Конспекта трудовой деятельности в доу. Конспект по трудовой деятельности в старшей группе «Стирка белья
Цель: формирование положительного отношения к труду у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Закреплять и совершенствовать умения, приобретенные ранее в трудовой деятельности.
- Содействовать овладению культурой выполнения деятельности (соблюдая три правила труда: костюм чистый, рабочее место чистое, результат труда чистый)
- Содействовать обогащению развития у ребенка интереса к деятельности взрослых; желание оказывать помощь, создавая в труде положительную атмосферу.
Материалы: грязные игрушки, мешок, тазы, столы, скамейка, мыльницы с мылом, губки, салфетки, ведра с водой; персонаж Мишка.
План занятия
Организационный момент
1. Беседа о любимых игрушках.
2. Мишка с мешком.
Основная часть
1. Игра «Стираем» .
2. Беседа о процессе труда.
3. Готовим рабочее место.
4. Процесс труда.
Заключительная часть
1. Минутка шалости.
2. Минутка тишины (стихи).
3. Оценка результата труда.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Воспитатель: — Ребята, послушайте я вам прочитаю стихотворение:
Пусть игрушки дружат с нами
Обижать мы их не станем
Поиграем, а потом
Все на место уберём
Сами мы себе поможем
По местам мы их разложим
Игрушки не люди, но все понимают
И очень не любят, когда их ломают!
Воспитатель: — А расскажите, какие игрушки у вас самые любимые? Хотите поиграть с нашими игрушками? Игрушки стоят на своих местах и ждут нас!
Собирается народ, паровоз гудок дает ту-ту: «Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, веселые друзья!»
(В группе сидит Мишка с мешком, через него видно, что в мешке игрушки. Дети встают вокруг Мишки).
Воспитатель: — Здравствуй, Мишка?! Мишка, мы хотели поиграть,а ты наши игрушки в мешок положил?
Мишка: -Нет, я не брал. Здесь у меня игрушки, но они медвежат. Медвежата почему-то не хотят с ними играть. Я вам принес, не пойму, чего им не нравится?
(Воспитатель достает игрушку из мешка, ставит на поднос, брезгливо).
Воспитатель: — Конечно, кто же с такой грязнулей захочет играть? Как помочь медвежатам, ведь скучно им без игрушек? А мы то сами поиграть хотели! Что же будем делать? Играть или для медвежат добро сделаем?
— Да, медвежата маленькие, неуклюжие. А мы выросли, уже почти старшие, мы можем с игрой подождать!
Физминутка
(Имитация движений).
Стираем, стираем, стираем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы, ли идти?
Полощем, полощем, полощем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Отжимаем, отжимаем, отжимаем целый день. Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Развешиваем, развешиваем, развешиваем целый день Смотрите, ручки, ножки, устали ли они? И снова на работу готовы ли идти?
Воспитатель: — Что же мы решили с вами сделать?(Вымыть игрушки для медвежат).
Мишка: — Да, я тоже догадался, что надо вымыть, даже таз уже приготовил. (Достает из мешка). Наливайте воду и мойте! Сделайте быстренько и будете в свои игры играть!
Воспитатель: — Мишка, ты не торопись. Одного таза мало, игрушек то у тебя много! Итак, мы задумали вымыть игрушки. Покажите на своем лице, что с радостью будете делать добро медвежатам. Мы сейчас все приготовим, я уверена, что каждый из вас справится с этим делом!
-Иди, Рита, выстави все тазы, пожалуйста на скамейку, чтобы ребятам было удобно брать. Ксюша и Глеб, положите на стол мыльницы с мылом. Настя, иди разложи губки. А Ольга Ивановна нам нальет в ведра воды.
— Посмотрите на себя, готовы руки работать? А голова готова?
— Идите, готовьте свои места, потом подходите к Мишке, он даст вам игрушку. А вы сделаете ее чистой и поставите на салфетку сушиться.
(Дети готовят места, помощник воспитателя наливает воду в тазы, тем, кто организовал рабочее место).
Самостоятельный процесс труда.
Воспитатель: — Кто закончил, убирайте все, чистые игрушки поставьте на салфетку рядом с Мишкой, пусть он посмотрит на ваше старание!
Минутка шалости (под музыку).
Минутка тишины:
Воспитатель: — Послушайте, наши ребята знают стихотворение о дружбе.
В. Викторов.
Дружат пчелка и цветок.
Дружат лист и мотылек.
Дружат реки и леса.
Дружат в хоре голоса.
Дружат солнце и весна.
Дружат звезды и луна.
Дружат в море корабли.
Дружат дети всей земли!
Воспитатель: — Веселое стихотворение? А почему дружат пчелка и цветок? А почему дружат солнце и весна?
— Мы скоро с вами пойдем на улицу и проверим, кто же с кем там дружит? А сейчас подойдём к Мишке. Посмотрите на игрушки, какие они стали? Приятно медвежатам будет с ними играть? Катя, получилась у тебя игрушка чистой? Лиза, расскажи, как ты сделала игрушку чистой?
Воспитатель: — Ну вот, Мишка, мы обещали тебе помочь, мы сделали, пусть твои медвежата с радостью играют в чистые игрушки, ну а мы пойдем гулять.
Мишка: Спасибо вам!
Конспект занятия по трудовой деятельности для старшей группы
« Поможем Федоре»
Образовательная область: Коммуникативно-личностное развитие
Цель: Формирование положительного отношения к труду и его результатам.
Задачи:
1.Учить детей участвовать в организованном труде коллектива сверстников, соотносить свою деятельность с трудом других и понимать, что работа подгруппы, в которой трудишься, является частью общего дела коллектива.
2.Закреплять умения правильно пользоваться материалом и оборудованием для труда, соблюдая технику безопасности.
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в процессе труда, желание прийти на помощь, положительное отношение к собственному труду и труду своих сверстников.
Развивающая среда:
Детская посуда, губки, фартуки, тазы с мыльной и чистой водой, клеенки, чистая пеленка, алгоритмы.
Ход занятия:
Воспитатель с детьми приветствуют приглашённых гостей. Слышится шорох, шум за дверями.
Воспитатель: Ой, ребята, кто – то к нам в гости идёт.
Входит Федора и поёт песню « Про лень».
Песня «Федора»
1. До чего же хорошо ничего не делать,
Суп в кастрюльке бы сварить,
Только кто бы сделал?
Вот кастрюлечка моя
Да вся черным – черна.
Кто помыл бы мне её?
А я совсем больна.
2. Я чайку бы попила –
Самовар пустой.
Может кто – то принесёт
Мне воды простой?
Только чашечка моя
Да вся черным – черна,
Кто помыл бы мне её?
А я совсем больна.
Воспитатель: Кто это ребята?
Дети: Федора.
Федора: Здравствуйте, ребята (слова Федоры о том, как хорошо быть лентяйкой).
Как хорошо ничего не делать, лежишь, отдыхаешь. А все делается само
по себе, само моется, поливается, готовится. Красота!
Воспитатель: Ребята, а разве хорошо быть ленивым?
Дети: Нет.
Воспитатель: Послушай, Федора, какие поговорки и пословицы знают ребята про лень.
Пословицы и поговорки:
Лентяй усталости не знает; У ленивого - всегда завтра и послезавтра; Для лентяев каждый день – выходной; Лентяй и летом не загорает; Если не будешь лениться, будет хлеб и соль; От безделья человек портится; Нет болезни страшнее, чем лень; Легко только тому, кто ничего не делает.
Федора: - Ну, не знаю, а вы согласны мне помочь?
Дети:- Да
Воспитатель: Ребята, а кто знает пословицы о труде?
Дети читают пословицы и поговорки о труде:
«Терпение и труд все перетрут», «Труд человека кормит, а лень портит», « Судят не по словам, а по делам», «Кто любит трудиться, тому на месте не сидится».
Воспитатель:- Но перед тем как помочь Федоре, мы поиграем в игру
с помощью которой, мы с вами разделимся на пары и узнаем кто, что будет выполнять. Когда заиграет музыка, вы будете порхать как бабочки, а как только музыка закончится, каждый должен взять одну карточку и найти себе пару с одинаковым рисунком. У кого какое будет изображение, тот тем и будет заниматься.
(Проводится малоподвижная игра «Найди пару»)
А) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?
Дети: Посуда.
Дети: Мыть посуду.
Воспитатель: Правильно,
Б) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?
Дети: Книга.
Воспитатель: Как вы думаете, какое ваше задание?
Дети: Отремонтировать книгу.
Воспитатель: Правильно,
В) Воспитатель: Что у вас изображено на картинках?
Дети: Комнатные цветы
Воспитатель: Как вы думаете, какое ваше задание?
Дети: Уход за комнатными растениями
Воспитатель: Правильно,
Воспитатель: Берите инвентарь который вам понадобится для труда
На столах приготовлены тазы с водой.
Самостоятельная трудовая деятельность.
В процессе труда воспитатель дает советы, помогает в организации, напоминает порядок работы; спрашивает, как дети распределили обязанности по труду, оказывает индивидуальную помощь
В ходе трудовой деятельности Федора ходит по группе и восхищается.
Федора: Как у вас красиво в группе, как уютно, не то что у меня в избушке. А сами то вы, какие красивые, аккуратные, чистенькие.
Воспитатель обращает внимание Федоры на детей, подводит к разным «центрам». Федора удивляется тому, как ребята дружно и аккуратно умеют трудиться. Старается помочь ребятам, но делает это неправильно. Дети делают замечания и показывают, как надо правильно работать.
Воспитатель: Молодцы, а теперь не забудем навести порядок на своем рабочем столе, все уберем на место.
Воспитатель следит, чтобы после завершения работы дети навели порядок на рабочих местах, все материалы и оборудование убрали на место
Бригадиры по очереди рассказывают, что они сделали, дают собственную оценку деятельности своей бригады.
Федора: Ребята вы все так чисто и хорошо делаете - молодцы, а какие красивые у вас комнатные растения! А у меня в избе нет ни одного комнатного растения.
Воспитатель: Ребята, давайте подарим Федоре комнатное растение. Федора какое растение тебе у нас понравилось?
Федора: Герань
Воспитатель: Если от этого растений взять веточку ― черенок, поставить его в воду, то оно даст корешки. Затем посадить его в землю и поливать, то из него вырастет такое же растения, как то, от которого оно взято. (воспитатель срезает черенок и ставит его в воду)
Воспитатель: Федора, мы с ребятами вырастим для тебя комнатное растение герань, а затем подарим её тебе.
Федора- Спасибо, ребята! Скоро у меня тоже появится комнатное растение, за которым я буду ухаживать! А вы все молодцы! Каждый потрудился немножко, а вместе большое дело сделали. Что же вам помогло?
Дети: Дружба
Воспитатель: Ребята а вы знаете поговорки о дружбе
Дети- Да (отвечают несколько детей)
Поговорки:
Верный друг лучше сотни слуг.
Все за одного и один за всех.
Вражда не делает добра.
Без друга в жизни туго.
Сам пропадай, а товарища выручай.
Старый друг лучше новых двух.
Дружба - великая сила.
Вместе тесно, а врозь скучно.
Воспитатель- Как вы думаете, после того, как мы все дружно поработали, при помощи каких пословиц можно подвести итог нашей работе?
Ответы детей: Сделал - дело гуляй смело.
Делу время - потехе час.
Федора благодарит детей, прощается и уходит. Приглашает к себе на чай в гости, так как она научилась быть трудолюбивой и аккуратной.
Дети: Спасибо, Федора, конечно, придем, когда посадим черенок в землю, и принесем тебе комнатное растение, ведь в гости без подарка ходить не принято.
Рефлексия: Ребята, интересно мы с вами сегодня провели время. А чем мы с вами сегодня занимались? чему мы сегодня научились и научили Федору? С чем вам было тяжело справиться? А какой труд и деятельность не вызвало затруднений? Понравилось ли вам трудиться сообща и почему?
А что нового вы сегодня узнали?
Воспитатель: Вот как много оказалось у нас дел! Как интересно работать вот так дружно всем вместе, помогая друг другу. И дело спорится. В совместном труде рождается дружба.
Занятие для детей 5-6 лет, на совершенствование умения детей стирать кукольное бельё, выжимать его, закрепление и расширение представления о способах ухода за одеждой, формирование привычки к аккуратности, воспитание бережного отношения к одежде, желания помогать; воспитание трудолюбия, ответственности за порученное дело, коллективизма.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по трудовому обучению
(для детей старшей группы ДОУ)
«Постираем платья куклам».
Составитель: Турбылева
Татьяна Валериевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад № 8
Комбинированного вида»
Г. Емва Республики Коми
Хозяйственно – бытовой труд.
Возрастная группа: дети 5-6 лет.
Форма организации : труд рядом.
Количество детей: до 8 человек.
Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель. Формирование элементарных трудовых действий путем вовлечения в практическую трудовую деятельность (Стирка кукольной одежды).
Задачи:
Образовательные . Формировать умение аккуратно наливать воду, намыливать ткань, тереть особо загрязнённые места, прополаскивать бельё, стряхивать, развешивать для просушки, убирать рабочее место.
Развивающие. Развивать навыки и умения стирки кукольного белья, аккуратность. Развитие мелкой моторики рук.
Воспитательные . Воспитывать желание помогать взрослым, бережное отношение к труду других.
Материалы и оборудование . Каждому ребёнку: фартук, тазик для стирки, мыло в мыльнице; кукольная одежда, верёвка с прищепками, клеёнка на столы, вода в ведре, ковш.
Предварительная работа.
Знакомство с правилами совместной работы;
Знакомство с пословицами и поговорками о труде;
Беседа: «Маленькое дело –лучше большого безделья»;
Игра малой подвижности «Что мы делали не скажем, а, что делали, покажем» Чтение художественной литературы: Я. Аким «Неумейка», С. Михалков «Все сам», А. Барто «Девочка чумазая»
Наблюдение за работой младшего воспитателя.
Ход занятия.
Вводная часть.
Воспитатель. Ребята, какое сейчас время года?
Дети . Весна.
Воспитатель. Какой весенний праздник вы знаете?
Воспитатель. Ребята, наши куклы загрустили. Скоро праздник 8 Марта, а у них испачканы платья. Как мы можем им помочь?
Дети . Можно платья постирать.
Основная часть.
Воспитатель . Правильно. А что нам для этого понадобится?
Дети . Вода, мыло, тазики, клеёнка на столы, мыльницы, кукольная одежда, верёвка и прищепки.
Воспитатель. А как мы будем стирать бельё?
Дети отвечают по очереди .
Накроем столы клеёнкой.
Нальём воду в тазики.
Намочим бельё в воде.
Возьмём мыло из мыльницы, намылим бельё, потрём его.
Затем бельё надо прополоскать.
Отжать бельё двумя руками. Стряхнуть.
Развесить на верёвке, аккуратно расправив, закрепить прищепками.
Воспитатель . Где находится мыло, после намыливания белья?
Дети. Мыло надо положить в мыльницу, чтоб «не убежало» со стола.
Воспитатель. Ребята, что мы должны сделать, чтоб не намочить свою одежду во время работы?
Дети. Надо надеть фартуки и закатать рукава.
Воспитатель. Молодцы, вы знаете как правильно выполнить работу, чтоб помочь куклам подготовиться к празднику.
Можно приступить к работе.
Дети выполняют трудовые действия.
Воспитатель. Напоминаю вам, что работать нужно аккуратно, чтобы вода не выплёскивалась из тазика, и чтобы брызги не попали на тех ребят, которые работают рядом.
В процессе детской самостоятельной деятельности, воспитатель подходит к детям и, если нужно, помогает советом или показом действий .
Конспект практического занятия по трудовой деятельности для младшего дошкольного возраста «Купаем кукол»
Цель: организовать практическую трудовую деятельность детей посредством ухода за куклами.
Задачи:
1. Продолжать учить детей трудиться в коллективе;
2. Упражнять их в умении предлагать свою помощь товарищу;
3. Воспитывать чувство ответственности за общее дело, удовлетворения от успешного выполнения работы;
4. Активизировать словарь детей, употребляя в речи слова: мыльница, намыливать, ополаскивать, пенится, губка.
5. Учить определять свойства воды (холодная, горячая, теплая)
6. Учить обозначать характер действий (намыливать, смыть мыло, вытирать)
7. Учить детей доброму отношению к куклам.
Форма организации:
коллективный труд.
Вид труда:
хозяйственно-бытовой.
Предварительная работа:
Игры с водой:
«Холодное - горячее», «Плавает -Тонет», «Переливание»
Д /игра:
«Умывалочка», «Вымой руки»
Игровые упражнения:
«Чистые ладошки»
Игры – забавы:
«Мыльные пузыри»
Чтение потешек, стихотворений.
Материал:
На столе 2 таза, мыльница, мыло, губки, полотенце, зёленое ведёрко с горячей водой, желтое ведёрко с холодной водой.
Кукла Катя, красивая коробочка, мыльные пузыри.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости обещала прийти кукла Катя, но что-то она опаздывает….Раздается стук в дверь. Воспитатель открывает дверь и вносит большую куклу Катю (носик, щёчки и ручки куклы измазаны чёрной краской).Воспитатель: Ой, Катя, что с тобой? Что у тебя на носике, на щёчках, на ручках? Что это, дети? (Грязь)
Воспитатель читает стихотворение А. Барто «Девочка чумазая» сопровождая чтение инсценировкой
Воспитатель:
Ребята, кукла очень грустная, не хочет быть грязной, поможем Кате? (Поможем). У меня есть волшебная коробочка, в ней много полезных вещей, я буду их доставать, а вы говорите, какие из них нам понадобятся, чтобы вымыть куклу.
Воспитатель поочерёдно достаёт из коробки мыло, тетрадку, полотенце, машинку, губку, телефон - дети определяют, что нужно для купания. Воспитатель уточняет назначение предметов, объясняет, как ими пользоваться.
Воспитатель:
А теперь, давайте искупаем Катю в тазике. (Подходят к столу, где стоят два пустых таза, и два ведра с горячей и холодной водой). Потрогайте, дети, какая вода в зелёном ведерке? (Горячая)
В зелёном ведерке горячая вода. А какая вода в желтом ведерке? (Холодная)
Катя в горячей водичке купаться не любит и в холодной водичке купаться не любит. Она любит купаться в теплой водичке.
Сейчас мы с вами нальем в таз сначала холодной водички, а потом добавим водички горячей. Я смешала горячую воду и холодную. Какая водичка получилась? (Дети опускают руки в тёплую воду) – Водичка стала тёплая.
Воспитатель берёт куклу Катю, снимает с неё одежду, сажает куклу в та-зик и начинает купать. При этом сопровождает свои действия пояснениями, проговаривает слова: мыло, мыльница и т.д.
Воспитатель берет губку. Проговаривает, это губка, ей мы моем куклу Катю. Намыливая кукле голову, взбивает пену и приговаривает:
Будет мыло пениться
И грязь куда – то денется.
Водичка, водичка
Умой Катюше личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель:
Наша Катюшка, стала чистенькая, только нужно смыть с неё всю пену. Что для этого нужно сделать? (Нужно ополоснуть куклу чистой, теплой водичкой).
Вы помните, какая водичка в зелёном ведерке? (Горячая).
А в жёлтом ведерке? (Холодная).
Воспитатель:
Какая получится вода, если я смешаю горячую воду с холодной (теплая).
Во второй таз наливаем теплую воду.
Воспитатель: Этой теплой водичкой я смою с нашей куколки остатки мыла.
Льет водичку на куклу, ласково приговаривая:
Теплую водичку
Льем на нашу птичку.
(Воспитатель достает из тазика куклу и вытирает ее полотенцем)
Вытрем Катю полотенцем и положим на кроватку отдохнуть. (Куклу укладывают на широкое полотенце - «в кровать»)
Воспитатель:
Ребята, посмотрите, остальные куклы тоже хотят быть чистыми и красивыми, давайте помоем и их? Возьмите каждый по одной кукле. (Дети при помощи воспитателя моют своих кукол, ополаскивают их и укладывают чистых кукол рядом с Катей)
Воспитатель: Посмотрите, в тазике вода стала грязная и мыльная. Ее надо вылить. Воспитатель убирает также мыло в мыльницу, вешает сушить полотенце.
Затем воспитатель предлагает посмотреть, какие куклы стали чистые, красивые. Отмечает, что все хорошо потрудились, все работали дружно, помогали друг другу. Затем накрывает кукол полотенцем и сообщает, что куклам нужно отдохнуть, поспать, а детей приглашает поиграть с мыльными пузырями.
Грамотно простроенный труд - источник вдохновения и практических знаний, ценнейший эликсир полнокровной жизни, верный способ найти дорогу к самому себе и реализоваться в жизни. В процессе такого труда, взаимодействуя со взрослыми и сверстниками, малыш познаёт самого себя и окружающий мир, всесторонне развивает собственную личность. Каждый ребёнок с удовольствием продемонстрирует собственноручно выращенный урожай, с восхищением расскажет своим близким, что делал на огороде или в уголке природы. Труд - основа человеческой жизнедеятельности, поэтому является одним из основных элементов воспитательной работы.
Для чего нужна трудовая деятельность в детском саду
Трудовое воспитание дошкольников является одним из ведущих компонентов развития волевых, интеллектуальных и творческих способностей ребёнка, эффективным приёмом формирования культуры социальных отношений. Разумно организованный труд развивает физический потенциал, пространственное восприятие мира, укрепляет здоровье ребёнка.
Будущее отныне принадлежит двум типам людей: человеку мысли и человеку труда. В сущности, оба они составляют одно целое, ибо мыслить - значит трудиться.
Виктор Гюго
Стратегическая цель трудового воспитания - формирование позитивного отношения к труду. Реализовать эту цель можно двумя путями:
- Сформировать понимание ценности и социальной значимости труда.
- Развить и усовершенствовать элементарные трудовые умения и навыки, воспитывая трудолюбие, организованность и ответственность.
Мотивы детского труда могут быть разными:
- похвала и высокая оценка детских усилий со стороны взрослых;
- самоутверждение в среде сверстников;
- желание помочь взрослым и товарищам, принести реальную пользу;
- внутренний интерес к освоению новых умений, стремление ощутить себя взрослым и самостоятельным.
Особенности трудового воспитания для разных возрастных групп
Трудовое воспитание малышей начинается с двухлетнего возраста, когда на первый план выходит становление и развитие базовых навыков самообслуживания, и продолжается до семи лет. В целом трудовое воспитание ориентируется на разнообразные задачи, по-разному реализуемые в тех или иных видах деятельности.
Содержание трудового воспитания для детей младших групп
В работе с малышами необходимо развивать у них элементарные навыки самообслуживания
Малыши в младших группах уже вовлекаются в приемлемую для них трудовую деятельность:
- Самообслуживание в этом возрасте сосредоточено на следующих задачах:
- развивать элементарные навыки обслуживания самого себя (во время раздевания, одевания, мытья рук, приёма пищи, содержания в порядке рабочего стола);
- воспитывать аккуратность, внимательность и самостоятельность во время еды (пользоваться столовыми приборами, салфеткой);
- стимулировать внутреннюю потребность к чистоплотности и опрятности (самостоятельно мыть руки с мылом, умываться, вытирать лицо полотенцем, пользоваться расчёской, замечать непорядок в одежде и пытаться устранить его с помощью взрослых);
- поддерживать позитивный эмоциональный настрой детей;
- обогащать и активизировать словарь путём пополнения его новыми названиями предметов одежды.
- Хозяйственный труд в бытовой сфере - развитие базовых навыков:
- аккуратно складывать игрушки;
- помогать сервировать стол;
- сгребать сухие листья на игровой площадке;
- убирать лопатками снег со ступенек, дорожек.
- Труд в природе - формирование навыков заботливого и ответственного отношения к животным и растениям (дети трудятся вместе со взрослыми):
- помощь в сборе зрелых плодов и семян;
- забота о зимующих птицах;
- уход за комнатными растениями;
- посев семян.
Видео: «Моем руки» (занятие по гигиене в младшей группе)
Видео: «Маша и сладкое королевство» (занятие по гигиене полости рта, вторая младшая группа)
Видео: предметное обеспечение для трудовой деятельности в детском саду
https://youtube.com/watch?v=PrnTtqTPVWc Video can’t be loaded: Трудовая деятельность в детском саду, группа № 8 (https://youtube.com/watch?v=PrnTtqTPVWc)
Особенности занятий по труду у слабослышащих и глухих детей
Особенности развития слабослышащих детей, поступающих в коррекционные группы детского сада:
- слабое владение навыками самообслуживания в силу чрезмерной опеки со стороны взрослых;
- нарушения в речевом развитии, как следствие - низкий уровень развития предметной и игровой деятельности.
Алгоритм работы со слабослышащими детьми:
- Первый этап (2–4 года) – манипулятивная деятельность с бытовыми предметами. У слабослышащих детей главный канал восприятия - зрительный, поэтому основным педагогическим методом, нацеленным на выработку устойчивого навыка, является показ - педагог показывает каждую операцию, комментируя свои действия. Затем педагог выполняет совместные действия вместе с малышом, например, берёт руки малыша в свои, намыливает, смывает, протирает насухо полотенцем. Так у ребёнка формируется и закрепляется элементарный сенсомоторный навык. Постепенно ребёнку предоставляется больше самостоятельности и свободы действий. Педагог контролирует процесс выполнения операций и результат, затем только конечный результат.
- Второй этап (4–7 лет) – к бытовым предметам добавляются орудия труда взрослых, а к педагогическим методам присоединяется использование карточек-схем и рисованных алгоритмов. В процессе труда ребёнок учится понимать и выполнять трудовые поручения, согласовывать и планировать свои действия («сначала нарисуем форму детали, затем вырежем, сначала наметим, затем пришьём»), усваивает значение новых слов и терминов, развивает коммуникативные навыки.
Диагностика результатов трудовой деятельности в детском саду
Исследование уровня трудовой деятельности проводится педагогом в начале и в конце учебного года. Критерии оценивания (нормы):
- Два-три года:
- Самостоятельно выполняет элементарные операции по самообслуживанию (одевается, обувается, с помощью взрослого справляется с кнопками, липучками, пуговицами и шнурками).
- Старается выполнять требования окружающих его взрослых.
- Откликается на просьбу о помощи и активно включается в работу.
- Выполняет элементарные трудовые операции с помощью взрослых.
- Различает и называет трудовые действия, совершаемые близким взрослым окружением (мама моет посуду, стирает бельё, убирает в комнате, гладит мокрое бельё и т. д.).
- Знает, кем работают родители и другие члены семьи (мама работает в школе, папа работает на заводе).
- Три-четыре года:
- Самостоятельно одевается и раздевается, соблюдая определённую логичную последовательность.
- Самостоятельно складывает игрушки, расставляет стаканчики, тарелки и т. д.
- Испытывает чувство эмоционального удовлетворения в процессе выполнения поручений и важной работы.
- Владеет знаниями о разных профессиях (пожарный, шофёр, учитель, врач, портной и т. д.).
- Четыре-пять лет:
- Аккуратно складывает и убирает одежду.
- Проявляет трудолюбие во время выполнения обязанностей дежурного по столовой, подготовке рабочих мест к занятиям.
- Развитые волевые качества позволяют доводить начатое дело до конца.
- Не только владеет информацией о разных профессиях, но и использует свои знания в процессе ролевых игр.
- Пять-шесть лет:
- Умеет следить за одеждой и обувью, содержать вещи в порядке.
- Регулярно чистит зубы, моет руки, умывается.
- Выполняет операции по уходу за растениями в уголке природы.
- Поддерживает чистоту и порядок в групповой комнате и на площадке.
- Может оценить результаты своей деятельности.
- Знаком с широким диапазоном профессий, в том числе творческих и артистических.
- Ценит и уважает результаты человеческого труда, бережно относится к игрушкам и вещам.
- Шесть-семь лет:
- Самостоятельно следит за опрятным внешним видом.
- Продумывает последовательность трудовых операций, осуществляет отбор материалов, инвентаря для выполнения поручения или продуктивной деятельности и игр.
- Сознательно и ответственно относится к обязанностям дежурного.
- Создаёт поделки на основе собственного замысла.
- Терпеливо заканчивает начатое дело, с радостью воспринимает результаты коллективного труда.
- Понимает важность трудовой деятельности человека, с благодарностью относится к представителям разных профессий.
Таблица: протокол диагностики
Уровни оценивания:
- Высокий уровень - ребёнок справляется с поставленными задачами самостоятельно, без помощи взрослых.
- Средний уровень - ребёнок выполняет работу частично самостоятельно, прибегая к помощи взрослых.
- Низкий уровень - ребёнок не может действовать самостоятельно, с трудом решает поставленные задачи даже с помощью педагога.