Чего хочет ребенок? Как подобрать секцию и кружок для детей. Зачем ребенку посещать детские кружки

Помочь ребенку раскрыть свои способности и таланты – одна из важнейших задач любящих родителей. Именно в детском возрасте энергия плещет через край, проявляются первые наклонности, закладываются жизненные увлечения. Разумеется, взрослые стремятся поддержать малыша в его начинаниях и, возможно, дать базу для любимого впоследствии дела. Физическое, эстетическое, музыкальное развитие, прикладные навыки – всё это могут дать ребенку разнообразные кружки, секции и студии. Но как правильно подойти к вопросу выбора? С какого возраста имеет смысл отдавать ребенка в кружки? На что следует обращать внимание при выборе кружка для дошкольника? Об этом мы поговорим в сегодняшней статье.

Особенности дошкольного возраста

Дети-дошкольники – это настоящее средоточие креатива! Они постоянно выдают что-нибудь «этакое»: поют песенки и сочиняют стихи со своеобразными рифмами и ритмом, рассказывают истории о выдуманных ими самими персонажах, исполняют невиданные танцы и показывают «трюки», рисуют картинки, в которых порой трудно угадать смысл. Но всё это – необходимый и очень важный этап жизни ребенка. Пока ему не нужны рамки, указания и советы, как делать «правильно». Малыш впитывает то, что его окружает и создает собственную интерпретацию. Пусть нам она иногда и кажется нелепой, мешать ребенку творить не нужно.

Главное, о чем нужно позаботиться родителям дошкольника – это наличие благоприятной среды, стимулирующей развитие. Сейчас ваш малыш активно подражает всему, что ему нравится. Мама рисует – и он рисует «каляки-маляки», папа собирает мебель – и ему хочется вкрутить куда-то винтик, бабушка вяжет – и ему хочется попробовать. Действия взрослых становятся для ребенка стимулом к собственному созиданию. Возможно, вы замечали, что маленьким детям нравятся именно их собственные танцы, каракули-«письма», коряво слепленные фигурки из пластилина. А попытки взрослых научить, «как надо», воспринимаются в штыки или игнорируются. Это естественный способ защиты своего права быть первооткрывателем, творцом.

Родителям стоит поощрять ребенка в его начинаниях, подавать ему пример своей деятельностью и обеспечивать необходимые материалы, аксессуары для того или иного занятия. Такой подход будет намного более эффективен, чем какие бы то ни было регулярные занятия (неважно, в кружках или дома).

Нужны ли кружки дошкольнику?

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод: стимулирующая среда для развития дошкольника важнее, чем специальное обучение. Но это не означает, что кружки и секции противопоказаны детям до школы. Они вполне имеют место быть, но к их выбору и времени начала посещения стоит подойти серьезно. Кружки, которые посещает дошкольник, должны соответствовать его возрасту и не нести излишней нагрузки (физической и психологической). Кроме того, любые занятия должны в первую очередь искренне нравиться малышу. Мода, престижность и посещение «за компанию» – не лучшие критерии выбора кружка. Не забывайте и о том, что интересы в дошкольном возрасте еще неустойчивы, и ребенок пока всего лишь пробует разные виды деятельности.

Когда отдавать ребенка в кружки и секции?

В идеале специализированное обучение ребенка (рисование, пение, танцы, профессиональный спорт) лучше начинать не ранее 5-6 лет. Именно этот возраст является отправной точкой для «настоящей» учебы, т.е. ребенку становится проще повторять, делать по образцу, он постепенно отходит от детской спонтанности.

Не стоит бояться того, что вы упустите время, и малыш чего-то недополучит. Наоборот, в сравнении со сверстниками, посещавшими разнообразные секции с самого раннего возраста, он будет более свободен в самовыражении, будет лучше понимать свои желания и возможности, испытывая к занятиям искренний интерес. Детям, которых уже в 3 года целеустремленные родители отдали, допустим, в профессиональный спорт, бывает сложно потом понять, действительно ли это «их» дело.

Если говорить о конкретных видах занятий, то для самых маленьких (с 2 лет) можно посоветовать только занятия физкультурой, ритмикой – это полезно для гармоничного развития. Начинать обучение пению лучше не раньше 5 лет, музыке – не раньше 6 лет. Музыкальную теорию ребенок будет готов воспринимать с 7-8 лет.

Танцы , несмотря на кажущуюся очевидной пользу, вызывают массу споров среди родителей. С одной стороны, они способствуют физическому и эстетическому развитию ребенка, а с другой – возникают вопросы, для чего эти занятия нужны вообще: для удовольствия или в качестве профессионального спорта со всеми вытекающими последствиями. Танцевать для удовольствия можно и в 3-4 года, но в кружке это в любом случае будет обучение, которое мешает ребенку придумывать собственные (пусть и дикарские) танцы. А начать настоящие тренировки, направленные на участие в конкурсах и чемпионатах, ребенок сможет не раньше 5 лет.

Примерно так же обстоят дела с профессиональным спортом . Не стоит торопиться: если ребенок еще маленький, а вы выбираете по собственным соображениям спорт для «будущего чемпиона» (чаще всего прилично вкладываясь материально), тем самым вы лишаете его возможности самостоятельного выбора в будущем. Кроме того, профессиональный спорт не лучшим образом влияет на здоровье и психику ребенка, поэтому решение о таком выборе должно определяться настоящими желаниями и способностями ребенка. И конечно, отдавать его на серьезные тренировки нужно не ранее 5-6 лет.

Водить ребенка в бассейн до 5 лет можно лишь с целью веселых игр в воде. Адекватно воспринимать указания тренера и выполнять их малыш сможет по достижении 5-6 лет. Это относится не только к профессиональным спортивным занятиям (вы хотите вырастить олимпийского чемпиона), но и к простому обучению плаванию.

Рисование , несомненно, очень полезно для детей, даже для полугодовалых крох. Однако освоение техники рисунка не стоит начинать до 4-6 лет.

Занятия иностранными языками очень манят родителей, ведь школы раннего развития обещают, что научат даже 3-летку говорить на иностранном языке (а то и не на одном!). Действительно, 3 года – возраст наиболее восприимчивый для усвоения речи. Но все-таки речи в первую очередь родной. Раннее изучение иностранного языка вызывает путаницу в голове ребенка, что мешает ему овладевать родным языком, который формируется лишь к 6-8 годам. Конечно, есть дети, растущие в двуязычных семьях, но о них следует говорить отдельно. Специалисты-логопеды предупреждают об опасности раннего изучения иностранного языка. В частности, возможно возникновение дисграфии – нарушения письма, довольно часто встречающееся у современных школьников. Поэтому логопеды и советуют не торопиться с иностранным языком. Если вы четко настроены обучить ребенка иностранным языкам уже в 3-4 года, выберите всего один и не забывайте, что занятия должны происходить в игровой форме. Кроме того, занятия языком в дальнейшем должны будут носить регулярный характер, иначе они полностью утратят смысл – ребенок попросту забудет всё, чему его учили.

Начинать ли посещение кружков в первом классе?

С началом учебы в школе у ребенка начинается новая жизнь, к которой он приспосабливается более или менее успешно. Родителям, естественно, хочется, чтобы их первоклашка развивался не только академически, но и занимался дополнительно спортом, музыкой или чем-то еще.

С точки зрения психологии, записывать ребенка во всевозможные кружки с первых дней учебы неправильно. Дайте малышу время привыкнуть к новым условиям, адаптироваться к коллективу, учебным требованиям и нагрузкам. Даже если вам кажется, что всё идет гладко, не торопитесь.

Ребенку нравится учиться? Он нашел в классе друзей, учеба дается легко, и у него куча свободного времени? Так и хочется занять его чем-то полезным. Правильное начинание! Но все же подходить к нему нужно здраво. Вот несколько советов:

  1. Не перегружайте ребенка. Если всё его время будет расписано по минутам, результатом станет не радость от наполненной жизни, а усталость и расшатанные нервы.
  2. Количество кружков и времени, тратящегося на их посещение, должно зависеть от индивидуальных особенностей и потребностей ребенка. Для среднестатистического школьника нормальным будет количество занятий не более двух раз в неделю в будни плюс одного раза в выходной день. Учитывайте и то, насколько выбранные кружки удалены от дома. Постоянные поездки в разные концы города вымотают ребенка.
  3. Если ваше чадо не отличается усидчивостью, имеет смысл записывать его в несколько кружков сразу. Попробует, найдет «свое» и на нем остановится.
  4. Спокойного и старательного ребенка лучше сразу приобщать лишь к одному-двум основным занятиям. Иначе потом, по мере возрастания школьной нагрузки, когда придется выбирать между несколькими кружками в пользу самых важных, ему будет сложно отказаться от дел, на которые уже потрачено столько сил и времени.
  5. Между школьными и внешкольными занятиями детям необходимо предоставлять перерыв для отдыха – не менее 1 часа.

Нормы времени занятий в кружках и секций по возрастам

Возраст ребенка определяет уровень допустимой для него нагрузки, с которым нужно считаться как родителям, так и руководителям детских кружков, секций, школ, клубов по интересам.

Нормы, касающиеся времени начала и окончания занятий, их продолжительности, количества перерывов, определены Республиканским центром гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья.

Как уже было сказано выше, между занятиями в школе и в заведениях дополнительного образования обязателен перерыв не менее 1 часа.

Начало занятий в детских кружках и секциях возможно не раньше 8.00 (оптимально – начиная с 9.00). Время окончания занятий определяется возрастом ребенка:

  • младший школьный возраст (6-10 лет) – не позднее 20.30;
  • средний и старший школьный возраст (с 10 лет) – не позднее 21.00.

Занятия могут проводиться в любой день недели и месяца, включая выходные и дни каникул. Максимальное количество занятий в неделю и их продолжительность зависит от возраста ребенка:

  • дошкольный возраст – 2 занятия в неделю продолжительностью до 35 минут каждое;
  • младший школьный возраст – до 4 учебных часов (1 учебный час = 45 минут) в неделю;
  • средний школьный возраст – до 6 учебных часов в неделю, не менее 2 раз в неделю;
  • старший школьный возраст – до 10-12 учебных часов в неделю, не менее 3 раз в неделю.

Если ребенок посещает более одного кружка, недопустимо записывать его в два кружка одной направленности (к примеру, спортивные) в один и тот же день.

Время практической деятельности ребенка не должно превышать 60-70% от общей длительности занятия. А непрерывная практическая работа не может длиться более, чем:

  • дети 4-6 лет – 5 минут;
  • дети 7-9 лет – 7-10 минут;
  • дети 10-11 лет – 10-13 минут;
  • дети 12-13 лет – 15-18 минут;
  • дети старше 14 лет – 20-25 минут.

Типовые программы для учреждений дополнительного образования и учреждений общего среднего образования, разработанные Республиканским центром технического творчества учащихся, утвержденные Минобразования РБ и Национальным институтом образования, определяют возраст зачисления детей в различные учреждения дополнительного образования следующим образом:

Направление деятельности

Минимальный возраст на начало занятий

Художественный профиль

Хореография, изобразительное искусство, театральные, музыкальные

дошкольный возраст

«Музыкальное», «Изобразительное», «Народное декоративно-прикладное», «Хореографическое», «Театральное», «Народное творчество», «Художественно-эстетическое»

6-9 лет (при 7-летнем курсе обучения) или 9-11 лет (при 5-летнем курсе обучения)

Кружок фотолюбителей

Ручное ткачество

Переплетно-реставрационное дело

Кружок цифровой фотографии

Спортивно-технический профиль

Автомоделирование, моделирование транспортной техники, ракетно-космическое моделирование, авиамоделирование

Кружок автоконструкторов-картингистов

4-7 класс, допускается с 6 лет

Кружок мотоциклистов

Кружок юных водителей мопедов

Радиоспорт, спортивная радиопеленгация, многоборье радистов

Технический профиль (подготовительные занятия)

Начальное техническое моделирование, электрифицированная игрушка

Начальное моделирование транспортной техники

Технический профиль

Столярно-конструкторский кружок

Резьба по дереву

Радиоконструирование, радиоэлектроника

Электронная автоматика

Кружок юных менеджеров

Машинопись и делопроизводство

Технология и физика металлов

Информатика и программирование

13-14 лет, допускается с 8 лет

Компьютерная графика

Практическая астрономия

«Ты представляешь, я для Маши ежедневник купила» - сообщила мне знакомая, пока мы вместе ждем детей в коридоре музыкальной школы. - «Вчера вместо гимнастики на рисование ее повела, совсем в расписании занятий запуталась». Из этих слов можно подумать, что Маша - успешная бизнес-вумен или восходящая звезда, но пока это не так. Это худенькая девочка 8 лет, с русыми косичками и большими глазами. В этом году Маша пошла во второй класс, а помимо школы занимается гимнастикой, рисованием, хореографией, английским и даже шахматами.

Глядя на всю эту картину с растерянными детьми, которые сами не всегда помнят, какое у них сегодня занятие, у меня появился вопрос: а действительно ли так нужны все эти кружки, секции нашим детям или нам это мнение навязывает общество? Действительно ли от них столько пользы, или мы сами себе это придумали, чтобы почувствовать себя «хорошей мамой»?

Многие глянцевые журналы и популярные СМИ нам рассказывают, что у успешного человека не должно быть свободной минуты, все его дела должны быть запланированы на месяц вперед, и обязательно должно уделяться внимание саморазвитию. Не переносим ли мы эти взрослые правила на детей?

Зачем нужны кружки родителям?

  1. Развитие ребенка, или я «хорошая мама»

Все чаще сталкиваюсь с мнением, что «хорошесть» мамы начинают ассоциировать с количеством посещаемых кружков и количеством потраченных на это денег. Чем дороже секция - тем она круче. Обратите внимание, что дорогие секции посещают в разы больше детей, чем бесплатные. Думаете, что они хуже? Нет, но посещая бюджетный кружок, вы считаете, что ваш ребенок теряет в статусе, а вместе с ним - и вы. Вы же «хорошая мама» и для любимого ребенка вам никаких денег не жалко. Особенно такое поведение заметно у мам совсем маленьких детей. Группы раннего развития с 6 месяцев, английский с пеленок, результаты у таких занятий очень сомнительные, но мама может поставить себе галочку, что выполнила еще одно условие, чтобы быть «хорошей мамой».

  1. Я ворона…

Вы вполне довольны своей жизнью и развитием вашего ребенка. Не ставите перед малышом задачи стать лучшим в мире футбола или через 10 лет поехать на международный конкурс певцов защищать страну, понимая, что склонностей ни к одному, ни к другому у вашего чада нет. Понимать-то понимаете, но в секцию футбола и на уроки вокала сына все равно записываете. Все дело в том, дети из вашего окружения тянут эту нелегкую ношу, а чем же ваш ребенок хуже? И для большинства родителей вовсе не важно, хочет их сын пинать мяч или учить ноты, важно, что им будет чем похвастаться перед окружением.

  1. Снимаем с себя ответственность

Многие из тех людей, кто сейчас стали родителями, росли в 80-90 годы. Тогда в стране такого обилия секций не было, были пара-тройка кружков при школе и столько же при Доме пионеров. Из-за того, что многие родители работали допоздна, дети заботились о себе сами, сами искали себе увлечения: кто-то ходил на рисование, кто-то был юным натуралистом. Дети сами организовывали свой досуг, по своим интересам и инициативе выбирали, куда записаться. Если интерес к увлечению терялся, то без лишних колебаний расставались с этим занятием и искали что-то новое. Хорошо это или плохо - однозначно сказать нельзя, но у ребенка всегда было право выбора.

Сейчас дело обстоит немного иначе. Если секция перестала приносить удовольствие и стала в тягость, единицы родителей разрешат не ходить на ненавистные занятия. Во-первых, чтобы посещать занятия, необходимо оплатить месяц или приобрести абонемент. Как же можно бросить занятия, если все на месяц вперед оплачено? Правда, почти всегда забываем, что оплатили себе годовое посещение спортивного зала, а сходили только на два занятия.

Во-вторых, вместе с тем, как мы взрослеем - у нас появляется чувство, что если бы не бросили в третьем классе в кружок по вышиванию или плетению макраме, то у нас обязательно была бы совсем другая, более успешная и интересная жизнь. Поэтому давим на ребенка, несмотря на его мольбы оставить танцы, мы продолжаем его водить на занятия, учим вместе с ним ненавистные позиции, приговаривая «потом спасибо скажешь». По статистике, более восьмидесяти процентов детей, которые закончили музыкальную школу из-под палки, после окончания учебы никогда не берут в руки музыкальный инструмент. К моему сожалению, я попала в эти 80%. Музыкальную школу по классу аккордеона я закончила в 1999 году, мне тогда было 12 лет, играть на нем до сих пор желания не появилось.

  1. Реализуем свои амбиции

Вы замечали, что если мама в детстве мечтала стать балериной, то на 99% ее дочь мы увидим в хореографическом классе? Хорошо, если желание ребенка и родителя совпадают, а если нет, то жди беды. С одной стороны, ребенок не понимает, зачем ему стоять у балетного станка, если он хочет рисовать вазу и яблоко на кружке ИЗО. С другой стороны, мама, которая считает, что она лучше знает, что лучше для ее ребенка, а разговор, о том, что секция совсем не нравится, подобен предательству Родины.

Зачем нужны занятия детям?

  1. Общение

Психологи бьют во все колокола: несмотря на то, что мы все живем в социуме, каждый второй человек испытывает дефицит общения. Современные гаджеты, социальные сети и интернет заменили нам встречи с друзьями, общение с близкими. Для полноценного развития ребенка очень важно научить его выстраивать коммуникации с другими. Если ребенок не ходит в садик или школу, то посещение секции просто необходимо. Во-первых, это поможет малышу завести новых друзей и знакомых, во-вторых, оказаться в среде, где он может самостоятельно решить какие-то вопросы, без участия родителя.

  1. Желание ребенка

Ребенок любит рисовать, с удовольствием ходит на занятия, вы ждете от него результат согласно его способностям, а не только вашим требованиям. От таких занятий будет только польза. Ребенок будет развиваться, во многих случаях любимое занятие поможет справиться со стрессом и снять нервное напряжение.

  1. Право выбора

Пока ребенок растет и развивается, ему интересно попробовать многое. Помните, как в известной пословице: "И швец, и жнец, и на дуде игрец". Это вовсе не значит, что посетив 2-3 занятия, ребенок не может оставить секцию, которая ему не по душе, чтобы попробовать что-то другое. Прислушивайтесь к своему ребенку, разговаривайте с ним, постарайтесь понять его желания.

  1. Пользы ради

Если ребенок часами просиживает за компьютером, появляется лишний вес, то ничего нет лучше, чем любой командный вид спорта, будь то футбол или водное поло. Во-первых, это двигательная активность, которая при правильном подходе всегда на пользу. Во-вторых, умение работать в команде.

В качестве послесловия

Если вы после работы бежите домой, чтобы успеть отвести ребенка в очередную секцию, а домой возвращаетесь поздно вечером - подумайте, кому нужны такие усилия? Может, в условиях нашей тотальной занятости, лучше посвятить эти несколько часов общению с ребенком? Слепить поделку из пластилина, собрать осенние листья в гербарий, покататься на санках и поиграть в снежки? Ведь для каждой мамы важно, чтобы ее ребенок был счастлив независимо от того, умеет ли он играть на скрипке.

Фото - фотобанк Лори

Случается, малыша отдают сразу во все возможные кружки и секции. И родителей можно понять: у ребенка должен быть выбор, а вдруг какое-то из внеклассных занятий станет в будущем его профессией? И, если не начать с младых ногтей, его могут фатально обогнать. Но стоит ли заполнять все свободное время ребенка разными кружками? Может, лучше остановиться на чем-то одном? Как выбрать? И чем это ему (и вам) грозит?

Что выбрать?

Кружки бывают разными и, прежде всего, разумеется, необходимо исходить из склонностей ребенка . Нужно определиться: во что нравится играть малышу? Что у него получается лучше всего? Чему в семье уделяется повышенное внимание? Не стоит записывать ребенка на несколько кружков сразу, стараясь вырастить из него вундеркинда. Детский организм может не выдержать длительные и регулярные нагрузки.

Прежде всего, стоит определить, собственно, цель занятий . Например, застенчивых детей психологи рекомендуют отдавать в коллективы, где необходимо общаться со сверстниками. Это могут быть танцевальные студии, драмкружки, спортивные секции. Гиперактивных «усмирят» занятия рисованием, музыкой, спортом. Физкультура, спорт и танцы подойдут детишкам разной комплекцией, но, если подвижных и худеньких, с удовольствием возьмут в подготовительные группы профессиональных секций, то полных и малоподвижных малышей не стоит мучить серьезными занятиями. Существует масса групп общего физического развития или хореографии, где самооценка ребенка не подвергнется остракизму требовательного тренера или педагога по танцам.

Если у ребенка явно выдающийся талант (такие дети действительно бывают), родителям стоит приложить все усилия, чтобы показать его самым лучшим в своем деле детским педагогам по профилю. Вполне вероятно, что, в случае действительных способностей, его обучение будет проходить в хорошей школе и без дополнительной платы.

Возраст имеет значение для спортивных секций и танцевальный студий. Например, в бокс, карате и т. п. не возьмут раньше 4-х лет, в серьезный балет – раньше 10 лет. А бывает и наоборот. Что делать, если родители привели в секцию художественной гимнастики, фигурного катания или другого вида спорта, куда набирают детей с 4-х лет, 7-милетку, а его не берут только из-за возраста? При условии, что ребенок очень хочет заниматься именно этим и подходит по комплекции, ведите его в другую подобную секцию. На свете немало чемпионов, начавших заниматься позже прочих, но трудом и талантом, добившихся несравнимо больших успехов. Что касается художественных, музыкальных и развивающих занятий, здесь возраст не помеха: сейчас есть даже предназначенные для грудничков.

Желание самого ребенка – необходимое условие для записи его в кружок или секцию. Бывают ситуации, когда у малыша явные способности или прекрасные физические данные, а он не желает и все тут. В этом случае разумнее всего не принуждать строгостью, а рассказать о том, что его ждет, обрисовав радужные перспективы и предложить попробовать, четко обозначив контрольный срок. Если даже после этого ребенок отказывается наотрез, не стоит его заставлять: опыт многих родителей показывает, что это не имеет смысла. Даже, если он чего-то достигнет, ненависть к домашнему насилию тоже сохранит. А разве вам это нужно?

Важное условие - месторасположение кружка . Поскольку посещать его придется регулярно в течение длительного времени и в любую погоду, имеет большое значение, сколько времени будет занимать дорога туда и обратно, можно ли туда ходить пешком – это самый лучший вариант, или, каким другим образом реально добраться до места. Долгая по времени дорога, проведенная в общественном транспорте или в пробках, будет выматывать ребенка и ученье не пойдет во благо. И, наконец, а кто будет водить или возить его в кружок?

Количество внеклассных занятий должно зависеть и от загруженности в школе . Если ребенок ходит в серьезную гимназию, где много дополнительных занятий, которые стоит посещать, внеклассное образование лучше свести к минимуму. Все-таки, здоровье малыша должно перевешивать родительские амбиции.

Финансы – немаловажный критерий отбора кружка или секции. И дело даже не только в оплате занятий – информация об этих расходах известна сразу, а в том, сколько денег родителям придется выложить на протяжении всего обучения. А это может быть покупка формы для занятий и выступлений, оборудования и инвентаря, оплата поездок на соревнования и конкурсы.

Плюсы внеклассных занятий

Разные виды деятельности. В кружках и секциях занятия отличаются от школьных и детсадовских. И, если малыш ходит туда, как на праздник, во-первых, праздников в его жизни становится больше, во-вторых, его личность развивается всесторонне, потому что он приобретает новые знания и умения.

Чем больше у малыша происходит социальных взаимодействий, тем лучше. Дети в кружке или секции – совершенно иной коллектив, чем в школе. И заняты они там иным, а для большинства - занятия там в радость. В отличие от школьных. Соответственно и атмосфера совсем иная, чем в школе.

Внеклассные занятия, особенно, когда они регулярны и длятся по нескольку лет, вырабатывают у растущего человека такие полезные качества, как чувство ответственности, умение трудиться, планировать свои действия и рационально распределять время.

Найти себя и гордиться собой – вот, пожалуй, главное, что может приобрести маленький человек за время внеклассных занятий, и, что более всего поможет ему во взрослой жизни. Он может не слишком успевать в школе, зато в секции, кружке расправлять крылья и, буквально, летать. Адекватная самооценка, индивидуальная (и приносящая счастье!) сфера реализации – это то, чего достигает далеко не каждый взрослый и то, в чем может помочь внешкольный кружок.

Минусы дополнительных занятий

Дополнительное время, это – свободное время ребенка . Он мог бы гулять, играть, читать, мечтать, глядя в небо… Но надо идти в кружок!

Дополнительные нагрузки тоже показаны не всякому . Тем более что многие дети нынче ослаблены и состоят не в первой группе здоровья. От излишних физических или умственных нагрузок ребенок будет утомляться. Но утомление зависит и от его отношения к занятиям – если малышу они нравятся, то, как правило, на его самочувствии усталость не скажется.

(бабушек или нянь). Неминуемо им также придется вникать в дело ребенка, помогать ему, показывать на своем примере и т. п. А позже, быть может, придется сопровождать чадо и на соревнования, и на различные конкурсы, жертвуя своим свободным временем или отпрашиваясь с работы.

Начнем с того, что до 3-х лет малыша лучше не водить на разные кружки. Достаточно одного развивающего центра, желательно того, что находится рядом с домом. Цель таких занятий - развитие разных способностей, научить вести себя в коллективе детей. Ребенок приобретает первый опыт общения с чужими людьми, подчинения правилам поведения и дисциплине.

В таком возрасте посещение кружков чревато тем, что ребенок может часто болеть, особенно в осенне-зимний период, в разгар эпидемий простудных заболеваний. Если ваш малыш подвержен таким заболеваний, то стоит подумать о том, что для вас важнее — здоровье ребенка или веселые занятия в коллективе. Ведь научить различать цвета, обучить элементарному счету и выучить стишки вы можете дома самостоятельно.

Занятия спортом в этом возрасте тоже можно организовать дома. Достаточно купить детский спортивный комплекс и ежедневно посвятить 15 — 20 минут занятиям.

В 5 лет ребенка можно записать в одну-две студии. Желательно, чтобы один из них был связан с двигательной активностью. Это могут быть танцы, плавание или спорт. Но при этом не стоит отдавать малыша в секцию, где основной целью педагога является высокий результат любой ценой.

Каким должен быть кружок для дошкольника?

Чем бы не занимался ваш малыш на занятиях, обучение должно соответствовать нескольким правилам:

  • Занятия должны доставлять радость, а не боль в мышцах и усталость.
  • Время на дорогу до студии не должно занимать больше чем полчаса.
  • Дорога должна быть комфортной, лучше всего пешком.
  • Занятия не должны быть каждый день.
  • Время занятий не должно нарушать режим дня. Ребенок должен вовремя кушать и спать.
  • Занятия в кружках не должны заменять общение с родителями, бабушками и дедушками, прогулки и игры.

Начинать какие бы то ни было занятия в секциях и кружках имеет смысл не раньше, чем ребёнок научится говорить и объяснять вам, что ему нравится, а что нет. Психологи считают оптимальным возрастом, чтобы начать заниматься в секциях и кружках: 4-5 лет - для девочек и 5-6 лет - для мальчиков. Давайте посмотрим, какое направление выбрать!

Спорт

Идите в ближайший к вам спортивный комплекс и узнайте, что там могут предложить. Любой вид спорта позитивно отразится на здоровье и социализации ребёнка. Всем нравятся спортивные и активные дети. Спорт развивает волю и лидерские качества.

Если вы не стали великим футболистом или чемпионкой по фигурному катанию, не ждите, что ребенок исполнит вашу мечту

Пробуйте сразу несколько секций одновременно. Через несколько месяцев опытному тренеру станет ясно, есть у ребёнка способности или нет. Исходя из этого можно будет решить, стоит ли продолжать посещение.

Если тренер честно говорит, что таланта нет, но ребёнку нравится ходить в эту секцию, ни в коем случае не бросайте её.

Лионелю Месси в детстве все говорили о том, что с его телосложением и ростом смешно мечтать о профессиональном футболе

Начиная занятия спортом, заранее прикиньте, насколько это будет затратно для семейного бюджета. Командные виды спорта (кроме хоккея) обойдутся вам относительно дёшево: расходы пойдут в основном на обувь и спортивную форму. Дороже обходится родителям обучение ребёнка теннису, фигурному катанию, конькобежному спорту, лыжам.

Чтобы вам было проще выбрать тот или иной вид спорта, мы попросили тренеров детского фитнеса из Extreme Fitness рассказать о дисциплинах, которыми они занимаются.

Злата Акулич , танцы:

«Танец - это физическая нагрузка, которая укрепляет всё тело, и это непередаваемое чувство, которое наполняет душу! Если по-настоящему хочешь чего-то добиться, преград не существует. Танец способствует общему физическому развитию ребенка. Непосредственно происходит развитие таких психических процессов, как внимание, память, мышление, воображение, координация движений, и другие качества, необходимые для формирования умений и специфических навыков уверенности в себе. На занятиях по танцам у детей формируется правильная, красивая осанка, они обучаются выразительным, пластичным движениям в игре, танце и упражнении. Параллельно развиваются творческие способности ребенка в области танца: умение оценивать собственное движение и товарища, придумывание своего «игрового» образа, персонажа или даже собственного «танца», комбинируя различные элементы физкультурных упражнений, танцевальных и сюжетно-образных движений. Приводите ко мне ваших деток в Extreme Fitness, и мы вместе будем познавать этот волшебный мир танца!»

Денис Кайзер , футбол:

«Футбол - точная игра, развивающая логику и сообразительность. Футбол - целый мир со своими правилами, со своей символикой, это крепкий командный дух, сплоченность и стремление к победе. Посещая мои тренировки по футбол Ваш ребенок: во-первых, играя в команде, получит первые уроки общения в коллективе; во-вторых, выносливость будет подпитываться стремлением быть хорошим, даже лучшим игроком. Именно поэтому футбол это отличный выбор для вашего ребенка! Индивидуальный подход к каждому ребенку гарантирован! Жду с нетерпением ваших детей на своих тренировках в Extreme Fitness».

Евгения Гостева , теннис:

«Теннис является удивительным средством гармоничного развития личности, так как подготовка юного теннисиста включает в себя физическое развитие, тактическое мышление и психологическую устойчивость. Занятия теннисом в моих группах гарантируют вашему ребенку не только хорошее здоровье, но и сформируют в нем лучшие человеческие качества, которые помогут ему адаптироваться во взрослой жизни. Многие родители беспокоятся о том, что у ребенка нет способностей для занятий большим теннисом. Спешу вас успокоить, что теннис, это достаточно высоко компенсационный вид спорта. То есть, отдельные недостатки физического развития ребенка с лихвой компенсируются другими, более сильными способностями. Именно поэтому, теннис это лучший выбор для вашего ребенка! Жду ваших деток на своих тренировках в Extreme Fitness».

Алексей Ионов , сквош:

«Сквош - захватывающая и супер-популярная игра! В сквош играют с ракеткой и мягким мячом, на специальном закрытом с четырех сторон корте с профессиональным покрытием. Тренировки проходят в виде различных эстафет и заданий, которые дают необходимую физическую нагрузку и развивают навыки, которые пригодятся вашему ребенку в будущем, такие как скорость принятия решения, внимательность, сосредоточенность. Мы набираем в группу не более пяти ребят, что позволяет тренеру уделить внимание каждому юному спортсмену. Мои тренировки построены таким образом, чтобы дети контактировали друг с другом, развивались не только физически, но и социально. Буду рад видеть ваших детей на сквош-кортах Extreme Fitness».

Алексей Горбенко , скалолазание:

«Скалолазание – это путешествие на всю жизнь» Крис Шарма
«Мозг- это самая важная мышца в скалолазании» Вольфган Гюллих

«Буду рад видеть ваших детей на моих занятиях по скалолазанию в Extreme Fitness! Этот вид спорта равномерно развивает все мышцы тела, укрепляет кости и суставы. А так же развивает пространственное мышление ребенка, улучшает навыки моторики и реакции. Скалолазание для детей - это крайне увлекательное, активное и интересное занятие в кругу друзей, где все смогут «открыть в себе скалолаза» и приобщиться к спорту».

Александра Басарабец , тренер по волейболу:

«Пожалуй, не существует более важной черты характера, чем твердая решительность. Спортсмен, который желает стать великим человеком, или так или иначе оставить след в этой жизни, должен решиться не только преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на тысячу неудач и поражений». Приходите ко мне на занятия по волейболу в Extreme Fitness и я помогу вашим деткам стать хорошими спортсменами и научиться побеждать и быть победителями».

Максим Апатов , тренер по баскетболу:

«Границы, так же как и страхи, чаще всего оказываются просто иллюзией. На тренировках по баскетболу отрабатываются необходимые приемы и упражения на реакцию, координацию. При выполнении упражнений с мячом дети учатся чувствовать мяч, как часть себя, благодаря этому они с легкостью и предельной точностью управляют им».

Музыка

Если в семье есть традиции музыкального образования, скорее всего, ноты, гаммы и сольфеджио войдут и в жизнь ребёнка. Музыка, как ничто другое, развивает мозг и личность ребёнка.

Это ещё и отличная возможность творческой реализации: музыканты чаще других становятся душой компании

В музыкальную школу обычно принимают детей в возрасте 6-8 лет. Срок обучения - 8 лет, занятия проходят по два-три раза в неделю. Стоимость по нынешним временам чисто символическая: 500-700 рублей в месяц. Но стоит помнить о том, что со временем придётся купить собственный инструмент.

Творчество

Это могут быть школы рисования, танцев, театральные студии, хоровое пение. Начать водить туда ребёнка можно раньше первого класса школы, с 4-5 лет.

Затраты на творческие кружки вполне переносимы. В среднем 500–700 рублей в месяц в бюджетных организациях и 3000-4000 рублей в коммерческих, плюс необходимые траты на костюмы, краски, пластилин и другие расходные материалы.

Рекомендуем! Набор пластилина PLAY-DOH «Сладкая вечеринка» - настоящая находка для родителей. В комплекте имеется множество разнообразных формочек, с помощью которых ваш ребёнок сможет сделать интересные игрушечные десерты.

Интеллект

Это может быть секция шахмат, лингвистические центры, кружки робототехники или моделирования. Отдавая ребёнка в подобную школу, хорошо заранее знать его потенциал.

Рано ли ваш ребёнок научился говорить, читать, писать, считать? Опережает ли он сверстников по развитию? Если вы отвечаете «да» - скорее всего, в интеллектуальном кружке ребёнку будет интересно

Малыш будет чувствовать свои способности востребованными. Его интеллект будет именно развиваться, а не работать на пределе своих возможностей.

Настольная игра «Шахматы» в магазине

Дошкольника и первоклассника психологи рекомендуют водить сразу в несколько разнонаправленных секций - например, шахматы и футбол, пение, гимнастика и иностранные языки. Через несколько лет ребёнок сам поймёт, чем он хочет заниматься - останется именно то, что лучше всего получается.



Публикации по теме