Роль детской игры в социализации современного дошкольника. Важность игры в социализации дошкольников

- 126.50 Кб
Введение стр. 3

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры стр. 5

1.2. Значение игры в жизни дошкольников стр. 8

1.3. Понятие социализации личности стр. 11

1.4. Роль игры в социализации дошкольника стр. 12

Глава 2. Особенности организации игр в младших

Группах детского сада

2.1. Виды игр в детских образовательных

Учреждениях стр. 16

2.2. Особенности организации и руководства

Сюжетно – ролевыми играми в младших

Группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24

Список литературы стр. 25

Приложение

Введение

В разное время изучениями и исследованиями игры занимались следующие авторы: Ян Амос Коменский, К. Д. Ушинский, А. Н. Леонтьев, А. Б. Эльконин, А. А. Люблинская, Гайнц Либшер, Георг Клаус, Р. И. Жуковская, В. В. Давыдов, В. И. Устименко.

Игра - это основной вид деятельности дошкольника, в которой он в воображаемых обстоятельствах отражает окружающую действительность. Игра является средством всестороннего развития детей. (А. Р. Болотина, Т. С. Комарова, С. Т. Баранов «дошкольная педагогика» учебное пособие, М. , Academia 1997)

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра в детском возрасте - норма, ребёнок должен играть даже если он делает самое серьёзное дело. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Игра-ведущий вид деятельности дошкольников, поэтому через игру можно воспитать любые качества ребенка его умственного, нравственного, развития и воспитания. Именно в игре воспитанники обогащают друг друга новыми знаниями, развивают свою речь, обогащая словарь.

Игра является средством, в том числе и социализации.

Социализация-процесс становления личности. В процессе такого становления происходит усвоение индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта (словарь по социальной педагогике Л. В. Мардахаева М., academia 2002). Исходя из этого, я выбрала тему работы: « Игра как средство социализации дошкольников».

Объект исследования : воспитательно - образовательный процесс в детском образовательном учреждении.

Предмет исследования : игра как средство социализации дошкольников.

Цель исследования: Обосновать, что игра является средством социализации для детей дошкольного возраста.

Задачи исследования:

1. Изучить психолого – педагогическую литературу по теме.

2. Доказать, что игра является средством всестороннего воспитания

Дошкольников.

3. Доказать, что игра является средством социализации ребенка.

4. Изучить особенности организации сюжетно-ролевых игр во второй

Младшей группе.

Методы исследования:

1. Метод изучения психолого – педагогической литературы.

2. Метод сравнения.

Глава 1. Теоретическая основа игры

1.1. Из истории игры

В современной теории вопрос об историческом происхождении игры является одним из главных, потому что проливает свет на её природу. Детская игра имеет многовековую историю. « Это могучее воспитательное средство, - писал К. Д. Ушинский, - выработанное самим человечеством и в котором поэтому выразилось неподдельно истинная потребность человеческой природы ».

Первое толкование происхождения игры дал Г. В. Плеханов в работе « Письма без адреса » (1912 год). Он обратился к детским играм, рассматривая происхождение искусства. Анализ содержания игр детей разных народов (в основном первобытных) дал ему возможность утверждать, что в истории человечества игра, как и искусство, возникла после труда и на его основе. В игре

Находит свое отражение трудовая деятельность людей. «Игра-дитя труда, который предшествует ей во времени, » - писал Г. В. Плеханов. Подражая в игре деятельности взрослых, дети практически овладевают не очень сложными навыками трудовой деятельности родителей и всем тем, что связано в обычаях общества с этим трудом. В силу этого, считал Плеханов, игра « …составляет одну из связей, соединяющих различные поколения и служащих именно для передачи культурных приобретении из рода в род ».

История развития игры рассматривается в связи с развитием человеческого общества и изменениям положения ребёнка в системе общественных отношении. Г. В. Плеханов обратил внимание на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых.

Появление на свет всё более сложных орудий труда вызывает необходимость в специальной подготовке детей к трудовой деятельности. Взрослые создают для детей облегченные и уменьшенные в размерах разнообразные орудия труда (лук, копьё, удочки и т.д.). Возникают игры–упражнения.

Последующее усложнение условий и орудий труда меняют и положение детей в обществе. Всё большее количество орудий труда не может быть создано в уменьшенном размере. Появляется изобретательная игрушка, сохраняющая лишь внешнее сходство с орудиями труда, с ней нельзя упражняться в тех или иных действиях, а можно лишь изображать эти действия. В это время и возникает сюжетно-ролевая игра, в которой дети удовлетворяют своё стремление к совместной жизни со взрослыми. В сюжетно-ролевой игре дети воспроизводят в основных чертах социальные отношения и трудовую деятельность взрослых. Следовательно, ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врождённых инстинктов, а в результате вполне определённых социальных условий жизни ребёнка в обществе. Взрослые, в свою очередь, способствуют распространению детской игры с помощью специально-созданных игрушек, правил, игровой техники, которые передаются из поколения в поколение, превращая саму игру в часть культуры общества. И по сей день, высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биологическими причинами (инстинкты, влечения) и, следовательно, имеющую постоянный, неисторический характер. Непостоянность таких взглядов опровергают сами детские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно и тоже время, но в разных культурных, экономических, географических условиях.

В ходе социально- исторического развития человечества игра приобретает всё большее значение для формирования личности ребёнка. С её помощью дети обладают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают моральные нормы, способы практической и умственной деятельности, выработанные многовековой историей человечества.

В разные периоды жизни нашего отечества дети играли в те игры, которые отражали наиболее важные события, факты. Так в 30-е годы они играли в « панинцев», а уже в 60-е в « космонавтов». В 90-е годы девочки играют в жизнь куклы Барби, а мальчики изображают героев мультфильмов фантастического содержания.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об её историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в человеческом обществе.

1.2. Значение игры в жизни дошкольников

В современной педагогической теории игра рассматривается как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника. Ведущие положение игры определяется не количеством времени, которое ребёнок ей посвещает, а тем, что она удовлетворяет его основные потребности; в недрах игры зарождаются и развиваются основные виды деятельности; игра в наибольшей степени способствует психическому развитию.

В игре находят выражение основные потребности ребёнка- дошкольника. Прежде всего - это нравственное воспитание. У дошкольников формируются нравственные представления о бережном отношении к окружающим их предметам, игрушкам, как продуктам труда взрослых, о нормах посвещения, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах личности.

В работе с детьми младшего возраста основным содержанием игр является усвоение детьми культурно-гигиенических навыков, культуры поведения, развития положительных игровых взаимоотношений.

Использование игр в работе с детьми более старшего возраста решает несколько иные задачи. В центре внимания педагога- воспитание у детей нравственных чувств и отношений: уважения к людям, труду, любви к родине, родному краю, доброжелательности в общении с детьми и взрослыми, выражающейся в сочувствии, сопереживании, сострадании, бескорыстной помощи; потребности следовать правилам поведения.

В недрах игры зарождаются и дифференцируются (выделяются) другие виды деятельности (труд, учение). Многие игры формируют у детей уважение к трудящемуся человеку, вызывают интерес к труду взрослых, желание самим трудиться. У детей пробуждается интерес к людям разных профессий, появляется желание играть в игры с разными профессиями. Игра является хорошим средством воспитания трудолюбия, бережного отношения к продуктам труда. По мере развития игры ребёнок овладевает компонентами присущими любой деятельности: учится ставить цель, планировать, добиваться результата. Затем он переносит эти умения в трудовую деятельность.

В своё время А.С. Макаренко высказал мысль о том, что хорошая игра похожа на хорошую работу: их роднят ответственность за достижение цели, усилие мысли радость творчества, культура деятельности.

Таким образом: В силу необходимости выполнять правила, дети становятся организованнее, учатся оценивать себя и свои возможности, приобретают сноровку, ловкость и многое другое, что облегчает формирование прочных навыков трудовой деятельности.

Игрушки должны соответствовать гигиеническим и эстетическим требованиям: художественно оформлены. Яркие, красивые игрушки привлекают внимание детей, вызывают желание играть с ними. Таким образом: Эстетическая сторона участвует в понимании и оценке красоты предметов и явлений.

Ребёнок-существо растущее и развивающееся. Движения - одно из условий его полноценного роста и развития. Потребность в активных движениях удовлетворяется во всех видах игр, особенно в играх подвижных. Игра создаёт положительный эмоциональный подъём, вызывает хорошее самочувствие и вместе с тем требует определённого напряжения нервной системы. Двигательная активность детей во время игры развивает мозг ребёнка.

Умственная деятельность - находит своё отражение в потребности в приобретении новых знаний; умений рационально и самостоятельно использовать знания при решении умственных задач (находить характерные признаки в предметах и явлениях окружающего мира, классифицировать предметы по определённым признакам, делать правильные выводы, умозаключения.); проявлении смекалки, находчивости, настойчивости, наблюдательности. Игра (по мнению Н. К. Крупской) - это « серьёзная форма учения».

Коммуникативная деятельность заключается в желании обмениваться со сверстниками знаниями, умениями в процессе игр, общаться с ними и устанавливать на этой основе дружеские взаимоотношения, проявлять речевую активность. Играя, дети вступают в отношения взаимного контроля и помощи, подчинения, требовательности.

группах детского сада стр. 19

Заключение стр. 24
Список литературы стр. 25
Приложение

Светлана Рудь
Социализация. Важность игры в социализации дошкольников.

Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках темы нашего педсовета предлагаю вам поближе ознакомиться с проблемой Социализации дошкольников , и важностью игры в социализации .

Все мы работаем по Новому Федеральному Государственному стандарту, вступившему в силу 1 сентября 2013 года, и он утверждает основные принципы, одним из которых является «создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями». Решение задач развития детей должно быть направлено на приобретение опыта в следующих видах деятельности : двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной, игровой. И именно важную роль игры в социализации наших воспитанников мы с вами рассмотрим поподробнее.

Что же такое социализация ?

Социализация (от лат. Socialis – общественный) – это развитие и самореализация человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Социализация происходит в условиях стихийного взаимодействия человека с окружающей средой, а так же в процессе воспитания (семейного, религиозного, социального ) . Ее сущность состоит в том, что она формирует человека, как члена того общества, к которому он принадлежит.

Рассмотрим процесс социализации личности по теории Сергея Иосифовича Гессена, отечественного педагога :

Как Вы видите, он рассматривал его как три ступени.

Рассмотрим, что происходит на первой ступени :

Поскольку ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, то в игровой деятельности происходит социализация ребёнка . Именно в игре он развивается и самореализуется, усваивая и воспроизводя культуру общества, социальные нормы и ценности того общества, к которому он принадлежит.

Во второй период активного познания ребенком мира, по мнению психологов, именно в игре ребенок строит свои первые модели окружающего мира, усваивает правила общения между людьми, развивает свои способности и характер. Играя вместе, дети начинают строить свои взаимоотношения, учатся общению.

На третей ступени происходит формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу. Наиболее эффективная форма социализации ребёнка , где закладываются основы будущей личности

Что же представляет собой процесс социализации дошкольников – это одна из главных составляющих успешности ребенка в дальнейшей жизни. Именно в этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму , в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Недостаточность социализации сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи, получает первые навыки существования в коллективе, навыки общения с близкими, учатся взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших. Это очень важный возраст для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия.

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученнымиранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними, малознакомыми взрослыми, осваивает сценарии поведения в различных ситуациях : забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т. д.

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации детей и придание ей большей гармоничности. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ребенок все больше стремится быть кем – то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в правильное русло.

Какие параметры говорят об успешной адаптации? Это и формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми, и развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей. Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром. Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

По словам Антона Семеновича Макаренко : «Игра – это первая школа общественного воспитания ребенка, арифметика социальных отношений ».

Игра – один из тех видов детской деятельности, которые используются взрослыми в целях воспитания дошкольников , обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми.

Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Н. К. Крупская писала : «Для ребят дошкольного возраста игры имеют исключительное значение : игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего».

Очень точно об игре, как о средстве коррекции написал А. Н. Леонтьев «Ведущей мы называем такую деятельность, в связи с которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготовляющие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития». В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры , должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры . Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры .

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов : мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения. С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

Слайды 15 – 16 по презентации.

1. На начальном этапе - действия с определёнными предметами, направленные на партнёра по игре.

Роли есть фактически, но они не называются и определяются характером действий, а не наоборот. При ролевых разделениях функций в игре дети выполняют игровые роли автономно, не пытаясь создавать единого игрового сюжета.

Действия однообразны и состоят из ряда повторяющихся операций. Логика действий легко нарушается, не вызывая протеста у детей. Правила отсутствуют.

2. Последующий этап - В действиях с предметами на первый план выдвигается соответствие игрового действия реальному.

Роли называются, намечается разделение функций. Выполнение роли сводится к реализации связанных с нею действий.

Логика действий определяется жизненной последовательностью реальных жизненных событий. Расширяется их репертуар, выходя за пределы какого-либо одного типа действий

Нарушение действий не принимается фактически, но не опротестовывается, неприятие ничем не мотивируется. Правило ещё не вычленяется, но в случае конфликта оно уже может победить непосредственное желание.

3. Игровые умения на заключительном этапе дошкольного развития - Выполнение роли и вытекающих из неё действий, среди которых начинают выделяться действия, передающие характер отношения к другим участникам игры .

Роли ясно очерчены и выделены, называются до начала игры . Появляется «ролевая речь» , обращённая к партнёру по игре. Иногда отношения становятся обычными, не игровыми. Ролевые функции детей взаимосвязаны.

Логика и характер действий определяются ролью. Действия очень разнообразны, чётко и последовательно воссоздают реальную жизненную ситуацию. Ясно выделены действия, направленные на других участников игры .

Нарушение логики действий и правил отвергается не просто ссылкой на реальную ситуацию, но и с указанием на рациональность правил. Правила ясно сформулированы. В борьбе между правилом и возникшим непосредственным желанием побеждает первое.

18 – 19 слайды по презентации

Играют 100% РОДИТЕЛЕЙ.

Игры родителей с детьми - Жмурки, прятки, лошадки, куклы, мягкие игрушки – 76% опрошенных.

Дидактические игры , интеллектуальные – всего 24%.

Любимые игры детей – подвижные – 63%

Дидактические, интеллектуальные – 37%

Руководство для покупки игр, игрушек – просто так, поощрение, желание ребенка 83%

Для развития ребенка – всего 17%.

Обращаясь к таким важным функциям семьи, как репродуктивная и воспитательная, заметим, что в ходе эволюционного развития общества воспитательная функция семьи отчасти была перемещена в другие институциональные среды (в частности, в образование). Вместе с тем именно в семье ребенок воспринимает способы поведения, соответствующие его возрасту и полу в конкретном обществе. Антропологические исследования свидетельствуют, что человеческая личность очень пластична. Из биологического сырья можно создать широкий спектр различных типов личностей. В процессе социализации мы учимся играть самые различные роли. Мальчики, например, учатся посредством идентификации себя со своими отцами, так они узнают, чем поведение мужчин отличается от поведения женщин в данном обществе.

Разумеется, в различных обществах нормы мужского и женского поведения различны. Так, антропологам и социологам удалось изучить общество, в котором сексуальные роли представляли собой полную противоположность тем, которые приняты в нашем обществе. Там именно мужчины сидели, праздно сплетничая и интригуя, украшая цветами свои волосы и гадая, какая женщина взглянет в их сторону, в то время как женщины работали и контролировали семейный кошелек . Но какими бы ни были нормы, мужчины и женщины будут вырастать, полагая, что те сексуальные роли, которые они усвоили, и есть «человеческая природа». Этот процесс, посредством которого общество встраивается в наши личности, показывает нам конкретные способы действия, мышления и чувствования, и является процессом социализации.

Процесс социализации очень сложен, и здесь мы остановимся лишь на той роли, которую играет в социализации ребенка его семья. Социализация начинается со дня появления ребенка на свет.

Например, до самого недавнего времени матерей убеждали кормить грудных детей, строго соблюдая интервалы между кормлениями. Большинство матерей из среднего класса соблюдали предписанный им строгий график кормления, в то время как матери из рабочего класса такой периодичности не соблюдали. Однако антропологические исследования показали, что кормление грудного ребенка «по требованию» способно помочь воспитанию более развитой личности и обычаи кормления качнулись в другую сторону.

Хотя фиксированный график кормления, возможно, и не оказывает решающего влияния на формирование личности, он представляет собой часть структуры «отсроченного вознаграждения », с которой приходилось сталкиваться детям из среднего класса. А когда они подрастали, им предлагалось пожертвовать возможностью немедленного получения удовольствий для того, чтобы выполнить домашнюю работу, сдать экзамены, которые обеспечивали получение ими лучшей работы в будущем.

Наблюдения за методами воспитания детей у различных социальных классов велись на протяжении длительного времени. Отдельные социологические исследования второй половины XX в. выявили некоторые из механизмов, участвующих в такой дифференциальной социализации, и помогли объяснить более агрессивную и суровую социализацию отцов из рабочего класса. Было установлено, что отцы, имеющие на работе очень незначительную самостоятельность, которыми управляют другие и которые сами не управляют никем, более агрессивны и суровы. Сыновья не так часто восхищались такими отцами или редко получали от них эмоциональную поддержку. Эти факторы в свою очередь связаны с профессиональными стремлениями. Мобильность максимальна там, где родители делят власть с другими членами семьи, сыновья идентифицируют себя с отцами, а отцы участвуют в эмоциональной жизни их мальчиков.

Свой вклад в социализацию вносят помимо семьи и другие организации, в частности образовательные учреждения, телевидение. Но семья продолжает при этом сохранять свою чрезвычайную важность, особенно на уровне первичной социализации. Дети, чья домашняя жизнь протекала далеко не безоблачно, с большей вероятностью окажутся замешаны в правонарушения и не смогут приспособиться к требованиям общества.

Что касается распределения ролей внутри семьи, то во многих обществах, например в средневековой Англии, положение мужчины определялось в значительной степени той семьей, из которой он происходил. Его статус был предопределен от рождения. В индустриальном же обществе специализация и разделение труда означают, что все больше рабочих мест заполняются теми, кто имеет специальные таланты и профессиональное обучение, статус обычно достигается. Но это не означает, что семья утрачивает свою важность, она продолжает выполнять поддерживающую социальную функцию.

  • См.: Mead М. Male and Female. N.Y., 1964.
  • См.: Klein]. Samples from English Culture. Vol. ILL.: Routledge & Kegan Paul, 1965.

Социализация личности – процесс, длящийся почти всю жизнь и заключающийся во влиянии общества на личность и формирования отклика личности на эти воздействия с целью адаптироваться к социальным, психологическим и эмоциональным условиям жизни в социуме и по возможности успешно функционировать в нем. И именно на детский возраст приходятся наиболее важные и продуктивные моменты этого процесса.

От его успешности зависит, будет ли человек верно понимать свою роль и свои возможности, правильно самоидентифицироваться, насколько велики будут его шансы устроить личную и трудовую жизнь и в целом быть счастливым. Раз уж людям суждено жить в обществе, то им важно быть максимально приспособленными к нему. Это вопрос не столько видимого жизненного успеха, сколько личностного выживания.

Содержание статьи:

Что представляет собой процесс социализации дошкольников?

Социализация детей дошкольного возраста – фундамент успешного вхождения подрастающего поколения в дальнейшую жизнь, в школе, в образовательных учреждениях, на работе и в личных взаимоотношениях. В этом возрасте закладываются ценнейшие навыки общения и основы понимания собственного места в жизни и обществе. Дети усваивают нормы и мотивы поведения, понятия ценностей, соответствующие социуму, в котором они растут. Налаживается связь между основными сферами существования детей и их психикой, влияющая и на развитие психики.

Процесс социализации начинается буквально с первых месяцев жизни ребенка, когда младенец начинает отличать ухаживающих за ним людей от неодушевленных предметов, близких – от посторонних, тянет руки к заинтересовавшему его предмету, подает голос не просто из-за дискомфорта, а желая привлечь внимание, откликаясь на жесты и мимику родственников.

Недостаточность социализации влечет за собой самые разнообразные негативные последствия для личности, преодолевать которые тем сложнее, чем больше было упущено на ранних стадиях развития. Это сказывается не только на недостаточной информированности детей по поводу правильности поведения, но и грозит неверной ориентацией развития личности, проблемами в эмоциональной сфере.

Детская психика достаточно пластична, чтобы компенсировать некоторые изъяны в своевременном прохождении этапов вхождения в общество, однако нельзя полностью полагаться на это. Каждый ребенок обладает своими личностными особенностями и возможностями, и рисковать тем, что с определенными сложностями этого процесса ребенок сам не справится, не стоит.

Основные этапы процесса социализации детей дошкольного возраста

Как уже было сказано, начало социализации личности происходит в первый год жизни, когда ребенок учится быть частью семьи – крошечного социума, в котором происходит основная часть его существования. Развитие малыша, как части общества можно приблизительно разделить на несколько этапов:

Ранний возраст

Дети до 1,5 лет усваивают основную информацию об окружающем их мире, в частности, о возможности взаимоотношений; получают первые навыки общения с близкими.

В промежутке от года-полутора и примерно до трех лет у малышей возникает потребность в общении со сверстниками. В этот период закладываются первые навыки существования в коллективе, умение хотя бы минимально взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми, а не быть уже только объектом заботы старших.

Это очень важный момент для развития коммуникабельности и способности группового взаимодействия, поэтому малышам, лишенным возможности посещать детский сад, нужно все же чаще встречаться с близкими по возрасту детьми для игр и развития навыков общения (различные развивающие клубы для дошкольников — отличная альтернатива садику). Оказываясь в компании детей намного старше себя, ребенок может оказаться либо вновь только объектом заботы, либо быть отстранен от компании старшими, которым неинтересно общаться с ним, однако, даже такая ситуация влияет на формирование личности как части общества.

Примерно с этого момента значительное влияние на получение ребенком социального опыта все более сильное влияние оказывают педагоги и вспомогательный персонал детских дошкольных учреждений.

Именно в первые три-три с половиной года закладываются мотивации и первичное отношение ребенка как личности к окружающим его людям. Основными влияющими на социализацию ребенка агентами в это время являются его ближайшие родственники или другие лица, осуществляющие попечение о нем, а также детский коллектив, в том случае, если ребенок регулярно посещает детский сад, игровую площадку, развивающий центр и т.д.

Средний и старший дошкольный возраст

Ребенок все полнее и активнее взаимодействует с окружающими, пользуясь для этого полученными ранее навыками общения и речью. Получает более серьезные навыки общения с посторонними людьми, малознакомыми взрослыми, развивает свои гендерные (половые) личностные особенности, усваивает понятия социальных и гендерных ролей, характерных для той культуры, которая его окружает.

В этот период актуализируются , помогающие малышам усваивать нормы поведения и роли, осваивать сценарии поведения в различных ситуациях: забота, послушание, дружба и любовь, конфликты и их разрешение, совместная деятельность, творчество и т.д. Ребятишки «проигрывают» ситуации так, как они их видят, усваивают понятия прав и обязанностей, что также является необходимым аспектом социализации.

Роль семьи в социализации дошкольника

Важность роли семьи в этом процессе переоценить очень сложно. Жизнь семьи, взаимоотношения внутри нее, отношение взрослых к детям (в том числе и к другим детям, если они есть), отношение к посторонним, демонстрируемое старшими – изо всего этого складывается понятие ребенка о нормах поведения и правильных отношениях.

Кроме того, интенсивность взаимодействия старших членов семьи с малышом влияет и на развитие адаптационных способностей его психики. Чем больше его привлекают к общению и деятельности в семье, тем больше навыков и понятий откладывается, тем они полнее и многограннее. Разумеется, личные особенности интеллекта и психики ребенка играют немалую роль в развитии его адаптабельности, однако, с одними и теми же исходными возможностями ребенок может оказаться неуверенным в себе, малокоммуникабельным, не умеющим решить простую поведенческую задачу, или общительным, хорошо ориентирующимся, понимающим основные правила поведения и хотя бы самые очевидные мотивы.

Поэтому так важно общаться с ребенком не только в педагогических целях и с целью заботы о нем, но и привлекать его к домашним делам и решению внешних вопросов, не отстранять от задач, связанных с общением, прибегать к его посильной помощи. Малыш, самостоятельно совершающий покупку хотя бы булки хлеба, привыкший общаться с посторонними людьми хотя бы в присутствии близких, ощущает себя более уверенным и лучше ориентируется в поведении людей и ситуациях, что очень пригодится ему в школе и других местах, где придется быть самостоятельным.

Без регулярной умеренной нагрузки на адаптационные возможности самый здоровый и ухоженный ребенок будет отставать от сверстников в способности воспринимать новое, вливаться в коллектив, взаимодействовать с другими детьми, осваивать возможности, предоставляемые школой и обществом.

Родителям не стоит пытаться полностью изолировать ребенка от стихийной социализации, но необходимо держать это под контролем и корректировать влияние таких факторов во избежание негативных последствий.

Роль детского сада в процессе социализации ребенка

Первые и важнейшие основы социализации личности дошкольника традиционно должна закладывать семья. Но, к сожалению, не все родители и воспитывающие родственники в состоянии обеспечить ребенку должное внимание во всех аспектах его становления. Многие просто не понимают сути воспитания личности и необходимости посвящать этому какое-то время, другие слишком заняты, обеспечивая необходимый, по их мнению, материальный уровень жизни, или посвящают много сил и времени иным сферам своей жизни, где ребенку места нет. Поэтому задачей детских дошкольных учреждений является компенсация недостаточной интенсивности социализации ребятишек и придание ей большей гармоничности.

Развивающие центры, спортивные секции, клубы и, разумеется, детские сады, где ребенок проводит большую часть дня, призваны не просто дать определенные знания и обеспечить присмотр, но помочь детям плавно включиться в жизнь общества вне дома.

Основная нагрузка в этом плане ложится на детские сады, так как по количеству посещающих их детей и проводимому там времени они лидируют с огромным отрывом. Задача оказывается не из легких – каждый ребенок приходит в детский сад из семьи с уже сформировавшимися понятиями о том, как следует себя вести, какие отношения допустимы. А ведь каждый из детей наделен нормальным желанием самоутверждения среди сверстников и в глазах взрослых, что ведет к множеству неожиданных поступков, а порой и конфликтных ситуаций. И воспитателю нужно их решать без помех для образовательного и процесса.

Ближе к наступлению школьного возраста у детей развивается способность к выполнению социальной функции и возникает потребность в ней. Ребенок все больше стремится быть кем-то значимым в глазах окружающих, и важно грамотно направить это стремление в полезное для самого ребенка и общества русло. Проще говоря, ненавязчиво и убедительно помочь ребенку выбрать, как именно он будет производить впечатление на окружающих: склонностью к конфликтам, эпатажем, дерзкими выходками или конструктивными поступками, помощью, дружелюбием, инициативностью и т.д.

Кроме того, дети старшего дошкольного возраста уже должны уметь задавать вопросы, получать знания, наблюдать и рассуждать, и от воспитателя во многом зависит, насколько полным и позитивным окажется развитие детей в этом плане.

Роль сюжетно-ролевой игры

Важную роль в фактическом становлении детей в качестве членов социума играют сюжетно-ролевые игры. Пресловутые «дочки-матери» и «войнушка» — не просто веселое времяпрепровождение, а вполне значимая попытка примерить на себя такие важные социальные роли, как родительские обязанности, долг защитника и воина. Догонялки и прятки, собирание построек из конструктора – даже эти занятия позволяют ребенку мысленно и эмоционально преображаться во взрослого человека, занятого важным и понятным делом.

Идеи сюжетно-ролевых игр могут предлагать детям взрослые, например те же воспитатели, родители или родственники. Если представить себя водителем автомобиля может любой малыш, получивший в руки игрушку-машинку, то предложить перевозку грузов или пассажиров, объяснить роль отца, везущего семью по делам, стоит уже взрослому человеку. Объяснить девочке, что именно следует делать с куклой-«ребенком», подсказать ребятишкам, что делают продавец и покупатель, доктор и пациент, учитель и ученики, кондуктор и пассажир, посоветовать выбрать самим, что они хотели бы пережить в игре, и направить эту игру в позитивное познавательное русло.

Условия для успешной социализации дошкольника

Так как от результатов социализации личности во многом будет зависеть ее успешная и счастливая жизнь, реализация потенциала, то необходимо стремиться к созданию по возможности благоприятных условий для протекания этого необходимого процесса.

Что в первую очередь следует выделить в качестве признаков успешной социализации?

  • Формирование приемлемых норм поведения и общения со сверстниками и старшими, близкими и малознакомыми людьми.
  • Развитие самосознания, выделение и становление собственной личности ребенка среди других людей.
  • Развитие социальных навыков в обращении с предметным миром.
  • Чтобы помочь детям достигнуть успехов в этом, необходимо, во-первых, правильно расставлять приоритеты воспитательного процесса с учетом особенностей возраста детей и их личностных свойств, подходя к ним индивидуально – насколько это возможно. Во-вторых, важно помочь детям усвоить верные нормы и ценности, принятые в обществе.
  • Особенно значимым является формирование самосознания и умения воспринимать себя как личность, познающую мир и взаимодействующую с ним, получающую опыт, извлекающую пользу.

Возможные проблемы и их решение

Процесс социализации детей дошкольного возраста не может протекать без проблем, даже если дети относятся к относительно благополучным семьям. Это обусловлено тем, что растут они во взрослом мире с его трудностями и потрясениями, нехваткой денежных средств и времени у родителей, неумением взрослых вникнуть в тонкости детской психологии вообще и даже собственного ребенка в частности.

В числе наиболее распространенных проблем социализации детей дошкольного возраста можно назвать:

  • Несоответствие целей и желаний ребенка с целями и желаниями взрослых, занимающихся его воспитанием. Ребенок – что естественно – хочет играть и развлекаться, взрослые стремятся нацелить его на подготовку к взрослой жизни, поступлению в школу, достижению успехов в спорте, целевом обучении и т.д. Для разрешения этого конфликта важно соблюдать баланс между реальной пользой и психоинтеллектуальными возможностями, присущими детскому возрасту. Здесь не может быть четко проложенного пути, а требуется внимание и гибкость со стороны взрослых.
  • Недостаток внимания и активности. Это особенно присуще детям с ослабленным здоровьем, перенесшим или подвергающимся стрессу. В работе с такими детьми особенно важны терпение и чуткость, неутомимое и мягкое продвижение в сфере налаживания контакта и развития у ребенка интереса к миру и вхождению в общество.
  • Неумение определяться с желаниями и принимать решения. Это в большой мере проистекает из нехватки жизненного опыта, но бывает и обусловлено условиями воспитания детей. В садике и дома за них решают воспитатели (и образовательная программа), родители, иногда – старшие или просто более развитые и бойкие дети. И ребенку легко поддаться этому влиянию, потому что оно позволяет не сталкиваться с трудностями интеллектуального и этического характера. И даже поступая правильно по чужой команде, такой ребенок остается недостаточно зрелым эмоционально и психологически, так как дефицит работы ума и души негативно сказывается на его развитии как личности и члена общества. И очень важно быть внимательным и чутким к проявлениям эмоций детей, давать больше свободы их инициативе, не только учить данностям, но и развивать понимание причинных связей, мышление и активность.

Роль игры в социализации детей дошкольного возраста.

В современном мире проблема социального развития подрастающего поколения становится одной из актуальных. Родители и педагоги как никогда раньше обеспокоены тем, что нужно следить, чтобы ребенок, входящий в этот мир, стал уверенным, счастливым, умным, добрым и успешным.

Именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое «Я» среди других людей. Социальное развитие объединяет процессы социализации и индивидуализации, погружая ребенка не только в предметный мир, но и в социальное пространство отношений через общение с близкими взрослыми и со сверстниками. Особенно важны в этом отношении ранние этапы развития ребенка, когда закладываются основы социальных связей, отношений с обществом и происходит его социальное становление.

Умение общаться, строить и поддерживать дружеские взаимоотношения и взаимодействовать, сотрудничать и сосуществовать с людьми, в целом, это необходимые составляющие полноценно развитой и самореализованной личности, это залог успешного психического здоровья человека.

Исследования отечественных психологов показали, что развитие ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

Сущность игры как вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности. Игра - есть, своего рода, средством познания ребенком действительности.

Игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д., в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, которые особенно важны для успешного обучения в школе. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

Ведущие зарубежные и отечественные педагоги рассматривают игру как одно из наиболее эффективных средств организации жизни детей и их совместной деятельности. Игра отражает внутреннюю потребность детей в активной деятельности, это средство познания окружающего мира; в игре дети обогащают свой чувственный и жизненный опыт, вступают в определенные отношения со сверстниками и взрослыми.

Педагогическая и психологическая науки определяют игру как осознанную деятельность, то есть совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотивов.



Публикации по теме