Самые большие народные праздники. Славянские праздники (48 фото)

В прошлом праздники на Руси составляли важную часть семейной и общественной жизни. На протяжении многих веков народ свято хранил и чтил свои традиции, которые передавались от одного поколения к другому.

Значение праздников

В человек занимался своими повседневными делами и добывал хлеб насущный. Нечто противоположное этому являлось праздником. В такой день происходило слияние с почитаемой всеми историей и сакральными ценностями общины, что воспринималось как священное событие.

Основные традиции

На бытовом уровне существовал целый ряд правил, позволяющих в праздничный день получить психофизиологическое ощущение полноты жизни.

Русские народные праздники для детей, стариков и старых дев попросту не существовали. Считалось, что первые пока не достигли того возраста, когда могут осознать сакральную ценность, вторые уже стоят на грани живого и мертвого мира, а третьи, отмеченные безбрачием, не выполнили своего предназначения на этой земле.

Русские народные праздники и обряды всегда предполагали свободу от любой работы. Запрет в такие дни налагался на пахоту и косьбу, колку дров и шитье, ткачество и уборку избы, то есть на любую повседневную деятельность. В люди должны были нарядно одеваться и выбирать для разговора только радостные и приятные темы. Если кто-либо нарушал принятые правила, то на него мог быть наложен денежный штраф. Одной из мер воздействия являлось битье плетьми.

Хронология праздников

В старину все дни, свободные от работы, соединялись в единой многоступенчатой последовательности. Русский народный календарь праздников размещал их в определенном порядке, который не менялся из века в век.

Считалось, что наибольшей сакральной силой обладал святой день Пасхи. Русский народный праздник, относимый к разряду великих, это Рождество. Не меньшее значение имела Троица, Масленица, а также Петров и Иванов дни. Выделяли особые периоды, которые связывали с почином различных крестьянских работ. Это могла быть заготовка капусты на зиму или сев зерновых. Такие дни считались полупраздниками или малыми праздниками.

Православное вероучение устанавливало Пасху с двунадесятыми. Это двенадцать праздников, провозглашенных в честь Божьей Матери и Иисуса Христа. Были также и храмовые дни. Они являлись местными праздниками, посвященными значительным событиям, происходившим в жизни святых, в честь которых и возводились храмы.

В особую группу выделяются дни, которые не имеют связи с церковными традициями. К ним относятся Масленица и Святки. Существовали также заветные праздники, отмечаемые в память о каком-либо трагическом событии. Они проводились в надежде добиться благосклонности божества или природы. Отмечались многочисленные женские и мужские, а также молодежные праздники.

Обряды, проводимые зимой

Издавна русский народ отводил определенную роль каждому из времен года. Любой русский народный праздник, отмечаемый в зимний период, славился гуляньями, забавами и играми. Это спокойное время как нельзя лучше подходило земледельцу для развлечений и раздумий.

На Руси рубежной датой большого перечня обрядов, связанных с землепашеством, считалось Новогодье. Оно сопровождалось Святками и Колядами. Это были красочные народные гулянья.

Святками являлся период с Предновогодья, длящийся двенадцать дней. Накануне отмечался рождественский Сочельник. К этому празднику избу хорошенько убирали, ходили в баню и меняли белье.

После Рождества, 19 января, отмечали Крещение, или Богоявление Господне. Это один из великих двунадесятых праздников.

Сретенье Господне отмечается 15 февраля. Это также один из двунадесятых православных праздников. Отмечается он в память о встрече младенца Иисуса, принесенного в Иерусалимский храм, со святой пророчицей Анной и старцем Симеоном.

Весенние праздники

Завершилась зима. Силы тепла и света победили холод. В это время отмечается русский народный праздник, который известен своим раздольным весельем - Масленица. В этот период, который длится целую неделю перед Великим постом, происходило прощание с зимой.

Сценарии русских народных праздников, пришедшие к нам с древних времен, диктовали на Масленицу ходить в гости и печь блины, кататься на санках и санях, сжигать, а затем и хоронить чучело зимы, наряжаться и устраивать застолья.
22 марта отмечались Сороки, когда день по своей продолжительности равнялся ночи. Традиционно молодежью водились хороводы и распевались песни. Посиделки кончались вместе с Масленицей.

7 апреля - Благовещенье. Шестая неделя Великого поста является Вербной. Народные традиции этого праздника связаны с вербой. Ее веточки освящают в церкви.
Великим праздником всех христиан, живущих на нашей планете, является Пасха. В этот день отмечается Воскресение, то есть свершение перехода Иисуса Христа от смерти к жизни.

Красная горка - русский народный праздник. Он приурочен к первому воскресенью, наступившему после Пасхи, и является символом полного прихода весны. Этим праздником древние славяне встречали пору возрождения природы.

На после Пасхи справляли Вознесение. Это последний весенний праздник.

Обряды и традиции в летний период

Пятидесятый день после Пасхи считается Днем (Пятидесятницы). Это один из самых великих православных двунадесятых праздников. В Библии этот день описывается событиями, которые наделили Апостолов Духом Святым и позволили им заниматься проповедованием учения Христа среди всех народов. Пятидесятница считается днем рождения самой Церкви.

Русские народные праздники летом начинались с Троицы. Этот день связывали с окончательными проводами весны. Основной традицией на празднование Троицы являлось украшение жилища и храма различными веточками, цветами и душистой травой. Это делалось для того, чтобы сошел Святой Дух. Как и на Пасхальной неделе, вновь красили яйца.

Значительный русский народный праздник июля - Ивана Купала. Он имеет этническое происхождение и празднуется с шестого на седьмое число, когда наблюдается летнее солнцестояние. Традиционно в этот день жгут костры и прыгают через них, плетут венки и водят хороводы. Называется праздник в честь Иоанна Крестителя. Главное, чем отличается этот день от остальных празднеств, это прыжки через костры, которые способствуют очищению человека от находящейся внутри него нечисти.

Примечательны летние русские народные праздники августа. Начинаются они со второго числа, когда отмечается Ильин день. После него происходит спад летней жары с установлением умеренного тепла. Традиционно к Ильину дню пекли пышки и колоба из муки нового урожая.

Уже 14 августа вместе с первым Спасом начинались проводы лета. В этот день пасечниками выламывались соты в ульях. Именно поэтому праздник называют медовым. Второй Спас празднуется 19 августа. Прозвали его яблочным, так как в это время приходит срок сбора поспевшего урожая плодов.

28 августа празднуется Успение Пресвятой Богородицы. Это большое событие. Его относят к двунадесятым православным праздникам. Это день почтения памяти великой Молитвенницы - Божьей Матери. Согласно народным традициям, этот праздник называется Господиным днем. Окружен он не печалью, а радостью.

На следующий день после Успения празднуется третий Спас. Этот день отмечен как в православном, так и в славянском календаре. Он знаменует собой дожинки и последний отлет ласточек, а также начало бабьего лета, которое длится до одиннадцатого сентября.

Осенние праздники

14 сентября восточные славяне отмечают праздник, названный в честь Семена Летопроводца. Его суть - проведение торжеств, которые знаменуют приближающуюся осень. Это день совершения обрядов, в число которых входят следующие: новоселье и засидки, подстриг и поджигание огня, а также похороны мух.

Ровно через месяц, 14 октября, отмечается Покров день. Он знаменует собой окончательное наступление осеннего периода. В прежние времена в этот день сжигали изношенные за лето лапти и соломенные постели. Считалось, что на Покров осень встречается с зимой.

Русские народные праздники в современной жизни

С древних времен дни, когда люди традиционно не работали и совершали определенные обряды, пробуждали в человеке чувство прекрасного, позволяли почувствовать себя свободным и расслабиться.

В настоящее время в России некоторые старинные праздники не забыты. Они отмечаются, как и прежде, с сохранением древнейших традиций. Как и в былые времена, русский народ имеет повод устроить веселые застолья, танцы, игры и гулянья.

Празднуются в России и религиозные праздники. Они также являются народными, потому что православную веру невозможно отделить от ценностей, которыми богата культура страны.

  • Сообщить детям об основных старинных народных весенних праздниках
  • Провести смысловые параллели между сутью праздников и природой, особенностями весеннего времени года;
  • Дать детям новые знания исторической культуре и обычаях русского народа;
  • Развивать творческий и ассоциативный подход к анализу информации;
  • Научить учащихся вести самостоятельную исследовательскую работу по интересующему предмету (в данном случае - старинным весенним праздникам).

Планируемые результаты:

  • Закрепление изученного материала в памяти детей с помощью игрового и творческого метода;
  • Сформирование понятия у учащихся о старинных весенних праздниках, которые традиционно отмечаются русским народом.

Оборудование:

  • Красочные фотографии основных традиционных моментов из старинных весенних праздников (масленица - блины, конкурсы… Пасха - крашанки… И так далее. Все что желаете продемонстрировать. Тут есть место для вашей фантазии и творческого подхода.);
  • Проектор или любое другое средство для демонстрации изображений.

Предварительная работа

  • Детям принести на урок картонки размером 10х15 см и цветные карандаши.

Ход урока

Учитель: «Здравствуйте, дети! Вы любите праздники? Какие весенние праздники вы знаете? Какие из них вы любите больше всех?»

Учитель: «Среди всех весенних праздников традиционно отмечаемыми в России с давних давен есть следующие старинные весенние праздники:

  • Масленица
  • Встреча птиц (в день весеннего равноденствия)
  • Вербное воскресенье
  • Пасха
  • Красная горка»

Вместе с рассказом о каждом из праздников учитель демонстрирует на проекторе или любом другом средстве показа соответствующие изображения.

Масленица

Учитель: «Что вы знаете о таком старинном весеннем празднике - Масленице? Что делают в этот день и с чем он связан? Какие у вас ассоциации, связанные с этим праздником, возникают?»

Учитель: «У каждого народа смена зимы весной сопровождается ликованием, празднествами. У русского народа есть собственный такой праздник - Масленица. Блины, оладушки, сырники, пироги, пышки и множество других сдобных снедей - все это дарит нам этот праздник. Есть обряд: тот, кто первый возьмет блин из стопки - должен позвать весну. В этот день обязательно палили костры, палили чучела зимы. Есть традиция Прощеного воскресенья - когда все просили друг у друга прощения, крестники в этот день ходят в гости к крестным отцу и матери.»

Встреча птиц

Учитель: «Весеннее равноденствие знаменательно праздником Сороки (православное название - Сорока мучеников). Говорят, что в этот день из-за моря прилетают 40 птиц. В этот день пекли или отливали из вкусностей фигурки птиц. Эти фигурки ели и призывали птичек, радовались приходу весны. Выпекали хрупкое и изящное печенье в этот праздник - тетерки, а сам день также называли тетерочным.»

Вербное воскресенье

Учитель: «За одну неделю до праздника Пасхи отмечают на выходных Вербное воскресенье. В этот большой праздник посещали люди вербный базар. Покупали они там красиво украшенные веточки вербы, сладости, разные пестрые безделушки и полезные красивые вещи. До сих пор сохранился обычай немного шлепнуть освященной вербной веточкой ребенка в семье для того, чтобы был здоровый.»

Пасха

Учитель: «Ну, Пасху то все знают! Самый большой христианский праздник, который сопровождается исполнением множества ритуалов и обрядов. Крестный ход, полуночница, встреча восхода солнца, раскраска крашанок, состязание в том, чья крашанка крепче… Все эти обряды и традиции - это дань вере, природе, жизни.»

Красная горка

Учитель: «После Пасхи русский народ начинал гулянья, игры и хороводы. Все они вместе назывались - Красная горка. Много из обрядов Красной горки посвящены весеннему солнцу.»

Физкультминутка

Закрепление материала

Учитель: «Что же нового мы узнали сегодня? Какой праздник из тех, которые мы рассмотрели сегодня, вам больше всех пришелся по душе? Почему?»

Учитель: «А сейчас возьмите картонки и карандаши, которые вы принесли на урок, и нарисуйте открытку-поздравление с понравившимся вам русским старинным весенним праздником. Открытку вы должны будете отдать вашему соседу, поэтому сделайте ее такой, чтобы она ему или ей понравилась. Для открытки используйте символику или примечательные выбранному вами празднику элементы.»

Учитель: «Старинные весенние народные праздники отражают любовь к пробуждению природы, ее торжеству, радость от подаренного весенним солнцем тепла.»

Домашнее задание

Нарисуйте или подберите на 1 а4 листе изображения любимого вами народного весеннего праздника.

Помогите детям выбрать рисунки и изображения по тематике.

Двунадесятый праздник православного календаря, отмечаемый на пятидесятый день после Пасхи, на десятый день Вознесения. Другие названия Троицы - день Святой Троицы, Пятидесятница, день Сошествия Святого Духа на апостолов. В этот день православная церковь вспоминает сошествие Святого Духа на апостолов и чествует Святую Троицу. Событие, изложенное в новозаветной книге «Деяния святых апостолов», имеет непосредственную связь с учением о Троице – одним из основных положений христианской веры. Согласно этому учению, Бог существует в трех неслиянных и нераздельных лицах: Отца – безначального первоначала, Сына – логоса и Духа Святого – животворящего начала.

Страстная неделя

весна

Седьмая последняя неделя перед Пасхой, длиться 6 дней , начинающаяся с понедельника и заканчивающаяся в субботу перед пасхальным воскресеньем. Значение праздника - подготовка к Пасхе. Традиции на празднике: убираться в доме, обязательное купание, поминание предков, ставить качели, красить яйца, печь куличи. По верованиям народа, крашеные яйца обладают магической силой например, если положить скорлупу на огонь, то дымом от этого яйца можно исцелить человека от куриной слепоты, еще считают, что такое яйцо способно исцелить больной зуб. Приметы на этот праздник: если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы, петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Народное название праздника Преображения Господня у восточных славян, празднуемый 19 августа , а еще до этого праздника запрещено есть яблоки и разные блюда из яблок, в праздник же надо наоборот - срывать как можно больше яблок и освящать их. Цель праздника - освящение яблок, проводы солнца на закате с песнями. У Яблочного спаса есть еще другое название - первые осенины, то есть встреча осени. Согласно традиции нужно угостить яблоками сначала всех родных и близких, потом сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков и только потом самим есть яблоки. Вечером, после праздника, все выходили на поле, чтобы с песнями вместе проводить закат солнца, а вместе с ним и лето.

Святки

зима

Славянский народный праздничный комплекс, отмечается с 6 января по 19 января . Святки перенасыщены различными магическими обрядами, гаданиями, приметами, обычаями и запретами. Цель праздника: народные гуляния, колядование, посевание, ряженье, эротические игры, ритуальные бесчинства молодёжи, гадания на суженого, хождение в гости, обряды на благополучие и плодородие. Поговорки праздника: на Святках волки женятся, от Рождества до Крещения охотиться на зверей и птиц грех - с охотником несчастье случится. Согласно народным верованиям, незаметное обычным глазом присутствие духов среди живых людей, давало возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.

Крещенский сочельник

весна

Этот праздник православной церкви принадлежит к числу двунадесятых. В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан и совершается Великое водоосвящение. Также это вечер-приготовление перед большим православным праздником, который называется Богоявление Господне или Крещение. Вкушается крещенская вода натощак, по ложечке, по чуть-чуть. Православные хранят ее в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Народно-православный праздник, отмечается 8 июля . Традиции праздника: купаться без оглядки, т.к. считалось, что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов и засыпают. После купальских игр определялись пары суженых, и этот день покровительствовал семье и любви, кроме того, в старину с этого дня и до Петра игрались свадьбы. Первый покос - день всякой нечисти такой как: ведьмы, русалки, оборотни и многие другие. Отмечается 8 июля (25 июня по старому стилю) . Пётр и Феврония - православные покровители семьи и брака. Согласно календарю восточнославянских народных праздников, соотносящемуся с православным, это день первого покоса. Считалось что в этот день последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться уже было безопасно. В Российской Федерации с 2008 года 8 июля отмечается День семьи, любви и верности. Поговорки: впереди сорок жарких дней, после Ивана не надо жупана, коли в этот день идёт дождь, то будет хороший урожай мёда, свиньи и мыши сено едят - к худому покосу.

Традиционный праздник у восточных и южных славян, празднуется 2 августа . В традиции праздника входит: коллективные трапезы, заклание быка или барана. У праздника языческие корни, так как сначала это был праздник бога грома Перуна, но с принятием христианства у славян вместо образа Перуна возник образ Ильи - пророка, откуда собственно говоря и название праздника. Поговорки на празднике: Илья грозы держит, Илья словом дождь держит и низводит, Илья наделяет хлебом, не мечи на Илью копны - небесным огнём пожжёт. С Ильина дня, по народным преданиям, начиналось ненастье, а также запрещалось купаться.

Вербная неделя

весна

Шестая неделя Великого поста. Главные народные обряды недели связаны с вербой и выпадают на субботу и воскресенье. Есть легенда связанная с этой неделей, которая гласит, что некогда верба была женщиной, и у неё было столько детей, что женщина поспорила с самой Матерью-Землёй о том, что она плодовитее Земли. Рассердилась Мать-Земля и превратила женщину в вербу. На этом празднике существует верование - освящённая верба может остановить летнюю грозу, а брошенная в пламя - помочь при пожаре. Традиции праздника: освящение вербы, битиё вербными веточками, заклички весны.

Традиционный праздник языческого происхождения у славянских народов, связанный с зимним солнцестоянием. Дата празднования - в ночь с 6 января по 7 января . Значение праздника - поворот солнца с зимы на лето. Празднование - колядование, ряженье, святочные игры, гадания, семейная трапеза. По народному верованию, Мать-сыра-земля могла разверзнуться только из-за лжи, за ложной клятвы или из-за лжесвидетельства.

Масленица

весна

Славянский традиционный праздник, отмечаемый в течение недели перед Великим постом . Цель праздника - прощание с зимой. Традиции: печь блины, ходить в гости, устраивать застолья, кататься на санях и санках, наряжаться, сжигать или хоронить чучело Масленицы. Празднуется с мясопустной субботы по прощёное воскресенье. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота, со стимуляцией плодородия связана третья сторона Масленицы - поминальная.

Пасха

весна

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. Празднуется в первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта . Традиции: освящение крашеных яиц и куличей, приветственное целование. Большинство пасхальных традиций возникли в богослужении. Размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста- времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. В конце 19 века в России стало традицией отправлять тем родным и знакомым, с кем не сможешь христосоваться, на Пасху как основной праздник пасхальные открытые письма с красочными рисунками.

Праздник восточных славян, который начинается 14 сентября . Суть праздника - торжества по поводу приближения осени: накануне заканчивалось лето и начинался новый год. В этот день совершаются обряды: новоселье, засидки, возжигание огня, обряд пострига, похороны мух, предание о воробьях. Семёнов день считается счастливым, поэтому советуют справлять новоселье. Приметы: Семён лето провожает, бабье лето наводит; на Семёна - последняя гроза; на Семёна колосовые не убрали - считай пропали; если гуси улетают на Семён-день, жди ранней зимы.

Чистый понедельник

весна

Первый день Фёдоровой недели и Великого поста. В этот день все друг друга прощают и начинают день с чистой совестью и чистой душой. Это день очень строгого поста так же как и в последующие дни. Название праздника произошло от стремления провести первый день поста в чистоте. В этот праздник, во время первого великопостного Великого повечерия, начинают читать Великого покаянного канона св. Андрея Критского и другие покаянные молитвы. В конце 19 века, большая часть масляничных кутил, несмотря на строгий пост, в этот день "полоскали рот" или опохмелялись. Так как это день поста, то все, что можно съесть или выпить в этот день это: немного черного хлеба с солью и водой или несладким чаем. Молитва Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», в дальнейшем будет возноситься во все дни Великого Поста.

Один из праздников восточных славян, празднуется 14 октября . Значение праздника - окончательное наступление осени, в этот день раньше отмечали встречу Осени и Зимы. В народе говорят, что с Покрова перестают бродить по лесам лешие(по-другому их называют лесными хозяевами). Накануне этого праздника, молодые деревенские девушки сжигают свои старые соломенные постели, а старухи сжигают свои старые, изношенные за все лето лапти. Русские люди, празднуя посвященные Богоматери дни, ждали от Неё помощи.

Православный праздник, отмечаемый 14 августа . Суть праздника - малое водосвятие. Традиции праздника - начало сбора мёда, его освящение и трапеза - «вдовьи помочи». Праздник празднуется в честь Происхождения древ Креста Господня в конце XIV в. Значение праздника - первый день Успенского поста. Медовый спас еще называют "Спасом на воде", это из-за малого водосвятия. По традиции, именно в этот день на Руси освящали новые колодцы и чистили старые. Называют этот праздник "Медовым спасом" из-за того, что в этот день пчелиные улья обычно наполнены до отказа и пасечники идут собирать медовый урожай.

Летний праздник языческого происхождения, празднуется с 6 по 7 июля . Праздник связан с летним солнцестоянием. Традиции: жечь костры и прыгать через них, водить хороводы, плести венки, собирать травы. Начинается праздник накануне вечером. Название праздника произошло от имени Иоанна Крестителя(эпитет Иоанна переводится как «купатель, погружатель»). Главной особенностью Ивана Купалы являются очищающие костры, для того чтобы очиститься от находящийся внутри человека нечисти, он должен бы прыгать через эти костры.

Красная Горка

весна

Весенний праздник у восточных славян, который отмечается в первое воскресенье после Пасхи . В этот день празднуются: весенние девичьи хороводы, трапеза с яичницей, молодёжные игры. Красная горка символизирует полный приход весны, именно этим праздником встречают эту пору года. Кроме того что Красная горка символизирует приход весны, праздник символизирует еще встречу парней и девушек, потому что весна - это начало новой жизни для всей природы. На празднике Красной горке есть одна пословица, которая гласит: "Кто на Красной горке жениться, тот вовек не разведется."

Языческие ритуалы стали органической составляющей многих христианских праздников (Рождества.Пасхи, Покрова). Еще в середине XX в. белорусские крестьяне искренне почитали святого Николая, но одновременно совершали различные ритуальные действия, чтобы уберечься от происков ведьм на Ивана Куполу. Разностадиальные представления не только не вступают в противоречие, но и прекрасно сосуществуют, дополняя друг друга. Формой их сосуществования и является система народных обрядов и обычаев, получившая название народного православия. Проведем различие между обычаем и обрядом. Обычаи - издавна

укоренившийся в быту и ставший традиционным порядок совершения каких-либо общественных действий.традиционные правила поведения в определенных сигуацнях.

Обряд - представляет собой более локальное явление, чем обычай. Эго традиционный порядок совершения каких-либо действий, например, встреча Нового года, свадьба или похороны. Обрядность сплачивала людей, составляла единый и нерушимый уклад жизни. В ней отразился многовековой опыт народа, своеобразная лика и эстетика. Обряды передавались из рода в род.из поколения в поколение, и, в конечном счете, именно они составляют основу русской народной культуры. Изображение промыслового календаря, в котором древние календарные знания и представления народа коми нашли вещественное воплощение, позволяет связать воедино эти разрозненные сведения и хотя бы частично реконструировать в первоначальном виде их суть.

Многие праздники сохранились с языческих, дохристианских времен, которые соотносились с явлениями природы, сменой времен года - проводы зимы и встреча весны. Языческие истоки сохранили многие народные праздники - Иван Купала, Масленица, Семик.

С особым размахом отмечались церковные праздники - Рождество, Пасха, Крещение. Преображение, Успение, Троица. В такие дни неумолкая гудели колокола сотен московских церквей. Сопровождаемые хорами, двигались крестные ходы. Нарядно одетые горожане шли па церковные службы. Праздники, обряды приобрели огромное, колоссальное значение. Люди просили у природы милости к будущему урожаю, они отождествляли природные явления с живыми существами.

Христианство принесло на языческую Русь свой календарь, в котором круг праздников также повторялся из года в год Каждый день посвящался памяти определенного святого или событию из библейской истории.

Совместившись, народный и христианский календарь своеобразно дополняли друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало различных сельскохозяйственных работ. Праздник пророка Иеремии, к которому приурочивали начало весеннего сева, получил народное название Ермий -

подними сетево. Некоторых святых стали воспринимать, и как небесных покровителей определенных видов работ.

и разнообразных народных зимних праздничных обрядах обыгрывалось умирание природы зимой и обновление, воскрешение ее весной. С наступлением самых коротких дней и самых длинных ночей в году, попредставлением наших далеких предков, считаюсь, что зима победила солнце, что оно состарилось и собирается угаснуть.

Издавна в эту пору справлялись веселые зимние праздники. Они отмечали окончание прошедшего сельскохозяйственного года и начало подготовки к следующему. В это время совершались различные магические церемонии, которые, по верованиям древних, могли повлиять на могучие силы природы и принести новый обильный урожай.

Сущность обрядов и песен зимнего календаря состояла в том, чтобы обеспечить будущий хороший урожай, приплод скота и счастливую жизнь в семье. Первая половина зимних обрядов относится ко времени от Рождества до Крещения включительно, вторая - от Крещения до Масленицы и отличается подготовкой к весенним земледельческим работам. Обряды первой половины зимы совершались большей частью в избе, а второй - на улице. Эта пора в жизни народа была насыщена колядованием, ряжением, играми и ездой на лошадях и санях, предсказаниями и приметами, гаданиями, песнями и танцами.

* Зимние святки. Ни в одном народном празднике не заключается столько обычаев, обрядов, примет, как в Святках. Святочный период представляет собой старинное смешение совершенно разнородных стихий: здесь можно встретить и суеверные языческие обычаи, и некоторые христианские воспоминания о Рождестве Спасителя. К первым относятся гадание, ряженье, древние обрядовые игры, отличающиеся сценической изобразительностью; ко вторым - сдавление, или хождение детей и молодежи по домам с вертепом и звездой. По своему названию и цели Святки должны святить благочестием великое и отрадное для христианского мира событие - Рождество Христово.

* Рождество.Сочельник был днем «постной» службы. Весь этот день ничего не ели до первой звезды на небе. Обрядовой едой в эти дни была кутья (сочиво)

* жидкая каша из риса или ячменя с медом и изюмом: до Рождества - постная, на Рождество - щедрая. В Сочельник вечером перед тем.как сесть за стол, на котором главным яством была медовая кутья, вся семья выходила во

двор "глядеть звезды». В Сочельник, в канун Рождества и на Рождество, после

утренней службы молодежь и дети начинали колядовать Колядки

коротенькие песни, в которых славят Христа хозяев дома, поздравляют с Новым годом, желают счастья, богатства и добра Кодядовщики носили с собой звезду на шесте, символизирующую Вифлеемскую звезду, возвестившую миру о рождении Иисуса Христа Выбирали также мехоношу. который собирал дары, короткая колядка состоит из нескольких частей.

Масленица Но вот и зима подошла к концу. На пороге весны отмечали еще один веселый праздник - Масленицу. Известна она еще с языческих времен как праздник проводов зимы и встречи весны

Церковь совместила Масленицу с кануном Великого поста, поэтому сроки ее празднования подвижны: от конца января - начала февраля до конца февраля - начала марта по старому стилю. В это время снег еще толстым слоем покрывает землю, но все чаще выдаются погожие солнечные деньки.Совместившись, народный» и христианский календарь» -

друг друга. С христианскими названиями тех или иных дней связалось начало

различных сельскохозяйственных работ. Праздник пророка Иеремии, к которому приурочивали начало весеннего сева, получил народное название Ермий - подними сетево. Некоторых святых стали воспринимать и как небесных покровителей определенных видов работ.

Весенний календарь

Отшумела веселая, разгульная Масленица, проводила зиму, открыла дорогу весне

Большинство праздничных весенних обрядов имеет языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны - богини смерти. Смысл все обрядов - умирание природы зимой и воскресение, обновление ее весной*

На Руси не было единого дня празднования встречи весны красной В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег тревожился.

Троица. Среди весенних праздников особо почитались в народе - Семик. Троица. Троица отмечалась в воскресенье, на 50-й день после Пасхи, а Семик - накануне, в четверг. Поскольку шла седьмая послепасхальная неделя, то и праздник назывался

семик. Семик и Троицу в народе связывали с культом живой природы. Дома, дворы, храмы в эти дин украшали живыми цветами и ветвями деревьев. Троицину неделю на Руси так и называли - зеленой Полевые цветы, собранные на Троицу, освещали в храме, засушивали и хранили за иконами в красном углу избы, клали в житницы от мышей, на чердаки, оберегая дома от пожаров. Сам праздник проходил в лесу или роте, среди деревьев и цветов.

В центре внимания в эти дни была березка - особенно любимое на Руси дерево. Сколько песен, рассказов, загадок сложено о ней! Надев лучшие свои наряды, девушки отправлялись в березовую рощу.находили красивую молодую березку, завивали ей ветви, украшали их лентами, цветами Троица - один из больших церковных праздников. День Святой Троицы приходится на пятидесятый день от Пасхи, поэтому еще он имеет название Пятидесятница.

Летний календапь. Наступает лучшая пора года - природа пустила в ход все свои животворные силы. Дни стали долгие и теплые, растения в полном соку, выпадают благодатные дожди. Кукушка закуковала, рябина зацвела, береза почки распустила.

Во многих регионах России существовал обычай провожать весну и встречать лето. Всю ночь крестьяне за околицей жгли костры, водили хороводы, встречали первый восход солнца, пели солнечные гимны, заклички. Многие обряды этого периода, сходные друг с другом, преследуют общую цель - обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая. Летом также совершался обряд «проводы русалок»

* Иван Купала. Июль - время полного лета.зенит тепла, солнце в июле ликует. В этом месяце славянский народ отмечал праздник Ивана Купалы, который в древние времена считался богом земных плодов

На Ивана Купалу (7 июля) обливались водой и устраивали ночные купания Считалось, что они дают целебную силу. После купания накрывали общий стол, и все принимались за обрядовую трапезу Купала - языческий праздник поклонения человека природным стихиям. Две из них - огонь и вода - участвовали в праздничном обряде. Считалось, что огонь очищает человека, а вода - омывает, поэтому на Купалу обязательно поджигали костры. Обычно с этого дня начиналось массовое купание в реках и озерах.

* Три спаса. В августе начинались трудовые будни, связанные с уборкой урожая «Первый Спас - первый сев!» Этот день должно считать земледельческим праздником. Называют его также Спасом медовым, так как в этот день ломали первый мед на пчельниках. А в иных местах этот праздник называли еще Маккавеями, поскольку подходило время собирать мак.

Второй Спас - яблочный. К этому времени поспевают яблоки, и считалось грехом есть какие-либо плоды до второго Спаса или Спаса-Преображения. В старину на второй Спас собирался хоровод молодежи и направлялся в поле. Здесь на пригорке парни и девушки любовались закатом солнца, вели беседы и пели песни, которыми провожали солнце на закат и на зимний покой.

Третий Спас праздновался в день Успения Богородицы и назывался Спожинки До Успения полагалось успеть сжать последний сноп в поле. Потому-то он и назывался «Спожинки-дожинки». К третьему Спасу «поспевает вселетье», после него начинаются Осенины.

Осенний каленлапь

Отсчет осенних дней начинался в августе, поскольку приходила главная забота

земледельца - уборка хлебов. Чтобы жатва была скорой, а труд - без Усталости, зачин поручали самой уважаемой в селе женщине, хорошей работнице. Накануне жатвы, поздно вечером, крадучись, чтобы никто не увидел и не перешел дороги, пробиралась она к своей полоске, связывала три снопика и укладывала крестом. А наутро собирались в поле все жницы. Закончив жать свою делянку, шли помогал, одиноким, слабосильным, многодетным Когда работа сообща, тогда и радость общая. у

Наши предки трижды встречали осень. В первый день сентября первый праздник встречи осеки - первые осенины. В восьмой день вторые осенины, а третьи - на Воздвиженье, когда хлеб с полей сдвинулся, а птица в отлет пошла (двинулась).

* День Покрова. Близился Покров - пора свадеб, сватовства, и каждая надеялась приглянуться кому-нибудь из парней, наблюдавших за «похоронами» мух. В октябре гоже было немало праздников, но наиболее значим был праздник Покрова (14 октября). История возникновения этого праздника уходит в глубь веков. В 910 году в Константинополе случилось видение: во время всенощной явилась Богородица, с покрывалом в руках, и возвестила, что эго спасительный покров. Белое покрывало (омофор) она простерла над людьми и вознесла молитву о спасении мира от невзгод и страданий. Этим покрывалом Богородица оберегает верующих людей и несет нм любовь и радость, подкрепляет их дух и силу. В память облом необычном событии и установлен праздник. День праздника Покрова является в народном представлении межевым между осенью и зимой.

31. сказки Пушкина: «сказка о царе салтане». Начинается: три девицы под окном… Время прядения на Руси-это зимнее, закончились все работы в поле и соответственно девицы рассуждают об этом, а царь подслушал это (примета, что подслушанное сбывается). Через 9 месяцев рождается богатырь. Бочка- тема странствий, традиционная для русских сказок. Океан- мировая стихия, идёт тема путешествия. Царь плывёт и необычное строение: в океане остров есть(описываются

избы, еле еле торчащие из земли. Описание царевны- смешение культур (запада и россии). На острове белка орешки грызет (беличий мех был мерой расплаты).

«Сказка о золотой рыбке» - разделение мужского и женского труда. 33 года- святое число, 33 буквы в алфавите, крестный ход 3 раза- союз мужчины и женщины).

Сказка «Умнее всех» Мамин Сибиряк. Уральские рассказы. Поговорка- Умный как индюк.

40 Ярмарка появилась в 18 веке. Самая известная-Макарьевская в Нижегородской губернии на территории Макарьевского монастыря. Строились по кругу, увеселительная программа, скоморохи.

19. Владимиро- Суздальская иконописная школа. Спас Златые власы. 13 век, отличаются напряженными образами. Преобладает синий, коричнево-красный цвет. «Борис и глеб»,»Архангел Михаил».

Посковская школа сложилась примерно в 14 веке. Мрачные суровые образы, хотя несколько плоские. Орнаментальность присутствует. Образ Варвары.

Московская школа-15 в.-вершина русского искусства. Рубдёв, Феофан Грек. Появляются новые оттенки «Рублёвский голубец» не синий, а голубой.

Ярославская школа- сохранились все традиции иконописной руси в бытовых подробностях- «Рождество христово».

Вологодская шк 15в. .- сплав Новгородской, Ростовской, Тверской школы. Святые Зосима и Сабати Соловецкие. Преобладали блёклые, холодные цвета, золотой фон и прорисовывались архитектурные детали.

В 16 в. Палевская школа берет начало от иконописи. Характерно разнообразие элементов композиции. Есть теневые и световые приплавки.

Ростовская шк. 14 в. Бледные оттенки по сравнению с Новгор. «Спас Иммануил с архангелами».

Строгановская ш. 17 в. –иконописная миниатюра, не глубокое содержание композиции. Мелкое письмо, орнаментальность, многоцветный колорит.

Школа Оружейной палаты 17 в. Передача объёма, глубина пространства, интерес к архитектурным и пейзажным фонам. Иконы отличаются зеленовато-голубым фоном.

Иконопись северного письма -15-16 в. Выразительность линий, снежные цвета:голубой, жёлтый, синий. «Иоанн Предтечи в пустыне».

32. Лубок- маленькая дощечка, вид изобразительного искусства, народная (фольклорная0 картинка на дереве, соединяющая в себе народное и религиозное начало, которой свойственно ёмкость образа. Появились не в России, а в индии и Китае. В Европе в 15 в. В России в нач. 16 в из Германии назывались «потешные листы». Печатались на досках особого пиления из липы, клёна и грушы. Нанесение рисунка на дощечку и раскрашивание называлось знаменование. Копирование досок- перевод. В спец. Артели женщины раскрашивали малиновыми, жёлтыми, зелёными, красными и синими красками щетинными щётками. Лубок делится на несколько типов: 1. Духовно-религиозный (в Визант. Стиле, изображение иконного типа, Жития Святых». 2. Сказочный (сказки волшебные, богатырские, житейские, животные, которых не было на самом деле. 3.Балагурник (потешные лубки, карикатуры, побаски) «медведь с козой веселятся». 4. Исторические (события, битвы, города).. 5 Конница. : Юридические («Шемякин суд»). 6 Праздники (изобр.Святых). 7 Философские.



Публикации по теме