Матаджи. Секты: Каталог-списоктоталитарных сект

Шри Матаджи Нирмала Деви

ПОСОБИЕ

ПО ЧИСТКАМ, ДИАГНОСТИКЕ

И ЛЕЧЕНИЮ

В САХАДЖА ЙОГЕ

В 3-х частях

Часть 1

СБОРНИК МАНТР

И МЕТОДОВ ОЧИЩЕНИЯ

г. Великие Луки, 2003 г.

Джей, Шри Матаджи!

Дорогие братья и сестры!

Это Пособие предназначено всем сахаджа йогам: тем, кому трудно ориентироваться в море сахаджевской литературы, тем, кто не имеет возможности приобрести всю эту литературу и особенно тем, кто только ступил на путь Восхождения, познания себя и Истины.

В сборнике систематизированы материалы по чисткам, диагностике и лечению, собранные в результате изучения всех изданий по Сахаджа Йоге, вышедших в России и на Украине на русском языке. Материалы расположены так, чтобы их удобно было использовать как на индивидуальных, так и на коллективных занятиях и программах.

От всей души желаем вам, дорогие братья и сестры, чтобы этот сборник помог вам быстрее привести себя в равновесие, ощутить радость и получить полное осознание значения Сахаджа Йоги и прихода на Землю Шри Матаджи Нирмалы Деви.

Пусть придет к вам Истинная Чистая Любовь, которая спасет не только вас, но и поможет спасти весь мир.


  • Шри Матаджи Нирмала Деви

  • Составитель Г.И.Степанова

  • Консультант врач А.А. Ефимюк
    г.Великие Луки, 2001 г.
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ «Медицинская газета», 4 ноября 1990 г

^ ШРИ МАТАДЖИ:

«Я приветствую всех, кто ищет истину».

«В треугольной крестцовой косточке в основании позвоночника заложена энергия,

которую Я называю КУНДАЛИНИ. Она как бы спит, но её можно пробудить. И тогда

человек становится способным к самосовершенствованию, саморегуляции,

самоизлечению и многому другому».

Она красива, легка, вся светится добротой. Хотя бывают моменты, когда лицо Её становится скульптурным, твёрдым - может, в эти минуты Она думает о нас, несовершенных! Да и в голосе, когда говорит, мягких нот меньше. И ещё ощущение, что ты знаком с этой простой и доступной женщиной всю жизнь. Такова Она, прославленная Гуру из Индии, наша гостья Шри Матаджи Нирмала Деви.

Шри Матаджи родилась в Чиндвари - в центре Индии в день весеннего равноденствия - 21 марта 1923 г. Родители, некогда богатые, сознательно отказались от своего состояния и жили, как многие, бедно. Девочка знала лишения и нищету. В детстве Шри Матаджи часто бывала в ашраме Махатмы Ганди, который обнаружил её необыкновенные способности. Потом изучала медицину, принимала активное участие в движении за независимость Индии.

А 20 лет назад Шри Матаджи создала уникальный метод духовного возрождения человека, получивший название Сахаджа Йога. Она живет надеждой передать людям опыт Сахаджа Йоги, сделать своё открытие доступным для всех. В интервью использованы также ответы на вопросы, заданные на встречах с медиками.


  • Каждый медик, дав Клятву Гиппократа, делает всё возможное, чтобы вернуть
    человеку здоровье, но ему это не всегда удается. Как вы это объясните?

  • В медицине есть много проблем, которые так и не разрешены. Наука сделала лишь
    часть открытий, потому что поиски, исследования часто проводились без понимания
    человека как целостного существа. Пример тому - больное дерево. Если вы пытаетесь
    лечить листья, вам не удастся вернуть ему здоровье: надо заглянуть в корни. А вот как
    добраться до них? Только некоторые врачи, у которых есть «внутреннее видение»
    приходят к заключению, что следует заглянуть вглубь. «Глубь» - это психологические
    проблемы. Сейчас мы всё чаще сталкиваемся с психосоматическими заболеваниями, и для
    медицины они представляют особые трудности. Врач может приостановить на какое-то
    время развитие той или иной болезни, но вылечить человека полностью ему не под силу.
    Сахаджа Йога - метод, с помощью которого можно добраться до глубин, заглянуть в
    корни болезни. Медики, ученые должны отнестись к тому, что Я говорю, как к гипотезе.
    Но, если она будет доказана, они могут её принять и использовать на практике.

  • Нельзя ли более подробно остановиться на Вашем учении, взглядах?
- Самое трудное в медицине - это проникнуть в социальные корни болезни.
Социальная функция энергии Кундалини в том, что она является вашей матерью, причем
личной, индивидуальной. У неё только один ребёнок - это вы. Она великолепно знает вас
и может дать «второе рождение». Вы видели, как курица несёт яйцо? В самом этом
действии уже заложена жизнь следующего поколения, и, когда цыплёнок вылупляется,
разламывает скорлупу - самореализуется, происходит его второе рождение. Так и
человек, который разбудил КУНДАЛИНИ, как бы заново рождается. Вот почему говорят,
что на уровне человеческой жизни у нас две матери: одна - физическая, вторая -

3

духовная.

У нас две симпатические нервные системы - левая и правая. В медицинской науке мы не проводим глубокого различия между ними. А ведь их функции и природа абсолютно противоположны. Правая сторона - это наше будущее, левая - наше прошлое. Правая управляет нашей физической и умственной деятельностью, левая - психическими функциями. Зигмунд Фрейд, как мне кажется, не разобрался со всем этим до конца и наше поведение, деятельность свёл к сексуальной функции. Его девиз - всем управляет секс. Он этим низвёл свою теорию к минимуму. И учёные, обратите на это внимание, согласились с ним. Результатом этого явилось то, что на Западе широко распространился спид, много сексуальных заболеваний. Ещё в 1973 году, приехав в США, Я предупредила американцев, что приближается эпоха СПИДа, но они пропустили это мимо ушей.

Правая сторона, как я уже сказала, связана с деятельностью в будущем. И мы действительно много размышляем о своём будущем, планируем его, много работаем физически, занимаемся спортом. Активно используя ум, мы как бы перегружаем наше сознание. С этим связана вторая болезнь, которую Я предсказала ещё 8 лет назад - яппи. Она сейчас очень распространена на Западе. В чём её суть? При этом заболевании ваше сознание настолько устаёт, что вы не способны работать, приложив свои знания. К примеру, вы хотите бессознательно пробудиться ото сна - вы это легко делаете. Но попробуйте это сделать сознательно - не сможете, ваше сознание парализовано.


  • Так что же предопределяет наши болезни, какую правду о себе люди должны знать,
    чтобы победить их?

  • Предсказано, что произойдёт деградация и исчезновение белых людей на планете,
    останутся только другие расы. А какова причина? Чтобы понять её, необходимо кое в чём
    разобраться.
Ребёнок до 5 лет развивает своё «эго», полностью в него погружен. Возьмите 10 детей, дайте им поиграть. Вы увидите, что каждый выберет для себя разные игрушки. Это понятно - у каждого из них разное личностное развитие. У детей жизнь идёт параллельно, они не противопоставляют себя друг другу. Но стоит кому-то из них выделиться, и все становятся грубыми, резкими. Так вот, если вы до 5 лет не преобразите ребёнка своей любовью и вниманием, он не будет правильно расти и развиваться. И это происходит в Америке. Да, люди там богатые, они хорошие учёные, разбираются в общих вещах, но как люди они незрелые. Семья там как бы потерялась, не составляет целостной ячейки, и дети не могут правильно развиваться и взрослеть.

Индия - древняя страна, методом проб и ошибок она многое преодолела и накопила немало интересных наблюдений, прежде всего в области Духа. Нам известно, что если женщина в период беременности увидит «солнечный Апокалипсис», то она может родить ребёнка с физическими недостатками - недоразвитыми руками, ногами. Если она будет смотреть на луну в момент затмения, то у ребёнка будет умственная патология. Если женщина в этот период слишком активная, много работает, размышляет, ребёнок появится на свет возбуждённым, гиперактивным.

Одним из источников наших болезней являются наши родители. Вот почему социальные аспекты в медицинской науке так важны. Давайте посмотрим на связь любого из нас с отцом. Поймите, что речь идёт об очень тонких вещах. Так вот, внутри нас есть центр «правое сердце» - это центр отца, мужа. Если отношения между отцом и сыном плохи, если ребёнок потерял отца или мать развелась с ним, этот центр выходит из равновесия, и у ребёнка может развиться астма. А как важны хорошие отношения между мужем и женой. Если муж угнетает жену, возникает опасность для «центрального сердца», и у женщины возникает рак груди. То есть всегда существуют психологические мотивы любой болезни.

4

Многие болезни можно излечить, если «привести в порядок» центры. Врачам нужно понять, что сейчас наступила эра великого модернизма. Астрологи называют её эрой Водолея. Она напрямую связана с энергией Кундалини. Потому что чем больше мы пользуемся этой энергией, тем больше продвигаем себя и человечество к идеалу. Если вы честны, нравственны, думаете о будущем человечества, эту энергию легко пробудить. Для врача это не означает, что полученное им медицинское образование пропадает впустую. Наоборот, оно поможет лучше понять знания, свою связь с макрокосмосом, а, значит, эффективней работать. Труд вам станет в радость. Мне 67 лет, но я много путешествую, больше 3-4 дней не бываю в одном месте, сплю не более 3 - 4 часов в сутки. Но Я не чувствую усталости, мне всё приятно.

Вы и Ваши ученики утверждаете, что можете лечить многие болезни. Поможет ли
Сахаджа Йога победить, скажем, сахарный диабет?

Мы можем попробовать вылечить людей, страдающих этим заболеванием, но если
болезнь застаревшая, необходимо долго работать - год или больше. Мой младший брат
излечился полностью. Он был «правосторонним», ему же надо было стать
«левосторонним». Он сумел преодолеть болезнь, сейчас изучил редкий язык, стал даже
писать стихи. Посоветовать можно только одно - развивать сторону чистых желаний -
левую.

Полностью вылечивается эпилепсия - болезнь «левой стороны», липома. Техникой «трёх свечей» излечиваем СПИД у детей.


  • Многие старые люди страдают бессоницей. Что можно им посоветовать?

  • Эти люди, несмотря на свой возраст, гиперактивные. У них много планов, они много
    думают, а, значит, энергия «уходит вправо». Сон же приходит к левосторонним людям.
    Алкоголики, например, тоже правосторонние. Спиртное полностью заставляет их
    засыпать, делает неактивными. В СССР много людей, страдающих алкоголизмом. Если
    они обратятся к Сахаджа Йоге, то перестанут быть рабами спиртного. И ещё, надо всем и
    всё прощать и постоянно говорить себе: «Я прощаю, я прощаю», - причём от чистого
    сердца. Тогда раскрываются все ваши центры, и энергия Кундалини свободно проходит
    через них.

  • Помогает ли ваша система при бесплодии?

  • Обычно не беременеют женщины активные, которые много думают о себе. Это
    личность доминирующая - человек уходит «вправо». Такому человеку сложно
    измениться, а, значит, и родить. Мужья у таких женщин обычно мягкие, подчиняющиеся.
    Бывает, правда, и наоборот. Иногда женщина не беременеет, поскольку пользуется
    услугами экстрасенса, который неправильно действует. На детородную систему
    воздействует чакра Свадистхана. Надо устранить её трудности. У нас немало случаев,
    когда мы вылечивали бесплодие. Сахаджа Йога может помочь при многих болезнях, но
    при условии духовного развития человека. Ведь нет смысла исправлять лампочку, которая
    перегорела. У высшей энергии тоже есть здравый смысл, поэтому человеку можно
    помочь, если он сам над собой работает.

  • В нашей стране сейчас очень неспокойно. Что ожидает её в будущем?

  • СССР - лидирующая страна, советские люди - мудрые люди. Народ не производит
    впечатления нездоровых людей. Вы цветущие, красивые. Вы ошибаетесь, если думаете,
    что страдаете в мире только вы одни. Есть много народов, которые тоже страдали. Разве
    индийский народ вынес меньше тягот и невзгод? То, что до сих пор происходило в вашей
    стране, плохо, но это делала ваша администрация. Важно другое. У вашего народа всегда
    существовала черта - умение заглянуть внутрь себя. Это я знаю по книгам ваших
    писателей и драматургов. В их произведениях я обнаружила глубокий поток внутреннего

5

видения. И когда мне говорят, что за духовным знанием надо ехать в Индию, Я отвечаю: «У вас тоже есть широкий взгляд на мир. Вы должны понять, что сегодня развитие человечества во многом зависит от того, по какому пути пойдёте вы».

Многих, мы уверены, заинтересует Ваше учение. Где можно познакомиться с ним в нашей стране?

Я знаю, что в Москве начала работать школа обучения Сахаджа Йоге. Функционирует центр медико-биологических проблем этого учения. Во многих городах проводятся коллективные занятия. Надеюсь, что желающие смогут получить там необходимые знания. Я приветствую их, Я приветствую всех, кто ищет Истину!

Записала Валентина Зайцева.

^ ШРИ МАТАДЖИ О РОССИИ

(из выступлений)

"...Вы должны быть патриотами своей страны. Сейчас происходит другая революция. Вы должны жертвовать, вы должны понимать, что нельзя вкладывать ваши деньги в бессмысленные западные вещи. И Божественная Помощь придет к вам. Вас всех защищает Божественность".

"... А пока американцы эксплуатируют вашу страну, а ваши люди не ведают этого, не понимают. Я видела рекламу на импортные товары по вашему телевидению. Вы что, сумасшедшие?! Все ваши деньги вы тратите на этот хлам, который невозможно продать нигде на Западе или в Америке. Все ваши специалисты уезжают в Америку, чтобы мыть там посуду. У вас нет чувства патриотизма и жертвенности".

"Вы перенимаете весь аморальный образ жизни запада! Какие же вы христиане?"

"^ И не надо говорить: я - исламист, я - христианин, нет, нет и нет, вы прежде всего должны говорить, что вы россияне".

"Необходимо, чтобы в такой стране, как Россия, каждый осознавал, что он, прежде всего, россиянин. Те, которые будут думать, что они, прежде всего, мусульмане или христиане, - они будут сражаться".

(Из выступления на 2 Международной Научной Конференции 1995 года в Санкт-
Петербурге).

Я нахожу, что русские очень мудрые и весьма интроспективные люди. Когда Я приехала со своим мужем, Я сказала ему, что ^ Россия будет первой в области Духовности.

Петербург - сердце России. Москва - ее мозг.

Все русские люди должны осознать, что им надо много работать, чтобы поднять страну на новый рубеж.

^ О ТВОРЦЕ И КОНФЕССИЯХ.

Все религии являются частью единого Божественного океана.

Бог сотворил единый мир.

Вы можете поделить мир на страны, раз вы не в состоянии управлять единым миром, но в этом случае борьба не прекратится, и вы будете убивать друг друга. Но для Бога вы все одинаковы.

Бог спрашивает вас: "Почему вы сражаетесь, что вам нужно? Почему вы не можете сесть вместе и выслушать друг друга? За что вы боретесь? Вы боретесь за землю, за землю ваших отцов. Но эта Земля принадлежит Богу! Бог создал эту Землю. Почему вы

6

за нее сражаетесь? "

Объединение людей начнется с понимания того, что все религии зародились на одном древе духовной жизни и должны почитаться в равной степени. Почитаться должны все инкарнации, пророки и писания.

Сейчас у нас есть люди, которые не верят, что все религии зародились от одного древа духовности. Идет вражда не только между религиями, но и внутри каждой религии. Во имя Бога религии убивают множество людей.

Любая религия, которая говорит, что она - единственная, это не религия. Религия должна быть универсальной. ^ Всепроникающая божественная энергия не должна принадлежать какой-то одной религии, секте или стране. Как правило, Она преодолевает все барьеры, которые являются искусственными. Бог создал один мир. В этом мире есть реки, горы и есть различные человеческие существа.

^ Человек - итог творения Бога. Ему дана свобода выбирать. Если человек не умеет использовать свою природу, то он начинает убивать либо людей, либо себя.

Мудрость вы не получаете ни в колледжах, ни в школах, ни в университетах - нигде. Где же вы ее получаете? Вы получаете ее через свой Дух, который дает вам понимание того, что хорошо, что плохо.

Сахаджи-йога — популярное направление, включающее в себя не только религиозную практику, но и расслабляющие занятия с телом и сознанием.

Духовной матерью и основательницей данной эзотерической области является Шри Матаджи, медитации с которой собирали десятки тысяч людей по всей планете. Эта женщина оставила после себя ряд наставлений и полезных рекомендаций, способствующих успешным итогам релаксации при минимальных усилиях.

Подготовка к медитации по Матаджи

Очищение

В день медитации нужно обязательно принять душ, чтобы очистить и тело, и дух, а потом выпить чаю. Употреблять пище перед утренней практикой не нужно. Кроме того, Матаджи советует молчать до начала ранней медитации и в процессе, ведь тогда можно спокойно наблюдать приход божественного сияния (не солнца!), пробуждение цветов и пение птиц.

Пробуждение с рассветом и даже до него позволяет человеку ложиться спать раньше и омолаживает, как минимум, на один десяток лет.

Медитация без мыслей

В процессе медитации нужно останавливать мысли. При этом важно не закрывать глаза, если практика сосредоточена на фотографии самой Шри Матаджи. Поэтому для избавления от мыслей можно читать молитвы, например, “Отче Наш”, или же мантры, например, Ганеше. Также можно просто произносить несколько раз фразу “Я прощаю” или комбинировать все эти методики.

Необходимо достичь таким способом состояния осознания без мыслей, чтобы потом вырасти духовно.

Материнская милость

Если же во время занятия ощущаются энергетические блокировки в чакрах, о них стоит просто забыть. Не нужно делать какие-то лишние упражнения для решения данной проблемы, достаточно просто отдать Матери на милость этот вопрос, не включая при этом рациональный аспект. Скажите, что отдаётесь Матери и не задавайте лишних вопросов.

Но эти методики являются лишними во время утренней медитации, поскольку в её процессе не нужно даже много двигать руками. Ранняя практика сама позволит освободить все чакры.

Подготовка атмосферы и настроения

Позаботьтесь о наполнении сердца любовью и чистотой, расставшись со всеми беспокойствами. Постарайтесь разместить в центр своего сердца любимого гуру и поклониться ему. Проявите учителю высшую преданность и посвящение. Так вы получите просветление ума и не будете воспринимать дальнейшую визуализацию только как картинки воображения.

Затем необходимо склониться у ног гуру — Шри Матаджи. попросите у неё идеальной атмосферы для медитации и подходящего настроя. Матерь подарит единение с Божественным.

  1. Избавление от мыслей во время медитации осуществляется путём чтения мантры. На первой, предварительной стадии можно читать мантру Ганеше, но потом следует обратиться к внутреннему состоянию и найти самое главное мысленное препятствие. Преодолеть его помогает мантра Нирвичара, которая звучит так:
    Ом Твамева Сакшат Шри Нирвичара Сакшат Шри Ади Шакти Матаджи Шри Нирмала Деви Намоо Намага”.
  2. Преодолеть своё эго в процессе расслабления также важно. Ощутить его присутствие легко, если мысли уже ушли, но голова всё равно сохранила некое давление. Используйте мантру:
    Ом Твамева Сакшат Шри Махат Ахамкара Сакшат Шри Ади Шакти Матаджи Шри Нирмала Деви Намоо Намага”.
    Ключевые слова здесь: “Махат” — “великий” и “Ахамкара” — “Эго”. Трижды повторите текст, и если результатов нет, то приподнимите левую сторону, перенеся её на правую сторону с помощью правой ладони. Вторая рука должна быть направлена на фото Шри Матаджи. Поднимите ещё выше левую сторону, а правую — опустите. Такими манипуляциями вы способствуете созданию баланса между эго и суперэго. Повторите практику семь раз.
  3. Старайтесь разобраться с внутренними чувствами. Фокусируйте своё внимание на своей силе воле, своих желаниях, на мощности ума. Наблюдайте за всем этим и старайтесь просветить эмоции за счёт мыслей о Матери. Соединение с эмоциями и одновременное изучение их со стороны позволяет решить почти все проблемы.
    Когда переживания начнут переполнять вас, просто переложите их к Лотосным стопам вашей Материли, чтобы все эмоции растворились и растянулись, а вы смогли расширить себя. Почувствуйте, что можно контролировать все расширенные чувства, поэтому они становятся могущественными и просвещёнными.
  4. Не забывайте постоянно следить за собственным дыханием. Его следует максимально уменьшить, поэтому после выдоха нужно делать небольшую паузу. Затем совершается долгий вдох. После выдоха получится сократить дыхание в течение следующей минуты. При этом очень важно сосредотачиваться на своих эмоциях и устанавливать с ними связь.
    В этот момент можно заметить, что ваша энергия Кундалини начала подниматься. Сделайте вдох и задержите дыхание. На выдохе снова осуществите задержку. Думайте об эмоциях или о своём сердце и задерживайте при этом дыхание. Вы увидите, что у вас начнёт получаться не дышать некоторые время. Произошло растворение умственной и жизненной энергий, их божественное слияние.
  5. Когда Кундалини активирована, важно закрепить её в своём теле . Поднимите данную энергию до самой макушки и завяжите там. Процедуру надо повторить трижды. Сконцентрируйтесь на вершине головы, ведь это ваш главный энергетический центр — Сахасрара. Необходимо три раза произнести мантру для коронной чакры:
    “Ом Твамева Сакшат Шри Кальки Сакшат Шри Сахасрара Свамини Мокша Прадаини Матаджи Шри Нирмала Деви Намоо Намага”.
    После таких слов чакра полностью откроется и вы сможете войти в медитацию без напряжения, когда переместите сознание с Сахасрару. При этом нужно снова уменьшать дыхание, расслабляя живот, грудную клетку и диафрагму.

Главный способ медитации

Медитация со Шри Матаджи может подразумевать как практику в сопровождении её голоса, так и концентрацию на фотографии. В любом случае секретом успеха является некая спонтанность и отстранённость во время занятия. Нужно просто отдаться излучаемым вибрациям и не переживать из-за бытовых проблем. Отпустите все блокировки в тонком теле и они разойдутся сами собой.

Суть медитации, с точки зрения Матаджи, в отсутствии любых усилий. Надо просто согласиться на отдачу себя на милость Богу, и этого уже будет достаточно для исцеления души и тела, исправления личности, сохранения пламени духа и т.д.

Именно поэтому не имеет значения, какую мантру надо исполнять или какую позу принимать. Лишившись напряжения в организме и в уме, вы попадаете в состояние бессмысленного осознания. И даже если мысли буду возвращаться, можно просто наблюдать за ними, но не вовлекаться в их ход. Тогда просветление разума произойдёт очень быстро, и не надо ничего останавливать внутри себя насильно.

Отсутствие натужности не должно, однако, втягивать человека в состояние летаргии. Дремать или крепко спать во время медитации — очень плохо, потому что требуется сохранение бдительности и наблюдательности в период практики. Не следует лениться делать что-то, надо просто быть расслабленным, но осознающим действительность. Откажитесь от размышлений по поводу чакровых проблем, доверьтесь медитации. Поймите, что природа принимает благословение солнца без лишних трудностей и это позволяет главному светилу выполнять работу по согреванию планеты. Точно так работает и всепроникающая мощь, активированная на медитациях. С ней не надо маневрировать или подбирать слова, потому что она всё равно будет работать, т.е. совершать предписанные ей чудеса. Усилия же, напротив, создают препятствия для такой силы.

Именно в такой момент божественной работы мантры будут лишними. Шри Матаджи считает, что хорошим обращением к высшей силе является уже только жест — протягивание руки к портрету Матери.

В крайнем случае, можно произносить имя Шри Матаджи. Но когда эмоция достигает своей полноты, уже нет нужны замыкаться в мантре, потому что надо выходить за её пределы. Именно тогда медитация позволит обрести должные богатства и ощутить себя сильным правителем своей жизни. При этом не стоит пытаться направлять внимание на кого-то, просто принимайте дары.

Смысла думать о своих проблемах нет и потому, что вы всё равно не сможете их решить, у вас недостаточно возможностей, но для этого есть сила Божественного толка. Так что гораздо важнее поудобнее сесть, расслабив руки и соприкасаясь ступнями с землей, потому что дискомфорт помешает продолжительной медитации. После этого можно сфокусировать внимание на образе Шри Матаджи в вашей душе, на её энергию Кундалини. После этого может даже получиться выполнить вход в Кундалини Матери.

Данная медитация, предложенная основательницей сахаджи-йоги, похожа на небольшое упражнение, но способствует пробуждению Кундалини. Эта практика — первый шаг к самой глубокой медитации, связанной с достижением умственного покоя. Стоит отметить, что на санскрите самореализация имеет отношение к пробуждению духа, т.е. речь идёт о трансформации человека для его слияния с абсолютной энергией Творца. Кроме того, практика позволит получить знания о собственных чакрах, их болезнях и блокировках.

В ходе такой 10-минутной медитации не задействованы гипноз, самовнушение или ментальные секреты.

  • Сядьте прямо в спокойном месте.
  • Расслабьтесь и скрестите ноги. Можно на полу или на стуле, но во втором случае перекрещивать конечности не стоит.
  • Разуйтесь для максимального удобства.
  • Держите руки на коленях, чтобы ладони смотрели вверх.
  • Перед собой поставьте или повесьте фотографию Шри Матаджи. Образ гуру необходим потому, что человек не в состоянии получить самореализацию от самого себя.
  • Потом приложите правую ладонь к сердце и спросите 12 раз, вслух или мысленно, у Матери-Вселенной, правда ли, что вы есть дух.
  • Сместите руку чуть пониже, к левому ребру. Задайте вопрос Матери 10 раз: “Действительно ли я сам себе хозяин и учитель?”.
  • Опустите руку так, чтобы ребро ладони разместилось между туловищем и левым бедром. Попросите 6 раз, чтобы Мать дала вам чистые знания.
  • Вернитесь к левому нижнему ребру, прижмите ладонь и медленно, с уверенностью скажите порядка 10 раз: “Да, Мать, я себе учитель и хозяин!”.
  • Теперь правая рука должна оказаться у вас на сердце. Утвердительно сообщите Матери, что вы являетесь духовным существом. Скажите это 12 раз и прижмите правую ладонь к началу плечевого корпуса, возле шеи. Признайтесь 16 раз Матери, что вашей вины нет ни в чём.
  • Разместив ладонь на центре лба, несколько раз подряд сообщите Шри Матаджи о прощении себя и всех вокруг.
  • Прижмитесь этой же ладонью к центральной зоне затылка и немного приподнимите голову, чтобы можно было смотреть в небо. Обратитесь к всепроникающей силе Божественной любви: “Прости меня за проступки и ошибки!”.
  • Переложите правую руку на лоб, прижмите её и чуть наклоните голову вперёд. Несколько раз и как можно искренне произнесите, что прощаете себя и всех.
  • Приложив правую руку на темечко (зону между лбом и макушкой) так, чтобы прижимался именно центр ладони, сделайте небольшой массаж для кожи головы. Движения должны быть круговыми и по часовой стрелке. Затем нужно вежливо попросить 7 раз у Матери свою самореализацию.
  • Правая ладонь на следующей стадии поднимается над головой. Нужно внимательно понаблюдать за своими ощущениями в темени и в руке. Можно почувствовать прохладу или тепло, жжение или покалывание. Запомните свои чувства и поменяйте позиции ладоней, чтобы правая рука оказалась на колене. С левой рукой над теменем снова прислушайтесь к ощущениям.
  • Обе руки разместите на коленях с развёрнутыми ладонями и прикройте веки. В течение следующих минут попытайтесь совершенно расслабиться, наблюдая только за ощущениями в пальцах, на голове, внутри себя.

Если вам чудится прохладный стабильный бриз, который исходит из центра ладоней и головы, то энергия уже пробудилась и все чакры работают без каких-либо блокировок. Если же дуновения ветра слабые и неравномерные, значит, энергетические центры не в порядке и есть проблемы с дальнейшим духовным восхождением. Отсутствие каких-либо ощущений вообще говорит о невозможности сосредоточиться.

Обратите внимание, что эта медитация — только первый шаг на пути к собственному совершенствованию. Если человек определил, что у него есть некие блоки в чакрах, ему надо переходить к стадии их очищения. Полностью положительный результат практики — это тоже не повод больше не заниматься. Полученную самореализацию необходимо углублять и развивать ежедневно, уделяя медитации по 10-15 минут.

Сама основательница сахаджи-направления по поводу этой медитации говорит, что она направлена на открытие истинного взора человека. Практика поможет увидеть красоту окружающего мира, добродетели других людей. Как считает Шри Матаджи, медитации такого типа эффективны как утром, в период между 5 и 6 часами, так и после заката, перед отправкой ко сну.

Регулярные занятия помогают понять, что не нужно обращать внимание на негатив, лучше поддерживать своё духовное состояние на высоте и радоваться жизни.

Нирмала Деви, очередное "воплощение божественной сущности", родилась 21 марта 1923 года в уважаемой христианско-протестантской семье в г. Чиндвара (Сhindvara) в Центральной Индии, сегодня это федеральный центр штата Мадхия Прадеш. Отец ее - руководитель борьбы за независимость Индии, был депутатом в индийском парламенте. Ее гражданское имя - Нирмала Шриваста. Добавленное позже слово "деви" означает "божественная". Два года, с 17 по 19-й годы жизни, она провела в ашраме Махатма Гандис. Позже она стала одним из первых последователей Бхагвана Раджниша (Ошо). Именно Раджниш, известный своими "революционными" в сексуальной сфере тезисами, привел ее к мысли самой сделаться "гуру".

"Озарение" Нирмалы ею самой датируется 5 мая 1970 года. По ее словам это "озарение" не было просто особо человеческим воплощением, а воплощением "наивысшего существа", боговоплощением, оно должно привести людей к благополучию, к исцелению и освящению. С тех пор она воздействует на всех людей как "божественная матерь". В качестве обращения к новоявленной "гуру" ее последователи стали употреблять выражение "Шри Матаджи" ("мама"). Сама она скромно требует к себе также обращения "ее святейшество". Очень показательны роскошные встречи Нирмалы Шривасты и лидеров из Индии в аэропорту Шереметьево. Ее встречает море цветов, так как Нирмала Шриваста любит цветы, много улыбок и показной дружбы.

Не снискав признания у себя на родине, где таких "гуру" хоть пруд пруди, Нирмала Шриваста поехала покорять мир. В настоящее время, кроме крупного сахаджистского центра Юнивэсл Сахаджа Тэмпл (Universal Sahaja Temple) в Нью Дели, центры последователей Нирмалы Деви действуют также в Великобритании, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии и России. В России - в Тольятти, Москве, Санкт-Петербурге, Гатчине Ленинградской области, Воронеже, Твери и Бердске Новосибирской области. И если в Европе у нее насчитывается не более чем 100 учеников и несколько тысяч последователей, то только в Тольятти число ее адептов составляет несколько десятков тысяч человек. (3) В Швейцарии ее последователи даже журнал выпускают под скромным названием "Нирмала".

Ее индуистско-христианская синкретическая система, подчеркивающая женскую природу будимой силы обожествления, называется "Сахаджа-йога" (в другом варианте - "Сахаджи Йога"), что означает "легкая йога", слово "сахаджа" также переводится адептами как "врожденная". В отличие от напряженных техник по медитации, "Сахаджа-йога" рекламируется как "легкий путь медитации". Однако процессы, протекающие в человеческой психике под влиянием этой системы, являются отнюдь не простыми и далеко не легкими. Это же подтверждает и сама Нирмала Деви: "Практика сахаджа-йоги очень проста, хотя внутренние процессы, происходящие под ее влиянием, достаточно сложны. Это как если бы вы захотели посмотреть телевизор и включили его, нажав кнопку - все очень просто. Но объяснить техническое устройство телевидения очень и очень сложно и трудно. Только квалифицированный специалист понимает и объясняет его работу. Я также постараюсь объясниться просто, но имейте в виду, что на самом деле речь пойдет о сложном, если вы захотите разобраться основательно. Итак, лучший способ пользоваться телевизором - это включить его, посмотреть в работе, а потом уже размышлять". В переводе на нормальный язык, свободный от обилия всяческих метафор, это значит, что под прикрытием лозунга об "очень большой сложности учения" от адепта будут сокрыты реальные последствия для него от занятий сахаджа-йогой.

Система "сахаджа-йоги" якобы очищает энергетические центры организма, чакры, "будит в человеке покоящуюся в виде свернутой змеи энергию кундалини" (которую очень любил "пробуждать" еще Секо Асахара) и якобы "посредством подъема из копчика через спинной мозг и прободение и через черепной родничок способствует входу в "Царство Божие", в "истинное само себя". Последователям обещается высвобождение женской "кундалини-энергии", благодаря чему якобы будет достигнуто "самоосуществление, внутреннее согласие, исцеление всех болезней, включая рак, нравственное обновление как спасение из аморальной современной цивилизации".

Говорится, что активизация "кундалини" происходит не благодаря изолированному медитативному самоукреплению, а благодаря переносу силы Шактипат, которую вызывают прикосновение, взгляд, просмотр фотографий Шри Матаджи. На медитационных фотографиях она изображается и почитается как Богиня Кали или небесная царица Мария .

Напомним читателю, как именно описывается богиня зла и тления Кали в сектантской же литературе (в частности, в тантрической): "Слово Кали - это женский род от кала - одного из имен Шивы, означающего "черный", "смерть"... Она украшена ожерельем из человеческих голов, у нее длинные выступающие зубы... У нее впалые глаза, свирепые зубы, высунутый свисающий язык... В нижней левой руке она держит отрубленную человеческую голову... На ней пояс из рук мертвых тел... Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она держит кинжал... и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают ее голову и шею; ожерелье из змей на ее груди... Своей левой ногой она стоит на груди трупа. Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп". Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке... " . Нечего сказать, "красавица", да и только! В неоиндуистской гуру-традиции, кстати, имеет место обязательность стремления учеников достигнуть хотя бы близкого к своему гуру уровня. Стало быть, в "сахаджа-йоговском" идеале все последователи этой секты должны стремиться приобрести вышеописанные качества Кали, в виде которой почитается Нирмала Деви. А если нет, то они, значит, сами себе же и противоречат в своем псевдоучении.

Вполне в духе этого описания явилась происшедшая в 1995 году в г. Бердске Новосибирской области трагедия. Последовательница "Сахаджа-йоги" совершила ритуальное зверское убийство своей полуторагодовалой дочки в припадке помешательства, вызванного участием в обрядах секты. Изуверка нанесла дочке множественные ножевые ранения, кровь убитого ребенка собрала в кастрюлю и поставила на кухне. После убийства и отправке по решению суда сахаджистки-убийцы в спецпсихбольницу, секта, по некоторым данным, продолжила свои черные обряды на квартире, где произошло убийство, и на могилке девочки . Уж не такую ли "гармонию" в действительности рекламируют ревностные адепты Нирмалы Шривасты?

При медитации, согласно указаниям Нирмалы Деви, почему-то необходимо купать ноги в соленой воде. Процедура так и называется - "чистка в тазике с теплой водой". Да это же прямо-таки революционный способ отправления религиозных ритуалов! Сидишь, опустив ноги в таз с водой, держишь в руках фотографию Нирмалы Шривасты и молишься этой, как ее там, - ну которая на горе трупов стоит и отрубленными человеческими головами вся увешена. Сомнения, правда, одолевают по поводу психической нормальности человека, таким вот образом приобщающегося к духовности.

Во время медитации сахаджист должен повторять такие фразы: "Благодаря тебе, Мать, я освобождаюсь от мешающих мне привязанностей и условностей... Я сам себе учитель, сам себе Мастер... Будучи Духом, благодаря Тебе, как я могу быть виновен... Я щедрый человек... Шри Матаджи, благодаря Тебе, я представляю собой могущественную невинность ребенка... Благодаря Тебе, Мать, я излучаю благоприятность... Шри Матаджи, благодаря Тебе, я есть чистое знание проявляющейся божественности... Шри Матаджи, сделай меня жертвующим человеком... Шри Матаджи, прими мою полную покорность... Шри Матаджи, я ничего не делаю. Ты являешься исполнительницей всех действий... Ты воистину помогаешь мне избавиться от мыслей... " .

По поводу "щедрости" и "жертвенности" все ясно - надо же на какие-то средства Нирмале Деви путешествовать, да и пятизвездочные отели недешево стоят. Про полную "покорность" также все понятно. А вот "излучение благоприятности" можно прокомментировать словами бывшей последовательницы несколько похожей секты под названием "Брахма Кумарис": на самом деле настрой только на положительные установки - это примитив .

Согласно притязаниям Нирмалы Деви, Христос был лишь последней ступенью спасения. Он дал бы еще указания к завету "Отдай нам наш долг". Она же Нирмала Деви, напротив, ведет к тому месту "самосовершенствования", где распустился бы "1000 листный лотос", и человек смог бы осознать: "Я не виновен". В одном из видеофильмов, распространяемых этой сектой, рассказывается, что "Шри Матаджи уже не раз бывала на Земле, она - Мать Мира. Она была сразу в двух инкарнациях Девы Марии и Марии Магдалины... Поскольку Шри Матаджи Мать Мира и Христа (она носила Его в Сердце), то могла быть сразу в двух инкарнациях... Шри Матаджи стала как бы посредником между Сыном Христом и Отцом Богом".

Она ожидает, что ее ученики будут без критики за ней следовать и механически повторять ее указания и осуществлять ее советы. Нирмала Деви, которая разбуженную ею кундалини-энергию выдает за "святой дух", ожидает от своих сторонников буквально тотального внимания к ее личности. Хотя все ее путешествия, съезды и спиритуальные действа под названием Пуджа финансируются ее последователями, она предостерегает от многих фальшивых "гуру", которые "от имени Бога берут деньги": "Пациент становится рабом "учителя" и начинает отдавать всю материальную собственность "учителю", не понимая при этом "корыстной логики", лежащей в основе всего. Подобные "учителя" никогда не поясняют методики, которой они пользуются". Можно так подумать, что Нирмала Деви поясняет свою методику и сильно отличается от тех "гуру", против которых и предостерегает. С началом экономических реформ в России, цены на программы и нужды стали расти. Пуджа, проводимая Нирмалой Деви в 1996 году стоила одному человеку, минимум, 500000 руб. (в нынешних деньгах 600-700 рублей – прим. М.С.).

Нирмала Деви требует: "Откажитесь от своих мыслей!" , и обещает своим послушным последователям некие "охлаждающие вибрации", говорит им: "Я поведу вас по воде" . Не очень, мягко говоря, справедливый и стоящий обмен - своей неповторимой индивидуальной личности (а у каждого человека личность неповторима и складывается, в том числе, и из собственных, никем жестко не регламентируемых мыслей) на какие-то дурацкие "охлаждающие вибрации"!

Московскими сахаджистами организовались медицинские конференции. Нирмала Деви организовывала эти конференции и настаивала, чтобы врачи использовали сахаджа-йогу в медицинских учреждениях для помощи больным методами чисток чакр, что категорически запрещено Минздравом. В начале своего "восхождения" сахаджа-йоги даже посещали больницы, проводили сеансы реализации, но затем этот интерес стал затухать, стал преобладать интерес к бизнесу. Все значительное в России в секте приписывается незримому вмешательству Нирмалы Деви. К примеру, 20 августа 1991 года было объявлено, что путч ГКЧП был ликвидирован исключительно молитвами Нирмалы. У местных и приезжих лидеров появилось настойчивое стремление войти в контакт с властями, с правительством, состоялся визит к М.С. Горбачеву. Не безуспешно пытались использовать и ученых. Так на пудже богини Дивали Нирмала Деви познакомила йогов с профессором Вороновым Юрием Александровичем из Петровской академии наук и искусства. Тогда же был зачитан документ об объединении двух великих стран: России и Индии для совместной работы трех китов человеческой деятельности: науки, философии и чистой Вселенской религии.

Продолжая сектантские традиции, Нирмала Деви относит к нормальным религиям только свое антихристианское учение: "То, что вы ощущаете себя индусами, мусульманами, христианами, не имеет под собой основания. Вы лишь человеческие существа и ничего больше. Вы поставили на себе клеймо, что вы - ничто. До тех пор, пока вы не освободитесь от подобной ловушки, ваша слепота не исчезнет" . Христианство и ислам, оказавшие наибольшее влияние на мировую культуру, Нирмала Деви низводит до термина "ничто". Зато уж в отношении себя и своей "науки" она постаралась подобрать побольше хвалебных эпитетов, типа: "Это приход новой эры истины"; "Вибраторные знания - абсолютные знания"; "Шри Матади Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога".

На самом деле "Сахаджа-йога" - это отнюдь не некий кружок оздоровительной направленности, который могут посещать последователи любых религий, а секта, абсолютно несовместимая с православием, поклоняющаяся богине зла Кали и являющаяся одним из направлений неоиндуизма. Более того, по заключению некоторых специалистов, эта секта относится к разряду деструктивных религиозных организаций и участие в ней чревато опасными психическими расстройствами.

Подтверждают это и письма бывших адептов секты:

"Оказалось, что работа с тонким планом человека очень опасна. Наблюдались случаи, когда люди впадали в глубокие депрессии. И был такой случай в один из очередных приездов Шри Матаджи в Москву. Директор стадиона не захотел сдавать стадион под программу. Группа старых опытных йогов начала медитировать и чистить сердечную чакру этого директора, стараясь смягчить его сердце. В результате, директор стадиона ночью был отправлен в больницу с микроинфарктом. Об этом нам говорили на занятиях. У индусов шли разговоры о покупке земли, фарфоровых заводов, устройстве офисов. Зарабатывали на духовном воспитании русского народа. Один из лидеров организовал в Кингисеппе летний ашрам. Медитации проходили на открытом воздухе. Присутствующие видели знаки на небе и видения. У некоторых йогов получился психический срыв. Одна из йогинь стала слышать голоса, а другая - Таня, вообще заболела. Во время занятий она кричала в ужасе. Ее долго не могли успокоить. Когда мы встретили ее в аэропорту, в день прибытия Шри Матаджи, эту Таню мы не сразу узнали. Она стояла в стороне с всклокоченными волосами и плакала, и никому до нее никакого дела не было. Никто ни за что не отвечает".

Когда одним сахаджа-йогам сказали: "Уходите из йоги, из этой секты. Идите все в Православие", то они ответили: "А мы оттуда и не уходили". По их мнению, сахаджа-йога - это не религия, а некая сверхнаука, потому что сахаджа-йога преподносится им как наука, а не религия, и даже как сверхнаука, потому что это учение о чакрах. Эта сверхнаука считает, что в Православной Церкви священники нереализованные, что креститься необязательно, т.к. самое основное крещение - это реализация. Когда некоторые адепты стали покидать "Сахаджи-йогу", то руководители секты стали утверждать, что сахаджа-йога не для всех, а только для избранных. Как говорится в листовке Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священника Олега Стеняева, нам непонятно, почему люди искренне верят, что действительно обретут обещанные этой, не снискавшей у себя на родине в Индии никакого успеха сектой, внутреннюю гармонию, здоровье и счастье, не ясно, для чего надо пробуждать духовные силы не в Православном храме, а у никому не известной индуски. Но нам искренно жаль "православных" сахаджа-йогов. Мы молимся за них.

Не менее оскорбительно отношение заезжих сахаджа-йогов к российским национальным традициям. Так, например, на сороковой день после трагических событий у Белого дома 13 ноября 1993 года, когда шло поминовение погибших, в день траура в Москве сахаджистами проводился праздник, посвященный Богине Дивали. Этот праздник проходил несколько дней. Была пуджа и концерт с фейерверками. Такое столь бездушное отношение к нашим русским традициям глубоко оскорбило даже некоторых последователей этой секты, которые после этого ее покинули. Хотя чему удивляться? Практически всем заезжим "учителям", "гуру", "баба", "шифу" абсолютно плевать на наши великие культурные и религиозные традиции, для них великие - это они сами лично, и интересует их только лишь собственное материальное благополучие.

Но может быть не все так уж плохо? Конечно! Учение Нирмалы Шривасты определенный академический интерес все-таки представляет. Но представляет интерес оно, скорее, как курьезное учение. Вот лишь некоторые упражнения, изучаемые в секте: "Искоренить сарказм", "Божественная дипломатия", "Веселое состояние сердца", "Дать вибрации". Как и подавляющее большинство ее коллег по придумыванию новых "религий", Нирмала Деви не замедлила выдать бредовое "откровение" по поводу истории России, заявив, что, оказывается, Православие на Руси приняли лишь потому, что другие религии пьянства не допускали . Несколько странно звучит и такой раздел ее учения как "вибраторные знания". Но в целом ее учение вполне укладывается в рамки победно шествующего ныне по России неоиндуизма.

Заканчивать приходится, к сожалению, на минорной ноте. 6 августа сего года в Москве на велотреке "Крылатское" прошло массовое сборище сахаджа-йогов, которое было широко разрекламировано, в том числе, на телеканале НТВ. По всей Москве были расклеены рекламные плакаты, предлагающие узнать об "уникальном открытии XX века, дающем людям здоровье, внутреннюю гармонию, уверенность в жизни, многое другое". Рекламные листовки появились даже в московском городском транспорте. На вопрос, для чего повешено это объявление, водитель одного из московских автобусов, "украшенных" подобным объявлением, ответил, что сам прекрасно понимает опасность подобных сект, но был вынужден повесить это объявление, так как сахаджа-йоги заявились к нему с соответствующим приказом его транспортного управления, что является грубым нарушением российского законодательства, так как церковь у нас от государства отделена, а транспорт - это пока еще государственное предприятие. 11 августа такая же "радость" должна была постигнуть Санкт-Петербург, и далее Нирмала Шриваста поехала колесить по просторам нашей страны, собирая под свои знамена очередных "буратин".

А. Алексеевский

"Миссионерское обозрение" № 10, 1997

Использованная литература

1. Бенк В. Нирмала Деви, Сахаджа-йога // Православная Тверь, октябрь- ноябрь 1996 г. - N 10-11 (35-36).

2. Димешвар Рам Аватхута. Тантра постижения вышки реальности. - Санкт-Петербург, 1992.

3. Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник / Миссионерский отдел Русской Православной Церкви. - Изд-е 2-е, переработ, и дополн. - Белгород, 1997. - с. 459.

4. Сахаджа-йога. Утверждения для левого, центрального и правого каналов - М., 1993.

5. "Отрицаюся от тебя, сатана" // Миссионерское обозрение - Выпуск N 10 / Приложение к газете "Православная Москва", июнь 1997 г. - N 16-17 (112-113).

"Ибо все боги народов - идолы,
а Господь небеса сотворил"
Пс. 95:5

"...язычники, принося жертвы,
приносят бесам, а не Богу"
1Кор. 10:20

Основала "Сахаджа-йогу" Нирмала Деви. Родилась она 21 марта 1923 года в христианско-протестантской семье в г. Чиндвара (Chindvara) в Центральной Индии (федеральный штат Мадхия Прадеш). Ее отец, Сальве, был руководителем борьбы за независимость Индии и депутатом в индийском парламенте. Гражданское имя основательницы - Нирмала Шриваста, и замужем она была за рожденным в 1930 году Хандриком Прасадом Шриваста, функционером организации ООН по судоходству. Скончалась 23 февраля 2011 в возрасте 87 лет.

Характеристика секты

Деструктивная синкретическая неоиндуистская секта, объектом поклонения и обожения которой является Нирмала Деви. Отличительной особенностью практик секты является, разработанная основательницей секты особая система легкой или точнее быстрой (сахажда) йоги, с помощью которой можно быстро поднять мифическую "энергию кундалини", достигнув тем самым высочайшей степени "духовного совершенства".

Официальные издания:

Журнал "Нирмала",

Сахаджа-йога. Вводный курс. - Санкт-Петербург, 1993.

Имеется официальный русскоязычный Web-сайт, а также множество сайтов, принадлежащим местным отделениям секты в городах России и СНГ

Религиозное учение секты и ее деятельность:

При практически полном отсутствии логической цельности и стройности, учение Нирмалы Шривасты, по мнению специалистов Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий и Миссионерского отдела Русской Православной Церкви, представляет определенный академический интерес как курьезное учение . Вот лишь некоторые упражнения, изучаемые в секте: "Искоренить сарказм", "Божественная дипломатия", "Веселое состояние сердца", "Дать вибрации" . Как и подавляющее большинство ее коллег по придумыванию новых "религий", Нирмала Деви не замедлила выдать свое нелепое "откровение" по поводу истории России, заявив, что, оказывается, "православие на Руси приняли лишь потому, что другие религии пьянства не допускали". Несколько странно и двусмысленно звучит и такой раздел ее учения как "вибраторные знания". Но в целом ее учение вполне укладывается в рамки победно шествующего ныне по России неоиндуизма.

Многие сахаджа-йоги искренне верят в то, что могут быть одновременно исповедовать православие и "Сахаджа-йогу", называют себя "православными сахаджистами". Это происходит потому, что адептам активно внушают, что учение "Сахаджа-йоги" не носит религиозного характера, что это - некая сверхнаука: "сверхнаука потому что, это учение о чакрах". Новичкам говорят, что "Сахаджа-йога" - это нечто вроде оздоровительного кружка, научной такой теории или суперфилософской практики. Сахаджа-йог из Твери Сергей Владимиров, например, в отношении своего любимого учения использует никому неведомые жаргонные словечки вроде "метанауки" .

В реальности "Сахаджа-йога" - это вовсе никакой не кружок оздоровительной направленности, который могут посещать последователи любых религий, а самая настоящая неоиндуистская деструктивная религиозная секта.

Подтверждения тому, что это - именно религиозная система, можно найти в религиозной литературе самой "Сахаджа-йоги": "В данной Божественной религии есть определенные процедуры, которые поддерживают ее живой и действующей изнутри. Имеются также соответствующие методы медитации, дающие энергетическое питание человеку, и методы, позволяющие быть в состоянии медитации постоянно. И, наконец, есть пути достижения стадии, когда вы не медитируя, все время находитесь в состоянии медитации" .

Как и последователи множества других сект, вышедших из неоиндуизма, адепты "Сахаджа-йоги" заявляют, что они представляют традиционную религиозную культуру Индии. Однако, отношение вероучения "Сахаджа-йоги" к традиционному индуизму весьма относительно, а претензии руководителей этой организации на представление "Сахаджа-йоги" в качестве религиозной организации в рамках традиционного индуизма несостоятельны. Традиционный индуизм в принципе не носит миссионерского характера и не знает прозелитизма (индуистом надо родиться) , а индийские гуру, действительно представляющие древние религиозные традиции, негативно относятся к миссионерствующим на Западе псевдогуру, к которым относится и Нирмала Шриваста .

Это же подтверждает и известный российский индолог, доктор исторических наук Маргарита Федоровна Альбедиль (Институт востоковедения РАН) в программе своего учебного курса "Индийская религия и философия": "Индуизм чужд и прозелитизма: стать индуистом нельзя, им можно только родиться".

Известный российский индолог А. Ткачева обращает внимание на эклектичность доктрин неоиндуистских религиозных сект и на существенный их отход от классического индуистского мистицизма. По ее мнению, в России, в силу стремления к русификации индийского мистицизма, знакомства с ним зачастую не из первоисточников, языковых проблем и др., эта эклектичность зачастую возведена в куб. Наиболее адекватным термином для способа существования неоиндуизма в массовом российском сознании А. Ткачева считает слово "хаос" .

Один из основных религиозных ритуалов в организации - "активизация Кунадалини". Адептов "Сахаджа-йоги" учат, что активизация "Кундалини" происходит не благодаря изолированному медитативному самоукреплению, а благодаря переносу силы Шактипат (эту "силу" особенно обожал переносить недоброй памяти Секо Асахара), которую вызывают прикосновение, взгляд, просмотр фотографий Шри Матаджи. На медитационных фотографиях она изображается и почитается адептами как Богиня Кали или небесная царица . Напомним читателю, как именно описывается богиня зла и тления Кали в сектантской же литературе, в частности, в тантрической. Кали (Черная), иначе Махакали (то есть Великая Кали), также Шьяма (Черная) - одно из имен супруги Шивы, в образе которой воплощается наиболее грозная сторона характера богини . В авторитетных источниках тантристов Кали описана достаточно подробно во всех своих формах :

"Слово Кали буквально означает "черная", "темная", "темно-синяя"... Слово кали - это женский род от кала - одного из имен Шивы, означающего "черный", "время", "судьба", "смерть"... Кали изображается черной, так как в черном цвете исчезают все различия. Она - вечная ночь, посреди которой Она стоит на "небытии"... Она освобождает от всех ужасов существования и страха смерти... Формы Кали многочисленны и охватывают все сферы деятельности и существования во вселенной... Вот несколько форм Кали, даваемых в шакта-Тантрах для медитации.


Дакшинакалика. Она украшена ожерельем из человеческих голов, у Нее длинные выступающие зубы... В нижней левой руке Она держит отрубленную человеческую голову, в верхней левой руке Она держит меч... На ней пояс из рук мертвых тел... Ее местопребывание - место сожжения трупов. Она стоит на груди Махадэвы (Шивы), лежащего как труп, Ее окружают шакалы, Ее лицо ужасающе, кровь стекает с уголков Ее губ... Другой образ Дакшинакалики выглядит следующим образом: у Нее темный цвет кожи,... в Своих правых руках Она держит кинжал... и человеческий череп; гирлянды из человеческих голов украшают Ее голову и шею; ожерелье из змей на Ее груди... Своей левой ногой Она стоит на груди трупа, Своей правой ногой - на спине льва, облизывающего труп.

Сиддхакали. Она пьет кровь из черепа, который держит в левой руке...

Гухьякали. Она черна, как грозовая туча... У Нее впалые глаза, свирепые зубы, высунутый свисающий язык... На Ней ожерелье и священный шнур из змей, Она сидит на ложе из змей. Пучок Ее спутанных волос касается неба. Она прихлебывает вино из черепа. На ней гирлянда из 50-ти человеческих голов... Ее со всех сторон окружают капюшоны змей... Мертвые тела служат украшением для Ее ушей... Когда Она смеется, Ее громкий хохот наводит ужас.

Бхадракали. У Нее впалые глаза, Ее лицо темно, как чернила. Ее зубы подобны черным ягодам джамбу... Она плачет, говоря: "Я не удовлетворена. Я проглочу весь этот мир залпом, как маленький кусок еды!" В своих двух руках Она держит аркан...

Шмашанакали. Она черна, как гора черной мази, Ее местопребывание - место сожжения трупов. У Нее растрепанные волосы, иссушенное тело и устрашающий вид. У Нее впалые красные глаза. Она держит в правой руке череп, наполненный вином и в левой руке - свежеотрубленную голову. С улыбающимся лицом, Она постоянно жует сырое мясо... Обычное место для поклонения Ей - это место кремации, где поклоняющийся должен совершать ритуалы, будучи обнаженным.

Ракшакали или Махакали. Она черного цвета... В своих левых руках Она держит кинжал и череп... На Ней ожерелье из змей... Ее левая нога - на груди трупа".

Облик и качества самого объекта поклонения сахаджистов имеют значение для нашего исследования, потому что все шиваиты, к коим относят себя и сахаджисты, во время своих культовых служений отождествляют себя с объектом поклонения : "Тантрическая медитация предполагает отождествление себя с объектом медитации, то есть с Абсолютом в той или иной личной форме" . Стало быть, в "сахаджа-йоговском" идеале все последователи этой секты должны стремиться приобрести вышеописанные качества Кали, в виде которой почитается Нирмала Деви.

Эксперты Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий (Москва) так же обращают внимание на религиозное поклонение сахаджа-йогов богине зла и разрушения Кали и в своем экспертном заключении на характер вероучения этой организации делают вывод: "Имеются все основания говорить об абсолютной чуждости вероучения "Сахаджа-йоги" российскому национальному менталитету" . Поэтому, утверждают эксперты Центра, принципиально не может быть ничего общего между православной традицией и сахаджа-йогой.

Себя Шриваста считает реинкарнацией Бога на современном этапе . Шри Матаджи заявляет: "Но сегодня день, когда Я объявляю, что Я Та, Кто должен спасти человечество. Я объявляю, Я Та, Кто является Ади Шакти, Кто есть Изначальная Мать, Шакти, Желание Бога, Которая воплотилась на этой Земле, чтобы дать значение Ей Самой, этому Созданию, людям. И Я уверена, через Мою любовь и терпение, и Мои силы Я достигну этого. Я была той, Которая рождалась вновь и вновь. Но сейчас в Моей полной форме и в Моих полных силах я пришла на эту Землю, не только ради спасения людей, не только ради их освобождения, Но ради дарования им Царства Небесного, радости, блаженства, которые ваш Отец хочет даровать вам" .


Адепты буквально обожествляют Шриваста: "Создание сахаджи-йоги датируется 1970 годом. Но идейно свою историю она ведет с того момента, когда Христос, указывая на Святую Богородицу, сказал Иоанну Богослову: "Се Мать твоя". Эту фразу помнит каждый сахаджа-йог, а культ Матери здесь непререкаем" . Комментировать подобного рода нелепые утверждения нет смысла. Из того, что Нирмала Шриваста провозгласила: "Я объявляю, Я Та, кто является Матерью всех матерей, кто есть Изначальная Мать" , вовсе даже не следует, что это действительно так.

Ежедневное поклонение культу Нирмалы Деви, прежде всего, состоит в том, что ежедневно во время медитации с использованием ее портрета сахаджист должен повторять следующие заклинания:

"Шри Матаджи, Вы - Божественный Дух"; "Вы - истинный творец всего сущего"; "Шри Матаджи, укажи мне на мои проблемы"; "Шри Матаджи, благодаря Вам я Дух"; "Шри Матаджи, пожалуйста, прими мой полный отказ от всего и мою чистосердечную благодарность за то, что Вы сделали меня Сахаджа йогом" и т.п. ;

"Благодаря тебе, Мать, я освобождаюсь от мешающих мне привязанностей и условностей... Я сам себе учитель, сам себе Мастер... Будучи Духом, благодаря Тебе, как я могу быть виновен... Я щедрый человек... Шри Матаджи, благодаря Тебе, я представляю собой могущественную невинность ребенка... Благодаря Тебе, Мать, я излучаю благоприятность... Шри Матаджи, Благодаря Тебе, я есть чистое знание проявляющейся божественности... Шри Матаджи, сделай меня жертвующим человеком... Шри Матаджи, прими мою полную покорность... Шри Матаджи, я ничего не делаю, Ты являешься исполнительницей всех действий... Ты воистину помогаешь мне избавиться от мыслей... " .

В отношении своей религиозной системы у Шривасты одни лишь хвалебные эпитеты: "Это приход новой эры истины"; "Вибраторные знания - абсолютные знания"; "Шри Матаджи Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога" .

Шриваста относит к "нормальным религиям" только свое учение. Претензии на исключительность и всеобъемлющий характер новой религии сопровождаются нападками на традиционные религии (христианство, буддизм, мусульманство): "Религиозные люди становятся догматиками, она вязнут в букве писания и упускают суть, переданную пророками... Надо следовать духу Будды, а не буддизма; Христу, но не христианству" .

"То, что вы ощущаете себя индусами, мусульманами, христианами не имеет под собой основания. Вы лишь человеческие существа и ничего больше. Вы поставили на себе клеймо, что вы - ничто. До тех пор, пока вы не освободитесь от подобной ловушки, ваша слепота не исчезнет" .

Святыни, почитаемые в традиционных российских религиях, называются не иначе, как "ритуальный вздор", "глупости", "абсурдные вещи" и т.п. .

Христианство и ислам, оказавшие наибольшее влияние на мировую культуру, Нирмала Деви низводит до термина "ничто". Чтобы делать подобные заявления, необходимо, по крайней мере, эти самые религии знать и в них разбираться, а познания в них Нирмалы Шривасты близки к нулевой отметке, так как, по ее же собственным словам, "сама Шри Матаджи никогда не обращается ни к каким книгам" . Бедная...

Руководство секты вдалбливает своим последователям, что в Православной Церкви все священники - "нереализованные", поэтому креститься не нужно, так как толку от этого все равно нет, а самое основное крещение - это реализация.

По учению Шривасты, Христос был лишь последней ступенью спасения, Он дал бы еще указания к завету "Отдай нам наш долг". Она же, Нирмала Деви, напротив, ведет к тому месту "самосовершенствования", где распустился бы "1000-листный лотос", и человек смог бы осознать: "Я не виновен". В одном из видеофильмов, распространяемых этой сектой, рассказывается, что "Шри Матаджи уже не раз бывала на Земле, она - Мать Мира. Она была сразу в двух инкарнациях: Девы Марии и Марии Магдалины... Поскольку Шри Матаджи - Мать Мира и Христа (она носила Его в Сердце), то могла быть сразу в двух инкарнациях... Шри Матаджи стала как бы посредником между Сыном Христом и Отцом Богом" .

В России, по мнению Шри Матаджи, "наиболее благоприятная почва для распространения Сахаджа Йоги", так как в "России не было религии и никогда не говорили о Боге, а теперь вдруг становитесь Просветленными" . То есть не было славной тысячелетней истории нашей страны, связанной с православием, ничего не было до Нирмалы Шривасты! И ислам никто не исповедовал. И вот пришла она - "спасительница" - и теперь у нас наконец-то и история появится своя, и религия.

В организации насаждается менталитет собственной элитарности, исключительности, превосходства над всеми и даже харизматичности:

"Это приход новой эры истины"; "Вибраторные знания - абсолютные знания"; "Шри Матаджи Нирмала Деви принесла веку Водолея уникальный метод понимания истины, называемый сахаджа-йога" ;

"Реализованный человек поднимается над всеми оковами рабства" ;

"Эти люди получили полное просвещение. Они познали истинное крещение и в результате стали религиозными, святыми, йогами, йогинями, провидцами. Они не похожи на других людей, которые не вошли в это новое четвертое измерение, осознание и не самоутвердились" .

"Начав практиковать Сахаджа Йогу, человек так высоко поднимается над другими и его благоразумие становится настолько совершенным, что ни средства информации, ни лжеучителя, ни вводящие в заблуждение методики - ничто не может сбить его с правильного пути. Сахаджа Йог наслаждается своей свободой и свободой других Сахаджа Йогов... Он становится могущественным, свободным, святым, ведущим ангельскую жизнь" .

"Сахаджа Йога - единственный путь, который может спасти мир и вы должны понять свою роль в этой миссии. Это духовная революция, но ничем не надо жертвовать, вы просто должны наслаждаться" .

Когда некоторые адепты стали покидать "Сахаджа-йогу", то руководители секты стали утверждать, что сахаджа-йога не для всех, а только для избранных, что не всем в силу различных интеллектуальных особенностей доступно это учение.

Как и в большинстве прочих сект, адептам секты обещается приход "золотого века", во время которого им гарантируются всевозможные немыслимые блага: "стать Духом", "обрести Божественность", "Стать спасителем всего человечества", "познать Истину" и т.д. Исключительность учения Шри Матаджи, преданность секте, неукоснительное соблюдение указаний и ритуалов позволяет ее последователям, по мнению руководителей секты, "спасти человечество" и выполнить главную цель, которая звучит достаточно зловеще и подозрительно :

"Задача Сахаджа Йогов - освобождение всего человечества на любом уровне. Как только мы будем иметь определенное количество людей в Сахадже Йоге, она начнет способствовать пониманию настоящей праведности, религиозности, любви к Богу и просветленной веры в Бога";

"Вы должны знать, что вам предстоит спасти человечество... Чтобы просвещение получило значение, мы должны просветить мир и вступить в грубую материю, не считаясь с последствиями, потому что мы есть Чистый Атма" .

Кроме крупного сахаджистского центра Юнивэсл Сахаджа Тэмпл (Universal Sahaja Temple) в Нью-Дели (Индия), центры последователей Нирмалы Деви действуют более чем в 50 странах мира: Индии Великобритании, Австралии, Франции, США, Канаде, Швейцарии, Австрии, Голландии, Германии, Болгарии, Беларуси, Эстонии, Литве, Молдове, Казахстане, Грузии, Узбекистане, Украине, России и др. Особое распространение, по словам руководителей секты, "Сахаджа-йога" получила в России, Болгарии и Колумбии . В Швейцарии ее последователи даже журнал выпускают под скромным названием "Нирмала".

В России последователи "Сахаджа-йоги" распространены и активно действуют более чем в 100 населенных пунктах, в том числе и в Уфе :

Если в Европе у Нирмалы Шривасты насчитывается не более чем 100 учеников и несколько тысяч последователей , то только в Тольятти из 800-тысячного населения этого города, по данным , около 80 тысяч (!) человек причисляют себя к последователям "Сахаджа-йоги" (реально - несколько тысяч). В Москве действует несколько центров "Сахаджа-йоги", объединяющих около тысячи последователей. В Воронеже - около 100 адептов. Очень активны сахаджа-йоги также в Твери и Новосибирске.

В Санкт-Петербурге действует несколько центров этой организации, объединяющих примерно 2 тысячи адептов "Сахаджа-йоги", из них в возрасте до 18 лет - 10-15%, до 30 лет - 40%. Социальный состав: интеллигенция, врачи, учителя. Дети - 10%, женщины - до 70%, мужчины - до 20% .

У себя дома Нирмала Шриваста вовсе никакая не богиня, а самая обычная пожилая индийская женщина, которая не чурается бизнеса, имеет собственную киностудию, помогает мужу в управлении компанией . А вот вне дома Нирмала Шриваста возомнила себя богиней! Для чего она добавила к своему имени слово "деви", что означает "божественная". Два года, с 17 по 19-й годы жизни, она провела в ашраме Махатма Гандис. Позже она стала одним из первых сторонников и последователей Бхагвана Раджниша (Ошо). Именно Раджниш, известный своими "революционными" в сексуальной сфере тезисами и тем, что под конец жизни был за свою крайне деструктивную деятельность депортирован из США и получил запрет на въезд еще в 21 страну мира, привел ее к мысли самой сделаться "гуру" . Весьма активное участие Нирмалы в деятельности деструктивной секты Раджниша дает вполне определенную характеристику самой Нирмале и ее секте "Сахаджа-йога". Последовав совету своего любимого наставника Раджниша, 5 мая 1970 года Нирмала Шриваста провозгласила днем своего "озарения". По ее словам, это "озарение" было не просто особым человеческим воплощением, а воплощением "наивысшего существа", "боговоплощением", "оно должно привести людей к благополучию, к исцелению и освящению".

Шри Матаджи Нирмала Деви уникальна. Её слова и личность излучают безграничную любовь. Её сострадание глубоко. Подобных ей не существует. Шри Матаджи обучает методу , который называется . Сахаджа Йога основывается на естественном опыте – пробуждении духовной энергии Будет недостаточно сказать, что Шри Матаджи «обучает» только медитации. Она также учит миролюбию, спокойствию и духовному росту. Это ее дары нам. Она также показывает, как заглянуть внутрь себя и стать своим собственным гуру. Её учение также является даром. Многие люди чувствуют глубокую преданность к Шри Матаджи, поскольку они осознают ее уникальность. Эти люди почувствовали изменения, когда она вошла в их жизни. Они открыли лучшее в себе после встречи с ней. Шри Матаджи родилась в 1923 году, задолго до рождения многих из нас. Она родилась в британской колониальной Индии, в месте, далеком от наших комфортабельных домов на Западе, но не так далеко, как это может показаться, от местожительства нашего внутреннего «я». Духовные корни Индии не являются чуждыми нашей истинной сущности. Наши сердца знают, где находится их дом. Шри Матаджи участвовала в борьбе за независимость, в результате которой 350 миллионов человек получили статус нации. Она знала Махатму Ганди. После освобождения 1947 года последовало духовное освобождение: через 25 лет после политической революции в Индии она совершила духовную революцию для всего мира. Это новое освобождение пришло в форме – Самореализация происходит с каждым человеком, который этого пожелает. Лекции Шри Матаджи услышало огромное количество людей. Они посетила множество стран. А её любовь достигла даже тех мест, где она не была. Жизнь Шри Матаджи Нирмала Деви трудно описать обычными глаголами: Родилась. Вышла замуж. Основала. Путешествовала. Говорила. Жила. Эти слова отображают жизнь большинства людей, но не Шри Матаджи. Существительные подходят больше: учитель, основатель, гуру, и самое важное - мать. Слова - лишь ступени. Они описывают моменты во времени, а не всю целостность. Возможно, здесь поможет описание качеств. Мудрость. Сострадание. Предвидение. Любовь. Это все Шри Матаджи. И даже больше. Когда мы описываем Шри Матаджи Нирмала Деви, слова указывают нам правильное направление, но они никогда не создают полного портрета. Можно лишь сказать, что мы благословенны, поскольку она здесь и сейчас, и наши жизни пересеклись с её жизнью, поскольку мы с радостью можем получить ее дары в присутствии своего духа. Наше понимание завершает её портрет. Она уникальна. Она есть любовь.

Ее коллективное видение

Шри Матаджи Нирмала Деви является провидцем. Она – провидец, который желает поделиться своим видением лучшего мира. В нем есть место для каждого из нас, где мы все рядом, где мы все - единое целое. Она также является основателем Сахаджа-йоги - мирового движения, существующего в более чем 100 странах. Сахаджа-йога - это практическое применение её видения. Проблема с провидцами заключается в том, что существует тонкая линия, разделяющая их видение от мечтаний всех остальных. Эта линия, какой бы тонкой она ни была, является очень важной. Люди зададут простой вопрос: «Как мы осуществим это? Пока не существует практического решения, то какой в этом смысл?» Пропасть между и реальностью для многих людей навсегда останется непреодолимой. Но это не случай Шри Матаджи. Её опыт очень глубок. С момента её пребывания в ашраме Махатмы Ганди, ее участия в борьбе за независимость и в дальнейшем Шри Матаджи показала настоящее понимание этого мира. Она знает кто мы, куда мы движемся. Она знает нашу культуру, души и мечты лучше нас самих. Ключ к открытию двери, практическое решение, которое она предлагает, - это что-то очень простое. Это . Вспомните те свои мечты об идеальном обществе, гармоничных людях, удовлетворенности и спокойствии. Вспомните книги, которые вы читали – «Сиддхартха» и «Пророк» - истории о , сказания о Будде, внутреннем знании и истинном мире. Вот что это. А почему нет? Просветление, знание, видение не являются достоянием далекого прошлого или перспективой будущего. Однажды это должно случиться. Мы не можем всегда жить лишь надеждой. Как сказала бы Шри Матаджи Нирмала Деви, это все может произойти сейчас. Ричард Пэймент, Сахаджа йог из Канады

Публикации по теме