Как отучить ребенка от маминых рук. Каприз или потребность: как отучить ребенка от рук и выкроить время для мамы

Таким вопросом часто задаются мамы подрастающих детей и зачастую не задумываются - что такое мамины руки для ребёнка?

Давайте в этой статье разберемся с вами когда ребёнок самостоятельно слезает с маминых рук и нужно ли носить ребёнка на руках?

Я поделюсь своей статьей, которая была написана еще в 2010 году, но своей актуальности не потеряла до сих пор.

Место жительства - мамины руки

Каждая мама стремится дать своему малышу самое лучшее. Ей хочется, чтобы малыш рос крепким, здоровеньким, спокойным и уверенным в себе. Однако зачастую, на практике новоиспеченная мама попадает под давление бабушек, родственников, подруг, которые стремятся передать ей свои взгляды на процесс воспитания и взращивания ребёнка.

«Не носи на руках – а то потом не слезет!», «не клади спать рядом с собой – а то потом до школы не уйдет!», «корми строго по часам – а то избалуется!». Это лишь малая часть утверждений, которые мы часто встречаем. И здесь действительно важно разобраться и понять, как же делать правильно.

В первые 9 месяцев ребёнок чрезмерно нуждается в той обстановке, к которой привык за время беременности, к такому выводу пришли ученые-антропологи. По сравнению с другими животными, у нас очень большой мозг, а женский таз для родов умного ребёнка не достаточно широк.

Чтобы голова смогла пройти по родовым путям, наши дети рождаются недоразвитыми, мелкими, нуждающимися в большей заботе. Таким образом, полный период вынашивания у человека длится не 9, а 18 месяцев: 9 внутри и 9 снаружи.

За все долгие месяцы беременности малыш привыкает быть постоянно вместе с мамой, слышать биение её сердца. Малыш привыкает к высокой температуре тела (не ниже 36 С), к постоянному мерному покачиванию, привыкает к ощущению своих границ, заданных стенками матки.

Ему комфортно в подобных условиях, он чувствует себя в абсолютной безопасности и спокойствии.

После рождения для малыша ничего не меняется. Он не ожидает, что попадет в другие условия, к которым будет вынужден приспосабливаться и тратить свои, пока и так не богатые, ресурсы.

Исходя из опыта, полученного в ходе внутриутробной жизни, малыш очень нуждается в тепле и без постоянного физического контакта с матерью просто замёрзнет, поскольку пока еще он не может согревать себя сам.

Его жизненных ресурсов хватает только на то, чтобы удерживать тепло, полученное от мамы.

Материнские прикосновения, поглаживания, поцелуи всех частей тела малыша стимулируют не только кровообращение малыша, но и обеспечивают полноценное развитие эндокринной, иммунной и нервной систем, способствуют развитию головного мозга.

Наиболее активную стимуляцию кожных покровов малыш получает во время ношения его на руках, совместного сна и кормления грудью.

Сразу вспоминается случай из практики:

Анюта, малышка в возрасте 1 месяца от роду, поразила инструктора по уходу с первого взгляда. Бледный, без единой кровинки тон кожи, грустный взгляд, хотя со стороны медиков претензий к здоровью крошки не было. Оказалось, что мама боится лишний раз брать ребёнка на руки, чтобы она не привыкла и не избаловалась… Когда маме объяснили, что для малыша это насущная потребность, а не проявление избалованности, и выдали соответствующие рекомендации, через 2 недели Анюту было не узнать: розовощекая, улыбчивая, с нормальной физической активностью девчушка.

  • В первые 40 дней ребёнку необходим максимальный физический контакт , т.е. мама в буквальном смысле слова не расстается с малышом ни на минуту: носит на ручках, спит вместе с ним, постоянно поглаживает и согревает его. Это так называемый «адаптационный период», когда малыш начинает перестраиваться от жизни в животе к жизни в большом мире. Такое поведение мамы дает ребенку ощущение полной безопасности и спокойствия, малыш не подвергается воздействию стрессов, ему не требуется бороться за свою жизнь и выживать.
  • Правильное ношение на руках помогает хорошему развитию опорно-двигательного аппарата, помогает правильному формированию всех отделов позвоночника и тазобедренного сустава, при этом у мамы не «отваливаются» спина и руки. Постепенно, по мере взросления, малыш сам просится полежать отдельно, чтобы потренировать навыки переворачивания и ползания. Однако, физический контакт по-прежнему сохраняется: мама вместе с малышом делает все дела по дому, вместе гуляют и отдыхают.
  • Принимая участие в маминых заботах, внимательно наблюдая за ее действиями, ребёнок получает огромное количество познавательной информации, которая обеспечивает его умственное развитие.Грамотная организация времени помогает маме не уставать, поскольку все дела мама делает вместе с ребёнком, а затем, во время его сна, отдыхает сама.
  • Совместный сон с мамой является такой же насущной необходимостью для ребёнка, как и постоянное пребывание у нее на руках. Известно, что более 70% сна новорожденного занимает поверхностный сон, во время которого малыш чутко отслеживает окружающую его обстановку. Если он спит, уютно устроившись рядом с мамой, то во время такого сна мозг ребёнка может заниматься саморазвитием, а не следить за своей безопасностью. Также следует помнить, что совместный сон является профилактикой «спонтанной детской смертности»: когда рядом находится мама, она своим дыханием, биением сердца напоминает малышу о необходимости сделать вдох.

Удобство совместного сна можно продемонстрировать на примере:

Недавно к инструктору по уходу обратилась Наталья. Уставшая, измученная, раздраженная она никак не могла понять, почему материнство не приносит ей радость. Оказалось, что бабушка, жившая вместе с молодой семьей, настаивала, чтобы малыш спал в кроватке.

Игорюша, уютно засыпавший под маминой грудью, при первой же попытке переложить его в кроватку просыпался, начинал плакать, и мама была вынуждена начинать убаюкивать его заново, вставая по 5-7 раз за ночь к малышу.

Наташа не успевала ни выспаться, ни отдохнуть. Ночное недосыпание сказывалось днём, когда сил справляться с малышом абсолютно не было, а Игорь с каждым днем становился плаксивее и раздражительнее.

Все наладилось, когда маме объяснили важность ночного совместного сна, рассказали про врожденные ожидания малыша, показали, как организовать пространство для сна, сделали его безопасным, а маму научили спать с уютно устроившимся рядом с ней малышом.

У некоторых может сложиться ошибочное представление, что при таком подходе к взращиванию ребёнка у мамы совершенно не остается времени на себя и на мужа. Это не так. Дело в том, что постоянное присутствие ребёнка рядом с мамой помогает малышу расти спокойным и уверенным: ведь у него не появляется страх, что мама куда-то исчезнет или не придёт. Позже он готов ждать её, не нервничать, самостоятельно себя занимать.

Если же мама постоянно стремится отложить ребёнка от себя, поменьше брать его на руки, малыш становится тревожным и буквально «вцепляется» в маму, ни на шаг не отпуская её от себя, «связывает» ей руки.

Обычно в возрасте 6-7 месяцев, когда малыш приобретает навык ползания, его время пребывания на руках у мамы значительно уменьшается . Ведь вокруг столько всего интересного и у малыша есть потребность познакомиться с окружающими его вещами. Так же и с совместным сном. В возрасте 3-4 лет ребёнок уходит спать в отдельную кровать, при условии, что его не пытались выселить из постели матери пораньше.

За девять месяцев нахождения в материнской утробе кроха привыкает к тесноте матки, биению женского сердца, равномерному покачиванию, определённой температуре тела, запаху. Подобные условия обеспечивают комфорт и безопасность.

Но в один прекрасный момент всё меняется. Новорождённый оказывается в совершенно незнакомом и непонятном мире, к которому нужно приспособиться. А делать это необходимо с помощью материнской любви и нежности.

Специалисты называют первые 3 месяца «четвёртым триместром». Подобное сравнение вполне уместно, поскольку ребёнок, хоть уже и не связан с матерью пуповиной, полностью зависит в физическом и эмоциональном плане от неё.

Близость материнского тела успокаивает малыша, даёт ему ощущение надёжности. Именно мамины объятия и её забота приводят к возникновению так называемого базового доверия к окружающему миру, которое потом трансформируется в открытость ко всему новому и желание познавать пространство.

Кроме того, нахождение на материнских руках благотворно влияет и на физическое развитие ребёнка.

Чаще всего в шестимесячном возрасте, когда ребёнок приступает к ползанию, начинает активно познавать окружающий мир, понемногу становится более самостоятельным, время нахождения в материнских объятиях значительно сокращается.

Итак, частое нахождение в материнских объятиях способствует лучшему развитию младенца, формированию чувства защищённости и уверенности в себе. Однако одновременно может возникнуть и привычка к маминым рукам, если не соблюдать некоторые условия:

  1. Некоторые родители стремятся удовлетворить любую потребность новорождённого, откликаясь буквально на каждый писк. Если постоянно держать малыша на руках, когда он бодрствует, можно ненароком сформировать болезненную зависимость.
  2. До четырёхмесячного возраста дети нередко страдают от , сопровождающихся болевым синдромом. Один из способов облегчения состояния – ношение на руках и прикладывание к материнскому животику. Такая помощь часто перерастает в привычку находиться на маминых ручках.
  3. Привычка может выработать и во время болезненного состояния у малыша. Если он температурит, кашляет, плохо себя чувствует по причине режущихся зубиков, то выходом становится укачивание на материнских руках.

Ручной ребёнок понемногу подрастает, трудности первых месяцев жизни уходят, однако зависимость от укачивания и маминых объятий остаётся и только крепнет. Малыш привык к подобному положению вещей и совершенно не желает отказываться от нахождения на материнских руках. Что делать в этом случае?

Весомые поводы для отучения

Прежде чем задумываться над вопросом, как отучить грудного ребёнка от рук, следует понять, а стоит ли вообще это делать именно в этом возрасте. Как мы уже говорили, следует дождаться определённого срока, когда малыш будет готов к отучению.

Однако бывают ситуации, когда отказ от телесного контакта обусловлен рядом вполне объективных факторов:

  1. Новоиспечённая мама слишком устаёт от домашних хлопот. В такой ситуации следует поговорить с супругом или бабушками, которые могут перенять часть обязанностей. Если же это нельзя реализовать на практике, то нахождение крохи на руках стоит ограничить. Ему нужна отдохнувшая мать.
  2. Ещё одна весомая причина – вынужденный выход матери на работу раньше окончания декрета. В этом случае маму должны заменить бабушки, нянечки. А свою любовь родители будут компенсировать крохе в свободное время.
  3. Некоторые мамочки слишком беспокоятся о своих детях, предпочитая держать их на руках, а не пускать на пол или в песочницу. В такой ситуации начинать работу стоит не с ребёнка, а с мамы, поскольку её тревожность передаётся малышу.
  4. Ребёнок, который уже способен ползать или, тем более, ходить, должен самостоятельно изучать мир, разумеется, под родительским присмотром. Поэтому следует спускать подросшего малыша с рук и отправлять на «покорение» окружающего пространства.

Отдельные матери уверены, что даже новорождённый ребёнок не должен находиться на руках. Это не совсем верная позиция, поскольку появившийся на свет малыш нуждается в телесном контакте с мамой. Всего должно быть в меру, поэтому не забывайте целовать, гладить и поднимать кроху на ручки.

Как отучить ребёнка от рук?

Чтобы отучить грудничка и ребёнка постарше от родительских рук, необходимо учитывать детский возраст. Соблюдение рекомендаций и советов специалистов позволит матери отдохнуть или выполнить домашнюю работу.

Вопрос, как отучить новорождённого от рук, некорректен, поскольку, как уже было отмечено, в этот период он связан с мамой в физическом и эмоциональном плане. Важно лишь не превратить естественную потребность в привычку.

Специалисты советуют соблюдать умеренность в вопросе ношения на руках. Поднимать малыша нужно, когда он сам об этом «просит». Однако не следует дожидаться того момента, когда детский призыв перерастёт в истеричный приступ. Своевременная родительская реакция обеспечит правильное развитие ребёнка и формирование доверия к миру.

Ребёнку в 4 месяца, конечно же, важно находиться рядом с матерью, однако постоянное стремление быть на руках у него постепенно исчезает. К тому же теперь он может следить за мамой глазками, что порой достаточно для ощущения безопасности.

4-месячный младенец любит играть, поэтому можно отвлекать его внимание с помощью простых развлечений:

  • если лежащий в постельке ребёнок плачет, требует, чтобы его подняли на руки, мама может с помощью игры «Ку-ку». Родитель прячется за кроваткой, потом появляется и весело произносит «Ку-ку». Обычно малыш мгновенно включается в забаву и начинает улыбаться;
  • в 4 месяца любимыми игрушками младенца остаются погремушки и мобили. Шумящие приспособления великолепно развивают моторику и координацию движений, а мобиль способствует совершенствованию зрительного восприятия. К тому же они прекрасно отвлекают малыша от желания побывать на маминых ручках.

Ребёнку и в 4 месяца важно понимать, что мать рядом, а он в полной безопасности. Поэтому не обязательно брать кроху на ручки, но вот гладить его, целовать и разговаривать с ним нужно постоянно.

В полугодовалом возрасте ребёнка уже не мучают колики, так досаждавшие в 3 и 4 месяца. Однако теперь малыша беспокоят режущиеся зубы. Из-за болевых ощущений кроха может плакать, однако обычно матери уже разбираются, когда слёзы вызваны объективной причиной, а когда детский рёв – всего лишь манипуляция. В последнем случае помогут дельные советы от специалистов:

Ни в коем случае не оставляйте ребёнка одного на постели, диване или на развивающем коврике. Малыш, изучающий мир, способен заползти куда угодно. Обеспечить безопасность младенцу можно, поместив его в манеж.

В 7 — 8 месяцев

Многие специалисты советуют именно в этот период отучать младенца от рук, если он до сих пор постоянно использует маму в качестве качалки и переноски. Однако действовать необходимо последовательно и крайне осторожно, чтобы не нанести малышу травму.

Берите его с собой, когда готовите обед. Естественно, ребёнка нужно обезопасить от многочисленных опасностей, которые его ожидают на кухне. Например, можно посадить кроху на стульчик для кормления или в манеж, который наполнен игрушками. В процессе готовки с маленьким «компаньоном» разговаривают, рассказывая о приготовлении еды.

С 1 года

Первый юбилей обычно знаменует относительную самостоятельность ребёнка. И чаще всего отучить от рук удаётся гораздо раньше, однако иногда случается так, что малыш продолжает проситься на ручки, а мама вынуждена постоянно укачивать упитанного бутуза.

Для отучения от привычки ребёнка нужно отвлекать с помощью различных игровых приспособлений: детского пианино, машинки, толокара, кубиков и прочих игрушек. Самое главное – нужно помнить, что малыш и в два годика не способен долго играть в одиночестве, поэтому нужно быть рядом с ним в процессе игры.

Помогут справиться с привычкой полезные психологические приёмы:

Второй год жизни – время, когда малыши пробуют манипулировать взрослыми, добиваясь своего. Поэтому важно различать, когда ребёнку действительно нужна ваша помощь и поддержка, а когда можно решить проблему «малой кровью».

Чаще всего сокращают тактильное взаимодействие с ребёнком, когда тому исполняется 7 — 8 месяцев. В этом возрасте он уже отличается самостоятельностью: ползает, сидит, кушает прикорм.

Однако не всегда малыш добровольно соглашается с подобным решением. В этом случае не нужно особо настаивать, чтобы избежать стресса или психологической травмы. Некоторые ребятишки отказываются от маминых ручек только после годовалого возраста.

Если не получается отучить от ручек или вы временно решили отказаться от этой идеи, воспользуйтесь переноской-кенгуру, которым можно пользоваться с рождения и до годовалого возраста. Однако для новорождённого придётся подбирать специальный вкладыш, поскольку держать его вертикально категорически не рекомендовано.

Для перемещения новорождённого лучше использовать специальный слинг: май-слинг, переноску с кольцами или переноску-шарф. Все они представляют своеобразный карман, который формируется путём обматывания тканевого отреза вокруг маминого тела.

Такие виды слингов позволяют совсем маленьким ребятишкам располагаться в горизонтальной позиции у мамы на животе. А вот полугодовалых младенцев уже можно размещать вертикально и за спиной у родительницы.

Кроме того, следует подумать, почему ребёнок устраивает при отлучении от маминых рук. Вполне вероятно, что малыш видит постоянные семейные скандалы или ощущает некоторую отстранённость матери. Помните, что до 7-месячного возраста стоит воздерживаться от отучения детей от родительских объятий.

Если мать в течение всей ночи бродит по комнате с ребёнком на руках, который не желает спать в кроватке, необходимо что-то делать и как можно быстрее. Обычно уже полугодовалый ребёнок способен спать практически всю ночь без пробуждений.

Популярный теледоктор Комаровский убеждён, что если ребёнок засыпает исключительно на руках, виноваты родители, которые неверно организовали дневной режим. При налаживании распорядка обычно проблема исчезает самостоятельно.

Как отучить малыша ночью от рук? Следует придерживаться некоторых рекомендаций от специалистов:

Если у вас никак не получается укладывать ребёнка без укачивания, отмечаются прочие симптомы чрезмерного возбуждения, обратитесь к педиатру. Возможно, придётся пройти обследование и последующее лечение.

Краткое резюме

Итак, подведём краткие итоги нашего разговора, сформулировав основные моменты:

  • новорождённый ребёнок жизненно нуждается в материнских объятиях;
  • привычка находиться на руках формируется в первые месяцы жизни, если малыш болеет или мама ощущает повышенную тревожность;
  • зависимость не означает, что матери нужно забросить все дела, чтобы носить малыша на руках в течение всего дня;
  • оптимальный возраст для начала отучения – 7 — 8 месяцев, однако ориентироваться стоит всё же на самого ребёнка, его индивидуальные особенности;
  • продолжительность отучения и сам результат будет зависеть от характера малыша, силы его привычки и маминой настойчивости.

Если вы стремитесь отучить ребёнка от ручек, то стоит подбирать способы, которые позволят максимально безболезненно и без особых проблем избавить кроху от привычки. Самое главное – помните, что малыши растут очень быстро, поэтому, возможно, вы совсем скоро будете с ностальгией вспоминать детские объятия и желание ребёнка побыть рядом с вами.

Если долгожданный ребенок рождается в семье, которая его любит, то он не может слишком сильно утомлять своим присутствием маму или отца. Но женщина после вынашивания малыша, а также во время ухода за новорожденным, очень сильно устает. И в этом случае постоянные требования ребенка внимания к себе начинает раздражать. В этот момент встает вопрос о том, как отучить грудничка от рук.

Зачем ребенок просится на руки

Существует множество причин, по которым малыш хочет, чтобы мама взяла его на ручки, но чаще всего это происходит в таких случаях:

  1. Желание кушать. Промежуток между кормлениями составляет приблизительно 23 часа у грудного ребенка, но иногда, когда питание мамы не соответствует норме и при естественном вскармливании, голод может застать малютку и раньше.
  2. Дискомфортное состояние в результате того, что малыш сходил «по-маленькому» или «по-большому».
  3. Ему слишком жарко или очень холодно. Дело в том, что организм малютки плохо переносит перепады температуры, по этой причине не следует допускать его перегрева, но при этом одевать следует достаточно тепло, чтобы он не замерз
  4. Ребенка мучают колики. До достижения трехмесячного возраста очень многих малышей в результате недостаточного развития органов пищеварения, начинаются колики в животе. Постоянная боль приводит его к желанию прижаться к маме животиком, так как это помогает перенести неприятности. В ряде случаев можно использовать легкий массаж живота.
  5. Внимания к себе малыш требует в том случае, если он вдруг заболел.
  6. Ребенок капризничает, лежа в кроватке, когда ему неудобно лежать в ней. Нужно подойти, проверить его пеленки, поменять положение тельца, раскутать его и дать возможность подвигать ручками и ножками.
  7. Карапуз может испытывать одиночество или страх. Он еще пока не понимает до конца этих ощущений, но они могут передаваться ему от матери, с которой у него сохраняется очень тесный контакт в первое время. Особенно его беспокоит ее раздражение или нежелания взять его на руки, что проявляется в виде еще большей истерики, так как усиливается страх отсутствия душевного тепла со стороны самого близкого человека.
  8. Иногда малыш просто хочет спать, но по какой-то причине не может уснуть самостоятельно, при этом он может плакать и проситься на руки.

Следует отметить, что несмотря на все вышеперечисленные причины, брать ребенка на руки сразу не следует. Возможно, есть способы успокоить его как-то по-другому, и их следует найти. В этом случае не придется мучительно долго отучать его в дальнейшем от рук.

Когда малыш находится на руках у мамы, он ощущает покой и умиротворение, чувствуя себя важной частью жизни. Этот физический контакт жизненно необходим младенцу, и его постоянное отсутствие может в дальнейшем отрицательно сказываться на формировании характера. Во взрослом возрасте ему будет постоянно не хватать ощущения доверия и чувства единения уже в своей собственной семье.

Поэтому когда малыш просит взять его на руки, следует очень своевременно это сделать. И не нужно сразу хватать его, или бежать при первых же звуках. Но и доводить ситуацию до развития истерики у малыша также не стоит. Важно очень тонко прочувствовать золотую середину этого момента, и реагировать правильно, чтобы не допустить сильного привыкание, но и не навредить нервной системе новорожденного.


Когда отучать от рук необходимо

Рассмотрим более подробно ситуации, при которых становится необходимым отучение ребенка от рук:

  1. Прежде всего, это сильная усталость матери. Данную проблему следует в первую очередь обсудить со своим супругом. Если есть такая возможность, то для помощи в работе по дому следует нанять другого человека. Когда возможности такой не существует, то желательно подключить близких родственников. Только таким образом есть возможность освободить для мамы немного времени, чтобы она могла уделять как можно больше внимания своему ребенку. Если же ни один из вариантов данной семье не подходит, то нахождение малыша на руках придется несколько ограничивать, так как ребенку нужно в первую очередь мама, которая достаточно отдыхает, и пребывает в состоянии покоя.
  2. Создавать дистанцирование от своего ребенка многим мамам приходится в силу того, что они вынуждены рано выходить на работу. Но при этом совершенно отказывать в тактильном контакте малышу ни в коем случае нельзя. Для снижения накала стресса у малютки рекомендуется приучить ребенка проводить время с другими людьми: бабушками, нянями, дедушками. А когда мама приходит с работы, она обязательно должна некоторое время побыть со своим малышом.
  3. Есть и такие мамы, у которых возникают постоянный страх за своего ребенка, и они для того, чтобы ничего не случилось, постоянно держат его на руках. Такое поведение приводит к тому, что постоянный страх испытывает кроха, воспринимая окружающий мир как недружественный и опасный. Такой малыш будет постоянно проситься на руки в любом новом месте.

Прежде, чем изучать вопрос о том, как отучить 3 месячного ребенка от рук, следует понимать, в каком возрасте можно начинать это делать. Постепенно отучать малыша от рук следует начинать приблизительно с 5 или 6 месяцев. Это объясняется тем, что малыш должен активно познавать мир новыми способами, в том числе и при помощи сидения и ползания. Постоянное ношение его на руках может привести к тому, что он будет отказываться от движения, и это негативно скажется на дальнейшем физическом и психоэмоциональном развитии.

Как сделать это правильно

Как новорожденного отучить от рук правильно, не нанеся при этом психической травмы? Для того чтобы отучить малыша от рук, следует проявить некоторые терпения уверенность, но при этом не показывает раздражения агрессивности. Существует множество способов сделать это правильно, когда ребенка отучать от рук получается безболезненно для его психики:

  1. Не следует прерывать телесный контакт слишком резко. Такое действие может встать психической травмой для малыша, он будет рассматривать это как наказание. Действовать следует постепенно и очень мягко.
  2. Одновременно с уменьшением времени проведения ребенка на руках следует с ним постоянно разговаривать, петь ему песни рассказывать стихи и сказки. Это позволит малышу понимать, что мама остается с ним.
  3. Очень полезно повесить над кроватью малыша специальное приспособление, которое называется мобиль. На нём размещаются игрушки, которые постоянно находятся в движении, их следует менять время от времени. Они не только отвлекут карапуза, но и позволят развиваться его вниманию и концентрации.
  4. Независимо от того где находится малыш: на руках, в кроватке или на полу, следует показывать ему картинки и окружающие предметы, одновременно описывая их.
  5. Отвлечь малыша от капризов и желания попасть к маме на руки поможет развивающийся коврик.
  6. Как отучить годовалого ребенка от рук? По мере взросления ребенка во время прогулки желательно не давать ему слишком долго спать. Лучше всего гулять по живописным местам, описывая окружающую природу и людей вокруг. Это позволит сократить время пребывания на руках дома, так как после такой прогулки малютка быстро засыпает и крепко спит.
  7. Если малыш уже ползает, то ему следует постелить одеяло на полу, и вокруг рекомендуется разложить интересные игрушки.

Время бодрствования грудничка на первом месяце жизни невелико. Он много спит и мало «гуляет». Будучи центром внимания, часто малыш проводит на руках все время между просыпанием и засыпанием.

Бывает другая ситуация: у грудничка кишечные колики. Он часто плачет из-за боли в животе. Облегчить страдания малыша можно, взяв его на руки и прижав к себе животиком. Благодаря физическому и человеческому теплу брюшные мышцы ребенка расслабляются, и боль становится меньше. Как правило, колики длятся до 3 или 4 месяцев. После они проходят бесследно (кишечник ребенка подрастает, и образующиеся газики свободно проходят через просвет). Колики уходят, а привычка быть на руках остается.

Подросший малыш не спит уже несколько часов, но не позволяет маме отпускать его с рук, поднимает крик и заходится от плача.

Отучить от рук - становится проблемой после болезни ребенка. Больного малыша (с кашлем, температурой, простудой) часто или постоянно носят и держат на руках. Иногда это становится залогом выздоровления. Но, в итоге, во время болезни формируется зависимость от присутствия мамы и нахождения у нее на руках.

Что делать в такой ситуации и как отучить ребенка от рук в возрасте 3-4 месяцев?

Как отучить ребенка от излишней привязанности к рукам

Чтобы отучить ребенка от излишней зависимости от рук, можно опробовать несколько приемов. Какой из них окажется более действенным, будет зависеть от индивидуальных психических особенностей малыша.

  1. Если грудничок сильно привязан именно к маме, можно попытаться переключить его внимание на другого взрослого члена семьи (хотя бы на некоторое время). Воспользоваться услугами няни, позвать на помощь папу или бабушку, приобщить к воспитанию старшую сестру или тетю. Возможно, что в 3 или 4 месяца малыш не столько зависит от рук, сколько от присутствия мамы. С переключением внимания на другого взрослого отпадет проблема отучить малыша от ручного времяпровождения.
  2. Заменить (сначала частично, потом довести до половины времени бодрствования) пребывание на руках - нахождением рядом. Например, малыш лежит на диване, а мама сидит рядом, гладит его по животику или спинке, делает массаж ручек и ножек. Главное – чтобы сохранились тактильные ощущения от телесного контакта.
  3. С ребенком 3-4 месяцев можно успешно играть. Например, малыш проснулся, перевернулся на животик, плачет и просится на руки. Мама прячется за быльцей кроватки, выглядывает из-за нее и произносит «ку-ку!». И снова прячется. Через некоторое количество пряток грудничок 3 - 4 месяцев включается в игру, перестает плакать и начинает улыбаться.
  4. Отвлечь малыша на время можно яркой музыкальной игрушкой. Большой яркий шар, пищащий резиновый утенок, громкие погремушки. Для детей возрастом старше полугода подойдут юла или тактильные игрушки (у которых нажатием на лапки можно вызвать различные звуки). Игрушечное пианино, руль с кнопочками, говорящая игрушка – тоже прекрасные варианты для отвлечения детей годовалого возраста.
  5. Для детей от полугода подойдут парные игры: катать друг другу мячик, подбрасывать воздушный шар, запускать машинки.
  6. Для большинства детей безотказно работает переключение внимания на экран телевизора. Однако, это метод для безвыходного положения, и длительно использовать его нельзя. В противном случае сформируется еще более неприятная зависимость от просмотра телевизора. Преодолеть ее бывает сложнее, чем отучить ребенка от рук в возрасте 3 или 4 месяцев.

Применять приведенные способы надо постепенно. Для начала одна-две минуты без рук. Затем с каждым днем надо увеличивать на 1-2 минуты время самостоятельного (под наблюдением мамы) гуляния. Нельзя травмировать психику и создавать у малыша страх. Жесткое решение проблемы рук в возрасте 3 или 4 месяцев аукнется в старшем возрасте плохой акклиматизацией в детском саду или школе.

Что делать, если принятые меры не помогают

Если вы приложили все усилия, чтобы отучить ребенка от ваших рук, но не получили желаемого результата в 3 или 4 месяца, рекомендуем расслабиться. Некоторым детям обязательно необходим телесный контакт с мамой в возрасте до года. Это важно для малышей, получивших родовую травму и отстающих в развитии. По мере взросления у ребенка будет появляться много новых интересов. Он будет играть в песочнице, кататься на качелях, наблюдать за животными и тянуться к общению с другими детьми. Если вашему малышу это очень необходимо – дайте возможность получить нужное ему количество телесного контакта.

Для того чтобы освободить руки и при этом держать малыша рядом можно использовать слинг.

Этот удобное изобретение представляет собой длинный прочный отрез ткани, который обматывается вокруг мамы и формирует карман для ребенка. Так же, для обеспечения постоянного телесного контакта, поможет рюкзак-кенгуру. Однако в нем положение малыша ограничено: вертикально вверх лицом к маме или от мамы. В слинге возможны различные вариации: грудничок может спать горизонтально на боку, или быть в вертикальной позе, можно спрятать ручки внутрь или достать их наружу, надеть слинг на спину (для детей старше полугода).

Нужно ли укачивать малыша перед сном

Бывают ситуации, когда малыш может некоторое время сам бодрствовать и развлекать себя игрушками, но при этом отказываться самостоятельно засыпать. В таких случаях даже сонный и уставший младенец не сможет заснуть пока мама его не возьмет на руки. Возникает проблема: как отучить ребенка от укачивания на руках?

Младенец требует внимания, чтобы получить необходимое тепло, любовь, понимание своей нужности и необходимости. Он настойчиво добивается недостающего ему телесного контакта. Поэтому для самостоятельного засыпания без криков мама должна находиться рядом, гладить малыша по головке, петь ему песенки и говорить ласковые слова. Даже не понимая значения слов, ребенок улавливает интонацию, чувствует тепло маминых рук и спокойно засыпает.

Как не допустить привыкания к рукам

Болезнь ребенка часто является психологическим проявлением недостаточного внимания. В это время малыш восполняет необходимое для развития количество любви и ласки. Грудничок в возрасте 3-4 месяцев (и старше) получает недостающее ему человеческое тепло и не соглашается отпускать маму снова.

В такой ситуации отучать ребенка от рук сразу нельзя. Надо разобраться и устранить причины недостаточного внимания взрослых к малышу (старшие дети, домашнее хозяйство) и принять меры для изменения ситуации. И только после этого можно попытаться отучить малыша от ручной зависимости: начинать переключать внимание ребенка на яркие игрушки, интересные занятия или других детей аналогичного возраста.

Если внутрисемейная ситуация не изменится, новые болезни будут спешить на смену старым, усиливая стремление грудничка быть ближе к маме.

Как большая любовь и привязанность формируют зависимость от рук

У многих мам с рождением первенца формируется очень сильная привязанность к нему. Они часто проявляют к малышу свою любовь: берут на руки, носят по комнате или на улице, показывают младенцу птиц, небо, деревья, пруд, собачку на траве или кошечку на лавочке. С одной стороны, такой ребенок быстро развивается. Он испытывает достаточное количество тактильных ощущений, чувствует свою необходимость. У него формируется чувство собственной значимости и уверенность в себе. С возрастом он становится лидером (как правило).

Однако часто (но не всегда) в возрасте 3, 4 месяцев у ребенка формируется зависимость от рук. Он еще не может принять сидячую позу самостоятельно, а на руках у мамы мир выглядит вертикально. Руки мамы дают возможность с интересом обозревать окружающее пространство. Такая зависимость не является патологической, она ослабевает к 5 месяцам, когда малыш начинает становиться на четвереньки, и легко проходит в 6 месяцев, когда малыш начинает сидеть.

В ситуации, когда малышу просто интересно на руках у мамы, важно не допустить ошибку и не удерживать младенца на себе все время его бодрствования.

Чтобы ребенок после 4 месяцев учился ползать и становиться на четвереньки, ему необходимы ежедневные упражнения. Он должен лежать на животе и тянуться за игрушкой, переворачиваться, толкаться ножками от опоры. Все это делается не на руках, а на горизонтальной плоскости.

В заключение

Есть золотое правило, которое формирует оптимальное соотношение внимания и самостоятельности. С самого рождения малыш половину своего бодрствования может проводить на руках, а половину должен провести самостоятельно (под наблюдением взрослого) - лежать, агукать, играть с игрушками или своими ручками. При этом никто не лишает маму возможности наблюдать за своим ребенком и радоваться его присутствию.

Каждая мама хоть раз слышала «не приучай ребенка к рукам, намучаешься». В некоторых случаях это утверждение правдиво, ведь когда мама не может шагу ступить без малыша и как только исчезает из виду, ее кроха начинает капризничать – это не лучшее положение вещей. Давайте разберемся, когда ребенка действительно нужно брать на ручки, а когда проявить женскую хитрость и изобретательность.

Начнем с того, что до 7-8 месяцев ребенку нежелательно отказывать во внимании, ведь быть рядом с мамой – это его основная потребность: 9 месяцев он был в животике, слушал биение сердца, наслаждался теплом и вдруг останется один в этом незнакомом мире?

Эрик Эриксон, известный американский психолог, говорит, что именно в первый год жизни ребенка формируется доверие к окружающему миру, чадо чувствует себя уверенным и защищенным, если мама рядом. Если вы научитесь разграничивать естественные потребности ребенка и сиюминутную прихоть, все будет замечательно, и примерно в 9 месяцев вы просто не удержите чадо на руках, настолько активно оно будет познавать мир.

Приучаем правильно

Прежде всего, старайтесь ребенка не брать на руки, если он сам не просится, исключение – гигиена или необходимость. Если чадо занято игрушками, а к нему подходит мама и берет его, то конечно, внимание сосредоточится на ней. В итоге, малыш настроился на общение, и тут мама снова его отпускает: естественно, кроха будет плакать и проситься обратно.

Если вы кормите грудью, можно научиться кормить лежа: насытившись, чадо само заснет, а вам не придется его укачивать.

Если кроха плачет, а вы уверены, что у него все хорошо (здоров, накормлен, не мокрый), положите ребенка рядом, погладьте его, поговорите спокойным голосом. Если вам нужно уйти, объясните это ребенку, не бойтесь, что он вас не сможет понять.

Раз уж первые полгода придется постоянно носить ребенка, когда же заниматься делами? – спросите вы. Постарайтесь максимально облегчить себе жизнь, тем более что современная бытовая техника способна на многое. Готовьте обед на 2-3 дня, уберите на время ковры или вещи, которые требуют постоянной уборки, не отказывайтесь от помощи родственников. Не лишним будет приобретение слинга, здесь уж довольны все: мама отдыхает, а ребенок находится рядом.

Доказано, что малыши, которые имели тесный тактильный контакт с родителями в первые полгода жизни, лучше развиваются, открыто проявляют эмоции и более привязаны к маме и папе.

Почему ребенок просится к маме?

  • Проголодался. Таким нехитрым способом малыш намекает вам, что пора бы его покормить. Если у мамы проблемы с лактацией, чадо может проситься каждый час, если молока хватает, то промежуток между кормлениями составляет 2-3 часа.
  • Сырость. Капризы – это возможность рассказать маме о насущных нуждах. Если пора поменять подгузник или пеленку, то кроха не будет больше плакать и проситься, ведь ему это делать незачем. Нередко карапуз капризничает, если на коже появились опрелости, кожу нужно помыть, хорошенько вытереть и смазать кремом или специальной присыпкой.
  • Холодно или жарко. Если в вашей квартире часто меняются температуры, груднички просятся на руки. Причем перегревание доставляет ребенку куда больший дискомфорт, чем прохлада, так что кутать или поднимать температуру до огромных высот «чтобы чадо не заболело» все-таки не нужно. В комнате новорожденного днем температура должна составлять 24-25 градусов, ночью – до 22 градусов.
  • Болезнь. Если кроха заболел, то он будет плакать даже на руках. В этом случае нужно искать причину плача: то ли это колики, то ли прорезаются зубки, то ли чадо простудилось. Если ребенок беспрерывно плачет, а вы не можете сориентироваться, обратитесь к врачу.
  • Общительность. Кому не нравится, когда на него обращают внимание, холят и лелеют? Кроха пока не осознает этого, но общаться со взрослыми ему очень нравится. Достаточно пару минут подержать его, а потом опустить в коляску или манежик. Ребенок будет видеть, что мама или папа рядом, и в то же время привыкать к самостоятельности.
  • Испуг. Звуки окружающего мира пока незнакомы ребенку, поэтому любой резкий шум может его напугать. Возьмите кроху, успокойте его, а потом снова положите в кроватку.

Как отучить постепенно?

Многие мамы старательно носят малышей до года, а то и больше, и удивляются, почему же их чадо такое «ручное». В возрасте 9 месяцев кроху нужно постепенно приучать к самостоятельности. Однако сразу лишать его тактильного контакта нельзя, сначала приучите его к игре. Сыграйте с чадом в прятки: прикрывайте крохе глазки платочком, а потом спросите: «где мама?» – покажитесь ему «вот она». Скоро кроха будет сам сдергивать платочек, а вы из соседней комнаты отвечать ему. Нужно развить у ребенка способность представить, что даже если мамы не видно, она недалеко и придет по первому его зову.

Детей годовалого возраста старайтесь не укачивать, а убаюкивать: спойте песенку, почитайте, подержите, дайте любимую игрушку. Ночночок-проектор или светящийся мобиль не позволит чаду испугаться, если он проснется, ведь он не в полной темноте. Если малыш заплакал, обнимите его, приласкайте, но старайтесь не брать на руки.

Стимулируйте развитие крохи, наклоняйте его, чтобы он мог рассмотреть различные предметы: со временем карапуз поймет, что самому исследовать этот мир куда интереснее, чем просто видеть его с мамой. Попробуйте отвлекать внимание ребенка: покачайте коляску, покажите ему игрушку. Кладите ребенка в кроватку как только он начинает засыпать, старайтесь, чтобы он не спал с вами. Если малыш начал хныкать, не забирайте его сразу из кроватки, вполне вероятно, что он через пару минут успокоится и уснет. Старайтесь быть почаще рядышком, улыбаться и поглаживать ребенка, целовать, но без особой нужды не поднимать. Развивающие коврики и манежи тоже могут на время отвлечь внимание малыша и при этом сделать его самостоятельным исследователем. Проявите терпение и понимание и все обязательно получится!



Публикации по теме