружением;

4. выгода симптома для других членов семьи;

5. функция семейного стабилизатора (симптом оберегает членов семьи от других проблем, разрушительных для семейной системы).

Нередко семья хочет избавиться от симптома, обращается для этого к специалистам. Но если члены семьи при этом не хотят решать проблему, вызвавшую кризис, менять что-либо в своей жизни, то на месте одного симптома может возникнуть другой (муж перестаёт пить, но заболевает ребёнок).

Важную роль в возникновении и протекании кризисов играют нормативные семейные фильтры (совокупность норм, правил, установок, ролевых позиций, представлений, характерных для семьи). С особенностями нормативных фильтров связано то, что некоторые семьи даже незначительные проблемы переживают очень тяжело, а другие сохраняют сплочённость и взаимную поддержку в случае серьёзного кризиса.

Кризисы делятся на нормативные и ненормативные. Нормативные связаны с переходом семьи на следующую стадию развития, а ненормативные - с переживанием негативных событий в жизни семьи.

Нормативные кризисы

Естественная динамика жизни семьи приводит к необходимости перемен, а значит связана с риском, с переживанием неопределённости будущего. Часто возникает стремление избежать изменений. Это может приводить к возникновению негативных симптомов у членов семьи. Выход из кризиса приводит или к установлению новых отношений между членами семьи, либо к нарушениям отношений, отчуждению. Это зависит от гибкости семьи, способности супругов к психологическим жертвам, желания сохранить семью.

В соответствии с этапами жизни семьи выделяют следующие нормативные семейные кризисы:

1. принятие на себя супружеских обязательств;

2. освоение супругами родительских ролей и принятие факта появления в семье новой личности;

3. включение детей во внешние социальные структуры (детсткий сад, школа)

4. принятие факта вступления ребёнка в подростковый период, экспериментирование с его независимостью.

5. выросший ребёнок покидает дом.

6. Супруги вновь остаются вдвоём

7. принятие смерти одного из супругов.

При анализе нормативных кризисов учитывается план эмоциональных отношений в семье и план ролевых отношений.

(Кризисы – конспекты самостоятельно. Олифирович стр.35-86)

Повторный брак.

Данный феномен не является в полном смысле нормативным кризисом, т.к. его переживают не все семьи. Но для людей, вступивших в новый брак, он является нормативным. Повторный брак создаётся человеком, ранее уже состоявшим в браке. В этом случае объединяются не два, а три или более рода. Выделяют несколько типов повторного брака:

      По характеру прекращения предыдущих брачных отношений:

А) брак, в котором хотя бы один из супругов пережил развод;

Б) брак, в котором хотя бы один из супругов пережил опыт супружеских отношений.

2. По наличию или отсутствию опыта брачных отношений:

А) брак в котором один из партнёров имел опыт супружеских отношений.

Б) Брак, в котором оба партнёра имели опыт супружеских отношений.

3. По числу детей, рождённых в предыдущих браках:

А) ни один из партнёров не имеет детей от предыдущих браков;

Б) один из партнёров имеет детей от предыдущих браков;

В) оба партнёра имеют детей от предыдущих браков;

4. По разнице в возрасте между партнёрами:

А) партнёры являются ровесниками или один незначительно старше;

Б) один намного старше другого (более 10 лет).

Трудности, с которыми сталкиваются члены новой семьи:

    ролевая неопределённость.

    отсутствие общих традиций и норм;

    установление границ новой семьи;

    установление близких отношений с членами расширенных семей;

    трудности детско-родительских взаимоотношений;

    проблемы, не разрешённые в предыдущем браке.

Проблемы, переживаемые вновь созданной семьёй, и длительность их переживания могут быть различными.

Факторы, часто приводящие к возникновению эмоциональных проблем:

    необходимость принятия родительских функций по отношению к неродным детям. Проблемы разделения этих функций с биологическими родителями, переживание чувства вины по отношению к родным детям.

    Конфликт лояльности у детей. Для ребёнка необходимо поддерживать контакт с биологическим родителем, одновременно устанавливая позитивные отношения с приёмным. Нередко лояльность к биологическому родителю сопровождается сложными отношениями с приёмным. Принятие мачехи или отчима может рассматриваться ребёнком как предательство родного, проживающего отдельно. Нелюбовь к приёмному родителю может выступать как месть или как обида для проживающего с ним родителя.

    Установление границ семьи. Внутренние границы касаются взаимодействия между членами новой семьи. Внешние регулируют отношения с родственниками и ближайшим окружением. Проблемы касаются состава семьи, определения семейной собственности, областей ответственности, особенностей детско-родительских отношений, доведения до ребёнка изменений и новых правил. Важно держать границы проницаемыми. Сохранять отношения ребёнка с живущим отдельно родителем, укрепляя авторитет мачехи (отчима). Неродному родителю полезно сначала установить дружеские отношения с ребёнком, а затем уже постепенно участвовать в воспитании.

Существуют разнообразные мифы по отношению к повторному браку, осложняющие переживание кризиса:

    Если партнёр любит меня, он будет любить и моих детей;

    Супруг должен любить моих детей как своих собственных;

    Мачеха (отчим) никогда не будет любить моего ребёнка как собственного;

    Ребёнок никогда не сможет полюбить мачеху (отчима) как собственного родителя;

    Ребёнок будет страдать от присутствия в семье чужого;

    Мачеха (отчим) не должна вмешиваться в воспитание неродного ребёнка;

    Каждый последующий брак всегда хуже, чем предыдущий.

При всех возникающих сложностях повторный брак имеет ряд преимуществ. Партнёры лишены ряда иллюзий, они прикладывают больше усилий для сохранения отношений, испытывают меньше страхов перед необходимостью разрыва неудовлетворительных отношений.

Развитие отношений с новым партнёром во многом зависит от того, насколько были завершены отношения с прежним супругом, если же супруг умер, насколько пережита смерть. Если отношения не завершены, существует риск жизни «втроём». П: Ир.Фёд - Кохма

Существует ряд трудностей выстраивания отношений с новым партнёром:

Трудности знакомства;

Страх близких отношений из-за разочарования от предыдущего брака;

Чувство вины перед детьми;

Непринятие детьми новых отношений родителя;

Наличие негативных интроектов, связанных с повторным браком.

Показатели кризисности повторного брака:

    конфликты из-за ролевой неопределённости, неадекватных установок и ожиданий;

    нарушение внешних границ новой семьи (часто отсутствие контактов с расширенными семьями)

    проблемы детско-родительских отношений.

    отсутствие близких отношений;

    разочарование в новом браке из-за неоправдавшихся ожиданий.

Неоднократное заключение повторных браков часто связано с действием семейных сценариев.

Ненормативные семейные кризисы

Это кризисы, возникновение которых потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла и связано с переживанием негативных жизненных событий. Р.Хилл выделил 3 группы факторов, приводящих к ненормативным кризисам:

    Внешние затруднения (отсутствие работы, жилья)

    Неожиданные события, стрессы (катастрофа, тяжёлая болезнь, смерть, неожиданно вскрывшиеся важные факты жизни членов семьи и пр.)

    Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею как стрессовое (болезнь, смерть, измена, развод)

Компоненты ненормативного семейного кризиса:

    кризисное событие;

    Восприятие и понимание членами семьи происходящего (П: воровство детей)

    Отношение к событию и особенности его переживания.

    Изменение в семейной системе.

    Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Они взаимосвязаны.

Наиболее часто встречающиеся ненормативные кризисы семьи связаны с изменой, разводом.

Это вступление лица, состоящего в браке, в половую связь с лицами из других брачных пар или с одинокими мужчинами и женщинами. Может носить эпизодический и систематический характер. Согласно Уилларду Харли измена представляет собой вступление во внебрачные отношения, которые предполагают половую близость и обоюдное переживание глубокой любви. Если есть взаимная привязанность без сексуальных отношений или сексуальные отношения без любви, это не рассматривается им как измена. Такие отношения могут привести к серьёзным проблемам в браке, но с ними значительно легче справиться, чем с изменой.

Именно по поводу измены супруги чаще всего и обращаются в семейную консультацию.

Отношение к измене в различных культурах и по отношению к мужчине и женщине различно. В нашем обществе, несмотря на значительные изменения сексуальной морали, отношение к измене по-прежнему негативно. Они рассматриваются как нарушение принятых на себя обязательств, предательство.

Влияние измены на супружеские отношения может быть различным. Это связано с её характером, длительностью, стадией жизни семьи. Обычно является признаком супружеских дисгармоний, но может встречаться и в гармоничных семьях. Может быть связана с сексуальной дисгармонией, нарушением личностных отношений, поиском новых впечатлений. В последнем случае отмечается высокий уровень общей жизненной активности человека, а также такие свойства личности, как общительность, смелость, способность к самоотдаче. Нерешительность, пассивность, страх препятствуют измене.

Мужчины изменяют чаще для удовлетворения сексуальных потребностей. Женщины – для удовлетворения потребности во внимании, заботе, романтических переживаниях. Мужчины в отношениях своей измены придерживаются более разрешительных взглядов, чем в отношении измены женщины. (двойной стандарт). Женщины придерживаются позиции равноправия и более консервативны в оценке измены, в большей степени запрещают её.

Традиционно считается, что измена разрушительна для брака. Но ряд специалистов считает, что измена позволяет поддержать и обновить разрушающиеся или ставшими рутинными супружеские отношения. («Хороший левак укрепляет семью») К.Витакер: любовник – психотерапевт на стороне. На мнение по данной проблеме влияет пол исследователя. Чаще всего половинчатую позицию, предполагающую некоторую полезность внебрачной связи, занимают мужчины. Учитывая, что для современных браков любовь является важным основанием, главным мотивом его заключения, измена может привести к его разрушению.

В любом случае измена влияет на отношения в семье. Могут нарушаться детско-родительские отношения: возникать межпоколенные коалиции, перевёрнутые иерархии отношений, ролевые инверсии. Измена затрагивает честь супруга, сопровождается переживанием ревности, разрушительными аффектами.

Измена выполняет ряд функций:

    Это способ завершения супружеских отношений.

    Привлечение внимания партнёра к неудовлетворению важных потребностей.

    Реализация семейных сценариев.

    Способ компенсировать чувство неполноценности и повысить самооценку

Чаще всего измена происходит вследствие неудовлетворённости хотя бы одной потребности мужа и жены в браке.

Причины измены:

      Индивидуальные особенности партнёров по браку (нарушение полоролевой индентичности, личностные особенности – синдром Дон Жуана)

      Семейные факторы (отсутствие эмоциональной близости, охлаждение чувств, несовместимость, месть, сексуальная неудовлетворённость). Наиболее часто встречаются измены вследствие неудовлетворённости потребности в признании со стороны супруга. Это самая частая причина супружеских конфликтов. В большей степени это характерно для людей с высшим образованием.

      Особенности расширенной семьи (послания, семейный сценарий – Ира – Витя, дядя)

Измене способствуют: неадекватная мотивация брака, большая разница в возрасте, отсутствие совместного досуга, обыденность отношений, большое количество свободного времени у одного из супругов.

Мотивы измены:

    новая любовь. Характерна для рациональных или вынужденных браков;

    возмездие за измену супруга;

    поруганная любовь. При отсутствии любви со стороны партнёра, поиск её в другом.

    поиск нового любовного переживания. Часто встречается при большом стаже супружеской жизни либо при стремлении получить от жизни всё.

    восполнение. При наличии ограничений на полноту любви в браке (разлука, болезнь, холодность отношений)

    тотальный распад семьи.

Виды измены:

    Случайный внебрачный контакт. Может быть как единичным, так и представлять собой частые контакты людей промискуитетного типа (частая смена партнёров без эмоциональной связи с ними) Промискуитет – неупорядоченность сексуальных отношений. Мало связан с конкретным лицом.

    Эротико-сексуальные приключения. Основаны на стремлении к разнообразию. Важна эротическая привлекательность партнёра, разнообразие переживаний, сексуальные игры. Бывают краткими, без взаимных обязательств, могут оставлять приятные переживания. Могут не представлять опасности для брака.

    Внебрачная связь. Характеризуется большой продолжительностью и эмоциональной привязанностью. Вынуждает вести двойную жизнь. (Одна короткая встреча растянулась на несколько лет.)

Реакции на измену:

    Агрессия. Партнёр прерывает отношения, требует прекращения внебрачной связи, грозит разводом. Характерно для партнёра, эмоционально не зависящего от брака. Вынуждает изменяющего принять решение. Если связь с семьёй сохранена, это может привести к разрыву внебрачных отношений.

    Защита. Супружеские отношения прекращаются частично, в основном ограничиваются эмоциональные отношения. Продолжается совместное ведение хозяйства, сексуальные отношения, используются различные способы удержания партнёра (внешний вид, новизна отношений, досуг) Может быть предъявлено требование прервать отношения в течение определённого срока. Упоминание внебрачного партнёра избегается.

    Игнорирование. Партнёр делает вид, что не замечает, или что ему безразлично. Происходит в тех случаях, когда партнёр не испытывает эмоциональной привязанности к супругу, когда сохранение брака выгодно, когда отношения деструктивны, когда супруг зависит от другого.

СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ
Родительству стоит учиться!
Этой задаче служит родительское просвещение, направленное на:
- выстраивание позитивных детско-родительских отношений;
- разрешение споров и конфликтных ситуаций в семье;
- профилактику семейного неблагополучия и социального сиротства;
- повышение уровня правовой культуры семьи;
- формирование и повышение экономической грамотности семьи;
- формирование ответственной и позитивной родительской позиции;
- формирование семейных традиций и ценностей.

Великий педагог В. А. Сухомлинский писал: «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей». Говоря о родитель­ском просвещении, речь идёт о формировании и развитии семейной культуры.

«Семейная культура включает в себя:
- сформированность отношения к семье как к основе российского общества;
- приобщение к ценностям и традициям российской семьи: любовь, верность,
здоровье, почитание родителей, забота о младших и старших;
- бережное отношение к жизни человека, продолжение рода».


Важнейшим условием качественного образования и воспитания является взаимодействие семьи и школы.
Интеграция воспитательных усилий семьи и школы имеет приоритетное значение на ступени начального общего образования. Школа и семья должны создавать целостное пространство духовно-нравственного развития младшего школьника. На последующих ступенях общего образования эта связь сохраняется, но на первый план выходят воспитательные отношения школы и социума. Процессы школьного и семейного воспитания необходимо синхронизировать организационно и содержательно.
Такого рода школьные семейные задания помогают родителям выстраивать содержательно наполненную и ценностно-ориентированную воспитательную деятельность. Взаимодействие семьи и школы содействует духовно-нравственному развитию и граж­данскому воспитанию не только школьников, но и их родителей.
Поддержка семейного воспитания – один из приоритетов «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», (утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р) – включает:
- содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;
- создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания;
- использование чтения, в том числе семейного, для познания мира и формирования личности;
- содействие популяризации в информаци­онном пространстве традиционных российских культурных, в том числе эстетических, нравственных и семейных ценностей и норм поведения».


Семья – одно из самых значимых явлений в истории человечества. Представляем подборку мыслей великих философов, учёных и педагогов, начиная с древнейших времён до современности. Она наглядно демонстрирует нам роль и место семьи и родителей и в культурном, и в эволюционном контекстах. Отрадно, что позиции мудрости столетий сохраняются и в стратегических документах российского образования.
В позициях мудрецов прошлого очень много общего, что ещё раз подтверждает истинность их позиций. Один из главных тезисов – огромное значение родительского примера, семейной культуры в воспитании ребёнка.
Итак, дорогие родители, мудрость 40 поколений…

Если любишь, то восхищаешься, гордишься, любуешься, волнуешься, переживаешь, заботишься, благодаришь, жертвуешь, огорчаешься, понимаешь, прощаешь, и снова, восхищаешься, гордишься... (Е. В. Бачева)

Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со свои­ми родителями.

Фалес

(640/624-548/545 гг. до н. э.)


К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.

Сократ

(470/469-399 гг. до н. э.)


Добродетель родителей – большое приданое
Гораций

(65 г. до н.э.–8 г. н.э.)


Не одно рождение делает отцом, но хо­рошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание. Не будем заботиться о том, чтобы собирать богатство и оставлять его детям; будем на­учать их добродетели и испрашивать им благословение от Бога; вот это, именно это, величайшее сокровище неизреченное, не оскудевающее богатство с каждым днем приносящее все больше даров…
…Если апостол заповедует нам более печься о других, чем о себе, и если мы бы­ваем виновны, когда нерадим о их пользе, то не гораздо ли более бываем виновны, когда это относится к самым нашим близ­ким, то есть к нашим детям?...
…Ваши дети всегда будут богаты, если получат от вас хорошее воспитание, спо­собное упорядочить их нравы и благоу­строить их поведение. Заботьтесь не о том, чтобы сделать их богатыми, но о том, чтобы сделать их благочестивыми, усмирителями своих страстей, щедрыми в добродетелях…
…Юноша, которому вы дадите доброе воспитание, не только приобретает всеоб­щее уважение, но, главное, сделается милее вас самих! Ваша привязанность к нему не будет одним простым влечением природы; она будет плодом его добродетели. За это в старости вы получите от него все услуги сыновней любви: он будет вашей опорой…
Святитель Иоанн Златоуст
(347-407 гг.)


Ребёнок учится тому, что видит у себяв дому – родители пример тому!...
…Когда родители умны и добросовестно скромны, то благонравны и сыны!
Себастьян Брант
немецкий мыслитель
(XV век)

Детям нужны не поучения, а примеры.
Жозеф Жубер
французский мыслитель
(1754–1824 гг.)


Живой пример верней влияет на детей.
Пьер Карон
французский мыслитель
(1732–1799 гг.)


Ничто не действует в младых душах детских сильнее всеобщей власти приме­ра, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатывается глубже и тверже примера родителей.
Николай Новиков
русский мыслитель
(1744–1818 гг.)


Мы до тех пор не сможем понять родительскую любовь, пока сами не станем родителями.
Генри Бичер
американский мыслитель
(1813-1887 гг.)


Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей или кого бы то ни было. Если же поймем, что воспи­тывать других мы можем только через себя…то упраздняется вопрос о воспи­тании и остается вопрос: как надо само­му жить? Я не знаю ни одного действия воспитания детей, которое не включало бы и воспитания себя!
Л. Н. Толстой
великий писатель
(1828–1910 гг.)


На ребенка главным образом влияет дело, а не слово.
П. Ф. Лесгафт
великий российский учёный
(1837-1909 гг.)


Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-чело­вечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, оставить в них по себе добрую память, которая служила бы потомству заветом, как жить, тот должен начать воспитание с самого себя.
А. Н. Острогорский
великий учёный
(1840-1917 гг.)


Там, где в семье царит дух прямоты и искренности, там дети оказываются предрасположенными к честности и верности.
Иван Ильин
русский мыслитель
(1883–1954 гг.)


Если существует нечто, что мы желаем изменить в ребенке, нужно вначале ис­следовать и посмотреть, не является ли это тем, что лучше было бы изменить в нас самих.
Карл Густав Юнг
немецкий философ
(1875–1961 гг.)

Главным основанием родительского авторитета только и может быть жизнь и работа родителей, их гражданское лицо, их поведение. Семья есть большое и ответственное дело, родители руководят этим делом и отвечают за него перед обществом, перед своим счастьем и перед жизнью детей. Если родители это дело делают честно, разумно, если перед ними поставлены значительные и прекрасные цели, если они сами всегда дают себе полный отчет в свих действиях и поступках, это значит, что у них есть и родительский авторитет, не нужно искать никаких иных оснований и тем более не нужно придумывать ничего искусственного…
… В некоторых семьях можно наблю­дать полное безумье… просто живут рядом родители и дети, и родители надеются на то, что все само собой получится. У родителей нет ни ясной цели, ни определенной программы. Конечно, в таком случае и результаты будут всегда случайными, и часто такие родители потом удивляются, почему это у них выросли плохие дети. Никакое дело нельзя хорошо делать, если не известно, чего хотят достигнуть… … Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда вы с ним разговариваете, или поуча­ете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
А.С. Макаренко
великий педагог
(1888-1939 гг.)



Публикации по теме