Дружба терпение. Друзья с детства

ДРУЖБА

ДРУЖБА

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - ) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. отношений между сверстниками, совместно проходившими цикл инициации и сохранявшими на всю узы солидарности. В гомеровском эпосе «друзья» - это и те, кто связан общим делом (будь то или путешествие). С ослаблением родовых, территориальных и функциональных уз отношения побратимства начинают наполняться и индивидуальным содержанием: они строятся как менее функциональные, более личные и добровольные отношения.
Для греков классической эпохи Д. - это и союз, рожденный по политическим соображениям, и отношения, возникающие из соображений взаимной пользы; это и то в родственных, соседских и т.п. отношениях, что обретается в них помимо их статусного или функционального содержания. Д. осознается и ценится так же, как отношения, не обусловленные родством, привычной совместностью жизни или интересом. Это становится предметом внимания антич. и более поздних мыслителей, стремившихся понять, что, помимо ритуала, соглашения или расчета, может быть основой глубоких и прочных отношений между людьми. (Понимание Д. как отношения, существенно отличного от чувственной любви или товарищества, исторически складывается относительно поздно.)
По преданию, Пифагор словом «Д.» обозначил единения в мире всех со всеми. Ему же принадлежит высказывание: «Дружба - это ». Однако наиболее ценными разновидностями Д. он считал Д. с родителями, вообще со старшими, а также с благодетелями, т.е. с теми, с кем в силу их статуса равенство невозможно. Со времен ранней античности Д. символизировала возвышенные человеческие отношения и рассматривалась как воплощение подлинной добродетельности и мудрости. Именно такой Д. был развит Аристотелем, которому принадлежит наиболее фундаментальная и развернутая в др.-греч. философии Д. Содержание Д., по Аристотелю, заключается в особенных, нравственно-прекрасных отношениях. В Д. люди благодетельствуют; друг представляет для друга сам по себе; друзья проводят совместно (или живут сообща); они «наслаждаются взаимным общением», они схожи во всем и делят друг с другом и радости. Друзей отличает единомыслие, которое проявляется также в поступках. Друг - это другое Я. При всей разноплановости характеристик Д. наиболее важной, по Аристотелю, является та, что в Д. желает блага другому ради него самого, старается по мере сил, не думая о себе, содействовать этому благу, и к другу «относится, как к самому себе» (см. МИЛОСЕРДИЕ). В стоицизме Д. осмысляется как отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, что они друзья, значит указать на то, что они - честные и справедливые (Эпиктет). Цицерон понимал Д. как , при котором к другу стремятся из приязни, нежели из стремления к удовольствию или пользе. Подобно Аристотелю, Цицерон описывает Д. как совершенное и нравственно-прекрасное отношение: «первый дружбы» заключен в том, чтобы просить друзей только о нравственно-прекрасном и делать друзьям нравственно-прекрасное, не дожидаясь их просьб.
В эпоху позднего Возрождения М. Монтень, последовательно отличая Д. от отношений родителей и детей, от любви к женщине, а также от расхожего понимания Д. как близкого знакомства или полезной связи, создает образ совершенной Д. как такого рода общения, в котором нет никаких иных расчетов и соображений, кроме самой Д., и все душевные побуждения человека чисты и безупречны. В филос. последующих времен сохраняется протипоставление Д. как безусловно бескорыстных отношений отношениям эгоистическим. Критичность или возвышенность в восприятии Д. зависели от того, какой стороне этой оппозиции придавалось преимущественное . В новоевропейской моральной философии реалистически-критический подход к анализу Д. становится преобладающим (Д. Юм, И. Кант, позже А. Шопенгауэр и Ф. Ницше). Вместе с тем происходит более углубленное осмысление Д. в ряду близких ей межчеловеческих личностно значимых и интимных отношений. У романтиков складывается юношеской страстной и беззаветной Д. В 20 в. Д. становится предметом специального анализа психологии.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ДРУЖБА

отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т. д. Д. присущи: личностный (в , напр. , деловым отношениям) , добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе) , внутр. близость, интимность (в отличие от простого приятельства) , устойчивость. Реальное Д. менялось в ходе истории. В первобытнородовом обществе Д. называли ритуализированные взаимоотношения, связанные с символич. породненном (кровная Д., побратимство и т. п.) ; способы её заключения, нрава и обязанности друзей регламентированы обычаем и часто ставятся выше фактич. родства (воинская Д., напр. , Ахилла и Патрокла у Гомера) . По мере разложения родовых связей дружеские отношения всё чаще противопоставляются родственным, при этом «друзьями» человека называют всех его единомышленников или политич. приверженцев.

В истории философии Д. рассматривалась преим. в этич. плане, при этом одни подчёркивали эмоц. Д. (напр., Монтень) , другие выводили её из общности интересов или разумного эгоизма (напр., Гельвеции) . Нем. романтики, создавшие настоящий Д., видели в ней убежище от эгоизма бурж. мира; социалисты-утописты проповедовали установление Д. всех людей. В кон. 19 в. начались первые эмпирич. исследования Д. психологами и социологами.

Содержание и функции Д. существенно изменяются с. возрастом. Детская Д. представляет собой эмоциональную привязанность, чаще всего основанную на совместной деятельности; хотя степень избирательности и устойчивости Д. повышается с возрастом ребёнка, подлинная в «другом Я» (альтер эго) появляется только у подростка в связи с потребностью осознать себя, соотнести собств. переживания с переживаниями другого. Отсюда - напряжённые поиски и частая Д. Дружеские связи взрослого человека более дифференцированы, поскольку появляется новых форм общения.

В стоицизме дружба концептуализируется как форма отношений, покоящихся на свободе воли и добродетели: сказать о ком-то, чтоони друзья, значит, по Эпиктету, указать на то, чтоони - честные и справедливые, что они полагают себя в свободе воли. Дружба “там, где честность, где преданность прекрасному” (Diss, 11,22,30). Цицерон, в отличие от Аристотеля и стоиков, стремился к анализу дружбы не как идеального союза, свойственного мудрецам, а как реального отношения, возможного, однако, только среди людей честных и доблестных (De amie., VI, 20). Вместе с тем, подобно Аристотелю, Цицерон описывает дружбу как совершенное и нравственно-прекрасное отношение, которое основывается на согласии и взаимной благожелательности, и по существу воспроизводит положение Аристотеля о том, что к другу следует относится, как к самому себе (любовно, бескорыстно и безусловно), так что

форма общения людей, основанная на общности интересов, взаимном уважении, взаимопонимании и взаимопомощи; предполагает личную симпатию, привязанность и затрагивает наиболее интимные, задушевные стороны человеч. жизни; одно из лучших нравств. чувств человека. Д. выработана в процессе многовекового социального общения людей. В Древней Греции символом неразлучной Д. была дружба Диоскуров – Кастора и Полидевка (Поллукса). Согласно мифу, Полидевк, сын Зевса, не в силах перенести смерть своего брата и друга Кастора, погибшего в бою, просил отца послать ему смерть. Зевс позволил ему уделить брату половину своего бессмертия, и с тех пор Диоскуры проводили день в подземном царстве, а день – на Олимпе. Миф этот получил широкое распространение в Древней Греции, а в Древнем Риме даже чтили культ Диоскуров. В Древнем мире были указаны осн. признаки истинной Д. – единомыслие, взаимная помощь в беде, искренность. Конфуций, напр., учил: "Полезных друзей 3 и вредных друзей 3. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый..." (цит. по кн.: Попов П. С., Изречения Конфуция..., СПБ, 1910, с. 102). В Древней Греции понятие Д. становится предметом специальных филос. и этич. трактатов. Демокрит, Эпикур, Аристотель подчеркивали ее земной, чувств, характер, способствующий достижению основной, по их мнению, цели жизни – разумного удовольствия. "Дружба, – говорил Эпикур, – обходит с пляской Вселенную, объявляя нам всем, чтобы мы пробуждались к прославлению счастливой жизни" (LII, см. "Материалисты древней Греции", М., 1955, с. 122). Утверждая о бескорыстном характере Д., Эпикур вместе с тем связывал ее с пользой. "Всякая дружба желанна ради себя самой, а начало она берет из пользы" (XXIII, там же, с. 220). Со времени Эпикура эта идея становится традиционной для древнегреческой этики. В одном из своих ранних, диалогов "Лизис" Платон указывал, что Д. возможна только между людьми добрыми и подобными друг другу. Добрые, по словам Платона, "... подобны и друзья между собою; злые же, ...никогда не бывают подобны самим себе, будто отуманенные и неустойчивые. А что неподобно самому себе и отличается от себя, то едва ли уже может уподобляться другому, или быть его другом" (Lys. 214 ДЕ). Для Платона, к-рый различал любовь к телу и любовь к душе, Д. – это вид душевной любви, наиболее благородный и бескорыстный вид связи людей. Развернутое учение о Д. дает и Аристотель в "Никомаховой Этике". Аристотель различал три вида дружбы: Д., основанную на взаимной пользе; Д., преследующую удовольствие, и Д., основанную на добродетели. Первые два вида Д. являются низшими; здесь люди любят не друг друга, а только ту пользу или то удовольствие, к-рое достигается в их общении. Такая Д. не может быть продолжительной, т.к. с исчезновением пользы или удовольствия исчезает и сама Д. Истинная Д. – это Д., основанная на добродетели. Здесь Д. имеет цель сама в себе и сохраняется до тех пор, пока люди, разделяющие ее, остаются хорошими, добродетельными. Вместе с тем Д., основанная на добродетели, включает в себя и взаимную пользу и удовольствие. Предполагая равенство участвующих в ней лиц, Д. тесно связана со справедливостью и теми условиями гос. жизни, в к-рой проявляется эта справедливость. "Дружба во всех формах государственного устройства проявляется настолько же, насколько справедливость" ("Никомахова Этика" VIII, 13; рус. пер., СПБ, 1908). В соответствии с этим Аристотель утверждал, что при тиранич. правлении Д. либо вовсе отсутствует, либо же занимает весьма незначит. место. "...Там не может быть дружбы, где нет ничего общего между правителем и управляемыми; нет места и справедливости..." (там же). Напротив, больше всего Д. проявляется в демократиях, т.к. здесь граждане, "... будучи равными, имеют много общих интересов" (там же). Совершенство обществ. жизни состоит, по Аристотелю, в справедливости, соединенной с Д. Эллинистич. философия и этика постепенно отходят от традиц. антич. понимания полезной роли Д. в отношениях между людьми. Цицерон в трактате "Лелий – о дружбе", определяя Д. как "согласие во всех духовных и мирских делах", назидательно трактует Д.: она приносит утешение, наслаждение в счастии и т.д. Однако Д. у Цицерона превращается в самодовлеющую ценность, не имеющую ничего общего с пользой, с реальными интересами людей. В основе ее, по мнению Цицерона, лежит чувство взаимного благоговения. В. Шестаков. Москва. Ср.-век. религ. этика лишает чувство Д. обществ. содержания, рассматривая его как один из видов сверхчувств. любви к богу. Напротив, бурж. этич. учения видели основания Д. в естеств. наклонностях человека. Напр., англ. философ 18 в. А. Смит рассматривал Д. как "результат... естественной симпатии" (см. "Теория нравственных чувств", СПБ, 1868, с. 293). Франц. просветители 18 в., защищавшие принцип разумного эгоизма, связывали Д. со всеобщим, естественным желанием людей "содействовать своему взаимному счастью", поскольку в Д. согласуются индивидуальные интересы (см. П. Гольбах, Система природы, М., 1940, с. 186). Социалисты-утописты 19 в., обосновывая принципы будущего идеального общества, указывали на Д. как на одно из самых "возвышенных и облагораживающих человеческий характер" чувств. Они видели в Д. совершенную любовь к людям, основанную на равенстве, свободном общении, солидарности и взаимном доверии всех членов общества. Фурье, отделяя Д. от чувств "материального" и "распределительного" характера, относил ее к страстям привязанности, к духовному началу. Согласно Фурье, Д., преодолевая помехи корыстолюбия, семейных и сословных интересов, является силой, объединяющей всех людей в общество социальной гармонии (см. Избр. соч., т. 4, М., 1954, с. 46; т. 3, М., 1954, с. 210, 547 и др.). Подвергая резкой критике капиталистич. общество, утописты указывали, что господствующие в нем религия, недоверие, эгоизм и т.п. не благоприятствуют развитию свободного общения между людьми. Воспитание Д., как и др. человеч. чувств, они связывали с устранением ложных представлений, порочных законов, с утверждением нового обществ. строя (см. Р. Оуэн. Избр. соч., т. 2, М.–Л., 1950, с. 5–14; его же, "Образование характера", СПБ, 1909, с. 12–21). В совр. бурж. учениях проявляется тенденция к надвременному и абстрактному пониманию Д. Напр., персоналист Флюэллинг заявляет, что высшим проявлением Д., охватывающим все ее виды, является "великая дружба" – любовь к богу и общение с ним ("The person or the significance of man", Los Ang., 1952, p. 243). Нек-рые представители совр. бурж. микросоциологии рассматривают Д. в качестве одного из первичных факторов, якобы определяющих "внутреннюю структуру общества". Дж. Морено в своей теории социометрии (socius – товарищ, metrum – измерение) трактует Д. как определ. "социометрическую матрицу", лежащую в основе исследования форм коллективности (см. "Социометрия", М., 1958, с. 181–82). Марксистская этика раскрывает зависимость Д. от социальных условий жизни людей, их потребностей и интересов. Только единство больших обществ. целей и высоких интересов ведет к глубокой и прочной Д. В эксплуататорском обществе образцы такой Д. складываются в среде угнетенных масс, среди людей, борющихся за передовые обществ. идеалы. Именно это объединило личной Д. таких выдающихся людей, как Герцен и Огарев, Белинский и Некрасов, Чернышевский и Добролюбов. Величайшая Д. связывала Маркса и Энгельса, отношения к-рых, по словам Ленина, превосходили "... самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе" (Соч., т. 2, с. 12). Герцен, вспоминая о своей Д. с Огаревым, указывал на большое значение этого чувства в воспитании. "Мы воспитали друг друга, – говорил он. – Это первое чувство мое – Д р у ж б а. Оно мне дало его глубокую душу, из которой я мог черпать мысль как из океана..." (Полн. собр. соч. и писем, П., 1919, т. 1, с. 326). Д. предполагает честность, принципиальность в отношениях между людьми.. "Только на принципиальной основе может быть принципиальная дружба между людьми", – говорил Хрущев ("Пленум ЦК КПСС 24–29 июня 1959. Стенографич. отчет", 1959, с. 484). В социалистич. обществе раздвигаются рамки отношения товарищества и Д. Сами социалистич. Производств. отношения характеризуются отношениями Д. и взаимопомощи свободных от эксплуатации людей. В основе отношений между людьми в социалистич. обществе лежат коллективизм, интернационализм, гуманизм. Благородный принцип: "человек человеку – друг, товарищ и брат" пронизывает все стороны человеческих взаимоотношений в социалистическом обществе. На этой основе возникает и развивается Д. производств. коллективов, Д. народов многонац. государств, Д. народов стран социалистич. лагеря. Преданность делу коммунизма, народу, Родине является идейной и нравств. основой личной Д. в социалистич. об-ве, делает ее глубокой и содержательной, способной выдержать самые тяжелые испытания. Как определ. форма общения Д. зарождается в практич. участии в общих делах коллектива, т.к. в практич. деятельности налаживается непосредств. общение людей, раскрываются их характеры, подлинные чувства и стремления. Для развития личной Д. особенно благотворно влияние хорошо сплоченных и организованных коллективов, сближающих людей на основе единых целей, общих дел и увлечений (труд, учеба, спорт, самодеятельность, искусство и т.п.). В соответствии с этим возникают понятия школьной Д., студенческой Д., солдатской Д., к-рые отличаются общностью интересов данного коллектива. Прекрасные образцы личной Д. возникают в борьбе рабочих и колхозников, борющихся за почетное звание бригад коммунистич. труда. Стремление работать и жить по-коммунистически порождает в среде трудящихся взаимную помощь, тесное общение друг с другом как на производстве, так и в быту. Чувства Д. и товарищества отражены в моральном кодексе строителей коммунизма, вошедшем в Программу КПСС. Лит.: Маркс К., [Письмо] Л. Кугельману от 25 октября 1866, Соч., т. 25, [М.], 1934, с. 481; Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, М., 1953; Ленин В. И., Фридрих Энгельс, Соч., 4 изд., т. 2; Воспоминания о Владимире Ильиче Ленине, ч. 1–2, М., 1956–57; Цицерон Марк Туллий, Лелий, или диалог о дружбе, Киев, 1904; Аристотель, Этика, [пер. с греч.], кн. 8–9, СПБ, 1908; Утченко C. Л., Идейно-политическая борьба в Риме накануне падения Республики, М., 1952, с. 184–211; Блатин А. Я., О дружбе и товариществе, М., 1955; Шишкин А. Ф., Основы марксистской этики, М., 1962, с. 340–48; его же, Из истории этических учений, М., 1959, с. 73–75, 86, 160–61; Штаерман?. ?., Мораль и религия угнетенных классов Римской империи, М., 1961, с. 87–92; Dugast., L´amiti? antique d´apr?s les moeurs populaires et les th?ories des philosophes, P., 1894; G1eiсhen-Rиsswurm ?., Freundschaft, Stuttg., 1912; Оddone ?., L´amicizia, Milano, 1936; Philippe P., Le r?le de l´amiti? dans la vie chr?tienne selon St. Thomas d´Aquin, Rome, 1938. Л. Архангельский. Свердловск.

Кроме любви и исполнения своих желаний, многие мечтают о том, чтобы рядом с ними всегда находились те, кто их поймет, поддержит, защитит, протянет руку помощи, выслушает и ничего не потребует взамен и речь идет не о родителях, или о любимых людях, а о друзьях. Но настоящие друзья – это подарок судьбы. Так и как не ошибиться, чтобы друг не оказался вдруг не тем человеком.

Что такое настоящая дружба

Дружба чем-то напоминает любовь. Она столь непредсказуема, желанна и по-настоящему бесценна, потому что столь же редка. Действительно встретить настоящих друзей, не менее сложно, чем того, кто сделает счастливой. Ведь дружеские отношения включают в себя не просто общение, а и поддержку в самых трудных ситуациях, полное принятие друга - таким, какой он есть. В отличие от любовных отношений, в дружеских отношениях никто никого не пытается переделать под себя. Люди общаются, потому что вместе им хорошо.

Друзьями становятся, только когда оба испытывают в обществе друг друга комфорт. И эти отношения не переживают таких периодов как сумасшедшая страсть, спокойная любовь и разочарование. Да и не ждут они друг от друга чего-то сверхъестественного и ссорятся гораздо реже, чем влюбленные, между которыми пылают чувства. Люди дружат с теми, кто им нравится как человек, с тем, кто не вызывает у них неприятие, не требует слишком многого и не обижается по любому поводу.

Дружба – это близкие взаимоотношения между людьми, не обремененные беспочвенными ожиданиями и надеждами. В ней люди не растворяются и не теряют себя, как бывает иногда в любви. Наоборот, дружба им помогает чувствовать себя более защищенными, более уверенными в себе . Потому что осознание, что тебе придут на помощь, вселяет уверенность в своих силах. Человеку больше не так страшно, как тогда, когда он один. Ему есть на кого положиться, у кого спросить совета. Он знает, что настоящий друг не придаст и не поставит свои цели выше его.

Как говорят великие «Мы не столько нуждаемся в друзьях, сколько в осознании того, что они придут к нам на помощь, когда нам это будет нужно».

Когда говорят о дружбе, конечно, стоит упомянуть и о главной её составляющей - доверии. Именно оно определяет - считают ли люди кого-то другом или нет. Когда они не могут доверять человеку, они никогда не назовут его другом, не подпустят близко. Даже того, с кем дружили долгие годы, после предательства они вычеркнут из своей жизни. Потому что дружба – это безоговорочное доверие между людьми.


Люди получают от тех, кому доверяют, самое сокровенное - понимание, которого им так часто не хватает. Они знают, что друг их не осудит, поймет, успокоит, выслушает, не станет насмехаться, критиковать, унижать. Он всегда будет на его стороне, даже если все ополчаться против него. Когда люди не уверены, что получат это от человека, который хочет с ними общаться более близко, они не назовут его другом. Без доверия и уверенности в нем о дружбе не может быть и речи.


Фото: что такое настоящая дружба


Она бывает разной. Умеют дружить дети, которые гораздо легче называют других детей своими друзьями, просто поиграв в песочнице или, познакомившись в детском саду. Знакомятся дети и в школе, но вырастая, они общаются уже не со всеми детьми, а только с теми, с кем им интересно и кто понимает их. После школы мальчики ещё могут сохранить свою дружбу, если после армии они возвращаются к себе домой, где и остаются жить. Как впрочем, и девочки, но чаще молодые люди поступают учиться и уже там встречают новых друзей. С возрастом друзей становится все меньше и у взрослых их остается совсем немного, потому что поддерживать близкие отношения с другими людьми очень сложно, когда столько обязанностей, да и встретить человека, которому можно было бы доверять и верить как себе совсем нелегко. К тому же, чтобы сохранить дружбу, люди должны быть готовы уделять внимание не только себе, своей семье, родителям, но и друзьям, что сделать довольно сложно.

Мужчинам дружить гораздо легче, их объединяет масса интересов, на них не лежит столько обязанностей по поддержанию домашнего уюта и воспитанию детей. Женщинам же оторвать от себя лишнюю минутку, чтобы просто поговорить с подругами, совсем непросто, особенно если муж слишком ревнив или тиран. Именно поэтому мужская дружба встречается гораздо чаще, чем женская, а не, потому что женской дружбы не бывает.

Признаки и качества дружбы

Прежде чем назвать кого-то другом или самому им стать, необходимо понимать, какие же качества нужны, чтобы люди были друзьями, какие признаки свидетельствуют, что этот человека действительно настоящий друг, к которому вы всегда можете обратиться за помощью и с гарантией получите эту помощь.

  • Дружбы не бывает без взаимного интереса, симпатии, желания помогать, заботиться, общих увлечений.
  • Она увядает без общения, встреч, обсуждения личных проблем, готовности тратить свое время на другого человека.
  • Её обязательными признаками является понимание и желание разобраться с тем, что беспокоит человека в любой момент времени, готовность прийти на помощь, как бы это ни было тяжело или неудобно.
  • Но и без уважения личной жизни друга не обойтись, пусть и он или она всегда готовы бросить все и прийти по первому зову. Очень скоро подобное эгоистичное отношение заставит их открыть глаза на то, что их используют в собственных целях, не давая построить свою жизнь так, как им хочется. Настоящая дружба держится на том, что люди заботятся о другом так же, как о себе, порой даже больше. Но при этом тот, ради которого готовы пойти на жертву, делает все, чтобы его друзья из-за этого не страдали.
  • Подобные качества и признаки дружбы наглядно свидетельствуют о том, что друзьями не всегда становятся близкие люди. Не все могут назвать своими друзьями родственников, родных братьев или сестер, родителей. Чтобы человек назвал кого-то своим другом, он должен быть в нем уверен как в самом себе. И не требовать от него невозможного.
  • Нельзя назвать дружбой общение с коллегами и знакомыми, пусть оно и довольно тесное, если между людьми нет искренней симпатии, заинтересованности и желания помочь. Даже среди тех, кто объединен общими интересами, например: члены какого-то клуба или спортивные фанаты, часто нет друзей, потому что между ними нет доверия, преданности другому ни как члену его группы, а как к человеку. И если завтра их интересы изменятся, они останутся всего лишь знакомыми, когда-то увлекавшимися чем-то одним.
  • Друзья же могут иметь свои интересы, но при этом они никогда не влияют на их общение и отношение друг к другу.
  • Отношение с коллегами основано на том, что люди находятся долгое время вместе. Их объединяет работа, коллектив, взаимный интерес, что никак нельзя назвать дружбой. Тоже самое можно сказать о партнерах в бизнесе, членах бизнес-групп, руководителей в одной компании. Все это отношения, вынужденные и основанные на личном интересе каждого. В них нет доверия, взаимовыручки, если ситуация никак не затрагивает их интересы.
  • В настоящей дружбе взаимовыручка никак не связана с выгодой. Если одному плохо, то и все другие протянут руку помощи или предложат её, пусть их об этом и не просили. Другу друг никогда не откажет.
  • Бывают ситуации, когда друг попадает в беду, и тогда ему пытаются помочь с помощью горькой правды, либо отказывая в помощи, но нередко на этом дружба заканчивается, так как тот, кто оказался в сложной жизненной ситуации, считает такое поведение человека, которому он доверял, предательством. А тот, кто таким образом хочет помочь, не понимает, почему его друг вместо того чтобы довериться ему и принять его руку помощи, тянет его за собой вниз.
  • Без доверия дружба исчезает, как впрочем, и без симпатии, желания понять и почувствовать внутренний мир другого. Её убивает и невозможность поддерживать отношения и общение из-за переезда в другой город, страну, появление новой компании для общения, замужество, изменение интересов, которые объединяли, отсутствие свободного времени.
  • Но дружба нам необходима, поэтому её важно беречь и ценить. Ведь она дает почувствовать, что мы бесценны и кому-то нужны.

Фото: что такое настоящая дружба

Друзья не предъявляют много требований и часто вообще ничего не ждут в ответ, зная, что получат точно такую же поддержку. Без них, что не говори и как себя не убеждай, трудно прожить. Можно, но все же кто же откажется от тех, кто всегда готов прийти на помощь? Поэтому нет ничего удивительного что дружба – это то, что делает нас счастливыми и вселяет в нас надежду, когда тяжело, а отчаяние грозит поглотить без остатка.

Дружба — важнейшее чувство в жизни любого человека. Наравне с любовью, тема дружбы присутствует во всех произведениях. Мы предлагаем ознакомиться с тремя вариантами сочинений, написанных по отрывкам из текстов к ОГЭ.

Первый вариант сочинения (по тексту В.А. Осеевой-Шмелевой «В это утро Динка проснулась с тревогой на душе…»)

Определение понятия

Дружба – одно из сильнейших чувств, которое знакомо человечеству. По силе воздействия оно сравнимо лишь с любовью или страстью. Во Всемирной истории известно немало фактов, когда дружба помогала в самых невероятных ситуациях. До сих пор философы спорят, что важнее для человека – настоящая дружба или величайшая любовь? И то, и другое одинаково необходимо, однако бывают случаи, когда встает выбор между двумя этими категориями.

Так в тексте Валентины Александровны Осеевой-Хмелевой представлена ситуация, когда девушка выбирает между дружбой и любовью. Привычная детская жизнь, когда Андрей катал ее на велосипеде, когда они исследовали ржаные поля и лесные поляны, перестала удовлетворять потребностям жизни новой, взрослой. Теперь в ней появилась любовь. Динка сама не понимала, насколько тяжело будет принимать такое решение. Да и Лёнька не хотел доставлять неприятности товарищам. Все дело в том, что их детская дружба, которая длилась несколько лет, нуждалась в преображении, в изменении самой формы. Возможно, от этого она станет только крепче. Ведь настоящую дружбу трудно уничтожить.

Аргумент из личного опыта

В нашей жизни часто дружбу бездумно меняют на что-то другое. Друзья детства, пережив множество радости и бед месте, часто перестают общаться из-за того, что заводят семьи или слишком увлекаются собственной карьерой. Я думаю, что всеми силами нужно пытаться сохранить отношения, ведь друзья детства – это те люди, которые порой знают нас гораздо лучше родителей, а, может быть, и нас самих.

Заключение

Дружба – важнейшая часть бытия. Потеряв друга, мы словно теряем часть себя. На мой взгляд, размениваться по-настоящему крепкими отношениями нельзя. Важно поддерживать их на протяжении всей жизни, чтобы в случае необходимости кто-то смог протянуть руку поддержки.

Второй вариант сочинения (по тексту Н. Татаринцева «Все началось на перемене перед шестым уроком…»)

Определение понятия

Я думаю, настоящая дружба – когда человек приходит тебе на помощь в нужной ситуации, не спрашивая, надо тебе это или нет. Только тот, кто действительно переживает, способен распознать в любых твоих поступках разумное зерно и поддержать в сложной ситуации, пойдя против всех. Такие друзья остаются рядом на всю жизнь.

Аргумент из прочитанного текста

Например, в тексте Н. Татаринцева Игорь Елисеев понял причину поступков одноклассника Пети Васильева, который отказался поддержать классный коллектив и сбежать с урока химии. На первый взгляд кажется, что Петя не прав, что он намеренно отгораживается от коллектива, чтобы выслужиться перед учительницей. Одноклассники обвиняли его в желании лучшей оценки, в предательстве. Но Игорь, который сел рядом с Васильевым, объяснил, что мальчик ведет себя так, потому что заботится о здоровье своей матери. У нее случился инфаркт, и проблемы в школе могли угрожать ее жизни. Благодаря Игорю, класс, хоть и нехотя, но понял Петю. А он понял, что у него есть настоящий друг.

Аргумент из личного опыта

Думаю, не каждому дано встретить в жизни такого человека, как Игорь. Дело в том, что в наше время каждый больше думает о себе. Поэтому нужно с самого детства присматриваться к людям, которые нас окружают, стараться понять их, узнать поближе. Возможно, среди них есть тот, кто разделит все наши радости и беды.

Заключение

Дружба – одна из важнейших категорий человеческих взаимоотношений. Ее не нужно искать. Друг найдет тебя сам. Это может быть одноклассник или мальчишка из соседнего подъезда. Но найдя такого человека, его нужно беречь, как зеницу ока.

Третий вариант сочинения (на примере текста Л.Е. Улицкой «Илья и Саня вместе учились с первого класса…»)

Определение понятия

Дружба – самое таинственное и ценное, что зарождается в детской душе, еще не познавшей силы любви между мужчиной и женщиной. Она объединяет общностью интересов, возможностью рассказать самые сокровенные тайны, желанием поддержать в сложной ситуации.

Аргумент из прочитанного текста

В тексте Л. Е. Улицкой представлена история зарождения именно такой дружбы, которая незримыми нитями соединила троих ребят, до этого не знающих друг о друге ничего. Общее дело по спасению котенка и издевательства одноклассников сблизили их юные сердца и навсегда сделали неразлучными друзьями. Теперь они уже не просто высокий худощавый, плохо одетый подросток, чересчур примерный мальчик-пианист и рыжий очкарик. У них есть сила, которая в любой ситуации поможет преодолеть неприятности каждого по-отдельности и всех вместе.

Аргумент из личного опыта

Как известно, самая крепкая дружба – дружба, зародившаяся в детстве. Она практически не подвержена предательствам и проходит через всю жизнь. Еще во времена А.С. Пушкина лицейские друзья становились самыми близкими людьми, с которыми можно было обсудить все свои положительные и отрицательные качества и получить совет, который могут дать только настоящие друзья.

Заключение

Дружба, возникшая в детстве, — уникальное сближение людей, которое пронизывает всю жизнь. Если удастся сохранить эти чувства, то их ничто не способно будет уничтожить.

Дать определение слову дружба люди пытаются с давних пор. Во имя дружбы совершались подвиги и бескорыстные поступки, ради дружбы сражались и погибали. Но охарактеризовать это слово в несколько предложений практически невозможно, ведь каждый человек вкладывает в его значение что-то свое.

Дружба – это, прежде всего, схожесть взглядов и мыслей, чувств и потребностей двух людей. Мы вкладываем в это слово верность и стремление всегда прийти на выручку, сопереживание и радость за счастье близкого, как за самого себя.

Друг должен быть искренним в своих чувствах, здесь нет места лести и лицемерию. Даже когда правда может больно задеть, только друг найдет в себе силы сказать ее в лицо, ничего не тая.

Между друзьями нет места зависти и соперничеству. Только настоящий друг будет радоваться за другого также, как за самого себя.

Но дружба – это хрупкая хрустальная чаша. Ее нужно беречь от неосторожных обидных слов, от вспышек раздражения и гнева. Конечно, настоящую дружбу не разбить простой ссорой или размолвкой, но и утраивать испытания на крепость тоже не нужно. Ведь иметь настоящего друга – это удивительный дар. Это чудо, знать, что ты на свете не один и есть то, кто всегда подставит свое плечо и встанет рядом, не отвернется перед лицом беды или трудностей.

Нужно ли пытаться быть лучше ради друга, ведь верный друг примет нас такими, какие мы есть? Разумеется, нужно. Все-таки дружба основывается на взаимопомощи и взаимной отдаче. Если одна сторона только отдает, а другая только принимает, ничего не внося взамен, то такие отношения очень далеки от настоящей дружбы. Ради друга обязательно нужно становиться лучше, добрее и внимательнее. Друг – это зеркало нас самих. Не стоит ждать верности и преданности от друга, если сами мы не можем похвастаться такими чертами.

Настоящая дружба – это великая ценность в жизни, и счастлив тот, у кого есть друг.

2 вариант

Дружба – это слово занимает одно из первых мест в жизни каждого человека. В нашей жизни происходят разные события и складываются разные ситуации, не всегда счастливые. Именно в моменты, когда тебе плохо и нужна поддержка, мы узнаём людей, которые находятся рядом и называют себя лучшими друзьями. Но для разных людей понятие дружбы разное.

Однако современном мире искренняя и чистая дружба встречается не так часто, а вернее сказать крайне редко. Для многих большее значение имеет корысть и приобретение выгоды от дружбы с конкретным человеком. Такие люди постоянно притворяются твоим другом, а после того, как получат от тебя всё то, что хотели, практически сразу исчезают из круга друзей, а иногда становятся врагами. Для того, чтобы таких ситуаций в жизни не случалось, необходимо тщательно выбирать себе друзей.

Настоящая дружба выдержит все испытания, ей не страшны года. Наоборот, со временем дружба становится крепче, а верные, надёжные друзья ближе друг к другу. Даже, если произошла ссора или раздор, настоящие друзья всегда найдут выход из сложившейся ситуации и помирятся, не смотря ни на что.

Дружба – крепкая, искренняя, настоящая – это одно из самых необыкновенных и добрых чувств на земле, которое может испытывать человек. Если у тебя есть друзья, значит ты счастливый человек. Между людьми, которые связаны дружбой, имеются незримые нити, которые не объяснить словами. Необходимо ценить друзей, как самое дорогое сокровище на свете, надо уважать чувства друзей, ведь не каждому дано испытать чувство дружбы. Слова из Библии: «Верный друг – крепкая защита; кто нашёл его, нашёл сокровище».

Сочинение рассуждение Дружба

Иоанн Златоуст: «Лучше во тьме пребывать, чем без друга».

Я считаю, что у человека в жизни всегда был хотя бы один настоящий друг. Да, жизни расходятся и не всегда есть возможность быть рядом друг с другом и поддерживать, но в сердце этот человек всегда с тобой. И даже, если вы не общаетесь очень долго, в связи с определенными обстоятельствами, невольно задаешься вопросом: «А что бы мне посоветовал мой друг, как бы он поступил?» Почему же так происходит? Мне кажется, потому что ему можно доверить очень многое, все самое сокровенное, даже свою жизнь. Друг становится частью тебя, и без него ты уже не чувствуешь себя таким, какой есть сейчас.

Дружба – это богатство, которым хотят владеть очень многие. Она дает тебе понять, что ты не один, что ты не останешься со своей бедой в одиночестве, а радости делить с кем-то – это ещё большее счастье.

Если дружба настоящая, она никогда не уйдет. Она будет идти вместе с вами на протяжении многих лет и всё будет также, как было и 10, и 20 лет назад. Ваш друг будет рад с вами общаться, поддерживать, советовать и переживать за вас, даже если вы далеко друг от друга.

Цитата Иоанна Златоуста, которая приведена в начале, полностью отвечает на вопрос: «Почему дружба важна и нужна?» Ведь ради друга можно пожертвовать всем. Без друга невозможно жить, ведь этот человек – отражение тебя самого. Ты знаешь о нем всё, а он о тебе – это доверие, которое тяжело завоевать.

Также, стоит отметить, что нельзя рассматривать дружеские отношения только в этих рамках. Конечно, там есть и любовь, но любовь к самому человеку на духовном уровне; уважение, то есть некое равенство и признание друг друга. Не бывает идеальной дружбы, всегда будут разногласия, без них нельзя построить хороших отношений. Поэтому она проверяется годами, и если проверка пройдена, то вы – счастливый человек.

Что такое Дружба рассуждение 9 класс

В определённые моменты жизненного пути многие задумываются о дружеском участии, спасающем от одиночества. Наше подсознание настроено на желание заводить дружбу с весёлыми людьми, способными творить добро, стремящимися прийти на помощь в любую минуту. Тот человек, который способен оказать настоящую помощь, и есть истинный друг.

Нас окружает множество людей, но истинных друзей очень мало. И так, главное качество друга – быть честным, отзывчивым, участливым, готовым оказать посильную помощь в любой момент. Истинный товарищ отдаст последнее, не жалея об этом в последствии.

Дружба – это ощущение одаривать душевным теплом и оказывать поддержку.

Умение найти другу нужные слова. Помочь в трудную минуту. И подыскать вместе выход.

Если есть друг, то нужно сохранять с ним отношения на всю жизнь. Много различных пословиц про дружбу. Например: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей!», «Дружба познаётся в беде!». Мы ценим в друге положительные качества характера, стараемся и сами помогать. Дружба не бывает односторонней. Стараться доверять друг другу и не скупиться на любую помощь.

Друзей легче завести в молодом возрасте, а позже всё труднее. Нужно ценить, оберегать дружеские отношения, личные секреты, не предавать дружеские отношения. Не все разговоры друзей только о «приятном» в жизни, именно настоящий друг раскрывает вам правду на определённые обстоятельства, не льстить, признаться, если вы поступили плохо. Может простить, если друг сделал неверный шаг, оступился! Во время остановит и повернёт в другую сторону.

Многие считают, что между мужчиной и женщиной не может быть дружеских отношений. Но, на самом деле это возможно и зависит от моральных качеств обоих полов и целей в жизни. В произведении «Динка» В. Осеевой, главная героиня Динка признаётся «Хохолку», что испытывает больше, чем дружеские чувства к другому парню. Она совершила настоящий поступок, как самый лучший друг. Её дружеский поступок достоин похвалы. Хоть и услышав эти слова, друг испытал боль.

Я хочу, чтобы все дружили друг с другом. И были дружеские отношения между странами и государствами. Тогда будет мир. А мирные отношения - это сохранение природных богатств, семей и занятие мирными делами и развитием современных технологий.

Вариант 5

О дружбе сказано очень много. Писатели и поэты, художники и композиторы восхваляют в своих произведениях верных друзей и настоящую крепкую дружбу.

Что же обозначает слово "дружба"? В толковом словаре написано, что дружба - это такие отношения, которые основаны на взаимном доверии, на общих интересах и на привязанности друг к другу. Но не всегда дружба является одинаковой. Все зависит от человека. Знаменитый философ Аристотель выделяет несколько типов дружбы. Первый тип основывается на взаимовыгоде, второй - это отношения начальника и подчинённых, третий тип является самым бескорыстным - это отношения, основанные на общности интересов.

Мне бы хотелось, чтобы у меня и моих друзей был третий тип дружбы. Ведь это так прекрасно, когда твои друзья понимают тебя с полуслова. Люди, которые имеют много общего и готовы пожертвовать своими интересами ради другого, являются настоящими друзьями.

Я думаю, что у настоящего друга должны быть следующие качества: честность, доброта, готовность помочь другому, бескорыстность. Часто бывает так, что один из друзей готов ради другого на всё. Второй же друг просто пользуется его добротой. Такие "дружеские" отношения не могут длиться вечно. Настанет момент, когда человеку, который всегда идёт на уступки, надоест жертвовать всем ради друга, не получая ничего взамен.

Кто-то скажет, что лучшей поддержки, чем от семьи ждать ни от кого не стоит. Это действительно так. Но, к сожалению, в современном мире родственники не всегда живут рядом. Чаще всего самые родные люди находятся в далёком городе или даже в другой стране в тот самый момент, когда вам необходима поддержка или помощь. Как правило, друзьями являются коллеги по работе или соседи, которые живут где-то рядом и всегда смогут прийти на помощь.

Сохранить дружбу не так и легко. Если хочешь, чтобы к тебе хорошо относились друзья, плати им тем же. Не напрасно говорят, что добро и зло возвращаются бумерангом. Поэтому, прежде чем отправить в мир негатив, подумай о том, что затем вернётся к тебе.

Дружить бывает нелегко, но без дружбы жить ещё сложнее. Дружба приносит в жизнь человека самые счастливые моменты, которые помогают ему в трудных жизненных ситуациях.

Образец 6

Понятие дружба многогранно. Она следует по жизненному пути с каждым человеком. Она занимает значимое место. Во имя дружбы во испокон веков совершались бескорыстные и самоотверженные поступки. Она заставляла людей ради дорогих людей бросаться под пули или даже погибать. Поэтому объяснить, что же такое дружба невозможно, так как у каждого человека своё понимание.

Дружба это то, что объединяет людей. Параллельными линиями мы проводим верность и взаимопонимание. К примеру с рождения мама является нашим верным другом, который никогда не предаст и не обидит. Такой друг готов положить свою жизнь для благополучия своего ребенка на всем жизненном пути. Чуть старше в подростковом возрасте мы находим людей с такими же мыслями и потребностями. Это заставляет нас проникнуться душой к этому человеку и появляется желание прийти на выручку в любой момент. Постепенно становясь старше многие друзья остаются с нами на весь период жизни. Нередко такая искренняя и крепкая дружба вызывает бурю эмоций, которые заставляют сопереживать и радоваться за такого близкого и родного человека.

В таком понятии как дружба не должно быть лицемерия и лжи. Умение дружить доступно не каждому, так как есть индивидуумы, которые привыкли идти по жизненному пути одни или наживаться в материальном смысле на тех, кто их окружает. Жажда наживы или корысти очень портят такие отношения. Последнее время молодое поколение понимает слово дружба, как интересное время провождение без всяких обязательств. Поэтому лишь настоящий друг будет радоваться победам и достигнутым успехам своего родного человека. Такие чувства проверяются не только временем, но и поступками. В дружбе нет распределения на бедных и богатых, нет статусного составляющего. Неизвестно что нас ждет завтра, поэтому необходимо относиться ко всем так же как и к себе самому. Поэтому дружба в современном мире так важна. Только своему другу мы модем доверить тайны или проблемы, которые посидев и вместе порешав, можно исправить. Тот человек который имеет друзей поистине счастлив.

  • Сочинение Проблема раскаяния + аргументы из литературы (ЕГЭ)

    Раскаяние - это невероятно важная способность человеческой души. Если человек не способен раскаяться в своих дурных поступках, совершенных намеренно, это означает, что, скорее всего, он душевно обделен

  • Сочинение Пенкин в романе Обломов Гончаров (Образ и характеристика)

    К числу второстепенным персонажей произведения относится образ господина Пенкин, представленный писателем в романе в виде модного литератора, публикующего свои материалы в популярных газетах и журналах.

  • Характеристика и образ Вулича в романе Герой нашего времени Лермонтова сочинение

    Вулич – поручик, герой последней главы произведения. Читатель видит его как человека необычного и довольно таинственного.



  • Публикации по теме