Как ведет себя малыш в 2 месяца. Отклонения или индивидуальные особенности во второй месяц развития ребенка

Во второй месяц младенец вступает с улыбкой, он и раньше улыбался, но непроизвольно, каким-то своим ощущениям. А на четвертой-пятой неделе впервые улыбнулся в ответ на ваши ласковые слова, улыбнулся осознанно, радостно. Эта улыбка - знак понимания, готовности к общению, к диалогу.

Английский психолог Т. Бауэр, взяв под пристальное наблюдение 86 младенцев, обнаружил у них по меньшей мере четыре значения улыбки, адресованная только матери: улыбка типа «Ура! Я справился с этой задачей!», дружеская улыбка, примерно означающая «Я хочу вам понравиться», улыбка облегчения, когда ребенок осознает, что какой-то резкий звук или неожиданное движение не опасны для него.

Еще одно открытие Бауэра: девочки и мальчики улыбаются неодинаково. Мальчик сначала открывает рот вертикально, затем широко распахивает глаза, а у девочки губы сначала медленно изгибаются в уголках, она хлопает ресницами, затем слегка отворачивается, показывая себя в профиль. В общем, похоже на некоторое кокетство.

Так это или не так, вы можете проверить, почаще вызывая улыбку собственного ребенка. И если даже не обнаружите особого разнообразия, все равно будете каждый раз получать огромное удовольствие.

Еще одна характерная особенность второго месяца - интенсивное развитие ориентировочных реакций, тех самых, которые физиологи образно называют реакциями «Что такое?».

Вы уже, конечно, подвесили над кроваткой игрушки, а лучше - пока только один яркий шар. Теперь ребенок все чаще и дольше останавливает на нем свой взгляд. Важно, чтобы игрушка висела над его грудью на высоте 50 см -именно такое расстояние способствует правильной фиксации взора. Внимание малыша стали привлекать движущиеся предметы. Он сосредоточенно следит за погремушкой, которую вы, показав ему, начинаете передвигать вправо-влево. Его крайне интересуют звуки - в этом вы можете убедиться, позвонив колокольчиком то с одной, то с другой стороны кроватки. Он прислушивается к голосам, и резкие, громкие интонации ему явно не нравятся, а от ласковых, нежных он буквально расцветает.

Из всего окружающего его больше привлекает яркое, блестящее, звучащее. Но самый любимый предмет для рассматривания - ваше лицо. Просто удивительно, с каким пристальным вниманием, как серьезно всматривается малыш в наклонившихся над ним маму или папу. Как не согласиться в такие минуты с психологами и нейрофизиологами, утверждающими, что новорожденный ребенок уже обладает интеллектом и что возможности умственного развития детей первых месяцев жизни гораздо шире, чем мы представляем!

Тот же Бауэр, например, считает, что для ребенка общение со взрослым по своей занимательности равно разгадыванию головоломки: мы стараемся понять его, а он - нас...

Второй месяц ознаменован и нарастающими темпами физического развития.

Если за первые четыре недели масса тела ребенка увеличилась примерно на 600 г, то теперь предстоит набрать уже 800, подрасти еще на три сантиметра (а всего с момента рождения на шесть). Возрастает и активность - малыш больше двигает ручками и ножками, начинает держать головку в вертикальном положении, приподымает ее, лежа на животе.

Все это требует увеличения энергетических ресурсов - надо добывать у мамы побольше молока, граммов по 120-140 за раз, а за шесть кормлений - около 800!

Природой это предусмотрено - на втором месяце, по мере роста потребностей ребенка, увеличивается и лактация (выработка молока). Но что-то может в этом механизме не сработать и тогда молока начинает не хватать.

Как мы уже говорили, все еще поправимо. Опытные специалисты советуют в таких случаях прежде всего пересмотреть собственный рацион. Лактация требует повышенного количества белков (см. главы «Грудное вскармливание», «Питание кормящей матери»).

Наконец, еще одно средство, для нас новое, а, по существу, очень древнее, биологически обоснованное: максимальный телесный контакт мамы и ребенка при кормлении, не через одежду, а именно кожей.

Метод кормления «кожа к коже»

Перед кормлением ребенка раздевают, оставляя только подгузник и прикрывая пеленкой спину. Мама тоже раздевается до пояса. Обмен теплом, раздражение определенных кожных рецепторов, эмоциональное воздействие увеличивают приток молока.

Энергично сосущий ребенок обеспечивает себе и следующее кормление, потому что сам акт сосания и полное опорожнение молочной железы рефлекторно способствуют дальнейшей выработке молока. Все, что осталось, надо сцедить буквально до последней капли, а потом минут на 5-10 подставить грудь под горячий душ.

Испокон веков известно, что от волнений, неприятностей у женщины может пропасть молоко. И даже лишь тревога по поводу того, что ребенку не хватает молока, тоже усугубляет ситуацию. Поэтому при лечении гипогалактии (недостаточной выработки молока) в последнее время широко применяют психотерапию. Лучшим психотерапевтом для женщины может стать собственный муж. Помните, мужья: счастлива и спокойна мать - сыт ребенок!

По классической старой схеме вскармливания, со второго месяца жизни в рацион ребенка вводят фруктовые и овощные соки, начиная с нескольких капель и доведя к концу второго месяца до 5-6 чайных ложек в день.

Все-таки введение соков составляет дополнительную нагрузку на органы пищеварения, а они и без того функционируют в напряженном режиме. Так что, если у малыша неустойчивый стул или вы замечаете у него проявления диатеза, с введением соков лучше немного повременить. Тем более что при грудном вскармливании - именно при грудном! - необходимости в них пока нет.

Массаж и гимнастика для ребенка

Когда налаживается режим кормления, в колею входит и вся жизнь ребенка. Теперь у него есть более или менее постоянные часы сна и бодрствования, два-три раза в день эн гуляет - сначала по 20-30 минут, а к концу месяца уже то часу-полтора и даже больше (если температура не ниже -10-12°С и нет сильного ветра). В одно и то же время - перед вечерним кормлением - его купают. Пришла пора выделить 6-8 минут для массажа и первой легкой гимнастики. Лучше это делать в первой половине дня и, главное, - не перед сном и не сразу после кормления.

О пользе массажа догадывались еще наши прабабушки, хотя они, может быть, и не знали этого слова. Вспомните народные потешки, присловья, которыми сопровождалось перепеленание, все эти «Потягушечки-потянушечки, на ножки растушечки, на ручки хватушечки» или бессмертную «Сороку-ворону» с поглаживанием ладошки и разминанием каждого пальчика. При тогдашнем тугом пеленании ребенку без этого было просто не обойтись, но и сегодняшний младенец, получивший гораздо больше свободы, нуждается, чтобы его активность стимулировали.

Массаж и гимнастика сочетают в себе еще и воздушную ванну, то есть закаливающую процедуру, и контакт «кожа к коже». И, что не менее важно, восемь минут массажа - это минуты эмоционального общения и радости. Методика проведения гимнастики и массажа приведена в последующих главах.

«Живот болит!» «Хочу к вам!»

За день, а вернее, за сутки, много раз изменится настроение, самочувствие, выражение лица ребенка. Был спокойный, умиротворенный и вдруг морщится, хнычет, снова улыбается, а вот разразился таким плачем, что просто жалко смотреть: весь побагровел, напрягся, сжимает кулачки, беспокойно шевелит ножками... Так обычно бывает при кишечных коликах, столь частых у детей в первые месяцы жизни. «Живот болит! Сделайте что-нибудь!» - говорит он этим плачем.

Что же можно сделать, если у ребенка болит живот? Взять его на руки вертикально, прижать к себе, походить с ним, слегка похлопывая по спине. Прогладить горячим утюгом сложенную в несколько раз фланелевую пеленку и теплую (не горячую!) приложить к животу. Легко помассировать живот по часовой стрелке.

Все это - домашние средства первой помощи. А чтобы кишечные колики становились реже, можно прибегнуть к некоторым безобидным медикаментам. Например, хорошо поглощает газы активированный уголь. Его дают три раза в день по половине таблетки, растолченной и смешанной с водой.

Есть специальный детский чай с фенхелем. Малыши пьют его охотно, и действует он хорошо, уменьшая спазмы кишечника и облегчая отхождение газов.

Прибегая к любому из перечисленных средств, надо еще и проследить, не совпадают ли особо упорные приступы колик с погрешностями маминой диеты. Ребенок может расплачиваться болью в животе за то, что мама ест слишком много сладкого, овощей с грубой клетчаткой, винограда или выпивает более пол-литра молока в день.

«Часы плача» наступают обычно к вечеру. Малыш плачет, когда устал, если хочет, но не может уснуть; плачем он сообщает недогадливым взрослым о каком-то дискомфорте, плачем взывает: «Хочу к вам!» Побыть на руках у мамы или папы, согреться их теплом - не каприз, а потребность ребенка, и часто единственная возможность успокоиться.

Дети, нервная система которых пострадала во внутриутробном периоде или в родах, более чувствительны к любым неприятным ощущениям, они плачут больше, причем у них при этом дрожит подбородок, дрожат ручки. Нередко это сочетается с так называемым симптомом Грефе - при резком звуке, внезапно вспыхнувшем свете глаза у ребенка раскрываются так широко, что над радужкой становится видна белая полоска глазного яблока.

Еще некоторые симптомы, доступные материнскому глазу: ребенок очень часто срыгивает, мало спит. Стремится запрокидывать голову, так что затылок касается спины. Мышцы его постоянно напряжены - трудно разогнуть ручку или ножку. Подвижность рук, ног неодинакова - левая рука, допустим, явно менее подвижна, чем правая, или наоборот.

Консультация невропатолога в первые месяцы жизни очень желательна для любого ребенка, а такому она просто необходима. И - срочно!

В комплекс лечения неврологических расстройств обычно включают массаж.

Того, который делает мама, в этих случаях совершенно недостаточно. Лечебный массаж - дело тонкое, сеансы его длятся по 30-40 минут и больше, проводить их должен только специалист.

Назначения невропатолога надо выполнять очень точно. И пусть лечение не покажется вам излишним, если даже, на ваш взгляд, ребенок уже вполне здоров. Дело в том, что ранние поражения центральной нервной системы, пусть и минимальные, способны, внешне угаснув на время, всплывать затем вновь и вновь, в разные возрастные периоды проявляясь по-разному: у дошкольника - повышенной моторной возбудимостью, капризностью, заиканием, у школьника - рассеянностью, неумением сосредоточиться, дефектами почерка и даже у взрослого человека - трудными чертами характера. Так что лечение в первые месяцы - защита на всю жизнь!

Что должен уметь ребенок к концу второго месяца жизни

К концу 2 месяца жизни малыш:

  • Длительно смотрит на привлекший внимание неподвижный предмет и длительно следит за движущимся предметом. Способен задерживать взгляд в течение 15-30 секунд.
    Взгляд малыша устойчив, он сосредоточенно смотрит! Все, что он видит, удивляет его. Удивление - это начало познания, начало любознательности. Малыш начинает воспринимать мир, выделяя отдельные предметы, большое и малое, приятное и неприятное. Он улыбается!
  • Возникает "реакция оживления”. Это реакция на общение со взрослыми, когда малыш вместе с улыбкой, оживленно двигает ножками и ручками!
  • Удерживает головку.Некоторые малыши способны уже зрительно сосредотачиваться в вертикальном положении, поворачивать головку вслед за предметом и следить за ним взглядом на расстоянии до полутора метров, прислушиваться к звуку, пристально смотреть на источник света.
  • Предпочитает находиться на руках у взрослого.
    Для полноценного психического развития малыша очень важно брать его на руки! Именно такое положение дает ему возможность видеть и слышать, что способствует умственному развитию. В положении на руках малыш удовлетворяет ориентировочный рефлекс.
  • Спонтанно произносит отдельные звуки, например, "кхе”, "ах” и пр.
    На втором месяце жизни в криках и плаче ребенка можно уже четко распознать отличия его требований. Голод и боль вызывают резкий крик, а уставший малыш издает "жалобное” ворчание…
  • Протяжное "агу”, покачивание головкой, веселые глазки, вытянутые губки – все это означает удовольствие!

Разговаривайте с малышом с самых первых дней его жизни! Рассказывайте ему обо всем, что вас волнует, или чему вы радуетесь, говорите легко и просто, нежно… Не бойтесь жестикулировать и выражать мимику, все это будет способствовать развитию речи вашего малыша. Говорите правильным языком. Исследования показали, что речь детей, с которыми рано разговаривали не детским языком, развивалась значительно быстрее… Помните: развитие речи и интеллекта взаимосвязаны!

Что умеет ребенок в 2 месяца?

На 2 месяце младенец все больше адаптируется к окружающему миру. А мама уже научилась понимать своего кроху: почему плачет, что хочет сказать писком, когда дрыгает ногами, как ведет себя, если голоден, если холодно, жарко, мокро…

Сам малыш овладевает такими универсальным средством общения, как улыбка. Это уже не прежние гримаски, а завораживающая, сияющая, притягивающая – словом, настоящая улыбка. Кроха одаривает ею каждое обратившееся к нему лицо и обращенный голос. В первую очередь, конечно, мамин и папин. В этой улыбке – радость и доверие. К родителям, к миру. Доверие к миру возрастает и благодаря игре «глаза в глаза», тому незаменимому общению, когда малыш может подолгу смотреть в материнские глаза, видя в них, как в зеркале, свое отражение и восприятие себя другим.

Средством общения продолжает оставаться и плач. Но теперь он приобретает смысл социальный – просьба, зов: чтобы подошли, поиграли, взяли на руки, показали, что вокруг интересного. Когда младенец в хорошем настроении, он выводит рулады гласных звуков, внимательно слушая себя и замирая, чтобы потом повторить все сначала: э-а-о, а-о-у… Это предтеча речи.

Играйте с малышом, повторяя вслед за ним его «печенки» - слушая их «со стороны», кроха будет понимать, как сделать их более похожими на звуки, которые вы издаете, разговаривая. К тому же, ведя с мамой такой диалог-гуление , ребенок тренирует речевой и артикуляционный аппарат.

К 2 месяцам возрастает способность к координации мышц глаз и совершенствуется зрительное сосредоточение. Взгляд становится направленным. Теперь младенец может следить за движущимся предметом и не выпускать его из виду, когда тот остановится. Малыш провожает взглядом взрослого, отходящего от кроватки, и встречает его, ища источник звука, если взрослый, подходя, разговаривает.

В 2 месяца ребенок способен разглядывать предметы находящиеся примерно в полуметре от него. Значит, игрушки и погремушки должны висеть над кроваткой или шезлонгом именно на такой высоте. Одновременно со зрительным сосредоточением начинает формироваться координация «глаз – рука». Малыш пытается схватить предметы, находящиеся в поле зрения, стучит по ним. Пальчики практически всегда сжаты в кулачок. А когда какой-нибудь «случайно» отгибается и попадает в ротик, младенец сосредоточенно его сосет.

Пробуем на вкус

Тот факт, что малыш все тащит в рот, вполне объясним. Именно этот способ знакомства с окружающим миром привычен для младенца еще с утробы. Не стоит беспокоиться (если, конечно, вы заранее позаботились о чистоте квартиры): слюна крохи настолько ферментно активна, что ребенок находится в относительной безопасности.

Сосать – вообще, любимое занятие. Однако к этому времени малыш начинает понимать, чем грудь отличается от одеяльца – на вкус, разумеется. Более того, когда малыш голоден, он будет требовать именно грудь (или бутылочку) и ни за что не согласится ни на что другое. И даже может помогать себе, поддерживая сисю кулачками и «подцеживая» ее, чтобы в ротик лилось больше молочка.

К 2 месяцам ребенок, если не спит, практически все время находится в движении, которое еще не контролирует. Голова его наклоняется то в одну сторону, то в другую, взлетают ручки и ножки, выгибается спинка… Спать кроха предпочитает в позе фехтовальщика. Но если вы уложите младенца на бочок, он сможет сам перевернуться на спинку. А если положите на животик – будет стараться поднять голову. Обычно к 8-9 неделе жизни ребенок уже может удерживать ее в течение 10-15 секунд. Утомившись, малыши закрывают глазки и поворачивают головку в ту сторону, где нет никаких «раздражителей».

Массаж и «самомассаж»

Начнем с массажа. После того как вы освоили и поделали 2-3 недели обычный массаж , можно познакомить малыша с новыми ощущениями. Для этого вам понадобятся катающиеся предметы: маленькие мячики, карандаши, орехи, гладкие палочки. С их помощью выполняйте поглаживания. Если ваш «инструмент» маленький, им можно гладить все тельце крохи, если большой – используйте его только для спинки.

Полезно предложить ребенку и «самомассаж». Для этого на разложенную, на пеленальном столике пеленку насыпьте крупу и положите на нее малыша. Если младенец начал активно орудовать руками, кладите его на спинку, чтобы он ненароком не засунул крупинки в рот или нос. Если руки пока живут сами по себе, ребенка можно класть как на спинку, так и на животик.

Малыш будет ползать по крупе, тем самым, получая массу новых тактильных ощущений. При этом вы можете менять размер крупы: начинать с самой мелкой, например пшена, затем насыпать гречку или рис, потом круглый горох, а на последок – кедровые орешки или фасоль. Продолжительность процедуры должна быть небольшая, чтобы ребенку не стало больно и неприятно.

Если у младенца исчез тонус ножек и ручек, и он начал ими активно двигать, сделайте ему самые настоящие гантели. Разумеется крошечные. Для этого возьмите маленькие бутылочки (из-под «Растишки» или «Актимель»), налейте в них немного воды, закройте и прикрепите (например с помощью резинки для волос) к ручкам и ножкам любимого чада. Пусть упражняется в поднятии тяжестей. Когда этот вес будет освоен, налейте в бутылочку воды до половины.

Зарядка для пальчиков

В младенческом возрасте полезно тренировать движения пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В возрасте от 2 до 3 месяцев у ребенка возникают ощупывающие движения. С этого момента происходит включение центров тактильного анализатора коры больших полушарий. Движения пальцев рук имеют особое значение, так как оказывают огромное влияние на развитие высшей нервной деятельности.

В первые месяцы практикуйте упражнения рефлекторного характера, используя хватательный рефлекс . Например, такие: в раскрытую ладонь, добиваясь рефлекторного схватывания, вкладывается шарик диаметром 2-2,5 см. Подбираются шарики, различные по весу, материалу (пластмассовый, резиновый, деревянный и т.д.), самодельные матерчатые, из гладкой или махровой ткани, твердые и мягкие.

Шарики, подвязанные на ленточке, спускаются в ладонь ребенка сверху. Это упражнение дает малышу относительную самостоятельность, упражняя в схватывании. Можно чередовать шарики, поочередно опускать их в каждую руку, одновременно вкладывать в обе руки шарики одинаковые и различные и т.д. Потягивая шарик за ленточку, и не вынимая его из ладони младенца, взрослый стимулирует более сильное схватывание.

Аналогичное упражнение можно выполнять и с палочками (диаметр сечения 1-1,5 см, длина 25 см). Подбираются палочки круглые, гладкие, ребристые. Хорошо давать вкладыши в виде небольших валиков из клеенки, махровой, ситцевой ткани. Они стимулируют движения рук (схватывание, сжимание), развивают тактильную чувствительность ладони.

Эти рефлекторные упражнения носят пассивный характер, но они чрезвычайно полезны для развития осязания. Данное чувство развивается очень рано, как только в ручку крохи начинают попадать предметы.

Развиваем слуховую активность

Игра «Где звенит?»

Для этого упражнения необходим небольшой колокольчик высотой 5-7 см. Ребенок лежит на спине. Вы держите колокольчик на вытянутой руке (малыш не должен вас видеть) и негромко позваниваете. Делаете 2-3 «звоночка», и даете звуку затихнуть. Младенец прислушивается к звуку. Позвоните в колокольчик еще раз. Прежде чем звонить, дайте звуку угаснуть. Держите колокольчик над грудью ребенка на расстоянии 60-70 см.

Затем привяжите колокольчик к леске и перемещайте вправо, заглушив звук. Переместив колокольчик на расстояние 80-100 см от центра, слегка позванивайте им, вызывая у малыша поисковые движения глаз, поворот головы в разные стороны. Таким же образом перемещайте колокольчик влево.

Занятия проводятся 2-3 раза в день в течение 3-4 дней. Затем желательно сделать недельный перерыв. В дальнейшем (на протяжении 2 и 3 месяцев жизни) можно проводить занятия 1-2 раза в неделю.

Сегодня вашему малышу 2 месяца. Это ваша новая дата, новый рубеж. Ещё недавно вы были беременны, а сегодня держите на руках крошечного карапуза! Вы уже почти научились понимать своего малыша, он вовсю вас узнает и обожает бывать у вас на руках. Сейчас он не только спит и ест, но и пытается общаться с окружающим миром. Ваш ребенок растет стремительными темпами. К концу третьего месяца вес малыша может увеличиться в полтора - два раза по сравнению с весом при выписке.

Что новенького

Режим дня в этот период у него состоит из чередующихся трех фаз: сон, кормление, бодрствование. И затем - снова сон.

В фазы бодрствования ребенок большую часть времени активен. Все больше растет его интерес к внешнему миру. Он обращает внимание на окружающие звуки, прислушивается к ним, обследует комнату глазами, выискивая новые зрительные образы. Увидев какой-то новый объект, малыш задерживает на нем взгляд и выражает свою радость. Для этого возраста свойственен так называемый комплекс «оживления», когда малыш ярко реагирует на появление знакомых и любимых ему людей - улыбается, начинает гулить, активно болтать ручками и ножками. Об этом мы подробно говорили в прошлом месяце.

/planer/index/14/m2

В этом месяце ваш малыш обязательно порадует вас первой осознанной улыбкой. Если раньше его улыбки они были сонные и мимолетные, то теперь они становятся осознанными и выражают положительные эмоции и удовольствие. Чаще всего малыш улыбается, если видит родное лицо мамы или папы.

К концу второго месяца жизни ребенок начинает следить за движущимися предметами в поле его зрения. Например, интересуется мобилем, подвешенным над кроваткой. Он может видеть дальше, чем раньше (предметы на расстоянии более 50 см). Ребенок с интересом рассматривает мамино лицо. Из-за того, что мышцы лица еще недостаточно развиты, малыш может косить глазками. Не пугайтесь, со временем это скорее всего пройдет. Малыш не различает цветов, кроме черного и белого.

Чем отличается зрение грудничка от зрения взрослого человека

Дети начинают видеть с рождения, они рождаются с этой способностью. В первые 2–3 месяца дети различают лишь черно-белые картинки, все остальное представляются им оттенками серых тонов.

Такая особенность связана с устройством человеческого глаза. В сетчатке глаза находится ряд клеток, называемых «колбочки» и «палочки». Палочки позволяют видеть лишь черно-белые предметы и рисунки, а колбочки дают возможность видеть цвета и их оттенки. Когда ребенок рождается, у него активнее работают палочки, поэтому он все видит в черно-белом цвете.

Для развития хорошего зрения малышей рекомендуется использовать черно-белые картинки. Их может быть сколько угодно. Картинки вполне допустимо нарисовать самим с помощью черного фломастера или маркера, карандаша, гуаши, акварели или туши, а можно скачать готовые рисунки.

Картинки можно сделать различного размера: 10х10 см либо размером со страницу А4. Черно-белые рисунки могут содержать изображения любых предметов: овощей и фруктов, геометрических фигур, деревьев, схематических изображений лиц, цифр, букв и т.д. Размеры черно-белых схем можно выбрать различные, поскольку предметы в окружающем мире тоже отличаются по размеру.

Полезно знать

Для развития хорошего зрения у новорожденных располагать их следует на расстоянии тридцать сантиметров от глаз новорожденных: в течение первых двух месяцев дети лучше всего фокусируют зрение именно на этом расстоянии.

Когда ребенок рассматривает черно-белые схемы, происходит установление взаимосвязей между нейронами, которое больше всего активизируется к восьми месяцам и продолжает оставаться на таком же уровне до четырех лет. Было замечено, что малыши, с которыми занимаются по черно-белым рисункам, проявляют больше внимания, спокойствия в период бодрствования. Стимуляция зрения благоприятна для развития детей.

Сколько, когда и какие черно-белые картинки для новорожденных демонстрировать, ребенок подскажет сам: он и интересом будет рассматривать одни черно-белые рисунки и пробегать взглядом по другим лишь изредка. .

Как выглядит ребенок в 2 месяца








Физическое развитие ребенка в 2 месяца


Лежа на спине, поднимает руки вперед (с 2 месяцев) и вверх - выше плеч (в 2,5 месяца). Ладони чаще раскрыты, реже - сжаты в кулаки. В положении на животе произошли определенные изменения. Ягодицы плоские, а не приподняты кверху, .

С 2 месяцев можно вкладывать в руку ребенку погремушку - во время непроизвольных движений руки погремушка начинает греметь, а ребенок - искать источник звука взглядом. Таким образом, тренируется взаимная координация зрения и движений рук.

Легкий мелкий тремор подбородка или руки у здорового ребенка в начале 2‑го месяца жизни может отмечаться только изредка, при резком возбуждении ребенка.

Внимание!

Если этот тремор крупноразмашистый, грубый, бывает часто, вызывается незначительным возбуждением ребенка, пеленанием и другими повседневными ситуациями, то необходимо обратиться к неврологу.

Тест
Тяните ребенка из положения лежа в положение сидя. Поместите свои большие пальцы поперек ладоней ребенка и захватите своими кистями его руки. При таком подтягивании в 2,5 месяца ребенок только немного запрокидывает голову назад.

К 2,5–3 месяцам малыш не только тянет руки в рот и сосет палец, но и потирает ими глаза, теребит свою одежду, перебирает пальцами край пеленки или одеяла, ковыряется в одежде. Ребенок часто рассматривает свои ручки.

Психическое развитие ребенка в 2 месяца

В возрасте двух месяцев ребенок хорошо следит за движением перемещаемой вами игрушки или вашего лица не только взглядом, но и поворачивая при этом голову в нужную сторону. Старайтесь использовать игрушки, издающие различные звуки. Перемещением звучащих игрушек привлекайте внимание своего малыша. Звените игрушкой слева, справа, сверху и снизу. Спрашивайте: «Где звенит? Динь-динь! А сейчас где?».

С 2,5 месяца ребенок начинает активные действия с игрушкой - он не только рассматривает ее, но и направляет к ней свои руки и начинает ее касаться. Для этого начиная с 2,5 месяца расстояние до подвешенной игрушки должно быть несколько ближе, чем вытянутые руки ребенка. Проще всего подвесить на цветных лентах две погремушки (шарики диаметром 5–7 см на кольцах диаметром 10–15 см) справа и слева от ребенка. Если игрушка висит достаточно низко, то ребенок случайно задевает ее ручками, радуется, выпрямляет ручки и снова касается игрушки. Игрушка должна легко приходить в колебательное движение. Сама игрушка с этого возраста должна быть привлекательна не только для рассматривания, но и для касания: в погремушке лучше иметь шарик с неровной, интересной для касания поверхностью. Можно сделать или купить шерстяной, тряпичный шарик. Попробуйте подвесить колокольчик. Хорошо подвешивать специальную конструкцию из двух - четырех игрушек: одна‑две фиксируются непосредственно на веревке или перекладине, одна‑две свисают вниз на резинках, ниточках, ленточках. Проще всего купить в магазине игрушек специальное подвесное устройство «коромысло», «арку», «дугу» - «кронштейн-трапецию» (круглую или трапециевидную стойку, которую можно надежно прикрепить к кроватке, манежу) с уже подвешенными игрушками. Свисающие на цепочках погремушки подвешиваются так, чтобы ребенок при спонтанных, еще не координированных движениях рук мог случайно их касаться. Когда он касается нижних игрушек, то верхние игрушки начинают двигаться и звенеть. В результате у малыша формируется сложная рефлекторная связь - слухо‑зрительно‑двигательная. Игрушки обязательно должны быть хорошо освещены. Окулисты советуют даже дневной сон ребенка проводить при ярком освещении. По их мнению, постоянная стимуляция глаз светом предотвращает развитие близорукости.

Предречевое развитие ребенка в 2 месяца

На 3‑м месяце жизни все чаще гулит. Гуление - это произношение певучих и протяжных гласных звуков («а», «о», «у», «э») и их сочетаний с небольшой примесью нечетких согласных. Начинает гулить и агукать при положительном эмоциональном состоянии в одиночестве, а не только в ответ на заигрывание взрослого.

Денверский тест в 2 месяца


Грубые движения - Лежа на животе, поднимается на руках

Тонкие движения - Следит взглядом за предметами, находящимися перед глазами

Речь - Гулит (воркует)

Как кормить ребенка в 2 месяца

Приоритет - грудное вскармливание. Только грудь. Или только смесь. Грудью кормим по требованию. Не забывайте вашему малышу по прежнему от вас требуется ваше тепло, ласка. Не бойтесь давать грудь, если малыш плачет, а вы только что его кормили, возможно он просто хочет утешиться у груди. К тому же кроха ещё настолько мал, что процесс становления лактации сейчас идет полным ходом, и это только пойдет на пользу вам обоим.

Полезно знать

2-месячный малыш кушает порядка 800–900 мл молока в сутки, съедая в одно кормление 130–150 граммов.

Интервал между кормлениями постепенно увеличивается. В возрасте от 2-х до 3-х месяцев ребенок обычно сам выбирает себе перерыв между кормлениями в 3,5 часа. Ночной перерыв может быть гораздо больше.

В этом месяце вы можете открыть что-то новое в поведении своего ребенка, когда его кормите. Теперь он сосет не постоянно, а может по несколько раз отрываться и смотреть на ваше лицо. Это не должно служить причиной для прерывания кормления, просто немного потерпите, пока малыш опять повернется и возьмет грудь.

Возможно на третьем месяце частота ночных кормлений снизится, и ваш ночной отдых станет более полноценным. А вот количество срыгиваний меньше не становится, происходят они после каждого кормления и совершенно нормальны, если малыш по возрасту набирает вес. Также нормально, если ваш малыш НЕ срыгивает. Далеко не все дети делают это.

О смешанном вскармливании


Если доля смеси в рационе ребенка составляет примерно половину суточного объема пищи, значит, малыш находится на смешанном вскармливании. При таком вскармливании режим питания остается свободным. Докорм малышу дают после прикладывания к обеим грудям и проведения контрольного взвешивания. Если объем докорма небольшой, кормите малыша с ложечки, при большом объеме лучше использовать бутылочку с соской.

Об искусственном вскармливании

Если все же у вас не получилось сохранить грудное вскармливание (ГВ), да, к сожалению такое бывает по разным причинам, то возможно вам пришлось перейти на искусственное вскармливание (ИВ)

Каков режим кормлений при ИВ? Кормление по требованию или по желанию младенца (актуальное при грудном вскармливании) обычно не подходит для искусственного: женское молоко уникально, оно «умеет» подстраиваться под нужды малыша, а состав молочной смеси всегда одинаков. Поэтому нужно соблюдать определенный режим питания, чтобы не перегружать желудочно-кишечный тракт и почки младенца излишками белков, жиров и углеводов.

Индивидуальные рекомендации врача с учетом особенностей ребенка помогут вам скорректировать даже искусственное вскармливание: если малыш не съедает предлагаемый объем смеси в течение одного кормления, возможно, ему требуются более частые кормления, но меньшими порциями. В этом смысле (максимальный учет индивидуальных особенностей и потребностей ребенка, определенных с помощью специалиста) можно говорить о частичном «свободном вскармливании».


  • Для детей первых месяцев жизни рекомендуется 6–7-разовое кормление - через 3 или 3,5 часа, желательно с 6–6,5-часовым перерывом на ночь соответственно. Искусственные смеси дольше задерживаются в желудке, поэтому ребенок раньше переводится на 5-развовое питание - после введения первого прикорма (примерно в 5–5,5 месяцев) рекомендуется кормить малыша молочными смесями 5 раз в день. Искусственничков лучше кормить по расписанию: до 1 месяца - когда попросит, но до 10 раз в день.

  • 1–3 месяца - около 7 раз.

  • 3–4 месяца - около 6 раз.

  • С 4 месяцев до года - около 5 раз в сутки. Если по расписанию не получается - не стоит морить чадо голодом и смотреть на часы, кормите чаще, но понемногу.

Как одевать ребенка в 2 месяца

Если ребенок до сих пор рос преимущественно в пеленках, то сейчас пришла пора изменить его одежду - на время бодрствования ему необходимы ползунки. При температуре в комнате в зимнее время 21–22°С нет никакой необходимости надевать поверх ползунков шерстяные носочки, хотя их можно использовать во время прогулки. Укутывание малыша приводит к тому, что он потеет и легко простужается при сквозняках. При указанной выше температуре помещения можно во время бодрствования надевать ребенку короткие штанишки, носочки или гольфы. Пусть побудет с голыми коленками сначала 10–15 минут, а потом и весь период бодрствования.

Какой стул у ребенка в 2 месяца и сколько он писает

Мочеиспускания по-прежнему частые, однако ребенок способен спать сухим и при пробуждении подавать сигнал матери. Стул может быть как 5–8 раз в день, так и один раз в день и даже через день.

Сколько спит ребенок в 2 месяца


На третьем месяце ребенок может спать всю ночь, не просыпаясь, до 6 часов подряд. Дневной сон укорачивается, уменьшается и общая продолжительность сна.

В возрасте 2–3 месяцев ребенок спит 16–18 часов в сутки, из них ночной сон составляет около 8ч 30м. Днем малыш спит 3–4 раза.

Уход за ребенком в 2 месяца


  • Умывание. Уход за малышом начинается с ежедневных гигиенических процедур. Каждое утро нужно умывать малыша - протирать тампоном, смоченным в простой теплой воде. Меняйте тампоны, потирайте ему глазки - у малыша уже работают слезные железы.

  • Чистите ватными жгутиками ушки и носик. Остригайте ногти по мере вырастания, закругляйте х, чтобы малыш не царапался.

  • Купание. Процедуры должны проводиться ежедневно до кормления, при температуре 36–37 градусов, с мылом нужно мыть только 1–2 раза в неделю.

  • Проводите закаливающие процедуры и массаж, обтирания, обычно с такими упражнениями знакомят в детской поликлинике.

Как играть с ребенком в 2 месяца

Колокольчик

В два месяца ребёнок поворачивает головку, лёжа на животе, слышит и различает звуки. Позвонив в колокольчик, повесьте его на одной из сторон кроватки, сверху. Потом, услышав звоночек, малыш будет поворачивать головку в ту сторону.

Ласковые варежки

Во время бодрствования карапуза погладьте его ручки разными образцами ткани: вязаными варежками, шёлковым платочком, кусочком меха. Это поможет формироваться осязанию ребёнка.

Попрыгун

Пришейте к любой мягкой игрушке резинку и подвесьте над кроваткой. Пусть игрушка «попрыгает», а малыш будет с интересом следить за ней взглядом.

Стишки

Продолжаем изучать стихи, потешки. Есть прибаутки на любое действие: на массаж (потягушечки, порастушечки), на купание (Водичка, водичка, умой моё личико: чтобы глазки блестели, чтобы губки алели, чтоб кусался зубок, улыбался ротик). Ребёнок с удовольствием будет отвечать вам «гугуканьем».

«Части тела» с 2 месяцев

Вот, например, замечательная игра для умывания «Где ты, носик?» Умывая или купая малыша, рассказывайте или напевайте потешку и при этом касайтесь называемых частей лица крохи. Можно дотрагиваться до щечки и носика своим пальцем или взять ручку малыша и подносить ее то к носику, то к ротику… Если у вас не дочка, а сыночек, замените последнюю строчку. Например, можно сказать: «Вот умыли мы сыночка!» А через какое-то время кроха будет с удовольствием сам показывать вам, где у него щечка, а где носик и ротик.

Нужно ли идти в поликлинику в 2 месяца? Прививки в 2 месяца.

Вас ожидает ежемесячный прием врача-педиатра. Диспансеризации в этом месяце нет. В следующем месяце вам предстоит сделать прививку АКДС, пройти педиатра и невролога, сдать анализы.

Видеоблог - 2 месяца

Вес/Режим/Умелки

Животик в 2 месяца

Первые недели после рождения ребенок физиологически адаптируется к новой среде, а активный рост и познавательная потребность проявляются начиная со второго месяца жизни. Грудничок овладевает новыми навыками, радостно реагирует на общение в игровой форме и проявляет первые эмоции. Большую роль играет стимуляция развития малыша со стороны родителей.

Физиология и потребности двухмесячного ребенка

В этом месяце наблюдается интенсивное физиологическое развитие. Масса ребенка увеличивается на 25% (по 30 г ежедневно), а рост на 4 см (по 1 см в неделю), что обуславливает изменение потребностей малыша. Средние показатели на втором месяце составляют:

Показатели Мальчик Девочка
Рост 4800 г 4400 г
Вес 58,4 см 57 см
Окружность головы 39,2 см 38,3 см
Обхват груди 38,3 см 37,4 см
Длительность сна 18 ч
Дальность зрения 0,4­-0,5 м
Норма питания 0,7­-0,9 л грудного молока или 1/5 массы тела за сутки:
  • каждые 2­3 ч при грудном вскармливании (на 1 кормление идет 0,125-­0,15 л молока);
  • каждые 3­4 ч при искусственном вскармливании
Мочеиспускание каждые 30-­40 минут или от 7 до 30 раз в сутки
Дефекация до 12 раз в сутки
Прогулки Пребывание на свежем воздухе должно составлять 2­5 мин ежедневно, за исключением плохой погоды (мороз, дождь, сильный ветер)

Дополнительное питание

Молоко матери, которая соблюдает принципы здорового питания и принимает витамины, является полноценным продуктом для новорожденного первые полгода жизни. Если же молоко обеднено полезными веществами, или грудничок находится на ИВ, то на втором месяце рекомендуется давать ему свежий фруктовый сок. Он обеспечит организм витамином C, который участвует в становлении иммунитета и обмена веществ:

  • ежедневная норма сока – 3 ложки;
  • больше всего витамина C в апельсинах, лимонах, шиповнике и томатном соке;
  • при наследственной склонности к аллергии, от цитрусовых стоит отказаться, заменив их помидорами, морковью или яблоками;
  • использование металлических и алюминиевых соковыжималок запрещено, поскольку в процессе приготовления сока происходит окисление, разрушающее витамин C;
  • длительное воздействие света и кипячение также делает сок бесполезным для здоровья;
  • поить малыша соком лучше всего между утренним и обеденным кормлением;
  • томатный сок водянист, поэтому дневная норма составляет 6 ложек;
  • сок из лимона нужно подсластить.

Важным «питанием» являются прогулки в солнечный день, ведь получаемый витамин D – это лучшая профилактика рахита.

Рахит представляет собой неспособность организма усваивать кальций, что вызвано недостатком витамина D - «витамина солнца». В результате появляется вялость, падает иммунитет и понижается сопротивляемость инфекциям. Поэтому, несмотря на то, что окна задерживают ультрафиолет, обустраивать детскую комнату лучше на солнечной стороне.

Но самым главном средством витаминизации являются ежедневные прогулки. Лучше всего выходить на улицу в интервале 8:00­-11:00 ч или 15:00-­18:00 ч. Летом воздушные ванны можно дополнить загоранием в период 10:00­-13:00 ч, когда воздух насыщен ультрафиолетом, но еще не жарко. Изначально малышу разрешается загорать в лучах рассеянного света максимум 2 минуты, постепенно повышая эту норму в разумных пределах.

Физическое восприятие мира в двухмесячном возрасте

На втором месяце жизни у новорожденного вкус и обоняние еще притуплены, но активно развиваются слух, зрение и осязание. Малыш начинает фокусировать взгляд, выделяя на размытом фоне контрастные крупные предметы. Новые зрительные образы ребенок воспринимает вместе со звуками. Ласковые тона вызывают у него чувство спокойствия и расслабленности, громкие разговоры и крик - возбуждение, а на незнакомые голоса он реагирует замиранием.

Развитие причинно-следственных связей заставляет его поворачивать голову в сторону источника доносящегося шума. Также улучшается и тактильная чувствительность, ведь осязание является одним из способов познания мира. Малыш способен отличить жесткую поверхность от мягкой и гладкой.

Думая, как развивать ребенка в 2 месяца, стоит прибегнуть к таким методам:

Органы чувств Рекомендуемые мероприятия
Зрение
  • Над кроваткой нужно повесить мобиль или пару ярких игрушек;
  • взяв крупную вещь, надо водить ею перед глазами малыша и следить за реакцией;
  • красивую машинку или куклу можно положить прямо в кроватку, что поспособствует развитию тактильной чувствительности.
Слух
  • Рекомендовано прослушивание классической музыки;
  • во время любых процедур (кормление, купание, игры) надо разговаривать с ребенком;
  • важно менять интонацию при частых беседах, немного гримасничая;
  • можно следить за реакцией малыша на разные новые звуки (телефон, стиральная машина, погремушка, звонок и др.).
Осязание Необходимо сшить небольшое полотно из разных кусочков ткани (атлас, шерсть, шелк, джинс, бархат, велюр и др.) и положить его в кроватку.

Приобретенные навыки и рефлексы

Первый месяц мышечная система малыша укрепляется, и в начале второго ребенок уже проявляет активный интерес к своему телу. Он начинает шевелить конечностями, хватать пальцами простынь и тянуть ее. Сильный хватательный рефлекс позволяет ему держать в руках игрушки несколько минут. Данное действие дополняется желанием брать разные вещи в рот, однако, это делается не столько для ощущения вкуса, сколько для познания поверхностной текстуры предметов. На втором месяце жизни младенец уже умеет:

  • потягиваться и шевелить конечностями;
  • поднимать и держать голову, лежа на животе;
  • сжимать кулачки и удерживать в руках предметы;
  • поворачиваться на спинку из положения лежа на боку.

Учитывая усиление двигательной активности и развитие способности поворачиваться, нельзя оставлять малыша одного на диване или столе. Также ребенку надо обеспечить свободу движений, отказавшись от чрезмерных пеленаний.

Физические упражнения и массаж

Тактильный материнский массаж будет не только приятен малышу, но и поспособствует выработке пластичных двигательных навыков. Лучше всего проводить массаж утром, спустя час после кормления. Предварительно нужно согреть руки. Все движения совершаются плавно к центру, начиная с массирования стоп и ладоней. Вся процедура осуществляется в 4 этапа:

  1. поглаживание - надо делать круговые движения с легким обхватом. Поверхностное поглаживание, т.е. едва ощутимое, расслабляет мышцы и успокаивает ЦНС, а глубокое - улучшает кровообращение, стимулирует аппетит и обмен веществ. Руки должны скользить по коже;
  2. растирание - ребенок уже чувствует небольшое, но приятное надавливание, поскольку движение рук вызывает появление кожных складок. Растирание проводится подушечками пальцев медленнее, чем поглаживание;
  3. разминание - этот прием позволяет воздействовать на глубоко расположенные ткани. Принцип напоминает растирание, но надавливание проводится с большей силой, поэтому на область животика и шеи не воздействуют;
  4. вибрация - в два месяца разрешено только легкое встряхивание, которое оказывает обезболивающее действие.

Поскольку до 4-х месяцев младенец подвержен гипертонусу сгибательных-разгибательных мышц, врач должен составить для него индивидуальный комплекс физических упражнений и рефлекторной гимнастики. Начинать развитие моторики стоит с укладывания малыша на животик - сначала всего на 1 минуту. Основной набор движений пока еще выполняется лежа на спине, поэтому необходимо положить в кроватку несколько интересных предметов: погремушку, платок, куклу и др.

Психология новорожденного

С момента рождения прошел лишь месяц, а у младенца уже начинает формироваться характер. Он осмысленно реагирует на окружающую действительность и проявляет эмоции. Увидев огорченные лица знакомых людей, он чувствует себя неуютно, но при этом проявляется колоссальное доверие к родителям. Поэтому плач - это не каприз, а форма общения. Именно так ребенок показывает, что голоден, или пора сменить пеленки.

Истерики, возникающие без физиологических причин - это повод обратиться к врачу.

Познавательная потребность уже находится наравне с необходимостью сна и приема пищи.

У новорожденного проявляется не только слуховое и зрительное сосредоточение, но также попытки ориентироваться в пространстве, что стимулирует координацию движений рук и глаз. Познавательное развитие ребенка в 2 месяца реализуется по таким направлениям:

Эмоционально-социальная среда:

Знакомство
  • По ощущениям ребенок лучше всего знает маму, т.к. часто ее видит, слышит, трогает пальцами, чувствует ее запах и вкус молока;
  • других людей он запоминает по голосу и лицу;
  • свое тело он познает, рассматривая руки, посасывая пальцы и ощупывая животик.
Эмоции Это возмущение, радость, кокетство, игривость, обида, огорчение, улыбка и попытка привлечь внимание. В хорошем настроении малыш копирует эмоции людей, которых видит.
Адаптация Новорожденный еще не отделяет себя психологически от утробы матери, поэтому чувствует защищенность, лишь находясь у нее на руках.
Общение Коммуникация осуществляется не только плачем, но также кашлем, кряхтением и сопением.
Важно!
  • Малыш подражает всему от улыбок до криков, поэтому важно помнить о личном примере.
  • Всегда нужно отвечать на любой позыв. Апатия для ребенка – это самое страшное.
  • Не сдерживайте младенца, если он захочет потрогать лицо и руки близких людей.

Речевой аппарат:

Уже в 2 месяца у малыша возникает чувство разницы между одушевленными и неодушевленными предметами. Исследования показывают, что девочки проявляют больший интерес к первым, а мальчики - ко вторым. При этом всем нравится рассматривать объекты природы и взаимодействие родителей с ними: кормление птиц, поглаживание собаки или кота, полив комнатных растений и др.

Хорошее настроение и яркие эмоции у грудничка в 2 месяца возникают при таких действиях:

  • покачивание и подпрыгивание с помощью родителей;
  • пребывание на руках у мамы;
  • прослушивание оживленных разговоров и музыки;
  • просмотр черно-белых изображений с крупными предметами;
  • ощупывание простых игрушек с разной поверхностью;
  • купание;
  • массаж;
  • рассматривание радостных лиц, улыбок со стороны окружающих и объектов природы.

Таким образом, на втором месяце жизни уже начинает формироваться индивидуальное восприятие мира, которое при помощи родителей станет радужным и безмятежным.

Развитие ребенка от 1 до 2 месяцев
Физическое развитие

Период новорожденности пройден, однако организм малыша продолжает развиваться необычайно высокими темпами. За второй месяц ребенок должен набрать одну четвертую своей массы на момент конца первого месяца, то есть 800 грамм (плюс-минус 100-200 грамм). За этот период рост младенца увеличится на одну десятую, то есть на 3-4 сантиметра. Можно ли себе представить подобные темпы роста у человека?!

Вообразите, что в ноябре Вы будете на 10% выше ростом, чем в октябре?! А в декабре поправитесь на 25% ноябрьской массы тела?! Сказочно это звучит так: «не по дням, а по часам», а научно формулируется следующим образом: «Ни в один из периодов своего развития человеческий организм не растет с такой скоростью, как в первые месяцы жизни». Длина окружности груди ребенка за второй месяц увеличивается на 15-20 мм, длина окружности головы в среднем увеличивается так же, головной мозг малыша за этот период должен набрать 40-50 граммов. Активно развиваются все внутренние системы и органы малыша.

Такой стремительный рост организма ребенка невозможен без соответствующего энергетического обеспечения. Малыш в этот период спит от 18 до 20 часов в сутки и кушает за 24 часа столько материнского молока, сколько приблизительно соответствует одной пятой массы его тела. Другими словами, если кроха весит сейчас четыре килограмма, то количество грудного молока, потребляемого в сутки малышом, приблизительно равно 800 граммам. Однако это общие показатели. Родители не должны волноваться, если их чадо бодрствует чуть больше. Каждый малыш индивидуален. И при кормлении малыша мама не должна ставить себе никаких нормативов. Обычно здоровый ребенок чувствует сам, сколько материнского молока ему надо и четко дает понять это маме. Продолжительный сон и обильное питание – те самые источники энергии, которые позволяют малышу на этом этапе развиваться невероятными темпами. Если ко второму месяцу вы не наладили режим сна и кормления, другими словами, ваш малыш мало кушает и спит, вам следует обратиться к специалисту – педиатру.

Какие двигательные навыки свойственны детям в период второго месяца? Малыш хорошо поднимает голову и удерживает ее в вертикальном положении несколько десятков секунд. Когда ребенок лежит на животе, он приподнимает голову и грудь и некоторое время удерживает их в этом положении. Ручки и ножки малыша расслаблены, они вытягиваются в стороны. Ребенок может покачивать головой, если кто-нибудь поддерживает его в сидячем положении. Непроизвольное подергивание мускулов происходит реже, чем в первый месяц. Малыш способен недолго удерживать погремушку или другой предмет, крепко обхватывая его ладонью. Его кулачки частично раскрыты, иногда может бесцельно молотить руками.

Несколько слов о коже ребенка и некоторые рекомендации родителям по уходу за ней. Кожа – одновременно и защитный барьер на пути огромного количества агрессивных воздействий окружающей среды на организм человека, и важнейший сенсор, воспринимающий разнообразные внешние сигналы, и эффективный терморегулятор. От состояния кожи ребенка во многом зависит его здоровье и самочувствие. Кожа грудных детей обладает рядом возрастных особенностей, не позволяющих ей в полной мере противостоять травмам и инфекциям. Именно поэтому маме и папе надо уделять особое внимание грамотному уходу за кожей малыша. Давайте подробно разберем процесс купания грудного ребенка. Лучше всего купать малыша в одно и то же время перед одним из вечерних кормлений. Что для этого потребуется: детская ванночка; кувшин или ковшик для ополаскивания; термометр для воды; пена для купания; банное полотенце большого размера. После купания понадобится (следует подготовить заранее): чистое белье (распашонка, ползунки, носочки, шапочка); чистая хлопчатобумажная пеленка; подгузники; ватные палочки; раствор перекиси водорода; двухпроцентный раствор бриллиантовой зелени (зеленки) или однопроцентный хлорофиллипта; детский крем под подгузник; детское масло; щетка для волос. Когда всё это готово, можно приступать к купанию. Рекомендуемая температура воздуха в ванной комнате около 24-26 °С, оптимальная температура воды около 37 °С. В воду следует добавить средство для купания, разрешенное к применению с первых дней жизни малыша. Оптимальны средства, содержащие мягкие компоненты и соответствующие уровню рН детской кожи. Они не раздражают и не сушат кожу малыша, а оказывают лишь бережное очищающее действие. Пена для купания не должна раздражать слизистую оболочку глаз.

Продолжительность купания малыша до двух месяцев около пяти минут, в следующие два месяца можно купать ребенка 12-15 минут.

Какова последовательность процедуры купания малыша? Сначала следует раздеть малыша и аккуратно положить его в воду так, чтобы его затылок был у вас над запястьем левой руки (если вы правша), в то время как кисть этой руки удерживает ребенка за дальнее от вас плечо. Правой рукой вы будете купать ребенка, то есть осторожно поливать его водой. Если малыш напряжен или плачет, не спешите, улыбайтесь и ласково разговаривайте с ним. Мыть ребенка следует последовательно: шею, грудь, живот, ручки и ножки, спинку и лишь затем голову. Обязательно тщательно промойте складки на шее, подмышками, в паху, локтевые и коленные сгибы. Раскройте и вымойте сжатые кулачки. Промежность малыша нужно промывать водой с мылом. У девочек тщательно и осторожно промойте все складочки между половыми губами, а у мальчика аккуратно обмойте половой член, не сдвигая крайнюю плоть, мошонку, а затем область вокруг ануса. При ежедневных купаниях мытье ребенка с мылом следует осуществлять не чаще, чем два раза в неделю, чтобы нежная кожа младенца не пересушивалась. Так как голова у ребенка обычно сильно потеет, ее обмывают ежедневно. Однако с применением детского шампуня голову моют также не чаще двух раз в неделю. Следует запрокинуть головку малыша назад, придерживая ее ладонью, полить волосы водой от лица к затылку и нанести несколько капель шампуня. Потом вспенить шампунь в волосиках и помассировать кожу головы, после чего аккуратно смыть пену омывающими движениями от лица к затылку. Затем можно ополоснуть малыша водой из кувшина, которая должна быть примерно на один градус прохладнее воды в ванночке. После этого завернуть младенца в полотенце и положить на чистые пеленки. Промокните сначала голову, а потом и тело малыша. Оптимально, когда все складки кожи ребенка тщательно просушены. Затем следует обработать пупочную ранку: возьмите ватную палочку и обильно смочите ее трехпроцентным раствором перекиси водорода и проведите ей в области пупка, излишки влаги удалите с помощью чистой ватной палочки. Другой ватной палочкой, смоченной в растворе зеленки или в однопроцентном растворе хлорофиллипта, обработайте пупочек. После этого с помощью детского увлажняющего масла или присыпки обработайте все складочки на теле малыша. Затем следует обработать паховые складки и область подгузника детским кремом или присыпкой. Завершающий этап – надеть подгузник, одеть младенца, не забыв надеть шапочку, и можно приступать к кормлению – теперь ваше чадо чистое, красивое и довольное.

На втором месяце жизни детям нравится покачиваться или подпрыгивать, лежать на груди у отца.

К двум месяцам ребенок должен быть осмотрен педиатром, окулистом, невропатологом и ортопедом. На приеме ребенка взвешивают, измеряют рост, окружность головы и груди.

Психическое развитие

На этом этапе малыш гораздо увереннее пользуется своими коммуникативными органами, чем в первый месяц жизни. Так, орган зрения ребенка заметно развился – малыш способен до полуминуты фиксировать взгляд на неподвижном, явно привлекающем его внимание объекте, например, на яркой игрушке или лице родителя, на расстоянии полуметра от глаз ребенка. Такое зрительное сосредоточение является безусловным прогрессом развития младенца. Наблюдается прогресс и с сосредоточением зрительного внимания на движущихся предметах. Малыш очень внимательно следит за объектами, перемещающимися в умеренном темпе в поле его зрения, «цепляясь» не только взглядом, но и помогая себе поворотами головы. Вы можете проделать несложный эксперимент с яркой погремушкой (размером с небольшое яблоко), на расстоянии полуметра медленно двигая ею в разные стороны перед лицом малыша. Вы увидите, как «повзрослели» зрительные навыки вашего чада. Ребенок способен поймать взгляд мамы или папы. А как развился слух вашего крохи? На втором месяце ребенок активно пытается определять местоположение звучащего объекта в пространстве. Опять же, проведите нехитрый тест. Достаточно громкой погремушкой пошумите в течение десяти секунд вне поля зрения карапуза (но не далее метра от него). Вы увидите, как малыш на несколько секунд замрет (его анализаторы усердно работают), а затем начнет поворачивать голову вправо-влево, пытаясь найти нарушивший тишину предмет. Помимо погремушек и прочих искусственных источников шума, младенца интересуют и человеческие голоса. Если ласково заговорить с лежащим на спине ребенком, стоя рядом, но вне поля его зрения, малыш повернет голову в вашу сторону.

Вместе с развитием органов слуха и зрения у крохи на втором месяце обнаруживается существенная динамика в развитии эмоциональной сферы. Малыш способен запросто отреагировать широкой и искренней улыбкой на ласковое обращение к нему взрослого. Карапуз пытается отличать живые объекты от неживых, попадающих в его поле зрения. Так, другому ребенку, находящемуся рядом, двухмесячный младенец уделит значительно больше внимания, чем привычной погремушке, находящейся на том же расстоянии. Кроха будет наблюдать за другим ребенком или одним из родителей с большим интересом, обнаруживая в своем поведении «размышления» по поводу увиденного. Такие «глубокомысленные размышления» обычно проявляются в неподвижности тела и некоторых мимических нюансах. Иногда дети на этом этапе развития способны не только улыбаться, но и спонтанно смеяться. Иногда смеяться громко и заливисто, иногда – тихонько и прерывисто. Конечно, для пап и мам смех карапуза великолепен и незабываем.

Кроме этого, вполне возможно, что уже на втором месяце чадо порадует родителей гулением – произнесением отдельных звуков. Одинокие гортанные звуки постепенно оформляются в лепетанье. Младенец выкрикивает отдельные звуки «а», «о», «э», «у», «ээ». А в конце месяца старается объединять их с согласными («ха», «хэ», «эхэ»). Гуление крохи, как правило, довольно эмоционально. Иногда малютка воркует, визжит, булькает, чавкает. Порой родителям может показаться, что карапуз улавливает настроение близких. Например, если кто-то из родителей огорчен, малыш может тоже проявлять огорчение. Кроха может продолжительное время изучать ваше лицо, пристально вас рассматривая. Мыслительные способности малыша развиваются также семимильными шагами. Он чувствует настроение вокруг, когда он подает сигналы (например, плачем), может показаться, что он ждет ответной реакции взрослых, видно, что он доверяет маме. У крохи появляется мыслительная ассоциативная связь – после его плача следует кормление или необходимая помощь.

К концу второго месяца у малыша исчезает рефлекс ползания.



Публикации по теме