Коммуникативные танцы для дошкольников. «Использование коммуникативных игр и коммуникативных танцев в музыкальном воспитании дошкольников

Светлана Серебренникова
Методическое пособие «Коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Аюна»

Методическое пособие «Подвижные коммуникативные игры-танцы в музыкальном развитии детей »

Музыкальный руководитель : Серебренникова Светлана Михайловна

«Организация положительной эмоциональной обстановки создает благоприятный климат, способствует развитию эмоционально - волевой сферы детей , вызывает у них чувство удовольствия и побуждает к общению, формируя интересы и потребности» Б. Т. Лихачев

Аннотация

Данные методическое пособие разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта, опыта А. И. Буренниной и авторской педагогической методики Данная работа может оказать помощь педагогам – практикам, организаторам воспитательной работы с детьми для совместных игр-танцев детей с родителями или детей разного возраста на праздниках или развлечениях (дошкольники, учащиеся младших классов) Данное методическое пособие рассматривает вопросы

Введение

Актуальность

1.1. Особенности развития коммуникативной деятельности у детей

1.2. Показатели развития коммуникативной

1.3. Использование коммуникативных

Заключение

Список литературы

Введение

Эпоха глобальных перемен, пришедшая на смену относительной стабильности как в сферах экономики и идеологии, так и в более тонких сферах нравственности и морали, вынужденно создают новый тип более пластичного и гибкого человека. В процессе адаптации к современному миру и современным отношениям рождается необходимость развития творчески активной личности, принимающей на себя определенные социальные роли, вступающей в различные социальные отношения, и реализующей в своей коммуникативной деятельности положительные эмоционально-волевые качества.

Общение – одна из основных психологических категорий. Человек становится личностью в результате взаимодействия с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психологических функций. Умение ребёнка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника, но и самого себя.

Дошкольное детство представляет важный период в становлении личности ребёнка, в том числе в его коммуникативном развитии . В детском саду коммуникативное развитие осуществляется во всех видах детской деятельности : коммуникативной , познавательной, продуктивной, двигательной, музыкально – художественной .

Музыкальная деятельность даёт возможность эффективно развивать коммуникативные способности на любом возрастном этапе дошкольного детства. Большое влияние на становление данной сферы оказывает развитие нравственно – эмоционального мира ребёнка, ведь музыка – искусство , обращённое к душе человека, что даёт возможность эффективно использовать её в коммуникативном развитии детей .

Особая роль в программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой уделяется игровой деятельности как ведущей в дошкольном детстве (А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин и др.)

Актуальность

Возрастает также внимание педагогов к проблеме развития творческих

способностей ребенка в различных областях деятельности. В этих условиях

мы расширяем поиск эффективных форм работы с детьми. В наше время

все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или

расторможен) и, как следствие, проблемы с общением. Поэтому педагогам

следует заботиться о развитии его социально - эмоциональном

воспитании дошкольников, о формировании у детей таких качеств , как

коммуникабельность , активность, самостоятельность, инициатива.

В этой связи актуальным является поиск методик , направленных на

создание у ребенка системы психологических установок для решения

проблем, возникающих в процессе его взаимодействия с окружающим

Основной проблемой, с которой сталкивается нормально развивающийся ребенок уже в раннем возрасте, является проблема установления взаимоотношений со сверстниками, со значимыми для него взрослыми людьми. Решение ее осуществляется в общении, которое становится важным каналом получения информации о внешнем мире и основой, на которой строится здание всей последующей жизни личности. Общение является важнейшим фактором и неотъемлемым условием нормального психического развития ребенка (Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Р. С. Буре, Л. Н. Галигузова, А. В. Запорожец, Е. Г. Злобина, М. И. Лисина, Т. А. Репина, З. С. Целенко, и др.). Поэтому с такой тщательностью подбираются меры воспитательного воздействия и обучения, но и они не могут предотвратить столкновение ребенка с конфликтами и проблемами современного общества. Большие резервы в деле приобщения детей к миру духовной красоты скрыты в коммуникативной музыкально –игровой деятельности с ее радостной эмоциональностью, образностью, моторной активностью, коллективностью участия, развитием творческой инициативы, разнообразными воспитательными и творческими возможностями. Музыкальные игры занимают достаточно много времени, поэтому их целесообразнее использовать в досуговой деятельности старших дошкольников и школьников. Данный подход к означенной проблеме способствует реализации следующих педагогических функций музыкально -игровой деятельности :

Познавательной;

коммуникативной ;

Рекреационной;

Компенсаторной;

Креативной;

Эстетической.

Иначе говоря, музыкальные игры в досуговой деятельности дают детям одновременно возможность развлечения , развития личности и отдыха . Коммуникативная музыкальная деятельность является одним из важнейших способов получения информации о внешнем мире и способом формирования личности ребенка, ее познавательной и эмоциональной сферы.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом развития сложных коммуникативных связей детей , умений общаться не только с отдельными детьми, но и с коллективом сверстников, со взрослыми, в соответствии с социально одобряемыми нормами поведения.

Именно в дошкольном возрасте закладываются основные формы поведения и общения, складывается детский коллектив, законы существования которого требуют более развитой системы коммуникативных навыков . В данном случае коммуникативные игры –танцы и творческой деятельности детей этого возраста . Среди всех видов деятельности музыкальная игра - самый уникальный вид деятельности детей дошкольного возраста.

Цель настоящей работы :

Теоретическое обоснование проблемы развития музыкальной коммуникативной деятельности детей , осуществление связи теории с практикой на музыкальных занятиях и в досуговой деятельности. Формирование активного творческого восприятия музыки у детей через способность получения наслаждение от контакта с музыкой , игрой,

совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным .

Глава 1. Теоретические аспекты развития музыкальной коммуникативной деятельности детей

1.1. Особенности музыкальной коммуникативной деятельности у детей

Коммуникативная музыкально – игровая деятельность тесно связана со всеми видами музыкальной деятельности : восприятием музыки , исполнительством, и творчеством. В процессе музыкально - игровой деятельности детском сознании возникают естественные закономерности ассоциации музыки с другими видами искусства, а также с самой жизнью, которые формируют эстетический взгляд и формируют культуру ребенка. Это является доказательством огромных педагогических возможностей музыкально-игровых методик . Фактически они дают ребенку ключ к восприятию, постижению образного мира, что является важной предпосылкой к формированию интегративных качеств личности, а следовательно действительно развитого во всех отношениях человека. Поэтому все виды игр предлагаемых в данном пособии являются дидактическими, так как они представляют собой часть методики музыкального воспитания как педагогической науки и опираются на следующие принципы : единство воспитательных, обучающих, развивающих целей и задач , психологическая комфортность, научная обоснованность и практическая применимость, интеграции образовательных областей, «минимакса» (разноуровневое музыкальное развитие детей - в соответствии со своими природными возможностями).

Важной особенностью коммуникативных танцев-игр , является простота исполнения, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания. Коммуникативные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу

В этих танцах- играх, есть игровые сюжеты, что еще больше облегчает их запоминание. Есть еще одно важное направление подобного материала– это коррекционная работа с детьми. Поскольку данный материал является доступным, привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать и в коррекционную работу с детьми имеющими различные патологии развития (т. к. у детей с проблемами развитии нарушена эмоциональная сфера). Выявленные особенности предметно-практического взаимодействия дошкольников в музыкальной коммуникативной игре могут рассматриваться как диагностические. Она дает возможность одновременного выявления уровня развития музыкальных способностей и уровня социально – психологического развития ребенка . Простая фабула позволяет ребенку выстраивать свой вариант развития сюжета игры , что поддерживает на высоком уровне интерес к игре и высокую активность играющих. Музыкальная игра-общение равных . Отмеченные особенности музыкальной коммуникативной игры , как и игры в целом придают ей особенное педагогической значение. Она –

Фактор развития ребенка ;

способ приобщения ребенка к миру музыкальной и общей культуры ;

Щадящая форма обучения ребенка жизненно важным для него основам общения;

Мягкая коррекция воспитанности ребенка и незаметное вовлечение его в ценностную политру человеческих отношений;

Деликатное диагностирование социально – психологического и музыкального уровня развития ребенка ;

способ формирования гуманистической атмосферы в детском коллективе;

способ подарить ребенку радость и эстетическое наслаждение от игры .

1.2. Показатели развития коммуникативной компетенции в детском возрасте.

Коммуникативные игры - это игры с использованием музыки , основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств. А по сути это - синтез музыки с речью , движением, с тактильными и зрительными ощущениями ребёнка. К ним относится практически весь детский фольклор - частушки, потешки, прибаутки. Это может быть и обычная сюжетно-ролевая игра, но - с включением песенок, танцев, шутливых выразительных действий участников. Основанные на методах и приёмах , найденных немецким композитором и педагогом Карлом Орфом, музыкальные коммуникативные игры (Орф-педагогика) успешно развивают принципы игровой народной педагогики. А главное - они помогают социальному и духовно-нравственному развитию детей .

В коммуникативных танцах - играх (помимо развития музыкального слуха , выразительности движений, ориентировки в пространстве) могут быть реализованы следующие направления воспитательной работы :

развитие динамической стороны общения : легкости вступления в контакт : инициативности, готовности к общению;

развитии эмпатии , сочуствия к партнеру; эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;

развитие позитивного самоощушения, что связанно с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки.

Основным показателем использования в практике коммуникативных игр является желание детей играть , танцевать, общаться с музыкой , радость и удовольствие, которое они получают от совместной деятельности в процессе игры .

1.3. Использование коммуникативных танцев-игр в педагогической практике

Коммуникативные игры производят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и нормализации социального климата в группе, в детском коллективе. Использовать их можно в самых разнообразных формах работы с детьми и на праздниках, а на развлечениях и при непосредственной образовательной деятельности :

это танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания (кто лучше сыграет, спляшет)

их с успехом можно использовать для совместных игр-танцев с родителями. Это особенно актуально для настоящего времени, поскольку совместные праздники и развлечения с родителями стали проводится повсеместно. На таких праздниках родители не только гости и зрители, но и активные исполнители, принимающие участие в различных танцах и играх вместе с детьми.

этот материал может быть использован на праздниках, где собраны дети разных возрастов.

Движения и фигуры в танцах и плясках очень просты, доступны для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё больше облегчают их запоминание. Можно сказать, что основные ключи к организации детских досугов – это три «И» - Интеграция, Игра, Импровизация. Коммуникативные знания , умения, навыки я развиваются у детей во всех видах музыкальной деятельности , через использования следующие методы : наблюдение, естественный эксперимент, беседа, тестирование, анкетирование.

Для успешного выполнения работы применяются различные формы организации деятельности детей (совместная деятельность педагога с детьми, самостоятельная деятельность детей , совместная деятельность с семьёй).

На музыкальных занятиях и в досуговой деятельности для развития коммуникативных умений и навыков используются хороводы, народные круговые танцы, игры приветствия , коммуникативные телесные и контактные игры , народные хороводные игры .

В пении и песенном творчестве полезны приёмы, развивающие умение слушать товарища и подстраивать свой голос под его пение, такие, как пение по очереди, пение в небольшых ансамблях, с солистами, творческие задания («Придумай и спой песенку» , «Закончи мелодию» , дидактические игры «Передай звук по цепочке» , «Весёлый бубен» .

Музыкальные коммуникативные игры

Музыкальные коммуникативные

Танцы со сменой партнёров

Несложные фольклорные танцы со сменой партнёров можно рассматривать как одну из форм . Такие танцы есть в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, несложные для запоминания даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что ещё более облегчает их запоминание. В качестве коммуникативных упражнений эти простые танцы весьма полезны.

Изучение психологами межличностных отношений детей показало , что в детском коллективе есть так называемые звёзды, а также «пренебрегаемые» и «изолированные» . Причины такого разделения бывают разными, последствия - порой весьма печальны для ребёнка. Дети с высокой популярностью, «звёзды» , могут зазнаться, стать излишне самоуверенными. Тогда как «пренебрегаемые» и «изолированные» испытывают эмоциональный голод, обиду, становятся замкнутыми, отчуждёнными, эгоцентричными людьми.

Танцы-игры со сменой партнёров снимают эти барьеры и искусственные ярлыки, создавая для всех равные условия общения. Дети с заниженной самооценкой в таких танцах чувствуют себя полноправными членами коллектива. Дети, которые лидируют в группе и привыкли пренебрегать «тихонями» и «задирами» , открывают для себя, что они вовсе не плохие, а такие же, как все.

В основе танцевальных сюжетов - образы дружелюбия, партнёрской поддержки, одобрения друг друга в ситуации коллективного взаимодействия. Фигуры танцев - это в основном естественные жесты и движения, которые в житейском обиходе выражают доброжелательное, открытое отношение людей друг к другу, воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт танцующих ещё более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и в целом нормализации социального микроклимата в детском коллективе.

Напомним, что в фольклорной традиции нет разделения на исполнителей и зрителей, и все присутствующие являются участниками и создателями игрового действия. Этот исключает процесс оценивания, раскрепощает ребёнка и наделяет самостоятельным смыслом его участие в танце-игре.

Детство – время активного формирования социально-психологических основ личности, приобщения к человеческой культуре, воспроизводства социального опыта. Усвоение ребёнком норм общения, овладение навыками индивидуальной и коллективной работы, умение принимать и любить себя, доброжелательно относиться к окружающему миру – факторы, определяющие его дальнейшую судьбу, возможность в будущем чувствовать себя успешным и достойным членом общества, полнее реализовать себя.

Отечественной педагогикой и психологией признано, что сферой социального творчества ребёнка, где закладываются основы для его полноценного социального общения, является совместная игра с другими детьми.

Участие в совместных с другими детьми играх закладывает у ребёнка основы для полноценного социального общения, умения понимать других людей и себя. Игра – выверенный веками, народным опытом фактор социализации личности, коммуникативного развития детей .

Серьёзной проблемой в условиях современного города является постепенная потеря традиций, не только фольклорной, но и совместной детской игры вообще . Современные компьютерные игры нацеливают детей на игру ради выигрыша , дезорганизуют их в границах дозволенного и недозволенного, развивают стремление к доминированию, самоутверждению любой ценой, и, таким образом, имеют асоциальную направленность.

Коммуникативное развитие детей , посредством музыкально- коммуникативных , фольклорных игр, возрождение игровой практики в ДОУ - особая задача.

Один из оптимальных путей решения основной задачи - творческое развитие музыкально- коммуникативным играм как к воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребёнка . При организации коммуникативных музыкальных игр , направленных на развитие социальных качеств ребёнка, необходимо учитывать особенности музыкального развития детей на различных возрастных этапах, а именно – физиологические особенности детского голоса, физические, двигательно-координационные способности ребёнка .

Судьбы игр не одинаковы. Одни из них исчезают, теряя свое былое значение, другие трансформируются в современные варианты, развиваются . К сожалению, многие фольклорные игры теряют привлекательность для современных детей , хотя и широко внедряются в ДОУ. Под руководством воспитателя дети играют в них охотно, но за стены ДОУ не выносят. Радио, телевидение, современная музыкальная среда вытесняют фольклорные образы. Для педагога в этой ситуации особой задачей является возрождение игровой практики в ДОУ. Один из оптимальных путей решения этой задачи – творческое развитие принципов народной педагогики, обращение к музыкальным коммуникативным играм как воспитательному средству, социализирующему и развивающему личность ребенка .

Детские игры основаны на простых движениях : шаг, ходьба, бег, легкие прыжки, приседания, хлопки, притопы, покачивания с ноги на ногу. Основная фигура, в границах которой развертываются детские игры – круг , движения диктуются текстами песенок и связаны с изображением их персонажей – птиц, животных – в прибаутках или самих частей тела.

Одной из ведущих задач детских фольклорных игр является развитие коммуникативных навыков ребенка , обогащение возможностей его социального общения. В этом смысле детский игровой фольклор раскрывает механизмы реализации социально-адаптационного потенциала искусства.

Так, фольклорные игры подсказывают нам , что ребенок к четырехлетнему возрасту способен научиться переходить от состояния напряжения и возбуждения к расслаблению и успокоению с помощью соответствующих действий : широких потягивающих движений всем телом, плавных, волнообразных движений руками, временного пребывания в статической позе – «замирания» . Игры научают ребенка этому полезному качеству саморегуляции и контроля за своим состоянием. Многие из них предусматривают развитие у детей тактильных ощущений : познание силы прикосновений, их возможностей в регуляции собственного эмоционального состояния и налаживании доброжелательных контактов с окружающими.

Своеобразными тренингами на преодоление микростресса являются игры , в которых догоняют, ловят, «пятнают» . Игр подобного рода много : «Гори, гори, ясно» , «Кривой петух» , «Бубен, бубен – долгий нос» , «У медведя во бору» и др. Почти все эти игры сопровождаются несложными распевами и интонационно- выразительными приговорами, которые помогают организовать игру ритмически, а также задают игровые движения.

В процессе обыгрывания фольклорных песенок с помощью выразительных движений дети учатся соотносить эмоциональную окрашенность интонации с ритмикой и пластикой своего тела. Опора на этот прием, подсказанный народной педагогикой, поможет развить выразительность речевой интонации, явится основой для формирования эмоциональной культуры, навыков невербальной коммуникации .

В будущем это откроет возможность ребенку к полноценному социальному общению, самореализации и успешности в жизни. Произведения детского игрового фольклора с этой точки зрения представляются сферой социального творчества ребенка, фактором социализации личности.

Мониторинг развития коммуникативных качеств у детей старшего возраста

Направления по развитию у детей навыков общения :

Развитие динамической стороны общения;

Легкость вступления в контакт;

Инициативность;

Стремление готовности к общению;

Развитие эмпатии ;

Сочувствие партнеру;

Эмоциональность и выразительность невербальных средств общения;

Развитие позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощенности, уверенности в себе, ощущения собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, сформированной положительной самооценки

Нестеренко Наталья Игоревна Музыкальный руководитель МАДОУ «Детский сад компенсирующего вида №1» г. Балаково Саратовской обл.

В настоящее время встречается всё больше детей с неадекватной самооценкой, ребёнок зажат, либо расторможен, вследствие чего возникают проблемы с общением. Поэтому педагогам следует заботиться о социально-эмоциональном развитии дошкольников, о формировании таких качеств, как: коммуникабельность, активность, самостоятельность, инициативность. Освоение ребёнком культуры, общечеловеческого опыта невозможно без взаимодействия и общения с другими людьми. Через коммуникацию происходит развитие сознания и высших психических функций. Дошкольный возраст это важнейший этап в развитии личности. Играя, занимаясь, общаясь с взрослыми и сверстниками, ребёнок учится жить рядом с другими, старается учитывать их интересы, правила и нормы поведения в обществе, т.е. становится социально компетентным. Основной целью в работе с детьми является формирование у ребёнка активного творческого восприятия музыки, способности получать наслаждение от контакта с музыкой, игрой, совместных действий сверстников, воспитывая доброжелательность и умение быть коммуникабельным. Этому способствуют музыкальные коммуникативные игры.

Музыкальные коммуникативные игры - это игры с использованием музыки, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления их индивидуальных качеств, развития чувства ритма, звуковысотного слуха, диатонического слуха, вокального и танцевального творчества детей. Через коммуникативные музыкальные танцы - игры эффективно реализуются следующие задачи:

  1. Развитие динамической стороны общения: лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению со сверстниками.
  2. Развитие эмпатии, сочувствия к партнеру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения.
  3. Уверенность в себе.

Коммуникативные танцы - игры это, в основном, танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, смену партнеров, игровые задания, соревнования (кто лучше пляшет) и т. д. Происхождение этого материала связано с фольклором разных народов. Впоследствии использование подобных плясок при проведении досугов с детьми и взрослыми породило множество вариаций.

В работе с детьми можно использовать следующие коммуникативные игры: Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?» - данная игра позволяет успешно адаптироваться ребёнку в группе. Например, во время игры дети стоят в кругу и поют «Мы сегодня, мы сегодня, мы сегодня собрались» , один ребенок в это время - ведущий идёт по кругу, по окончании музыкальной фразы подходит к ребёнку и поёт: «Ты кто?» , ребенок-участник поёт своё имя. Ведущий встаёт на место отвечавшего ребёнка, тот становится ведущим, идёт по кругу, игра продолжается. «Игры-фантазии» направлены на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах. Например, во время игры «Нарисуй музыку» детям предлагают выразить свои чувства, мысли, ощущения, возникшие под впечатлением услышанной музыки и придумать сюжетную картину к ней в паре или в группе из 3-5 человек. Дети договариваются в процессе придумывания и выстраивания общей сюжетной линии, выражают свои музыкальные впечатления в рисунках. Можно оформить выставку детских творческих работ «Мы рисуем музыку» . «Игры-массажи» построены на тактильных ощущениях, исполняются в парах, дети договариваются, кто первый делает массаж под музыку. Игры на развитие танцевального и вокального творчества («Зеркало» , танец - игра «Если нравится тебе, то делай так!» , «Придумай песенку воробья» и др.) побуждают детей к совместному придумыванию танцевальных композиций, несложных музыкальных мелодий.

Наиболее популярной формой коммуникативных музыкальных игр являются танцы со сменой партнеров, которые встречаются в фольклоре разных народов. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения даже маленьким детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает их запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствуют повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Поскольку подобные танцы построены в основном на жестах и движениях, которые в житейском обиходе выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг другу, то в целом они воспроизводят положительные, радостные эмоции. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, еще более способствует развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в детской группе. Коммуникативные танцы: «Приглашение» , «Вот и поздоровались» , «Потанцуй со мной, дружок» , «У меня, у тебя» , полька «Ну и до свидания!» «Лавата» , «Танцуем с мамой» , «Музыкальный паровозик» другие. Это несколько несложных танцевальных движений, включающих элементы невербального общения и импровизации, направленных на формирование и развитие взаимоотношений с партнерами и группой. В этих танцах развивается легкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению.

Ценность и польза коммуникативных танцев - игр очевидна. Использовать их можно и нужно в самых разнообразных формах работы с детьми − и на НОД, и на праздниках, и на развлечениях. Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими различную патологию развития.

Особенно актуально использовать коммуникативные танцы - игры при проведении совместных праздников с родителями, где родители не только гости, но и активные исполнители.

Картотека

«Коммуникативные танцы для детей дошкольного возраста

ВЕСЕЛЫЕ РЕБЯТА

Для группы детей 5-7 лет Музыкальное сопровождение - литовская народная мелодия

Задачи: развитие слухового и зрительного внимания, координации движений, чувства ритма, ориентировки в пространстве, общительности.

Реквизит: бутафорская гармошка.

И. п. - дети стоят парами по кругу.

1 фигура Музыка А. Бег по кругу в парах.

Музыка В. Дети поворачиваются лицом друг к другу. Девочки держатся за юбочку, слегка разводя в стороны ее концы, у мальчиков руки за спиной.

1 фраза. На счет «раз-и-два» - 2 раза ударить носком правой ноги о пол, затем 3 притопа на месте.

2фраза - то же левой ногой, затем 3 притопа на месте.

3фраза - 3 хлопка справа от головы, затем то же слева.

4фраза - кружение в парах (руки «лодочкой»).

Повторение музыки - повторение хлопков справа и слева, а затем мальчики делают жест «до свидания», а девочки перебегают к другому партнеру (по линии танца).

2-4 фигуры

Повторение движений 1 фигуры, только на последние такты 4 фигуры дети становятся в общий круг, а в центр круга заходит Гармонист (в руках - бутафорская гармошка).

Музыка А. Дети бегут по кругу, взявшись за руки, а Гармонист «играет», стоя в центре круга.

Музыка В. Дети выполняют движения 1 фигуры, только лицом в центр круга. Вместо кружения подбегают к центру.

На повторение музыки повторяют хлопки и отбегают от центра, Гармонист становится в общий круг.

Музыка А. Дети бегут «змейкой» вперед на зрителя за Гармонистом.

Музыка В. Дети останавливаются шеренгами лицом к зрителям.

Повторяют движения соответственно музыке. После хлопков кружатся на месте по одному, в конце поворачиваются к зрителям и поднимают руки вверх.

ИГРА С ПЕРЕСТРОЕНИЯМИ

Для детей 6-8 лет Музыкальное сопровождение- мелодия песни «Веселый путешественник»

Реквизит: флажок или специальный дирижерский жезл, которым дирижируют военным оркестром.

Задачи: формирование навыков перестроения в пространстве зала, навыков координации движений рук и ног при ходьбе, развитие ритмического слуха, воспитание внимания, быстроты реакции, самостоятельности.

В игре принимает участие группа детей (16-24 чел.). Каждый знает свою пару. Ребенок, который остался без пары, становится ведущим (Дирижером). В руках у Ведущего флажок, которым он размахивает в такт музыке (импровизация движений).

Ведущий, стоя у центральной стены зала, марширует на месте и размахивает флажком в такт музыке. Остальные дети строятся в две шеренги вдоль боковых стен зала, каждый напротив своей пары. (Рис. 1).

2-3-я фразы - повторение движений на 1-й фразы (всего 3 шага вперед).

4-я фраза - отбегают назад.

Повторение музыки В

1-я фраза - все делают энергичный шаг вперед и продолжают маршировать на месте.

2-я фраза - то же.

3-4-я фразы - подходят друг к другу и становятся парами по центру зала (если зал узкий, дети успеют поменяться местами или покружиться).

Дети расходятся парами на круг (пара направо, пара налево). (Рис. 2).

На последнюю фразу - кружение в парах (шагом) и к концу стать лицом друг к другу на расстоянии нескольких шагов. Ведущий становится в центр круга и продолжает дирижировать.

Повторение движений в соответствии с музыкой в парах по кругу. На последнюю фразу на повторение музыки В меняются местами (шагом). Ведущий, стоящий в центре круга, меняет ритм движений (импровизирует).

Дети идут парами по кругу. Ведущий идет внутри круга противоходом. (Рис. 3).

Повторение движений 2 фигуры.

Дети идут по кругу противоходом (стоящие во внутреннем кругу - против линии танца, а стоящие во внешнем кругу - по линии танца). Ведущий выходит за круг и идет вдоль круга против линии танца. (Рис. 4).

Повторение движений 2 фигуры. На последнюю фразу все перестраиваются в общий круг. Ведущий становится в круг.

Заключение

Ведущий на сильную долю передает флажок стоящему по кругу справа, после этого сам уходит из круга и садится на место. Далее каждый ребенок, у которого в руках оказывается флажок, выполняет то же самое. Тот, у кого с окончанием музыки оказывается в руках флажок, становится ведущим (либо выигрывает приз - игровое окончание, аналогичное танцу «Ручеек с платочком»). (Рис. 5).

рис5.

танцы со сменой партнера («Озорные пары», «Счастливые гномики»

ВЕСЕЛЫЕ ПАРЫ

Для детей 5-8 лет Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Четыре таракана и сверчок»

Задачи : развивать слуховое внимание, чувство ритма, способность различать части музыки, ориентировку в пространстве. В пляске участвует 16-24 ребенка.

На вступление дети становятся в общий круг (каждый возле своей пары).

Музыка А. Дети, держась за руки, бегут по кругу. (Рис. 1).

рис1.

1-я фраза - на сильную долю все делают хлопок в ладоши, на слабую долю разводят руки в стороны и хлопают в ладоши соседей (всего 4 раза).

2-я фраза - держась за руки, делают 4 приставных шага вправо.

3-я фраза - повторение движений 1-й фразы.

4-я фраза - 4 приставных шага влево.

5-я фраза - на пружинке качают соединенными руками вниз-вверх.

6-я фраза - опираясь на носки, переводят пятки вправо-влево, слегка приседая, двигая тазом вправо-влево. Руки, согнутые в локтях, двигаются противоходом (твистовое движение).

  1. Музыка А. Дети бегут за ведущими по двум кругам. (Рис. 2). На проигрыш останавливаются и поворачиваются лицом к центру (подравняться в кругах).

рис2

Дети бегут за ведущими в четырех кругах (ориентируясь по углам зала). (Рис. 3).

рис3

На проигрыш останавливаются лицом к центру кругов (ногами слегка пружинят в такт музыке).

Музыка В - повторение движений 1 фигуры.

Дети бегут парами по кругу. (Рис. 4).

рис4

На проигрыш останавливаются лицом друг к другу (мальчик стоит спиной в круг, девочка - лицом).

1-я фраза - хлопки в ладоши друг к другу (любой вариант).

2-я фраза - меняются местами, двигаясь вправо приставным шагом (более простой вариант - кружение в парах шагом).

3-4-я фразы - повторение движений.

5-я фраза - попеременно тянут к себе соединенные руки (как «пила»).

6-я фраза - повторение движений 1 фигуры.

Музыка А - дети бегут врассыпную по одному, к концу музыки А находят любого партнера и становятся с ним в пару. (Рис. 5).

рис5

Музыка Б. Повторение движений 4 фигуры.

Дети бегут врассыпную по одному.

Заключение

1-й вариант - обнимаются.

2-й вариант- садятся на пол, дрыгают ножками, в конце - ложатся на пол, руки в стороны, расслабляющие движения руками и ногами, в конце -лежать и не двигаться (отдыхают)

Приложение 3 - сюжетные танцы-игры («Сапожники»,

АЙ-ДА САПОЖНИКИ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Веселый пастушок»

Задачи: развитие чувства ритма, внимания, ловкости и четкости движений, ориентировки в пространстве, воспитание коммуникативных навыков.

Реквизиты: стульчики по количеству участвующих девочек, которые стоят по кругу спинкой к центру.

Вступление

Дети выходят парами: мальчик (Сапожник) и девочка.

Мальчик подводит девочку к стульчику, девочка присаживается, положив правую ногу на левую, а мальчик опускается на одно колено* перед девочкой. Двумя руками как бы держит молоток.

Мальчик имитирует 3 удара молотком по правому каблучку, на счет «четыре» девочка перекладывает левую ногу на правую. На повторение музыки мальчик «ударяет молоточком» по левому каблучку (с другой стороны). На счет «четыре» девочки и мальчики встают.

И. п. - дети стоят парами лицом друг к другу и держась за руки («лодочкой»).

фраза - 2 раза ударяют каблуком правой ноги о пол, затем 3 притопа.

фраза - то же левой ногой.

фраза - кружатся шагом.

фраза - девочка снова садится на свой стульчик, жестом провожает мальчика, который в это время переходит к другой девочке (по линии танца).

2-6 фигуры - повторение движений 1 фигуры

Гуляют парами в свободных направлениях и уходят на места. Мальчики уносят стульчики на место, с поклоном прощаются с девочками.

ПОИГРАЕМ ВЕСЕЛЕЙ!

Для детей 6-8 лет

Музыкальное сопровождение - р. н. м. «Тень-тень, потетенъ»

Задачи: развитие слухового внимания, умения слышать музыкальные фразы. Участвует вся группа. Ведущий - взрослый или ребенок.

Реквизиты: 10 карточек с изображением музыкальных инструментов, колокольчик.

Вступление

Дети строятся в 4 шеренги вдоль стен зала. Руки переплетают «корзиночкой».

1-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут к противоположной шеренге (6 шагов), в конце фразы делают 3 притопа, в этот момент кланяются - кивок головой. (Рис. 1).

2-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, идут спиной назад (возвращаются на свои места), в конце фразы также делают 3 притопа на месте.

3-8-я фразы - те же движения повторяют дети, стоящие в других шеренгах.

Проигрыш

Дети идут и перестраиваются в общий круг, берутся за руки. В этот момент в центр круга входит Ведущий. У Ведущего в руках 10 карточек с изображением народных музыкальных инструментов (балалайка, ложки, гармошка, дудочка, дрова, трещотка, бубенцы и др.). В этот же момент Ведущий передает одному из детей, стоящих в общем круге, колокольчик.

И. и. Дети стоят в общем кругу. В центре - Ведущий.

Ведущий показывает карточку с музыкальным инструментом, и остальные дети, стоящие в кругу, имитируют движениями игру на данном инструменте. Ведущий меняет карточку с каждой новой фразой (соответственно меняются и движения: 10 фраз - 10 инструментов).

В это время ребенок с колокольчиком бежит за кругом (Рис. 2) и с концом фразы останавливается позади другого ребенка, позвонив колокольчиком у него за спиной.

Затем дети меняются местами. Теперь другой ребенок бежит с колокольчиком за кругом и также с окончанием музыкальной фразы останавливается позади кого-либо из детей. Так происходит до окончания всей музыки. В самом конце, на замедление, ребенок с колокольчиком забегает в центр круга и звенит колокольчиком.

«РУЧЕЕК» С ПЛАТОЧКОМ

Для детей 6-8 лет. Музыкальное сопровождение - р. н. м. «Гори, гори ясно»

Задачи: развитие слухового внимания, чувства ритма, умения слышать музыкальные фразы, ориентировки в пространстве. Воспитание коммуникативных навыков - умение выбрать партнера.

Реквизит: яркий платочек.

Вступление - дети становятся в пары по центру зала, соединенные руки поднимают вверх. У Ведущего (у которого нет пары) в руках платочек. Ведущий становится сзади всех. (Рис. 1).

рис.1

Ведущий начинает игру в «Ручеек» - проходит между парами и выбирает себе пару, передавая платочек тому, кто остался без пары. Эти движения повторяются до конца музыкальной части.

Отыгрыш - перестраиваются в круг (дети расходятся направо и налево - рис. 2).

Рис 2 рис3.

Затем идут по кругу.

1-2 фразы - дети идут по линии танца пружинящим шагом. (Рис. 3).

3-4 фразы - идут в другую сторону.

5 фраза - идут за ведущим, у которого в руках платочек, закручивая спираль. (Рис. 4).

Рис 4. Рис.5

6 фраза - поворачиваются в другую сторону и раскручивают спираль, становясь снова в круг.

Отыгрыш - ведущий передает вправо по кругу платочек (из правой руки в правую руку соседа, стоящего справа, мягко, с легким поклоном). Тот, кто передал платочек, спокойным шагом выходит из круга и идет на место. (Рис. 5). Так происходит передача платочка по кругу (на каждый счет), и дети постепенно расходятся на места. Тот, у кого после окончания музыки останется в руках платочек - победитель, который получает приз или становится Ведущим при повторении игры.

ПЛЯСКА «ПРИГЛАШЕНИЕ»

Для детей 5-8 лет « Музыкальное сопровождение - мелодия песни «Два цыпленка»

Участвует вся группа детей.

Задачи: развитие слухового внимания, самостоятельности, ориентировки в пространстве, чувства ритма, навыков невербального общения, культуры поведения.

И. п.: дети стоят в двух шеренгах вдоль боковых стен зала, держась за руки (руки внизу).

Вступление

1-я фраза - дети, стоящие в 1-й шеренге, делают 2 шага навстречу к другой шеренге, затем 3 притопа. (Рис. 1).

2-я фраза - то же назад (спиной).

3-4-я фразы - эти же движения выполняют дети, стоящие во 2-й шеренге.

1-я фраза. Ведущий ребенок из 1-й шеренги бежит к детям, стоящим во 2-й шеренге, и в конце фразы приглашает на танец кого-либо из детей (мальчик - девочку и наоборот).

2-я фраза - дети парой отбегают в центр зала.

Повторение 2-й фразы - дети кружатся либо выполняют любые плясовые движения (хлопки, пружинки и т. д.).

1-я фраза. Дети из первой пары бегут вдоль обеих шеренг и приглашают других детей.

2-я фраза - повторение движений 1-й части, только уже танцуют две пары.

Движения повторяются, пока не будут приглашены на танец все дети (16 человек).

1-2-я фразы - дети бегут по кругу парами и становятся в общий круг (те дети, которых не успели пригласить, тоже бегут за остальными и становятся в общий круг в пары). (Рис. 2).

рис.2

Повторение 2-й фразы - кружение в парах (любой вариант кружения - по выбору педагога или детей).

1-2-я фразы - мальчики поворачиваются лицом в круг и, стоя на месте, имитируют игру на гармошках. Девочки на 1-ю фразу двигаются топающим шагом (руки «полочкой») в центр крута. На 2-ю фразу также возвращаются на места (топающим шагом, повернувшись лицом к мальчикам).

На повторение музыки - кружатся в парах.

1-я фраза - мальчики двигаются в центр круга топающим шагом (руки на поясе).

2-я фраза - мальчики также возвращаются на места (повернувшись лицом к девочкам).

В это время девочки стоят, повернувшись лицом к центру, и на пружинки выполняют полуобороты вправо и влево (руки «полочкой»). На повторение музыки - кружение в парах.

Заключение - выполняются те же движения, как и на вступление, только в общем кругу по направлению к центру и назад - 2 раза. (Рис. 3).

Рис. 3

Со второй половины XX века особое место в педагогике занимает направление, изучающее влияние музыки на детей с различными проблемами в развитии. Музыкальное искусство обладает неисчерпаемыми возможностями воздействия на внутренний мир ребенка, формирование его мыслей, чувств, отношения к окружающему, на становление личности и играет значительную роль в коррекционно-направленном процессе обучения и воспитания детей с нарушением зрения.

Основой взаимодействия методики, в том числе и музыкального воспитания, с педагогическими науками являются теоретические положения известных психологов и педагогов Л.С.Выготского, А.В.Запорожца, А.Н.Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Н.А. Ветлугиной и др., показавших, что основным смыслом обучения и воспитания является формирование личности ребенка, которое осуществляется с учетом возрастных закономерностей развития и с опорой на ведущий вид деятельности. В дошкольном детстве – это игра. Проблемам игры детей дошкольного возраста посвящены исследования, известных педагогов и психологов: С.Л.Рубинштейна, Ф.И.Фрадкиной, А.П.Усовой, Д.В.Менджерицкой, Т.А.Марковой Е.И.Удальцовой и др,. Вопросами музыкально – ритмической деятельности детей средствами коммуникативных игр и танцев занимаются педагоги А. И. Буренина, Л.И.Плаксина.

Внутрисистемные нарушения зрения приводят к сложностям зрительной ориентации, замедляют ход развития важных системных структур: зрительного восприятия, ориентировки и движения в пространстве. Пространственная ориентировка при слабовидении характеризуется замедленностью, неточностью, фрагментарностью, недостаточностью зрительного анализа и синтеза. Несомненно, занятия музыкальной деятельностью, ритмикой и танцами благоприятно влияют на эмоциональное, творческое развитие детей с нарушением зрения, формируют музыкальный слух, музыкальную память, пластичность.

Музыкальная коммуникативная играэто синтез музыки с речью, движением, пространственными, тактильными и зрительными ощущениями, основной задачей которых является включение детей дошкольного возраста в межличностные отношения, создание условий для свободного и естественного проявления индивидуальных качеств ребенка. Музыка в этих играх используется как фактор, организующий игру во времени, ритме, эмоциональном настрое.

Это определило тему опыта работы «Использование коммуникативных танцев и игр для развития музыкально — ритмических движений у детей с нарушением зрения».

Цель опыта работы: развитие музыкально — ритмических движений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения для формирования ориентировки в пространстве посредством коммуникативных игр и танцев.

Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:

1. Разработать систему коммуникативных игр и танцев по развитию музыкально — ритмических движений в процессе формирования ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста.

2. Развивать у детей с нарушением зрения музыкальность, двигательные качества и умения, творческие способности, потребности к самовыражению в движении под музыку, нравственно — коммуникативные качества личности.

3. Использовать коммуникативные танцы и игры с детьми и их родителями на музыкальных занятиях, досугах, праздниках, развлечениях и в совместной деятельности в группах компенсирующей направленности.

В своем опыте работы опиралась на основные дидактические принципы обучения и воспитания. В том числе принцип коррекционно — компенсирующей направленности обучения и воспитания, который предполагает построение образовательного процесса на основе максимального использования зоны актуального развития ребёнка и ориентации на «зону ближайшего развития» и обеспечивается специальными технологиями, отраженными в содержании, методах и организационных формах.

Принцип личностно — деятельностного подхода в воспитании и обучении позволяет рассматривать личность ребёнка с проблемами как субъект, формирование которого осуществляется в деятельности, в общении с другими людьми.

Принцип художественно — коррекционного воздействия предполагает использование художественно — коррекционных технологий, направленных на решение задач художественно — эстетического развития детей дошкольного возраста и одновременно на коррекцию и компенсацию имеющихся отклонений в развитии средствами музыки.

Работа построена в тесном контакте с воспитателями коррекционной группы для детей с нарушением зрения, учителем — дефектологом и врачом-офтальмологом на полисенсорной основе: речевой, слуховой и музыкально-двигательной.

Для реализации поставленных задач составлен план работы по использованию коммуникативных игр и танцев с музыкальным сопровождением в образовательном процессе с детьми с нарушением зрения.

1 квартал — осенние занятия и развлечения:

— Танцы – игры: «Все танцуем вместе», «Найди себе друга», «Веселые пары», «Здравствуй, друг!», «Музыкальный паровозик», «Зеркало».

— Игра-знакомство «Мы сегодня собрались, ты кто?»

— Игры: «А кто у нас самый умный», «Бабушка Маланья», «Все мы рады», «Сороконожка».

— Музыкальные игры: «Гуляем играем», «Передай мяч», «Кто скорее», «Роботы и звёздочки», «Ищи», «Великаны и гномы», «Кот и мыши», «Колпачок».

— Танцы: «Приглашение», «Весёлый танец», «Танец в кругу», «Отвернись — повернись», «Потанцуй со мной дружок».

2 квартал — зима и Новый год:

— Танцы – игры: «Варежки передавайте», «Если нравится тебе, то делай так!», «Четыре шага».

— Игры с дедом Морозом: «У тебя Дед Мороз», «Горячая пора», «Дед мороз и дети», «По тропиночке лесной», «Холодно замёрзли руки», «Лавата» .

— Игры: «Хвост Бабы Яги», «Зимушка», «В нашем зале все друзья».

— Песни – танцы: «Согревалочка», «Пингвины».

— Песня – игра «В снежки».

— Танцы: «Озорная полька», «Передача платочка», «Отойди и подойди», «Найди себе пару», «Ну и до свидания», «Мальчики и девочки».

— Пляски: «Приглашение», «Вот и поздоровались», «Потанцуй со мной, дружок», «У меня, у тебя», «Ну и до свидания!», «Танцуем с мамой», «Полька – знакомство», «Полька – шутка».

— Песня – игра «Три хлопка».

— Игры с пением: «Наша тётя – весельчак», « Каравай», «Кто у нас хороший».

— Игры: «Лягушки и аисты», «Жмурки», «Весёлый паровозик».

— Танцы: «Танцуй как я», «Музыкальный паровозик».

На непрерывной образовательной деятельности использовала музыкальные коммуникативные игры, которые помогли детям с нарушением зрения адаптироваться к условиям ДОУ, сняли телесные зажимы, способствовали эмоциональной разрядке, развили воображение, мимику и жесты, активизировали внимание, научили соблюдать правила, познакомили с чувствами и научили их распознавать.

В своей работе применяла следующую классификацию коммуникативных игр:

Игры — импровизации, развивающие творческое воображение и эмоционально выразительные движения («Гномы и великаны», «Пылесос и пылинки» и др.).

Игры – зеркала, направленные на развитие навыков невербального общения («Море волнуется», «Зеркало», «Не сердись, а улыбнись», «Позы», «Снежинки, летайте» и др.).

Игры – массажи и тактильные игры («Гори ясно», «Волк и гуси», речевые игры – «Комарики», «Баня –Бабаня», «Мы капусту рубим..» и др.).

Ритмо – интонационные игры с именами, которые являются своеобразными тренингами, дающими возможность ребёнку представить себя в различных ролях («Сон», «Дед Егор»).

— Игры на развитие танцевального и вокального творчества (танец — игра «Если нравится тебе, то делай так!», «Придумай песенку воробья»).

— Игры-фантазии, направленные на развитие воображения детей в процессе восприятия музыкальных произведений, умение согласовывать свои действия в парах, группах («Нарисуй музыку»).

— Игры на развитие внимания («Замри», «Будь ловким», «Угадай, кто позвал», «Передай мяч»).

В коррекционно — воспитательной работе, помимо развития музыкального слуха, выразительности движений, ориентировки в пространстве, эффективно реализовала такие направления: развитие динамической стороны общения (лёгкости вступления в контакт, инициативности, готовности к общению), а также развитие эмпатии и сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения. Использованные танцы и игры, способствовали развитию позитивного самоощущения, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия.

Наиболее эффективной формой коммуникативных музыкальных игр явились танцы со сменой партнеров. Движения и фигуры в них очень простые, доступные для исполнения детям. В этих танцах, как правило, есть игровые сюжеты, что еще более облегчает запоминание. Ценность танцев со сменой партнеров в том, что они способствовали повышению самооценки у тех детей, которые чувствуют себя неуверенно в детском коллективе. Тактильный контакт способствовал развитию доброжелательных отношений между детьми и, тем самым, нормализации социального микроклимата в группе («Здравствуй, милый друг», «Раз, два, три» и др.).

Коммуникативные игры применяла не только в работе с детьми, но и родителями. В ходе проведения мероприятий творческого объединения для детей и родителей «Навстречу друг другу» с успехом прошли совместные игры: «Как живёшь?», «Весёлый оркестр», «У меня, у тебя», «Здравствуйте», «Я от тебя убегу, убегу»; игры для повышения самооценки «Шляпа знакомств», «Скажи хорошее о друге», «Комплименты», «Передай сигнал», «Сладкий апельсин».

На праздниках и развлечениях практиковала игры и танцы с мамами и бабушками: «Найди маму», «Пляска с мамами», «Танец в кругу»; на Новогодних утренниках использовала игры с Дедом Морозом и другими персонажами; при проведении Масленицы — игры «Соколик мой», «У бабушки Маланьи», «Ручеёк», «Тетёры», «Как у нашей Дуни», «Дрёма».

Эти игры побудили детей и родителей говорить друг другу комплименты, что способствовало созданию и укреплению товарищеских отношений как в детском коллективе, так и среди родителей. Игры повысили их настроение и придали чувство собственной значимости; сформировали умение по взгляду партнера понять его намерения.

Ценность и польза коммуникативных танцев игр очевидна. Они позволяют детям сблизиться и лучше узнать друг друга, учат проявлять заботу, внимание, сочувствие к сверстникам, продуктивно общаться, создавать эмоционально-положительный микроклимат в группе, умение любить и принимать себя, доброжелательно относиться к окружающим. Все эти факторы определяют судьбу ребенка, дают ему возможность в будущем стать достойным членом общества, полнее реализовать себя как личность.

Поскольку данный материал является доступным и в то же время привлекательным, вызывающим яркие положительные эмоции, его с успехом можно и нужно включать в коррекционную работу с детьми, имеющими патологию развития зрительного анализатора.

Список информационных источников.

1. Буренина А.И. Коммуникативные танцы-игры для детей. – СПб.: Музыкальная палитра, 2004.

2. Куприна Н.Г. Коммуникативные музыкальные игры в социальном развитии детей / Н.Г. Куприна; Урал.гос. пед. университет. – Екатеринбург, 2002.

3. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки: Система обучения К. Орфа. – М.: АСТ, 2001.

4. «Музыкальное воспитание детей с проблемами в развитии и коррекционная ритмика» под редакцией Е.А. Медведевой – Москва, издательский центр «Академия», 2002 г.

МАДОУ «Детский сад №15 с. Кабанск»

Вид проекта – Творческо-игровой

«Коммуникативные танцы-игры –

как средство социальной компетенции ребенка»

«Танцуем вместе»

Группа подготовительная.

Подготовила: Давлеткулова Елена Владимировна

музыкальный руководитель

Кабанск 2018г.

Пояснительная записка

«Не существует более чудовищного

Наказания, чем быть предоставленным

В обществе самому себе и оставаться

Абсолютно незамеченным»

Уильямс Джеймс

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно сделать, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным, и дошкольный возраст – уникальный период для приобретения свойств личности. В это время закладывается её модель, происходит освоение форм позитивного общения с людьми. Умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей, благодаря общению ребенок не только познает другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Проблема:

В наше время все больше детей с неадекватной самооценкой, ребенок зажат (или расторможен) и, как следствие, проблемы с общением.

Гипотеза:

У детей разовьется социальная компетентность, если включать в образовательный процесс коммуникативные танцы-игры.

Цель:

Способствовать развитию социальной компетенции детей с помощью коммуникативного танца-игры.

«Социальная компетентность – умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми в разных ситуациях». (Е.И. Рогов «Азбука общения»)

Задачи:

  • Развивать музыкальныйслух, выразительность движений;
  • Формировать динамическую сторону общения: лёгкость вступления в контакт, инициативность, готовность к общению;
  • Создать ситуацию для проявления эмпатии, сочувствия к партнёру, эмоциональности и выразительности невербальных средств общения;
  • Развивать позитивное самоощущение, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением своей значимости в детском коллективе.
  • Воспитывать через танец умение понимать состояние и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать

Сроки проекта: проект рассчитан на 10 недель.

Исполнители проекта: музыкальный руководитель, воспитатели, дети.

Методы и формы:

Организованная совместная деятельность с детьми, гимнастика, праздники и развлечения, самостоятельная деятельность детей, ИКТ технологии, беседы, дидактические музыкальные игры, тренинги в парах.

1. Наиболее часто используемый прием – музыкально-игровой. Особенности его заключаются в том, чтобы воображаемая игровая ситуация создается перед танцем.

Например: танцы: «Танец солдатиков и кукол».

«Дамы и кавалеры».

2.Элементы психогимнастики для отражения отдельных черт характера и эмоциональных состояний – этюды на выражение эмоций, показ невербальных средств общения.

Например:

Танцы «Как хорошо с тобой танцевать»

«Ну и до свидания», « поссорились –помирились»

«Боюсь - не боюсь» и др.

3.Поисковый метод – проблемная ситуация человеческого общения.

Например:

Танцы « Хочу, не хочу»

Ситуации: «Танцуем с малышами (с бабушками)»

« Танцуем как … зайка (неуверенность; волк (агрессивность); медведь (уверенность) и др.

4.Прием сравнения средств выразительности:

Танцы – импровизация: « Чья пара пляшет лучше?», «Чей хоровод дружнее?»

5.Психологические техники.

Парные упражнения «Приветствия»

Коллективные - « Давайте поздороваемся», «Хоровод с воротцами»

Прием – отзеркаливание (танцы по типу «Зеркало»).

Ожидаемые результаты.

1. Положительная динамика в развитии коммуникативной культуры, как ребенка, так и всей группы в целом.

2. Значительное расширение и обогащение за счет знакомства с невербальными средствами общения, практического опыта конструктивного взаимодействия детей с окружающими людьми на межличностном уровне.

3. Накопление у каждого ребенка опыта построения социальных отношений на основе своего неповторимого личностного потенциала.

4. Развитие е детей таких личностных качеств, как:

Социальная уверенность в себе.

Активность.

Самостоятельность.

Креативность.

Целевые ориентиры уровня развития:

I Активная потребность и желание взаимодействовать с другими людьми

«Я хочу»

II Способность отразить коммуникативное содержание танца через невербальные средства общения.

«Я умею»

III Умение актуализировать в общении с разными людьми содержание приобретённого и межличностного опыта

«Я знаю»

Организация работы по проекту:

Одной из особенностей организации проекта является использование разных моделей сотрудничества в коммуникативном танце-игре.

Модели сотрудничества:

1. .

После принятия общей цели (станцевать танец) каждый ребенок индивидуально выполняет свою работу, которая становится частью общей итоговой работы. Это коллективные танцы: «Попрыгунчики», различные хороводы, «Хоровод с воротцами», « Ехор», « Лавата», «Каравай» и др.

Эта модель обеспечивает развитие умения принимать общую цель деятельности, действовать синхронно, сохраняя темп и ритм танца, совместно оценивая итоговый результат.

2. Совместно – последовательная модель .

Это принятие не только общей цели, но и последовательное выполнение действий с участниками. Результат действий первого партнера становится предметом другого. Основная задача ребенка согласованно с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнить свою операцию в нужном ритме и темпе.

Эта модель позволяет сформировать умение координировать, регулировать совместные действия. Одновременно повышать понимание зависимости между результатом своей деятельности, результатом деятельности партнера и общим итогом. Это танцы со сменой партнера: «Найди пару», «Приглашение», «Как хорошо с тобой танцевать», «Вальс друзей» «Четверки с лентами»др.

3. Совместно – взаимодействующая модель .

Дети работают в парах, микрогруппах. Это парные танцы «Потанцуй со мной, дружок», «Поссорились – помирились», «Полька парами», «Танец с хлопками» и др.

В данной модели сотрудничества обогащается опыт взаимодействия формами танцевальной вежливости.

Этапы реализации проекта:

I этап – предварительный (3-4 неделя марта)

мониторинг, анкетирование родителей, изучение литературы,

подготовка материала

Чтобы обеспечить детям оптимальные условия для развития коммуникативных способностей, необходимо знать особенности коллектива- группы. Поэтому в начале реализации проекта проводится диагностика уровня развития коммуникативной культуры через танец, посредством аутентичного наблюдения за детьми во время танца. При наблюдении за детьми выявляются наиболее актуальные проблемы развития, как каждого ребенка, так и группы в целом.

Диагностический инструментарий – танец «Приглашение»

Параметры:

Разработаны на основе «Диагностики уровня сформированности коммуникативных навыков и умений» И.Ф. Мулько.

I. Коммуникативная активность.

1.Стремление вступить во взаимодействие (танец) со

Сверстником.

2. Желание и умение ответить на адресованное ему

Действие партнера.

II. Эмоциональность – передача характера, настроения танца с помощью невербальных средств общения.

1. Жесты (эмоциональные, стилистические, указательные, ритмические, изобразительные).

2. Поза (адресация, изумления и др.).

3. Мимика (динамическая).

4. Язык глаз (передача чувств: радость, печаль, любовь и т.д.).

5. Улыбка.

III. Культура танца.

1. Приглашение.

2. Окончание танца.

3. Благодарность за танец.

4. Чувство такта (умение уступать, считаться с другими

людьми, избегать конфликты).

5. Способность к эмпатии (видеть и учитывать настроение, состояние партнера; сопереживать).

III. Музыкальность.

1. Умение согласовывать свои действия с действиями

партнера в ритме танца.

2. Владение танцевальными движениями (парными,

коллективными).

Критерии:

3балла – высокий уровень;

2 балла – средний уровень;

1 балл – ниже среднего уровень;

0 баллов – критический уровень.

Так, например, в данной группе (подготовительной) одна из проблем – избирательные контакты среди сверстников, поэтому реализацию проекта следует начать с парных танцев, чтобы ребенок обрел, сначала друга, т.е. «значимого» для него человека, а затем уже перейти к коллективным танцам, чтобы партнер помог ему войти в коллектив. После этого можно включать танцы со сменой партнера и ребенок постепенно вступит в сотрудничество со всеми, а дети одновременно примут его как равного.

На основе этого был разработан перспективный план.

II этап – основной: (апрель-май)

сроки

мероприятие

цель

1-2 неделя апреля

Модель совместно-взаимодействующая

Парные Танцы:

примерный репертуар:

«Веселые пары», «Ай да сапожник», «До свидания», «Шаги и поклоны»,

развивать навыки взаимодействия ребёнка со значимым ему человеком (взрослым, другом); вызывать совместные эмоциональные переживания

1-2 неделя апреля

Дидактическая игра

«Цветная музыка»

– выявить музыкальные предпочтения детей танцевальной музыки и развивать умение отражать предпочтения через интеграцию визуальных и слуховых впечатлений.

Двигательная импровизация «Деревья и листочки»- работа в паре.

Развивать умение ребёнка работать в паре, повышать уровень танцевального творчества.

Предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать

3-4 неделя апреля

Модель сотрудничества:

Совместно – индивидуальная модель Тип танца:

Коллективный (общий)

Примерный репертуар:

«Попрыгунчики», различные хороводы, «Хоровод с воротцами», « Лавата», «Каравай» и др .

Обогащать социальный опыт взаимодействия со сверстниками

Формировать умение согласовывать свои действия с действиями других детей в ритме танца.

Осознание своей принадлежности к группе

Беседа «Как ты любишь танцевать»

Выявить характерные особенности отношения детей к музыке и танцу

Развивать способности к сотрудничеству в группе.

Развивать способности различать звуки.

Развитие зрительного контакта.

Развивать способности соотносить движения со звуками

1-2 неделя мая

Модель совместно-последовательная

Парный танец со сменой партнера.

примерный репертуар:

«Праздничная полька» М. Гоппе.

«Найди пару» Х. Бурениной.

«Ножка»,«Четверки с лентами»

Развивать умение вести «диалог» ребенка со сверстниками в танце путем специального моделирования ситуаций общения. --------------Обогатить опыт взаимодействия формами танцевальной вежливости.

Модель сотрудничества:

совместно – последовательная .

Тип танца:

Парный танец со сменой партнера

Примерный репертуар:

«Хочу – не хочу», «Ну и до свидания», «Хлоп-хлоп-хлоп», «Отойди - подойди»,

Развивать умение понимать мимику, жесты и выразительные движения партнера.

Развивать умение доброжелательно воспринимать любого партнера.

Упражнение «Улыбка»

формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

3-4 неделя мая

Модель сотрудничества:

Совместно – последовательная.

Тип танца:

Коллективный танец, со сменой партнера.

Примерный репертуар:

«Уж я улком шла», «Хоровод друзей», «Как хорошо с тобой танцевать»«Вежливый танец».

Развивать умение согласованно с партнером определить свое место в последовательности действий, выполнить свою операцию в нужном ритме и темпе

Совместная организованная деятельность

«Дружба начинается с улыбки!»

Дать возможность переживать положительное состояние от танцевального общения друг с другом на основе использования невербальных средств для выражения своего положительного эмоционального отношения к сверстникам.

Воспитывать основы танцевальной и коммуникативной культуры посредством приобщения детей к музыкальной культуре.

III этап – заключительный: 4 неделя мая

Итоговое мероприятие : Танцевально – игровое взаимодействие родителей, ребенка и педагогов совместное развлечение «Танцуем вместе»

Продукт проекта:

Аудиотека и картотека коммуникативных танцев

Дидактические музыкальные игры (к проекту)

Примерный вариант плана работы с родителями:

Задачи:

1. Установление партнерских взаимоотношений с семьей для объединения усилий по преодолению коммуникативных проблем ребенка.

2. Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки.

3. Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

4. Поддержка уверенности родителей в собственных педагогических возможностях.

Формы работы:

  1. - анкетирование
  2. - консультации по решению проблемных задач семейного воспитания, побуждающие родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения.
  3. - танцевально – игровое взаимодействие родителей и детей, что способствует приобретению партнерских отношений.
  4. - наглядная агитация (статьи в уголке для родителей, создание справочника для родителей, информация в газете ДОУ.).

Данный проект может использоваться в практике любого педагога ДОУ, т.к. он:

Прост и доступен.

Не требует приобретения дорогостоящего оборудования.

Позволяет внедрить данный проект в любой образовательный процесс без нарушения его структуры и продолжительности.

Для исполнения коммуникативного танца не требуется специальной хореографической подготовки, он доступен любому в процессе музыкально-ритмической деятельности.

Приложения

Примерный перечень элементов невербального общения, с которыми дети знакомятся в танце (элементы предложены доктором филологических наук Е. Формановской).

I Жесты – динамическое движение

Тип жеста:

указательные, изобразительные, ритуальные, ритмические, эмоциональные.

Элементы:

погрозить пальцем, подозвать кистью руки, прижать руку к сердцу, указать на себя, помахать рукой, почесать затылок, приподнять плечи (удивление), пожать плечами (не знаю), развести руками (не могу помочь), приподнять брови, махнуть рукой, хлопнуть по лбу, разные виды рукопожатий, кивок головой, поклон.

II позы:

Поза адресации (вопрошающие глаза, движение рук, человек хочет обратиться).

Поза слушателя (замедление движений, выражения внимания на лице).

Поза изумления.

Расположение собеседника (далеко друг от друга – нет контакта, слишком близко - неудобство).

III мимика – передается вся палитра человеческих эмоций

Динамическая

Застывшая

мимические знаки: скривился, округлил глаза, вытаращил, скорчил рожицу, расцвел улыбкой, задрал нос, надулся, усмехнулся и др.

IV язык глаз – можно выразить любое чувство: радость, печаль, гнев, восторг, любовь и др.

V улыбка – личностное выражение вежливости и заинтересованности. Это «поле положительного знака», самый естественный способ общения.

Примерные варианты упражнения «Улыбка».

Цель: формировать мотивационную готовность к созданию доброжелательной атмосферы общения.

1) представьте себе, что вы видите перед собой солнышко, которое улыбается вам. Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире – улыбайтесь и ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка.

2) Как приятно видеть улыбки на ваших лицах! Улыбка длится мгновение, а в памяти остаётся навсегда. Ведь она ничего не стоит, но так много дает. Обогащает тех, кто её получает, не обедняя тех, кто ею одаривает.

3) здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня замечательные, необычно симпатичные. У вас очень добрые, тёплые, ласковые улыбки. Когда я вижу вас такими, мне сразу хочется сделать что-нибудь необыкновенное.как вы думаете, что обычный человек может сделать необычного для другого человека?

Упражнения для развития мимики.

Солёный чай

Ем лимон

Сердитый дедушка

Лампочка погасла, загорела

Грязная бумажка

Тепло - холодно

Рассердились на драчуна

Встретили хорошего знакомого

Обиделись

Удивились

Испугались гуся

Показать, как кошка выпрашивает колбасу

Мне грустно

Люблю – не люблю

Примерная ролевая гимнастика.

1) нахмуриться как …король, ребёнок, у которого забрали игрушку

2) улыбнуться как… младенец матери, кот на солнце

2) стоять как …. оловянный солдатик, дама в платье и шляпе, Буратино.

Упражнения «Произнеси фразу».

произнесение слов с разной интонацией:

Спасибо

Здравствуйте

До свидания

Ах, так!

Ну и ладно

Привет

Ты смотри, не шали

Хочу – не хочу.

Тренинг в парах «Расположение партнёров»

Цель: предложить детям выбрать, как им удобнее и приятнее танцевать

Позиции:

Партнёр взял вас за руки

Спрятал от вас руки

Едва касается рук

Держит за ладони

Смотрит под ноги, в сторону

Смотрит на тебя

Улыбается

Сердит

Анкетирование родителей музыкальным руководителем.

Вопросы:

Как ребёнок дома реагирует на музыку?

Есть ли у него привязанности к каким-либо музыкальным произведениям, жанру музыки, стилю?

Реагирует по-разному на разные по характеру музыкальные произведения?

Отражает ли ребёнок свой характер в танце?

Вспоминает ли ребёнок о танцах, разученных в саду, дома?

Танцуете ли вы с ним?

Он танцует один, с игрушкой, просит кого-то из семьи?

Любит танцевать сам по себе или необходимо присутствие зрителей?

Как вы реагируете на его танцы?

Музыкальная игра «Кати или кидай!»

Цель Развитие способности к сотрудничеству в группе.

Дополнительны цели Развитие способности различать звуки.

Развитие зрительного контакта.

Развитие способности соотносить движения со звуками.

Что понадобится Два контрастных по звучанию музыкальных инструмента. Один мяч.

Количество участников От 6 до 10

Основной вариант Группа садится в круг, а одного участника просят взять инструменты и сесть вне круга. Кто-то из сидящих в кругу берет мяч. Группа решает, каким из инструментов будет подаваться сигнал кидать мяч, а каким - его катить. Участники перебрасывают или перекатывают друг другу мяч в зависимости от того, на каком инструменте играет сидящий вне круга. Во время паузы мяч остается у кого-то из группы.

Замечания Возможно, ведущему придется напоминать участнику, играющему на музыкальных инструментах, о том, что во время смены инструмента ему следует делать паузу.

Играющему вне круга, чтобы не отвлекаться, лучше смотреть в сторону, а не на группу.

Может быть, придется напоминать участникам о том, что при всех манипуляциях с мячом им следует оставаться в сидячем положении.

Другие варианты Играющий за кругом может петь контрастные по звучанию песни.

Можно использовать мячи разного типа и размера.

Можно использовать и другие предметы, например, мешочки с фасолью или обручи (чтобы перекатывать по полу).

Можно пробовать разные способы передачи мяча, например, ногами.

Можно использовать три или более инструментов.

Музыкальная игра «Сороконожка»

Совместное танцевальное творчество

Дети выстраиваются в колонну. Кладут руки друг другу на плечи, изображая сороконожку.

Учатся чётко проговаривать текст, в ритме стихотворения выполнять движения.

Выполняется под музыку в умеренном темпе.

1.Шла сороконожка

По сухой дорожке (дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)

2.Вдруг закапал дождик: кап!

Ой промокнут сорок лап! (Дети останавливаются, слегка приседают)

3.Насморк мне не нужен

Обойду я лужи! (идут высоко поднимая колени, будто шагая через лужи)

4.грязи в дом не принесу

Каждой лапкой потрясу (останавливаются, трясут одной ногой)

5.И потопаю потом

Ой, какой от лапок гром! (дети топают ногами)

Список литературы:

1. Л.С.Выготский. «Психология искусства».

2. Л.А Мазель. «Строение музыкальных произведений».

3. В.В.Зеньковский. «Психология детства».

4. Л.В.Чернецкая. «Развитие коммуникативных способностей у дошкольников». Ростов – на Дону. 2012.

6. А.И.Шипицына. «Азбука общения». 2003.

7. А.И.Буренина. «Коммуникативные танцы – игры». Санкт-Петербург. 2004г.

8. А.Ганнушкина. «Проблемы коммуникативного поведения дошкольников» М.2013г.

9. Алексеев. «И танцы лечат». Ст. ж. «Обруч» №3 – 1998г.




Публикации по теме