Стоит ли учиться чему то новому. «Человеку все время надо учиться чему-то новому и не школьному» Как должно быть устроено образование будущего

Есть несколько приемов, с помощью которых можно быстро освоить что-то новое. Эти приемы не совсем обычные. Некоторые из них заимствованы из методов дрессировки животных, но их с легкостью может использовать и человек. Эти хитрости точно помогут ускорить обучение и надолго сохранить результаты. Расскажем о них.

  1. Планка повышается понемногу. Обучаемому должно быть легко выполнить новое требование. Например, лошадь стабильно берёт барьер в два фута, иногда преодолевая планку в три фута. В этом случае можно поставить следующую цель на уровне 2,5 фута. Поднять барьер сразу до трех футов опасно, потому что успех перестанет быть стабильным.

Другой пример: отец отобрал у сына мотоцикл до той поры, пока подросток улучшит отметки в школе. Сын стал заниматься усерднее, и его оценки немного улучшились. Вместо того, чтобы поощрить первые результаты, отец сказал, что надо стараться ещё больше и не отдал мотоцикл. Не получив положительного подкрепления, подросток бросил заниматься и вернулся к прежним двойкам.

  1. Каждому элементу поведения – свой отрезок времени. Нельзя обучить дельфина делать фонтан брызг одновременно и высоким, и направленным в определённую сторону. Сначала надо довести высоту до нужной отметки, затем приступить к отработке направления, и наконец, можно требовать выполнения обоих критериев вместе. Если не соблюдать это условие дрессировки, то животному будет сложно понять, чего от него хотят: сначала не дают рыбку, потому что фонтан низкий, потом опять не дают, хотя фонтан высокий (но не туда направлен).

Иногда мы делаем много упражнений, но прогресс очень медленный. Причина в том, что мы пытаемся улучшить сразу два или более элементов навыка. Например, распространённая ошибка при обучении игре в гольф заключается в том, что новичок старается сделать удар сразу и в меру сильным, и правильно направленным. На формирование этого навыка может уйти целое лето. Чтобы научиться играть в гольф всего за несколько выходных, надо действовать шаг за шагом.

Сначала надо отрабатывать только расстояние до лунки, затем – только направление удара и, наконец, оба элемента вместе. Для тренировки силы удара вы можете использовать шнур, отмеряющий расстояние, посылая мяч вдоль него. Для отработки направления удара можно очерчивать шнуром круг на земле и пытаться в него попасть, постепенно сужая пространство. Когда оба элемента будут выполняться на приличном уровне, можно объединять их в одну цель – удар определённой силы и в заданном направлении.

  1. Заучивание лучше начинать с конца. Разделите стихотворение, мелодию, текст выступления или роль в пьесе на части и начните запоминать их в обратном порядке. Хитрость в том, что вы будете двигаться от незнакомого к тому, что уже выучили, а это психологически проще. Знакомый материал будет выполнять функцию положительного подкрепления.
  1. Время для того, чтобы освоиться. Однажды приобретённый навык обычно не забывается, однако если задача усложняется или обстановка меняется, то мастерство может временно «пропадать». Был случай на генеральной репетиции оперы: хор делал много ошибок в пении, и дирижёр даже начал волноваться за премьеру. Причиной же сбоя были новые тяжелые костюмы, непривычное место (подмостки) и новые движения. Постепенно певцы освоились и стали петь так же чисто, как раньше.

Если прошло очень много времени, и вы не можете вспомнить, к примеру, стихотворение, иностранные разговорные фразы или технику езды на велосипеде, то стоит вернуться в самое начало – с чего вы начинали осваивать навык, и быстро повторить все этапы выработки. Освежив память, вы сможете вновь пользоваться «забытым» умением.

  1. Обходиться без слов. Формировать поведение людей лучше так, чтобы они этого не замечали, то есть на несознательном уровне. Именно поэтому лучше избегать слов. Как только вы говорите вслух: «Ты получишь награду, если… уберёшься в комнате, перестанешь курить марихуану и пр .», обучение превращается в банальный подкуп. Человек, осознавая, что происходит, может нарочно поступать противоположным образом.

Тем более не стоит говорить вслух о том, что вам удалось изменить чужое поведение («Вот видишь, я научил тебя не курить, а ты даже не заметил! »). Человеку может не понравиться, что им «манипулировали», и он разрушит достигнутые результаты, даже если раньше сам к ним стремился.

  1. Дневник своих достижений . Самое сложное занятие – обучать самого себя. Например, вы можете поставить перед собой цель следить за весом или не транжирить деньги. Обычно самообучение требует много времени (от года) и приходится перепробовать несколько методов, прежде чем найдётся тот, что сработает. Единственный безотказный приём подкрепления самого себя – это ведение дневника достижений и составление наглядных графиков улучшений. Когда кажется, что вы топчитесь на месте, достаточно взглянуть на график и увидеть, что сейчас ситуация всё же немного лучше, чем год назад.

Читайте в нашей Библиотеке «Главная мысль» обзор по очень интересной книге « ». Ее написала Карен Прайор – дрессировщица касаток. Она рассказала, как методы дрессировки животных можно эффективно использовать в других жизненных ситуациях – при воспитании детей, взаимодействии с коллегами, борьбе с вредными привычками.

Самосовершенствование (а именно о нем и пойдет речь) является абсолютно естественным процессом для каждого человека, уважающего себя. Зачем посвящать ценные минуты свободного времени изучению чего-то нового, приобретению определенных навыков?

О том, что каждый день, каждую минуту надо посвящать совершенствованию себя, как личности, нам твердят со всех сторон. Если рассмотреть этот вопрос в плоскости совершенствования умственных и физических возможностей, то все очевидно. Закономерно, когда сорокалетний человек знает и умеет больше, чем пятнадцатилетний подросток. Когда первый ведет себя, как второй, несложно сделать вывод, что развитие человека замедлилось (если вообще не остановилось). И крайне трудно почувствовать уважение к такому человеку.

Каждый из нас непрерывно развивается. Это закон природы, ведь с каждым новым днем копилка нашего жизненного опыта пополняется. Мы учимся, меняемся, становимся умнее непроизвольно, так как живем в социуме, который на нас влияет. Но и мы сами активно развиваемся, читая книги, общаясь с другими людьми, оттачивая человеческие качества, меняя или углубляя эстетические и религиозные взгляды. Не секрет, что человек, развитый умственно и духовно, всегда опережает человека инертного, честолюбивого. И это касается не только быта, но и карьеры. Абсолютно логично, если человека с моральными принципами, высоким интеллектом, инициативного, повышающего свой уровень постоянно, ответственного и пунктуального ценят и уважают. Такие личности в почете всегда.

А вот физическое совершенствование – понятие субъективное, понимаемое каждым из нас по-своему. Если для представителя сильного пола это означает подтянутую фигуру, кубики пресса, рельефные предплечья, то для девушек физическая красота заключается в стройности, подтянутости, ухоженности. Опять же, на пути к физическому совершенству необходимо работать над собой – тренировать силу воли, делать физические упражнения, правильно питаться, отказаться от вредных привычек. Отсюда можно сделать вывод, что человек, который стремится развиваться, уделяет внимание и моральной, и духовной, и эстетической, и физической, и профессиональной стороне вопроса.

Хотелось бы отметить, что все мы стимулируем себя по-разному. Для кого-то толчком к познанию нового могут служить собственные убеждения, которые необходимо отстоять. Для кого-то самосовершенствование – это шаг на пути к успешной карьере. Некоторые девушки усиленно работают для того, чтобы удачно выйти замуж, а другие ставят перед собой единственную цель – разбогатеть. Иногда причина в критической ситуации (потеря работы, например). Как бы там ни было, а иметь стимул – это хорошо, ведь постоянное совершенствование самого себя поддерживает человека в тонусе, а некоторые испытывают настоящее моральное удовлетворение, переборов собственную лень и честолюбие.



От теории к практике

Хотите профессионально и с высокой скоростью разгадывать кроссворды или мастерски обыгрывать соперников в шахматах? Даже для этого необходимо оторваться от дивана и начать что-то делать. А это уже и будет самосовершенствованием! Никто из нас не может заранее предположить, какие конкретно умения пригодятся в будущем. В школе я откровенно не понимала, зачем мне учиться делать уколы, ведь это можно сделать в больнице или попросить кого-то, кто освоил этот навык. Но однажды мне пришлось ввести лекарство человеку, когда время шло на секунды. Чудным образом рассказы учителя и резиновый пупс, попа которого была нещадно исколота нами, встали перед глазами.

Познавать новое мы начинаем с первого дня жизни. Учимся различать цвета, определять формы, а затем сад, школа, вуз. Казалось бы, пора остановиться и пожинать плоды, но далеко не всегда наличие образования и последующего трудоустройства гарантирует нам обеспеченную жизнь. Ту, о которой мы мечтали. Ту, ради которой был сад, школа, вуз. Почему мечты одних превращаются в реальность с путешествиями, хорошими автомобилями, просторными квартирами, качественной одеждой и полноценным питанием, а другие продолжают «работать на перспективу»? Да потому, что иметь материальные блага равно вкладывать труд, время, силы в работу. И при всем этом надо иметь определенные навыки и знания. Наверное, каждой из нас не раз доводилось произносить фразу «Как бы хотелось иметь (и далее по списку)!». Так, собственно, в чем проблема? И тут мы начинаем искать оправдания, мол, лучше детям что-то куплю или отложу на «черный» день, а то в стране такая ситуация, повсюду сплошные беспросветные кризисы и тд….. В итоге желаемое мы не получаем, но виноваты не мы, а правительство, начальник, мало зарабатывающий муж, бедные родители. В общем, все, но не мы! А дело-то именно в каждом из нас, в нашей лени. Не в том плане, что работать не хотим – наоборот, «бабы, входящие в горящие избы и останавливающие коней» у нас в избытке. Мы ленимся и боимся менять свою жизнь! Для того чтобы в этом убедиться, достаточно оглянуться вокруг. Одногруппник, который подрабатывал в Макдоналдсе и терпел насмешки, нашел работу заграницей и обзавелся виллой в Испании? В стране кризис который год, а в списке олигархов регулярно появляются новые фамилии? А все потому, что эти люди не мечтают, а учатся, действуют, осваивают то, что пользуется спросом. Они не боятся вслух рассказать о том, что чего-то не умеют, и без промедления приступают к исправлению ситуации.

Почему одни ищут дешевые некачественные продукты из-за нехватки денег, а другие отдыхают на лучших курортах мира? Потому что в жизни вторых однажды настал момент, когда они приняли решение не выживать, а жить, а затем приступили к поиску путей, начали осваивать знания, необходимые для достижения цели. Они не просто трудились, а научились трудиться!



Многие из нас – мамы маленьких деток. И этот факт часто используется нами, как веский аргумент – нет времени ни на что, кроме ухода за ребенком. С полной уверенностью и ответственностью заявляю, что это заблуждение. Декретный отпуск – это невероятно широкие возможности для работы над собой. Я имею в виду не поиски дополнительных источников дохода (разного рода подработки), а посещение разных курсов, семинаров, тренингов. Даже грудной ребенок может составлять вам компанию. Разве так проблематично заниматься в спортзале, пока малыш развлекает сам себя в люльке-переноске? Кто будет против, если на тренинге вы будете сидеть с малышом, посапывающем в слинге? Неужели не найдется хоть один знакомый человек, который будет готов присмотреть за малышом, пока вы отсутствуете дома? Предчувствую, что у вас могут появиться возражения. Если изложить их в мягкой форме, то нечто вроде «Ты смотри, какая умная! А сама?» Все, что написано в этом абзаце, я проверила на себе. Кроме того, успела освоить еще две профессии (пока без опыта работы, но все же), получив, соответственно, еще две «вышки» (декрет мой длится уже шестой год))).

Добиться успеха, жить, получая удовольствие, можно только тогда, когда мечты превращаются в цели, а багаж знаний и умений постоянно пополняется. Что вы готовы сделать прямо сейчас, чтобы стать успешной? Допустим, не прямо сейчас (время-то не детское), а утром, но к этому времени мечта должна стать планом.

По всему миру регулярно открываются экспериментальные школы, в которых отменяются то оценки, то кабинеты, то дисциплины. В Финляндии, известной образовательными новациями, в 2015 году проходит очередная реформа: школьники будут изучать не отдельные предметы, а темы. На этом фоне российская система отличается консерватизмом - даже лучшие школы славятся, скорее, увлеченными и талантливыми учителями, а не новыми подходами к учебному процессу. По просьбе «Медузы» журналист Сергей Немалевич изучил эксперименты иностранных школ, а также встретился с заведующей кафедрой информационных технологий МПГУ Еленой Булин-Соколовой, чтобы узнать, почему российское образование на бумаге выглядит неожиданно прогрессивно, а в действительности за последние полвека никак не изменилось.

Елена Булин-Соколова, кандидат педагогических наук, руководитель образовательных программ Института детства МПГУ. Разрабатывала учебные материалы по математике, лингвистике и информатике для московских школ. Привезла в Россию lego education, создала и реализовала программу «Дистанционное образование для детей с особенностями развития» как часть программы нацпроекта «Образование». Кроме того, Булин-Соколова - соавтор программы «Столичное образование».

- Что меняется в школьном образовании? Куда мы движемся?

Чтобы про это начать думать, нужно для начала посмотреть, что происходит за окном школы. Задуматься, как школа - как институт - существует в быстро меняющемся мире и насколько она сегодня в состоянии за ним успеть. Человек рождается в одном мире, а уходит из жизни в совершенно другом. В течение жизни людям несколько раз приходится менять свою профессию, все время учиться чему-то новому и совершенно не школьному. Как правило, модели, которые школа довольно навязчиво предлагает человеку, ему потом практически никак не пригождаются, потому что это модели учения, которые были адекватны сто лет назад. Еще как-то они работали 50 лет назад, но сегодня это вообще не про то, что человеку нужно.

- И что же с этим делать?

Школа должна сама изнутри начать как-то преображаться, перерождаться, чтобы, в первую очередь, осознать эту проблему несоответствия скорости перемен. Учитель использует те инструменты, с помощью которых его самого учили в школе, те, которым его научили в педагогическом вузе - это если вообще научили, а не просто он их у коллеги перенял по принципу «все так учат, и я учу». Те немногие, кто понимает, что эти старые инструменты становятся неадекватными, оказываются в сложном положении - откуда взять новые? И даже мировой опыт не очень помогает, потому что и в мире все тоже очень быстро устаревает.

Поэтому в итоге возникают разные вспышки, всплески каких-то образовательных экспериментов, и они редко анализируются и приводятся в какую-то систему. Массовое образование - очень большая, неповоротливая машина. К тому же это государственный институт, то есть все новые образцы должны пройти какую-то апробацию, потом перенестись в инновационное пространство и только потом в обычную школу. Пока дело дойдет до массовой практики, выяснится, что массовая школа не хочет принимать чего-то радикального, потому что эта радикальность требует от людей сверхусилий, на которые не все из них способны. И поэтому, действительно, массовое образование давно находится в кризисе.

Елена Булин-Соколова

А в это время ничего не меняется: школьники сидят за партами, учат уроки по учебникам и получают за это отметки.

Классно-урочная система - это формат, адекватный для школы знаний, для школы, которая передает знания, транслирует следующему поколению культуру, то, что человечество накопило. А вызов состоит в том, что знание как таковое свою ценность утрачивает, потому что каждую минуту объем знаний вырастает сумасшедшим образом - в тысячи раз, в миллионы раз, и поэтому все это транслировать невозможно, невозможно и отбирать, что именно пригодится через 20 лет человеку. И уже не первое десятилетие люди, которые всерьез занимаются образованием, говорят о том, что нужно формировать у человека не столько знания, сколько способности с этими знаниями работать. Вот мораль, устойчивость, этика - все это должно транслироваться семьей и социальными институтами. А со знаниями история другая. Нужно учить работать с ними, самостоятельно приобретать новые знания, взаимодействовать с другими людьми по поводу их поиска. Это совершенно другая школа и другая педагогика.

И, кстати, у нас в стране произошел скачок в эту сторону: в нормативной базе на государственном уровне приняты новые образовательные стандарты и дошкольного, и школьного образования, они несут другую образовательную парадигму, задают другой вектор. Среди приоритетов названы необходимость научить человека самостоятельно учиться, высказывать свою личную позицию, применять знания, полученные в одной области для решения задач в другой области. Сотрудничать с другими людьми и совместно выстраивать новые знания, находить решение самых разных задач. Все это вещи, которые были в самом низу списка образовательных целей, а теперь внезапно оказались формально самыми важными.

- Сложно представить, что такие прогрессивные изменения были сделаны в официальном документе в России.

Да, все это вошло в официальный стандарт образования. Конечно, всем очевидно, и в стандарте подспудно об этом тоже говорится, что все это должно формироваться на предметном знании, на каких-то конкретных ситуациях и из конкретных образовательных областей. Разумеется, человека нужно научить читать и писать, иначе он не сможет коммуницировать, обмениваться знаниями, искать их. И поэтому вот эти традиционные предметные области остаются. Но движение в сторону смены парадигмы происходит, это уже заметно даже в российской школе, а в западной школе системным примером является программа международного бакалавриата. Там все действительно основано на работе со знаниями.

То, что у нас в стандарте называется «метапредметная компетентность», там является центром всех образовательных программ. Возникает интеграция предметных знаний, размывание их границ. У нас тоже в учебных планах и программах, по которым работают школы, вместо предметов появляются предметные области, то есть тоже происходит некоторое размывание границ. Хотя это тяжело идет, когда все эти инновации до школы доходят, школа говорит: «Да, у нас такая предметная область - филология, но сейчас у нас урок русского языка». Конечно, прогрессивные идеи трансформируются, огрубляются, приспосабливаются к тому, что школа представляет собой сегодня. А вообще-то сегодня она представляет собой то же, чем она была вчера, 50 и 100 лет назад, с очень небольшими вариациями.

Финляндия заслужила репутацию страны с невероятно эффективной образовательной системой. Финские школьники регулярно оказываются на высоких местах в основных международных рейтингах оценки школьного образования - таких, как TIMMS, PIRLS или PISA. В этом году местные чиновники решились на новую - радикальную - реформу: школы по всей стране отказываются от преподавания «предметов» и переходят к преподаванию «тем». Мотивация такова: ученик, который изучал отдельно несколько часов математики в неделю, отдельно - биологии и отдельно - истории, получает, с одной стороны, слишком много специфических, абстрактных знаний, с другой - не обретает навыка сочетать полученные в разных областях знания для решения повседневных задач. Теперь школьники будут изучать не физику с химией, а «феномены», например, «ресторанное обслуживание», где пригодятся знания и математики, и иностранных языков, и развитые коммуникационные способности, или «Европейское сообщество», в курс по которому войдут история, география и экономика. Речь здесь не об отдельном образовательном эксперименте, а именно о новой концепции образования на уровне всей страны.



Школа Kirkkojarvi в Эспоо, Финляндия

Что бы там в новых стандартах ни понаписали, учительница как учила математике 40 лет, так и будет учить дальше?

Конечно, стандарт - это декларативный, рамочный документ, который предполагает развитие деятельной педагогики, когда ребенок находится в среде насыщенной и информационными, и технологическими инструментами, как-то сотрудничает с другими детьми. Вслед за стандартом должны быть приняты инструментальные нормативные документы, в частности, программы и учебные планы. А к ним должны прилагаться учебные материалы, попросту говоря, учебники или учебно-методический комплекты, то есть учебники вместе с инструкциями учителю, как с этими учебниками работать. И учебник, вообще говоря, тоже должен стать частью этой новой среды, он сам должен быть учебной средой с результатами исследований, с видеоматериалами, с возможностью поговорить с экспертом - вот чем должен стать учебник.

А то, что есть сейчас… Дело даже не в том, что он бумажный, это просто позавчерашний учебник, на него наклеили ярлык «Одобрено министерством» или «Разработано в соответствии со стандартом» на основе проведенной экспертизы, но при этом эксперты - это те же учителя, которые одобряют то, что им понятно в их парадигме. И возникают такие замкнутые круги, из которых школе очень сложно вырваться.

- Все упирается в учителей?

Дело в том, что у учителей очень слабо выражена потребность меняться. На это почти нет социального запроса. Вот есть успешный родитель, он уверен, что его успешность связана с его образованием. Он такой умный, состоявшийся человек, все с ним хорошо, и это потому что его так хорошо научили в университете и в школе. Но он никакого другого школьного образования не видел. У него, допустим, были высокие адаптивные возможности, когда мир менялся еще не так быстро. У меня все хорошо, а значит, моего ребенка не надо учить иначе. И учителя эту позицию принимают: «Подождите-подождите, какие еще новые стандарты? Да мы вообще Нобелевских лауреатов учили! Гагарин в космос полетел, кто его учил? Да мы его учили». Нелегко объяснить, что та педагогика была адекватна и людям, и целям, и миру, который был 50 лет назад. И что так сегодня учить человека, чтобы он был успешен через 20 лет - не получится.

Если говорить конкретно об атрибутах классического школьного обучения, как они должны меняться в рамках новой парадигмы? Например, многие экспериментальные школы на Западе, в Южной Америке, отказываются от оценок - это разумно?

Для начала давайте отличать оценки и отметки. Маленькому человеку важно понимать, что думают о нем другие люди. Ему нужно научиться оценивать себя по отношению к себе же самому, но вчерашнему, и по отношению к другим. Ему нужно знать свои ограничения и свои возможности. Поэтому ему нужен взрослый, компетентный и позитивно настроенный человек, которому можно доверять, который поможет ребенку разобраться в его возможностях и поддержит его.

Если посмотреть, как некоторые школы пытаются эту задачу решить, создать адекватную систему оценивания, то видно, что там история не про отметки, а про то, как поддерживать мотивацию ребенка к продвижению в решении новых и более сложных задач. Например, выглядит продуктивным подход, когда учитель оценивает не человека, который придумал какую-то замечательную идею, а, собственно, саму идею, которая полезна не только ему, но и позволила всем продвинуться вперед: «Вот здорово он придумал, смотрите, как мы теперь можем пойти дальше». А не то, что Вася молодец, а Петя сейчас молчал, поэтому он - вообще не молодец. Это такая открытая гуманистическая парадигма оценивания, формирующая некоторую систему ценностей, систему оценки человеком себя самого, в которой самая большая ценность - это когда мы вместе можем добиться чего-то нового.

- То есть отметка как простейший способ мотивирования - это не что-то обязательное?

Инструменты мотивации в обучении ребенку очень нужны. Но вопрос в цели обучения. Задача учителя в начальной школе может быть в том, чтобы за четыре года сформировать сообщество детей, которые способны учиться сообща даже без его участия и освоить разные способы рассуждений, взаимодействия, работы с идеями. Которые знают, что с вопросами, если нельзя их решить внутри сообщества, можно выходить наружу и спрашивать других, более компетентных людей - и детей, и взрослых. Они могут разделить сложную задачу на простые подзадачи и решать их каждую в отдельности, разделив между собой. Это - педагогика, как сейчас говорят, социального конструктивизма, и у нее другие цели, со школьными отметками они не вполне коррелируют.

В конце 2014 года Открытый университет Великобритании представил 10 педагогических трендов, которые, по мнению исследователей, окажут влияние на образование в ближайшие годы. Один из них - концепция «перевернутого класса»: школьники или студенты слушают лекции (в виде видеоролика или подкаста) и/или читают учебники дома, а «домашнее» задание делают в классе. Действительно, «откройте учебник на странице 35 и прочтите параграф номер 8» не кажется слишком разумной тратой того непродолжительного времени, что учитель и ученик проводят вместе . Идея «перевернутого класса» родилась еще в середине 1990-х, но особую популярность приобрела в последние годы на волне распространения всевозможных методов онлайн-обучения - от видеолекций на TED до полноценных электронных университетских курсов на Coursera. В 2011 году на перевернутое обучение полностью перешла школа Clintondale High School в Мичигане, США , на тот момент одна из худших в штате. Уже в следующем году процент неудовлетворительных оценок по математике в 9 классе там снизился с 44 до 13 процентов, а по английскому языку - с 52 до 19 процентов. Тренд постепенно добирается и до России, например, перед началом этого учебного года в Ростовской области был объявлен педагогический флешмоб по «перевернутому обучению».



Clintondale High School в Мичигане

Кадр: Clintondale V / YouTube

- И этот подход где-то уже воплощен?

Сейчас мы с нашими студентами делаем проект в первом классе. Он начинается с того, что мы договариваемся с детьми, что будем, работая в группах, исследовать окружающий мир, помогая друг другу, решая задачи совместно. И что нам сейчас на старте очень важно разобраться, кто мы, что за люди собрались в группе, кто из нас что-то уже умеет делать и хотел бы этим помогать всем. Вот я умею записать ручкой на бумаге, что другие говорят. А я умею записать это на видеокамеру. А я вообще хорошо считаю, например, или решаю физические задачи, или люблю работать руками. И на первом занятии мы должны организовать дискуссии так, чтобы дети разобрались сначала в парах, что им правильнее спрашивать друг у друга, чтобы понять, как устроено их мини-сообщество. А потом они должны придумать, как всю эту информацию о себе зафиксировать - первоклассники ведь еще не очень пишут, немножечко читают, уже здорово рисуют, плюс у них в классе лежат компьютеры и видеокамеры.

После того, как они осознали свое сообщество, учитель говорит, что есть такая-то задача, в ней такие трудности, и надо понять, как с этим разобраться. И они должны начать над ней работать, используя полезные качества каждого, постоянно уточняя свой подход, потому что сначала Вова, может быть, сказал, что он быстрее всех бегает, а значит за пивом лучше посылать именно его, но при ближайшем рассмотрении выяснилось, что бегает-то он быстро, но все время не туда. И наша задача - научить студентов, будущих учителей, ничего не рассказывать, пока не спрашивают, а если спрашивают, то тоже не торопиться отвечать, потому что, может, найдутся умные люди среди самих детей, которые ответят. Мы хотим научить их слушать, что говорят дети, слушать их вопросы и сдерживать желание лезть с ответом, когда дети стараются самостоятельно его найти.

- И как этот подход воспринимают в школе?

Мы как раз сегодня разговаривали с учителями этих первоклассников, им вся эта идея не очень была понятна. Они не очень хотели студентам давать с детьми работать. Нам пришлось придумать определенный кульбит, чтобы он сказали: «Ну тогда, пожалуйста. Нет, ну тогда, конечно. Ну тогда понятно. Так бы сразу и сказали».

- Вы, наверное, предложили им на время ваших занятий пойти в учительскую чай пить?

Да-да. Они все время спрашивали: «А я-то что делать буду?» А я говорю: «У вас очень сложная задача. Поскольку вы профессионалы, то мы очень надеемся, что вот вы, ровно вы, справитесь, потому что эта задача вообще практически не разрешима для педагогов. Вот я сама учитель и в начальной школе работала, и я точно знаю, что самое сложное - это никого ничему не учить. И вот у нас к вам такая просьба: мы понимаем, что это просто невозможно ни для кого из вас, но вот про вас у нас есть гипотеза, что вы сумеете, вот сидите и ничего не делайте». Они говорят: «Ну так бы сразу и сказали».

То, чем вы занимаетесь, - это обучение учителей. Через них вы надеетесь подготовить почву для вот этой педагогической модели будущего?

Да, у нас есть такой замысел дерзкий - перестроить нашу педагогику здесь, в университете, чтобы вырастить хотя бы какое-то небольшое количество людей, способной работать в той школе, которая придет завтра. Но как именно это сделать мы сами не знаем. Мы студентам честно говорим, что наша с ними общая миссия - разобраться в том, как должно учиться педагогическое сообщество, и нам без них не разобраться. И что их задача еще сложнее, потому что они должны будут прийти в школу прошлого с какими-то конкретными инструментами школы будущего, с конкретным опытом, с конкретной педагогической позицией.

Большинство образовательных экспериментов так или иначе связаны с отказом от привычных атрибутов классической школы. В этом смысле конкурировать с открывшейся еще в 1972 году в канадском Торонто ALPHA Alternative School сложно: здесь отказались и от оценок, и от домашних заданий, и от четкой программы, и от любой учительской диктатуры - большинство решений путем голосования принимают сами ученики. В 1972 году, в 40-летий юбилей школы, фотограф Майкл Баркер сделал арт-проект про первый выпуск Alhpa - фотографии выпускников в школьные годы и четыре десятилетия спустя. Врачи, дизайнеры, музыканты и инженеры - в социальном отношении они добились ничуть не меньших успехов, чем выпускники обычных школ. Почти невероятно, что школа, в которой нет четкой программы и дисциплины, не только проработала так долго, но и стала образцом для создания в 2007 году Alpha II Alternative School - в нее принимают старшеклассников, тогда как ALPHA Alternative School рассчитана только на детей возраста младших и средних классов. Кстати, название школы - аббревиатура A Lot of People Hoping for an Alternative, то есть «Много людей, надеющихся на альтернативу».



Учитель ALPHA Alternative School Эмили Чан

- Вы видите по вашим студентам, что вам удается изменить их мышление?

Наши студенты даже за очень короткий период - и это удивительно - начинают совершенно иначе смотреть на то, что происходит в школе. Они идут в школу, возвращаются шокированными, говорят: «Это все так ужасно. Как же быть? Там же ничего невозможно сделать, ничего невозможно поменять». Классический учитель - он просто вообще не видит ребенка, совершенно, в упор. Ни его трудности, ни его проблемы, ни его желания. Он занят собой, своими мыслями и в лучшем случае пытается их навязать. Он живет как будто под стеклянным колпаком, и к нему никто не может пробраться, и он сам особо наружу не выходит. И вот такому говорят: а что если мы начнем что-то сейчас менять? Они этого не понимают. В итоге наши студенты, уже сейчас оказавшись в школе, вступают в достаточно жесткий конфликт со всей школьной средой.

Вы не беспокоитесь, что мессии образования будущего, которых вы готовите, в итоге в школе не пригодятся, не приживутся, их попросту не возьмут на работу, и весь ваш проект окажется напрасным?

У нас на рынке образовательных услуг страшный голод, поэтому у нас вообще не стоит вопрос о том, чтобы кого-нибудь куда-нибудь пристроить. Сейчас, особенно с этими демографическими волнами, в России огромный педагогический кризис. И поэтому всякий разумный человек, который что-то может, у которого есть бумажка, где написано, что его можно пустить к детям, - он востребован. И поэтому начиная с апреля-мая мне каждый день звонит какой-нибудь директор московской школы и спрашивает, нет ли у меня учителя - и дальше произносит длинный список учителей, которые ему нужны. И, конечно, мы мечтаем, что наши студенты там приживутся, мы хотим через них оказать влияние на массовую школу. Но я как взрослый человек в здравом уме и твердой памяти понимаю, что рассчитывать на то, что школа как-то поменяется радикально не приходится. Но если мы выпускаем в жизнь и в школу каждый год несколько десятков людей, которые не только думают иначе, но и имеют опыт другого сорта действий, то есть шанс, что в школьном образовании потихоньку начнет меняться атмосфера.

Сергей Немалевич

Неважно, изучаете ли вы новый язык, учитесь готовить, осваиваете музыкальный инструмент или просто тренируете память — в любом случае, вам будет полезно узнать, каким образом головной мозг усваивает новую информацию.

Каждый человек уникален, но в процессе обучения все мы проявляем схожие психо-физиологические тенденции. Понимание этих закономерностей поможет вам выработать наиболее эффективную стратегию по приобретению новых знаний.

Рассмотрим 6 основных принципов обучения, которые стоит знать каждому.

1. Визуальная информация усваивается лучше всего

50% ресурсов головного мозга расходуется на зрительное восприятие. Задумайтесь на минуту: ровно половину вашей мозговой активности занимает зрение и понимание увиденного, и только оставшаяся часть идет на другие рецепторы и внутренние процессы организма.

Однако, зрение — не только самый энергозатратный канал восприятия. Его влияние на остальные органы чувств так велико, что иногда способно значительно исказить смысл получаемой информации.


50% активности мозга используется на обработку визуальной информации.
70% поступающей информации проходит через зрительные рецепторы.
На расшифровку зрительной сцены уходит 100 мс (0,1 секунды).

Примером такого влияния может послужить эксперимент, в котором больше полусотни страстных поклонников вина, не смогли установить, какой перед ним напииток — красное или белое вино. Перед началом дегустации экспериментаторы подмешали в белое вино красный пигмент без вкуса и запаха. В итоге все без исключения испытуемые утверждали, что пьют красное вино — настолько сильно оказалось влияние внешнего вида напитка на вкусовые рецепторы.

Другой удивительной находкой оказалось то, что мозг воспринимает текст как набор изображений, поэтому читая этот параграф сейчас, на самом деле, вы проводите огромную работу по расшифровке множества «иероглифов», коими являются буквы, в смысловые единицы.

В связи с этим, становится ясно, почему чтение отнимает так много сил по сравнению с просмотром иллюстраций.

Помимо статических зрительных объектов, особое внимание мы уделяем также всему, что движется. То есть, рисунки и анимация — лучшие спутники при обучении чему-либо, а всевозможные карточки, изображения и диаграммы могут послужить хорошим подспорьем для успешного усвоения новой информации

2. Сначала — суть, потом детали

Стремясь освоить сразу большой объем новой информации, вы рискуете создать у себя в голове страшную мешанину. Чтобы этого избежать, сохраняйте связь с общей картиной: узнав что-то новое, вернитесь и посмотрите, как это может быть соотнесено с тем, что вы уже знаете — это поможет вам не потеряться.

По сути, человеческий мозг имеет тенденцию сначала улавливать общий смысл происходящего, и только потом — детали, так почему бы не использовать эту природную особенность себе на пользу?

Получив порцию знаний, найдите им место в общей системе — это значительно повысит ваши шансы на запоминание. Также перед изучением чего-либо для начала может быть полезно понять общую суть: знание того, о чем пойдет речь в целом, служит нервной системе опорой для восприятия более мелких деталей.

Представьте, что ваша память — это шкаф с кучей полок: каждый раз добавляя в него новую вещь, вы думаете, к какой категории она относится. Например, вы купили черный свитер и можете положить его на полку для черных вещей, полку для свитеров или «зимнюю» полку. Очевидно, что в реальности вы не можете разместить одну вещь сразу в нескольких местах, но гипотетически эти категории существуют, и ваши нейроны регулярно проделывают эту работу по соотнесению новой поступающей информации с уже имеющейся.

Делая графики и записи о месте изучаемого предмета в общей картине знаний, вы добьетесь более качественного усвоения информации.

3. Сон значительно влияет на память и способность к обучению

Исследования показали, что если за изучением новой информации следует здоровый ночной сон, это положительно сказывается на закреплении знаний. В эксперименте по формированию моторных навыков участники, имевшие перед тестом 12 часов и возможность поспать, показали 20,5% прогресса, тогда как другая группа, у которой освоение нового навыка и его проверка выпали на один день с разницей в 4 часа, добились улучшения всего на 3,9%.

Однако, у современного человека не всегда есть возможность полноценно поспать, и в таких случаях выручает короткий дневной сон. Эксперимент университета Калифорнии (The University of California ) установил, что студенты, которым после завершения сложной задачи предложили немного поспать, при выполнении аналогичного упражнения после сна справились намного лучше, чем те, кто оставался в состоянии бодрствования между двумя тестами.

Сон перед изучением нового материала также может быть очень полезен. Доктор Мэтью Уолкер (Dr. Matthew Walker ), руководивший проведенным исследованием, утверждает, что «сон подготавливает мозг к новым знаниям и делает его похожим на сухую губку, готовую впитать столько влаги, сколько возможно».

Изучите какой-либо новый навык или почитайте о чем-нибудь перед тем, как ложиться спать: когда вы встанете и попробуете вспомнить, чему научились перед сном, вы будете удивлены, как много запомнили.

4. Недостаток сна сказывается на когнитивной активности

Не имея полного представления о природе сна и его назначении, иногда мы пренебрегаем этой естественной потребностью, вызывая у себя ее недостаток, или .

Но несмотря на то, что сам процесс сна изучен не до конца, ученым уже давно известно, к чему приводит его отсутствие: высокое нервное напряжение, повышенная осторожность, избегание риска, опора на старые привычки, а также подверженность различным заболеваниям и физическим травмам, так как уставшие органы теряют свой обычный тонус.

Недостаток сна сказывается и на познавательной активности: способность усваивать новую информацию снижается на 40%. С этой точки зрения, хороший сон и свежая голова утром могут принести намного больше пользы, чем ночное бдение над работой или учебниками.


  • раздражительность
  • когнитивные расстройства
  • провалы в памяти, забывчивость
  • аморальное поведение
  • безостановочная зевота
  • галлюцинации
  • симптомы, схожие с СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивности)
  • замедленные движения
  • дрожание конечностей
  • боли в мышцах
  • нарушение координации
  • нарушение сердечного ритма
  • риск возникновения сердечных заболеваний
  • риск возникновения диабета
  • подавление роста
  • ожирение
  • повышенная температура

Гарвардская медицинская школа (Harvard Medical School ) провела исследование, в котором было выявлено, что следующие за обучением 30 часов наиболее критичны для закрепления новых знаний, и недостаток сна в этот период может свести на нет все ваши усилия, даже если по истечении этих 30-ти часов вы как следует выспитесь.

Поэтому оставьте ночные посиделки в прошлом: самое продуктивное время для познания нового — дневные часы, когда вы бодры и полны сил, а для наилучшего запоминания информации не забудьте сразу же хорошенько выспаться.

5. Лучше всего мы запоминаем информацию, когда учим других

Когда нам предстоит объяснять другим то, что мы сами только что выучили, наш мозг намного лучше усваивает информацию: мы более четко организуем ее в своем сознании, а память сохраняет основные положения более детально.

Группе участников одного эксперимента было сказано, что они будут проходить тест на проверку только что полученных знаний, тогда как вторая группа должна была готовиться к объяснению этой информации другим. В результате, тест проходили все испытуемые, но те, кто думал, что им придется кого-то обучать, запомнили материал намного лучше остальных.

Автор исследования, доктор Джон Нестожко (Dr. John Nestojko ), говорит, что психологический настрой студентов до и во время обучения может оказать большое влияние на познавательный процесс. «Чтобы настроить обучающихся на нужный лад, порой достаточно дать им пару простых инструкций », — заявляет он.

Несмотря на то, что мы не всегда это осознаем, необходимость передавать свои знания окружающим заставляет нас использовать более эффективные методы: мы лучше выделяем главное, проще устанавливаем связи между различными фактами и внимательнее организуем полученные сведения.

6. Информация запоминается лучше, когда она чередуется с другой

«Блочная практика» (block practice ) — довольно распространенный подход к обучению, названный так ученым Калифорнийского университета, Диком Шмидтом (Dick Schmidt ). Этот подход предполагает изучение одних и тех же вещей блоками, то есть через многократное повторение информации или навыка в течение длительного времени, как например, непрерывное чтение учебника по истории или оттачивание одной подачи в теннисе.

Сам Шмидт ратует за принципиально другой метод, основанный на чередовании информации в процессе обучения. Исследованием этого подхода в своей психологической лаборатории занимается его коллега, Боб Бьорк (Bob Bjork), предлагая участникам картины двух различных художественных стилей, при этом одни испытуемые изучают работы блоками, по 6 картин каждом стиле, тогда как другие просматривают картины поочередно.

В результате, испытуемые, которым картины демонстрировались блоками, намного хуже сумели отличить один стиль от другого (30% правильных ответов) по сравнению с теми, кто смотрел картины разных стилей вперемешку (60%).

Удивительно, что перед началом эксперимента, порядка 70% участников заявили, что они находят блочный подход более эффективным и что именно он помогает им в обучении. Как видите, наши обыденные представления о познавательном процессе часто далеки от реальности и нуждаются в уточнении.

Бьорк считает, что принцип чередования работает лучше, так как он основан на природной способности мозга к распознаванию образов и отличий между ними. Что касается изучения новой информации, этот же принцип помогает замечать новое и соотносить его с уже имеющимися данными.

Такой подход может применяться при подготовке к экзаменам, когда вы совершенствуете не каждый навык в отдельности, а поочередно: устную, письменную речь и понимание на слух при изучении иностранного языка, правую и левую подачу в теннисе и др.

Как говорит Бьорк, нам всем нужно научиться учиться. «Практически любая работа подразумевает непрерывное обучение, и понимание того, каким образом вы можете повлиять на эффективность этого процесса, значительно повысит ваши шансы на успех ».

Высоких вам конверсий!



Публикации по теме