Занятия лепкой для детей 4 лет. Пластилин, лепим из пластилина

Популярное занятие для развития у ребенка моторики, абстрактного мышления, художественного вкуса.

Из чего лепить?

В принципе, лепить можно из всего, что липнет. Пластилин, массы для лепки, тесто для лепки - все это продается в магазинах. Но старайтесь, чтобы купленный продукт удовлетворял условиям:

  • масса не должна слишком быстро высыхать (промышленное «тесто для лепки» иногда быстро становится непригодным);
  • не должно быть резкого невкусного или сильно ароматизированного запаха;
  • кусочки массы хорошо липнут друг к другу, но не к рукам;
  • не пачкается.

Пластилин

Пластилин - самый распространенный материал для лепки.

Скорее всего, купить пластилин, удовлетворяющий всем требованиям, вам удастся не сразу. Лично нам подошел мягкий пластилин «Кроха» производства химического завода «Луч». Есть хороший пластилин на восковой основе.

Тесто для лепки

Его можно купить, а можно сделать самостоятельно (очень быстро и просто).

Рецепт соленого теста для лепки:

  • 2 стакана муки;
  • 1 стакан мелкой соли;
  • 1 стакан воды;
  • 2 ст.л. растительного масла;
  • пищевые красители по желанию.

Некоторые рецепты предусматривают добавление 2-3 ст. ложек лимонного сока. Готовое тесто можно разделить на части и добавить в них разные пищевые красители, вымешать.

Тесто получается очень приятным, мягким. Оно может до месяца сохранять свои свойства, если хранить его в пакете (или в герметично закрытой банке) в холодильнике. Но обычно, все же, после игры приходится его выбрасывать из-за большого количества «инородных» частиц, которые в нем оказываются, или в следствие окраски:)

Готовый вариант, который мы опробовали, - тесто для лепки Color Puppy. В заявленных ингредиентах у него тоже только вода, соль, мука, пищевые красители. В состав набора входили формочки, валик для раскатывания, «шприц» для выдавливания, штампы. Брусочки теста в наборе маленькие, но много цветов.

Популярный Play Doh

Play Doh (по-русски читается как «плей-до») - раскрученный бренд массы для лепки. Содержит пшеничную клейковину, воду, соль. Хватает на несколько сеансов игры. Потом постепенно масса подсыхает, начинает крошиться.

Play Doh - целая индустрия. Производитель выпускает не только саму массу, но и множество «аксессуаров» и инструментов для игры с ней.

Например, ребенку 2,5 лет нравится такой пресс в форме черепашки. Верхний блок подвижный, можно крутить его вокруг оси - и при надавливании будут получаться «колбаски» с сечением разной формы. Потом их можно использовать для продолжения игры. Например, плоские «макаронины» у нас укладываются в качестве дороги, по которой потом ездят пуговичные машинки.

Play Doh - это такой же расходный материал, как тесто. Поэтому если она нравится, и если натолкнетесь на распродажу (например, в Детском Мире иногда бывает), можно сразу закупить несколько упаковок.

Другие варианты

Шариковый пластилин.

Шариковая масса для лепки позиционируется производителями так: «легкая, воздушная, интересная по фактуре и совсем не липнет к рукам, волосам, одежде и рабочей поверхности». Что ж, доля правды здесь, конечно, есть. Но наша купленная масса (брали средней ценовой категории) не совсем мне понравилась. Фигурки в прилагаемой инструкции были красивыми, но на деле масса плохо держала форму. Отдельные шарики липли к ладоням (дочка растопыривала пальцы, ей это не нравилось, просила убрать).

Из шарикового пластилина можно делать объемные аппликации (выкладывать прямо на столе). Правда, после занятия на столе оставались липкие следы.

Еще один (пока последний из найденных) минус - цвета путаются, после игры их до конца не удается отделить друг от друга.

Дополнение: хочу написать несколько слов о лепке из шарикового пластилина спустя некоторое время. Дочка подросла (прошел почти года с момента опубликования статьи, ей около 4) и этой массой она уже не брезгует. Время от времени вспоминает, просит достать, с удовольствием что-то вылепляет (лепешки, «печенье», каких-то своих монстриков с непонятными забавными именами: Айкидон, Гиликимен и так далее, где только она берет эти имена, похожие на имена скандинавских богов?). Масса до сих пор не потеряла своих липких свойств. Но вот цвета полностью и безвозвратно смешались.

Кинетический песок.

Из кинетического песка можно лепить простые формы - шары, эллипсоиды, кубы. Можно комбинировать их с формочками, строить замки. Это, конечно, не совсем лепка в чистом виде, но зато интересная фактура, сенсорное разнообразие.

Лепка с маленьким ребенком

Если ребенок ходит в ясли, то занятия лепки там проходят. Обычно в раздевалке группы выкладывают журнал с описанием занятий. Можете посмотреть, чем малыши занимаются (чтобы иметь представление и развивать получаемые навыки).

Самые простые занятия - первые шаги в лепке

Сначала нужно познакомиться с материалом, привыкнуть к нему, «прочувствовать». Сделайте «лепешку». Пусть ребенок потыкает пальчиком на поверхность. Можно использовать эту поверхность для аппликации (вдавливать горошины). Такое занятие подойдет вообще для детей от 1,5 лет.

Разделяем на части. Вы катаете колбаску, ребенок отрывает от нее ровные кусочки. Это упражнение можно расширить: используйте получившиеся кусочки для аппликации. Например, нарисуйте дерево - пусть малыш наклеит на него яблоки (или листья).

Катаем колбаску и шарики. Это упражнение уже для детишек В первый раз покажите ребенку, как катать колбаску на рабочей доске/поверхности. Когда будет получаться, пусть попробует скатать между ладошек. То же самое с шариками. Сначала круговыми движениями ладошкой раскатывать на столе, потом между рук.

Калачики. После того, как научились катать колбаски, делаем калачики. Защипываем края колбаски между собой.

Самые простые упражнения при работе с тестом/мягкой массой:

  • пошлепывания;
  • защипы;
  • надавливания (можно «плющить» шарики).

И еще несколько советов.

Соединяйте материалы и фактуры. Тоже всем известный пример. Вы делаете из пластилина ежика, а ребенок вставляет ему иголки-зубочистки.

Используйте как часть игры или развивающих занятий. Подключите фантазию и подумайте, где еще можно использовать пластилин или массу/тесто.

Приведу пример. Мы изучали птиц, на прогулке слушали их пение, искали гнезда на деревьях. Дома после сна во время занятия лепкой делали… тоже гнездо! Я слепила основу, а дочка украшала его счетными палочками, а потом усаживала внутрь фигурки птичек.

Не ленитесь и не бойтесь уборки! Этот совет я даю всегда, он актуален для любых занятий с крохой. Пусть вам придется самой поработать лопаткой, отскребая пластилин от стола, но не останавливайте ребенка, когда он, увлеченный, расширит поверхность для игры.

Дополнительная литература

1. От всей души хочу порекомендовать книгу Натальи Костиковой «Творчество с малышами. Рисование, лепка, игры с детьми до 3 лет» (в Лабиринте , на Озоне). У меня такой книги не было, к моменту ее издания дочка уже выросла. Но блог Натальи я давно читаю (он очень красивый, там не только о развитии детей, но вообще о творчестве и рукоделии). У нас детишки погодки, поэтому интересно следить за развитием и творчеством ее сына. Не раз бывало, что на следующий день после выхода на ее блоге поста с описанием какого-либо занятия, я предлагала Даше сделать то же самое. Книга - целая энциклопедия, в ней более 70 подробных мастер-классов и идей, которые вы можете воплотить в занятиях со своим малышом. Да, знаю, что сейчас все можно найти в интернете (я именно так и делаю). Но с интернетом часто бывает так: в браузере куча закладок, а когда надо - для занятия ничего не готово, не выбрано и т.д.. Другое дело, когда книга под рукой, вы в любой момент можете к ней обратиться, не надо судорожно набирать запросы в Яндексе. На мой взгляд, с книгой гораздо проще наладить периодические занятия.

Книга еще и отличный вариант для подарка занятым мамам.

2. Книга по лепке, от которой я в восторге и которая помогает разнообразить наши занятия с пластилином, - «Секреты пластилина», автор Рони Орен (купить книгу можно в Озоне , в Лабиринте). Это пока еще в основном пособие для меня, но дочка в 3 года проявляет большой интерес к этой книге, рассматривает, пытается что-то лепить. Главное, она видит потенциал пластилина как материала для творчества.

В книге множество подробных инструкций и целые сценки, слепленные из пластилина.

Это книга просто «Секреты пластилина». А есть еще «Секреты пластилина. Динозавры», «Секреты пластилина. Новый год» и, вроде, еще какие-то тематические книги.

3. Также можете посмотреть книжечку Е. А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста» . Издательство «Мозаика-Синтез», в том виде больше не переиздавалась. Я брала ее в обычной детской библиотеке. В книжке, ориентированной на воспитателей детского сада, по полочкам разложены занятия детей с тестом, пластилином: от самых простых к более сложным. Вот пример разворота книги, как видите, все ооочень подробно расписано (кликните, чтобы увидеть в полном размере):


Эта брошюра переиздана сейчас издательством «Владос». Она переработана, дополнена (объем увеличился примерно в 2,5 раза, добавлены новые иллюстрации, цветные вставки). Так что если вы педагог, то книга Елены Янушко «Лепка с детьми раннего возраста. 1-3 года. Методическое пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей» (купить в Лабиринте , купить на Озоне) может быть вам очень полезна.

Там вы найдете все, начиная со знакомства с материалом (вдавливания, отщипывания, размазывания, раскатывания колбасок/шариков и т.д.).

Возраст 2-3 лет является оптимальным для включения лепки в досуг ребенка. Конечно, такие сложные фигурки, как лягушка или барашек из пластилина у маленького творца получатся еще не скоро, но смысл процесса не столько в создании шедевров, сколько в стимулировании развития малыша.

Сегодня разработано немало тематических занятий для маленьких детей, но, по мнению специалистов, именно лепка дает максимально возможный стимул для развития умственных способностей маленького человека. Она затрагивает все органы чувств, но при этом больше похожа на развлечение, чем на занятие, особенно, если правильно все организовать.

Польза лепки из пластилина для маленьких детей

Если с раннего возраста заниматься с детьми разнообразными развивающими вещами, можно удивиться тому, сколько скрыто в них талантов и как быстро они все усваивают. В этом смысле лепка считается одним из самых полезных и правильных направлений по целому ряду причин:

  • Физическая работа. В процессе создания изделий из пластилина у малыша активно работают не только пальчики (а это стимулирует определенные мозговые центры), но и руки. В ходе манипуляций с пластилином происходит разработка мелких суставов, укрепление десятков мышц.

Совет: Для получения от направления максимального эффекта необходимо заранее прорабатывать занятия для детей, а не просто давать им кусочек пластилина или теста. В возрасте 2-3 лет малыш все еще нуждается не столько в компании родителей, сколько в их помощи. Лепка не даст ожидаемого результата, если ребенок будет постоянно использовать одни и те же приемы, образы и материалы.

  • Развитие фантазии и творческого мышления. Если дать ребенку размытое задание (например, слепить птичку) он не обойдется без подключения фантазии, к чему и нужно стремиться. Одни пытаются соорудить петуха из пластилина, которого «выдает» красное пятно на голове, другие стараются слепить ласточку с раздвоенным хвостиком. Родителям нужно только направлять малыша, указывая ему на детали, которых он мог не заметить.
  • Выработка правильного восприятия. Когда мы, взрослые, лепим что-то их теста или пластилина, то автоматически учитываем пропорции деталей поделки. У детей этот навык развивается постепенно, путем визуальной оценки и сравнения с оригиналом. При этом не нужно даже обращать внимание малыша на то, что голова снеговика получилась больше основания, он сам через какое-то время все поймет. Практика показывает, что с детьми, в досуге которых присутствует лепка, не обязательно дополнительно заниматься развивающими играми, направленными на понимание размера предметов и соотношение их частей.

  • Стимулирование логики. Незаметно для себя самих, дети начинают понимать, что пластилин будет липнуть лучше, если его хорошенько размять. Изделия из теста нужно создавать быстрее, пока состав не подсох. При смешивании двух разных цветов получается третий цвет.
  • Отработка речи. Лепка расслабляет, способствует общению. Чтобы правильно слепить какую-то фигурку, ребенок будет вынужден задавать вопросы, что будет способствовать развитию навыка формулирования мыслей.
  • Развитие практического мышления, внимания. Благодаря подключению самых разнообразных методов воздействия на пластилин даже в возрасте 2 лет ребенок начнет понимать, что случится с вещью, если ее сжать, растянуть, бросить, ударить, соединить с другим предметом. Постоянная концентрация внимания на маленькой цели позволит отработать усидчивость и терпение.
  • Разработка памяти. Если для детей время от времени устраивать мастер-классы, просто показывая, что можно делать с кусочками пластилина или теста, он будет постепенно запоминать увиденные действия и через какое-то время попробует сделать все сам, без посторонней помощи.

Несмотря на то, что некоторые мамы пытаются привить своим малышам любовь к лепке уже в годик, специалисты рекомендуют подождать именно до двух лет. Это оптимальное время для начала отработки мелкой моторики на столь интенсивном уровне, да и в более раннем возрасте малыш еще не будет адекватно воспринимать советы и инструкции.

Выбираем оптимальные материалы и инструменты для проведения занятий

Сегодня, помимо традиционного пластилина, малышам стали доступны самые разнообразные материалы:

  • Детский пластилин. Это приятно пахнущее, невероятно мягкое и пластичное, гипоаллергенное сырье. Оно не так сильно пачкает одежду, без проблем смывается с рук, лепка не составляет никакого труда даже для совсем маленького карапуза.
  • Специальные смеси. Их отличие от пластилина только в том, что готовые фигурки, пробыв какое-то время на воздухе, застывают и превращаются в завершенные скульптуры. Их можно использовать уже с 2-3 лет, но только при условии, что малыш уже знаком с основами направления и работает в определенной целью, а не просто мнет материал.
  • Глина. Обычно она используется детьми уже в сознательном возрасте, но иногда ее можно предложить и маленькому человечку в качестве разнообразия.

Если мы лепим с детьми, то можно использовать любой материал. В случае, когда детей просто нужно чем-то занять и они какое-то время не будут находиться под строгим контролем, лучше дать им возможность создавать поделки из теста. Самый простой вариант приготовления продукта выглядит следующим образом: на 2 части муки берем по 1 части мелкой соли и воды, все хорошо вымешиваем. Конечно, от попадания такого теста в организм малыша пользы не будет, но и вреда оно особого не принесет. Для покраски состава берут пищевые красители. Если есть уверенность в том, что ребенок не будет его есть, можно использовать несколько капель акварели или гуаши.

Помимо основного состава, нужно позаботиться о наличии вспомогательных предметов. Это могут быть лопатки, формочки, шпатели, красочная бумага и другие предметы. Малыш должен постоянно работать с разными текстурами, а не с одним привычным пластилином, чтобы научиться понимать различия между ними и не утратить интереса к направлению.

Основные правила организации уроков лепки в столь раннем возрасте

Если лепка является не только способом занять малыша на какое-то время, но и преследует педагогические цели, то при организации занятий необходимо учитывать следующие моменты:

  1. Продолжительность одного подхода на начальном этапе должна составлять не более 1-3 минут. Когда малыш уже привыкнет к игре и станет проявлять к ней интерес, то продолжительность можно увеличить до 10 минут. Для детей в возрасте 2-3 лет – это оптимальное время, не стоит пытаться увлечь занятием ребенка, его внимание уже будет слишком рассеянным.
  2. Работать должен именно малыш. Даже если мы лепим вместе с детьми, мама может только помогать по просьбе своего чада. При этом лучше не делать что-то вместо ребенка, а объяснять, как ему нужно действовать, чтобы получить нужный результат.
  3. Заниматься желательно каждый день, повторяя одни и те же манипуляции, пока они не закрепятся в памяти малыша.
  4. В возрасте 2-3 лет у детей должно закрепиться несколько приемов, направленных на обработку пластичных материалов, и понимать между ними разницу. Это может быть разминание пальцами маленьких кусков, ладонью – крупных. Отщипывание от большого куска нужного количества материала или коррекция размера элемента. Сплющивание деталей с целью придания им более плоской формы, выравнивания поверхности. Скатывание элементов в колбаски.

Простейшие схемы работы, доступные для маленьких детей

Даже у самого гениального малыша вряд ли получиться слепить что-то грандиозное уже с первой попытки, да и стремиться к этому не нужно, ведь малышу необходимо куда-то расти. Чтобы простимулировать интерес детей 2-3 лет к лепке и при этом обеспечить их развитие, начинаем с простого и двигаемся к оригинальному. Сначала лепим вместе с малышом, потом побуждаем его и к самостоятельным действиям.

  • Бублики и крендельки. Для обоих изделий сначала катаем тонкую колбаску. Чтобы сделать бублик просто соединяем концы колбаски, чтобы получился кренделек, концы нужно перекрестить. Лепка подобных изделий должна проводиться каждый раз в начале занятия. Она поможет отточить приобретенные навыки и подготовиться к новым свершениям.
  • Конфета. Будет состоять из трех частей – продолговатой колбаски (сама конфета) и двух шариков на ее концах (обертка).
  • Пирожок или вареник. Сначала детей нужно научить катать колобок. Потом его расплющиваем, получая ровный плоский круг. Складываем его вдвое и защипываем края. При желании внутрь можно положить «начинку».
  • Лимоны или яйца на тарелке. Лепка тарелки подразумевает скатывание колобка и его расплющивание. После этого из теста или белого пластилина катаем маленькие продолговатые шарики (яйца), желтые сферы (лимоны) или еще что-нибудь, что может предложить сам ребенок.
  • Яблоки. Сначала скатываем красный, желтый или розовый колобок, приплющиваем его на полюсах, а в верхней части еще и делаем небольшое углубление. Из зеленого сырья скручиваем очень маленькую колбаску, которую сплющиваем, получая «листик». Располагаем его в углублении «яблока».

Практика показывает, что при работе с детьми даже не нужно придумывать, что бы еще слепить, дети с удовольствием подсказывают новые варианты изделий.

Рисование пластилином для повышения уровня интеллекта

Чтобы лепка не надоела, можно придумать и другие варианты использования пластичных материалов в досуге детей. Настоящий восторг у малышей вызывает рисование пластилином. Консистенция теста и особенности глины в этом случае не подойдут, а профильные смеси можно попробовать. Принцип работы очень прост. Нужно взять лист плотной бумаги и аккуратно карандашом нарисовать на нем какой-нибудь крупный объект (дом, цветок, божью коровку).

После этого начинается работа детей. Малыш должен раскрасить рисунок с помощью пластилина. Его можно раскатывать толстым слоем прямо на бумаге или очень тонко размазывать. На начальном этапе без маминой помощи не обойтись, у ребенка могут возникнуть сложности с подбором цвета.

По такому же принципу дети 3-4 лет могут рисовать самостоятельно, придумывая свои собственные образы. Вот тут главное не мешать и не забывать высоко оценивать результат, даже если не совсем понятно, что изображено на получившемся рисунке. Поощряя ребенка на новые свершения, можно помочь ему раскрыть свои таланты еще в раннем детстве. Даже если в будущем из него не вырастет архитектора, скульптора или художника, полученные знания обязательно подтолкнут развитие других навыков.


Развивать мелкую моторику рук у малыша 3-4 лет очень важно, и лепка из пластилина для детей – это прекрасная возможность для этого. В дальнейшем лепка с ребенком поспособствует правильному формированию его речевого аппарата. Кроха не зря сначала играет с разными по текстуре предметами, а потом осваивает рисование, аппликации и лепку: эти и многие другие приемы служат основой для его развития.

Польза лепки из пластилина для детей 3-4 лет

Научно доказано, что развитие моторики рук детей напрямую связано с формированием речевого аппарата маленького человечка. Так как на пальчиках находится много нервных окончаний, малышу рекомендуют давать играть бусинами, пуговицами, игрушками из дерева, металла, пластмассы, ткани, картона и многих других материалов. Когда ребенок немного подрастет, он сможет совершать простейшие манипулятивные действия с карандашами, бумагой, красками. Как только этот период наступает, с ребенком пора начинать заниматься прикладным творчеством. Общеизвестно, что чем тщательнее родители занимаются с ребенком, тем большие успехи он делает на пути своего взросления.

Важно знать

Когда родители дают детям разные по форме, размеру и текстуре игрушки, среди них не должно быть слишком маленьких предметов, таких как маленькие бусины, а также изделий с мелкими деталями. Ребенок может ненароком их проглотить или вдохнуть.

Польза лепки не ограничивается лишь развитием мелкой моторики рук детей. Даже взрослые признают, что лепка – это чрезвычайно трудоемкий процесс. Поэтому он формирует у детей такие качества, как:

  • усидчивость;
  • терпение;
  • внимательность;
  • трудолюбие;
  • воображение.

Помимо этого, с получившимися поделками можно играть, ставить с их помощью интересные спектакли или просто сочинять вместе с малышом забавные истории.

Многие мамочки категорически против того, чтобы ребенок лепил из пластилина дома. Их можно понять, так как пластилином можно испортить дорогую мебель или ковры. Если в ковер втоптали пластилин, то вещь можно считать безнадежно испорченной, извлечь пластилин оттуда или отстирать ковер просто не представляется возможным. Поэтому для детей нужно отвести специально обустроенное рабочее место, приучать их уже в этом возрасте содержать его в порядке.

Таким образом, мы видим, что польза лепки из пластилина для детей 3-4 лет просто огромна.

  1. Лепка развивает мелкую моторику рук детей.
  2. Помогает поддерживать и развивать многие психологические процессы.
  3. Дитя учиться работать обеими руками сразу, синхронно.
  4. Развивается осязание у детей.
  5. Чадо приобретает навыки усидчивости, трудолюбия, целеустремленности.
  6. Малыш учится организовывать и планировать свою деятельность.
  7. Кроха осознает, как здорово не покупать игрушки, а делать их своими руками вместе с родителями.
  8. Лепка вместе с детьми – это замечательный повод провести время вместе, пообщаться и сблизиться еще больше.

Виды пластилина

Еще в детстве наших родителей пластилин существовал только одного вида. Сейчас же в магазине канцелярских товаров, просто разбегаются глаза. Но есть несколько критериев, руководствуясь которыми, родители могут удачно выбрать пластилин.

  1. Качество . Материал для лепки должен быть в меру липким и в меру тягучим, не приставать к рукам, но и не быть твердокаменным. Если есть возможность, пластилин можно понюхать. От него исходит ярко выраженный химический аромат? Это не говорит о качестве товара, такой продукт лучше оставить в магазине.
  2. Цвет . Чаду 3-4 лет не нужно вовсе, чтоб в набор входили все цвета, существующие в природе. Достаточно самых основных цветов спектра. Цвета должны быть максимально естественными, не кричащими, без кислотного оттенка.

Это базовые требования для набора детского творчества, но есть и такие моменты, которые придется учитывать индивидуально. Этот учет будет зависеть от творческих навыков крохи, а также от того, что именно хочет слепить малыш.

Итак, пластилин бывает разных видов.

  1. Обыкновенный . Это тот самый пластилин, из которого всю жизнь лепили мы сами и наши родители. Это прямоугольные кусочки разного цвета, в состав которых входит глина и жир, в некоторых случаях – воск. Цвет брусочку придает определенный краситель. Сам материал очень мягкий, малышу не стоит больших усилий разогреть его в руках и начать лепить. Подходит для детей любого возраста.
  2. Шариковый . Наверняка родители видели в продаже прозрачные контейнеры, которые были наполнены цветными шариками. Так вот, это шариковый пластилин. Он весьма пластичен и удобен в применении, сами шарики клейкие на ощупь. Из него можно сделать множество оригинальных поделок, но ребенку сразу нужно объяснить, что такой пластилин ни в коем случае нельзя хранить с открытой крышкой, контейнер всегда должен быть плотно закрыт, иначе материал придет в негодность и лепить из него будет нельзя.
  3. Застывающий . Особенность такого пластилина состоит в том, что поделка из него в течение суток полностью застывает, находясь на открытом воздухе. То есть из такого пластилина можно делать небольшие сувениры, статуэтки, елочные украшения и даже игрушки для самого ребенка. Такие изделия не испачкают дорогостоящую мебель при игре, поэтому родители могут быть абсолютно спокойны.
  4. Арт-пластилин и скульптурный . Покупку такого пластилина пока что следует отложить на довольно длительное время. Этот пластилин предназначен для детей, которые учатся в художественных школах или посещают курсы лепки, работа с ним требует определенных профессиональных навыков, которыми пока не располагает крошка 3-4 лет. Он рассчитан на детей 10-14 лет и старше.
  5. Плавающий . После высыхания изделие из пластилина становится настолько легким, что может плавать в воде. Можно не сомневаться, что кроху 3-4 лет это приведет в восторг. Игрушку из пластилина можно запускать в тазик или в ванну с водой, а также брать с собой во время купания.
  6. На растительной основе . Состав такого пластилина экологически чистый. С учетом того, что дети в возрасте 3-4 лет продолжают активно познавать окружающий мир, пробуя все на вкус, такая покупка придется весьма кстати. Можно не бояться за здоровье своего ребенка, пластилин не принесет вреда крохе, если он попробует его взять в рот. Кроме того, данный вид пластилина намного мягче, чем другие. У ребенка кисти рук пока слабые, поэтому на первое время ему подойдет растительный пластилин.

Как организовать лепку из пластилина для ребенка?

Для того чтобы лепка из пластилина доставляла детям только радость и приятные эмоции, нужно правильно организовать рабочее место. Кроме самого места нужно подумать и о приобретении некоторых сопутствующих товаров для лепки.

  1. Доска для лепки . Для того чтобы не запачкать поверхность стола или другой мебели, нужно приобрети доску для лепки из пластилина. Такие изделия свободно продаются в магазинах и бывают 2 видов – деревянные и пластиковые. Какое из них выбрать, решают сами родители или же дети, принципиальной разницы между досками нет. Однако доски из пластика подвергаются чистке несколько лучше, чем деревянные. Человечку 3-4 лет нужно объяснить, что лепим мы только на доске.
  2. Пластиковый ножик для резки пластилина . Обычно он идет в комплекте при покупке коробки пластилина, но если производитель не позаботился об этом, такой ножик придется купить отдельно.

Таким образом, занятия лепкой с детьми 3-4 лет чрезвычайно важны, они приносят пользу и удовольствие. Конечно, занятым на работе родителям порой некогда заниматься этим с детьми, но нужно постараться выкроить хотя бы полчасика, ведь это неоценимый вклад в будущее вашего ребенка.

Многие молодые родители, решившие пристрастить своего малыша к такому виду рукоделия, как лепка поделок, задаются вопросом о том, с какого возраста можно начинать с ребенком занятия, ведь такая деятельность требует определенных навыков, в частности воображения и мелкой моторики. Начинать занятия по изготовлению поделок с помощью лепки можно уже с двух-трехлетнего возраста, когда у малышей начинается активное развитие мышц и скелета, и он начинает приобретать собственное логическое мышление.

Однако стоит помнить, что лепка с детьми 2 лет должна быть подчинена некоторым правилам, и, прежде всего, речь идет о необходимости создания легких поделок. Все дело в то, что в таком возрасте ребенок просто не обладает всеми необходимыми для изготовления сложных фигурок навыками. Кроме того, лепка из пластилина для детей 2 3 лет должна быть подчинена следующим правилам:

  • используемый материал должен быть максимально эластичным и легко разминаться;
  • масса не должна содержать вредных токсичных веществ, а также оставлять следов на одежде малыша и прочих предметах;
  • ребенку обязательно необходимо помогать, например, доверить ему изготовление наиболее простых элементов поделки, а самостоятельно лепить более сложные геометрические формы;
  • ребенка важно учить на примере, то есть изготовлять одними и те же элементы поделок параллельно с ним;
  • лепку лучше сопровождать просмотром сказок и мультипликационных фильмов (в таком случае занятия будут более интересны малышу и не причинят ему какого-либо дискомфорта).

Кстати, занятия по лепке с малышом можно сделать намного интереснее, если изготовить домашнюю съедобную массу для лепки, ведь поделки из нее затем можно будет съесть. Как изготовить такой материал, можно посмотреть в инструкции на нашем сайте.

ФОТО по шагам — Поделки из пластилина для детей 2-3 лет

В рамках сегодняшнего урока по лепке для самых маленьких мы изготовим оригинальную поделку в виде небольшой грибной поляны. Для этого нам потребуется материал зеленого, красного и белого цветов, и немного времени.

Для начала из зеленой массы вылепим основу для поляны, придав ей произвольную приплюснутую форму.

Затем из белого цвета сделаем заготовки для ножек грибов, а из красного – заготовки для шляпок.

Соединим шляпки грибов с ножками и разместим их на поляне произвольным образом.

Остается всего лишь украсить шляпки грибов точечками белого цвета, чтобы получились сказочные мухоморы.

Вот и все, поделка готова и может украсить не только детскую комнату, но и ваш рабочий стол. Как видно, лепка для детей 2-3 лет вовсе не сложна и не требует много сил и времени.

В целом же, существует огромное количество разнообразных поделок и фигурок, которые можно слепить с малышом двух-трехлетнего возраста. Следите за нашими новыми выпусками, чтобы узнать, какие оригинальные поделки можно делать с маленькими детьми.

ВИДЕО урок — Грибы из пластилина

Обновлено: Апрель 30, 2019 автором: i7allia

Лепка — это не только полезное для развития мелкой моторики, но и необыкновенно интересное занятие для детей. В процессе лепки ребенок может воплотить свои фантазии, а игрушки, сделанные своими руками, порадуют как самого малыша, так и его родителей. В статье собраны интересные идеи для занятий лепкой с детьми до 2 лет, 2-4 лет, 4-6 лет.

Лепка из пластилина для детей до 2 лет: идеи для занятий

Нередко знакомство малышей с пластилином или другими материалами для лепки начинается очень рано — примерно с 1-1,5 лет. Главное правило при работе с этими материалами, которое должен усвоить ребенок, связано с тем, что пластилин нельзя не брать в рот.

Как проводить первое знакомство малыша с пластилином: несколько советов для родителей

  • Сначала малыш должен потрогать пластилин, а дальше нужно научить его простейшим манипуляциям с этим материалом. Покажите ребенку как отщипнуть кусочек, скатать шарик, надавить на шарик, размазать пластилин и затем предложите ему проделать самостоятельно эти действия с материалом для лепки.
  • На пластилине также можно оставлять следы различными фигурками животных, а после сравнивать с малышом эти следы по размеру и форме.
  • После того, как некоторые приемы работы с пластилином будут освоены малышом, можно сделать с ним картину с элементами лепки, используя приобретенные навыки на практике. Для этого нужно взять готовую картинку и сделать на ней объемные детали пластилином. Например, хвостики мышкам, белые точки на мухоморе или другие. Это задание малыши выполняют с удовольствием.
  • Когда малыш научится простейшим манипуляциям с пластилином, можно смело приступать к первым поделкам. Начинать лучше с фигурок животных.

Поделка из пластилина «Ежик НЮХ»

Попробуйте сделать с малышом ежика. Для поделки приготовьте:

  • коричневый пластилин;
  • небольшой кусочек черного пластилина;
  • гречневую крупу;
  • стек (нож);
  • доску.

Ход работы:

  1. Скатать 1 шарик из коричневого пластилина для туловища ежика и 3 маленьких шарика для носика и глаз ежика.
  2. Вытянуть одну сторону шарика, чтобы получился острый носик.
  3. Взять один маленький шарик черного цвета и сделать из него носик для ежика.
  4. Из двух оставшихся шариков черного цвета сделать ежику глазки.
  5. Взять гречку и по крупинки ряд за рядом сделать колючки для ежика.
  6. Ежик готов.

Что лепить из пластилина с детьми 2-4 лет: примеры поделок

Поделка «Летающая тарелка для любителей космоса»

Материалы, инструменты для лепки:

  • пластилин синего, голубого, белого, оранжевого, розового цвета;
  • стек;
  • доска.

Ход работы:

  1. Скатываем 2 больших шара синего и голубого цвета, несколько маленьких шариков из белого, оранжевого и розового пластилина, а также делаем 3 небольшие колбаски синего цвета.
  2. Сплющиваем низ у больших шаров и соединяем их между собой. Получилось основание летающей тарелки.
  3. К основанию тарелки прикрепляем 3 колбаски, которые будут служить опорой для летающей тарелки.
  4. Маленькие шарики разных цветов сплющиваем и прикрепляем на тарелку, чтобы получились иллюминаторы.
  5. Летающая тарелка готова к путешествию по разным планетам.

Поделка « Колобок-румяный бок на лесной поляне»

Материалы и инструменты:

  • пластилин желтого, красного, черного, зеленого цвета;
  • еловые, сосновые шишки;
  • нож для резки пластилина;
  • доска.

Ход работы:

  1. Нужно скатать 2 больших шарика желтого и зеленого цветов, 4 маленьких шарика желтого цвета, 2 маленьких шарика черного цвета и тоненькую колбаску красного цвета.
  2. Из желтого большого шарика нужно сформировать туловище колобка.
  3. Из маленьких шариков желтого цвета формируются сначала ноги, а затем и руки колобка.
  4. Из маленьких черных шариков нужно сформировать глазки колобка.
  5. Из тоненькой колбаски сделать роток.
  6. Колобок полностью готов.
  7. Большой зеленый шарик нужно раскатать и сделать из него тропинку. На тропинку можно посадить колобка.
  8. По краям тропинки посадить деревья из сосновых и еловых шишек, предварительно окрашенных краской.
  9. Колобок — румяный бок готов катиться по лесной тропинке.

Животные из пластина: поделка «Хрюшка Немо в море»

Материалы:

  • пластилин розового, синего, черного цвета;
  • нож для резки пластилина;
  • доска.

Ход работы:

  1. Нужно сделать 2 больших шара из розового и синего пластилина, а также 9 небольших шариков розового цвета, 2 малюсеньких шарика черного цвета.
  2. Большой шарик синего цвета нужно сплющить и сделать из него синее море.
  3. Из большого шара розового цвета нужно сделать туловище свинки и поместить его в «море».
  4. Из четырех маленьких розовых шариков нужно скатать 4 колбаски и прикрепить к туловищу свинки – получатся ноги. На ногах хрюшки можно сделать небольшие полоски.
  5. Еще из двух маленьких розовых шариков нужно сделать для хрюшки Немо глаза. Из черного пластилина сделать зрачки и прикрепить их к глазам хрюшки.
  6. Из двух оставшихся розовых шариков нужно сформировать ушки и прикрепить их к свинке.
  7. Получилась забавная хрюшка «Немо», купающаяся в море.


Л епка для детей 4-6 лет: 2 мастер-класса

Поделка из пластилина «Пальма на зеленом островке»

Материалы:

  • пластилин зеленого, серого, бордового, темно-зеленого, оранжевого цвета;
  • доска;
  • стек.

Способ изготовления:

  1. Чтобы сделать пальму, нужно скатать 1 большой шар зеленого цвета, 2 толстых колбаски серого и бордового цветов, 5 расплющенных колбасок темно-зеленого цвета и 9 маленьких шариков оранжевого цвета.
  2. Из зеленого большого шара нужно сделать остров, на котором и будет расти пальма.
  3. Колбаски серого и бордового нужно разрезать на небольшие шайбочки, из которых будет формироваться ствол пальмы.
  4. Поочередно нужно скрепить шайбочки друг с другом. Ствол пальмы готов.
  5. Из сплющенных колбасок темно-зеленого цвета нужно сформировать листья для пальмы и прикрепить их стволу.
  6. Оранжевые шарики нужно прикрепить к пальме – это кокосы, растущие на дереве. Несколько таких шариков надо прикрепить на острове (это будут уже созревшие кокосы, упавшие с пальмы).
  7. Пальма на зеленом островке готова.


Поделка «Доблестный средневековый рыцарь»

Материалы:

  • черный и серый пластилин;
  • доска, стек.

Алгоритм выполнения поделки:

  1. В первую очередь нужно приготовить «запчасти» для рыцаря. Из черного пластилина нужно сделать цилиндр, 8 колбасок, 1 шарик среднего размера и 6 маленьких шариков, 2 конуса – один больше, другой поменьше.
  2. Из серого пластилина необходимо сделать 1 тонкий блинчик и 2 маленьких блинчика.
  3. Сначала нужно сделать руки и ноги рыцаря, для этого необходимо соединить колбаски между собой при помощи шариков. К ногам прикрепить маленькие блинчики серого цвета.
  4. Затем нужно сделать туловище рыцаря. Для этого цилиндр соединяем с черным конусом большего размера. Прикрепляем ноги.
  5. Далее прикрепляем к туловищу руки.
  6. Осталась голова рыцаря. Большой черный шарик соединяем с цилиндром поменьше. Получается голова с воротником.
  7. На сером блинчике нужно сделать прорези и прикрепить его на голову рыцаря. Получится забрало. Рыцарским шлем можно украсить пером.
  8. Далее нужно соединить голову и туловище.
  9. Чтобы получился по-настоящему доблестный средневековый рыцарь нужно вручить ему копье из стержня ручки с наконечником из серого пластилина.
  10. Рыцарь готов к рыцарскому турниру, устроенному королем.




Публикации по теме