Генограмма, как метод анализа, коррекции и профилактики семейных отношений. Руководство: Как составить генограмму семьи

«Понятия о семейных отношениях, функционально-ролевой структуре семьи, психологическом здоровье семьи, родительских позициях, семейной диагностике, семейной психотерапии прочно вошли в повседневный язык психологии. Семья выступает в разных «ликах» в зависимости от масштаба рассмотрения. С одной стороны, различим образ конкретной, реально существующей семьи, состоящей из разных, «живых» людей с их иллюзиями, надеждами, особенностями характера. С другой - семья рассматривается и как малая социальная группа, и как структурная единица современного общества» .

Рассматривая семью в масштабах психологии, можно увидеть, что представители различных подходов, направлений и школ по-разному подходят к вопросу изучения семьи, в том числе работы с семьёй.

Для наглядности, кратко изложим концепции двух подходов:
психоанализа и системной семейной терапии.

Начнем изложение с точки зрения психоаналитического подхода .

В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями, анализируемые под углом зрения доэдипальных стадий развития и эдипова комплекса, а также проявления амбивалентных чувств и переживаний, возникающих у ребенка при его общении с сестрами и братьями.
З. Фрейд (1856-1939) уделял значительное внимание раскрытию существа эдипова комплекса, последствий проявления нежных и враждебных чувств ребенка в семье по отношению к его родителям, семейного романа невротиков, формирования Сверх-Я .

В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу со всей семьёй.

Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она - объект психотерапевтического воздействия .
Классическая системная психотерапия сфокусирована на информационно-коммуникативном функционировании социальных групп, семьи прежде всего. Элементы системы связаны друг с другом через взаимодействие всякого рода, и любое взаимодействие несет информацию системе как об отдельных элементах, так и обо всей системе в целом .

Различия во взглядах и методах психологической работы с семьёй подразумевают использование инструментария, характерного определённому подходу, однако возможен интегративный стиль работы. Психоаналитики, системные семейные терапевты, гештальт-терапевты и представители других подходов могут придерживаться в собственной практике инструментария, как относящегося к культивируемому ими подходу, так и заимствовать из других школ, направлений и подходов. Инструментом, который может быть использован в работе с семьёй представителями различных психологических подходов, является генограмма.

«Генограммы показывают семейную информацию графически» .

Методика позволяет посредством построения схемы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на актуальные поведенческие паттерны. Генограмма даёт возможность получить целостную картину жизни семьи, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе .

Стоит добавить, что при работе с генограммой характерна фокусировка. То есть, какие именно возможности генограммы использовать в работе с клиентом и на чем акцентировать фокус внимания в работе - остается на усмотрение специалиста. Для одних специалистов генограмма может остаться на уровне компактного изображения людей в виде символов, а для других специалистов стать активно работающим инструментом в психологической практике. Далее будут предложены два варианта использования генограммы при работе с семьёй.

1). Первый вариант, ориентированный на сбор информации , является наиболее распространенным и чаще всего используется в системном подходе, когда необходимо записать информацию о семье и, задав определённые вопросы, выстроить гипотезу. В нашем случае генограмму предлагается использовать в любом подходе, соответственно, какие вопросы задавать для того, чтобы выстраивать гипотезы, остается на усмотрение специалистов.

Генограмма состоит из символов, рассмотрим основные обозначения :

Обозначение эмоциональных отношений между членами семьи


Структурные особенности метода «Генограмма»


Дополнительные характеристики семьи (по детям)


  • Любая значимая информация о членах семьи (семье в целом) зарисовывается и/или записывается на генограмме в месте, выбранном самим специалистом в соответствии с конкретными обстоятельствами. То есть, специалист самостоятельно принимает решение о том, куда заносить сведения о здоровье, симптоме, работе, образовании, социальном статусе, титулах, достижениях и т. д.

Описанный вариант работы, ориентированный на сбор информации о семье с дальнейшим построением гипотез, является наиболее распространенным в работе специалистов, взаимодействующих с семьями. Для реализации генограммы на практике в представленном варианте специалисту необходимо освоить основные символы, обозначения, структурные особенности генограммы и интегрировать данные знания с основным подходом, которого придерживается специалист в собственной работе.

Интеграция генограммы с применяемым в практической деятельности подходом позволит ставить необходимые вопросы, осуществлять высокотехнологичное интервью по сбору информации и выстраивать гипотезы по работе со случаем.

2). Второй вариант использования семейной генограммы может применяться для диагностики, где посредством коммуникации специалиста и клиента расширяются сведения о семейной системе.

Предлагаемый вариант способствует проведению семейной терапии, когда клиент посещает психолога в одиночку. Согласно теории семейных систем М. Боуэна:

семейная психотерапия является семейной не потому, что на терапевтической сессии присутствует несколько человек, а потому, что терапевт определённым образом формулирует проблему .

Рассмотрим данный вариант работы поэтапно:

  • 1 шаг.
    Специалист предлагает клиенту самому составить «семейное дерево». Рекомендуется называть клиенту предстоящую работу («семейное дерево», «карта семьи», «родословная») и минимизировать использование профессиональных терминов («генограмма», «геносоциограмма», «фокусированная генограмма»)..
  • 2 шаг.
    Специалист инструктирует, что нужно будет рисовать свою семью и родственные связи в виде символов.
  • 3 шаг.
    Специалист знакомит клиента с основной символикой. Предлагаемой символики достаточно для начала работы по составлению «семейного дерева» (генограммы).

  • 4 шаг.
    Составление генограммы. Когда клиент начинает составлять генограмму, задачей специалиста является наблюдение за процессом и сопровождение, так как клиент по ходу работы может задавать вопросы
    (например: Можно ли изобразить отца, если родители развелись?
    Изображать ли дедушку, если он умер?
    ).

Подход клиента к составлению генограммы и некоторые зарисовки позволяют выстраивать гипотезы для дальнейшей работы. Рассмотрим на примерах генограмм, включающих два поколения.

1. Чем больше символ (фигура), обозначающий члена семьи, тем большую значимость этот член семьи имеет для клиента. И наоборот, чем меньше символ, обозначающий члена семьи, тем меньшую значимость он имеет для клиента (Рис. 1).

2. Если кто-либо из членов семьи не попал на генограмму, это может свидетельствовать о конфликтных, негативно окрашенных отношениях либо об отсутствии контакта с данными членами семьи (Рис. 2).

3. Вертикальное расположение членов семьи на одной горизонтали подчеркивает иерархические особенности. Тот член семьи, который занимает доминирующее положение, может быть зарисован выше других (Рис. 3).

Размер символов, исключение кого-либо из семьи, вертикальные особенности - это лишь часть параметров, которые могут дать сведения об отношении клиента к семейным процессам и видении семейной системы. На сегодняшний день специалисты активно включают семейную генограмму в работу, используя её как проективную методику, позволяющую осуществить диагностику.

Первый вариант применения семейной генограммы, ориентированный на сбор информации, когда специалист осуществляет сбор необходимых для работы сведений,
и второй вариант, когда семейная генограмма используется как проективная методика - оба служат практическим инструментом при проведении психологического консультирования, так как и тот и другой варианты способствуют организации процесса коммуникации между клиентом и специалистом.

Список использованной литературы:

  1. Варга, А. Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс / А. Я. Варга, Т. С. Драбкина. - СПб.: Речь, 2001. - 144 с.
  2. Варга, А. Я. Введение в системную семейную психотерапию. (2-е изд. стереотипное) / А. Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.
  3. Лейбин, В. М. Краткий психоаналитический словарь-справочник / В. М. Лейбин. - М.: Когито-Центр, 2015. - 192 с.
  4. Олифирович, Н. И. Терапия семейных систем / Н. И. Олифирович, Т. Ф. Велента, Т. А. Зинкевич-Куземкина. - СПб.: Речь, 2012. - 570 с.
  5. Теория семейных систем Мюррея Боуэна: Основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варги. - М.: Когито-Центр, 2012. - 496 с.
  6. Черников, А. В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А. В. Черников. - М.: Независимая фирма «Класс», 2012. - 208 с.
  7. Шнейдер, Л. Б. Семья: оглядываясь вперед / Л. Б. Шнейдер. - СПб.: Питер, 2013. - 368 с.

Экология сознания. Психология: Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Семейная история, генограмма и вы: 7 скрытых влияний. Вы знаете мою любовь к истории в целом и составлению родословной в частности. Продолжаю шокировать родственников и после составления родословной – расширяя ее до генограммы. Это полезный инструмент, который может дать много информации о вас самих и ваших поступках. Что такое генограмма и как ее составить?

Прежде всего, я хочу обратить ваше внимание на то, что построение генограммы – это дополнительный метод со слабой доказательной базой. Его результаты варьируются и весьма неточны. И этот метод имеет в первую очередь ценность как проецирование опыта семьи на свой опыт.

Человек очень пластичен и ваше самочувствие и здоровье в первую очередь зависят от вас самих, а не от далеких предков. Списывать на них все свои проблемы – неправильно. Да, семейная история работает не только в негативную, но и в позитивную сторону. Ок? А теперь к делу!

Построение генограммы – метод, который часто применяется в области семейной терапии. Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности – допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин – «патриархов».

Хороший материал для изучения и введения в генограмму – семейные традиции. Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной... Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру...

Генограмма - это графическое изображение взаимотношений семьи, затрагивающее несколько поколений , обычно 3-4 поколения. Цель ее - показать внутрисемейные отношения и образцы поведения передаваемые между поколений, а также значимые и скрываемые фигуры и события, такие как насильственные смерти, аборты, самоубийства, болезни, профессиональные успехи и неудачи, а также внутрисемейные диады и треугольники.

Генограмма позволяет психотерапевту взгнянуть на семейную историю как на систему передачи образцов поведения в системе семьи на современные поведенчиские образцы. Найти те "склеты в шкафах" или артефакты, поведение и взаимоотношение которых бессознательно влияет на поведение и взаимоотношения клиента.

Семейная история дает возможность узнать определенные стереотипы поведения и закономерности взаимодействия, которые повторяются из поколения в поколение. Изучение этого параметра было начато М. Боуэном , которому удалось показать, что от поколения к поколению в семейной истории происходит накопление дисфункциональных паттернов и это приводит к патологии членов семьи.

Семейную историю можно отразить с помощью генограммы. Существуют определенные закономерности, которые можно увидеть с помощью генограммы, например, по генограмме можно сделать предположение о выборе брачного партнера. Часто молодые люди ищут такие отношения, которые они пытались построить с родителем противоположного пола, но не смогли.

Занимаясь построением генограммы, можно раскрыть семейные тайны и обнаружить одного или нескольких родственников, о которых в семье долгое время никто не упоминал. С генограммой согласуется положение теории М. Боуэна о «межгенерационном (межпоколенном) процессе трансмиссии».

Данные генограммы позволяют выявить скрытые причины страхов, депрессий, склонности строить отношения на основе треугольника и т.д. Дело в том, что на вас может действовать то, что вы совсем не знаете. Патогенная непроговариваемость пагубна не столько тем, что поддерживает в ребенке различного рода неосведомленности, сколько тем, что сквозь нее проходит непреодолимая тревога родителей о том, что они скрывают.

В психотерапии применяют также генограмму как проективную методику (Ф. Каслоу). В этом случае клиента просят нарисовать генограмму своей семьи (не семьи происхождения). Ф. Каслоу называет генограмму проективным инструментом для оценки семьи конкретного человека, дающим множество подсказок для определения целей и процесса психотерапии

Все мы являемся звеньями в цепи поколений, и порой нам приходится, к собственному удивлению, «оплачивать долги» прошлого наших предков. Эта своеобразная «невидимая преданность семье» подталкивает нас к неосознанному повторению приятных ситуаций или печальных событий.

Мы менее свободны, чем полагаем, но у нас есть возможность отвоевать свою свободу и избежать роковых повторений в нашей семейной истории, поняв сложные хитросплетения в собственной семье.

Метод генограммы может быть использован для анализа межпоколенческой передачи моделей определенных видов семейного поведения , в частности родительского и супружеского. Вы сможете проследить повторяющиеся события, стратегии поведения, различные тенденции в отношениях (например, продолжительность браков и др.). С помощью метода вы можете увидеть, какие факторы влияют на семейный сценарий. Давайте разберем несколько понятий из генограммы.

1. Ролевые ожидания и навязанные роли.

«Невидимая лояльность семье» заставляет многих из нас проживать жизнь, оставленную в наследство предками. В каждой семье есть традиции, пусть и негласные. В каждой семье есть ролевые ожидания. Положим, в одной семье принято всю финансовую ответственность за младших детей и родителей возлагать на старшего ребенка. В другой хоть один отпрыск должен получить медицинское образование, потому что в роду «все» были врачами.

Многие отцы или авторитарные матери удерживают при себе сыновей или дочерей, говоря: «Я столько жертвовал ради тебя, поэтому ты у меня в долгу». К сожалению, многие молодые люди включаются в эту игру и не «обособляются» от семьи (согласно выражению Мюррея Боуэна), не устанавливают дистанцию между собой и своей семьей. Они не становятся взрослыми, потому что чувствуют себя связанными обязанностями.

Ребенок либо принимает навязанную роль, либо становится изгоем в собственной семье. Взбунтоваться, пойти против предков могут не многие. На них вешают ярлык «неблагодарных» или «непутевых». Им говорят: «в нашей семье так не принято».

Часто взрослые говорят дитю: «ты так похожа на маму!», «он очень похож на дедушку Петю» или «легкомысленного дядю Сашу»… Страх, что ребенок повторит судьбу не самого популярного семейного персонажа, часто оправдывается. Вырастая, он играет навязанную роль. А иногда ребенок призван восполнить горе после смерти кого-то из домочадцев. Новорожденного нарекают именем ушедшего и делают его «заместителем».

2. Двойное принуждение.

Так называемая группа Пало Альто содержательно связана с гипотезой «двойной связи», «двойного принуждения» (double bind) - серьезным нарушением общения в семье, когда высказываются более чем противоречивые послания. Они структурируются таким образом, что на словах утверждается что-ни будь одно, а иным способом, скажем.с помощью языка тела, утверждается другое.

Таким образом, два утверждения взаимо исключаются или блокируются. Это так называемая «двойная связь» - «двойное послание с двойным принуждением». По этому, если послание является приказанием, то чтобы подчиниться, ему не следует подчиняться.

Кроме того, запрещено говорить о том, что приказание за путанно, противоречиво и «обязательно». Человек, попавший в положение «двойного принуждения», рискует, таким образом, оказаться наказанным (или почувство вать себя виноватым), когда воспринимает вещи «правильно», и прослыть в семье «злым» или «безумным» («больным по воле других») за то, что показал имеющееся несоответствие (диссо нанс) между тем, что он видит (воспринимает), и тем, что он «должен был бы» видеть или испытывать.

3. Семейный миф

В семейной системе психические функции одного члена семьи обусловливают психические функции другого ее члена; происходит постоянное взаимное регулирование , а правила функционирования семейной системы бывают как явными, так и неявными, но главным обра зом неявными.

Причем члены семьи не осознают этого. «В нашей семье так принято» - то есть основные правила существуют как бы сами по себе и считается, что они не требуют объяснения.

Семейный миф выявляется через паттерн функционирования: некоторые люди действуют в жизни согласно паттернам, которые я посчитал бы «нездоровыми» (я не знаю как иначе расценивать измену, вендетту, убийство, здоровую или нездоровую защиту «чести семьи»).

Такие ритуалы образуют совокупность, некоторую целостность, гештальт отношений, бессознательно структурированный и вовлекающий всех членов семьи. Каждый из этих ритуалов способствует «уравновешиванию семейных счетов», когда позиция или «эксплуататорская установка» может быть, а может и не быть уравновешена «установкой на щедрость».

4. Семейный секрет

Между поколениями ведется учет долгов, «семейные счета»: последующее поколение имеет долг перед предыдущим, причем отплатить его нужно трансгенерационно, по нисходящей, своим детям.

Если в поколениях накапливаются долги и несправедливости, новый член семьи уже при рождении нагружается тяжелым наследством. Р. Каес обращает внимание на роль памяти, индивидуальной и коллективной, благодаря которой существует история поколений и возможна передача между поколениями.

Таким образом, передача является историческим основанием, связывающим поколения. При этом у группы, как и у личности, есть тенденция устранять из памяти болезненные вещи, отвергать то, что может представлять угрозу для группы в целом и для связей внутри нее. Такое содержание подвергается вытеснению, отрицанию, превращению в секрет.

Секрет - это информация, которую запрещено знать, раскрывать, которую надо прятать. Если он раскроется, может нарушиться стабильность семейной системы. Но секрет передается, точнее, передается незнание, запрет на знание и знание незнания. Исследователи сравнивают передачу секрета с черной бутылкой, передаваемой из поколения в поколение, о которой надо заботиться, но нельзя ее раскрывать - там хранится опасная информация.

С. Тиссерон подробно описывает влияние секрета на психику ребенка. Все семейные секреты, какими бы прекрасными ни были намерения, их порождающие, всегда воспринимаются ребенком как насилие. Насилие, которое он не забудет никогда, которое повиснет тяжелым грузом над всей его психической жизнью и рикошетом скажется на его профессиональной, любовной и социальной жизни.

Даже если родители уверены, что дети никак не могут узнать о секрете, последние чувствуют его присутствие, поскольку секрет передается не только вербально. Он «просвечивается» через интонации его носителя, его жесты, употребление неподходящих слов и даже через окружающие объекты. Дети же, чувствуя болезненное расщепление у родителей, прилагают большие усилия, чтобы родители верили, будто они ничего не знают.

5. Синдром предков.

Синдром предков - происходящие в одном и том же роду на протяжении нескольких поколений совпадение дат значимых событий, повторение обстоятельств жизни и смерти, а также передача «по наследству» невыполненного семейного долга. Действие синдрома предков связано с «бессознательным» семьи, которое незримо присутствует в жизни любого человека, от момента зачатия до смерти.

Как оно работает? Еще находясь в «проекте», внутри мамы, ребенок уже становится объектом ожиданий со стороны своей семьи: в кого уродится ребенок, чьи надежды он оправдает своим появлением на свет и т.п. Неважно, высказываются ожидания родственников вслух или подразумеваются «по умолчанию». Важно то, что они невольно формируют «сценарий прошлого» будущей жизни ребенка. А семейная тайна всегда лишь повышает вероятность того, что потомки повторят негативный опыт или тяжелую судьбу членов семьи, живших ранее.

С амая частая форма передачи в большей степени основана на вербальном способе общения. И если с детства девочка видела как мама, бабушка (да и прабабушка тоже) жили по формуле - «кухня-муж-дети», то скорее всего, главным ее достоянием будет: сковородка Tefal, пылесос Samsung, парочка сериалов, домашние задания по математике и русскому и «вечная» надежда, что все таки сегодня «милый» ей купит цветов. И вряд ли для нее профессиональная самореализация будет приоритетной.

Чтобы распознать сигналы прямой передачи, достаточно проанализировать самые повторяемые фразы вашей мамы или бабушки. Как чаще всего называли в детстве ребенка - «ах, моя красавица!» (программирование на экстраверсивный стиль поведения), «ах, моя умница!» (закладка важности интеллектуальных особенностей), «ты наш первенец и любимчик!» (программирование на лидерскую позицию) - и т.д.

Причем очень часто оценка и ожидания родителей могут кардинально расходиться с истинными личностными особенностями ребенка. Кроме того, могло часто произносится, что-то типа «в нашей семье не принято выходить замуж раньше двадцати пяти лет» или «мы - работники умственного труда, никогда в нашей семье не будет артистов и прочих комедиантов»…

6. Трансгенерационная передача.

Она происходит через несколько (иногда сильно удаленных друг от друга) поколений и базируется на невербальном языке. Чтобы понять механизм трансгенерационной передачи, надо вникнуть в суть семейных невербальных установок. К примеру, вы можете ничего не знать о своей прабабушке, потому что ни ваша мать, ни бабушка никогда ничего о ней не говорили.

Но подсознание гораздо внимательнее вас, оно не пропускает ни одного жеста-поступка, косвенно выдающего связь между каким-либо событием и вашей родственницей. Допустим, прабабушка овдовела в 31 год, через год после рождения ребенка. Причем каким-то образом она стала причиной гибели своего мужа и больше замуж не выходила. Разумеется, подробности трагедии в семье замалчиваются. И даже ваша бабушка может быть не в курсе того, что случилось с ее отцом. Но ровно через год после рождения вашей матери она разводится со своим мужем. И больше не выходит замуж.

Ваша мать в свою очередь теряет своего мужа - вашего отца. Будет ли неожиданным тот факт, что вы до сих пор не обрели семейное счастье или имели опыт неудачных отношений? Установки предков могут быть разными. Но как бы они ни звучали, всегда вызывают у человека высокую степень доверия. Ведь мы слышим их с самого раннего детства и от самых значимых для нас людей.

Особенно это касается случаев, когда родители, а также предшествующие поколения, перенесли в своей жизни серьезную психическую травму; информация об этом будет передаваться потомкам. Если это событие было психически переработано, символизировано, вписано в индивидуальную память как опыт, получивший статус прошлого, воспоминания, потомку передается не только содержимое травматического опыта, но и способы его психической переработки и совладания с ним, что оказывает влияние на индивидуальное развитие ребенка.

7. Эффект сильного слова (самосбывающееся пророчество)

Не веря в проклятие, можно задуматься об эффекте сильного слова, сопровождающего сильную эмоцию, особенно исходящего от авторитетной фигуры - священника, родителя, учителя. Именно из-за бессознательного характера воздействия того, что говорится или предсказывается, я не доверяю астрологии, гаданию на картах, чтению линий на руке, ясновидению, так как никто не знает, реализуется ли иногда предсказанное несчастье именно из-за произнесенного сильного словца, которое в сознании людей ведет к неудаче, смерти, несчастному случаю и делает, таким образом, их возможными или прогнозируемыми, воздействуя тем самым на изменение тела - пространства - времени - будущего (это как бы приближает «автоматическое свершение предсказаний» и как бы создает стресс пророчества).

Именно это и может быть сглазом, знакомым нам по многочисленным сказкам, легендам, историям о колдунах и превратностях судьбы. Но от отрицательного предсказания может возникнуть стресс, аналогичным образом может улучшаться ситуация при благоприятном предсказании и позитивном взгляде…»

Самоисполняющееся пророчество - это предсказание, которое прямо или косвенно влияет на реальность таким образом, что в итоге неизбежно оказывается верным. Предсказание, которое выглядит истинным, но на самом деле таковым не является, может в значительной мере влиять на поведение людей (к примеру, посредством страха или вследствие чувства логического противоречия) таким образом, что их последующие действия сами приводят к исполнению предсказания.

Разные генограммы

Можно сделать генограммы, которые прослеживают передачу и определенных паттернов реагирования.

Генограмма, фокусированная на чувствах, может помочь раскрыть причины этих решений и верований. Она может использоваться для сбора значительной информации в целом о чувствах в семье, и для ее завершения может потребоваться несколько сессий. Такая генограмма может включать ответы на следующие вопросы:

    Какие чувства были преобладающими у каждого из членов Вашей семьи?

    Какое чувство, настроение было преобладающим в вашей семье в целом? Кто создавал это настроение, кто был ответственным за него?

    Какие чувства были наиболее частыми, а какие наиболее сильными?

    Выражение каких чувств в семье было под запретом? Если табуированное чувство все же проявлялось, какое следовало наказание?

    Что происходило при невысказанности чувств в семье?

    Кто в семье знал, а кто не знал о том, что чувствовали другие?

    Что случалось с Вами, когда Вы выражали запретное чувство или чувства?

    Как Вы приспособились к жизни, испытывая такие, так сказать, нежелательные эмоции?

    Пытались ли другие навязывать вам свое мнение в том, как и что Вы должны чувствовать?

    Видели ли Вы когда-либо, как кто-нибудь терял контроль над его или её чувствами? Что тогда происходило? Страдал ли кто-нибудь конкретно от этого? Как именно?

    Если в Вашей семье использовалось физическое наказание, какие чувства выражали при этом родители? А какие чувства были позволены детям?

    Испытываете ли Вы чувства, которые не можете объяснить, но которые близки к тем чувствам, которые Вы испытывали в прошлом?

Вопросы о том, какие чувства были представлены в семье, какие чувства были приемлемыми или не приемлемыми, и как различные чувства выражались, объясняют историческую основу отношений. Например, партнер тогда может начать видеть, как определенные чувства всегда блокировались. И что отношения, которые, возможно, когда-то были функциональны и полезны, могут быть уже не функциональны сегодня.

Это в равной степени касается и такого социально неодобряемого чувства, как гнев. И в этом случае родительская семья – такой же сильный фактор в развитии этой системы взглядов, как и других. Дети многому научаются о гневе и конфликте по мере того, что они видят, или не в состоянии видеть, в поведении своих родителей. И силу этого влияния трудно преувеличить.

Когда партнер полагает, что определенные чувства нельзя переживать или выражать, применение соответствующей фокусированной генограммы может помочь раскрыть причину этого.

Генограмма, фокусированная на чувстве гнева (Генограмма Гнева) как раз и иллюстрирует эти влияния (DeMaria, Weeks, & Hof, 1999).

Она дает ответы на следующие вопросы:

    Что такое, по-вашему, есть гнев?

    Когда Вы рассержены, что это означает?

    Когда Вы рассержены на своего супруга (партнера), что это означает?

    Когда супруг рассержен, что это означает?

    Когда супруг рассержен на Вас, что это означает?

    Как Вы реагируете на гнев вашего супруга?

    Как Вы реагируете на собственный гнев?

    Как Вы даете знать своему супругу, что Вы в гневе?

    Насколько долго обычно длится ваша рассерженность?

    Какие еще другие чувства ассоциируются у Вас с гневом?

    Как Ваши родители обращались с гневом, с конфликтом?

    Видели ли Вы когда-нибудь своих родителей в гневе, или конфликте по отношению друг к другу?

    Когда кто-то из членов вашей семьи (называется каждый) становились разозленными, как на это реагировали другие?

    Как вы приспособились к гневу каждого из ваших родителей?

    Когда кто-нибудь из родителей был рассержен на Вас, что Вы чувствовали, и что делали?

    Когда Вы становились рассерженным, кто выслушивал Вас, или был в состоянии выслушивать? Кто нет?

    Как члены вашей семьи реагировали, когда Вы становились сердитыми?

    Кому позволялось, а кому не позволялось сердиться в вашей семье?

    Какое у Вас есть лучшее/худшее воспоминание о гневе в вашей семье?

    Пострадал ли кто-нибудь серьезно в вашей семье в ситуации, когда кто-то другой был в гневе?

Вопросы генограммы часто показывают разницу неких образцов родительских семей обоих партнеров, и связанное с этим ощущение комфорта от интенсивности выражения эмоций.

Это Вам будет интересно:

Например, для тех, кто растет в семье, в которой конфликты проявляются через дистанцию и изоляцию, эмоциональная интенсивность может быть очень неудобной. Аналогично, те, кто растет в семьях с изменчивыми эмоциями, более вероятно, что будут также эмоционально непосредственны и изменчивы. опубликовано

Генограмма

Методика “Генограмма” используется для анализа хода семейной истории, стадий развития семьи, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих кризису семьи и обращению за психологической помощью.

Генограмма представляет собой форму семейной родословной, на которой записывается информация о членах семьи как минимум в трех поколениях. В терапевтическую практику генограмма впервые была введена Мюррэем Боуэ-ном в 1978 году (Шерман Р., Фредман Н., 1997).

Методика позволяет посредством построения диаграммы, отражающей историю расширенной семьи на протяжении трех и более поколений, показать, как образцы поведения и внутрисемейных взаимоотношений передаются из поколения в поколение; как события, подобные смертям, болезням, крупным профессиональным успехам, переездам на новое место жительства и др. влияют на современные поведенческие образцы, а также на отношения во внутрисемейных диадах и треугольниках. Генограмма дает возможность психотерапевту (исследователю) и семье получить целостную картину, рассматривая все феномены и события семейной жизни в интегральной, вертикально направленной перспективе.

Генограмма имеет много общего с традиционными подходами к сбору данных по истории семьи, но ее главной отличительной особенностью является структурированность и составление карты данных семьи. По сравнению с другими формами исследовательской записи, генограмма позволяет постоянно вносить добавления и корректировку при каждой встрече с семьей. Наглядное представление взаимоотношений большого количества членов семьи и ключевых событий семейной истории облегчает психотерапевтическую работу. При построении генограммы практически вся семейная информация представляется графически, что позволяет исследователю (терапевту) быстро охватить сложные семейные паттерны.

Генограмма является богатым источником гипотез о том, как актуальные проблемы семьи могут быть связаны с семейным контекстом и историей развития. Для терапевтических записей генограмма обеспечивает краткое резюме, позволяющее терапевту (консультанту), не знакомому со случаем, быстро воспринять большое количество информации о семье и получить представление о ее потенциальных проблемах.

В сочетании с генограммой обычно используется список важных событий семейной истории или методика “Линия времени”, в которой события расположены вдоль временной оси. Методика довольно проста: по горизонтали прочерчивается линия времени с отметкой лет, месяцев и даже дней, на усмотрение терапевта (консультанта). Проводятся вертикальные линии, над ними указываются события жизненного цикла. Например: “Николай потерял работу”, “Мария и Владимир поженились”, “Отец Сергея умер” и т. д. Эта методика позволяет представить трудно сопоставимую информацию о семейной истории в более удобной графической форме. Особенно важной эта методика становится при размышлении терапевта (консультанта) о том, почему семья пришла за помощью именно сейчас, а не годом раньше или позже. Что изменилось в семье? Что стало другим во внешних связях семьи? Что заставило семью искать помощь в это особое время? В чем состоит пусковой момент кризиса? (Черников А. В., 2001).

Описание методики

В процессе семейного консультирования и психотерапии сбор информации о семейной истории обычно проходит в контексте общего семейного интервью, и терапевт не может игнорировать проблему, с которой пришла семья. Поэтому конструирование генограммы должно быть частью более широкой задачи присоединения и помощи семье. Проводя интервью, терапевт двигается от представленной проблемы к более широкому семейному и социальному контексту, от актуальной семейной ситуации к исторической хронологии семейных событий, от легких вопросов к трудным, провоцирующим тревогу, от очевидных фактов к суждениям о взаимоотношениях и затем к циркулярным гипотезам о семейном функционировании.

Генограмма выстраивается, как правило, в присутствии всех членов семьи, способных слушать и воспринимать информацию, в том числе и детей. Предполагается, что членам семьи интересны сведения о своих близких родственниках и прародителях.

В процессе построения генограммы терапевт (консультант) собирает следующую информацию (Черников А. В., 2001):

1. Состав семьи: “Кто живет вместе в квартире (доме)? В каких они родственных отношениях? Были ли у супругов другие браки? Есть ли от них дети? Где живут остальные члены семьи?”

2. Демографические данные: имена, пол, возраст членов семьи, продолжительность брака, род занятий и образование членов семьи и т. д.

3. Настоящее состояние проблемы: “Кто из членов семьи знает о проблеме? Как каждый из них видит ее и как реагирует на нее? Имеет ли кто-нибудь в семье подобные проблемы?”

4. История развития проблемы: “Когда проблема возникла? Кто ее заметил первым? Кто думает о ней как о серьезной проблеме, а кто склонен не придавать ей особого значения? Какие попытки решений были предприняты и кем? Обращалась ли семья раньше к специалистам и были ли случаи госпитализации? Что нового появилось или исчезло во взаимоотношениях в семье, по сравнению с тем, какими они были до кризиса? Считают ли члены семьи, что проблема изменяется? В каком направлении? К лучшему или к худшему? Что случится в семье, если кризис будет продолжаться? Как члены семьи представляют себе взаимоотношения в будущем?”

5. Недавние события и изменения в жизненном цикле семьи: рождения, смерти, браки, разводы, переезды, проблемы с работой, болезни членов семьи и т. д.

6. Реакции семьи на важные события семейной истории: “Какова была реакция семьи, когда родился определенный ребенок? В честь кого он был назван?

Когда и почему семья переехала в этот город? Кто тяжелее всего пережил смерть этого члена семьи? Кто перенес легче? Кто организовывал похороны?” Оценка прошлых способов адаптации, особенно реорганизаций семьи после потерь и других критических переходов, дает важные ключи к пониманию семейных правил, ожиданий и паттернов реагирования.

7. Родительские семьи каждого из супругов: “Живы ли родители? Если умерли, то когда и отчего? Если живы, то чем занимаются? На пенсии или работают? Разведены ли они? Были ли у них другие браки? Когда родители встретились? Когда они поженились? Есть ли братья и сестры? Старшие или младшие и какова разница в возрасте? Чем занимаются, состоят ли в браке, есть ли у них дети?” Терапевт может задавать* такие же вопросы и про родителей отца и матери. Целью является сбор информации по крайней мере о 3-4 поколениях, включая поколение идентифицированного пациента. Важной информацией являются сведения о приемных детях, выкидышах, абортах, рано умерших детях.

8. Другие значимые для семьи люди: друзья, коллеги по работе, учителя, врачи и т. д.

9. Семейные взаимоотношения: “Есть ли какие-либо члены семьи, которые прервали взаимоотношения друг с другом? Есть ли кто-нибудь, кто находится в серьезном конфликте? Какие члены семьи очень близки друг другу? Кому в семье тот или иной человек доверяет больше всего? Все супружеские пары имеют некоторые трудности и иногда конфликтуют. Какие типы несогласия есть в вашей паре? У ваших родителей? В браках ваших братьев и сестер? Как каждый из супругов ладит с каждым ребенком?” Терапевт может задавать специальные циркулярные вопросы. Например, он может спросить у мужа: “Как вы думаете, насколько близки были ваши мать и старший брат?” и затем поинтересоваться, что думает об этом его жена. Иногда полезно спрашивать, как присутствующие на встрече люди могли бы быть охарактеризованы другими членами семьи: “Как отец описал бы вас, когда вам было тринадцать лет, что соответствует возрасту вашего сына сейчас?” Такие циркулярные вопросы задают для того, чтобы обнаружить различия во взаимоотношениях с разными членами семьи. Выявляя отличающееся восприятие у разных членов семьи, терапевт попутно вводит новую информацию в систему, обогащая ее новыми представлениями о самой себе.

10. Семейные роли: “Кто из членов семьи любит проявлять заботу о других? А кто любит, когда о нем много заботятся? Кто в семье может считаться волевым человеком? Кто самый авторитетный? Кто из детей наиболее послушен? Кому сопутствует успех? Кто постоянно терпит неудачи? Кто кажется теплым? Холодным? Дистанцированным? Кто больше всех болеет в семье?” Терапевту важно обращать внимание на ярлыки и клички, которые члены семьи дают друг другу: Супермать, Железная Леди, Домашний Тиран и т. д. Они являются важными ключами к эмоциональным паттернам в семейной системе.

11. Трудные для семьи темы: “Имеет ли кто-нибудь из членов вашей семьи серьезные медицинские или психические проблемы? Проблемы, связанные с физическим или сексуальным насилием? Употребляют ли наркотики? Много алкоголя? Когда-либо были арестованы? За что? Каков их статус сейчас?” Обсуждение этих тем может быть болезненным для членов семьи, и поэтому вопросы следует задавать особенно тактично и осторожно. Если семья выражает сильное сопротивление, то терапевт должен отступить и вернуться к ним позднее.

В то время как основная информация по генограмме может быть собрана за полчаса (без детального опроса по проблеме), всесторонний сбор семейной истории от нескольких членов семьи, как в рамках терапии, так и в рамках научного исследования, может потребовать нескольких встреч. Терапевт (исследователь) может проделать такую работу, предварительно мотивировав на нее семью и заключив с ними соответствующий контракт. Более распространенным является первоначальное получение основной информации о семейной истории и возвращение к ней время от времени, когда в разговоре всплывает “исторический материал”.

Возможны иные способы работы с генограммой. Так, например, психотерапевт может предложить каждому члену семьи с помощью основных обозначений, используемых для построения генограммы, изобразить графически свое представление о семье, то есть генограмма может быть составлена самими членами семьи (Эйдемиллер Э. Г., Добряков И. В., Никольская И. М, 2003). Нередко такая генограмма отражает характерные структурные нарушения семейной системы.

Генограмма семьи: основные обозначения

На генограмме рядом с теми членами семьи, к которым это относится, может коротко помечаться важная информация, например: имена, образование, род занятий, серьезные заболевания членов семьи, место жительства на настоящий момент.

Геносоциограмма

Методика “Геносоциограмма” разработана и описана А. А. Шутценбергер. Слово “Геносоциограмма” происходит от слов “генеалогия” и “социометрия”. Методика “Геносоциограмма” базируется на методике “Генограмма” и также используется для анализа семейной истории, паттернов взаимоотношений, переходящих из поколения в поколение, и событий, предшествующих тому или иному кризису семьи. Ее отличие состоит в фокусировке на мегасистемном уровне функционирования семейной системы. При работе с данной методикой психотерапевт обращает особое внимание на ситуацию в социуме в то время, когда в семье происходили те или иные события. В ходе работы над гено-социограммой отмечаются такие социальные катаклизмы, как война, голод, спад производства, изменение политического строя, гонения на отдельные народы и национальности и др. Цель методики - получение полной и целостной картины функционирования семьи на всех уровнях: индивидуальном, микро-, макро- и мегасистемном.

Помимо генеалогической картины, дополненной перечнем важных жизненных событий семьи, геносоциограмма, базирующаяся на социометрической концепции Я. Морено, отражает также социометрические связи, эмоциональные отношения, взаимные симпатии и антипатии членов семьи, что позволяет глубоко проанализировать макросистемный уровень функционирования семьи.

Генограмма – это семейная карта или схема истории семьи, в которой используется специальная символика для описания отношений, главных событий и изменений в семье в разных поколениях. Специалисты в сфере здравоохранения, включая психическое здоровье, часто использую генограммы для выявления закономерностей в психическом и физическом здоровье родственников - например, депрессию, биполярное расстройство, рак и генетические заболевания. Чтобы составить генограмму, сначала вам нужно будет опросить родственников. Затем вы сможете нарисовать схему, состоящую из стандартных значков, которая будет фиксировать особую историю вашей семьи.

Шаги

Решите, что вы хотите узнать с помощью генограммы

    Подумайте, зачем вам нужна генограмма. Понимание своей цели поможет вам сконцентрироваться на той информации, которую вы хотите получить о своей семье. Это также позволит вам решить, с кем вы поделитесь этой информацией. Иногда полученная информация может расстроить или оказаться неожиданной для кого-нибудь из членов семьи, поэтому вам придется действовать по обстоятельствам.

    • С помощью генограммы можно проследить наследственность и различные проблемы: злоупотребление психоактивными веществами, психические заболевания, физическая жестокость, а также самые разные заболевания.
    • Генограммы позволяют медикам проследить историю вашего психического и физического состояния, связав ее с историей семьи.
  1. Поймите, что вы хотите найти. Когда вы будете знать, зачем вам нужна генограмма (для врача, для домашнего задания на учебе, для лучшего понимания семейной истории), вам будет проще правильно построить работу с генограммой.

    Решите, сколько поколений будет на генограмме. Это позволит вам понять, с кем вам нужно будет пообщаться, чтобы получить нужную информацию, и будет ли это возможно, учитывая возраст и географическое положение этих людей.

    • К счастью, электронная почта, Skype и другие средства общения всегда будут в вашем распоряжении - они помогут вам связаться с родственниками, которых вы никогда не видели.
    • Зная, сколько поколений вы хотите отследить, вы сможете сделать процесс более простым и быстрым. Вы хотите начать со своих бабушки и дедушки? Возможно, вам нужно дойти до их родителей? Решите, сколько поколений вам нужно, и вы поймете, с кем вам нужно связаться.
  2. Составьте список вопросов, которые вы будете задавать себе и своим родственникам. Отталкиваясь от того, что вы хотите увидеть на генограмме, составьте вопросы, которые помогут вам получить нужную информацию как можно быстрее. Вот несколько примеров таких вопросов:

    • "Начнем с твоей бабушки. Как ее звали? За кем она была замужем? Когда она умерла? Кто она была по национальности?"
    • "Сколько детей было у родителей твоей мамы?"
    • "Были ли у [имя родственника] проблемы с употреблением наркотиков или алкоголя?"
    • "Были ли у [имя родственника] психические или физические заболевания? Какие?"

    Изучите историю семьи

    1. Запишите то, что вы уже знаете. Скорее всего, вы уже что-то знаете об истории своей семьи, особенно если вы близки с одним или несколькими родственниками.

      • Возьмите вопросы, которые вы уже составили, и подумайте, на какие из них вы можете ответить сами.
    2. Поговорите с родственниками. Когда ваших собственных знаний станет недостаточно, поговорите с родственниками. Задайте им вопросы о связях в семье и о важных семейных событиях. Делайте подробные записи.

      • Слушая истории родственников, вы не только получите ответы на свои вопросы, но и узнаете что-то, чего не знали раньше и о чем не задумывались.
      • Помните, что не всем членам семьи понравятся эти разговоры.
      • Будьте готовы выслушать большое количество историй. Это один из лучших способов получить и передать информацию о семье. Внимательно слушайте, задавайте вопросы, требующие развернутых ответов, которые побудят человека рассказать вам больше.
    3. Изучите семейные документы и информацию в интернете. Родственники не всегда будут помнить все, что вам нужно, или они могут не захотеть рассказывать вам что-то.

      • Поиск в интернете и семейные документы помогут вам проверить то, что вам уже рассказали родственники, или получить недостающую информацию.
      • Помните, что вы должны быть уверены в том, что эта информация точная, если вы намерены использовать ее.
    4. Проанализируйте свою собственную историю. Если у вас достаточно личной информации, она поможет вам проследить историю.

      • Соберите информацию из своей медицинской карточки.
      • Учтите все препараты, которые вы принимаете, поскольку эта информация поможет понять, принимают ли ваши родственники эти же или схожие препараты для лечения заболевания.
    5. Изучите связи внутри семьи. Составляя генограмму, нужно знать, как все в вашей семье связаны между собой. Изучите союзы родственников, соберите информацию о браках, разводах, детях и прочие данные.

      • Зафиксируйте, кто женат или замужем, кто разведен, кто живет не в браке.
      • Овдовел ли кто-нибудь? Кто-нибудь расстался или был разлучен насильно?
      • В зависимости от того, что вы хотите получить от генограммы, вам, возможно, придется задавать сложные и иногда неприятные вопросы родственникам, которые помогут вам установить связи. Возможно, вам придется выяснить, были ли у ваших родственников связи на стороне или краткосрочные отношения и сколько их было. Важно также выяснить, вступал ли кто-нибудь в отношения по принуждению.
      • Помните о том, с кем вы разговаривайте, и аккуратно подбирайте вопросы, поскольку некоторым родственникам они могут быть неприятны.
    6. Изучите эмоциональные связи. Теперь вы знаете, как все связаны, поэтому пришло время узнать, какие эмоциональные отношения были или есть между родственниками. Ответы на вопросы об эмоциональных связях очень важны, если вы хотите выявить какие-либо психологические факторы в семье.

      • Любят ли друг друга члены семейного союза? Хорошо ли они ладят друг с другом? Возможно, кто-то из родственников ненавидит друг друга.
      • Когда вы начнете глубже погружаться в эти вопросы, поищите признаки насилия или пренебрежения. Можно даже пойти дальше и отделить физические факторы от эмоциональных.

    Составьте генограмму

    1. Выберите шаблон для генограммы. Такие шаблоны можно найти в интернете или нарисовать самостоятельно от руки. Можно купить специальную компьютерную программу для создания генограммы.

    2. Для обозначения родственников и связей (как обычных, так и распавшихся) используйте стандартные значки генограммы. Значки являются визуальными обозначениями информации, которую вы собрали во время разговоров. Можно нарисовать эти символы от руки или с помощью функций "рисовать" или "формы" в приложении Word .

      • Мужчины обозначаются квадратом. Если хотите изобразить брак, расположите квадрат слева.
      • Женщины обозначаются кругом. Если хотите изобразить брак, расположите круг справа.
      • Одна горизонтальная линия означает брак, а две наклонные черты - развод или расставание.
      • Самый старший ребенок должен быть размещен в нижнем левом углу семьи, а самый младший - в нижнем правом.
      • Все прочие символы позволяют изобразить семейные события: беременности, выкидыши, болезни, смерти. Существует также значок бриллианта, который обозначает домашних животных.
    3. Оформите схему на основании семейных связей так, чтобы самое старое поколение из тех, что вас интересует, оказалось сверху. Например, можно начать генограмму с бабушки и дедушки либо даже с их родителей. Генограммы демонстрируют разнообразие семейных отношений, а также определенные закономерности или заболевания.

      • В генограммах есть символы, которые обозначают такие взаимодействия, как конфликт, близость, отчуждение и так далее. У эмоциональных связей есть особые значки, которые делают генограмму понятной.
      • Существуют также символы для обозначения сексуального и физического насилия, а также психических и физических расстройств.
    4. Поищите закономерности. Когда ваша генограмма будет готова, изучите ее и поищите закономерности. Есть много наследственных программ или особых психологических склонностей, которые становятся заметными на такой схеме.

      • Не делайте поспешных выводов. Данные - это полезно, но не стоит использовать их для подтверждения того, что в семье передается определенное заболевание или психическое расстройство. Поговорите со специалистом и попросите его проанализировать наследственность.
      • Не делайте выводы о мотивах родственников на основании генограммы и не идите на конфликт, вооружившись этой информацией. Возможно, ваша тетя действительно бросает работу каждый раз, когда находит ее, а ваша двоюродная сестра любит уводить парней у других девушек, однако не стоит говорить людям о том, что им нужна консультация психотерапевта, лишь на основании генограммы. Не осуждайте родственников из-за полученной генограммы. Прежде чем сделать выводы, поговорите с родственниками или с психологом.
      • Если вы описываете историю семьи, закономерности помогут вам понять, почему в прошлом родственники переехали в другое место, какие отношения были между членами семьи. Кроме того, вы, возможно, узнаете о других родственниках, которые не были официально признаны вашей семьей.
    • Не используйте генограмму для решения конфликтов с членом семьи без помощи адвоката или специалиста в сфере здравоохранения.

Человек - лишь звено в цепочке поколений. Передать своим детям и внукам можно не только какие-либо материальные ценности, но и бесценный опыт и силу рода.

Но если материальные ценности и опыт человек может заработать сам в течение своей жизни, то сила рода (составляющая личной силы человека) – это то, что получить невозможно больше нигде, кроме как в своей семье, помня и безоценочно принимая каждого своего предка.

Почитать и уважать предков, хранить память о них - раньше это было едва ли не священной обязанностью каждого. «Человек без роду и племени», «безродный» - так говорили в недалеком прошлом о людях, которые не знали своих предков, и определения эти содержали в себе скорее отрицательный оттенок. Сейчас мало кто знает о своих дальних родственниках, хотя интерес к семейным корням начинает расти. Постепенно приходит осознание того, что сохранить свое имя в истории рода, можно лишь отдавая дань уважения предкам, которым каждый обязан жизнью. В этом может помочь очень полезная и познавательная область знания - генеалогия.

Генеалогия - наука о родственных связях

Генеалогия - это своеобразное познание мира: изучая историю рода, человек лучше понимает историю страны, узнает культурные обычаи и традиции разных эпох. Более того, на основе генеалогических исследований могут проводиться генетические исследования, выявляться генотипы. Тем самым, появляется возможность определить, от кого унаследована та или иная черта характера, творческий потенциал либо талант к чему-либо.

Для этого составляется родовое дерево или генограмма – это графическая запись информации о семье. Графическая схема может быть восходящей (от общего предка ко всем его потомкам) и нисходящей (от Вас к предкам).

Можно составить генограмму хотя бы для того, чтобы определить, как звали ваших предков, кто они были и уже это будет очень полезно, но я предлагаю вам пойти дальше. Дело в том, что в генограмме, таятся огромные возможности познания себя. Да, именно так. Узнавая больше о своих предках, вы начнете лучше понимать себя, есть возможность увидеть источники своих проблем и, более того, скорректировать негативные послания и установки прошлого, которые, оказывается, влияют на нашу жизнь и судьбу. При таком подходе генограмма, ее составление и исследование является методом семейной психотерапии.

Как составить генограмму.

Генограмма - своего рода родословное древо, но с несколько иной системой записей и иными целями. Мужчины здесь обозначаются квадратами, женщины - кругами.

У этих кругов и квадратов отмечаются даты рождения и смерти (если человек умер). Линиями между значками обозначаются даты вступления в зарегистрированный или незарегистрированный брак, разъезд-разрыв-развод.

Дети изображаются по порядку рождения слева направо.

В системе семьи имеет значение каждый, принадлежащий к ней, даже мертворожденные дети или умершие в младенчестве, на генограмме они обозначаются перечеркнутым кругом или квадратом (в зависимости от пола). Располагаются на схеме они также в хронологическом порядке.

Разрывы, разводы, повторные браки и прочие условные обозначения отображаются на схеме так:

Во время составления генограммы вы будете узнавать много новой информации. Для удобства ее отображения и хранения полезно заводить на каждого члена семьи генеалогическую карточку. В нее можно занести следующую информацию:

  1. Фамилия (для замужних женщин указать девичью).
  2. Имя отчество (если менялись, указать, какие были).
  3. Дата и место рождения.
  4. Дата и место смерти (если похоронен в другом месте, указать также местонахождение могилы).
  5. Национальность.
  6. ФИО отца.
  7. ФИО матери.
  8. Место или места жительства (с указанием дат).
  9. Имена и даты рождения братьев и сестер.
  10. Образование, что закончил.
  11. Место (места) работы, службы, должности.
  12. Участие в войнах (где, каких).
  13. Награды, звания.
  14. ФИО жены/мужа.
  15. ФИО детей, их даты рождения.
  16. Вероисповедание, принадлежность к сословию (до 1917г).
  17. Хобби.
  18. Дополнительная информация: как описывали человека, характер, поступки, отношения.
  19. Источники информации: документы, письма, фотографии, воспоминания, интервьюирование.
  20. Дата заполнения.

Эту карточку можно постоянно дополнять новой информацией, которая будет появляться. В дополнение к семейным датам вы можете включить в картотеку описание важнейших мировых событий или событий в стране, регионе, так или иначе связанных с семейной историей.

Семь измерений генограммы.

Анализ генограммы можно провести по семи разным направлениям, каждое из которых будет полезно по-своему. Постарайтесь заполнить каждую часть, насколько это возможно.

1. Семейное дерево (кто от кого произошел).

Не волнуйтесь, если вы не сможете изобразить все подробности. Просто рисуйте круги и квадраты для стольких членов семьи, скольких сможете насчитать.

2. Медицинские сведения.

Прослеживание историй семейных заболеваний и нездоровья может быть очень полезным, если вы знаете, что искать. Такие заболевания как диабет, алкоголизм, расстройства сердечной деятельности, поджелудочной железы и печени иногда передаются генетически. Артрит, множественный склероз, стрессовые реакции и эмоциональные нарушения, такие как навязчивые идеи, подавленность, враждебность и чрезмерный комплекс вины или чувствительности, вероятно, будут более важными, чем сломанные ноги (если, конечно, в вашей семье есть преобладание сломанных ног!). Смысл в том, чтобы не выпускать из поля зрения повторяющегося заболевания, условия или нездоровья на вашем семейном древе.

3. Эмоциональные паттерны.

Посмотрите, какие чувства испытывает каждый человек к себе, к другим и к жизни. Одни могут быть открытыми, восприимчивыми, веселыми, везучими или оптимистичными. Другие могут страдать от депрессий, разных фобий, сурового нрава, брезгливости, ревности или негативизма. Вы обычно можете определить эти паттерны, задавая вопросы такого рода: “Как вы думаете, какие пять слов могут лучше всего описать дедушку?” Затем сравните то, как вы видите дедушку, с тем, как видят его другие.

Один из членов семьи может сказать: “90% времени дед был сердитым”, другой вступает в разговор и добавляет: “Да, и на остальные 10% несчастным!” Дети могут понять, как дед развивал свои негативные эмоциональные привычки, зная, что он всегда был сердитым. Это также может помочь настоящему поколению преодолеть эти “унаследованные” паттерны.

4. Динамика отношений (как члены вашей семьи относятся друг к другу)

Теперь посмотрите, как члены вашей семьи относятся друг к другу. К примеру, вы можете спросить: “Какие отношения были у мамы с папой?” “Как бабушка справлялась с дедушкиной сердитостью?” Посмотрите, открытые ли семейные отношения или замкнутые, осуждающие или исследовательские, манипуляционные или ищущие компромисса. Откройте для себя, как ваша семья справлялась с кризисом отношений, в чьих руках было превосходство, кто решал больше, а кто меньше.

Определите категории любых отношений между членами вашей семьи или отношений между семейными группировками с качеством, которое характеризует их (отдаленные, враждебные, близкие), а особенные отношения выделите заглавными буквами (А,Б,С), с тем, чтобы вы смогли описать их более полно на отдельной странице.

5. Система семьи.

Вам также будет полезно взглянуть на то, как разные части вашей семейной системы работают сообща, или как это им не удается. Существуют ли какие-нибудь коалиции (особые группы, которые держатся вместе и не дают туда доступа другим) или особые роли, предписанные определенным членам или частям семьи? Существуют ли какие-нибудь нарушения (разводы, раздельное жительство супругов, семейная вражда), семейные выродки или “проблемные” люди? Можете ли вы понять, каким образом ваша семейная система работает и передается из поколения в поколение? Может, вам захочется использовать цветные карандаши, чтобы выделить особые части семейной схемы, с тем, чтобы вы смогли описать их подробно в соответствии с цветом

6. Семейные верования, ценности.

Члены вашей семьи передают вам свои верования, касаясь любой сферы жизни семьи: как растить детей, как иметь дело с подростками, когда и на ком жениться, сколько иметь детей, как зарабатывать на жизнь, какая работа самая лучшая, как измерить успех, как справиться с кризисом, потерей, травмой и трагедией, как стареть и как встречать смерть.

Обратите особое внимание на ваши семейные верования: они больше всего, вероятно, похожи на то, во что верите вы, сознательно или бессознательно, и диктуют вам, как выжить и как жить. Если они незрелые, надломленные или дисфункциональные, они могут ограничивать ваше мышление, блокировать ваше развитие и удерживать вас от раскрытия вашего потенциала. Исследование таких верований - начало выравнивания их с вашим потенциалом.

7. Общество и ваша семья.

На заключительном этапе сделайте шаг назад и посмотрите, какой видит себя ваша семья, являясь частью общества. Как ваша семья в целом представляет себя обществу? С какими другими системами отождествляет себя ваша семья? И как обычно общество отвечает вашей семье?

Какими источниками информации вы можете пользоваться в своей работе.

1. Родственники. Одно важное предупреждение. Информация всегда доходит до нас не непосредственно, а пропускается через фильтр интерпретаций рассказчика. Всегда воспринимайте информацию в форме: «поэтому и поэтому было сказано следующее», а не: «вот так в действительности все и было». Обязательно установите контакты с членами семьи, которые известны как изгои. Они обычно имеют очень своеобразный и полезный взгляд на семейную жизнь и историю.

2. Архивные данные: фотографии, метрики, дипломы, письма, грамоты и т.д.

Ваше главное внимание должно быть сосредоточено и в трех ближайших поколениях вашей собственной семьи, но с течением лет ваша работа может расшириться и позволить вам осознать всю вашу семейную систему.

Крайне важно указание точных дат. Одна из важных особенностей семейной жизни - это разница в датах, с которыми люди будут связывать определенные события. Они могут ошибаться в датах на пять или десять лет и этим указывать на какие-то значимые связи. Время оказывается очень субъективным переживанием, когда оно относится к семейной истории: у разных членов семьи оно пронизано разными ассоциативными связями. Вам необходимо настаивать на точности в датировке событий.

Кроме того, вы должны ясно представлять, какую работу выполняли и какой деятельностью занимались члены семьи. К примеру, точно выясните, какую работу выполнял ваш дед со стороны отца и что она в себя включала, сколько времени он проводил вне семьи, как влияла его работа на семью, на вашего отца. Какие события привели к уходу одного или нескольких членов семьи? Как разные люди смотрели на это? О ком никогда не упоминают? К кому относятся так, словно они никогда не существовали в семье? Чем вызвана такая ситуация?

Все это - примеры вопросов, они будут содействовать в выяснении воздействия событий на вашу семью. Они также лучше помогут вам понять, что происходило в период, близкий к вашему рождению, и какое влияние ваше рождение оказало на жизнь людей в вашей семье.

Что можно выяснить из генограммы.

Можно поставить целью исследование отношений внутри семьи. Отметив на схеме распределение ролей в семье из поколения в поколение (кто глава семьи, кто добытчик средств к существованию, кто распоряжается бюджетом, кто иждивенец), особенности темпераментов членов рода, или фобии, склонность к депрессиям, способы общения, взаимные симпатии или антипатии, вы выявите интересные закономерности - допустим, склонность младших детей в семье впадать в сезонную депрессию. Или традиционную неразговорчивость старших в роду мужчин - «патриархов». Хороший материал для изучения и введения в генограмму - семейные традиции.

Как браки заключать, как детей выкармливать и воспитывать, как больных лечить, как мужа-жену уважать, деда-бабку почитать… Список семейных праздников, привычка поздравлять открытками или отсутствие оной… Профессиональные предпочтения, умение-неумение делать карьеру…

Польза сбора таких сведений очевидна. Сведение воедино разрозненных данных - первый шаг анализа. А анализ сам собой поможет выявить критические узлы и наметить пути к улучшению проблемных ситуаций, если они имеются.

Ритуалы.

Поминовение наших родных о здравии, об упокоении.

Полезно составить Календарь памятных семейных дат. В Календарь записываются даты рождения родных людей, даты их свадеб, даты поминовения усопших. Календарь семейных памятных дат создаётся на целый год и на каждый месяц. В календаре записываются все основные даты, события для каждого родственника. К таким событиям относятся день рождения, свадьбы, смерти, крещения, даты других важных для человека событий. Но так как этот Календарь принадлежит лично Вам, то в нём уместно отметить и все другие памятные для Вас даты: это и дни рождения друзей и знакомых, даты окончания учебных заведений, да мало ли какие еще даты, например: религиозные праздники и другие важные события. Постоянное поминовение наших родных о здравии, об упокоении – самым положительном образом повлияет на нашу жизнь, на нашу судьбу. Нам надо чаще туда заглядывать и посылать пожелания добра, счастья, здоровья, благополучия, успехов в благих начинаниях всем нашим родственникам и знакомым. И такое упражнение постепенно отучит нас судить, а тем более осуждать наших близких. Отношения с близкими будут улучшаться и вся наша жизнь станет спокойной и счастливой.

Генограмму нужно дополнить до седьмого колена. Всего в вашем родовом дереве будет 126 человек (ваших прямых предков). Нарисовав свое родовое дерево, вы имеете возможность коснуться своей мыслью каждого из 126 ваших предков, помолиться за них, обратиться за наставлениями, помощью и поддержкой.



Публикации по теме