Сколько должен весить ребенок в 3 с половиной года. Как растут наши детки? Что делать, если ребенок очень маленький

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

Новорожденный ребенок

Главное, в чем нуждается новорожденный – это телесный контакт с матерью, тепло и сосание груди. Эти потребности будут самыми важными на протяжении всего периода новорожденности - первого месяца жизни.

Ребенок 1 месяц

Главные достижения первого месяца - прибавка в весе от 500 до 1500 г, попытки удержания головы в положении лежа и зрительный контакт с мамой.

Ребенок 2 месяца

Двухмесячный малыш - очень общительный и подвижный: он улыбается маме, сообщает о своем состоянии разнообразными звуками и вовсю машет ручками и ножками, иногда попадая по подвешенной игрушке.

Ребенок 3 месяца

У трехмесячного малыша уже хорошо прослеживается ритм кормлений и снов. Ребенок активно общается с близкими улыбкой и звуками, любит изучать свои руки и уверенно лежит на животе, опираясь на предплечья.

Ребенок 4 месяца

В 4 месяца большинство детей умеют переворачиваться и все сильнее интересуются окружающим миром: их зрение приобретает "взрослое" качество, а ручки способны схватить игрушку.

Ребенок 5 месяцев

Пятимесячный малыш готовится к ползанию - крутится вокруг пупка, перекатывается. Может интересоваться едой взрослых. Часто на подходе первый зуб.

Ребенок 6 месяцев

В 6 месяцев малыша начинают знакомить с новой пищей - предлагают первый прикорм. Ребенок интенсивно общается с близкими, лепечет, начинает разнообразно манипулировать с игрушками.

Ребенок 7 месяцев

В 7 месяцев одни дети уже хорошо ползают, другие только пытаются оторвать туловище от пола. Некоторые осваивают сидение раньше ползания. Многие встают с поддержкой.

Ребенок 8 месяцев

Восьмимесячный ребенок при просьбе найти предмет отыскивает его взглядом. Появляются первые звукоподражательные слова. Большинство хорошо ползают, могут вставать с опорой из положения сидя.

Ребенок 9 месяцев

Малыш может стоять и переступать, держась за опору. Появляется "пинцетный захват" - ребенок теперь может брать предметы большим и указательным пальцами. Десны и прорезывающие зубы нуждаются в повышенной жевательной нагрузке.

Ребенок 10 месяцев

В 10 месяцев многие дети делают первые шаги. Малыша увлекает собирание предметов в коробки и разбрасывание их, закрывание и открывание крышек.

Ребенок 11 месяцев

В 11 меяцев многие дети начинают ходить и осваивают действия с предметами, соответствющие их назначению: куклу укладывают спать, на машине перевозят грузы. У некоторых детей появляются первые слова.

Ребенок 1 год

Годовалый малыш понимает и выполняет простые просьбы, подражает действиям детей и взрослых, манипулирует с пирамидкой, кубиками.

Ребенок 1 год 3 месяца

Ребенок активно и разнообразно двигается, умеет бегать. Учится пользоваться ложкой, умеет пить из чашки. По сравнению с первым годом жизни почти останавливается в наборе веса и росте.

Ребенок 1,5 года

В полтора года малыш произносит около 40 слов, могут появиться первые предложения. Интересуется книжками - рассматривает картинки, переворачивает страницы. Учится пользоваться карандашами, начинает осваивать навыки одевания.

Ребенок 1 год 9 месяцев

В этом возрасте малыш обычно уже ориентируется в простых формах и цветах, с интересом наблюдает за игрой детей ("играет рядом"). Может договаривать последние слова в знакомых стихах.

Ребенок 2 года

К этому возрасту многие дети осваивают горшок, научаются сами аккуратно есть. Ребенок может выслушать объяснения взрослого, некоторые дети начинают задавать вопросы.

Ребенок 2,5 года

В два с половиной года дети начинают говорить о себе "Я". Малыш может научиться кататься на трехколесном велосипеде, бросать и ловить мяч, с удовольствием рисует и лепит из пластилина.

Ребенок 3 года

Трехлетний ребенок может самостоятельно одеваться и умываться. Общается с другими детьми в игре, может соблюдать простые правила. Очень любознателен и стремится к независимости.

К 3 годам ребенок обычно осваивает трехколесный велосипед, качается на качелях, скатывается на санках. Умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Для детей 3 лет несложно выполнить одновременно два действия: например, топнуть и хлопнуть. Ребенок 3 лет не боится плавать, поддерживаемый взрослым. В игры для детей 3 лет можно включать следующие приемы и движения: перешагивать через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом, проходить по наклонной доске, перепрыгивать через линию на полу, прыгать в длину с места на двух ногах, спрыгивать с небольшой высоты. Трехлетний ребенок с удовольствием бегает, подпрыгивает, бросает и ловит мяч.

Рост и вес ребенка 3 лет данные отечественных педиатров

Рост и вес детей в возрасте 3 года данные ВОЗ

Познавательное развитие ребенка 3 лет

Отличие предметов по признакам :
В 3 года ребенок называет правильно четыре основных цвета и некоторые оттенки цветов.
Ориентируется в семи цветах спектра (знает черный и белый цвета), находит по образцу, по просьбе взрослого.
Трехлетний ребенок собирает последовательно (вкладывает меньшую в большую) матрешки, мисочки, формочки, колпачки из четырех-шести составляющих (по показу, просьбе взрослого, в самостоятельной игре).
Игры для ребенка 3 лет могут быть основаны на подборе плоских геометрических фигур к образцу (круг, прямоугольник, треугольник, трапеция, овал, квадрат).
Наглядно ориентируется в конфигурации объемных геометрических фигур (подбирает к соответствующим по форме отверстиям). Некоторые из них называет: шар, куб, призма ("крыша"), цилиндр ("столбик"), кирпичик, конус.
Определяет на ощупь (в игре) и называет знакомые геометрические или другие фигуры.
Ребенок в 3 года собирает пирамидку из восьми-десяти колец по образцу или по рисунку (по убыванию размера, по размеру и цвету, по форме и размеру).
Находит и может назвать большой, маленький предмет, средний — между ними.
Определяет предмет по фактуре (мягкий, твердый).
Составляет картинку из двух частей (на занятии).
Подбирает мозаику к несложному рисунку.
Запоминает и указывает место, где стояла убранная взрослым игрушка (в совместной игре).
Подражает письму взрослого (имитирует).
В 3 года ребенок к рисунку взрослого может дорисовать недостающие детали (стебелек к цветку, листик к ветке).
Рисует кружочки, овалы, проводит линии, изображает прямоугольные предметы; закрашивает; подражает образцу.
Рисует по собственному замыслу. Объясняет, что рисует (солнышко, дорожку, дождик и др.).
Раскатывает комочки глины, пластилина в ладонях; соединяет части.
Лепит несложные формы (шарик, столбик, колбаску, бублик).
Выполняет несложную аппликацию из готовых форм.

Игровые действия (начало ролевой игры) :
Трехлетний ребенок проявляет инициативу в игре (творческое начало). Может "брать роль" (называет себя в игре "мама", "врач" и т. п.). Осознает свою роль в игре.
Фантазирует в игре (введение сказочного персонажа).
Спокойно играет вместе с другими детьми, используя предметы-заместители.
Подражает другим детям (в любых играх).
Выполняет правила в подвижных играх.
Строит из кубиков дом, забор, машину, мостик и др. (по образцу, по рисунку, по речевой инструкции, по замыслу).
Использует различные объемные геометрические фигуры в строительных играх и конструировании, обыгрывает постройки с игрушками.

Социально-эмоциональное развитие ребенка 3 лет

Хочет быть хорошим, ждет похвалы, одобрения, эмоционально-положительного подкрепления со стороны взрослого.
Проявляет инициативу, независимость.
Испытывает эмоциональное удовлетворение, если смог что-то выполнить. Доволен, когда хвалят.
Проявляет чувство гордости за себя ("лучше всех бегаю"), за родителей ("папа самый сильный", "мама самая красивая").
Любознателен, любопытен.
Долговременная память ребенка 3 лет опирается на прежние эмоциональные переживания, могут возникать воспоминания за последний год.
Проявляет эмоциональную сдержанность: не кричит в общественных местах, переходит спокойно улицу со взрослым, не бегает по тротуару, спокойно слушает просьбу взрослого и выполняет ее, перестает плакать при обоснованном запрете.
Непослушен, эмоционально напряжен при ограничении движений, при непонимании взрослым его просьб и желаний. Может быть настойчивым в своих требованиях.
Переживает, если ругают. Длительно может обижаться за наказание.
Испытывает чувство огорчения, стыда. Понимает, что сделал что-то плохо (не успел в туалет, разлил воду);ожидает от взрослого отрицательной оценки.
Понимает, если плохо делает кто-то другой. Дает эмоционально отрицательную оценку ("Нельзя: обижать, ломать, рвать, отнимать, драться").
Может ревновать, обижаться, заступаться, сердиться, лукавить, озорничать.
Владеет неречевыми способами эмоционального общения. Свои чувства выражает взглядом, мимикой, тоном, жестами, выразительными движениями, позами.
Эмоционально выражает воображаемые ситуации (в игре).
Речь насыщает эмоционально-выразительными оттенками (часто по подражанию).
Обозначает словом свои эмоциональные состояния: смеюсь, боюсь, замерз.
Могут возникать страхи, боязнь темноты.
Начинает понимать юмор (смеется, недоумевает).
Эмоционально сопереживает персонажам при слушании сказок, при просмотре детских спектаклей, мультфильмов (радуется, печалится, сердится, морщится от "боли" и т. д.).
Эмоционально отзывчив (испытывает удовольствие) на музыку, пение, художественное слово. Подпевает, танцует (передает ритм). Реагирует на изменение музыки — различно двигается (кружится, приседает, машет руками, хлопает, топает).
Эмоционально по-разному реагирует на знакомые и незнакомые музыкальные или художественные произведения, при рассматривании иллюстраций.
Предпочитает веселую музыку и песни, яркие рисунки.
Проявляет интерес к рисованию, лепке.
Испытывает эмоциональное удовлетворение от подвижных игр.
Эмоционально по-разному реагирует на красивое, некрасивое (замечает, различает, оценивает).
Эмоционально предвосхищает результат некоторых действий (собственных или других людей).
Огорчается при неумении что-то сделать.
Радуется своим умелым действиям, когда получается.
Приветливо, эмоционально открыто, доверительно относится к людям. Интересуется их действиями (делами), отвечает, если о чем-то спрашивают.
Помнит добрых и суровых людей (эмоционально отзывчив и эмоционально сдержан).
Проявляет застенчивость характерной мимикой, особенно при обращении к нему незнакомого человека.
Понимает состояние других на основе своего эмоционального опыта.
Эмоционально оценивает ситуацию: сопереживает (если кому-то больно), помогает (если надо помочь), сочувствует, тихо ведет себя (если кто-то спит, устал).
Замечает огорчение, недовольство, радость взрослых или детей.
Подражает мимике, голосовым интонациям, эмоционально-выразительным движениям близких взрослых.
Подражает эмоциональному поведению сверстников (может копировать более шумного, крикливого).
Доброжелательно относится к детям: не выхватывает игрушки, не берет без спроса, делится своими игрушками.
Получает удовольствие от общения со сверстниками. Возникает интерес к совместным играм.
Выражает симпатию к некоторым детям.
Настороженно относится к незнакомым животным, отдельным людям, новым ситуациям.

Речевое развитие ребенка в 3 года (до 1500 произносимых слов)

Произносит сложные предложения при общении. Пользуется словами, выражая желания, чувства, впечатления.
Говорит простыми, грамматически оформленными фразами.
Свои действия часто сопровождает речью. Начинает использовать придаточные предложения (не всегда).
Слова изменяет по числам и падежам. Задает вопросы познавательного характера: "Где?", "Куда?", "Почему?", "Когда?" и другие. Легко повторяет за взрослыми незнакомые слова, фразы. Быстро разучивает стихи, песенки, отрывки из сказок. Много звуков произносит правильно (гласные и простые согласные).
Появляется словотворчество и склонность к рифмовке. Вступает в речевые диалоги с детьми, взрослыми. Отвечает на вопросы взрослого по сюжетной картинке. Называет по картинке некоторых животных (их детенышей), предметы быта, одежду, посуду, технику, растения и другое.
Рассказывает связно по картинке знакомую сказку. Передает словами, жестом, интонацией содержание сказки, потешки, песенки, стихотворения. Высказывается о книжке, событии (после вопросов и по воспоминанию).
Может доказать, додумать предложение, сказанное взрослым.
Быстро отвечает на вопрос: "Как тебя зовут?". Знает свою фамилию.
Отвечает на вопрос: "Сколько тебе лет?". Показывает на пальчиках.
Отличает и называет людей по принадлежности к определенному полу, по возрасту (мальчик, дядя, дедушка, девочка, тетя, бабушка).
Знает свою половую принадлежность: мальчик или девочка; называет после вопроса взрослого.
Знает названия частей тела (голова, шея, спина, грудь, живот, руки, ноги, пальцы).
Знает назначение частей тела (отвечает на вопросы): "глаза смотрят", "уши слушают", "ноги ходят").
Знает названия одинаковых частей тела у человека и животного: "глаза — у всех, ноги — у человека, лапы — у животного, руки — у человека, крылья — у птицы".
В игре называет себя каким-то персонажем. Отвечает на вопрос взрослого: "Кто ты в игре?".
Играя, свои действия сопровождает словами.
Пользуется ролевой речью в игре. Говорит за себя и за куклу.
По детали узнает и называет целое изображение (по хоботу — слона, по брюкам — мальчика).
Имеет представление о числе, показывает и говорит: "один, два, три, много, мало".
Предвидит результат (мыслительные возможности). Использует средства для достижения цели.
Способен длительно наблюдать, сосредоточивать внимание, увлекаться своей деятельностью.
Начинает различать правую и левую сторону (может ошибаться).
Обобщает предметы по их свойствам (кто (что) летает? кто (что) плавает?).
Переходит от называния себя в третьем лице к местоимению "Я".
Проявляет особый интерес к разговорам взрослых между собой.
Длительно слушает сказку, читаемую или рассказываемую взрослым или записанную на аудиокассетах.

Бытовые навыки ребенка 3 лет

Одевается самостоятельно, с небольшой помощью взрослого.
Раздевается самостоятельно; складывает свою одежду перед сном.
Застегивает несколько пуговиц.
Завязывает (связывает) шнурки.
Знает назначение многих предметов, их местонахождение и предназначение.
Выполняет поручения из двух-трех действий (отнеси, поставь, принеси).
Может вымыть руки с мылом, умыться, вытереться полотенцем.
Замечает беспорядок в своей одежде.
Пользуется носовым платком.
Вытирает ноги при входе в квартиру.
Регулирует свои физиологические потребности.
Ест аккуратно.
Держит ложку за конец ручки.
Пользуется салфеткой.
Не выходит из-за стола до конца еды.
Не мешает за столом другим.
Говорит "спасибо", здоровается, прощается.

Процент детей с лишним весом повсеместно увеличивается с угрожающей скоростью - в среднем, каждый третий подросток или ребенок в настоящее время обладает лишним весом или ожирением.

Теперь многие дети тратят мало времени на тренировки и подвижные игры, больше времени они находятся перед телевизором, за видеоиграми или компьютером. А во многих работающих занятых семьях у родителей меньше свободного времени, чтобы приготовить здоровую домашнюю еду. От фастфуда до компьютера, быстро и в спешке - вот реальность для многих семей.

Уберечь детей от избыточного веса означает установить в семье правильный режим питания и спортивных занятий, а также полезный отдых вместе. Мы должны включить своих детей в здоровый образ жизни при помощи своего собственного примера.

Есть ли у вашего ребенка недостаток веса или лишний вес?

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Министерство здравоохранения США, а также большинство стран мира для оценки лишнего веса у взрослых и детей успешно применяют ИМТ - индекс массы тела, - который основывается на соотношении роста и веса, и последующего расчета доли жира в теле человека. Метод подсчета ИМТ является разработкой Адольфа Кетле и для детей он предусматривает особую схему. Сначала нужно вычислить ИМТ ребенка по общей формуле:

Калькулятор индекса массы тела (ИМТ) по формуле Кетле

Так как дети и подростки отличаются активным ростом и развитием, их ИМТ может существенно меняться в течение короткого времени. Поэтому, обычная оценка ИМТ, распространенная у взрослых, им не подходит. Чтобы точно и правильно оценить индекс массы тела ребенка, ученые исследовали соотношение массы и роста многих тысяч детей. И когда нужно определить, является ли ИМТ вашего ребенка нормой или отклоняется от нее, сравнительные таблицы - «процентные кривые», или распределительные шкалы - со средними показателями для детей этого возраста и роста дадут вам возможность понять, нужно ли корректировать вес. Таким образом, индекс массы тела вашего ребенка сравнивают со средними показателями тысяч других детей. Благодаря этому подходу учитываются этапы развития, которые дети проходят в определенных возрастных группах. К примеру, если ребенок имеет индекс массы тела выше, чем 97% детей его же возраста, то можно прийти к выводу, что у ребенка имеется избыточный вес.
Данная таблица содержит информацию по ИМТ подростков и детей обоего пола от 2 до 20 лет.

В результате, ИМТ вашего ребенка попадет в одну из четырех категорий:

  • Недостаток веса: ИМТ ниже 5-го среднего показателя (процентной кривой);
  • Здоровый вес : ИМТ между 5-м и 85-м средним показателем;
  • Избыточный вес : ИМТ в интервале между 85-м и 95-м показателем;
  • Ожирение : ИМТ попадает в область 95-го показателя или выше.
Для детей младше 2 лет врачи используют диаграммы соотношения веса и роста, а также тщательный непосредственный осмотр.

Таблица оценки массы и роста ребенка по ИМТ



Одновременно с этим ИМТ не является идеальным показателем количества жира в теле и может вводить в заблуждение в некоторых случаях. Например, подросток с развитой мускулатурой может обладать высоким ИМТ, не имея избыточного веса при этом (мышцы прибавляются к массе тела, а не к избыточному весу). Кроме того, ИМТ бывает трудно оценить правильно в период полового созревания, при котором молодые люди переживают этапы быстрого роста. В любом случае, важно помнить, что ИМТ является, как правило, хорошим показателем, но это не непосредственное измерение количества жира в теле.

Установить точный процент жировой ткани позволяет биоимпедансный анализ. При помощи определенного прибора через тело пропускают слабый безопасный электрический ток, меняя его частоту. Различные ткани тела имеют разное сопротивление к электротоку, таким образом, появляется возможность рассчитать, какая доля организма приходится на мышцы, а какая - на кости и на жир.

Если вы беспокоитесь, что у вашего ребенка может быть избыточный или недостаточный вес, устройте встречу с лечащим врачом, который оценит питание и уровень физической активности, и предложит положительные изменения. Врач также может порекомендовать профилактику некоторых заболеваний, сопутствующих недостаточному весу или ожирению.

Нормы веса и роста ребенка по возрасту

Таблица роста и веса ребенка до года

Возраст Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 месяц

49,5 см. 51,2см. 54,5см. 56,5см. 57,3см. 3,3 кг. 3,6кг. 4,3кг. 5,1кг. 5,4кг.

2 месяц

52,6см. 53,8см. 57,3см. 59,4см. 60,9см. 3,9 кг. 4,2кг. 5,1кг. 6,0кг. 6,4кг.

3 месяца

55,3см. 56,5см. 60,0см. 62,0см. 63,8см. 4,5кг. 4,9кг. 5,8кг. 7,0кг. 7,3кг.

4 месяца

57,5см. 58,7см. 62,0см. 64,5см. 66,3см. 5,1кг. 5,5кг. 6,5кг. 7,6кг. 8,1кг.

5 месяцев

59,9см. 61,1см. 64,3см. 67см. 68,9см. 5,6кг. 6,1кг. 7,1кг. 8,3кг. 8,8кг.

6 месяцев

61,7см. 63см. 66,1см. 69см. 71,2см. 6,1кг. 6,6кг. 7,6кг. 9,0кг. 9,4кг.

7 месяцев

63,8см. 65,1см. 68см. 71,1см. 73,5см. 6,6кг. 7,1кг. 8,2кг. 9,5кг. 9,9кг.

8 месяцев

65,5см. 66,8см. 70см. 73,1см. 75,3см. 7,1кг. 7,5кг. 8,6кг. 10кг. 10,5кг.

9 месяцев

67,3см. 68,2см. 71,3см. 75,1см. 78,8см. 7,5кг. 7,9кг. 9,1кг. 10,5кг. 11кг.

10 месяцев

68,8см. 69,1см. 73см. 76,9см. 78,8см. 7,9кг.
8,3кг. 9,5кг. 10,9кг. 11,4кг.

11 месяцев

70,1см. 71,3см. 74,3см. 78см. 80,3см.
8,2кг.
8,6кг. 9,8кг. 11,2кг. 11,8кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

Таблица роста и веса ребенка по годам

Рост в см. Вес в кг.
Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень высокий

1 год

71,2см. 72,3см. 75,5см. 79,7см. 81,7см. 8,5кг. 8,9кг. 10,0кг. 11,6кг. 12,1кг.

2 года

81,3см. 83см. 86,8см. 90,8см. 94см. 10,6кг. 11кг. 12,6кг. 14,2кг. 15,0кг.

3 года

88см. 90см. 96см. 102,0см. 104,5см. 12,1кг. 12,8кг. 14,8кг. 16,9кг. 17,7кг.

4 года

93,2см. 95,5см. 102см. 108см. 110,6см. 13,4кг. 14,2кг. 16,4кг. 19,4кг. 20,3кг.

5 лет

98,9см. 101,5 108,3см. 114,5см. 117см. 14,8кг. 15,7кг. 18,3кг. 21,7кг. 23,4кг.

6 лет

105см. 107,7см. 115м 121,1см. 123,8см. 16,3кг. 17,5кг. 20,4кг. 24,7кг. 26,7кг.

7 лет

111см. 113,6см. 121,2см. 128см. 130,6см. 18кг. 19,5кг. 22,9кг. 28кг. 30,8кг.

8 лет

116,3см. 119см. 126,9см. 134,5см. 137см. 20кг. 21,5кг. 25,5кг. 31,4кг. 35,5кг.

9 лет

121,5см. 124,7см. 133,4см. 140,3см. 143см. 21,9кг. 23,5кг. 28,1кг. 35,1кг. 39,1кг.

10 лет

126,3см. 129,4см. 137,8см. 146,7см. 149,2см. 23,9кг. 25,6кг. 31,4кг. 39,7кг. 44,7кг.

11 лет

131,3см. 134,5см. 143,2см. 152,9см. 156,2см. 26кг. 28кг. 34,9кг. 44,9кг. 51,5кг.

12 лет

136,2см. 140см. 149,2см. 159,5см. 163,5см. 28,2кг. 30,7кг. 38,8кг. 50,6кг. 58,7кг.

13 лет

141,8см. 145,7см. 154,8см. 166см. 170,7см. 30,9кг. 33,8кг. 43,4кг. 56,8кг. 66,0кг.

14 лет

148,3см. 152,3см. 161,2см. 172см. 176,7см. 34,3кг. 38кг. 48,8кг. 63,4кг. 73,2кг.

15 лет

154,6см. 158,6см. 166,8см. 177,6см. 181,6см. 38,7кг. 43кг. 54,8кг. 70кг. 80,1кг.
Очень низкий Низкий Средний
Высокий
Очень всокий Очень низкий Низкий Средний Высокий Очень всокий

Предотвращение лишнего веса и ожирения

Ключ к поддержанию детей всех возрастов в здоровом весе - это образ жизни всей семьи. Это то, что «проповедуется» в семье. Сделайте физическую активность и здоровое питание семейным увлечением. Чтобы детям это тоже было интересно, позвольте им помогать в планировании полезного меню и его приготовлении, берите их с собой в продуктовые магазины, чтобы они научились выбирать здоровые и правильные продукты.
Не попадайте в эти распространенные ловушки в питании:
  • Не вознаграждайте детей за хорошее поведение и не пытайтесь удержать их от плохого поведения с помощью сладостей или угощений . Поощрение или наказание не должны включать в себя еду, существует масса других эффективных и правильных способов воспитания.
  • Не поддерживайте «политику чистой тарелки» . Следите за признаками того, что ребенок голоден. Даже младенцы, которые отворачиваются от бутылочки или груди, сообщают, что они сыты. Если дети сытые, не заставляйте их продолжать есть. Напоминайте себе, что мы должны есть только когда голодны.
  • Не говорите о «вредных продуктах» и не исключайте полностью все сладости и любимые лакомства из детского меню . Дети, скорее всего, взбунтуются и будут есть в больших количествах эти вредные продукты вне дома или когда родители не видят.

Выводы

Ребенка непросто мотивировать на результат, его нельзя «посадить» на диету. В свою очередь, подростковый возраст сложен тем, что есть опасность возникновения неприятия себя, замкнутости, депрессии, анорексии. После того, как вы выясните, нуждается ли ваш ребенок в коррекции веса, мы хотели бы дать некоторые дополнительные рекомендации для ребят всех возрастов:
  • От рождения до 1 года : кроме общеизвестной многосторонней пользы для здоровья, грудное вскармливание может помочь не допустить также и чрезмерное увеличение веса. И хотя точный механизм пока не установлен, дети, находящиеся на грудном вскармливании, более четко ощущают свой голод и чувство сытости, защищая себя таким образом от переедания.
  • От 1 года до 5 лет : вырабатывать полезные привычки лучше с ранних лет. Помогите ребенку установить правильные пищевые предпочтения, предлагая ему разнообразную здоровую пищу. Поощряйте детскую природную склонность к активности и помогайте ему развиваться.
  • От 6 до 12 лет : поддерживайте физическую активность ребенка каждый день. Пусть это будет спортивная секция или подвижные игры во дворе. Поощряйте активность и дома - в повседневной домашней работе и в совместных играх и прогулках по выходным. Приучайте ребенка выбирать полезные и здоровые продукты, помогите ему самому собрать свои бутерброды в школу.
  • От 13 до 18 лет : подростки часто склоняются к фастфуду, но постарайтесь подтолкнуть их к более здоровой еде. Например, к сэндвичам с печеным куриным мясом, салатам и порциям поменьше. Научите их готовить дома вкусную здоровую еду и лакомства. Помогите им поддерживать физическую деятельность каждый день.
  • Все возрасты : сократите время, проводимое ребенком перед телевизором, компьютером и за видеоиграми. Боритесь с привычкой ребенка есть, смотря в телевизор или монитор компьютера. Старайтесь готовить и предлагать ребенку разнообразную здоровую еду. Старайтесь завтракать, обедать и ужинать с ребенком вместе. Поощряйте детей есть овощи и фрукты не менее пяти раз в день, ограничьте сладкие напитки и никогда не пропускайте завтрак.
Если вы правильно питаетесь, часто занимаетесь спортом и включаете здоровые привычки в обычную каждодневную жизнь своей семьи, вы строите здоровый образ жизни ваших детей, который они смогут поддерживать и дальше. Объясните им важность физической активности и правильного питания, но обязательно сделайте это вашей общей семейной привычкой, чтобы это стало второй натурой каждого из вас.

Но прежде всего, пусть ваши дети знают, что вы их любите независимо от их веса, и ваше главное желание - помочь им быть счастливыми и здоровыми.

У новорожденных наблюдается существенный прирост в весе и росте. Прибавка веса может достигать до 1 кг, а рост увеличивается на 1-1,5 см каждый месяц. По прошествии года дети растут медленнее, и физиологические показатели у разных малышей могут сильно отличаться. Возникает вопрос, какой же рост и вес является нормой к 3 годам жизни ребенка? Как не пропустить тревожный сигнал? Какова динамика развития ребенка после одного года?

Таблицы нормы и отклонений

Чтобы было проще ориентироваться, внимательно изучите таблицу, где указаны показатели нормального роста и веса детей. На данные показатели влияют половая принадлежность и возраст. Значения приведены средние. Так как все дети развиваются по-разному, делается большой разброс нормы. Обратите внимание на столбец «разрешенная погрешность». Если расхождения с нормой в пределах разрешенной погрешности, значит, это не отклонение, а индивидуальная конституция ребенка.



Разница между средним весом мальчиков и девочек на момент достижения трехлетнего возраста может составлять до 600 г.

Цифры, приведенные в таблице, – условные. Развитие и физиологические показатели детей могут зависеть от таких факторов, как группа здоровья, генетика, активность и т. п. Если у вас возникли сомнения, проконсультируйтесь с педиатром.

Возможные причины недобора веса

Рассмотрим подробнее, какие обстоятельства могут оказывать воздействие на нормальную динамику увеличения веса. Следует учесть это и сообщить о них на приеме у врача, так как он сможет дать соответствующие рекомендации и назначить дополнительные обследования.

Причиной недобора массы могут быть:

  • наличие инфекционных заболеваний, а также период после них;
  • наличие аллергии;
  • диарея, длящаяся продолжительное время;
  • недостаток питательных веществ;
  • гиперактивность;
  • гельминты;
  • диабет первого типа;
  • анемия.

Не стоит, основываясь на предположениях, самостоятельно ставить диагноз – это работа специалиста. Если у вас есть подозрения о наличии одного из перечисленных факторов – смело обращайтесь к врачу.

Профилактика ожирения

Если вы стали замечать первые признаки появления лишнего веса у ребенка или на приеме у педиатра вам однозначно говорят об избыточной массе тела, пора задуматься об образе жизни и режиме питания вашего малыша и семьи в целом. Планируйте день и меню заранее. Узнайте о наиболее полезных продуктах питания.

Соблюдайте следующие правила.

  • Не заставляйте ребенка есть, если он не хочет.
  • Ограничьте употребление простых углеводов, даже в напитках (соки, лимонады).
  • Следите за активностью ребенка (водите его на плавание или секцию по футболу).
  • Сладкое не должно быть «призом» за хорошее поведение (пусть лучше будет какая-нибудь игрушка или просмотр мультфильма).

Вес и рост до 2 лет

В период активного роста и развития ребенка необходимо уделять должное внимание существующим нормам прироста массы тела и роста на различных возрастных этапах. Такие таблицы созданы, чтобы помочь родителям скорректировать режим питания или своевременно обратиться к врачу.


Общий прирост веса в 2 года примерно составляет 2-3 кг. Масса тела приближается к цифрам 12-13 кг. Рост больше на 11-12см, чем в год (т. е. около 87 см).

Вес ребенка в три года составляет около 14-16 кг. Показатели роста больше на 9-10 см в сравнении с концом второго года жизни (т. е. около 96 см).

Окружность головы и груди ребенка в два и три года

Следующие физиологические показатели ребенка, на которые стоит обратить внимание, – окружность груди и головы. Измерение этих антропометрических показателей проходит во время планового посещения педиатра. У новорожденных голова растет быстрее, поэтому сначала она превышает размеры грудной клетки на несколько сантиметров. Затем темпы роста головы снижаются, грудная клетка растет интенсивнее, а к 4 месяцам размеры груди и головы уравниваются. К году обхват грудной клетки уже превышает окружность головы. В дальнейшем у здорового ребенка голова всегда будет меньше грудной клетки.

Очень важно правильно провести замер. Для измерения головы держите сантиметровую ленту на 1 см выше надбровной дуги. Она должна пройти над ушами и касаться бугра на затылке. Чтобы измерить грудную клетку, ведите ленту на уровне сосков. Сзади она должна проходить по нижним лопаточным углам. Лента должна прилегать к телу ребенка, но при этом не передавливать.

Возможные причины отклонений

Отклонения от нормы показателей окружности головы могут свидетельствовать о серьезных заболеваниях. Своевременное обнаружение способствует скорейшему разрешению проблемы. От этого может зависеть дальнейшая жизнь и здоровье ребенка.

Патологические причины:

  • микроцефалия (уменьшение массы головного мозга);
  • макроцефалия (увеличение массы головного мозга);
  • внутричерепная гипертензия (повышение внутричерепного давления);
  • гидроцефалия (водянка).

Помните: каждый ребенок индивидуален в своем развитии. Необходимо учитывать все факторы, влияющие на физиологические показатели. Расхождение с нормой не всегда говорит о наличии патологии! Грамотные специалисты помогут вам разобраться в проблеме, ориентируясь непосредственно на историю развития вашего ребенка.

* Вес ребенка также должен соответсвовать росту, для оценки используйте .

* Указанный в таблицах нормальный вес и рост имеют 94% здоровых детей (подробнее).

Привес и прирост

За прошедший месяц жизни (со второго по третий) мальчик должен был прибыть в весе и росте на 700–900 грамм и 2,9 см, девочка на 600–870 г. и 2,7 см.

С трех месяцев, большинство здоровых мальчиков прибавляют в весе примерно по 150 грамм в неделю , девочки — по 130 г. За предстоящий месяц мальчик должен будет прибавить 560–730 грамм в весе и 2,5 см в росте, девочка 490–710 г. и 2,3 см.

Развитие значимых навыков и ограничения

Трехмесячных малышей ни в коем случае нельзя садить и присаживать, так как это может обернуться проблемами со здоровьем в далеком будущем. Нежелательно делать какие-либо упражнения, которые могут спровоцировать ребенка принять сидячее положение.

Малышу полезно лежать на животике под присмотром взрослых, чтобы укреплять мышцы живота и учиться уверенно держать головку. Однако, лежа на животике, нежелательно спать, так как ребенок может уткнуться носиком в подушку.

Кормление грудным молоком и прикорм

Здоровых детей в три месяца положено кормить грудным молоком . Регулярный прикорм или кормление смесями должны производиться только по показанию педиатра. Поскольку только грудное молоко идеально подходит для здорового развития ребеночка, то на постоянное кормление малыша смесями должно быть веское основание.

Многие мамочки, видя, как чужие малыши хорошо набирают вес, уплетая смеси, начинают необоснованно кормить смесями свою здоровую малютку. Иногда им кажется, что грудничку не хватает молока, или знакомые недалекие мамаши назедают фразами "как, вы еще не кормите смесью, соком, пюре?". Идя на поводу у окружающих и собственных эмоций, мамы раньше времени переводят детей на искусственное питание, оставляя малыша без полезного грудного молока.

На третьем месяце жизни ребенок должен питаться грудным молоком около 6 раз в день, выпивая по 120 мл за раз.

Прочее

С третьего месяця по четвертый идут недели 13, 14, 15, 16-я и половина 17-й.

По мере развития каждый ребенок растет и набирает вес. Родители, обеспокоенные тем, чтобы малыш рос «правильно», всегда уделяют внимание «нормальным» показателям массы тела и роста, ориентируясь на усредненные данные, приведенные в таблицах Всемирной организации здравоохранения. Отвечая на вопрос о том, сколько должен весить ребенок определенного возраста, следует учитывать, что организм каждого человека имеет индивидуальные особенности. То есть чтобы понять, что с ребенком все в порядке и он растет нормально, нужно не только сравнивать его параметры со стандартом, но и принимать во внимание их соотношения.

Калькулятор

Соотношение параметров роста и массы тела ребенка

Понятие «индекса массы тела» хорошо знакомо многим родителям – в особенности мамочкам, которые следят за своей фигурой. Чтобы оценить гармоничность развития ребенка и выявить возможные отклонения в росте и весе, также потребуется вычислять ИМТ.

Важно помнить о том, что показатели нормы для малыша отличаются от аналогичных значений, рассчитанных для взрослого населения. Нормальный ИМТ взрослого - не более 25, для детей аналогичный индекс может варьироваться в пределах 13-21. ИМТ рассчитывается, чтобы диагностировать следующие состояния:

  1. ожирение, требующее лечения;
  2. избыточный вес;
  3. незначительно повышенный вес, входящий в допустимый диапазон колебаний нормы;
  4. нормальный вес (см. также: );
  5. недостаточный вес;
  6. истощение, требующее лечения.

Особенности первого года жизни малыша


В первые двенадцать месяцев жизни ребенка показатели его роста и развития напрямую связаны с особенностями кормления. В соответствии с указаниями ВОЗ, в качестве эталона при разработке таблицы принимается ребенок, находящийся на грудном вскармливании и имевший при рождении массу тела 3,3 кг (мальчик) или 3,2 кг (девочка). По нормам роста «стартовые показатели» приняты равными 49,9 см и 49,1 см соответственно.

Если малыш появился на свет с меньшей массой тела и ростом (такое часто встречается у детей, родившихся раньше срока, а также у тех, кто рожден от низкорослых родителей), то не нужно беспокоиться о том, что спустя месяц-два он «отстает» от табличных показателей.

До годовалого возраста определяющее значение имеет не соответствие роста и веса таблице, а их изменение со временем. Если ребенок планомерно набирает килограммы и растет, значит с ним все в порядке, и повода для паники нет.

Рост и вес девочек

Возраст, месяцев Вес в граммах Рост, см
Очень низкий Норма Очень высокий Очень низкий Норма Очень высокий
0 2000 3200 4800 43,6 49,1 54,7
1 2700 4200 6200 47,8 53,7 59,5
2 3400 5100 7500 51,0 57,1 63,2
3 4000 5800 8500 53,5 59,8 66,1
4 4400 6400 9300 55,6 62,1 68,6
5 4800 6900 10000 57,4 64,0 70,7
6 5100 7300 10600 58,9 65,7 72,5
7 5300 7600 11100 60,3 67,3 74,2
8 5600 7900 11600 61,7 68,7 75,8
9 5800 8200 12000 62,9 70,1 77,4
10 5900 8500 12400 64,1 71,5 78,9
11 6100 8700 12800 65,2 72,8 80,3
12 6300 8900 13100 66,3 74,0 81,7

Рост и вес мальчиков


Характеристики веса и роста малышей мужского пола до достижения ими годовалого возраста определяются по тем же принципам, что и для девочек. Определяющее значение для мониторинга состояния и развития ребенка имеет ежемесячная прибавка в весе – то есть сравнивать малыша нужно в первую очередь с ним самим, каким он был месяц назад.

Возраст, месяцев Вес в граммах Рост, см
Очень низкий Норма Очень высокий Очень низкий Норма Очень высокий
0 2100 3300 5000 44,2 49,9 55,6
1 2900 4500 6600 48,9 54,7 60,6
2 3800 5600 8000 52,4 58,4 64,4
3 4400 6400 9000 55,3 61,4 67,6
4 4900 7000 9700 57,6 63,9 70,1
5 5300 7500 10400 59,6 65,9 72,2
6 5700 7900 10900 61,2 67,6 74,0
7 5900 8300 11400 62,7 69,2 75,7
8 6200 8600 11900 64,0 70,6 77,2
9 6400 8900 12300 65,2 72,0 78,7
10 6600 9200 12700 66,4 73,3 80,1
11 6800 9400 13000 67,6 74,5 81,5
12 6900 9600 13300 68,6 75,7 82,9

Показатели ребенка до 10 лет

Период от рождения и до достижения 10-летнего возраста характеризуется стремительным ростом ребенка. Однако, если до годика малыш ощутимо подрастал и «тяжелел» практически с каждым днем, в более старшем возрасте он будет расти немного медленнее.

Это связано и с изменениями метаболизма и с растущей активностью крохи: грудничок тратит намного меньше энергии и калорий на подвижные игры, чем карапуз, который уже научился ходить и бегать, и теперь активно познает окружающий мир.

Рост и вес малыша в 1 год

Если обратиться к усредненным значениям, то можно отметить, что в течение первого года жизни малыш набирает около 6-7 килограммов. При этом большая часть «прибавки» приходится на первые полгода жизни, когда ребенок прибавляет около 700-800 гр за один месяц. При правильном уходе здоровые маловесные малыши к 6-7 месяцам могут «догнать» по весу своих ровесников, родившихся со средней массой тела.

Вес годовалого ребенка считается нормальным, если его значение находится в диапазоне между 8 и 12 кг. Прибавка в росте при этом составит около 25 см. Рост ребенка в 1 год составляет приблизительно 75 см ± 6 см.

Рост и вес с 2 до 3 лет


В период между двумя и тремя годами малыш по-прежнему растет. Однако в его распорядке дня остается все меньше спокойного отдыха и приемов пищи, а количество времени, уделяемое подвижным играм, неуклонно растет. В норме за третий год своей жизни ребенок наберет около двух-трех килограммов (то есть будет весить 11-15 кг) и подрастет на 9-10 см.

Рост и вес с 4 до 5 лет

Средний вес гармонично развитого 4-летнего малыша по данным ВОЗ составляет около 16 кг, при этом отклонение на 2-3 кг в большую или меньшую сторону считается вариантом нормы. Рост малыша такого возраста – 102-103 см. К своему пятому дню рождения дошкольник поправится примерно на 2 кг и вырастет на 7 см.

Рост и вес с 6 до 7 лет

Если поставить на весы здорового шестилетнего малыша, и на экране высветится значение из диапазона 18-23,5 кг, значит он полностью соответствует нормативам, разработанным ВОЗ. К своему семилетию старший дошкольник (или младший школьник) станет тяжелее на 2-3 кг. По нормам роста он вырастет примерно на 5 см.

Сводная таблица с параметрами от 1 до 10 лет


Для тех родителей, которые переживают по поводу развития своего малыша, полезно будет ознакомиться со сводной таблицей роста и массы детей, составленной по данным ВОЗ. Здесь представлены средние значения роста и веса для детей обоего пола в возрасте 1-10 лет. Параметры малыша не обязательно должны в точности соответствовать приведенным в таблице значениям – отклонение на 2-3 кг и несколько сантиметров в любую сторону считается вариацией нормы.

Также нужно учитывать, что девочки интенсивно растут после 10 и до 12 лет, у мальчиков скачок наблюдается в старшем возрасте – после 13 и до 16 лет. Девушки прибавляют в росте в среднем до 19 лет, а юноши – до 22 лет.

Возраст, лет Мальчики Девочки
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, см
1 9,6 75,7 8,9 74,0
2 12,2 87,8 11,5 86,4
3 14,3 96,1 13,9 95,1
4 16,3 103,3 16,1 102,7
5 18,3 110,0 18,2 109,4
6 20,5 116,0 20,2 115,1
7 22,9 121,7 22,4 120,8
8 25,4 127,3 25,0 126,6
9 28,1 132,6 28,2 132,5
10 31,2 137,8 31,9 138,6

Показатели для детей от 11 до 18 лет

Показатели, которые считаются нормальными в возрасте 11-18 лет, отличаются своим широким диапазоном. Это период начала полового созревания, когда в организме подростка происходят глобальные перемены. Родители должны подготовить растущего сына или дочь не только физически, но и эмоционально.

Также следует учитывать, что соблюдать диету для похудения в это время не рекомендуется – недостаток необходимых элементов в период до 18-летия может привести к серьезным проблемам в будущем.

Нормы роста и массы тела детей представлены ниже.

Возраст, лет Мужской пол Женский пол
Вес, кг Рост, см Вес, кг Рост, см
11 31,0-39,9 138,5-148,3 30,7-39 140,2-148,8
12 34,4-45,1 143,6-154,5 36-45,4 145,9-154,2
13 38,0-50,6 149,8-160,6 43-52,5 151,8-159,8
14 42,8-56,6 156,2-167,7 48,2-58 155,4-163,6
15 48,3-62,8 162,5-173,5 50,6-60,5 157,2-166
16 54,0-69,6 166,8-177,8 51,8-61,3 158,0-166,8
17 59,8-74 171,6-181,6 49,2-68 158,6-169,2
18

Факторы, которые влияют на интенсивность роста и набор веса у детей

Интенсивность роста и набор веса зависят от влияния ряда факторов. В первую очередь это, конечно же, наследственность. Если родители малыша отличаются невысоким ростом и астеническим телосложением, то с большой долей вероятности показатели массы тела и роста ребенка окажутся схожими.


Также к числу факторов, воздействующих на вес и рост у детей, относятся следующие:

  1. режим сна и отдыха (требуется, чтобы общая суточная продолжительность сна соответствовала возрасту);
  2. активный или пассивный образ жизни – у активных малышей вес и рост отличаются своей пропорциональностью;
  3. рацион питания – для гармоничного развития он должен включать в себя все необходимые витамины, микро и макроэлементы, быть разнообразным;
  4. заболевания инфекционного происхождения, которые перенес ребенок;
  5. факт наличия генетических патологий;
  6. особенности течения беременности у матери;
  7. особенности процесса родоразрешения.

Отклонения от нормы

Значительный недобор веса или напротив, избыточная масса тела, равно как и слишком медленный/очень интенсивный рост - это следствие влияния разнообразных факторов. Для выявления причин серьезных отклонений потребуется обратиться за консультацией к узким специалистам – генетику, эндокринологу, невропатологу или гастроэнтерологу.



Публикации по теме