Приметы на праздник георгия победоносца. Какие приметы Вам помогают

Егорьев день (Егор Юрий). Егорий Вешний. . Праздник пастухов - выгоняют стадо в поле. На егорьевской неделе прилет ласточкам.
Егорий – устроитель земли русской. До XV столетия он один был на гербе государственном. Он также является покровителем стольного града Москвы. Считается, к тому же, покровителем полей и всех плодов земных, что предопределило традицию освящать в этот день поля и посевы. Георгий - Водонос, он был также покровителем источников и рек. Поэтому в день святого бывало обязательным и водосвятие. Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей. День святого Георгия отмечается дважды в году: 6 мая и 9 декабря. Потому приметы и поговорки, сложившиеся к Юрьеву дню, соответствовали времени года. Величали Георгия, согласно народной трансформации имени, и Егорием, и Юрием. Поскольку наш современный календарь «сдвинут» вперед на 13 дней, то все приметы следует относить, как они складывались к 23 апреля. Ко дню святого Георгия вешнего уже повсеместно развертывались полевые работы.
Крестьяне просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу. Юрьева роса от сглазу, от семи недугов. "Будь здоров, как Юрьева роса!" На Егорьев день вывешивали во дворе влажное полотенце: за ночь высохнет – долго не будет инеев, а замерзнет – будут заморозки уже в августе.

На Руси два Егория: один холодный, другой голодный (9 декабря и 6 мая). Коли весенний Егорий с кормом - осенний Никола (19 декабря) будет с мостом (т.е. зима установится, будет хороший санный путь). На Егорья мороз - будет просо и овес. Когда на Георгия мороз и повторится через неделю, должно ожидать теплой осени. Как в Егорьевскую ночь заморозит, так сорок утренников еще на хлеб падет. На Егорья роса - будут добрые проса. На Юрья дождь - гречи нерод. Ранний яровой посев с Егорья, поздний - с Еремея (14 мая). Ясное утро на Юрья - ранний сев, ясный вечер - поздний. Ранний горох сей до Георгия, поздний после Георгия. С Георгия начинают сеять свеклу, морковь и рассаду. Первый день выгона скота. С Егория начинались хороводы, а посиделки откладывались до Дмирия (8 ноября). Юрьев день весенний. Егорий с теплом, а Никола с кормом. Егорий с водой (росой), а Никола с травой. Егорий с мостом, а Никола с гвоздем. Егорий с ношей (с кузовом), а Никола с возом. Не хвались на Егорьев день посевом, а на Никелин день травой! В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает. На Егория прилет ласточкам. На Юрия - роса - не надо коням овса. Юрий запасает коров, Никола коней. Юрий - праздник пастухов (так как в его день выгоняют в первый раз скот в поле вербою с Вербного воскресения). Юрьева роса от сглаза, от семи недугов. Будь здоров, как Юрьева роса!Коли на Юрья березовый лист в полушку - к Успению клади хлеб в кадушку. Яровой сей до Егорья или с Егорья. Богатый сыт и в Егорьев день, а бедный терпит до Спаса. Под Егорья вешнего не работают, чтобы волк овец не поел. На Юрья св. Егорий разъезжает по лесам на белом коне и зверям раздает наказы. Всяк зверь у Егорья под рукой. Что у волка в зубах, то Юрий дал. Егорий весну начинает, Илья лето кончает.

Егорий Вешний. При грозе гром скоро прекращается - погода наладится.
Птицы вьют гнезда на солнечной стороне - к холодному лету.
У здорового человека беспричинно подавленное настроение - к дождю.
Вечерняя заря багрово-красная - к плохой погоде.
На небе появились облака, по форме напоминающие линзы или вытянутые семена чечевицы - через 1-1,5 часа начнется гроза.

День Дажьбога (Овсень большой) (Праздник славян)

Дажьбог - Дабъ, Радегаст, Радигош, Сварожич - это разные вариации имени одного и того же бога. Бога плодородия и солнечного света, живительной силы. Первопредок славян (славяне по тексту «Слова о Полку Игореве» - даждьбожии внуки).
В день Дажьбога люди радовались, что Дажьбог отверг Марену и обручился с Живой. Это означало конец Зимы, начало Весны и Лета. В это время в ведических храмах и на вспаханных полях славили Дажьбога.
«Славим Дажьбога. Да будет он нашим покровителем и заступником от Коляды и до Коляды! И покровителем плодов на полях. Он траву дает скоту нашему во все дни. И коровы умножаются, и умножаются зерна в житницах. И меду он не дает забродить. Он бог Света. Славьте Сварожича, отрекающегося от Зимы и текущего к Лету. И ему мы славу поем на полях, поскольку он - отец наш.» /Вел. 31/
День Дажьбога - это и время первого выгона скота на пастбища. Потому Дажьбогу жгли огни и просили его охранять скотину:
Ты, Дажьбоже храбрый!
Спаси скотину, охрани ее от похитчиков!
Охрани от медведя лютого,
Сбереги и от волка хищного!
Считалось, что в этот день бог Велес украл у Перуна тучи-коровы, и заточил их в горах Кавказа. Потому Яра, Дажьбога и Перуна просили вызволить тучи, иначе все живое на Земле погибнет. Славят в этот день победу Дожьбога над Велесом.

Сказания русского народа собранные И.П. Сахаровым.

Наблюдения.- Обряды.- Угощенья - Сказание о Георгии Храбром

Наблюдательные поселяне говорят: «Егорий с теплом, а Никола с кормом.- Сей рассаду до Егорья, будет щей вдоволь.- Коли на Егорьев день мороз, то и под кустом овес.-Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кладушку.-Пришел бы на Егорий мороз, а то будет просо и овес.-Коли весенний Егорий с кормом, то Никола осенний будет с мостом.-Выгоняй скот на Юрьеву росу.-Егорий с водой, а Никола с травой.-На Руси два Егорья, холодный да голодный, а везде Божья благодать.- Что у волка в зубах, то Егорий дал.- Он сыт, как Юрьева гора,-говорят нерехонцы про богатого мужика.- Святый Юрий коров запасает, а Никола коней,- говорят белоруссы.-Егорий с полувозом, а Никола с целым возом. В Чухломском и Холмогорском уездах говорят: «В поле стадо сгонять и Егорья окликать ».
В день святого Георгия выгоняют скот на траву вербою, оставленной от Вербной недели. Рано утром служат молебны на студенцах, реках, или лугах от всего мира, и после благословения от священника провожают всею деревнею скотину в поле. Здесь угощают пастухов сытною мирскою яичницею, наделяют холстом и деньгами. На этом празднике пастухов веселятся все поселяне.
В Тульской губернии выходят на засеянные поля служить молебны с водоосвящением, окропляют нивы св. водой. После сего мужчины и женщины катаются по полям, в надежде быть сильными и здоровыми, как Юрьева роса. В Курске на Юрьев день бывает ярмарка, где продают деревянные, глиняные коровки. В Муромском уезде бывали прежде крестные ходы вокруг пашен; а в других местах вокруг сел и всех полей. В Мшюруссии 23 апреля бывает крестный ход на жито. Питчане, в память их предков, хлыновцев, одержавших победу над чудью и вотяками, на Юрьев день из села Иолкова приносили в Вятку образ св. Георгия вместе с железными стрелами.
На Юрьев день начинаются сельские гулянья. В Шенкурске и Вельском округе разыгрываются вечерние хороводы. В Солигаличе и Буе выходят поселяне ночью петь песни, которые всегда оканчиваются припевами о сохранении стад. Смоленские жители выходят в город освежаться на горах и гуляют до поздней три.
Между знахарками и колдуньями есть тайное предание, что ранняя юрьевская роса бывает чрезвычайно мредна для животных. Для этого самого они выходят на поле сбирать росу. Сбор росы производят напитывани-см холстины в утренней росе. По их приметам, юрьевская роса сушит рогатый скот, у коров отнимает молоко, телят ослепляет. Стоит только этой холстиной покрыть рогатый скот, и тогда все беды польются на них рекой. Одно только может не вредить скотине, если поселяне выгоняют ее на Юрьев день вербой.
С Юрьева дня поселяне начинают производить все торговые сделки, назначают сроки. Работники, по старому обычаю, нанимаются: «с весеннего Юрья по Семен день или по Покров». Торговцы говорят: «Выставь к Юрьеву дню - доспею к Юрьеву дню». Для них этот день служит указанием события: «А это было до Юрьева дня - кажись, случилось на Юрьев день».
Наш народ сохранил древнее сказание о Георгии Храбром - искоренителе басурманства и поборнике светлой Руси. Приводим здесь это сказание:

Во святой земле, православной,
Нарожается желанное детище
У тоя ли пре Мудрыя Софии;
И нарекает она по имени
Свое то детище Георгий,
По прозваньицу Храброй.
Возростает Георгий Храброй
Промеж трех родных сестер,
От добра дела не отходючи,
Святым словом огражаючи,
Миру крещеному угожаючи.
Как и стал он, Георгий Храброй,
Во матёр возраст приходите,
Ум-разум сознавати,
И учал он во те поры,
Думу крепкую оповедати
Своей родимой матушке,
А и ей ли, премудрой Софии:
«Соизволь, родимая матушка,
Осударыня, премудрая София,
Ехать мне ко земле светло-Русской
Утверждать веры христианские».
И дает ему родимая матушка,
Она ли, осударыня премудрая София,
Свое благословение великое:
Ехать ко той земле светло-Русской,
Утверждать веры христианские.
Едет он, Георгий Храброй,
Ко той земле светло-Русской,
От востока до запада поезжаючи,
Святую веру утверждаючи,
Бесерменскую веру побеждаючи.

На те леса, на темные,
На те леса, на дремучие;





«Ой вы, леса, леса темные!
Ой вы, леса, леса дремучие!
Зарбститеся, леса темные,

Раскиньтеся, леса дремучие,
По крутым горам, по высокиим,
По божьему все веленью,
По Георгиеву все молению,
По его слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, моленью!»
Зарастали леса темные
По святой земле светло-Русской,
Раскидалися леса дремучие
По крутым горам, по высокиим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те горы, на высокие,
На те холмы на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити;
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, горы, горы высокие!
Ой вы, холмы, холмы широкие!
Рассыптеся, горы высокие,
По всей земле светло-Русской,
Становитесь, холмы широкие,
По степям, полям зеленыим,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,

Рассыпалися горы высокие
По всей земле светло-Русской,
Становилися холмы широкие
По степям, полям зеленыим.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На те моря, на глубокие,
На те реки, на широкие;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, моря, моря глубокие!
Ой вы, реки, реки широкие!
Потеките, моря глубокие,
По всей земле светло-Русской,
Побегите, реки широкие,
От востока да и до запада,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Протекали моря глубокие
По всей земле светло-Русской,
Пробегали реки широкие
От востока да и до запада.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На тех зверей, на могучиих,
На тех зверей, на рогатыих;
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити:
Нельзя Георгию туто проехати,
Нельзя Храброму туто подумати.
И Георгий Храброй проглаголует:
«Ой вы, звери, звери могучие!
Ой вы, звери, звери рогатые!
Заселитеся, звери могучие,
По всей земле светло - Русской,
Плодитеся, звери рогатые,
По степям, полям без числа,
По божьему все велению,
По Георгиеву все молению!»
И он, Георгий Храброй, заповедует
Всем зверям могучиим,
Всем зверям рогатыим:
«А и есть про вас на съедомое -
Во полях трава муравчата,
А и есть про вас на пойлипо -
Во реках вода студеная».
По его ли слову, Георгиеву,
По его ли, Храброго, молению,
Заселялися звери могучие
По всей земле светло-Русской;
Плодились звери могучие
По степям, полям без числа;
Они пьют, едят повеленное,
Повеленное, заповеданное
От его, Георгия Храброго.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На то стадо, на змииное,
На то стадо, на лютое;
Хочет он, Георгий, туто проехати

И стадо змииное возговорит
Ко тому ли Георгию Храброму:
«А ли ты, Георгий, не ведаешь,
А ли ты, Храброй, не знаешь:
Что та земля словом заказана,
Словом заказана, заповедана.
По той земле, заповеданной,
Пеш человек не прохаживал,
На коню никто не проезживал.
Уйми ты, Георгий, своего коня ретивого,
Воротися ты, Храброй, сам назад».
Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал Храброй на стадо змииное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змииное;
А на третий день ко вечеру
Посек, порубил стадо лютое.
Наезжает он, Георгий Храброй,
На ту землю светло-Русскую,
На те поля, реки широкие,
На те высоки терема, златоверхие.
Хочет он, Георгий, туто проехати,
Хочет он, Храброй, туто проторити.
Как и тут ли ему, Георгию,
Выходят навстречу красны девицы,
Как и тут ли ему, Храброму, проглаголуют:
«А и тебя ли мы, Георгий, дожидаючись,
Тридцать три года не вступаючи
С высока терема, златоверхого,
А и тебя ли мы, Храброго, дожидаючись,
Держим на роду велик обет:
Отдать землю светло-Русскую,
Принять от тебя веру крещеную».
Примает он, Георгий Храброй,
Ту землю светло-Русскую
Под свой велик покров,
Утверждает веру крещеную
По всей земле светло-Русской.

Подобная легенда отыскана была Колляром и напечатана в собрании Чермно-русских песен, в которой воспевается победа над змием и освобождение девицы. Немцы сохранили старинную рыцарскую песню о сражении Бернского Дидриха с драконом-Dieterichs Drachenkampf.
В Кологривском уезде сохранилось Егорьевское окликанье:

Мы вокруг поля ходили,
Егория окликали,
Макарья величали.
Егорий ты наш Храбрый...
Ты спаси нашу скотинку
В поле и за полем,
В лесу и за лесом,
Под светлым под месяцем,
Под красным солнышком,
От волка от хищного,
От медведя лютого,
От зверя лукавого.

Благоговение к св. Георгию Победоносцу принадлежит всем христианам; но славянский мир более всех ознаменовал себя. Сербы на Юрьев день купаются до восхождения солнца и выгоняют скотину в поле вербою. Они говорят: «Нет лета без Юрьева дни». Сербянки в своих песнях поют: «О праздник св. Георгия, приди и найди меня замужем»! Булгары на Юрьев день шкалают агнца без пролития крови на землю. Этою кровью они мажут у детей чело, ланиты и бороду.
Барашка зажаривают при собрании всех домашних и родных неженатых мужчин. После совершения молитвы священником начинается пиршество. Вечером все косточки барашка зарывают в землю. Жарение барашка совершают сербы, боснийцы и герцеговинцы. В Галиции отправляют на Юрьев день праздник пастухов с конскими ристаниями и песнями.
В старину у наших отцов было предание, что в Лукоморье есть люди, которые 26-го ноября умирают, а 23-го апреля оживают. Пред смертью будто они сносили свои товары в одно место, где зимою соседи могли их брать за известную цену, без всякого обмана. С бессовестными покупателями они рассчитывались весною, при своем оживлении (Кар. Ист. Т. VII, стр. 233). Это предание, известное еще Геродоту, вероятно, было занесено на Русь с востока.

Прогноз погоды и будущего урожая по приметам
(народный календарь и традиционные виды работ):

1 мая - Козьма-огородник. Этот день называли «кукушкиным» - эта птица обычно начинала куковать. Начало огородных работ: « На Козьму - сей морковь и свеклу». «Отпрянули злые северные ветры - сиверы, пришло долгожданное тепло». «Настал месяц Травень, самый тяжёлый в году». «Если день выдался тёплый, то вторая половина мая будет холодной».

2 мая – Иван Ветхопещерник, Новины. В этот день говорили: «На майском солнышке холсты отбелить - Весну ими одарить!», «Надо одеть Весну в новину». Б ыло принято выйти в поле, расстелить холст и положить на него пирог – ритуал одарения Весны для хороших грядущих урожаев.

3 мая – Федор Неводник, окликание родителей. Считалось, что в этот день нельзя ловить рыбу. Было принято посещать могилы родителей.

4 мая – Ляльник. В этот день произносили заговоры, проклиная нечистую силу. Девицы хороводы водили, пели песни около яблонь. «Если к этому дню зацветёт черёмуха, то лето будет тёплым», «Если закукует кукушка до Егория – к сухому лету».
«Сей рассаду капусты до Егория – капусты будет вдоволь», «Овёс и горох засевай до Егория».

5 мая – Лука. На Луку высаживали на грядки лук, славили это очень полезное растение. «Лук - что татарин: как снег сошел, так он и тут». «Лук от семи недуг», «Кто ест лук, тот избавлен от вечных мук». Если в этот день полностью развернулся лист у берёзы, то можно сажать ранний картофель. «Если эта ночь будет тёплая, то яровые хлеба успеют созреть до морозов».

6 мая – Юрий Вешний, Егорьев день. Вывешивали на улице влажное полотенце: «Если за ночь полотенце высохнет, то много родится огурцов, и к осени долго не будет инея; если ночью полотенце замерзнет – будут заморозки уже в августе», «Если в ночь на Егория заморозит, так сорок утренников падёт, на всё лето, пока хлеб в поле стоит», «Если Егорий тёплый, со дня на день жди лета». С этого дня начинались полевые работы – «Егорий весну начинает, Илья лето кончает», «В Егорьев день разве ленивая соха не выезжает». «Если на Егория утро ясное и тихое, то ранние посевы будут урожайными; если только к вечеру – поздние посевы удачными будут», «Если в этот день дождь – к большому травостою, а гречи недород», «Если на Егория большой разлив рек, то в Николин день (22 мая) будет много травы», « Егорий с водой, а Никола с травой», «Егорий с кормом, а Никола с комарами», «На Егория прилет ласточек». «Коли весенний Егорий будет с травой, то к осеннему Егорию (9 декабря) зима уже установится», «На весеннего Егория снег, мороз, - будет просо и овес, гречи хороши». «Коли на Егорьев день лист в полушку, на Ильин день клади хлеб в кадушку». В этот день люди катались по росе в надежде быть сильными и здоровыми, так как считалось, что Юрьева роса обладает особой целебной силой – «Юрьева роса от сглаза, от семи недугов».

7 мая – Евсей-овсы отсей, Елизавета. «Когда береза станет распускаться, когда с ивы и лозы пух летит - сей овес». А к этому дню нужно было закончить посевы овса: «Овес любит - хоть в воду, да в пору». «Яровую рожь и пшеницу сеять в Полнолуние, а овес - два дня после или прежде».

8 мая – Марк-Ключник, Птичий праздник. Верили, что у святого Марка-ключника находятся ключи от дождей: ему в этот день молились о ниспослании дождей и просили уберечь от засухи. «На Марка сеется греча». «На Марка прилетают стаи певчих птиц», в этот день отправлялись ловить чижей. «На Марка небо ярко - в избе жарко», «На Марка дождь – к неурожаю в саду», «Если на Марка день ясный – будет хороший урожай яровых».

Взято с сайта Гардения.ру

Егорьев день или, как еще называют этот праздник, Егорий Вешний, который отмечают 6 мая, посвящен святому Георгию Победоносцу. В народной традиции его обычно называют Егорием или Юрием.

Традиции празднования Егорьева дня

Особое почитание Георгия Победоносца на Руси началось с 1030 года, когда Ярослав Мудрый после воинской победы основал Юрьевский храм недалеко от Новгорода.

А в 1036 году монастырь святого Георгия был заложен в Киеве. Во время освящения культового сооружения 26 ноября княжеским указом предписывалось ежегодно отмечать праздник Георгия Победоносца по всей Руси. Его иконы хранятся во многих православных церквях.

Образ этого святого считается символом высочайшей воинской доблести, покровителем нашей армии. Со времен Дмитрия Донского святого Георгия считают покровителем Москвы. К нему обращаются с просьбами о защите от врагов, несправедливых притеснений.

В народе его почитают также как покровителя землепашцев, скота. Неслучайно Егорьев день на Руси был основным земледельческим праздником года, открывающим весенние полевые работы, днем первого выгона скота на пастбище.

Люди читали на полях молебны, окропляя нивы святой водой. В землю втыкали ветки, освященные в церквях в Вербное воскресенье.

Крестьяне верили, что в Егорьев день этот святой выезжает в поле на своем белом коне и пасет скот, охраняя его от диких зверей, над которыми тоже властвует. Хлебопашцы просили Егория отомкнуть землю, выпустить росу.

В Егорьев день пастухов одаривали подарками и кормили в поле яичницей. К этому празднику пекли каравай, первый кусок которого давали пастуху, а оставшийся скармливали вернувшемуся с пастбища скоту.

К праздничному столу хозяйки готовили обрядовое печенье в виде коров, лошадей, коз и других животных.

Поверья и приметы на Егорьев день

Считалось, что если поваляться утром по «юрьевской росе», то будешь здоровым и счастливым. А если выгнать на рассвете на луг веткой вербы скотину, то это пойдет ей на пользу. При этом приговаривали:

«Христос с тобой! Егорий храбрый, прими мою животину на все полное лето и спаси ее!»

Верба – первое растение, которое оживает с наступлением весны, крестьяне верили, что ее прикосновение должно было увеличить плодородие скота.

С Егорьевым днем также было связано немало погодных примет. Считалось, что в этот день весна на землю сходит. Говорили: «Егорий землю отмыкает», «Пришел Егорий, и весне не уйти», «Юрий на порог весну приволок».

По этому дню судили о будущем урожае. Бытовали поговорки: «На Егория мороз – будет просо и овес», «Сей рассаду до Егория – будет щей вдоволь», «В Юрьев день только ленивая соха в поле не выезжает».

Георгий Победоносец всегда почитался в христианской вере. В российской армии даже был учрежден георгиевский орден, как раз в честь этого воина великомученика. Он был великим воином, но когда его попросили отказаться от христианства, он не отказался. Георгия пытали семь дней, и каждый раз он чудесным образом исцелялся. А на восьмой день он был казнен. Но за это время многие люди обратились в христианскую веру, видя те чудеса, которые вершил Георгий. И сегодня люди помнят об этом празднике и соблюдают приметы на праздник Георгия Победоносца.

Приметы на Григория Победоносца

Пришел Егорий – и весне не уйти . Егорий – это один из вариантов имени Георгий, точно так же, как и Юрий. Этот день действительно считается днем окончательного вступления весны в свои права. Зима теперь долго не побеспокоит, пока не придет ее время. Все цветет, зеленеет, природа окончательно проснулась и начала жить.

Егорий с водой – Никола с травой. В народе говорили, что если в этот день, 6-го мая, выпадет роса, значит , на Николая Чудотворца, травы будет столько, что вся скотина будет сыта. В этот день скармливали коровам, козам и лошадям последние запасы зимних кормов. Теперь уже можно будет выводить скотину на пастбища. С этого момента сама природа начнет кормить всю живность.

Коли на Юрия березовый лист в полушку – к Успению клади хлеб в кадушку. В данной примете имеется в виду, что если 6-го мая березовые листья стали размером с полушку, то будет собран хороший урожай пшеницы. Полушка – это мелкая монета, размером 6 на 8 мм. Поэтому люди внимательно следили за деревьями в этот день. Хотелось знать, каким же будет предстоящий урожай. Если лист березы в этот день был меньшего размера, то и урожай будет меньше. Ну, а если лист был больше, то можно было радоваться – урожай превзойдет все ожидания.

На Егория утро ясное и тихое – первые посевы будут урожайные. Данная примета касается не злаковых растений, а всех овощей, которые высаживаются семенами. Редис, огурцы, помидоры, перец – если вы высаживаете все это не рассадой, а семенами, значит, скоро будете собирать первый урожай.

Другие приметы на праздник Георгия Победоносца

В канун Юрия возьмешь шерсть в руки – весь скот порежут волки. Георгий Победоносец считается покровителем всей домашней живности и скотины. А появилась благодаря тому, что на седьмой день пыток Георгий не только исцелился от ран сам, но и воскресил одного мертвого и поднял одного павшего вола. С тех пор люди верят, что накануне этого дня Георгий Победоносец пролетает по небу на своем коне, защищая всех животных. А если кто-то в этот момент возьмет в руки шерсть, то тем самым лишит свою скотину защиты.

На Егория ведьмы коров портят. В народе говорят, что ведьма не успокоится, пока не отыщет в этот день незащищенную корову. Ведьмы ходят по дворам, и ищут, где можно подпортить скотину, чтоб набраться сил. Для этого они на воротах снимают стружку, после чего со специальными заклинаниями варят ее в подойнике. А после этого хозяева коровы удивляются, куда же у их кормилицы делось . Избавиться от этой проблемы может только тот хозяин, который внимательно следит за состоянием своих ворот. Для того чтобы корова снова стала здорова, хозяину нужно только замазать грязью то место, где обнаружено соструганное место.

На Егория пастуха почитай – корова будет в порядке. Действительно, в этот день всегда было принято угощать пастуха самыми вкусными блюдами, дарить ему деньги и отрезы тканей. Получается, такой своеобразный День пастуха. В народе считалось, что чем лучше отблагодарить пастуха в этот день, тем спокойнее можно быть за свою корову. Пастух – это помощник Георгия Победоносца. Поэтому он мог сохранить скотину так же, как и его хозяин.

На Егория не тронь гребень – жизнь свою прогребешь. Считается, что в этот день ни в коем случае нельзя пользоваться ни гребнем, ни расческой, ни щеткой, ни ножницами. Мало того, в народе говорят, что не только пользоваться нельзя этими предметами в данный день, но необходимо их спрятать так, чтобы даже на глаза не попадались. У данной приметы есть два негативных последствия.

  • Во-первых, если вы будете пользоваться расческами или решите подрезать волосы ножницами, то ваши волосы станут слабыми и начнут выпадать.
  • А во-вторых, считается, что такими действиями вы можете потерять свою кормилицу.

Конечно, она не умрет, но телят приносить уже не сможет, а значит, не сможет и давать молоко.

Приметы Георгия Победоносца и домашние животные

Защита домашних животных – основной ритуал этого дня. Действительно, раз этот день посвящен защитнику домашнего скота и всех животных, поэтому и ритуалы, связанные с защитой , обладают неимоверной силой. В народе было принято в день Георгия Победоносца запечь в пирог целое яйцо, положить этот пирог в сито. С собой брали топор, который несли за поясом, и нож. Кроме этого брали ветку вербы и зажигали свечу. Со свечей и пирогом хозяин дома обходил все стадо. А потом пирог разламывал на столько частей, сколько голов в стаде. Каждой корове он давал по куску пирога. Ветку вербы нужно было бросить в реку. После этого хозяин должен был положить топор и нож на пороге своих ворот. Нужно было выгнать стадо со двора, а потом загнать обратно, главное, чтобы они перешли через топор и нож. Считалось, что если вы так поступите, то никто не сможет испортить скотину, да и волков можно не опасаться.

Приметы на праздник Георгия Победоносца связаны в основном с защитой скотины. Но для крестьян домашняя живность всегда была очень важна. От здоровья домашней живности напрямую зависело и благосостояние семьи. И чем лучше домашние любимцы были защищены, тем лучше жила семья.

6 мая Православная церковь почитает память Георгия Победоносца. В народе эта дата получила название Егорьев день. 6 мая проводили обряд первого выгона скота, а люди купались в росе, собирали целебные травы, жгли костры, совершали аграрные обряды и устраивали ритуальные трапезы.

  • Юрьев день,
  • Егорий Вешний,
  • Егорьев день.

Юрьев день: традиции празднования

Юрьев день – праздник пастухов. Их в поле кормили мирской яичницей и одаривали подарками. У южных славян Юрьев день вместе с делили год на два полугодия: «Юрьевское» и «Дмитровское».

У восточных славян Егорьев день – главный скотоводческий праздник в году. В это время впервые выгоняли скот на пастбище. У южных славян и в Карпатах в эту дату проводили ритуальное доение овец, делали первый замер молока. Овцу, предназначенную для первого доения, украшали венком из цветов и трав. На котёл, в который её доили, вешали отдельный венок.

В Юрьев день проводили много магических обрядов, защищающих скотину от волков, сглаза, нечистой силы, укусов насекомых, а также направленных на плодовитость и благополучие животных в период летнего выпаса.

В Белоруссии, на Украине и в Болгарии крестьяне выходили в поле осмотреть посевы. Иногда приглашали священнослужителей, проводивших молебны и освящавших землю. Хозяева с утра обходили принадлежащие им участки земли, устраивали в поле трапезу. Остатки пищи после трапезы закапывали в землю. Чтобы увеличить урожайность посевов и защитить их от засухи и града, хозяева кувыркались по земле. Для защиты земли от непогоды в поле втыкали ветки, освященные в церкви в Вербное воскресенье. Чтобы у коров было больше молока, в некоторых областях их выводили на зеленеющие поля злаковых культур.

Было принято «окликать» молодоженов. С этой целью молодёжные группы ходили по домам тех пар, которые поженились менее года назад, окликали их по имени отчеству, исполняли для них венчальные песни. Молодежь за «окликание» от супружеской четы получала угощение и подарки.

На западнорусских территориях и на востоке Белоруссии жгли большие общесельские костры. У Южных славян Юрьев день считался началом полугодия, которое продолжалось до ).

С Юрьева дня отменялись многие запреты на еду. Можно было есть молодое мясо, зелень, молочные продукты, молодые овощи. Первое надоенное молоко раздавали соседям, чтобы помянуть души умерших предков.

Георгия Победоносца (покровителя этого дня) считали защитником полей, земных плодов и домашнего скота. Ему молились о хорошем урожае, а также о защите животных от болезней, ведьм и других напастей.

Юрьев день: приметы на 6 мая

По погодным явлениям этого дня определяли, каким будет урожай:

  1. Если на Егория тепло, то лето не за горами.
  2. В этот день нельзя ничего вязать, и даже брать в руки шерстяные изделия. Иначе волки всех овец перегрызут.
  3. Ругаться и кричать на Юрия нельзя, а то грозой убьёт.
  4. Сильный дождь идёт – много травы вырастет.
  5. Если на Егория луна находится в стадии роста, дует порывистый ветер и пасмурно, то такая погода продержится ещё достаточно долго.
  6. Комары в стаи сбиваются – к потеплению.
  7. Увидеть утром росу – к хорошему урожаю проса.
  8. Иней на деревьях – к богатому сбору гречихи.
  9. Дождь – к отличному урожаю злаковых культур, но вот гречка не уродится в этом году.
  10. Безветренное ясное утро – хороший знак. Ранние посевы – удачные, сбор урожая с них будет отменным.
  11. Если с утра было холодно, пасмурно или дождливо, а к вечеру распогодилось, то удачными станут поздние посевы.
  12. Если с 6 на 7 мая ночь теплая, то хлеб созреет до первых морозов.
  13. Южный ветер – к богатому урожаю, северный – к ранним заморозкам осенью.
  14. Если лист на берёзе крупный, то и урожая жди хорошего.
  15. Хозяйки на ночь вывешивали на улицу влажное полотенце. Если к утру оно высохнет, то огурцов в этом году будет много.

Человек, рождённый 6 мая, будет хорошо ухаживать за животными. В качестве талисмана ему подходит оникс.

Видео: Егорьев день



Публикации по теме