Рассказ о своей семье 2. Рассказ о своей семье

САМЫЕ ИЗВЕСТНЫЕ ПОЛОТНА ВАСИЛИЯ ВЕРЕЩАГИНА


Выдающийся русский художник Василий Верещагин родился 26 октября 1842 года. Его картины потрясают своим реализмом, творца называют одним из лучших в области батальных сцен. Но его личность поражает не меньше его картин. Потрясающей глубины человек умел реализовываться в разных сферах жизни, проявлять себя всегда отважным и достойным гражданином. Ему удалось сделать намного больше, чем любому другому художнику того времени. Активный общественный деятель и литератор, исследователь и историк - все это по праву является званиями Василия Васильевича.


Он родился в семье помещика и уже в 9 лет поступил в кадетский корпус, по окончании которого поступил на службу. Но совсем скоро Верещагин ушел в отставку и поступил в Академию Художеств, он обучался живописи у лучших мастеров, а затем даже уехал практиковаться в Париж, где занимался у самого Жерома. Особенно удавались ему картины, написанные с натуры. Он довольно долго провел на Кавказе, где сумел довести это мастерство до совершенство. Красоты природы, невероятно фактурные лица - все это Василий Верщагин тщательно исследовал и перекладывал на холст.

Верещагин - один и немногих русских художников, которые проводили выставки в Лондоне, работали в Мюнхене и путешествовали по Индии. Пожалуй, в то время такого не мог себе позволить никто. Он вел очень насыщенную жизнь, постоянно путешествовал и во всем искал новые сюжеты. После поездки в Индию он путешествовал по Палестине и Сирии, увлекаясь библейскими сюжетами. Мы предлагаем вспомнить самые известные картины живописца.

Апофеоз войны. Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим. - наиболее сильная картина Верещагина, которого часто называют «художником правды войны». Ничего не проходит бесследно и расплачиваются за корыстолюбие и алчность власть имущих простые солдаты. Черепа и вороны — больше ничего нет.



Мавзолей Тадж Махал близ Агры, 1874 — картина была написана во время путешествия по Туркмении. Ее особенность — это изображение энергетически сильного места. Тадж Махал возвышается над пустынными красотами города, отражаясь в воде, его пики взывают восхищение.


Нападают врасплох — война всегда безжалостна и в ней нет победителей, а проигравшие всегда одни — простые люди. Солдаты нападают врасплох на безоружных и почти беспомощных солдат. Баталист Верещагин еще раз показал свой талант в изображении нестандартных и «некрасивых» сцен военных действий.

В покоренной Москве («Поджигатели» или «Расстрел в Кремле») — картина была написана в 1897-1898 годах. Василий Васильевич родился уже многим позже знаменитой войны 1812 года, но он изучал ее довольно тщательно. Все военные действия и победа той или иной стороны имеют причину и следствие. Верещагин, конечно же, сумел изобразить французских солдат такими, как их видели историки и современники тех событий.


Мулла Рахим и мулла Керим по дороге на базар ссорятся — в 1873 художник написал полотно, которое несколько отличается от всех предыдущих его работ. ОН умел не только изучать историю и писать пейзажи и батальные сцены. В его творчестве особое место стоит отвести и бытовой тематике. Пусть нечасто, но довольно тонко и иронично подмеченные моменты обычной жизни заставляют восхищаться талантом художника.


Японка — путешествуя по Востоку, в 1903 году Верещагин написал серию картин о Японии. Необычайные сюжеты, графика и четко очерченные силуэты восточных красавиц и архитектуры делают эти работы одними из самых ярких в его карьере.


Черное море. Мыс Фиолент вблизи Севастополя — написанный с натуры пейзаж поражает своей реалистичностью. Черное море, скалистая местность и невероятная природа. Здесь нет ничего лишнего или надуманного, только великолепный вид в его первозданной красоте.


Бурлак с шапкою в руке. 1866 — социальная тематика в творчестве живописца занимала свое место. Он часто задавался вопросами о богатстве и бедности, о неравенстве классов. И писал картины, которые заставляли задуматься о судьбе низших слоев. Бурлаки, нищие в Самарканде, продажа ребенка-невольника — ничто не избежало внимательного взгляда художника. Все в позе и одежде бурлака говорит о его нелегкой доле и о невозможности что-то поменять. Безысходность в каждом жесте.

Лора Фэйм

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) - русский живописец и литератор, один из наиболее известных художников-баталистов.

Биография Василия Верещагина

Родился в Череповце 14 (26) октября 1842 в семье помещика. В 1850–1860 учился в петербургском Кадетском корпусе, окончив его в чине гардемарина. Плавал в 1858–1859 на фрегате «Камчатка» и других кораблях в Данию, Францию, Англию.

В 1860 Верещагин поступил в петербургскую Академию художеств, но оставил ее в 1863 году неудовлетворенный системой преподавания. Посещал мастерскую Жана Леона Жерома в парижской Школе изящных искусств (1864).

Всю жизнь Верещагин был неутомимым путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане (1867–1868, 1869–1870), участвуя в колониальных походах русских войск, два раза – в Индии (1874–1876, 1882). В 1877–1878 участвовал в русско-турецкой войне на Балканах.

Много путешествовал, в 1884 посетил Сирию и Палестину, в 1888–1902 США, в 1901 Филиппины, в 1902 Кубу, в 1903 Японию. Впечатления от поездок воплощались в больших циклах этюдов и картин.

Творчество Верещагина

В батальных картинах Верещагина публицистически остро, с жестким реализмом раскрывается изнанка войны.

Хотя его знаменитая «туркестанская серия» имеет вполне определенную имперски — пропагандистскую направленность, в картинах над победителями и побежденными всюду тяготеет чувство трагической обреченности, подчеркнутое тусклым желтовато — коричневым, воистину «пустынным» колоритом.

Знаменитым символом всей серии стала картина «Апофеоз войны» (1870–1871, Третьяковская галерея), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: «Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим».

«Туркестанской» серии картин Верещагина не уступает «балканская». В ней художник, напротив, бросает прямой вызов официальной панславистской пропаганде, напоминая о фатальных просчетах командования и страшной цене, которую заплатили русские за освобождение болгар от османского ига.


Особенно впечатляет полотно «Побежденные. Панихида» (1878–1879, Третьяковская галерея), где под пасмурным небом расстилается целое поле солдатских трупов, присыпанных лишь тонким слоем земли. Широкую известность завоевала также его серия «Наполеон в России» (1887–1900).

Художник Верещагин был и одаренным литератором, автором книги «На войне в Азии и Европе. Воспоминания» (1894); большой интерес представляют также «Избранные письма» художника Верещагина (переизданы в 1981).

Верещагин погиб во время русско-японской войны, 31 марта (13 апреля) 1904, при взрыве броненосца «Петропавловск» на рейде Порт-Артура.

Работы художника

  • Туркестанская серия
  • Наполеон в России (Верещагин)
  • серия «Варвары»: «Высматривают» (1873), «Нападают врасплох» (1871), «Окружили - преследуют…» (1872) «Представляют трофеи» (1872), «Торжествуют» (1872).
  • «Религиозная процессия на празднике Мохаррем в Шуше» (1865)
  • «Улица в деревне Ходжагенте» (1868)
  • «Бывшее укрепление Кош-Тигермень» (1868)
  • «Ход в зиндан (подземная тюрьма) в Самарканде» (1868)
  • «Въезд в город Катта-Курган» (1868)
  • «После неудачи (Побеждённые)», 1868, ГРМ
  • «Развалины театра в Чугучаке» (1869)
  • «Киргизские кибитки на реке Чу» (1869)
  • «Нищие в Самарканде» (1870)
  • «Политики в опиумной лавочке. Ташкент» (1870)
  • «Дервиши в праздничных нарядах. Ташкент» (1870)
  • «Хор дервишей, просящих милостыню. Ташкент» (1870)
  • «Апофеоз войны» (1871), ГТГ

  • «Двери Тимура (Тамерлана)» (1871-1872), ГТГ
  • «Мавзолей Тадж-Махал в Агре» (1874-1876), ГТГ
  • «Жемчужная мечеть в Агре» (1874-1876), ГТГ
  • «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» (1878-1879) ГТГ
  • «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной» (1881), ГТГ
  • «В турецкой покойницкой» (1881)
  • «Подавление индийского восстания англичанами» (ок. 1884)
  • Цветная гравюра «Наполеон в Кремле» (хранится в Музее-квартире А. М. Горького (Нижний Новгород)

Творчество Василия Васильевича Верещагина (1842-1904), знаменовавшее торжество реализма и демократических идей в русской батальной живописи, заслужило мировую известность.

Сам Верещагин называл себя не баталистом, а художником военных сцен. Действительно, в его искусстве картины сражений очень редки. Художника волновали не кровавые зрелища, не эффектные картины сражений, а великое геройство и великое страдание народа. В своих произведениях он рассказывал зрителю о войне как о величайшем зле, как об огромной человеческой драме.

Верещагин происходил из мелкопоместной дворянской среды. Юношей в чине гардемарина он блестяще окончил Морской корпус в Петербурге, но сменил карьеру морского офицера на профессию художника, поступив в Петербургскую Академию художеств в 1860 году. Однако, не удовлетворенный старыми методами преподавания, он в 1863 году оставляет Академию, продолжая впоследствии занятия в Париже у известного художника Жерома (1864-1867).

Кавказ

Первые самостоятельные выступления Верещагина, как художника относятся ко времени его путешествия на Кавказ (1863-1865 с перерывами). Здесь все, что открывается глазам, одинаково приковывает его внимание. Он зарисовывает характер местность, жилье, архитектурные памятники, утварь, одежду. Но особенно много и с интересом рисует местное население: калмыков, казаков, лезгин, ногайцев.

Туркестан

В 1867 году Верещагин отправляется в Туркестан, где в то время шли боевые действия. Ему пришлось не только увидеть войну, но и принять в ней активное участие. В 1868 году художник в составе небольшого русского гарнизона оборонял от войск бухарского эмира цитадель Самаркандской крепости. За проявленный героизм от был награжден Георгиевским крестом 4-й степени, который присуждался за особые боевые заслуги. В 1869-1870 годах Верещагин вновь путешествует по Туркестану. В результате этих полных опасностей и приключений путешествий художник создал большую серию рисунков и живописных этюдов с натуры, которые использовал для создания Туркестанской серии картин. В окончательном виде Туркестанская серия включала тринадцать картин, восемьдесят один этюд и сто тридцать три рисунка - в таком составе она была показана на выставке Верещагина в Лондоне в 1873 году.

Туркестанская серия отличается разнообразием тематики произведений и широким охватом многих сторон жизни народов Азии. Военные темы здесь соседствуют с бытовыми, картины среднеазиатской природы переплетаются с этнографически точным изображением народных типов, национальных костюмов и своеобразием местных нравов.

Индия

В 1874 году Верещагин совершил поездку в Индию, длившуюся до 1876 года. Здесь он работает с азартом и одержимостью, не боясь опасностей и риска. В результате была создана новая большая серия этюдов и картин, явившаяся своеобразной художественной энциклопедией жизни и быта народов Индии. Мастерство художника в передаче величественной архитектуры, голубого южного неба, солнечного освещения, воздуха, проявившееся в Туркестанской серии, еще более окрепло в его индийских произведениях. К числу лучших произведений Индийской серии относятся: "Буддийский храм в Дарджилинге" (1874-75), "Ледник по дороге из Кашмира в Ладак" (1875), "Жители Западного Тибета" (1875), "Мавзолей Тадж-Махал в Агре" (1874-76).

Еще в начале путешествия у Верещагина возникает замысел создать ряд картин, обобщающих его впечатление от Индии, размышления о прошлом и настоящем этой страны. Замысел окончательно оформляется уже в Париже в 1876 году: художник задумывает написать две серии картин, или, как он их называет, две "поэмы": "малая" или "коротенькая" поэма должна была включать сцены современной жизни, национальные типы, пейзажи Индии. "Большая" серия или "Историческая поэма" задумана как цикл из двух-трех десятков монументальных картин, где будет представлена вся история покорения Индии англичанами. Этот грандиозный замысел остался неосуществленным. Работе помешала русско-турецкая война.

Балканы

По собственной просьбе Верещагин сразу же причислен к штабу русских войск и в апреле 1877 года выезжает из Парижа в действующую армию, где находится до окончания военных действий. В самом начале войны он был тяжело ранен. Не дождавшись выздоровления, направляется в Плевну, где оказывается участником ее третьего штурма. В зимние месяцы вместе с отрядом М.Д.Скобелева совершает переход через Балканы и участвует в решающем бою на Шипке у деревни Шейново. В конце войны Верещагин представлен к награждению Золотой шпагой, однако от награды решительно отказался. Все это время художник не перестает работать: делает зарисовки и наброски в альбомах, пишет маленькие этюды к будущим полотнам, в которых точно и неотступно фиксирует зимние Балканы, переходы войск через горные перевалы, места сражений, военные укрепления, солдатские лагеря, братские могилы, фигуры убитых, трупы замерзших - все те страшные и обыденные подробности войны, которые с этих пор стоят перед его глазами и неумолимо требуют своего воплощения. "Лишь бы только не струсить в откровенности", - заклинает себя художник.

Балканская серия создавалась в Париже в 1878-1879 годах. В нее входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: "Александр II под Плевной 30 августа 1877 года", "Перед атакой. Под Плевной", "Атака" (не окончена), "После атаки. Перевязочный пункт под Плевной", "Турецкий лазарет".

Балканская серия - кульминация творчества Верещагина. Показанная вместе с Индийской серией впервые в Лондоне и Париже в 1879 году, а затем, демонстрировавшаяся на протяжении 1881-1891 годов в Петербурге, Москве, во многих городах Европы и Америки, она вновь вызвала огромный интерес к художнику во всем мире.

После Петербургской выставки 1883 года, в течении двух лет Верещагин не выступает перед публикой. Нервное напряжение, каким сопровождалась работа над Балканской серией и ее показ, отозвалась душевной опустошенностью. "Не думайте, чтобы все пройденное было лишь как с гуся вода: все, все оставило следы", - пишет он в 1882 году Стасову. - "Силенки в 40 лет сильно опустились, цель жизни утерялась". Верещагин снова ищет творческого обновления в путешествиях: осенью 1882 года совершает второе путешествие в Индию, а в конце 1883 года едет в Сирию и Палестину.

Палестина

В Палестине метод работы Верещагина остается тот же, что в Туркестане и Индии: он всерьез погружается в изучение исторических источников, пишет этюды, собирает этнографическую утварь, задумывает серию картин. Здесь написано около пятидесяти этюдов, главным образом, виды природы, памятники библейской истории, которые Верещагин не поэтизирует, не стилизует, но стремится зафиксировать с абсолютной достоверностью в их нынешнем состоянии. Он пишет Святую землю исключительно с реальной исторической точки зрения. В этом ключе решены несколько картин из Священной истории, входящих в Палестинскую серию: "Святое семейство", "Воскресение", "Пророчество" и другие.

Впервые показанные на выставке в Вене в 1885 году евангельские картины произвели небывалый скандал. Показ Палестинской серии в России был запрещен.

Россия

С Середины 1880-х годов Верещагин остро чувствует потребность работать на родине, чаще приезжает в Россию. Особенное значение для него имеет поездка в 1888 году в Москву, Ярославль, Ростов, Кострому. Он глубоко увлечен миром национальной старины, погружен в изучение древнерусского зодчества, приступает к собиранию русских древностей и в течении короткого времени создает коллекцию, выдающуюся по художественности и историческому интересу.

В 1891 году Верещагин поселяется в Москве, строит на окраине города в Нижних Котлах по собственному проекту дом-мастерскую. В начале 1890-х годов он посещает родные места - едет в Вологду и ее окрестности, летом 1894 года предпринимает с семьей путешествие на барже по Северной Двине, на Белое море, Соловки. Итогом поездки стали более полусотни живописных этюдов и два литературных сочинения, одно из которых "Иллюстрированные автобиографии нескольких незамечательных русских людей".

Это оригинальное создание Верещагина, существующее как бы в двух изводах: живописном и литературном. Верещагин сливает воедино создание портрета и беседу с тем, кого он запечатлевает на полотне. Верещагин относится к своим персонажам-простолюдинам, встреченным на дорогах России, со своей обычной сдержанностью, уважительно, но без народнического жаления. Живописные этюды - это уже не типажные изображения, но портреты, за которыми проступают индивидуальные судьбы. Среди них выделяются своей экспрессией и яркой психологической характеристикой "Отставной дворецкий" и "Старуха нищенка 96 лет".

Русская серия насчитывает около сотни этюдов, но не включает ни одной картины. Объяснение, по-видимому, в том, что Верещагин параллельно работает над большой серией полотен, посвященных войне 1812 года. Начатая еще в Париже, серия эта до конца дней остается главным делом художника. Парижское происхождение, очевидно, во многом объясняет ее первоначальный замысел: она была задумана как серия картин, посвященных Наполеону и его русскому походу. Впоследствии, в России замысел серии претерпевает существенные изменения: из наполеоновской сюиты она начинает обращаться в национальную историческую эпопею. Серия остается незавершенной. В своем нынешнем виде она включает в себя двадцать картин (не считая этюдов, рисунков и незаконченных композиций). Сам художник делил ее на две части. Семнадцать картин, объединенных названием "Наполеон I в России", представляют основные эпизоды русской кампании, начиная от Бородинского сражения, вторжения в Москву и кончая гибелью "Великой армии" в снегах России.

Америка и Куба

В последние годы жизни Верещагин не прекращает путешествий. В конце 80-х - начале 90-х годов он дважды был в Америке: в 1901 году художник совершает далекую поездку на Филиппины, в 1902 году - на Кубу. Естественно, его влекут события испано-американской войны, он не мог и в этом случае уклониться от темы, так сильно владевшей им всю жизнь. Он пишет много этюдов, задумывает новые серии картин, из которых создана "Госпитальная серия" (1901), в которую входят картины: "В госпитале", "Письмо к матери", "Письмо прервано", "Письмо осталось неоконченным" (3 картины из серии хранятся в Николаевском художественном музее им. В.В. Верещагина), в которых вновь с присущей ему страстностью осуждает войну.

Япония

Путешествие в Японию в 1903 году оказалось предпоследним в его жизни. Художника влекут в эту страну памятники классической японской культуры, национальные типы, ошеломляет своеобразие костюмов и обычаев. В этюдах "Синтоистский храм в Никко", "Вход в храм Никко" - выражены удивление и восторг необычайным обликом японской архитектуры.

Сообщение о начале русско-японской войны потрясло художника. И вновь, будучи уже немолодым, устремляется он на фронт, в самую гущу боевых действий. 31 марта (13 апреля) 1904 года Верещагин погиб вместе с вице-адмиралом Макаровым, находясь на флагманском броненосце "Петропавловск", который подорвался на японской мине на рейде Порт-Артура.

Вся жизнь, все искусство В.В. Верещагина являют собой ярчайший пример гражданственности, во имя прогресса, самоотверженной борьбы во имя светлых демократических идеалов. Всю жизнь Верещагин чувствовал себя "мобилизованным и призванным" говорить своим искусством правду, и только правду. Он первым выразил в изобразительном искусстве мысль о том, что война не может и не должна быть средством разрешения международных споров. С актуальностью звучит голос Верещагина и в наши дни. Художник своим искусством предостерегает человечество, показывает антигуманную сущность захватнической войны, которая несет людям страдания и гибель.

Василий Васильевич Верещагин

И. Крамской после первого знакомства с живописью художника Верещагина записал: «Верещагин не просто художник, а нечто большее». Спустя же несколько лет после личного знакомства с ним он сказал: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее». О неординарной личности художника говорили многие из тех, кто был с ним знаком.

Василий Васильевич Верещагин - выдающийся русский живописец и литератор, один из самых известных художников-баталистов.

Биография

В.В. Верещагин родился в 1842 году в Череповце (ныне Вологодская область) в семье помещика. Их было пять братьев, и все были определены в военно-учебные заведения.

Василий в возрасте 9 лет поступил в морской кадетский корпус, окончил его, но после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился три года, а затем, оставив Академию, уехал на Кавказ и пробыл там около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома в 1864-1865 гг.

Вернувшись на Кавказ, продолжил писать с натуры. Но снова уехал в Париж для продолжения учебы в Парижской академии. Наконец, в 1866 г. учеба была закончена.

В 1867 г. он получает приглашение генерала К.П. Кауфмана, Туркестанского генерал-губернатора, состоять при нем художником и отправляется в Самарканд, который был взят русскими войсками. Здесь он получил настоящее боевое крещение, находясь в осаде Самарканда восставшими местными жителями. За участие в обороне города Верещагин получил Орден Святого Георгия 4 класса.

Через 2 года он организует в Петербурге (при содействии Кауфмана) «туркестанскую выставку», где демонстрирует свои работы, написанные в Ташкенте, Самарканде и Бухаре, в казахских степях и городе Туркестан. И снова едет в Туркестанский регион через Сибирь, а затем в Западный Китай. Во время этого путешествия он создает картины, на которых запечатлена природа Киргизии, озеро Иссык-Куль, перевалы Алатау…

В. Верещагин "Апофеоз войны". Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим

В то время в Западном Китае войска богдыхана усмиряли дунган (китайских мусульман), поднявших знамя восстания в провинции Шеньси еще семь лет назад. На улицах лежали горы пепла и груды человеческих костей. Верещагин с горечью рисовал развалины местных городов. Известная картина «Апофеоз войны» была создана под впечатлением рассказа о том, как деспот Кашгара- Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал голову его положить на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

Впечатления Верещагина от личного участия в этой обороне и других военных операциях в ходе завоевания Туркестана, а также от второго его путешествия туда в 1869 году дали ему материал для «Туркестанской серии», выполненной художником в Мюнхене в 1871-1874 гг. и имевшей колоссальный успех в Европе и в России.

Затем он почти на два года уезжает в Индию, посещая также Тибет, а весной 1876 г. возвращается в Париж.

В. Верещагин "Распятие на кресте у римлян"

Узнав весной 1877 г. о начале русско-турецкой войны, он немедленно отправляется в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Его причисляют к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Верещагин участвует в некоторых сражениях и в июне 1877 г. получает тяжёлое ранение: он попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Их обстреляли турки, и шальная пуля пробила ему насквозь бедро. Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию, после чего он быстро пошел на поправку.

В 1882-1883 гг. Верещагин снова путешествует по Индии. А в 1884 году едет в Сирию и Палестину, после чего пишет картины на евангельские сюжеты.

Летом 1894 г. Василий Верещагин с семьей путешествует по Пинеге, Северной Двине, Белому морю и посещает Соловки.

В 1901 г. художник посетил Филиппинские острова, в 1902 г. - США и Кубу, в 1903 г. - Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб 31 марта 1904 г. вместе с адмиралом С. О. Макаровым при взрыве на мине броненосца «Петропавловск» на внешнем рейде Порт-Артура.

В. Верещагин "Представляют трофеи"

Творчество

Живопись

Самые объемные темы творчества В. Верещагина:

  • Индия
  • Туркестанская серия
  • Балканская серия
  • Варвары
  • Япония
  • Русский север
  • Кавказ
  • Война 1812 года
  • Палестина
  • Прочее (пейзажи, портреты, картины бытового жанра)

Литература

  • «На войне в Азии и Европе. Воспоминания»
  • Переписка В. В. Верещагина и В. В. Стасова
  • «Наполеон I в России»

Личность Верещагина

Как уже было сказано выше, Верещагин – человек необычный и противоречивый. В чем это проявлялось?

В сочетании несочетаемого: житейской трезвости с верой в нравственную проповедь искусства; эгоцентризма с милосердием; сочувствия к страданиям с показом жизни в ее неприкрытой наготе. Но все это скреплено смелостью и высотой его натуры, которой и отличаются великие личности. И. Репин в траурной речи о Верещагине назвал его «сверхчеловеком».

Чем далее идет время, тем явственнее становится масштаб этой личности. Многие идеи Верещагина, которые казались современникам отвлеченными и парадоксальными — мир без войн, грядущая трагедия социализма, колонизационная политика России и межнациональные конфликты, могущие возникнуть на этой почве, решение споров между государствами на уровне мирового сообщества — только теперь могут быть оценены в своей пророческой сущности.

В. Верещагин был неутомимым путешественником. Как военный, он принимал участие во всех военных действиях, которые вела русская армия: в Средней Азии, на Балканах, в Японии. Он привычно чувствует себя и за мольбертом, и в походной палатке, и в окопе…

Верещагин никогда не писал по заказу – ни за какие деньги и ни по какой просьбе. Больше всего он боялся потери независимости, не искал поддержки власть имущих. В официальных кругах ему платили тем же: относились недоброжелательно, находили сюжеты его картин тенденциозно-мрачными, а его самого готовы были числить главой нигилизма в русском искусстве. Его главный принцип: «Я буду всегда делать то и только то, что сам нахожу хорошим, и так, как сам нахожу это нужным». Вероятно, поэтому в русском искусстве он стоит особняком: не имеет непосредственных учителей и прямых последователей; не принадлежит ни к какому художественному объединению; стоит вне партий и кружков; не ищет и не принимает ничьих наград.

В. Верещагин "Наполеон на Бородинском поле"

В 1874 г. Верещагин публично отказывается от предложенного ему звания профессора Академии художеств («все чины и отличия в искусстве безусловно вредны»). И. Крамской прокомментировал этот его поступок так: «Верещагин делает то, что мы все знаем, думаем и даже, может быть, желаем; но у нас не хватает смелости, характера, а иногда и честности поступить так же».

При его жизни было свыше шестидесяти выставок – почти во всех европейских столицах, крупнейших городах России и Америки. Верещагин первый русский художник, который обращался своим творчеством не только к русскому зрителю, но к людям всех стран и был услышан в мире. Где бы ни проходили выставки художника, они везде привлекали людей и становились предметом страстных споров, оставляя неизгладимое впечатление.

Интересы Верещагина широки: история и военное дело, социология и этнография, философия и естествознание, эстетика и путешествия. Он говорил свободно обо всем. В 1890-е годы, окончательно переселившись в Россию, Верещагин много выступает в прессе по самым различным поводам и вопросам жизни: публикует путевые очерки, этнографические заметки, воспоминания, художественные и политические обзоры.

Он полон грандиозных замыслов: показать, что такое война; распространять идею мира среди народов всего света; показать, что такое смертная казнь; написать Священную историю в земной правде. Верещагин верит, что влияние искусства велико, «можно даже сказать, что влияние его на умы, на сердца и на поступки народов громадно, непреодолимо, не имея себе равного».

Все, что делал в живописи Верещагин, было ново, оригинально, неожиданно: он умел показать неведомый мир, представленный замечательно ярко в своей правде и характерности. Изумляли краски и новизна письма, техника, не похожая на технику русских современников, казавшаяся необъяснимой у молодого художника-любителя, всего лишь несколько лет всерьез занимавшегося живописью.

Туркестанская серия

В. Верещагин "Двери Тамерлана"

В Туркестанской серии он пишет ослепительное солнце Средней Азии, но видит и темные, дикие стороны восточной жизни, то, что именует «азиатским варварством» и что вызывает в нем негодование и протест. Среднюю Азию он открывает как некогда грандиозную, но выпавшую из потока времени цивилизацию. Особенно точно эта идея воссоздана с впечатляющей силой в картине «Двери Тамерлана», она переносит в Среднюю Азию, «в эту отжившую и неподвижную цивилизацию, что напишите книг сколько хотите, не вызовете такого впечатления, как одна такая картина». Отправляясь в Туркестан, Верещагин представлял войну в духе батальных картин, но увидел людские страдания, жестокость, «варварство», проявляемые с обеих сторон. После Туркестана Верещагин понял, что он должен сказать правду о войне, «сознательно решился дать другим взглянуть на отвратительные подробности войны, подробности, незнаемые и упускаемые из вида».

Балканская серия

В. Верещагин "На Шипке все спокойно"

Она создавалась в Париже в 1878-1879 годах (отдельные полотна написаны позднее) на основе этюдов и коллекции подлинных предметов, привезенных из Болгарии. В ходе работы Верещагин дважды приезжал на места военных действий, на Шипку и в окрестности Плевны. В Балканскую серию входит около тридцати картин. Несколько полотен посвящено трагическому третьему штурму Плевны: «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной, «Турецкий лазарет». Два полотна: «Победители» и «Побежденные. Панихида» — навеяны кровопролитными боями под Телишем. Десять картин отражают зимний период войны, завершившийся победой на Шипке: «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой», триптих «На Шипке все спокойно» и др. Собственно батальных сцен на этих картинах почти нет. Как сказал Тургенев, Верещагин показывает «психологическую сторону» войны. Это сопоставимо с тем, что сделал в литературе Толстой.

В. Верещагин "Побежденные. Панихида"

По своему внутреннему смыслу к Балканской серии примыкает «Трилогия казней» — цикл из трех картин, исполненный в середине 1880-х годов. Картины изображают сцены казни в разные времена у разных народов: «Распятие на кресте у римлян», «Подавление индийского восстания англичанами», «Казнь заговорщиков в России».

Война 1812 года

Эта серия была начата еще в Париже и до конца дней остается главным делом художника. Он обращает ее в национальную историческую эпопею. Серия осталась незавершенной: она состоит из двадцати картин, а также множества этюдов, рисунков и незаконченных композиций. Именно эта серия картин Верещагина формировала представление об эпохе Отечественной войны 1812 года. В 1901 году его кандидатура выдвинута на соискание первой Нобелевской премии мира.

«Я старался всегда говорить только правду» (В.В. Верещагин ).

«Верещагин кистью старался показать людям, что война — самая ужасная, самая нелепая вещь на свете … Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения» (Никадзато Кайдзан, японский писатель ).

В. Верещагин "Наполеон на Поклонной горе"

«Какую бы войну кто бы ни развязывал, она в любом случае - тупое желание владеть миром и его ресурсами» — В. Верещагин

Со времен Петра I и до наших времен в русской живописи сформировывался условный список из «100 самых великих русских художников». Конечно же эти цифры существенно занижены, и как мне кажется, настоящий список великих русских художников не так мелковат, и уж точно превышает эту магически выверенную сотню. Но, видимо, так уж повелось у настоящих ценителей и псевдолюбителей искусства, что непременно должен быть некий список, в который одни с учетом своей популярности попадают, а другие остаются за чертой этой безмерно-громадной «великости» (уж простите за тавтологию).

Справедливости ради, нужно понимать, что великими почти всегда становились исключительно самые «популярные». То есть не те, которые довольствуются вздохами восторженной публики — «я в восхищении!», «лепота!», «прелестно, прелестно!», и не те, кого узнают на улице, и даже не те, кто собирает толпы зевак на перво-второсортных выставках, а исключительно те художники, за творчество которых пылкие коллекционеры готовы друг друга порвать на части. Именно здесь, на этом этапе начинается популярность художника. Только тогда происходит трансформация безымянного и талантливого художника в «великие».

Говоря о великих русских художниках, вспоминаются самые яркие — Айвазовский, Репин, Серов, Шишкин, Малевич, Васнецов, Верещагин и другие не менее влиятельные и великие… Творчество каждого из них неоценимо и велико.

Но если измерять «величие», разбивая на множество составляющих, то «среди миров, в мерцании светил одной Звезды я повторяю имя…» — Василий Васильевич Верещагин - «самое одно время популярное во всём русском искусстве лицо – не только в России, но во всём мире, заставившее волноваться и горячиться до одурения не только Петербург и Москву, но и Берлин, Париж, Лондон и Америку» (А. Бенуа)

«Верещагин не просто только художник, а нечто большее», — записал Крамской после первого знакомства с его живописью и спустя несколько лет вновь заметил: «Несмотря на интерес его картинных собраний, сам автор во сто раз интереснее и поучительнее».

В литературе этим баталистом был Толстой (в «Войне и мире»), а в живописи — Верещагин. Нет, были и другие известные и великие — Рубо, Греков, Виллевальде, Каразин, но именно с приходом в живопись пацифиста Василия Верещагина, мир войны на полотнах перестает быть ярко розовой игрой, войнушкой, в которую во всю резвились лощено-глянцевые солдатики.

Из воспоминаний русского художника-искусствоведа Александра Бенуа:

«До Верещагина все батальные картины, какие только можно было видеть у нас во дворцах, на выставках, в сущности, изображали шикарные парады и манёвры, среди которых мчался на великолепном коне фельдмаршал со свитой. Здесь и там на этих картинах, в очень умеренном количестве и непременно в красивых позах, были разбросаны pro forma несколько чистеньких убитых. Самая природа, окружавшая эти сцены, была причёсана и приглажена так, как в действительности этого не могло быть даже в самые тихие и спокойные дни, и при этом ещё все такие картины и картинищи были всегда исполнены в той сладенькой манере, которую занесли к нам во времена Николая Первого Ладюрнер, Зауервейд и некоторое время проживавший у нас Раффе. Эту розовую манеру с успехом сумели перенять все наши доморощенные баталисты (Тимм, Коцебу, Филиппов, Грузинский, Виллевальде и др.), написавшие бесчисленные, очень вылощенные, очень вкусненькие и убийственно однообразные баталии.

Все так были приучены к изображениям войны исключительно в виде занятного, приглаженного и розового праздника, какой-то весёлой с приключениями потехи, что никому и в голову не приходило, что на самом деле дело выглядит не так. Толстой в своём «Севастополе» и в «Войне и мире» разрушил эти иллюзии, а Верещагин повторил затем в живописи то, что было сделано Толстым в литературе.

Естественно, что когда вместо чистоплотных картинок Виллевальде русская публика увидала картины Верещагина, вдруг так просто, цинично разоблачившего войну и показавшего её грязным, отвратительным, мрачным и колоссальным злодейством, то завопила на все лады и принялась всеми силами ненавидеть и любить такого смельчака…»

«Апофеоз войны», 1871 г.

Современникам Верещагин известен по «Апофеозу войны» (1871). Самый известный шедевр художника покоится в стенах Третьяковской галереи. Известно и примечание к картине, оставленное художником на раме — «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим».

Сила этой картины была такова, что один прусский генерал советовал императору Александру II «приказать сжечь все военные картины художника, как имеющие самое пагубное влияние». И в течение тридцати с лишним лет государственные музеи России не приобрели ни одного полотна этого «скандального» художника.

В деталях прорисованный ужас войны, символизирующий смерть и опустошение, вопреки завещаниям мастера навсегда останется лишь гениальным полотном великого художника-пацифиста. Сама идея прозрачна, но не услышана. А сколько бы войн можно было предотвратить через искусство, через полотна только одного Верещагина. Но сильных мира сего, современных завоевателей, нанизывающих свое представление мира без войны в Третьяковке не встретишь.

«Одни распространяют идею мира своим увлекательным словом, другие выставляют в ее защиту разные аргументы — религиозные, политические, экономические, а я проповедую то же посредством красок», — говорил этот суровый, мужественный и бесстрашный человек.

История «Апофеоза»

Изначально полотно называлось «Торжество Тамерлана». Замысел был связан с Тамерланом, войска которого оставляли за собой такие пирамиды черепов, однако картина не носит конкретно-исторический характер.

Согласно истории, однажды к Тамерлану обратились женщины Багдада и Дамаска, которые жаловались на своих мужей, погрязших в грехах и разврате. Тогда он приказал каждому воину из своей 200-тысячной армии принести по отрубленной голове мужей-развратников. После того, как приказ был исполнен, было выложено семь пирамид из голов.

По другой версии, картина была создана Верещагиным под впечатлением рассказа о том, как правитель Кашгара Валихан-торе казнил европейского путешественника и приказал положить его голову на вершину пирамиды, сложенной из черепов других казненных людей.

В 1867 году Верещагин уехал в Туркестан, где он состоял прапорщиком при генерал-губернаторе К. П. Кауфмане. Россия тогда покоряла эти земли, и Верещагин насмотрелся на смерть и трупы, вызвавшие у него сострадание и человеколюбие. Здесь и появилась известная «Туркестанская серия», где художник-баталист изобразил не только боевые действия, но также природу и сцены быта Средней Азии. А после поездки в Западный Китай в 1869 году, где войска богдыхана безжалостно усмиряли восстание местных дунган и уйгуров, и появилась картина «Апофеоз войны».

Вдохновленный ужасом войны

Своими полотнами художник нисколько не восхищался. Его работы трагичны тем, что в них рассказано, но не тем, как это рассказано. С жаждой ученого, исследователя, историка, военного репортера и только потом уже художника он проникал в самое сердце военных действий. Был не просто наблюдателем, а участником сражений, являясь собой мужественным примером того, каким должен быть настоящий военный репортер — баталист:

«Выполнить цель, которою я задался, а именно: дать обществу картины настоящей, неподдельной войны нельзя, глядя на сражение в бинокль из прекрасного далека, а нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках, штурмах, победах, поражениях, испытать голод, холод, болезни, раны… Нужно не бояться жертвовать своею кровью, своим мясом – иначе картины мои будут «не то».


«Смертельно раненный» 1873. На раме авторские тексты — вверху: «Ой убили, братцы! … убили … ой смерть моя пришла!…»

Свое боевое крещение, Верещагин получил в 25 лет, в Самарканде.

В 1867 году с радостью принял приглашение Туркестанского генерал-губернатора генерала К. П. Кауфмана состоять при нём художником. Приехав в Самарканд после взятия его русскими войсками 2 мая 1868 года, Верещагин выдержал с горстью русских солдат тяжёлую осаду этого города восставшими местными жителями. Выдающаяся роль Верещагина в этой обороне доставила ему орден Святого Георгия 4-го класса (14 августа 1868 года), который он с гордостью носил, хотя вообще отрицал всякие награды:

«Во время восьмидневной осады Самаркандской цитадели скопищами Бухарцев, прапорщик Верещагин мужественным примером ободрял гарнизон. Когда 3-го Июня неприятель в огромных массах приблизился к воротам и кинувшись на орудия успел уже занять все сакли, прапорщик Верещагин, несмотря на град камней и убийственный ружейный огонь, с ружьём в руках бросился и своим геройским примером увлёк храбрых защитников цитадели.»


У крепостной стены. «Пусть войдут». 1871, Государственный Русский музей, С.-Петербург
«После неудачи» 1868, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Из Самарканда художник вернулся в подавленных настроениях. Подостывшая доблесть и проявленный героизм уступила место разочарованию и опустошенности. С этих пор, с осады Самаркандской цитадели представления о жизни и смерти, о войне и мире становятся всепоглощающим смыслом большинства работ художника, прожженных «глубоким чувством историка и судьи человечества». Отныне ему есть что сказать, вот только бы услышали.

Но слышать не хотели. Видеть — видели, а услышать не хотели. Несмотря на мировое признание и популярность, в России к художнику относились прохладно, а после одной из выставок в Петербурге обвинили в антипатриотизме и сочувствии к врагу. Многие картины вызвали неудовольствие в верхах. Так, президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович велел заменить вызывающие подписи к картинам. А император Александр II, обозрев выставку, с грустью сказал: «Все это верно, все это так было», – но автора видеть не пожелал. Великий князь Александр Александрович, - будущий император-миротворец Александр III, - так выразил своё мнение о художнике:

«Всегдашние его тенденциозности противны национальному самолюбию и можно по ним заключить одно: либо Верещагин скотина, или совершенно помешанный человек.»

Однако это не помешало через месяц Императорской академии художеств присвоить Верещагину звание профессора, от которого Верещагин отказался.

Верещагина не страшила неприязнь двора. Своему другу Стасову он писал: «Все это… показывает, что я стою на здравой, нелицемерной дороге, которая поймется и оценится в России».

В 1871 году Верещагин переезжает в Мюнхен. В своих желаниях рассказать миру о настоящих ужасах войны, он не встречал преград. Его с овациями приветствуют в Берлине, в Хрустальном дворце Лондона, в Париже и других городах Европы. Выставленные полотна, подчеркивающие нелепость и преступность войны вызвали настоящую бурю обсуждений, всколыхнув общественное мнение.

О его популярности можно судить из цифр: его выставку в Петербурге в 1880 г. посетили 240 тыс. человек (за 40 дней), в Берлине – 140 тыс. человек (за 65 дней), в Вене – 110 тыс. (за 28 дней). Такая слава не снилась многим поп-звездам современности.

После удачи. 1868, Государственный Русский музей, С.-Петербург

Затем Верещагин почти два года живёт в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 года художник возвращается в Париж.

Узнав весной 1877 года о начале русско-турецкой войны, он тотчас же отправляется в действующую армию, участвует в некоторых сражениях.

В июне этого же года он получает тяжёлое ранение: Верещагин попросился в качестве наблюдателя на борт миноносца «Шутка», устанавливавшего мины на Дунае. Во время атаки на турецкий пароход, их обстреляли турки и шальная пуля пробила насквозь бедро.

«В ожидании того, что вот-вот мы сейчас пойдем ко дну, я стоял, поставив одну ногу на борт; слышу сильный треск подо мною и удар по бедру, да какой удар! - точно обухом.

Ранение оказалось серьёзным, из-за неправильного лечения началось воспаление, появились первые признаки гангрены. Пришлось сделать операцию по вскрытию раны, после чего он быстро пошёл на поправку.


Ночной привал великой армии. 1896-1897, Государственный Исторический музей, Москва
Нападают врасплох. 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Последнияя война и смерть В. В. Верещагина

С 1882 по 1903 гг. Верещагин много путешествует: Индия, Сирия, Палестина, Пинега, Северная Двина, Соловки, Крым, Филиппины, США, Куба, Япония, продолжая творить, создавать, удивлять.

И снова человечество его не слышит. На очереди ещё одно кровопролитие. Русско-японская война — третья и последняя по счету в его жизни. Подтянутый, стройный, но уже во всю поседевший дедушка снова отправляется на фронт. Жить художнику останется считанные дни…


В.В. Верещагин в Порт-Артуре (справа от В.В. Верещагина – главнокомандующий А.Н. Куропаткин)

До нас о последнем дне Василия Верещагина дошли воспоминания журналиста и по совместительству художника Кравченко Н.И. :

«К Пасхе я из Мукдена собрался в Артур. Ехал довольно долго, что-то около сорока часов, и когда приехал туда, то уже там оказался поезд великого князя Бориса Владимировича, который, уезжая, я видел еще в Мукдене. Нас, очевидно, перегнали ночью. Василий Васильевич в этом поезде приехал из России, и в нем же жил, когда поезд стоял в Мукдене.

В Артуре мне сказали, что «приехал Верещагин». Потом, говорят, он часто бывал у адмирала Макарова на «Петропавловске» как старый хороший знакомый, как боевой товарищ.

В последний раз я видел Василия Васильевича 30 марта. Сидя в ресторане «Саратов», я завтракал и через стекла глядел на улицу…

– Господа, Верещагин идет! – крикнул кто-то.

И почти моментально все глаза устремились на стройную, легкую фигуру В. В., в синей пиджачной паре, быстрыми шагами проходившую мимо. Его красивая белая борода под лучами горячего солнца отливала серебром. На голове была барашковая шапка.

Он прошел прямо к почтовому ящику; видно было, как он опустил туда большой пакет, заглянул в отверстие и потом таким же мерным, спокойным шагом пошел назад к станции.»

Как оказалось — это было одно из писем художника императору Николаю II. Но об этом стало известно гораздо позже. Верещагин в своих письмах больше всего боится, как бы царь не вздумал «смиловаться» над Японией и не заключил бы с ней мира, «не наказавши ее полностью». Привести Японию к «смирению», смыть нанесенное ею «оскорбление царю» – этого требует, по его мнению, русский престиж в Азии. Он засыпает царя советами о немедленной постройке крейсеров, мостов, присылке в Порт-Артур дальнобойных пушек, отправке войск к границам Индии и т.д. и т.п. Как реагировал царь на военные советы своего штатского корреспондента, неизвестно: на сохранившихся подлинниках писем нет никаких помет. По мнению историков из этих писем совершенно точно прослеживался отнюдь не пацифистские настроения постаревшего художника-патриота, а скорее призыв царя к жесткости и непоколебимости.

Воспоминания Великого Князя Кирилла Владимировича:

Адмирал Степан Осипович Макаров

«Пасмурное утро 31 марта. Ночью погиб в неравной борьбе наш миноносец «Страшный». Эту печальную весть нам передал вернувшийся «Баян», которому под сильным огнем удалось спасти из команды «Страшного» всего только пятерых. Макаров не мог примириться с мыслью, что там, на месте гибели «Страшного», могло остаться еще нисколько человек из команды миноносца, беспомощно боровшихся со смертью. Он хотел лично убедиться, надеясь хоть с боем, но спасти своих … и «Баяну» было приказано идти вперед, чтобы указать место гибели «Страшного». Наша эскадра стала выходить из гавани, и «Петропавловск», на который я перешел со штабом адмирала Макарова с «Дианы», уже около 7 час. утра вышел на внешний рейд; остальные броненосцы несколько задержались на внутреннем рейде.

Весь штаб адмирала находился на мостике.

Вскоре «Баян» сигнализировал, что заметил неприятеля, который, немного спустя, открыл огонь по «Баяну».

Адмирал Макаров решил идти вперед, и наш отряд стал отвечать на огонь неприятеля. При нашем приближении японцы повернули и стали быстро удаляться. Немного спустя на горизонте показалась другая неприятельская эскадра. Увидя перед собою значительно превосходные силы противника, адмирал Макаров решил повернуть назад, чтобы быть ближе к береговым батареям. Мы повернули и пошли большим ходом к Артуру. Неприятель остановился в какой-то нерешительности. Находясь уже под защитой береговых батарей, «Петропавловск» уменьшил ход, и команда была отпущена обедать; офицеры стали понемногу расходиться. На мостике остались: адмирал Макаров, командир «Петропавловска» капитан 1 ранга Яковлев, контр-адмирал Моллас, лейтенант Вульф, художник Верещагин и я.

Я стоял с Верещагиным па правой стороне мостика. Верещагин делал наброски с японской эскадры и, рассказывая о своем участии во многих кампаниях, с большой уверенностью говорил, что глубоко убежден, что, где находится он, там ничего не может случиться.

Вдруг раздался неимоверный силы взрыв… Броненосец содрогнулся, и страшной силы струя горячего, удушливого газа обожгла мне лицо. Воздух наполнился тяжелым, едким запахом, как мне показалось – запахом нашего пороха. Увидя, что броненосец быстро кренится на правый борт, я мигом перебежал на левую сторону… По дороге мне пришлось перескочить через труп адмирала Молласа, который лежал с окровавленной головой рядом с трупами двух сигнальщиков. Перепрыгнув через поручни, я вскочил на носовую 12″ башню. Я ясно видел и сознавал, что произошел взрыв наших погребов, что броненосец гибнет… Весь правый борт уже был в бурунах, вода огромной волной с шумом заливала броненосец… и «Петропавловск», с движением вперед, быстро погружался носом в морскую пучину.

В первый момент у меня было стремление спрыгнуть с башни на палубу, но, сознавая, что так могу сломать себе ноги, я быстро опустился на руках, держась за верхнюю кромку башни, и бросился в воду…»

В тот день двоюродного брата Николая II князя Кирилла и еще около 80 человек удалось спасти. Остальные — более 650 человек до сих пор считаются пропавшими без вести.

Гибель «Петропавловска» крайне отрицательно повлияла на боевую деятельность Тихоокеанской эскадры. Эта трагедия потрясла не только Россию, но и весь мир. Ведь вместе с гибелью талантливого руководителя и организатора обороны Порт-Артура вице-адмирала С. О. Макарова, также погиб и один из величайших художников Российской империи, непреклонно воспевающий жизнь вне войны и мир во всем мире.


Офицеры и команда броненосца «Петропавловск» в июле 1904 года

Факты о Василии Верещагине

В Америке ему предлагали почётное гражданство и мечтали, что он станет родоначальником американской школы живописи.

Со своей первой женой Верещагин предпринял восхождение в Гималаи. Они тогда поднялись очень высоко безо всякого оборудования, сопровождающие отстали, и молодой паре пришлось устраивать холодную ночёвку, они чуть не погибли. Англичане, кстати, очень испугались этого верещагинского путешествия. Они считали, что он как разведчик зарисовывает военные тропы. В газетах тогда писали, что Верещагин кистью прокладывает дорогу русских штыкам.

Во Франции Верещагин познакомился с художником-баталистом Мейссонье. Тот рассказывал о работе над картиной «Наполеон в 1814 году». Художник, чтобы писать с натуры разбитую войной дорогу, покрыл специальную платформу слоем глины, несколько раз провез по ней бутафорскую пушку на колесах, подковой сделал следы лошадиных ног, посыпал все мукой и солью, чтобы создать впечатление блестящего снега. «А как вы решаете такие проблемы, мсье Верещагин?» – спросил он. «У меня нет таких проблем, – ответил Верещагин. – У нас в России в мирное время достаточно выехать на любую дорогу, и она окажется изрытой и непроезжей как после битвы».


Перед Москвой в ожидании депутации бояр. 1891-1892, Государственный Исторический музей, Москва

В быту Верещагин был тяжёлым человеком. Всё в доме было подчинено его расписанию. В 5-6 часов утра художник уже был в мастерской. Заходить туда никому не разрешалось - в приоткрытую дверь просовывали поднос с завтраком. Если тарелки звякали, он тут же срывался. У него была фантастическая работоспособность. Сплетничали, что у Верещагина в подвалах сидят рабы и рисуют за него.

Он был идеалистом и в жизни, и в работе. Не врал сам и других за это критиковал. О картине Иванова «Явление Христа народу» Верещагин пишет: «Как можно писать Палестину, сидя в Италии, не видя этого солнца, отражения от земли этого марева? Все мы знаем, что Иоанн Креститель не мылся, не стригся, не чесал бороды 30 лет. А мы видим красавца с умытыми кудрями, с аристократическими пальчиками…»

За излишнюю реалистичность, за то, что Верещагин изображал Иисуса Христа как исторического персонажа, наша Церковь запретила к ввозу в Россию серию его евангельских работ. А архиепископ Венский проклял художника и запретил жителям Вены ходить на его выставку. Но это только разожгло интерес. Когда Верещагин показывал эти картины в Америке, импресарио составил документы таким образом, что вся серия стала принадлежать ему. В 2007 г. одна из картин - «Стена плача» - была продана на аукционе за $ 3 млн 624 тыс.

Недобросовестно составленный документ, по которому все права на редчайшие полотна Верещагина перешли к прощелыге импресарио, организовавшему его выставку в Америке до сих пор не оспорены его исторической Родиной!

Побежденные. Панихида. 1878-1879, Государственная Третьяковская галерея, Москва

На том броненосце должен был плыть художник Метелица. Он заболел. И Макаров, старый приятель по кадетскому корпусу, позвал в поход Верещагина. Подорвавшийся корабль за 2 минуты ушёл на дно.

Останков художника нет, памятника на месте его гибели - тоже. По злой иронии судьбы могилы всех родственников Верещагина тоже исчезли под водой Рыбинского водохранилища, когда была принята программа затопления земель.


Наполеон и маршал Лористон («Мир во что бы то ни стало!»). 1899-1900, Государственный Исторический музей, Москва

Герой фильма «Белое солнце пустыни» Павел Верещагин в конце фильма ведёт баркас, который взрывается. Однако никаких сведений о том, получил ли таможенник такую фамилию от режиссёров и сценаристов фильма специально, или это просто совпадение, не имеется.

Длительное время художник вынашивал замысел написать большой цикл картин, посвященных Отечественной войне 1812 года, для чего изучал архивные материалы, посещал места боев. «Цель у меня была одна, – писал он, – показать в картинах двенадцатого года великий национальный дух русского народа, его самоотверженность и героизм…». Так в память об этом событии на свет явились одни из самых известных полотен Верещагина: «Наполеон и маршал Лористон», «Перед Москвой в ожидании депутации бояр», «Наполеон I на Бородинских высотах» и др.


Наполеон I на Бородинских высотах. 1897, Государственный Исторический музей, Москва

Герой романа Драйзера «Гений» художник Юджин испытал сильное влияние Верещагина. «Во всей его дальнейшей жизни имя Верещагина продолжало служить огромным стимулом для его воображения. Если стоит быть художником, то только таким».

В. В. Верещагин написал около двадцати книг: «Очерки путешествия в Гималаи», «На Северной Двине. По деревянным церквам», «Духоборы и молокане в Закавказье», «На войне в Азии и Европе», «Литератор», статьи «Реализм» и «О прогрессе в искусстве».


Богатый киргизский охотник с соколом. 1871, Государственная Третьяковская галерея, Москва

Узнав о гибели Верещагина, Санкт-Петербургские ведомости одни из первых опубликовали короткое обращение:

«Весь мир содрогнулся при вести о трагической гибели В. Верещагина, и друзья мира с сердечной болью говорят: „ушел в могилу один из самых горячих поборников идеи мира“. Макарова оплакивает вся Россия; Верещагина оплакивает весь мир» .

Одна из последних работ Верещагина:


Портрет японского священника, 1904 год

«Я всю жизнь любил солнце и хотел писать солнце. И после того, как пришлось изведать войну и сказать о ней свое слово, я обрадовался, что вновь могу посвятить себя солнцу. Но фурия войны вновь и вновь преследует меня».

Нашли ошибку? Выделите ее и нажмите левый Ctrl+Enter .



Публикации по теме