Почему нужно все делать вдумчиво и медленно. Скорочение - достаточные условия

Привет, Вселенная! Что делать если я по жизни очень медлительная. Все делаю очень медленно и долго. Хотя По типу нервной системы я не флегматик, а меланхолик. В итоге я много чего не успеваю сделать. У меня уже двое детей, и в итоге я "зашиваюсь" сильно, а дома все равно беспорядок. Потому что пока убираешь одно, дети беспределят в других местах. В итоге руки опускаются, и энергии и сил никаких нет. Как у других женщин получается и 5 детей и работа, и обед из трёх блюд и дома чистота, и ещё и собой заняться, чтоб выглядеть идеально??? Может во мне где-то система сбилась?!;)

    Избавляться от ненужного, учить деток убирать игрушки, сделать себе план на день\неделю\месяц) Есть еще какие-то хитрые системы хранения вещей и системы уборки, сама всё хочу освоить)

    Привет!) Ну далеко не у всех получается и далеко не все...
    Научите детей убирать за собой и помогать Вам хотя бы немного.
    Придумайте им игру в помощь. Станет легче)

    Все дети разные. Бывает, легко с 5ю, но тяжело с одним,потому что он такой шкодливые, что переплюнет пятерых.
    Кроме того, может вы сильно устаете? Может вам не хватает витаминов, немного отпуска?
    Вам нужно чаще выбираться из дома погулять одной, чтобы осознать как вы скучаете по своим малышам.
    Но, если честно, я не вижу проблемы в том, чтобы не убирать игрушки за детьми весь день, а убрать все вечером, когда они уснут. Зато сэкономите время и приготовите обед и ужин.
    Да, и чтобы оптимизировать время, готовьте в мультиварке, духовке. Одним словом так, где не требуется постоянное ваше внимание.
    И учите детей вам помогать. Собирать игрушки к 3 то годам уже должны уметь. И потом, если детям от 1,5 лет, можно отдать в сад.
    Ищите решения, не опускайте руки и не чурайтесь просить помощь от окружающих!
    А беспорядок - да наплюйте, в доме слышен детский смех, дети здоровы и счастливы! Радуйтесь этому, дети - это награда!

    Разрешите себе быть такой какая Вы есть! Все ничего не успевают! невозможно все успеть! Я такая же как Вы, и очень долго переживала что все очень медленно и часто запускаю дом, но потом решила что ничего в этом такого ужасного нет, и жить стало намного легче!

    Сама иногда поражаюсь, как люди все успевают. Я тоже по складу темперамента флегматик-меланхолик. Но если я хочу что-то успеть, я ставлю себе четкий план и дедлайн. И все успеваю. У вас просто хромает дисциплина. Вот и все. Я понимаю, что с детьми гораздо труднее. Но вам нужно научиться себя дисциплинировать и определять приоритеты. Склад темперамента здесь ни при чем. Умейте себя мобилизировать силой воли. То что вы описываете элементарная лень и неумение видеть общую картину нужного и происходящего вокруг. А возможно и подсознательное отторжение данной жизни, которую вы сейчас ведете на психологическом уровне. Но это уже другая история. Теперь никуда не деться. Принимайте жизнь такой какая она есть. И ищите положительные моменты.

    Где то система сбилась, но наверное не у вас, а так в принципе. Я не медлительная, но с классическим графиком работы и одним маленьким ребенком, то же ничего особо не успеваю. Стараюсь все распланировать, типо списка, что и когда я делаю, и это помогает, но не надолго. Потому что все мы люди и не возможно жить по расписанию, 15 минут на это, пол часа на то. А если усталость, плохое настроение, то все опять ничего не успеваешь. Наверное нужно стараться уменьшить количество дел.

    Не надо ломать себя, т.е. свою медлительность. Просто распределите свое время правильно. Например, забейте вы на обед из трех блюд. Кому это надо, вам? В таком случае надо избавляться от перфекционизма. Зачем вам нужно быть идеальной хозяйкой? А там где дети, там всегда бардак. Откуда вам знать, как другие успевают и как они чувствуют себя к вечеру? Да и не смотрите на других. У них может няньки сидят с детьми, а мамы собой занимаются. И вообще чужая жизнь - потемки. Я сидела с ребенком до трех лет и прекрасно понимаю, что каждый день похож на день сурка. Но распределив правильно свое время, у вас прекрасно останется и время для себя и для отдыха. Я всегда, когда укладывала ребенка на дневной сон, читала. Это было МОЕ время и проводила его в свое удовольствие. Насчет уборки: приучайте детей СРАЗУ убирать за собой игрушки. Также подключайте мужа к помощи и по хозяйству и с детьми. Он в состоянии помыть посуду после ужина или пропылесосить полы. Отправляйте его гулять в выходные, а сами займитесь СОБОЙ. Сходите в парикмахерскую, встретьтесь с подругами или просто пройдитесь по магазинам за обновками. Он ведь тоже имеет отношение к детям, не так ли? Так, приучая домашних вам помогать, вы начнете многое успевать без напряга.

    Ничего в Вас не сбилось. Вы очень устали от этой монотонной жизни. У Вас нет времени для себя, чтобы элементарно полежать в одиночестве. Нужно разгружать себя. Перекладывать некоторые свои обязанности на мужа. Просить помочь родителей. Если бы у Вас была возможность хотя бы пару раз в неделю общаться с подругой, или куда-то выходить одной, без детей и проблем, то Вы воспрянули бы духом. Кроме того, нужно себя организовать. Составить план действий. Тогда Вы многое будете успевать, ведь Вы двигаетесь по плану. Вам нужна перезагрузка путем отдыха и получения ярких эмоций, именно их Вам и не хватает.

Вы видите вопрос, который задал Вселенной кто-то из пользователей сайта, и ответы на него.

Отвечают или очень похожие на Вас люди, или полные Ваши противоположности.
Наш проект был задуман как способ психологического развития и роста, где можно спросить совета у "похожих" и научиться у "очень отличающихся" тому, чего Вы еще не знаете или не пробовали.

Хотите спросить Вселенную о чем-то важном для Вас?

Уже с детства нас тянет делать то, что потом будем делать всю жизнь. Анальный малыш научается делать дело качественно - будьте терпеливей к нему, ребенок сделает медленно, но очень хорошо.

Такое отношение у него буквально ко всему на свете. Не удивительно, что анальный ребенок долго ест - ведь он должен очень качественно пережевать пищу. Заметьте, он никогда не хватает еду, не ест на ходу, не запихивается в спешке - наоборот, он подходит к этому делу очень обстоятельно. И так же долго ребенок сидит на горшке, очищая свой организм от нечистот. Это наблюдается уже в самом раннем возрасте, да и потом он будет дольше, чем другие закрываться в туалете.

У анального ребенка даже метаболизм замедленный, поэтому необходимо правильно его кормить.

Родители анального ребенка, если желают ему доброго будущего, должны понимать, что их ребенок никак не медленный, он качественный. И всячески поддерживать, подбадривать его стремление к качеству во всем. Со временем он научится и будет все делать ненамного дольше остальных. Страшную ошибку допускают родители, которые подгоняют детей с анальным вектором, заставляют их спешить, кричат, буквально гонят в шею "давай, давай, быстрей же!" Анальный ребенок не может быстрей, не потому что он медленный, а потому что все его мысли устремлены в другом направлении и он просто не понимает родителя, подгоняющего его. А дальше он просто впадает в ступор, у него не получается, он сердится на себя и на того, кто подгонял. Он не может сосредоточиться на действии, а значит, не может произвести само действие.

Результат всегда фатальный, например, ребенок может не какать неделю и иметь жуткие боли в кишечнике, лишь потому, что мама подгоняла его под дверью туалета. А это приводит к катастрофическим последствиям во взрослой жизни .

Запомните! Чем больше подгонять анального ребенка, тем более медленным он становится.

Еще детки с анальным вектором очень ранимые и их легко задеть, даже одним словом. В ответ они не кричат и не истерят , как другие, что казалось бы хорошо, но на самом деле все обстоит намного хуже - потому что в ответ они ТИХО обижаются. Да так сильно, что иногда не разговаривают с любимой мамочкой и дуются часами. Обиды терзают людей с анальным вектором с самого раннего детства, и только очень внимательный и заботливый родитель может сделать так, чтобы они не испортили ему всю жизнь. Будьте готовы к тому, что ребенок с анальным вектором постоянно обижается, очень часто довольно неожиданно для мамы и буквально на мелочь - но для него это очень важно и он именно так ощущает мир.

Если анальный ребенок обиделся, важно понимать его психику. Постоянный поиск причины для обиды или обида деланная – плохой признак.

Ребенок с анальным вектором, от природы очень неуверен в себе (не путать со зрительной видимой стеснительностью). Многие родители с удивлением наблюдают, что их дети по какой-то непонятной причине очень боятся всего нового. И часто называют их безынициативными и тюфяками, но это тоже неверное, не так - и на самом деле очень обидное название, которое не имеет ничего общего с правдой. Просто они безумно нервничают, если им говорят о будущем, об изменениях, обо всем, что будет завтра или через год. К примеру, что надо поменять садик. А если они сами еще и решение должны принять по этому поводу - то это уже настоящий стресс.

Анальный вектор относится к тому, что Системно-векторная психология Юрия Бурлана обозначает как «квартель времени» и люди обладающие этим вектором всегда живут с оглядкой на прошлое. Они очень уважают традиции, родителей, дедушек и бабушек. Для них очень важно, как жили в древние времена, и как тогда был устроен мир. Зачастую самый любимый предмет ребенка с анальным вектором - это история. А самая нелюбимая тема - это будущее, непонятное и страшное одновременно. Так устроен анальный человек от природы и точно так же устроен анальный ребенок. Пробовать изменить его - это ломать, уничтожать, истреблять его прекрасное природное качество. Поэтому не спешите делать поспешных выводов, у Вас ребенок не НЕ УВЕРЕН в себе, а просто осторожно относится к будущему.

Однако мы все понимаем, что став взрослым человеку, ему так или иначе, а придется думать о будущем, формировать свою жизнь, планировать и развиваться. Поэтому необходимо терпеливо и очень мягко подталкивать анального малыша к действиям, развивать в нем чувство ответственности за свою жизнь и жизнь окружающих, помогать найти то дело, которое станет для него опорой на всю жизнь.

Заставлять анального ребенка проявлять инициативу не всегда приносит нужный результат. Ведь когда мы так поступаем, мы требуем от него проявлений качеств кожного вектора, которого может и не быть.

Ребенок убирается и очень любит чистоту

Как уже говорилось выше, ребенок с анальным вектором очень любит чистоту. И всегда с удовольствием помогает маме с уборкой. Для анальных людей через всю жизнь красной нитью проходит желание делить на чистое и грязное . И чистота - самое главное, что есть в их жизни. В доме должно быть чисто и скатерть должна быть белой, и посуда - аж сверкать. Это их удивительное желание, которое уже несет в себе прекрасную черту характера - усердие и терпение, стремление к чистоте во всем. Поэтому необходимо всячески поддерживать ребенка в этом стремлении, как только он сможет, предоставлять ему возможность убираться - тем более, что делает это он с удовольствием и качественно.

Чистота во всем - залог психологического здоровья для анального ребенка. Убираться, мыться, чистить – ребенок любит это.

Своя правда и своя справедливость

Чистота для анального человека важна во всем. Чистая квартира - это хорошо, но должны быть и очень чистые отношения между ребенком и родителями. У анальных людей даже поговорка есть такая "Лучше прямая правда, чем кривая ложь". Прямолинейные от природы, они требуют такого же отношения и к себе.

Конечно, родители часто недоговаривают детям, скрывают от них какие-то вещи. Это правильно и нормально, особенно, в определенных случаях. Но напрямую врать анальному ребенку лучше не надо, он долго будет думать о том, почему мама его обманывает. Так же не нужно просить или заставлять врать его, это введет его в ступор, вызовет в нем массу противоречий. Да и ложь не будет звучать правдоподобно, а вроде «мама сказала, что ее нету дома».

Похвала для ребенка с анальным вектором

Похвала для ребенка с анальным вектором является главной составляющей воспитательного процесса. Но хвалить нужно уметь. Если это сделать неправильно, то ребенок может обидеться, станет медленным и замкнутым. А если перехвалить – то можно сделать его зависимым от похвалы. Похвала должна быть справедливой, чтобы он чувствовал, что действительно ее заслужил.

О том, как правильно хвалить ребенка, на сайте по системно-векторной психологии Юрия Бурлана есть отдельная большая статья - читайте ее .

Ровно, значит красиво. Качество во всем

Сегодня принято водить детей на все секции и кружки подряд, или только на те, которые модные. И при этом совершенно не учитываются желания ребенка, его врожденные качества. Не удивительно, что в результате - сплошное разочарование. А с анальным ребенком ситуация еще хуже - ведь он обижается и становится медленным.

Ребенок с анальным вектором очень терпелив и стремится к качеству. И если родители сумеют подобрать для него соответствующий кружок, то подарят ему настоящее дело, в которое он будет влюблен всю свою жизнь. Сегодня, в наш век спешки, мы уже позабыли, что такое качественные вещи, но на них всегда есть спрос, более того, они стоят бешеных денег.

Анальную девочку можно отправить на курсы рукоделия, а также на кулинарные курсы - растет маленькая хозяйка дома и ей пригодятся эти знания. А мальчик должен научиться работать руками и вырастет человек-"золотые руки", умеющий все в доме сделать. Если есть другие вектора, например, звук или зрение , то такого малыша можно отправлять в любые интеллектуальные и творческие профессии. Хорошие художники, дизайнеры, программисты, стилисты, врачи, создатели красивейших вещей руками - это чаще всего люди, обладающие развитым анальным вектором.

Подберите для анального ребенка такое занятие, в котором требуется очень большая тщательность, ответственность, щепетильность, терпение и усидчивость. Подбодрите его, помните, он не любит все новое. И уже в скором времени он поразит Вас своим талантом - он будет делать такие вещи, которые Вы не могли бы себе даже представить.

Мама - главная женщина на свете, а дома лучше чем в гостях

Анальные дети больше других любят мам. С самого раннего возраста у них возникает особенная связь с мамой, которая не разрывается уже до самой смерти. Именно они больше всего страдают, когда мама, даже в уже очень пожилом возрасте, умирает. Как будто ниточка разрывается, которая привела их в этот мир и смысл жизни теряется. "Моя мама, мамочка" - анальный ребенок очень дорожит мамой и даже в мыслях называет ее ласково.

Любая мама анального ребенка, особенно, сына должна никогда не забывать о том, что она является иконой для своего малыша и задает ему на всю жизнь стереотип отношения в паре и в семье. Анальные люди живут с оглядкой, и зачастую их самый первый опыт определяет всю последующую жизнь. А самый первый опыт общения у ребенка происходит именно с мамой.

Если мама не будет внимательна к ребенку, не будет адекватно реагировать на его обиды, будет подгонять и вгонять в медлительность... то это может привести к напряженным отношениям с человеком, которому задано от природы быть самым близким. Сильнейшая обида на мать превращает жизнь анального человека в тяжелейшее бремя, которое очень страшно нести. Он не сможет нормально, адекватно жить, не сможет завести отношения, полюбить, создать семью.

Так же трепетно анальные люди относятся к семье, к старшим, к братьям и сестрам. Они любят свою нацию и гордятся ею. Их дом - это их крепость.

Процесс учебы: трудно, но навсегда

Обычно анальный ребенок любит учиться и делает это очень успешно. Он любит ходить в школу, любит быть отличником, выполнять домашнее задание.

Бывают исключения - часто из-за плохого обращения или непонимания. Например, кожная учительница подгоняет, придирается, унижает. Тогда анальный ребенок становится медленным и угрюмым, обижается и, возможно, даже навсегда бросает свое желание учиться. Но в первом классе нет такого анального ребенка, который бы не стремился в школу.

Поэтому очень важно взглянуть на первую учительницу, да и классную в средней школе, перед тем, как отдавать ребенка в школу. Действительно, материал такой ребенок усваивает медленно, но навсегда. Если дать ему возможность развиться, то он станет лучшим учеником в классе, все предметы будет знать на отлично.

"Учиться, учиться, и еще раз учиться" - это главный постулат анального ребенка. Кстати, именно они в будущем выбирают профессию учителя и с радостью возвращаются в родную школу уже в новом качестве: не учиться, а учить!

Фрэнсис Бэкон говорил: «Некоторые книги следует пробовать, некоторые - проглатывать, и только немногие - пережевывать и переваривать». Мы же привыкли разжевывать каждую книгу, даже если не уверены, что она нам нужна или что мы в состоянии ее переварить, либо, напротив, не притрагиваемся к четырехтомнику, понимая, что процесс растянется надолго. T&P решили разобраться в технике чтения и понять, почему мы читаем медленно и как ускорить этот процесс, не потеряв в качестве.

Чтение - одно из базовых умений, которые мы осваиваем в возрасте четырех-шести лет. Но научившись уверенно читать в первом-втором классе, мы почему-то решаем, что достигли высот, и больше не уделяем внимания развитию этого навыка. Скорочтение и вовсе окутано множеством мифов. Страх того, что, увеличив скорость чтения, человек перестанет делать это вдумчиво, довольно наивен. Здесь можно привести аналогию со спортом, ведь скорочтение - это своего рода чтение спортивное. И если умение быстро бегать не приводит к тому, что человек забывает, как ходить, то почему это должно произойти с чтением?

Словом, проблема - именно в восприятии нормы. Нормальной считается скорость в 200–250 слов в минуту. При этом подвох кроется уже в самой единице измерения - словах в минуту. Скорочтение - это не чтение по словам как таковое, а, скорее, чтение смысловыми блоками, за счет чего во многом и удается увеличить объем прочитанного в пять-десять раз. Так почему же мы читаем медленно и что мешает нам ускориться? Причин невысокой скорости чтения достаточно много: часть из них связана с психикой, часть - с физиологией. Однако любой барьер на пути к динамическому чтению можно преодолеть.

Внутренний суфлер

Самый распространенный враг скорочтения - субвокализация (проговаривание про себя). Замечали ли вы, что, даже читая уличные вывески, люди часто шепотом проговаривают новые названия? Дублирование прочитанного текста про себя (иногда даже с артикуляцией) - одно из самых серьезных препятствий для скорочтения. Во-первых, потому что, проговаривая прочитанное, мы снижаем скорость чтения до темпа устной речи, а во-вторых, это привычка, которую мы неосознанно практиковали почти всю жизнь и отучиться от которой непросто.

Чтобы убрать внутреннюю артикуляцию, необходимо переориентировать своего внутреннего суфлера с проговаривания на узнавание. Проговаривание включается в основном при столкновении с новой информацией, поэтому работать необходимо именно с незнакомой лексикой. Когда в тексте впервые встречается сложное слово, необходимо прочитать его медленно и внимательно. Если значение слова не вполне понятно, нужно обязательно его уточнить, чтобы произошло соотнесение зрительного образа и содержания. «Фотографируйте» слова глазами. Каждый раз, когда вы спотыкаетесь взглядом о незнакомое слово, попробуйте закрыть глаза и представить, как оно пишется. Хорошая новость в том, что узнавание - процесс автоматический: если вы однажды запомнили слово, после это будет происходить без усилий. Например, медленно проговорив «дезоксирибонуклеиновая кислота», уточнив значение и «сфотографировав» словосочетание, в следующий раз ваш мозг поймет, что речь идет о ДНК, прежде чем вы физически успеете его дочитать.

Основным физиологическим ограничителем быстрого чтения является узкое поле зрения. Как уже было сказано, скорочтение - это чтение не по словам, а блоками. Многие сталкиваются с невысокой зрительной способностью охватывать определенный объем информации за один раз. Но, опять-таки, хорошая новость в том, что периферийное зрение можно развить, и достаточно быстро.

Попробуйте остановить взгляд на каком-то предмете и сфокусироваться. Затем, не перемещая взгляда и не меняя фокуса, попытайтесь зрительно охватить максимальное количество предметов вокруг вас. Если вы читаете газеты, то отличным упражнением для вас будет чтение колонок. Старайтесь охватывать целиком строчку одной колонки: одна зрительная фиксация - одна строчка колонки. На начальном этапе тренировок хорошим подспорьем будет вертикальная черта, проведенная посередине колонки. Это поможет быстрее приучить взгляд фокусироваться на середине строки.

Ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость

Для тех, кто решил серьезно подойти к развитию бокового зрения, подойдут таблицы Шульте: можно изготовить их самим, а можно найти готовые в интернете или даже скачать себе соответствующее мобильное приложение. Существует множество вариантов таблиц Шульте. Самый распространенный - квадрат 5×5, в клетках которого в хаотичном порядке расположены цифры от 1 до 25. Задача состоит в том, чтобы как можно скорее пройти взглядом от 1 до 25. А цель - делать это с постепенным увеличением скорости. Однако для тренировки периферийного зрения необходимо соблюдать одно условие: взгляд должен быть зафиксирован на центральной ячейке таблицы, то есть искать цифры нужно без смещения фокуса.

Любопытно, что периферийное зрение развито у всех. Просто в одних случаях мы им пользуемся (например, за рулем автомобиля или когда в помещение вошел объект нашей любви или начальник), а в других (как в ситуации с чтением) у нас эта привычка попросту не развита. Если повысить для себя значимость чтения и распространить привычку и на эту сферу жизни, вскоре вы заметите результат.

Повторение - не всегда мать учения

У большинства из нас имеется не особо продуктивная привычка возвращаться взглядом на только что прочитанный текст: не успели дочитать до конца правую страницу, как уже снова что-то уточняем на левой. Перечитывание отнимает довольно много времени. Такие «регрессии» в виде повторного чтения напрямую связаны с процессами запоминания информации, поэтому ключ к их решению - в развитии памяти. Подойдут как знакомые упражнения вроде изучения иностранных языков или заучивания стихов, так и менее известные мнемотехники. Например, попробуйте запомнить цепочку не связанных между собой слов. Постепенное наращивание числа звеньев способствует увеличению объема оперативной памяти.

После каждой прочитанной страницы придумайте ей образное название. Это поможет закрепить прочитанное и избавит от необходимости возвращаться. Это задание больше подходит для детей, но взрослым оно также может пригодиться. Самое простое упражнение, которое поможет избавиться от повторного чтения, - это отслеживание возвратных движений глаз. Необходимо договориться с самим собой, что к прочитанному можно вернуться только после того, как текст будет дочитан до конца. Заодно потренируете дисциплину, так как сила привычки будет постоянно толкать вас на нарушение договора. Второй момент, который очень важен: возвращаться к тексту нужно не механически, а осознанно, мысленно задавая себе вопрос, ответ на который нужно найти.

Что касается бытовых привычек, то можно сократить использование органайзеров и всевозможных устройств-напоминалок. Начать можно с походов в магазин, когда список необходимых покупок есть только в голове. Помочь может визуализация вашего списка: сложите мысленно в пакет все, что собираетесь купить, образно представляя, как это выглядит. Нередко бывает, что во время лекции или жаркого спора забывается фраза, сказанная пару минут назад. Вернуться на предыдущую страницу в такой ситуации чуть более проблематично, так что навык удерживать информацию в голове будет полезен во многих ситуациях и сэкономит ресурсы.

Слона-то я и не приметил

Невнимательность, рассеянность также являются серьезными препятствиями на пути к развитию скорочтения. Чтение само по себе требует от нас повышенного внимания, так как задействует многие отделы мозга одновременно. При повышении скорости чтения возрастает и требование к концентрации. Это как при вождении транспорта: пешеходу при скорости 5 км/час требуется определенный уровень внимания и быстроты реакции, а водителю даже при минимальной скорости в 60 км/час нужно быть внимательнее в 12 раз! Таким образом, одним из важнейших навыков для развития скорочтения становится способность удерживать внимание. Повышению концентрации способствуют упражнения на подавление внутреннего диалога, снижение реакции на внешние раздражители, а также работа с психофизиологическими причинами невнимательности.

Эффективное упражнение на умение концентрироваться - чтение слов наоборот. Эту разминку можно делать в любом месте: по дороге на работу или занимаясь какими-то рутинными делами. Выберите слово, представьте себе, как оно пишется, после чего прочтите его наоборот. Начинать лучше с простых слов: молоко - околом, праздник - киндзарп и так далее, постепенно наращивая длину и сложность слов. Важно ничего не записывать, а делать все в уме. Если это занятие кажется вам скучным, приобретите развивающую настольную игру, в которую включены подобные задания, и совмещайте развитие внимательности с общением с друзьями. В игре «Экивоки» например, есть задание «Адский наоборот», которое далеко не каждому по силам. Чтение с метрономом также учит концентрироваться. Скачайте себе программу на телефон и выставите в настройках нужную вам скорость (число ударов в минуту). Удобно использовать метроном при чтении газетных колонок (см. упражнения на развитие периферийного зрения). Подстройка скорости чтения под метроном помогает не только держать темп, но и на время отключить критическое мышление и сосредоточиться на процессе чтения.

Причиной невнимательности могут быть и сугубо психологические барьеры. Например, отсутствие интереса к чтению. Лучшим лекарством здесь, конечно, является выбор литературы, которая вам интересна. Если же это текст из серии «очень надо», то интерес в себе можно разбудить: искать его нужно в том, зачем именно вам это нужно, что изменится в вашей жизни с приобретением нового знания. Рассеянность также часто является следствием физической усталости, поэтому универсальным советом здесь являются перерывы каждые 20 минут хотя бы на одну минуту, желательно с релаксацией для глаз.

Развитие внимательности крайне важно, так как от этой способности во многом зависит объем усваиваемой информации. Наращивать скорость чтения технически, не будучи готовым усвоить прочитанное, занятие бессмысленное. Это как в ироничном высказывании Франца Кафки: «Жизнь все время отвлекает наше внимание; и мы даже не успеваем заметить, от чего именно».

Зрить в корень

Одна из базовых причин невысокой скорости чтения - неумение выделять главное. Какая у вас любимая книга? Можете ли вы одним предложением пересказать ее идею? А идею недавно просмотренного фильма? Если с этим простым заданием возникают сложности, то работа над умением выделять главное - еще одна ваша зона роста. Способность формулировать мысли можно развивать, тренируя логику и догадливость.

Подготовьте вертикальную полоску (для начала - 3–4 см шириной) из любого непросвечивающего материала (лучше однотонного, чтобы рисунок или текст не отвлекали от чтения). Возьмите любой незнакомый текст, прикройте его этой полоской и читайте, пытаясь понять логику. Когда усваивать текст с таким процентом закрытого текста станет легко, ширину полоски можно увеличить. Навык выделения главного отлично прорабатывается конспектированием. Если вы студент, у вас подходящее поле для тренировки, а если уже нет, то можете потренироваться на кратком пересказе услышанного на собрании, конспектировании прочитанных статей или книг. Для развития логики конспекты можно делать в виде схем. Переработка текста в схемы отлично развивает системное мышление и помогает видеть картину в целом.

Новичкам часто советуют метод пристрелки. Толковый словарь Ушакова объясняет слово «пристрелка» как «пробную стрельбу для определения расстояния до цели и установления правильного прицела». Именно это и требуется делать с книгой. Откройте любую страницу незнакомой книги (идеально для этого упражнения подойдут научно-популярные тексты). Посмотрите на текст в течение 30 секунд, после чего закройте его и попытайтесь представить три факта, которые вам запомнились. Визуализируйте их и подумайте, чего не хватает, какую информацию вы хотели бы почерпнуть при следующем обращении к тексту. Повторите это еще несколько раз, при каждом обращении к тексту отмечая что-то новое (в итоге в вашей голове должно остаться не менее 10 фактов о прочитанном, связанных между собой). Это упражнение учит так называемому просмотровому чтению, так как развивает способность оперативно искать в тексте главные мысли. Кроме того, навык выделения главного может быть крайне полезен уже на этапе выбора материала для чтения. Так как современные тексты избыточны не только в качественном, но и в количественном проявлении, выбор правильной книги, наиболее точно отвечающей вашей задаче, может существенно сократить временные затраты на изучение предмета.

Наличие цели напрямую влияет на скорость чтения, так как определяет степень вашей заинтересованности. Заранее сформулированная задача и ожидаемый результат помогают сделать чтение более эффективным. Для тех, кому навык скорочтения необходим в профессиональных целях - для обзоров узкоспециальной литературы или для быстрого освоения новых сфер, - хорошим подспорьем станет рабочий словарик. Наш мозг останавливается на незнакомых словах, и это стопорит процесс. Если вы микробиолог и вам нужно быстро погрузиться, скажем, в вопросы геодезии, то рассчитывать на общую эрудицию, наверное, достаточно смело. Составление же базового словаря и запоминание основных слов поможет в кратчайшие сроки освоить большие объемы информации и существенно увеличить скорость чтения.

Таким образом, скорочтение - это навык, поддающийся развитию. Но при этом очень важно осознать, что для эффективности необходима вся связка: скорость - понимание - запоминание. Поэтому ценно не только и не столько знание конкретных приемов скорочтения, сколько понимание причин медленного чтения и привычек, мешающих увеличить скорость. При этом не обязательно делать одинаково сильный упор на все навыки сразу: Максим Горький, например, книги просматривал крайне быстро, в совершенстве владея техникой чтения по диагонали (и обладая развитым умением выделять главное даже при беглом взгляде), Теодор Рузвельт читал большими блоками, охватывая по два предложения одновременно (так как имел развитое периферийное зрение), Оноре де Бальзак и вовсе фиксировал взгляд на целом абзаце, умудряясь восстанавливать смысл текста по одному-двум словам (за счет удивительно развитой догадливости), а Пушкин мог пересказывать биографии после их прочтения почти дословно (что было следствием как огромного словарного запаса, так и хорошо развитой памяти).

Приведенные упражнения можно делать в качестве утренней разминки. Ежедневная зарядка для мозга положительно отражается на многих жизненных сферах, позитивно влияя на качество мышления. Газета The Guardian недавно опубликовала результаты исследования, согласно которому читающие живут дольше, а чтение является «преимуществом для выживания». Специалист по скорочтению Ирина Ландо утверждает, что «скорость чтения равна скорости мышления». А понимание того, что скорочтение - это синоним скоромыслия, повышает мотивацию к развитию этого навыка, не так ли?

Ирина Ландо

доктор наук в сфере управления, специальность - управление знаниями (knowledge management)

Не могу согласиться с утверждением, что при высокой скорости падает качество чтения. Это происходит с теми, кто пытается бежать по тексту быстрее, чем их мозг понимает прочитанное. Давайте использовать логику. Когда у вас возрастает внимание: когда информация подается быстро или медленно? В каком случае вы лучше поймете прочитанное: если читали с большим вниманием или с меньшим? При быстром чтении мозг вынужден обрабатывать информацию на большей скорости, так что внимание возрастает. Другое дело, что скорость чтения не может превысить скорость мышления читателя. Поэтому первый ограничитель - это скорость, с которой человек может обрабатывать текстовую информацию, а второй - это количество слов, словосочетаний, предложений, абзацев, которые читатель способен увидеть в тексте.

Те, кто владеет навыком скорочтения, вовсе не читают быстро любую литературу. Они выбирают скорость чтения в зависимости от сложности текста и цели чтения. Одну и ту же книгу можно читать с разными целями и, соответственно, с разной скоростью. Скорость чтения художественной литературы будет зависеть от скорости, на которой мозг читателя в состоянии перекодировать текст в фильм. Достаточно много людей могут понимать художественную литературу абзацами. Не выхватывая только суть, а именно успевая прочувствовать происходящее. Это зависит от того, читали ли с ребенком в детстве. Это прекрасно развивает образное мышление.

Взрослые же люди все чаще сталкиваются с проблемой функциональной безграмотности: буквы знают, читать умеют, а понимать прочитанное - нет. С появлением интернета возникли и новые привычки: не дочитывать до конца, хватать информацию частями и так далее. Многие привыкают к тому, что, выхватив какие-то куски из текста, остальное можно додумать самому. Так может поступать, например, профессор университета, читая курсовые работы студентов первого курса по своей специальности. Но те же первокурсники не смогут по кускам сложить тексты из учебника четвертого курса и рассказать предмет, додумывая.

Что я могу порекомендовать? Во-первых, читайте! Чтение - это практический навык. Те, кто много читает, делают это быстро. Найдите книги, которые вам будет интересно читать; когда хочется узнать, чем же все закончится. Пока читаете, мозг учится перекодировать маленькие черные закорючки с листа бумаги в образы, картины, фильмы. Во-вторых, читая сложную литературу, над которой приходится долго размышлять, задумываться над каждой фразой (например, философские труды), разбавляйте ее чтением литературы легкой, на которой можно разогнаться. Лучше, если это будет повесть, а не короткий рассказ. Опытный читатель следит за ходом мысли автора, выделяя главную мысль и увязывая с ней остальные детали повествования. Неопытного читателя выдает неумение отличать главное от второстепенного, когда вместо сути пересказывается только частный пример.

Важно также понимать, что чтение и прослушивание книг - это совершенно разные процессы и разные задачи для нашего мозга. При прослушивании аудиокниг работают височные, а при чтении - задние доли. И этой частью мозга отучаются пользоваться все больше и больше людей. Очень надеюсь, что число читающих людей будет увеличиваться. Ведь именно чтение развивает здоровый скептицизм, умение анализировать и мыслить критически.

Иконки: Microphone by Edward Boatman, Eye by Carin Marzaro, Refresh by Viktor Vorobyev, Circus Elephant by Solène Troussé, bookmark by Nicholas Menghini - all from the Noun Project.

В нашу жизнь медленно, но уверенно входит понятие «слоу» (от англ. - медленно). Слоуфуд, курсы неторопливого чтения, медленное ТВ… В общем, осмысленная медленная жизнь.

Давайте разберемся, откуда это пришло и так ли это нам необходимо.

Сейчас многие ориентируются на буддийских монахов. Например, что они советуют делать медленно, а что - быстро. Так вот, неторопливость нужно проявлять практически во всем: в учебе, женитьбе, а также - в мирских удовольствиях и даже в потери самообладания.

Хорошо, конечно, если вы представляете, как можно его терять медленно - мы вот пока не очень… Может быть, здесь истина родом из детства: если тебя разозлили, посчитай до двадцати? Ведь не станет же буддийский монах иметь в виду месть - блюдо, которое следует подавать холодным...

Кстати, монахи прошлых веков считали, что медленно следует делать только то, что сложно исправить: строить, вступать в брак и делать татуировки.

Это, конечно, все правильно, но ведь тогда не было такого бешеного ритма жизни, установок «кто первый встал - того и тапки», «кто не успел, тот опоздал»… И медленно жилось очень легко.

Последние десятилетия шли под девизом «работать-успевать-не переуспевать». И многие даже получали от такого ритма удовольствие - с радостью брались за любое дело, спали по три часа, мужественно стояли в пробках, зарабатывали и тут же тратили... Тайм-менеджмент учил выжимать каждую минуту на максимум.


А конец 2000-х годов привел к мировому кризису, и тогда наступило что-то вроде похмелья. Вот и до России эта волна дошла. И так как вечеринки мы привыкли праздновать до конца, похмелье к нам придет в двойном объеме.

Хотя человечество давно уже начало задумываться - не пора ли попридержать коней…

Slow food

Это движение возникло в противовес фастфуду. Здесь не имеются в виду долгие застолья - скорее, вдумчивое питание чистыми продуктами, выращенными без химикатов (то есть, не быстро). На смену супермаркетам, где люди носятся с тележками, а продукты через два дня летят в мусорку, пришел рынок, где каждый овощ можно пощупать, понюхать и обсудить.

Люди стали осознавать, что «франкенштейн» супермаркета хорош только в том случае, если вы согласны 45 лет встретить бесцветным и бесформенным существом с вечной изжогой.


Йога

Потом началась эпоха йоги. Для одних это было слишком медленно, другие не понимали инструктора, который говорил: «будьте здесь и сейчас, успокойтесь, дышите» . В смысле - здесь и сейчас? В смысле - дышите? А что я делаю всю жизнь, по-вашему?

Мы так привыкли злиться и психовать, вертеться и рефлексировать, что сидели в позе лотоса и наспех соображали, что приготовить на ужин, и почему начальник сегодня был злым. А потом слушали, как друзья взахлеб рассказывают тебе, что шавасана - это отличный способ наконец-то выспаться и перезагрузиться.

Все в душе лелеют истории про Наполеона и Цезаря, которые переделали кучу дел одновременно.

Что сказал бы буддийский монах на это? Примерно следующее: Наполеон хоть и покорил Европу, жизнь свою завершил в изгнании. Чужие земли тоже нужно уметь завоевывать медленно и вдумчиво - чтобы был шанс закрепить результат…



  • Теперь вместо миллиона книг о том, как все успеть и все контролировать, выходят книги о том, как важно расслабиться.

Отвлечься.

Помедитировать.

Выключить компьютер.

Не заглядывать в телефон перед сном.

Отключить почту на время отпуска.

Экономить силы.

  • Теперь стал цениться неудачный опыт, потому что итог как таковой уже не важен. Важен сам процесс.
  • Теперь людей не очень заботят золотые горы и миллионы. Состояние Марка Цукерберга оценивается в $ 20 млрд, но народ в восторге, что у него скромный дом, жена немодельной внешности и в гараже нет «феррари»
  • Теперь наши главные враги не лень и низкий заработок, а синдром дефицита внимания и отсутствие мотивации.

Курсы медленного чтения

Странное явление. А какую популярность набирает! В школе нас всех учили быстро читать, а над отстающими посмеивались. А теперь задумайтесь, когда вы в последний раз что-то читали, не отвлекаясь на постороннее. Ведь так хочется получить информацию быстрее, быстрее, еще быстрее! Отсюда и полпуядрность списков: «10 фильмов о любви» или «20 способов нарезать лук». Вот и Эмма Уотсон, кстати, объявила перерыв в съемках, пообещав читать одну книгу в неделю...

Медленное TV

Самый неожиданный феномен родом из Норвегии.

Передачи, в которых в течение часа, показывают, например, движение поезда. И все. Никого монтажа и ускорения! Сначала поговаривали, что у норвежцев там совсем уже крыша поехала, а теперь все телевизионщики мира признают, что это очень нужное и полезное явление.

Вот и канал BBC выпускает программы, передающие птичью трель на опушке леса или от начала до конца показывающие процесс плавления стекла, ковки металла и обработки дерева…

Или, например, как делают скрепки. Или сдобные кренделя. Глаз не оторвать!



Темп жизни благодаря всему этому, может, и замедлился, но весь мир разогнался до максимума. Мы страшно летим вперед. И пытаться медленно обучаться и читать - необходимо, чтобы успевать осмысливать все происходящее.

И чтобы было, что вспомнить. Как в красивом фильме «Знакомьтесь, Джо Блэк», где Брэд Питт, играющий Смерть, спрашивает у старухи: «Достаточно ли у тебя красивых картинок, чтобы уйти из этого мира?».

Может быть, в этом смысл? Много ли у вас таких картинок? И необязательно с пляжа или с Фудзиямы - их можно увидеть везде. Дома, на работе, в толпе и в соседнем парке. Ели вы их видите, значит, путь выбран правильный. Ведь так трудно потом исправить жизнь...

Почти каждый пласт информации требует своей определенной скорости чтения, своей особенной стратегии обработки информации. Не надо забывать и о том что скорость Вашего мышления определяет и скорость обработки информации.

Чтение - сложнейшее упражнение для мозга. В этом его польза и это же причина трудностей в обучении чтению и письму…

Запоминанию информации помогают определенные техники, направленные на запечатление и на восстановление информации. К одной из таких техник относится зубрежка, к другой технике относится практическое использование полученной информации, к еще, среди ленивых читателей, часто востребованной техникой по запоминанию ненужной информации является мнемотехника. По мнению многих, такой способ запоминания информации, как мнемотехника, позволяет существенно сократить количество времени на запоминание, но это не так. На самом деле, мнемотехнические приемы требуют гораздо больше больше психической энергии.

Ничто из ничего не получается.
(Декарт)

Принципы скорочтения

  • Старайтесь объединять полученные ныне знания со знаниями которые вы получили раньше . Старайтесь читать вдумчиво, постоянно переосмысливаю ту информацию которую вы почерпнули из книги.
  • Ищете те знания которые вы сможете применить практически.
  • Скорость чтения можно менять . Не нужную информацию пропускайте, а важные мысли читайте медленно и вдумчиво. Перечитывай важные моменты , пока полностью не уяснишь. Во время чтения концентрироваться нужно на главном.
  • Очень важно еще перед тем как читать поставить четко цель.
  • Выбирайте интересные для Вас тексты.
  • Если вы устали. Сделайте перерыв, переключитесь на другую деятельность Чередуйте техническую и художественную литературу.

В моей методике я придерживаюсь следующей стратегия овладения навыками динамического чтения:

  • обучение эффективным стратегиям чтения,
  • формирование физиологических навыков,
  • внимание и память. Невозможно говорить о быстром чтении, если нет навыка быстрого восприятия, не расширен объем оперативной памяти, и нет умения концертировать внимание,
  • формирование навыков автоматического поиска и взаимодействия с информацией,
  • стратегии оценки и выделения смысловых уровней и блоков информации.

Следующий этап - работа с динамикой восприятия (я не привык разделять отдельно "восприятие", "запоминание", "чтение", "осмысление", так как это все элементы одного целого.

Это работа с личными ограничениями, поддерживаемыми системой убеждений.

Еще один аспект работы над собой - это осознанное управление субъективными состояниями. Необходимо уметь калибровать (отслеживать и характеризовать по определенным параметрам) свои состояния и спонтанно генерировать ресурсные для данного вида деятельности. Условием такой спонтанности становится только богатый личный опыт осознанного восприятия себя.

Мозг работает быстрее, чем мы думаем

"Мозг работает быстрее, чем мы думаем ", говорил Бендлер,
хочется добавить: "А наше сознание - медленнее, чем нам кажется ".

Очень полезно посещать тренинги. Нам всем нравится испытывать состояние интеллектуальной силы, легкости, мгновенной восприимчивости, "расширения сознания" и управления. Интенсивные тренинги, небольшие по времени в среднем 3-5 дней, проходят в движении по ступеням, интенсивные тренинги дают больший эффект чем тренинги с продолжительным курсом.. Они включают общие ресурсные состояния повышенной восприимчивости к информации, доставляют много положительных интеллектуальных эмоций. Это незабываемый ресурсный опыт.

Скорочтение - необходимые и достаточные условия для овладения навыком быстрого чтения

(Здесь публикуется переработанный текст Елены Шугалей)

Вот так обычно выглядит медленно читающий человека:

    Недостаточно быстрая скорость чтения,

    Долгая раскачка перед чтением

    «Плохая» память,

    Отвлечение во время чтения

Наше коллективное пространство причин неуспешности в работе с информацией почти целиком составляют Ограничивающие убеждения Их можно разделить на две группы:

    общие убеждения, обусловленные сложившейся системой обучения и единым социальным контекстом,

    индивидуальные, связанные с контекстом ближайшего окружения, убеждениями по поводу своих физиологических и личных способностей.

К первой группе можно отнести перенос стратегий работы с новой информацией, которыми дети овладевают при переходе в среднее звено школы:

    «Читай медленно, иначе не поймешь!»,

    «Вслух!»,

    «Повтори!»

Это когнитивные якоря при работе с новой информацией.

Еще одно важное ограничение – недостаточно развитая способность к анализу .

Как я это делаю?
(Основной вопрос самообучения)

Человек, не привыкший задавать себе вопрос: «Как я это делаю? », спонтанно вырабатывает у себя стратегию обучения, как правило, успешную только в определенном контексте, и механически переносит ее в другие, часто требующие противоположных навыков обучения, контексты.

При недостаточной компетентности в каком-либо виде учебной деятельности происходит восполнение недостающих звеньев ментальной карты ученика соответствующими убеждениями.

Одними из самых прочных являются ограничивающие убеждения, связанные с индивидуальной физиологией и генетическим своеобразием.

Проверьте себя... Может быть вы считаете, что не способны учиться, потому что...

Убеждения по поводу ценностей

Эти убеждения строятся на основе отношений причины-следствия, генерализации и опущения элементов личного опыта неэффективного обучения.

    «Если я читаю МЕДЛЕННО – я лучше запоминаю».

    «Запомнить – значит уметь воспроизвести ДОСЛОВНО». «Повторение – мать учения».

    «Чтобы чему-то научиться, нужно приложить УСИЛИЕ и СТАРАНИЕ».

К этому ряду относится и такое мотивирующее занятия динамическим чтением убеждение, как

Отрицательные убеждения о способностях.

    «Я не умею сосредоточиваться»,

    «Я плохо запоминаю»,

    «У меня нет способности к визуализации»,

    «Я не могу не проговаривать»,

    «Если я не проговорю – я не пойму»

    «У меня нет образной памяти».

Используемые номинализации не воспринимаются как выражения некоторого динамического процесса, а приобретают черты «объективной сущности», которая обладает самостоятельными устойчивыми характеристиками и не зависит от контекста применения.

Убеждения о способностях формируются также спонтанно в процессе когнитивной деятельности, если у человека нет опыта по целенаправленному развитию соответствующей способности или если подобный опыт не смог перейти порог осознанной некомпетентности (плато ожиданий кривой Бандуры).

Отрицательные убеждения, связанные с содержанием действий и окружения.

Эта группа убеждений характеризуется отсутствием навыка гибкого и быстрого перехода от содержания контекста к внутреннему содержанию способностей. Может показаться странным наличие таких инфантильных убеждений, как:

    «Я быстрее прочту текст, написанный большими буквами, чем маленькими»,

    «Я люблю литературу, но вот русский язык ненавижу»…

Полученная структура убеждений одновременно является и ресурсом для обучения.

Само желание научиться подтверждает наличие сверх положительной ценности - преодолеть ограничения в собственном развитии. Определение проблемного пространства предоставляет возможность перейти к пространству ресурсов и пространству решений. Этот переход осуществляется через калибровку петли эффектов желаемого состояния. Эффекты сами по себе являются причиной и мотивом его достижения и мобилизуют ресурсы в соответствии с целями обучающегося. При совместном определении пространства эффектов на первом занятии мы используем упражнение на интервидение, которое не только определяет творческий потенциал нашей работы, мотивирует на достижение результата, но и демонстрирует успешную стратегию создания множественных перспектив в описании когнитивных процессов. Использование при этом визуальных и символических стратегий расширяет пространство ресурсов каждого участника группы.

Корректировка модели поведения

В нашем опыте уже есть все эффективные стратегии поведения, но отсутствует механизм их применения в соответствии с конкретной деятельностью. Остается, только научиться правильно пользоваться полученными ранее стратегиями.

Взгляните на эти слова и предложения

Я ПЬЮ МОЛОКО

МОЛОКО – СИМВОЛ

А, теперь проследите внутренние ощущения:

    Как быстро вы опознали эти слова и поняли смысл прочитанного?

    Нужно ли было вам проговаривать их?

    Вы заметили, что внутреннее проговаривание включается только после опознания объекта?

    Вы заметили, что образ действия возникает быстрее, чем вы проанализируете грамматическую конструкцию;) ?

    Вы заметили, что ваше сознание может мгновенно улавливать сложную смысловую характеристику сообщения, и только потом начинаются ваши комментарии и уточнения?

    Вы ощутили, что визуальный канал работает гораздо быстрее и становится источником синестезий?

    Вы поняли, что образ и его смысловое наполнение воспринимаются нами одновременно, в зависимости от нашего субъективного опыта?

Слова в книге воспринимаются иероглифами. Читателю совершенно не обязательно читать их по буквам! Главное, чтобы в сознании был предыдущий опыт работы с данным словом.

То же самое происходит и на уровне нахождения смысловых структур. Если вы намерены читать вывод в статье, то глаза сами собой остановятся на нужной конструкции текста.

Если вас попросят найти какую-то смысловую структуру (например, о каких действиях идет речь, какой контекст рассматривает автор и так далее), вы удивитесь тому, как быстро и цельно анализирует наше сознание информацию, если ему не мешать;) . Вспомните, что ваши комментарии по поводу предложения «Молоко – символ» появились ПОЗЖЕ вашего понимания и «опознания» сути прочитанного. Паттерны логических структур информации впитаны нами в полном объеме. Они действуют автоматически, на неосознанном уровне компетентности, когда мы воспринимаем окружающий мир. Только когда мы начинаем задумываться, как это происходит, мы начинаем их систематизировать и называть, чтобы иметь более точный опыт осознания этих паттернов. Просто позвольте своему сознанию делать эти две важные работы по порядку, а не одновременно. Вы точно так же управляете своим компьютером, позволяя ему последовательно переходить от программы к программе путем нажатия соответствующих клавиш. Какие клавиши были для вас в этом процессе самыми интересными?

Практическое упражнение по использованию внутренних резервов

Еще одно упражнение по утилизации такой «вредной» в некоторых контекстах и такой «полезной» в нашем случае стратегии переноса механического навыка.

"Давайте потренируемся в эффективном взаимодействии с самим собой!

Для этого вам понадобится не очень легкий, но и не совершенно незнакомый текст (например, по психологии;)), минут 5-10 времени и … соответствующий настрой. Процесс анализа и критики текста, упражнения и своих способностей к быстрому чтению мы пока отложим. Настройтесь на интенсивную работу в течение этих минут и на полное доверие к своим способностям. Читать вы умеете, движениями глаз руководить тоже умеете, судя по тому, что вы с нами. ДУМАТЬ тоже умеете! Этого достаточно;) .

Начнем с паузы. Перед каждым действием вы должны дать команду своему подсознанию. Вспомните, как вы «подвигаете» себя на выполнение какой-то серьезной работы? Очень часто это выражается во внутреннем диалоге. Например, строгим и спокойным голосом вы себе приказываете: «Вперед!» или «Ну, начнем!» Вспомнили? Послушайте себя. Уловите это состояние и особенности общей команды. Обратите внимание на то, что команда должна быть КОМАНДОЙ, а не пожеланием. Есть громадная разница между « Сейчас я сделаю!» или « Делай!» и «Я должен сделать…» (это выражение несет в себе скрытое ограничение, чувствуете? Вы никому ничего не должны – вы играете!) или «Я попробую…» (попробую, но не съем).

Запомните состояние готовности начать действие! Позже, вам нужно будет вызывать это состояние для входа в режим скорочтения!

Сперва прочтите целиком описание упражнения. Абзацы в тексте соответствуют паузам, во время которых вы в течение короткого времени должны дать уже выявленную энергичную команду самому себе. Приготовьте текст для работы (1-2 страницы, когда заканчиваете читать – возвращайтесь обратно, пусть мозг потренируется на знакомом материале).

«Вперед!»?

Максимально быстро, не вдумываясь в смысл текста специально, читайте текст, делая только три фиксации на каждую строчку, выбирая их произвольно. Вы решаете только одну задачу: три фиксации!

Дайте себе команду увеличивать скорость движения от строки к строке, чтобы к концу страницы она стала максимальной! Тот же текст в соответствии с этой командой!

Увеличьте скорость движения глаз. Делайте две фиксации. МАКСИМАЛЬНО УВЕЛИЧЬТЕ СКОРОСТЬ СКОЛЬЖЕНИЯ!

Ведь это уже скольжение? При большой скорости вам хочется скользить, фиксации вам мешают? Разрешите себе это и получите удовольствие!

Скользите максимально быстро по уже знакомому тексту! Увеличивайте скорость от строки к строке!

Какую траекторию предпочитают ваши глаза? Это волнообразная линия? Зигзаг? Движение от одного угла страницы к другому? Это ваша личная эффективная траектория скольжения.

Обратите внимание – какие слова, смысловые единицы проникают в ваше сознание при быстром скольжении? Не ставьте перед собой задачу разобраться в деталях. Понять, что текст посвящен НЛП, а не проблемам свиноводства достаточно, но вы уже заметили гораздо больше!

Усложните задание!

Теперь переверните текст вверх ногами. Читайте не по слогам, а словами, предложениями. Мозг приспособится очень быстро. Дайте ему команду по-прежнему увеличивать скорость к концу текста и делать 2-3 фиксации. Когда вы почувствуете, что он перестает замечать, в каком виде текст ему «подсунули», не давайте ему расслабляться. Переверните в обычное положение и максимально увеличьте скорость скольжения! Чтоб не показалось сахаром;) . И опять переверните! И так далее!

Теперь последнее усилие. Вы читаете последний раз, максимально быстро скользя и улавливая суть текста. К концу чтения увеличьте скорость, насколько это только возможно!

А теперь, не делая паузы, ПОЗВОЛЬТЕ своему мозгу перейти в обычный режим. Читайте, как хотите.

Как он себя чувствует? А Вы?

Похвалите себя! И его! МОЛОДЕЦ!

Число отличается от количества
(Бейтсон)

Это важная часть упражнения.

Сейчас, когда Вы потрудились, я хочу рассказать Вам, как Грегори Бейтсон наблюдал за дрессировщиком дельфинов. Тот обучал дельфина находить новые трюки. За каждый новый трюк дельфин получал рыбку. На следующий день, когда дельфин исполнял вчерашнее движение, рыбки не было. Дельфин начинал нервничать, часто от досады выкидывал новый переворот, и тут же получал рыбку. И так изо дня в день: ни одной рыбки за старый трюк, только за что-то новое. Дельфину хватило 14 дней, чтобы понять правила игры. Он стал буквально неуправляем и счастлив, за один день продемонстрировал целых восемь самых неожиданных «коленец». «Поднялся на новый качественный уровень обучения», – как сказали бы психологи.

И вот важный момент, очень важный. В течение этих 14 дней дрессировщик кормил дельфина рыбой в неучебное время. На вопрос Бейтсона он ответил: «Я делаю это для того, чтобы поддерживать хорошие отношения с дельфином. Иначе он вообще не захочет учиться ».

Мы должны поддерживать хорошие отношения с самими собой! Поощрять себя, хотя бы отмечать свои достижения и хвалить себя за них! Иначе зачем нам вообще учиться? Только для собственного счастья, которое формирует наша компетентность.»



Публикации по теме